У этого термина существуют и другие значения, см. Барабан (значения).
Бараба́н
— цилиндрическая или многогранная часть здания, которая служит основанием для купола. Нижняя часть барабана опирается на стены или подпружные арки, укрепляющие или поддерживающие своды. Обычно барабан венчает здание не ротондальной, а прямоугольной формы, а для перехода от квадратного в плане основания к круглому в сечении барабану используются либо особые треугольные своды — паруса, либо тромпы[1], то есть нишеобразные сводчатые конструкции по углам квадратного основания.
Барабан, как правило, прорезан вытянутыми окнами, а снаружи может быть оформлен аркатурным или аркатурно-колончатым поясом и другим архитектурным декором. Барабан часто употребляется в архитектуре купольных христианских церквей, в особенности, православных.
Барабан бывает двух видов:
- световой — прорезанный окнами, как правило, прямоугольной или арко-подобной формы, простенки между которыми часто внешне оснащались пилястрами, колонками, резьбой, лепными украшениями, а в средине — фресками.
- глухой (слепой) — сравнительно узкий, без прорезей. Часто такой барабан под куполом называют шеейК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 1879 дней
].
Барабанами также называются те монолиты цилиндрической формы, из которых иногда составляются стержни колонн[2].
В древнерусской традиции барабан назывался «шея».
Галерея
- The Trinity Cathedral Troitse Sergiyeva Lavra.jpg
Древнерусские храмы с цилиндрическими барабанами (Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры)
- 112kish.jpg
Церковь в селе Киш. Азербайджан.
- Nikortsminda (7).jpg
Собор Никорцминда. Грузия. Барабан купола.
- Gandzasar2.jpg
Храм Гандзасар. Нагорный Карабах
- Church of Nativity of the Most Holy Theotokos (Volokolamsk) 14.jpg
Храм Рождества Пресвятой Богородицы (Волоколамск)
Тамбур барабан купола
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890—1907 .
Смотреть что такое «Тамбур барабан купола» в других словарях:
Тамбур, барабан купола — (или барабан) в архитектуре стена цилиндрической формы или имеющая вид многогранной призмы, опоясывающая пустое пространство, по большей части имеющая окна и служащая вместе с покоящимся на ней куполом увенчанием церквей и других зданий. В… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
ТАМБУР — (фр. tambour барабан). 1) род вышиванья крючком по натянутому на круглую рамку полотну, также вязанье крючком кружев, одеял и т. п. 2) в архитектуре: крытое крыльцо, коробка у наружных дверей. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского… … Словарь иностранных слов русского языка
тамбур — а, м. tambour m. 1. воен., архит., устар. Тамбур, барабан, есть род траверза при гласисе для сообщения с флешами. 1777. Кург. Инж. сл. 2. воен., архит. Абшнит; отделенное укрепление в палиссаде, в бастионах и равелинах пред воротами и тех… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
тамбур — 1. тамбур (в арх. : барабан купола; пристройка у входных дверей; закрытая площадка пассажирского ж. д. вагона; род вязания или вышивания) 2. тамбур и танбур (струнныймуз. инструмент) … Русское словесное ударение
Архитектура Византии — Интерьер Софийского собора, шедевра византийской архитектуры … Википедия
Византийская архитектура — Перенесение Константином Великим резиденции римских императоров в Византию, имевшее последствием распад Римской империи на две части и обособление Востока от Запада, составляет одно из важнейших событий Всемирной истории вообще и истории… … Википедия
Византия* — Содержание: Византия колония. Византийская империя. Византийская литература. Византийское право. Византийское искусство. Византийская монета. Византия (Βυζάντιον, Byzantium) мегарская колония, основанная в 658 г. на европейской стороне Босфора.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Византия — Содержание: Византия колония. Византийская империя. Византийская литература. Византийское право. Византийское искусство. Византийская монета. Византия (Βυζάντιον, Byzantium) мегарская колония, основанная в 658 г. на европейской стороне Босфора.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Отрывок, характеризующий Барабан (архитектура)
– Да ведь вы очень дружны с Болконским, верно что нибудь передать хочет, – сказал граф. – Ах, Боже мой, Боже мой! Как всё хорошо было! – И взявшись за редкие виски седых волос, граф вышел из комнаты. Марья Дмитриевна объявила Наташе о том, что Анатоль был женат. Наташа не хотела верить ей и требовала подтверждения этого от самого Пьера. Соня сообщила это Пьеру в то время, как она через коридор провожала его в комнату Наташи. Наташа, бледная, строгая сидела подле Марьи Дмитриевны и от самой двери встретила Пьера лихорадочно блестящим, вопросительным взглядом. Она не улыбнулась, не кивнула ему головой, она только упорно смотрела на него, и взгляд ее спрашивал его только про то: друг ли он или такой же враг, как и все другие, по отношению к Анатолю. Сам по себе Пьер очевидно не существовал для нее. – Он всё знает, – сказала Марья Дмитриевна, указывая на Пьера и обращаясь к Наташе. – Он пускай тебе скажет, правду ли я говорила. Наташа, как подстреленный, загнанный зверь смотрит на приближающихся собак и охотников, смотрела то на того, то на другого. – Наталья Ильинична, – начал Пьер, опустив глаза и испытывая чувство жалости к ней и отвращения к той операции, которую он должен был делать, – правда это или не правда, это для вас должно быть всё равно, потому что… – Так это не правда, что он женат! – Нет, это правда. – Он женат был и давно? – спросила она, – честное слово? Пьер дал ей честное слово. – Он здесь еще? – спросила она быстро. – Да, я его сейчас видел. Она очевидно была не в силах говорить и делала руками знаки, чтобы оставили ее. Пьер не остался обедать, а тотчас же вышел из комнаты и уехал. Он поехал отыскивать по городу Анатоля Курагина, при мысли о котором теперь вся кровь у него приливала к сердцу и он испытывал затруднение переводить дыхание. На горах, у цыган, у Comoneno – его не было. Пьер поехал в клуб. В клубе всё шло своим обыкновенным порядком: гости, съехавшиеся обедать, сидели группами и здоровались с Пьером и говорили о городских новостях. Лакей, поздоровавшись с ним, доложил ему, зная его знакомство и привычки, что место ему оставлено в маленькой столовой, что князь Михаил Захарыч в библиотеке, а Павел Тимофеич не приезжали еще. Один из знакомых Пьера между разговором о погоде спросил у него, слышал ли он о похищении Курагиным Ростовой, про которое говорят в городе, правда ли это? Пьер, засмеявшись, сказал, что это вздор, потому что он сейчас только от Ростовых. Он спрашивал у всех про Анатоля; ему сказал один, что не приезжал еще, другой, что он будет обедать нынче. Пьеру странно было смотреть на эту спокойную, равнодушную толпу людей, не знавшую того, что делалось у него в душе. Он прошелся по зале, дождался пока все съехались, и не дождавшись Анатоля, не стал обедать и поехал домой.
Словарь храмовой архитектуры
Абсида (апсида)
– алтарный выступ, как бы пристроенный к храму, чаще всего полукруглый, но встречается и многоугольный; перекрытый полукуполом (конхой). Внутри абсиды помещался алтарь.
Алтарь
(от лат. «alta ara» – высокий жертвенник) – главная часть христианского храма в его восточной части. В православном храме отделяется алтарной перегородкой или иконостасом. В алтаре размещался престол – возвышение для совершения главного христианского таинства – евхаристии.
Алтарь створчатый
– икона, состоящая из нескольких складывающихся досок, покрытых живописными изображениями с обеих сторон (диптих, триптих, полиптих).
Алтарная преграда
– невысокая стенка или колоннада, отгораживающая алтарную часть храма в православных храмах (с IV века).
Амвон
– (от греч.) – возвышение в центре храма, с которого произносили проповеди, читали Евангелие. Как правило, был окружен колоннами, несущими крышу (киворий).
Аркатурный пояс
– украшение стены в виде ряда декоративных арочек.
Аркбутан
– открытая полуарка, служащая для передачи давления на контрафорсы храма.
Атриум
– закрытый внутренний двор, куда выходят остальные помещения.
Аттик
– (от греч. Attikos – аттический) – стенка, возведенная над венчающим архитектурное сооружение карнизом. Часто украшается рельефами или надписями. В античной архитектуре обычно завершает триумфальную арку.
Базилика
– прямоугольное в плане здание, разделенное колоннами (столбами) на несколько продольных галерей (нефов).
Барабан
– цилиндрическая или многогранная верхняя часть храма, над которой надстраивается купол, завершающийся крестом.
Барабан световой
– барабан, грани или цилиндрическая поверхность которого прорезана оконными проемами Глава – купол с барабаном и крестом, увенчивающий храмовое здание.
Баптистерий
– крещальня. Небольшое центрическое здание, круглое или восьмиугольное в плане.
Витраж
– картина на стекле, орнамент из цветного стекла или другого материала, пропускающего свет.
Гемма
– резной камень с углубленным (инталия) или выпуклым (камея) изображением.
Донжон
– главная башня средневекового замка.
Дьяконник
– помещение в алтарной части православного храма к югу от алтаря.
Жертвенник
– помещение в алтарной части православного храма к северу от алтаря.
Звонница
– надстроенное на стене храма или установленное рядом с ним сооружение с проемами для подвешивания колоколов. Виды звонниц: стенообразные – в виде стены с проемами столпообразные – башенные сооружения с многоранным (как правило, в русской архитектуре, – восьмигранным, реже – девятигранным) основанием с проемами для колоколов в верхнем ярусе. В нижних ярусах часто располагается церковь палатного типа – прямоугольный в плане объем с крытой сводчатой аркадой, опоры которой расположены по периметру стен.
Закомара
– (от др.рус.
комара
– свод) – полукруглое или килевидное завершение участка стены, закрывающее прилегающий к ней внутренний цилиндрический (коробовый, крестовый) свод.
Замковый камень
– камень, которым завершается свод или арочный проем.
Кампанила
– в западноевропейской архитектуре отдельно стоящая четырехгранная или круглая башня- колокольня.
Канон
– совокупность строго установленных правил, определяющих основной набор сюжетов, пропорций, композиций, рисунка, колорита для произведений искусства данного вида.
Контрафорс
– вертикальный массивный выступ стены, укрепляющий основную несущую конструкцию.
Конха
– полукупол над абсидой, нишей. Часто выполнялся в виде раковины.
Крестово-купольный храм
– канонический тип византийского православного храма. Представлял собой укороченную базилику, увенчанную куполом, и, согласно Апостольским постановлениям, обращенную алтарем на восток.
Куб
– основной объем храма.
Купол
– покрытие в виде полушария, опрокинутой чаши и т.п.
Лемех
– деревянная черепица, употреблявшаяся для покрытия глав, бочек и других верхов храма.
Луковица
– церковная глава, напоминающая по форме луковицу.
Лопатка
– вертикальный плоский и узкий выступ стены, подобна пилястре, но без базы и капители.
Луминарий
– отверстие в потолке раннехристианского храма.
Мартирий
– тип раннехристианского поминального храма над могилой мученика.
Мозаика
– излюбленная в средние века разновидность монументальной живописи. Изображение выполняется из кусочков цветного стекла – смальты, натуральных камней. Кусочки смальты и камня имеют неправильную форму, свет на них многократно преломляется и отражается под разными углами, создавая волшебное мерцающее сияние, трепещущее в полутьме храма.
Наос
– центральная часть византийского крестово-купольного храма, увенчанная главным куполом.
Нартекс
– пристройка с западной стороны храма, придающая зданию более вытянутую прямоугольную форму. Отделялась от центральной части храма – наоса – стеной с арочными проемами, ведущими в каждый из нефов.
Нервюра
– ребро дугообразной формы в готических сводах.
Неф
– (от греч. «неус» – корабль) – вытянутое помещение, часть интерьера церковного здания, ограниченная с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов.
Паперть
– крыльцо и небольшая площадка (обычно крытые) перед входом в православную церковь.
Пилястра
(лопатка) – конструктивный или декоративный плоский вертикальный выступ на поверхности стены, имеющий базу и капитель.
Подклет
– нижний этаж здания.
Поребрик
– декоративная полоса из кирпичей, поставленных на ребро под углом к поверхности фасада. Имеет форму пилы.
Парус
– элемент купольной конструкции в форме сферического треугольника. На паруса опирается основной купол.
Плинфа
– плоский кирпич (обычно 40х30х3 см), строительный материал и элемент внешнего декоративного убранства храмов.
Портал
– декоративно оформленный дверной проем здания.
Портик
– галерея на колоннах или столбах, обычно перед входом в здание.
Придел
– небольшой храм, пристроенный к основному зданию церкви, имеющий свой престол в алтаре и посвященный какому-либо святому или празднику.
Притвор
– западная часть православного храмов у входа, где по Уставу совершаются некоторые части богослужения и требы (обручение, лития и др.).Эта часть храма соответствует двору ветхозаветной скинии. Вход в притвор с улицы устраивается в виде паперти – площадки перед входными дверями, на которую ведёт несколько ступеней.
Ризница
– место в алтаре или отдельное помещение при христианском храме для хранения богослужебного облачения священников.
Руст
– тесаный камень, лицевая сторона которого оставлена грубо околотой. Рустовка подражает природной фактуре камня, создает впечатление особой прочности и тяжести стены.
Рустовка
– декоративная обработка штукатурной поверхности стены, имитирующая кладку из крупных камней.
Средокрестие
– пересечение центрального нефа крестово-купольного храма с трансептом.
Травея
– пространство нефа под сводом.
Трансепт
– поперечный неф крестово-купольного храма.
Трапезная
– часть храма, невысокая пристройка с западной стороны церкви, служившая местом проповеди, общественных собраний.
Фреска
– («fresco» – свежий) – техника монументальной живописи водяными красками по сырой, свежей штукатурке. Грунтовка и закрепляющее (связующее) вещество представляют собой одно целое (известь), поэтому краски не осыпаются.
Техника фрески известна с античных времен. Однако, поверхность античной фрески полировалась горячим воском (смесь фрески с живописью восковыми красками – энкаустикой). Главная трудность фресковой живописи в том, что художник должен начать и закончить работу в тот же день, пока сырая известь не высохла. Если же необходимы поправки, нужно вырезать соответствующую часть известкового слоя и накладывать новый. Техника фрески требует уверенной руки, быстрой работы и совершенно четкого представления о всей композиции в каждой ее части.
Фронтон
– завершение (треугольное или полуциркульное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.
Хоры
– открытая галерея, балкон во втором ярусе храма с западной стороны (или со всех сторон, кроме восточной). Здесь размещались певчие, а также (в католических храмах) орган.
Шатер
– высокое четырех-, шести- или восьмигранное пирамидальное покрытие башни, храма либо колокольни, широко распространенное в храмовой архитектуре Руси до XVII века.
Ширинка
– прямоугольная впадина в стене.
Яблоко
– шар на завершении купола под крестом.