Гедеон. Самсон. Самуил. Руфь. Саул. Давид. Соломон


Гедеон: предыстория (Судей 6:1-10)

Что касается времени, рассматриваемая нами история происходила в период, когда Израилем правили судьи. До Гедеона судьей-правителем была Девора, женщина, избранная Богом, при правлении которой «покоилась земля сорок лет» (Судей 5:31). Однако этот покой не мог длиться вечно. В Судей 6:1-6 говорится:

Судей 6:1-6 «Сыны Израилевы стали [опять] делать злое пред очами Господа, и предал их Господь в руки Мадианитян на семь лет. Тяжела была рука Мадианитян над Израилем, и сыны Израилевы сделали себе от Мадианитян ущелья в горах и пещеры и укрепления. Когда посеет Израиль, придут Мадианитяне и Амаликитяне и жители востока и ходят у них; и стоят у них шатрами, и истребляют произведения земли до самой Газы, и не оставляют для пропитания Израилю ни овцы, ни вола, ни осла. Ибо они приходили со скотом своим и с шатрами своими, приходили в таком множестве, как саранча; им и верблюдам их не было числа, и ходили по земле Израилевой, чтоб опустошать ее. И весьма обнищал Израиль от Мадианитян […]».

После сорока лет мира и покоя Израиль оказался под игом мадианитян. Как мы видим из текста, мадианитяне наносили Израилю такой ущерб, что не оставалось «для пропитания Израилю ни овцы, ни вола, ни осла» (Судей 6:4). Однако все эти беды постигли Израиль не случайно. В Судей 6:1 указывается их причина:

Судей 6:1 «Сыны Израилевы стали [опять] делать злое пред очами Господа, и предал их Господь в руки Мадианитян на семь лет».

«Сыны Израилевы стали [опять] делать злое пред очами Господа». Вот за что они были притесняемы врагами, хотя это притеснение имело и положительный результат. Действительно, в Судей 6:6 говорится:

Судей 6:6 «И весьма обнищал Израиль от Мадианитян, И [как следствие этого обнищания – прим. авт.] ВОЗОПИЛИ СЫНЫ ИЗРАИЛЕВЫ К ГОСПОДУ».

Именно по причине невыносимого притеснения врагами Израильтяне возопили к Господу. И, кстати, такое происходило уже не раз. Очень часто они совершали зло в глазах Бога, поклоняясь идолам, но, как только их постигали бедствия, они обращались от зла и искали истинного Бога. В Судей 6:7-10 говорится о том, как Бог отвечает на их мольбы:

Судей 6:6-10 «И весьма обнищал Израиль от Мадианитян, и возопили сыны Израилевы к Господу. И когда возопили сыны Израилевы к Господу на Мадианитян, послал Господь пророка к сынам Израилевым, и сказал им: так говорит Господь Бог Израилев: Я вывел вас из Египта, вывел вас из дома рабства; избавил вас из руки Египтян и из руки всех, угнетавших вас, прогнал их от вас, и дал вам землю их, и сказал вам: ‘Я—Господь Бог ваш; не чтите богов Аморрейских, в земле которых вы живете’; но вы не послушали гласа Моего».

В ответ на мольбы израильтян Бог послал пророка, который донес до них Его слово, обличающее их в содеянном. Однако это было лишь начало. В следующих разделах статьи мы увидим, что еще сделал Бог.

2.2. Функции судей

Главная функция судей – приводить народ к покаянию и избавлять от угнетения и притеснения. Вторичное их служение – это служение управления народом, которое отнюдь не все судьи несли. В основном функции управления принадлежали старейшинам, а главное и первое значение судьи – это восстановление богопочитания и избавление израильтян от угнетателей.

Если мы посмотрим по книге судей, какие народы угнетали израильтян, то увидим, что тут представлена вся окрестная «география». Сколько бы ни было вокруг народов, все по очереди, видимо, в том порядке, в каком израильтяне принимали разных идолов, приходили с оружием в руках — моавитяне, аммонитяне, мадианитяне, филистимляне и даже из Месопотамии — для того, чтобы их завоевать.

Чтобы соблюсти формальный порядок, перечислю судей Израильских: Гофониил, освободивший страну от угнетения Месопотамией, затем Аод, избавивший израильтян от моавитян. Затем Девора и Варак, избавившие от хананеев, Гедеон, сражавшийся против мадианитян, дальше его сын Авимелех, который беззаконно пытался воцариться; кратко говорится о судействе Фола и Иаира, потом Иеффай, который сражался против аммонитян; затем говорится о судействе Есевона, Елона и Авдона; последний судья – это Самсон, который боролся с филистимлянами. О некоторых мы поговорим более подробно.

Гедеон: начало (Судей 6:11-35)

После того, как Бог послал пророка с обличением к Израилю, следующим Его действием стал призыв человека по имени Гедеон. Вот что говорится в Судей 6:11-12:

Судей 6:11-12 «И пришел Ангел Господень и сел в Офре под дубом, принадлежащим Иоасу, потомку Авиезерову; сын его Гедеон выколачивал тогда пшеницу в точиле, чтобы скрыться от Мадианитян. И явился ему Ангел Господень и сказал ему: Господь с тобою, муж сильный!»

Читая о явлении ангела Гедеону, не стоит представлять себе светловолосое создание в белых одеждах, шумно взмахивающее огромными белыми крыльями. Такое представление об ангелах – не более, чем миф и плод воображения. На самом деле, нигде в Библии не говорится о том, что у ангелов есть крылья, что они светловолосы или одеты в белые одежды. Библия называет их лишь «служебными духами, посылаемыми на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (Евреям 1:14).

Возвращаясь к нашей основной теме, обратим внимание на то, как Бог, в лице этого ангела, приветствует Гедеона. Он называет его «мужем сильным». А ведь Гедеон был всего лишь бедняком, тайно выколачивающим пшеницу, чтобы скрыть ее от мадианитян. И тем не менее, в глазах Бога он был мужем сильным, мужем, который, как мы увидим позже, доверял Богу и следовал за Ним, послушно выполняя все Его указания. В следующих стихах мы читаем ответ Гедеона на приветствие ангела:

Судей 6:13-14 «Гедеон сказал ему: господин мой! если Господь с нами, то отчего постигло нас все это? и где все чудеса Его, о которых рассказывали нам отцы наши, говоря: ‘из Египта вывел нас Господь’? Ныне оставил нас Господь и предал нас в руки Мадианитян. Господь, воззрев на него, сказал: иди с этою силою твоею и спаси Израиля от руки Мадианитян; Я посылаю тебя».

Гедеон подверг сомнению тот факт, что Бог был с Израилем, учитывая все постигшие их бедствия. И все же, проблема была не в том, что Бог не был с ними, а в том, что ОНИ не были с Богом. В ответ на вопросы Гедеона Бог повелел ему действовать, обещая, что он станет избавителем Израиля. «Я посылаю тебя», — сказал ему Бог. Действительно, его послал сам Бог. Гедеон не мог сам решиться на подобный подвиг. Он был занят выколачиванием пшеницы в точиле и думал только о том, чтобы мадианитяне его не заметили! В Судей 6:15-16 мы читаем ответ Гедеона:

Судей 6:15-16 «[Гедеон] сказал ему: Господи! как спасу я Израиля? вот, и племя мое в [колене] Манассиином самое бедное, и я в доме отца моего младший. И сказал ему Господь: Я буду с тобою, и ты поразишь Мадианитян, как одного человека».

Людям не трудно следовать за человеком, уже занимающим руководящий пост, таким, например, как царь или военачальник. Но кто последовал бы за Гедеоном? Он не был никому известен. И тем не менее, Бог еще раз заверяет его в том, что ОН сам будет с ним. «Я буду с тобою, и ты поразишь Мадианитян, как одного человека», — сказал Он Гедеону. Именно поэтому у Гедеона не было причин для страха. И все же, он сомневался:

Судей 6:17-24 «[Гедеон] сказал Ему: если я обрел благодать пред очами Твоими, то сделай мне знамение, что Ты говоришь со мною: не уходи отсюда, доколе я не приду к Тебе и не принесу дара моего и не предложу Тебе. Он сказал: Я останусь до возвращения твоего. Гедеон пошел и приготовил козленка и опресноков из ефы муки; мясо положил в корзину, а похлебку влил в горшок и принес к Нему под дуб и предложил. И сказал ему Ангел Божий: возьми мясо и опресноки, и положи на сей камень, и вылей похлебку. Он так и сделал. Ангел Господень простер конец жезла, который был в руке его, прикоснулся к мясу и опреснокам; и вышел огонь из камня и поел мясо и опресноки; и Ангел Господень скрылся от глаз его. И увидел Гедеон, что это Ангел Господень, и сказал Гедеон: [увы] [мне], Владыка Господи! потому что я видел Ангела Господня лицем к лицу. Господь сказал ему: мир тебе, не бойся, не умрешь. И устроил там Гедеон жертвенник Господу и назвал его: Иегова Шалом. Он еще до сего дня в Офре Авиезеровой» [«Иегова Шалом» означает «Господь — мир» — прим. авт.].

Здесь мы видим первое упоминание того, что Гедеон просил Господа о знамении и получил его. Однако этот раз был не единственным. Далее мы увидим, что такое происходило несколько раз и в одном из таких случаев описывается расстилание Гедеоном шерсти. На данном этапе мы воздержимся от возможных комментариев по поводу тех знамений, о которых просил Гедеон, а также по поводу практики прошения знамений у Бога вообще. Сейчас же достаточно отметить, что Гедеон знал волю Бога относительно всей ситуации еще до прошения о знамении. Он не просил Бога о знамении с целью определить Его волю. Он лишь просил о подтверждении того, что Бог и так ясно ему сказал, и что, по сути, и было Его волей. На эту просьбу Гедеона Бог ответил положительно и дал ему знамение.

Бог продолжал говорить с Гедеоном даже ночью. В Судей 6:25-27 говорится:

«В ту ночь сказал ему Господь: возьми тельца из стада отца твоего и другого тельца семилетнего, и разрушь жертвенник Ваала, который у отца твоего, и сруби священное дерево, которое при нем, и поставь жертвенник Господу Богу твоему, на вершине скалы сей, в порядке, и возьми второго тельца и принеси во всесожжение на дровах дерева, которое срубишь. Гедеон взял десять человек из рабов своих и сделал, как говорил ему Господь; но как сделать это днем он боялся домашних отца своего и жителей города, то сделал ночью».

Бог повелел Гедеону разрушить жертвенник Ваала и срубить священное дерево, растущее при нем. Существование этого жертвенника и священного дерева, а также гнев людей, вызванный их уничтожением, о котором мы узнаем из следующих стихов (см. Судей 6:28-30), подтверждают тот факт, что злом, совершаемым Израилем перед Господом, было идолопоклонство. Из этих событий мы также можем сделать вывод, что к Господу обратился не весь Израиль, а лишь часть народа взыскала Его. И все же, ради тех некоторых, обратившихся к Нему, Бог собирался освободить весь народ.

Итак, мы прочли о том, как Бог явился Гедеону после того, как израильтяне воззвали к Нему, и как Он сообщил Гедеону, что сделает его избавителем Израиля. Давайте посмотрим, что произошло дальше:

Судей 6:33-35 «Между тем все Мадианитяне и Амаликитяне и жители востока собрались вместе, перешли [реку] и стали станом на долине Изреельской. И Дух Господень объял Гедеона; он вострубил трубою, и созвано было племя Авиезерово идти за ним. И послал послов по всему колену Манассиину, и оно вызвалось идти за ним; также послал послов к Асиру, Завулону и Неффалиму, и сии пришли навстречу им».

Враги Израиля, «мадианитяне, амаликитяне и жители востока», все собрались в одном месте. В это время Бог побуждает Гедеона отправить гонцов ко всем израильтянам с призывом следовать за ним. Обратите внимание, что именно Бог вложил Гедеону в сердце решение начать битву в этот момент, побудив его созвать народ. Мы еще раз убеждаемся, что именно Бог был стратегом и военачальником этой битвы, а Гедеон лишь воплощал в реальность Его замыслы. Если бы Бог не давал Гедеону указаний, он никак не мог знать, каких действий ожидает от него Бог. И если бы Гедеон, в свою очередь, не принимал этих указаний с верой и не действовал бы в соответствии с ними, воля Божья не была бы воплощена в реальность. Таким образом, успех всей операции зависел от взаимодействия Бога как главнокомандующего и Гедеона как исполнителя Его замыслов. Принятие решений и их исполнение не были полностью в руках Гедеона – Бог принимал решения, а Гедеон исполнял их. Если мы хотим исполнять волю Божью, нам следует придерживаться того же принципа: Бог, со своей стороны, должен явить нам Свою волю (что Он и делает, посредством Своего Слова или откровения), а мы, со своей стороны, должны действовать соответственно Его воле.

Гедеон расстилает шерсть (Судей 6:36-40)

После того, как Израиль собрался, чтобы следовать за Гедеоном, он вновь попросил Бога о знамении. В Судей 6:36-40 говорится:

Судей 6:36-40 «И сказал Гедеон Богу: если Ты спасешь Израиля рукою моею, КАК ГОВОРИЛ ТЫ, то вот, я расстелю [здесь] на гумне стриженую шерсть: если роса будет только на шерсти, а на всей земле сухо, то буду знать, что спасешь рукою моею Израиля, как говорил Ты. Так и сделалось: на другой день, встав рано, он стал выжимать шерсть и выжал из шерсти росы целую чашу воды. И сказал Гедеон Богу: не прогневайся на меня, если еще раз скажу и еще только однажды сделаю испытание над шерстью: пусть будет сухо на одной только шерсти, а на всей земле пусть будет роса. Бог так и сделал в ту ночь: только на шерсти было сухо, а на всей земле была роса».

Этот отрывок, описывающий явление, называемое «расстиланием шерсти», к сожалению, очень часто используется в неправильном понимании как аргумент в пользу практики определения Божьей воли посредством знамений. Таким образом, одни определяют волю Божью, подбрасывая монетку, другие «Библейской лотереей» (открывая Библию на случайной странице), третьи – еще каким-либо подобным способом. Однако, приведение в качестве оправдания подобных действий примера «расстилания шерсти» Гедеоном в любом случае будет неправильным. Почему? Потому что, расстилая шерсть, Гедеон не стремился определить волю Божью, а просил подтверждения того, в чем, как он уже знал посредством откровения, состояла воля Божья. Действительно, в Судей 6:36 говорится: «И сказал Гедеон Богу: если Ты спасешь Израиля рукою моею, как говорил Ты…». Фраза «как говорил Ты» подтверждает тот факт, что Гедеон уже знал, в чем состояла Божья воля. А значит, он просил знамения не для того, чтобы определить волю Божью, а для подтверждения того, в чем, как он уже знал, состояла Божья воля. Что касается знамений, стоит также отметить, что в Слове Божьем ни разу не говорится о том, что Бог обязан дать нам знамение, если Он уже открыл нам Свою волю в текстах Писания или посредством откровения. Если воля Бога нам не известна, мы можем попытаться узнать, в чем она состоит. Для этого мы изучаем Библию и, если не находим четкого ответа в Библии, молимся Богу, прося явить ее нам в откровении. Но мы не должны устанавливать рамки или указывать Богу, в какое время и в какой форме Он должен нам ответить. Слово Божье не обязывает Бога давать нам ответ, который бы нам понравился, равно как и давать нам ответ тогда, когда мы хотим его услышать. Вместо этого, Бог, будучи по своей природе любящим и заботящимся Богом, не может не дать нам наилучший ответ именно в тот момент, который Он Сам считает наиболее подходящим. Что же касается прошения о знамениях, единственное, в чем мы можем быть уверены, основываясь на Божьем Слове, так это в том, что Бог обязательно поможет нам следовать Своей воле (если мы сами хотим этого). Однако никто не может указывать Ему, как именно Он должен помогать нам в этом. Он поступит так, как Сам считает нужным. Если на что-то есть Божья воля, то Бог до конца будет укреплять нашу уверенность, даже если потребуется сделать так, чтобы расстеленная шерсть осталась сухой, в то время как все вокруг будет покрыто росой, или послать нам ободряющий отрывок из Библии через… «Библейскую лотерею» — то есть, все, что потребуется для того, чтобы мы поверили Ему и исполнили Его волю. Никто не утверждает, что Бог не использует знамения, чтобы помочь нам следовать Его воле. ОДНАКО, если знамения и посылаются, то не в качестве альтернативы Божьему Слову, а как подкрепление нашей веры в то, что нам уже открыто – посредством Библии или откровения – относительно воли Божьей.

В продолжение темы знамений я хочу добавить, что самое большое знамение, указывающее на то, что за происходящим стоит Бог, это течение событий. Все, что исходит от Бога, совершается в полной гармонии с Его Словом. Как написано в Притчах 10:22:

Притчи 10:22 «Благословение Господне – оно обогащает и печали с собою не приносит».

И как написано о Боге в Ефесянам 3:20: «[…] Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем […]».

Кроме того, в Иакова 1:16-17 говорится: «Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные. Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены».

Все, исходящее от Бога, – СОВЕРШЕННЫЙ ДАР. Он больше всего, о чем мы просим или о чем помышляем. ОН НЕ ПРИНОСИТ НИКАКОЙ ПЕЧАЛИ. Идет ли речь лишь о данном моменте, о каком-либо недолгом периоде времени или о наших дальних планах на будущее, Его дар совершенен в любое время и для любой цели. И, напротив, все, исходящее от дьявола, рано или поздно приведет к противоположному результату – слезам, ранам и боли. Все вышесказанное ни в коем случае не означает, что события, сопровождаемые гонениями, не могут исходить от Бога. Слово четко предупреждает: «В мире будете иметь скорбь» (Иоанна 16:33). Однако, даже подвергаясь гонениям и скорби, мы не будем лишены Божьей поддержки и утешения, сопровождающих всех, кто следует за Ним. Этого у нас отнять не может никто.

Гедеон: победа над мадианитянами (Судей 7)

Вернемся к истории Гедеона. Увидев чудо с расстеленной шерстью, он укрепился в своей уверенности. Однако время битвы еще не настало. Более того, когда израильтяне собрались вместе, готовясь дать отпор могущественной армии, перед лицом такой опасности Бог предлагает Гедеону сократить численность воинов! В Судей 7:1-2 говорится:

«Иероваал, он же и Гедеон, встал поутру и весь народ, бывший с ним, и расположились станом у источника Харода; Мадиамский же стан был от него к северу у холма Море в долине. И сказал Господь Гедеону: народа с тобою слишком много, не могу Я предать Мадианитян в руки их, чтобы не возгордился Израиль предо Мною и не сказал: ‘моя рука спасла меня’».

Бог хотел, чтобы израильтяне увидели, что ОН – БОГ, Бог, способный дать победу, каким бы многочисленным ни был враг. Поэтому Он велел Гедеону сократить армию. В Судей 7:3-8 говорится:

«Итак провозгласи вслух народа и скажи: ‘кто боязлив и робок, тот пусть возвратится и пойдет назад с горы Галаада’. И возвратилось народа двадцать две тысячи, а десять тысяч осталось. И сказал Господь Гедеону: все еще много народа; веди их к воде, там Я выберу их тебе; о ком Я скажу: ‘пусть идет с тобою’, тот и пусть идет с тобою; а о ком скажу тебе: ‘не должен идти с тобою’, тот пусть и не идет. Он привел народ к воде. И сказал Господь Гедеону: кто будет лакать воду языком своим, как лакает пес, того ставь особо, также и тех всех, которые будут наклоняться на колени свои и пить. И было число лакавших ртом своим с руки триста человек; весь же остальной народ наклонялся на колени свои пить воду. И сказал Господь Гедеону: тремя стами лакавших Я спасу вас и предам Мадианитян в руки ваши, а весь народ пусть идет, каждый в свое место. И взяли они съестной запас у народа себе и трубы их, и отпустил Гедеон всех Израильтян по шатрам и удержал у себя триста человек; стан же Мадиамский был у него внизу в долине».

В конце отбора, проведенного Богом, осталось лишь триста человек. С их помощью Бог собирался поразить многочисленную армию мадианитян и их союзников. В том, что, несмотря на такую существенную разницу в численности, Израиль выйдет победителем в этой битве, можно было абсолютно не сомневаться, потому что Сам Бог сказал Гедеону: «…тремя стами […] Я спасу вас и предам Мадианитян в руки ваши» (Судей 7:7). То есть, была полная уверенность в том, что если Гедеон будет верить Богу и следовать Его указаниям, Израиль победит врага, потому что так пообещал Бог. Однако Бог не только пообещал Гедеону успешный исход битвы, но и помог ему поверить в это обещание и начать действовать. В Судей 7:9-14 говорится:

Судей 7:9-14 «В ту ночь сказал ему Господь: встань, сойди в стан, Я предаю его в руки твои; если же ты боишься идти [один], то пойди в стан ты и Фура, слуга твой; и услышишь, что говорят, и тогда укрепятся руки твои, и пойдешь в стан. И сошел он и Фура, слуга его, к самому [полку] вооруженных, которые были в стане. Мадианитяне же и Амаликитяне и все жители востока расположились на долине в таком множестве, как саранча; верблюдам их не было числа, много было их, как песку на берегу моря. Гедеон пришел. И вот, один рассказывает другому сон и говорит: снилось мне, будто круглый ячменный хлеб катился по стану Мадиамскому и, прикатившись к шатру, ударил в него так, что он упал, опрокинул его, и шатер распался. Другой сказал в ответ ему: это не иное что, как меч Гедеона, сына Иоасова, Израильтянина; предал Бог в руки его Мадианитян и весь стан».

Бог не просто открыл Гедеону Свою волю, но и постоянно помогал ему поверить в это откровение. Обратите внимание, каким чудесным образом Он укрепляет веру Гедеона в этот раз: Он посылает его в стан врага, чтобы тот своими ушами услышал, как один человек рассказывает другому о грядущей победе Гедеона над мадианитянами!!! В 15 стихе мы видим, какой результат принесло это укрепление веры:

Судей 7:15 «Гедеон, услышав рассказ сна и толкование его, поклонился [Господу] и возвратился в стан Израильский и сказал: вставайте! предал Господь в руки ваши стан Мадиамский».

Как только Гедеон услышал сон и его толкование, он укрепился в уверенности, что Господь предает стан врага в его руки.

Судей 7:16-22 «И разделил триста человек на три отряда и дал в руки всем им трубы и пустые кувшины и в кувшины светильники. И сказал им: смотрите на меня и делайте то же; вот, я подойду к стану, и что буду делать, то и вы делайте; когда я и находящиеся со мною затрубим трубою, трубите и вы трубами вашими вокруг всего стана и кричите: [меч] Господа и Гедеона! И подошел Гедеон и сто человек с ним к стану, в начале средней стражи, и разбудили стражей, и затрубили трубами и разбили кувшины, которые были в руках их. И затрубили [все] три отряда трубами, и разбили кувшины, и держали в левой руке своей светильники, а в правой руке трубы, и трубили, и кричали: меч Господа и Гедеона! И стоял всякий на своем месте вокруг стана; и стали бегать во всем стане, и кричали, и обратились в бегство. Между тем как триста человек трубили трубами, обратил Господь меч одного на другого во всем стане, и бежало ополчение […] ».

Следуя рискованному плану и идя в атаку на многочисленного врага с тремястами воинов, вооруженных… трубами, светильниками и кувшинами, Гедеон все-таки победил эту великую армию. И если у кого-то возникнет вопрос, почему он решил сражаться с мадианитянами именно таким оружием, ответ очевиден: потому что так ему повелел Бог. Ведь, как нам уже известно, именно Бог сказал ему, что он освободит Израиль, именно Бог повелел ему созвать израильтян на битву, и никто иной как Бог избрал для битвы из множества собранных израильтян лишь триста воинов. Кроме того, Бог Сам сказал Гедеону, каким образом тот должен сражаться, и Гедеон последовал Его указаниям той ночью. В результате израильтяне одержали великую победу. Как написано: «…обратил Господь меч одного на другого во всем стане, и бежало ополчение до Бефшитты к Царере, до предела Авелмехолы, близ Табафы». В стихах 23-25 описывается финал этой великой победы Израиля:

Судей 7:23-25 «И созваны Израильтяне из колена Неффалимова, Асирова и всего колена Манассиина, и погнались за Мадианитянами. Гедеон же послал послов на всю гору Ефремову сказать: выйдите навстречу Мадианитянам и перехватите у них [переправу через] воду до Бефвары и Иордан. И созваны все Ефремляне и перехватили [переправы] [через] воду до Бефвары и Иордан; и поймали двух князей Мадиамских: Орива и Зива, и убили Орива в Цур-Ориве, а Зива в Иекев-Зиве и преследовали Мадианитян; головы же Орива и Зива принесли к Гедеону за Иордан».

Как мы видим, в этом заключительном этапе битвы принимали участие и другие израильтяне. В 28 стихе 8 главы описывается величие триумфа и избавления, дарованного Израилю Богом через Гедеона:

Судей 8:28 «Так смирились Мадианитяне пред сынами Израиля и не стали уже поднимать головы своей, и покоилась земля сорок лет во дни Гедеона».

За то, что израильтяне совершали зло в глазах Господа, отвергая Его и поклоняясь идолам, их настигли бедствия и великая нищета. Однако, как только они обратились и взыскали Его избавления, Он послал пророка, обличившего их Его Словом. Более того, Он призвал Гедеона быть их предводителем. Хотя Гедеон и был никому не известным бедняком, он был готов исполнить все, что ему скажет Бог, и Бог, в свою очередь, поддерживал его до самого конца и помог ему совершить подвиг освобождения Израиля. В результате Израиль был освобожден от ига и жил в покое во все годы жизни Гедеона. И сам Гедеон, конечно же, получил благословение. Как написано в Судей 8:29-32:

Судей 8:29-32 «И пошел Иероваал, сын Иоасов, и жил в доме своем. У Гедеона было семьдесят сыновей, происшедших от чресл его […]. И умер Гедеон, сын Иоасов, в глубокой старости, и погребен во гробе отца своего Иоаса, в Офре Авиезеровой».

Гедеон прожил спокойную и долгую жизнь. Ему не нужно было больше прятаться от врагов, боясь, что те отберут его пропитание, он мог наслаждаться миром в кругу своей семьи.

2.4. Сыновья Гедеона. Авимелех

Затем идет еще некоторое повествование о победах Гедеона, и ему предлагают стать царем: «Сказали израильтяне Гедеону: «Владей нами ты, и сын твой и сын сына твоего, ибо ты спас нас из руки мадианитян». Гедеон сказал им: «Ни я не буду владеть вами, ни мой сын не будет владеть вами, Господь да владеет вами»» (Суд. 8:22-23). Мы действительно видим, что в это время народ не управляется постоянными вождями, но это эпоха теократии, когда Сам Бог объявляется царем над этим народом и управляет народом посредством Своего Закона.

Гедеон решительно отказывается от того, чтобы стать царем, однако один из его многочисленных сыновей Авимелех решает все-таки воцариться. Он предательским путем умертвил всех своих братьев (заметим – еще не появился царь, как уже началось то, что так часто на протяжении истории сопровождает монархию), кроме одного, Иофама, которому удалось скрыться, и воцарился в Сихеме. И тогда Иофам произнес такую притчу: «…Послушайте меня жители Сихема, и послушает вас Бог. Пошли некогда дерева помазать над собою царя и сказали маслине: «царствуй над нами. Маслина сказала: оставлю я масло свое, которым чествуют богов и людей, и пойду ли скитаться по деревьям?» И сказали деревья смоковнице: «Иди и ты царствуй над нами.» Смоковница сказала: «Оставлю я сладость мою и хороший плод мой и пойду ли скитаться по деревьям?» И сказали деревья виноградной лозе: «Иди, и ты царствуй над нами.» И виноградная лоза сказала им: «Оставлю ли я сок мой, который веселит богов и человеков, и пойду ли скитаться по деревьям?» И, наконец, сказали все деревья терновнику: «Иди, и ты царствуй над нами». Терновник сказал деревьям: «Если поистине поставляете меня царем над собой, то идите и покойтесь под тенью моей, а если же нет, то выйдет огонь из терновника и пожжет кедры Ливанские»

» (Суд. 9:7-15). В этой притче Иофам изображает свое отношение к царской власти. Он хочет сказать, что царская власть есть вещь бесполезная, только что-то такое негодное, вроде терновника, от которого ни плода, ни дерева, ни масла – ничего получить невозможно, он только и годится на то, чтобы царствовать, потому что больше никому это не нужно и никакой пользы от этого не произойдет. Здесь мы видим довольно скептическо отношение к необходимости для израильтян царской властие.

В конце концов Авимелех поссорился с Сихемлянами, у которых он воцарился, и погиб.

Трижды встречается в книге Судей такая фраза: «В те дни не было царя у Израиля, и каждый делал то, что ему казалось справедливым

». Максима, на первый взгляд, довольно неплохая. Но неплоха она только в том случае, когда каждому справедливым представляется что-то, что таковым является на самом деле. Как только происходит какая-то нравственная деградация, жизнь в обществе, которое управляется таким образом, становится, по-видимому, невозможной, потому что каждый считает справедливым скорее всего то, что ему самому удобно. В последних двух главах этой книги мы увидим наглядные примеры того, кому что казалось справедливым. Картина довольно неприглядная.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]