14 декабря День Наума — Грамотника: история праздника, обычаи, традиции и приметы

Календарь праздников, приметы, даты и события на каждый день года – народный календарь, православный календарь, церковный календарь, восточный календарь, астрологический календарь, лунный календарь, производственный календарь, государственные и профессиональные праздники, включая значимые Всемирные и Международные праздники и праздничные дни, народные праздники и приметы, и иные не менее интересные и необычные праздники, даты и события года, знаки зодиака, сонники и многое др.
Календарь – система счисления длительных промежутков времени, основанная на периодичности таких явлений природы, как смена дня и ночи, смена фаз Луны, смена времен года.

Календарь – (от лат. Calendarium – долговая книга) система счета больших промежутков времени, основанная на видимых движениях небесных тел. Циклическое движение таких астрономических объектов как Земля, Солнце и Луна имеет главное значение для построения и понимания календарей. Само слово «календарь» происходит от латинских caleo (провозглашать), calendae (первый день месяца) и собственно, calendarium (долговая книга). Календарем принято называть основывающуюся на периодичности явлений природы систему счисления продолжительных промежутков времени с разбиением их на более краткие периоды: тысячелетия, века, годы, месяцы, недели и дни.

Календарь – (от лат. calendae или kalendae, «календы» — название первого дня месяца у древних римлян), способ деления года на удобные периодические интервалы времени. Основными задачами календаря являются: а) фиксация дат и б) измерение интервалов времени.

Первый календарь возник очень давно, в глубокой древности, потому что возникла необходимость измерять время. Слово календарь произошло от латинских слов caleo – провозглашать и calendarium – долговая книга. В Древнем Риме должники платили проценты в день календ, первых чисел месяца) – система счисления больших промежутков времени, основанная на периодичности движения небесных тел: Солнца — в солнечных календарях, Луны — в лунных календарях и одновременно и Солнца и Луны в лунно-солнечных календарях.

Календарь позволяет регистрировать исторические и общественные события в их хронологической последовательности. Одна из важных задач календаря — определение моментов церковных событий, переходящих и непереходящих праздников (например, Пасхи).

Существует три основных типа календарей: 1) лунный, 2) солнечный и 3) лунно-солнечный.

1. Лунный календарь, в основе которого лежит синодический лунный месяц продолжительностью 29,5 средних солнечных суток. Возник свыше 30000 лет назад. Лунный год календаря содержит 354 (355) суток (на 11,25 суток короче солнечного) и делится на 12 месяцев по 30 (нечетные) и 29 (четные) суток в каждом (мусульманский, турецкий и т.д). Лунный календарь принят в качестве религиозного и государственного в мусульманских государствах Афганистане, Ираке, Иране, Пакистане, ОАР и других. Для планирования и регулирования хозяйственной деятельности параллельно применяются солнечный и лунно-солнечный календари.

2. Солнечный календарь, в основу которого положен тропический год. Возник свыше 6000 лет назад. В настоящее время принят в качестве мирового календаря. Например Юлианский солнечный календарь «старого стиля» содержит 365,25 суток. Разработан александрийским астрономом Созигеном, введен императором Юлием Цезарем в Древнем Риме в 46 г. до НЭ и распространился затем по всему миру. На Руси был принят в 988 г. НЭ. В юлианском календаре продолжительность года определяется в 365,25 суток; три «простых» года насчитывают по 365 суток, один високосный — 366 суток. В году 12 месяцев по 30 и 31 день каждый (кроме февраля). Юлианский год отстает от тропического на 11 минут 13,9 секунды в год. Ошибка в сутки накапливалась за 128,2 лет. За 1500 лет его применения накопилась ошибка в 10 суток.

В григорианском солнечном календаре «нового стиля» продолжительность года составляет 365, 242500 суток (на 26 с превышает тропический год). В 1582 году юлианский календарь по указу Папы Римского Григория XIII был реформирован в соответствие с проектом итальянского математика Луиджи Лилио Гаралли (1520-1576). Счет дней передвинули на 10 суток вперед и условились каждое столетие, не делящееся на 4 без остатка: 1700, 1800, 1900, 2100 и т. д. не считать високосным. Тем самым исправляется ошибка в 3 суток за каждые 400 лет. Ошибка в 1 сутки «набегает» за 3323 лет. Новые столетия и тысячелетия начинаются с 1 января «первого» года данного столетия и тысячелетия: так, XXI век и III тысячелетие нашей эры (н.э.) начался 1 января 2001 года по григорианскому календарю.

В нашей стране до революции применялся юлианский календарь «старого стиля», ошибка которого к 1917 году составляла 13 суток. 14 февраля 1918 году в стране был введен принятый во всем мире григорианский календарь «нового стиля» и все даты сдвинулись на 13 суток вперед. Различие между старым и новым стилями составляет в 18 веке 11 суток, в 19 веке 12 суток и в 20 веке 13 суток — сохраниться до 2100 г.

Солнечный календарь обычно ориентируется на четыре основные даты — два равноденствия и два солнцестояния. Точность календаря определяется по тому, насколько точно равноденствие приходится на один и тот же день каждого года. Лунно-солнечный календарь — это попытка согласовать продолжительность лунного месяца и солнечного (тропического) года путем периодических подгонок. Чтобы среднее количество дней в году по лунному календарю соответствовало солнечному году, каждые 2 или 3 года добавляют тринадцатый лунный месяц. Эта уловка требуется для того, чтобы сельскохозяйственные сезоны каждый год приходились на одни и те же даты.

3. Лунно-солнечный календарь, в котором движение Луны согласовывается с годичным движением Солнца. Год состоит из 12 лунных месяцев по 29 и по 30 суток в каждом, к которым для учета движения Солнца периодически добавляются «високосные» годы, содержащие дополнительный 13-й месяц. В результате «простые» годы продолжаются 353, 354, 355 суток, а «високосные» — 383, 384 или 385 суток. Возник в начале I тысячелетия до НЭ, применялся в Древнем Китае, Индии, Вавилоне, Иудее, Греции, Риме. В настоящее время принят в Израиле (начало года приходится на разные дни между 6 сентября и 5 октября) и применяется, наряду с государственным, в странах Юго-Восточной Азии (Вьетнаме, Китае и т.д).

Далее: История календарей …

Церковный календарь на каждый день

Церковный календарь — система счета времени, употребляемая православной церковью для определения последовательности церковных праздников и постов годичного цикла, а также соответствующих им богослужений. Также название печатных изданий разного типа, содержащих (помимо общей календарной функциональности) приспособленные к конкретному году элементы месяцеслова и другие материалы богослужебно-менологического характера. Календарь Церковный содержит два годичных круга событий… Церковный календарь

Наум, обличитель Ниневии

Приблизительное время чтения: меньше минуты.

Наум, обличитель Ниневии

Имя еще одного пророка, Наума, означает «утешение», и жил он явно в VII веке до н. э., когда самой могущественной державой на Ближнем Востоке была Ассирия. Но и она была не вечна — именно об этом и говорит пророчество Наума. Он тоже возвещает бедствие и разорение, но не своим соотечественникам, а жестоким захватчикам ассирийцам. Наверное, так в начале сороковых годов прошлого века проклинали гитлеровский рейх и желали ему скорейшей гибели. Но как же можно было такое ожидать, если Ассирия, обладала величайшей военной мощью и долгое время не знала поражений – совсем как рейх?

«Велико терпение Господа, огромна сила, виновного не оставит Он без наказания: в буре и вихре идет, облака попирает, как пыль!… Кто устоит пред Его негодованием? Кто выдержит Его пылающий гнев? Ярость Его разливается, как огонь, и скалы разрушаются пред Ним. Благ Господь! Он — убежище в скорбный день, знает Он прибегающих к Нему. Но Ниневию сметет потопом навсегда».

Ниневия — последняя из нескольких столиц этого государства, она была расположена на севере нынешнего Ирака. Она пала в 612 г. до н. э. под ударами своих бывших подданных, прежде всего вавилонян, которым было суждено создать следующую великую империю на древнем Ближнем Востоке. «Поднимается разоритель на Ниневию… Красны щиты воинов его, одеты в пурпур его богатыри, сверкает металл его колесниц в день, когда выступает он, древками копий потрясая. По улицам проносятся колесницы, мелькают на площадях, подобно факелам и молниям блестящим! Вызывает царь знать свою, но спотыкаются они по пути, к стене спешат оборону готовить. Тут открываются речные врата — и сметен дворец!»

Эта картина вполне обычна и для других пророчеств о других странах и городах: вражеская армия врывается в город, всё круша на своем пути… Но что это за «речные врата» и причем они здесь? Ниневия была огромным и хорошо укрепленным городом с большим гарнизоном и обильными запасами. Когда к стенам города подошли войска разных племен во главе с вавилонянами, им предстояла, казалось бы, долгая и изнурительная осада с неясной перспективой. Но всё вышло совсем иначе. Ниневия стояла на берегу реки Тигр, и осаждавшее войско прорыло канал, чтобы подвести речную воду прямо под стены города. А затем хлынул небывалый ливень, русло переполнилось, и большой участок городской стены — прямо возле царского дворца! — был подмыт бурным потоком и рухнул. Следом за водой в город через эти «речные ворота» устремилось и осаждавшее его войско. Город пал в одночасье.

Сегодня толкователи спорят: неужели Наум действительно угадал, что так всё и произойдет? Или он сочинил свое пророчество «задним числом», уже зная, что произошло с Ниневией? Ведь не мог же он предвидеть такой неожиданный поворот событий! Трудно говорить с уверенностью, кто что понимал без малого три тысячи лет назад, но если бы Наум просто описывал события, которые уже произошли, наверняка он сделал бы это красочнее и ярче. Нет, туманные «речные ворота» похожи как раз на пророчество, смысл которого мог в тот момент не понимать даже сам пророк, а когда всё так и случилось, открылась стоявшая за этими словами картина. А вот свидетельств очевидцев, как пала ненавистная Ниневия, в Библии мы не найдем. Это не так интересно, как сбывшееся пророчество.

Но главное в книге вовсе не детали гибели Ниневии, а ее причины. «Это за множество блудодеяний блудницы, на вид приятной, в чародействе искусной: с помощью блуда народами торговала, с помощью чародейства — племенами… Нет исцеления ране твоей, тяжела болезнь твоя, и все, кто слышат о тебе, в ладони бьют: над кем же не тяготела жестокость твоя?» Господь обличает Свой избранный народ, когда тот впадает в грех, и наказывает его, если не слушает обличений. Но это совсем не значит, что преступления других народов и стран Ему безразличны. Он — Судия всей земли, и эта весть одна из главных, какие принесли человечеству библейские пророки.

Самария, Северное Царство, погибла прежде Ниневии. Но для Иудеи гибель очередной империи означала избавление от страшной угрозы… как окажется дальше, не очень надолго. Но пока что слова Наума полны светлой радости. Он не торжествует по поводу гибели противника, он ликует о том, что Господь избавил Свой народ: «Вот, бежит вестник по горам, возвещает мир! Празднуй, Иудея, праздники свои, исполняй свои обеты, потому что не пройдет по тебе нечестивый вновь, сгинул он насовсем!»

Календарь русских народных примет на каждый день

Время года: Зима — декабрь, январь, февраль.

Время года: Весна — март, апрель, май.

Время года: Лето — июнь, июль, август.

Время года: Осень — сентябрь, октябрь, ноябрь.

Преподобный и равноапостольный Наум Охридский, чудотворец

Подробности Создано 09.08.2018 14:31 Святой Наум Охридский родился в Мизии, как называлась некогда Болгария, в семье благочестивых родителей. Когда он вырос, то, презрев свое благородное происхождение и богатство, последовал за равноапостольными Константином Философом и его братом Мефодием, которые шли и проповедовали христианство среди мизийских, далматинских, паннонских и моравских народов, и дошел с ними до самого Рима. Там блаженный папа Адриан по бывшему ему Божиему откровению приготовил им торжественную встречу на подходе к городу со всем церковным причтом и именитыми горожанами. Бог явил много чудес и исцелений, прославляя Своих святых. После встречи папа отслужил Божественную Литургию и совершил постриг в монашество Константина Философа, дав ему имя Кирилл. Мефодия же он рукоположил в архиепископа Моравии и всей Паннонии. По окончании Литургии папа Адриан показал всем книги, переведенные братьями с греческого языка на болгарский. Каждая из них, являя чудо, раскрывалась сама при словах папы: «Благословен Бог!» Адриан говорил, что книги те были истинным жертвоприношением, угодным Богу. Тогда же многие были им рукоположены в священников и дьяконов, в том числе и Климент с Наумом. Папа повелел рукоположенным совершить все богослужебное правило, — и вечернее, и утреннее, — по болгарским книгам в большом храме святого апостола Петра, что и было сделано. Там же прошла по новым книгам и Божественная Литургия, и все прославляли Бога за явленные Им чудеса. Спустя некоторое время, 14 февраля 869 года, в Риме скончался богоносный отец Кирилл. Его тело было положено в храме святого Климента Римского, ученика апостола Павла. После смерти равноапостольного учителя словенского Бог явил чудеса и через знамения прославил Своего истинного угодника. Окончив скорбеть по дорогому брату и получив благословение от блаженного папы Адриана отправиться в путь, Мефодий, сопровождаемый учениками, пошел в Паннонию и Моравию, где в сане архиепископа устраивал все во благо вверенной ему паствы. После его смерти 6 апреля 885 года архиепископский престол занял Вихинг, следовавший ереси Македония и Аполлинария, по которой утверждалось, что Святой Дух исходит и от Отца, и от Сына. Много бед и скорбей пришлось испытать от него ученикам святого Мефодия. Их держали в заточении, скованных цепями, но они горячо молились, и несколько раз случалось землетрясение, вынуждавшее всех бежать из домов, а двери темницы распахивались, и оковы сами падали с узников. Люди, изумляясь чуду, называли учеников великими святыми. Однако духоборцы приписали все случившееся веельзевулу, как иудеи то, что совершал Иисус (Мф. 12:24), а самих учеников изгнали с тех земель, причинив им много страданий. Тех же из них, кто имел сан пресвитера или дьякона, предали за деньги евреям, и они доставили всех в Венецию на продажу. Но по Божиему усмотрению во время торгов в город приехал по некому делу из Царьграда посланец правителя. Узнав об узниках, одних он выкупил, других просто взял, доставил в Константинополь и представил Императору Василию. Каждого из изгнанников восстановили в сане, и никому из них не пришлось умереть в рабстве. Одни остались в Византии при помощи, оказанной им тамошними правителями, а другие вернулись в Болгарию, где были приняты с большим почетом.
Моравия, как и пророчествовал святой Архиепископ Мефодий, вскоре получила от Бога воздаяние за свои беззакония и ереси, за изгнание правоверных отцов и перенесенные ими от еретиков страдания. Через несколько лет пришел пеонский народ, который пленил и опустошил моравские земли, а те из жителей, кто уцелел, бежали к болгарам, так что вся разоренная земля их осталась врагам. Те из учеников Мефодия, что не были проданы иудеям, пошли к реке Дунай, отряхнув прах от ног своих, как сказано в Писании (Мф. 10:14). В селении, где они остановились, по их молитвам воскрес умерший единственный сын некого вельможи. Дом его просветился христианством, как и многие другие, и жители стали почитать пришедших к ним учителей. Но те отправились дальше. Придя к Дунаю, они помолились, призывая имя Святой Троицы, связали плот из деревьев и переправились на нем на другой берег. В Белграде представитель болгарского Царя встретил их с почетом и сразу же послал к самому правителю, благоверному Борису-Михаилу, в его столицу — город Плиску. Узнав о прибытии святых, Царь Борис очень обрадовался, потому что давно искал таких учителей болгарского языка. Святые Климент и Наум остановились в доме боярина Эсхага, а Ангеларий в доме Чеслава. Блаженный Ангеларий скоро слег с тяжелой болезнью и отошел ко Господу. Царь Борис полюбил беседовать с преподобными и с удовольствием слушал их благодатные слова о вере и благочестивой жизни. В 886 году послал он Климента в западные пределы своих земель, в места, называвшиеся Кутмичевицей, где тот основал школу болгарского языка и собрал до 3500 учеников, которых учил болгарской письменности, Священному Писанию, христианскому благочестию и церковному благочинию. Из учеников этих были поставлены священники, дьяконы и чтецы. Наум остался в Плиске и Преславе, продолжая то же дело просвещения людей. В 893 году святой Климент был поставлен епископом Дрембичским, или Беличским, по просьбе Симеона сына Царя Бориса, который отказался от престола и принял монашеский постриг. Тогда же святой Наум был отпущен Царем учительствовать вместо Климента в городе Охриде. Там он продолжал совершение подвигов в угождении Богу, сохранив свое девство от рождения до кончины. При устье Белого озера святой воздвиг большую обитель, в которой был построен им храм святых Архангелов. Сделано это было на деньги и по распоряжению благоверного Царя Бориса-Михаила и его сына, благочестивого Царя Симеона. Наум учительствовал в течение семи лет, а по прошествии этого срока удалился от дел и поселился в своем монастыре, где прожил еще десять лет. В конце жизни принял он монашеский постриг и почил о Господе с миром 23 декабря, будучи уже в глубокой старости. Тело его было убрано к погребению руками святого архиерея — епископа Климента Охридского, почившего шесть лет спустя, в 910 году. Гроб преподобного Наума был положен в храме с правой стороны. Бог прославил преподобного Наума многими чудесами, изгнанием бесов и исцелением от болезней. Молитва равноапостольному Науму, Охридскому чудотворцу Тебе, угодниче Бога Живаго, Науме чудотворче, иже исполнил еси закон Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и сподобился еси от Него живота вечнаго, покланяемся любовию, и тя благодарим со смирением, за премногия твоя чудодейства, имиже помогаеши немощным людем и прославляеши имя Господа Бога и Спаса своего. Тебе бо, верный служителю Бога и Спаса, дадеся благодать Всесвятаго Духа бесы изгоняти, болящия исцеляти, немощныя укрепляти, страждущия утешати и во всяких скорбех помогати. Того ради мы, недостойнии, почитаем тя, яко цевницу духовную, еюже изливается сила и небесное утешение коемуждо на потребу, и славословии прославляем Творца, Иже дарова ти таковую божественную силу и достояние. К тебе припадаем, праведниче и друже aнгелов, преподобне отче наш Науме, с покаянием и умилением, не престай молитися за свой род православный пред Престолом Пресвятыя, Единосущныя Троицы, за вся притекающия и кланяющияся пред твоими святыми мощами и всечестною иконою твоею, за болящия, и в вере усопшия, за старцы и младыя, за девы и матери. Святе отче наш Науме, человече Божий, покрый немощи наша и исцели болезни наша, молитвами твоими, скоро услыши нас и потщися в помощь нам, да никогдаже рекут невернии: где есть Бог их? О преподобне отче Науме, яви силу твою, дарованную ти от Всемогущаго Господа, на нас, грешных рабех твоих, просвети ум наш светом святаго Евангелия, еже в житии твоем проповедал еси, и сохрани ны в целомудрии, здравии душевнем и отжени от нас пакостника диавола. Укрепи и телеса наша здравием, яко да возможем богоугодно подвизатися и ближним нашим послужити, подаждь же нам покаяние и да в доброделании и Богоугождении поживше, обрящем милость Божию на Страшнем Судищи Христове. Помолися, о преславне Науме чудотворче, за ны, да простятся нам согрешения вольныя и невольныя, и да очистит ны Господь Духом Своим Святым от всякия нечистоты, да достойни явимся Царствия Небеснаго, идеже с тобою прославим Святую Троицу, Яже тя прослави, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь равноапостольному Науму, Охридскому чудотворцу Тропарь, глас 4: Мир оставил еси, прилепився Христу, плоть распял еси, пожив Духу, Науме всеблаженне, потщался еси апостольским подвизатися течением и уловил еси к вере болгарская неисчетная множества. Темже молитвами твоими избави нас от искушений. Кондак, глас 3: Светлых твоих подвигов пречестная память, яко велие солнце, всем возсиявает, лица воспевающих тя просвещает, демоны и всяку болезнь отгоняет: сего ради, сошедшеся, любовию сию верно восхвалим. Величание Величаем Тя, святый равноапостольный Науме, вся словенския страны ученьми своими просветивший и ко Христу приведший. Болгарский патерик.

Молитвы о детях

Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, благослови́, освяти́, сохрани́ ча́до мое́ си́лою Животворя́щаго Креста́ Твоего́.

Молитва о детях

(преподобного Амвросия Оптинского)

Го́споди, Ты Еди́н вся ве́си, вся мо́жеши и всем хо́щеши спасти́ся и в ра́зум Истины прийти. Вразуми́ сына моего́ (имя) позна́нием и́стины Твоея́ и во́ли Твоея́ Святы́я и укре́пи его ходи́ти по за́поведям Твои́м и меня́, гре́шного, поми́луй.

Молитва родителей о детях

Го́споди Иису́се Христе́, бу́ди ми́лость Твоя́ на сы́не мое́м (имя), сохрани́ его́ под кро́вом Твои́м, покры́й от вся́каго лука́ваго похоте́ния, отжени́ от него́ вся́каго врага́ и супоста́та, отве́рзи ему́ у́ши и о́чи серде́чныя, да́руй умиле́ние и смире́ние се́рдцу его́, обрати́ его́ на покая́ние, просвети́ ум его́ све́том ра́зума Ева́нгелия Твоего́, наста́ви его́ на стезю́ за́поведей Твои́х и научи́ его́, Спа́се, твори́ти во́лю Твою́, я́ко Ты есть Бог наш. Aми́нь.

Молитвы о детях к Божией Матери

(Из женского монастыря в Шуе, Ивановской области)

О, Пресвята́я Влады́чице Де́во Богоро́дице, спаси́ и сохрани́ под кро́вом Твои́м моего сына (имя). Укро́й его́ ри́зою Твоего́ матери́нства, соблюди́ его в стра́хе Бо́жием и в послуша́нии роди́телям, умоли́ Го́спода моего́ и Сы́на Твоего́, да да́рует им поле́зное ко спасе́нию их. Вруча́ю их Матери́нскому смотре́нию Твоему́, я́ко Ты еси́ Боже́ственный Покро́в раба́м Твои́м.

Ма́терь Бо́жия, введи́ меня́ во о́браз Твоего́ небе́снаго матери́нства. Уврачу́й душе́вные и теле́сные ра́ны сына моего́ (имя), мои́ми греха́ми нанесе́нные. Вруча́ю дитя́ мое́ всеце́ло Го́споду моему́ Иису́су Христу́ и Твоему́, Пречи́стая, небе́сному покрови́тельству. Ами́нь.

Молитва 1

Проро́к Нау́м, наведи́ меня́ (моего сына, дочь) на ум.

Молитва 2

Во и́мя Отца́ и Сы́на и Свято́го Ду́ха. Свято́й о́тче Нау́м, напра́вь о́трока моего́ на ум, дай ему благослове́ние на я́рое уче́ние, па́мять его укрепи́, стара́нья пробуди́. Возьми́ его́ ру́ку, отгони́ лень и ску́ку. Пусть будет сей о́трок на умо́к скор, в уче́нье спор. Ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва об отроке неудобоучащемся

(плохо учащемся)

Го́споди Иису́се Христе́ Бо́же наш, всели́выйся в сердца́ двуна́десятых Апо́столов нелицеме́рно, благода́тию Всесвята́го Ду́ха, сошедшаго в виде о́гненных язы́к, и сих устне́ отве́рзый, и нача́ша глаго́лати иными языки́.

Сам Го́споди Иису́се Христе́ Бо́же наш, ниспосли́ Того́ Ду́ха Твоего́ Свята́го на отроча́ сие́ (имя) и насади́ во ушеса́ се́рдца его́ Свяще́нныя Писа́ния, я́же рука́ Твоя́ пречи́стая на скрижа́лех начерта́ законополо́жнику Моисе́ю, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в.

Ами́нь.

Благословение матери

Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, моли́тв ра́ди Пречи́стыя Твоея́ Ма́тери услы́ши меня́, гре́шную и недосто́йную рабу́ Твою́.

Го́споди, в ми́лости Твое́й вла́сти ча́до мое́, поми́луй и спаси́ его́ и́мени Твоего́ ра́ди.

Го́споди, прости́ ему́ вся согреше́ния, во́льныя и нево́льныя, соверше́нные им пред Тобо́ю.

Го́споди, наста́ви его́ на и́стинный путь за́поведей Твои́х и вразуми́ его́ и просвети́ све́том Твои́м Христо́вым, во спасе́ние души́ и исцеле́ние те́ла.

Го́споди, благослови́ его́ в до́ме, о́коло до́ма, в шко́ле, в по́ле, в рабо́те и в доро́ге, и на ка́ждом ме́сте Твоего́ владе́ния.

Го́споди, сохрани́ его́ под кро́вом Твои́м Святы́м от летя́щей пу́ли, стрелы́, ножа́, меча́, я́да, огня́, пото́па, от смертоно́сной я́звы и от напра́сныя сме́рти.

Го́споди, огради́ его́ от ви́димых и неви́димых враго́в, от вся́ких бед, зол и несча́стий.

Го́споди, исцели́ его́ от вся́ких боле́зней, очи́сти от вся́кия скве́рны (вина́, табака́, нарко́тиков) и облегчи́ его́ душе́вные страда́ния и ско́рби.

Го́споди, да́руй ему́ благода́ть Ду́ха Твоего́ Свята́го на мно́гие ле́та жи́зни, здра́вия и целому́дрия.

Го́споди, умно́жь и укрепи́ его́ у́мственные спосо́бности и теле́сные си́лы.

Го́споди, дай ему́ Твое благослове́ние на благочести́вую семе́йную жизнь и благочести́вое деторожде́ние.

Го́споди, да́руй и мне, недосто́йной и гре́шной рабе́ Твое́й, роди́тельское благослове́ние на ча́до мое́ в настоя́щее вре́мя утра́, дня, ве́чера и но́чи и́мени Твоего́ ра́ди, и́бо Ца́рствие Твое́ ве́чно, всеси́льно и всемогу́ще. Ами́нь.

Источник: https://voskrcerkov.ru/molitvy-o-detyax/

Память святого пророка Наума

  • 1 декабря святая Церковь вспоминает молитвенную память святого праведного Филарета Милостивого и святого пророка Наума. Житие праведного Филарета читайте здесь >>
  • Святой пророк Наум, – один из двенадцати, так называемых, малых пророков, – происходил из Галилеи, из селения Елкоша.
  • Главное содержание книги Наума есть пророчество о падении и погибели Ниневии, предсказание бедствий, какие праведный Господь наведет на сей город, и самое живое изображение окончательного и совершенного разрушения этого великого и сильно укрепленного города.

Пророк Наум предсказывает разрушение Ниневии, как наказание за ее беззакония и особенно за разрушение Израильского царства и за хулу Сеннахирима на Иегову. Таким образом, Наум повторяет то грозное пророчество, которое было изречено на Ниневию пророком Ионою; пророчество Ионы о погибели Ниневии (Ион.2:2) не было отменено, но лишь отстрочено. Ниневитяне, покаявшись на малое время после проповеди пророка Ионы, видя, что на них не сбылось его пророчество, снова обратились к прежним своим злым делам; этим они снова прогневали Бога и оскорбили Его долготерпение.

Молитвы к святому пророку Науму

Молитвы святых —> Православные молитвы —> Молитвы к святому пророку Науму

Молитва

О, прехвальный и пречудный пророче Божий Науме! Услыши нас, грешных и непотребных, в час сей предстоящих пред святою твоею иконою и усердно прибегающих к ходатайству твоему.

Моли о нас Человеколюбца Бога, да подаст нам дух покаяния и сокрушения о гресех наших и всесильною Своею благодатию да поможет нам оставити пути нечестия, приспевати же во всяком деле блазе, да укрепит нас в борьбе со страстьми и похотьми нашими; да всадит в сердце наше дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух терпения и целомудрия, дух ревности к славе Божией и спасению ближних. Упраздни молитвами твоими, пророче, злыя обычаи мира, паче же погибельный и тлетворный дух века сего, заражающий христианский род неуважением к Божественней Православней вере, к уставам святыя Церкви и к заповедем Господним, непочтением к родителем и влаcтем предержащим, и низвергающий людей в бездну нечестия, развращения и погибели. Отврати от нас, пречудне пророче, предстательством твоим праведный гнев Божий, и избави вся грады и веси царства нашего от бездождия и глада, от страшных бурь и землетрясений, от смертоносных язв и болезней, от нашествия врагов и междоусобныя брани. Укрепи твоими молитвами православных людей, благопоспешествуй им во всех благих деяниих и начинаниях к водворению мира и правды в державе их. Пособствуй Всероссийкому Христолюбивому воинству во бранех со врагами нашими. Испроси, пророче Божий, от Господа пастырем нашим святую ревность по Бозе, сердечное попечение о спасении пасомых, мудрость в учении и управлении, благочестие и крепость во искушениих, судиям испроси нелицеприятие и безкорыстие, правоту и сострадание к обидимым, всем начальствующим попечение о подчиненных, милость и правосудие, подчиненным же покорность и послушание ко влаетем и усердное исполнение своих обязанностей; да, тако в мире и благочестии поживше в сем веце, сподобимся причастия вечных благ в Царствии Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже подобает честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, во веки веков. Аминь.

Молитва иная

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Святой отче Наум, Направь отрока моего на ум, Дай ему благословение на ярое учение, Память его укрепи, старанья пробуди. Возьми его руку, отгони лень и скуку. Пусть будет сей отрок на умок скор, в ученье спор. Ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва иная

О, святый угодниче Божий, пророче Науме! Подвигом добрым позвизався на земли, восприял еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславном окончании жительства твоего и чтем светлую память твою.

Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавлыпеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякого зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, вйдети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь святому пророку Науму

  • Тропарь, глас 2
  • Пророка Твоего Наума память, Господи, празднующе, тем Тя молим, спаси души наша.
  • Кондак, глас 4
  • Просветившееся Духом чистое твое сердце, пророчества бысть светлейшаго приятелище: зриши бо, яко настоящая, далече сущая; сего ради тя почитаем, пророче блаженне, Науме славне.
  • Молитва всем святым и бесплотным небесным силам

Боже святый и во святых почиваяй, трисвятым гласом на небеси от Ангел воспеваемый, на земли от человек во святых Своих хвалимый: давый Святым Твоим Духом комуждо благодать по мере дарования Христова, и тою поставивый Церкви Твоей святей овы Апостолы, овы пророки, овы же благовестники, овы пастыри и учители, их же словом проповеди. Тебе Самому действующему вся во всех, мнози совершишася святии в коемждо роде и роде, различными добродетель-ми благоугодившии Тебе, и к Тебе нам образ добрых подвигов своих оставивше, в радости прешедшии, готови, в нем же сами искушени быша, и нам напаствуемым помогати. Сих святых всех воспоминая и их богоугодное похваляя житие, Тебе Самаго, в них действовавшаго, восхваляю, и онех благотворения Твоя дарования быти веруя, прилежно молю Тя, Святе святых, даждь ми грешному последовати их учению, паче те Твоею вседействующею благодатию, небесныя с ними сподобитися славы, хваляще пресвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго духа во веки. Аминь.

Возвышающий к Богу — Архангел Иеремиил

Каждому христианину знаком Апокалипсис — Откровение Иоанна Богослова. Но есть и другие апокалипсисы – слово это переводится как «пророчество» или «откровение». Одна из таких книг – Третья книга Ездры.

Пророк Наум: житие и икона святого, день почитания и значение, молитвы

Собор Архистратига Михаил и всех Небесных сил бесплотных

Она включена в состав Священного Писания, но является неканонической. Несмотря на это, она признана назидательной и полезной для верующих. На страницах этой книги является нам Архангел Иеремиил.

Что нам известно об служителе Божием

Пророк Ездра (Эзра) не является автором книги, которая названа ее именем.

Автор — неизвестный нам человек, ставший свидетелем катастрофы: в 70 г. нашей эры Второй Храм иудеев был разрушен воинами императора Тита во время штурма Иерусалима.

Размышляя о смысле бедствий, постигших его народ, автор обращается в прошлое – к разрушению Первого Храма.

Ездра — пророк, свидетель разрушения Первого храма. Автор книги вкладывает в его уста собственные рассуждения. Переживания Ездры – те самые «вечные вопросы», ответы на которые рано или поздно вынужден искать каждый человек: откуда зло в нашем мире и почему его попускает Господь? Есть ли Божественная справедливость?

Пророк задает вопросы о путях Господних, о судьбе первого человека Адама и Ноя. Господь посылает для беседы с ним Архангелов – сначала Уриила, а потом Иеремиила.

Архангелы отвечают на вопросы Ездры видениями, в которых ему открывается откровение.

«Я отвечал и сказал: знаю, Господи, что Всевышний называется милосердым, потому что помилует тех, которые еще не пришли в мир, и милует тех, которые провождают жизнь в законе Его.

Он долготерпелив, ибо оказывает долготерпение к согрешившим, как к Своему творению.

Он щедр, ибо готов давать по надобности, и многомилостив, ибо умножает милости Свои к живущим ныне и к жившим и к тем, которые будут жить». (3Езд. 7: 63-65)

Ездра беседует с Архангелами и обретает надежду в приходе в мир Мессии. В его словах звучат аналогии с Откровением Иоанна Богослова.

« Приими число твое, Сион, и заключи твоих, одетых в белые одеяния, которые исполнили закон Господень. Число желанных сынов твоих полно. Проси державу Господа, чтобы освятился народ твой, призванный от начала.

Я, Ездра, видел на горе Сионской сонм великий, которого не мог исчислить, и все они песнями прославляли Господа.Посреди них был юноша величественный, превосходящий всех их, и возлагал венцы на главу каждого из них и тем более возвышался; я поражен был удивлением.

Тогда я спросил Ангела: кто сии, господин мой?

Он в ответ мне сказал: это те, которые сложили смертную одежду и облеклись в бессмертную и исповедали имя Божие; они теперь увенчиваются и принимают победные пальмы.

Я спросил: а кто сей юноша, который возлагает на них венцы и вручает им пальмы? Он отвечал мне: Сам Сын Божий, Которого они прославляли в веке сем. И я начал славить их, мужественно стоявших за имя Господне.

Тогда Ангел сказал мне: иди и возвести народу моему, какие видел ты дивные дела Господа Бога». (3Езд. 2: 40-48)

Иеремиил — Архангел пророческих откровений.

Он сопровождает в небесные обители души тех, кто покинул мир с верой в Господа.

Архангел Иеремиил помогает заблудшим увидеть свои грехи. Ему подчиняются и служат особые Ангелы — Ангелы покаяния.

Иеремиил свидетельствует о конце мира, когда чины Ангельские соберутся в день Страшного Суда, но в его словах — надежда на милосердие Божие.

«Не о том же ли вопрошали души праведных в затворах своих, говоря: «доколе таким образом будем мы надеяться? И когда плод нашего возмездия?» На это отвечал мне Иеремиил Архангел: «когда исполнится число семян в вас, ибо Всевышний на весах взвесил век сей, и мерою измерил времена, и числом исчислил часы, и не подвинет и не ускорит до тех пор, доколе не исполнится определенная мера» (3 Езд. 4: 35-37).

Иконописные изображения

Пророк Наум: житие и икона святого, день почитания и значение, молитвы

Архангел Иеремиил

Архангела изображают в числе Собора Небесных Сил бесплотных. Изображение Иеремиила на отдельной иконе встречается редко, в таком случае в деснице его весы, поскольку ему суждено присутствовать при конце мира.

Византийская иконография с XI века определила, что в центре иконы Собора Небесных сил бесплотных — зерцало с ликом Господа, его поддерживают Архангелы Гавриил и Михаил. Под ногами иногда изображены поверженные падшие бесплотные силы, а само Небесное воинство предстает в виде светлых крылатых юношей.

День празднования

У Архангела Иеремиила нет отдельного дня почитания, его память 8 (21) ноября в день Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Архангелов Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила.

О чем принято молится

Архангел Иеремиил — надежда заблудших.

Архангелу молятся:

  • перед исповедью;
  • о прощении грехов, которые были забыты;
  • об укреплении веры;
  • об избавлении от бед;
  • о спасении от внезапной смерти без покаяния;
  • о наставлении на истинный путь;
  • об исправлении грешников благодатью Божией;
  • за усопших.
  • ***
  • Имя Архангела можно перевести как «возвышение к Богу».
  • Что известно людям об Архангелах
  • Марина Рогова

Молитва

  1. Тропарь Небесным Чинам Бесплотным,глас 4
  2. Небе́сных во́инств Архистрати́зи,/ мо́лим вас при́сно мы недосто́йнии,/ да ва́шими моли́твами оградите́ нас/ кро́вом крил невеще́ственныя ва́шея сла́вы,/ сохраня́юще ны пpипа́дающия приле́жно и вопию́щия:/ от бед изба́вите ны,// я́ко чинонача́льницы вы́шних Сил.
  3. Перевод: Небесных воинств Архистратиги, непрестанно молим вас мы, недостойные, чтобы вы оградили нас вашими молитвами под кровом крыл невещественной вашей славы сохраняя нас, припадающих усердно и взывающих: «От бед избавьте нас, как начальники Вышних Сил!»
  4. Кондак Небесным Чинам Бесплотным,глас 2
  5. Архистрати́зи Бо́жии,/ служи́телие Боже́ственныя сла́вы,/ А́нгелов нача́льницы, и челове́ков наста́вницы,/ поле́зное нам проси́те, и ве́лию ми́лость,// я́ко Безпло́тных Архистрати́зи.
  6. Перевод: Архистратиги Божии, служители Божественной славы, Ангелов начальники и людей наставники, полезное нам испросите и великую милость, как бесплотных Архистратиги.
  7. Величание Небесным Чинам Бесплотным
  8. Велича́ем вас,/ Арха́нгели и А́нгели/ и вся во́инства,/ Херуви́ми и Серафи́ми,// сла́вящия Го́спода.
  9. Молитва Архангелу Иеремиилу
  10. Согласно молитвам Архангелам, читаемым на каждый день недели, молитва Архангелу Иеремиилу читается в субботу, но можно прибегать к ней и в любые другие дни.

О великий архистратиг и архангел Божий Иеремииле, в сонме ангелов света Ты есть неизреченная и непостижимая высота Господня. Милостью Бога Всевышнего Ты открыл верующим Царство Небесное, и благодатью молитв Пречистой хранишь нас в мирном покрове высоты Твоей. О пречудный и дивный Ангел Божий, умоли человеколюбца Бога, да предстательством ангельским Твоим дарует нам несокрушимую крепость духа и тела нашего, да преисполнит сердца наши неугасимым светом веры и любви Христа. Да с чистым сердцем воспоем, восславим и благословим единого в Троице Святой Господа Бога, Творца и Спасителя нашего, бессмертного Царя, предвечного Владыки, Отца и Сына и Святого Духа, всегда, ныне и присно, и в бесконечные и нескончаемые веки веков, аминь.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: