С уральским крестом: какой бэкграунд везет в Татарстан новый православный пастырь


Казанский Никольский кафедральный собор, 21 февраля 2010 г. Фото Андрея Петровича Сычева, с сайта sobory.ru

Казанская и Татарстанская епархия
Татарстанской митрополии Русской Православной Церкви

  • Епархиальное управление: Россия, 420111, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Миславского, д. 15/9
  • Тел. (приемная, факс), 292-01-45 (секретарь Архиерейского совета), 292-01-75 (бухгалтерия), 292-01-84 (секретарь епархии, факс)
  • Официальный сайт: , архивы 2001-2012 —
  • Каноническая территория: гг. Казань, Набережные Челны; Агрызский, Апастовский, Арский, Атнинский, Балтасинский, Буинский, Верхнеуслонский, Высокогорский, Дрожжановский, Елабужский, Зеленодольский, Кайбицкий, Камско-Устьинский, Кукморский, Лаишевский, Мамадышский, Менделеевский, Мензелинский, Пестречинский, Рыбно-Слободский, Сабинский, Тетюшский, Тукаевский, Тюлячинский р-ны респ. Татарстана
  • Кафедральные соборы: Благовещенский в г. Казани, Никольский в г. Казани, Петропавловский в г. Казани
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

В 1555 году по указу царя Ивана Грозного при Московском митрополите Макарии соборным определением была учреждена Казанская епархия, на которую в сане архиепископа Казанского и Свияжского был назначен игумен тверского Селижарова монастыря Гурий (Руготин), отправившийся в Казань с архимандритами Варсонофием и Германом и «наказной памятью»: в крещение неволею не приводить, обращаться с иноверцами кротко, с умилением, жестокостей им не чинить, а при необходимости, освобождать их от суда воевод и наместников. В иерархическом отношении Казанская епархия, относившаяся к Московской митрополии, заняла среди восточно-русских епархий третье место после Москвы (митрополии) и Новгорода (архиепископии). С 26 января 1589 года — митрополия.
Территориально Казанскую епархию составили: на юго-западе — до реки Суры Нагорная сторона (Козьмодемьянск, Васильсурск, Чебоксары, Цивильск, Свияжск, Тетюши) и Луговая сторона (Санчурск, Царевококшайск); на северо-западе — все земли до реки Ветлуги; часть Вятских земель до середины течения реки Вятки, которые с 1658 года отходят к новоустроенной Вятской епархии; на востоке — земли Казанского, Астраханского, отчасти Сибирского царств (с 1586 года вошла Уфа и Бирск); на юге — земли Астраханского царства до Терского городка на реке Терек, которые с 1602 года отходят к новообразованной Астраханской епархии. К 1917 году территория Казанской епархии ограничивалась пределами Казанской губернии.

С 1922 по 1938 год существовала одноименнная обновленческая епархия.

11 июня 1993 года из состава Казанской епархии была выделена Йошкар-Олинская епархия в пределах республики Марий Эл.

6 июня 2012 года были выделены самостоятельные Альметьевская и Чистопольская епархии, после чего в составе Казанской епархии осталась северо-восточная половина Татарстана — города Казань и Набережные Челны, а также Агрызский, Апастовский, Арский, Атнинский, Балтасинский, Буинский, Верхнеуслонский, Высокогорский, Дрожжановский, Елабужский, Зеленодольский, Кайбицкий, Камско-Устьинский, Кукморский, Лаишевский, Мамадышский, Менделеевский, Мензелинский, Пестречинский, Рыбно-Слободский, Сабинский, Тетюшский, Тукаевский и Тюлячинский районы. Тогда же Казанская кафедра была определена центром Татарстанской митрополии.

Исторические названия

  • Казанская и Свияжская (3 февраля 1555 — 26 января 1589)
  • Казанская и Астраханская (26 января 1589 — 1602)
  • Казанская и Свияжская (1602 — 16 октября 1799)
  • Казанская и Симбирская (16 октября 1799 — 10 февраля 1832)
  • Казанская и Свияжская (10 февраля 1832 — упом. 14 декабря 1930)
  • Казанская и Татарская (упом. 25 февраля 1948)
  • Казанская и Чистопольская (1949 — 26 декабря 1957)
  • Казанская и Марийская (26 декабря 1957 — 11 июня 1993)
  • Казанская и Татарстанская (11 июня 1993)

Статистика

  • 1904 — Церквей — 746, часовен и молитвенных домов — 326. Духовенство — 1521 (протоиереев — 40, священников — 713, дьяконов — 30, псаломщиков — 738). Православного населения — 1480216, старообрядцев — свыше 17399, иноверцев — 767238, протестантов — 735, католиков — 1203. Библиотек при церквях — 620.
  • 1912 — Архиерейских домов — 2. Церквей — 739, часовен — 336. Монастырей — 23 (10 женских), 2 женские общины. Духовная академия, Духовная семинария, 3 духовных училища, 589 церковных школ, центральная татарская школа при Братстве святого Гурия (1864).
  • 1 января 1958 [1] — 31 зарегистрированный храм/молитвенный дом.
  • декабрь 2010 — приходов — 272, храмов — 221 (в т.ч. приписных — 36, монастырских — 23, часовен — 25, больничных — 4, тюремных — 8), священников — 330, диаконов — 68. В ряде населенных пунктов Татарстана действуют духовно-просветительские курсы. 13 печатных периодических изданий различного формата. 6 православных теле- и радиопередач [2].
  • 1 августа 2013 — 145 храмов, 35 часовен; 12 молитвенных домов, имеющих престол; 138 приходов, имеющих юридическую регистрацию, не имеющих — 9; молитвенных помещений любого вида на территории монастырей или при учреждениях (светских учебных заведениях, исправительных учреждениях, военных частях, больницах и т.п.) — 24; штатных клириков: 208 священников, 32 диакона; приходское духовенство: 152 священника, 26 диаконов; целибатных и вдовых священнослужителей: 36 священников, 5 диаконов; монашествующих приходских клириков (в мантии или рясофоре): 20 священников, 1 диакон; монашествующих, пребывающих в монастырях: мужское монашество без сана — 13, мужское монашество в сане — 49, женское монашество — 19. В ряде населенных пунктов Татарстана действуют духовно-просветительские курсы. 13 печатных периодических изданий различного формата. 6 православных теле- и радиопередач. [2]

Историческая справка

В 1555 году по указу царя Ивана Грозного при Московском митрополите Макарии соборным определением была учреждена Казанская епархия, на которую в сане архиепископа Казанского и Свияжского был назначен игумен тверского Селижарова монастыря Гурий (Руготин), отправившийся в Казань с архимандритами Варсонофием и Германом и «наказной памятью»: в крещение неволею не приводить, обращаться с иноверцами кротко, с умилением, жестокостей им не чинить, а при необходимости, освобождать их от суда воевод и наместников. В иерархическом отношении Казанская епархия, относившаяся к Московской митрополии, заняла среди восточно-русских епархий третье место после Москвы (митрополии) и Новгорода (архиепископии). С 26 января 1589 года — митрополия.

Территориально Казанскую епархию составили: на юго-западе — до реки Суры Нагорная сторона (Козьмодемьянск, Васильсурск, Чебоксары, Цивильск, Свияжск, Тетюши) и Луговая сторона (Санчурск, Царевококшайск); на северо-западе — все земли до реки Ветлуги; часть Вятских земель до середины течения реки Вятки, которые с 1658 года отходят к новоустроенной Вятской епархии; на востоке — земли Казанского, Астраханского, отчасти Сибирского царств (с 1586 года вошла Уфа и Бирск); на юге — земли Астраханского царства до Терского городка на реке Терек, которые с 1602 года отходят к новообразованной Астраханской епархии. К 1917 году территория Казанской епархии ограничивалась пределами Казанской губернии.

С 1922 по 1938 год существовала одноименнная обновленческая епархия.

11 июня 1993 года из состава Казанской епархии была выделена Йошкар-Олинская епархия в пределах республики Марий Эл.

6 июня 2012 года были выделены самостоятельные Альметьевская и Чистопольская епархии, после чего в составе Казанской епархии осталась северо-восточная половина Татарстана — города Казань и Набережные Челны, а также Агрызский, Апастовский, Арский, Атнинский, Балтасинский, Буинский, Верхнеуслонский, Высокогорский, Дрожжановский, Елабужский, Зеленодольский, Кайбицкий, Камско-Устьинский, Кукморский, Лаишевский, Мамадышский, Менделеевский, Мензелинский, Пестречинский, Рыбно-Слободский, Сабинский, Тетюшский, Тукаевский и Тюлячинский районы. Тогда же Казанская кафедра была определена центром Татарстанской митрополии.

Епархиальные отделы

  • информационно-издательский
  • по работе с молодежью
  • миссионерский отдел
  • социального служения
  • религиозного образования и катехизации
  • по взаимоотношению с органами медицины и здравоохранения
  • по противодействию наркомании и алкоголизму
  • по взаимоотношения с вооруженными силами
  • по взаимоотношению с правохранительными органами
  • по канонизации святых
  • паломнический
  • православный центр глухих
  • Братство святителя Гурия

Исторические названия

  • Казанская и Свияжская (3 февраля 1555 — 26 января 1589)
  • Казанская и Астраханская (26 января 1589 — 1602)
  • Казанская и Свияжская (1602 — 16 октября 1799)
  • Казанская и Симбирская (16 октября 1799 — 10 февраля 1832)
  • Казанская и Свияжская (10 февраля 1832 — упом. 14 декабря 1930)
  • Казанская и Татарская (упом. 25 февраля 1948)
  • Казанская и Чистопольская (1949 — 26 декабря 1957)
  • Казанская и Марийская (26 декабря 1957 — 11 июня 1993)
  • Казанская и Татарстанская (11 июня 1993)

Архипастыри

  • Свт. Гурий (Руготин) (3 февраля 1555 — 5 декабря 1563) [3]
  • Свт. Герман (Садырев-Полевой) (12 марта 1564 — 6 ноября 1567)
  • Лаврентий I (9 февраля 1568 — ранее 13 июля 1574)
  • Вассиан (14 февраля — 21 мая 1575)
  • Тихон I (Хворостинин) (5 июля 1575 — 14 июня 1576)
  • Иеремия (1576 — 1581)
  • Косма (29 декабря 1581 — 1583)
  • Тихон II (1583 — 23 марта 1589)
  • Сщмч. Ермоген (13 мая 1589 — 3 июля 1606) [4]
  • Ефрем (Хвостов) (август 1606 — 26 декабря 1613)
  • Матфей (7 февраля 1615 — 13 января 1646) [5]
  • Симеон (или Симон) Серб (7 февраля 1646 — 26 сентября 1649)
  • Корнилий I (13 января 1650 — 17 августа 1656)
  • Лаврентий II (26 июля 1657 — 11 ноября 1672)
  • Корнилий II (16 марта 1673 — 6 августа 1674) [6]
  • Иоасаф (6 сентября 1674 — 30 января 1686) [7]
  • Адриан (21 марта 1686 — 24 августа 1690)
  • Маркелл (8 сентября 1690 — 21 августа 1698)
  • Тихон (Воинов) (25 марта 1699 — 23 марта 1724) [8]
  • Сильвестр (Холмский-Волынец) (25 июля 1725 — 30 декабря 1731)
  • Иларион (Рогалевский) (26 марта 1732 — 29 марта 1735)
  • Гавриил (Русской) (17 сентября 1735 — 9 марта 1738)
  • Лука (Конашевич) (9 марта 1738 — 9 октября 1755)
  • Гавриил (Кременецкий) (20 октября 1755 — 25 июля 1762) [9]
  • Вениамин (Пуцек-Григорович) (25 июля 1762 — 17 марта 1782) [10]
  • Антоний (Герасимов-Зыбелин) (25 апреля 1782 — 5 марта 1785)
  • Амвросий (Подобедов) (27 марта 1785 — 16 октября 1799)
  • Серапион (Александровский) (21 октября 1799 — 11 декабря 1803)
  • Павел (Зернов) (18 декабря 1803 — 14 января 1815)
  • Амвросий (Протасов) (7 февраля 1816 — 6 ноября 1826)
  • Иона (Павинский) (6 ноября 1826 — 3 февраля 1828)
  • Свт. Филарет (Амфитеатров) (25 февраля 1828 — 19 сентября 1836) [11]
  • Владимир (Ужинский) (19 сентября 1836 — 1 марта 1848)
  • Григорий (Постников) (1 марта 1848 — 1 октября 1856)
  • Афанасий (Соколов) (3 ноября 1856 — 9 ноября 1866)
  • Антоний (Амфитеатров) (9 ноября 1866 — 8 ноября 1879)
  • Сергий (Ляпидевский) (11 января 1880 — 21 августа 1882)
  • Палладий (Раев-Писарев) (21 августа 1882 — 29 сентября 1887)
  • Павел (Лебедев) (29 сентября 1887 — 23 апреля 1892)
  • Владимир (Петров) (7 мая 1892 — 2 сентября 1897)
  • Арсений (Брянцев) (4 октября 1897 — 8 февраля 1903)
  • Димитрий (Ковальницкий) (8 февраля 1903 — 26 марта 1905)
  • Димитрий (Самбикин) (26 марта 1905 — 17 марта 1908)
  • Никанор (Каменский) (5 апреля 1908 — 27 ноября 1910)
  • Иаков (Пятницкий) (10 декабря 1910 — 1918) [12]
  • Алексий (Дородницын) (1911) в/у, еп. Чистопольский
  • Сщмч. Кирилл (Смирнов) (1920 — декабрь 1929, с 1922 года на кафедре не бывал, находясь в заключении и ссылках)
    • Сщмч. Иоасаф (Удалов) (21 марта 1921 — 4 января 1922) в/у, еп. Мамадышский [13]
    • Сщмч. Иоасаф (Удалов) (21 августа 1922 -15 мая 1923) в/у, еп. Чистопольский
    • Афанасий (Малинин) (декабрь 1923 — ?) еп. Спасский, затем Чебоксарский
    • Митрофан (Поликарпов) (1925) в/у, еп. Бугульминский
    • Иоанн (Широков) (1930) в/у, еп. Марийский
    • Ириней (Шульмин) (1930) в/у, еп. Елабужский
  • Афанасий (Малинин) (7 мая 1930 — 23 марта 1933)
    • Ириней (Шульмин), 2-й раз (1933) в/у, еп. Мамадышский
  • Серафим (Александров) (11 августа 1933 — 15 ноября 1936)
  • Венедикт (Плотников) (20 декабря 1936 — февраль 1937)
  • Никон (Пурлевский) (5 июня — 27 декабря 1937)
  • Андрей (Комаров) (26 августа 1942 — 14 апреля 1944) [14]
    • Иларий (Ильин) (1944 — 1945) в/у, еп. Ульяновский
  • Гермоген (Кожин) (18 февраля 1946 — 19 октября 1949)
  • Иустин (Мальцев) (20 октября 1949 — 4 апреля 1950)
    • Корнилий (Попов), в/у, еп. Горьковский [15]
  • Сергий (Королев) (26 сентября 1950 — 18 декабря 1952)
  • Иов (Кресович) (28 января 1953 — март 1960)
    • Михаил (Воскресенский) (июнь — 23 ноября 1960) в/у, еп. б. Чкаловский
  • Михаил (Воскресенский) (23 ноября 1960 — 7 октября 1967)
  • Сергий (Голубцов) (7 — 23 октября 1967) [16]
  • Михаил (Воскресенский), 2-й раз (23 октября 1967 — 25 июля 1975)
  • Пантелеимон (Митрюковский) (19 августа 1975 — 30 ноября 1988)
  • Анастасий (Меткин) (11 декабря 1988 — 13 июля 2015)
  • Феофан (Ашурков) (13 июля 2015 — 20 ноября 2020)
    • Иоанн (Тимофеев) (20 ноября — 8 декабря 2020) в/у, митр. Йошкар-Олинский
  • Кирилл (Наконечный) (с 8 декабря 2020)
  • Православие в Татарстане имеет множество сайтов

    Существует немало интернет ресурсов, которые посвящены христианству в этом регионе. Один из самых известных — сайт «Православие в Татарстане». Он же — официальный сайт Татарстанской митрополии. Он очень богат различными материалами.

    Татарстанская митрополия официальный сайт

    Фактически можно зайти именно сюда и найти любую информацию. Проповеди и встречи митрополита — пожалуйста, новости Казанской митрополии — сколько угодно. А также есть разделы:

    1. Чистопольской епархии.
    2. Альметьевской епархии.
    3. Церковные новости.

    Имеется обширный раздел публикаций, где затрагиваются самые различные темы. Здесь можно почитать о том, как человеку относится к святыням, как выстраиваются взаимоотношения человека и Бога, чем примечательны жизни тех или иных христианских подвижников.

    В разделе «Медиа» можно найти фото и видеорепортажи о жизни митрополии. Здесь есть даже видеосюжеты с телеканалов.

    Любые официальные сведения можно получить здесь же: есть контакты для паломников, для информационная поддержка и т.д.

    Ещё один раздел посвящён монастырям и храмам, где можно узнать подобности о каждом из них:

    1. Имя настоятеля.
    2. Почтовый адрес.
    3. Телефон.

    Отдельного сайта для Татарстанских епархий нет. Вся нужная информация сосредоточена на этом.

    В Казанской епархии в 1579 году обрели икону Казанской Божией Материи

    Одна из самых известных икон христианского мира обретена здесь, в Казанской епархии. Так об этом повествует предание:

    «Яви убо себе Богородицына икона сицевымъ образомъ. Не яви убо образа своего Владычица ни святителю града, ни начальнику властелинску, ниже вельможи или богату, ниже мудру старцу: но яви своё честное сокровище, источникъ неизсчерпаемый приходящимъ с вѣрою, чудный свой образъ, нѣкоего мужа от простыхъ, имуща мудрость на войнѣ стрелебную, сего дщи юнна, десяти лѣтъ суща, именемъ Матрона. Сей бо дѣвицы явися чюдная она и пресвѣтлая икона Богородицына. И после убо пожара в томъ же лѣте и месяце, сице нача являтися дѣвицы оной, ей же имя преди рекохомъ, икона пресвѣтлая Божия Матери. И веляше ей поити во градъ и повѣдати про икону Богородицыну, ея же видѣ, архиепископу и воеводамъ, дабы шед выняли образъ Пречистые Богородицы от земленыхъ нѣдръ: и мѣсто повѣда ей, идѣже последи обрѣтоша драгаго бисера честное сокровище, чюдную икону Богородицыну».

    Последующая судьба иконы туманна. С одной стороны она всегда была на виду в разной степени достоверности городских легендах. Рассказывали о чудесах, сотворённых этим образом. Некоторые из них заслуживают внимания, другие же — однозначный вымысел.


    Список Казанской иконы Божией Матери (подлинник утрачен)

    Самое интересное, что хотя икона вроде бы никуда не пропадала, в XIX веке источники противоречили друг другу о месте нахождения подлинной иконы. Затрудняли идентификацию многочисленные списки.

    Казанскую икону Божией Матери так и не нашли после пропажи.

    Есть мнение, что икона похищена в 1904 году. Позднее её якобы обнаружили в Испании. Иоанн Павел II хотел лично вернуть её России, но православное духовенство воспротивилось приезду папы римского. Из-за этого икона Казанской Божией Матери попала в Россию намного позже, но православных ждало разочарование. Это действительно был старый образ, но не тот, не подлинный.

    Ещё несколько икон претендовали на звание той самой, но все они не прошли проверку специалистами, что не мешает верующим почитать их.

    «У нас воспитывают владык, которых потом направляют в мусульманские регионы»

    Учитывая, что Кириллу теперь предстоит работать в «мусульманском» регионе, многих интересует, как выстраивались его отношения с приверженцами ислама. Как уверяет корреспондента «Реального времени» председатель екатеринбургского ММРО «Памяти защитников отечества» Наиль Шаймарданов, который в прошлом работал вице-спикером Свердловской областной думы и зампредом Счетной палаты региона, с мусульманами владыка всегда ладил.

    — «Уральский мухтасибат» (Духовное управление мусульман Свердловской области, — прим. ред.) плодотворно взаимодействует с епархией, — говорит Наиль Залилович. — По целому ряду вопросов мы находим общее мнение. Надо отдать должное руководителю ДУМ СО Артуру хазрату [Мухутдинову]: он с делегацией посетил епархию, синагогу, провел теплые встречи. Негативной информации о мусульманах со стороны митрополита и епархии я не видел. Какой-либо конфронтации у нас нет.

    Наш собеседник отмечает, что у православных и мусульман были схожие проблемы на Урале.

    — Наш регион считается православным. И с органами государственной власти проблем у владыки, казалось бы, не было. А когда были события в сквере, когда народ отказался предоставлять место для строительства храма Святой Екатерины, наступил сложный период для епархии [в отношениях с региональными властями]. Хотя в этом отношении епархия за годы прошла все формальности. Примерно такая же ситуация была у мусульман: планировалось построить соборную мечеть на площади Мира и Согласия, на документах были все подписи от губернатора и мэра, но теперь на сваях этой мечети строится ледовая арена.

    При этом Шаймарданов обратил внимание на любопытную деталь. Кирилл и его предшественник Викентий (Морарь) после работы в Екатеринбурге были переведены в места с преобладающим мусульманским населением.

    — Владыка Викентий, с которым мы очень плотно работали, в 2011 году был направлен в Узбекистан (ныне он митрополит Ташкентский и Узбекистанский, глава Среднеазиатского митрополичьего округа, — прим. ред.). А Узбекистан — мусульманская страна. Теперь и Кирилл направляется в Татарстан. Для Свердловской области становится традицией, что у нас воспитывают владык, которых потом направляют в мусульманские регионы. Не знаю, чем именно руководствуется Русская православная церковь, — смеется он.

    По мнению мусульманского деятеля, новый владыка придется «ко двору» в Казани.

    — Сколько мы приезжали в Татарстан с официальными делегациями Свердловской области еще со времен Шаймиева, мы, в том числе русские, открыв рот, слушали об отношениях РПЦ и мусульман республики. И сейчас Татарстан остается примером. Слава Аллаху, что вы так живете. Надеюсь, что новый владыка будет развивать и поддерживать эту линию добрососедства, — резюмировал Наиль Шаймарданов.

    Библиография

    • Горталов, Н. К., Краткие биографические сведения об иерархах Казанской епархии от учреждения ее до настоящего времени (1555-1885 гг.)
      , Казань, 1885, 36 с.
    • Никанор (Каменский), архиеп., Казанские архипастыри
      , Казань: тип. Г. М. Вячеслава, 1890.
    • Богословский, Г. К., свящ., Краткий исторический очерк Казанской епархии, с приложением биографических сведений о Казанских архипастырях
      , Казань, 1893.
    • Богословский, Г. К., Справочная книга для Казанской епархии
      , Казань, 1900, 612, XXI с.
    • Справочная книга Казанской епархии
      , Казань, 1909, 751, XXIV с.
    • Мануил (Лемешевский), архиеп., Каталог русских архиереев, 1897-1957
      .
    • Киреев, А., диакон, Архиерейские кафедры Русской Православной Церкви 59-1984
      , 1984.

    Самый популярный священник Татарстанской епархии Владимира (Головин) извергнут из сана в 2019 году

    Особый вклад в православную жизнь Татарстана и популяризацию христианства внёс протоирей Владимир (Головин). Никто не станет спорить, что он — один из самых любимых публикой христианских проповедников. Об этом однозначно свидетельствуют просмотры на его официальном канале и отзывы людей.

    Духовный Маяк официальный канал

    Однако у высшего духовенства православной церкви возникли претензии к отцу Владимиру. Одним из камней преткновения стала так называемая молитва по соглашению — духовная практика совместной молитвы, которую активно популяризировал протоиерей.


    Отец Владимир (Головин) до извержения был самым популярным священником Татарстанской митрополии, но и сейчас народная любовь к нему сохранилась

    Попытки сперва запретить к служению, а потом извергнуть священника из сана вызвали негодование у верующих. В его поддержку высказались тысячи православных христиан, юристы, популярные блоггеры и священнослужители.

    Дискуссия продлилась около года. Отец Владимир частично признавал свою вину, но стоял на своём:

    1. Церковь не предавал, всегда оставался верен православию.
    2. Вокруг него плетут интриги враги, которым выгодно устранить известного священника.

    Эта шумная история переросла в то, что в апреле 2021 года отца Владимира извергли из сана. На что он отреагировал смиренно и сказал, что пусть священником он не значится, но быть православным и проповедовать слово Божье ему никто запретить не может.

    Решение об извержении из сана ещё может быть обжаловано. Сторонники отца Владимира надеются сделать упор на некомпетентности обвинителей и нарушении юридических норм церковным судом. Но чем бы ни завершились эти события, отец Владимир за время своего служения успел стать одной из самых ярких фигур в современной православной церкви и, безусловно, в Татарстанской митрополии.

    Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

    Благовещенский Собор Казанского кремля — старейший в Татарстане

    Из всех зданий Татарстана важнейшим для христиан, историков, культурологов и просто туристов можно назвать благовещенский собор Казанского кремля. Он поострен ещё в XVI веке и долго оставался кафедральным собором — до 1918 года.

    Это если не древнейшее, то одно из древнейших сооружений в городе. Изначально он создавался с оглядкой на Успенский собор московского кремля. С самого начала строители понимали, что создают важное для христианства Татарстана, статусное здание.


    Благовещенский собор Казанского кремля

    Благовещенский собор — это красивейшее сооружение с пятью куполами (четыре в честь евангелистов и один — в честь Бога). Угловые купола имеют каплевидную форму. Ассоциацию усиливает их синий цвет, покрытый звёздами, который отражает посвящение храма Царице Небесной.

    По Благовещенскому собору стреляли из пушек, но он выстояал

    Собор пережил много реставраций. Сейчас от первоначального строения сохранилась только центральная часть. Особенно пострадало здание в советское время. По нему даже стреляли из пушек. Потом здесь был архив, овощехранилище. Но сегодня собор снова в собственности церкви, в него возвращены многие древние реликвии.

    Адрес: Республика Татарстан, г. Казань, Кремль, стр. 2.

    Собор открыт с 9.00 и до 19.30, добраться можно от станции метро «Кремлевская» на маршрутах №83, 89, 22, 28а, и 522.

    …или на кресте?

    Что касается владыки Кирилла, его бэкграунд весьма впечатляет. Как сообщало «Реальное время», на Екатеринбургской кафедре ему приходилось «разруливать» несколько конфликтов, причем не всегда успешно для руководства РПЦ. Все это не оставалось без внимания федеральной прессы. Некоторые эксперты не исключают, что скандалы, которые накопились за последние годы, и стали причиной для перевода Кирилла в другой регион на аналогичную должность.

    Когда начались военные действия на Донбассе, в екатеринбургском храме во имя Святителя Иннокентия вывесили флаг Новороссии. Здесь же собиралась гуманитарная помощь для жителей самопровозглашенной Луганской Народной Республики. Митрополит запретил настоятелю Владимиру Зайцеву служить в храме, направив его на покаяние в монастырь на Ганиной Яме. Позже, после акций в защиту отца Владимира, Кирилл вернул его на прежнее место.

    Владыка планировал построить в центре Екатеринбурга собор святой Софии. Причем культовое сооружение должно было находиться на берегу Исети, в сквере около драмтеатра. Однако горожане воспротивились планам владыки. В 2021 году дошло до прямых стычек с правоохранительными органами и спортсменами, которые сопровождались задержаниями активистов. Владыка изначально занял непримиримую позицию к участникам акций протеста, продолжая настаивать на строительстве храма. Но под нажимом общественности и властей он был вынужден отступить.

    — Верующие надеются, что нынешняя уступка — последняя, — грозно предупредил Кирилл.


    В 2021 году дошло до прямых стычек с правоохранительными органами и спортсменами, которые сопровождались задержаниями активистов. Фото: Леонид Макаров/wikipedia.org

    Кроме того, в его епархии развернул активную деятельность духовник Среднеуральского женского монастыря схиигумен Сергий (Романов). Священнослужитель шокировал общественность своими конспирологическими заявлениями, в том числе о «цифровом рабстве». А в 2021 году, когда весь мир уходил на карантин, Сергий воспротивился подобным профилактическим мерам. Также стала всплывать другая любопытная информация о прошлом схиигумена и порядках в монастыре. В итоге патриарх Московский и всея Руси Кирилл изверг его из сана. Но Сергий со своими сторонниками занял оборону и не покидает монастырь.

    В разгар пандемии COVID-19 у митрополита произошла размолвка с губернатором Свердловской области Евгением Куйвашевым. Светские власти требовали закрыть храмы в целях профилактики коронавируса. Кирилл ответил, что губернатор ущемляет чувства верующих, и обратил внимание на работающие магазины, где наблюдаются скопления людей. В итоге было подписано региональное постановление о запрете на проведение религиозных обрядов.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]
    Для любых предложений по сайту: [email protected]