От предателя до мученика. Иуда Искариот в живописи


Было ли пре­да­тель­ство Иуды необ­хо­ди­мым звеном в деле Искуп­ле­ния чело­века?

В насто­я­щее время нередко при­хо­дится стал­ки­ваться с предубеж­де­нием отно­си­тельно роли Иуды в Боже­ствен­ном Про­мысле. По мнению ряда мыс­ли­те­лей, если бы он не предал Спа­си­теля, Его бы не схва­тили и не рас­пяли, а значит, и не было бы Иску­пи­тель­ной Крест­ной Жертвы, не было бы про­ще­ния грехов и спа­се­ния. В более осто­рож­ном вари­анте эта фило­соф­ская идея под­ме­ня­ется другой: в случае отказа Иуды от пре­да­тель­ства, его роль непре­менно должен был испол­нить кто-нибудь другой, ибо в этом состоял Божий план Искуп­ле­ния.

В русле подоб­ных кон­цеп­ций нрав­ствен­ная оценка Иуды варьи­ру­ется.

По одной версии, он был моти­ви­ро­ван вовсе не жаждой наживы (трид­цать среб­ре­ни­ков – цена раба), а жела­нием ско­рей­шего про­яв­ле­ния Боже­ствен­ной славы Христа. В рамках этого суж­де­ния, Иуда будто бы пола­гал, что когда Гос­подь сде­ла­ется добы­чей врагов, тогда непре­менно про­явит и все­на­родно обна­ру­жит скры­тую мощь Своего Боже­ства, чем вызо­вет все­об­щее при­зна­ние Своей Боже­ствен­но­сти, послу­ша­ние, спа­се­ние.

Ещё более ори­ги­наль­ное утвер­жде­ние гласит, что Иуда, продав Христа, в дей­стви­тель­но­сти Его не пре­да­вал, а совер­шил подвиг сми­ре­ния и само­уни­чи­же­ния, будто бы он, испол­нив задачу пре­да­теля, осу­ще­ствил пору­че­ние Гос­пода, чем и послу­жил реа­ли­за­ции Божьего замысла, вклю­чав­шего взятие Христа под стражу, допрос, Крест­ные Стра­да­ния, смерть. Стало быть, будучи пору­гаем за пре­да­тель­ство, он пору­га­ется неза­слу­женно. Сле­до­ва­тельно, ком­мен­та­рий к этой исто­рии сле­дует пере­пи­сать, ведь в очах Божьих Иуда — вели­кий святой.

Что можно на это ска­зать? Мнение о том, что Иуда Иска­риот — как бы и не пре­да­тель, явля­ется сквер­ным. Следуя этой воль­ной интер­пре­та­ции легко прийти к заклю­че­нию, что опре­де­лен­ная заслуга в деле Спа­се­ния при­над­ле­жит и убий­цам Христа. Ведь и о них можно (но не нужно) ска­зать: если бы не убийцы, не было бы Крест­ной смерти, не было бы победы над адом и Вос­кре­се­ния.

Но это — не так. И дело здесь вот в чём. В отли­чие от людей детали зем­ного слу­же­ния Сына Божия были известны Ему ещё прежде тво­ре­ния мира. Он от веч­но­сти знал, что многие иудеи, в силу жесто­ко­сер­дия и без­рас­суд­ства, не примут Его Бла­го­ве­стия, и от веч­но­сти знал, что один из Его уче­ни­ков, польстив­шись нажи­вой, не устоит в бла­го­че­стии. Если бы собы­тиям тех времен, по каким-либо при­чи­нам, суж­дено было раз­ви­ваться иначе, это повли­яло бы на отдель­ные детали плана Спа­се­ния, но не на замы­сел в целом. Спа­се­ние все равно состо­я­лось бы.

Зло­дей­ство Иуды прямо запе­чат­лено сло­вами Еван­ге­лия, сви­де­тель­ству­ю­щими, что пре­да­тель­ство он совер­шил не по душев­ной про­стоте и, тем более, не по тай­ному бла­го­сло­ве­нию Божию, а осо­знанно, по наитию сатаны (Лк.22:3). Кроме того Спа­си­тель лично назвал его диа­во­лом (в то время как под­стре­ка­тели к Его убий­ству были названы «лишь» детьми сатаны Ин.8:44, Ин.6:70).

***

про­то­и­е­рей Димит­рий Юревич, заве­ду­ю­щий кафед­рой биб­ле­и­стики Санкт-Петер­бург­ской духов­ной ака­де­мии

Славяне

ИУДА, Ида — по новозаветному преданию, один из апостолов, предавший Иисуса Христа. В славянской народной традиции И. — персонаж легенд, мифологических рассказов и обрядового ряженья. Согласно народным легендам, причина преступления И. кроется в его прошлом: И. зачат в постный день (в пятницу), поэтому должен стать злодеем и убийцей; мать была беременна И. целый год; судьба И. решается перед его рождением в споре двух ангелов, и во второй половине жизни И. достается злому ангелу; И. родился рыжим, что подтверждало его злой нрав (ср. украинские и русские представления о рыжине, косоглазии, картавости как «нечеловеческих» признаках). Родители бросают И. в бочке в море, т.к. видят сон, что их сын убьет отца и женится на матери; через много лет И. действительно совершает убийство и кровосмешение, мать узнает его по метке: шраму на животе или на бедре, золотой булавке в голове (см. Инцест). После раскаяния (33 года носил воду на вершину горы и поливал сухую палку, пока она не зацвела) И. принят в число учеников Христа. Иногда И. выступает как «двойник» Христа, полностью повторяющий его судьбу: И. и Иисус родились в одном селе, вместе росли, дружили; И. предал Христа, но и сам был распят на кресте. На предательство И. толкают жадность, зависть, чувство соперничества и даже этническое различие (согласно полесской легенде, Иуда был евреем, а Христос — русским). Совершив предательство, И. покончил с собой, чтобы опередить Христа, скорее попасть в ад, быть спасенным вместе с другими людьми и сохранить свои серебреники, но опоздал и навечно остался в пекле. Согласно славянским легендам, И. повесился на осине, из-за чего она все время дрожит и горькая на вкус, на бузине, на рябине, на дубе; хотел удавиться на березе, которая от страха побелела; кровь И. попала на ольху, и древесина приобрела красноватый цвет; был придавлен деревом, выпустил себе внутренности, разбился при падении, его тело разложилось от неведомой болезни. Из тела И. выросли табак, хрен, лук, чеснок. После смерти И. попал в ад, где сидит на коленях у Сатаны как самый великий грешник. По украинскому поверью, душа И. может скитаться по земле и вселяться в человека, нарушившего пост на Страстной неделе, вызывая падучую. С именем И. связано представление о том, что после его смерти среди людей появились висельники, утопленники и самоубийцы. Славяне сближают И. с различными демонологическими персонажами, ср. укр. юда — «злой дух, нечистая сила». У южных славян бытуют поверья о «юдах» — злых демонах, которые по ночам душат детей и вредят людям (Болгария, Македония). В белорусских сказках «Юда — беззаконный черт» — человекоподобное лесное существо, оборотень со смертоносными клыками. В рассказах сибиряков «Иуда беззаконный» сближается с водяным: если отказать И. в просьбе, он утащит в пруд, под мельничное колесо. У западных и южных славян-католиков к Страстной неделе приурочены обряды «сожжения» и «изгнания» И. Соломенное или деревянное чучело, называемое «Иудой», носили по улицам, били, дергали за волосы, вешали на площади, на кладбище, топили в реке, сбрасывали с башни костела, ломали и сжигали возле костела. Головешкам от этого костра приписывалась магическая сила хранить хозяйство от нечистой силы, из них делали «иудины крестики», которые втыкали на поле в качестве оберега от града, ливня, ведьм или в день св. Яна (24.VI) закапывали во дворе в навоз, чтобы в хлев не вошла ведьма. В Чехии и Словакии «И.» участвовал в предпас-хальных процессиях ряженых. Раскрашенную деревянную (тряпичную, соломенную) фигуру И. возили на тачке по селу, исполняя песни о предательстве И., о муках и смерти Христа. У западных славян широко распространены пасхальные обрядовые печенья в виде человеческих фигурок и петель под названием «иудины петли». Эти печенья мазали медом, чтобы в течение года человека не кусали змеи и не заманивали в топь болотные огоньки. Представления об И. связаны также со «злыми днями»: у лужичан и поляков несчастливым днем считается 1 апреля — в этот день якобы родился И. Лит.: Соловьев С.В. К легендам об Иуде-предателе. Харьков, 1895. О.В. Белова < SMES

Какова во всем этом была роль Иуды? Без него никак невоз­можно было про­из­ве­сти арест?

Роль была клю­че­вой. Пре­да­тель­ство Иуды не огра­ни­чи­лось только тем, что в среду он пришел к пер­во­свя­щен­ни­кам, сооб­щил некую инфор­ма­цию и полу­чил за нее трид­цать среб­ре­ни­ков. Нет, за эти деньги от него тре­бо­ва­лось боль­шее: он должен был руко­во­дить всей «спе­цо­пе­ра­цией». То есть, во-первых, при­ве­сти хра­мо­вую стражу и рим­ских солдат в нужное время в нужное место, во-вторых, пока­зать, кого именно сле­дует аре­сто­вать, кто из собрав­шихся на Еле­он­ской горе — Иисус. Для рим­ских солдат все эти иудеи были на одно лицо, им нужно было дать знак, кого хва­тать. В‑третьих, Иуде сле­до­вало «раз­ру­лить» про­блемы, если те вдруг воз­ник­нут.

И про­блемы дей­стви­тельно воз­никли. Из Еван­ге­лия от Иоанна Бого­слова мы знаем важную подроб­ность, кото­рой нет у других еван­ге­ли­стов. Когда эта воору­жен­ная толпа под­хо­дит, то Хри­стос, зная наме­ре­ния их сердец, спра­ши­вает: «Кого ищете?» Они отве­чают: «Иисуса из Наза­рета». Он отве­чает: «Это Я!» И тут же все падают ниц. Все, вклю­чая рим­ских солдат.

Почему они падают? Есть версия, что слова Иисуса, в гре­че­ском пере­воде пере­дан­ные как «Я есть», по-еврей­ски зву­чали как имя Божие. То есть «Яхве». Это имя в ту эпоху уже не должно было про­из­но­ситься вслух, и, услы­шав его, иудеи упали ниц от страха. Но почему тогда упали рим­ляне, для кото­рых все это ничего не зна­чило? Ком­мен­ти­руя это место, свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст пред­по­ла­гает, что в момент, когда Гос­подь назвался, что-то про­изо­шло, каким-то обра­зом Он явил Свою власть. Про­няло даже рим­ских солдат, воз­никли сумя­тица, сму­ще­ние. И тогда Иуда, чтобы пре­сечь воз­мож­ную панику, реши­тельно вме­ши­ва­ется, выхо­дит на первый план. Он при­вет­ствует Иисуса — и чтобы пока­зать воинам, кого хва­тать, и чтобы успо­ко­ить их: мол, все в порядке, все под кон­тро­лем, это обыч­ный чело­век, раз я так по-свой­ски его при­вет­ствую.

Новаторства Джотто. Композиция. Объём.

А теперь взглянем ещё раз на фреску Джотто. Чтобы в полной мере осознать все его новаторство.


Джотто. Поцелуй Иуды. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия

Джотто создаёт продуманную композицию. Композиционный центр совпадает с центром картины. Это головы Христа и Иуды. Джотто выделяет центр поднятой рукой священника и рукой с ножом святого Петра. Если мысленно провести линии от их рук, то они как раз сойдутся на головах главных героев.

До Джотто о композиции и не помышляли. Главных героев помещали посередине. Их выделяли большими размерами или парящими над всеми остальными. Второстепенные же герои изображались мельче или ниже.

Посмотрите, насколько фигуры у Джотто объемны. Мастер смело пользуются приёмом светотени. Конечно, его фигуры тяжеловесны и грузны. Ведь в то время живописцы не изучали анатомию человека. Зато драпировка одежды уже гораздо естественнее.

А цело­вать-то было зачем? Недо­ста­точно было просто ткнуть паль­цем?

В то время в Иудее это было обыч­ное при­вет­ствие между дру­зьями. И, при­бе­гая к такой форме обра­ще­ния, Иуда тем самым пока­зы­вает свою особую бли­зость к Учи­телю (воз­можно, пре­одо­ле­вая тем самым соб­ствен­ное сму­ще­ние, робость) — и одно­вре­менно дает сол­да­там знак, кого хва­тать. Но мало того: он тем самым как бы под­чер­ки­вает, что это не Бог, перед Кото­рым они только что падали ниц, а обыч­ный чело­век, с кото­рым он, руко­во­ди­тель группы захвата, там пани­брат­ски здо­ро­ва­ется. В этом-то и заклю­ча­ется изощ­рен­ность Иуды, кото­рый хочет под­черк­нуть свою бли­зость к тому, Кого пре­дает.

На этот его цинизм, кстати, ука­зы­вает и Сам Гос­подь сло­вами: Цело­ва­нием ли пре­да­ешь Сына Чело­ве­че­ского? (Лк. 22:48).

Пра­во­слав­ный журнал “Фома”

***

Джотто и Чимабуэ

Давайте сравним фреску Джотто с работой его учителя Чимабуэ. Тот также делал робкие попытки отойти от иконописных канонов. Но в этом ученик явно превзошёл учителя.


Чимабуэ. Поцелуй Иуды. 1277-1280 гг. Фреска в церкви Сан-Франческо, г. Ассизи, Италия

У Чимабуэ мы уже видим синеву неба и элементы пейзажа вместо абстрактного золотого фона. Лица изображённых уже более-менее отличаются друг от друга.

Но все же Чимабуэ далеко до Джотто. В его фреске нет самых главных новаторств Джотто. Эмоций. И объема. А значит реалистичности.

Его фигуры плоские. Иуда словно приклеен к Иисусу. Да ещё и не дотягивается ногами до земли. Лицо Христа ничего не выражает. Фигуры Святого Петра с рабом в левом углу фрески очень малы по сравнению с другими персонажами.

Какие собы­тия, свя­зан­ные с Иудой Иска­ри­о­том, опи­саны в Еван­ге­лии?

Еван­ге­лия отра­жают еди­но­об­раз­ную после­до­ва­тель­ность собы­тий в целом, в связи с кото­рыми упо­ми­на­ется Иуда Иска­риот: 1) при­зва­ние в число апо­сто­лов (его имя упо­мя­нуто в списке апо­сто­лов); 2) наме­ре­ние Иуды пре­дать Иисуса и объ­яв­ле­ние этого наме­ре­ния пер­во­свя­щен­ни­кам; 3) Тайная вечеря: пред­ска­за­ние Иисуса о том, что Он будет предан; крат­кий диалог Иисуса с Иудой Иска­ри­о­том, обли­ча­ю­щий его наме­ре­ния, уход Иуды Иска­ри­ота для совер­ше­ния пре­да­тель­ства; 4) сцена в Геф­си­ман­ском саду: Иуда Иска­риот при­хо­дит вместе с воору­жен­ным отря­дом на место собра­ния уче­ни­ков и выдает Иисуса лице­мер­ным при­вет­ствием и лоб­за­нием; 5) рас­ка­я­ние Иуды Иска­ри­ота о соде­ян­ном и его само­убий­ство (только у еван­ге­ли­ста Матфея).

Святой Петр и раб с отрезанным ухом

А теперь посмотрите на фигуры святого Петра и раба. И вспомните, как их изображали предшественники Джотто.


Джотто. Поцелуй Иуды. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия

Их фигуры нормальных размеров. Они гармонично вписаны в композицию. Мы верим, что святой Петр пытается броситься на защиту Христа. Вытащил нож, чтобы поразить Иуду. Но отрезал ухо попавшего под руку человека. Он уже не просто прилеплен где-то сбоку. Он в толпе. Он зол.

В чем раз­ница между пока­я­нием Петра и рас­ка­я­нием Иуды?

Анализ подо­плеки греха Иуды и греха Петра при­во­дят, в конеч­ном счете, к про­ти­во­по­став­ле­нию этих еван­гель­ских пер­со­на­жей, один из кото­рых рас­ка­ялся, однако не пока­ялся в еван­гель­ском смысле «пере­мены ума» («мета­нойя») и, про­дол­жая пре­бы­вать в гре­хов­ном мраке, отча­ялся и уда­вился, а другой – плакал горько (Мф.26:75) и, испол­нен­ный любви ко Христу, прибег к Его мило­сер­дию, пока­ялся, был прощен, полу­чил Гос­подне бла­го­сло­ве­ние, стал пер­во­вер­хов­ным апо­сто­лом и засви­де­тель­ство­вал свою вер­ность Гос­поду муче­ни­че­ской кон­чи­ной. Это гово­рит, прежде всего, о том, что между рас­ка­я­нием Иуды и пока­я­нием Петра суще­ствует кар­ди­наль­ная мета­фи­зи­че­ская раз­ница. Рас­ка­я­ние ока­зы­ва­ется лишь муками нечи­стой сове­сти, не ищущей и не чающей, однако, про­ще­ния, не веря­щей в Того, Кто имеет власть остав­лять грехи, Кто взял на себя грех мира (Ин.1:29). Рас­ка­я­ние, таким обра­зом, может настичь и неве­ру­ю­щего чело­века, но пока­я­ние про­ис­хо­дит исклю­чи­тельно перед лицом Гос­под­ним, в пред­две­рии при­бли­зив­ше­гося Цар­ства Небес­ного. Покай­тесь; ибо при­бли­зи­лось Цар­ство Небес­ное (Мф.4:17) – с этими сло­вами Гос­подь выхо­дит на про­по­ведь после иску­ше­ния Его сата­ною в пустыне.

Анфас и профиль

Согласно религиозным верованиям, икона является важной частью литургии и делает возможным присутствие благодати. Для исполнения данной миссии икона должны быть написана в соответствии с утвержденными церковью канонами. Как утверждает Дмитрий Ольшанский, автор книги «Русские иконы», святых на иконах издавна изображали анфас, то есть лицом к созерцающему. Очень редко на иконах можно встретить святого, изображенного в полупрофиль. Но профиль святого точно не увидишь ни на одной иконе. Даже в том случае, если на иконе нарисованы несколько святых, их лики не обращены друг к другу.

Вообще, для образов святых характерна статичность, так как на иконах изображают не тех, кто борется со страстями, и не тех, кто пытается достичь Царства Небесного, а тех, кто уже поборол свои страсти и обрел Царство Небесное. В движении же (а профиль – это и есть некое воплощение движения), как пишет Андрей Евстигнеев в издании «Православные иконы», иконописцы изображали в основном второстепенных персонажей. Ярким примером тому служит икона Рождества Христова, на которой волхвы нарисованы в профиль. Согласно правилам иконописи, животные также изображаются в профиль. Например, так нарисован конь, на котором сидит Георгий Победоносец, сам же святой «смотрит на зрителя».

Как отно­ситься к так назы­ва­е­мому «Еван­ге­лию от Иуды»?

На про­тя­же­нии двух тысяч лет суще­ство­ва­ния хри­сти­ан­ства мно­го­кратно имели место попытки посе­ять сомне­ния в души и сердца людей. Одной из таких попы­ток стало созда­ние во II–IV вв. гно­сти­че­ского апо­крифа, извест­ного как «Еван­ге­лие» Иуды. Счи­та­ется, что данное про­из­ве­де­ние было напи­сано на копт­ском языке. Оно вхо­дило в состав папи­рус­ного «Кодекса Чакос», най­ден­ного в Египте в 1978 г. Одна из целей этого сочи­не­ния — раз­мыть еван­гель­ский образ Иуды — злодея-пре­да­теля — и заме­нить его псев­до­е­ван­гель­ским.

Другие персонажи и скрытые символы


Джотто. Поцелуй Иуды. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия
Еще один необычный момент. Это то, как Джотто передаёт напряжение людей. Обратите внимания на солдата в чёрном шлеме и красном плаще. Он весь подался вперёд. Он даже не замечает, что наступил на ногу сзади идущего. А тот тоже так сосредоточен, что не замечает боли.

Ещё один красивый элемент в своё творение вносит Джотто. На дальнем плане какой-то человек поднял вверх рог и трубит. Это означает скорое вознесение в Рай.

То есть Иуда ещё не успел поцеловать Христа, а ангел уже трубит об его воскрешении. Перед нашими глазами как бы проносятся все предстоящие страдания Христа. От поцелуя до воскрешения. Необыкновенно.

Джотто считается отцом Возрождения. До него – столетия иконописи. Когда человек был недостоин реалистичного изображения. И вдруг такой прорыв в лице одного мастера! У Джотто человек – главное действующее лицо. Именно такая центричность человека будет основной чертой Возрождения.

Правда произойдёт это только через пару столетий. А вот почему после Джотто Возрождение не наступило сразу, читайте в статье “Фрески Джотто. Между иконой и реализмом Возрождения”. В этой же статье вы найдёте ещё один наинтереснейший факт о фреске “Поцелуй Иуды”.

На тот же сюжет потрясающее полотно создал ещё один мастер. Правда 3 столетия спустя. О нем читайте в статье “Поцелуй Иуды” Караваджо. Необычное послание из прошлого”.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии

других читателей
смотрите ниже
. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Автор: Оксана Копенкина

Перейти на главную страницу

English version

Facebook

Воз­можна ли «реа­би­ли­та­ция» Иуды?

Отно­ше­ние Церкви к Иуде как к послуш­нику диа­вола ясно обо­зна­чено и зафик­си­ро­вано в ико­но­гра­фии Страш­ного Суда. Как фрески, так и иконы этого типа вос­про­из­во­дят его с мешоч­ком в руках (сим­во­ли­зи­ру­ю­щим коше­лек с трид­ца­тью среб­ре­ни­ками), сидя­щим на коле­нях у диа­вола; обоих охва­ты­вает адский огонь. Неслу­чайно перед евха­ри­сти­че­ской чашей пра­во­слав­ные хри­сти­ане про­из­но­сят: «Ни лоб­за­ние Ти дам, яко Иуда». Образ Иуды сохра­ня­ется в памяти Церкви как пример чело­века, пере­сту­пив­шего послед­нюю черту – ту, кото­рую чело­век ни при каких обсто­я­тель­ствах и ни за какие деньги не должен пере­сту­пать. За этой чертой – поги­бель, смерть.

В культуре

Десятки писателей пытались на свой лад интерпретировать образ библейского Иуды. Итальянский журналист Фердинандо Гаттина в середине 19 века выпустил книгу «Мемуары Иуды», которая возмутила религиозное сообщество, – предатель выставлен борцом за свободу еврейского народа.


Роман Леонида Андреева «Иуда Искариот»

Переосмысливали жизнь героя Алексей Ремизов, Хорхе Луис Борхес, Роман Редлих. Интересным взглядом на деяния Иуды Искариота поделился Леонид Андреев в одноименной книге. Представитель Серебряного века показал предателя, который в душе бесконечно любил Христа. Российским читателям персонаж также знаком по книге Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», где Иуда идет на отвратительный поступок ради возлюбленной.

Живопись неизменно связывает Иуду с «темными» силами. На картинах, фресках и гравюрах мужчина то сидит на коленях у Сатаны, то изображен с черным нимбом над головой или же в профиль – так рисовали бесов. Самые знаменитые творения изобразительного искусства принадлежат перу художников Джотто ди Бондоне, Фра Беато Анджелико, ювелира Жана Дюве.

Персонаж стал героем музыкальных произведений. В нашумевшей рок-опере Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса «Иисус Христос – суперзвезда» нашлось место арии Иуды.

Поговаривают даже, что этому предателю, как первому революционеру, в конце лета 1918 года Лев Троцкий устанавливал памятник в центре города Свияжск. Впрочем, эта история так и осталась мифом.

Упо­ми­на­ния об Иуде в Новом Завете:^

Еван­ге­лие по Матфею

Две­на­дцати же Апо­сто­лов имена суть сии: первый Симон, назы­ва­е­мый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеве­деев и Иоанн, брат его, Филипп и Вар­фо­ло­мей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, про­зван­ный Фад­деем, Симон Кана­нит и Иуда Иска­риот, кото­рый и предал Его. (Мф.10:2–4).

Тогда один из две­на­дцати, назы­ва­е­мый Иуда Иска­риот, пошел к пер­во­свя­щен­ни­кам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они пред­ло­жили ему трид­цать сереб­рен­ни­ков; и с того вре­мени он искал удоб­ного случая пре­дать Его. В первый же день опрес­ноч­ный при­сту­пили уче­ники к Иисусу и ска­зали Ему: где велишь нам при­го­то­вить Тебе пасху? Он сказал: пой­дите в город к такому-то и ска­жите ему: Учи­тель гово­рит: время Мое близко; у тебя совершу пасху с уче­ни­ками Моими. Уче­ники сде­лали, как пове­лел им Иисус, и при­го­то­вили пасху. Когда же настал вечер, Он возлег с две­на­дца­тью уче­ни­ками; и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас пре­даст Меня. Они весьма опе­ча­ли­лись, и начали гово­рить Ему, каждый из них: не я ли, Гос­поди? Он же сказал в ответ: опу­стив­ший со Мною руку в блюдо, этот пре­даст Меня; впро­чем Сын Чело­ве­че­ский идет, как писано о Нем, но горе тому чело­веку, кото­рым Сын Чело­ве­че­ский пре­да­ется: лучше было бы этому чело­веку не родиться. При сем и Иуда, пре­да­ю­щий Его, сказал: не я ли, Равви? [Иисус] гово­рит ему: ты сказал. (Мф.26:14–25).

Тогда при­хо­дит к уче­ни­кам Своим и гово­рит им: вы всё еще спите и почи­ва­ете? вот, при­бли­зился час, и Сын Чело­ве­че­ский пре­да­ется в руки греш­ни­ков; встаньте, пойдем: вот, при­бли­зился пре­да­ю­щий Меня. И, когда еще гово­рил Он, вот Иуда, один из две­на­дцати, пришел, и с ним мно­же­ство народа с мечами и кольями, от пер­во­свя­щен­ни­ков и ста­рей­шин народ­ных. Пре­да­ю­щий же Его дал им знак, сказав: Кого я поце­лую, Тот и есть, возь­мите Его. И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поце­ло­вал Его. Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел? Тогда подо­шли и воз­ло­жили руки на Иисуса, и взяли Его. (Мф.26:45–50).

Тогда Иуда, пре­дав­ший Его, увидев, что Он осуж­ден, и, рас­ка­яв­шись, воз­вра­тил трид­цать среб­ре­ни­ков пер­во­свя­щен­ни­кам и ста­рей­ши­нам, говоря: согре­шил я, предав кровь невин­ную. Они же ска­зали ему: что́ нам до того? смотри сам. И, бросив среб­ре­ники в храме, он вышел, пошел и уда­вился. Пер­во­свя­щен­ники, взяв среб­ре­ники, ска­зали: непоз­во­ли­тельно поло­жить их в сокро­вищ­ницу цер­ков­ную, потому что это цена крови. Сделав же сове­ща­ние, купили на них землю гор­шеч­ника, для погре­бе­ния стран­ни­ков; посему и назы­ва­ется земля та «землею крови» до сего дня. Тогда сбы­лось речен­ное через про­рока Иере­мию, кото­рый гово­рит: и взяли трид­цать среб­ре­ни­ков, цену Оце­нен­ного, Кото­рого оце­нили сыны Изра­иля, и дали их за землю гор­шеч­ника, как сказал мне Гос­подь. (Мф.27:3–10).

Еван­ге­лие по Марку

Поста­вил Симона, нарекши ему имя Петр, Иакова Зеве­де­ева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанер­гес, то есть «сыны гро­мовы», Андрея, Филиппа, Вар­фо­ло­мея, Матфея, Фому, Иакова Алфе­ева, Фаддея, Симона Кана­нита и Иуду Иска­ри­от­ского, кото­рый и предал Его. (Мк.3:16–19).

И пошел Иуда Иска­риот, один из две­на­дцати, к пер­во­свя­щен­ни­кам, чтобы пре­дать Его им. Они же, услы­шав, обра­до­ва­лись, и обе­щали дать ему среб­ре­ники. И он искал, как бы в удоб­ное время пре­дать Его. (Мк.14:10–11).

И, когда они воз­ле­жали и ели, Иисус сказал: истинно говорю вам, один из вас, ядущий со Мною, пре­даст Меня. Они опе­ча­ли­лись и стали гово­рить Ему, один за другим: не я ли? и другой: не я ли? Он же сказал им в ответ: один из две­на­дцати, обма­ки­ва­ю­щий со Мною в блюдо. Впро­чем Сын Чело­ве­че­ский идет, как писано о Нем; но горе тому чело­веку, кото­рым Сын Чело­ве­че­ский пре­да­ется: лучше было бы тому чело­веку не родиться. (Мк.14:18–21).

И тотчас, как Он еще гово­рил, при­хо­дит Иуда, один из две­на­дцати, и с ним мно­же­ство народа с мечами и кольями, от пер­во­свя­щен­ни­ков и книж­ни­ков и ста­рей­шин. Пре­да­ю­щий же Его дал им знак, сказав: Кого я поце­лую, Тот и есть, возь­мите Его и ведите осто­рожно. И, придя, тотчас подо­шел к Нему и гово­рит: Равви́! Равви́! и поце­ло­вал Его. (Мк.14:43–45).

Еван­ге­лие по Луке

Когда же настал день, при­звал уче­ни­ков Своих и избрал из них две­на­дцать, кото­рых и наиме­но­вал Апо­сто­лами: Симона, кото­рого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Вар­фо­ло­мея, Матфея и Фому, Иакова Алфе­ева и Симона, про­зы­ва­е­мого Зило­том, Иуду Иако­влева и Иуду Иска­ри­ота, кото­рый потом сде­лался пре­да­те­лем. (Лк.6:13–16).

Вошел же сатана в Иуду, про­зван­ного Иска­ри­о­том, одного из числа две­на­дцати, и он пошел, и гово­рил с пер­во­свя­щен­ни­ками и началь­ни­ками, как Его пре­дать им. Они обра­до­ва­лись и согла­си­лись дать ему денег; и он обещал, и искал удоб­ного вре­мени, чтобы пре­дать Его им не при народе. (Лк.22:3–6).

Когда Он еще гово­рил это, появился народ, а впе­реди его шел один из две­на­дцати, назы­ва­е­мый Иуда, и он подо­шел к Иисусу, чтобы поце­ло­вать Его. Ибо он такой им дал знак: Кого я поце­лую, Тот и есть. Иисус же сказал ему: Иуда! цело­ва­нием ли пре­да­ешь Сына Чело­ве­че­ского? (Лк.22:47–48).

Еван­ге­лие по Иоанну

Но есть из вас неко­то­рые неве­ру­ю­щие. Ибо Иисус от начала знал, кто суть неве­ру­ю­щие и кто пре­даст Его. (Ин.6:64).

Иисус отве­чал им: не две­на­дцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол. Это гово­рил Он об Иуде Симо­нове Иска­ри­оте, ибо сей хотел пре­дать Его, будучи один из две­на­дцати. (Ин.6:70–71).

Тогда один из уче­ни­ков Его, Иуда Симо­нов Иска­риот, кото­рый хотел пре­дать Его, сказал: Для чего бы не про­дать это миро за триста дина­риев и не раз­дать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы забо­тился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денеж­ный ящик и носил, что туда опус­кали. (Ин.12:1–6).

И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симо­нову Иска­ри­оту пре­дать Его, Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отхо­дит, встал с вечери, снял с Себя верх­нюю одежду и, взяв поло­тенце, пре­по­я­сался. (Ин.13:2–4).

Не о всех вас говорю; Я знаю, кото­рых избрал. Но да сбу­дется Писа­ние: ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою. Теперь ска­зы­ваю вам, прежде нежели то сбы­лось, дабы, когда сбу­дется, вы пове­рили, что это Я. Истинно, истинно говорю вам: при­ни­ма­ю­щий того, кого Я пошлю, Меня при­ни­мает; а при­ни­ма­ю­щий Меня при­ни­мает Послав­шего Меня. Сказав это, Иисус воз­му­тился духом, и засви­де­тель­ство­вал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас пре­даст Меня. Тогда уче­ники ози­ра­лись друг на друга, недо­уме­вая, о ком Он гово­рит. Один же из уче­ни­ков Его, кото­рого любил Иисус, воз­ле­жал у груди Иисуса. Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спро­сил, кто это, о кото­ром гово­рит. Он, припав к груди Иисуса, сказал Ему: Гос­поди! кто это? Иисус отве­чал: тот, кому Я, обмак­нув кусок хлеба, подам. И, обмак­нув кусок, подал Иуде Симо­нову Иска­ри­оту. И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что дела­ешь, делай скорее. Но никто из воз­ле­жав­ших не понял, к чему Он это сказал ему. А как у Иуды был ящик, то неко­то­рые думали, что Иисус гово­рит ему: купи, что нам нужно к празд­нику, или чтобы дал что-нибудь нищим. Он, приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь. (Ин.13:18–30).

Когда Я был с ними в мире, Я соблю­дал их во имя Твое; тех, кото­рых Ты дал Мне, Я сохра­нил, и никто из них не погиб, кроме сына поги­бели, да сбу­дется Писа­ние. (Ин.17:12).

Знал же это место и Иуда, пре­да­тель Его, потому что Иисус часто соби­рался там с уче­ни­ками Своими. Итак Иуда, взяв отряд воинов и слу­жи­те­лей от пер­во­свя­щен­ни­ков и фари­сеев, при­хо­дит туда с фона­рями и све­тиль­ни­ками и ору­жием. Иисус же, зная все, что с Ним будет, вышел и сказал им: кого ищете? Ему отве­чали: Иисуса Назо­рея. Иисус гово­рит им: это Я. Стоял же с ними и Иуда, пре­да­тель Его. (Ин.18:2–5).

Деяния апо­сто­лов

И в те дни Петр, став посреди уче­ни­ков, сказал (было же собра­ние чело­век около ста два­дцати): мужи братия! Над­ле­жало испол­ниться тому, что в Писа­нии пред­рек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, кото­рые взяли Иисуса; он был сопри­чис­лен к нам и полу­чил жребий слу­же­ния сего; но при­об­рел землю непра­вед­ною мздою, и когда низ­ри­нулся, рас­се­лось чрево его, и выпали все внут­рен­но­сти его; и это сде­ла­лось известно всем жите­лям Иеру­са­лима, так что земля та на оте­че­ствен­ном их наре­чии названа Акел­дама́, то есть земля крови. В книге же Псал­мов напи­сано: да будет двор его пуст, и да не будет живу­щего в нем; и: досто­ин­ство его да при­и­мет другой. (Деян.1:15–20).

И помо­ли­лись и ска­зали: Ты, Гос­поди, Серд­це­ве­дец всех, покажи из сих двоих одного, кото­рого Ты избрал при­нять жребий сего слу­же­ния и Апо­столь­ства, от кото­рого отпал Иуда, чтобы идти в свое место. (Деян.1:24–25).

Судьба несчастного апостола

Этот вопрос также является тяжелым и спорным. Матфей утверждает: Искариот раскаялся в совершенном деянии и выбросил проклятые серебряники в храме, когда не смог вернуть их первосвященникам.

Однако сожаление о собственном преступлении возникло у Иуды не от искренней веры в Спасителя, а от обыкновенного угрызения совести. Матфей заключает, что после раскаяния предатель ушел и удавился.

  • Апостол Петр в своих речах добавляет: когда низринулся Искариот с петлей на шее, из чрева его выпали внутренности. Далее, веревка порвалась, и труп упал на землю. Самоубийство произошло через несколько часов после осуждения Спасителя.
  • На деньги, брошенные предателем, первосвященники приобрели Акелдаму (участок земли в Иерусалиме). Можно говорить, что неправедной мздою Иуда купил область, хотя воспользоваться ей никогда не смог бы.
  • Блаженный Феокфилат рассказывает о другой судьбе. Он утверждает, что Иуда не совершал самоубийства в петле, а еще некоторое время жил. Однако он чрезвычайно мучился: тело его сильно распухло, а глаз заплыли водянистой жидкостью, не позволяющей видеть дневного света. Предатель умер после продолжительных терзаний на собственной земле. Участок этот никто не заселял, потому что он испускал отвратительный смрад. Даже сегодня здесь нельзя пройти, не закрыв органы обоняния руками. Такая версия возникает на основании неканонического понимания дальнейшей судьбы Искариота.


    Поцелуй Иуды. Фреска Джотто. ок 1305 г.

После всех событий ученики Христа намерились выбрать нового апостола вместо Искариота. Этот человек должен был присутствовать в общине все время, когда Божий Сын проповедовал знание, от Крещения до смерти на кресте. Жребий бросили между двумя именами, Иосифа и Матфия. Последний стал новым апостолом и обязался нести христианское учение в округе.

На заметку! Имя Иуды стало нарицательным и обозначает предательство, а его поцелуй — символическое обозначение наивысшего коварства. Несмотря на то, что этот духовный крамольник изгонял бесов, исцелял больных и совершал знамения, он навсегда лишился Царства Небесного, так как в душе своей был и остался разбойником и коварным вором, стремящимся к наживе.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]