Автором проекта новой Преображенской церкви села Спас-Тушино явился архитектор Палаты государственных имуществ Владислав Осипович Грудзинский. Вскоре после утверждения проекта, в 1875 г. кирпичную трапезную и колокольню старинной церкви разобрали до основания, а кирпич использовали на сооружение ограды вокруг новой церкви. Митрополит Московский и Коломенский Иоанникий лично освятил Спасо-Тушинский храм в день праздника Преображение Господне 6 августа 1886 г.
К 1917 году село Спас-Тушино превратилось в крупный промышленный центр текстильной промышленности. После революции церковные земли были национализированы. В 30-х гг. XX века Тушино стало крупным промышленным центром: в нем были построены предприятия тяжелой промышленности и открыт аэродром. В 1935 г. Преображенский храм был закрыт, последний настоятель Александр Соколов репрессирован как «враг народа», предыдущий, священник Александр Буравцев, в 1937 г. расстрелян на Бутовском полигоне.
В 1950-х гг. была взорвана колокольня и снесен купол, в храме размещался клуб, затем — склад и мастерские, прилегающая территория была превращена в свалку.
В 1990 г. храм был возвращен Русской Православной Церкви. Богослужение возобновлено в августе 1990 г.; храм стал первым в Москве, освященным Святейшим Патриархом Алексием II после его интронизации. Колокольня храма восстановлена в 1994 году.
В настоящее время, интерьер главного храма украшен мозаиками (работы художников А.Д. Корноухова, Д.М. и И.Д. Шаховских, Л.Д. Курило, Л.Д. Царева), трапезная часть храма расписана художниками В.А. Сидельниковым и В.И. Любарским. Восстановленный храм снаружи кирпичный. Три иконостаса в древнерусской манере выполнены художницей О.Г. Клодт. К 1999 г. храм был полностью восстановлен. Возрождение церковной жизни и реставрация возглавлялись прот. Феодором Соколовым (1959-21.02.2000), погребенным у алтаря храма.
Современность
Здание передали православной церкви в 1990 году. В августе этого же года храм Спаса Преображения Господня в Тушино был освящён патриархом Алексием II. В течение следующих четырёх лет были восстановлены и освящены приделы святого Николая Чудотворца, преподобного Сергия Радонежского и колокольня.
К настоящему времени на храмовой территории расположено кладбище, на котором перезахоронены останки людей с разрушенного в советские годы погоста и здание воскресной школы.
Служители храма ведут активную просветительскую и социальную деятельность.
История
Село Спасское и село Тушино, располагавшиеся по соседству на возвышенном плато на левом берегу реки Всходни, известны с конца XIV века, когда они принадлежали боярину Родиону Нестеровичу Квашне. В древние времена в селе Тушино была церковь Рождества Богородицы, упразднённая в XVIII веке и тогда же разобранная. В селе Спасском с XIV века до 1764 года располагался Спасо-Преображенский монастырь, переданный потомками Василия Ивановича Квашнина, по прозвищу «Туша», во владение Троице-Сергиевой Лавры. Первой церковью монастыря была церковь Преображения — сначала деревянная, а затем каменная, которая по ветхости своей разобрана около середины XVII века. Вторая церковь монастыря — однопрестольная, каменная, шатровая церковь во имя св. мч. Андрея Стратилата была сооружена в XVI веке.
Монастырь Спаса на Всходне процветал, но наступил период Лжедмитрия II. Он расположился со своим войском около села Тушино и Спасского монастыря в 1608 году, не решившись на штурм Москвы. Это войско называли «армией Тушинского вора», так как пропитание добывалось грабежом. Опустошив деревни и разорив монастырь, «воры» были изгнаны, оставив разрушенными стены Преображенского храма.
После упразднения монастыря в 1764 году шатровая Преображенская церковь стала приходской церковью сёл Спасское и Тушино. При ней была устроена деревянная трапезная, которую в 1804-1808 годах разобрали, а на её месте построили новую, более вместительную каменную трапезную. С западной стороны к трапезной пристроили также каменную многоярусную колокольню. В 1849 году трапезную несколько перестроили, устроив алтарь и разместив в ней придел во имя преподобного Сергия Радонежского.
Многочисленность прихода требовало большего помещения церкви, поэтому неизбежно встал вопрос об расширении или перестройке. Прихожан также тревожила ветхость старинной церкви и опасность её обрушения вместе с оползанием берега реки, на самом краю которого она оказалась по прошествии трёх столетий от её основания. В конце 1870 года было принято решение о строительстве новой каменной церкви в селе Спасском — в стороне от первой и вдали от опасного обрыва берега — на противоположном и ближнем к селу Тушино конце главной улице села Спасское.
Автором проекта новой Преображенской церкви села Спас-Тушино явился архитектор Палаты государственных имуществ Владислав Осипович Грудзинский. Вскоре после утверждения проекта, в 1875 году кирпичную трапезную и колокольню старинной церкви разобрали до основания, а кирпич использовали на сооружение ограды вокруг новой церкви. Митрополит Московский и Коломенский Иоанникий лично освятил Спасо-Тушинский храм, в день праздника Преображения 6 августа 1886 года. На колокольне висело 6 колоколов: большой был отлит в 1821 году, остальные в период постройки храма. Роспись внутри храма отсутствовала.
К 1917 году село Спас-Тушино превратилось в крупный промышленный центр текстильной промышленности. Разрастался фабричный посёлок, земледелие отходило на второй план. Перемены в жизни села отразились и на церкви: её земля была национализирована. В 1930 году Тушино стал крупным промышленным центром — построили предприятия тяжёлой промышленности, открылся аэродром. После Сергия Буравцева священником был его сын — Александр Буравцев, а после него настоятелем храма стал Александр Соколов. В 1935 году храм был закрыт и осквернён. Последние служащие священники репрессированы и в 1937 году расстреляны. Александр Буравцев расстрелян и захоронен в Бутово. Место расстрела и захоронения Александра Соколова уточняется, он был реабилитирован в 1989 году.
Храм в Спас-Тушино в течение ряда лет использовался под клуб. В 1956 году на просьбу местных жителей о передаче храма верующим власти ответили взрывом колокольни. Тогда же был снесён главный купол. Последний арендатор храма — ремонтно-строительное управление — превратило территорию вокруг него в свалку, а церковь разгородило на множество клетушек.
В 1990 году в Тушино возобновилась приходская жизнь. 11 июня во дворе служили панихиду на сороковой день кончины патриарха Московского и всея Руси Пимена, молебен перед иконой Божией Матери «Всех скорбящих Радость», которая была найдена на улице. 17 августа, накануне праздника Преображения Господня, патриарх Московский и Всея Руси Алексий II совершил освящение храма и его главного престола (первый в Москве храм, освящённый им после возведения в патриарший сан). 17 декабря 1991 года в пределах уже стояли иконостасы, а в центральном пределе создавалась уникальная мозаичная композиция.
При храме открылась воскресная школа, певческие курсы, проводилась работа с заключёнными, наладилась крепкая связь с армией.
В настоящее время в храме продолжает работать воскресная школа, певческие курсы, группа по связи с тюрьмами.
В приходе работает группа милосердия. Область деятельности группы милосердия очень разнообразна: беспризорные дети, подростки, многодетные семьи, инвалиды, престарелые.
Святыня — мироточивый Животворящий Крест Господень.
Приписан домовый храм иконы Божией Матери «Споручница грешных» при Краснопресненской пересыльной тюрьме.
Архитектура и интерьер
Современные реставраторы воссоздали внешний вид постройки по старинным фотографиям и остаткам сохранившихся архитектурных элементов. Здание храма, сложено из красного кирпича. Оно имеет прямоугольную форму, вытянутую с запада на восток. Основная часть увенчана чёрной луковичной главой, стоящей на круглом барабане. Её уравновешивает луковичная вершина храмовой колокольни. Небольшими позолоченными головками увенчаны северный и южный приделы церкви.
Фасады и закругленная апсида украшены мозаичными изображениями апостолов и святых отцов церкви. В киотах изображена композиция “Деисус”.
Интерьер храма Преображения Господня в Тушино
Внутри стены и колонны основной части церкви украшают мозаики, выполненные группой мастеров под руководством Л. Д. Царёва. Большой и два малых иконостаса изготовлены в древнерусской манере и расписаны иконописцем Ольгой Григорьевной Клодт. Росписью покрыты стены трапезной части и обоих приделов.
Дополняет сдержанную архитектуру храма красивый сад, разбитый силами священников и прихожан.
Храм преображения тушино расписание богослужений
Тропарь блаженной Ксении Петербургской
Нищету? Христо?ву возлюби?вши,/ безсме?ртныя трапе?зы ны?не наслажда?ешися,/ безу?мием мни?мым безу?мие ми?ра обличи?вши,/ смире?нием кре?стным си?лу Бо?жию восприя?ла еси?./ Сего? ра?ди дар чудоде?йственныя по?мощи стяжа?вшая,/ Ксе?ние блаже?нная, моли? Христа? Бо?га// изба?витися нам от вся?каго зла покая?нием.
Перевод: Нищету Христову возлюбив, сейчас ты наслаждаешься Бессмертной Трапезой, обличив безумие мира своим мнимым безумием, крестным смирением ты приняла силу Божию. Потому дар чудодейственной помощи заслужившая, Ксения блаженная, моли Христа Бога об избавлении нашем от всякого зла через покаяние.
КРАТКОЕ ЖИТИЕ БЛАЖЕННОЙ КСЕНИИ ПЕТЕРБУРГСКОЙ
Блаженная Ксения родилась между 1719 и 1730 годами. О родителях ее, о детских и отроческих годах ничего не известно. Знаем мы, что отца блаженной звали Григорием.
По достижении совершеннолетия Ксения вступила в брак с придворным певчим Андреем Федоровичем Петровым, состоявшим в звании полковника. Но недолго суждено было молодой чете наслаждаться семейным счастьем: двадцати шести лет от роду Ксения осталась вдовой. Муж ее скончался внезапно.
Это трагическое событие изменило жизнь молодой женщины. Она была глубоко потрясена тем, что ее муж скончался без должного христианского приготовления и не успел принести покаяние. Ксения решила, что подвигом жизни она вымолит у Бога прощение прегрешений раба Божиего Андрея.
В день похорон мужа Ксения Григорьевна надела его одежду и всем, обращавшимся к ней с соболезнованиями, говорила, что умер не Андрей Федорович, а умерла его супруга Ксения Григорьевна. С этого момента она действительно умерла для мира, приняв на себя тяжелейший подвиг – подвиг юродства Христа ради.
Родные и знакомые ее полагали, что молодая вдова лишилась рассудка из-за свалившегося на ее плечи горя. Подозрения их окончательно утвердились, когда Ксения решила раздать имущество, доставшееся ей в наследство от мужа. Так, она подарила свой дом, находившийся в приходе церкви св. ап. Матфея на Петербургской стороне, своей знакомой Параскеве Антоновой. Та не хотела принимать этот дар и даже просила родственников Ксении со стороны мужа уберечь ее от такого поступка. Родственники обратились к начальству покойного Петрова, влиятельные люди беседовали со вдовой, нашли ее в совершенном рассудке и решили, что она вполне может распоряжаться своим имуществом.
Отныне она не имела постоянного места жительства. Днем она бродила по городу, в основном по Петербургской стороне, возле церкви ап. Матфея, а ночью уходила за город, в поле – и всю ночь молилась. Так ее однажды и застали горожане, заинтересовавшиеся ночными исчезновениями блаженной. Редко оставалась она ночевать в домах знакомых ей благочестивых женщин.
Блаженная Ксения с необычайной кротостью сносила все издевательства и оскорбления, которые ей нередко доводилось переносить. Особенно докучали ей уличные мальчишки, на злобные выходки которых она не обращала внимания. Лишь однажды, когда жители уже стали почитать ее за угодницу Божию, им довелось увидеть блаженную в страшном гневе. Обнаглевшие сорванцы не удовольствовались обычными оскорблениями, а стали бросать в Ксению комьями земли. После этого случая горожане стали оберегать блаженную Ксению и положили конец преследованиям со стороны мальчишек.
Когда костюм Андрея Федоровича истлел и распался, святая облачилась в лохмотья. Когда ей предлагали в виде подаяния одежду, она отказывалась. Брала лишь красную кофточку и зеленую юбку (или наоборот). Вероятно, в память о цветах форменной одежды мужа. Милостыню денежную она также избегала брать. Принимала только «царя на коне» – медные копейки, которые тут же раздавала беднякам.
В эти годы на Смоленском кладбище строилась новая каменная церковь во имя Смоленской иконы Божией Матери. Рабочие, трудившиеся на строительстве храма, стали замечать вдруг странные вещи. За время их отсутствия ночью кто-то носил кирпичи на леса строящейся церкви. А когда они решили узнать, кто этот добровольный помощник, то увидели, что это блаженная Ксения трудится по ночам, перетаскивая кирпичи на леса.
За великие подвиги Господь удостоил блаженную Ксению дара прозорливости. Так, она предсказала время кончины императрицы Елисаветы Петровны и юного императора Иоанна Антоновича, помогла одной девице избежать брака с беглым каторжником, выдававшим себя за убитого им полковника. Жители Петербургской стороны замечали, что если блаженная возьмет на руки больное дитя или благословит его, оно непременно выздоровеет. Если возьмет какую-нибудь мелочь из лавки купца – торговля будет успешной. Если она зайдет в дом, то в доме будут царить мир и согласие.
Однажды она сказала своей старой знакомой Параскеве Антоновой, той самой, которой подарила дом, чтобы та немедленно шла на Смоленское кладбище: «Вот ты тут сидишь да чулки штопаешь, а не знаешь, что тебе Бог сына послал!»
Параскева в недоумении пошла в сторону кладбища и вдруг увидела толпу народа. Оказалось, что экипаж задавил насмерть беременную женщину, которая успела перед кончиной разрешиться от бремени мальчиком. Параскева взяла его себе, и так как не могла нигде отыскать отца младенца, усыновила его. Воспитанный ею приемный сын почитал ее как мать и в старости берег покой Параскевы, которая благодарила блаженную за великую радость.
Блаженная Ксения несла подвиг добровольного безумия 45 лет и скончалась около 1803 года. На могиле ее (на Смоленском кладбище) была со временем воздвигнута каменная часовня, которая и по сей день служит одной из святынь Петербурга, привлекающей многочисленных богомольцев.
После многолетнего народного почитания блаженная Ксения Петербургская, Христа ради юродивая, была причислена к лику святых в 1988 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви.
Расписание работы
Службы проводятся ежедневно.
- по будням проводят утреннюю и вечернюю службу, которые начинаются в 8 и 17 часов соответственно;
- в выходные и дни общецерковных и престольных праздников (Преображение Господне 19 августа, Николая Чудотворца 22 мая и 19 декабря, Сергия Радонежского 18 июля и 8 октября) проводят две утренние службы в 7 и 9.40 часов.
Божественная литургия в храме Преображения Господня
Занятия в Воскресной школе проводятся по субботам с 10 до 14 часов и воскресеньям с 12.30 до 18.
Расписание богослужений храма Преображения Господня в Тушино, а также занятий в Воскресной школе, работы библиотеки и различных объединений уточняют на его официальном сайте.
Следует знать: на церковном сайте приведены правила поведения при посещении святого места. С ними следует ознакомиться до прихода в храм. Фотографировать и снимать видео на территории можно только с разрешения настоятеля. Поэтому людям, желающим просто сделать снимки красивых архитектурных сооружений лучше это делать из-за церковной ограды.
Храм Преображения Господня в Тушине
Контактные данные
Адрес: 125371, Москва, Волоколамское шоссе, 128.
Телефон: +7 (495) 491-9103
Расписание богослужений: — ежедневно: 17-00 — Вечернее богослужение. — с понедельника по субботу: 8-00 — Божественная Литургия. — по субботам: после Литургии совершается заупокойная лития у могилы прот. Феодора Соколова. — воскресные и праздничные дни: 07-00 и 09-40 — Божественная Литургия. — по воскресеньям: 15-00 — акафист св. блгв. Петру и Февронии Муромским, 17-00 — Вечерня с акафистом Спасителю, Божией Матери, свят. Николаю Чудотворцу и преп. Сергию Радонежскому – попеременно.
Духовенство
Настоятель: Высокопреосвященнейший Меркурий, митрополит Ростовский и Новочеркасский
Клирики:
протоиерей Василий Воронцов священник Димитрий Евменов священник Арсений Уланов священник Антоний Новиков священник Михаил Климов диакон Сергий Андреев диакон Андрей Зубков
Храм на карте
О храме
Престольные праздники
— Главный праздник — Преображения Господня (19 августа); — Свт. Николая Мирликийского (19 декабря); — Преп. Сергия Радонежского (8 октября).
Храм построен по проекту архитектора В. О. Грудзина в 1880 году, на значительные пожертвования священника Иоанна Спасского, фабрикантов В. Н. Сувирова и К. Е. Прохорова, а также статского советника П. Г. Цурикова. Освящён 6 августа 1886 года (по старому стилю) в день праздника Преображения Господня митрополитом Московским и Коломенским Иоанникием.
В 1935 году храм был закрыт и осквернён. Настоятели храма: предпоследний – священник Александр Буравцев и последний – священник Александр Соколов были арестованы и расстреляны.
В августе 2000 года Юбилейный Архиерейский собор причислил священника Александра Буравцева, расстрелянного 22 декабря 1937 года на Бутовском полигоне, к лику святых новомученников и исповедников Российских.
В 1990 году усилиями прот. Феодора Соколова с группой верующих храм был возвращён Русской Православной Церкви. Началось его активное восстановление. 17 августа 1990 года, Святейший Патриарх Московский и Всея Руси АЛЕКСИЙ II совершил освящение храма и его главного престола. В 1991 и 1993 годах были освящены приделы свт. Николая Мирликийского и преп. Сергия Радонежского. С 2000 года, после трагической смерти прот. Феодора Соколова, до 2021 года настоятелем храм являлся протоиерей Василий Воронцов.
22 июля 2012 года, храм впервые посетил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси КИРИЛЛ, и за Божественной Литургией совершил хиротонию архим. Софрония (Китаева) во епископа Губкинского и Грайворонского.
В конце 2021 года Святейший Патриарх КИРИЛЛ благословил разместить в приходских помещениях Синодальный отдел по религиозному образованию и катехизации. В связи с чем настоятелем храма стал Высокопреосвященнейший МЕРКУРИЙ, митрополит Ростовский и Новочеркасский, председатель Отдела.