Свет в храме. Что, где и зачем

У этого термина существуют и другие значения, см. Барабан (значения).


Бараба́н

— цилиндрическая или многогранная часть здания, которая служит основанием для купола. Нижняя часть барабана опирается на стены или подпружные арки, укрепляющие или поддерживающие своды. Обычно барабан венчает здание не ротондальной, а прямоугольной формы, а для перехода от квадратного в плане основания к круглому в сечении барабану используются либо особые треугольные своды — паруса, либо тромпы[1], то есть нишеобразные сводчатые конструкции по углам квадратного основания.

Барабан, как правило, прорезан вытянутыми окнами, а снаружи может быть оформлен аркатурным или аркатурно-колончатым поясом и другим архитектурным декором. Барабан часто употребляется в архитектуре купольных христианских церквей, в особенности, православных.

Барабан бывает двух видов:

  • световой — прорезанный окнами, как правило, прямоугольной или арко-подобной формы, простенки между которыми часто внешне оснащались пилястрами, колонками, резьбой, лепными украшениями, а в средине — фресками.
  • глухой (слепой) — сравнительно узкий, без прорезей. Часто такой барабан под куполом называют шеейК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 1879 дней
    ].

Барабанами также называются те монолиты цилиндрической формы, из которых иногда составляются стержни колонн[2].

В древнерусской традиции барабан назывался «шея».

Галерея

  • The Trinity Cathedral Troitse Sergiyeva Lavra.jpg

    Древнерусские храмы с цилиндрическими барабанами (Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры)

  • 112kish.jpg

    Церковь в селе Киш. Азербайджан.

  • Nikortsminda (7).jpg

    Собор Никорцминда. Грузия. Барабан купола.

  • Gandzasar2.jpg

    Храм Гандзасар. Нагорный Карабах

  • Church of Nativity of the Most Holy Theotokos (Volokolamsk) 14.jpg

    Храм Рождества Пресвятой Богородицы (Волоколамск)

Тамбур барабан купола

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890—1907 .

Смотреть что такое «Тамбур барабан купола» в других словарях:

Тамбур, барабан купола — (или барабан) в архитектуре стена цилиндрической формы или имеющая вид многогранной призмы, опоясывающая пустое пространство, по большей части имеющая окна и служащая вместе с покоящимся на ней куполом увенчанием церквей и других зданий. В… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ТАМБУР — (фр. tambour барабан). 1) род вышиванья крючком по натянутому на круглую рамку полотну, также вязанье крючком кружев, одеял и т. п. 2) в архитектуре: крытое крыльцо, коробка у наружных дверей. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского… … Словарь иностранных слов русского языка

тамбур — а, м. tambour m. 1. воен., архит., устар. Тамбур, барабан, есть род траверза при гласисе для сообщения с флешами. 1777. Кург. Инж. сл. 2. воен., архит. Абшнит; отделенное укрепление в палиссаде, в бастионах и равелинах пред воротами и тех… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

тамбур — 1. тамбур (в арх. : барабан купола; пристройка у входных дверей; закрытая площадка пассажирского ж. д. вагона; род вязания или вышивания) 2. тамбур и танбур (струнныймуз. инструмент) … Русское словесное ударение

Архитектура Византии — Интерьер Софийского собора, шедевра византийской архитектуры … Википедия

Византийская архитектура — Перенесение Константином Великим резиденции римских императоров в Византию, имевшее последствием распад Римской империи на две части и обособление Востока от Запада, составляет одно из важнейших событий Всемирной истории вообще и истории… … Википедия

Византия* — Содержание: Византия колония. Византийская империя. Византийская литература. Византийское право. Византийское искусство. Византийская монета. Византия (Βυζάντιον, Byzantium) мегарская колония, основанная в 658 г. на европейской стороне Босфора.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Византия — Содержание: Византия колония. Византийская империя. Византийская литература. Византийское право. Византийское искусство. Византийская монета. Византия (Βυζάντιον, Byzantium) мегарская колония, основанная в 658 г. на европейской стороне Босфора.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Отрывок, характеризующий Барабан (архитектура)

– Да ведь вы очень дружны с Болконским, верно что нибудь передать хочет, – сказал граф. – Ах, Боже мой, Боже мой! Как всё хорошо было! – И взявшись за редкие виски седых волос, граф вышел из комнаты. Марья Дмитриевна объявила Наташе о том, что Анатоль был женат. Наташа не хотела верить ей и требовала подтверждения этого от самого Пьера. Соня сообщила это Пьеру в то время, как она через коридор провожала его в комнату Наташи. Наташа, бледная, строгая сидела подле Марьи Дмитриевны и от самой двери встретила Пьера лихорадочно блестящим, вопросительным взглядом. Она не улыбнулась, не кивнула ему головой, она только упорно смотрела на него, и взгляд ее спрашивал его только про то: друг ли он или такой же враг, как и все другие, по отношению к Анатолю. Сам по себе Пьер очевидно не существовал для нее. – Он всё знает, – сказала Марья Дмитриевна, указывая на Пьера и обращаясь к Наташе. – Он пускай тебе скажет, правду ли я говорила. Наташа, как подстреленный, загнанный зверь смотрит на приближающихся собак и охотников, смотрела то на того, то на другого. – Наталья Ильинична, – начал Пьер, опустив глаза и испытывая чувство жалости к ней и отвращения к той операции, которую он должен был делать, – правда это или не правда, это для вас должно быть всё равно, потому что… – Так это не правда, что он женат! – Нет, это правда. – Он женат был и давно? – спросила она, – честное слово? Пьер дал ей честное слово. – Он здесь еще? – спросила она быстро. – Да, я его сейчас видел. Она очевидно была не в силах говорить и делала руками знаки, чтобы оставили ее. Пьер не остался обедать, а тотчас же вышел из комнаты и уехал. Он поехал отыскивать по городу Анатоля Курагина, при мысли о котором теперь вся кровь у него приливала к сердцу и он испытывал затруднение переводить дыхание. На горах, у цыган, у Comoneno – его не было. Пьер поехал в клуб. В клубе всё шло своим обыкновенным порядком: гости, съехавшиеся обедать, сидели группами и здоровались с Пьером и говорили о городских новостях. Лакей, поздоровавшись с ним, доложил ему, зная его знакомство и привычки, что место ему оставлено в маленькой столовой, что князь Михаил Захарыч в библиотеке, а Павел Тимофеич не приезжали еще. Один из знакомых Пьера между разговором о погоде спросил у него, слышал ли он о похищении Курагиным Ростовой, про которое говорят в городе, правда ли это? Пьер, засмеявшись, сказал, что это вздор, потому что он сейчас только от Ростовых. Он спрашивал у всех про Анатоля; ему сказал один, что не приезжал еще, другой, что он будет обедать нынче. Пьеру странно было смотреть на эту спокойную, равнодушную толпу людей, не знавшую того, что делалось у него в душе. Он прошелся по зале, дождался пока все съехались, и не дождавшись Анатоля, не стал обедать и поехал домой.

Словарь храмовой архитектуры

Абсида (апсида)

– алтарный выступ, как бы пристроенный к храму, чаще всего полукруглый, но встречается и многоугольный; перекрытый полукуполом (конхой). Внутри абсиды помещался алтарь.

Алтарь

(от лат. «alta ara» – высокий жертвенник) – главная часть христианского храма в его восточной части. В православном храме отделяется алтарной перегородкой или иконостасом. В алтаре размещался престол – возвышение для совершения главного христианского таинства – евхаристии.
Алтарь створчатый
– икона, состоящая из нескольких складывающихся досок, покрытых живописными изображениями с обеих сторон (диптих, триптих, полиптих).

Алтарная преграда

– невысокая стенка или колоннада, отгораживающая алтарную часть храма в православных храмах (с IV века).

Амвон

– (от греч.) – возвышение в центре храма, с которого произносили проповеди, читали Евангелие. Как правило, был окружен колоннами, несущими крышу (киворий).

Аркатурный пояс

– украшение стены в виде ряда декоративных арочек.

Аркбутан

– открытая полуарка, служащая для передачи давления на контрафорсы храма.

Атриум

– закрытый внутренний двор, куда выходят остальные помещения.

Аттик

– (от греч. Attikos – аттический) – стенка, возведенная над венчающим архитектурное сооружение карнизом. Часто украшается рельефами или надписями. В античной архитектуре обычно завершает триумфальную арку.

Базилика

– прямоугольное в плане здание, разделенное колоннами (столбами) на несколько продольных галерей (нефов).

Барабан

– цилиндрическая или многогранная верхняя часть храма, над которой надстраивается купол, завершающийся крестом.

Барабан световой

– барабан, грани или цилиндрическая поверхность которого прорезана оконными проемами Глава – купол с барабаном и крестом, увенчивающий храмовое здание.

Баптистерий

– крещальня. Небольшое центрическое здание, круглое или восьмиугольное в плане.

Витраж

– картина на стекле, орнамент из цветного стекла или другого материала, пропускающего свет.

Гемма

– резной камень с углубленным (инталия) или выпуклым (камея) изображением.

Донжон

– главная башня средневекового замка.

Дьяконник

– помещение в алтарной части православного храма к югу от алтаря.

Жертвенник

– помещение в алтарной части православного храма к северу от алтаря.

Звонница

– надстроенное на стене храма или установленное рядом с ним сооружение с проемами для подвешивания колоколов. Виды звонниц: стенообразные – в виде стены с проемами столпообразные – башенные сооружения с многоранным (как правило, в русской архитектуре, – восьмигранным, реже – девятигранным) основанием с проемами для колоколов в верхнем ярусе. В нижних ярусах часто располагается церковь палатного типа – прямоугольный в плане объем с крытой сводчатой аркадой, опоры которой расположены по периметру стен.

Закомара

– (от др.рус.
комара
– свод) – полукруглое или килевидное завершение участка стены, закрывающее прилегающий к ней внутренний цилиндрический (коробовый, крестовый) свод.

Замковый камень

– камень, которым завершается свод или арочный проем.

Кампанила

– в западноевропейской архитектуре отдельно стоящая четырехгранная или круглая башня- колокольня.

Канон

– совокупность строго установленных правил, определяющих основной набор сюжетов, пропорций, композиций, рисунка, колорита для произведений искусства данного вида.

Контрафорс

– вертикальный массивный выступ стены, укрепляющий основную несущую конструкцию.

Конха

– полукупол над абсидой, нишей. Часто выполнялся в виде раковины.

Крестово-купольный храм

– канонический тип византийского православного храма. Представлял собой укороченную базилику, увенчанную куполом, и, согласно Апостольским постановлениям, обращенную алтарем на восток.

Куб

– основной объем храма.

Купол

– покрытие в виде полушария, опрокинутой чаши и т.п.

Лемех

– деревянная черепица, употреблявшаяся для покрытия глав, бочек и других верхов храма.

Луковица

– церковная глава, напоминающая по форме луковицу.

Лопатка

– вертикальный плоский и узкий выступ стены, подобна пилястре, но без базы и капители.

Луминарий

– отверстие в потолке раннехристианского храма.

Мартирий

– тип раннехристианского поминального храма над могилой мученика.

Мозаика

– излюбленная в средние века разновидность монументальной живописи. Изображение выполняется из кусочков цветного стекла – смальты, натуральных камней. Кусочки смальты и камня имеют неправильную форму, свет на них многократно преломляется и отражается под разными углами, создавая волшебное мерцающее сияние, трепещущее в полутьме храма.

Наос

– центральная часть византийского крестово-купольного храма, увенчанная главным куполом.

Нартекс

– пристройка с западной стороны храма, придающая зданию более вытянутую прямоугольную форму. Отделялась от центральной части храма – наоса – стеной с арочными проемами, ведущими в каждый из нефов.

Нервюра

– ребро дугообразной формы в готических сводах.

Неф

– (от греч. «неус» – корабль) – вытянутое помещение, часть интерьера церковного здания, ограниченная с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов.

Паперть

– крыльцо и небольшая площадка (обычно крытые) перед входом в православную церковь.

Пилястра

(лопатка) – конструктивный или декоративный плоский вертикальный выступ на поверхности стены, имеющий базу и капитель.

Подклет

– нижний этаж здания.

Поребрик

– декоративная полоса из кирпичей, поставленных на ребро под углом к поверхности фасада. Имеет форму пилы.

Парус

– элемент купольной конструкции в форме сферического треугольника. На паруса опирается основной купол.

Плинфа

– плоский кирпич (обычно 40х30х3 см), строительный материал и элемент внешнего декоративного убранства храмов.

Портал

– декоративно оформленный дверной проем здания.

Портик

– галерея на колоннах или столбах, обычно перед входом в здание.

Придел

– небольшой храм, пристроенный к основному зданию церкви, имеющий свой престол в алтаре и посвященный какому-либо святому или празднику.

Притвор

– западная часть православного храмов у входа, где по Уставу совершаются некоторые части богослужения и требы (обручение, лития и др.).Эта часть храма соответствует двору ветхозаветной скинии. Вход в притвор с улицы устраивается в виде паперти – площадки перед входными дверями, на которую ведёт несколько ступеней.

Ризница

– место в алтаре или отдельное помещение при христианском храме для хранения богослужебного облачения священников.

Руст

– тесаный камень, лицевая сторона которого оставлена грубо околотой. Рустовка подражает природной фактуре камня, создает впечатление особой прочности и тяжести стены.

Рустовка

– декоративная обработка штукатурной поверхности стены, имитирующая кладку из крупных камней.

Средокрестие

– пересечение центрального нефа крестово-купольного храма с трансептом.

Травея

– пространство нефа под сводом.

Трансепт

– поперечный неф крестово-купольного храма.

Трапезная

– часть храма, невысокая пристройка с западной стороны церкви, служившая местом проповеди, общественных собраний.

Фреска

– («fresco» – свежий) – техника монументальной живописи водяными красками по сырой, свежей штукатурке. Грунтовка и закрепляющее (связующее) вещество представляют собой одно целое (известь), поэтому краски не осыпаются.

Техника фрески известна с античных времен. Однако, поверхность античной фрески полировалась горячим воском (смесь фрески с живописью восковыми красками – энкаустикой). Главная трудность фресковой живописи в том, что художник должен начать и закончить работу в тот же день, пока сырая известь не высохла. Если же необходимы поправки, нужно вырезать соответствующую часть известкового слоя и накладывать новый. Техника фрески требует уверенной руки, быстрой работы и совершенно четкого представления о всей композиции в каждой ее части.

Фронтон

– завершение (треугольное или полуциркульное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.

Хоры

– открытая галерея, балкон во втором ярусе храма с западной стороны (или со всех сторон, кроме восточной). Здесь размещались певчие, а также (в католических храмах) орган.

Шатер

– высокое четырех-, шести- или восьмигранное пирамидальное покрытие башни, храма либо колокольни, широко распространенное в храмовой архитектуре Руси до XVII века.

Ширинка

– прямоугольная впадина в стене.

Яблоко

– шар на завершении купола под крестом.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]