Семьдесят апостолов Иисуса Христа


Семьдесят апостолов Иисуса Христа

Автор Инна Пастухова

17.01.2012 14:20

Религия » Религии России » Православие

17 января Православная Церковь празднует Собор 70-ти апостолов, избранных Христом для благовествования Евангелия по всей земле. Они не входили в самый ближний круг, состоящий из 12 апостолов, но невозможно переоценить значение их подвигов, исповедничества и мученичества. Кем же были эти избранники? Почему выбрали именно их и именно семьдесят?

«После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти» (Лк.10:1) — описывает евангелист Лука избрание Господом семидесяти апостолов, в числе которых был и он сам. Это событие произошло в последний год земной жизни Иисуса Христа. «Жатвы много, а делателей мало» — так объяснил Сам Господь причину избрания апостолов.

Почему именно семьдесят? По мнению толкователей Священного Писания, 12 апостолов соответствуют числу патриархов — родоначальников колен Израилевых, а 70 апостолов — количеству древних старейшин еврейского народа, избранных пророком Моисеем (Числ.11:24). Таким образом, апостолы стали во главе нового Израиля — Церкви Христовой.

Кто же они были такие?

Первым из апостолов был Иаков, брат Господень, сын Иосифа Обручника от первого брака. В молодости он сопутствовал Пресвятой Богородице с Младенцем и праведному Иосифу в бегстве в Египет. Иакова и самого называли Праведным за его мудрость, справедливость и подвижническую жизнь. После Воскресения Христова Иакову был поставлен главой Иерусалимской Церкви. Быть учеником отвергнутого Христа среди гордых израильтян — нелегкое дело, но этого праведника уважали не только христиане, но даже иудеи. В народе его называли «Обли» или «Офли», что значит: «ограда, утверждение людям» — ведь он днем и ночью молился в храме за всех людей. Многие обращались в христианство только по доверию к словам праведного Иакова. Иакову доверяли и сами 12 апостолов, предоставив ему решающее слово на Иерусалимском соборе.

Православная Жизнь

Отвечает священник Андрей Чиженко.


17 января, в воскресенье, Православная Церковь празднует Собор семидесяти апостолов. Это не какие-то мифические персонажи с непонятными именами, но живые люди, которые, несмотря на мрак язычества и на фанатичную ненависть ко Спасителю иудеев, отдали Богу свои жизни, чтобы каждым вздохом и каждым мгновением послужить Всевышнему.

Каждый из этих людей стал свечой, зажженной от Солнца Правды – Христа Бога нашего. И эти свечи просветили многие народы светом Христовой веры. Они крестили, проповедовали, водружали кресты, служили, исцеляли, утверждали Церкви, преобразуя Божественной благодатью всю ойкумену-вселенную из мрачного и страстно-грешного язычества в светлый и спасительный христианский мир. Апостолы словно целительное лекарство, данное Богом, растеклись по артериям человечества, и Господь именно их посредством, посредством апостолов – проводников Божественной благодати – исцелил и продолжает исцелять нас, миллионы и миллионы людей, умерших, живущих и будущих еще жить.

Причем среди апостолов от семидесяти были совершенно разные люди. Сродники Христовы – апостол Иаков, брат Господень, первый Иерусалимский епископ, Клеопа, младший брат святого праведного Иосифа Обручника и апостол Симеон, сын Клеопы. Среди апостолов от семидесяти были представители древнего священнического рода Варнава и Иоанн, ставший впоследствии святым апостолом и евангелистом Марком, ученик святого Иоанна Предтечи Фаддей. Но в то же время был и эллинский врач Лукиан, просвещенный светом Христовой веры и известный нам уже как апостол и евангелист Лука. Был также и простой беглый раб Онисим, которого крестил святой первоверховный апостол Павел. Здесь также хочется упомянуть и иных апостолов, таких как святой Дионисий Ареопагит, написавший настоящие сокровища духовной литературы: «О Небесной иерархии», «О церковной иерархии», «О Именах Божиих», «О мистическом богословии» и другие, и римлянин святой апостол Ерм, создавший знаменитую во время первых веков христианства книгу «Пастырь».

Интересны также жития равноапостольных мужей и жен, которые служили Господу, Богу и Спасу нашему Иисусу Христу.

К примеру, святой праведный Иосиф Аримафейский. Он, исповедовав себя учеником Христовым и послуживший Спасителю во время крестных страданий и при погребении Его Пречистого тела, был гоним иудеями и принужден бежать очень далеко – на Британский полуостров. В Англии он почитается как апостол этой страны.

А другой праведник – Никодим, упоминаемый в Евангелии в так называемой беседе с Никодимом (Евангелие от Иоанна, 3-я глава), за исповедничество веры во Христа-Мессию и участие в погребении Спасителя также был изгнан из Иудеи.

Этого же Никодима от гнева иудеев скрывал учитель святого первоверховного апостола Павла – святой равноапостольный Гамалиил, упоминаемый в Священном Писании (Деян. 5:34–40). Известно, что после мученической кончины святого апостола и первомученика Стефана Гамалиил взял на себя смелость и похоронил его в своем имении.

Интересна и участь мытаря Закхея, упоминаемого в 19-й главе Евангелия от Луки. После призвания его Спасителем Закхей верно служил Богу. Был учеником святого первоверховного апостола Петра, который рукоположил его во епископа Кесарии Палестинской.

Увлекательны также жития и иных апостолов от семидесяти и мужей и жен равноапостольных.

Всё это те капли жизни людей во Святом Духе, из которых состоит океан евангельского благовестия для человечества – для всех нас.

Всё это были живые люди. Они грешили, были подвержены различным страстям. Но их сердца упорно искали Бога. И Он явился к ним и спас их. И после этого переломного момента эти люди положили свою жизнь в жертву Ему и стали Его служителями, Его апостолами, Его посланниками.

Вот и нам, каждому из нас, нужно остановиться, очнуться от суеты и спросить: «Боже, вот я стою перед Тобой. Что мне делать? Как исполнить Твою волю? Что мне делать с собой? И как мне дальше жить… с Тобой?»

Ведь в каком-то смысле и мы есть «апостолами»-посланниками, мы зачем-то Богом посланы в этот мир, чтобы исполнить Его благую волю.

Святые апостолы, молите Бога о нас!

Собор 70-ти апостолов

Творение преподобного Иосифа Песнописца

Пе́снь 1

Ирмо́с: Отве́рзу уста́ моя́, и напо́лнятся Ду́ха, и сло́во отры́гну Цари́це Ма́тери, и явлю́ся, све́тло торжеству́я, и воспою́, ра́дуяся, Тоя́ чудеса́.

Припев: Святи́и апо́столи, моли́те Бо́га о на́с.

Христо́вы ученицы́ бы́вше, на́с ра́ди ве́щию теле́сною Я́вльшагося, всехва́льнии, просвети́сте ми́р ве́сь заре́ю благоче́стия, тму́ разори́вше безбо́жия.

Тле́нных оста́вльше оскверне́нное и нестоя́нное, Христу́ после́доваша Кри́сп, и Про́хор, и Андрони́к, Фадде́й и Никано́р, свети́льницы бы́вше богови́днейшии.

Кре́пость губи́теля победи́сте, сла́внии, кре́постию Ду́ха, неи́стовством же безбо́жия коне́чне осла́бленныя кре́пости испо́лнисте и боже́ственнаго разуме́ния.

Пло́ти подо́бием я́вльшагося Го́спода Ампли́й пропове́да, Стахи́й и Фили́пп, я́ко апо́столи, я́ко боже́ственнии иера́рси, я́ко вои́стинну служи́телие су́щих па́че ума́.

Богоро́дичен: Боже́ственную Пала́ту Царе́ву почти́м, в Ню́же всели́ся, я́коже восхоте́, Неискусому́жную и еди́ну Богоро́дицу, Ея́же ра́ди обожи́хомся, воспесносло́вим.

Пе́снь 3

Ирмо́с: Твоя́ песносло́вцы, Богоро́дице, живы́й и незави́стный Исто́чниче, ли́к Себе́ совоку́пльшия, духо́вно утверди́, в боже́ственней Твое́й сла́ве, венце́в сла́вы сподо́би.

Я́коже ре́ки, ва́с Сло́во посла́ во всю́ зе́млю, наполня́ющия сию́, всему́дрии, напое́нии Боже́ственнаго Ду́ха и пла́мень отъе́млющия безбо́жия благода́тию.

Воспои́м Ти́мона боже́ственнаго, Си́лу же и Силуа́на и ве́рою восхва́лим Епене́та сла́внаго, и Урва́на, и Ага́ва, и́стинныя христопропове́дники.

Блаже́ни уже́ бы́вше, я́ко и́стинно блаже́ннаго Бо́га Учи́теля стяжа́вше, и́же пе́рвее окая́нныя, всему́дрии, прича́стники показа́сте Боже́ственнаго блаже́нства.

Богоро́дичен: Чиста́ пре́жде рождества́, и в рождестве́, и по рождестве́ вои́стинну Де́ва, Ма́ти, была́ еси́: Бо́га бо породила́ еси́, Его́же апо́столов сосло́вие пресве́тло пропове́да.

Седа́лен, гла́с 3

Столпи́ непоколеби́мии Це́ркве, основа́ния благоче́стия бы́вше, ученицы́ Бо́га на́шего, соблюди́те сию́ невре́дну, отгоня́юще льсти́ваго собла́зны и моля́ще Христа́ Бо́га всегда́ дарова́ти на́м ве́лию ми́лость.

Сла́ва, и ны́не: Иису́су ро́ждшуся от Де́вы Мари́и, и во Иорда́не кре́щшуся от Иоа́нна, Ду́х сни́де на Него́, зри́мый в ви́де голуби́не. Сего́ ра́ди проро́к со а́нгелы глаго́лаше, зовы́й: сла́ва прише́ствию Твоему́, Христе́, сла́ва Ца́рствию Твоему́, сла́ва смотре́нию Твоему́, Еди́не Человеколю́бче.

Пе́снь 4

Ирмо́с: Неизсле́дный Бо́жий сове́т, е́же от Де́вы воплоще́ния Тебе́, Вы́шняго, проро́к Авваку́м усмотря́я, зовя́ше: сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.

Мо́ре возмути́ша язы́ческое, в сие́ вше́дше, всему́дрии, я́коже ко́ни, Спа́совы ученицы́ и ве́рныя спасо́ша водо́ю свято́ю и Ду́хом.

Облиста́ша, я́ко со́лнце на земли́, Пу́д, Апе́ллий и Филоло́г, и Иродио́н, Ру́ф же и Патро́в и ве́рныя просвети́ша, от тмы́ неве́дения изба́вльше.

Напря́г, посла́ стре́лы вы́ я́ко изощре́нны Благоутро́бный, стре́лы, сокруша́юща вра́жия и лю́те уя́звленныя, сла́внии, благода́тию Бо́жиею исцеля́юща.

Хвалу́ принесе́м Изба́вителю, песносло́вяще Родио́на богоглаго́ливаго, и Ерми́я сла́внаго, и му́драго Асинкри́та, Ли́на же боже́ственнаго и Га́ия.

Богоро́дичен: Тя́ блаже́ннейший дре́вле ли́к проро́чествующих Ду́хом богоглаго́лании свяще́нными боголе́пно имену́ет, Всечи́стая, две́рь же и го́ру приосене́нную.

Пе́снь 5

Ирмо́с: Ужасо́шася вся́ческая о Боже́ственней сла́ве Твое́й: Ты́ бо, неискусобра́чная Де́во, име́ла еси́ во утро́бе над все́ми Бо́га, и родила́ еси́ Безле́тнаго Сы́на, все́м, воспева́ющим Тя́, ми́р подава́ющая.

Вяза́ти же, всехва́льнии, и реши́ти я́ко апо́столи прии́мше вы́ вла́сть, свя́занныя злове́рия у́зами разреши́сте, те́мже ва́шу па́мять пра́зднуем, ве́рно лику́юще.

Боже́ственными Ариста́рх да почти́тся песнопе́ньми, Те́ртий, Иассо́н и Сосфе́н, Ке́сарь и Ма́рк, Лука́, Сосипа́тр, Куа́рт и боже́ственный Апе́ллий, Кли́м и Епафроди́т и всему́дрый Ера́ст.

Ва́с, я́ко двана́десять, посла́ Госпо́дь, все́ искореня́ющия безбо́жие, все́м челове́ком насажда́ющия зна́ние Боже́ственное све́тло, сла́внии апо́столи, моли́твенницы о душа́х на́ших.

Богоро́дичен: О́чи просвети́, Де́во, се́рдца моего́, осия́й ми́ зарю́ покая́ния, тмы́ мя изба́ви ве́чнующия, две́ре Све́та, христиа́н все́х Прибе́жище, ве́рно воспева́ющих Тя́.

Пе́снь 6

Ирмо́с: Боже́ственное сие́ и всечестно́е соверша́юще пра́зднество, богому́дрии, Богома́тере, прииди́те, рука́ми воспле́щим, от Нея́ ро́ждшагося Бо́га сла́вим.

В ве́сь ми́р кропите́ во́ду жи́зни спаси́тельную, о́блацы одушевле́ннии я́вльшеся, апо́столи, и ве́рных сердца́ ороси́сте.

Глаго́л Боже́ственных си́ла ва́ша ри́торов победи́ мно́гую лю́тость и нему́дрыя умудри́, объюроде́вшия ра́зумом пре́лести, всему́дрии.

Боже́ственный Пу́д и Трофи́м, Филимо́н сла́вный и Ариста́рх, Ониси́фор же и Тихи́к всеизря́днейший, я́ко ученицы́ Сло́ва да возвели́чатся.

Богоро́дичен: Пою́ Тя, еди́на Всепе́тая, сла́влю Тя́, при́сно Богосла́вная, и блажу́ Тя, Ю́же ро́ди блажа́т родо́в, Де́во Богоблаже́нная.

Конда́к, гла́с 2

Христо́вых ученико́в ли́к се́дмьдесят боже́ственно, ве́рнии, в пе́снех восхва́лим, те́ми бо вси́ навыко́хом Тро́ицу почита́ти Неразде́льную, и пребыва́ют свети́льницы боже́ственныя ве́ры.

И́кос:

Се́дмьдесяти апо́столов ли́к согла́сно, ве́рнии, свяще́нными песнопе́ньми да восхва́лим: Стефа́на, Про́хора же, и Си́лу, и Никано́ра, Ти́мона, и Ампли́я, и Парме́на, Апе́ллия же, Иа́кова, Фили́ппа, Ариста́рха, и Ма́рка, и Матфи́я, и Иродио́на, Криске́нта и Фле́гонта, Варна́ву, Ли́на и Оли́мпа, Ана́нию, Луку́ и Асинкри́та и про́чия, пребыва́ют бо свети́льницы боже́ственныя ве́ры.

Пе́снь 7

Ирмо́с: Не послужи́ша тва́ри богому́дрии, па́че Созда́вшаго, но, о́гненное преще́ние му́жески попра́вше, ра́довахуся, пою́ще: препе́тый отце́в Госпо́дь и Бо́г, благослове́н еси́.

Улови́вше сло́вом, извлеко́сте из глубины́ безбо́жия язы́ки многоразсе́янныя, зна́меньми и чудесы́ утверди́вше мудрова́ния си́х, му́дрии апо́столи, путевожди́ заблу́ждших.

Вше́дше в приста́нище тиша́йшее, волну́ющимся в мо́ри лю́тых спаси́телие яви́стеся и прави́телие му́дрии, воспева́юще: отце́в Госпо́дь и Бо́г, благослове́н еси́.

Вси́ Ево́да и Ка́рпа ублажи́м, и Тихи́ка, и Ки́фу, Иу́ста и Арте́му, Зи́ну же сла́внаго, я́ко Христо́вы ученики́, воспева́юще: отце́в Госпо́дь и Бо́г, благослове́н еси́.

Молниезра́чнии Ду́хом бы́вше, Христо́вы апо́столи, одержи́мыя но́щию неве́дения изба́висте и к Све́ту жи́зни наста́висте, вопию́щия всегда́: Бо́же, благослове́н еси́.

Богоро́дичен: Очисти́лище, Всенепоро́чная, была́ еси́ греша́щих при́сно, ро́ждши преесте́ственно ми́ра взе́млющаго гре́х Христа́, Ему́же зове́м: отце́в Госпо́дь и Бо́г, благослове́н еси́.

Пе́снь 8

Ирмо́с: О́троки благочести́выя в пещи́ Рождество́ Богоро́дичо спасло́ е́сть, тогда́ у́бо образу́емое, ны́не же де́йствуемое, вселе́нную всю́ воздвиза́ет пе́ти Тебе́: Го́спода по́йте, дела́, и превозноси́те Его́ во вся́ ве́ки.

Обно́вльше ра́зумы олядене́вшия ра́лом Сло́ва, всесла́внии, и в ни́х спаси́тельная се́мена насе́ясте, и благоче́стия кла́с стори́чный пожа́сте — спа́сшихся мно́жество, Госпо́дни апо́столи всему́дрии.

Похвала́ми Иа́кова боже́ственными, Клео́пу, Варна́ву же и Стефа́на, Нарки́сса всему́драго, Ма́рка, Аристову́ла и Апе́ллия почти́м, апо́столы Христо́вы, вопию́ще: Го́спода по́йте, дела́, и превозноси́те во вся́ ве́ки.

Кре́ст вме́сто броня́ нося́ще, ко все́м му́жески ополчи́стеся полко́м зми́я, всему́дрии апо́столи, и, ты́я погуби́вше, я́же плени́ челове́ки, улови́сте ве́рою, и Жизнода́вцу приведо́сте Влады́це.

Богоро́дичен: О, чу́до вы́шше чуде́с! Ка́ко ражда́еши и пребыва́еши де́вствующи, Всечи́стая Богоневе́сто? Сло́во бо родила́ еси́, Отцу́ Собезнача́льное, Ему́же вси́ пое́м: Го́спода по́йте, дела́, и превозноси́те во вся́ ве́ки.

Пе́снь 9

Ирмо́с: Вся́к земноро́дный да взыгра́ется, Ду́хом просвеща́емь, да торжеству́ет же безпло́тных умо́в естество́, почита́ющее свяще́нное торжество́ Богома́тере, и да вопие́т: ра́дуйся, Всеблаже́нная Богоро́дице, Чи́стая Присноде́во.

Исцели́ на́ша, Христе́, сокруше́ния серде́чная моли́твами возлюби́вших Тя́ и пропове́давших во все́х язы́цех Бо́га ку́пно и Го́спода, Соде́теля все́х, и и́дольское все́ омраче́ние отгна́вших све́том пропове́дания.

Я́коже мо́лния, ми́р освети́ша Лука́ вку́пе и Е́рм, Ма́рк и Ана́ния и с Матфи́ем свяще́нный Оли́мп и ве́рных исполне́ние я́ве просвети́ша, я́же ве́рою дне́сь почти́м свяще́нными и честны́ми песнопе́ньми.

Ста́нем благогове́йно в дому́ Бо́га на́шего и ублажи́м священнопропове́дники и учи́тели, и ангелому́дрыя, и богати́тели, спаси́тели же, и защи́тники, и предста́тели все́х су́щия, чту́щих и́х па́мяти.

Озари́шася све́том невеще́ственным Ду́ха Аки́ла, Аха́ик, Луки́й сла́вный и Фуртуна́т с шестию́десять и шестию́ Христо́выми уго́дники и свяще́нными ученики́ и сердца́ все́х озаря́ют светоно́сною и́х па́мятию дне́сь.

Богоро́дичен: Сия́ние блиста́ния Рождества́ Твоего́ просия́, и уясни́ всю́ подсо́лнечную, и предста́теля тмы́ погуби́, Богороди́тельнице Всечи́стая, а́нгелов хвало́ и челове́ков все́х спасе́ние, непреста́нными гла́сы восхваля́ющих Тя́.

Свети́лен

Апо́столи всехва́льнии Христа́ всеще́драго, и ученицы́, и богови́дцы, не премолчи́те, моля́ще о на́с, любо́вию ва́шу па́мять соверша́ющих, да прегреше́ний оставле́ние и Боже́ственную обря́щем благода́ть в де́нь Суда́.

АПОЛЛОС

[греч. ̓Απολλῶς], ап. от 70 (пам. 30 мр.,10 сен., 4 янв.- в Соборе 70 апостолов), один из проповедников первохрист. Церкви, упомянутый в НЗ (Деян 18. 24-19. 1; 1 Кор 1. 12; 3. 4-6. 22; 16. 12; Тит 3. 13). Нек-рые греч. рукописи в Книге Деяний (18. 24) предлагают варианты чтения его имени — Аполлоний (кодекс Безы D) и Апеллес (Синайский кодекс и др.). Согласно Книге Деяний (18. 24-19. 1), А., получивший лишь «Иоанново крещение»,- красноречивый александрийский еврей, смело проповедовавший Христа среди иудеев в Эфесе. Здесь А. был принят Акилой и Прискиллой, со-трудниками ап. Павла по 2-му миссионерскому путешествию, к-рые «точнее объяснили ему путь Господень» (Деян 18. 26). Впосл. А., получив от эфесских христиан рекомендательное письмо, прибыл в Коринф, где также успешно проповедовал Христа среди иудеев. В 1-м Послании к Коринфянам (3. 6-9) ап. Павел называет А. «соработником у Бога», служителем, через к-рого коринфяне уверовали. Однако в этом же Послании сообщается о разделениях в коринфской Церкви, причем одна из групп верующих считает себя «Аполлосовыми» (1 Кор 1. 12). Еще до написания ап. Павлом 1-го Послания к Коринфянам А., возможно, именно в связи с тем, что его проповедь вызывала нежелательный отклик, покидает Коринф и прибывает в Эфес, где знакомится с находящимся там в это время ап. Павлом. Судя по свидетельству 1-го Послания к Коринфянам (16. 12), между ними установились добрые отношения, к-рые, возможно, сохранялись до конца жизни ап. Павла (Тит 3. 13).


Апостолы Епафродит, Сосфен, Аполлос, Кифа и Кесарь. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ) Апостолы Епафродит, Сосфен, Аполлос, Кифа и Кесарь. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ)

По мысли правосл. толкователей, разделения в коринфской Церкви были невероучительного характера и лидерами этих групп верующие считали неких неизвестных нам, но выдающихся своей образованностью и красноречием членов общины, а вовсе не апостолов А., Павла или Кифу (Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на Послания св. ап. Павла. М., 2000. Кн. 1. С. 203-204; Феофан Затворник, свт. Толкование посланий св. апостола Павла: Первое послание к Коринфянам. М., 1893, 1998р. С. 15-20). Ап. Павел ввел в Послание эти имена из педагогических соображений, показывая, что если нельзя считать своими учителями даже столь прославленных проповедников, то тем более нельзя считать ими людей менее значительных. Эта т. зр. толкователей древней Церкви не объясняет, однако, нарочитого внимания ап. Павла к личности А.- неоднократные упоминания о нем в 1-м Послании к Коринфянам говорят об особой значимости его фигуры для коринфян. Каковы бы ни были по своему характеру коринфские «споры», ясно, что «глубокого нарушения церковного мира не произошло» (Кассиан. С. 196), ибо тон 1-го Послания к Коринфянам в той части, к-рая посвящена разделениям, спокойный.

Особый интерес вызывает вопрос о содержании и характере проповеди А., к-рая настолько поразила коринфских христиан, что «Аполлосовы» ставятся в один ряд с «Павловыми», «Кифиными» и «Христовыми». Ключ к ответу на этот вопрос, возможно, находится в александрийском происхождении и образованности А. (λόγιος в Книге Деяний (18. 24) может переводиться не только как «красноречивый», но и как «образованный»). Александрия была крупнейшим центром греч. и эллинизированной иудейской культуры, и А. мог проповедовать Христа во всеоружии тех «убедительных слов человеческой мудрости» (1 Кор 2. 4), к-рых была лишена, по его собственному признанию, проповедь ап. Павла.

Предметом различных толкований уже в ранней Церкви был вопрос о том, как совместить активность А., христ. миссионера, с неполнотой его познаний в христианстве, к-рые лишь впосл. были восполнены Акилой и Прискиллой. Согласно свт. Иоанну Златоусту, А. мог быть одним из 120 мужей, к-рые вместе с апостолами были крещены Св. Духом в день Пятидесятницы (Деян 1. 15-16). Как это согласовать со свидетельством Книги Деяний (18. 25-26), свт. Иоанн Златоуст не поясняет, но допускает то, что знающий лишь Иоанново Крещение А. сподобился снисхождения на него Св. Духа еще до принятия им собственно христ. Крещения, т. е. с А. произошло то же, что раньше с сотником Корнилием (Деян 10. 44) (Ioan. Chrysost. In Acta apostolorum. Hom. 40). Если отбросить отвергающую историчность сообщения Книги Деяний (18. 25) гипотезу о том, что А. был иудейским миссионером, обращенным в христианство Акилой и Прискиллой (Schweizer E. Die Bekehrung des Apollos, Apg 18, 24-26 // Beitr. z. Theologie d. NT. Zürich, 1970. S. 75-78; Merkel H. ̓Απολλῶς // EWNT. Bd. 1. S. 382f и др.), то можно сказать, что в работах совр. зап. библеистов представлены две т. зр., в большей или меньшей мере соответствующие взглядам свт. Иоанна Златоуста. Согласно одной из них, А. действительно получил лишь Иоанново Крещение еще во время служения самого Иоанна Предтечи или Иисуса Христа, когда оно (т. е. Иоанново Крещение) еще совершалось (Preisker H. Apollos und die Johannesjünger in Act 18, 24-19. 6 // ZNW. 1931. Bd. 30. S. 302; Aland K. Zur Vorgeschichte der christlichen Taufe // idem. Neutestamentliche Entwürfe. Münch., 1979. (TU; 63). S. 188-194). Акила и Прискилла, крестив А., восполнили этот недостаток. Однако при таком решении остается непонятным, почему А. в течение 20 с лишним лет не знал о недостаточности Иоаннова Крещения. Согласно др. т. зр., наиболее распространенной в науке, А. был христианином, действовавшим первоначально независимо от ап. Павла (Käsemann E. Die Johannesjünger in Ephesus // Exegetische Versuche und Besinnungen. Gött., 1964. Bd. 1. S. 164-168; Ollrog W.-H. Paulus und seine Mitarbeiter. Neukirchen-Vluyn, 1979. S. 39f).

При любом из вышеуказанных подходов справедливым представляется следующий вывод: хотя А. и уезжает в Ахайю, не будучи лично знаком с ап. Павлом, однако его общение с Акилой и Прискиллой и рекомендательное письмо от эфесских христиан в Ахайю, где хорошо знали проживавших там в свое время Акилу и Прискиллу, можно считать введением А. в Павлов круг и приобщением к его богословской мысли, что и дало А. возможность активно действовать в Ахайе, и в частности в Коринфе.

О месте епископского служения А. в источниках нет единого мнения. Большинство писателей полагают, что А. был еп. Кесарии (в греч. Минеях («Великий Синаксарист» Никодима Святогорца) не указывается какой; по слав. синаксарю — Кесарии Палестинской) или Смирны (до св. Поликарпа († 23 февр. 167 по Р. Х.) — свт. Димитрий Ростовский). Память А. отмечается 10 сент.- с апостолами от 70 Луцием и Климентом Римским; встречается в месяцесловах также 7 сент. и 22 апр. (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 277); 8 дек. и 30 марта — с апостолами от 70 Сосфеном, Тихиком, Епафродитом, Кифой, Кесарем, Онисифором; 4 янв. — в Соборе 70 апостолов. В совр. богослужебной практике правосл. Церквей последование А. поется 8 дек. и 30 марта. Отдельное последование А. неизвестно.

Иконография. А. обычно изображается в группе апостолов от 70, чья память празднуется в тот же день, а также в композиции «Собор святых апостолов». Под 29 марта в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 151, 976-1025 гг.); под 27 марта в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 107, XV в.) — в группе из 5 апостолов (Епафродит, Сосфен, А., Кифа, Кесарь), средовек с короткой бородой, в хитоне и гиматии, в руках свиток. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота, нач. XVIII в., имя святого упоминается дважды: отдельно, с предписанием изображать А. старцем с широкой бородой (Ч. 3. § 7. № 36), и под 8 дек. с апостолами Сосфеном, Кифой, Тихиком, Епафродитом, Кесарем, Онисифором (указан вторым), с пометкой «скончались в разных муках» (Ч. 3. § 22). В рус. памятниках А. представлен: в нижнем поле иконы «Апостольская проповедь», 1660-1662 гг., письма Феодора Евтихиева Зубова (?) (ЯИАМЗ); в мозаиках храма Воскресения Христова (Спас на крови) в С.-Петербурге, 1894-1907 гг.,- рус, с короткой бородой, и др.

Лит.: Димитрий (Самбикин), архиеп. Собор св. 70 апостолов (4 янв.). Тверь, 1900-1902. Каз., 1906; Собор св. 70 апостолов. Каз., 1907. С. 156-165; Schumacher R. Der Alexandriner Apollos. Kempten, 1916; Кассиан (Безобразов), еп. Христос и первое христианское поколение. П., 1950. М., 1997р. С. 196; Голубев В., прот. Спутники и сотрудники апостола Павла по книге Деяний и посланиям: Курс. соч. / ЛДА. Л., 1968; Barrett C. K. Apollos and the Twelve Disciples of Ephesus // The New Testament Age: Essays in Honor of Bo Reicke / Ed. W. C. Weinrich. Macon (Ga), 1984. Vol. 1. P. 29-39; Hurst L. Apollos, Hebrews and Corinth // Scottish J. of Theology. 1985. Vol. 38. P. 505-513; Beatrice P. F. Apollos of Alexandria and the Origins of the Jewish-Christian Baptist Encratism // ANRW. Ser. II. 1995. Bd. 26. Tl. 2. S. 1232-1275; Murphy-O’Connor J. Paul: A Critical Life. Oxf., 1996. P. 173, 184, 274-276; Ker D. P. Paul and Apollos — Colleagues or Rivals? // J. for the Study of the New Testament. 2000. Vol. 77. P. 75-97.

Иконогр.: Ерминия ДФ. С. 158, 205; Евсеева. Афонская книга. С. 247.

Э. В. Ш.

LiveInternetLiveInternet


Собор святых семидесяти апостолов был установлен Православной Церковью для того, чтобы показать равночестие каждого из семидесяти и тем самым предотвратить разногласия в почитании их. Они были избраны Господом Иисусом Христом, чтобы благовествовать Евангелие всей вселенной.

Кроме празднования Собора святых апостолов, Церковь совершает память каждого из них втечение года: [апостола Иакова, брата Господня] (23 октября), [Марка евангелиста] (25 апреля), [Луки, евангелиста] (18 октября), [Клеопы], брата [Иосифа Обручника], [Симеона], сына его (27 апреля), [Варнавы] (11 июня), [Иосии], или Иосифа, называемого Варсавою или Иустом (30 октября), [Фаддея] (21 августа), [Анании] (1 октября), Стефана, архидиакона (27 декабря), [Филиппа] из [7 диаконов] (II октября), [Прохора] из 7 диаконов (28 июля), [Никанора] из 7 диаконов (28 июля и 28 декабря), [Тимона] из 7 диаконов (28 июля и 30 декабря), [Пармена] из 7 диаконов (28 июня), [Тимофея] (22 января), [Тита] (25 августа), [Филимона] (22 ноября и 19 февраля), [Онисима] (15 февраля), [Епафраса] и [Архиппа] (22 ноября и 19 февраля), [Силы], [Силуана], [Крискента], или Криска (30 июля), [Криспа] и [Епенета] (30 июля), [Андроника] (17 мая и 30 июля), [Стахия], [Амплия], [Урвана], [Наркисса], [Апеллия] (31 октября), [Аристовула] (31 октября и 16 марта), [Иродиона], или Родиона (8 апреля и 10 ноября). [Агава], [Руфа], [Асинкрита], [Флегонта] (8 апреля), [Ерма] (5 ноября и 31 мая), [Патрова] (5 ноября), [Ермия] (8 апреля), [Лина], [Гаия], [Филолога] (5 ноября), [Лукия] (10 сентября), [Иасона] (28 апреля), [Сосипатра] (28 апреля и 10 ноября), [Олимпа] или Олимпана (10 ноября), [Тертия] (30 октября и 10 ноября), [Ераста], [Куарта] (10 ноября), [Евода] (7 сентября), [Онисифора] (7 сентября и 8 декабря), [Климента] (25 ноября), [Сосфена] (8 декабря), [Аполлоса] (10 сентября и 8 декабря), [Тихика], [Епафродита] (8 декабря), [Карпа] (26 мая), [Кодрата] (21 сентября), [Марка], он же Иоанн, [Зины] (27 сентября), [Аристарха] (15 апреля и 27 сентября), [Пуда], [Трофима] (15 апреля). [Марка], племянника [Варнавы], [Артема] (30 октября), [Акилы] (14 июля), [Фортуната], [Ахаика] (4 января).

По сошествии Святого Духа апостолы проповедовали в разных странах, и некоторые сопутствовали апостолам из 12-ти, как святые евангелисты [Марк] и [Лука], сподвижник святого апостола [Павла] [Тимофей], ученик святого евангелиста [Иоанна Богослова] святой [Прохор] и другие. Многие из них были узниками за Христа, многие приняли венец мученической смерти.

К 70-ти апостолам причислены еще два — святые апостолы [Кифа], которому явился Господь по Воскресении [(1 Кор. 15, 5 — 6)], и [Симеон], по прозванию Нигер [(Деян. 13, 1)], так как они тоже прославились апостольской проповедью.

Особо Церковь почитает и восхваляет 70 апостолов за то, что они научили почитать Троицу Единосущную и Нераздельную.

В IX веке Православная Церковь приняла от [Иосифа Песнописца] [канон на день Собора 70-ти апостолов Христовых].

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]