Храм Преображения Господня в Тушино города Москвы

  • Краткая историческая справка: Сёла Спасское и Тушино, располагавшиеся на возвышенном левом берегу реки Всходни (современное название — Сходня), известны с XIV века. В то время они принадлежали боярину Родиону Нестеровичу Квашне. Своим названием село Спаское обязано Спасо-Преображенскому монастырю, находившемуся там с XIV века до 1764 года. Монастырь был передан потомками Василия Ивановича Квашнина, по прозвищу «Туша», во владение Троице-Сергиевой Лавры. Первой церковью монастыря была церковь Преображения — сначала деревянная, а затем каменная, которая в середине XVII века пришла в ветхость и была разобрана. Вторая церковь монастыря — каменная, во имя Андрея Стратилата, — была сооружена в XVI веке.
    Автором проекта новой Преображенской церкви села Спас-Тушино явился архитектор Палаты государственных имуществ Владислав Осипович Грудзинский. Вскоре после утверждения проекта, в 1875 г. кирпичную трапезную и колокольню старинной церкви разобрали до основания, а кирпич использовали на сооружение ограды вокруг новой церкви. Митрополит Московский и Коломенский Иоанникий лично освятил Спасо-Тушинский храм в день праздника Преображение Господне 6 августа 1886 г.

    К 1917 году село Спас-Тушино превратилось в крупный промышленный центр текстильной промышленности. После революции церковные земли были национализированы. В 30-х гг. XX века Тушино стало крупным промышленным центром: в нем были построены предприятия тяжелой промышленности и открыт аэродром. В 1935 г. Преображенский храм был закрыт, последний настоятель Александр Соколов репрессирован как «враг народа», предыдущий, священник Александр Буравцев, в 1937 г. расстрелян на Бутовском полигоне.

    В 1950-х гг. была взорвана колокольня и снесен купол, в храме размещался клуб, затем — склад и мастерские, прилегающая территория была превращена в свалку.

    В 1990 г. храм был возвращен Русской Православной Церкви. Богослужение возобновлено в августе 1990 г.; храм стал первым в Москве, освященным Святейшим Патриархом Алексием II после его интронизации. Колокольня храма восстановлена в 1994 году.

    В настоящее время, интерьер главного храма украшен мозаиками (работы художников А.Д. Корноухова, Д.М. и И.Д. Шаховских, Л.Д. Курило, Л.Д. Царева), трапезная часть храма расписана художниками В.А. Сидельниковым и В.И. Любарским. Восстановленный храм снаружи кирпичный. Три иконостаса в древнерусской манере выполнены художницей О.Г. Клодт. К 1999 г. храм был полностью восстановлен. Возрождение церковной жизни и реставрация возглавлялись прот. Феодором Соколовым (1959-21.02.2000), погребенным у алтаря храма.

  • Современность

    Здание передали православной церкви в 1990 году. В августе этого же года храм Спаса Преображения Господня в Тушино был освящён патриархом Алексием II. В течение следующих четырёх лет были восстановлены и освящены приделы святого Николая Чудотворца, преподобного Сергия Радонежского и колокольня.

    К настоящему времени на храмовой территории расположено кладбище, на котором перезахоронены останки людей с разрушенного в советские годы погоста и здание воскресной школы.

    Служители храма ведут активную просветительскую и социальную деятельность.

    История

    Село Спасское и село Тушино, располагавшиеся по соседству на возвышенном плато на левом берегу реки Всходни, известны с конца XIV века, когда они принадлежали боярину Родиону Нестеровичу Квашне. В древние времена в селе Тушино была церковь Рождества Богородицы, упразднённая в XVIII веке и тогда же разобранная. В селе Спасском с XIV века до 1764 года располагался Спасо-Преображенский монастырь, переданный потомками Василия Ивановича Квашнина, по прозвищу «Туша», во владение Троице-Сергиевой Лавры. Первой церковью монастыря была церковь Преображения — сначала деревянная, а затем каменная, которая по ветхости своей разобрана около середины XVII века. Вторая церковь монастыря — однопрестольная, каменная, шатровая церковь во имя св. мч. Андрея Стратилата была сооружена в XVI веке.
    Монастырь Спаса на Всходне процветал, но наступил период Лжедмитрия II. Он расположился со своим войском около села Тушино и Спасского монастыря в 1608 году, не решившись на штурм Москвы. Это войско называли «армией Тушинского вора», так как пропитание добывалось грабежом. Опустошив деревни и разорив монастырь, «воры» были изгнаны, оставив разрушенными стены Преображенского храма.

    После упразднения монастыря в 1764 году шатровая Преображенская церковь стала приходской церковью сёл Спасское и Тушино. При ней была устроена деревянная трапезная, которую в 1804-1808 годах разобрали, а на её месте построили новую, более вместительную каменную трапезную. С западной стороны к трапезной пристроили также каменную многоярусную колокольню. В 1849 году трапезную несколько перестроили, устроив алтарь и разместив в ней придел во имя преподобного Сергия Радонежского.

    Многочисленность прихода требовало большего помещения церкви, поэтому неизбежно встал вопрос об расширении или перестройке. Прихожан также тревожила ветхость старинной церкви и опасность её обрушения вместе с оползанием берега реки, на самом краю которого она оказалась по прошествии трёх столетий от её основания. В конце 1870 года было принято решение о строительстве новой каменной церкви в селе Спасском — в стороне от первой и вдали от опасного обрыва берега — на противоположном и ближнем к селу Тушино конце главной улице села Спасское.

    Автором проекта новой Преображенской церкви села Спас-Тушино явился архитектор Палаты государственных имуществ Владислав Осипович Грудзинский. Вскоре после утверждения проекта, в 1875 году кирпичную трапезную и колокольню старинной церкви разобрали до основания, а кирпич использовали на сооружение ограды вокруг новой церкви. Митрополит Московский и Коломенский Иоанникий лично освятил Спасо-Тушинский храм, в день праздника Преображения 6 августа 1886 года. На колокольне висело 6 колоколов: большой был отлит в 1821 году, остальные в период постройки храма. Роспись внутри храма отсутствовала.

    К 1917 году село Спас-Тушино превратилось в крупный промышленный центр текстильной промышленности. Разрастался фабричный посёлок, земледелие отходило на второй план. Перемены в жизни села отразились и на церкви: её земля была национализирована. В 1930 году Тушино стал крупным промышленным центром — построили предприятия тяжёлой промышленности, открылся аэродром. После Сергия Буравцева священником был его сын — Александр Буравцев, а после него настоятелем храма стал Александр Соколов. В 1935 году храм был закрыт и осквернён. Последние служащие священники репрессированы и в 1937 году расстреляны. Александр Буравцев расстрелян и захоронен в Бутово. Место расстрела и захоронения Александра Соколова уточняется, он был реабилитирован в 1989 году.

    Храм в Спас-Тушино в течение ряда лет использовался под клуб. В 1956 году на просьбу местных жителей о передаче храма верующим власти ответили взрывом колокольни. Тогда же был снесён главный купол. Последний арендатор храма — ремонтно-строительное управление — превратило территорию вокруг него в свалку, а церковь разгородило на множество клетушек.

    В 1990 году в Тушино возобновилась приходская жизнь. 11 июня во дворе служили панихиду на сороковой день кончины патриарха Московского и всея Руси Пимена, молебен перед иконой Божией Матери «Всех скорбящих Радость», которая была найдена на улице. 17 августа, накануне праздника Преображения Господня, патриарх Московский и Всея Руси Алексий II совершил освящение храма и его главного престола (первый в Москве храм, освящённый им после возведения в патриарший сан). 17 декабря 1991 года в пределах уже стояли иконостасы, а в центральном пределе создавалась уникальная мозаичная композиция.

    При храме открылась воскресная школа, певческие курсы, проводилась работа с заключёнными, наладилась крепкая связь с армией.

    В настоящее время в храме продолжает работать воскресная школа, певческие курсы, группа по связи с тюрьмами.

    В приходе работает группа милосердия. Область деятельности группы милосердия очень разнообразна: беспризорные дети, подростки, многодетные семьи, инвалиды, престарелые.

    Святыня — мироточивый Животворящий Крест Господень.

    Приписан домовый храм иконы Божией Матери «Споручница грешных» при Краснопресненской пересыльной тюрьме.

    Архитектура и интерьер

    Современные реставраторы воссоздали внешний вид постройки по старинным фотографиям и остаткам сохранившихся архитектурных элементов. Здание храма, сложено из красного кирпича. Оно имеет прямоугольную форму, вытянутую с запада на восток. Основная часть увенчана чёрной луковичной главой, стоящей на круглом барабане. Её уравновешивает луковичная вершина храмовой колокольни. Небольшими позолоченными головками увенчаны северный и южный приделы церкви.

    Фасады и закругленная апсида украшены мозаичными изображениями апостолов и святых отцов церкви. В киотах изображена композиция “Деисус”.


    Интерьер храма Преображения Господня в Тушино

    Внутри стены и колонны основной части церкви украшают мозаики, выполненные группой мастеров под руководством Л. Д. Царёва. Большой и два малых иконостаса изготовлены в древнерусской манере и расписаны иконописцем Ольгой Григорьевной Клодт. Росписью покрыты стены трапезной части и обоих приделов.

    Дополняет сдержанную архитектуру храма красивый сад, разбитый силами священников и прихожан.

    Храм преображения тушино расписание богослужений

    Тропарь блаженной Ксении Петербургской

    Нищету? Христо?ву возлюби?вши,/ безсме?ртныя трапе?зы ны?не наслажда?ешися,/ безу?мием мни?мым безу?мие ми?ра обличи?вши,/ смире?нием кре?стным си?лу Бо?жию восприя?ла еси?./ Сего? ра?ди дар чудоде?йственныя по?мощи стяжа?вшая,/ Ксе?ние блаже?нная, моли? Христа? Бо?га// изба?витися нам от вся?каго зла покая?нием.

    Перевод: Нищету Христову возлюбив, сейчас ты наслаждаешься Бессмертной Трапезой, обличив безумие мира своим мнимым безумием, крестным смирением ты приняла силу Божию. Потому дар чудодейственной помощи заслужившая, Ксения блаженная, моли Христа Бога об избавлении нашем от всякого зла через покаяние.

    КРАТКОЕ ЖИТИЕ БЛАЖЕННОЙ КСЕНИИ ПЕТЕРБУРГСКОЙ

    Бла­жен­ная Ксе­ния ро­ди­лась меж­ду 1719 и 1730 го­да­ми. О ро­ди­те­лях ее, о дет­ских и от­ро­че­ских го­дах ни­че­го не из­вест­но. Зна­ем мы, что от­ца бла­жен­ной зва­ли Гри­го­ри­ем.

    По до­сти­же­нии со­вер­шен­но­ле­тия Ксе­ния всту­пи­ла в брак с при­двор­ным пев­чим Ан­дре­ем Фе­до­ро­ви­чем Пет­ро­вым, со­сто­яв­шим в зва­нии пол­ков­ни­ка. Но недол­го суж­де­но бы­ло мо­ло­дой че­те на­сла­ждать­ся се­мей­ным сча­стьем: два­дца­ти ше­сти лет от ро­ду Ксе­ния оста­лась вдо­вой. Муж ее скон­чал­ся вне­зап­но.

    Это тра­ги­че­ское со­бы­тие из­ме­ни­ло жизнь мо­ло­дой жен­щи­ны. Она бы­ла глу­бо­ко по­тря­се­на тем, что ее муж скон­чал­ся без долж­но­го хри­сти­ан­ско­го при­го­тов­ле­ния и не успел при­не­сти по­ка­я­ние. Ксе­ния ре­ши­ла, что по­дви­гом жиз­ни она вы­мо­лит у Бо­га про­ще­ние пре­гре­ше­ний ра­ба Бо­жи­его Ан­дрея.

    В день по­хо­рон му­жа Ксе­ния Гри­горь­ев­на на­де­ла его одеж­ду и всем, об­ра­щав­шим­ся к ней с со­бо­лез­но­ва­ни­я­ми, го­во­ри­ла, что умер не Ан­дрей Фе­до­ро­вич, а умер­ла его су­пру­га Ксе­ния Гри­горь­ев­на. С это­го мо­мен­та она дей­стви­тель­но умер­ла для ми­ра, при­няв на се­бя тя­же­лей­ший по­двиг – по­двиг юрод­ства Хри­ста ра­ди.

    Род­ные и зна­ко­мые ее по­ла­га­ли, что мо­ло­дая вдо­ва ли­ши­лась рас­суд­ка из-за сва­лив­ше­го­ся на ее пле­чи го­ря. По­до­зре­ния их окон­ча­тель­но утвер­ди­лись, ко­гда Ксе­ния ре­ши­ла раз­дать иму­ще­ство, до­став­ше­е­ся ей в на­след­ство от му­жа. Так, она по­да­ри­ла свой дом, на­хо­див­ший­ся в при­хо­де церк­ви св. ап. Мат­фея на Пе­тер­бург­ской сто­роне, сво­ей зна­ко­мой Па­рас­ке­ве Ан­то­но­вой. Та не хо­те­ла при­ни­мать этот дар и да­же про­си­ла род­ствен­ни­ков Ксе­нии со сто­ро­ны му­жа убе­речь ее от та­ко­го по­ступ­ка. Род­ствен­ни­ки об­ра­ти­лись к на­чаль­ству по­кой­но­го Пет­ро­ва, вли­я­тель­ные лю­ди бе­се­до­ва­ли со вдо­вой, на­шли ее в со­вер­шен­ном рас­суд­ке и ре­ши­ли, что она вполне мо­жет рас­по­ря­жать­ся сво­им иму­ще­ством.

    От­ныне она не име­ла по­сто­ян­но­го ме­ста жи­тель­ства. Днем она бро­ди­ла по го­ро­ду, в ос­нов­ном по Пе­тер­бург­ской сто­роне, воз­ле церк­ви ап. Мат­фея, а но­чью ухо­ди­ла за го­род, в по­ле – и всю ночь мо­ли­лась. Так ее од­на­жды и за­ста­ли го­ро­жане, за­ин­те­ре­со­вав­ши­е­ся ноч­ны­ми ис­чез­но­ве­ни­я­ми бла­жен­ной. Ред­ко оста­ва­лась она но­че­вать в до­мах зна­ко­мых ей бла­го­че­сти­вых жен­щин.

    Бла­жен­ная Ксе­ния с необы­чай­ной кро­то­стью сно­си­ла все из­де­ва­тель­ства и оскорб­ле­ния, ко­то­рые ей неред­ко до­во­ди­лось пе­ре­но­сить. Осо­бен­но до­ку­ча­ли ей улич­ные маль­чиш­ки, на злоб­ные вы­ход­ки ко­то­рых она не об­ра­ща­ла вни­ма­ния. Лишь од­на­жды, ко­гда жи­те­ли уже ста­ли по­чи­тать ее за угод­ни­цу Бо­жию, им до­ве­лось уви­деть бла­жен­ную в страш­ном гне­ве. Об­наглев­шие со­рван­цы не удо­воль­ство­ва­лись обыч­ны­ми оскорб­ле­ни­я­ми, а ста­ли бро­сать в Ксе­нию ко­мья­ми зем­ли. По­сле это­го слу­чая го­ро­жане ста­ли обе­ре­гать бла­жен­ную Ксе­нию и по­ло­жи­ли ко­нец пре­сле­до­ва­ни­ям со сто­ро­ны маль­чи­шек.

    Ко­гда ко­стюм Ан­дрея Фе­до­ро­ви­ча ис­тлел и рас­пал­ся, свя­тая об­ла­чи­лась в лох­мо­тья. Ко­гда ей пред­ла­га­ли в ви­де по­да­я­ния одеж­ду, она от­ка­зы­ва­лась. Бра­ла лишь крас­ную коф­точ­ку и зе­ле­ную юб­ку (или на­обо­рот). Ве­ро­ят­но, в па­мять о цве­тах фор­мен­ной одеж­ды му­жа. Ми­ло­сты­ню де­неж­ную она так­же из­бе­га­ла брать. При­ни­ма­ла толь­ко «ца­ря на коне» – мед­ные ко­пей­ки, ко­то­рые тут же раз­да­ва­ла бед­ня­кам.

    В эти го­ды на Смо­лен­ском клад­би­ще стро­и­лась но­вая ка­мен­ная цер­ковь во имя Смо­лен­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри. Ра­бо­чие, тру­див­ши­е­ся на стро­и­тель­стве хра­ма, ста­ли за­ме­чать вдруг стран­ные ве­щи. За вре­мя их от­сут­ствия но­чью кто-то но­сил кир­пи­чи на ле­са стро­я­щей­ся церк­ви. А ко­гда они ре­ши­ли узнать, кто этот доб­ро­воль­ный по­мощ­ник, то уви­де­ли, что это бла­жен­ная Ксе­ния тру­дит­ся по но­чам, пе­ре­тас­ки­вая кир­пи­чи на ле­са.

    За ве­ли­кие по­дви­ги Гос­подь удо­сто­ил бла­жен­ную Ксе­нию да­ра про­зор­ли­во­сти. Так, она пред­ска­за­ла вре­мя кон­чи­ны им­пе­ра­три­цы Ели­са­ве­ты Пет­ров­ны и юно­го им­пе­ра­то­ра Иоан­на Ан­то­но­ви­ча, по­мог­ла од­ной де­ви­це из­бе­жать бра­ка с бег­лым ка­торж­ни­ком, вы­да­вав­шим се­бя за уби­то­го им пол­ков­ни­ка. Жи­те­ли Пе­тер­бург­ской сто­ро­ны за­ме­ча­ли, что ес­ли бла­жен­ная возь­мет на ру­ки боль­ное ди­тя или бла­го­сло­вит его, оно непре­мен­но вы­здо­ро­ве­ет. Ес­ли возь­мет ка­кую-ни­будь ме­лочь из лав­ки куп­ца – тор­гов­ля бу­дет успеш­ной. Ес­ли она зай­дет в дом, то в до­ме бу­дут ца­рить мир и со­гла­сие.

    Од­на­жды она ска­за­ла сво­ей ста­рой зна­ко­мой Па­рас­ке­ве Ан­то­но­вой, той са­мой, ко­то­рой по­да­ри­ла дом, чтобы та немед­лен­но шла на Смо­лен­ское клад­би­ще: «Вот ты тут си­дишь да чул­ки што­па­ешь, а не зна­ешь, что те­бе Бог сы­на по­слал!»

    Па­рас­ке­ва в недо­уме­нии по­шла в сто­ро­ну клад­би­ща и вдруг уви­де­ла тол­пу на­ро­да. Ока­за­лось, что эки­паж за­да­вил на­смерть бе­ре­мен­ную жен­щи­ну, ко­то­рая успе­ла пе­ред кон­чи­ной раз­ре­шить­ся от бре­ме­ни маль­чи­ком. Па­рас­ке­ва взя­ла его се­бе, и так как не мог­ла ни­где отыс­кать от­ца мла­ден­ца, усы­но­ви­ла его. Вос­пи­тан­ный ею при­ем­ный сын по­чи­тал ее как мать и в ста­ро­сти бе­рег по­кой Па­рас­ке­вы, ко­то­рая бла­го­да­ри­ла бла­жен­ную за ве­ли­кую ра­дость.

    Бла­жен­ная Ксе­ния нес­ла по­двиг доб­ро­воль­но­го безу­мия 45 лет и скон­ча­лась око­ло 1803 го­да. На мо­ги­ле ее (на Смо­лен­ском клад­би­ще) бы­ла со вре­ме­нем воз­двиг­ну­та ка­мен­ная ча­сов­ня, ко­то­рая и по сей день слу­жит од­ной из свя­тынь Пе­тер­бур­га, при­вле­ка­ю­щей мно­го­чис­лен­ных бо­го­моль­цев.

    По­сле мно­го­лет­не­го на­род­но­го по­чи­та­ния бла­жен­ная Ксе­ния Пе­тер­бург­ская, Хри­ста ра­ди юро­ди­вая, бы­ла при­чис­ле­на к ли­ку свя­тых в 1988 го­ду на По­мест­ном Со­бо­ре Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви.

    Расписание работы

    Службы проводятся ежедневно.

    • по будням проводят утреннюю и вечернюю службу, которые начинаются в 8 и 17 часов соответственно;
    • в выходные и дни общецерковных и престольных праздников (Преображение Господне 19 августа, Николая Чудотворца 22 мая и 19 декабря, Сергия Радонежского 18 июля и 8 октября) проводят две утренние службы в 7 и 9.40 часов.


      Божественная литургия в храме Преображения Господня

    Занятия в Воскресной школе проводятся по субботам с 10 до 14 часов и воскресеньям с 12.30 до 18.

    Расписание богослужений храма Преображения Господня в Тушино, а также занятий в Воскресной школе, работы библиотеки и различных объединений уточняют на его официальном сайте.

    Следует знать: на церковном сайте приведены правила поведения при посещении святого места. С ними следует ознакомиться до прихода в храм. Фотографировать и снимать видео на территории можно только с разрешения настоятеля. Поэтому людям, желающим просто сделать снимки красивых архитектурных сооружений лучше это делать из-за церковной ограды.

    Храм Преображения Господня в Тушине

    Контактные данные

    Адрес: 125371, Москва, Волоколамское шоссе, 128.

    Телефон: +7 (495) 491-9103

    Расписание богослужений: — ежедневно: 17-00 — Вечернее богослужение. — с понедельника по субботу: 8-00 — Божественная Литургия. — по субботам: после Литургии совершается заупокойная лития у могилы прот. Феодора Соколова. — воскресные и праздничные дни: 07-00 и 09-40 — Божественная Литургия. — по воскресеньям: 15-00 — акафист св. блгв. Петру и Февронии Муромским, 17-00 — Вечерня с акафистом Спасителю, Божией Матери, свят. Николаю Чудотворцу и преп. Сергию Радонежскому – попеременно.

    Духовенство

    Настоятель: Высокопреосвященнейший Меркурий, митрополит Ростовский и Новочеркасский

    Клирики:

    протоиерей Василий Воронцов священник Димитрий Евменов священник Арсений Уланов священник Антоний Новиков священник Михаил Климов диакон Сергий Андреев диакон Андрей Зубков

    Храм на карте

    О храме

    Престольные праздники

    — Главный праздник — Преображения Господня (19 августа); — Свт. Николая Мирликийского (19 декабря); — Преп. Сергия Радонежского (8 октября).

    Храм построен по проекту архитектора В. О. Грудзина в 1880 году, на значительные пожертвования священника Иоанна Спасского, фабрикантов В. Н. Сувирова и К. Е. Прохорова, а также статского советника П. Г. Цурикова. Освящён 6 августа 1886 года (по старому стилю) в день праздника Преображения Господня митрополитом Московским и Коломенским Иоанникием.

    В 1935 году храм был закрыт и осквернён. Настоятели храма: предпоследний – священник Александр Буравцев и последний – священник Александр Соколов были арестованы и расстреляны.

    В августе 2000 года Юбилейный Архиерейский собор причислил священника Александра Буравцева, расстрелянного 22 декабря 1937 года на Бутовском полигоне, к лику святых новомученников и исповедников Российских.

    В 1990 году усилиями прот. Феодора Соколова с группой верующих храм был возвращён Русской Православной Церкви. Началось его активное восстановление. 17 августа 1990 года, Святейший Патриарх Московский и Всея Руси АЛЕКСИЙ II совершил освящение храма и его главного престола. В 1991 и 1993 годах были освящены приделы свт. Николая Мирликийского и преп. Сергия Радонежского. С 2000 года, после трагической смерти прот. Феодора Соколова, до 2021 года настоятелем храм являлся протоиерей Василий Воронцов.

    22 июля 2012 года, храм впервые посетил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси КИРИЛЛ, и за Божественной Литургией совершил хиротонию архим. Софрония (Китаева) во епископа Губкинского и Грайворонского.

    В конце 2021 года Святейший Патриарх КИРИЛЛ благословил разместить в приходских помещениях Синодальный отдел по религиозному образованию и катехизации. В связи с чем настоятелем храма стал Высокопреосвященнейший МЕРКУРИЙ, митрополит Ростовский и Новочеркасский, председатель Отдела.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]
    Для любых предложений по сайту: [email protected]