Богословская пустынь – исчезнувший монастырь на Клязьме

Мiръ

Россия Московская область Пушкино Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Клязьме Идёт загрузка карты…

{«format»:»leaflet»,»minzoom»:false,»maxzoom»:false,»limit»:50,»offset»:0,»link»:»all»,»sort»:[«»],»order»:[],»headers»:»show»,»mainlabel»:»»,»intro»:»»,»outro»:»»,»searchlabel»:»\u2026 \u0441\u043b\u0435\u0434\u0443\u044e\u0449\u0438\u0435 \u0440\u0435\u0437\u0443\u043b\u044c\u0442\u0430\u0442\u044b»,»default»:»»,»import-annotation»:false,»width»:»auto»,»height»:»350px»,»centre»:{«text»:»»,»title»:»»,»link»:»»,»lat»:55.97702799999999712099452153779566287994384765625,»lon»:37.8378330000000033805918064899742603302001953125,»icon»:»»},»title»:»»,»label»:»»,»icon»:»»,»lines»:[],»polygons»:[],»circles»:[],»rectangles»:[],»copycoords»:false,»static»:false,»zoom»:8,»defzoom»:14,»layers»:[«OpenStreetMap»],»image layers»:[],»overlays»:[],»resizable»:false,»fullscreen»:true,»scrollwheelzoom»:true,»cluster»:false,»clustermaxzoom»:9,»clusterzoomonclick»:true,»clustermaxradius»:80,»clusterspiderfy»:true,»geojson»:»»,»clicktarget»:»»,»showtitle»:true,»hidenamespace»:false,»template»:»»,»userparam»:»»,»activeicon»:»»,»pagelabel»:false,»ajaxcoordproperty»:»»,»ajaxquery»:»»,»locations»:[{«text»:»\u003Cb\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%A6%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C_%D0%A1%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%B0_%D0%9D%D0%B5%D1%80%D1%83%D0%BA%D0%BE%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%9E%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B0_%D0%B2_%D0%9A%D0%BB%D1%8F%D0%B7%D1%8C%D0%BC%D0%B5\» title=\»\u0426\u0435\u0440\u043a\u043e\u0432\u044c \u0421\u043f\u0430\u0441\u0430 \u041d\u0435\u0440\u0443\u043a\u043e\u0442\u0432\u043e\u0440\u043d\u043e\u0433\u043e \u041e\u0431\u0440\u0430\u0437\u0430 \u0432 \u041a\u043b\u044f\u0437\u044c\u043c\u0435\»\u003E\u0426\u0435\u0440\u043a\u043e\u0432\u044c \u0421\u043f\u0430\u0441\u0430 \u041d\u0435\u0440\u0443\u043a\u043e\u0442\u0432\u043e\u0440\u043d\u043e\u0433\u043e \u041e\u0431\u0440\u0430\u0437\u0430 \u0432 \u041a\u043b\u044f\u0437\u044c\u043c\u0435\u003C/a\u003E\u003C/b\u003E\u003Chr /\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE:%D0%90%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F\» title=\»\u0421\u0432\u043e\u0439\u0441\u0442\u0432\u043e:\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\»\u003E\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\u003C/a\u003E: »’\u0426\u0435\u0440\u043a\u043e\u0432\u044c \u0421\u043f\u0430\u0441\u0430 \u041d\u0435\u0440\u0443\u043a\u043e\u0442\u0432\u043e\u0440\u043d\u043e\u0433\u043e \u041e\u0431\u0440\u0430\u0437\u0430 \u0432 \u041a\u003Cspan class=\»smw-highlighter\» data-type=\»2\» data-state=\»persistent\» data-title=\»\u0418\u043d\u0444\u043e\u0440\u043c\u0430\u0446\u0438\u044f\» title=\»\u0426\u0435\u0440\u043a\u043e\u0432\u044c \u0421\u043f\u0430\u0441\u0430 \u041d\u0435\u0440\u0443\u043a\u043e\u0442\u0432\u043e\u0440\u043d\u043e\u0433\u043e \u041e\u0431\u0440\u0430\u0437\u0430 \u0432 \u041a\u043b\u044f\u0437\u044c\u043c\u0435 (\u0426\u0435\u0440\u043a\u043e\u0432\u044c \u041d\u0438\u043a\u043e\u043b\u0430\u044f \u0427\u0443\u0434\u043e\u0442\u0432\u043e\u0440\u0446\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u0435\u043a\u0441\u0438\u044f, \u043c\u0438\u0442\u0440\u043e\u043f\u043e\u043b\u0438\u0442\u0430 \u041c\u043e\u0441\u043a\u043e\u0432\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e) \u2014 \u043f\u0440\u0430\u0432\u043e\u0441\u043b\u0430\u0432\u043d\u0430\u044f \u0446\u0435\u0440\u043a\u043e\u0432\u044c \u0432 \u0441\u0442\u0438\u043b\u0435 \u043c\u043e\u0434\u0435\u0440\u043d \u0432 \u043f\u043e\u0441\u0451\u043b\u043a\u0435 \u041a\u043b\u044f\u0437\u044c\u043c\u0430 (\u0441\u043e\u0432\u0440\u0435\u043c\u0435\u043d\u043d\u044b\u0439 \u043c\u0438\u043a\u0440\u043e\u0440\u0430\u0439\u043e\u043d \u0433\u043e\u0440\u043e\u0434\u0430 \u041f\u0443\u0448\u043a\u0438\u043d\u043e) \u041c\u043e\u0441\u043a\u043e\u0432\u0441\u043a\u043e\u0439 \u043e\u0431\u043b\u0430\u0441\u0442\u0438.\»\u003E\u003Cspan class=\»smwtext\»\u003E \u2026 \u003C/span\u003E\u003Cspan class=\»smwttcontent\»\u003E»’\u0426\u0435\u0440\u043a\u043e\u0432\u044c \u0421\u043f\u0430\u0441\u0430 \u041d\u0435\u0440\u0443\u043a\u043e\u0442\u0432\u043e\u0440\u043d\u043e\u0433\u043e \u041e\u0431\u0440\u0430\u0437\u0430 \u0432 \u041a\u043b\u044f\u0437\u044c\u043c\u0435»’ (\u0426\u0435\u0440\u043a\u043e\u0432\u044c \u041d\u0438\u043a\u043e\u043b\u0430\u044f \u0427\u0443\u0434\u043e\u0442\u0432\u043e\u0440\u0446\u0430 \u0438 [https://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Moskovskij \u0410\u043b\u0435\u043a\u0441\u0438\u044f, \u043c\u0438\u0442\u0440\u043e\u043f\u043e\u043b\u0438\u0442\u0430 \u041c\u043e\u0441\u043a\u043e\u0432\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e]) \u2014 \u043f\u0440\u0430\u0432\u043e\u0441\u043b\u0430\u0432\u043d\u0430\u044f \u0446\u0435\u0440\u043a\u043e\u0432\u044c \u0432 \u0441\u0442\u0438\u043b\u0435 \u043c\u043e\u0434\u0435\u0440\u043d \u0432 \u043f\u043e\u0441\u0451\u043b\u043a\u0435 \u041a\u043b\u044f\u0437\u044c\u043c\u0430 (\u0441\u043e\u0432\u0440\u0435\u043c\u0435\u043d\u043d\u044b\u0439 \u043c\u0438\u043a\u0440\u043e\u0440\u0430\u0439\u043e\u043d \u0433\u043e\u0440\u043e\u0434\u0430 \u041f\u0443\u0448\u043a\u0438\u043d\u043e) \u041c\u043e\u0441\u043a\u043e\u0432\u0441\u043a\u043e\u0439 \u043e\u0431\u043b\u0430\u0441\u0442\u0438.\u003C/span\u003E\u003C/span\u003E\u043e\u0440\u0430\u0439\u043e\u043d \u0433\u043e\u0440\u043e\u0434\u0430 \u041f\u0443\u0448\u043a\u0438\u043d\u043e) \u041c\u043e\u0441\u043a\u043e\u0432\u0441\u043a\u043e\u0439 \u043e\u0431\u043b\u0430\u0441\u0442\u0438.»,»title»:»\u0426\u0435\u0440\u043a\u043e\u0432\u044c \u0421\u043f\u0430\u0441\u0430 \u041d\u0435\u0440\u0443\u043a\u043e\u0442\u0432\u043e\u0440\u043d\u043e\u0433\u043e \u041e\u0431\u0440\u0430\u0437\u0430 \u0432 \u041a\u043b\u044f\u0437\u044c\u043c\u0435″,»link»:»»,»lat»:55.97702799999999712099452153779566287994384765625,»lon»:37.8378330000000033805918064899742603302001953125,»icon»:»»}],»imageLayers»:[]}

55.976947; 37.837848

Россия, Московская область, Пушкино, микрорайон Клязьма, Лермонтовская улица, 20

Пушкино,Московская область

Россия

Телефон:

+7 496 537-87-20

Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Клязьме

(Церковь Николая Чудотворца и Алексия, митрополита Московского) — православная церковь в стиле модерн в посёлке Клязьма (современный микрорайон города Пушкино) Московской области. Храм построен купцом 2-й гильдии Иваном Александровичем Александренко на свои средства. Вместе с храмом Гребневской иконы Божией Матери храм образует Спасо-Гребневский приход.

История[править]

Храм построен купцом 2-й гильдии Иваном Александровичем Александренко на свои средства. Первоначально предполагался к освящению как Николо-Алексиевский, и по ряду сведений так и не успел стать освящённым — революция помешала началу богослужений.

В 1938 году настоятель храма митрофорный протоиерей Леонид Флоренский был арестован и в 1939 году сослан в Караганду (Казахстан). Умер отец Леонид в Караганде примерно в 1940 году.

В советские годы служил общежитием, складом, на 3-х этажах были устроены коммунальные квартиры, пионерлагерь, склад декораций Московского театра им. Островского.

Открыт в 1989 году, освящён как Спасский и отреставрирован.

В 2007 году сгорела относящаяся к Спасской церкви летняя деревянная церковь Гребневской иконы Божьей матери, заложенная в 1900 году. В настоящий момент (2016 год) ведётся строительство новой (уже каменной) церкви. Новая церковь состоит из двух этажей: верхний (надземный) этаж этой церкви представляет собой храм в честь Гребневской иконы Божией матери (надземный храм в честь Гребневской иконы Божией матери пока недостроен (2016 год) и в нём пока ещё не ведутся службы); на нижнем же (подземном) этаже расположен храм в честь святого преподобного Александра Свирского, где в настоящее время проходят богослужения.

Описание архитектуры

Храм в виде куба украшен главкой, под которой выстроена горка кокошников. С западной стороны возвышается колокольня на пятнадцать колоколов. Здание украшено майоликовым панно. В стиле прослеживается влияние модернизма, храм называют «неорусским». Эскизы к нему были выполнены учеником Васнецова — И. Вашковым. Архитектор церкви — В. И. Мотылев. На изразцовой ленте барабана выполнена надпись, указывающая дату основания постройки — с 1913 года по 1916 год.

Световой шатер имеет форму восьмигранника, на нем присутствует ансамбль кокошников, который становится уже наверху. Приделы боковых фасадов немного занижены и завершаются шатрами. Световой барабан удлинен и увенчан шлемовидной главкой. Алтарь оформлен в виде полукруга, а переходная галерея понижена. Звонница расположилась над входом.


Майоликовое панно над звонницей церкви

В прошлые века крыша храма была покрыта зеленой черепицей, яркие керамические панно и изразцовый арочный проем придавали его облику неповторимый шарм и делали храм настоящим произведением архитектурного искусства. Данная церковь построена из железобетона.

Современное состояние[править]

С 1989 года здание храма передано местной православной религиозной организации для богослужений. 19 декабря 1989 г. (на праздник святителя Николая) в храме был совершен первый водосвятный молебен – первое богослужение в истории Спасского храма. На это событие прибыли священники из Никольского храма г. Пушкино и Покровского храма поселка Черкизово. Храм окропили святой водой – так состоялось малое освящение храма.

Первым священником стал игумен Петр (Кучминский) – с Пасхи 1990 г. (апрель) по январь 1991 г. Он совершил первую Божественную литургию. До него со времени открытия храма в 1989 г. совершались только молебны, литии и панихиды.

Весной, 5 марта 1991 г. о. Петра сменяет иеромонах Сергий (Амуницин), который служит до сего дня, но уже в сане игумена.

С передачей Спасского храма общине верующих началась его реставрация.

Заменена электропроводка, произведен настил полов (мрамором в алтаре, плиткой в храме), церковь снаружи и внутри отштукатурена и побелена, проведено газовое отопление. На звоннице установлены 15 колоколов, расписан притвор, заменено покрытие главки, ремонт подвала, замена ветхих оконных заполнений, сделан и вызолочен иконостас с иконами.

Приблизительно половина всех майоликовых плиток утрачена, поэтому изображения и декор на майоликовых панно в разной степени утеряны. Многочисленные попытки провести работы по восстановлению повреждений майоликового фасада не увенчались успехом в связи с утратой технологии покрытия майоликовой плитки атмосферно-устойчивыми глазурями.

Некоторые из утраченных изображений и декор восстановлены/дополнены с помощью красок при реставрации.

Описание[править]

Церковь представляет собой кубический храм, завершённый главкой на горке кокошников, с пристроенной с запада звонницей на 15 колоколов, украшенный майоликовыми панно.

Храм является любопытным образцом неорусского стиля (с оттенком модерна), построенным в честь 300-летия Романовых архитектором В. И. Мотылёвым по рисунку С. И. Вашкова (1879—1914), ученика Васнецова, в 1913—1916-е годы. О годе основания свидетельствует различимая снизу надпись старинной вязью на изразцовой ленте барабана.

Восьмигранный световой шатер с ансамблем кокошников, плавно сужающихся кверху, пониженные «приделы» боковых фасадов с шатровым завершением, удлиненный световой барабан с главой в виде шлема, полукруглый алтарь, пониженная переходная галерея, оригинально устроенная звонница с входом в храм под ней, расположенная над входом.

В прошлом зеленая черепица, насыщенные холодной цветовой гаммой керамические панно и широкая изразцовая арка портала были призваны создавать неповторимый, красочный облик храма – редкого, любопытного, интересного памятника архитектуры.

Церковь является первой в России железобетонной церковью, что открыло новую эпоху в церковном строительстве.

Деятельность прихода[править]

При храме действует воскресная школа и молодежный хор, а также кружки рукоделия, библиотека, аудио- и видеотека.

Современное состояние

К концу 1989 года в стенах храма прозвучало первое долгожданное богослужение — водосвятный молебен. Но первая Божественная литургия была проведена только в 1990 году на праздник Воскресения Господнего. Много лет подряд там служит игумен Сергий.


Внутренне убранство Спасского храма

Православная община, под крыло которой перешел храм, заботится о его состоянии. Проводятся реставрационные работы: ремонт электрокоммуникаций, полов и окон, выполнена газификация храма, на звоннице появилось 15 новых колоколов, произведена штукатурка стен внутри и извне постройки. По возможности реставрируются майоликовые панно, хотя современные мастера не владеют многими секретами покрытия плитки специальной глазурью, устойчивой к воздействию окружающей среды.

Престольные праздники[править]

Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа

— 29 августа

Обновление храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение Словущее)

— 26 сентября (нижний крестильный храм)

10 августа

— Гребневской иконы Божией Матери.

Александр Свирский, преподобный

— 12 сентября (нижний храм)

Богословская пустынь – исчезнувший монастырь на Клязьме

Успенская церковь в селе Богослово под Ногинском была построена в середине XIX века, но история церковного погоста намного древнее. Первый деревянный храм Иоанна Богослова, стоявший у места впадения реки Шерны в Клязьму, был известен еще до польско-литовского разорения. Он входил в число самых древних приходов округи наряду с храмами Воскресения Христова в Павловском Посаде, Петра и Павла в Обухово и Николая Чудотворца в Авдотьино. В XVIII веке на Богословском погосте появился монастырь, который просуществовал несколько десятилетий, но был упразднен.

После Смутного времени древняя церковь апостола Иоанна Богослова на погосте исчезла, а на ее месте осталось лишь кладбище и ветхий деревянный крест-памятник. В следственном деле о споре за церковную землю с помещиком Василием Яновым приведено такое свидетельство старожилов: «В 1700 году на то кладбище пришед монах зовомый Питирим неведомо откуда и по какому указу, поселясь самою малою кельею». Десять лет инок Питирим жил отшельником на пустынном Богословском погосте, затем построил деревянную часовню, а потом и новую церковь. В 1720-е годы деревянный храм на Богословском кладбище заменили каменным и освятили в честь Успения Богородицы.

Любопытна связь бывшей Богословской пустыни с другим монастырем – Введенской Островской пустынью на Вятском озере. Как и Богословская обитель, она появилась вблизи Владимирского тракта, но уже на территории Владимирской губернии недалеко от города Покрова. Монастырь основали в конце XVII века старцы Сергий и Тимофей. В глухом лесу и на острове, окруженном водами Вятского озера, они построили келью и часовню. Монахи желали укрыться здесь от мира, но через несколько лет слух о лесных подвижниках распространился по округе. На берег озера приходили монахи, умоляя отшельников принять их в островной скит. Со временем число братии увеличилось, поэтому старцы Сергий и Тимофей обратились к царю Петру I и церковному начальству о позволении построить деревянный храм. Разрешение было получено, и на острове появилась церковь Введения Пресвятой Богородицы, а на Владимирском тракте – часовня для сбора пожертвований в пользу лесного скита.

После смерти основателя Островской пустыни Сергия строителем обители назначили иеромонаха Нектария, который попытался перенести монашескую общину из Вятского озера в соседнюю Богословскую пустынь Московской епархии. Летописец указывал, что Нектарий и пятеро монахов забрали с собой «церковную утварь, книги, хлеб, всякий скот и монастырские припасы» и отправились на новое место. Монахи Богословской пустыни, не имея начальника, попросили церковные власти сделать своим строителем Нектария, а Островскую пустынь, из которой тот ушел, приписать в подчинение Богословской. Обосновавшись на новом месте, Нектарий разобрал и продал построенную Сергием и Тимофеем церковь на острове Вятского озера, а придорожную часовню на Владимирке отдал священнику села Покров.

Таким образом, благодаря Нектарию Богословская пустынь в Московской епархии укрепилась, а Островская обитель Владимирской епархии, наоборот, пришла в полное запустение. Однако Островскому монастырю не суждено было исчезнуть. Старец Тимофей и остатки братии опустевшей обители пожаловались на иеромонаха Нектария властям. Духовное ведомство, разобравшись в споре, встало на сторону монахов Владимирской епархии и велело вернуть церковные постройки и имущество Введенской обители.

Введенская Островская пустынь смогла пережить период упадка и сохранилась до нашего времени, а Богословская обитель на Клязьме исчезла. В середине XVIII века новый строитель обители инок Димитрий – в миру Данила Гусев – вместе с сообщником Кириллом Алексеевым тайно распространил в обители хлыстовщину, что, возможно, роковым образом повлияло на судьбу монастыря. Через несколько лет после скандала Богословская пустынь была упразднена как монастырь, а Успенский храм обращен в приходской.

Хлыстовство в то время проникло даже в монашескую среду, например, Ивановский, Варсонофьевский и Чудов монастыри в Москве стали рассадниками тайной ереси. Сектантов было сложно распознать, потому что внешне они соблюдали все обряды православной церкви. Одним из зараженных хлыстовством монастырей стала и подмосковная Богословская пустынь.

Дореволюционный автор Е. Пеликан в материалах о хлыстах и скопцах приводил свидетельство допроса сектанта Осипова, который сознался, что его учитель Трофимов сочинил обряд наподобие церковного причастия. Он давал сектантам после радения – «верчения, трясения и говорения речей» – пять хлебов, испеченных якобы с кровью младенца. Один из таких хлебов Трофимов передал и в Богословскую пустынь Дмитрию Гусеву. Правдиво ли это свидетельство, остается неясным, но по виду оно больше похоже на сильно преувеличенные слухи о раскольниках-гусляках. Они вели закрытый образ жизни, из-за чего в XIX веке их считали поголовно разбойниками, мошенниками и колдунами.

После революции 1917 года богослужения в Успенском храме прекратились не сразу. На должность священника церкви села Богословское в тяжелые для православия годы был назначен уроженец Дмитровского уезда отец Алексий Сперанский. После коллективизации отец Алексий, не оставляя священнического служения, устроился в колхоз кузнецом. Всю неделю священник работал в кузнице, а в субботу и воскресенье снимал фартук, надевал облачение, служил и проповедовал. Однако трудовой образ жизни не спас священника от расправы, в 1937 году его арестовали и расстреляли по ложному обвинению. В 2000-м году о. Алексий Сперанский был прославлен в лике новомучеников, а на уцелевшем доме в Богослово, где он жил, в наше время появилась мемориальная табличка.

Путеводитель по историческим местам поселка Клязьма

Известный пушкинский краевед, создатель частного музея «По волнам нашей памяти» в Клязьме Александр Федорович Малявко разработал уникальный путеводитель по историческим местам этого удивительного микрорайона. Пока он ищет спонсора для печати путеводителя (нужна совсем небольшая сумма, может кто-то из прочитавших эту статью, сможет помочь), делимся им на нашем портале.

Фото — Андрей Греча, Галина Бочкарева

Путеводитель

по историческим местам поселка Клязьма

КЛЯЗЬМА, 2018

Посёлок, а ныне микрорайон г. Пушкино, Клязьма, начиная с ХХ века, приобрёл известность как элитный, дачный посёлок. Из всех близлежащих поселений: Пушкино, Листвяны (Мамонтовка), Звягино, Тарасовка, Черкизово, насчитывающих пятивековую историю, он самый молодой, ему всего 175 лет.

Для более углублённого представления об истории посёлка прежде следует ознакомиться с краеведческими материалами о нём, книгами: «Клязьма, история воспоминания» В. А. Капустиной; «Клязьма-любовь моя»; «Клязьма во времени и лицах» А. Ф. Малявко; «Энциклопедия Клязьмы» Г. Б. Китайгородского; «На высоком берегу Клязьмы» О. Н. Бойко; публикациями В. А. Парамонова и Ивана Клязьминского. Эти книги имеются в нашей библиотеке.

Изучив краеведческую литературу и вооружившись этим путеводителем, каждый самостоятельно или в компании друзей может совершить интересную, познавательную пешеходную экскурсию по историческим местам посёлка Клязьма. Маршрут составляет около 2-х км и займёт 1,5 — 2 часа. В добрый путь!

Маршрут краеведческой экскурсии по Клязьме

Исторический центр

Путешествие начинаем с пересечения Тургеневской и Крыловской улиц. (1)

Это исторический центр Клязьмы. В былые годы поблизости были сосредоточены основные торговые, социальные и культурные объекты посёлка: рынок, магазины, аптека, дом культуры с библиотекой и танцплощадкой, кинотеатр «Культура», школа, почта, отделение милиции, парикмахерская и другие.

Сегодня из этого перечня осталась только аптека (в изменённом виде). (2)

Это самое старое из сохранившихся здание Клязьмы, ему 117 лет.

Основали «Аптекарский и парфюмерный магазин» молодые (22 года) провизоры, супруги Иван и Александра Руссковы в 1901-м году.

В 1862 году между селом Звягино и клязьминским хутором пролегла Северная железная дорога. Платформа «Клязьма» (первоначальное название — «Хутор» 1900 г.) дала толчок к интенсивному развитию посёлка. Тогда же и возникло название поселка, по названию реки.

Тургеневская улица — главная улица Клязьмы, она напрямую соединяет ж/д платформу с храмовым комплексом зданий. В хорошую погоду в конце улицы просматриваются купола церкви Гребневской Божией матери.

В сквере, рядом с бывшим кинотеатром, в 1967-м году открыли памятник павшим воинам-клязьминцам. Увековечены 154 фамилии.

В клязьминской школе (ул. Кольцовская, д. 2) (3)

с 1993 года существует школьный краеведческий музей. Основала его в 1993-м году и руководила в течение 25 лет В. А. Капустина. Посещение по предварительной заявке.

Кривичи и вятичи

Идём по улице Чайковской параллельно железной дороге приблизительно 600 метров. Перед нами археологический памятник ХI-ХIII вв. — курганные могильники кривичей. (4)

Памятник федерального значения, занесён в реестр Института археологии РАН (фонд Р-1 № 589). Кривичи и вятичи — славянские языческие племена, основное этнографическое ядро великорусского народа.


Составной частью великороссов были финские племена меря, мурома, весь, которые привнесли некоторые антропологические и этнографические особенности в обличие великороссов. Названия племён происходят от имён их родоначальников или вождей.
Первые усадьбы

Неподалёку от этого места, восточнее, находилась усадьба водочного магната Петра Арсеньевича Смирнова, (5)

питейные лавки (магазины) которого были не только в Москве и Петербурге, но и на пушкинском ж/д вокзале. Едва прослеживается тополиная, так называемая, «Смирновская аллея», спускающаяся к реке.

У самой реки был огромный, метров 20 в диаметре, круг (клумба), обсаженный туями и голубыми елями. (6)

Несколько деревьев сохранились.

В 1914-17-х гг. в усадьбе располагался штаб 190-го запасного пехотного полка, расквартированного в посёлке. Солдаты проходили здесь военную подготовку с последующей отправкой на фронты Первой мировой войны.

Проходим по Верещагинской улице и попадаем на Даргомыжскую. К ней примыкает небольшая улица (фактически тупик) Абрикосовский парк. (7)

Это романтическое название она получила потому, что здесь начиналась усадьба «шоколадного короля России» Алексея Ивановича Абрикосова и его многочисленных потомков. В те далёкие времена (1898 год) она называлась «Дубы». В этом месте действительно была дубовая роща; да и сейчас ещё сохранилось несколько десятков дубов, что аномально для посёлка с преобладанием хвойных деревьев.

На Даргомыжской ул. в доме № 9 (8)

жил Н. Я. Юцис (1879–1983), известный в Клязьме цветовод, знаток лекарственных растений и садово-паркового искусства; собиратель грамзаписей, самыми модными из которых были в то время песни Петра Лещенко. В 30-е и послевоенные годы у него снимал дачу советский писатель, лауреат Сталинской премии Валентин Петрович Катаев.

Здесь были написаны повести «Белеет парус одинокий», рассказы для детей, «Сын полка», многочисленные статьи.

Мы идём по Боткинской улице; справа от нас бывший парк усадьбы Абрикосовых.

На берегу Клязьмы

Мы на естественной смотровой площадке на высоком берегу реки, (9)

с которого открывается чудесная панорама самой реки и поросшего соснами крутого берега

Здесь речка Клязьма среди зарослей петляет. С крутого берега такой чудесный вид И живописцев и поэтов вдохновляет, А в летний зной к себе прохладою манит. Посёлок Клязьма наш родной, Тебя мы любим всей душой. Хоть обойди весь белый свет, Но лучше Клязьмы в целом мире места нет!

Строки из Гимна Клязьмы

Река Клязьма протекает по территории посёлка всего около трёх километров, тем не менее, она дала название посёлку. Когда-то, в средние века, она была полноводной и судоходной. Происхождение гидронима восходит к языку финского племени меря. По-фински KALA — РЫБА; KALAISA — РЫБНЫЙ; МАА — МЕСТНОСТЬ; KALAISAMAA — РЫБНОЕ МЕСТО.

Внизу, у самой реки, — популярный пляж «Песочек»; левее — обустроенный и освящённый в 2003 г. источник. (10)

К нему спускается недавно построенная на средства прихожан добротная лестница; здесь же памятный крест.

Первожители

Переходим на Аксаковскую улицу. У дома № 10 установлен памятный знак первожителям Клязьмы. (11)

Их имена были обнаружены в Исповедальных ведомостях Никольской церкви села Пушкино за 1843–45 гг. Это были молодые (23–25 лет) выпускники земледельческой школы, открытой в 1833 г. под Петербургом по указу Николая I.

В 1843 г. в Клязьме возникла Образцовая земледельческая усадьба, которая просуществовала свыше 30 лет. С прокладкой в 1862 г. железной дороги и с появившейся возможностью выкупа земли у государства московской купеческой знатью, усадьба постепенно деградировала. Автор памятного знака — художник-дизайнерЕ. Ю. Ноткина. В день празднования 170-летия Клязьмы 29 июня 2013 г. во время крестного хода знак был освящён.

Проходим Аксаковскую улицу, первую улицу Клязьмы, до конца, обращая внимание на возможно оставшиеся от той эпохи ветхие дома. Поворачиваем на улицу Державинскую.

На углу Державинской и Белинской улиц (вход с Белинской) — цветочное хозяйство «Садиум» Л. М. Ноткиной. (12)

Любовь Михайловна расскажет вам о том, какие были порядки в обустройстве улиц 70 лет назад, какие были тогда взаимоотношения людей. Познакомиться с радушной хозяйкой и её дендрарием лучше всего в летний период цветения многочисленных видов цветов, кустарников, деревьев. Это, конечно, не исторический, скорее ландшафтный объект, но впечатляет.

Гагарин в Клязьме

На пересечении Державинской, Гоголевской и Салтыковской улиц (13)

— памятный знак — гранитный валун с табличкой, свидетельствующий о пребывании здесь (Гоголевская, 15) Ю. А. Гагарина. В юности и после своего триумфального полёта в космос он неоднократно посещал своих тёток по матери Марию Тимофеевну и Ольгу Тимофеевну. Памятник торжественно был открыт 9-го марта 2014 г. в день 80-летия Гагарина.


С. И. Вашков. и И. А. Александренко
Проходим вперёд по Салтыковской улице. Справа, напротив бани, у дома № 8 — «вашковская калитка». (14)

Это единственный, дошедший до нас фрагмент дачи Александренко, построенной по проекту художника С. И. Вашкова.

Иван Афанасьевич Александренко (1840–1919) — купец первой гильдии, владелец текстильной фабрики в Москве, на которой, помимо основной продукции, выполнялись заказы Товарищества Оловянишниковых по производству церковной утвари. Художественным руководителем этого предприятия был Сергей Иванович Вашков (1879–1914). Так возникло сотрудничество фабриканта и художника.

По проектам и эскизам Вашкова, на средства Александренко в Клязьме были построены три уникальные сооружения: дача Александренко (1909), церковно-приходская школа (1911) и церковь Спаса нерукотворного образа (1916).

Угол Салтыковской и Пушкинской улиц (15)

огорожен глухим, в некоторых местах повалившимся, забором. За ним руины памятника федерального значения, шедевра деревянного зодчества, жемчужины Клязьмы, дачи Александренко (Пушкинская, 48). Она сгорела 22 сентября 2003 г. в результате поджога.

Выходим на Лермонтовскую улицу. На углу Лермонтовской и Пушкинской улиц (Лермонтовская, 24) в начале ХХ в. находился Общественный круг (16)

, где проходили увеселительные мероприятия: балы, концерты, спектакли, организованные Комитетом Общества благоустройства Клязьмы. Общество существовало с 1902 по 1914 гг., насчитывало до 400 членов. Оно обустраивало дачную жизнь по социальным, природоохранным, культурным и другим направлениям.


Храмовый ансамбль
Итак, мы у храмового ансамбля (17)

(Лермонтовская № 18; 20; 22), включающего в себя две церкви: Гребенской Божией матери и Спаса Нерукотворного образа; две часовни: во имя св. Александра Невского и надкладезную во имя Илии Пророка; бывшую церковно-приходскую имени Ивана и Пелагеи Александренко школу (сохранилась надпись старославянской вязью на фасаде).

Летняя шатровая церковь во имя Гребенской (но не Гребнёвской) иконы Божией матери была построена на средства прихожан, богатых дачевладельцев в 1904 г. по проекту архитектора П. А. Виноградова в традициях русского деревянного зодчества XVI—XVII вв.

Колокольню пристроили в 1906 г. Церковь простояла более ста лет и сгорела 11 октября 2007 г. Причина — неисправность электропроводки. На её месте в 2015 году воздвигнут каменный храм, повторяющий архитектуру утраченного.

Возле часовни св. Александра Невского на постаменте установлен колокол. Интересна его история. В 1903 г. он висел на звоннице Гребенской церкви, а в 1906 г. — на пристроенной колокольне. Колокол был пожертвован храму вдовой С. Н. Кондрашова Феодосией Петровной, о чём свидетельствует надпись: «Пожертвован Феодосией Петровной Кондрашовой в 1903 году ко храму Гребенской Божией матери при полустанке Клязьма Московско-ярославской железной дороги в память супруга Сергея Никитича Кондрашова, скончавшегося 1895 года октября 14 дня. Москва. Завода П. Н. Финляндского. Веса 15 пуд. 25 фунт.». (А.М. 150 кг).

В 1938 г. церковь закрыли, колокол был сброшен, дал трещину, потерял голос. Дальнейшая судьба колокола на полвека была не известна. Он был случайно обнаружен на подворье Сретенской церкви в Новой деревне прихожанином клязьминской церкви. Колокол вернули на подворье, и поставили возле часовни.

Кондрашовы Сергей Никитич и Иван Никитич — почётные граждане, крупные фабриканты, владельцы текстильной фабрики в Щёлкове. Иван Никитич был одним из инициаторов строительства церкви, внёс крупный вклад. Он имел три дачевладения в Клязьме, состоял в Обществе благоустройства посёлка.

Зимний храм во имя Святителя Николая заложен в 1915 г. в ознаменование 300-летия дома Романовых. Строительство было закончено к 1916-му году. Отделку и внутреннюю роспись храма закончить не удалось по причине начала Первой мировой войны и последующих революционных событий. Освящён храм спустя семьдесят три года, в 1989 г. во имя иконы Спаса Нерукотворного Образа. Наш храм один из первых в России построен с применением железобетона. Над звонницей — образ Спасителя в затейливом обрамлении райских растений и животных в окружении крылатых серафимов и херувимов. На фасаде изображения двух святых Николая Мирликийского и митрополита Московского Алексия — покровителей Николая II и цесаревича Алексея. Внешнее оформление храма изначально было выполнено в майолике.

Застывает взгляд проворный на иконе всякий раз, А на ней нерукотворный бесподобный дивный Спас. Светлый лик, глаза такие в душу искренне глядят, Будто бы сама Россия подарила этот взгляд. В нем терпение и муку меткий глаз изобразил, Словно целый мир художник в этот дивный взгляд вложил.

Э. Бушуева

Напротив Спасского храма, Лермонтовская № 15, (18)

ещё сохранился дом, в котором в 1927–28 гг жил с семьёй (жена, дочь, свояченица) М. А. Шолохов. Он снимал у местного жителя Д. А. Капкова две комнаты: нижнюю с террасой и верхнюю с балконом. В эти годы он по заданию издательства «Московский рабочий» дорабатывал текст первого тома романа «Тихий Дон».

На этом нашу экскурсию можно закончить и возвратиться по ул. Тургеневской на исходную точку. Если возвращаться по параллельной Пушкинской ул., то надо обратить внимание на дом № 26, так называемый «Минутка». (19)

Он лучше виден со стороны Салтыковской улицы и узнавем по миниатюрной башенке на крыше. В 30-е годы здесь в летний период жили семьями И. Ильф, Е. Петров, К. Ротов, Б. Левин. Здесь бывали писатели: В. Катаев, М. Кольцов, В. Ардов, Ю. Олеша; художники: Б, Ефимов, Л. Бродаты, Кукрыниксы — «Клуб чудаков», как они себя называли.

Желающим посетить частный музей «По волнам нашей памяти» по предварительной заявке надо пройти от церкви по Лермонтовской ул. ещё с километр на ул. Чеховскую, дом № 19. (20)

В музее собраны предметы быта середины прошлого века и более ранние; действующие технические устройства; представлены произведения народных промыслов; картины. С музеем можно ознакомиться по Интернету.

Составитель: А. Ф. Малявко

Использование материалов полностью или частично с письменного разрешения автора

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]