10 февраля 2021 года – Ефремов день (Ефрем Сирин): что это за праздник, как его отмечают, народные традиции, обряды, приметы и поверья этого дня, история


Прп. Ефрем Сирин

Ефрем Сирин
(+ 373), диакон, преподобный, один из великих учителей Церкви века Память 28 января

Родился в Низибии, в первых годах в. По сказанию его сирского жизнеописания, преподобный Ефрем был сыном языческого жреца, который за обращение его ко Христу изгнал его из родительского дома.

Прп. Ефрем был в юношестве безрассудным и раздражительным, но, попав случайно в тюрьму по обвинению в краже овец, здесь прозрел, удостоился слышать Глас Божий и смирился. После этого отправился к Иакову Низибийскому, изучал Священное Писание. Святитель Иаков знал высокие достоинства своего ученика и использовал их на благо Церкви — поручал ему читать проповеди, обучать детей в училище, взял его с собой на I Вселенский Собор в Никее (325 г.). Преподобный Ефрем 14 лет был в послушании у святителя Иакова до его кончины.

Вел в горах подвижнический образ жизни до взятия Низибии в 363 г. персами. С того времени поселился на горе у города Эдессы, поучал народ, проповедовал язычникам христианство, отказавшись от сана епископа, предложенного ему св. Василием Великим в Кессарии.

Скончался в 373 году в сане диакона.

Сам Ефрем называет себя человеком «неученым и малосмысленным»; однако его учености «удивлялся», по выражению Феодорита, Василий Великий.

Тропарь Ефрему Сирину

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, / и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, / и был еси светильник вселенней, / сияя чудесы, Ефреме, отче наш, / моли Христа Бога спастися душам нашим.

Труды

Преподобный Ефрем оставил много толкований на Священное Писание и других сочинений, переведенных на греческий и читавшихся в церквах, а также умилительные молитвы и песнопения и покаянную молитву «Господи и Владыко живота моего» и много сочинений аскетического характера».

В сочинениях самого Ефрема видно хорошее знакомство с произведениями не только христианских ученых, но и с «эллинской мудростью», с языческой мифологией и началами тогдашнего естествознания. В своих проповедях преподобный Ефрем нередко говорить о пользе знания и образования, которое, по выражению его, «выше богатства».

Сочинения преподобного Ефрема еще при его жизни переведены были на греческий язык; по словам Иеронима, они читались в церквах после св. Писания, как это в древности делалось с творениями Ерма и Климента Римского. Число его сочинений, по Фотию, простиралось до 1000, не считая составленных им и вошедших отчасти в богослужебное употребление молитв, а также стихотворений, излагавших учение церковное и положенных на народные напевы с целью противодействовать распространению ереси Вардесана.

Русский перевод творений преподобного Ефрема (московская духовная академия, 1848-53) не содержит в себе даже всех изданных его творений (всего лишь 265 заглавий).

Первое место между сочинениями Ефрема занимают его толкования на Священное Писание, дошедшие до нас не вполне. Между экзегетами восточной церкви преподобный Ефрем занимает одно из первых мест. Особенную цену его толкованиям придает знание еврейского языка, этнографии и географии Палестины.

Гораздо ниже по достоинству догматствование преподобного Ефрема. По умственному развитию церкви сирийской в его время нужно было скорее элементарное изложение христианского учения, чем его спекулятивное и диалектическое истолкование; к тому же сам Ефрем по складу своих духовных сил был не столько мыслитель, сколько оратор и поэт. Из своего знакомства с «эллинской мудростью» он вынес отрицательное отношение к ней, и все свое теоретическое миросозерцание обосновывает исключительно на религиозных началах, на так называемой вере церкви, чуждаясь спекулятивного богословия. Это охранительное, строго конфессиональное направление богословия Ефрема Сирина составляет черту, резко обособляющую его от других великих церковных учителей его времени. Даже в своих противоеретических сочинениях он большей частью не входит в ученое обсуждение еретических доктрин, а довольствуется лишь указанием на несогласие их с верой церкви и глубокой скорбью о нечестии еретиков-вольнодумцев.

Лучшую часть сочинений Ефрема Сирина составляют его проповеди, особенно нравоучительные. Он не столько доказывает, сколько высказывает свои мысли и чувства. «Сирский пророк» (название, данное ему современниками) является здесь в своей прирожденной сфере; он — истинный и настоящий оратор в христианском смысле слова. Его речи чужды искусственной конструкции и условной риторики; проповедь его часто обращается в настоящую гимнологию: бесконечное разнообразие сравнений доходит иногда до излишнего словообилия и чрезмерного аллегоризирования. Господствующий аргумент в его проповедях — умелая цитата из Св. Писания, главное содержание их — учение о жизни для Бога и в Боге. Несоответствие действительной жизни христианского общества с христианским идеалом наполняет его душу неутешной скорбью. Он говорит о покаянии, об удалении от суеты мирской, о борьбе со страстями; изображает смерть, страшный суд, загробную судьбу грешников и праведников. Чуждый крайнего ригоризма, он благословляет брак и семью, советует родителям заботиться о воспитании детей для жизни, о хорошем замужестве для дочерей, об определений сыновей на службу общественную и государственную. Его проповедь покаяния не есть проповедь мрачного и безотрадного состояния духа. Он обращает мысль слушателя к христианскому учению о благости Божией; уныние выставляется им как тяжкий грех. Одни поучения его кратки и имеют форму гномических наставлений древнегреческих философов; другие изложены в форме дооригеновской гомилии, т. е. настоящей беседы — диалога учителя с учениками; третьи представляют тип оригеновской гомилии, т. е. последовательного толкования большего или меньшего отрывка Св. Писания, перемежающегося нравоучениями; четвертые — настоящие обширные тематизованные слова (λόγοι), характеризуемые всесторонним объяснением предмета и истинно ораторским изложением. К этой группе, самой многочисленной, принадлежат наиболее известные проповеди Ефрема Сирина: семь слов о втором пришествии Христовом, о воскресении мертвых, о страданиях Спасителя, о кресте, о терпении, о вере, о посте, о добродетелях и пороках, о гордости.

Когда и где жил Ефрем Сирин?

Ефрем Сирин жил в IV веке. Он родился в 308 году и умер в 373 в возрасте 65 лет.

Всю свою жизнь преподобный Ефрем Сирин провел на территории Месопатамии — государства средней Азии, территорию которой сейчас занимают Турция, Ирак, Иран и Сирия.

На всех иконах преподобный Ефрем Сирин изображается в сирийском куколе.

Молитва Ефрема Сирина

Ефрем Сирин написал при жизни большое количество молитв-псалмов.

В свое время святитель Феофан Затворник перевел большую их часть на русский язык (книга вышла под названием «Псалтирь Ефрема Сирина»), но самая известная его молитва — великопостная, которая читается в Церкви Великим Постом — «Господи, владыко живота моего…»

Мы писали о молитве Ефрема Сирина подробно, почитайте.

Ефрем Сирин, житие кратко

Само житие святого не содержит почти никаких фактов о нем.

Известно только, что он родился в городе Низибия и провел в нем и его окрестностях почти до сорока лет. После Низибия была завоевана персами и преподобный Ефрем перебрался в город Эдесса, где позже умер.

Много лет в Низибии преподобный Ефрем был послушником у подвижника Иакова Низибийского — который в свою очередь был учеником святого Антония Великого: того самого египетского старца, что основал монашество в христианской традиции.

Вот, пожалуй, и все факты.

(Еще, пожалуй, можно отметить, что предание сохранило память об абсолютном незлобии преподобного Ефрема. Это настоящий подвиг, учитывая, что в юности он как раз отличался вспыльчивым и гневливым характером, но в монашестве полностью поборол в себе эти страсти.)

Испытания на смирение

На его пути встречались и негодяи, которые хотели остановить преподобного. Случилось нападение с оружием, Ефрема очень сильно избили, и он был на грани смерти. Но даже эта ситуация не повлияла на состояние его души, он продолжал писать и еще усерднее молиться.

Преподобный часто говорил проповеди, которые были очень поучительными. Его излюбленной темой было сокрушение собственного греха, затрагивал он и тему о страшном суде и памяти о жертве Господа. Осознание всех этих проповедей и искреннее желание исправить свое душевное состояние вело человека к покою и умиротворению. Слова Ефрема задевали самые тонкие материи души, человек возносился своими мыслями и сердцем. Это давало некую благодать, просветляло ум и мысли. Такая беседа помогала открыть человеку истину бытия, что давало многим возможность подняться на новую ступень собственного духовного развития.

В году 350 в жизни Ефрема случилась трагедия — смерть его собственного наставника и первого учителя Иакова Низибийского. Житие святого Ефрема Сирина резко изменилось.

Стойкая вера

Одна из блудниц, которая пыталась искусить, начала беседу с Ефремом. В этом случае он смог все ей объяснить, и даже склонить к покаянию и походу в храм. В скором времени блудница в прошлом стала усердной монахиней в одном из монастырей. Именно эта встреча стала для нее судьбоносной, полностью перевернула жизнь и подарила истинный путь, который выстлал дорогу в храм Божий.

Но помимо молитвы и питания души своей приходилось заботиться и о теле. Чтобы купить себе кусок хлеба, приходилось работать у человека, который содержал собственную баню. Также в свободное время Ефрем Сирин читал проповеди, чтобы спасти души окружающих.

Самая известная история из жития Ефрема Сирина

Житие преподобного Ефрема не изобилует фактами. Главная память о нем — его творения и тексты молитв, которые до сих пор хранит Церковь.

Пожалуй, самая известная история о Ефреме Сирине произошла с ним в юности, когда он попал в тюрьму.

Хотя, Ефрем вырос к благочестивой семье, в юношестве он вел не самый праведный образ жизни. Однажды он напился вместе с одним из крестьян, а на утро был обвинен в краже нескольких овец.

Преподобный Ефрем Сирин овец не крал, — их утащили ночью дикие животные, — однако ему не поверили и посадили в тюрьму. Там он оказался с еще двумя заключенными, которых также заточили по ложным обвинениям.

В тюрьме три человека разговорились и выяснилось, что по данным обвинениям все трое невиновны (Ефрем Сирин овец не крал, другой — не прелюбодействовал, третий — не убивал), но каждый, оказывается, совершал в своей жизни поступок, который заслуживал наказания — просто о них никто не узнал. Например, сам Ефрем Сирин за какое-то время до этого из озорства выгнал корову одного бедняка в поле — и там ее загрызли звери.

Вскоре настоящие преступники были найдены и все трое были освобождены. Но сам Ефрем оказался под огромным впечатлением от произошедшего. Оказывается, справедливость — это человеческое понятие, а над ним пролегает Божий промысел, который не всегда сразу виден. И как разнообразно, — и всегда по божественное правде! — устраивается жизнь.

Житие рассказывает, что после этого события Ефрем Сирин сразу же (или вскоре) решился на иноческую жизнь и стал монахом.

Встреча с Василием Великим

Однажды Ефрему явилось видение, в котором был огромный огненный столб, и голос говорил о том, что этот столб есть сам Василий. Речь шла о Святом Василии Великом. В те времена он был Архиепископом Кесарии Каппадокийской. Преподобный Ефрем принимает решение отправиться в путь, чтобы встретиться с Василием. По прибытию он застал его в храме, по окончанию службы они имели искреннюю дружескую беседу. Как выяснилось в беседе, Василий очень много слышал о деяниях Ефрема, поэтому общался с ним как с давно знакомым человеком.

Святой Василий видел, что Ефрем достоин большего, но не стал принуждать его к своей воле. Он прочел над ним молитвы. Ефрем решил погостить три дня и затем снова отправился в свой город продолжать проповедовать людям. Делал он это абсолютно бескорыстно, пытаясь подарить окружающим свою любовь. Он избегал похвалы, уважения или почитания, пытаясь уделять каждую свободную минуты общению с Богом. Однажды люди хотели сделать его епископом.

Неприятное событие и дивное предзнаменование

Мать ребенка знала о предназначении сына. Все дело в том, что Ефрема заключили в темницу, предъявив ему обвинение в краже овец. Именно тогда матери приснился сон, который пророчил судьбу сына. Именно в стенах темницы он смог сосредоточиться на своем состоянии и услышать душу. После освобождения из заключения Ефрем был еще очень молод, но, тем не менее, он смог принять твердое решение отправиться в горы к отшельникам. Именно там ему было суждено встретить своего первого учителя по имени Иаков. В последующие годы Иаков стал епископом Низибийским. Многие церковные служители считают, что каждый серьезный христианин обязательно должен изучить житие Ефрема Сирина, чтобы почувствовать настроение истинного послушника Бога.

Ефрем Сирин и блудницы

Еще одна история, которая часто рассказывается о преподобном Ефреме.

Не раз его пытались соблазнить блудницы, но каждый раз он своим духом и словами убеждал их покаяться. Каждый раз на словах он соглашался на предложение блудниц, но с одним условием — что грех будет совершен на центральной площади города.

Женщины от такого предложения смущались, а преподобный Ефрем Сирин укорял их, говоря, что если мы стыдимся людей, то как можем не стыдится Бога, которому видно все лучше, чем горожанам на центральных улицах.

Рождение и ранние годы

Многочисленные источники говорят о том, что преподобный родился в конце 3-го века в небольшом городке под названием Низибии. Его родители были не знатного рода, обычные земледельцы, которые зарабатывали на свой хлеб тяжелым трудом. Но эти люди были особенными, ведь их христианская вера дала ребенку первые толчки на жизненном пути. Среди его близких родственников также были представители христианской общины. Ребенок с самого детства воспитывался в смирении. При этом такая черта характера не мешала быть ему очень активным и любознательным.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]