Кто такой пророк Авраам: патриарх и основоположник трех мировых религий


Мать Ишмаэля — Агарь [↑]

В недельной главе «Лех леха» книги Берешит рассказывается о том, как из-за голода в стране Канаан Авраам и Сара были вынуждены спуститься в Египет.

Сара, отличавшаяся необычайной красотой, была взята в дом фараона, но Вс-вышний поразил язвами фараона и его приближенных, и никто не смог до нее дотронуться (Берешит, 12:14-17

). Мидраш говорит, что фараон, увидев это чудо, отдал свою дочь Агарь в услужение Саре, сказав: «лучше быть рабыней в доме Авраама, чем дочерью царя в Египте».

Основание для появления Истинных Родителей

Семья Авраама была первой семьей, избранной Богом для восстановления семьи Адама, успешно заложившей основание веры (созданное Исааком и унаследованное Иаковом) и субстанциальное основание (созданное Иаковом и Исавом). Мгновение, когда Исав и Иаков обнялись в любви, было самым обнадеживающим и радостным для Бога со времен грехопадения Адама и Евы. Благодаря этой великой провиденциальной победе наконец было создано основание для появления Истинных Родителей, и Бог мог начать разворачивать провидение восстановления на субстанциальном уровне, расширяя Свое влияние среди падших людей всего мира.

Однако Истинные Родители не могли появиться в то время, поскольку сначала семья и потомки Иакова должны были искупить неудачу Авраама в жертвоприношении животных и птиц. Периодом искупления для восстановления являлись 400 лет, которые израильтяне должны были провести в рабстве в Египте. Более того, во времена Авраама сатана получил господство над целыми странами, тогда как на стороне Бога была только одна семья. Как одна семья могла устоять перед целыми странами?

Сара и Агарь [↑]

У Сары долго не было детей, и она решила дать Аврааму в жены свою служанку. Когда Агарь забеременела, она стала высокомерно относиться к своей госпоже.

Сара пыталась ее увещевать, но это не помогло.

Тогда она нагрузила ее тяжелой работой, и из-за этого Агарь потеряла ребенка, которого носила. В конце концов Агарь решила убежать в Египет к своему отцу.

По дороге она заблудилась в пустыне.

Вс-вышний обратился к ней через ангелов и велел вернуться в дом Авраама и смириться перед Сарой.

Избранный род Иакова

Когда Иаков и Исав восстановили отношения Каина и Авеля, они заложили первое в истории основание для появления Истинных Родителей. Бог избрал потомков Иакова, которые стали 12 племенами Израиля, народом, призванным создать страну, в которой появится Мессия. Когда Фамарь восстановила чистоту утробы Евы, Бог избрал род Иуды, чтобы в нем родился Мессия. Таким образом, семья Авраама, и род Иакова в особенности, стала отправной точкой для расширения границ провидения восстановления от индивида до семьи, племени и, в итоге, страны, готовой принять Истинных Родителей. Так сыны Израиля стали избранным народом.

Разговор ангелов с Агарь и рождение Ишмаэля [↑]

Как объясняет Мидраш, в пустыне Агарь явились четыре ангела.

Первый объявил ей, что вскоре она опять забеременеет и родит сына по имени «Ишмаэль»

, что означает
«услышит Б-г»
, ибо «услышал Б-г твою скорбь»
(Берешит, 16:11
).

Второй ангел предсказал, что Ишмаэль будет «пэрэ адам»

— то есть
«дикарь-человек»
, который будет жить в пустыне, охотясь и занимаясь грабежом; на всех будет поднимать руку, и все будут нападать на него в ответ.

Третий ангел сообщил, что от Ишмаэля произойдет могущественный император Навухаднецар.

И, наконец, четвертый ангел приказал Агарь вернуться в дом Авраама.

Вскоре после возвращения Агарь забеременела и родила сына, которого Авраам назвал Ишмаэль. Это имя Авраам дал сыну не потому, что знал о разговоре ангелов с Агарь, а потому, что обладал пророческим даром.

Насмешки Ишмаэля над Ицхаком [↑]

Авраам уделял большое внимание воспитанию Ишмаэля — молился за него (Берешит, 17:18

), приучал к гостеприимству
(Берешит, 18:7
).

И все-таки после того, как Сара родила долгожданного сына Ицхака, Ишмаэль начал поклоняться идолам.

Однажды Сара заметила, как Ишмаэль «насмехался»

над двухлетним Ицхаком. Это слово, по мнению комментаторов, может означать несколько вещей: идолопоклонство, которому Ишмаэль учил Ицхака; попытку убийства (Ишмаэль якобы в шутку стрелял в Ицхака из лука) и распутство.

Сара потребовала у Авраама изгнать Ишмаэля и Агарь.

Авраам не мог решиться на это, но Вс-вышний сообщил ему, что Сара права.

Субстанциальное основание

В соответствии с принципами творения люди занимают центральное положение в творении, а все остальные существа созданы в качестве объектов для человека. Следовательно, Слуга, сотворенный до Адама, должен был слушаться Адама и получить через Адама Божьи благословения. В результате грехопадения Слуга получил неправедную власть над Адамом через Еву. Из-за этой смены позиций в творении Бог не мог благословить ни Адама, ни Слугу. Благословить их, когда они нарушали принципы творения, означало бы признать беспринципные отношения как соответствующие Принципу и наделить их вечной ценностью.

В соответствии с принципами восстановления, отношения между Адамом и Слугой необходимо вернуть в первоначальное состояние, что возможно, если представитель Слуги добровольно подчинится представителю Адама. Согласно модели восстановления, установленной в семье Адама, старший сын избирается как представитель Слуги, а младший – как представитель Адама. Как только отношения между Адамом и Слугой будут исправлены в результате того, что Каин подчинится любви Авеля, будет создано субстанциальное основание, а Каин и Авель смогут получить Божье благословение.

Если бы Авраам сам создал основание веры, то его сыновья, Измаил и Исаак, отвечали бы за восстановление отношений между Каином и Авелем и создали бы субстанциальное основание. В случае успеха оба сына получили бы Божье благословение, но из-за ошибки, которую допустил Авраам в первом жертвоприношении, Исаак перенял от Авраама положение отца веры, а два его сына, Исав и Иаков, переняли положение Измаила и Исаака (Каина и Авеля).

Изгнание Агарь с Ишмаэлем [↑]

По приказу Б-га Авраам не дал Ишмаэлю и Агарь с собой ничего, кроме хлеба и фляги с водой, хотя Ишмаэль был болен, и Агарь приходилось нести его на плече.

Мидраш рассказывает, что пока Агарь продолжала служить Вс-вышнему, фляга с водой никогда не пустела. Но, когда Агарь оказалась в беер-шевской пустыне, далеко от дома Авраама, помыслы ее вновь обратились к идолам. В тот же момент благословение пропало, и во фляге иссякла вода.

Ишмаэля мучила жажда. Агарь положила его рядом с кустом и отошла поодаль, думая: «Да не увижу я смерти своего ребенка».

Но тут Ишмаэль взмолился Вс-вышнему. Так же поступила и Агарь. Тут же явился ангел и успокоил ее: «Не бойся, Агарь. Вс-вышний ответил на молитву Ишмаэля. Встань и помоги сыну подняться, ибо из него произойдет великий народ».

В ту же секунду Агарь обнаружила колодец, который находился совсем рядом с ней.

После этого они пошли дальше и пришли в пустыню Паран, где было множество источников воды. Там они и поселились. Ишмаэль решил кормиться стрельбой из лука. Со временем он приобрел обыкновение грабить путников, так что полностью сбылось пророчество, данное ангелом: «рука его на всех» (Берешит, 16:12

).

Жены Ишмаэля [↑]

Когда Ишмаэль вырос, он женился на женщине из Моава. Мидраш рассказывает о том, как спустя три года Авраам отправился навестить Ишмаэля.

Проделав большой путь, он застал дома только его жену. — Где твой муж? — спросил Авраам. — Он отправился со своей матерью собирать плоды, — ответила невестка. — Я устал и хочу пить. Не найдется ли у тебя немного хлеба и воды? — В доме ничего нет — ни хлеба, ни воды. — Когда твой муж вернется домой, передай ему: «Старец из земли канаанской приходил навестить тебя и заметил: колышек в твоем шатре нехорош, срочно его смени». Когда Ишмаэль вернулся, жена рассказала ему про старца. — Это мой отец, — сказал Ишмаэль, — и я поступлю по его слову.

Он развелся с женой, и Агарь нашла ему новую жену — из Египта.

Прошло три года, и Авраам снова пришел навестить сына, но опять застал только невестку. — Где твой муж? — спросил он. — Вместе со своей матерью он отправился пасти верблюдов. — Я голоден и устал, не найдется ли у тебя хлеба и воды? Женщина подала ему хлеб и воду. — Когда твой муж возвратится, передай ему, что теперь колышек в его шатре хорош, — сказал Авраам и ушел.

Этот рассказ свидетельствует о том, что несмотря на то, что Авраам сам изгнал Ишмаэля, он продолжал заботиться о нравственном благополучии своего сына.

Иконография

Изображение Авраама используется в пяти сюжетных линиях иконописи, взятых из библейских историй. На иконах праведник изображается седовласым старцем. Одно из самых распространенных изображений посвящено Ветхозаветной Троице. На иконе представлены три ангела, символизирующие три ипостаси Бога, и Авраам. Основа сюжета – явление Господа праведнику в виде трех путников, в которых он узнал Бога.

Другие сюжеты с образом праведника:

  • жертвоприношение сына;
  • как праотца народов;
  • со свитком в руках.

Раннехристианские иконы демонстрируют Авраама до пояса или по грудь. В поздней иконографии имеются образы, на которых изображены два главных ветхозаветных пророка: Моисей и Авраам.

Тшува (раскаяние) Ишмаэля [↑]

В Торе есть несколько указаний на то, что Ишмаэль раскаялся и вернулся к праведному образу жизни.

Так, в главе «Ваера» сообщается о том, что Ишмаэль вместе со слугой Авраама Элиэзером сопровождали Авраама и Ицхака, когда они шли на гору Мория выполнять приказ Вс-вышнего о жертвоприношении Ицхака («акедат Ицхак»)(см. Берешит, 22:5,19

). Участие в этой миссии требовало высокого духовного уровня.

В другом месте, когда говорится о похоронах Авраама, первым из сопровождавших его тело упоминается Ицхак (Берешит, 25:9

). Как указывают комментаторы, это является еще одним свидетельством о том, что Ишмаэль раскаялся и уступил первенство Ицхаку, считая его главным духовным наследником Авраама.

Наконец, упоминая о том, что Ишмаэль умер в возрасте 137 лет (Берешит, 25:17

), Тора употребляет слово
«скончался»
, что делается только тогда, когда речь идет о праведниках.

Упоминания о потомках Ишмаэля в Торе [↑]

У Ишмаэля было двенадцать сыновей, ставших родоначальниками арабских народов. Они расселились «от Хавилы до Шура, что перед Египтом, по пути в Ашур» (Берешит, 25:18

) — то есть на обширной территории от Египта до северо-западной Аравии.

На дочери Ишмаэля Басмат женился Эсав, сын Ицхака, когда увидел, что его две жены, взятые из среды канаанейских народов, огорчают его родителей (Берешит, 27:46, 28:9, 36:2-3

).

В другом эпизоде мы узнаем о том, что братья продали Йосефа торговцам-ишмаэльтянам

, направлявшимся из Гилада (на восточном берегу реки Иордан) в Египет с грузом благовоний
(Берешит, 37:25
). Как поясняет Раши, Вс-вышний хотел утешить праведника Йосефа: если обычно арабские караваны перевозили неприятно пахнущие нефть и скипидар, то в этот раз они везли благовония.

Хотя сам Ишмаэль сделал тшуву

(раскаялся), его потомки были далеки от праведности. Мидраш рассказывает об эпизоде, произошедшим после разрушения Первого Иерусалимского Храма. Когда Навухаднецар вел евреев в изгнание, они проходили мимо селений Ишмаэля. Пленники стали умолять ишмаэлитов дать им воды, но те сказали: «Сперва поешьте, а потом мы дадим вам напиться», и принесли евреям соленое мясо и рыбу. А когда те поели, поднесли им массивные кожаные мехи для воды. Многие евреи жадно приникли к этим бурдюкам и тут же умерли, ибо ишмаэлиты наполнили их не водой, а воздухом.

Основание семьи Иакова

Семья Иакова стала центром Божьего провидения. У Иакова было 12 сыновей, первые десять родились от трех женщин – Леи, служанки Леи и служанки Рахили. Два младших сына – Вениамин и Иосиф – были рождены от Рахили. Эти 12 сыновей образовали 12 племен Израиля – народ, избранный Богом, чтобы стать страной, которая примет Истинных Родителей.

Духовное, «авельское» отношение к жизни перенял от Иакова его предпоследний сын Иосиф. Братья Иосифа завидовали его положению любимого сына и продали его в рабство в Египет. Там Иосиф достиг процветания и стал главным вельможей фараона. Преодолев искушения падшего мира Египта, особенно искушения женщин, Иосиф утвердился в роли Авеля во втором поколении семьи Иакова.

Когда на его родине начался голод, братья Иосифа прибыли в Египет, чтобы купить зерна. Иосиф узнал их и, несмотря на жестокость, которую они проявили к нему ранее, принял их с любовью, дал им зерна и вернул деньги, которые они заплатили за это зерно. Братья не могли понять такой щедрости, но когда они снова прибыли в Египет для покупки зерна, Иосиф открылся им. Братья, воссоединившись, плакали от радости.

Иосиф действовал мудро, чтобы завоевать на свою сторону братьев и отца, во многом аналогично тому, как поступил его отец, стремясь завоевать любовь Исава. Одарив братьев, он показал им, что любит их, несмотря на зло, которое они ему причинили в прошлом. Они, со своей стороны, были готовы раскаяться и просить прощения за содеянное. В результате восстановления отношений между Каином и Авелем в семье Иакова, личное основание для появления Истинных Родителей, созданное Иаковом, вышло на семейный уровень благодаря его сыновьям.

«Галут Ишмаэль» — период еврейского изгнания, связанный с Ишмаэлем [↑]

В Книге Даниэля рассказывается про сон царя Навухаднецара, истолкованный провидцем Даниэлем как видение о четырех царствах.

Царю предстал во сне огромный идол, голова которого из золота, верхняя часть тела из серебра, нижняя — из меди, голени из железа, ступни «частью из железа, а частью из глины» (Даниэль, 2, 42

). В комментарии Мальбима последние слова толкуются так: царство будет разделено между Эдомом (Эсавом) и Ишмаэлем — галут Эдом и галут Ишмаэль существуют одновременно.

В книге «Зоhар» содержится предсказание будущего страны Израиля после изгнания из нее евреев. Эта земля будет отдана потомкам Ишмаэля и будет принадлежать им до тех пор, пока не исчерпается для них милость Б-жья в заслугу за то, что они делают обрезание. И они будут препятствовать евреям вернуться в свою страну. Сыны Эдома — европейские народы — будут неоднократно пытаться отнять ее у ишмаэлитов, но не добьются успеха (так было, например, во время Крестовых походов).

Отрывок об Ишмаэле и Агарь в молитве на Рош а-Шана [↑]

В Рош а-Шана Всевышний выносит приговор и определяет судьбу каждого человека (и не только еврея). Искренне раскаявшись и обратившись с молитвой к Творцу, мы можем изменить приговор в лучшую сторону — независимо от того, на каком духовном уровне мы находимся.

Яркий пример этого — судьба Ишмаэля и Агарь, которые оказались в пустыне и должны были умереть, но воззвали к Вс-вышнему и получили помощь: «услышал Творец голос юноши (Ишмаэля) из того места, где он находится» (Берешит, 21:17

).

Поэтому мудрецы постановили читать этот отрывок в молитве первого дня Рош а-Шана.

Осмысление завета Авраама

Философы нового и новейшего времени постоянно бьются над загадкой соответствия, правильного соотношения морали и религии. История откровения и завета Авраама в этом плане чрезвычайно сложна для осмысления. Ведь в ней божественные указания фактически конфликтуют с моральными аспектами поступков и побуждений. Немецкий мыслитель и философ Иммануил Кант считал, что пророк поступил неэтично по отношению к собственному сыну, но и к Богу тоже. Согласно его рассуждениям, Авраам должен был указать «голосу с небес», что не станет лишать жизни собственного сына, ведь уверенности в том, что указывает ему именно Бог не было, да и быть не могло.

Датчанин Сёрен Обю Кьеркегор (философ девятнадцатого века) с Кантом в корне не согласен. Он высказал иной взгляд на эту поучительную и непростую историю. Последовав указанию Бога и собираясь убить собственного сына, Авраам будто переступает через этику, отбрасывает моральные терзания ради высшей абсолютной цели. Он пишет, будто существуют «высший долг пред Богом», по сравнению с которым мелкое убийство человека вообще не играет никакой роли. Само по себе оно ни на что не влияет, а отказ от выполнения становится ослушанием. Французской философ Жан-Поль Сартр разделял и развивал взгляды Кьеркегора.

В память об Аврааме, отце современных религий

Библейская история Авраама, а также его сыновей, Исмаила и Исаака, противоречива и многогранна. Однако память людей о преданности Богу, за которую можно получить награду и стать «отцом многих народов», хранит пророка из древних текстов, делает его популярным персонажем, в особенности в религиозной среде. Потому люди искусства зачастую обращаются именно к этой истории, олицетворяющий непростой выбор между собственным и всеобщим благом, между послушанием и грехом, между Богом и дьяволом, падением и возвышением.

Великие художники древности изображали терзания патриарха. Живописец семнадцатого века, Питер Ластман, написал несколько картин по данной тематике: «Авраам на пути в Ханаанскую землю», «Изгнание Агари», «Сара, ожидающая жениха», «Авраам и три ангела». Все эти работы можно в наши дни увидеть в Санкт-Петербурге: они выставляются в Эрмитаже, и любой желающий может на них посмотреть. Французской гравер и художник Поль Гюстав Доре тоже обращался к таким сюжетам. Его работа «Три ангела посещают Авраама» впечатляет и даже несколько пугает своей реалистичностью. В девяносто четвертом году прошлого века на экраны вышел художественный фильм режиссера Джозефа Сарджента под названием «Авраам», повествующий историю его жизни.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]