Железные дороги в Имперской России оказались развиты не равномерно. На Дальнем Востоке их почти не было, зато западную часть державы они опутывали плотной паутиной.
Именно по этой паутине сейчас двигался старенький паровоз, тянущий за собой вереницу вагонов. Внутри вагонов на скамьях сидели люди, за окном простирался пейзаж европейской части России.
Однако люди мало обращали на него внимания, привыкли, да и большую часть дум крутили вокруг будущих пассажиров.
Задуматься было, о чем, на дворе стояла осень 1914 года и в мире вовсю бушевала война. Война ведущих мировых держав за новые рынки сбыта и ресурсы.
Митрополит Крутицкий и Коломенский, глава внешней дипломатии РПЦ до 1960 года, богослов и герой СССР, Николай Ярушевич
Однако работников санитарного поезда мало заботили первопричины страшной европейской мясорубки. Им предстояло тяжелая и ответственная работа — позаботиться о раненых солдата и вывезти их в тыл.
Также все прекрасно понимали, что не все выживут и поэтому к каждому подобному составу приписывался полковой священник. Именно по этой причине будущий митрополит Николай Ярушевич ехал на запад на этом поезде. Чтобы помогать раненым и умирающим, провожать в последний путь уже усопших.
Отцу Николаю было всего 23 года, он только недавно окончил институт и принял постриг.
Санитарный поезд, потом окопы Первой мировой войны, а затем страшная болезнь — все это были только первые испытания в его судьбе.
Дальше началась эпоха Советской власти. Раскольничья церковь, гонения на нелояльных священников, Великая отечественная война.
Но все эти испытания Ярушевич прошел со стойкостью и без роптания, и до конца совей жизнь оставался преданным служителем Русской православной церкви.
Молодой Николай заканчивает богословский факультет и принимает постриг
Сразу стоит отметить, что Борис Ярушевич родился в семье священника Белорусской епархии. При этом его отец Дорофей Филофеевич Ярушевич быстро пошел на повышение, и вскоре вся семья переехала в Санкт-Петербург, тогдашнюю столицу России. Поэтому, когда перед молодым Борисом встал вопрос образования, то ответ на него нашли быстро.
Хотя изначально он и поступил на физико-математический факультет Петербургского университета, но быстро понял, что подобные науки не то, чего он жаждет.
Он подает прошение на перевод в Санкт-Петербургскую Духовную Академию.
Прошение удовлетворяют, и Борис начинает учится в новом ВУЗе, который с успехом заканчивает в 1914 году.
По окончании Академии получает статус кандидата докторских наук по богословию. Однако, продолжает учится и прослушивает курс лекций по юридическому делу. В дальнейшем защищает степень магистра богословия.
Это происходит в 1917 году уже после возвращения с фронта. Тема диссертации: «Церковный суд в России до издания Соборного Уложения Алексея Михайловича 1649 г.». Получил степень доктора богословских наук за труд «Слова и Речи».
Самая ранняя фотография митрополита Николая, сделанная еше до Великой отечественной войны
Первая докторская отца Николая погибла в блокадном Ленинграде от пожара.
23 октября 1914 года случается одно из самых важных событий в судьбе молодого Бориса. Ректор Духовной Академии Санкт-Петербурга, почтенный епископ Анастасий, проводит его постриг в монахи.
Анастасий оказал сильное влияние на мировоззрение будущего митрополита.
24 октября Ярушевича принимают в иеродиаконы, а буквально на следующий день возводят в иеромонахи. После чего его отправляют на фронт, служить отцом-проповедником санитарного поезда.
Но там уже Николай пробыл недолго, спустя несколько недель его направляют духовником в Финляндский полк, в лейб-гвардию. Но и там он пробыл недолго и через некоторое время по причине болезни его отозвали в тыл. Из-за суровой зимы у отца Николая начался ревматизм, который дал осложнение на сердце.
Архиерей
25 марта (7 апреля) 1922 был хиротонисан во епископа Петергофского, викария Петроградской епархии. Хиртонию в Троицком соборе Александро-Невской Лавры возглавил митрополит Петроградский Вениамин (Казанский); участвовал также епископ Ямбургский Алексий (Симанский) (впоследствии Патриарх).
Негативно относился к обновленческому движению, официально признанному в 1922 году властями как Православная Российская Церковь. Вместе с другим викарием — епископом Алексием (Симанским) — стоял во главе «Петроградской автокефалии», которая занимала позицию неприсоединения: не подчинялась ни обновленческому Высшему Церковному Управлению митрополита Антонина, ни находившемуся тогда под домашним арестом «контрреволюционному» Патриарху Тихону. После ареста епископа Алексия (Симанского), с октября 1922 года по февраль 1923 года возглавлял «Петроградскую автокефалию».
В феврале 1923 был выслан в пос. Усть-Кулом Зырянского края. В это время был тяжело болен из-за обострения ревматизма. В ссылке написал акафист Богоматери, который совершал позднее перед Её иконой, именуемой «Млекопитательница». После окончания ссылки, в начале 1926 года вернулся в Ленинград, поселился в Петергофе (Красный проспект, 40), служил в местном Петропавловском соборе.
В сентябре 1927 — феврале 1928 временно управлял Ленинградской епархией, получив назначение от митрополита Сергия (Страгородского) и Временного при нем Патриаршего Священного Синода, после устранения с кафедры митрополита Иосифа (Петровых). Активно поддерживал линию Заместителя Патриаршего Местоблюстителя (митрополита Сергия (Страгородского)), направленную на достижение «легализации» со стороны существовавшего в СССР режима за счёт значительных уступок со стороны Патриархии. В данный период противостоял не только обновленцам, но также и сильному с конца 1927 года иосифлянскому движению сторонников смещённого с Ленинградской кафедры митрополита Иосифа (Петровых).
С 1935 — архиепископ Петергофский. К концу 1937 в Петергофе были закрыты все храмы, кроме кладбищенского.
В 1936—1940, оставаясь по титулу Петергофским, по поручению митрополита Алексия (Симанского), управлял Новгородской и Псковской епархиями. В то время ему было запрещено жить в Ленинграде, он был вынужден переехать в посёлок Татьянино под Гатчиной. Служил обычно иерейским чином в ленинградском Николо-Морском соборе.
Осенью 1940 года был, вследствие введения в заблуждения Местоблюстителя митрополитом Алексием (Симанским), вопреки своему отказу от назначения, определён архиепископом (с 9 марта 1941 года — митрополит) Волынским и Луцким, Экзархом западных областей Украины и Белоруссии. Назначение вопреки своему желанию (у него в тот момент умирала мать) в значительной мере определило лично неприязненные отношения с будущим Патриархом Алексием I. (Поскольку ни у Местоблюстителя, ни даже у Л. П. Берия других кандидатов для работы в западных областях не было, а монах при постриге дает обет послушания и умирает для мира — прежде всего, для папы с мамой, козни митрополита Алексия представляются сильно преувеличенными
).
Пользовался доверием органов советской власти, руководил присоединением к Русской православной церкви западноукраинских и западнобелорусских епархий, которые ранее находились в юрисдикции Польской православной церкви. Совершал поездки по Экзархату, в частности, служил во львовском Георгиевском храме. С 9 марта 1941 — митрополит.
Деятельность во время Великой Отечественной войны
С 15 июля 1941 — митрополит Киевский и Галицкий, Экзарх Украины. С наступлением немецких войск эвакуировался в Москву, не успев взять с собой ничего, кроме архиерейского посоха. 12 октября 1941 в своем завещании, написанном перед эвакуацией из Москвы, митрополит Сергий (Страгородский), назвал его третьим кандидатом в Местоблюстители после своей кончины, после митрополита Алексия (Симанского) и архиепископа Сергия (Гришина). Сопровождал митрополита Сергия в эвакуацию, но уже через 4 месяца вернулся в Москву. В феврале 1942 — августе 1943 управлял Московской епархией во время пребывания Патриаршего Местоблюстителя в Ульяновске; был награждён медалью «За оборону Москвы». В 1942 году под его редакцией издана книга «Правда о религии в России», в которой отрицались факты гонений на церковь со стороны большевистской власти.
2 ноября 1942 указом Президиума Верховного Совета СССР назначен членом Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников. В этом качестве скрепил своей подписью официальную советскую версию расстрела польских офицеров в Катыни, обвиняющую в этом преступлении немецких военнослужащих.
Участвовал в известной встрече трёх митрополитов (кроме него: Сергия (Страгородского) и Алексия (Симанского)) с Иосифом Сталиным 4 сентября 1943, после которой правительство разрешило избрание Патриарха, восстановление церковных учебных заведений, освободило из лагерей ряд оставшихся в живых пастырей.
С сентября 1943 года — член редакционной коллегии «Журнала Московской Патриархии»; затем возглавлял Издательский отдел Московской Патриархии (до 19 сентября 1960).
С 8 сентября 1943 года — постоянный член Священного Синода. С 28 января 1944 года — митрополит Крутицкий, управляющий Московской епархии. Его кафедральным храмом и местом постоянного служения стал храм Преображения Господня в Преображенском.
В марте 1944 года выехал на фронт для передачи Красной Армии танковой колонны имени Дмитрия Донского, сооружённой на пожертвования верующих РПЦ .
С 25 марта 1947 года — митрополит Крутицкий и Коломенский.
Митрополит Николай об Иосифе Сталине
Публично высоко оценивал личность Иосифа Сталина (в духе официальной пропаганды того времени), в 1944 году выступил в церковной печати с такой апологией этого государственного деятеля:
В нашем вожде верующие вместе со всей страной знают величайшего из людей, каких рождала наша страна, соединившего в своём лице все качества упомянутых выше наших русских богатырей и великих полководцев прошлого; видят воплощение всего лучшего и светлого, что составляет священное духовное наследство русского народа, завещанное предками: в нём неразрывно сочетались в единый образ пламенная любовь к Родине и народу, глубочайшая мудрость, сила мужественного, непоколебимого духа и отеческое сердце. Как в военном вожде, в нём слилось гениальное военное мастерство с крепчайшей волей к победе… Имя Иосифа Виссарионовича Сталина, окружённое величайшей любовью всех народов нашей страны, — знамя славы, процветания, величия нашей Родины.
— «Журнал Московской Патриархии», 1944, № 1
Глава церковной дипломатии
Был первым Председателем Отдела внешних церковных сношений: с апреля 1946 до июня 1960.
В августе — начале сентября 1945 года совершил поездку во Францию, где выполнил миссию по присоединению епископов (митрополита Евлогия (Георгиевского) и его викариев Западноевропейского Экзарахата (в юрисдикции Вселенского престола) и митрополита Серафима (Лукьянова)) к Московскому Патриархату; впрочем, по смерти митрополита Евлогия (8 августа 1946 года), его викарии и большинство клира и мирян возвратились в юрисдикцию Константинопольского Патриархата.
Возглавлял делегации Русской православной церкви во время визитов в Англию, Румынию, Чехословакию и др. Являлся одним из инициаторов проведения Совещания глав и представителей Поместных Православных Церквей в июле 1948, приуроченного к празднованию 500-летия автокефалии Русской Церкви.
С 1949 — член Советского комитета защиты мира, многие его выступления были посвящены миротворческой тематике. Входил в состав Всемирного совета мира, многократно выступал от лица Русской Церкви на его конгрессах и сессиях. Высказывал возмущение «наглыми провокациями американских реакционных кругов», полностью солидаризировался с советской внешней политикой. Также входил в состав Палестинского Общества при Академии Наук СССР и Славянского Комитета СССР. За миротворческую деятельность был награждён орденом Трудового Красного Знамени (1955).
7 мая 1957 года, в соответствии с решением Синода РПЦ, подписал постановление о восстановлении молитвенно-канонических отношений между РПЦ и Финляндской Православной Церковью, которой Московской Патриархии пришлось признать в сущем статусе (как автономия в юрисдикции Вселенского престола).
Конфликт с властями и смерть
В конце 1950-х годов ранее весьма комфортные отношения (по крайней мере, внешне) митрополита Николая и государственной властью обострились. Он не смог (или не хотел) адаптироваться к новым внутриполитическим реалиям периода руководства страной Никиты Хрущёва, которое характеризовалось, наряду с явлениями «оттепели», также и активизацией атеистической и антицерковной политики директивных органов. Митрополит позволял себе публичные выступления (слова?) с критикой материализма и атеизма; один из его ближайших сотрудников Анатолий Ведерников (тогда ответственный секретарь «Журнала Московской Патриархии»), вспоминал:
Проповеди митрополита Николая в Преображенском соборе, где он обыкновенно служил в Москве, становились всё более и более резкими. Иногда он просто начинал кричать, что, конечно, действовало на народ. В это время в печати велась компания против крещения детей, доктора в газетах «научно» доказывали «вред крещения для здоровья». Митрополит Николай кричал против них в своих проповедях: «Какие-то жалкие докторишки!» Известно было, что он рассказывал народу об академике Павлове, которого он лично знал. Он говорил прилюдно, что академик не был атеистом, как изображала его советская пропаганда, а был верующим православным христианином.
В конце 1950-х руководство Совета по делам Русской православной церкви опасалось, что, ввиду преклонного возраста Патриарха Алексия, митрополит Николай мог стать во главе Московской Патриархии; так, в январе 1960 года председатель Совета Георгий Карпов докладывал Никите Хрущёву: «Для нас, безусловно, лучше, если во главе церкви будет находиться патриарх Алексий, чем митрополит Николай (являющийся его заместителем), так как тогда будут очень большие для нас трудности. Митрополит Николай очень честолюбив и даже тщеславен. Большой стяжатель и, формально заявляя, что будет нашим союзником, на деле ведёт работу по разжиганию религиозной деятельности.»
На Конференции советской общественности по разоружению в феврале 1960 года Патриарх Алексий I выступил с речью, направленной на защиту исторической роли Русской церкви. В выступлении Патриарха, в частности, говорилось:
Церковь Христова, полагающая своей целью благо людей, от людей же испытывает нападки и порицания, и тем не менее она выполняет свой долг, призывая людей к миру и любви. Кроме того, в таком положении Церкви есть и много утешительного для верных её членов, ибо что могут значить все усилия человеческого разума против христианства, если двухтысячелетняя история его говорит сама за себя, если все враждебные против него выпады предвидел Сам Христос и дал обетование непоколебимости Церкви, сказав, что и врата ада не одолеют её (Мф.16:18).
Контролирующие органы сочли «виновным» в таком демонстративном выступлении не престарелого Патриарха, а митрополита Крутицкого, который взял на себя авторство речи; высшее партийное руководство, кроме того, полагало, что председатель Совета Карпов должен быть заменён на лицо, не отягощённое личными отношениями с руководством РПЦ. Новый председатель Совета Владимир Куроедов и руководство КГБ СССР разработали и представили в ЦК план устранения митрополита Николая от руководящих постов Патриархии. 16 апреля 1960 года Куроедов и председатель КГБ Александр Шелепин направили в ЦК КПСС записку, в которой, со ссылкой на информацию от агентурных источников КГБ, предлагали «отвести митрополита Николая от участия в работе Всемирного совета мира, Советского комитета защиты мира и отстранить его от руководящей деятельности в Московской патриархии», добиться на это согласия Патриарха Адексия; кроме того, в записке говорилось: «КГБ считал бы целесообразным на должность председателя отдела внешних церковных связей назначить архимандрита Никодима Ротова и выдвинуть его как представителя Русской православной церкви для участия в деятельности Всемирного совета мира и Советского комитета защиты мира»; на место Николая как митрополита Крутицкого предлагалось перевести митрополита Ленинградского Питирима (Свиридова), что, среди прочего, обосновывалось «тем обстоятельством, что в случае смерти Алексия он будет являться одним из вероятных кандидатов на пост патриарха».
15 июня 1960 года Куроедов имел беседу с Патриархом Алексием, в ходе которой он о, «за последнее время не провела ни одного крупного мероприятия по объединению православных и инославных церквей против реакционной политики Ватикана, по усилению борьбы за мир». Куроедов возложил основную ответственность за то, что Русская православная церковь «до сих пор не заняла в международной церковной жизни ведущей и организующей роли в борьбе за мир» на митрополита Николая, который «формально относится к внешней работе патриархии», неоднокартно говорил, что «в зарубежной деятельности церкви заинтересованы только коммунисты»; Куроедов также отметил, что многие статьи в ЖМП
«незаслуженно восхваляют роль митрополита Николая в борьбе за мир», что последний «не искренен, говорит одно, а делает другое». Согласно записи беседы, «патриарх подтвердил, что митрополит Николай не искренен и проявляет двойственность», о чём «патриарху говорили многие из духовенства»; «патриарх заявил, что он принципиально не возражает против освобождения митрополита Николая от внешней работы патриархии, но он не видит такой фигуру, которая могла бы осуществить перестройку всей системы внешней работы», назвав, однако, кандидатуру архимандрита Никодима, тогда заместителя председателя ОВЦС.
17 июня Куроедов имел беседу с митрополитом Николаем, которому также высказал неудовольствие «недостатками» в работе ОВЦС, на что митрополит высказал мнение, что «упрёк, сделанный ему, как руководителю внешней работой, должен разделить и Совет по делам Русской православной церкви, так как прежнее руководство Совета не ориентировало патриархию на систематическое проведение крупных внешнеполитических мероприятий». Митрополит согласился с тем, что, ввиду его загруженности и ухудшегося состояния здоровья, правильно будет поставить во главе ОВЦС человека «совершенно свободного от всяких других обязанностей».
21 июня 1960 года, по прямому требованию нового председателя Совета по делам РПЦ В. А. Куроедова, Синод постановил «удовлетворить просьбу Преосвященного Митрополита Крутицкого и Коломенского Николая об освобождении его от должности Председателя Отдела Внешних Церковных Сношений Московской Патриархии».
9 сентября 1960 года митрополит обратился с письмом к Никите Хрущёву, напоминая о своих заслугах перед «Родиной» и прося адресата сохранить его на должности митрополита Крутицкого, ссылаясь на то, что Ленинград ему противопоказан врачами; послание начиналось словами: «Глубокоуважаемый и дорогой Никита Сергеевич! Как и все советские люди, я хорошо знаю о Вашем глубоком уме, справедливости, открытом сердце и преклоняюсь перед этим. Вы знаете о моей долголетней, на благо Родине, — работе, в которой я не щадил сил, здоровья и жизни во имя мира на земле <�…>».
В заседании 12 сентября 1960 года, на котором, среди прочего, рассматривался вопрос «о серьёзных недостатках „Журнала Московской патриархии“», Совет по делам Русской православной церкви постановил: «Считать необходимым рекомендовать патриарху Алексию освободить митрополита Николая от руководства „Журналом Московской Патриархии“». В беседе с Куроедовым 15 сентября Патриарх, ссылаясь на мнения и обеспокоенность в заграничных церковных и русских эмигрантских кругах, предложил «не принимать в данный момент решения об освобождении Николая, а предоставить ему полугодовой отпуск, а потом вернуться к этому вопросу», на что Куроедов ответил, что вопрос надо решить сейчас. Патриарх предложил ему перейти на другую кафедру — в Ленинград, но он отказался и отправился в отпуск в Сухуми, написав прошение о почислении на покой.
19 сентября 1960 года Синод постановил: «Освободить Митрополита Крутицкого и Коломенского Николая, согласно его прошению от 15 сентября сего года, от должности Митрополита Крутицкого и Коломенского.» Решением Патриарха от того же 19 сентября была образована Редколлегия «Журнала Московской Патриархии» с А. Ф. Шишкиным в качестве ответственного редактора; общее руководство Издательстким отделом возлагалось на епископа Никодима.
В письме от 19 сентября 1960 года Куроедов докладывал в ЦК КПСС: Выполняя решение ЦК КПСС от 25 июля 1960 года, Совет по делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР провёл работу по укреплению отдела внешних церковных сношений Московской патриархии. Митрополит Николай в августе текущего года был освобождён (по его просьбе) от руководства внешними делами патриархии, вместо него был назначен епископ Никодим. Отдел внешних сношений пополнен новым составом церковных деятелей, правильно понимающих международную обстановку и проводящих нужную линию во внешних делах патриархии. Отставка митрополита Николая с поста руководителя отдела внешних сношений не вызвала большого политического резонанса в церковных кругах ни внутри страны, ни за рубежом. Высшее духовенство в Советском Союзе в общем положительно встретило это мероприятие и, главным образом, потому, что митрополита Николая епископат не любит за его тщеславие, эгоизм и карьеристические наклонности. <�…> Вместе с тем следует подчеркнуть, что сам митрополит после освобождения его от обязанностей руководителя отдела внешних сношений Московской патриархии повёл себя неправильно, стал распростарнять среди духовенства провокационные слухи о том, что он является жертвой нового гонения на Русскую православную церковь, апеллировал к церковной общественности внутри страны и за рубежом. <�…> Вопрос о неправильном, провокационном поведении митрополита Николая был предметом нашего неоднократного обсуждения с патриархом. В беседе, состоявшейся 28 августа с.г. в Троице-Сергиевой лавре, патриарх заявил, что до него доходят слухи о том, что митрополит очень болезненно переживает своё освобождение от должности председателя отдела внешних сношений патриархии, ищет себе сочувствия в церковных кругах, старается создать атмосферу недоверия вокруг новых руководителей отдела внешних сношений, занимается интриганством. <�…> 13 сентября митрополит Николай посетил Совет и в беседе со мной высказал мысль о том, что предложение поехать на работу в Ленинград он рассматривает как ущемление его положения, так как он уже не будет тогда первым лицом после патриарха и патриаршим местоблюстителем <�…>. Митрополит много говорил о своих заслугах, при этом принижал роль патриарха, клеветал на него, рисовал его как реакционного церковного деятеля, лицемерно заявляя, что только он, митрополит, сдерживает патриарха от многих неправильных шагов, направляет его на прогрессивные дела. В частности, Николай бесцеремонно, попирая правду, заявлял, что он долго отговаривал патриарха не добиваться встречи с Н. С. Хрущёвым с жалобами на якобы новое притеснение церкви <�…>. В этой беседе во всём своём обнажённом виде проявилась грязная, подленькая, тщеславная, фарисейская натура митрополита. 15 сентября с.г. в очередной беседе с патриархом Алексием последний сообщил мне, что митрополит Николай был у патриарха и категорически отказался выехать на работу в Ленинградскую епархию. «Лучше я уйду на покой, — заявил Николай патриарху, — чем поеду в Ленинград или на какую-либо другую епархию.» «Митрополит видимо решил, — сказал Алексий, — идти ва банк.» В этой обстановке я вынужден был рассказать патриарху о содержании своей последней беседы с митрополитом Николаем и о тех махинациях, которые он предпринял для того, чтобы остаться вторым лицом в церковной иерархии. Алексий был крайне возмущён двурушническим поведением Николая, он неоднократно восклицал: «Какой лгун, какой нахал!» «Никогда не было, — заявил патриарх, — чтобы митрополит уговаривал меня не ставить определённые церковные вопросы перед правительством. Наоборот, он сам всегда обострял эти вопросы и торопил меня с их решением.» Далее патриарх сказал: «Я 40 лет работал с Николаем, но у меня никогда не было с ним внутренней близости. Все знают, что он карьерист — он спит и видит, когда он будет патриархом. У меня с ним были хорошими только внешние отношения, он как был западником, так западником и остаётся» (патриарх имеет здесь в виду симпатии митрополита к капиталистическому Западу и к существующим там церковным порядкам). <�…> В тот же день патриарх вызвал к себе митрополита Николая, предложил ему согласиться на переход его на работу в Ленинград, но митрополит Николай отказался от этого предложения. В результате далее последовавших разговоров Николай вручил патриарху заявление с просьбой об увольнении его на покой. Вечером этого же числа патриарх подписал указ об освобождении митрополита Николая от должности управляющего Московской епархией. <�…>
В последний год жизни ему было фактически запрещено служить: он участвовал в публичных богослужениях только дважды и в первый день Пасхи 1961 года он был вынужден служить дома, не получив дозволение служить где-либо.
Скончался рано утром 13 декабря 1961 года в Боткинской больнице, куда был госпитализирован в начале ноября того же года с приступом стенокардии. По свидетельствам близких, состояние владыки уже улучшилось, но из больницы его не выпускали. Резкий кризис и смерть наступили после того как медсестра сделала владыке укол с неизвестным препаратом (возможно врачебная ошибка, или намеренные действия). Существует мнение, что его смерть не была вполне естественной (и, следовательно, была мученической), но это не подтверждено документально.
Отпевание было совершено 15 декабря 1961 года в трапезном храме Троице-Сергиевой лавры (Загорск); чин погребения возглавлял Патриарх Алексий I. Похоронен в крипте Смоленской церкви в Лавры.
Отец Николай становится преподавателем, а позже ректором
Русская православная церковь не привыкла разбрасываться ценными кадрам, особенно с высшим духовным образованием. Поэтому, как только отец Николай пришел в себя после болезни его, направили учителем в Петроградскую духовную семинарию.
Здесь он вкладывал в умы юных и не совсем абитуриентов основы богословия, литургику. Кроме того, он занимался преподаванием руководств для пастырей. В 1916 году в его обязанности входили службы в церкви святителя Николая, что работала при Николаевской детской больнице.
Однако, прослужил Николай в семинарии всего три года. В декабре 1918 ее банально закрыли. Ярушевича направили исполнять обязанности настоятеля Петропавловского собора в городе Петергоф.
Спустя год перенаправлен в Александро-Невскую Лавру.
24 декабря митрополитом Петербургским Вениамином Николай рукоположен в архимандриты.
Во время руководства отцом Николаем в лавре развилась бурная социальная деятельность: стали издаваться «Листки», проводились дополнительные беседы с прихожанами, читали лекции на богословские темы.
Видя все начинания и усердие архимандрита Ярушевича, Святой Синод выдвинул его кандидатуру на пост ректора нового Петроградского богословского института. После некоторого времени, 23 января 1920 кода официально назначен ректором. Пробыл на посте недолго, всего неделю. После чего снял с себя обязанности.
патологическая речь
темы
борьба за мир Иосиф Сталин
Неприступной цитаделью мира возносится Советский Союз над мутными волнами взбаламученного океана. Наша цитадель выше Монбланов и Эверестов.
На сторожевой башне ее бессменно стоит первый человек мира. Зорки очи его, крепка рука, указывающая людям дорогу жизни, мерно бьется его всеобъемлющее сердце, вобравшее в себя всю боль страждущих*, исполненное спокойного, но неутомимого гнева к мучителям и великой любви к людям. Он не даст обречь на новые муки человечество, им недавно спасенное[7]:89.
лозунги
- Слава Великому Сталину! [7]:89
язык сергианства
митр. Сергий (Страгородский)
Мудрый кормчий
: «Русская Православная Церковь еще так недавно перенесла тяжелое испытание в утрате ее мудрого кормчего ― Святейшего Патриарха Сергия»[8].
язык мирологии
патологический словарный запас
За, За мир, Кормчий, Синтез
Архимандрит Николай погружается в интриги, его арестовывают
Видя, что твориться с Русской православной церковью в стране после приходя к власти большевиков, Ярушевич стремиться повлиять на события. Это же видят и окружающие его иерархи церкви.
епископ Ямбургский Алексий проводил торжественную церемонию возведения в сан Ярушевича
Поэтому 7 апреля 1922 года Николая возводят в сан епископа Петергофского, викария Петроградской епархии. Одним из людей, кто проводил торжественную церемонию возведения в сан Ярушевича стал епископ Ямбургский Алексий.
Тут надо остановиться поподробнее на состоянии церкви на тот год. А дело все в том, что в России тогда имелось два основных направления, по которому двигалась РПЦ.
Первое активно выступало против всех изменений, которым подвергали церковь большевики. Второе, полностью лояльное молодой советской власти.
Но в Петербурге нарождалось третье движение – «Петербургская автокефалия». Они не поддерживали никого, выступали за собственную независимость. И вот главой этого движения был епископ Алексий.
Но «Петербургская автокефалия» имела существенный политический недостаток. Они не были так лояльны к советскому руководству, за что и страдали. В частности, в октябре 1922 года епископа Алексия арестовали и его место занял епископ Николай.
В 1923 году был арестован уже и сам Ярушевич.
Его долго держали в Ленинградской тюрьме, потом на суд и по итогам всего дела сослали в Усть-Кулом, где он пробыл три года.
Ревматизм у владыки Николая никуда не пропал и во время ссылки он тяжело болел.
В Усть-Кулому Николай написал акафист Божией Матери, который назвал «Млекопитательница».
Вернулся из изгнания в 1925 году в Петергоф, где недолгое время прослужил настоятелем одного из местных храмов. В том же году его вызвали в московскую Бутырку, где он написал под диктовку письмо.
Послание стало поводом для смещения влиятельного церковного деятеля на Украине. Само письмо потом нашли в архивах, до адресата оно не дошло.
Патриарх Алексий I сыграл важную роль в жизнь митрополита Николая, но отношения между ними до конца оставались натянутыми
В 1927 году будущий Патриарх русской православной церкви Сергий назначает епископа Николая временным управляющим Ленинградской епархией. Это стало возможным после смещения митрополита Иосифа с кафедры.
Митрополит Сергий был гибким политиком и видя, что Советская власть только усиливается пошел на уступки со стороны Патриархии. Чем добился «легализации» РПЦ.
события
организатор
- Совещание Глав и Представителей автокефальных Православных Церквей (8 июля 1948)
- Первая конференция всех Церквей и религиозных объединений в СССР (9 мая 1952)
участник
- Прием И.В. Сталиным иерархов Русской Православной Церкви (4 сентября 1943)
- Поместный собор Русской Православной Церкви 1945 года (31 января 1945)
- Совещание Глав и Представителей автокефальных Православных Церквей (8 июля 1948)
- Всемирный конгресс сторонников мира, 1949 год (20 апреля 1949)
- Всесоюзная конференция сторонников мира, 1949 год (25 августа 1949)
- Празднование семидесятилетия И. В. Сталина (21 декабря 1949)
- Конференция представителей христианских церквей в Лугачевицах (29 июня 1950)
- Всесоюзная конференция сторонников мира, 1950 год (16 октября 1950)
- II Всемирный конгресс сторонников мира (16 ноября 1950)
- I сессия Всемирного совета мира (21 февраля 1951)
- II сессия Всемирного совета мира (1 ноября 1951)
- III Всесоюзная конференция сторонников мира (27 ноября 1951)
- Первая конференция всех Церквей и религиозных объединений в СССР (9 мая 1952)
- Чрезвычайная сессия Всемирного совета мира (1 июля 1952)
- Конгресс народов в Вене (12 декабря 1952)
- Сессия Всемирного совета мира. Будапешт, 1953 год (15 июня 1953)
- Сессия Всемирного совета мира. Вена, 1953 год (23 ноября 1953)
- Чрезвычайная сессия Всемирного совета мира. Берлин, 1954 год (24 мая 1954)
- Международная конференция по ослаблению напряженности в международных отношениях. Стокгольм, 1954 год (19 июня 1954)
- Сессия Всемирного совета мира. Стокгольм, 1954 год (18 ноября 1954)
- Всемирная ассамблея мира, Хельсинки, 1955 год (22 июня 1955)
- Чрезвычайная сессия Всемирного совета мира. Стокгольм, 1956 год (5 апреля 1956)
- Сессия Всемирного совета мира. Коломбо, 1957 (10 июля 1957)
Ярушевича назначают архиепископом и дают в управление западные земли
В 1935 году Ярушевича возводят по приказу митрополита Сергия в сан архиепископа Петергофского. Кроме того, на него возлегли обязанности епархиального архиерея.
Вся ирония ситуации заключалась в том, что по сути владыка Николай стал архиепископом одной церкви и та была кладбищенская. Поэтому его назначают руководить Новгородской и Псковской епархиями.
Но и тут все было не просто.
По официальному указу Николаю запретили проживать на территории Ленинградской области.
Батюшке пришлось уехать в село Татьянино под Гатчину. Алексий указом о назначении отрывает Николая от похорон матери.
В 1940 году, после вторжения фашистской Германии в Польшу, к СССР присоединяется территория западной Украины и часть Белоруссии. Руководство РПЦ вынуждено было реагировать на новоприобретенную паству и создает Западный Экзархат.
Отца Николая назначают экзархом и главой Волынско-Луцкой епархией. Ситуация на новых землях была непростая, там оставалось вильное влияние Полькой церкви и приходилось проявлять серьезные дипломатические усилия для нормального взаимоотношения.
Николаю приходилось много ездить и проводить службы в разных храмах. В марте 1940 года его возводят в сан митрополита.
изображения
- Чрезвычайная сессия Всемирного совета мира
- Чрезвычайная сессия Всемирного совета мира
- Чрезвычайная сессия Всемирного совета мира
- Конгресс народов в Вене
- Конгресс народов в Вене
- Конгресс народов в Вене
- Конгресс народов в Вене
- Перед храмом Трех Святителей
- Перед храмом Трех Святителей
- Перед Вознесенской церковью западного обряда на улице Севр
- III Всесоюзная конференция сторонников мира
- III Всесоюзная конференция сторонников мира
- Всесоюзная конференция сторонников мира
- Всесоюзная конференция сторонников мира
- Митр. Николай со священниками
- Первая конференция всех Церквей и религиозных объединений в СССР
- Первая конференция всех Церквей и религиозных объединений в СССР
- Николай (Ярушевич)
Отец Никола 15 лет возглавляет ОВЦС и умирает в 1960 году
После частичного возрождения РПЦ после войны, новый Патриарх начал активную деятельность за пределами Советского Союза. Он назначил главой отдела внешних церковных сношений митрополита Николая.
Ярушевич как никто пришелся к месту, у него уже имелся опыт дипломата и представителя церкви во время интеграции западной экзархи. Он продержался на этой должности долгие 15 лет и ушел на покой только в 1960 году.
Митрополит Николай в поздние годы жизни, за его спиной две пережитые мировые войны и 15 лет усердного труда в отделе дипломатии РПЦ
С приходом Никиты Хрущева политика центрального комитета резко изменилась. В стране активно развинчивался культ Сталина. В том числе и заслуги вождя. Одними из первых пострадали церковники.
Относительно доброжелательные отношения сменились на резко негативные. Снижается финансирование церкви и ограничивается поле ее деятельности.
Митрополит Николай очень резко реагирует на новую ситуацию. Его проповеди начинают нести антисоветский посыл и это приводит к конфронтации с властью. Компартия надавила на Патриарха Алексия и тот вынужден отправить Ярушевича в отставку.
Подобное предательство подкосило и так некрепкое здоровье митрополита, и он попал в больницу с сердечным приступом. Смерть владыки Николая овеяна слухами и теориями, некоторые считают, что его отравили.
Скончался Ярушевич 13 декабря 1961 года, спустя два дня его отпели в трапезном храме Троицко-Сергиевой Лавры. Похоронен в гробнице Смоленской лавры.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение
Литература
- «ЖМП» 1943, № 1, с. 16, 17, 1944, № 2, с. 9, 1945, № 4, с. 47-55, 1947, № 5, с. 4, 1949, № 5, с. 11, 1951, № 7, с. 8, 1952, № 4, с. 8-21, 50-52, № 5, с. 51-59; № 6, с. 3, № 8, с. 13, 1953, № 11, с. 15-18, 1954, № 11, с. 19-22; с. 59-64, 1955, № 7, с. 36; № 9, с. 3, 1956, № 4, с. 22; № 6, с. 31-41, № 7, с. 71; № 8, с. 22, 1957, № 6, с. 17; № 7, с. 41, 1958, № 1, с. 14; № 6, с. 6, 10, № 8, с. 10, 34-37, 73, № 9, с. 16, 22, 24, 26-28, № 12, с. 14, 64-65, 1959, № 1, с.60-63, № 3, с. 15, 27, № 4, с. 6, 21-22, 64, 73, 76, № 5, с. 10, 12, 16-19, 30-33, № 6, с. 28; № 7, с. 11-12, 18, 34, № 8, с. 3, 15, 17-18, 19, 25, № 9, с. 8-9, 13, 15, 17, 20, 21, 23, 34-47, № 9, с. 50, 51, 55-56, № 10, с. 18, 21, 23, 24, 30, 58, № 11, с. 5, 6, 10, 15, 39, 73, № 12, с. 4-5, 11-13, 15, 19, 1960, № 1, с. 5-7, 11-12, 18, 19, 23, 24, 26-29, 36, № 2, с. 28, 34, 35, 46, 47, 52-54, № 3, с. 13, 33, 38, № 4, с. 11, 12, 14, 19-20, 54-60, № 5, с. 39-45, № 6, с. 27, 28, 32, 35, № 7, с. 5, 6, 9, № 8, с. 7, 8, 12, 14, 17, 21, 22, № 9, с. 6, 17, 21; № 10, с. 4, 1962, № 1, с. 14-22 (Некролог); 1982, № 1, 26-33.
- «Русск. Прав. Церк. и Вел. Отеч. война», с. 8-10, 22-23, 34, 35-36, 40, 67, 145, 170, 172, 177, 179, 182, 183, 188, 200, 201, 205, 208, 213, 214, 216-218, 226, 228, 232, 233, 234-238, 240, 242.
- «Правда о религии в России». МП, 1942, с. 53, 63, 105-111, 104, 112, 113.
- ФМП № 42, с. 18.
- ФПС I, № 137, с. 5, II, с. 3, IV, с. 5, V, № 132.
- ФАМ № 177, с. 14.
- «Памятная книжка Петроград. Дух. Акад. на 1914/1915 уч. год», с. 29.
- «Имен. список ректор. и инспект. Дух. акад. и семинар. на 1917 год», с. 111.
- «Урал. Церк. Вед.» (обн.) 1928, № 5-6, с. 7.
- «Журнал Засед. Св. Синода» № 14 от 1.VIII.1958, с. 3.
- «Церк. Ведом.» 1915, № 35, с. 434.
- «Изв. Каз. Еп.» № 10, с. 341-342.
- «Списки архиереев 1897-1944 гг. Патр. Алексия», с. 20. 67.
- V. Nikitin, Mitropolit Krutickij i Kolomenskij Nikolaj (Jarusevic). K 90-letiju so dnja rozdenija (1891-1961), in: ZMP 1982, 26-33.
- Struve, passim, bes. 166-170 und 337-341.
- Joh. Chrysostomus, Kirchengeschichte I, 243, II, 179, 197, 202, 208, III, passim, bes. 168-172, 225-229, 259-267.
- Posev vom 23.1.1962.
- A.E. Levitin-Krasnov, Auf der Suche nach der neuen Stadt (Luzern/ Stuttgart 1983) 52f, 112, 134, 186-187-202, 257.
- F. Heyer, Die orthodoxe Kirche 167-175, 230-236.
- A.E. Levitin-Krasnov, Die Glut deiner Hande 218, 277f.
- A.E. Levitin-Krasnov, Bose Jahre 99.
- W. Kolarz, Die Religionen in der Sowjetunion (Freiburg 1963), passim.
- W.C. Fletcher, Nikolai. Portrait of Dilemma. New York 1968, 230 S.
- G. Seide, Geschichte der ROK im Ausland 67, 74, 276, 426.
- I.M. Andreyev, Russiás Catacomb Saints 494, 519.
- D. Pospielovsky, The Russian Church, passim.
- M. Bourdeaux, Patriarch and Prophets 23f, 27, 66, 277, 283, 291.
- «Владыка Николай в Куйбышеве (воспоминания Марии Васильевны Барановой),» Златоуст ХХ века. Митрополит Николай (Ярушевич) в воспоминаниях современников
, СПб., 2003, 65–67. - «Митрополит Николай (Ярушевич) — митрополиту Сергию (Страгородскому),» Одинцов, М. И., Религиозные организации в СССР…
, 44, 46, 67.