Православная церковь о гражданском браке: отношение, мнение и ответы на частые вопросы

Для того нужно вступать в брак, чтобы он помог нам вести жизнь целомудренную; а это будет в том случае, если мы будем брать таких невест, которые могут принести к нам великое целомудрие, великую скромность. Жена есть пристань и важнейшее врачевство от душевного расстройства. Если эту пристань ты будешь соблюдать свободной от ветров и волнения, то найдешь в ней великое спокойствие, а если будешь возмущать и волновать ее, то уготовляешь сам себе опаснейшее кораблекрушение. (Святитель Иоанн Златоуст).

Жена дана мужу в помощь, чтобы муж с ее утешением мог переносить все, случающееся с ним в жизни. И если жена будет кроткая и украшена добродетелями, то не только своим сообществом доставит мужу утешение, но и во всем вообще окажет ему великую пользу, все для него облегчая, во всем помогая, не оставляя его в тяжких испытаниях, как внешних (вне дома), так и тех, которые ежедневно случаются в доме; но, как искусный кормчий, она своим благоразумием утишит в нем всякую душевную бурю и своим сожитием доставит ему утешение. Живущих в таком союзе супружества ничто в настоящей жизни не может слишком опечалить, ничто не может нарушить их мирного счастья (Святитель Иоанн Златоуст).

Брак есть дар Божий, освящаемый благословением Церкви. Самым первым делом Творца после создания мужа и жены было благословение им «плодиться и размножаться», так произошло благословение брачного сожития и чадородия для того, чтобы члены семьи были одновременно и членами Церкви Христовой. Господь Исус Христос не только подтвердил изначальное благословение брака, но и восстановил в первоначальной силе закон о нем. Вопреки Моисееву закону, все же дозволяющему расторжение брака, Христос решительно воспрещает развод. А на вопрос фарисеев «По всякой ли причине позволительно разводиться с женой?» он указал на первоначальный закон единства и нерасторжимости брака, установленный первой брачной чете Адаму и Евве, и прибавил:

Еже Бог сочета, человек да не разлучает.

В Евангелии от Луки (зач. 102) говорится, что брак перестанет существовать лишь тогда, когда не будет смерти. В толковании же этого Евангелия сказано:

Сынове века сего иже в мире сем раждающе и раждаеми женятся и посягают. Века же онаго сынове ни что же таковаго имети будут, ни умерети могут лишены брака тамо. Зде бо понеже смерть брака ради. Брак же смерти ради, тамо смерти упражнение. Что треба браку? Брак бо помощь смертну и исполнение недостатку.

В житии святителя Николы Чудотворца имеется описание чуда о трех девах: обнищавший муж, отец трех дочерей, захотел отдать их в позорное и беззаконное блудилище, чтобы облегчить таким образом нищету в семье. Чтобы предотвратить эти намерения, святитель Никола трижды тайно являлся в его дом с узлами золота и своей помощью способствовал тому, что все три девицы сочетались законным браком. Из этого видно, что святитель Никола признавал необходимость брачного союза, как Таинство Брака, освящаемое Церковью. Событие это происходило в IV столетии, когда обряда венчания еще не было, а браки совершались лишь родительским благословением при свидетелях (Кн. Кормчая, лист 500).


Свадьба на Руси

В Ветхом Завете брак почитался даже выше девства, а блудодеи и прелюбодеи убивались камнями (Библия, кн. Левит, гл. 20 и кн. Второзакония, гл. 22). Пророк Иеремия также не гнушался брака и советовал израильтянам вступать в таковой, а когда совершался брак Товии, сына Товита, то в его дом прибыл бесплотный слуга Господа Архангел Рафаил. (Кн. Товита, 1-14 гл.)

В Евангелии от Иоанна (зач. 6) описывается совершение брака в Кане Галилейской, на который зван был Сам Исус Христос и Пресвятая Богородица. Христос почтил этот свадебный пир своим присутствием и восполнил недостаток вина чудесным превращением простой воды в лучшее вино. Первое чудо, описанное в Евангелии, является подтверждением того, что сам Спаситель этот брак, совершенный на дому, благословил.


Брак в Кане Галилейской. Чудо о претворении воды в вино (Ин. 2, 1-11). Фрагмент «Маэста» Дуччо, 1308 — 1311 гг.

Как складывался чин церковного венчания

В первом столетии по Рожестве Христовом, в апостольские времена, христиане не имели узаконеннаго венчальнаго священнословия; браки совершались на дому, с троекратным благословением, так как храмов тогда еще не существовало.

Среди апостолов существовали разные позиции в отношении браков. Так, апостол Павел говорил о христианстве, как о религии непорочной, безгреховной, аскетической. Петр же призывал к ранним бракам и к включению в брак всех.

Жизнь в браке должна быть целомудренна. Главный же источник целомудрия — это Церковь. В послании к Ефесяном апостол Павел возвышает христианский брак до значения союза Христа с Церковью, как главы с телом. Этот союз есть таинственный, ибо непостижимый:

Тайна сия великая; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви (Еф.5; 31-32).

«Сей закон Божий, сочетающий мужа и жену, установленный для распространения рода человеческого и для ограничения похоти», — так описывают ранние христианские богословы причины брака.

…Во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа (1 Кор. 7, 2).

Таким образом, в брак нужно вступать, чтобы вести жизнь целомудренную. Святитель Иоанн Златоуст советует родителям для сохранения целомудрия своих сыновей женить их раньше, а для предупреждения любодеяния необходимо соединить сына брачным союзом с женой целомудренной и разумной, которая удержит мужа от безрассудного образа жизни.

Церковь выступает однозначно против гражданских браков — сожительство без церковного благословения считается величайшим грехом.

В толковании святителя Иоанна Златоустаго на Первое послание к Тимофею апостола Павла говорится:

Сего ради венцы на главах налагаются, образование победы, яко непобедимы быша, тако приходят к ложу непреодоленни быша от сласти. Аще ли же уловлен быв от сласти, блудницам себе издаде, чесо ради прочее и венец имать на главе побежден сыи. Сих их научаем, сим наказуем, сими устрашаем, запрещаем, овогда убо се, овогда же оно творящее.

О значении брака в человеческой жизни апостол Павел говорит в своих посланиях:

Лучше женится, нежели разжизатися (зач. 136). Аще оженишися не согрешил еси и аще посягнет дева не согрешила есть (зач. 138). Аще и ангел благовестит Вам паче же благовестихом — анафема да будет (зач. 199).

В книге Ефрема Сирина (слово первое) сказано:

Нигде же бо писано есть, да не поймеши жены, да не творити детей. Еретицы гнушались брака и на покаяние согрешающих не принимали, оне назывались чисти (Кн. Кормчая, I-го Собора, пр. 8-ое).

Согласно же апостольских правил: бракобор духовником не может быть (прав. 51 Апостольское); грешащих на покаяние следует принимать (пр. 52 Апостольское). Двоеженец или наложницу имый, духовником не может быть (прав. 17 св. Апост.); поповства ради жену не отпускать, т. е. духовнику нельзя разлучаться с законной женой (пр. 5 св. Апостол); блудный поп — да не будет (Кн. Номаканон пр. 181, 182 и 183).

Апостол Павел, в учении Христа о нерасторжимости браков (1 Кор. 7, 10), поддерживает запрет межрелигиозных браков, но если кто-нибудь из супругов принял христианство, муж или жена, то они могут спасти друг друга. Расторжение такого брака возможно только по просьбе не христианской стороны (1 Кор. 7; 12-16).

Император Алексей Комнин (1081–1118 гг.) впервые издал постановление о церковном венчании браков и среди рабов-христиан, которым до сих пор в этом отказывали, так как не признавали равенство господ и рабов перед лицом одной христианской веры. Такое же явление было характерно и для первых лет принятия христианства на Руси, когда церковный брак охватывал знатных людей, а низшее сословие оставалось жить без венчания.

Предшествующая венчанию стадия была связана с обручением, которое в раннем христианстве совершалось за несколько лет до брака, и при жизни жениха никто не мог жениться на этой невесте.

Святость христианского венчания и брака соединялась с причащением Святых Тайн. Венчание совершалось во время Литургии или сразу после нее.


Таинство венчания. Фото взято из открытой группы соцсети Вконтакте

За нарушение супружеской верности Церковь отлучала от Причащения Святых Тайн на срок от 7 до 15 лет. Посвящать в священные степени мужчин-двоеженцев также запрещалось. Им же запрещалось Причащение Святых Таин на 1 год, троеженцу — на 3 года в наказание за недостаток терпения, самообладания и преданности воли Божьей. Во время венчания таким парам читали молитвы о прощении им греха плотской немощи, которая побудила их вступить в новый брак, так как Церковь смотрела на третий брак лучше, чем на распутство.


С.С. Кузин. «Венчание. К свету Божьему»

Святость брачного союза оскорбляется не только супружеской неверностью, но и другими грехами: раздорами, обидами, что в конечном итоге приводит к разводу. Святитель Иоанн Златоуст учит нас, что брак не для того, чтобы мы наполняли дома враждою и ненавистью, имели ссоры и распри, заводили несогласия друг с другом и делали жизнь не в жизнь, но для того, чтобы нам пользоваться помощью, иметь пристань, прибежище и утешение в случающихся бедствиях, чтобы находить удовольствие в беседе с женою. «Хочешь, чтобы жена повиновалась тебе, муж, как Христу повинуется Церковь? — вопрошает святитель Иоанн Златоуст, — заботься и сам о ней, как Христос о Церкви. Учи жену страху Божию, и все потечет к тебе, как из источника, и дом твой будет исполнен многочисленных благ».

В «Беседах о браке» святитель Иоанн Златоуст пишет:

От любви происходит постоянное целомудрие… От целомудрия рождается любовь, а от любви — бесчисленное множество благ. Как невозможно, чтобы человек целомудренный презирал свою жену и когда-нибудь пренебрег ею, так невозможно, чтобы человек развратный и беспутный любил свою жену, хотя бы она была прекраснее всех. Не столько внешнее делает супругов любезными друг другу и приятными, сколько целомудрие, доброта, ласковость и готовность умереть друг за друга.

На Руси для того, чтобы оградить невесту от всего, что может повредить ее стыдливости и целомудрию, она не видела жениха до самой свадьбы.


Н. А. Антохина-Куракса. «Крестьянская свадьба». 2004 г.

Чин церковного венчания складывался постепенно. На Руси в XI-XII веках Таинство Брака уже совершалось, но чинопоследование его до наших дней не сохранилось. В XVI-XVII веках чин венчания окончательно принял тот вид, который и теперь употребляется у старообрядцев, приемлющих священство.

Счастье, построенное на грехе

Если полвека назад пару, живущую без регистрации брака, презрительно называли сожителями, то ныне некоторые люди гордятся своим положением, объясняя все взаимным доверием и свободой действий.

О каком доверии идет речь, если пара решила сначала попробовать стать семьей, чтобы в любой момент иметь возможность обрести волю? Те люди, которые кичатся своей свободой, скорее всего, перепутали это слово с вседозволенностью.


Гражданский брак

Нерасписанные пары изначально живут во лжи, недоверии и неуверенности в завтрашнем дне. Гражданский брак является иллюзией христианской семьи. Женщина хоть и называет себя женой, на самом деле не имеет никаких прав официальной супруги. Через призму блуда и обмана женщины приобретают фиктивную семью, мужчины — бесплатную любовницу, домработницу.

Семья, построенная на блуде, никогда не будет иметь покровительство церкви. Любой грех относится к беззаконию (Иоан. 3:4).

Нарушая законы духовной жизни, человек ведет себя к саморазрушению, у него нет никакой возможности попасть в Царство Божье. Об этом предупреждает апостол Павел в Своем послании Коринфянам. Глава 6 этого послания четко говорит о том, что блуд, прелюбодеяние — смертные грехи.

Важно! При этом Павел (1Кор. 6:9-20) предупреждает о том, что человеку позволительно многое, но никакие страсти не должны управлять верующим, ибо его тело — храм Божий. Здесь же апостол подчеркивает, что Господни двери всегда открыты для тех, кто поймет свой грех и раскается.

Каждая пара, живущая в гражданском браке, если супруги воспитывались в христианских семьях, прекрасно знает, что их связь — грех, который никогда не даст полноты счастья. Основное отличие гражданской семьи от законной лежит в недоверии, боязни ответственности, неуверенности в собственных чувствах.

О семье в православии:

  • Патриархальная семья в современном православии
  • О половой жизни в православной семье
  • Обязательно ли православным быть многодетными

Совершение Таинства Брака у старообрядцев-поповцев

Бракосочетание в старообрядческой Церкви совершается не каждый день. Браки не совершаются:

  • В святки — от Рожества Христова 7 января (25 декабря по старому стилю) до Богоявления 19 января (6 января по старому стилю);
  • По вторникам, четвергам и субботам;
  • Накануне праздников;
  • В пятницу накануне родительских суббот;
  • На масленице;
  • Во все посты (Великий, Петров, Успенский и Рожественский);
  • На светлой пасхальной седмице;
  • В праздники Усекновения главы Иоанна Предотечи 11 сентября (29 августа по старому стилю) и Воздвижения Честнаго Креста 27 сентября (14 сентября по старому стилю).

Таинство Брака, совершаемое в старообрядческой Церкви, состоит из обручения и венчания.

Автор: Нина Лукьянова

Православным обязательно иметь много детей и нельзя планировать семью?

Социальная концепция Русской Православной церкви так отвечает на этот непростой вопрос: «…Некоторые из противозачаточных средств фактически обладают абортивным действием, искусственно прерывая на самых ранних стадиях жизнь эмбриона, а посему к их употреблению применимы суждения, относящиеся к аборту. Другие же средства, которые не связаны с пресечением уже зачавшейся жизни, к аборту ни в какой степени приравнивать нельзя. Определяя отношение к неабортивным средствам контрацепции, христианским супругам следует помнить, что продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза. Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом. Вместе с тем супруги несут ответственность перед Богом за полноценное воспитание детей. Одним из путей реализации ответственного отношения к их рождению является воздержание от половых отношений на определенное время».

Обряд венчания в православной церкви

ЦЕРКОВНЫЙ БРАК — брак, заключенный в церкви по религиозным обрядам. В дореволюционной России признавался только церковный брак. В ряде современных стран имеет одинаковую силу с гражданским браком. В РФ церковный брак юридической силы не имеет.

Церковный брак невозможен:

при вступление в брак более чем три раза

если жених и невеста находятся в близком родстве

если кто-либо из вступающих в брак объявляет себя убежденным атеистом, пришедшим на венчание лишь по настоянию одного их супругов или родителей

если хотя бы один из супругов не крещен и не готов принять крещение перед венчанием

если один их будущих супругов фактически состоит в браке с другим лицом (гражданский брак должен быть расторгнут в установленном порядке, а если предыдущий брак был церковный, то необходимо разрешение архиерея на расторжение его и благословение на вступление в новый) если между женихом и невестой есть кровное родство, а также родство духовное, обретенное через восприемничество при крещении

если достаточно близкая степень свойства желающих венчаться

если хотя бы один их супругов исповедует нехристианскую религию (мусульманство, иудаизм, буддизм)

если кто-то однажды связал себя монашеским обетом безбрачия, а также священников и диаконов после их рукоположения

Различают кровное родство и «свойство», т.е. родство между родственниками двух супругов.

Кровное родство существует между лицами, имеющими общего предка: между родителями и детьми, дедом и внучкой, между двоюродными и троюродными братьями и сестрами, дядями и племянницами (двоюродными и троюродными) т.д. Свойство существует между лицами, не имеющими общего предка, а породнившимися через брак. В свойстве находятся родственники мужа с родственниками жены, родственники жены одного брата и родственники жены другого брата или родственники первой и второй жены одного мужчины.

Духовное родство существует между крестным отцом и его крестником и между крестной матерью и ее крестницей, а также между родителями воспринятого от купели и восприемником того же пола, что и воспринятый (кумовство).

Что же касается совершеннолетия жениха и невесты, их психического и физического здоровья, добровольного и свободного согласия, то поскольку без выполнения этих условий не может быть зарегистрирован гражданский брак, церковь при наличии свидетельства о браке освобождается от выяснения этих обстоятельств.

Церковный брак

В России до октябрьского переворота 1917 года совместная жизнь между мужчиной и женщиной без Божья благословения считалась немыслимой! Согласно христианскому учению, брак есть — теснейшие, всесторонние соединения мужчины и женщины для продолжения рода и обоюдной помощи и поддержки в течение всей жизни!

У православных христиан до 1775 года между обручением и венчанием был достаточный промежуток времени. Потом церковью было предписано совершать обручение и венчание в одно время. И по сей день церковное бракосочетание происходит в следующем порядке:

  • обручение
  • венчание
  • разрешение венцов
  • благодарственный молебен

Происходит это так:

Священник вводит жениха и невесту в церковь, трижды благословляя жениха и невесту словами: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа». На каждое благословение жених и невеста осеняют себя крестным знамением. Дает им в руки зажженные венчальные свечи. На святой престол заранее положены обручальные кольца для того, чтобы они приняли силу освещения и положили на жениха и невесту благословение Господа. Произносятся обрядовые молитвы. Священник берет кольца со Святого престола. Сначала крестообразно осеняет кольцом жениха со словами: «Обручается раб Божий (имя жениха) рабе Божьей (имя невесты) во имя Отца и Сына и Святого Духа», — надевает кольцо сначала жениху, затем осеняет кольцом невесту и, произнося туже молитву, надевает кольцо невесте. Кольца — знак неразрывного союза между мужем и женой.

После благословения священника жених и невеста меняются кольцами. Священник молит Бога о том, чтобы он сам благословил и утвердил обручение. На этом обручение заканчивается.

Венчание

Правая рука жениха лежит поверх правой руки невесты. Священник берет их за руки и ведет в центр храма, на полу разостлан коврик белого или любого светлого оттенка («подножка»). Жених и невеста становятся на него.

Священник спрашивает: «Имеешь ли ты соизволение благое и непринужденное, крепкую мысль взять в жены сию, которую видишь здесь перед собой?»

Жених отвечает: «Имею».

  • Не обещался ли другой?
  • Не обещался.

Эти же вопросы задаются невесте. Брак не может быть венчан без взаимного согласия.

Во время венчания читаются три молитвы:

  • первая молитва обращена к Господу Иисусу Христу;
  • во второй молитве священник молит Господа Бога о благословении и сохранении брачной пары;
  • в третьей молитве священник обращается к Триединому Богу, моля его сотворившего человека, и из ребра его создавшего жену — помощницу в делах. Сочетая данную пару и венчая их в плоть единую, даровать им плод чрева.

Затем священник берет венец, крестообразно осеняет им жениха со словами: «Венчается раб Божий рабе Божьей во имя Отца и Сына и Святого Духа» — дает поцеловать иконку Спасителя на венце и возлагает на голову жениха (а точнее передает в руки шаферу, который держит венец над головой жениха всю дальнейшую службу). С такими же словами возлагается венец на голову невесты (на венце невесты образок Пресвятой Богородицы).

Наступает священная минута венчания. — Господи Боже наш славою и честью венчай их!

Это молитвенное возглашение священник произносит трижды. Затем, прочитав молитву и Евангелия, дает поцеловать Евангелия жениху и невесте.

Затем читается молитва о сохранении брака, о сожительстве честном и непорочном.

После этого подается чаша с вином, молодые троекратно пьют из этой чаши, сначала жених, потом невеста. Вино отпивается по три маленьких глоточка.

Священник соединяет правые руки молодых, свою руку кладет поверх (через руку священника муж получает жену от церкви, соединившей их во Христе навеки). Трижды обводит молодых вокруг аналоя. Снимает венцы с целование образов Спасителя и Пресвятой Богородицы, молится о новобрачных.

Разрешение венцов

Теперь читается молитва о разрешении венцов. В ней говорится о том, чтобы Господь сам благословил разрешение венцов и сохранил супружество нерасторжимым.

После молитвы священник осеняет новобрачных крестом и, взяв у них свечи, поздравляет с началом супружеской жизни, ведет новобрачных на амвон, где их благословляют святыми иконами.

После этого молодые принимают поздравления от всех собравшихся.

Правила венчания 1. Брак не будет венчан, если он не зарегистрирован в загсе. 2. Не позволительно венчание нескольких пар. 3. По православным обычаям венчание не совершается по следующим дням:

  • Вторник
  • Четверг
  • Суббота
  • Рождественский пост (28 ноября — 7 января)
  • Святки (7 января — 20 января)
  • 14 февраля (канун Сретенья Господня)
  • Сырная седмица (одна неделя до Великого поста)
  • 6 апреля (канун Благовещенья Пресвятой Богородицы)
  • Великий пост (семь недель до пасхи)
  • Светлая седмица (пасхальная неделя)
  • 39-ый день после пасхи (канун Вознесения Господня)
  • 49-ый день после пасхи (канун Святой Троицы)
  • 12 июля (Рождество Иоанна Предтечи)
  • Успенский пост (14 — 27 августа)
  • 10 — 11 сентября (канун и день Усекновения головы Иоанна Предтечи)
  • 26 — 27 сентября (канун и день Воздвижения Креста Господня)
  • 13 октября (канун Покрова Пресвятой Богородицы)

4. Родители с обеих сторон на венчании могут не присутствовать 5. Родственники и друзья приезжают в церковь заранее и располагаются в следующем порядке:

  • гости, представляющие жениха становятся при входе в церковь с правой стороны;
  • гости, представляющие невесту с левой.

Невесту в церковь приводит посаженный отец, им может быть крестный, дядя, старший брат, но это должен быть обязательно женатый человек.

Жених и невеста обязательно должны быть крещенн

Как подготовиться к обряду венчания

Для того чтобы венчание стало настоящим праздником, который запомнится вам на всю жизнь, необходимо заранее позаботится о его организации.

Советы: Согласовать место и время совершения таинства (В церквах, где предварительная запись отсутствует, молодожены договариваются о совершении таинства непосредственно в день свадьбы.) Молодоженам необходимо исполнить все необходимое для причащения: пост, молитву, взаимное прощение. Молодоженам надо придти в храм в день свадьбы к началу службы, ничего не есть, не пить и не курить накануне, с 12 часов ночи (В храме жених и невеста исповедуются, молятся за литургией и причащаются Святых Тайн. После этого обычно около часа идут молебны, панихиды и отпевания) Присутствие друзей и родственников молодоженов за литургией желательно, но, в крайнем случае, они могут прийти к началу венчания. Делать фотографии и снимать видеокамерой разрешается не во всех храмах. Уточните этот вопрос, когда будете выбирать церковь. Обручальные кольца надо заранее отдать венчающему священнику, чтобы он освятил их возложением на престол. Необходимы свидетели. Они будут держать венцы над головами новобрачных. Свидетели должны быть крещенными. Церковный устав запрещает венчать несколько пар одновременно, но на практике в основном венчают именно по несколько пар сразу. Разумеется, каждой паре хотелось бы венчаться отдельно, но в таком случае таинство может затянуться надолго (продолжительность одного венчания — 30-40 минут). Если вы хотите долго не ждать и венчаться одни, то лучше это сделать в будние дни (понедельник, среда, пятница). По воскресеньям желающих намного больше. Вам понадобится: свидетельство о браке, поэтому регистрация брака в ЗАГСе должна быть раньше венчания; кусок белого полотна или полотенце (на нем молодые будут стоять); обязательны нательные крестики для обоих супругов; венчальные свечи; кольца; иконы Спасителя и Богородицы.

В первые века христианства венчание совершалось непосредственно за божественной литургией. Сейчас этого не бывает, но совместное причастие перед началом супружеской жизни исключительно важно. Желающий достойно причастится Святых Христовых Тайн должен, по крайней мере, за 2-3 дня молитвенно подготовить себя к этому: больше и усерднее молиться дома утром и вечером, посещать церковные богослужения. Перед днем причащения надо обязательно быть на вечерней службе. К домашним вечерним молитвам добавляется правило ко Св. Причащению (оно включает в себя каноны: покаянный Господу Иисусу Христу, молебный ко Пресвятой Богородице, Ангелу Хранителю, а также Последование ко Святому Причащению). С молитвой соединяется пост — воздержание от скоромной пищи — мяса, яиц, молока и молочных продуктов — а если супружеская жизнь уже имеет место — воздержание от брачных отношений.

В чем должна венчаться невеста: минимальный, практически не заметный макияж и неброский маникюр, несильные духи; обязателен головной убор — фата, косынка; нельзя надевать женщине брюки; руки, плечи, спина, грудь — должны быть закрыты (позаботиться о накидке); проблема с длинной и пышной фатой — можно испортить, если коснется горящих свечей. Платье может быть любого цвета (но по традиции невеста должна быть в белом платье, даже если она преклонных лет)

Таинство венчания: правила и календарь венчания

В Русской православной церкви венчание не совершается во все посты (Существуют однодневные и многодневные посты. Однодневные посты установлены: в среды и пятницы всего года, за исключением нескольких недель — седмиц: недель, в которые в среду и пятницу нет поста.

К таким относятся: святки; третья неделя перед Великим постом; масленица; Пасхальная (Светлая) седмица — неделя после Пасхи; Троицкая седмица — неделя после дня Святой Троицы (Пятидесятницы). А также в праздник Воздвижения Креста Господня, День Усекновения главы Иоанна Предтечи и сочельники. Многодневные посты: Великий пост, Петровский — начинается через неделю после праздника Троицы и кончается днем апостолов Петра и Павла (12 июля); Успенский — с 1 (14) августа по Успение Богородицы 15 (28) августа; Рождественский — с 15 (28) ноября по рождественский сочельник 24 декабря (6 января). Великий пост, а также посты в среды и пятницы являются каноническими — см. 69 правило св. Апостолов.

Остальные посты являются уставными, т.е. введенными в практику через монастырский устав, впоследствии распространившийся и на мирян.

Накануне однодневных постов и в течение многодневных не совершается.

Нельзя венчаться также:

на пасхальной неделе;

на святках (дни от Рождества Христова 25 декабря старого стиля (7 января нов. ст.) до дня, предшествующего Крещенскому сочельнику;

в дни накануне двунадесятых праздников;

в субботу;

во вторник и четверг (т.е. в дни накануне среды и пятницы).

Невесте нужно подсчитать, не попадает ли венчание на «критические дни» (в эти дни женщине запрещено появляться в церкви).

Требования, которые вносит православная церковь в наряд невесты:

минимальный, практически не заметный макияж и неброский маникюр, несильные духи;

обязателен головной убор — фата, косынка;

на ногах должны быть закрытые туфли, а не босоножки;

нельзя надевать женщине брюки;

руки, плечи, спина, грудь — должны быть закрыты (позаботиться о накидке);

проблема с длинной и пышной фатой — можно испортить, если коснется горящих свечей.

На венчание нужно будет взять с собой 2 полотенца (одно кладут под ноги, другим завязывают руки), 4 носовых платка (2 для молодых — держать свечи, 2 для свидетелей — держать венцы), 2 иконы. Венчальные свечи можно будет купить в церкви непосредственно перед началом церемонии.

Что такое церковное венчание: начало или итог? Не начало, потому что таковым является Любовь. И не итог, потому что еще многое предстоит сделать. Венчание — это благословение церкви, укрепление двух разных людей на пути совместной жизни и закрепление выбранного ими решения. Иными словами, венчание — это этап, за которым следует продолжение.

Венчание — одно из семи таинств Русской православной церкви. Полагают, что брак был установлен Богом еще в раю, а Иисус Христос, будучи гостем на браке в Кане Галилейской, освятил, подтвердил само устройство брака. Долгое время (вплоть до X века) в церкви не существовало особого чина венчания, да и потом он появлялся постепенно, поэтапно. Вначале достаточно было объявить себя мужем и женой в церковной общине — в этом случае брак считался совершенным и его нельзя было расторгнуть. Позднее нужно было взять благословение священника на брак, иногда требовалось присутствие священника на свадебном пиру. К X веку христианин и христианка, желающие вступить в брак, должны были причаститься вместе за Евхаристией (Евхаристией или Литургией называется главное христианское богослужение). Именно из чина Литургии возникло современное таинство Венчания.

ОбручениеТаинству брака предшествует обручение. На Руси до XVIII века оно происходило за месяц или даже за год до венчания и являлось своего рода договором, юридическим обязательством заключения брака в будущем. Но в то же время обручение могло быть расторгнуто. Например, если выяснялось, что жених или невеста уже дали обещание кому-то другому. Если обручение расторгалось по неуважительным причинам, расторгнувшая сторона должна была выплатить значительную денежную компенсацию. На Западе (в католической и протестантской церкви) аналогом обручения была помолвка. Ее светская часть — обмен кольцами за некоторое время до свадьбы и публичное объявление предполагаемой даты бракосочетания — и сегодня является традицией в состоятельных аристократических семьях Европы.

В наши дни в Русской православной церкви обручение происходит непосредственно перед венчанием в притворе храма (притвор располагается сразу за входом в храм, и если церковь маленькая, обручение может происходить почти у самых дверей).

Сначала из алтаря к месту совершения обручения выносят Крест и Евангелие. Обручающиеся стоят в притворе храма отдельно: жених — справа, невеста — слева. Священник епитрахилью (епитрахиль — по-славянски «нагрудник» — символ власти Христовой, данной священнику) соединяет руки жениха и невесты и ставит молодых в центр. Затем благословляет жениха и невесту зажженными свечами. Свечи символизируют радость происходящего и готовность обручающихся служить Богу и друг другу. Перед тем как взять свечи, молодые крестятся. Креститься можно и нужно в любой момент венчания, и особенно перед действием священника, направленным непосредственно к жениху или невесте. Свечи принято держать рукой, прикрытой белым платком.

Затем священник вновь возвращается в алтарь за кольцами, лежащими на святом Престоле, после чего происходит обмен кольцами. Сегодня эту процедуру совершает священник, но изначально это делали восприемники молодых, которых чаще называют шаферами или свидетелями. В наши дни свидетелем обычно является ближайший друг жениха, а свидетельницей — подруга невесты. Но изначально стоящие за спинами молодых восприемники являлись представителями их родителей или же крестными, то есть теми, кто воспринял (принял) на себя власть родителей.

Обмен кольцами свидетельствует о скреплении брачного договора и о том, что на брак получено согласие родителей. Обмен кольцами происходит трижды — в знак осознания выбранного пути.

Венчание

Под пение «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!» жених и невеста, ведомые священником, переходят в центральную часть храма. Священник ставит молодых перед аналоем с Крестом и Евангелием на белое подножие. Единое для двоих, подножие символизирует общую радость и нераздельное жительство в супружестве, а белый цвет — целомудрие и девство вступающих в брак. Подножие обычно приносят в храм сами молодые (как правило об этом заботится семья невесты). Это может быть белое полотенце, небольшая скатерть или просто кусок полотна (в некоторых храмах принято жертвовать подножие на нужды церкви). Иногда в качестве подножия используют расшитую крестами пеленку или праздничный детский уголок, сохранившийся еще с крещения невесты.

Перед тем как обвенчать молодых, священник спрашивает жениха и невесту, тверды ли они в своих намерениях и не давали ли обещание брака кому-то другому: «Има-ши ли (имя) произволение благое и непринужденное взяти в жены (мужья) сию/сего (имя) егоже/еюже пред собою зде видеши? Не обещался ли иной невесте? (Не обещалась ли иному мужу?)» После ответов венчающихся, свидетельствующих об осознанности их решения, начинается само таинство венчания.

В молитвах, которые читает священник, часто повторяются ветхозаветные праведники, верно и счастливо жившие в супружестве — Авраам и Сарра, Исаак и Ревекка, Иаков и Рахиль, Иосиф и Асенефа, Моисей и Сепфора, Иоаким и Анна, Захария и Елиса-вета. Священник просит Господа даровать венчающимся «видеть чада чадов» — «детей детей», то есть внуков, благословить их благополучием («исполнить дома их пшеницей») и дать им «друг к другу любовь в союзе мира». В церковной молитве вспоминается, что еще в раю Господь создал Адаму жену — «помощника» для него, «восполняющего» его самого…

Затем священник возлагает венцы на жениха и невесту. Иногда — реально, а иногда венцы над головами венчающихся держат восприемники. Венцы символизируют благословение Божие и соединение супругов в вечной жизни. В отрывке из Апостола («Деяний святых апостолов»), читаемом на венчании, говорится, что отныне двое должны стать одним целым — единой плотью. Евангелие, которое звучит в храме сразу после Апостола, рассказывает о браке в Кане Галилейской, где присутствовал Христос и где Он совершил первое чудо.

После молитвы «Отче наш» нововенчаемые испивают общую чашу. Исторически общая чаша — это совместное причастие венчаемых на литургии. Ныне — это общая для двоих чаша с красным вином, благословленная священником. Вино в чаше напоминает о чуде превращения в него воды (а виноградное вино, как известно, является символом радости и полноты жизни). А то, что чаша является общей, единой для двоих, символизирует полное единство супругов, неразрывность их союза в радости и скорби, печали и утешении. Не случайно именно невеста допивает все до последней капли, ведь она — мудрая хранительница очага, призванная всегда думать о сохранении семьи.

После этого священник под торжественное пение трижды обводит венчающихся вокруг аналоя (высокой четырехугольной подставки), на котором лежат Крест и Евангелие. Круг — символ вечности, вечного соединения мужа и жены во Христе. Интересно, что в православной традиции прошлых веков именно троекратное хождение вокруг аналоя считалось символом, знаком венчания. Об этом даже пелось в народных песнях: слова «Круг аналоя водил» означали, что герой обвенчался, женился на своей избраннице.

И действительно, вскоре после хождения вокруг аналоя священник снимает венцы с нововенчанных. При этом жену он уподобляет Рахили, ветхозаветной праведнице, «хранящей пределы закона», то есть охраняющей законы семьи и церкви.

МолебенОбычно в современной церковной практике к обручению и венчанию прибавляется краткий молебен о нововенчанных, причем в данном случае он происходит в самой непосредственной близости от алтаря — на амвоне, в центре солеи (возвышения перед иконостасом, отделяющим храм от алтаря). В конце молебна нововенчанным возглашается многолетие. После этого священник благословляет обвенчавшихся иконами: жениха — иконой Спасителя (реже иконой какого-то святого), невесту -иконой Богородицы. Иконы символизируют церковное и родительское благословение нововенчанных на совместную жизнь. Изначально эти иконы не приносили в церковь, родители благословляли ими молодых уже на пороге дома. Нередко после венчания с церковной колокольни раздается колокольный звон — знак всеобщей радости и торжества.

Комментарии ()

Написать комментарий

Почему православные браки распадаются так же часто, как и обыкновенные?

Если брак действительно церковный, то он не распадется. Конечно, часто люди, вступая в церковный брак, не отдают себе отчета, зачем они это делают, какова цель их бракосочетания именно в христианском смысле. Ведь любое действие человека определяется конечной целью. Цель обычного брака — создание семьи, удовлетворение потребностей супругов в любви и заботе, рождение и воспитание детей. Но в христианском браке есть еще один смысл, пожалуй, наиболее важный, поскольку именно он и делает такой брак христианским. Подлинным основанием православного брака должно быть обоюдное желание супругов вместе, помогая друг другу, идти к христианской цели жизни — к спасению, к Богу. Если же семья называет себя христианской, но при этом у нее на первом месте иные цели — только земные и конечные, то называть такой брак православным нет никаких оснований. И распадаются подобные браки ровно по тем же причинам, что и все прочие: утрата взаимной любви, жестокосердие, стремление к земному счастью любой ценой.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]