Царь Соломон: мудрый правитель Израильского царства

Иерусалим времен Христа. В Израиле есть макет в масштабе 1:50, который стоит в музее под открытым небом. Здесь можно хорошо рассмотреть второй храм и представить, как выглядел первый храм царя Соломона, он был почти таким же. Несколько веков подряд этот храм служил центром еврейского мира.

фото: daverphillips.com

Храм Соломона войдет в историю как грандиозное сооружение. На самом деле, по размерам он был не больше Успенского собора в Московском Кремле, и, кстати, внутри был устроен очень похоже.

Почему же именно царь Соломон построил для своего народа первый храм Божий? В чем была легендарная мудрость царя Соломона? Мог ли он быть автором на самом деле «Книги Екклесиаста» и «Песнь песней»? Сколько жен было в гареме царя Соломона и как они вынудили его поклоняться идолам, и почему Соломона до сих пор считают идеальным правителем?

Великого израильского царя Давида на склоне лет пытаются свергнуть с трона его старшие сыновья. Сначала Авессалом, потом Адония, но оба терпят поражение. Давид назначает своим преемником 10-го сына, Соломона, рожденного от Вирсавии, той самой чужой жены, которую царь когда-то привел во дворец.

«Даже в Евангелие, евангелист Матфей, проводя родословие Иисуса Христа, специально подчеркивает, что Вирсавия – вот та самая, чужая жена, взятая Давидом, была матерью Соломона. Будущего царя и, соответственно, предка Христа по плоти. Может быть, это отмечено потому, что очень важно нарисовать не идеальный портрет идеального царя, а реалистичный портрет живого человека и вывести из этого какие-то уроки».

Царевич Соломон, не знавший ни войн, ни лишений, вступает на престол двадцатилетним юношей. Согласно Библии, сам Господь Бог является молодому царю во сне и обещает исполнить любое его желание. Соломон просит одного – мудрости, за что получает в придачу богатство и славу.

«В нашей традиции Соломон – это самый умный человек из всех когда-либо живших на земле. По преданию, он мог говорить не только на всех языках человеческих, но и на языках животных. Он был к тому же справедливым судьей. К примеру, однажды две женщины пришли к нему с одним ребенком. Они обе недавно родили, но у одной из них ребенок умер, и каждая уверяла, что живой ребенок и есть ее дитя. Соломон сказал: «Разрубить ребенка и дайте каждой по половине». И женщина, чей ребенок умер, ответила: «Хорошо, давайте». – А другая женщина сказала. – Нет, нет, отдайте ребенка ей, только не убивайте». И так сразу стало понятно, кто из них настоящая мать», – Амир Орли, библеист, Иерусалим.

Соломон считается автором 3000 притчей и нескольких библейских книг «Песнь песней», «Притчей Соломоновых» и «Екклесиаста».

«Мы не знаем точно про некоторые из них, насколько они действительно связаны с именем Соломона. Одна из них сама по себе уже в первой строке называет себя притчей Соломона, сына Давидова. Но мы точно не знаем, насколько связана книга «Песнь песней» с личностью Соломона. Есть книга «Екклесиаст», этот человек, лирический герой, от имени которого ведется рассказ очень похож на Соломона. Богатый славный царь, достигший мудрости и в конце несколько подуставший от жизни. Он все изведал, и он понял, что, в общем, это не имеет большого значения все эти удовольствия, все эти – слава, богатство, а вот Господа надо бояться, нужно ему служить и это, в общем-то, единственный вывод, довольно очевидный из всей его жизни.

Может быть, это творчество Соломона, может быть, это такой лирический рассказ, как, например, русские былины, они повествуют о Владимире Красном Солнышке, об Илье Муромце. Илья Муромец – это исторический персонаж, у него есть могила в Киево-Печерской лавре, но вряд ли он буквально делал все то, что ему приписывают былины. Есть такая точка зрения, что эти три книги отражают три возраста жизни: в юности Соломон пишет «Песнь песней» о любви к прекрасной девушке, в зрелые годы «Притчи», размышления о том, как надо управлять своим домом и управлять государством одновременно. И в старости – «Екклесиаст», как такое печальное подведение итогов: все суета и суета сует, но вот только в Боге можно надежду какую-то найти», – Андрей Десницкий, библеист, институт востоковедения РАН.

Как бы то ни было, Соломон для еврейского народа – это, прежде всего, идеальный царь. Его почти сорокалетнее правление станет эпохой стабильности и процветания, золотым веком Израиля.

«Экономика при нем процветала, кроме того, он наладил торговлю с соседними странами. Пожалуй, что он был довольно мирным, но в начале своего правления он расправлялся со своими политическими противниками – теми, кто представлял для него угрозу, но гораздо менее, чем его отец Давид, может, еще потому, что и обстановка в царстве была другая. А так это было мирное правление, была эпоха процветания».

В отличие от отца, Соломон не ищет новых завоеваний, и при нем народ живет спокойно, каждый под виноградником своим и под смоковницей своею. Он одну за другой проводит реформы, устанавливает всеобщую воинскую повинность, создает налоговую службу, открывает школу мудрецов.

Соломон

Соломон обладал сильнейшей армией в регионе, но он никогда не воевал. Царь занимался международной торговлей, и Соломон был богатейшим и знаменитейшим человеком своего времени. Принципиально торговля Соломона строилась на абсолютно уникальном местоположении земли Израиля, в чисто геополитическом отношении. Земля Израиля – это место в самой узкой, самой чувствительной части плодородного полумесяца, пласты плодородных земель, соединяющих Египет и Месопотамию, а с другой стороны, земля Израиля, пока не был прорыт Суэцкий канал, это кратчайший сухопутный путь между бассейном Средиземного моря и бассейном Индийского океана. Этим пользуются и по сей день японские автомобили, в Европу доехать дешевле, чем через Суэцкий канал. Ровно то же самое было и во времена царя Соломона, и царь, благодаря своим торговым связям, смог наладить торговую империю. Средиземноморскому народу он поставлял специи, золото и прочие товары из Индии и Африки.

Взгляните на местоположение Израиля на карте мира – уникальное государство, которое северной своей частью – головой, упирается в Европу, одним боком – в Азию, а другим – в Африку. Израиль лежит на пересечении частей света. Он словно центр, их связующий, точка, от которой лучи расходятся во все стороны.

Правление Соломона

Соломон извлек выгоду из этой позиции. Он посылал купцов на Север, на Юг, на Восток – по всему миру. Его очень уважали другие цари, даже египетский фараон в то время гораздо более могущественный властитель, отдал Соломону свою дочь в жены.

Дочь фараона – очень выгодная партия. Этот политический брак, обеспечивает мир и торговые связи с крупнейшей державой – Египтом. Добрососедские отношения с помощью брачных уз Соломон устанавливает и с другими странами, у него очень много жен. По преданию с дипломатическим визитом к Соломону приезжает и сама царица Савская.

Соломон и царица Савская на фреске Пьеро делла Франческа

Когда она приехала в Израиль, то привезла много подарков: слоновую кость, золото, обезьян и прочую невидаль. Эфиопы верят, что Соломон тоже сделал ей подарок, который она унесла в животе, он подарил ей ребенка, и когда она вернулась домой, родился мальчик, которого назвали Менелик. Он-то и стал основателем Эфиопской династии, которая продолжается до наших дней. Таким образом, одна из самых древних династий в мире началась здесь, в Иерусалиме, с царя Соломона.

Соломон: биография

Легенда, которая помогает некоторым людям справиться со стрессовыми ситуациями, гласит, что давным-давно жил царь Соломон. Жизнь этого мудрого правителя не была спокойной, поэтому он обратился к придворному философу за советом. Мыслитель рассказал своему повелителю о не имевшем цены волшебном кольце, на котором высечено «Все проходит».

«Когда тебя постигнет сильный гнев или сильная радость, посмотри на эту надпись, и она отрезвит тебя. В этом ты найдешь спасение от страстей!», – говаривал царю мудрец.

Прошло много времени, Соломон усмирял свой гнев с помощью этого драгоценного подарка. Но однажды, взглянув на эту лаконичную надпись, Соломон не успокоился, а наоборот, вышел из себя. И тогда разъяренный царь сорвал кольцо с пальца в надежде выкинуть его подальше в пруд, но заметил, что на обратной стороне украшения написано «И это пройдет».


Кольцо Соломона

Насчет биографии царя Соломона идут споры и по сей день. Одни считают, что сын Давидов жил на самом деле, другие уверены, что мудрый правитель – это библейская фальсификация. Как бы то ни было, Соломон является неотъемлемым персонажем христианской и исламской (Сулейман) религий, который оставил след в культуре: его образ используют в живописных картинах, прозе, стихах, фильмах и мультфильмах.

Храм Соломона

Делом всей жизни царя Соломона становится строительство храма великолепного Дома Господня, где будет храниться Ковчег Завета и будут совершаться жертвоприношения единому Богу. До сих пор, пока еврейский народ странствовал и воевал, обиталищем Всевышнего был шатёр – скиния, теперь пришло время построить храм, один на всех.

«Это очень важный момент, что храм должен быть один, как до этого была одна скиния. Сегодня у нас есть возможность, конечно, построить в христианстве, в любой традиции, сколько угодно храмов в абсолютно любых местах. Тогда было важным подчеркнуть единство культа – Бог един. Существует только единое место, где ему поклоняются, единство культа означает в конечном счете единство веры: но есть только одно место, только один обряд, только одна группа священников и, значит, невозможно представить себе, что богов много, а, значит, что на путь язычества ставится некоторый заслон», – Андрей Десницкий библеист, институт востоковедения РАН

Сегодня на месте первого храма – храма Соломона, на одном из холмов Иерусалима, стоит мечеть Эль-Акса. Дом Господень строили около 200 000 человек в течение семи лет. Опытных ремесленников и строителей Соломон выписывает из Финикии, в Израиле таких мастеров еще просто нет. От другого соседа, царя тирского Хирама, в Израиль доставляют самую ценную породу дерева – ливанский кедр.

реконструкция Храма Соломона

В то время в Ливане был довольно холодный климат для кедра, и некоторые деревья достигали огромных размеров. Плотники пилили их на доски и потом уже везли в Израиль. Большая часть храма изнутри была отделана кедром, поэтому он напоминал корабль.

За Ливанский кедр с царем Тира Соломон расплачивается не золотом и не товарами, а землями, городами на морском побережье в районе современной Хайфы.

«Некоторые ученые говорят, что у нас нет никаких оснований считать, что храм действительно был построен Соломоном, ведь нет никаких археологических находок, которые бы это подтверждали, поскольку, как известно, на Храмовой горе все было разрушено, так что ничего найти там не возможно. Раз храм всегда связывался с именем Соломона, значит, скорее всего, именно он его и построил», – Гершон Галиль профессор Хайфа, Израиль.

Как земная обитель Бога храм Соломона представляет собой модель Вселенной: на потолке видны звезды, на стенах – цветы и плоды, но, главное, в этом храме нет изображения Бога, в его святая святых стоит Ковчег Завета.

Одна из функций царя – быть наместником Бога на Земле. Построив храм, Соломон как бы соединил свою власть с могуществом Бога. Дворец, где жил Соломон, и храм, где обитал Бог, вместе они показывали владычество Бога над страной и Соломона – над народом.

После долгих лет строительства происходит освящение Дома Господня, особую роль в этом торжестве играет сам царь Соломон: он возносит пламенную молитву за весь мир и призывает Бога войти в храм и символически пребывать в нем.

«Вот это, пожалуй, единственный текст, который мы можем достаточно уверенно отнести к Соломону. Он говорит довольно разные вещи, просит у Господа благословения этому дому, он просит пребывать его в этом доме, но одновременно, он говорит очень интересную вещь. Ведь храм – это символический дворец Бога, дворец, где живет Бог. Вот царь живет во дворце одном, а Бог живет во дворце другом, и этот второй дворец мы называем словом «храм». И в этой молитве как раз Соломон, с одной стороны, очень четко и внятно проговаривает, что даже в древности, наверное, всем было не ясно вот это различие между символическим присутствием и заключение Бога в некоторую внешнюю форму. Вот здесь у нас Бог есть, мы тут его держим, и вот никуда он отсюда не денется. Нет, так не бывает, Бог неописуем, непредсказуем и нельзя его посадить в какую-то золотую клетку», – Андрей Десницкий, библеист, институт востоковедения РАН.

С этого самого момента Иерусалим становится священным городом, духовной столицей всего еврейского народа, становится столицей Востока. Святость Иерусалима, она создана людьми, Давид приносит туда Ковчег Завета и ставит здесь жертвенник, Соломон ставит здесь храм и говорит: «Сюда будут приходить на паломничество». И вдруг Иерусалим за два поколения становится тем, чем он является сегодня – местом, которое все хотят. Он вдруг оказывается духовным центром мира.

«Сейчас в старом городе в праздничные дни можно попасть в плотную толпу, идущую в разные стороны. Тут и евреи, которые приехали с многих стран, и христиане, которые прибыли на свою Пасху. Они все идут на Голгофу, а есть и мусульмане, которые идут на Храмовую гору. Это потоки, которые сталкиваются друг с другом, чуть не убивают друг друга, но так или иначе, все эти люди со всех концов света, они приехали сюда на молитву», – Марк Зеликман, научный сотрудник Иерусалимского института Храма.

«Пророк мира, каким был Соломон, для него важно не только свое царство, а весь мир. Строительство Храма в Иерусалиме – это деяние, адресованное, скорее не еврейскому народу, а всем людям, всему свету. Бог обретает, так сказать, местоположение, определенные координаты, и любой человек теперь знает, куда обращаться. Соломон возводит не только своего рода обиталище Бога, а, можно сказать, Центр Мира», – Ехиэль Фишзон, культуролог, Израиль.

Однако со временем Соломон, получивший когда-то божье благословение, забыл слова Бога о том, чтобы не развратил своё сердце материальными благами и женами. Правитель Израильского царства не сумел пройти испытание славой и богатством – великолепие его дома, украшенного изделиями из ценных пород дерева, минералами, самоцветами и золотом, чуть ли не затмевает возведенный до этого Храм.

Происхождение царя Соломона

Соломон родился в 1011 г. до н.э. в Иерусалиме. Единственный источник, указывающий на реальность существования легендарного правителя объединенного Израильского царства, – это Библия. Поэтому подтвердить или опровергнуть то, является ли Соломон исторической личностью, биографы и ученые не могут и по сей день.

Судя по описанию Божьей книги, Соломон является сыном второго царя Израиля Давида. Согласно Новому Завету, мессия из рода Давида по мужской линии – это Иисус Христос.


Портрет Соломона

До восшествия на престол Давид был простым пастухом, при этом показал себя человеком не только добрым и благонадежным, но также сильным и смелым: чтобы защитить своих овец, он мог голыми руками расправиться со львом или медведем.

Родительница Соломона, Вирсавия, приходилась дочерью Елиама и согласно Библии, обладала редкостной внешностью: Давид, прогуливавшийся по своим владениям, увидел купающуюся Вирсавию, и ее красота сразила царя наповал. Поэтому Давид велел доставить понравившуюся девушку, которая в то время считалась женой Урии Хеттеянина – военнослужащего в армии Давида, во дворец. Вирсавия забеременела, и тогда коварный Давид приказал военачальнику Хеттеянина в письме, чтобы супруг его возлюбленной не вернулся с поля боя живым:

«Поставьте Урию там, где будет самое сильное сражение, и отступите от него, чтоб он был поражен и умер» (Книга Самуила 11:15).

После этого случая Давид обзавелся недоброжелателями, а Нафан (Натан), который значится в Священном Писании как пророк и один из авторов Книги Царств, проклял предводителя, обрекши его будущее на братоубийственные конфликты.


Портрет Соломона

Позже Давид раскаялся в своем вероломном поступке и на коленях вымаливал у Бога прощения. Пророк сказал, что Господь простил пожелавшего смерти другому человеку, однако напомнил:

«…за овечку должны платить вчетверо».

Таким образом, в жизни Давида было много горечи и печали: его младший сын умер, а дочь Фламарь была изнасилованна сыном Амноном (который умер от руки родного брата). В положенный срок у царя родился сын. Назвав отпрыска Соломоном, Давид и Вирсавия предопределили будущее сына, ведь имя Шоломо в переводе с иврита означало «мир» (т.е. «не война»). В действительности, Соломон боялся вооруженных конфликтов, поэтому в годы правления не пользовался многочисленным войском.


Соломон и кольцо

Второе символическое имя Соломона – Иедидиа (переводится как «возлюбленный Бога») – дано ему в честь снисхождения Всевышнего к Давиду, который признал, что совершил один из семи смертных грехов – прелюбодеяние. Вирсавия была благочестивой женщиной, которая всегда оставалась в тени. Возлюбленная предводителя израильского народа не вдавалась в подробности политики, а занималась воспитанием детей.

Жены Соломона

В конце своих дней Соломон стал слишком развращен: сказано, что у него было 1000 жен и наложниц – это, вообще-то, было вполне обычно для царей того времени. Для восточных властителей тогда большой гарем был лишь одним из способов показать свое богатство. Они собирали предметы искусства, ювелирные драгоценности и точно так же они коллекционировали жен. И жены Соломона привозили с собой свои верования и традиции. Они не были иудейками и не были монотеистами.

Большой гарем – это вопрос престижа, а количество жен – показатель статуса правителя. Постепенно гарем Соломона превращается в целую колонию женщин из разных племен и народов, и они склоняют Соломона к вероотступничеству.

Царь приказывает построить в Иерусалиме святилище Астарты, Милхома, Хамоса и других сирийских богов. В угоду своим женам Соломон даже открыто участвует в языческих обрядах.

«Среди жен Соломона были иноплеменницы, дочери каких-то окрестных царей, и у каждой – своя религия. Каждая просит дать ей возможность жить по-своему, у каждой есть свое помещение, и в этом помещении, в этом дворце, есть какая-то своя маленькая комната для молитвы там какие-то, наверное, есть свои идолы и прочие святыни. В результате так возникает пространство все больше, и больше, и больше языческих культов в самом центре Иерусалима, в связи с этими женщинами. В этом есть тоже некоторый намек, к которому в дальнейшем будут возвращаться пророки, многобожие в стране многоженства. Многобожие сродни супружеской неверности, когда ты ходишь к разным женщинам или женщина общается с разными мужчинами – это очень похоже на то, как человек молится разным богам», – Андрей Десницкий, библеист, институт востоковедения РАН.

Возможно, именно в это время и возникает «Песнь песней», цикл свадебных песен, где говорится о юной девушке, которая не желает идти в гарем Соломона, где шестьдесят цариц и восемьдесят наложниц и девиц без числа, а предпочитает царю своего возлюбленного пастуха

В книге «Песнь песней», в которой упоминается Соломон в качестве то ли некого символа, то ли, может быть, лирического героя, а, может быть, это действительно какая-то романтическая история. Есть предание древних о том, что прекрасная девушка Суламифь понравилась царю Соломону, но он понимал, что если он как царь будет строить с нею отношения, то она будет подчиняться ему, как царю, полюбит его за богатство, за славу. Поэтому он встречался с ней инкогнито, переодевшись, как простой влюбленный в нее юноша, добился благосклонности, а потом удивил ее таким приятным образом, что вот он еще и царь, оказывается.

И пусть на закате дней мудрость царя Соломона изменила ему. В историю он все же вошел как один из величайших библейских героев, как мирный правитель золотого века Израиля, строитель первого храма Господня и как великий пророк, сказавший: «Бог создал человека для нетления и сделал его образом вечного бытия Своего».

теги: Песнь песней, Соломон, книга Екклесиаст, царь Соломон, Пророк Соломон, храм Соломона
14.04.2020 20:59

Войти на сайт

На любовном небосклоне есть особенно яркие звезды. Одна из таких звездных фигур – Соломон, великий царь, великий муж и великий любовник. Соломон – персонаж исторический. Государственные заслуги Соломона велики. Он создал мощное,процветающее государство. Ни до него, ни после не было такого богатства и стабильности на Земле обетованной. Кроме того, он построил одно из чудес света – Иерусалимский храм. Но в конце жизни женщины его все-таки подвели.


Писание строжайше запрещает браки израильтян с язычниками, а среди жен Соломона были принцессы сопредельных народов – аммонитян, моавитян и прочих. Множество его жен-чужестранок и наложниц принесли с собой языческие культы, что стало причиной того, что на старости лет Соломон стал склоняться к “иным богам”: он был неоднократно замечен на той самой Горе Поругания, где вместе со своими женами отправлял языческие культы. Фрагмент макета-реконструкции Иерусалимского Храма Ирода Великого. То ли это, то ли отсутствие сильных наследников привело к тому, что после его смерти государство распалось.После Соломона осталось очень много детей, из которых в Библии по имени названы всего несколько. Один из них – сын и наследник Равоам, собственно, и разваливший царство.Неизвестно, куда делись все его бесчисленные жены после его смерти. Дети распылились по свету, но имя его осталось навсегда. При том что сведения о его отношениях с многочисленными женщинами весьма скудны, даже те, что доступны нам, завораживают. Пушкин – потомок царя Соломона. У мудрейшего из царей, жившего за тысячу лет до нашей эры, было 700 жен и 300 наложниц. Но прародительница Пушкина не из их числа: прадед Александра Сергеевича Абрам Ганнибал вел свою родословную от знаменитой Шебы, царицы Савской, с которой у Соломона был непродолжительный, но красивый роман. Абрам Петрович Ганнибал (Ибрагим Петрович Ганнибал, «Арап Петра Великого») — российский военный и государственный деятель, прадед (по матери) поэта Александра Пушкина. А если учесть, что у Пушкина и Льва Толстого был общий прапрадед – адмирал Головин, то и Толстой, с определенной натяжкой, имеет отношение к царю Соломону. Фёдор Алексеевич Головин (1650(1650) — 30 июля (10 августа) 1706) — русский дипломат и государственный деятель, генерал-фельдмаршал, генерал-адмирал (1700), граф (1702). Конечно, я не утверждаю, что все европейские аристократы являются потомками царя Соломона, но породниться им удалось. Вспомним к тому же, что сам Александр Сергеевич через своих детей породнился с Гоголем, Бенкендорфами и Романовыми… Книги деяний и притчей Соломоновых, написанных по приказу царя, дошли до нас лишь фрагментами, и многие подробности его биографии мы можем узнать только из Библии,и по фильму “Копи царя Соломона”снятого по роману Хаггарда Генри Райдера в 60-е годы .


Однако все по порядку.Отец Соломона – Давид был тем еще праведником – грешил направо и налево. Но талантлив был всегда. Еще отроком он играл на лире, слагал стихи, отлично дрался и был хорош собой. И его даже пригласили ко двору царя Саула. Парень так быстро пошел в гору, был столь успешлив в войнах и так прославился, что пророк Самуил втайне помазал его на царство в одном из израильских племен. Уже через семь лет Давид объединил Израиль. С женщинами у него складывались странные отношения. Многие его жены переходили к нему от умерших или погибших мужей.Одной из его первых жен была красавица Авигея, жена некого умершого богатого скотовладельца Навала. Еще одной женой Давида стала прекрасная Батшева –жена погибшего воина. Их первый ребенок умер при родах. Зато следующий, Соломон (он же Шломо, он же Сулейман), при рождении названный Йедидия, стал великим царем.Батшева, женщина образованная и сильная, с помощью интриг сделала так, что именно ее сын унаследовал Давиду, а не дети ее соратниц по гарему, один из которых – Адония – должен был стать царем по праву старшинства. Этот Соломонов полубрат Адония, не получив корону, пытался выпросить себе у нового царя хоть что-нибудь из отцова наследства. И уговорил тетю Батшеву пойти к сыну и попросить его отдать ему в жены последнюю наложницу Давида – юную сунамитянку Ависагу, в которую Соломон был и сам влюблен. В массовом сознании той эпохи, обладание одной из женщин почившего монарха давало моральные основания претендовать на престол. Но не тут-то было. Через несколько дней Адонию зарезал начальник дворцовой службы безопасности Ванея. Позже он по приказу Шломо устранил еще много соперников и недоброжелателей царя. И их жены также попали в его гарем.. Став царем, Шломо остался настоящим сыном своего папеньки:он жестко продолжил объединение царства. Но вместо того, чтобы воевать со всеми, он стал развивать торговлю и дипломатические отношения с многочисленными соседями.Одним из средств для этого он избрал “брачную дипломатию”. Он стал брать в жены дочерей всех царей и князей в округе.Поэтому и набралось их 700. Когда же на его пути встречались женщины попроще, они становились наложницами,что для родителей девиц было решением всех жизненных проблем. Понятно,что не мог Шломо быть близок с таким количеством женщин, а прелюбодеяние, совершенное женщиной, каралось смертью.Археологи, кстати, цифру 700 + 300 не оспаривают. Сохранилось довольно много свидетельств. Например, в Иерусалиме, в одной из пещер Масличной горы,где теперь арабская помойка, нашли захоронение египетской принцессы – одной из Соломоновых жен.

Есть в Иерусалиме иезуитский монастырь Поругания. Он находится на Горе Поругания, а называется так потому, что, когда Шломо состарился, его жены, принимавшие иудаизм ради “сладкого” замужества за великим царем, стали отправлять на этой горе свои языческие культы и устраивать там капища своим богам. Очень красиво описал Соломонов гарем Куприн. “Царь Соломон не достиг еще среднего возраста – сорока пяти лет, – а слава о его мудрости и красоте, о великолепии его жизни распространилась далеко за пределами Палестины… Чего бы глаза царя ни пожелали, он не отказывал им и не возбранял сердцу своему никакого веселия. Семьсот жен было у царя и триста наложниц, не считая рабынь и танцовщиц. И всех их очаровывал своей любовью Соломон, потому что бог дал ему такую неиссякаемую силу страсти, какой не было у людей обыкновенных. Он любил белолицых, черноглазых, красногубых хеттеянок за их яркую, но мгновенную красоту, которая так же рано и прелестно расцветает и так же быстро вянет, как цветок нарцисса, смуглых, высоких, пламенных филистимлянок с жесткими курчавыми волосами, носивших золотые звенящие запястья на кистях рук, золотые обручи на плечах, а на обеих щиколотках широкие браслеты, соединенные тонкой цепочкой; нежных, маленьких, гибких аммореянок, слаженных без упрека, – их верность и покорность в любви вошли в пословицу; женщин из Ассирии, удлинявших красками свои глаза и вытравливавших румянец на щеках; образованных, веселых и остроумных дочерей Сидона, умевших хорошо петь, танцевать, а также играть на арфах, лютнях и флейтах под аккомпанемент бубна; желтокожих египтянок, неутомимых в любви и безумных в ревности; сладострастных вавилонянок, у которых все тело под одеждой было гладко, как мрамор, потому что они особой пастой истребляли на нем волосы; дев Бактрии, красивших волосы и ногти в огненно-красный цвет и носивших шальвары; молчаливых, застенчивых моавитянок, у которых роскошные груди были прохладны в самые жаркие летние ночи; беспечных и расточительных аммонитянок с огненными волосами и с телом такой белизны, что оно светилось во тьме; хрупких голубоглазых женщин с льняными волосами и нежным запахом кожи, которых привозили с севера, через Баальбек, и язык которых был непонятен для всех живущих в Палестине. Кроме того, любил царь многих дочерей Иудеи и Израиля”. Удивительно, что, назвав всех жен Давида и всех его детей, Библия называет по имени только одну из жен Соломона – Нааму, мать его первенца. Даже о наиболее значительном матримониальном проекте царя – женитьбе на дочери фараона Египта – сказано вскользь. Египетская царевна, также как и героиня “Песни”, как и другие его жены, осталась безымянной. И только еще одна женщина Соломона упоминается в Писании – Шеба, царица Савская. Прослышала она, что тут недалеко есть царство, которое по богатству превосходит ее. А царем там – самый мудрый человек на земле, для которого нет вопросов, на которые нельзя ответить. Кроме того, слышала она, что неравнодушен царь к женскому полу. Собрала она огромный караван подарков, включая множество экзотических девушек, и отправилась к Соломону в гости…

Прибыла в Иерусалим “с многочисленной свитой, верблюдами, груженными золотом, пряностями и драгоценностями, чтобы задать Соломону вопросы и убедиться в его мудрости. Царь ответил ей, и не было вопроса, на который Соломон не знал бы ответа”.

Конечно, Шеба приехала не только “загадки загадывать”: через вассальные Израилю территории проходила Дорога благовоний – путь из Сабы в Египет, Финикию, Сирию – для этого она и привезла столь щедрые подарки.

Шломо произвел на царицу Савскую неизгладимое впечатление: красив, умен, богат (конюшни его превосходили по площади ее собственный дворец).

В Библии красочно рассказывается о впечатлениях царицы Савской от общения с Соломоном: —

“Верно то, что я слышала в земле своей о делах и мудрости твоей. Но я не верила словам, доколе не пришла, и не увидели глаза мои. И вот, мне и вполовину не сказано; мудрости и богатства у тебя больше, нежели как я слышала”.Но и она была так красива и царственна, что он ей тоже подарил много чего, так что и увезти-то трудно было. Но главное, Соломон, очарованный молодой царицей (а он, как известно, видел в каждой красивой женщине божество), зажегся желанием. От этой яркой, хотя и короткой любви, родился сын Менелик.

В Эфиопии до сих пор убеждены, что именно от него и пошла династия Негусов, правившая с ХIII века по 1974 год.

Эфиопия – это еще одна весьма достоверная версия о происхождении царицы Савской. Хотя сама Эфиопия находится в Африке, от Сабы ее отделяет неширокая в южной части Красного моря полоска воды. Что ее было преодолеть сабейцам, освоившим морской путь в Индию?

Не исключено также, что в древности эфиопская земля была тесно связана с сабейской, составляя одно государство. Об этом говорится в “Кебра Нагаст”, национальном эпосе эфиопов, где повествуется о царствующих династиях, ведущих свое происхождение от знаменитой путешественницы.

Незавивисимо от того, была ли Шеба совсем черная или не совсем, нехорошая история приключилась во время одной из ее первых встреч со Шломо. И история эта описана в одной из книг Талмуда – “Мидраше”. Суть ее вот в чем.По убеждениям древних семитов, одна из характерных черт дьявола – козьи ноги.

Шломо опасался, что под обличьем прекрасной женщины в его гостье скрывается дьявол. Поэтому для ее встречи он построил павильон со стеклянным полом, напустил туда рыбок. Начальник службы безопасности Ванея повел Шебу к Соломону. И история эта описана в одной из книг Талмуда – “Мидраше”.

Суть ее вот в чем.По убеждениям древних семитов, одна из характерных черт дьявола – козьи ноги.

Шломо опасался, что под обличьем прекрасной женщины в его гостье скрывается дьявол. Поэтому для ее встречи он построил павильон со стеклянным полом, напустил туда рыбок. Начальник службы безопасности Ванея повел Шебу к Соломону.

Иллюзия настоящего бассейна была столь сильна, что Шеба, переступив порог павильона, сделала то, что инстинктивно делает любая женщина, входя в воду, – приподняла платье.

Всего лишь на мгновенье! Но Соломон успел увидеть тщательно скрываемое: ноги царицы были человеческими, но весьма непривлекательными – они были покрыты густыми волосами.

Вместо того чтобы промолчать, Шломо громко удивился – не ожидал, что у такой красивой женщины может быть такое безобразие.

(История эта, кстати, есть и в мусульманских источниках; исламские комментаторы считают, что это обычное еврейское неуважение к женщине.) И все же, когда Шеба появилась перед Шломо впервые в сопровождении всей своей свиты, десятков полуобнаженных девушек в подарок царю и двух охранявших ее пантер, он был поражен. И не устоял.

Не станем предполагать, как развивался короткий роман: все они развиваются примерно одинаково. Несколько месяцев прожила Шеба в Иерусалиме.

Все это время Шломо был ею увлечен, и подарки дарил непрестанно. Когда же выяснилось, что она беременна, то “она покинула царя и возвратилась в Сабу”, где и родила мальчика.

Выросши, царевич навестил отца, который послал с ним в обратный путь целую свиту иерусалимцев. Часть этой свиты осела в стране, ныне зовущейся Эфиопией, и положила начало новой еврейской общине.

(В мае 1991 года израильская авиация, следуя секретному плану, перевезла по воздуху из Аддис-Абебы в Тель-Авив более 14 тысяч эфиопских евреев. Во время полета и непосредственно перед ним родились семь младенцев.) Эта 33-часовая операция “Шломо” вернула потомков царя Соломона на родину.

Есть данные о том, что царственный сын Менелик выкрал Ковчег Завета из храма Соломона, оставив в Иеруслиме подделку. Так что подлинный ковчег хранится будто бы в сокровищнице храма в Аксуме, древней столице Эфиопии. Он является величайшей святыней православных эфиопов и никто не имеет права видеть его.

Так вот, этот Менелик – сын Соломона и Шебы, якобы и является предком Ганнибала и Пушкина.

Причем этой версии придерживаются не только эфиопские придворные исследователи, но и некоторые наши пушкиноведы. Поведение Соломона, да и отца его Давида в отношении женщин несколько противоречит правилам иудаизма.

У евреев очень много запретов и рекомендаций.Касается это всех сторон жизни, в том числе и секса.

Пророк Моисей настоятельно рекомендовал мужчинам не более 10 сношений в месяц.

Мужчины, стиснув зубы и сжав в кулак половые чувства, терпели и… ровнехонько десять раз в месяц с неподдельной и вполне объяснимой жадностью набрасывались на таких же терпеливых дам.

Соломон установил еще более нереальную интим-норму: 3-4 сношения в месяц. “Если нет причин для воздержания”, – заботливо уточнял Шломо… Однако сам, вероятно, не слишком воздерживался. Талмуд подошел к “распорядку” сексуальной жизни более изощренно, позволяя ремесленникам два половых акта в неделю, людям науки – один раз в неделю (желательно в пятницу вечером, накануне еврейской субботы ввиду сакральности полового акта), а погонщикам верблюдов – один раз в месяц.

Труднее всего приходилось морякам: секс два раза в год.

Когда Давид одряхлел (а он очень рано постарел: слишком бурной была его жизнь), к нему была приставлена девушка, которая должна была согревать умирающее тело царя.

Овладеть ею он так и не смог – сил уже не было.

16-летняя Ависага из города Сунем в буквальном смысле работала “грелкой «; для старика, находилась в его постели неотлучно и потому знала много дворцовых тайн, включая интриги по унаследованию трона и предсмертные распоряжения Давида будущему царю Соломону. Есть мнение, что именно она была первой женщиной юного Шломо, так же как и он для нее – первым мужчиной. Любовь к Ависаге Шломо пронес через всю свою жизнь.По одной из версий, она вовсе не любила Соломона. Зато Шломо мечтал об отцовой “грелке”, пока тот был жив. Хотя и считалось весьма престижным быть наложницей умирающего царя, едва ли ей это было очень приятно.

Но после смерти Давида, автоматически попав в сераль Соломона, она не могла забыть, что тот погубил любимого ею Адонию: она убегает из дворца, ее ловят и наказывают (у древних евреев женщин наказывали, например, “побиванием камнями”, то есть закапывали в землю по плечи и позволяли прохожим измываться над ними).

К тому времени у Соломона уже было не менее 60 жен, и сам он, конечно, не мог уследить за всеми.

Поэтому он мог и не знать о трагической судьбе последней женщины Давида и своей первой любви.

Вполне возможно, Соломон вдохновился драматичной историей уже после смерти девушки и написал поэму о любви или записал услышанные им восточные брачные песнопения.

А до этого он мог ее даже не помнить в лицо – слишком уж много у него было женщин… Февраль 19th, 2011 | Category: Востокъ — East Автор:Евгений Литварь Источник:Иллюзиорная Реальность https://phenomenonsofhistory.com/site/?p=11835

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]