Высокие, заметные издалека шатровые храмы оказались самыми подходящими по форме для строительства на Руси. Многие памятники дожили до наших дней и до сих пор изумляют туристов своей красотой. Даже площадь внутренних помещений не играла роли, в старину шатровые храмы и не создавались для большого скопления народа. Шестнадцатый и семнадцатый века оказались самыми плодотворными для появления интересных памятников. Например, храм Василия Блаженного (собор Покрова на Рву) в Москве, на Красной площади, был построен в 1552 году и ознаменовал своим появлением взятие Казани. Другие шатровые храмы России вряд ли могут соперничать с ним по красоте и известности.
Архитектура
В основе все они строились примерно одинаково. Устойчивый четверик, на котором устанавливался невеликий восьмерик — опора для восьмигранного шатра, устремлённого высоко в небо. Тем не менее каждый зодчий вносил в постройку что-то своё, почему и нет двух абсолютно одинаковых храмов. Изобретательность выражалась чаще всего в вариациях разнообразных деталей, в украшении.
Особенность, которую сохраняют все шатровые храмы, — отсутствие столпов, то есть вся конструкция держится на стенах, поэтому широкие шатры практически невозможны. Так, именно по этой причине рухнул чересчур широкий каменный шатёр собора Новоиерусалимского монастыря. Тогда его заменили на лёгкий деревянный и обшили железом, и храм стоит, радует окружающих людей.
Запрет?
За один век шатровые храмы широко распространились в стране. Но грянула церковная реформа патриарха Никона в 1653 году, после чего этот стиль стал словно под запретом. Шатровые храмы на Руси строиться перестали. Возможно, прямого запрета на строительство не было. Но факт: не возводились после реформы Никона каменные шатровые храмы. На севере продолжали возводить деревянные шатры на небольших церквях, а такие же завершения колоколен остались популярными до появления классицизма.
К сожалению, очень мало сохранилось примеров деревянного зодчества, шатровые деревянные храмы помимо износа и послереволюционной заброшенности претерпели многие лишения и почти исчезли. Есть, правда, заповедные островки в стране, где старину хранят. Когда в конце девятнадцатого века вернулась популярность к русскому стилю (получился, правда, псевдорусский), шатровая архитектура как бы возродилась. Однако эти строения сильно отличались от своих предшественников. Шатровые храмы 17 века повторить оказалось невозможно, и тем более самые первые, появившиеся на рубеже пятнадцатого и шестнадцатого веков.
Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове (Московская область)
Многостолпный шатровый храм XVI в. Выдающийся памятник русского зодчества. Расположен на территории музея-заповедника «Коломенское», в бывшем селе Дьякове, на возвышенности правого берега реки Москвы, где в XVI в. располагалась царская резиденция. Храм представляет собой симметричную группу из 5 восьмигранных, изолированных друг от друга столпов (столб – распространённый архитектурный элемент вертикальной формы; несущая часть опорной конструкции зданий и сооружений), обладающих самостоятельными входами и алтарями. Центральный столп, посвященный Усекновению главы Иоанна Предтечи, по габаритам вдвое больше остальных и выделен с востока алтарной апсидой (примыкающий к основному объёму пониженный выступ здания, полукруглый, гранёный, прямоугольный или усложнённый в плане). По центру галереи, между двумя маленькими главками, обращёнными на север, расположена двухпролётная звонница, завершённая щипцом (верхняя выдающаяся часть крыши). В 1924-1949 гг. храм был закрыт, с 1949 по 1957 гг. в нём проходили богослужения, но затем выдающийся памятник архитектуры долгое время оставался заброшенным. Церковь была вновь освящена в 1992 г., в настоящее время проводятся регулярные богослужения. Недавно была завершена её масштабная реставрация.
Традиции
Появление шатровых наверший связано в первую очередь с тем, что русские храмы строились чаще всего как памятники, приуроченные к тем или иным событиям. Шатровые храмы 16 века всё более и более вытягивались вверх. Русское храмовое зодчество развивалось именно от изменений сводов. Гипотеза о связи традиций каменного зодчества с более ранним — деревянным — осталась недоказанной и даже не вполне верной. Это можно вывести из исследований первых построек — церкви Вознесения в Коломенском (1532, Василий III) и храма Вознесения Вологодского посада (1493). Это наиболее красноречивые примеры шатровых храмов каменного исполнения.
Интереснейший образец и церковь Покрова в Медведкове, где явно выражен архитектурный тип с шатром вместо купола. Этот храм весьма похож на великолепный многоглавый Покровский собор Василия Блаженного и вполне достоин более конкретного описания. Также очень характерны известнейшие русские шатровые храмы: Покровская (в прошлом Троицкая) церковь Александровской слободы (1510), угличская церковь «Дивная» (1628), московская в Путинках церковь Рождества Богородицы.
Медведково
Этот храм выстроен на высоком подклете (там, внизу, Знаменская зимняя церковь), который держит весь объём четверика, углы которого завершены маленькими главками. На четверике располагается довольно низкий световой восьмерик как основание остроконечного каменного шатра. Пропорции четверика и восьмерика приземистые, основательные, а шатёр придаёт сооружению особенную стройность и почти полёт, потому что высота шатра едва ли не превышает всю нижнюю часть храма. Подклет, окружённый галереями, имеет два равновеликих придела — Девяти мучеников и Сергия Радонежского.
Кстати, впервые в России одноглавым четверикам здесь была придана четырёхскатная кровля. На алтарной части здания, увенчанной особой главой, своя редкостная многоступенчатая композиция за счёт выдвинутой на восток апсидной нижней церкви. Кокошники, рядами размещённые по всему верху стен четверика, а также на основании шатра и на венчающей главе, подчёркивают пирамидальность построения здания, его торжественность, устремлённость в небо и возвышающую душу красоту. А с запада храм словно поддерживает ампирная двухъярусная колокольня, перестроенная в 1840 годах.
Спасители Земли русской
Снять осаду Троице-Сергиевой лавры, длившуюся почти полтора года (1608 – 1610 гг.), помогли войска талантливого полководца М. В. Скопина-Шуйского и Ф. И. Шереметева. Отдать главную святыню страны на поругание глумливым иноверцам русские не могли. Тридцати тысячам поляков противостояли всего две с половиной тысячи защитников православия и российской независимости. По преданию, сам преподобный Сергий и сменивший его после кончины игумен Никон являлись осаждавшим и окропляли стены твердыни святой водой. После чего из стана Сапеги и Лисовского ушли донские казаки. А там подошла и помощь.
Были отбиты попытки захвата монастыря в 1618 г. отрядами Лисовского и отступавшего от Москвы Владислава. Осознавши бессмысленность попыток захватить русский трон, гордые шляхтичи согласились на подписание Деулинского перемирия. Мир с Владиславом, к тому времени уже польским королем, заключили лишь в 1634 г. А через три года в Троице-Сергиевой лавре была построена шатровая церковь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, строгим белоснежным столпом возвышающаяся над одной из стен твердыни.
Она возводилась в 1635-37 гг. стараниями келаря обители Александра Булатникова (до этого — монах Соловецкого монастыря) одновременно с примыкающими к ней больничными палатами. Над подклетом возвышается единственная апсида храма, вокруг узких окошек которой выведен затейливый аркатурно-колончатый узор. Словно из позакомарной кровли поднимается восьмерик, украшенный, как и шатер, муравлеными изразцами с изображением батальных сцен — храм посвящен героической обороне монастыря. В основании шатра — пояс из треугольных кокошников, а сами грани разбиты по горизонтали и вертикали, и в нижней части имеют слуховые окна. В пристроенных помещениях расположены Соборные палаты и покои наместника Лавры, а церковь Зосимы и Савватия служит ему домовым храмом.
Мало кто знает, что в словах Кузьмы Минина «Не жалеть ничего, дворы продавать, жен и детей закладывать…» содержался прямой смысл. Раскошеливаться жители старинного купеческого города на Волге не торопились. И Минин с выборными людьми пошел по домам зажиточных горожан, забирая их семьи, чтобы выставить на торг. Деньги тут же нашлись, и Отечество было спасено. Кузьма Минин после освобождения Москвы прожил недолго. Он умер в 1616 г. и был погребен на погосте приходской церкви. В 1631 г. на территории Нижегородского Кремля возвели шатровый Архангельский собор.
Михайло-Архангельский собор Нижнего Новгорода был заложен еще при основании города в 1221 г. князем Юрием Всеволодовичем как деревянная церковь, а потом — в камне, по образцу суздальских храмов. За четыре столетия обветшал. В 1628-31 гг. по решению царя Михаила Романова и в память о спасении Отечества собор перестроен мастерами Лаврентием Семеновым и Антипом Константиновым. Здесь нет окружающих здание галерей. Собор — трехапсидный шатровый храм с тремя притворами, над южным из которых возвышается небольшая шатровая же звонница. Украшений немного: карниз четверика опоясан одним рядом орнамента, состоящего из чередующихся углублений квадратной формы — ширинок. Над карнизом — по три полукруглые перспективные закомары. В основании шатра — ряд кокошников, опирающийся на карниз, подбитый другим весьма часто употребляющимся простым каменным узором — выступами-сухариками.
Прах Кузьмы Минина долго покоился в Спасо-Преображенском соборе города. Но собор разрушили, а прах скромного Спасителя Отечества торжественно перенесли в 1962 г. в Михайло-Архангельский храм. Некогда Петр Великий, поклонившись могиле Минина, воскликнул; «Вот истинный спаситель Отчизны!» С тех пор — и до самой революции — существовала негласная традиция посещения захоронения героя правителями России. Ее, спустя многие годы, возобновил президент Путин, возложивший на мраморную плиту саркофага цветы. А в 2005 г. у подножия Нижегородского Кремля появился памятник Минину и Пожарскому — уменьшенная копия творения Мартоса на Красной площади Москвы. Работу от имени благодарных москвичей выполнил Зураб Церетели.
Иные российские историки ставили таланты Дмитрия Михайловича Пожарского невысоко. Но – напрасно. Князь из рода Рюриковичей, потомок Юрия Долгорукого в 13-м колене, с 15 лет состоял на государственной службе, пройдя путь с самых невысоких должностей. Он верой и правдой служил русским государям – и Годуновым, и Василию Шуйскому, и первому Романову. На Земском соборе 1613 г., избиравшем нового царя, выкликали и его имя – отказался наотрез. Верный присяге, Пожарский оставался с юным царем, когда жаждавшие реванша польские отряды во главе с Владиславом подступили к Москве. Да, он не смог остановить набег Лисовского, но все же не допустил его до столицы, пан-разбойник пожег и пограбил лишь окрестные селения. Слишком слаба еще была Россия, только вставшая на путь возрождения.
После заключения долгожданного мира с Речью Посполитой князь первым встречал возвращавшегося из польского плена митрополита Филарета Романова. А когда Пожарского не стало, царь Михаил со слезами провожал его тело в последний путь. Князь похоронен в Суздале – Спасо-Евфимьевский монастырь был традиционным местом погребения семьи Пожарских. Гробница Дмитрия Михайловича сейчас восстановлена. А недалеко от нее высится шатровая Успенская церковь, возведенная еще при Василии III, в 1525 г.
Успенский храм в Суздале соединен с трапезной палатой и, может быть, поэтому стал называться Успенской трапезной церковью. Верх четверика украшают выведенные по центру каждой стены полукружия, переходящие в двойной пояс кокошников восьмерика. Каменное убранство скромное — граненая апсида расчленяется на две равные части по горизонтали и членится лопатками, сходящимися полукружием в завершении первого яруса. В образовавшихся таким образом нишах устроены небольшие килевидные нишки, украшенные красными изразцами. С востока к храму примыкает придел мученика Диомида — высокий четверик, три ряда кокошников и изящная главка на высоком барабане. В целом план храма несколько перекликается с Распятской церковью-колокольней Александровской слободы. Да и время возведения двух этих памятников шатрового зодчества примерно одинаковое.
Медведково — старинная вотчина Пожарских. Некогда оно называлось иначе — Медведево, по имени первого владельца, князя Василия Медведя-Пожарского. Совершив переход от Троицы, ополченцы встали лагерем в Медведково, изготовившись к бою. Князь, после завершения ратных дел, обосновался в этой своей усадьбе. Конечно, он не забыл осени 1612 г. и распорядился построить на месте стана русских воинов деревянную церковь, посвященную празднику Покрова Богородицы, для которой отлили особый колокол. А в 1634-35 гг. (по др. источникам — в 1640 г.) на месте деревянного храма появился каменный.
Шатровый храм Покрова Богородицы стоит на высоком подклете, в котором расположена зимняя Знаменская церковь. В ней все советское время не прекращались богослужения. К основному четверику Покровского храма примыкают приделы Сергия Радонежского и Девяти мучеников Кизических. Непривычное посвящение связано с днем памяти этих святых, совпавшего с датой девяти дней по кончине князя. Было еще два придела, позже убранных. Апсида нижней церкви далеко выдается на восток. По углам четверика выстроены главки на высоких барабанах, что, вкупе с вытянутым шатром придает сооружению особую возвышенность. Тройные пояса кокошников украшают верх четверика и основание декорированного шатра. Как и в большинстве шатровых храмов, Покровскую церковь окружали открытые галереи, позже ставшие закрытыми. Тогда же, в XVIII в. к храму пристроили колокольню, которую перестроили в середине XIX столетия.
Род Пожарских прервался в 1685-м, и село перешло к фавориту царевны Софьи В. В. Голицыну. Этот князь занялся переустройством церкви, сократил количество приделов до нынешнего, отлил новые колокола, заказал для главного храма иконостас с иконами, написанными живописцем Оружейной палаты Карпом Золотаревым и подарил в алтарь напрестольное Евангелие. Рассказывают, что миниатюры для священной книги выполнены рукой самой царевны Софьи. К сожалению, Евангелие утрачено. После опалы Голицына село стало собственностью Нарышкиных, потом — несколько раз меняло владельцев. Любопытно, что первый хозяин из рода Нарышкиных, дядя Петра Великого Федор был женат на правнучке князя Пожарского.
История
Наступившее Смутное время ознаменовалось всевозможными стихийными бедствиями, интервенциями со стороны поляков и шведов, поэтому государственное, политическое и экономическое положение государства было тяжелейшим. Шатровые храмы Москвы, да и всей страны строиться практически перестали. Каменное строительство как таковое прекратилось вообще. Только через двадцать пять лет Россия достигла достаточного уровня для возобновления каменного зодчества. В основном после 1620 года храмы повторяли предыдущие типы построек.
И очень скоро последовала реформа патриарха Никона, когда шатровые храмы перестали «соответствовать чину». Никону нравились купола о трёх или пяти главах. В 1655 году в Вешняках при постройке храма по повелению патриарха два придела были завершены не островерхими, а круглыми главами, хотя проект предусматривал первое.
Столпообразность как предтеча
Здесь прежде всего действовал отказ в ходе церковной реформы от всего старого и предпочтение патриарха всего византийского, в том числе и крестово-купольных конструкций. В то время как шатровые храмы на Руси более напоминали о западноевропейской готике: динамика, устремление вверх, башенная архитектура столпообразных церквей.
Например, церковь Иоанна Предтечи в деревне Дьяково (Москва) и церковь Преображения Господня в селе Остров (Подмосковье). Обе построены во второй половине шестнадцатого века, обе столпообразны и предшествуют строениям шатрового типа. Также примером может служить и одна из самых знаменитых церквей-колоколен «Иван Великий», построенная в честь Иоанна Лествичника на территории Кремля в 1505 году.
Церковь Вознесения (Коломенское)
Этот храм является шедевром мировой архитектуры, первым каменным шатровым храмом в России. Церковь была возведена в 1528-1532 гг. предположительно итальянским архитектором Петром Францизско Анибале (Пётр Фрязин, или Петрок Малый) по инициативе великого князя Московского Василия III. Считается, что строительство храма было связано с рождением у Василия III долгожданного наследника – будущего Ивана Грозного. Хотя не все данные свидетельствуют об этом. Возможно, храм возведён для моления о чадородии великокняжеской четы. Первоначальное убранство интерьера церкви не сохранилось. О росписи интерьера сведений нет. В шатровом храме пристенные пилоны позволили построить огромное здание больших пропорций, с «летящей» архитектоникой. В истории русского зодчества храм остался совершенным произведением, единственным и неповторимым. Церковь выстроена из кирпича с многочисленными белокаменными элементами декора в виде центрического храма-башни; её высота 62 м. План представляет равноконечный крест. Внутреннее пространство храма – чуть более 100 м². Вокруг храма расположена двухъярусная галерея с тремя высокими лестницами-всходами. Храм перекрыт шатром с чётко выделенными рёбрами. В здании использованы многочисленные «ренессансные» и готические элементы. Здание церкви входит в комплекс музея-заповедника «Коломенское». С 1994 г. является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Другой замечательный памятник шатровой архитектуры XVI в. – белокаменная Преображенская церковь в селе Остров.
Примеры
Функция подколокольни с ярусом звонниц, сооружённым прямо над храмом, назначению шатровых храмов не соответствует. Здесь было в ходу множество разных архитектурных решений, огромная свобода для зодчего, и тем не менее получались почти всегда невеликие столпообразные храмы.
Например, храм Сошествия Святого Духа (1476 год, Троице-Сергиева Лавра), коломенская Георгиевская колокольня (прежде — храм Архангела Гавриила, 1530 годы), церковь Симеона-столпника (Даниловский монастырь, Москва, 1732 год, построена над Святыми Воротами), два тоже надвратных храма в Донском монастыре, храм Преподобного Сергия Радонежского (Новоспасский монастырь, колокольня), храм Феодора Стратилата Святого Воина (Меньшикова башня, Москва, девятнадцатый век) и некоторые другие.
Символы
Каменное шатровое зодчество аналогично по форме деревянному, этот стиль распространён от седой древности до наших дней. Появилось оно, судя по летописям, явно по образцам деревянного. Однако, если по конструктивным причинам купол сменился шатром при строительстве храмов из дерева, то каменное строительство никак не может быть связано с конструкцией. Скорее, это было желание передать определённый образ — праздничности, стремления вверх. Не только в провинции, но и в столице вытянутые силуэты деревянных храмов были наиболее желанными и всегда играли ведущую роль.
В шатровом зодчестве содержится глубочайшая смысловая нагрузка: это и путь к Царствию Небесному, и соединение квадрата (тварного мира) с кругом (символ вечности). Четверик — квадрат, символизирующий землю, восьмерик — все направления пространства по сторонам света плюс восьмиконечная звезда как символ Богородицы и день осьмый — сакральное число века будущего. Шатёр же, венчающий храм, — это конус, образ лествицы Праотца Иакова, путь к Богу.
Шатровое зодчество
Шатровые храмы при грандиозной внешней составляющей несли на себе и глубокую смысловую нагрузку. Символические значения храмов осмысливаются и понимаются учеными по-разному. Например, считается, что шатровый храм представляет собой архитектурную модель пути к Небесному Царствию и является местом соединения земного квадрата (символа тварного мира) с небесным кругом (символом вечности).
Покровский собор на Красной площади в Москве |
Традиция устанавливать памятники зародилась в глубокой древности. Древнегреческие и древнеримские города были украшены многочисленными статуями выдающихся правителей и полководцев, триумфальными арками, напоминавшими о славных победах, торжественными колоннами. В Древней Руси памятниками служили специально воздвигавшиеся кресты, часовни и в особых случаях храмы. Чаще всего сооружение храмов-памятников было связано с военными победами. Так, в память о победе над татаро-монголами на Куликовом поле (1380) был построен храм Рождества Богородицы в Бобреневском монастыре под Коломной. Знаменитый Покровский собор на Красной площади в Москве, больше известный как храм Василия Блаженного, был воздвигнут по повелению Ивана Грозного в честь победы русских полков над Казанским ханством в 1552 г. Однако не только военные победы отмечали строительством храмов-памятников. Были и другие события, казавшиеся современникам достойными увековечения в кирпиче и камне. Один из самых счастливых и долгожданных дней в жизни московского государя Василия III наступил 25 августа 1530 г. Царь радовался не просто как отец, увидевший своего первенца, но и как правитель огромной неспокойной страны, понимавший, что если он не оставит наследника, то после его смерти в русских землях вновь начнутся смуты и междоусобья и здание единого государства, с таким трудом созданное его отцом Иваном III, даст опасные трещины. А ждать наследника Василию Ивановичу пришлось долго – целых 25 лет. Его первая жена, бездетная Соломония Сабурова, томилась в монастыре. Да и вторая, Елена Глинская, не сразу подарила ему наследника. Когда, наконец, сын родился, в Москве звонили колокола, люди в церквах горячо молились о здравии новорожденного княжича. Василий III дал благочестивый обет: построить деревянный храм-памятник во имя небесного покровителя своего долгожданного сына – святого Иоанна Предтечи. Ровно через год, в августе 1531 г., в урочище Старое Ваганьково, неподалеку от Кремля, обещанный Богу храм был поставлен.
Храм Вознесения в Коломенском |
Существует также и другой памятник, связанный с рождением Ивана IV, – знаменитый храм Вознесения в подмосковном великокняжеском селе Коломенском. Он был освящен 3 сентября 1532 г., накануне дня, в который за два года до того был крещен наследник Василия III. Своей удивительной красотой и необычными пропорциями новая церковь поразила воображение современников. Летописец восторженно отметил, что такая «велми чюдная» церковь «не бывала прежде сего в Руси». И действительно, храм в Коломенском открывал новую страницу в истории средневековой русской архитектуры. На крутом берегу Москвы-реки вознесся огромный, устремленный ввысь белокаменный столп. Его мощное основание вырастает из хитросплетения словно парящих над землей галерей. Многогранное стрельчатое основание храма завершается тройными заостренными кокошниками, напоминающими языки замершего пламени. А над ними на стройном восьмигранном основании возвышается шатер, венчающий все здание. Грани шатра перевиты узкими каменными гирляндами, похожими на нитки драгоценного жемчуга. Верх его покрыт небольшой аккуратной главкой с золоченым, сверкающим на солнце крестом. Символика нового храма была очевидна. Весь его облик, величественный и торжественный, говорил о двух событиях: небесном – о Вознесении Сына Божия к Отцу, на престол Царя царей, и земном – о рождении наследника престола Московского государства. Главным, что отличало храм в Коломенском от всех предшествовавших ему русских храмов, был именно каменный (кирпичный) шатер. До того все русские храмы завершались сводами и венчающими их главами (куполами на барабанах). Главками венчались и колокольни. Правда, своды многих соборов в XV в. все сильнее и сильнее вытягивались вверх, однако ни одному зодчему не приходило в голову заменить их высоким шатром.
Церковь во имя митрополита Петра в Переславле Залесском |
В 50–60-е гг. XVI в. мемориальные шатровые храмы поднялись в Балахне, Муроме, Коломне, Старице и других местах. Высоким нарядным шатром был перекрыт центральный объем и главного храма-памятника во всем Московском государстве – Покровского собора на Красной площади в Москве (1555–1560), выстроенного в честь взятия Казани в 1552 г. Всего за два десятилетия, прошедших после появления первого каменного шатрового храма в Коломенском, этот новый вид архитектуры получил признание у русских зодчих, которые стали возводить шатровые храмы во многих городах и селах наравне с более привычными – с перекрытыми сводом. Почти все шатровые храмы XVI в. имели одну и ту же композицию: на нижней кубической части (четверике), служившей основанием, строился восьмигранный столб (восьмерик), который венчал шатер. Однако зодчие, принимая эту общую схему, добивались необычайного разнообразия, и ни один шатровый храм не повторял другой.
Шатровые храмы при грандиозной внешней составляющей несли на себе и глубокую смысловую нагрузку. Символические значения храмов осмысливаются и понимаются учеными по-разному. Например, считается, что шатровый храм представляет собой архитектурную модель пути к Небесному Царствию и является местом соединения земного квадрата (символа тварного мира) с небесным кругом (символом вечности). В шатровом храме квадрат четверика есть символ Земли (как и в пирамиде). Восьмерик на четверике – универсальное число направлений пространства, но это еще и восьмиконечная звезда, символ Богородицы и сакральное число будущего века – «дня восьмого». А шатер, венчающий храм, есть небесный конус пути к Богу, место соединения земного с небесным.
Каждый шатер имел свой собственный силуэт, а дополнительные украшения и пристройки еще больше подчеркивали своеобразие того или иного памятника. Так, мастер, строивший во второй половине XVI в. Преображенскую церковь в подмосковном селе Остров, украсил ее шатер несколькими рядами «вспенивающихся» кокошников, количество которых равно 144-м. В церкви во имя митрополита Петра в Переславле Залесском (1585) шатер ясно отделен от мощного широкого основания здания. В 1603 г. по распоряжению царя Бориса Годунова в Борисовом городке под Можайском был выстроен самый большой шатровый храм во имя святых Бориса и Глеба. Он был на 9 метров выше храма в Коломенском и достигал 74 метров.
Церковь Рождества Богородицы в Путинках |
XVII в. принес с собой новые художественные веяния. Архитектура становилась все более нарядной, церкви напоминали порой сказочные терема, стены зданий украшали изразцами и расписывали яркими красками. Не осталось без изменений и шатровое зодчество. Часто из основного перекрытия шатер превращался в декоративную деталь завершения и потому терял связь с внутренним пространством сооружения. Иногда он венчал уже не весь объем, а только его часть или даже заменял собой церковные главки. В 1649–1652 гг. в Москве была построена церковь Рождества Богородицы в Путинках. В ее богатом убранстве были использованы сразу четыре декоративных шатра, поставленных на узкие изящные барабаны, которые в свою очередь покоились на сводах. Эта церковь уже не являлась в буквальном смысле шатровой, поскольку шатры были использованы архитекторами лишь для украшения постройки. Однако она знаменита тем, что стала последним памятником шатрового зодчества в Москве. В 1652 г. патриарх Никон предписал впредь церкви «строить о единой, о трех, о пяти главах, а шатровые церкви отнюдь не строить». По мнению ученых, этот запрет был обоснован несколькими причинами: во-первых, проведением церковной реформы и, соответственно, отказом от «всего старого», во-вторых, стремлением патриарха приблизиться к византийскому образцу. Впоследствии запрет был подтвержден, а в качестве примера зодчим указали пятиглавый Успенский собор Московского Кремля.
Ново-Иерусалимский монастырь |
Едва ли не первым нарушил свой запрет сам Никон, задумавший построить храм, который повторял бы формы главной христианской святыни – храма Воскресения в Иерусалиме. Патриарх приказал соорудить невиданной величины каменный шатер над ротондой, примыкавшей к храму Воскресения в основанном им Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре под Москвой. Шатер был настолько велик, что без видимой причины рухнул в 1723 г. В 1748 г. его начали восстанавливать по проекту Растрелли, но уже из дерева.
Появлялись после запрещения шатровые храмы и в провинции. Однако московские зодчие такой вольности позволить себе уже не могли и в дальнейшем использовали полюбившийся шатер только для завершения колоколен.
Шатровое зодчество XVI–XVII вв., черпающее свое начало в традиционной русской деревянной архитектуре, является уникальным направлением русского зодчества, которому нет аналогов в искусстве других стран и народов. Шатровые храмы Московского государства – неповторимый вклад России в мировую культуру.
Кандидат богословия, заведующий кафедрой церковной истории Сретенской духовной семинарии
Коломенское и Александровская слобода
Троицкая церковь Александровской слободы (теперь — Покровская) — дворцовый храм князя Василия III. Относительно даты постройки долгое время существовали разногласия, однако последние исследования относят её к 1510 году. До этого самой первой шатровой церковью считалась Вознесенская в Коломенском (1532 год), которую тоже строил этот же великий князь.
Это, безусловно, величайший шедевр, но он не был первым. Оба храма построены в государевых усадьбах как невеликие придворные. Причём Вознесенская стала монументом в честь рождения наследника — великого Ивана Грозного. Создателем изумительного ансамбля в Александровской слободе считают зодчего из Италии — Алевиза Нового, автором церкви Вознесения предположительно является тоже итальянец — Петрок Малой.
Церковь Спаса Преображения в селе Остров (Московская область)
Этот храм – подворье Патриарха Московского и всея Руси. Точная дата сооружения здания церкви не установлена, её относят к эпохе Ивана Грозного. В XIX в. была сооружена колокольня в псевдоготическом стиле. Храм открыт как действующий с 1992 г. Относится к шатровым храмам, построен из известняка, высота около 40 м. Крестчатое в плане основание церкви несёт восьмерик, завершенный гладким шатром. Места перехода от основания к восьмерику и от восьмерика к шатру декорированы ярусами кокошников. Крестчатый столп декорирован 12 главками. По сторонам столпа расположены два одинаковых придела в псковском стиле. С севера, запада и юга храм обходит крытая галерея, выстроенная в первой трети XIX в.
В 1830 г. к церкви была пристроена колокольня в псевдоготическом стиле. В конце 1990-х рядом была поставлена часовня преподобного Серафима Саровского, а летом 1999 г. вторая – святителя Николая Чудотворца с деревянной скульптурой святого.
Храм Василия Блаженного
Поскольку это главная достопримечательность не только Москвы, но и всей страны, об этом шатровом храме нужно рассказать как можно более подробно. Казанское ханство было повержено, и в честь этого создавался памятник, по сей день являющийся символом России и непревзойдённым памятником архитектуры. Собор Покрова на Рву строился шесть лет (с 1555 года) и получился необыкновенно, даже вообще не по-земному красив. Ранее здесь располагалась Троицкая церковь и оборонительный ров вдоль всего Кремля, который засыпали только в 1813 году. На его месте сейчас некрополь и Мавзолей.
Кто же такой Василий Блаженный, похороненный прямо около Троицкой церкви, на Красной площади? Это московский юродивый, наделённый даром ясновидения, предсказавший многие бедствия, в том числе и огромный пожар 1547 года, когда сгорела почти вся Москва. Сам Иван Грозный чтил и довольно сильно побаивался Василия Блаженного, именно поэтому и похоронили его с почестями и на самом красном месте. Более того, рядом вскоре заложили храм, куда позже были перенесены мощи юродивого ясновидца, поскольку на его могиле сразу после похорон начались настоящие чудеса — люди исцелялись, прозревали, хромые начинали ходить, а парализованные вставали.
Из восьми побед
Началась казанская кампания, впервые окончившаяся победой, обычно русские на этом направлении терпели неудачу за неудачей. Иоанн Грозный дал обет — если Казань падёт, поставить на Красной площади самый грандиозный храм как память о победе. И он полностью выполнил обещанное.
Война была долгой, и в честь каждой победы русского оружия рядом с Троицким храмом строилась небольшая церковь в честь святого, с чьим днём совпало одержание её. После триумфального возвращения Иван Грозный вместо восьми новых деревянных церквей решил поставить одну большую каменную — самую знаменитую, чтобы на долгие века.
В поиске решения
Восстановление независимости русского государства и осознание неизбежности самодержавия как гарантии невозврата к междоусобицам князей и новому краху сопровождалось ростом интереса к домонгольскому периоду истории, временам Владимира Красное Солнышко и былинных богатырей, своеобразными памятниками которым становились башнеобразные храмы. В отличие от, скажем, киевских и смоленских, они украшались килевидными закомарами, рядами кокошников, передающих на стены нагрузку от высоких барабанов и луковичными главами, не боящимися снеговой нагрузки и чрезмерного увлажнения от талой воды.
Теперь глава не зависит от конструкции купольного завершения, а может стоять на глухом барабане или цилиндрическом постаменте, опираясь на стены или своды. Башнеобразные храмы (такие, как Спасский собор Андроникова монастыря в Москве или Успенский собор в Коломне) не могли вместить в себя большого количества прихожан. Наряду с ними, следуя уже владимиро-суздальской традиции, строили крестово-купольные соборы, изменяя при этом расположение столпов: сдвигали их восточную пару и саму главу к апсидам, что видно в архитектурных шедеврах Звенигорода. При этом сам барабан приподнимали над поясом кокошников, которых в домонгольских храмах Владимиро-Суздальской Руси мы не наблюдаем.
В начале XVI в. в русских городах, чье население растет быстрее обезлюдевших после войн и набегов деревень, строятся небольшие каменные посадские храмы, для которых четырехстолпная схема, стесняющая и без того малое внутреннее пространство, оказалась невыгодна. Здесь устраивали бесстолпные покрытия, когда перекрещивающиеся пары арок опирались на стены, а барабан с главкой устанавливался на пересечении. Своды между параллельными арками также создавали символический крест. Такие храмы имели от одной до трех апсид, а внутренние стены соединял иконостас. В сельских приходских храмах конструктивное решение было еще проще – главку укрепляли над коньком двускатной кровли, нехитрую звонницу устанавливали рядом (Стефаниевская церковь в Кидекше, под Суздалем).
Деревянные клетские церкви, башнеобразные и бесстолпные каменные храмы с вздымающимися пирамидами кокошников словно подготовили появление в русской архитектуре уникальных – иначе не скажешь – культовых сооружений. Речь идет о шатровых бесстолпных храмах.
Легенды
Строители прекрасного храма снискали такое обилие самых разнообразных историй, что привести здесь все просто не представляется возможным. Традиционно считалось, что царь Иоанн Грозный нанял двух мастеров: Барму и Постника Яковлева. На самом деле человек это был один — Иван Яковлевич по фамилии Барма, а по прозвищу Постник. Бытует легенда, что после строительства государь ослепил зодчих, чтобы они никогда больше и нигде ничего красивее этого храма не построили. Уж сколько художественных произведений по этой сказке написано! Однако и это не так.
Существуют документы, и их довольно большое количество, что после собора Покрова этот Постник построил Казанский кремль. Уж можно было красивее, наверное, да некуда. Конечно, не такой, как храм Василия Блаженного, который неповторим, но тоже великое произведение архитектуры. Кроме того, именно рука Постника чувствуется в постройке Благовещенского собора (Московский Кремль), Успенского собора, Никольского храма (Свияжск — оба), даже церкви Иоанна Предтечи в Дьякове. Все эти храмы были созданы значительно позднее.