СВЯЩЕННОМУЧЕНИК АНДРОНИК (НИКОЛЬСКИЙ)Архиепископ Пермский


Почитание

17 января 1999 года архиепископ Андроник (Никольский) был канонизирован как местночтимый святой Пермской епархии. Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года для общецерковного почитания. На иконе Собора новомучеников и исповедников, написанной в то время, мученическая кончина святого Андроника была изображена в верхней левой части четвёртого клейма.

Игумен Дамаскин (Орловский) пишет:

«На обрыве тысячелетней христианской истории России на Пермскую кафедру взошел подвижник и архипастырь-миссионер, подобный святому Стефану Пермскому. Его жизнь была образцом древнего благочестия. Это был подвижник, молитвенник и нестяжатель, всякое материальное благополучие и богатство вменявший ни во что. Все средства владыка жертвовал на помощь беднякам. Одевался он просто, никогда не носил шелковых ряс; и хотя был награжден многими орденами, но наград никогда не надевал. Святитель был ревностным исполнителем иноческих правил и церковных обрядов. Он строго постился: в постные дни питался одними овощами, в скоромные — обходился малым количеством пищи, а в последние дни страстной седмицы употреблял в пищу только просфору и чай. Накануне дня, когда ему должно было совершать литургию, владыка почти не спал, всю ночь простаивая на молитве»

.

Епископ — о народе

Несмотря на слабое здоровье, епископ много ездил по епархии, по жуткому ее бездорожью. Служил в тихих сельских храмах. В каждом селе и деревне, где он останавливался, встречался с людьми, слушал, отвечал на вопросы, что ежедневно вместе со службами занимало не меньше шести часов. Крестьянам, никогда и не выдавшим вблизи архиерея, любопытно было и посмотреть, и послушать.

И архиерей смотрел, и, хотя верил в «богоносный русский народ», что ставили ему порой в упрек, обвиняя в шовинизме, но видел он в нем совсем не одну славу и «благочестие».

«Общая теперь жалоба на народное пьянство, на разгул особенно молодежи, падение семейных нравов, франтовство, бесчестность, озорство и хулиганство, мстительность и жестокость, вероломство и лживость до лжесвидетельства под присягой, что говорит уже об утрате и самой веры, ибо верующий побоится нарушать присягу.

Молодое поколение и даже дети растут без всяких правил жизни: какое-то одичание духовное отпечатлевается и на их лицах. А что с ними будет впоследствии, когда и сама жестокая жизнь наложит на них свой немилосердный отпечаток, особенно если принять в соображение ту погоню за материальным или лучше сказать – животным довольством, которое сделалось характерным признаком и духом последнего времени?

Это все более чем безотрадные, зловещие признаки, при виде которых жутко становится за будущее нашей народной жизни».

Сочинения

  • «Древнецерковное учение об Евхаристии как Жертве в связи с вопросом об Искуплении» (1895, кандидатское сочинение)
  • Миссионерский путь в Японию. Каз., 1899;
  • Христос-Искупитель по учению св. отцов Церкви // ПС. 1902. № 9;
  • Миссионерский год в Японии. Из дневника японского миссионера. Уфа, 1904.
  • Чего желать для нашей духовной школы. Уфа, 1905;
  • Русский гражданский строй жизни перед судом христианина, или Основания и смысл царского самодержавия. Ст. Русса, 1909;
  • Беседы о «Союзе русского народа». Ст. Русса, 1909;
  • Размышления епископа, возвратившегося из путешествия по епархии. М., 1913;
  • Приходи к началу богослужения // Омские ЕВ. 1913. № 18. С. 18-31;
  • Христианское правило жизни для всеобщего счастья // Там же. № 21. С. 16-20;
  • Слово при открытии миссионерских курсов // Там же. 1914. № 14. С. 36-39;
  • Письма архиерея к иереям. Пермь, 1915;
  • Наша церковно-народная жизнь, как она есть: (Размышления епископа после путешествия по епархии). Пермь, 1916;
  • О Церкви, о России: Слова, 1898-1918 / Сост. В. Королев. Фрязино, 1997.
  • Пишу от избытка скорбящего сердца. Серия Письма о духовной жизни. М. Сретенский монастырь. 2007г. 303с.
  • Проповеди, обращения, послания. Тверь: Булат, 2004. 465 с.

АНДРОНИК

(Никольский Владимир Александрович; 1.08.1870, с. Поводнево Мышкинского у. Ярославской губ.- 20.06.1918, Пермь), сщмч. (пам. 7 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, В Соборе новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе святых Пермской митрополии, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Ростово-Ярославских святых), архиеп. Пермский и Кунгурский. Род. в семье псаломщика Преображенской ц. с. Поводнева. В 1885 г. окончил Угличское ДУ, в 1891 г.- Ярославскую ДС, в том же году поступил в МДА, к-рую окончил в 1895 г. со степенью канд. богословия за соч. «Древнецерковное учение об Евхаристии как жертве в связи с вопросом об искуплении». 1 авг. 1893 г. пострижен в монашество с именем А., 6 авг. 1893 г. рукоположен во иеродиакона, 22 июля 1895 г.- во иеромонаха. В 1895 г. назначен помощником инспектора Кутаисской ДС, в авг. следующего года — преподавателем гомилетики Александровской миссионерской ДС в Ардоне на Сев. Кавказе, затем ее инспектором. Семинария имела высокий авторитет среди крестьян-осетин, в 1896 г. желавших учиться в ней было во много раз больше, чем она могла принять. 20 марта 1897 г. определением Святейшего Синода «за усердную и полезную службу по семинарии и частое проповедание слова Божия» А. был возведен в звание соборного иеромонаха Донской иконы Божией Матери московского мон-ря. В сент. 1897 г. назначен миссионером в Японию.

Сщмч. Андроник (Никольский), архиеп. Пермский Сщмч. Андроник (Никольский), архиеп. Пермский

Путешествуя в Японию через Италию, Грецию и Сев. Америку вместе с архим. Сергием (Страгородским; впосл. Патриарх Московский и всея Руси), также назначенным в миссию, А. знакомился с совр. состоянием христианства — католицизма и Православия, посетил древние христ. святыни — катакомбы и гробницы мучеников, развалины колизея. А. впосл. писал, что молитва у мест, освященных кровью первомучеников-христиан, вдохновляла его и архим. Сергия на подвижническое служение Церкви — сделать так, чтобы «церковное начало жизни было святым и полным началом для всех нас».

По приезде в Японию А. близко познакомился с жизнью правосл. общин. Немногочисленная япон. паства, исповедовавшая христианство среди миллионов язычников, поразила А. простотой и глубиной веры. Впосл. А., вспоминая год, проведенный в Японии, признавался, что нести служение среди такого народа было для него большим счастьем. Напряженная деятельность привела к расстройству здоровья, и в 1899 г. А. вернулся в Александровскую ДС. По возведении в сан архимандрита 5 марта 1899 г. А. был назначен ректором семинарии. 6 мая 1901 г. награжден орденом св. Анны 2-й степени. 18 окт. 1901 г. по ходатайству еп. Уфимского Антония (Храповицкого) А. был переведен ректором в Уфимскую ДС, в 1902 г. стал благочинным мон-рей епархии. В мае 1905 г. за заслуги в воспитании юношества награжден орденом св. Владимира 4-й степени.

13 окт. 1906 г. А. был хиротонисан во епископа Киотоского и назначен помощником св. равноап. Николая (Касаткина), архиеп. Японского. Приехав в г. Осака, А. нашел правосл. общину в плачевном состоянии. Храм посещало не более 10 чел., на клиросе читал и пел один псаломщик. Свое служение А. начал с того, что каждый вечер в будние дни посещал дома прихожан, знакомился с их семьями, беседовал, проповедовал, узнавал их нужды. За время служения А. в Японии число людей, посещавших храм, значительно возросло, на богослужениях пел большой смешанный хор. Вновь миссионерские труды в неблагоприятном для А. климате привели к ухудшению здоровья. 5 июля 1907 г. Святейшим Синодом ему был предоставлен отпуск.

С нояб. 1907 по 14 марта 1908 г. А. временно управлял Холмской епархией в отсутствие избранного в Гос. Думу архиеп. Евлогия (Георгиевского), затем был назначен епископом Тихвинским, викарием Новгородской епархии. Объехал все храмы, входящие в Тихвинское вик-ство, за один только сент. 1908 г. посетил 22 сельские церкви в Крестецком, Боровичском и Валдайском уездах, служил, проповедовал и беседовал с людьми. 8 марта 1913 г. А. был переведен на Омскую и Павлодарскую кафедру. В Омске организовал миссионерские курсы для духовенства 3 сибир. епархий. Убеждал духовенство в необходимости поездок священнослужителей в деревни, расположенные далеко от храмов, для совершения исповеди и Причащения.

13 апр. 1914 г. А. был переведен на Пермскую кафедру. Годы служения А. стали временем подъема церковной жизни в епархии. Было построено неск. храмов, в т. ч. величественный собор Белогорского мон-ря; архиерей регулярно объезжал храмы епархии. организовывались лекции, беседы, собрания духовенства и мирян; в аудитории при Стефановской часовне в Перми начались занятия миссионерского и народного певч. кружков; была собрана хорошая епархиальная б-ка. Во всех храмах Перми служились акафисты, по окончании к-рых проводились беседы. При одном из храмов было организовано попечительство о бедных, имевшее свою столовую, где обеды выдавались по дешевой цене всем желающим, а нуждающимся — бесплатно. При свечном заводе и на подворье Белогорского мон-ря открылись книжные лавки. При храме уч-ща слепых был устроен детский приют. Воскресенская ц. содержала на свой счет богадельню, в к-рой жили ок. 50 престарелых. При кафедральном соборе организовалось об-во хоругвеносцев, насчитывавшее неск. десятков чел., в 1917 г. была создана дружина по охране собора и архиерейского дома.

В кн. «Письма архиерея к иереям» А. советовал пастырям Пермской епархии не ограничиваться богослужениями в храмах, но служить и в отдаленных поселках, «чтобы все имели возможность помолиться. Смотря по местным условиям, можно в одном поселке совершить с вечера бдение, а в селе с утра другое бдение и обедню. Вечером же съездить в другой поселок и совершить там вечерню или акафист с беседою». Приходским священникам А. рекомендовал ввести в храмах общенародное пение, начать с общеизвестных молитв, стремясь к тому, чтобы все богослужебные песнопения вместе с канонархом исполняли сами прихожане. «Таким путем и в жизнь пойдут церковные песнопения… и теперь они вытеснят собою все грязные, расплодившиеся в народе песни мирские; научат и благоговению в самом поведении». А. советовал пастырям не ограничиваться проповедью за литургией, но проповедовать и за др. богослужениями, устраивать богослужебные чтения и беседы в храмах, школах с хоровым исполнением духовных песнопений. Большое значение А. придавал кружкам ревнителей благочестия, в к-рых видел помощников пастырям в христ. воспитании народа, устраивал паломничества к святым местам.

А. одевался просто, никогда не носил ни шелковых ряс, ни орденов, к-рыми был награжден, все личные средства раздавал неимущим. Накануне дня совершения литургии почти всю ночь проводил в молитве.

Заботясь о миссионерской деятельности среди старообрядцев (см. Старообрядчество), А. способствовал организации в Пермской губ. единоверческих приходов (см. Единоверие). Поскольку из-за недостатка пастырей многие единоверческие приходы подолгу оставались без священников, стараниями А. в Перми были учреждены пастырские курсы для подготовки единоверческих священнослужителей. Обучение заканчивалось торжественным богослужением, литургию в единоверческом храме совершал по Служебнику XVI в. сам епископ. В 1916 г. в Пермской епархии были созданы миссионерские курсы по обличению неверия и социализма, проводившиеся под руководством пермского епархиального миссионера А. Г. Куляшева. Слушателям сообщались сведения о совр. состоянии атеизма за границей и в России с научной постановкой вопросов о Боге, мире и человеке, причем обращалось особенное внимание на те положения в вопросах веры, к-рые оспаривались атеистами. Слушатели курсов проводили миссионерские беседы, по праздникам и воскресным дням учились произносить в храмах проповеди, к-рые затем разбирались на лекциях.

А. считал пагубным равнодушие многих архиереев Русской Церкви к проблемам совр. общественной жизни, высказывал св. имп. Николаю II свое негативное отношение к нек-рым сторонам гос. политики, резко отрицательно относился к Г. Е. Распутину, к-рый боялся владыки. В годы первой мировой войны А. принимал деятельное участие в помощи воинам, посещал раненых, поступавших с окт. 1915 г. в пермский лазарет; предписал ввести во всех мон-рях Пермской епархии «неусыпаемое круглосуточное чтение акафистов Господу, Божией Матери и святым»; благословил после прочтения акафиста прочитывать молитву о даровании победы и молитву об упокоении воинов; благословил всем жен. мон-рям епархии выделить по 2 чел. для сбора пожертвований по селам и деревням на нужды воинов, на содержание лазаретов и на пасхальные подарки.

После февральской революции 1917 г., в марте, Пермский исполнительный комитет послал телеграмму обер-прокурору Святейшего Синода с требованием уволить А. от управления епархией «как опасного для общественной безопасности и как препятствующего духовенству в его праве соорганизоваться». Узнав об этом, А. отправил обер-прокурору протест. Свт. Тихону, митр. Московскому, А. писал: «Чем ближе присматриваюсь к растущей подлости, тем больше решаюсь отрясти прах от ног и уйти на покой». Вскоре начал работу Поместный Собор РПЦ 1917-1918 гг., и А. уехал в Москву. На Соборе был избран Свящ. Синод из 6 членов, на случай смерти членов Синода было избрано 6 заместителей, среди них — А. Вошел в состав Издательского отдела Собора и был одним из энергичнейших его деятелей. «Огнь пылающий» — называли его участники Собора. После октябрьской революции 1917 г. А. обеспечивал выход в свет документов и посланий Собора.

В дек. 1917 г. А. побывал в Перми. Начавшиеся в епархии гонения на Церковь заставили его обратиться к пастве с воззванием, в к-ром владыка призывал встать на защиту Церкви; воззвание просил читать не только в храмах, но и при всяком удобном случае. В янв. 1918 г. А. обратился с посланием к пастырям Пермской епархии, в к-ром наставлял их быть руководителями совести народной. С февр. 1918 г., после публикации декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», в Пермской епархии началось закрытие храмов, разорение духовных учебных заведений, изъятие церковных ценностей. После краткого пребывания в Перми А. вернулся в Москву и 12 апр. 1918 г. указом свт. Тихона был возведен в сан архиепископа. Приехав в Пермь, А. стал готовить духовенство и паству к предстоящему общегородскому крестному ходу, к-рый состоялся в четверг по Пасхе, 9 мая 1918 г., в день памяти свт. Стефана Пермского. Во главе с А. в нем приняли участие неск. тысяч верующих Перми. Напутствуя расходившиеся по своим храмам крестные ходы, А. обличал гонителей Церкви, посягнувших на церковное имущество. Святитель анафематствовал «посягающих на храм Господень, доколе они не исправятся».

11 мая 1918 г. А. писал Патриарху Тихону: «Я пока на свободе, но, вероятно, скоро буду арестован. Признаки полной анархии. На случай ареста оставлю распоряжение о закрытии всех градо-Пермских церквей. Пусть считаются с самим народом». На случай ареста А. подготовил распоряжение: «Арестованный рабоче-крестьянским правительством, запрещаю священно-церковнослужителям города Перми и Мотовилихи совершение богослужений, кроме напутствия умирающих и Крещения младенцев». 14 июня власти приказали А. явиться в юридический отдел исполкома для допроса. Узнав об этом, верующие Перми собрались на соборной площади; власти отменили приказ и прислали допросный лист святителю на дом. В этот же день в губисполком поступило прошение исполнительного комитета Союза приходских советов Пермской епархии разрешить А. выезд в Москву по делам Союза. Разрешение на выезд власти не дали. В ЧК было решено арестовать А. и расстрелять. В связи с этим постановили объявить военное положение в городе и привести в состояние боевой готовности все имеющиеся войска. Начальнику конной городской милиции приказали поставить по 2 конных милиционера против окон всех городских церковных сторожек на тот случай, если кто-либо из звонарей захочет подняться на колокольню; зазвонившего в колокол велено было расстрелять.

В ночь на 17 июня вооруженный отряд чекистов ворвался в архиерейский дом. Бодрствовавший А. вместе с 2 священниками был арестован. Ночью и днем 17 июня А. находился под стражей в помещении милиции в Мотовилихе. Узнав об аресте, верующие стали собираться перед зданием милиции, требуя освобождения архипастыря. Были арестованы 2 женщины, остальных разогнали. 19 июня А. находился в камере Пермской ЧК. В первом часу ночи 20 июня А. вывели из камеры, повезли по Сибирскому тракту, на 5-й версте свернули в лес. Проехав ок. 100 сажен, остановили лошадей и велели А. копать могилу. По немощи святитель копал медленно, палачи ему помогали; когда закончили, приказали лечь в землю. Перед смертью А. разрешили помолиться. Архиепископ молился ок. 10 минут, затем сказал: «Я готов». Святитель был закопан в землю живым, расстрелян сквозь слой земли. В 1999 г. А. был причислен к лику местночтимых святых Пермской епархии. На Архиерейском Соборе РПЦ 2000 г. внесен в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.

Соч.: Миссионерский путь в Японию. Каз., 1899; Христос-Искупитель по учению св. отцов Церкви // ПС. 1902. № 9; Чего желать для нашей духовной школы. Уфа, 1905; Русский гражданский строй жизни перед судом христианина, или Основания и смысл царского самодержавия. Ст. Русса, 1909; Беседы о «Союзе русского народа». Ст. Русса, 1909; Размышления епископа, возвратившегося из путешествия по епархии. М., 1913; Приходи к началу богослужения // Омские ЕВ. 1913. № 18. С. 18-31; Христианское правило жизни для всеобщего счастья // Там же. № 21. С. 16-20; Слово при открытии миссионерских курсов // Там же. 1914. № 14. С. 36-39; Письма архиерея к иереям. Пермь, 1915; Наша церковно-народная жизнь, как она есть: (Размышления епископа после путешествия по епархии). Пермь, 1916; О Церкви, о России: Слова, 1898-1918 / Сост. В. Королев. Фрязино, 1997.

Лит.: Беляев А. [Отзыв] о соч. студента иеродиак. Андроника «Древне-церковное учение об Евхаристии как жертве в связи с вопросом об искуплении» // БВ. 1896. Апр. Журнал Совета МДА. С. 206-208; Преосв. Андроник, еп. Омский и Павлодарский // Омские ЕВ. 1913. № 7. С. 6-9; К прибытию в г. Пермь преосв. еп. Андроника // Пермские ЕВ. 1914. № 25. С. 462-468; Вестник Омской епархии. 1919. № 58. С. 3; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Ч. 1. С. 256-258; Дамаскин. Кн. 2. С. 82-112; Любовью побеждая страх: Жизнеописания нмч. Российских. Фрязино, 1998. С. 5-64; Вяткин В. Пермские архипастыри-новомученики. Пермь, 2000.

Игум. Дамаскин (Орловский)

Литература

  • Беляев А. [Отзыв] о соч. студента иеродиак. Андроника «Древне-церковное учение об Евхаристии как жертве в связи с вопросом об искуплении» // БВ. 1896. Апр. Журнал Совета МДА. С. 206-208;
  • Преосв. Андроник, еп. Омский и Павлодарский // Омские ЕВ. 1913. № 7. С. 6-9;
  • К прибытию в г. Пермь преосв. еп. Андроника // Пермские ЕВ. 1914. № 25. С. 462-468;
  • Состав Святейшего Правительствующего Синода и Российской церковной иерархии на 1917 год. Пг., 1917. 384с. С.250-251.
  • Вестник Омской епархии. 1919. № 58. С. 3;
  • Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979-1989. Т.1. С.256-258.
  • Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. М., 1994. Репр. воспр. изд. 1949-1957гг. (Джорданвилль). Ч.1. С.69-70. Ч.2. С.283.
  • Деяния Священного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918гг. (Документы. Материалы. Деяния I-XVI). М., 1994. Репр. воспр. изд. 1918г. Т.1. С.61.
  • Королев В. В земле Российской просиявший// Епископ Андроник (Никольский). Русский гражданский строй жизни перед судом христианина. Фрязино: Содружество «Православный паломник», 1995. С.28-32.
  • Агафонов П.Н. Архиепископ Пермский и Кунгурский Андроник (Владимир Никольский). Пермь, 1995.
  • Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви XX столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 1996. Кн.2. С.82-112.
  • Любовью побеждая страх. Жизнеописания новомучеников Российских. Архиеп.Пермский Андроник, еп.Соликамский Феофан, архиеп.Черниговский Василий, еп.Семиреченский Пимен. 1867-1918/ Сост.В.А.Королев. Фрязино, 1998. С.3-64.
  • Вяткин В. Пермские архипастыри-новомученики. Пермь, 2000.
  • Деяние Юбилейного Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12-16 августа 2000г.
  • Королев В.А. Простираясь вперед. Жизнеописание архиепископа Пермского Андроника в документах М. Паломник 2013г. 640 с.
  • Дамаскин (Орловский), архим. «Огнь пылающий: житие священномученика Андроника (Никольского), архиепископа Пермского и Кунгурского». Оптина пустынь, 2021. — 370 с.

Характером веселый и общительный

Володя (так звали священномученика Андроника в миру) происходил из диаконской семьи. Жили на Волге, под Угличем. С детства у него проявлялись замечательные способности в учебе. Толкового парня с легкостью приняли в Угличское духовное училище, потом в семинарию, потом в Академию. И везде учителя поражались его способностям.

Характером он был веселый и общительный, роста среднего, худощавый; мягкий тенор, быстрая походка.

Во время учебы в Академии Владимир встречался с Иоанном Кронштадтским и тот благословил его на монашество.

Только через мой труп!..

В феврале 1918 года был опубликован большевицкий декрет об отделении Церкви от государства и школы от Церкви. Начались гонения на верующих.

Владыка Андроник открыто называл представителей власти разбойниками.

Тысячи людей, среди которых были абсолютно неверующие, приходили в церковь послушать проповеди святителя – искренность и горячность не оставляли равнодушных.

После выхода декрета о национализации церковного имущества большевики в открытую грабили храмы. Архиепископ Андроник с амвона произнес речь, адресованную большевикам (он знал, что они стоят в храме, маскируясь под молящихся): «Идите и передайте вашим главарям, что к дверям храмов и ризниц они подойдут, только перешагнув через мой труп, а при мне и гроша ломаного церковного не получат».

В 1918 году, после посвящение в архиепископа, владыка Андроник разослал, как полагалось, приветственные открытки и письма архиереям других епархий. И не получил ни одного ответа. Такая реакция его страшно огорчила.

Убежденный монархист


Епископ Андроник. Изображение с сайта newmartyros.ru
С началом Первой Мировой войны епископ Андроник организовал в своей епархии множество лазаретов для раненых, сам навещал их, утешал.

Летом 1916 года святитель побывал на фронте в Царской Ставке. Там произошла его встреча с Государем Николаем II. Епископ попытался предостеречь Государя от своего «земляка» Григория Распутина, но Государь, вежливо выслушав, попросил епископа «не верить всякому вздору».

После этой встречи владыка часто говорил в проповедях, что внутренний враг намного опаснее внешнего, а переход от монархии к иной форме правления без разрушения Российской государственности невозможен. В 1916 году он создал специальные миссионерские курсы по обличению нового социалистическо-коммунистического лжеучения: «Долг совести верноподданного и безграничная любовь к Отечеству не дают мне молчать».

В отличие от многих архиереев и священников, равнодушных к политической ситуации в стране, епископ считал такое равнодушие неверным, причину его видел вовсе не «в бесстрастии», а в лени, страхе и нежелании вникнуть в сущность происходящих событий.

Уж кто-кто, а пастырь, по мнению владыки Андроника, обязан видеть и знать все, что происходит в стране, понимать духовный смысл и уметь ясно с Христовой правдой растолковать его народу.

Узнав в начале марта 1917 года об отречении Царя от престола, владыка говорил народу: «Безчестные царские советники и слуги в своих расчетах скрывали правду от сердца царева и делали все, чтобы разъединить Царя с народом и добились своего, но, добившись, они первые же и оставили Царя одного, отказавшись далее служить ему».

Примечания

  1. Черная сотня. Историческая энциклопедия / Сост. А. Д. Степанов, А. А. Иванов; отв. ред. О. А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2008. — С. 32—34. — 680 с. — ISBN 978-5-93675-139-4.
  2. Скорбный путь Михаила Романова: от Престола до Голгофы. Документы, материалы следствия, дневники, воспоминания / Сост. В. М. Хрусталев, Л. А. Лыкова. — Пермь, 1996. — С. 231.
  3. Список Новомучеников и Исповедников Российских (утвержден Архиерейским Собором РПЦЗ в 1981 г.).
  4. ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 4 мая 2021 года. Патриархия.ru.

Одиночный набат


Пермь. 1920-ее гг. Изображение с сайта archive.perm.ru
После заявления своей непримирительной позиции к новой власти святитель понимал, что его скоро арестуют. Святителя уже пытались арестовать, но народ его защитил. Власть испугалась и ответила просящим за владыку депутациям (среди которых была и мусульманская), что не имеет вопросов к епископу.

А потом пошла на хитрость: объявила в Перми военное положение: без пропусков нельзя было выходить раньше и позже определенного часа. Арестовывать владыку пришло более полутора тысяч красноармейцев.

Возле колокольни поставили вооруженных милиционеров, чтобы верующие не могли ударить в набат. А после полуночи пришли и взяли владыку. Нашелся смельчак, не пожалевший жизни для того, чтобы попытаться спасти владыку: он ударил в набат, и был тут же застрелен.

И все же набат был услышан. К зданию милиции, несмотря на военное положение, пришли толпы людей, требовавших освобождения святителя. Большевикам пришлось применить силу, чтобы подавить народное возмущение.

Биография

Родился 1 (13) августа 1870 года в семье псаломщика Преображенской церкви села Поводнева Ярославской епархии.

В 1885 году окончил Угличское духовное училище, в 1891 году — Ярославскую духовную семинарию, в том же году поступил в Московскую духовную академию.

1 (13) августа 1893 года пострижен в монашество с именем Андроник, 6 (18) августа 1893 года рукоположён в сан иеродиакона. В 1895 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия за сочинение «Древнецерковное учение об Евхаристии как жертве в связи с вопросом об искуплении». 22 июля (3 августа) 1895 года рукоположён в сан иеромонаха.

С 1895 года помощник инспектора в Кутаисской духовной семинарии. С августа 1896 года преподаватель гомилетики, затем инспектор Александровской миссионерской семинарии в Ардоне. 20 марта (1 апреля) 1897 года определением Святейшего синода «за усердную и полезную службу по семинарии и частое проповедание слова Божия» был возведён в звание соборного иеромонаха Донской иконы Божией Матери московского монастыря и награждён наперсным крестом.

В сентябре 1897 года назначен членом миссии в Японии. Путешествуя в Японию через Италию, Грецию и Северную Америку вместе с архимандритом Сергием (Страгородским), также назначенным в миссию, знакомился с современным состоянием христианства — католицизма и православия, посетил древние христианские святыни — катакомбы и гробницы мучеников, развалины Колизея. Впоследствии писал, что молитва у мест, освящённых кровью первомучеников-христиан, вдохновляла его и архимандрита Сергия на подвижническое служение Церкви — сделать так, чтобы «церковное начало жизни было святым и полным началом для всех нас».

Ухудшение здоровья, вызванное трудностями акклиматизации, а также известие о смерти отца, вынудили его возвратиться в Россию. С 5 (17) марта 1899 по 13 (25) января 1900 года ректор Ардонской миссионерской семинарии в сане архимандрита. Уволен от должности по прошению. По приглашению епископа Уфимского Антония (Храповицкого) в 1900 году приехал в Уфу. 16 октября того же года по ходатайству епископа Антония (Храповицкого) назначен ректором Уфимской духовной семинарии, благочинный монастырей епархии.

Допрос

Во время допроса святитель долго хранил молчание: он тихо сидел напротив следователя в одном из кресел возле письменного стола. После многочисленных провокационных вопросов, владыка, сняв панагию, завернул ее в большой шелковый лиловый платок, положил перед собой на столе и заявил:

«Мы враги открытые, примирения между нами быть не может. Если бы я не был архипастырем и была необходимость решать вашу участь, то я, приняв грех на себя, приказал бы вас повесить немедленно.

Больше нам разговаривать не о чем». После этих слов архиепископ медленно развернул платок, надел панагию, аккуратно расправил ее на груди и стал молча молиться.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]