Образы апостолов в повести Андреева «Иуда Искариот»


Образ Иуды в Библии

Образ Иуды Искариота покрыт большой тайной, несмотря на известную роль в драме, произошедшей в Великую Среду. Евангелисты чрезвычайно скупятся на описание жития предателя Христова. О мотивах духовной крамолы пишет Иоанн, а о покаянии и суициде — апостол Матфей.


Иуда Искариот

На заметку! Имя Иуда обладало широким распространением на территории Древней Иудеи. Это государство получило название благодаря «первому» упомянутому Иуде, праотцу Израильского народа. Во всех книгах Библии насчитывается 14 персонажей с этим именем. Прозвище Искариот трактуется неоднозначно: существует несколько различных версий происхождения.

Он являлся одним из двенадцати апостолов. Отличие его характеристики в том, что он родился не в Галилеи (севере Палестины), а именно в Иудеи. Отцом Иуды Искариота являлся Симон, о котором в Евангелие нет вообще никакой информации, что вызывает удивление, потому что Библия повествует о значимых людях подробно.

Молитвы святым апостолам:

  • Молитва святому апостолу Филиппу
  • Молитва святому апостолу Иакову
  • Молитвы Иоанну Богослову
  • При перечислении учеников Христа в Священных Писаниях этот апостол всегда упоминается в самом конце списка. Чрезвычайно выразительно делается акцент на самом факте духовного предательства.
  • Иуду Искариота избрал Сам Господь для проповедования апостольского учения. Он обязывался одушевлять веру в будущее Небесное Царство, где главою станет Спаситель. Предатель имел силы, какие наблюдались у других учеников: Иуда нес благие вести, исцелял больных от тяжёлых недугов, воскрешал почивших и прогонял нечисть из тел.
  • Искариот отличался умением вести экономические дела. Он являлся казначеем общины, образовавшейся вокруг Иисуса. Этот апостол носил с собою небольшой ковчег и хранил там пожертвованные верными христианами финансы.
  • Предатель Христов родился первого апреля. В некоторых повериях эта дата считается неблагоприятной. О молодых годах его жития сообщает «Сказание Иеронима». Здесь говорится, что родители Иуды бросили одинокого младенца в море, потому что узрели предзнаменования о бедствиях, идущих от их сына. Через несколько десятилетий Искариот пребывает на родной остров, убивает отца и вступает в связь со своею матерью.
  • Иисус принял его в собственную общину, когда Иуда раскаялся в преступлении, долго совершая аскетические поступки.
  • Часто некоторые ученые представляют предателя как необходимое орудие в руках Всевышнего. Иисус называет Искариота несчастнейшим человеком, потому что спасение возможно и без предательства.
  • Нельзя точно указать, вкусил ли Иуда тела и крови Сына Божьего и установился ли в Таинстве Евхаристии (соединения с Богом). Ортодоксальная точка зрения настаивает на том, что предатель не вошел в Царствие Господа, но сделал лживый вид и осудил Мессию.

Интересно! Искариот считает единственным иудеем среди всех учеников Христа. Между жителями Иудеи и Галилеи царила неприятная вражда. Первые считали вторых невеждами в Законе Моисеевой религии и отвергали их как соплеменников. Иудеи не могли признать факта пришествия Мессии из территории Галилеи.

Фамилии и имена, произошедшие от Иуды

В русскоговорящих (и не только) странах от имени апостола берет начало множество фамилий — Юдовы, Юдины, Юденковы, Юденко, Юдилевичи, Юдашкины, Юдо, Юденичи и Юдасины, Юдановы и Юдинцевы, Юндовы и Юдкины.

В честь Иуды в царской России, и даже в СССР, называли детей, а в Европе имя очень популярно до сих пор в мужских и женских вариантах — Иегудит, Юдифь, Джудит, Эдит.

Его широкое применение также объясняется большим количеством иудеев, переселившихся из родного края, а в их культуре существуют собственные герои с именем Иуда, упоминаемые в Ветхом Завете. Значение, вкладываемое в слово, можно перевести как «хвалящий Господа».

Пенсионеры изобрели «Бесполезную машину», которую выставили в музее

Дочь Толкалиной сильно преобразилась. Как питалась Мария, чтобы сбросить 30 кг

В генеральских погонах: советские актёры, создавшие на экране образы генералов

Различные версии мотивации предательства

Самые авторитетные апостолы (Матфей, Марк и Лука) вообще ничего не сообщают из бытия предателя. Только святой Иоанн обращает внимание на то, что Искариот страдал сребролюбием. Главный вопрос о предательстве трактуется по-разному.


Лука. Поцелуй Иуды

  • Среди писателей выделяются некоторые, желающие оправдать этот поступок. С религиозной точки зрения такая позиция выглядит кощунственной. Она заключается в следующем: Иуда знал об истинной сущности Мессии и совершил своё преступление, потому что ощущал надежду на чудесное спасение Христа и его воскресение.
  • Еще одно оправдательное предположение заключается в том, что Иуда искренне желал увидеть скорейшее восхождение Сына Божьего в собственной славе, поэтому обманул того, кто доверял.
  • Ближе к истине является точка зрения, рассматривающая Искариота в качестве религиозного фанатика, который разочаровался в истинности царствования Мессии. Иуда считал Христа ложным защитником народности и моральных устоев Святой земли. Не найдя подтверждения своим вожделениям, Искариот не признал Иисуса за настоящего Мессию и решил придать «законному» наказанию от рук государственной и народной структуры.
  • Евангелисты точно указывают: мотивацией к духовной крамоле явилась безграничная любовь к деньгам. Никакое иное толкование не имеет такого авторитета. Искариот заправлял казной Христовой общины, а сумма, предложенная ему, соблазнила на свершение отвратительного плана. На эти деньги можно было приобрести участок земли.
  • Корыстолюбие покрывает образ предателя мрачной пеленою. Любовь к деньгам сделала Иуду грубым материалистом, в отличие от остальных апостолов, любивших Спасителя и Христову Церковь. Предатель оказался совершенно глухим к религиозным наставлениям учителя. Он символизировал отказ от христианства всего народа Иудеи. В душе Искариота затаился демон ложного мессианизма, не позволяющего чистым сердцем взглянуть на деяния Сына Божьего. Его материалистический ум породил корыстолюбие, уничтожившее духовную чувствительность.

На заметку! Христос, зная о присутствии среди его учеников диавола, не спешил открывать тайну апостолам. Он только ограничивался некоторыми намеками.
Мирские исследователи предполагают, что Мессия не знал этого точно, однако евангелисты утверждают, что замысел Божий протекал по определенному заранее плану. Через пять месяцев, в Тайную вечерю, Иисус раскрыл имя предателя святому Иоанну.

О других апостолах Христа:

  • Икона святого Андрея Первозванного
  • Житие святого апостола Закхея Праведного
  • Икона святых апостолов Петра и Павла

Юдо

На сей раз фамилия берет начало от прозвища Юд.

В украинском языке так называется рябина, которая имела у народов символическое значение, сохранившееся со времен язычества — нарекая так ребенка, родители хотели видеть в нем человека, следующего законам природы и являющегося ее частью, наделенного силами и магическими способностями, приписываемыми одноименному растению.

Данное прозвище могло закрепиться и за тем, кто постоянно имел дело с деревом и его плодами — выращивал рябину, делал настойки.

По альтернативной версии фамилия образована от старого литовского слова judas, в переводе означающего черный цвет, или judus — «подвижный».

И, конечно же, существует гипотеза происхождения слова от имени Юда (формы крестильного имени Иуда).

Судьба несчастного апостола

Этот вопрос также является тяжелым и спорным. Матфей утверждает: Искариот раскаялся в совершенном деянии и выбросил проклятые серебряники в храме, когда не смог вернуть их первосвященникам.

Однако сожаление о собственном преступлении возникло у Иуды не от искренней веры в Спасителя, а от обыкновенного угрызения совести. Матфей заключает, что после раскаяния предатель ушел и удавился.

  • Апостол Петр в своих речах добавляет: когда низринулся Искариот с петлей на шее, из чрева его выпали внутренности. Далее, веревка порвалась, и труп упал на землю. Самоубийство произошло через несколько часов после осуждения Спасителя.
  • На деньги, брошенные предателем, первосвященники приобрели Акелдаму (участок земли в Иерусалиме). Можно говорить, что неправедной мздою Иуда купил область, хотя воспользоваться ей никогда не смог бы.
  • Блаженный Феокфилат рассказывает о другой судьбе. Он утверждает, что Иуда не совершал самоубийства в петле, а еще некоторое время жил. Однако он чрезвычайно мучился: тело его сильно распухло, а глаз заплыли водянистой жидкостью, не позволяющей видеть дневного света. Предатель умер после продолжительных терзаний на собственной земле. Участок этот никто не заселял, потому что он испускал отвратительный смрад. Даже сегодня здесь нельзя пройти, не закрыв органы обоняния руками. Такая версия возникает на основании неканонического понимания дальнейшей судьбы Искариота.


    Поцелуй Иуды. Фреска Джотто. ок 1305 г.

После всех событий ученики Христа намерились выбрать нового апостола вместо Искариота. Этот человек должен был присутствовать в общине все время, когда Божий Сын проповедовал знание, от Крещения до смерти на кресте. Жребий бросили между двумя именами, Иосифа и Матфия. Последний стал новым апостолом и обязался нести христианское учение в округе.

На заметку! Имя Иуды стало нарицательным и обозначает предательство, а его поцелуй — символическое обозначение наивысшего коварства. Несмотря на то, что этот духовный крамольник изгонял бесов, исцелял больных и совершал знамения, он навсегда лишился Царства Небесного, так как в душе своей был и остался разбойником и коварным вором, стремящимся к наживе.

Краткие сведения о произведении

Повесть Леонида Николаевича Андреева «Иуда Искариот» впервые была опубликована в 1907 году. В ней использован «евангельский сюжет о предательстве Иуды своего учителя — Иисуса Христа». Автор истолковал мотивы предателя по-своему. Он пытается понять противоречивую личность этого человека, его психологию. Видно, что писатель хочет доказать, что в этом предательстве Иуды было больше любви к Иисусу, чем у прочих его учеников.

М. Горький одобрительно отозвался об этом произведении, но сам автор и многие прогрессивные литературные критики остались повестью недовольны. Например, А. Луначарский увидел в ней стремление Андреева возбудить симпатию к предателю и антипатию к человечеству.

Другие персонажи

  • Пётр — энергичен, жизнелюбив, громогласен, силён.
  • Иоанн — наивный, честолюбивый молодой человек, озабочен тем, чтобы постоянно быть любимым учеником Иисуса.
  • Фома — рассудителен, серьёзен, молчалив, но слишком осторожен и упрям.
  • Матфей — любит наставительно напоминать изречения мудрецов. Знаток Святого Писания.
  • Мария Магдалина — почитательница Иисуса, раскаявшаяся блудница. Молода и стыдлива.
  • Анна — старый первосвященник, боялся народного бунта, поэтому был осторожен.
  • Каиафа — первосвященник, зять Анны. Честолюбив, надменен.
  • Пилат — римский префект Иудеи, признавший Иисуса невиновным, но приговоривший его к казни, подчинившись желанию народа.

Краткий пересказ по главам (более подробный, чем краткое содержание)

Глава 1

По Иудее странствовал философ-проповедник Иисус Христос вместе со своими учениками. Там к ним присоединился Иуда. проповедника многие предупреждали, что это дурной, коварный, жадный, лживый человек, что он любит ссорить людей. Но Иисус, который жалел отверженных и нелюбимых, принял его и приблизил к себе.

Главы 2–3

Иисус поручил ему ящик с деньгами. Иуда стал покупать необходимую одежду, пищу, раздавал милостыню.

Он часто развлекал своих товарищей рассказами, и всегда у него выходило, что все люди плохие.

Однажды Пётр спросил Иуду, любит ли он Иисуса, и тот отрывисто ответил: «Люблю».

Когда Иисус понял, что Иуда думает обо всех людях плохо, он стал его как бы не замечать. Того это удручало и обижало. Он считал, что учитель боится его, а любит других учеников, глупых, лживых предателей.

Глава 4

Когда Иуда утаил из казны немного денег, Пётр притащил его к Христу, но тот сказал, что деньги общие, и каждый может брать столько, сколько захочет. Все согласились с этим.

Скоро все заметили перемену в поведении Иуды: он стал серьёзен и прост.

Однажды Иоанн, любимый ученик Христа, спросил Иуду, кто из них будет первым возле учителя в царствии небесном. Тот ответил: «Я полагаю, что ты».

В этот же день такой же вопрос задал ему Пётр, и Иуда ответил: «Конечно, ты!»

Часто Иуда проводил время в уединении, о чём-то размышляя.

Пётр и Иоанн заспорили, кто из них будет первым возле Христа. Оба попросили Иуду сказать, кто будет ближе к Иисусу, и тот тихо ответил: «Я!»

Глава 5

Иуда тайно пришёл к первосвященнику Анне и сказал, что стал учеником Иисуса Назарея только из-за того, чтобы уличить его в обмане людей и предать в руки закона.

Он рассказал, что его учитель ненавидит фарисеев и хочет отобрать у церковников власть.

Анна спросил, много ли у этого проповедника учеников и не вступятся ли они за него. Предатель ответил, что ученики — трусы. Но Анна, который боялся народного бунта, сказал, что Иисус не нужен первосвященникам.

2 раза ещё приходил предатель и говорил, что хочет, чтобы Назарея схватили.

Анна спросил, сколько он хочет получить денег за предательство. Иуда спросил, сколько они дадут. Анна ответил, что 30 серебряников. Начали они торговаться, и когда первосвященник стал в бешенстве прогонять Иуду, тот согласился за эту сумму предать своего учителя. Деньги он спрятал за городом, под камнем.

В последние дни жизни Христа окружил его Иуда вниманием, лаской, любовью, угадывал малейшие желания.

Глава 6

Иисус собирался в Иерусалим, а Иуда предупреждал об опасности, о ненависти фарисеев к Иисусу, их желании убить его.

Ученикам он внушал, что нужно вступиться за учителя в минуту опасности, но они слишком верили в чудесную силу Христа.

Когда проповедник прибыл в Иерусалим, народ восторженно его приветствовал. Но вскоре поползли слухи об опасности для него.

Глава 7

Иисус с учениками пошёл ночевать в Гефсиманский сад.

Он и четверо ближайших учеников пошли в глубину сада и сели. Внезапно Христос поднялся, сказал, чтобы ученики побыли здесь и бодрствовали, а сам ушёл в чащу.

Но усталые ученики уснули. И раздались громкие слова Иисуса, «что предаётся сын человеческий в руки грешников».

Воины с факелами окружили их. Им Иуда шепнул, что кого он поцелует, тот и есть Христос.

Подошёл он к учителю и поцеловал его. Схватили солдаты проповедника, а ученики его сбились в кучку и не препятствовали этому, но мешали солдатам тем, что лезли им под ноги. Тогда солдаты разъярились, и ученики побежали прочь.

Иисуса повели, а за ним крался Пётр. Когда зашли во двор первосвященника, Петра спросили, знает ли он Иисуса, тот ответил отрицательно и, испуганный, ушёл со двора.

Солдаты стали бить в караульне Иисуса, он не сопротивлялся и не кричал. А Иуда наблюдал за избиением через окно и душа его страдала.

Глава 8

Все люди стали презирать Иуду за предательство, но он был равнодушен к этому.

После допроса у Каифы Христа повели к Пилату, и его сопровождала толпа народа. Никто не заступался за Иисуса.

Пилат вывел Христа к народу и сказал, что не нашёл его вины, но люди закричали, требуя его смерти.

Тогда Пилат вымыл свои руки в воде и, подняв их, сказал, что он неповинен в смерти этого праведника. И Христос умер, распятый на деревянном кресте.

Глава 9

Пришёл Иуда к первосвященникам и сказал, что он обманул их, так как Иисус был невиновен, и что они убили невиновного. Бросил он 30 серебряников в лицо первосвященника Анны и судей и пошёл к ученикам Иисуса.

Назвал он их трусливыми предателями, а они оправдывались, что ничего не могли сделать против многочисленных врагов. Но тот укорял их, что они не погибли в схватке с солдатами, освобождая учителя. Пошёл предатель на гору, где над Иерусалимом стояло одинокое дерево, и повесился на его ветке. Надеялся он, что поймёт его Иисус, и вместе они вернутся на землю.

Наутро люди увидели висящего на горе Иуду, сняли его, бросили в овраг и прокляли.

Очень краткое содержание для читательского дневника

К Иисусу, странствующему со своими учениками, присоединился Иуда. Скоро Иисус понял, что он не любит людей, и стал его сторониться.

Иуда любил только Иисуса, считал его учеников лживыми и глупыми и только себя — достойным быть ближе к Христу в царствии небесном.

Иуда сказал первосвященнику Анне, что его учитель хочет отобрать власть у священников и нужно его схватить. За своё предательство он получил 30 серебряников.

Затем предатель окружил учителя вниманием и лаской, а ученикам говорил, чтобы они вступились за Христа в минуту опасности.

Когда Иисус с учениками ночевали в Гефсиманском саду Иерусалима, Иуда привёл туда воинов, сказал им, что тот, кого он поцелует, — Христос. После поцелуя предателя Иисус был схвачен солдатами, а ученики не вступились за него.

После казни Христа Иуда сказал первосвященникам, что его учитель был невиновен, и бросил 30 серебряников в лица судей и Анны.

Ученикам Христа Иуда сказал, что они предатели, а они ответили, что не смогли бы отбить учителя у многочисленных солдат.

Иуда повесился на горе, надеясь, что на небесах Иисус поймёт его и вместе с ним вернётся на землю.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]