Отец Павел Адельгейм — молитвенник, аскет, добрый пастырь


Прот Павел Адельгейм

Павел Анатольевич Адельгейм
(1938 — 2013), протоиерей Родился 1 августа 1938 года [1]. После того как мать арестовали, жил в детдоме, затем вместе с матерью находился на принудительном поселении в Казахстане.

Поступил послушником в Киево-Печерскую лавру. Оттуда в 1956 г. поступил в Киевскую духовную семинарию.

В 1959 году был исключен из семинарии игуменом Филаретом (Денисенко) по политическим мотивам.

В том же году был рукоположен во диакона архиеп. Ермогеном (Голубевым), определен к Ташкентскому кафедральному собору.

В 1964 году закончил Московскую духовную академию и назначен священником в г. Каган Узбекской ССР.

В 1969 г. построил новый храм, арестован, осужден по ст. 1901 (клевета на Советскую власть), приговорен к трем годам лишения свободы. В 1971 г. в связи с волнениями в ИТУ п. Кызыл-Тепа потерял правую ногу. В 1972 году освободился из заключения инвалидом.

Служил в Фергане и Красноводске.

С 1976 г. — клирик Псковской епархии.

Был настоятелем Псковского храма Жен Мироносиц и прихода во имя апостола Матфея в деревне Писковичи. При храме Жен Мироносиц в 1992 году была открыта приходская общеобразовательная православная школа регентов, а при Матфеевском храме в 1993 году был образован приют для сирот-инвалидов.

В 1993 году на Псковскую кафедру был назначен архиеп. Евсевий (Саввин), между ним и прот. Павлом возник затяжной конфликт. По словам о. Павла:
«С тех пор он преследовал меня 10 лет: отнял приход в Богданово, где я построил новый храм при Областной психоневрологической больнице, отнял приход Писковичи, где я прослужил 20 лет, уничтожил приют для сирот, закрыл свечную мастерскую, отнял здание школы регентов. Пытаясь осмыслить причины гонений, я написал в 2002 году книгу «Догмат о церкви в канонах и практике», за которую митрополит Евсевий объявил меня служителем Сатаны, осудил меня и книгу на Епархиальном собрании. Меня на собрание не допустили, судили заочно. В 2010 году Общецерковный суд в Москве рекомендовал нам помириться, но митрополит не захотел мириться, пока я не отрекусь от книги. Он очень обиделся и до сих пор со мной не общается»
[2]

В начале 2002 года был освобожден от должности настоятеля храма апостола Матфея, храм был передан другому священнику. Приют при храме фактически перестал существовать.

22 февраля 2008 года указом правящего архиерея был освобожден от должности настоятеля храма Жен Мироносиц «в связи со сложившейся непрекращающейся крайне нетерпимой обстановкой в храме»

и назначен клириком того же храма.

Отец Павел критиковал Московский Патриархат в отходе от фундаментального принципа соборности: внутрицерковные установления последних десятилетий, по его мнению, не принимались согласием всей церкви (иереев, священников и прихожан), а навязывались сверху. И даже церковные приходы, прежде учреждаемые самими прихожанами и регистрируемые в Минюсте, в 2010 году по предписанию патриарха Кирилла перерегистрировали, так что их учредителями фактически стала патриархия в лице приходских священников. Священников назначают архиереи, а архиереев, в свою очередь, патриарх. То есть в РПЦ выстроилась «вертикаль власти», в которой миряне, по утверждениям отца Павла, оказались вовсе бесправными, а приходским священникам отведена роль безвольных проводников решений вышестоящих инстанций. При этом священники не защищены ни церковным, ни светским правом (они даже официально не оформляются на работу по Трудовому кодексу) и всецело зависят от воли архиерея [3].

Был женат, имел троих детей и шесть внуков.

Был убит вечером 5 августа 2013 года в своем доме в Красногорском проезде рядом с храмом Константина и Елены. По данным следствия, он был зарезан психически нездоровым человеком, который был знаком с покойным. В момент задержания подозреваемый «причинил себе ножевые ранения и был госпитализирован».

В 1959 году Павел стал дьяконом и служил в Ташкентском кафедральном соборе

Ташкентский архиепископ Ермогенон (Голубев) рукоположил Павла в дьяконы

Но 1959 год принёс Павлу и приятные события: Ташкентский архиепископ Ермогенон (Голубев) рукоположил его в дьякона Ташкентского кафедрального собора.


Ташкентский кафедральный собор, здесь Павел с 1959 года служил архиереем

Примечательно, что архиерей сам построил это здание. Если сегодня таким поступком никого не удивишь, то тогда, при советской власти, это казалось невозможным. Могли посадить или того хуже.

Собор выстроили прямо поверх старого, а тот потом старый внутри разобрали и вынесли. Конечно, для архиепископа это не прошло бесследно — власти сделали всё, чтобы испортить ему жизнь. Но архиерей всё равно сохранил верность Богу.

Павел всегда очень уважительно отзывался об архиепископе Ермогеноне.

Биография Павла Адельгейма

В 1954 году Павел Адельгейм переехал в Киев, став послушником Киево-Печерской Лавры. Поскольку ему не исполнилось 18 лет, он жил в монастыре неофициально, в келье строгого монаха игумена Феодосия (Сердюка), регента правого хора. Павлу дали послушание чтеца. Вторым послушанием была обычная физическая работа. Третье послушание — водить по пещерам паломников и туристов и проповедовать им Евангелие. В монастыре Павел прожил до 1956 года.

Став совершеннолетним, Адельгейм поступил в Киевскую духовную семинарию. В 1959 году он был исключен из семинарии по «политическим мотивам», тогда же архиепископ Ташкентский Ермоген (Голубев) рукоположил Адельгейма во дьякона для Ташкентского кафедрального собора.

В 1964 году отец Павел закончил Московскую духовную семинарию и был назначен священником в город Каган Узбекской ССР, где ему удалось, несмотря на противодействие властей, построить новый храм.

В 1969 году отец Павел был арестован, осужден по 190-й статье (клевета на советскую власть) и приговорен к трем годам лишения свободы. В 1971 году в лагере на отца Павла наехала вагонетка: нога ниже колена была повреждена. Почти месяц больного продержали на грязном полу, пока не началась гангрена. Впоследствии ногу ампутировали.

Отец Павел освободился из заключения инвалидом в 1972 году. После освобождения служил в Ташкентской и Рижской епархиях. В Псковской епархии служил с 1976 года. В 1992 году при храме святых Жен Мироносиц открыл приходскую общеобразовательную православную школу регентов. В 1993 году при храме святого апостола Матфея в деревне Писковичи основал приют для сирот-инвалидов.

20 марта 2003 года на отца Павла было совершено покушение. В тот день его автомобиль внезапно потерял управление, съехал с дороги и врезался в забор жилого дома. Скорость была небольшой, и это спасло Адельгейма от гибели. По заключению экспертов авария произошла в результате преднамеренного повреждения рулевого управления автомобиля.

В 2008 году Адельгейм был снят с должности настоятеля храма Святых жен-мироносиц по указу митрополита Псковский и Великолукский Евсевия. Как рассказывал сам Адельгейм, его конфликт с митрополитом продолжался 20 лет, все время пребывания последнего в Псковской епархии. За это время, помимо прочего, священник лишился двух приходов.

После снятия с должности настоятеля храма отец Павел читал лекции в Свято-Филаретовском институте, был членом его Попечительского совета. В середине 2012 года Павел Адельгейм стал одним из немногих священников, подписавших письмо патриарху Кириллу с призывом обратиться к представителям государственной власти с просьбой о помиловании участниц группы Pussy Riot.

В конце 2012 года отец Павел судился с приходским собранием храма Святых жен-мироносиц вместе с 13 его бывшими членами, исключенными из собрания без объяснения причин.

5 августа 2013 года в Пскове рядом с храмом Константина и Елены было обнаружено тело Павла Адельгейма с ножевыми ранениями. По предварительным данным, отец Павел был убит психически нездоровым человеком, которого священник приютил у себя дома. Подозреваемый задержан. Было возбуждено дело об убийстве.

Павел Адельгейм — автор книги «Догмат о Церкви в канонах и практике».

Отец Павел был женат, у него остались трое детей и шесть внуков.

В 1972 году Павел потерял правую ногу в исправительном лагере

До 1972 года Павел пребывал в исправительно-трудовом учреждении посёлка Кызыл-Тепе. За год до этого он вмешался, когда рядом до бессознательного состояния избивали зеков.

После этого на жизнь Павла трижды покушались. Когда он работал со сварочным аппаратом, на Павла наехал кран. Пострадали вены и сухожилия.

Архиепископ Варфоломейский наградил Павла протоиерейским крестом

Своевременная операция могла бы исправить положение, но сделать её не позволили. Началась гангрена. В итоге Павлу ампутировали правую ногу.

Когда он вернулся из ссылки, архиепископ Варфоломейский наградил Павла протоиерейским крестом.

Использованные материалы

  • «Дело священника Павла Адельгейма». Журнал «Континент» 2003, №115
  • Биография на сайте «Русское Православие»

[1] «Мой дед Адельгейм Павел Бернардович, 1878 г. р., из русских немцев, получил образование в Бельгии, владел имением Глуховцы и Турбово под Киевом, построил каолиновый, сахарный и конный заводы. После революции имения и заводы национализировали, а деда пригласили в Винницу, он построил там каолиновый завод и был его директором до 1938 г. Арестован и расстрелян в Киеве 29 апреля 1938 г. Реабилитирован 16 мая 1989 г. Отец Адельгейм Анатолий Павлович, 1911 г. р., — артист, поэт. Расстрелян 26 сентября 1942 г. Реабилитирован 17 октября 1962 г. Другой дед, Пылаев Никанор Григорьевич, — полковник царской армии. Судьба после революции неизвестна. Мать Пылаева Татьяна Никаноровна, 1912 г. р., арестована и осуждена в 1946 г., из мест заключения сослана в п. Ак-Тау Казахской ССР. Реабилитирована в 1962 г.»

(Автобиография — )

[2] «Для увольнения священника достаточно сказать: «Пошел вон!» Интервью для «Большого города» —

[3] Смиренный борец. Убит священник Павел Адельгейм —

Убийство

Убит ударом ножа в собственном доме[6] в Пскове 5 августа 2013 года. Как редакции Lenta.ru сообщили в МВД, тело священника было найдено недалеко от храма, в котором он служил[7]. Однако, эта информация оказалась ложной, что подтверждено свидетельскими показаниями очевидцев трагедии, в том числе и жены о. Павла, Веры Михайловны. Его предполагаемый убийца — 27-летний москвич Сергей Пчелинцев[8][9]. Он кинулся на отца Павла с криком: «Так велел сатана!» и ударил ножом. Перед этим он жил у него 3 дня.

Отпевание протоиерея Павла Адельгейма состоялось 8 августа 2013 года в храме Жён-мироносиц в Пскове[10]. Похоронен на Мироносицком кладбище[11].

Примечания

  1. [newtimes.ru/articles/detail/69790 «Сегодня свечной ящик является центральным местом в храме…»]
  2. Ефимов А.
    [lenta.ru/articles/2013/08/06/adelgeim/ Смиренный борец] // Lenta.ru. — 2013. — 6 авг.
  3. Филатов С. Б.
    [www.keston.org.uk/_russianreview/edition23/02pskov.html Псковская особица на Северо-Западе: оборонное сознание против гражданственности.]
  4. [www.psmb.ru/vse-novosti/v-sodruzhestve/statja/lozh-u-groba/ Копировский А. М.
    Ложь у гроба],
    psmb.ru
    (14 августа 2013).
  5. [www.sfi.ru/rubrs.asp?rubr_id=155&art_id=2407&page=1 Попечительский совет СФИ]
  6. [www.kiev-orthodox.org/site/events/4688 Убит священник Павел Адельгейм]. Киевская Русь (5 августа 2013). Проверено 1 августа 2016.
  7. [lenta.ru/news/2013/08/05/adelgeim/ Убит псковский священник Павел Адельгейм]. Lenta.ru (5 августа 2013). Проверено 1 августа 2016.
  8. [www.fontanka.ru/2013/08/15/182/ Обвиняемого в убийстве священника Павла Адельгейма под Псковом переведут в СИЗО]. Фонтанка.ру (15 августа 2013). Проверено 1 августа 2021.
  9. Антон Смирнов.
    [www.kp.ru/online/news/1512485/ Обвиняемого в убийстве Павла Адельгейма выписали из больницы]. Комсомольская правда (16 августа 2013). Проверено 1 августа 2021.
  10. [www.patriarchia.ru/db/text/3152459.html В Пскове состоялось отпевание и погребение протоиерея Павла Адельгейма]. Патриархия.ru (8 августа 2013). Проверено 1 августа 2021.
  11. [lenta.ru/news/2013/08/06/farewell/ Названы место и дата похорон священника Павла Адельгейма]. Lenta.ru (6 августа 2016). Проверено 1 августа 2021.
  12. [patriarchia.ru/db/text/428440.html ПОЛОЖЕНИЕ О ЦЕРКОВНОМ СУДЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА)] На официальном сайте МП 26 июня 2008 г.
  13. [portal-credo.ru/site/?act=news&id=63094&type=view Протоиерей Павел Адельгейм. РЕАНИМАЦИЯ ЦЕРКОВНОГО СУДА. О теоретической невозможности церковного суда. Часть 1.] portal-credo.ru 4 июня 2008 г.
  14. [portal-credo.ru/site/?act=fresh&id=786 Протоиерей Павел Адельгейм. РЕАНИМАЦИЯ ЦЕРКОВНОГО СУДА. О теоретической невозможности церковного суда. Часть II]
  15. [grani.ru/Society/Law/m.217627.html СКР допросит убийцу протоиерея Адельгейма]
  16. 12
    [www.patriarchia.ru/db/text/1181727.html Решения Общецерковного суда Русской Православной Церкви от 17 мая 2010 года] Патриархия.Ru, 16 июня 2010.
  17. [newsru.com/religy/16jun2010/gericht.html Решения, принятые на первом заседании Общецерковного суда Московского патриархата, вступили в законную силу] NEWSru, 16 июня 2010.
  18. [kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1374845 Суд православный] Журнал «Огонёк», № 21 (5131) от 31 мая 2010.
  19. [newsru.com/religy/06aug2013/kuraev.html Диакон Кураев о смерти Адельгейма: «Сатана душил его через псковского митрополита»] NEWSru, 6 августа 2013.
  20. [www.novayagazeta.ru/politics/61944.html Священник Глеб ЯКУНИН: Патриарх Кирилл функцию КГБ взял как бы на себя]

Отрывок, характеризующий Адельгейм, Павел Анатольевич

Первое время своего знакомства с Сперанским князь Андрей питал к нему страстное чувство восхищения, похожее на то, которое он когда то испытывал к Бонапарте. То обстоятельство, что Сперанский был сын священника, которого можно было глупым людям, как это и делали многие, пошло презирать в качестве кутейника и поповича, заставляло князя Андрея особенно бережно обходиться с своим чувством к Сперанскому, и бессознательно усиливать его в самом себе. В тот первый вечер, который Болконский провел у него, разговорившись о комиссии составления законов, Сперанский с иронией рассказывал князю Андрею о том, что комиссия законов существует 150 лет, стоит миллионы и ничего не сделала, что Розенкампф наклеил ярлычки на все статьи сравнительного законодательства. – И вот и всё, за что государство заплатило миллионы! – сказал он. – Мы хотим дать новую судебную власть Сенату, а у нас нет законов. Поэтому то таким людям, как вы, князь, грех не служить теперь. Князь Андрей сказал, что для этого нужно юридическое образование, которого он не имеет. – Да его никто не имеет, так что же вы хотите? Это circulus viciosus, [заколдованный круг,] из которого надо выйти усилием. Через неделю князь Андрей был членом комиссии составления воинского устава, и, чего он никак не ожидал, начальником отделения комиссии составления вагонов. По просьбе Сперанского он взял первую часть составляемого гражданского уложения и, с помощью Code Napoleon и Justiniani, [Кодекса Наполеона и Юстиниана,] работал над составлением отдела: Права лиц. Года два тому назад, в 1808 году, вернувшись в Петербург из своей поездки по имениям, Пьер невольно стал во главе петербургского масонства. Он устроивал столовые и надгробные ложи, вербовал новых членов, заботился о соединении различных лож и о приобретении подлинных актов. Он давал свои деньги на устройство храмин и пополнял, на сколько мог, сборы милостыни, на которые большинство членов были скупы и неаккуратны. Он почти один на свои средства поддерживал дом бедных, устроенный орденом в Петербурге. Жизнь его между тем шла по прежнему, с теми же увлечениями и распущенностью. Он любил хорошо пообедать и выпить, и, хотя и считал это безнравственным и унизительным, не мог воздержаться от увеселений холостых обществ, в которых он участвовал. В чаду своих занятий и увлечений Пьер однако, по прошествии года, начал чувствовать, как та почва масонства, на которой он стоял, тем более уходила из под его ног, чем тверже он старался стать на ней. Вместе с тем он чувствовал, что чем глубже уходила под его ногами почва, на которой он стоял, тем невольнее он был связан с ней. Когда он приступил к масонству, он испытывал чувство человека, доверчиво становящего ногу на ровную поверхность болота. Поставив ногу, он провалился. Чтобы вполне увериться в твердости почвы, на которой он стоял, он поставил другую ногу и провалился еще больше, завяз и уже невольно ходил по колено в болоте. Иосифа Алексеевича не было в Петербурге. (Он в последнее время отстранился от дел петербургских лож и безвыездно жил в Москве.) Все братья, члены лож, были Пьеру знакомые в жизни люди и ему трудно было видеть в них только братьев по каменьщичеству, а не князя Б., не Ивана Васильевича Д., которых он знал в жизни большею частию как слабых и ничтожных людей. Из под масонских фартуков и знаков он видел на них мундиры и кресты, которых они добивались в жизни. Часто, собирая милостыню и сочтя 20–30 рублей, записанных на приход, и большею частию в долг с десяти членов, из которых половина были так же богаты, как и он, Пьер вспоминал масонскую клятву о том, что каждый брат обещает отдать всё свое имущество для ближнего; и в душе его поднимались сомнения, на которых он старался не останавливаться. Всех братьев, которых он знал, он подразделял на четыре разряда. К первому разряду он причислял братьев, не принимающих деятельного участия ни в делах лож, ни в делах человеческих, но занятых исключительно таинствами науки ордена, занятых вопросами о тройственном наименовании Бога, или о трех началах вещей, сере, меркурии и соли, или о значении квадрата и всех фигур храма Соломонова. Пьер уважал этот разряд братьев масонов, к которому принадлежали преимущественно старые братья, и сам Иосиф Алексеевич, по мнению Пьера, но не разделял их интересов. Сердце его не лежало к мистической стороне масонства. Ко второму разряду Пьер причислял себя и себе подобных братьев, ищущих, колеблющихся, не нашедших еще в масонстве прямого и понятного пути, но надеющихся найти его. К третьему разряду он причислял братьев (их было самое большое число), не видящих в масонстве ничего, кроме внешней формы и обрядности и дорожащих строгим исполнением этой внешней формы, не заботясь о ее содержании и значении. Таковы были Виларский и даже великий мастер главной ложи. К четвертому разряду, наконец, причислялось тоже большое количество братьев, в особенности в последнее время вступивших в братство. Это были люди, по наблюдениям Пьера, ни во что не верующие, ничего не желающие, и поступавшие в масонство только для сближения с молодыми богатыми и сильными по связям и знатности братьями, которых весьма много было в ложе. Пьер начинал чувствовать себя неудовлетворенным своей деятельностью. Масонство, по крайней мере то масонство, которое он знал здесь, казалось ему иногда, основано было на одной внешности. Он и не думал сомневаться в самом масонстве, но подозревал, что русское масонство пошло по ложному пути и отклонилось от своего источника. И потому в конце года Пьер поехал за границу для посвящения себя в высшие тайны ордена. Летом еще в 1809 году, Пьер вернулся в Петербург. По переписке наших масонов с заграничными было известно, что Безухий успел за границей получить доверие многих высокопоставленных лиц, проник многие тайны, был возведен в высшую степень и везет с собою многое для общего блага каменьщического дела в России. Петербургские масоны все приехали к нему, заискивая в нем, и всем показалось, что он что то скрывает и готовит. Назначено было торжественное заседание ложи 2 го градуса, в которой Пьер обещал сообщить то, что он имеет передать петербургским братьям от высших руководителей ордена. Заседание было полно. После обыкновенных обрядов Пьер встал и начал свою речь. – Любезные братья, – начал он, краснея и запинаясь и держа в руке написанную речь. – Недостаточно блюсти в тиши ложи наши таинства – нужно действовать… действовать. Мы находимся в усыплении, а нам нужно действовать. – Пьер взял свою тетрадь и начал читать. «Для распространения чистой истины и доставления торжества добродетели, читал он, должны мы очистить людей от предрассудков, распространить правила, сообразные с духом времени, принять на себя воспитание юношества, соединиться неразрывными узами с умнейшими людьми, смело и вместе благоразумно преодолевать суеверие, неверие и глупость, образовать из преданных нам людей, связанных между собою единством цели и имеющих власть и силу. «Для достижения сей цели должно доставить добродетели перевес над пороком, должно стараться, чтобы честный человек обретал еще в сем мире вечную награду за свои добродетели. Но в сих великих намерениях препятствуют нам весьма много – нынешние политические учреждения. Что же делать при таковом положении вещей? Благоприятствовать ли революциям, всё ниспровергнуть, изгнать силу силой?… Нет, мы весьма далеки от того. Всякая насильственная реформа достойна порицания, потому что ни мало не исправит зла, пока люди остаются таковы, каковы они есть, и потому что мудрость не имеет нужды в насилии. «Весь план ордена должен быть основан на том, чтоб образовать людей твердых, добродетельных и связанных единством убеждения, убеждения, состоящего в том, чтобы везде и всеми силами преследовать порок и глупость и покровительствовать таланты и добродетель: извлекать из праха людей достойных, присоединяя их к нашему братству. Тогда только орден наш будет иметь власть – нечувствительно вязать руки покровителям беспорядка и управлять ими так, чтоб они того не примечали. Одним словом, надобно учредить всеобщий владычествующий образ правления, который распространялся бы над целым светом, не разрушая гражданских уз, и при коем все прочие правления могли бы продолжаться обыкновенным своим порядком и делать всё, кроме того только, что препятствует великой цели нашего ордена, то есть доставлению добродетели торжества над пороком. Сию цель предполагало само христианство. Оно учило людей быть мудрыми и добрыми, и для собственной своей выгоды следовать примеру и наставлениям лучших и мудрейших человеков. «Тогда, когда всё погружено было во мраке, достаточно было, конечно, одного проповедания: новость истины придавала ей особенную силу, но ныне потребны для нас гораздо сильнейшие средства. Теперь нужно, чтобы человек, управляемый своими чувствами, находил в добродетели чувственные прелести. Нельзя искоренить страстей; должно только стараться направить их к благородной цели, и потому надобно, чтобы каждый мог удовлетворять своим страстям в пределах добродетели, и чтобы наш орден доставлял к тому средства. «Как скоро будет у нас некоторое число достойных людей в каждом государстве, каждый из них образует опять двух других, и все они тесно между собой соединятся – тогда всё будет возможно для ордена, который втайне успел уже сделать многое ко благу человечества». Речь эта произвела не только сильное впечатление, но и волнение в ложе. Большинство же братьев, видевшее в этой речи опасные замыслы иллюминатства, с удивившею Пьера холодностью приняло его речь. Великий мастер стал возражать Пьеру. Пьер с большим и большим жаром стал развивать свои мысли. Давно не было столь бурного заседания. Составились партии: одни обвиняли Пьера, осуждая его в иллюминатстве; другие поддерживали его. Пьера в первый раз поразило на этом собрании то бесконечное разнообразие умов человеческих, которое делает то, что никакая истина одинаково не представляется двум людям. Даже те из членов, которые казалось были на его стороне, понимали его по своему, с ограничениями, изменениями, на которые он не мог согласиться, так как главная потребность Пьера состояла именно в том, чтобы передать свою мысль другому точно так, как он сам понимал ее. По окончании заседания великий мастер с недоброжелательством и иронией сделал Безухому замечание о его горячности и о том, что не одна любовь к добродетели, но и увлечение борьбы руководило им в споре. Пьер не отвечал ему и коротко спросил, будет ли принято его предложение. Ему сказали, что нет, и Пьер, не дожидаясь обычных формальностей, вышел из ложи и уехал домой. На Пьера опять нашла та тоска, которой он так боялся. Он три дня после произнесения своей речи в ложе лежал дома на диване, никого не принимая и никуда не выезжая. В это время он получил письмо от жены, которая умоляла его о свидании, писала о своей грусти по нем и о желании посвятить ему всю свою жизнь. В конце письма она извещала его, что на днях приедет в Петербург из за границы. Вслед за письмом в уединение Пьера ворвался один из менее других уважаемых им братьев масонов и, наведя разговор на супружеские отношения Пьера, в виде братского совета, высказал ему мысль о том, что строгость его к жене несправедлива, и что Пьер отступает от первых правил масона, не прощая кающуюся. В это же самое время теща его, жена князя Василья, присылала за ним, умоляя его хоть на несколько минут посетить ее для переговоров о весьма важном деле. Пьер видел, что был заговор против него, что его хотели соединить с женою, и это было даже не неприятно ему в том состоянии, в котором он находился. Ему было всё равно: Пьер ничто в жизни не считал делом большой важности, и под влиянием тоски, которая теперь овладела им, он не дорожил ни своею свободою, ни своим упорством в наказании жены.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]