История праздника
В России праздник письменности впервые официально отпраздновали в 1863 году, когда было принято постановление о чествовании памяти святых Кирилла и Мефодия 24 мая. Официальный статус получен в 1991 году. Сегодня День славянской письменности и культуры – единственный праздник в РФ, который соединяет в себе светские и религиозные мероприятия.
Братья Кирилл и Мефодий родились в знатной семье византийского военачальника. Оба были грамотными и образованными людьми своего времени. Старший брат Мефодий в начале своей жизни посвятил себя военному делу, но гуманитарные наклонности и тяга к знаниям привели его в монастырь. Младший из братьев – Кирилл – с детства отличался филологическими наклонностями. Он определил для себя стезю просветителя и целенаправленно шел к ней. Получив сан священника, вел библиотечную деятельность в соборе Святой Софии и преподавал философские науки.
Заслуга братьев состоит в том, что они создали славянскую азбуку, разработали методику славянских словосочетаний. Ими было переведено несколько священных книг, что способствовало ведению и распространению богослужения на понятном для славян языке.
Кирилл и Мефодий обладали глубокими знаниями в греческой и восточной культурах. Обобщая их опыт в области письма, на основе славянских писаний братья создали первый славянский алфавит. Он стал большим импульсом для развития культуры и просвещения в славянских государствах. Письменность позволила развить русское книжное дело и литературу.
Значение вклада братьев-просветителей в распространение письменности, а вместе с ней и религиозных знаний, было высоко оценено служителями церкви. Братья получили статус святых после своей смерти и собственный праздничный день.
День славянской письменности и культуры
Ежегодно 24 мая отмечается День славянской письменности и культуры. Происхождение праздника нераздельно связано с памятью о создателях кириллицы — равноапостольных братьях Кирилле и Мефодии. Они родились в знатной и благочестивой семье в Фессалониках.
Старший брат Мефодий выбрал военное поприще. После 10-летней службы, он принял монашество, а затем стал настоятелем монастыря в Вифинии. Кирилл с раннего возраста интересовался наукой, изучал языки. Закончив учебу, он получил сан иерея, преподавал философию в Константинополе, а позже переехал к Мефодию в монастырь, где много читал.
Поводом для создания новой письменности послужила просьба моравского князя Ростислава направить к нему учителей, чтобы те проповедовали на родном для его подданных языке. Это были времена, когда славянские народы еще только выходили на исторические подмостки и нуждались в убедительных проповедях и народных богослужениях. В 863 году братья приступают к созданию новой азбуки.
Они значительно изменяют греческий алфавит и стараются точнее передать славянские звуки. Используя новую письменность, переводят книги, тексты из Евангелия, псалтыри, песнопения для литургий. Как только слово Божие зазвучало на славянском языке, сразу же возникла потребность в местных священнослужителях, поэтому самых достойных готовили к посвящению в сан.
Слушая тексты Священного Писания на родном языке, люди стали принимать христианство, а вместе с ним и письменность. Получив в наследство собственный алфавит, культура и духовность славянских стран испытала небывалый подъем. Церковь глубоко чтит память о братьях. Уже в XI веке день 11 мая объявляется днем памяти святых Кирилла и Мефодия, а когда наступил расцвет науки и просвещения этот день стал праздником Славянской письменности.
На Руси обычай вспоминать Кирилла и Мефодия сложился очень давно, но на государственном уровне праздник утвержден только в 1863 году, спустя почти 1 000 лет после введения кириллицы. В советские времена о нем вообще забыли. Но 24 мая 1986 года в Мурманске провели несколько мероприятий, посвященных Дню письменности. В 1991 году Президиум Верховного Совета СССР узаконил праздник, как День славянской письменности и культуры.
Сейчас в России праздник отмечает и церковь и светская общественность. Вместе с памятными богослужениями, шествиями и паломничеством в монастыри, устраиваются презентации, литературные чтения, выставки и праздничные концерты. За вклад святых Кирилла и Мефодия в культуру Европы Папа Иоанн Павел II в 1980 году объявил их покровителями Старого континента.
Кирилл и Мефодий
Братья Кирилл (в миру носил имя Константин) и Мефодий (Михаил) родились в Византии, в Салониках (Фессалоники) в IX веке. В городе разговаривали на двух языках — греческом и славянском диалекте, поэтому братья свободно общались на обоих.
Изображение на иконе св. Кирилла и Мефодия
Братья получили хорошее образование. Мефодий изначально сделал карьеру как военачальник, дошёл до поста стратига (главнокомандующего войском), но затем ушёл в монахи. Кирилл же сразу пошёл по учёной стезе. Согласно его жизнеописанию, он обучался в Константинополе, вместе с императором. Его наставниками были лучшие учёные умы того времени. После окончания обучения Кирилл (тогда ещё Константин) пошёл по пути богослужения, он поступил на службу в качестве «чтеца Патриарха» Фотия (фактически секретаря). Но в какой-то момент он неожиданно оставил свою службу и ушёл в монастырь. Спустя полгода в монастыре его нашли посланники патриарха и упросили вернуться в Константинополь. В столице он начал преподавать философию в университете (с того времени его стали называть «Константин-философ»).
Как все начиналось?
История праздника «День славянской письменности и культуры» уходит в далекий десятый (по некоторым данным – одиннадцатый) век новой эры. Вообще этот день тогда носил название Дня святых Кирилла и Мефодия, которые и стали авторами азбуки. Они подарили людям письменность.
На Руси «День славянской культуры и письменности», а точнее День Кирилла и Мефодия, был на некоторое время забыт, но снова про него вспомнили в 1863 году. Была предложена дата 11 мая (теперь, по новому стилю, это 24 мая). А вот чуть больше ста лет спустя началось масштабное возобновление празднования Дня памяти этих святых. Это было связано с круглой датой – прошло 1100 лет со дня смерти Мефодия. В 1986 году в городе Мурманске первый раз был проведен Праздник письменности. Пять лет спустя было издано особое Постановление от действующих на тот момент органов власти. Оно гласило о том, что теперь каждый год будет проводиться праздник под названием «День славянской письменности и культуры». Причем было отмечено, что непосредственное участие в нем будет принимать Русская Православная церковь. И это неудивительно, ведь Кирилл и Мефодий причислены к лику святых.
Затем каждый год избирался город, который становился центром праздника. Там и проходили основные культурные мероприятия. Такое положение дел сохраняется и по сей день.
Как все происходит сегодня?
Дни славянской культуры и письменности проводятся не по одному стандартизированному плану, они всегда разные, всегда интересные и живые. Находится в них место и обсуждению насущных проблем, в которых принимают участие и деятели культуры – поэты, писатели и другие.
Когда о, в России проводятся научные встречи и форумы, фестивали и выставки, а также ярмарки и концерты. Такой культурный взрыв пробуждает в сердцах людей истинную любовь к своему народу, своему языку, гордость за них. Конечно, не забывают вспомнить и о братьях, подаривших людям письменность. Сам по себе «День славянской культуры» призван объединить и сохранить то культурное наследие, которое досталось нам от наших предков. И это, безусловно, очень важно. Праздник напоминает всем славянским странам о единстве их происхождения, о предках.
Но смысл и значение этого дня существует не только для каждой отдельно взятой страны, но и для каждого человека в отдельности. Ведь все мы говорим и пишем на славянском языке! Наши предки, наши родители, наши учителя говорили и писали на нем! А ведь язык и письменность – это основа, базис для культуры и искусства. Именно поэтому мы должны не только беречь свою славянскую культуру, но и воспитывать ее в своих детях. Согласитесь, что нам есть, чем гордиться! Ведь не зря произведения славянских писателей и поэтов славятся такой проникновенностью, такими завораживающими и невероятно красивыми речевыми оборотами! Читать их книги – это одно удовольствие. Поэтому давайте будем любить и уважать нашу письменность, нашу славянскую культуру. Она дала и продолжает давать нам очень многое!
День славянской письменности и культуры приходится на 24 мая — день церковного поминовения двух святых – Кирилла и Мефодия. Этим братьям-грекам, жившим в далёком 9-м веке, каждый русский человек, болгарин, серб, украинец и белорус обязаны тем, что находятся в едином культурном и религиозном поле. Они создали больше, чем универсальную славянскую письменность. Кирилла и Мефодия можно с уверенностью назвать создателями цивилизационного феномена южного и восточного славянства в христианском понимании этого слова.
XI век. Европа буквально кипит в котле политических, культурных и религиозных событий. А в греческой Солуни в патрицианской семье растут семь братьев, из которых в историю вошли двое: Кирилл и Мефодий. Святой Мефодий в 16 лет стал офицером, и был направлен в одно из подчиненных Византии болгарских княжеств. Видимо там за годы службы он в совершенстве овладел славянским языком, в болгарском его диалекте. Интересно, что отслужив в армии 12 лет, Мефодий оставил воинскую службу для того, чтобы стать воином Христовым – монахом, и поселился на горе Олимп.
Старший его брат Константин с малых лет отличался большими способностями и учился вместе с малолетним императором Михаилом у лучших учителей Константинополя, в том числе у будущего Патриарха Фотия. В столице Византии 500 лет уже существовал полноценный Университет – наследник Афинской Академии. Святой Константин в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки, а за свой ум получил прозвание Философа (мудрого). Его ждала духовная карьера.
По окончании обучения Константин принял сан священника, и был назначен хранителем Патриаршей библиотеки при храме святой Софии. А это ни много ни мало около ста тысяч томов и свитков.
Но через пару лет Константин по примеру брата решил, что суетная жизнь не для него, покинул столицу и тайно ушел в монастырь. Человек с выдающимися способностями – дороже золота. А потому беглеца разыскали, возвратили в Константинополь и определили учителем философии и риторики в высшей Константинопольской школе. В этом качестве ему пришлось выступить в публичном диспуте с вождем иконоборцем Ананием. Последний был разбит в пух и прах молодым учителем философии, и большая группа тайных иконоборцев присоединилась к православию. Так церковный профессор стал дипломатом. И такой успех сразу был замечен правительством. После этой победы Константин был командирован императором в Багдад для прений о Святой Троице с мусульманами. Стороны в чрезвычайно деликатной манере обменялись мнениями, и как ученые люди наговорили кучу комплиментов друг другу. Отношение с халифатом сразу улучшились. Зачем воевать умным людям, когда они могут договориться?
Вернувшись, святой Константин удалился к брату, святому Мефодию на Олимп, проводя время в непрестанной молитве и чтении творений святых отцов. Но вскоре Византийский император вызвал обоих святых братьев из монастыря и отправил их с дипломатической миссией в Хазарию. Поводом послужило то, что Хазарский Каганат имел обыкновение нанимать войска в Византии или Руси, а в случае поражения нанятого воинского контингента – поголовно истреблять вернувшихся с поражением солдат. На счет Руссов историкам ничего не известно, но своих византийцев послы от казни спасли.
На пути в Хазарию они остановились на некоторое время в городе Корсуни. Византийским властям надо было как-то срочно налаживать отношения с Римом. А в этом портовом городе где-то находились священные останки одного из Римских Пап, сосланных в эту крайнюю северную провинцию за неподчинение императору. Братья произвели нужное расследование и чудесным образом обрели мощи священномученика Климента, Папы Римского (память 25 ноября). Интересно, что там же в Корсуни святой Константин активно занялся славянской филологией.
Им были найдены Евангелие и Псалтырь, написанные «русскими буквами», и человека, говорящего по-русски. Он стал учиться у этого человека читать и говорить на его языке.
После этого святые братья отправились к хазарам, где отстояли возможность иметь в столице иудействующего Хазарского Каганата городе Итиль православных храм. На пути домой братья снова посетили Корсунь и, взяв там мощи святого Климента, вернулись в Константинополь. Дипломатическое поручение было с блеском выполнено.
Святой Константин остался в столице, продолжая заниматься изучением славянских наречий, а святой Мефодий получил игуменство в небольшом монастыре Полихрон недалеко от горы Олимп, где он подвизался прежде. Увлечение Константина и знание Мефодия разных диалектов славянского языка оказались очень востребованы. Тем более, что вокруг них возник особый кружок по изучению славянских диалектов. После годичного отпуска братьев в столицу империи прибыли послы от моравского князя Ростислава, притесняемого немецкими епископами, с просьбой прислать в Моравию учителей, которые могли бы проповедовать на родном для славян языке. Император вызвал святого Константина. Византийские летописцы донесли подлинные слова императора: «Необходимо тебе идти туда, ибо лучше тебя никто этого не выполнит».
Трудность ситуации заключалась в том, что юридически Моравия подчинялась Риму, а местные князья и Византийский император пытались эту территорию из этого подчинения вывести.
Поездке предшествовала тщательная подготовка. С помощью своего брата святого Мефодия и учеников Горазда, Климента, Саввы, Наума и Ангеляра Константин составил славянскую азбуку и перевел на славянский язык книги, без которых не могло совершаться Богослужение: Евангелие, Апостол, Псалтырь и избранные службы. Речь шла не просто о переводе богослужебных текстов на моравский диалект славянского языка. Братья нашли универсальный «ключ» ко всем славянским наречиям. Они создали особый универсальный язык Книги, который — с небольшим напряжением — могли понимать все народы славянского ареала от Вислы до Днепра. По сути, это можно назвать рождением церковно-славянского языка. Повторю, что язык это был не разговорный — мало ли наречий у полян, древлян, словенов, кривичей и моравов?
Это был язык книжный, на котором прекрасно всеми славянами воспринималось богослужение, Библия и другая литература. Год этого события надо знать – 863-й. Год рождения универсальной славянской письменности.
По прибытии в Моравию Константин и Мефодий были обласканы местной властью, и развили бурную деятельность. Они не только открывали храмы, в которых богослужение велось на понятном славянском языке, но и школы при них. Это вызвало злобу немецких епископов, уже сто лет совершавших в моравских церквях богослужение на латинском языке. Они восстали против святых братьев, утверждая, что богослужение может совершаться лишь на одном из трех языков: еврейском, греческом или латинском. Святой Константин отвечал им: «Вы признаете лишь три языка, достойных того, чтобы славить на них Бога. Но Давид вопиет: Пойте Господеви вся земля, хвалите Господа вси языци, всякое дыхание да хвалит Господа! И в Святом Евангелии сказано: Шедше научите вся языки…». Немецкие епископы были посрамлены, но озлобились еще больше и подали жалобу в Рим, апеллируя на то, что Моравия – каноническая территория Римской Церкви.
В Рим братьев отправили буквально в кандалах. Немецкий епископат не учел только одного факта. С собой Константин и Мефодий везли мощи Папы Римского Климента, который почитался Западной Церковью святым и мучеником. Узнав о том, что святые братья несут с собой святые мощи, Папа Адриан немедленно приказал освободить братьев от уз, а сам в торжественной процессии с клиром вышел им навстречу. Суд и позор обернулись торжеством. Святые братья были встречены с почетом, Папа Римский утвердил богослужение на славянском языке, немецким епископам «дал нагоняй», а переведенные братьями книги приказал положить в римских церквях и совершать литургию на славянском языке.
Уже находясь в Риме, святой Константин от пережитых волнений занемог и в чудесном видении извещенный Господом о приближении кончины принял схиму с именем Кирилл. Через 50 дней после принятия схимы, 14 февраля 869 года, равноапостольный Кирилл скончался в возрасте 42 лет. Отходя к Богу, святой Кирилл заповедал своему брату Мефодию продолжать их общее дело – просвещение славянских народов светом истинной веры.
Святой Мефодий умолял Папу Римского разрешить увезти тело брата для погребения его на родной земле, но Папа приказал положить мощи святого Кирилла в церкви святого Климента, где от них стали совершаться чудеса. Так до сих пор они там и покоятся.
После кончины святого Кирилла Папа, следуя просьбе славянского князя Коцела, послал святого Мефодия в Паннонию, рукоположив его во архиепископа Моравии и Паннонии, на древний престол святого Апостола Андроника. В Паннонии святой Мефодий вместе со своими учениками продолжал открывать храмы и школы, распространять Богослужение, письменность и книги на славянском языке. Это снова вызвало ярость немецких епископов. Они добились ареста и суда над святителем Мефодием, который был сослан в заточение в Швабию, где в течение двух с половиной лет претерпел многие страдания. Освобожденный по приказанию Папы Римского Иоанна VIII и восстановленный в правах архиепископа, Мефодий продолжал евангельскую проповедь среди славян и крестил чешского князя Боривоя и его супругу Людмилу (память 16 сентября), а также одного из польских князей. В третий раз немецкие епископы воздвигли гонение на святителя за непринятие римского учения об исхождении Святого Духа от Отца и от Сына. Святитель Мефодий в который раз был вызван в Рим, но оправдался перед Папой, сохранив в чистоте Православное учение, и был снова возвращен в столицу Моравии – Велеград.
Здесь в последние годы своей жизни святитель Мефодий с помощью двух учеников-священников перевел на славянский язык весь Ветхий Завет, кроме Маккавейских книг, а также Номоканон (Правила святых отцов) и святоотеческие книги (Патерик). Славянская письменность к этому времени получила настолько широкое распространение, что даже официальные договоры между Византией и славянами писались на двух языках: греческом и славянском. Из Моравии и Чехии богослужение и книги на славянском языке перекочевали в Сербию и Болгарию. А из Болгарии – к нам, на Русь.
Предчувствуя приближение кончины, святой Мефодий указал на одного из своих учеников – Горазда — как на достойного себе преемника. Святитель предсказал день своей смерти и скончался 6 апреля 885 года в возрасте около 60 лет. Отпевание святителя было совершено на трех языках – славянском, греческом и латинском; он был погребен в соборной церкви Велеграда.
Значение труда Кирилла и Мефодия огромное. Разрозненные славянские племена благодаря общей письменности оказались на тысячу лет в едином культурном пространстве. Именно благодаря языковой реформе до сих пор сербы и русские, белорусы и болгары, украинцы и словенцы – братья. Мы все наследники одной культуры, одной письменности и одной веры, одного богослужения и одного чувства, которое сложно определить словами. Как ни менялись бы границы, и как ни пытались бы ссорить нас политики, все мы – братья. Братья по вере, языку и культуре. И это славянское братство, славянское единство направлено в будущее. Братья-просветители, святые Кирилл и Мефодий! Низкий поклон вам за это!
Александр Ильинский
Рождение славянской азбуки
В 856 году Константин отправился в монастырь, где настоятелем служил его старший брат Мефодий. С Константином пошли три его ученика — Ангеларий, Наум и Климент. В монастыре среди этой группы людей зародилась идея о создании новой азбуки — славянской.
В 862 году в Константинополь прибыли послы из Моравского княжества (это старославянское государство на территории Восточной Европы) с просьбой направить к ним наставника и епископа. Император призвал Кирилла и обратился к нему с просьбой отправиться в Моравию. Кирилл согласился и отбыл туда вместе с братом и учениками. Там единомышленники и создали первую славянскую азбуку. Были переведены на болгарский язык и записаны основные церковные книги.
Первая славянская азбука называлась «глаголица». Она включала в себя 38 букв. Кириллицу же создали не Кирилл с Мефодием, а их ученик Климент Охридский.
Однако, ряд исследователей подвергает сомнению авторство Кирилла и Мефодия в отношении славянских алфавитов.
Праздник в современной России
В этот день во многих образовательных учреждениях по всей стране, в библиотеках и музеях проходят тематические мероприятия, форумы и квест-программы. Проводятся фестивали и выставки, научные конференции. Праздник широко отмечается не только в России, но и в Болгарии, Украине, Белоруссии, Молдове. Он напоминает о важности развития межкультурного, межнационального диалога, о необходимости скорейшего преодоления пагубного разобщения в современном мире.
Много веков назад святые равноапостольные Кирилл и Мефодий оставили нам в наследство величайший дар – единую славянскую азбуку. Значение этого неиссякаемого источника познания, мудрости никак переоценить невозможно. Историческое, политическое, духовное единство славян основывается именно на общей письменности, давшей могучий толчок к просвещению и развитию народов, в том числе и русского.
Когда, как и кто отмечает этот день
24 мая в России – особенный, государственно-церковный праздник. Как правило, проводится общественными организациями совместно с Русской православной церковью. Поздравления принимают все, кто связан с книгопечатанием, изучением или преподаванием русского языка, написанием книг или стихов:
- писатели;
- журналисты;
- преподаватели русского языка и литературы;
- студенты филологических факультетов;
- литературоведы;
- лингвисты;
- издатели;
- реакторы.
Да и вообще, этот праздник отмечают все, кто знает русский язык, пишет и читает на нем. И, конечно же, этот праздник отмечается церковью.
Обычно в такой день на радио заказываются фольклорные композиции, а в подарок приносят самодельные открытки, в которых от руки написаны стихи или прозаические зарисовки о святых братьях.
По традиции, во всех соборах проходят праздничные богослужения, крестные ходы, для детей организовываются паломнические миссии по различным храмам. Так будет и в 2021 году.
В мирской общественной жизни праздник раскрывается через общенаучные и практические конференции, экспозиции, выступления. В книжные лавки приходят писатели с презентацией новой книги. Ежегодно проводят Международную научную конференцию «Славянский мир: общность и многообразие».
До 2009 г. выбирали конкретный город Российской Федерации, в котором проведение этого праздника было наиболее колоритным и ярким. В 1991 г. он прошел в Смоленске, а последним был Саратов. С 2010 г. дни славянской письменности решено проводить в Москве (постановление от 2009 г.).
На видео День Кирилла и Мефодия, 24 мая 2021 г., гала-концерт на Красной площади:
Традиции.
Хотя нынешняя трактовка праздника в России и не имеет многовековой истории, братья Кирилл и Мефодий являются одними из самых почитаемых святых в русской православной церкви. Их называют учителями Словенскими (в данном случае не имеется в виду государство Словения или этнос с идентичным названием. Словенами называли всех славян на старорусском наречии).
С утра 24 мая патриарх Всея Руси обращается к пастве с приветственным словом. Сразу после, как заведено на протяжении веков, в честь равноапостольных братьев по всем церквям «Русского мира» проводятся специальные торжественные литургии.
Помимо религиозной части, праздник имеет обширную сугубо светскую культурную тематику.
Центром торжеств в России традиционно становятся Москва и Петербург. Около полудня, высшие руководители государства произносят торжественные речи и дают официальный старт всем мероприятиям.
24 мая — время крупных фестивалей, песенных и танцевальных конкурсов. К этому событию выпускается множество фильмов и книг, проходят международные филологические симпозиумы, разнообразные тематические лекции и флешмобы. Большинство эфирного времени СМИ посвящено историческим и культурным темам. В больших городах организуются массовые гулянья с конкурсно-развлекательной программой.
Хорошей традицией последнего времени стало выступление на праздник детских хоров. Обычно они исполняют церковные песнопения и народные песни. Но также в их репертуаре иногда можно услышать военный фольклор и современные хиты (которые не стыдно петь в подобной обстановке).
Сомнения в авторстве
О том, что современный русский алфавит придумали греческие святители, знают даже школьники. Твердо устоялось мнение об отсутствии письменности у древних славян, до прихода в Великую Моравию монахов Кирилла, в миру Константина, и Мефодия. Основным источником информации об изобретении письменности считается христианское описание жизни братьев. И никто не обращает внимания на то, что проповедовали они Слово Божье, а не навязывали греческую письменность южно-западным славянам.
О противоречиях в житиях святых
Жили равноапостольные братья в 9 веке. Примерно в 860 г. Константин был направлен византийским императором в Хазарию для разъяснения «истинной веры». Вместе с ним отправился Мефодий. Успех миссии вызывает сомнения у историков, но вероучение утверждает, что иудеи, правившие каганатом, просветились. Правда, по мнению Л. Гумилева, продолжали исповедовать иудаизм вплоть до падения государства от рук руссов-язычников.
Спустя два года братья отправились в Моравию. Перед отправкой они помолились, и им «открылась славянская азбука». В течение 40 месяцев они проповедовали среди славян на их языке. Как следует из священных текстов, они не придумывали азбуку. Под «открытием» подразумевается изучение славянского языка. Ранее, для хазарской миссии, братья изучали арамейский язык, используемый на Ближнем Востоке евреями и арабами. Но никто не утверждает, что именно они изобрели еврейский алфавит.
Относительно глаголического и кириллического алфавитов бытует противоположное мнение. До византийских святителей письменности у славян не было. Поэтому неофициальный патент на ее изобретение остается за греками. Да и с христианским вероучением в Киеве уже были знакомы. Киевские князья Дир и Аскольд, будучи современниками Мефодия и Константина, исповедовали православие.
Загадочная глаголица
В основу кириллицы лег греческий алфавит, родоначальником которого считается финикийская письменность. Если взглянуть на сравнительную таблицу двух языков, видно, что греки не прикладывали максимум фантазии для изменения букв финикийского письма. Они переворачивали буквы на 90-180 градусов, чуть изменяя их наименования. Так родилась греческая письменность, состоящая из 24 букв. Для более богатой древней славянской речи Кириллу пришлось бы додумать еще 20 букв. Можно предположить, что он их придумал. Но можно выдвинуть версию, что кириллическое письмо вошло в обиход славян в силу торговых и дипломатических отношений с Византией.
Глаголицу также считают изобретением Кирилла. Но буквы глаголического письма кардинально отличаются от греческого. Они абсолютно уникальные. Глаголица содержит 40 знаков, не похожих ни на один из языков Древнего мира. Среди славян была широко распространена в 11-13 веках. Более ранние письменные источники не сохранились. Но это не означает, что глаголица не существовала в более ранние периоды, до кирилло-мефодиевской эпохи. Предположив, что глаголическую письменность изобрел Кирилл, возникает резонный вопрос: для чего? Зачем придумав один, изобретать второй, более сложный, алфавит? Ответ прост: не изобретал.
Глаголица – исконно славянская азбука, с древнерусским наименованием букв: Аз, буки, веди, глаголи, добро, есть…
«Я буквы ведаю; слово – добро есть…».
Равноапостольные Мефодий и Кирилл, учители Словенские. Православный календарь на 24 мая
Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня
24 мая (11 мая по «старому стилю» – церковному юлианскому календарю). Неделя 6-я по Пасхе, о слепом (шестой воскресный день после Светлого Христова Воскресения, посвященный истории исцеления Христом слепого). Поста нет. Сегодня в Русской Православной Церкви совершается память 10 христианских святых, известных по именам. Далее коротко расскажем о них.
* * *
Равноапостольные Кирилл и Мефодий, учители Словенские. «Во Христе несть ни еллина, ни июдея» – эту апостольскую истину сегодня интерпретируют по-разному. Но православным христианам важно знать: Церковь Христова никогда не отрицала права народов на идентичность, традиции и возможность молиться на родном языке. Так, для нас это выразилось ещё в IX веке от Рождества Христова, когда святые братья Мефодий и Кирилл принесли Свет Евангелия в славянские земли.
Равноапостольные Кирилл и Мефодий, учители Словенские. Фото: pravoslavie.ru
Из Жития этих великих подвижников известно следующее:
Братья Кирилл и Мефодий происходили из греческого города Солуни. Их путь к просветительскому служению был разным, но в середине IX века от Рождества Христова оба приняли монашество и священный сан, а в 863 году, по просьбе моравского князя Ростислава, были отправлены из Царьграда с духовной миссией в славянские земли. Где осуществили перевод книг Священного Писания и обучили местных священнослужителей совершать богослужения по-славянски. А равноапостольный Кирилл также создал первый славянский алфавит – глаголицу…
Учители Словенские: 24 мая – память равноапостольных Кирилла и Мефодия
Память о солунских братьях всегда свято хранилась в славянских землях. Однако в Русской Церкви им было посвящено не так много святынь. А потому то, что в рамках программы строительства новых храмов в Москве одной из первых была освящена величественная церковь равноапостольных Мефодия и Кирилла на Дубровке, стало возвращением долга нашим просветителям. И сегодня день равноапостольных Мефодия и Кирилла в России является не только государственным праздником – Днем славянской письменности и культуры, но и очень важным церковным торжеством – тезоименитством (именинами) Святейшего Патриарха Кирилла. Чьё Первосвятительское служение является продолжением дела святых учителей Словенских.
Также в один день с этими великими святыми совершается память призвавшего их в свои земли равноапостольного князя Ростислава Великоморавского.
* * *
Преподобный Давид Гареджийский. Один из самых известных грузинских святых, почитаемых не только в Грузии, но и в других странах Православного мира, в том числе и в России, угодник Божий, совершавший свои монашеские духовные подвиги в VI столетии от Рождества Христова. Широко известна обитель преподобного Давида, находящаяся на границе двух современных осколков былой Православной империи – Грузии и Азербайджана.
Священномученик Мокий Амфипольский. Раннехристианский страдалец, принявший истязания и мученический венец за проповедь Слова Божия и призывы не поклоняться идолам в период языческих антицерковных гонений императора Диоклитиана (Диоклетиана), царствовавшего в Римской империи в 284-305 годах от Рождества Христова. Святой Мокий был казнен около 295 года.
Священномученик Мокий Амфипольский.. Фото: pravoslavie.ru
Преподобный Софроний, затворник Печерский. Русский святой XIII столетия, совершавший монашеские духовные подвиги в Дальних (Феодосиевых) пещерах самой первой русской обители – Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. Известно, что старец Софроний носил власяницу и тяжёлый железный пояс, а также ежедневно полностью прочитывал Псалтырь.
Святитель Никодим, архиепископ Сербский. Святой Сербской Православной Церкви, игумен афонского Хилендарского (Хиландарского) монастыря, принявший архиерейский сан в 1316 году от Рождества Христова. Прославился тем, что в 1319 году перевёл на славянский язык и ввёл в употребление в Сербии богослужебный Иерусалимский Устав (Типикон). Отошёл ко Господу в 1325 году.
Святитель Никодим, архиепископ Сербский. Фото: pravoslavie.ru
Священномученик Иосиф, митрополит Астраханский. Архипастырь Русской Церкви, принявший мученическую кончину от бунтовщиков Степана Разина в 1672 году от Рождества Христова.
Священномученики Михаил Белороссов, пресвитер (1920) и Александр (Петровский), архиепископ Харьковский (1940). Новомученики и исповедники Церкви Русской, пострадавшие в годы советских богоборческих гонений.
Поздравляем православных христиан с памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям – злат венец, а вам – доброго здоровья!»
Христос Воскресе!
О кириллице
Славянский алфавит, которым мы пользуемся по сей день, назван кириллицей по имени младшего брата Солунского. Кирилл и Мефодий, братья-христиане родом из Салоников (Солуни), выбрали путь проповедников и стали знамениты после того, как создали славянскую азбуку и перевели на славянский язык греческие богослужебные книги.
Профессор Евгений Голубицкий в своей книге «Святые Константин и Мефодий, первоучители славянские» отмечал, что Кирилл отличался особенно острым умом, широким кругозором и философским складом ума, за что и получил прозвище Философ. Объездив разные страны, прочитав разные книги и увидев многие христанские святые, Кирилл задался вопросом: почему в его родной Солуни, где большинство жителей — славяне, богослужения ведут не на славянском языке?
Сегодня существует несколько версий создания кириллицы. По одной из самых популярных, изначально Кирилл (Константин) Солунский при участии своего брата Мефодия изобрёл глаголицу. Именно на ней в IX веке были написаны первые старославянские церковные книги.
Кириллица — результат трудов ученика Кирилла (по другой версии, это их совместная работа). Климент Охридский переработал начертание некоторых букв, взяв за основу унциале — греческое уставное письмо. При этом последователь Кирилла и Мефодия опирался на работу по вычленению звуков славянского языка, которая и была основополагающей при создании новой письменности.
Техно слухи
Кирилл и Мефодий, известные как основатели славянской письменности, являются святыми. 24 мая — день, в который Церковь вспоминает проповедников, которые несли слово Божье.
Имя Кирилла и Мефодия неразрывно связано со знаниями, учебой, мудростью. Если вам предстоит в обозримом будущем сдавать экзамены, прочтите в этот день молитву на их удачную сдачу.
История Кирилла и Мефодия
Чтобы понять, почему они являются почитаемыми святыми, нужно знать их историю. Кирилл, младший брат Мефодия, обучался в Константинополе. Он узнал много нового и преуспел в риторике, философии, арифметике. Позднее он стал жить при монастыре на побережье Черного моря.
Кирилл был известен свои даром убеждения и душевной добротой. Исторические факты говорят о том, что он обратил в христианство множество людей. Вскоре Кирилл объединился со старшим братом Мефодием, который долгое время проживал в монастыре. Вместо они объездили немало земель с целью просвещения людей. Так они оказались в Моравии. Именно там Кирилл составил славянскую азбуку и перевел на славянский язык множество священных текстов, включая Евангелие и Псалтырь.
Церковь была против проведения служб на славянском языке, но с этой проблемой Кирилл и Мефодий тоже справились. Они отправились в Рим, чтобы убедить Папу Адриана II разрешить подобные проповеди.
Стоит отметить, что имя Кирилл святой принял лишь перед смертью. В мирской жизни его звали Константином. Он скончался от болезни во время пребывания в Риме. Его старший брат был направлен в Паннонию, где он стал архиепископом. Вместе с учениками он перевел на славянский язык Ветхий Завет и множество других важных христианских книг и работ.
Как отмечать день святых Кирилла и Мефодия
24 мая 2021 года будет отмечаться день славянской письменности и культуры во всех славянских странах. В этот день проводятся различные фестивали, книжные ярмарки, культурные мероприятия различного типа. Каждый год 24 мая проходит церемония награждения деятелей литературы и искусства премией имени Кирилла и Мефодия.
Что касается церковных традиций, то в этот день принято знакомить детей с Евангелием. Важно приобщить ребенка к изучению священного писания, чтобы он смог ознакомиться с житием Иисуса Христа. Не обязательно заставлять его читать сразу оригинал. Можно попробовать начать с детской адаптации, потому что понять Евангелие ребенку может быть не по силам.
Также в этот день полезно посетить церковь, чтобы получить благословение от батюшки на учебу. Не лишним будет принять таинство исповеди и причастия, поставить свечку святым Кириллу и Мефодию.