Любовь к отеческим гробам Как проводить в последний путь и не отправиться следом

В суете дней человек обычно редко задумывается о смерти. В результате, когда наступает время, мы зачастую не знаем, как проводить в последний путь близкого человека.

Это приводит к тому, что родственники умершего не понимают, что нужно делать для того, чтобы его душа обрела покой в ином мире.

Кроме того, до сих пор существует множество суеверий, которым православные не должны следовать во время погребальных обрядов. Далеко не все знают об этом и понимают, какую опасность для верующего человека они несут.

Готовясь к похоронам, умирающего причащают и читают над ним «Канон молебного исхода души»

Православный христианин не должен умирать, не осознавая того факта, что его земная жизнь скоро окончиться.

Многие родственники больных людей, которые вот-вот умрут, стараются, из благих побуждений, скрывать от них правду. Как известно дорога в ад вымещена благими намерениями. Поступая так, такие люди выказывают лишь своё малодушие, подавая своему близкому человеку призрачную надежду на выздоровление.

Перед смертью православный должен исповедоваться и причаститься.

Если они заботятся о нём, они наоборот должны сказать ему правду, для того, чтобы успеть позаботиться о предсмертном напутствии, а так же позвать священника к умирающему. Последнее делается только с его согласия.

Причащать лиц, которых находятся без сознания или же в беспамятстве запрещено, поэтому священника приглашают заранее. Естественно, что скрыть правду о скорой смерти перед умирающим не удастся, а если же не пригласить священника, то он умрёт без покаяния и причастия.


Мозаичная-композиция-Евхаристия-в-Храме-Покрова-Пресвятой-Богородицы-в-Ясеневе-г. Москвы

Причащаясь, человек соединяется с Божеством. Перед дорогой в иной мир это сделать особенно важно, ведь во время Причастия тело Христово становится нашим телом и Кровь Христова начинает течь в наших жилах.

Многие священники отмечают, что большое количество даже верующих людей, готовя близкого человека к смерти, придают большое значение внешним атрибутам. Это не правильно, так как важно не похоронить человека «правильно», но подготовить его кончину так, чтобы она была христианской.

Основная цель земных приготовлений состоит в том, чтобы душа человека престала перед Господом чистой и безгреховной.

Сделать это можно только на исповеди и причастившись Святых Христовых Тайн. Без этого полный смысл у православного погребального обряда будет отсутствовать.


Венецианов А.Г. Причащение умирающей. 1839 год. В России обряд причащения умирающего всегда строго соблюдался

Как свидетельствуют люди, которые пережили клиническую смерть, при разлучении души с телом человек обычно испытывает некое душевное томление. Многие подтверждают то факт, что им являются нечистые духи в страшных обликах. Могут так же слышаться их ужасные голоса.

Для того чтобы облегчить переход человеческой души в вечность над умирающим обычно читают специальную молитву под названием «Канон молебный на исход души».

Если же для близких важна внешняя атрибутика, то они должны знать, что находящемуся в сознании умеряющему можно давать святую воду и антидор при соблюдении требований об исповеди и причастии.

Как вести себя на поминках после похорон

Поминки завершают процедуру погребения. Обычно на них приходят те, кого пригласили родные усопшего. Это неспроста: обед заказывают в кафе или готовят дома, ориентируясь на количество гостей. За столом приняты тихие разговоры — воспоминания о том, кого больше нет в этом мире. Присутствующие могут выступить с добрым словом перед всеми или ограничится беседой с сидящими поблизости.

В конце всем раздают конфеты, печенья, пирожки. Отказываться от них не принято. Угощением поминают покойного.

По всем вопросам звоните по телефону 48-00-64 КРУГЛОСУТОЧНО

Рассчитать стоимоть похорон

После смерти, умершего омывают и читают над ним Псалтыри

В православии похороны проходят на третий день. После смерти православного его тело необходимо омыть тёплой водой.

При этом нужно читать или Трисвятие или же «Господи, помилуй»

Так как родственники умершего уже травмированы его смертью, лучше чтобы эту операцию выполняли посторонние.

Смотрите также статью Почему нельзя плакать по умершему человеку в православии

После того, как омовение покойника будет выполнено, начинается чтение «Последования по исхода души от тела».

Порядок выполнения всех действий определят приглашённый на отпевание священник. В том же случае, когда он смог прибыть, молитвы по усопшему читают его родственники и знакомые.


Ольга Калашникова. Послушница (за чтением Псалтири). Читать его рядом с гробом умершего могут не только родственники, но и те люди, которые получили на это благословение священника

Далее продолжают читать Псалтырь. Это необходимо делать непрерывно до выноса тела и при наличии такой возможности.

К сожалению, в наше время так долго читать практически невозможно, поэтому необходимо хотя бы один раз прочитать Псалтири у гроба полностью хотя бы один раз.

Пслатырь читают до истечении 40 дней ежедневно

Читать стоит самим близким и родным умершего, так как они могут, при этом, сами получить утешение от Господа.

Если же этого сделать нельзя, необходимо позаботиться о том, что бы Псалтири читали те церковнослужители, которые имеют на это благословение священника.

Омовение

На этом этапе происходит встреча покойника со смертью. Человека омывают, причёсывают, надевают в чистую одежду.

На Русской земле специально приглашали чужих людей, которые могли бы помочь покойному предстать перед Богом чистым и душой, и телом. Лучше если бы это были люди сами не отягощённые грехами, например, холостячки или вдовы. Но при отсутствии таковых хотя бы не родственники.

Верили, что душе покойника тяжелее будет покинуть мир, если по нему будут лить слёзы.

Вода после омовения считалась мёртвой, и её необходимо было вынести из дома и вылить, например, в овраг. А саму посуду разбить. Это делалось для того, чтобы порвать связь с покойником, чтобы он не смог вернуться в мир живых и не тревожил их своим невидимым присутствием.

Одежда для покойного для положения его в гроб выбирается на усмотрение родственников

Перед тем, как положить тело усопшего в гроб, его, а так же сам гроб окропляют свято водой. Кроме того, гроб так же окропляют внутри и снаружи, и кадят ладаном. Делает это не обязательно священник, но любой христианин.

При выборе одежды для погребения родные умершего должны руководствоваться своими предпочтениями. При этом необходимо учитывать мирской статус умершего. Так, например, военнослужащие и сотрудники специальных служб должны быть положены во гроб в своей форме.

Миряне обычно кладутся в него в гражданском костюме. При выборе одежды обычно отдают предпочтение той одежде, которая удобно одевается на тело умершего.


Одежда покойника для мужчины

При выборе её необходимо отдавать предпочтение классическим строгим вещам, которые легко надеваются на умершего.

Очень часто родственниками задаётся вопрос: что нужно для похорон женщины? Здесь предъявляются те требования, что и усопшим мужчинам. При этом должно соблюдаться требование о том, что женская одежда для умершей должно быть скромным и соответствовать сезону.

В любом случае запрещены платья с глубоким декольте, с надписями, украшениями или же какими-либо рисунками.

Традиционно в православии усопшего покрывают саваном или церковным покрывалом. Он приставляет собой ткань, которую кладут на тело. Обычно саван приобретают в храме. В обязательном порядке на усопшем должен быть надет нательный крест.

В том случае, когда сохранился крестильный крест — надевают его. На лоб умершего возлагают венчик — бумажную ленту с нанесённым на неё изображением образа Спасителя, Божьей Матери и Иоанна Предтечи.


Погребение Христа. Карл Генрих Блох. Православный обряд погребения имеет многие элементы, символизирующие погребения Христа

Существую правила, по которым необходимо складывать руки покойного. Они кладутся на грудь, правую руку кладут при этом поверх левой. В левую руку полагают погребальный крест или небольшую икону. На грудь кладётся икона. Мужчинам соответствует Спасителя, женщинам — образ Божьей Матери.

В чём предстанешь перед Богом

Одежде так же придавалось большое значение. На Руси определённый промежуток времени это были белые одеяния, но потом обычай несколько изменился. Иногда при выборе наряда, придерживаются пожеланий, высказанных умершим при жизни. А старые люди и сейчас, часто предвидя свой конец, сами готовят себе погребальные вещи.

Незамужних девушек принято хоронить в свадебных платьях. И важно, чтобы обувь у покойника была удобной, не давила, поэтому неспроста пошло выражение «белые тапочки». Это специальная обувь, предлагаемая учреждением ритуальных услуг, которая изготавливается исключительно для покойников.

«Заочное отпевание» запрещено, а музыка на похоронах православного неуместна

Гроб ставят с соблюдением разных традиций, так как для этого каких-либо правил не установлено. Обычно его устанавливают по традиции, разместив покойника, обратив его лицом на восток или же к иконам.

При этом необходимо избегать языческих суеверии и не зажигать свечу перед фотографией умершего или же ставить в его комнате стакан с водой.

В комнате, где стоит гроб, перед иконами необходимо зажечь свечи и лампады.

Перед тем, как вынести усопшего из его дома, желательно, чтобы его родственники пригласили священника для совершения им панихиды. Батюшка так же может проводить гроб до храма, где и будет производиться отпевание.

Отпевание должно совершаться в храме, заочное отпевание проводить запрещено и разрешено оно может быть только в исключительных случаях. Таким исключением, может стать, например, отсутствие храма в той или иной местности.

Нести гроб, вопреки имеющимся суевериям, должны родственники и близкие друзья умершего. Стоит отдельно отметить, что священник ни в коем случае гроб мирянина нести не должен. Исключение здесь не делается.


Перенесение мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Барии

Ещё в древности гроб умершего должны были переносить его родные и близкие, что и изображено на фреске.

Когда умер человек православный, для его погребения не нужно приглашать оркестр, так как это не соответствует церковным канонам. Когда душа от тела отделена, необходимо молиться о ней, музыка же от этого отвлекает. По этой же причине нельзя во время похорон громко разговаривать или же плакать.

Непосредственно на кладбище, прощаясь с покойным, необходимо будет поцеловать венчик на его челе, а также лежащую в гробу икону. Во время траурной церемонии не нужно говорить много и громко. Достаточно сказать несколько слов о том, кем усопший был для вас, попросить у него прощения за все обиды, причинённые ему вами.

Кроме того, необходимо также простить ему его обиды, причинённые вам.

В могилу гроб с телом опускают головой на Восток. Это означает, что ожидаем наступление Второго пришествия Христова. Умерший же идёт от Запада, то есть, от заката жизни к Востоку – вечности.


Крест в православии – символ спасения, поэтому его устанавливают на могильный холм в ногах усопшего

Над могильным холмом устанавливают восьмиконечный крест как символ спасения. Он может быть выполнен из любого материала и обязательно иметь правильную форму Устанавливают крест у ног усопшего.

Распятие должно быть направленно к его лицу, для того, чтобы восстав из гроба, он мог взирать на знамение победы Христа над дьяволом. Такое же правило распространяется на любые памятники с размещёнными на них крестами.

Похоронная процессия

Как говорят обычаи, если мимо твоего дома проходит похоронная процессия, нельзя, чтобы в доме кто-то спал. Говорят, что покойник может утащить спящего за собой. Нельзя смотреть в окно на процессию, лучше задернуть шторы и побыть в тишине. Нельзя перебегать дорогу похоронной процессии. Считается, что, если покойный болел, перебежавший дорогу может забрать его болезнь себе. День похорон очень сложный и болезненный, но провести его нужно правильно, как бы то ни было. Важно соблюдать все правила, провести поминальный обед и отдать дань уважения усопшему. Некоторые свято верят в эти приметы, а другие считают их суеверием. Для себя ты волен решать сам.

Читайте: Вот почему тибетские махатмы и все красивые женщины пьют по утрам горячую воду

(Пока оценок нет)

Похожие материалы:близкого, в последний, жизнь, не делайте, нельзя, плохая, провожая, путь, хороня, человека, этого

Погребение священника более длительное и торжественное чем мирянина

В православии священников хоронят по особым правилам. Основное отличие при этом от погребения мирян состоит в том, что обряд более сложен и торжественен. Так, например, читают при этом пять чтений из Апостола и пять из Евангелия, поют тропари.

Погребаемый священник одевается в обычные для него одежды. Далее его переоблачают в священническое одеяние.


Прощание с Алексием II проходит в храме Христа Спасителя, похороны состоятся в Богоявленском (Елоховском) соборе. Закрытое воздухом – вышитом платком, лицо патриарха указывает на то, что во время жизни он освящал дары и причащал Святых Таинств Божьих

У многих мирян возникает вопрос: почему священников хоронят с закрытым лицом? Действительно, лицо умершего закрывают воздухом, то есть вышитым платком, которым обычно покрывают Священные Дары во время литургии.

Закрытое лицо же означает, что теперь священнослужитель предстоит перед лицом Господа и закрыт миру. Он опускается с умершим в землю и означает, что он при жизни был совершителем Тайн Божьих. Так же в руки усопшего вкладывают Евангелие и Крест.

В процессе погребения священника гроб с его телом обносят три раза вокруг того храма, в котором он служил. Так же бывает особый перезвон. Чин погребения диаконов, священников и архиереев отличается. Это стоит помнить, наблюдая его со стороны.

Похороны и обряды

«Православная Церковь напутствует своих чад в загробную жизнь таинствами Покаяния, Причащения и Елеосвящения, а в минуты разлучения души с телом совершает канон на исход души. Он читается «от лица человека, с душою разлучающегося и не могущего глаголати», и иначе называется отходной молитвой. В момент смерти человек испытывает чувство томления. При выходе из тела душа встречает Ангела-Хранителя, данного ей в Крещении, и злобных духов — бесов. Облик бесов так ужасен, что при их виде душа мятется и трепещет.

Канон на исход души в отсутствии священника должны прочитать родные или близкие умирающего.

Если человек долго и тяжело страдает и не может умереть, то родственники могут прочесть другой канон — «Чин, бываемый на разлучение души от тела, внегда человек долго страждет». Оба этих канона есть в полных православных молитвословах.

Приготовление усопшего к погребению

Тело человека, по воззрению Церкви, — освященный благодатию таинств храм души. По слову святого апостола Павла: «Тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» (1 Кор. 15, 53). Поэтому уже с апостольских времен Церковь любовно заботится об останках умерших братьев по вере. Образ погребения усопших дан в Евангелии, где описано погребение Господа нашего Иисуса Христа. Православный обряд приготовления тела усопшего к погребению сохранился с ветхозаветных времен и выражается в омовении тела, облачении его, положении во гроб.

Омовение тела водой прообразует будущее воскресение и предстояние пред Богом в чистоте и непорочности. При омовении следует читать Трисвятое: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас», или просто «Господи помилуй». Омывать нужно все тело теплой водой с мылом. По традиции омовение совершается одним из родственников почившего.

Тело христианина одевают в новые чистые одежды светлых оттенков. В некоторых областях России усопшего, помимо обычных одежд, облачают в саван — белый покров, напоминающий о белой одежде крещения. На усопшем непременно должен быть нательный крест. Омытое и облаченное тело полагают на приготовленном столе лицом вверх, к востоку. Уста покойного должны быть сомкнуты, руки сложены на груди крестообразно (правая поверх левой) в знак веры в Распятого Христа. В руки влагают икону Спасителя или Распятие.

Нельзя обмывать покойника беременным женщинам во избежание болезни будущего ребенка. Нельзя обмывать покойника женщинам, у которых идут месячные. Раньше, как правило, покойника готовили в последний путь только пожилые женщины.

Гроб перед положением тела окропляют святой водой, можно окадить его ладаном.

Лоб умершего украшается венчиком, который символизирует венец Царства Небесного. Апостол Павел говорил: «А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем возлюбившим явление Его». На венчике изображается Спаситель с предстоящими Ему Божией Матерью и Иоанном Предтечей. Венчик продается в храме, лучше приобрести его до похорон и принести покойного на отпевание уже с венчиком.

Под голову кладут подушку, которую обычно делают из ваты или сухой травы. Существует благочестивый обычай готовить себе «смертную подушечку» заранее, наполняя наволочку освященными в храме веточками верб и листьями берез (это освящение бывает соответственно в Вербное воскресение и в день Святой Троицы).

Тело покрывают простыней или особой погребальной пеленой с изображением Распятия — во свидетельство веры Церкви, что умерший находится под покровом Христа.

Гроб обыкновенно ставят посреди комнаты перед иконами. Вокруг него зажигают свечи; если есть возможность, то ставят четыре подсвечника: один у головы, другой у ног и два по обеим сторонам гроба; в совокупности они образуют крест и символизируют переход усопшего в Царство истинного света.

Класть в гроб какие-либо предметы, деньги, продукты нельзя, так как подобные обычаи суть пережитки язычества.

Ясно, что соблюсти вышеперечисленные правила можно только в том случае, если тело не было отдано в морг. По существующим российским нормам, не отдав покойного для вскрытия, невозможно получить свидетельства о смерти. Из-за этого православным людям приходится отдавать своих умерших в морг для отнюдь не благочестивых действий. Это весьма прискорбно, но следует приложить все усилия, чтобы успеть подготовить тело надлежащим образом уже после его выдачи из морга.

Молитва за усопшего до отпевания

Сразу после омовения и облачения покойного священник (или кто-либо из родственников) читает канон, называемый «Последование по исходе души от тела» из молитвослова. Если человек умер не дома, то канон все равно надо прочесть в день смерти.

«Последование» читается от лица усопшего с той целью, чтобы милосердие Божие по молитве нашей за умершего облегчило его душе горечь разлуки от расставания с телом. Оно завершается молитвой «Помяни, Господи, Боже наш, в вере и надежде живота вечного преставлъшегося…», которую можно читать отдельно от канона.

Чтение псалтыри по усопшим

В Православной Церкви существует обычай чтения Псалтыри над телом усопшего мирянина до погребения (Псалтырь можно приобрести в церкви). Лучше всего, если чтение совершается непрерывно, и днем и ночью. Читать псалтырь может любой благочестивый мирянин. Домашним и сродникам усопшего следует по мере возможности присоединяться своим молением к молитве чтеца. Разумеется, для непрерывного чтения необходимо несколько человек.

Чтение Псалтыри совершается стоя, и лишь в особых случаях позволяется сидение из снисхождения к немощи читающего. Как известно, Псалтырь разделена на 20 кафизм, каждая из которых, в свою очередь, подразделяется на три части — «Славы». При чтении за упокой после каждой «Славы» произносится вышеупомянутая молитва из «Последования по исходе души» с именем усопшего, к которому присоединяется слово «новопреставленный» (таковым Церковь считает человека в течение сорока дней после кончины). Ребенка до 7 лет именуют «младенцем». Употребление других уточняющих наименований, как то: девица, отрок, жена, воин, убиенный, утопший, сгоревший и т. д. не имеют канонических оснований и не встречаются в богослужебных книгах.

Не без причины и не без цели Церковь с древнейших времен положила читать над гробом умершего именно книгу псалмов. Псалтырь воспроизводит все многообразие движений нашей души, так живо сочувствует и нашей радости, и нашей скорби, так много проливает утешения и одобрения в наше скорбящее сердце.

Панихида

Весьма хорошо во все дни, предшествующие погребению, заказывать за усопшего панихиды в одном или нескольких храмах.

В то время, когда тело лежит бездыханно и мертво, душа проходит страшные испытания — мытарства, и поэтому имеет великую нужду в помощи Церкви. Панихиды облегчают душе переход в другую жизнь.

В переводе с греческого «панихида» означает «всенощное пение». Еще в эпоху гонений на христиан вошло в обычай ночью молиться над усопшими и за усопших. В эти страшные времена христиане, боясь ненависти и злобы язычников, только ночью могли провожать в вечный покой тела святых мучеников, ночью же и могли молиться над их гробами. Под покровом тьмы, как бы символизирующей нравственное состояние тогдашнего мира, христиане зажигали свечи около останков мучеников и совершали заупокойное пение в течение всей ночи, а на заре предавали их земле. С тех пор молитвенное последование над почившими христианами называют панихидами.

Сущность панихиды состоит в молитвенном поминовении усопших отцов и братии наших, которые, хотя и скончались верными Христу, но не вполне отрешились от слабостей падшей человеческой природы и унесли с собою в гроб свои немощи и слабости. Совершая панихиду, Святая Церковь сосредоточивает все наше внимание на том, как души усопших восходят от земли на Суд Божий, как со страхом и трепетом предстоят на этом Суде, исповедуя дела свои пред Господом Сердцеведцем, не дерзая предвосхищать у Всеправосудного Господа тайны Его Суда над душами наших усопших. Церковь возвещает основной закон этого суда — Божественное милосердие — и побуждает нас на молитву о них, давая полную свободу сердцу высказаться в молитвенных воздыханиях, излиться в слезах и прошениях.

Завершается панихида возглашением диакона: «Во блаженном успении вечный покой подаждъ, Господи, усопшему рабу Твоему (имя), и сотвори ему вечную память!»

«Это молитвенное воззвание, — говорит блаженный Симеон, архиепископ Солунский, — есть дар и завершение всего, оно отсылает умершего к наслаждению Богом и как бы передает душу и тело усопшего Богу».

Вынос тела

Незадолго до выноса гроба из дома над телом умершего еще раз читается «Последование по исходе души от тела». Гроб выносят из дома лицом вперед, с пением Трисвятого. Это пение знаменует, что умерший при жизни исповедовал Живоначальную Троицу и теперь переходит в царство бесплотных духов, окружающих престол Вседержителя и немолчно воспевающих Ему трисвятую песнь.

Несут тело умершего его родные и близкие, облаченные в траурные одежды. С древнейших времен христиане, участвовавшие в погребальной процессии, несли зажженные свечи.

По уставу при внесении тела в храм должно звонить в колокол особым погребальным звоном, который возвещает живым, что у них стало одним братом меньше, и служит прообразом трубного звука архангела, который раздастся в последний день мира и будет услышан во всех концах Земли.

Когда тело умершего приносят в церковь, его поставляют посреди храма с лицом открытым и обращенным к востоку, а около гроба ставят светильники. Таким положением тела умершего Церковь хочет выразить свое материнское желание, чтобы не только живые участвовали духовно в приношении таинственной жертвы, и чтобы усопший, не имея возможности молиться Богу своими мертвыми устами, молил бы Его о помиловании своим положением.

Отпевание

Чин погребения, в просторечии называемый отпеванием из-за обилия песнопений, по своему составу подобен панихиде и отличается от нее чтением Священного Писания, разрешительной молитвою, прощанием близких с почившим и преданием тела земле.

Последование панихиды

Что это за Богослужение — так называемая панихида, которая совершается по умершим?

Так называемая панихида, которую служат по умершим, есть сокращение отпевания. За панихидою, как и за отпеванием, молятся о прощении грехов умерших, об избавлении их от адских мучений за грехи и о вселении в раю со святыми».

Доследование погребения, или отпевания усопших

Что за Богослужение так называемого доследования погребения или отпевания усопших?

Доследование погребения или отпевания усопших, это — такое Богослужение, во время которого при теле усопшего молятся о прощении его грехов, избавления души его от адских мучений за грехи и о вселении ее в рай, вместе со святыми, и самое тело, как имеющее по времени воскреснуть, предают земле с подобающею честию.

Какие обряды мы видим при погребении усопших?

При погребении умерших более замечательны следующие обряды:

1) тело умершего, по положении во гроб, покрывают особым церковным покрывалом,

2) на голову его кладется венчик с священными изображениями,

3) во время отпевания все молящиеся держат в руках зажженные свечи,

4) в конце отпевания кладется в руки умершего так называемая разрешительная (молитва) грамота,

5) посыпается тело землею и

6) сопровождается до могилы в преднесении иконы с пением песни: «Святый Боже».

Что означает покрытие тела умершего покровом?
  • Это означает, что умерший, как принадлежавший к святой православной церкви, находится под ее покровительством, — она до скончания века будет молиться об его душе.
Что означает положение венчика на голову умершего?
  • Это означает, что подвиги его на земле в борьбе с миром, плотию и диаволом кончились, и ему предстоит награда за них в царстве небесном.
Что означают свечи в руках молящихся за умершего при его отпевании?
  • Это делается для выражения любви к умершему и теплой молитвы за него.
Что означает положение разрешительной грамоты в руки умершего?
  • Это бывает в знак того, что умерший отходит отсюда в мире с Богом и церковью, — ему все прощено священником.
Какое значение имеет посыпание землею тела умершего?
  • Это делается в знак того, что человек, по слову Божию, есть земля, т. е. тело его сотворено из земли, и должно возвратиться в землю на время, до всеобщего воскресения.
Что выражается несением иконы до могилы при пении «Святый Боже» при погребении?
  • Несением иконы означается, что умерший исповедовал православную веру и с сею верою отошел в иной мир. Пение же при этом ангельской песни «Святый Боже» означает, что умерший перешел в ангельский мир.
Для чего читается псалтырь над покойником?
  • Псалтирь читается для умилостивления Бога к умершему, а также в утешение живущих, которые собираются ко гробу.
Для чего над могилою умершего ставится крест?
  • В напоминание о том, что будущая блаженная жизнь приобретена над крестными страданиями Христовыми.
Над каждым ли из умерших христиан одинаковым образом совершается погребение?
  • Нет. Есть некоторые особенности при погребении священников, монашествующих и младенцев.
Какие особенности при погребении священников?
  • Тело умершего священника облачают во все его священные одежды.
  • Лицо закрывается воздухом, — в знак уважения к его сану, а на грудь возлагаются крест и Евангелие, потому что при жизни своей он ими освящал себя и других.
  • До погребения читается по нем не псалтирь, а Евангелие.
  • Выносят его тело с крестным ходом и со звоном.
  • При каждой церкви, мимо которой несут его тело, совершается по нем лития.
  • Во время погребения читают пять раз Апостол и столько же Евангелие (т. е. все заупокойные евангельские и апостольские чтения).
Какие особенности при погребении монашествующих и младенцев?
  • При погребении монашествующих поют песни, приспособленные к их обетам. При погребении же младенцев испрашивается им не прощение грехов, а небесное царствие, по обещанию Христа Спасителя.

Умерших поминают не водкой, а молитвой

Погребальные обряды в православии обычно заканчиваются поминальной трапезой. Это древний обычай и церковь ему не препятствует. Прежде чем преступить к такой трапезе, необходимо отслужить литию или кратки чин панихиды. Это может сделать и мирянин.

Если же никто не знает, как это делается — читаю 90-ый псалом или же молитву «Отче наш».


Освящение куитьи (колива). Кутья — главное блюда на поминальном столе. Оно символизирует воскресение и радость праведников в Раю

На поминках первым блюдом вкушается кутья или же коливо. Она представляет собой отварные зёрна пшена или риса с мёдом или же изюмом. Вкушая это блюдо, человек вступает в связь с отошедшей душой, а сама поминальная трапеза является символом такой молитвы.

Зёрна здесь – символ воскресенья, а мёд — той сладости, которой наслаждаются праведники в Царствии Божьем.

Кутья должна быть обязательно освящена.

К сожалению, многие поминают усопших спиртным. Этого делать нельзя, так как вино является символом земной радости. Поминки же являются поводом для усиленной молитвы. Умерший может тяжко страдать в загробной жизни. Поэтому необходимо молиться о нём, а не напиваться.

Кроме того, не стоит «поминать» человека поминальной стопкой и хлебом. Это языческий обычай, а не христианский, поэтому в жизни православного он недопустим.

О ритуальных атрибутах

Погребальные венки заказывают близкие, друзья, коллеги. Их делают из искусственных или живых цветов. Композицию дополняют ленты с надписями от кого: «От жены», «От детей» и т. д. Имена не пишут. В траурной процессии венки несут за гробом, а в конце ими украшают могилу.

Выбор живых цветов зависит от отношений с усопшим. Так, белые хризантемы — символ дружбы, красные гвоздики — преклонения, почитания. Бордовые розы приносят в дар трагически ушедшим из жизни. А вот любимые цветы умершего преподносят родственники.

Православный не должен соблюдать языческие обычаи и лить водку на могильный холм

К сожалении российский народ, приняв Православие, до сих пор не изжил из обихода языческие обычаи. У нас до сих пор принято бросать еловые ветки перед гробом, так как якобы душа покойника испугается их колючести и не вернётся обратно.

Так же часто завешивают зеркала в доме, где жил покойник или же заявляют о том, что класть в гроб с телом покойника необходимо особенные иконы, играющие роль оберегов от злых сил.


Завешанное зеркало в доме покойника. Это старое суеверие, с которым православная церковь борется давно, так как не на приметы нужно уповать при борьбе с нечестью, но на Господа нашего Иисуса Христа

Эти отжившие обычаи не должны исполняться верующим человеком, ибо сказано:

«Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним»

(1 Фесс. 4:13–14)

Таким образом, не нужно волноваться на тему: куда деть икону из гроба или спрашивать у знакомых, что нужно говорить на похоронах. Всё это нужно узнавать у священника, как и подобает доброму христианину.

Если же нужно показать на людях, что в том или ином доме скорбят об ушедшем родственнике, обычная свеча у иконы укажет на траур по нему.

Всегда необходимо помнить о том, что нужно беспокоиться о душе почившего, а не о пышности его погребения. Подобает молиться о нём, а не ставить пышный памятник. В православии поминают умерших во время совершения Евхаристии на 3-й, 9-й и 40-ой дни. Далее поминание ведётся на церковные праздники, например, на Радоницу.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Вернувшись с похорон

По возвращении домой, нужно притронуться к печке. Эта примета возникла очень давно и связана с тем, что печь отождествляет стихию огня. Старшие люди говорят, что, прикоснувшись к печке, можно сжечь все плохие приметы. Если нет печи или чего-то подобного, нужно зажечь свечу, она тоже поможет сжечь всё плохое.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]