Пророк Даниил – пророк толкователь и пророк предсказатель


Даниил, толкователь снов и укротитель львов

Автор Дарья Сивашенкова

30.12.2011 10:00 (Обновлено: 20.07.2021 16:34)

Религия » Религии России » Православие

Ветхозаветный пророк Даниил жил в V веке до Рождества Христова. Еще в юности он попал в плен, но благодаря своим выдающимся способностям и помощи Божией сумел занять высокий государственный пост на чужбине и пережить на нем шестерых царей. Нам он известен в первую очередь как автор библейской Книги пророка Даниила, в которой содержится ряд предсказаний не только о ближайшем будущем Вавилона и Израиля, но и о пришествии в мир Мессии, а также о конце света. Согласно тексту Евангелия, Иисус Христос в своих беседах с иудеями дважды ссылался на пророчества Даниила.

Пророк Даниил происходил из знатного рода. При завоевании Навуходоносором Иерусалима в 606 году до Рождества Xристова 15-летний Даниил вместе с другими иудеями попал в вавилонский плен. Там его в числе самых способных юношей определили в школу для подготовки к службе при царском дворе. Царь поступил хитро. С одной стороны, он предотвратил восстания — ведь если в стране не останется одаренной молодежи, в будущем ее просто некому будет возглавить и останется только смириться с властью захватчиков. С другой стороны, этим юношам давали блестящее образование и делали их царскими советниками в Вавилоне — с их помощью царь принимал разумные решения.

После окончания занятий Даниил с тремя друзьями был определен на службу при царском дворе и здесь оставался в звании придворного сановника во все время царствования Навуходоносора и его пяти преемников. После покорения Вавилона он стал советником царей Дария мидийского и Кира персидского.

Бог наделил Даниила способностью понимать значение видений и снов, и эту способность он проявил, объяснив Навуходоносору его сон, который сильно смутил царя. Навуходоносору пригрезился огромный и страшный истукан, чья «голова была из чистого золота, грудь его и руки его — из серебра, чрево его и бедра его медные, голени его железные, ноги его частью железные, частью глиняные» (Дан. 2:31-43). Именно этому сну мы обязаны выражением «колосс на глиняных ногах».

Камень, скатившийся с горы, ударил идола в глиняные ноги и разбил истукана в прах, после чего сам превратился в большую гору. Даниил объяснил царю, что идол символизировал четыре языческих царства, которые должны были сменить друг друга, начиная с его собственного, «золотого», и кончая тем, которое разделится и станет из-за этого очень хрупким. Именно разделение царства и означала смесь железа и глины. Таинственный камень, сокрушивший колосса, символизировал Мессию, а образовавшаяся гора — Его вечное Царство.

Второй сон, который Даниил растолковал тревожному царю, касался судьбы самого Навуходоносора. Властелину привиделось огромное, раскидистое дерево, со множеством плодов, от которых «питалась всякая плоть». В тени дерева прятались от жары звери, а в его ветвях гнездились птицы. Но сошел с неба «Бодрствующий и Святый» и повелел срубить дерево, сорвать с него все листья и разогнать зверей и птиц. К самому же себе царь услышал грозные и непонятые слова: «Сердце человеческое отнимется от него и дастся ему сердце звериное, и пройдут над ним семь времен».

По толкованию Даниила, дерево во сне символизировало самого царя, чья власть и могущество простирались надо всей землей, как покрытые листьями ветви. Но его заносчивость и гордыня неугодны были Всевышнему, поэтому Он решил смирить Навуходоносора. По разным толкованиям, царь то ли временно сошел с ума и жил со зверями, то ли на самом деле принял скотский облик.

«Отлучен он был от людей, ел траву, как вол, и орошалось тело его росою небесною, так что волосы у него выросли как у льва, и ногти у него — как у птицы», — сказано в Книге пророка Даниила. Но это прошло, и разум вернулся к царю, а тот благоразумно не взроптал на Бога. Напротив, пришедший в себя властелин вознес горячую благодарность Всевышнему за урок смирения.

Вторым царем, познавшим пророческий дар Даниила, стал муж дочери Навуходоносора, Валтасар, унаследовавший трон ее отца. Однажды он пировал со своими приближенными, женами и наложницами и за пирушкой возносил хвалу известным ему идолам. «Пили вино, и славили богов золотых и серебряных, медных, железных, деревянных и каменных», — сказано в Книге Даниила. Это не прошло безнаказанным: внезапно царь увидел, как в воздухе появилась как бы человеческая кисть, начертавшая на каменной стене три непонятные слова «Мене текел упарсин». Перепуганный царь спросил у жены, где тот великий мудрец, о котором столько говорил ее отец, — и Даниил предстал перед Валтасаром.

Перво-наперво он поставил властелину в пример и укор его предшественника Навуходоносора, который получил от Бога урок смирения и действительно смирился. Валтасар же продолжал славить своих идолов, за что и будет наказан. «Вот и значение слов: мене — исчислил Бог царство твое и положил конец ему; Текел — ты взвешен на весах и найден очень легким; Перес — разделено царство твое и дано мидянам и персам», — зловеще предсказал Даниил. Пытаясь умаслить небо, Валтасар провозгласил пророка «третьим властелином в царстве», но это не помогло. Идолопоклонник-царь был убит в ту же ночь, а его престол занял мидийский царь Дарий.

При Дарии Даниил занял важный правительственный пост и чуть ли не стал заместителем самого царя. Но языческие вельможи, позавидовавшие такой карьере, оклеветали его перед Дарием. Дело в том, что и этот царь страдал грехом гордыни и потребовал, чтобы в течение 30 дней никто в царстве не смел ни о чем просить богов или человека. Обращаться с просьбами можно было лишь к самому царю. Но Даниил пренебрег этим указом, ежедневно молясь Богу Всевышнему. Об этом вельможи донесли царю и добились, чтобы Даниила бросили на съедение львам.

Разгневанный неповиновением царь так и поступил. Даниила кинули в ров, и Дарий издевательски предложил пророку помолиться, чтобы Бог его спас. Но, судя по всему, царю не чужда была совесть: он даже аппетит потерял от своего деяния. «Затем царь пошел в свой дворец, лег спать без ужина и даже не велел вносить к нему пищи, и сон бежал от него», — сказано в Книге Даниила. А уже на рассвете окончательно раскаявшийся и расстроенный царь прибежал к месту казни: «И, подойдя ко рву, жалобным голосом кликнул Даниила, и сказал царь Даниилу: Даниил, раб Бога живаго! Бог твой, Которому ты неизменно служишь, мог ли спасти тебя от львов?»

Конечно, ответом царю должно было бы стать лишь львиное рычание. Но Бог сохранил своего пророка невредимым: хищники лишь ластились к нему всю ночь. Разобрав дело, Дарий повелел клеветников Даниила подвергнуть этой же казни, и уж их-то львы не пощадили.

Помимо толкования царских снов, в своей книге пророк Даниил записал несколько пророческих видений, относящихся к концу мира и ко второму пришествию Христа. По своему содержанию его книга имеет много общего с Апокалипсисом Иоанна Богослова. Например, Даниил получил несколько откровений, касавшихся прихода на землю Сына Божьего. В частности, это было откровение о 70 седминах, в котором указано время первого пришествия Мессии, о различных царствах в обличье диких и странных зверей. Открылось ему в видении и то, что Мессия будет Сыном Человеческим. Много и других дивных откровений узнал Даниил из снов, посланных ему Богом.

В царствование Кира Даниил остался в том же придворном звании. Этот царь тоже был идолопоклонником и однажды спросил своего близкого советника: отчего же тот не кланяется идолам. Даниил спокойно ответил, что это всего лишь неживые истуканы. Они заспорили с царем, который утверждал, будто божок Вир ежедневно поедает огромное количество еды. Пророку удалось доказать царю, что пожертвованные кушанья на самом деле потребляет не идол, а жрецы и их семейства. Для жрецов это кончилось плачевно: царь велел их убить, а храм идола отдал Даниилу, который его немедленно разрушил.

Но тут на царя стали негодовать вавилонские вельможи, испугавшиеся, что Кир сделается иудеем по вере. Они потребовали, чтобы царь избавился от Даниила. Властитель согласился, и Даниила… снова бросили в львиный ров. То ли это была самая популярная казнь, то ли царь не знал, что повторяется, то ли надеялся, что Даниил снова спасется… Но вряд ли, ибо, в отличие от Дария, Кир не пришел на другой день спасать своего советника, а заглянул ко рву лишь через неделю, чтобы поскорбеть о нем. Но Даниил вновь был жив — старые знакомые львы не тронули его. Изумленный царь вытащил его из рва, а противников Даниила туда кинул, и тут уж хищники пообедали.

Даниил активно участвовал в политической жизни государства. Не без его участия в 536 году царь Кир издал указ об освобождении евреев из плена. Согласно преданию, пророк Даниил показал Киру предсказание о нем в книге пророка Исаии, который жил лет двести до этого. Пораженный этим пророчеством, царь признал над собою власть Бога и повелел евреям построить в честь Него храм в Иерусалиме.

О последующей судьбе пророка Даниила ничего известно. Знаем мы лишь то, что он скончался в глубокой старости.

Куратор: Ольга Гуманова

Темы библия пророчество ветхий завет пророк даниил

Под властью римлян

Во время Римского царства, во время правления императоров, в частности Тиберия, в земле Иудейской, в Вифлееме появился Иисус Христос, то есть это был тот самый камень, который разрушил все языческие религии.

Не случайно Его прозвали еще Спасителем мира. Он принес на землю новую религию, названную по Его имени христианской…

Даниил в своей книге пророчеств предсказал долгое владычество римлян.

Он первым предвидел, что они придут на израильскую землю, захватят и разрушат Иерусалим, они опустошат, разграбят и уничтожат Иерусалимский храм, располагавшийся на Храмовой горе, который с X века до нашей эры до I века нашей эры являлся центром религиозной жизни еврейского народа.

Эти предсказания, как писал Даниил, были получены им от Бога.

Он лишь Его слуга, записал и оставил их потомкам в назидание, чтобы будущие поколения могли преклониться перед той честью, какой был удостоен он, Даниил, у Всевышнего.

Тем самым Даниил давал предостережение людям. Но его не послушались древнегреческие эпикурейцы, последователи Эпикура, жившие на три с лишним века позже Даниила и составившие свое философское мировоззрение.

Они не боялись богов, не боялись смерти и высшим благом почитали удовольствие.

Они отвергали предопределение жизни и уверяли всех, что боги не могут заботиться о делах мирских, и Вселенная не управляется верховным и стоящим выше всех превратностей одним существом.

Даниил предвидел их пришествие.

По его представлению, тот, кто живет без указателя, погибнет. Он разобьется о препятствие, подобно кораблям, которые, лишенные кормчих, погибают от силы ветров или, как колесницы без возниц, сбиваются с пути.

Поклонение пастухов. Художник Я. Тинторетто

Что символизирует четыре ветра в видении Даниила

Итак, море и воды в пророчестве символизируют людей, народы. Великое море — это не малочисленные народы, а великие народы, повлиявшие на мировую историю и оставившие свой заметный след в ней. Четыре ветра небесных, что борются на великом море, что это? Ответ в Библии, в каком-то из ее пластов:

И наведу на Елам четыре ветра от четырех краев неба и развею их по всем этим ветрам, и не будет народа, к которому не пришли бы изгнанные Еламиты. И поражу Еламитян страхом пред врагами их и пред ищущими души их; и наведу на них бедствие, гнев Мой, говорит Господь, и пошлю вслед их меч, доколе не истреблю их. (Иер.49:36,37).

И после сего видел я четырех Ангелов, стоящих на четырех углах земли, держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево. (Откр.7:1).

На четырех сторонах находились привратники: на восточной, западной, северной и южной. (1Пар.9:24)

Опять все та же гармония Священного Писания: Ветхого и Нового заветов. И мы узнаем, что ветер — это символ войн и разрушений. А четыре ветра символизируют четыре стороны света.

Через маячок-подсказку свяжем начало пророческой части книги Даниила с исторической частью

Мы отправляемся в лабиринты пророчеств книги Даниила, имея карту верного пути по этому лабиринту. Эта карта содержит четко очерченные временные границы пророчеств. Маяки – связующие звенья между различными пластами, повествующие об одной и той же силе, представленной в различных слоях пророчеств, но описывающих ее с разных сторон. Также в этой карте содержится четкое понимание того, что каждый из последующих слоев проливает дополнительный свет на те события, что очерчены временными границами, определенными ранее.

Седьмая глава книги пророка Даниила начинается со слов:

В первый год Валтасара, царя Вавилонского, Даниил видел сон и пророческие видения головы своей на ложе своем. Тогда он записал этот сон, изложив сущность дела. (Дан.7:1).

В пророческой части нас отсылают во время, которое в исторической части книги Даниила находится после четвертой главы. Где еще Вавилоном правит Навуходоносор после семилетнего воспитания Его Богом. И пятой главой, в которой описан последний день правления Валтасара, внука царя Навуходоносора, последнего правителя Вавилонской империи.

Тот же принцип — нам дан новый пласт, из которого мы узнаем, что: видение Даниила о четырех зверях было дано от Бога в первый год Валтасара (о чем не сказано в исторической части книги). А так же здесь есть маячок, соединяющий нас с прошлыми повествованиями. Этим маяком является указание времени, в которое дано видение Даниила о четырех зверях — правление Валтасара, благодаря этому можно связать два пласта вместе.

Получается следующая картина. После правления Навуходоносора, в первый год правления Валтасара, Бог дал Даниилу данное пророческое видение. А пророчество о судьбе мира было дано раньше, при Навуходоносоре, во второй главе. И по этому пророчеству второй главы были поставлены временные границы.

Следовательно, пророчества седьмой главы будет очередным пластом пророчеств в указанных во второй главе временных рамках, но с дополнительными деталями, которых не было во второй главе. Они важны для того, чтобы читающий мог получить полную, ясную картину того, о чем говорит Господь.

Правильное толкование первых видений седьмой главы книги Даниила

В результате, собирая воедино те пазлы толкования, что нам уже открыты в свете Священного Писания, пред нами предстает следующая картина.

В результате войн, которые охватят большие территории, и в которые будут вовлечены многочисленные народы, — следуя один за другим, к господству придут четыре империи. Они будут отличаться одна от другой. Их описание будет дано Богом в последующих стихах.

Восхититесь Богом и Его величайшей мудростью. Он в нескольких символах может открыть пред искренним исследователем Его слова потрясающие глубины Своих пророчеств о судьбе мира, и помочь нам приготовиться к ним.

Первые видения седьмой главы книги Даниила

В седьмой главе Даниилу представлено в одном сне несколько видений. Каждое из них является одним из пластов, описывающих и раскрывающих с разных сторон пророчество данное Даниилу в седьмой главе, центральной темой которой, как вы уже догадались, будет тема суда Божьего. Ибо суду Божьему и описанию его со всех сторон, в том числе и с пророческой стороны, посвящена книга пророка Даниила.

В первом из видений, представленных в седьмой главе, Даниил видит великое, т.е. большое море. И на этом море борются четыре ветра:

Начав речь, Даниил сказал: видел я в ночном видении моем, и вот, четыре ветра небесных боролись на великом море. (Дан.7:2).

Далее он видит, как в результате этой борьбы появляются четыре зверя и выходят из моря:

и четыре больших зверя вышли из моря, непохожие один на другого. (Дан.7:3).

Вавилонская империя символизируется львом с орлиными крыльями

Идем дальше в исследовании пророчеств Божьих из седьмой главы Даниила:

Первый — как лев, но у него крылья орлиные; я смотрел, доколе не вырваны были у него крылья, и он поднят был от земли, и стал на ноги, как человек, и сердце человеческое дано ему. (Дан.7:4).

Здесь маячков предостаточно, для того чтобы соединить воедино информацию об одном и том же из разных пластов Писания.

Пророчество второй главы книги Даниила, которое устанавливает временные границы, начинается с Вавилонской империи. Что в истукане, что в пророчествах седьмой главы, империй, становящихся мировыми, будет четыре.

И еще один маячок. Золото — это царский метал; лев — царь зверей; крылья орла — это крылья царя птиц. Использованы возвышенные образы. Так же и в других местах Писания мы находим применение этих образов к Вавилонской империи:

…царь Вавилонский… Вот, восходит он, как лев, от возвышения Иордана на укрепленные жилища… (Иер.50:43,44).

Ибо вот, Я подниму Халдеев, народ жестокий и необузданный, который ходит по широтам земли, чтобы завладеть не принадлежащими ему селениями. Страшен и грозен он; от него самого происходит суд его и власть его… прилетают как орел, бросающийся на добычу. (Авв.1:6-8).

Добавляем еще пазлов, которые стали нам понятны с помощью Писания. И пред нами все более открывается картина пророчеств Божьих. В результате войн на мировую арену выйдет Вавилонская империя, символизируемая львом с орлиными крыльями.

Зачем льву крылья в пророчестве Даниила?

Кстати, понять, зачем льву крылья и что они символизируют, нам помогает так же Слово Божье:

И было ко мне слово Господне: сын человеческий! предложи загадку и скажи притчу к дому Израилеву. Скажи: так говорит Господь Бог: большой орел с большими крыльями, с длинными перьями, пушистый, пестрый, прилетел на Ливан и снял с кедра верхушку… И было ко мне слово Господне: скажи мятежному дому: разве не знаете, что это значит? — Скажи: вот, пришел царь Вавилонский в Иерусалим, и взял царя его и князей его, и привел их к себе в Вавилон. (Иез.17:1-3,11,12).

Крылья символизируют перемещение, захватнические войны. В данном случае захватнические войны Вавилонской империи на пути к мировому господству. И заметьте, что крылья применяются в данном случае к царю Навуходоносору, пленившего Иудею. Именно при Навуходоносоре, при его завоеваниях Вавилонская империя быстро разрасталась.

Не ищите понимания Божьих пророчеств за пределами Библии

Мы имеем дело с пророческим видением, через которое Бог что-то хочет нам сказать. Как понимать увиденное Даниилом? Бежать к астрологам, гадателям за разъяснением увиденного? Но мы с вами можем убедиться в тщетности этих людей объяснить истину Божью. Они сами расписались во второй главе этой книги в своем бессилии, как в получении откровений от Бога, так и в их толковании:

Халдеи отвечали царю и сказали: нет на земле человека, который мог бы открыть это дело царю, и потому ни один царь, великий и могущественный, не требовал подобного ни от какого тайноведца, гадателя и Халдея. Дело, которого царь требует, так трудно, что никто другой не может открыть его царю, кроме богов, которых обитание не с плотью. (Дан.2:10,11).

Будучи язычниками, они ссылаются на то, что толкование только у богов. Но мы с вами, будучи христианами, знаем, что и пророчество, и толкование его от Бога:

…Невежды те, которые носят деревянного своего идола и молятся богу, который не спасает. Объявите и скажите, посоветовавшись между собою: кто возвестил это из древних времен, наперед сказал это? Не Я ли, Господь? и нет иного Бога кроме Меня, Бога праведного и спасающего нет кроме Меня. (Ис.45:20,21).

Я Господь, это — Мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам. Вот, предсказанное прежде сбылось, и новое Я возвещу; прежде нежели оно произойдет, Я возвещу вам. (Ис.42:8,9).

Бог возвещает пророчество. От Него и толкование изреченного Им пророчества:

Но есть на небесах Бог, открывающий тайны; и Он открыл царю Навуходоносору, что будет в последние дни… (Дан.2:28).

Это важнейшее условие для верного понимания Божьих пророчеств! Не ищите понимания Божьих пророчеств за пределами Библии, его там нет и быть не может!

Библия сама себя объясняет

Библия сама себя объясняет. В ней самой есть и пророчества и их истолкования. Наша задача быть внимательными и читать Библию не в смысле читать, а в смысле исследовать. (Как читать Библию — мы разбирали в предыдущей теме. Усвоив ее, вы правильно будете понимать пророчества и ориентироваться в Библии). Вот какая задача стоит перед верующим человеком: понять Библию с помощью Библии. В этом и заключается смысл ее исследования. И для того, чтобы мы не сомневались в том, что это действительно так, Бог тут же нам дает маячок:

эти большие звери, которых четыре, означают, что четыре царя восстанут от земли. (Дан.7:17).

Не вы и никто другой, не посторонние книжки со стороны, а Бог Сам в Своем Слове дает объяснение пророчеству. Если бы верующие это поняли, то разногласий и разномыслий в христианстве было бы намного меньше, а единства вокруг истины намного больше.

Получив этот маячок и поняв принцип толкования пророчеств Божьих с помощью самой же Библии, мы попытаемся найти толкование видению великого моря и борющимся на нем четырем ветрам. В книге Даниила этому объяснения нет. Но Библия сама себя толкует и разъясняет, значит, этому объяснение есть в других ее книгах. В других пластах:

Увы! шум народов многих! шумят они, как шумит море. Рев племен! они ревут, как ревут сильные воды. (Ис.17:12).

И говорит мне: воды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди и народы, и племена и языки. (Откр.17:15).

Посмотрите на гармонию Священного Писания. Что в Ветхом завете, что в Новом, Бог не меняет Своих принципов. Потому читатель не заблудится в толковании библейских пророчеств. В этом мы видим одну из важнейших черт Божьего характера, Его неизменность, дарующая всем нам стабильность:

Ибо Я — Господь, Я не изменяюсь; посему вы, сыны Иакова, не уничтожились. (Мал.3:6).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]