Церковь Сретения Господня в г.Серпухов

Сретение Господне — это двунадесятый непреходящий праздник, который отмечается ежегодно 15 февраля, 2 февраля по старому стилю. Установлен в память принесения во храм Христа Спасителя в 40-й день по рождении для совершения установленной жертвы. «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко» — это известное по церковному богослужению и даже светской литературе и музыке изречение старца Симеона является лейтмотивом праздника. Церковно-славянское слово «сретение» можно перевести на русский язык словом «встреча». Встреча Ветхого Завета с Новым, встреча Симеона Богоприимца и Анны пророчицы с Господом Исусом Христом. Слово «сретение» наиболее полно передает смысл этого события, ведь оно означает не просто встречу, а встречу меньшего с большим, человека с Богом.

Сретение Господне. Событие праздника

Подробности события Сретения Господня верующие узнают из Евангелия от Луки. По ветхозаветному закону Моисеову первенца, т.е. старшего сына, посвящали Богу. Это было напоминанием о том, как в ночь перед выходом евреев из Египта Ангел Господень убил всех первенцев египетских, детей и животных, оставив невредимыми еврейские дома, в которых косяк был помазан жертвенной кровью.

Во времена рождения Господа было принято за первенца вносить в храм Иерусалимский символический выкуп. Женщине, родившей сына, положено было 40 дней очищения, после чего она должна была принести жертву — однолетнего агнца и молодого голубя или горлицу. Если семья была бедной, то в храм приносили только пару голубей (Лев. 12:6–8).

По преданию, после Рожества Христова святое семейство жило в Вифлееме, в доме их родственницы Саломии. В 40-й день Иосиф Обручник и Пресвятая Богородица с Младенцем Христом направились в Иерусалим, чтобы исполнить повеления Закона. В храме их встретил старец Симеон, который ждал этой встречи долгие годы своей праведной и благочестивой жизни. По преданию, он был одним из 72 еврейских толковников, переводивших Священное писание на греческий язык при царе Птолемее II Филадельфе (285–247 до рождества Христова). Когда Симеон переводил слова пророка Исаии «Се Девая во чреве приимет родит Сына», он решил, что это ошибка, и хотел вместо девы написать «молодая женщина». В тот же миг явился Ангел Господень и удержал его руку. Симеону было обещано, что он не умрет, пока не дождется исполнения пророчества Исаии.

И вот спустя много лет наступило сретение, встреча Ветхого и Нового Заветов. Симеон взял на руки Господа, 40-дневного младенца и с радостью воскликнул:

Нн7э tпущaеши рабA твоегw2 вLко, по гlу твоемY с8 ми1ромъ; ћкw ви1дэстэ џчи мои2 спасeніе твоE, є4же є3си2 ўгот0валъ преdлицeмъ всэ< людeй; свётъ во tкровeніе kзhкомъ и3 слaву людeй твои1хъ ї}лz.

Эта молитва читается теперь за каждым богослужением в конце вечерни. После вдохновенных слов, обращенных к Господу, Симеон приветствовал Богородицу и Иосифа. Затем, обратившись к Богородице, старец сказал:

Лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий. И Тебе Самой оружие пройдет душу (Лк. 2: 34–35).

Праздник Сретения Господня напоминает нам о наступающем вскоре Великом посте и Страстной седмице — времени воспоминания крестных страданий и смерти Господа. Именно тогда исполнились пророческие слова Симеона, ведь Пресвятая Богородица душой страдала вместе со своим Сыном. Узнала Господа и Анна пророчица — вдова 84 лет, которая жила при храме и служила Богу постом и молитвой день и ночь, как говорит о ней евангелист Лука. Анна пророчествовала о Христе и говорила о нем всем людям, с верой и надеждой ожидавшим Его пришествия. Вероятно, поклонение волхвов, которое вспоминается в праздник Рожества Христова, произошло после событий Сретения Господня. Ведь после этого святое семейство бежало в Египет. Только после смерти Ирода они вернулись в Галилею, в город Назарет.

Симеон Богоприимец умер, по преданию, на 360 году своей жизни. Он не боялся смерти, ведь обетование, данное ему и всем людям, исполнилось. Симеон держал на руках Мессию! И душой отошел теперь в вечность рассказать всем праведникам Ветхого Завета, что Господь воплотился, пришел на землю, чтобы спасти человечество от греха и смерти.

Ветхозаветный обычай 40-дневного очищения после рождения ребенка сохраняется и в Православии. Обычно в 40-й день или позднее мать с ребенком приходит в храм. Священник читает молитвы «сорокового дня», после чего женщина может прикасаться к святыне и молиться в храме. До этого ей положено стоять в притворе. Младенца священник также вносит в храм, мальчика заносит и в Алтарь. Этот чин может совершаться и ранее, в день крещения, если оно совершается ранее 40-го дня.

Сретение Господне. История праздника

Праздник Сретения Господня — один из самых древних. Уже в IV веке он торжественно совершался в Иерусалимской Церкви, завершая 40-дневную праздничную череду от Богоявления, называемого также Эпифания. Об этом упоминает Этерия, паломница из современной Европы, совершившая путешествие на Святую Землю в конце IV века:

Сороковой день от Эпифании празднуется здесь с большою честью. В этот день бывает процессия в Анастасис, и все шествуют, и всё совершается по порядку с величайшим торжеством, как бы в Пасху. Проповедуют все пресвитеры, и потом епископ, толкуя всегда о том месте Евангелия, где в сороковой день Иосиф и Мария принесли Господа в Храм, и узрели Его Симеон и Анна пророчица, дочь Фануила, и о словах их, которые они сказали, узрев Господа, и о приношении, которое принесли родители. И после этого, отправив все по обычному порядку, совершают Литургию, и затем бывает отпуст.

Затем праздник распространился во всех поместных Церквях, его стали совершать в Константинополе и Риме. Но, несмотря на свое древнее происхождение, он не относился к числу торжественных и великих. К двунадесятым праздникам его причислили лишь в 544 году.

В VI веке, в правление императора Юстиниана (527–565), Византию постигло много бедствий. Сначала произошло землетрясение в Антиохии, сопровождавшееся многочисленными жертвами. Потом появилась моровая язва — эпидемия оспы, занесенной из Африки. Предание говорит, что в тяжелые дни, когда весь народ переживал страшные беды и болезни, благочестивому христианину было видение: праздник Сретения Господня надо совершать более торжественно. В этот день была совершена торжественная служба со всенощным бдением и крестным ходом.

О празднике Сретения Господня встречаются упоминания в проповедях священномученика Мефодия Патарского (ок. 260–312), святителя Кирилла Иерусалимского (315–386), святителя Григория Богослова (329–389),святителя Амфилохия Иконийского (около 340 — после 394), святителя Григория Нисского (ок. 335–394), святителя Иоанна Златоуста (ок. 347–407).

Богослужение праздника Сретения Господня

Сретение Господне — необычный праздник. Он одновременно Господский и Богородичный. Читая тропарь празднику, верующие обращаются к Пресвятой Богородице:

Рaдуисz њбрaдованнаz бцdе дв7о, и3з8 тебe бо восіS сlнце прaведное хrт0съ бGъ нaшъ, просвэщaz тeмныz. весели1сz и3 ты2 стaрче прaведныи, пріeмыи на рукY свободи1телz дш7sмъ нaшимъ, дaрующаго нaмъ воскrніе.

Тропарь празднику, русский текст:

Радуйся получившая радость от Господа, Богородица Дева, потому что из Тебя возсияло Солнце правды, Христос Бог наш, просвещающий находящихся в неведении. Веселись и ты, старец праведный, принявший в свои объятия Освободителя наших душ, подающего нам воскресение.

В кондаке мы обращаемся к Господу:

И$же ўтр0бу дв7чю њс™и1въ ржcтв0мъ си2, и3 рyцэ симеHни бlгослови1въ, ћко же подобaше предвари1въ, и3 нhнэ спaслъ є3си2 нaсъ хrтE б9е. но ўмири2 во бранёхъ житіE нaше, и3 ўкрэпи2 цRS, є3го2 же возлюби1лъ є3си2, є3ди1не чlколю1бче.

Кондак празднику. Русский текст:

Исус Христос, освятивший Своим Рождением Девичью утробу и благословивший объятия Симеона, как надлежало; поспешивший спасти нас, и ныне нас спас, Христе Боже. Дай мир обществу среди браней и укрепи возлюбленных Тобою людей, Единый Человеколюбец.

Также и величание празднику, обращенное к Господу Исусу Христу, прославляет одновременно и Богородицу:

Величaемъ тS, живодaвче хе7, и3 чтeм8 пречcтую м™рь твою2. є3ю1же по зак0ну нhнэ принесeсz в8 цRковь гDню.

Праздничные стихеры написаны известными церковными гимнографами — Анатолием, патриархом Константинаграда (V век); Андреем Критским (VII век); Космой Маиумским, Иоанном Дамаскиным, патриархом Константинопольским Германом (VIII век); Иосифом Студитом (IX век) и многими другими. Они не просто рассказывают нам о событиях праздника, но и объясняют их значение.

Стихеры на вечерни, написанные патриархом Германом, говорят о том, что Младенец, которого держит на руках старец, — Бог, принявший плоть для спасения людей:

Гlи, симеHне, кого2 носS на рукu2 в8 цRкви рaдуешисz; комY зовeши и3 вопіeши, нн7э свободи1хъсz, ви1дэхъ бо сп7са моегw2; сeй є4сть t дв7ы рождeисz. сeй є4сть t бGа бGъ сл0во, воплоти1выисz нaсъ рaди, и3 спасhи чlка. томY поклони1мсz.

«Вeтхіи дeньми мLньствовавъ пл0тію», — поют верующие слова церковных песнопений и удивляются смирению Божию. Господа, давшего людям Закон, Богородица приносит в храм Божий, чтобы исполнить установленное: «…по зак0ну зак0ну творeцъ, законъ и3сполнsz, в8 цRквь прин0ситсz…»

Вот стихера Андрея Критского объясняет нам, что́означают два молодых голубя, принесенных в жертву в день Сретения Господня: «…ћкw супрu1гъ г0рличища несквeрную цRковь, и3 t kзhкъ н0выz лю1ди. голуби1нна же двA птенцA, ћкw начaлнику вeтхому же и3 н0вому…»

Праздничный канон, написанный Космой Маиумским, имеет краегранесие: «Христа радостно старец объемлет». Это основная идея канона. В греческом оригинальном тексте первые буквы каждого стиха складывались в эту фразу. Каждый стих канона не просто рассказывает какую-либо деталь праздничного события, но и объясняет его значение, символ. При этом вспоминаются и пророчества, например, Исаии, которому серафим подал горящий уголь, чтобы очистить уста.

Nчищaетсz и3сaіz t серафи1ма ќгль пріeмъ. стaрецъ вопіzaше б9іи м™ри, ты2 ћкw клещaми, рукaма просвэщaеши мS. подaвши ми2 є3г0же н0сиши, свёта невечeрнz, (т.е. негаснущего) и3 ми1ромъ њбладaюща (т.е. владычествующего).

Как правило, девятая песнь праздничного канона имеет припев — краткое хвалебное обращение ко Христу или Богородице, в зависимости от праздника. Хор повторяет его перед каждым стихом. Канон Сретению и в этом отличается от прочих: он имеет не один припев для всех стихов, а 14 разных! Это позволяет молящимся глубже понять и прочувствовать события двухтысячелетней давности. «БGон0се симеHне, пріи3ди2 подъи3ми2 хrтA, є3г0же роди2 дв7а чтcаz мRjz. Nбьeмлетъ рукaма стaрецъ симеHнъ, содётелz зак0ну, и3 вLку всsческихъ. Не стaрецъ менE держи1тъ, но ѓзъ держю2 є3го2. т0й бо t менE tпущeніz пр0ситъ».

Библиотека Русской веры Канон Сретению Господню →

Читать онлайн

В паремиях: в 1-й паремии (из книг «Исход» и «Левит») напоминается ветхозаветный закон посвящать Богу первенцев; во 2-й паремии (Исаии I, 1–12) описывается видение пр. Исаии, который узрел Бога Саваофа, седящего на Престоле и окруженного Ангелами; в Третьей паремии (Исаии XIX, 1, 3–5, 12, 16, 19–21) содержится пророчество о бегстве в Египет, о падении пред Господом идолов египетских и обращении египтян к Богу. События, предсказанные в этом пророчестве, не описаны в Евангелии. Древнее предание повествует, что во время пребывания Спасителя в Египте, в г. Илиополе, языческие боги этого города пали перед Исусом Христом и разбились в прах.

В Апостоле (Евр. VII, 7–17) говорится о превосходстве первосвященничества Христа и жертв Им принесенных перед ветхозаветными жертвами и об отмене Ветхого Завета с пришествием Спасителя. В Евангелии (Лк II, 23–40) повествуется о внесении Христа младенца в храм.

Таким образом, люди, молящиеся не только за Литургией, но приходящие и за вечернюю службу, имеют возможность узнать не только описание, историю события праздника, но понять его смысл и значение для каждого человека.

Церковь Сретения Господня в г.Серпухов

Известно, что в 15 веке на этой стороне реки Нары жили кузнецы, а покровителями кузнецов считаются святые Косьма и Дамиан, вот в честь них и была первоначально построена деревянная церковь. К этому периоду относится первое местное предание о том, что в 15 веке в семье местного священника Василия родился мальчик Иван, который впоследствии становится епископом Варсонофием, просветителем татар в Казани и Твери.

К началу 18 века на месте деревянного храма возводят каменную церковь по распространенному в то время принципу — восьмерик на четверике. Новое здание устремлено к небу и наполнено светом – в верхней части храма – восьмерике 6 симметричных окон, в нижней части – четверике 7 окон. Алтарь церкви на сегодняшний день считается уникальным, так как сохранил первоначальный трехапсидный вид, он похож на трилистник, в то время как в других церквях Серпухова алтари были перестроены.

Новый храм освящают уже в честь праздника встречи Бога и человека – Сретения. Из священного писания мы знаем о событиях этого праздника – младенца Христа его мама дева Мария по традиции на 40 день приносит в храм и их там встречают старец Симеон и пророчица Анна словами, которые до сих пор каждый вечер произносятся в храмах – Ныне отпускаеш раба твоего Владыка, по глаголу Твоему с миром, так как я своими глазами увидел твое пришествие в мир для спасения людей от греха. В жизни каждого из нас часто происходят встречи с Богом, важно только быть внимательнее и замечать их, извлекая из них пользу для жизни. И уже 315 лет Сретенский храм напоминает нам о встрече с Богом.

Так же к этому периоду относиться еще одно предание уже о святом Германе Аляскинском, на ошибочном мнении нашего современника историка Сергея Анатолиевича Корсуна было основано почитание святого Германа в Серпухове и в Сретенской церкви как месте начала духовной жизни преподобного Германа в 17 веке. Этот святой стал известен как участник просветительской миссии на Аляске, примером личного благочестия привлекал местных жителей алеутов к православной вере. Чудестным образом частица мощей батюшки Германа была передана в наш храм и с почестями помещена в красивый ларец – мощевик, дальнейшие исследования жизни святого проявили истинную родину преподобного Германа – село под Воронежем, но в Сретенском храме все таже с любовью и верой молятся Аляскинскому чудотворцу.

В этот исторический период церковь несколько раз перестраивается, увеличивая место для молящихся, в начале 19 века пристраиваются два предела с алтарями в честь уже известных нам Косьмы и Дамиана и Толгской иконы Божией Матери. В конце 19 века была построена массивная трехэтажная колокольня. Эту колокольню как и множество других церквей в 20 веке разрушили, храм был закрыт в 30х годах. Последним священником храма стал протоиерей Александр Владыченский, человек очень образованный, он преподавал закон Божий в разных учебных заведениях города Серпухова. В семье у него было девять детей. В годы гонений на церковь он был расстрелян вместе с еще одним батюшкой Сретенской церкви Александром Успенским и двумя певчими монахиней Гликерией Савельевой и Татьяной Рябченковой.

В 2000 году здание церкви вернули верующим, с 2008 года в храме каждое воскресение стала совершаться Божественная Литургия, был разработан эскизный проект реставрации, в 2011 году над храмом был установлен золотистый купол. Были отреставрированы и покрашены яркими, веселыми красками стены восьмерика. В 2015 году внутри храма был проведен масштабный ремонт – стены вместе с потолком были очищены от копоти и плесени, вновь оштукатурены и побелены. Церкви был подарен чудесный иконостас, на полу была уложена красивая плитка. В 2021 году храму была подарена большая частица мощей одного из 12 апостолов, теперь приходящих в Сретенский храм верующих благословляет сам ученик и современник Иисуса Христа, его апостол Варфоломей.

Недавно отопление церкви было переведено с печного на водяное, правда к храму еще не удалось подключить газ и котельная пока работает на дизельном топливе. Территория храма также благоукрашается, разработан эскизный проект благоустройства территории, согласно которому в 2021 году было высажено около храма 20 кустов роз и другие цветы.

Многое уже сделано, но еще больше предстоит сделать – восстановлению и реставрации подлежит большАя трапезная часть храма и утраченная колокольня, нужно перевести храмовую котельную на газ, построить здание для воскресной школы и продолжить благоукрашать территорию. И конечно самая главная задача стоящая перед нами это благоукрашение в месте с храмом и наших душ и нашей жизни. Чтобы каждый приходящий в храм человек черпал бы для себя силы совершать добро в своей семье, на своей работе, в своем городе и стране, тем самым украшая свою душу и приближаясь к любви Божией и счастью в жизни Вечной.

Сретение Господне. Народные традиции и обычаи

Сретение Господне, пожалуй, единственный праздник, который по-разному празднуется старообрядцами и новообрядцами. Дело в том, что иногда Сретение совпадает с первым днем Великого поста. В древних богослужебных Уставах, по которым до сих пор совершается богослужение у старообрядцев, такой случай предусмотрен. Праздничная служба совмещается с «постной». А новообрядцы в таком случае переносят праздник на один день раньше, на Прощеное воскресенье. В старообрядческой периодике начала XX века это описано весьма подробно.

Другое отличие состоит в том, что новообрядцы в XVII веке заимствовали у католиков обычай освящать церковные свечи на праздник Сретения Господня. Этот чин содержится в потребнике митрополита Петра Могилы, он переписан из римского требника. Дело в том, что на Западе этот праздник называется «Светлой обедней», во время мессы все держат в руках зажженные свечи. Вероятно, этот обычай происходит из древней Иерусалимской Церкви, где в середине V века совершался крестный ход и во время Литургии молящиеся держали в руках горящие свечи. В Византии такого обычая уже не было, поэтому со времен Крещения Руси наши предки молились «со свечами» только во время полиелеоса. И в настоящее время в старообрядческой Церкви накануне двунадесятых праздников, в середине вечерней службы, при пении величания (полиелеоса) молящиеся берут в руки горящие свечи и держат их почти до самого окончания вечернего богослужения.

Что касается народных традиций, то в крестьянской среде Сретение Господне не считалось большим праздником. Очень часто крестьяне, в особенности неграмотные, даже не знали, какое событие вспоминает в этот день Церковь, а само название праздника — «Сретение» — объяснялось таким образом, что в этот день зима встречается с летом, т. е. начинают ослабевать морозы и в воздухе чувствуется приближение весны. Приписывая Сретению лишь значение календарного рубежа, крестьяне соединяли с этим днем множество земледельческих примет: «На Сретеньев день снежок — весною дожжок», — говорили они, гадая о будущих дождях. Капель в этот день предвещает урожай пшеницы, а ветер — плодородие фруктовых деревьев, почему садовники, пришедши от заутрени, «трясут деревья руками, чтобы были с плодами». Если в Сретеньев день тихо и красно, то летом будут хороши льны и прочее. По погоде этого дня судили также об урожае трав, для чего бросали поперек дороги палку и наблюдали: если снег заметет ее, то и корм для скота «подметет», т. е. травы будут дороги. Наконец, в Сретеньев день хозяйки начинали усиленно кормить кур, чтобы были носки.

Что касается религиозных обычаев, связанных с этим днем, то их на всем пространстве Великороссии почти не существовало, лишь кое-где (например, в Вологодской губернии) крестьяне обходили свои дома с иконою Сретения Господня или Спаса, причем, когда икону приносили в дом обратно, то вся семья, с домохозяином во главе, падала ниц с возгласом: «Господи Боже наш, войди к нам и благослови нас».

История[править]

У Сретенской церкви был предшественник – скромный деревянный храм во имя святого великомученика Димитрия Солунского. Он упоминается в древнейшем из сохранившихся документов Мурома – Сотной книге муромского посада 1574 года.

В конце XVIII столетия при Дмитриевской церкви соорудили небольшой теплый деревянный храм во имя Сретения Господня. По всей видимости, это было связано с ростом населения города, а также желанием прихожан иметь храм для совершения круглогодичного цикла богослужений.

К сожалению, точная дата сооружения деревянной Сретенской церкви не сохранилась. Но достоверно известно, что в 1795 году вместо ветхих деревянных храмов Дмитрия Солунского и Сретения Господня была сооружена каменная Сретенская церковь, сохранившаяся доныне. Главным инициатором строительства стал муромский купец первой гильдии Иван Никифорович Зворыкин.

В ходе строительства новый храм поставили несколько в стороне от предыдущих построек. Это связано с тем, что в конце XVIII века город отстраивался по новому поквартальному плану, утвержденному Екатериной II, с прямыми, широкими улицами. С тех пор улица получила название Сретенская. Впрочем, это не мешало городским обывателям вплоть до середины XIX в. называть улицу по старинке – Димитриевская.

После постройки нового храма некоторые иконы из предыдущих деревянных церквей были переданы в небогатые сельские церкви Горицкого погоста Муромского уезда. Сретенский храм украсили новые иконы и церковная утварь, приобретенные на средства прихожан.

В 1801 году к Сретенской церкви был приписан приход древней церкви Архистратига Михаила. Она находилась в самом центре Муроме – внутри бывшего деревянного кремля (ныне – территория Окского парка). Однако вскоре этот приход упразднили, а в память о нем в 1829 году в Сретенской церкви был устроен придел во имя Архистратига Михаила.

До 1888 года Сретенский храм стоял без изменений. С 1888 года по 1892 год в нем развернулись большие строительные работы: трапеза храма была разобрана до основания и устроена вновь в значительно больших размерах. Престолы в трапезе были освящены в то же наименование, что и прежде.

Муромский краевед А.А. Епанчин записал уникальную информацию о колоколах Сретенской церкви, сброшенных с колокольни в конце 1920-х годов. Согласно этим сведениям, на звоннице находилось десять колоколов. Первый, самый большой, весом в 25.308 пуд, был отлит в Ярославне в 1857 году. Второй – полиелейный колокол, отлитый в Ярославле, весил 124 пуда 6 фунтов. Третий – будничный колокол, отлит в Муроме 6 июня 1792 года, весом 42 пуда. Четвертый колокол весил 21 пуд 29 фунтов. Сведений о пятом колоколе нет. Шестой колокол, весом в 16 пуд 14 фунтов, отлили в Ярославле. Седьмой колокол происходил из города Слободской Вятской губернии, весом 8 пуд. 34 фунта. Восьмой колокол весил 1 пуд 16 фунтов. Девятый – 36 фунтов. Десятый колокол – г. Слободской Вятской губернии, 29 фунтов.

После революции 1917 года Сретенская церковь разделила печальную участь многих муромских храмов. 8 мая 1922 года под предлогом оказания помощи голодающему Поволжью из храма изъяли церковное серебро, общим весом 1 пуд, 1 фунт, 44 золотника, что составило примерно 16,5 кг. Среди конфискованного имущества было тринадцать риз с икон, серебряный оклад Евангелия, серебряное кадило, а также украшавшие иконы венцы и жемчуг.

Прошло еще несколько лет. 31 мая 1929 года на очередном пленуме горсовета было принято решение о возбуждения ходатайства перед уездным Исполнительным комитетом о закрытии в Муроме пяти церквей. Среди указанных храмов числилась и Сретенская церковь. Закрытый храм планировалось использовать «под культурные нужды». В июне 1929 года уездный Исполком утвердил постановление горсовета о закрытии Сретенской церкви. Здание бывшего Сретенского храма решили отдать под дом культуры, так называемый «санпросвет». В ноябре 1929 года в храме размещался также дом физкультуры. Любопытен один факт: официально утвержденный документ о закрытии Сретенской церкви был принят президиум ВЦИК только 20 января 1930 года. Главную святыню храма – Сретенский крест – передали в музей.

По решению президиума горсовета Сретенскую церковь передали Муромскому объединению льняных фабрик под склад для хранения льносырья. Вся арендная плата, полученная за использование помещения церкви, должна была идти на культурные нужды города.

Муромский старожил Е.Н. Дюмина (происходившая из рода Емельяновых), вспоминала, что в конце 1920-х годов Сретенскую церковь окружала зеленая лужайка, на которой цвели маргаритки. После закрытия храма помещения отдали под склад. Около церкви лежали тюки с волокном. Дети из близлежащих домов с большим удовольствием прыгали по мягким тюкам и мешкам. Затем здание на какое-то время передали под оружейный склад, и вокруг церкви стал ходить часовой. Лужайка прекратила свое существование. В последующие годы, по воспоминаниям Е.Н. Дюминой, в храме находился гараж, а потом — пекарня, из которой разносился по окрестностям аромат сдобы. Когда пекарню закрыли, то в церкви разместилась мастерская по изготовлению надгробных памятников, просуществовавшая до конца 1990-х годов.

Сретенская церковь, брошенная на произвол судьбы, ветшала и разрушалась. Еще в 1920-е годы с колокольни храма были сброшены колокола. Впоследствии и сама колокольня была по-варварски разобрана на кирпич. Это произошло в 1934 году, после того как в нее ударила молния, разрушившая верхнюю часть постройки. Забытый храм не раз переходил из рук в руки различных арендаторов и временщиков. И никто из них не заботился о поддержании храма. Для временных арендаторов древних храм был не более чем промышленная площадь, не требующая внимания и попечения. И лишь в 1997 году храм вернули Владимиро-Суздальской епархии.

8 ноября 2001 года в южном приделе Дмитрия Солунского была отслужена первая литургия, которую провели игумен Спасского монастыря священник Кирилл (Епифанов) и настоятель возрождающегося храма священник Петр Кибалюк. С именем последнего связаны большие работы, направленные на восстановление Сретенской церкви.

Сретение Господне. Иконы

Один из самых древних и необычных по художественному замыслу образ Сретения Господня, датирующийся 432–440 гг., находим в мозаиках римской базилики Санта Мария Маджоре. Особенности композиции свидетельствуют о том, что традиция изображения праздника Сретения еще только формируется.


Cретение. Фрагмент мозаики триумфальной арки базилики Санта Мария Маджоре, Рим, 432-440-е гг.

Постепенно, в течение нескольких веков, в византийском искусстве вырабатывается симметричная композиционная схема, на которой изображаются Богородица, Симеон, Иосиф Обручник и Анна пророчица. Между центральными фигурами помещается изображение храмового престола. Богомладенец может изображаться как на руках Богородицы, так и на руках Симеона.


Пьетро Каваллини. Мозаика апсиды базилики Санта Мария ин Трастевере. 1291 г. Рим, Италия


Икона-эпистилий. 2-ая половина XII в. Монастырь св. Екатерины, Синай, Египет. Фрагмент

Среди русских иконописных памятников Сретения одной из самых древних является фреска церкви Спаса на Нередице, XII в.


Фреска Сретение. Церковь Спаса на Нередице, 1199 г.​

Иконописцы не случайно вводят в композицию престол с киворием. Ведь с его помощью передается высший смысл встречи Богомладенца и Симеона.


Икона Сретения Господня из иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Около 1497 г.


Икона Сретения Господня. Мастерская Андрея Рублева, 1408 г. Из иконостаса Успенского собора г. Владимира

После окончания периода иконоборчества появляется новая несимметричная иконографическая схема изображения Сретения: Богородица, праведный Иосиф и пророчица Анна подходят к дверям Храма, на ступенях которого стоит Симеон.


Икона Сретения Господня. Новгород. Конец XV века

На некоторых русских иконах, фресках и мозаиках Иерусалимский храм заменен церковью с русскими главами.


Икона Сретение Господне. Начало XIX в. Палех. Государственный музей палехского искусства


Икона мастерской круга Гурия Никитина. 1680-е г. Кострома. Ярославский художественный музей

Храмы Сретения Господня

Праздник Сретения Господня известен нашим предкам со времени принятия христианства. По неизвестной причине храмов, посвященных этому празднику, было совсем немного. Из древних, дораскольных, сохранилась трапезная Сретенская церковь Антониева монастыря в Великом Новгороде. Он был построен в 1533–36 гг., первоначально не имел алтарного выступа. Верхняя часть фасадов имела традиционные для Новгорода вкладные кресты. Храм перестраивался в XVIII–XIX вв. Это один из первых бесстолпных новгородских храмов.


Храм во имя Сретения Господня, Великий Новгород. Построен в XVI веке, перестраивался в XVIII–XIX вв.

В честь Сретения Господня Успенского монастыря освящен храм в г. Александрове Владимирской области. Церковь была построена приблизительно в 1601 г. Облик церкви, простой и лаконичный, выдержан в псковских архитектурных традициях. В плане храм разделен на две равновеликие части: четверик, включая прямоугольный алтарь, и северный притвор. Главный объем храма, фланкированный лопатками, незначительно приподнят, покрыт четырехскатной кровлей и увенчан глухим барабаном с главкой и крестом. Над притвором устроена небольшая звонница. Каменный западный тамбур церкви с фигурным кокошником над входом не сохранился. Позднее архитектурный облик храма подвергался изменениям. В 1923 году Сретенская церковь вместе с другими храмами была закрыта. К 1931 году церковь была занята под хранение музейных фондов, а в богадельне размещался краеведческий отдел. В 1993 году храм и небольшая часть келий были переданы возрожденной Успенской обители.


Сретенская церковь Успенского монастыря в г. Александрове Владимирской области

В честь Сретения Господня освящена церковь Троицкого монастыря в Астрахани. Храм был построен между 1606 и 1620 гг. В дальнейшем неоднократно перестраивался. В 1918 году, в связи с проходившими в Астрахани боями между красноармейцами и белоказаками, храм по решению военных революционных властей был закрыт. В 1920 году Троицкий собор был захвачен обновленцами. Богослужения в нем совершались редко в связи с малочисленностью обновленческой соборной общины. В 1928 года советские власти окончательно отобрали храм. Он был разграблен, иконостас разломан и сожжен. В 1970-х годах начались реставрационные работы на территории Троицкого монастыря.


Введенская и Сретенская церкви Троицкого монастыря в Астрахани

В честь Сретения Господня освящен придел церкви святителя Николы со Усохи в Пскове. Впервые церковь была построена в 1371 г., в 1536 г., после пожара, была возведена заново. Крупный, одноглавый, трехапсидный каменный храм с северным бесстолпным приделом во имя Сретения Господня; с южной стороны, возможно, был теплый придел во имя Иоанна Богослова; оба придела имели крыльца. Притворы — главный, западный, и боковые — северный и южный, — соединялись галереей. Однако переделки XVII–XIX вв. значительно исказили облик храма.


Церковь святителя Николы со Усохи в Пскове

В честь Сретения Господня освящен придел Спасо-Прилуцкого монастыря в Вологде. Спасский собор Спасо-Прилуцкого монастыря, построенный в 1537–42 годах, является первым каменным храмом не только в самом монастыре, но и во всей Вологде. До 1537 года на месте нынешнего Спасского собора стоял одноименный деревянный собор. Деревянный храм во имя Всемилостивого Спаса и праздника Происхождения Честных Древ Животворящего Креста возвел на месте, выбранном им для устройства монастыря, еще преподобный Димитрий Прилуцкий. Когда деревянный собор сгорел, был построен каменный. В советские годы монастырь был разграблен. В 1930-е годы в монастыре находилась пересыльная тюрьма для раскулаченных, которых перевозили в северные лагеря ГУЛАГа, в 1950–70-е годы территория бывшей обители была занята под военные склады. Лишь в 1975-79 годах центральная группа памятников с прилегающей территорией после реставрации, начатой в 1954 году, стали филиалом Вологодского государственного музея-заповедника. Благодаря научной реставрации, проводившейся в 1954–1975 гг., памятникам XVI–ХVII вв. был возвращен предполагаемый исходный облик. В настоящее время Спасо-Прилуцкий монастырь является действующим.


Спасо-Прилуцкий монастырь в Вологде

В честь Сретения Господня освящен придел Благовещенского собора в г. Сольвычегодске Архангельской области. На сооружении укреплена надпись: «…построен усердием и иждивением Именитых людей Строгановых в 1560 году». Эта дата — начало строительства собора. Закончен он был двадцать четыре года спустя. Сооружение представляет собой большой двухстолпный пятиглавый храм на высоком подклете. Основание собора опоясано галереей, которая первоначально была открытой. Особую прелесть фасадам собора придает широкая лента — фриз из фигурно уложенного кирпича в верхней части стены под закомарами. Однако ныне собор в значительной степени отличается от первоначального. Отдельные части здания значительно перестроены.


Благовещенский собор в Сольвычегодске

В настоящее время только одна старообрядческая церковь освящена во имя Сретения Господня — это храм Русской Древлеправославной Церкви в Республике Бурятия. Поздравляем с престольным праздником!

Московская епархия

Пилипенко А. Д. – старший научный сотрудник СИХМ

Московская обл., г. Серпухов, ул. Карла Маркса, д. № 36а

На данном месте, по крайней мере, с момента описания серпуховского посада кн. В. С. Фуниковым в 1552 г. стояла церковь во имя святых бессребреников Космы и Дамиана — почитаемых в древней Руси в том числе как покровителей кузнечного ремесла.

В близлежащем Кузмодемьянском переулке кн. Фуников переписал 42 посадских двора: принадлежавшие кузнецам, торговцам, сапожникам, мельникам, хлебникам и др.; именно здесь жили и четверо из пяти записанных в Сотную 1552 г. скоморохов. Шесть дворовых мест в переулке пустовало, а «в поле», к западу от церкви, лежало ещё 20 запустевших дворов Кузмодемьянской слободки(1). Итак, с давних пор здесь был весьма оживлённый район посада, в прошлом знавший ещё более успешные времена.

По преданию, ок. 1495 г. в семье священника церкви свв. мчч. Космы и Дамиана родился будущий святой — Тверской епископ Варсонофий — выдающийся православный миссионер, просветитель татар, основавший в Казани Преображенский монастырь. По свидетельству жития святителя Варсонофия, написанного на рубеже XVI-XVII вв. митрополитом Казанским Гермогеном (впоследствии Патриархом Московским, священномучеником), Тверской епископ был сыном серпуховского священника, в миру его звали Василием(2).

В Серпухове XVII в. на месте Кузьмодемьянского переулка отмечена уже одноимённая улица (позднее Верхняя Казённая, ныне ул. К. Маркса). Здесь, в приходе храма свв. Космы и Дамиана, в 1620 г. значилось 20 дворов, один из которых принадлежал Троице-Сергиеву монастырю(3). В 1646 г. с храмом соседствовали дворы «кормовых иноземцев» — военных и других иностранных специалистов, состоявших на царской службе. Многих из них здесь знали под чисто русскими именами и прозвищами; частью это были поляки или славяне из Австрийской империи, но и вообще не заметно, чтобы в серпуховской среде эти иноземцы считались изгоями: жилища их стояли «меж посацких дворов», а один из приезжих, прапорщик Иван Романов сын, даже воспитывал приёмыша Екимку Савельева сына — уроженца г. Тарусы(4). 27 июля 1652 г. Космодемьянский храм г. Серпухова получает благословенную грамоту на освящение трех престолов, в том числе придельных: во имя Богоявления и преподобных Зосимы и Савватия Соловецких(5).

Традиционно считается, что сохранившийся доныне каменный храм Сретения был возведён на месте Космодемьянского в 1702 г.(6), однако антиминсы в новопостроенную Сретенскую церковь с приделом свв. Космы и Дамиана выданы были уже 5 июня 1700 г.(7) К Сретенскому приходу относилась и Владычная слобода — до 1804 г., когда она была выделена в самостоятельный приход с центром в монастыре — и туда из Сретенского храма переведено по одному из двоих, служивших там ранее, священнику, дьячку и пономарю(8). В 1813 г. к церкви Сретения пристроена трапезная с приделами во имя свв. Космы и Дамиана и Толгской иконы Божией Матери. В 1833 г. взамен шатровой звонницы нач. XVIII в. построена грандиозная колокольня. К 1917 г. в Сретенский приход входило 104 двора в г. Серпухове, а в них 367 душ мужского и 443 женского пола(9).

Устойчивое местное предание связывает с храмом детство святого Германа Аляскинского (1757-1837 гг.) — просветителя алеутов, участника, а потом и всеми признанного главы Кадьякской миссии на Аляске. Преподобный совершенствовался в посте и молитве среди дикой северной природы, отличался заботой о коренном населении, своим незлобием усмирял даже диких медведей. Своё призвание он выразил словами: «Я — нижайший слуга здешних народов и нянька». Оказалось, что это — лучший способ проповедовать Евангелие(10).

Несмотря на утраты, церковь Сретения представляет собой колоритнейший образец русского зодчества рубежа XVII/XVIII вв.(11) Её кирпичный восьмерик на двухсветном четверике украшен рельефным декором в виде карниза-поребрика; наличников под килевидными фронтонами; парных полуколонок, в два яруса, по углам. Бодрой энергетики исполнены объёмы трёх апсид алтаря. Это настроение жизнерадостной мощи подхватывают и развивают формы позднейших пристроек, в частности — объём трапезной со скруглёнными углами: весь прорезанный окнами и охваченный гулким ритмом сдвоенных тосканских колонн, по сторонам этих окон. Как апофеоз всей постройки, поднималась над городом трёхъярусная колокольня 1833 г., вдвое превосходившая по высоте основное здание храма и занимавшая проезжую часть улицы. Из дошедших до нас декоративных деталей интересны сетчатые решётки кузнечной работы XIX в. в окнах храма и трапезной.

В 1930-е гг. Сретенская церковь была закрыта; колокольня её вслед за этим разобрана. C образованием общины при Сретенской церкви в 2000 г. у храма появился настоятель, но этот же священник окормлял ещё два вверенных ему прихода, и оттого богослужения совершались редко. Так же медленно продвигались восстановительные работы. С 2008 г. в стенах храма стала регулярно совершаться Божественная Литургия. Был разработан эскизный проект реставрации. На его основе, по мере финансовых возможностей, возрождается храм. В 2011 г., впервые после осквернения храма, в течение Великого поста стала совершаться Литургия Преждеосвященных Даров. К Пасхе того же года восстановлен в былом виде восьмерик — увенчанный позолоченной главкой и крестом.

Здесь можно увидеть современный интерьер Сретенского храма и его разрушенную трапезную часть.

Престольные праздники:

Сретение Господне — 15 февраля.

Иконы Божией Матери Толгская — 21 августа.

Свв. бессребреников Космы и Дамиана Асийских — 14 ноября.

П р и м е ч а н и я:

1. Симсон П.Ф. История Серпухова в связи с Серпуховским княжеством и вообще с отечественною историею. М., 1880 г. С.149-150, 313, 321, 324-325, 328. 2. Волков И.А., Миссионерская деятельность уроженца Серпухова свт. Варсанофия Тверского в Казани…// Материалы четвёртой научно-просветительской православной конференции 2006 г. «Варлаамо-Афанасьевские чтения». Серпухов, 2008. С. 37-48. 3. Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и сёлах XVI-XVIII ст. Выпуск девятый. Волоколамская и Серпуховская десятина (Московской губернии). М., 1896. С. 112. 4. Симсон П.Ф. История Серпухова в связи с Серпуховским княжеством и вообще с отечественною историею. М., 1880 г. С. 187-188. 5. Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и сёлах XVI-XVIII ст. Выпуск девятый. Волоколамская и Серпуховская десятина (Московской губернии). М., 1896. С. 112. 6. ЦГАМ/до 1917 г. Ф. 737. Оп. 1. Д. 4086. Л. 179. 7. Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и сёлах XVI-XVIII ст. Выпуск девятый. Волоколамская и Серпуховская десятина (Московской губернии). М., 1896. С. 113. 8. ЦГАМ/до 1917 г. Ф. 737 Оп. 1. Д. 1079. Л. 28. 9. Там же. Д. 486. Л. 185. 10. Предание о серпуховском происхождении Преподобного Германа в последнее время ставится под сомнение. Биограф Аляскинского святого Сергей Анатольевич Корсун в своём интервью Возвращение Русской Америки – Вера (Эском). Христианская газета Севера России (Сыктывкар). Июнь 2007, вып. 1. № 541. (https:// rusvera. mrezha. ru/ 541/ 9. htm) — указал на документы в ЦГИА, удостоверяющие, что Преподобный назывался в миру Егор Иванович Попов и был крестьянином Кадомской провинции Воронежской губ., затем — солдатом.

11. Облик Сретенского храма в начале .ХХ в. запечатлён на фотоснимках из альбома видов г. Серпухова издания И.И. Улитина 1910 г.; из фототеки Государственного научно-исследовательского Музея архитектуры им. А.В. Щусева: №№ КП НВФ 752/129, 752/131.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]