Updated: 14.06.2020
Икона в искусствоведении — это предмет станковой живописи, художественное изображение лиц или событий на библейскую (церковную) тематику. Икона с богословской точки зрения — это священный объект почитания для верующих, изображение, написанное в точном соответствии строгим канонам. Выдающиеся образцы иконописи представляют большой интерес для коллекционеров и стоят немалых денег.
Иконы повсеместно присутствуют в христианской культуре, их используют в православии и католицизме при проведении обрядов и таинств. Вопреки распространенному ошибочному мнению, иконы не являются предметами поклонения (идолами) для истинно верующих людей. Человек молится не художественному образу, а перед ним, именно так он обращается к Богу или Святому за помощью.
Классификация и виды икон
Иконы в христианстве, несмотря на строгость канонов их написания, могут сильно отличаться друг от друга. В изобразительном искусстве существуют следующие критерии классификации икон:
- По сюжету (с изображением Христа, Святой Троицы, Богоматери, ангелов, Святого Духа, мучеников, апостолов, событий из Библии).
- По технике исполнения (живописные, резные на дереве или металле, вышитые на ткани, мозаичные, чеканные, фресковые).
- По месту нахождения (храмовые, домовые, дорожные, выносные).
- По числу композиций (одно-, двух- и многочастотные, клеймовые).
- По стилистике написания или школе конкретного иконописца (византийские, греческие, русские, мастерской Дионисия, школы Андрея Рублева).
- По назначению (семейные, венчальные, обетные, мерные, именные).
- По размеру (малые, средние, большие).
- По охватываемости фигуры (ростовые, тронные, поясные, оплечные, оглавные).
В христианстве также принято разделять особо чтимые — чудотворные иконы по проявлениям их силы на следующие разновидности:
- Мироточивые (выделяющие благоухающую маслянистую влагу).
- Чудесно обретенные (случайно найденные в самых удивительных местах).
- Целительные (обладающие способностью восстанавливать здоровье людям).
Особенности иконографических изображений
Икона – это зрительный образ или изображение Иисуса Христа, Божьей Матери, христианского святого или ангела. Часто иконы содержат изображения библейских и евангельских событий или жизнеописаний святых. Перед иконой не ставится обязательной задачи передать детальное и максимально точное изображение, хотя это важно. Суть икон в другом. Они — предметы религиозного культа, перед которыми христиане молятся. Еще в древности было сформулировано очень точное и удивительное выражение этого опыта: взирая на образ (изображение), надо умом обращаться к первообразу, то есть к тому, чей лик изображен на иконе. Икона – прежде всего помощник в молитве. Никто и никогда в христианстве не обращался с молитвой к самой иконе, к изображению.
Из сказанного следует несколько важнейших особенностей икон. Первая в том, что икона исторична. Изображать можно только тех, кто реально существовал, тех кого видели. Изображать можно то, что было на самом деле, что было видимо. К примеру, на практике христиане верят в Троицу, но указанная особенность выражается в отрицательном отношении православного богословия к изображениям Бога Отца, которого порой представляют в виде старца, держащего на коленях отрока Иисуса. Кроме этого икона не приемлет изображения разного рода фантазий. Молитва и религиозная жизнь вообще – в высшей степени серьезны и ответственны. Нельзя обращать молитву к тому, кого не было, или нравственно учиться из того, чего не произошло. Христианство исторично и не совместимо с мифами и выдумками.
Вторая особенность – это надпись, свидетельствующая о том, кто изображен. Если христианин молится перед иконой, то молитва не может быть обращена неизвестно к кому, молитва – всегда конкретное личное обращение. Очень важно знать, кого изобразил иконописец. Дело в том, что фотографические изображения появились недавно и о многих святых, да и о Господе Иисусе Христе, мы можем судить прежде всего по свидетельствам очевидцев (иногда графическим, иногда письменным), которые вполне субъективны. К тому же многие люди похожи между собой. Подходя к иконе и начиная молитву, христианин должен точно знать, на чей лик он взирает.
Третья особенность состоит в том, что на иконах изобразительными средствами стараются засвидетельствовать о святости изображенных. Еще в древности был найден прекрасный метод. Стараются в красках выразить то, что со святостью ассоциируется: свет, чистота, сияние, красота, отсутствие искажений и изъянов, поврежденностей. Всем известны нимбы – это не что иное, как попытка изобразить сияние славы Божьей, истекающей через святых. На иконах стараются изобразить человека так, как он предстает перед Богом, без каких-то увечий и недостатков. В сюжетных иконах изображения более реалистичные, но их задача несколько иная – напомнить христианам о конкретных событиях, помочь задуматься над ними.
Все остальное: стили, техники, соответствие древним образцам, — хоть и важно, но в наше время не может быть определяющим. Сама жизнь тут устранила разного рода притязания кого-либо на истинность. Мне лично гораздо ближе классические иконы византийского или древнерусского образца, но при этом очень многим людям нравятся «художественные» изображения.
Отличия католических и православных икон
Между католической и православной церковью существуют серьезные различия в догматике, обрядах и духовной жизни. Исторически также сложилось разделение в искусстве иконописи.
В католической культуре с эпохи Возрождения наблюдается отказ от следования религиозным нормам при написании икон. Живописцы Ренессанса начали вместо общепринятых строгих ликов святых и сюжетов на библейскую тематику создавать очень красочные и смелые в художественном отношении картины. Постепенно в Западной Европе живопись на религиозную тематику вытеснила древнюю иконопись. Католическая церковь приняла эти изменения. Картины мастеров стали предметами украшения многих храмов, соборов, монастырей.
Православные иконописцы, напротив, строго соблюдали древние каноны. Поэтому их творения легко отличить от произведений западных «коллег» по следующим признакам:
- Условности и символичности изображения. Русские иконописцы сознательно изображали фигуры бесплотными, со слегка вытянутыми пропорциями, чтобы возвысить роль духовного и уменьшить значение телесного начала.
- Господству обратной перспективы. Объекты изображения на иконах увеличиваются в размерах по мере их удаления от наблюдателя.
- Роли света в композиции. Православные художники не использовали игру светотени при написании образов святых, свет исходил от самих ликов.
- Цветовой палитре. Цвет одеяний, символов и остальных предметов на иконе точно соответствовал определенным канонам.
- Отсутствию временных рамок. Иконы нельзя привязать к определенной эпохе, они написаны вне конкретного временного отрезка.
LiveInternetLiveInternet
Среда, 04 Марта 2015 г. 11:30 + в цитатник Православные иконы
Икона – явление совершенно уникальное в средневековой культуре. В храмах их — сотни, попробуй сориентируйся, какая нужна. Вот тут и возникают вопросы: каким иконам молиться? Кому молиться? Какому святому? Попробуем разобраться — какая икона для чего.
Казанская.
[/td]
Владимирская | Отчаяных единая надежда | Почаевская |
КАЗАНСКАЯ БОГОРОДИЦА
— самая почитаемая икон на Руси, на протяжении нескольких веков почитается как Покровительница и Заступница земли русской и народа русского. Все главные события в жизни проходят именно с ней, начиная с крещения. Икона даёт благословление на брак, также она помощница в работе. Ею благословляют молодых, вступающих в брак, у иконы просят о семейном благополучии и счастье, кроме этого икону вешают у детских кроваток. Икона, которая останавливает огонь и помогает тем, у кого проблемы со зрением. Образ Казанской иконы Божьей Матери помогает в различных бедах, напастях, болезнях
ВЛАДИМИРСКАЯ БОЖИЯ МАТЕРЬ
— одна из наиболее чтимых, поскольку ею короновали царей и избирали первосвятителей. Перед ней молятся о смягчении злых сердец, исцелении немощи, смирении враждующих, исцелении бесноватых. Она особо охраняет матерей и их детей, беременным дарует легкие роды и здоровых малышей, избавляет от бесплодия и от заболеваний детородных органов. Образ матери заступницы во всех бедах и печалях.
Икона Пресвятой Богородицы ОТЧАЯННЫХ ЕДИНАЯ НАДЕЖДА
-Несмотря на то, что икона эта малоизвестна, кем-то из верующих (а это не запрещено церковью) ей составлен акафист. Молятся перед иконой в различных скорбях и когда человек находится в унынии. Те, у кого ослабла вера, просят Богородицу вернуть былое расположение духа и ниспослать духовную бодрость. Иконе молятся об избавлении от врагов, о вразумлении ссорящихся (особенно соседей), об искоренении зависти. Она – помощница в лечении болезней современности – алкоголизма, курения, игровой и компьютерной зависимости..
БОГОРОДИЦА ПОЧАЕВСКАЯ
— Почаевская икона Божией Матери принадлежит к числу наиболее чтимых святынь Русской Церкви. При обращении к Богородице «Почаевская» молятся об охранении от междоусобной вражды, от вражеского нашествия, об исцелении от слепоты как телесной, так и духовной, об освобождении из плена, молятся о даровании здоровья и чудес помощи в нуждах.
Скоропослушница | Иверская | Неувядаемый цвет | Взыскание погибших |
СКОРОПОСЛУШНИЦА
— молятся, когда нужна быстрая и неотложная помощь, об исцелении душевных и телесных недугов, в том числе от паралича, слепоты, раковых заболеваний, а также просят о рождении здоровых детей и об освобождении пленных.
ИВЕРСКАЯ БОЖИЯ МАТЕРЬ
— Хранительница домашнего очага. Она считается покровительницей всех женщин, их помощницей и заступницей перед Господом. Икона, при помощи которой снимают «венец безбрачия» как с мужчин, так и с женщин. Перед иконой также молятся об исцелении недугов телесных и душевных, об утешении в болезни.
НЕУВЯДАЮЩИЙ ЦВЕТ
-При обращении к иконе Богородицы «Неувядаемый цвет» молятся о сохранении праведной жизни, разрешении семейных неурядиц. Молитвы к этой иконе помогают не ошибиться в выборе супругов. Цветок в руках Богородицы утверждает непорочность Матери Божьей и символизирует неувядаемость девства.
Икона Богородицы ВЗЫСКАНИЕ ПОГИБШИХ
— обращаются с просьбами тяжело больные и их родственники. Она помогает избавиться от пороков, от алкогольной зависимости. К этим иконам идут раскаявшиеся грешники, отвернувшиеся от Бога. Женщины просят о счастливом браке и здоровье детей, помогает при болезнях глаз, лихорадке, головной боли. Обращаться к Пресвятой Матери можно простыми искренними словами, которые идут от души.
Утоли мои печали | Милующая | Феодоровская | Иерусалимская |
Икона Богородицы УТОЛИ МОИ ПЕЧАЛИ
— молятся об избавлении от различных болезней как телесных, так и душевных..
Икона Пресвятой Богородицы МИЛУЮЩАЯ
— или “Достойно есть”, молятся при душевных и телесных болезнях, при окончании всякого дела, при эпидемиях, о счастье в браке, при несчастных случаях..
ФЕОДОРОВСКАЯ икона Божьей Матери
— издавна почитается верующими не только как чудотворная, но и как особенно покровительствующая семейному благополучию, рождению и воспитанию детей, помогающая в трудных родах. Предание связывает её с призванием в 1613 году на царство основателя династии царя Михаила Фёдоровича. Хранится в Богоявленском соборе города Костромы.
ИЕРУСАЛИМСКАЯ икона Божией Матери
— молятся в скорби, печали и унынии, об исцелении от слепоты, болезней глаз и паралича, при эпидемии холеры, об избавлении от падежа скота, от пожара, при расслаблении, а также при нападении врагов..
Тихвинская | Почаевская | Козельшанская | Троеручица |
ТИХВИНСКАЯ
— Икона считается детской, ещё её называют «путеводительницей». Она помогает детям в болезнях, успокаивает беспокойных и непослушных, помогает им в выборе друзей, ограждает от дурного влияния улицы. Считается, что она укрепляет связь между родителями и детьми, то есть дети не бросают родителей в старости. Женщинам помогает при родах и в период беременности..
Богородица ПОЧАЕВСКАЯ
— молятся об охранении от междоусобной вражды, от вражеского нашествия, об исцелении от слепоты как телесной, так и духовной, об освобождении из плена., молятся о даровании здоровья и чудес помощи в нуждах.
КОЗЕЛЬШАНСКАЯ
икона Божией Матери — молятся об исцелении ортопедических заболеваний, особенно помогает девушкам, прибегавшим к ней с мольбой устроить семейное счастье.
ТРОЕРУЧНИЦА
— перед чудотворным образом Божьей Матери молятся об исцелении от болей рук и ног или их увечий, от избавления от пожара, а также от болезни, скорби и печали. .
Призри на смирение | Благодатное небо |
Икона Божией Матери ПРИЗРИ НА СМИРЕНИЕ
— молятся Пресвятой Богородице о даровании смирения и покаяния как за себя, так и за грешников, не желающих раскаиваться, об облегчении загробной участи почивших, об ограждении от ложных и лукавых учений. Молитвы перед иконой помогают и в решении жилищных вопросов.
Икона Божией Матери БЛАГОДАТНОЕ НЕБО
— помогает женщинам выйти замуж, обрести счастье в супружестве и материнстве. Иконе молятся об избавлении от пьянства и других зависимостей. Если у Вас есть заветное желание, молитесь перед иконой «Благодатное Небо», и оно исполнится. Считается, что икона оказывает покровительство воинам-десантникам (ВДВ) и помогает им в службе..
Икона Божьей Матери УМЯГЧЕНИЕ ЗЛЫХ СЕРДЕЦ
— перед иконой просят о семейном перемирии или о том, чтобы не было вражды между соседями, а также о мире между целыми государствами. В нашей культуре образ Матери Божьей, у которой грудь пронзена стрелами, является одним из наиболее эмоциональных и выразительных в иконописи. Он дает возможность почувствовать милосердие и сострадание, Перед ней молятся об умягчении сердец тех, кто идет к вам со злыми помыслами.
БОГОРОДИЦА УМИЛЕНИЕ
— икона является заступленицей как в общенародных бедствиях, так и в жизни простых людей. Матери молятся о благополучном замужестве дочерей, о счастье и достатке.
Смоленская | Барская | Жировицкая | Ласковая мать |
Икона Пресвятой Богородицы СМОЛЕНСКАЯ
— именуемая «Одигитрия-Смоленская» известна на Руси с древнейших времен. «Одигитрия», в переводе с греческого языка значит «Путеводительница». Икона для всех православных христиан является путеводительницей к вечному спасению, Смоленская Богородица помогает всем обращающимся к ней с молитвами об исцелении от неизлечимых болезней, в поисках семейного мира и в других сложных и неразрешимых ситуациях, как первая заступница за нас перед Богом.
БАРСКАЯ икона Божией Матери
— молятся о хороших отношениях в семье, за детей и здоровье, она являет чудеса исцеления и милости Божией ко всем страждущим, прибегающим к ней в своих скорбях и молитвах.
Икона Пресвятой Богородицы ЖИРОВИЦКАЯ
— молятся при гонениях на Православие, при сомнениях, об избавлении от пожаров, при всякой немощи телесной, так же молятся об устройстве девичьей судьбы, о счастливом браке.
Икона Пресвятой Богородицы ЛАСКОВАЯ МАТЬ
— молятся о детях, чтобы дети были поддержкой в жизни.
Нечаянная радость | Трех радостей | Святая троица | СЕМИСТРЕЛЬНАЯ |
НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ
— молятся об обращении заблудших, о здравии и благополучии детей, об исцелении глухоты и болезней ушей, о сохранении брака в любви и согласии, молятся о даровании духовного прозрения.
Икона божией матери ТРЕХ РАДОСТЕЙ
— Молятся о возвращении утраченного, о спасении от неприятелей, об освобождении из заточения, об исцелении и о благополучном разрешении любого дела. Приходящие к образу люди заметили, что после усердной молитвы радость приходит к ним в дом в троекратном размере, за что икона и получила свое современное название.
СВЯТАЯ ТРОИЦА
— Символ «Троицы» это Бог-Отец, Бог-сын, Бог-Дух Святой, или мудрость, разум, любовь. Одна из трёх главных икон, которые должны быть в каждом доме. Перед иконой молятся о прощении грехов. Она считается исповедальной.
СЕМИСТРЕЛЬНАЯ
— Это сильнейшая икона в защите дома и любого помещения, а также того человека, на ком она находится, от злых, завистливых людей, от сглаза, порчи и проклятий. Примиряет враждующих, приносит мир, лад, её также берут на важные дела. Дома она должна находится напротив входной двери, чтобы видеть глаза входящего.
Целительница. | Неупиваемая чаша | Нерушимая стена | Богородица Покрова |
ЦЕЛИТЕЛЬНИЦА
— молятся об исцелении души и тела, она оберегает от различных напастей, бед, скорби, вечного осуждения, заботится об освобождении из заключения. Помощница в родах.
НЕУПИВАЕМАЯ ЧАША
— молятся за всех грешников, икона призывает к неистощимому источнику духовной радости и утешения, возвещает, что неупиваемая чаша небесной помощи и милосердия уготована просящим с верой. Она для достатка в доме, а также помогает исцелить от пагубных привычек, пьянства, наркомании, азартных игр.
НЕРУШИМАЯ СТЕНА
— Перед иконой по каждой потребе: болящим – исцеление, скорбящим – утешение, заблудшим – вразумление, охрани младенцев, воспитай и научи юных, ободри и наставь мужей и жён, поддержи и согрей старых, избавь от всяких напастей. На продолжении более десяти веков эта чудотворная икона осталась неповреждённой. Вероятно, поэтому так названа
БОГОРОДИЦА ПОКРОВА
— молятся об избавлении от бед, о защите страны от врагов..
Блаженная матрона. | Николай Чудотворец | св. Пантелеимон | Сергей Радонежский |
БЛАЖЕННАЯ МАТРОНА
— Очень сильная святая современности. К ней обращаются по любому тяжёлому вопросу. Она наша самая «скорая помощница» и заступница, молительница за нас перед Господом. Мощи находится в женском Покровском монастыре на Таганке, куда каждый день приходит бессчётное количество людей и обращаются к ней за помощью.
НИКОЛАЙ УГОДНИК ЧУДОТВОРЕЦ
— Это самый почитаемый в мире святой. Он защищает от нищеты и нужды: когда его икона находится в доме, он следит за тем, чтобы в доме был достаток, уберегает от нужды в чём – либо, покровительствует женщинам, детям, нищим, невинно осужденным и животным. Кроме того, он является покровителем всех путешественников, водителей, моряков, лётчиков и просто людей, находящихся в дороге
СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕННИК ПАНТЕЛЕЙМОН
— молятся об исцеление от тяжёлых недугов, является покровитель воинов, так как воины, чаще других получающие раны, и больше всех нуждаются во враче-целителе.
СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ
— Основатель Сергиево – Троицкой Лавры в 14 веке. Является покровителем всех учеников. Икону берут с собой при сдаче экзаменов и зачётов. Очень хорошо, чтобы икона всегда была в кармане сумочки или портфеле каждый день, когда ребёнок идет на учебу.
Серафим Саровский. | Ангел-хранитель | Спас Вседержитель | Спас Нерукотворный |
СЕРАФИМ САРОВСКИЙ
— молятся в печали, при болезнях внутренних органов, при болезнях ног.Всю свою жизнь он посвятил служению Господу нашему, основал Дивеевский женский монастырь в Нижегородской губернии. Молитва святому отцу Серафиму Саровскому очень хорошо помогает при заболеваниях опорно-двигательной системы, позвоночника, суставов.
АНГЕЛ – ХРАНИТЕЛЬ
— молятся: о помощи при головных болях; о своем покровительстве, от бессонницы, в скорби, о счастии в браке, о прогнании лукавых духов, об избавлении от вреда со стороны волшебников и чародеев. О заступничестве вдов и сирот, в отчаянии, об избавлении от скоропостижной или внезапной смерти, об изгнании бесов. Идущие спать молятся ему об избавлении от блудных сновидений. Задача ангела-хранителя — способствовать спасению подопечного, заступаются за них в течение земной их жизни, молят о них Бога, не оставляют их, наконец, после смерти и отводят души окончивших земную жизнь в вечность.
СПАС ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ
— часто просто «Спаситель» или «Спас» – это центральный образ в иконографии Христа, представляющий Его как Небесного Царя. «Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец, – говорит Господь, – Который есть и был и грядет, Вседержитель». Главный Врач душ и тел, который ведает обо всем, и к кому в первую очередь должно быть направлено наше молитвенное обращение. По правилам эта икона ставится во главе иконостаса..
СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ
— молятся о наставлении на путь истинный, о спасении души, избавлении от дурных мыслей и исцелении. По церковному преданию, первой иконой был образ Спасителя — Спас Нерукотворный.
Икона – не портрет и не жанровая картина, а прообраз идеального человечества. Поэтому икона дает лишь символическое его изображение. Физическое движение на иконе сведено до минимума или вовсе отсутствует. Зато особыми средствами передается движение духа – позой фигуры, рук, складками одежды, цветом и главное – глазами. Там сосредоточена вся сила нравственного подвига, вся сила духа и его власть над телом. Одежда на иконах – не средство для прикрытия телесной наготы, одежда – символ. Она – ткань из подвигов святого. Одна из важных деталей – складки. Характер расположения складок на одеждах святых свидетельствует о времени написания иконы. В VIII – XIV веках складки рисовались частые и мелкие. Они говорят о сильных духовных переживаниях, об отсутствии духовного спокойствия. В XV – XVI веках складки рисуют прямыми, длинными, редкими. Через них как бы пробивается вся упругость духовной энергии. Они передают полноту упорядоченных духовных сил. Вокруг головы Спасителя, Божией Матери и святых угодников Божиих на иконах изображают сияние в форме круга, которое называется нимб. Нимб – это изображение сияния света и Божественной славы, которая преображает и человека, соединившегося с Богом. На иконах отсутствуют тени. Это тоже обусловлено особенностями миропонимания и задачами, которые стояли перед иконописцем. Мир горний – это царство духа, света, оно бесплотно, там нет теней. Икона являет вещи, творимые и производимые Светом, а не освещенные светом. Символика жестов РУКА, прижатая к груди – сердечное сопереживание. РУКА, поднятая вверх – призыв к покаянию. РУКА, протянутая вперед с раскрытой ладонью – знак повиновения и покорности. ДВЕ РУКИ, поднятые вверх – моление о мире. РУКИ, поднятые вперед – моление о помощи, жест просьбы. РУКИ, прижаты к щекам – знак печали, скорби.
Серия сообщений «Религия»:
Часть 1 — Кому молиться? Какому святому? Часть 2 — Православная энциклопедия … Часть 20 — Православная. виртуальная 3D часовня с песнопениями. Часть 21 — Православные церковные праздники и посты в 2015 году Часть 22 — Православные иконы, и их значение Часть 23 — Как вести себя православному христианину В ХРАМЕ БОЖИЕМ Часть 24 — Икона заступница по дате рождения и Ангелы хранители. … Часть 28 — Десять заповедей Божьих — вечный закон Часть 29 — Популярные виртуальные часовни Часть 30 — Православная энциклопедия
Метки:
религия
Процитировано 555 раз Понравилось: 121 пользователям
Нравится Поделиться
0
Нравится
- 121
Запись понравилась - 555
Процитировали - 1
Сохранили
- 555
Добавить в цитатник - 1
Сохранить в ссылки
Понравилось121
0
Несколько слов о современности
Так сложилось, что все сказанное выше является азами православного вероучения, в котором разбирается, к сожалению, горстка православных образованных христиан и которое неведомо большинству наших сограждан. В обществе иконы воспринимаются совершенно иначе.
Можно отметить два наиболее распространенных нехристианских восприятия икон. Первое – это восприятие иконы вне религиозного контекста, чисто эстетически, в качестве некоторого элемента оформления. Второе – уверенность, что иконы сами по себе целительны или обладают защитными свойствами. И первое, и второе понимание порождены коммерцией. К примеру, календари с иконами, амулеты на шею с вклеенной иконочкой, заставки на мобильных телефонах и даже «аватары» в блогах всем нам известны.
За 20 постсоветских лет при отсутствии адекватных программ христианского просвещения российский народ воспринял уже в нескольких поколениях нехристианское понимание икон, появилась целая индустрия продукции с иконами. Научившись хранить и защищать богословие, современные православные христиане так и не нашли способов адекватного взаимодействия с обществом, не нашли адекватных форм проповеди, не нашли в себе достаточно сил противостоять всепоглощающей и профанирующей коммерции. Надо констатировать, что именно нецерковное понимание уже порой влияет на церковную жизнь, а не наоборот, как хотелось бы христианам. Что делать в такой ситуации — никто не знает. Думаю, перевоспитывать нравоучениями общество – бессмысленно, надо наводить порядок в «своих» рядах.
О богословском смысле икон
До некоторых пор вопрос о самой возможности икон в христианской культуре не был поставлен в жесткое соответствие с вопросом о реальности воплощении Бога во Христе. Около семи столетий Церковь допускала разное отношение к иконам. Не было запретов использовать образ для проповеди и для молитвы тем, кто так получал духовную пользу, и не было понуждений к этому тех христиан, которые боялись, что языческие предрассудки в народе слишком сильны, чтобы можно было безопасно предлагать художественные изображения святых или священных событий. Однако, как только вопрос встал во всей своей категоричности, он был решен. Пользоваться иконами или нет и какими иконами пользоваться – это дело личное. Но вот отвергать иконы в принципе, отождествлять иконы и с язычеством для православных христиан недопустимо, ибо через это отвергается сама вера во Христа как Богочеловека.
Логика такова. Христиане уверены, что Бог стал человеком. Иисус Христос – истинный Человек и истинный Бог. Понятно, что Бога, как бы сейчас сказали, Самого по Себе никто не видел, ибо это невозможно в принципе. Но апостолы и многие израильтяне Иисуса Христа не только видели, но и жили с ним, путешествовали, принимали из Его рук пищу, даже целовали его (вспомним Иуду). Римские воины били Его, раздели, плевали на Него и даже распяли на кресте. Ученики Христовы похоронили учителя и стали первыми свидетелями Его воскресения из мертвых. Как подтвердить истинность этого, как явить зримо христианскую веру, даже уверенность в богочеловечестве Христа? Очень просто через изображение.