Доказательства существования Иисуса Христа: нехристианские источники


Христианская апологетика и доказательства существования Бога

Опубликовано 18.05.2020

Существует как минимум 9 нехристианских источников первого и начала второго веков, которые содержат доказательства существования Иисуса Христа. Конечно, существует масса христианских источников того же периода, рассказывающих о жизни и служении Иисуса Христа.

Но скептики предпочитают игнорировать эти свидетельства очевидцев жизни Христа, полагая, что авторы Евангелий и других трудов являются кучкой лжецов. Это является отличным примером плохого обращения с историей.

Доказательства существования Иисуса Христа

В этой статье я хочу представить лишь небиблейские источники, где вы можете найти доказательства существования и служения Иисуса Христа.

Корнелий Тацит (56-118 год н.э.), римский историк упоминал об Иисусе Христе и христианах

Но ни средствами человеческими, ни щедротами принцепса, ни обращением за содействием к божествам невозможно было пресечь бесчестящую его молву, что пожар был устроен по его приказанию. И вот Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виноватых и предал изощреннейшим казням тех, кто своими мерзостями навлек на себя всеобщую ненависть и кого толпа называла христианами. Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат; подавленное на время это зловредное суеверие стало вновь прорываться наружу, и не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и в Риме, куда отовсюду стекается все наиболее гнусное и постыдное и где оно находит приверженцев. (Анналы 15:44)

Обратите внимание, что Тацит немного ошибся. Пилат был префектом, а не прокуратором. Об этом свидетельствует табличка, найденная в Кесарии Палестинской. Имейте в виду, что Анналы упускают 29-32 годы, которые, скорее всего, тоже упоминают Иисуса Христа. По всей видимости этот отрывок ссылается на раннее упоминание об Иисусе.

Иосиф Флавий (38-100 год н.э.) говорил о существовании Иисуса Христа

Иосиф Флавий — фарисей, еврейский историк. Он был отступником, перешел с еврейской повстанческой стороны на сторону Рима, чтобы служить при Нероне и Веспасиане. Иосиф Флавий относительно надежный историк.

Около этого времени жил Иисус, человек мудрый, если Его вообще можно назвать человеком. Он совершил изумительные деяния и стал наставником тех людей, которые охотно воспринимали истину. Он привлек к себе многих иудеев и эллинов. То был Христос. По настоянию наших влиятельных лиц Пилат приговорил Его к кресту. Но те, кто раньше любили Его, не прекращали этого и теперь. На третий день он вновь явился им живой, как возвестили о Нем и о многих других Его чудесах боговдохновенные пророки. Поныне еще существуют так называемые христиане, именующие себя таким образом по Его имени. (Иудейские древности, 18:3:3)

Но есть небольшая проблема с этим отрывком из Иудейских древностей, т.к. существуют доказательства, что некоторые части в этом отрывке содержат интерполяцию (позже добавленные материалы, не содержащиеся в оригинале) из христианских источников. Вот как, скорее всего, выглядел текст изначально у Иосифа Флавия:

«Около этого времени жил Иисус, человек мудрый. Он совершил изумительные деяния и стал наставником тех людей, которые охотно воспринимали истину. Он привлек к себе многих иудеев и эллинов. По настоянию наших влиятельных лиц Пилат приговорил его к кресту. Но те, кто раньше любил его, не прекращали этого и теперь. Поныне еще существуют так называемые христиане, именующие себя, таким образом, по его имени».

Иосиф Флавий упоминает Иисуса Христа еще в одном месте, когда говорит о казни Иакова:

Поэтому он собрал синедрион и представил ему Иакова, брата Иисуса, именуемого Христом, равно как нескольких других лиц, обвинил их в нарушении законов и приговорил к побитию камнями. (Иудейские древности, 20:9:1)

Вавилонский талмуд (1-2 век н.э.) упоминает Иисуса Христа

«Накануне Пасхи Иешуа был повешен. За сорок дней до казни глашатай объявил, что “он будет побит камнями за колдовство и за то, что склонял Израиль к отступничеству. Любой, кто может сказать слово в его защиту, пусть выйдет и замолвит словечко за него”. Но поскольку в его защиту никто не выступил, его повесили накануне Пасхи!» (Вавилонский Талмуд, Санхедрин 43а).

В этом Талмуде также написано, что Иисус обвиняется в колдовстве, что является очевидной параллелью с отрывком из Евангелия от Матфея 12:22-24:

«Иисус Назарянин занимался магией и вводил Израиль в заблуждение». (Вавилонский Талмуд, Санхедрин 107б)

В tHul 2:22-23 сообщается, что исцеления также были совершены именем Иисуса Христа. (tHul — ссылка на одно из иудейских писаний первых веков нашей эры. Это Писание технически не является частью Талмуда, но скорее частью основной талмудической литературы иудеев, относящейся к двум первым векам после жизни Христа.)

Так что у нас есть доказательства распятия Иисуса и косвенное подтверждение того, что Иисус публично творил чудеса, правда его обвиняли в том, что Он творил эти чудеса силой бесовской.

Светоний (примерно 120 год н.э.), очень надежный римский историк упоминает Христа

Иудеев, постоянно волнуемых Хрестом, он изгнал из Рима. (Жизнь двенадцати цезарей. Клавдий, 5 книга, 25 стих)

Светоний употребляет форму не Христос, а Хрестос (лат. Chrestus), что представляет собой латинскую транскрипцию слова Χριστός в классическом аттическом произношении.

Лукиан, древнегреческий писатель и критик христианства говорит об Иисусе Христе

Христиане почитали его как бога, прибегали к помощи его как законодателя и избрали своим покровителем вслед за тем человеком, которого они еще и сейчас почитают, который был распят в Палестине за то, что ввел в жизнь эти новые таинства»… Ведь эти несчастные уверили себя, что они станут бессмертными и будут всегда жить; вследствие этого христиане презирают смерть, а многие даже ищут ее сами. Кроме того, первый их законодатель вселил в них убеждение, что они братья друг другу, после того как отрекутся от эллинских богов и станут поклоняться своему распятому мудрецу и жить по его законам. (Лукиан. О смерти Перегрина, 11, 13)

Был ли Иисус Христос реальным историческим лицом?

Существовал ли Иисус Христос на самом деле, или же христианство основано на вымышленном персонаже, подобном Гарри Поттеру?

В течение почти двух тысячелетий большая часть человечества считает, что Иисус Христос был реальным историческим лицом — человеком, который обладал исключительными чертами характера, силой над природой и мог повести за собой людей. Но сегодня некоторые отрицают его существование.

Аргументы против существования Иисус Христа, известные под названием “Теории о мифе Иисуса Христа”, возникли через семнадцать столетий после жизни Христа в Иудее.

Эллен Джонсон, президент Организации американских атеистов, так резюмировала взгляд приверженцев теории о мифе Иисуса Христа в передаче Larry King Live телеканала CNN:

Реальность такова, что нет ни капли нерелигиозных доказательств в пользу того, что Иисус Христос когда-либо жил. Иисус Христос – собирательный из многих других богов образ… происхождение и смерть которых подобны происхождению и смерти мифологического Иисуса Христа”

Ошеломленный телеведущий спросил: “Значит, вы не верите, что Иисус Христос жил на самом деле?”

Джонсон резко ответила: “Дело в том, что не было… и нет никаких нерелигиозных доказательств того, что Иисус Христос когда-либо существовал”.

Ларри Кинг, ведущий телепередачи, немедленно попросил рекламную паузу. И международная телеаудитория осталась без ответа. [1]

В начале своей литературной карьеры в Оксфорде исследователь К. С. Льюис также считал Иисуса Христа мифом, выдумкой, как и многие другие религии.[2]

Спустя много лет, он как-то сидел в Оксфорде у камина вместе со своим приятелем, которого называл “самым матерым атеистом, каких мне приходилось знать » Неожиданно его приятель выпалил: «Доказательства исторической достоверности Евангелия выглядели на удивление вескими …похоже, что описываемые в них события все-таки, наверное, имели место.»[3]

Льюис был поражен. Замечание друга о существовании реальных доказательств жизни Иисуса Христа подтолкнуло его на то, чтобы самому начать искать правду. Свой поиск правды об Иисусе Христе он описал в книге “Просто христианство” (Mere Christianity).

Итак, какие же доказательства в пользу реального существования Иисуса Христа обнаружил приятель Льюиса?

О чем говорит древняя история

Давайте начнем с более фундаментального вопроса: Чем отличается мифический персонаж от реального исторического лица? Например, какие доказательства убеждают историков в том, что Александр Македонский был реальным историческим лицом? И есть ли такие доказательства в отношении Иисуса Христа?

И Александр Македонский, и Иисус Христос были изображены харизматичными лидерами. Жизнь каждого, по-видимому, была коротка, и оба погибли в возрасте чуть более тридцати лет. Про Иисуса Христа говорят, что он нес людям мир, покоряя всех своей любовью; Александр Македонский наоборот – нес войну и страдания и правил мечом.

В 336 г. до н.э. Александр Македонский стал царем Македонии. Этот военный гений с красивой внешностью и надменным нравом потопил в крови и покорил немало деревень, городов и царств периода греко-персидских войн. Говорят, что Александр Македонский заплакал, когда ему нечего было больше завоевывать.

История Александра Македонского написана пятью разными древними авторами через 300 или более лет после его смерти.[4] Нет ни одного повествования очевидцев Александра Македонского.

Однако историки считают, что Александр Македонский действительно существовал, главным образом, потому, что арехеологические исследования подтверждают повествования о нем и его влияние на историю.

Точно так же, чтобы подтвердить историчность Иисуса Христа, нам нужно найти доказательства его существования в следующих областях:

  1. Археология
  2. Ранние нехристианские описания
  3. Ранние христианские описания
  4. Ранние рукописи Нового Завета
  5. Историческое влияние

Археология

Пелена времени покрыла многие тайны об Иисусе Христе, которые лишь совсем недавно увидели свет.

Наиболее значительным открытием, пожалуй, являются древние рукописи, найденные в период между XVIII и XX веками. Ниже мы более подробно ознакомимся с этими рукописями.

Археологи также обнаружили многочисленные места и реликвии, которые упоминаются в описании жизни Иисуса Христа в Новом Завете. Малкольм Мугеридж, британский журналист, считал Иисуса Христа мифом, пока не увидел эти доказательства во время своей командировки в Израиль при подготовке репортажа для телеканала Би-Би-Си.

После подготовки репортажа о тех самых местах, связанных с Исусом Христом, о которых повествует Новый Завет, Мугеридж писал: «Я убедился в том, что Христос был рожден, проповедовал и был распят … Я осознал, что действительно жил такой человек, Иисус Христос ….»[5]

Но до ХХ века не было никаких веских доказательств существования Римского прокуратора Понтия Пилата и иудейского первосвященника Иосифа Каиaфы. Они оба были ключевыми фигурами суда над Христом, в результате которого он был распят. Отсутствие доказательств их существования было важным аргументом скептиков в защите теории мифа о Христе.

Но во время археологических раскопок в 1961 г. была найдена плита из известняка с высеченной надписью “Понтий Пилат – прокуратор Иудеи”. А в 1990 г. археологи обнаружили оссуарий (склеп с костями), на котором было высечено имя Каиафы. Его подлинность была подтверждена «вне всяких разумных сомнений».[6]

Кроме того, до 2009 г. не было веских доказательств того, что Назарет, в котором жил Иисус, существовал в период его жизни. Скептики, подобные Рене Сальм, считали отсутствие доказательств существования Назарета смертельным ударом по христианству. В книге “Миф Назарета” (The Myth of Nazareth) она писала в 2006 г.: «Радуйтесь, вольнодумцы.… христианству, в том виде, в котором оно нам известно, возможно, приходит конец!».[7]

Однако 21 декабря 2009 г. археологи объявили о находке глиняных черепков первого века из Назарета, подтвердив таким образом существование этого крошечного поселения во времена Иисуса Христа.

Хотя эти археологические находки не подтверждают, что Иисус Христос жил там, они тем не менее подкрепляют повествование Евангелия о его жизни. Историки замечают, что растущее число археологических доказательств не противоречит, а подтверждает повествования об Иисусе Христе».[8]

Ранние нехристианские описания

Скептики, подобные Эллен Джонсон, ссылаются на «недостаточное количество нехристианских исторических доказательств» Иисуса Христа как свидетельство того, что он не существовал.

Нужно отметить, что о любом лице периода жизни Иисуса Христа сохранилось очень мало документов. Многие древние исторические документы были разрушены за многие годы войнами, пожарами, грабежами, да и просто в результате обветшания и естественного процесса старения.

Историк Блэйклок, составивший каталог большинства нехристианских рукописей периода Римской империи, говорит, что «практически ничего не сохранилось со времен Иисуса Христа», не сохранились даже рукописи периода таких видных мирских лидеров как Юлий Цезарь.[9] И при этом никто из историков не подвергает сомнению историчность Цезаря.

И учитывая тот факт, что он не был ни политической, ни военной фигурой, замечает Дэррелл Бок, «удивительно и примечательно то, что Иисус Христос вообще попал в те источники, которыми мы располагаем».[10]

Итак, что же это за источники, о которых говорит Бок? Кто из ранних историков, писавших об Иисусе Христе, не был благосклонен к христианству? Прежде всего давайте обратимся к врагам Христа.

Иудейские историки — иудеям было выгоднее всего отрицать существование Христа. Но они всегда считали его реальным лицом. «В нескольких иудейских повествованиях Иисус Христос упоминается как реальное лицо, противниками которого они были.[11]

Известный иудейский историк Иосиф Флавий писал об Иакове, «брате Иисуса, так называемого Христа».[12] Если Иисус не был реальным лицом, то почему Флавий не сказал этого?

В другом, несколько противоречивом отрывке, Флавий говорит об Иисусе более подробно.[13]

В это время жил человек по имени Иисус.Он был доброго поведения и добродетелен. И многие из иудеев и других народов стали его учениками. Пилат приговорил его к казни через распятие, и он умер. И те, кто стали его учениками, не оставили его учения. Они говорили, что он явился им через три дня после распятия, будучи живым. Поэтому его считали Мессией».[14]

Хотя некоторые заявления Иосифа Флавия оспариваются, его подтверждение о существовании Иисуса Христа принимается широкими кругами исследователей.[15]

Израильский ученый Шломо Пайнс пишет: «Даже самые рьяные противники христианства никогда не сомневались в том, что Христос действительно существовал.»[16]

Историк Уилл Дюрант, занимающийся изучением мировой истории, отмечает, что ни иудеи, ни прочие народы, жившие в первом веке, не отрицали существования Иисуса Христа.[17]

Историки Римской империи: ранние историки Римской империи писали главным образом о том, что было важно для самой империи. Поскольку Иисус Христос не играл очень важной роли в политической и военной жизни Рима, о нем очень мало упоминается в римской истории. Тем не менее, два известных римских историка — Тацит и Светоний подтверждают существование Христа.

Тацит (55-120 г.г.), величайший ранний историк Римской империи писал, что Христос (по-гречески Christus жил во время правления Тиберия и «пострадал при Понтии Пилате, что учение Иисуса Христа распространилось до самого Рима; а христиан считали преступниками, подвергая их различным пыткам, в том числе и распятию».[18]

Светоний(69-130 писал о «Христе» как о подстрекателе. Многие ученые считают, что здесь упоминается именно Иисус Христос. Светоний также писал о преследованиях христиан римским императором Нероном в 64 г.[19]

Римские официальные источники: христиан считали врагами Римской империи, поскольку они поклонялись Иисусу Христу как своему Господу, а не Цезарю. Ниже приводятся официальные римские источники, включая два письма Цезарей, упоминающие Христа и происхождение ранних христианских верований.[20]

Плиний Младший – древнеримский политический деятель, писатель и адвокат во времена правления императора Траяна. В 112 г. Плиний писал Траяну о попытках императора заставить христиан отречься от Христа, которому они «поклонялись как богу».

Император Траян (56-117 г.г.) в своих письмах упоминал Иисуса Христа и ранние христианские верования.

Император Адриан (76-136 г.г.) писал о христианах, как о последователях Иисуса Христа.

Языческие источники: некоторые ранние языческие авторы вкратце упоминали Иисуса Христа и христиан до конца второго века. Среди них Таллий, Флегон, Мара Бар-Серапион и Лукиан из Самосаты.[21] Замечания Таллия об Иисусе Христе написаны в 52 г., приблизительно через двадцать лет после жизни Христа.

В целом, в течение 150 лет после смерти Иисуса Христа он упоминается как реальное историческое лицо девятью ранними нехристианскими авторами. Удивительно, что Христос упоминается нехристианскими авторами столько же раз, сколько и Тиберий Цезарь, римский император, находившийся у власти во время жизни Иисуса Христа. Если считать как христианские, так и нехристианские источники, то Иисус Христос упоминается сорок два раза в сравнении с всего лишь десятью упоминаниями Тиберия.[22]

Исторические факты об Иисусе Христе

Следующие факты о Иисусе Христе были записаны в ранних нехристианских источниках:

  • Иисус Христос был из Назарета.
  • Иисус Христос вел мудрую и добродетельную жизнь.
  • Иисус Христос был распят в Иудее при Понтии Пилате во время правления Тиберия Цезаря во время еврейского праздника Песах и считался царем иудеев.
  • По верованию своих учеников Христос умер и воскрес из мертвых через три дня после смерти.
  • Враги Христа признавали его необыкновенные деяния.
  • Учение Христа быстро нашло многих последователей и распространилось до самого Рима.
  • Ученики Христа вели моральный образ жизни и почитали Христа за Бога.

“Это общее описание Иисуса Христа точно соответствует описанию в Новом Завете”.[23]

Гари Хабармас о.[24] Согласно энциклопедии Британика, эти »независимые повествования подтверждают, что в древности даже противники христианства нисколько не сомневались в исторической достоверности Иисуса Христа».[25]

Ранние христианские описания

Иисус Христос упоминается в тысячах писем, проповедей и комментариев ранних христиан. Кроме того, уже через пять лет после распятия Христа, его имя начинает упоминаться в Словах веры.[26]

Эти небиблейские описания подтверждают большую часть подробностей из жизни Христа, содержащихся в Новом Завете, включая его распятие и воскресение.[27]

Невероятно, но было обнаружено более 36 тысяч таких полных или частичных описаний, некоторые из которых относятся к первому веку.[28] По этим небиблейским описаниям можно восстановить весь Новый Завет, за исключением нескольких стихов.[29]

Каждый из этих авторов пишет о Христе как реальном лице. Сторонники теории мифа о Христе отметают их как предвзятые. Но им все равно придется дать ответ на вопрос: Как объяснить то, что о мифическом Иисусе Христе, написали так много в течение всего лишь нескольких десятилетий после его смерти?

Новый Завет

Скептики, подобные Эллен Джонсон, также отрицают Новый Завет как доказательство жизни Христа, считая его “небеспристрастным”. Но даже большинство нехристианских историков считает древние рукописи Нового Завета веским доказательством существования Иисуса Христа. Майкл Грант, атеист и историк Кембриджского университета, считает, что Новый Завет следует считать таким же свидетельством, как и другие свидетельства древней истории:

Если при рассмотрении Нового Завета мы используем те же критерии, что и при анализе других древних повествований, содержащих исторический материал, мы не можем отрицать существование Иисуса Христа больше, чем существование большого количества языческих персонажей, историческая достоверность которых никогда не подвергается сомнению.[30]

Евангелия (от Матфея, Марка, Луки и Иоанна) являются основными описаниями жизни и проповедей Иисуса Христа. Лука начинает свое Евангелие со слов к Теофилу: «Поскольку я лично тщательно изучил все с самого начала, я тоже решил написать тебе, мой уважаемый Теофил, свое повествование по порядку».[31]

Известный археолог, сэр Уильям Рамзей, сначала отверг историческую достоверность Христа в Евангелии от Луки. Но позже признал: «Лука является первоклассным историком.… этого автора нужно поставить в один ряд с величайшими историками.… Повествование Луки с точки зрения достоверности является непревзойденным.»[32]

Самые ранние повествования о жизни Александра Македонского были написаны через 300 лет после его смерти. А как скоро после смерти Христа были написаны Евангелия? Были ли еще живы очевидцы Христа, и прошло ли достаточно времени для создания легенды?

В 1830-х годах немецкие ученые заявляли, что Новый Завет был написан в 3-м веке, и, таким образом, не мог быть написан учениками Христа. Однако, обнаруженные археологами в 19-м и 20-м веках копии рукописей подтверждают, что эти повествования об Иисусе Христе были написаны намного раньше. См. статью “Но правда ли все это?”

Уильям Олбрайт датирует Евангелия Нового Завета периодом «между около 50 и 75 г.г.».[33]Джон А. Т. Робинсон из Кембриджского университета относит все книги Нового Завета к периоду 40-65 г.г. Такое раннее датирование означает, что они были написаны при жизни очевидцев, то есть намного раньше, и поэтому не могли быть ни мифом, ни легендой, для развития которых требуется много времени.[34]

После прочтения Евангелий К. С Льюис написал: «Теперь, как историк текста, и я совершенно убежден, что …Евангелия…не легенды. Я знаком со многими великими легендами и для меня совершенно очевидно, что Евангелия не являются таковыми.»[35]

Количество рукописей Нового Завета огромно. Существует более 24 тысяч полных и частичных копий рукописей книг, из которых он состоит, что намного превосходит количество всех других древних документов.[36]

Ни одно другое древнее историческое лицо, будь то религиозное или светское, не имеет такого количества материла, подкрепляющего его существование, как Иисус Христос. Историк Пол Джонсон о.[37]

Историческое влияние

Мифы почти не влияют на историю. Историк Томас Карлайл говорит: «История человечества есть не что иное, как история великих людей».[38]

В мире нет ни одного государства, которое своим происхождением было бы обязано мифическому герою или богу.

Но каково же влияние Иисуса Христа?

Обычные граждане Древнего Рима узнали о существовании Христа лишь через много лет после его смерти. Христос не командовал армиями. Он не писал книги и не менял законы. Иудейские вожди надеялись стереть его имя из памяти людей, и казалось, что это им удастся.

Однако сегодня от древнего Рима остались только руины. А могущественные легионы Цезаря и помпезное влияние Римской империи канули в лету. А как помнят Иисуса Христа в наши дни? В чем его непреходящее влияние?

  • Об Иисусе Христе написано книг больше, чем о ком-либо другом за всю историю человечества.
  • Государства брали его слова за основу своего устройства. Согласно Дюранту, “Триумф Христа стал началом развития демократии”.[39]
  • Его Нагорная проповедь заложила новую парадигму этических норм и морали.
  • В память о нем закладывались школы и больницы, создавались организации гуманитарной направленности. Более 100 великих университетов — Гарвардский, Йельский, Принстонский и Оксфордский, а также многие другие были основаны христианами.[40]
  • Возросшая роль женщин в западной цивилизации уходит своими корнями к Иисусу Христу. (Женщин во времена Христа считали низшими существами и почти не считали за людей до тех пор, пока у его учения не появились последователи.)
  • Рабство в Великобритании и Америке было отменено благодаря учению Христа о ценности каждой человеческой жизни.

Удивительно, что Христос смог оказать такое влияние в результате всего лишь трехлетнего служения людям. Когда исследователя мировой истории Герберта Уэллса спросили, кто оказал на историю самое большое влияние, он ответил: “Первым в этом ряду стоит Иисус Христос”.[41]

Историк Йельского университета Ярослав Пеликан заявил, что “независимо от того, что каждый лично думает о нем, Иисус из Назарета был доминирующей фигурой в истории западной цивилизации в течение почти двадцати столетий… Именно от его рождения большая часть человечества ведет отсчет календаря, именно его имя миллионы людей произносят в сердцах и именно во имя его миллионы людей произносят молитвы «.[42]

Если Христос не существовал, то каким образом миф мог так изменить историю

Миф и реальность

В то время как мифические боги изображаются супергероями, воплощающими в реальность человеческую фантазию и желания, Евангелие изображает Христа смиренным, сострадательным и морально безупречным человеком. Его последователи представляют Христа реальным человеком, за которого они готовы отдать жизнь.

Альберт Эйнштейн сказал: «Евангелие невозможно читать, не чувствуя реального присутствия Иисуса Христа. Им напитано каждое слово. Ни в одном из мифов нет такого присутствия жизни.… Никто не может отрицать ни того факта, что Иисус Христос существовал, ни красоты его слов».[43]

Возможно ли, чтобы смерть и воскресение Христа были заимствованы из этих мифов? Питер Джозеф в своем фильме Zeitgeist, предложенном вниманию зрителей на вебсайте YouTube, привел такой смелый аргумент:

В действительности Иисус Христос был…мифической фигурой….Христианство, как и все системы верований в божество, является самым большим обманом века.[44]

Если сравнить евангельского Христа с мифологическими богами, отличие становится очевидным. В отличие от реального Иисуса Христа в Евангелии, мифологические боги представлены нам нереалистичными, с элементами фантазии:

  • Митра якобы родился из камня.[45]
  • Гор изображен с головой сокола.[46]
  • Бахус, Геркулес и другие унеслись на небеса на Пегасе.[47]
  • Осирис был убит, порублен на 14 частей, затем собран воедино своей женой Исидой и вновь возвращен к жизни.[48]

Но могло ли христианство скопировать смерть и воскресение Христа из этих мифов?

Однозначно, что его последователи так не думали; они сознательно отдали свою жизнь, проповедуя истину воскресения Христа. [См. статью "Действительно ли Христос воскрес из мертвых?”]

Более того, «повествования о смерти и воскресении бога, очень похожие на историю воскресения Иисуса Христа, появились, как минимум, через 100 лет после описываемого воскресения Христа».[4[49]p>

Иными словами, описания смерти и воскресения Гора, Осириса и Митры не были частью первоначальных мифологий, а были добавлены после повествований Евангелия об Иисусе Христе.

Т.Н. Д. Меттингер, профессор Университета Лунд, пишет: «Современные ученые – почти едины – во мнении, что умирающих и воскреснувших богов до христианства не было. Они все датируются после первого века».[5[50][См. примечание 50]p>

Большинство историков считает, что настоящей параллели между этими мифологическими богами и Иисусом Христом не существует. Но, как замечает К.С. Льюис, есть несколько общих тем, которые перекликаются с желанием человека быть бессмертным.

Льюис вспоминает свой разговор с Дж. Р. Р. Толкиен, автором трилогии “Властелин колец” (The Lord of the Rings ). «История Иисуса Христа», сказал Толкиен, «есть история сбывшегося мифа: мифа … отличного в огромной степени тем, что он действительно имел место».[5[51]p>

Ф. Ф. Брюс, исследователь Нового Завета, делает такой вывод: «Некоторые авторы могут заигрывать с с идеей мифа о Христе, но не по причине исторических доказательств. Историческое существование Христа для непредвзятого историка является такой же аксиомой как и существование Юлия Цезаря. Теории о том, что Иисус Христос является мифом, распространяются не историками».[5[52]p>

И был такой человек

Итак, что же считают историки — был ли Иисус Христос реальным лицом или мифом?

Историки считают и Александра Македонского, и Иисуса Христа реальными историческими лицами. И в тоже время, рукописных свидетельств о Христе намного больше, и по времени написания эти рукописи на сотни лет ближе к периоду жизни Христа, чем исторические описания жизни Александра Македонского к соответствующему периоду его жизни. Более того, историческое влияние Иисуса Христа намного превосходит влияние Александра Македонского.

Историки приводят следующие доказательства существования Иисуса Христа:

  • Археологические открытия продолжают подтверждать историческое существование людей и мест, описанных в Новом Завете, включая последние подтверждения о Пилате, Каиафе и существовании Назарета в первом веке.
  • Тысячи исторических документов говорят о существовании Иисуса Христа. В течение 150 лет после жизни Христа 42 автора упоминают его в своих повествованиях, в том числе в девяти нехристианских источниках. Тиберий Цезарь за этот же период упоминается лишь девятью светскими авторами; и лишь пять источников сообщают о завоеваниях Юлия Цезаря. При этом ни один историк не сомневается в их существовании.[5[53]li>
  • Как светские, так и религиозные историки признают, что Иисус Христос оказал на наш мир такое влияние, как никто другой.

Исследовав теорию мифа о Христе, величайший историк всемирной истории Уилл Дюрант пришел к выводу, что, в отличие от мифологических богов, Иисус Христос был реальным лицом.[5[54]p>

Историк Пол Джонсон также заявляет, что все серьезные ученые принимают Иисуса Христа как реальное историческое лицо.[5[55]p>

Атеист и историк Майкл Грант пишет: “В целом, современные методы критики не могут подкрепить теорию мифического Христа. “Ведущие ученые неоднократно отвечали на этот вопрос и снимают саму постановку вопроса”.[5[56]p>

Пожалуй, лучше всех среди нехристианских историков о существовании Иисуса Христа сказал историк Г. Уэллс:

И был такой человек. Эту часть истории трудно придумать.[5[57]p>

Действительно ли Христос воскрес из мертвых?

Слова и поступки свидетелей Иисуса Христа говорят о том, что они верили в его физическое воскресение из мертвых после распятия. Ни у одного бога из мифов или религии не было столько последователей с такими стойкими убеждениями.

Однако должны ли мы принимать воскресение Иисуса Христа только на веру, или же тому есть веские исторические доказательства? Некоторые скептики начали исследовать исторические материалы с целью доказать несостоятельность воскресения. Что же они обнаружили?

Примечания

Endnotes – Was Jesus a Real Person?

Ellen Johnson and Larry King, “What Happens After We Die?” Larry King Live, CNN, April 14, 2005,https://transcripts.cnn.com/TRANSCRIPTS/0504/14/lkl.01.html. Quoted in David C. Downing, The Most Reluctant Convert (Downers Grove, IL: InterVarsity Press, 2002), 57. C. S. Lewis, The Inspirational Writings of C. S. Lewis: Surprised by Joy(New York: Inspirational Press, 1986), 122-3. “Alexander the Great: The ‘Good’ Sources,” Livius,https://www.livius.org/aj-al/alexander/alexander_z1b.html. Malcolm Muggeridge, Jesus Rediscovered (Bungay, Suffolk, UK: Fontana, 1969), 8. Jennifer Walsh, “Ancient bone box might point to biblical home of Caiaphas,” MSNBC.com, August 31, 2011,https://www.msnbc.msn.com/id/44347890/ns/technology_and_science-science/t/ancient-bone-box-might-point-biblical-home-caiaphas/. Rene Salm, “The Myth of Nazareth: The Invented Town of Jesus,”American Atheist.org, December 22, 2009, https://www.atheists.org/The_Myth_of_Nazareth,_Does_it_Really_Matter%3F. Paul Johnson, “A Historian Looks at Jesus,” speech to Dallas Seminary, 1986. Quoted in Josh McDowell and Bill Wilson, Evidence for the Historical Jesus (Eugene, OR: Harvest House, 1993), 23. Darrell L. Bock, Studying the Historical Jesus (Grand Rapids, MI: Baker, 2002), 46. D. James Kennedy, Skeptics Answered (Sisters, OR: Multnomah, 1997), 76. Flavius Josephus, Antiquities of the Jews (Grand Rapids, MI: Kregel, 1966), 423. The quote is from book 20 of the Antiquities. Ibid., 379. Quotation is from the Arabic translation of Josephus’ words about Jesus because some scholars believe the Christian version, which affirmed Jesus’ resurrection as historical, was altered. However, the Arabic translation cited here was under Islamic control, where alterations by Christians would have been virtually impossible. Bock, 57. McDowell and Wilson, 42-43. Ibid., 44. Will Durant, “Caesar and Christ,” vol. 3 of The Story of Civilization (New York: Simon & Schuster, 1972), 555. Quoted in Durant, 281. The quote is from Annals 15:44. McDowell and Wilson, 49-50. Gary R. Habermas, “Was Jesus Real,” InterVarsity.org, August 8, 2008,https://www.intervarsity.org/studentsoul/item/was-jesus-real. Ibid. Gary R. Habermas and Michael R. Licona, The Case for the Resurrection of Jesus (Grand Rapids, MI: Kregel, 2004), 127. Norman Geisler and Peter Bocchino, Unshakable Foundations (Grand Rapids, MI: Bethany House, 2001), 269. Habermas, “Was Jesus Real”. Quoted in Josh McDowell, Evidence That Demands a Verdict, vol. 1(Nashville: Nelson, 1979), 87. Habermas and Licona, 212. McDowell and Wilson, 74-79. Norman L. Geisler and Paul K. Hoffman, eds., Why I Am a Christian(Grand Rapids, MI: Baker, 2001), 150. Bruce M. Metzger, The Text of the New Testament (New York: Oxford University Press, 1992), 86. Michael Grant, Jesus: An Historian’s Review of the Gospels (London: Rigel, 2004), 199-200. Luke 1:1-3. Quoted in Josh McDowell, The New Evidence That Demands a Verdict(Nashville: Thomas Nelson, 1999), 61. William Albright, “Toward a More Conservative View,” Christianity Today,January 18, 1993. John A. T. Robinson, Redating the New Testament (Philadelphia: Westminster Press, 1976), 352-3. C. S. Lewis, God in the Dock (Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1970), 158. F. F. Bruce, The Books and the Parchments (Old Tappan, NJ: Revell, 1984), 168. Paul Johnson, Ibid. Quoted in Christopher Lee, This Sceptred Isle (London: Penguin, 1997), 1. Will Durant, The Story of Philosophy (New York: Pocket, 1961), 428. Quoted in Bill Bright, Believing God for the Impossible (San Bernardino, CA: Here’s Life, 1979), 177-8. Quoted in Bernard Ramm, Protestant Christian Evidences (Chicago: Moody Press, 1957), 163. Jaroslav Pelikan, Jesus through the Centuries (New York: Harper & Row, 1987), 1. Quoted in “What Life Means to Einstein: An Interview by George Sylvester Viereck,” Saturday Evening Post, October 26, 1929, 17. Peter Joseph, Zeitgeist, https://zeitgeistmovie.com/https://vimeo.com/13726978. In the YouTube documentary, Zeitgeist, Peter Joseph uses hand-picked sources (Gerald Massey and Acharya S.), attempting to build a case that Jesus is a “copycat” of the ancient Egyptian god, Horus. Regarding Zeitgeist’s sources, Dr. Ben Witherington notes, “Not a single one of these authors and sources are experts in the Bible, Biblical history, the Ancient Near East, Egyptology, or any of the cognate fields….they are not reliable sources of information about the origins of Christianity, Judaism, or much of anything else of relevance to this discussion.” https://benwitherington.blogspot.com/2007/12/zeitgeist-of-zeitgeist-movie.html. The alleged parallels between Jesus and Horus are analyzed and systematically refuted in the following website:https://kingdavid8.com/Copycat/JesusHorus.html. Lee Strobel, The Case for the Real Jesus (Grand Rapids, MI: Zondervan, 2007), 170-71. Mithraism developed too late to have influenced Christianity. “Mithraism was a late Roman mystery religion that became a chief rival to Christianity in the second century and later.” Quoted in Strobel, 166-76. Ibid 163.

https://en.wikipedia.org/wiki/Horus.

Habermas and Licona, 90. Ibid. Quoted in Strobel, 160-61. Quoted in Chuck Colson, “Jesus Christ and Harry Potter,” Breakpoint, July 29, 2011, https://www.breakpoint.org/bpcommentaries/entry/13/17568. F. F. Bruce, The New Testament Documents: Are They Reliable? (Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1997), 119. Habermas and Licona, 127. Quoted in Durant, 553-4. Paul Johnson, Ibid. Grant, 200. H. G. Wells, The Outline of History (New York: Doubleday, 1949), 528. Permission to reproduce this article: Publisher grants permission to reproduce this material without written approval, but only in its entirety and only for non-profit use. No part of this material may be altered or used out of context without publisher’s written permission. Printed copies of this article and Y-Origins and Y-Jesus magazine may be ordered at: https://jesusonlineministries.com/resources/products/ © 2012 JesusOnline Ministries. This article is a supplement to Y-Jesus magazine by Bright Media Foundation & B&L Publications: Larry Chapman, Chief Editor.

Y-JESUS
27.11.2019Admin

Распяли не того Иисуса: вскрылась жуткая правда, которую от нас тысячелетиями скрывали

В Страстную пятницу все верующие христиане вспоминают о распятии и смерти Иисуса Христа.

Подпишись на Знай в Google News! Только самые яркие новости!

Подписаться

Но казнь Иисуса могла и не свершиться вовсе, поскольку римская власть изначально хотела распять некого Варавву.

Иисус Христос

Последние часы жизни Христа слабо представлены в Евангелии. Судя по всему, те, кто писали откровения, что-то умолчали. И правда: возможно, все было по-другому?

После Тайной вечери Иисус вместе с учениками Петром, Иаковом и Иоаном отправились за пределы Иерусалима в Гефсиманский саду, где Христа арестовали и повели на синедрион — высший суд в Древней Иудее.

Популярные статьи сейчас Слава Каминская из НеАнгелов решилась смыть макияж и «засветить» свое настоящее лицо: и пластика не нужна

Юлия Мендель откровенно призналась, почему ушла от Владимира Зеленского: «Колоссальная нагрузка»

Полякова, Дорофеева, Боржемская, Гросу, Санина, Лыжичко посоревновались за лучшую фигуру: «Битва стальных прессов»

Разведенный Дзидзьо похорошел на глазах и рассказал Кате Осадчей все: о бывшей Slavia — ни слова

Показать еще

Варавва

Там он и был приговорен к казни, после чего Спасителя повели к Понтию Пилату. «Иисус же стал пред правителем. И спросил Его правитель: Ты Царь Иудейский? Иисус сказал ему: ты говоришь. И когда обвиняли Его первосвященники и старейшины, Он ничего не отвечал. Тогда говорит Ему Пилат: не слышишь, сколько свидетельствуют против Тебя? И не отвечал ему ни на одно слово, так что правитель весьма дивился», — писал евангелист Матфей.

Говорят ему все: да будет распят. Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят», — свидетельствует Матфей.

В итоге Пилат дает указание отпустить Варавву, а Иисуса казнить. Отныне Варавва не появляется ни в библии, ни в других священных писаниях.

Это странное явление побудило исследователей разобраться, кто же такой Варавва, почему его имя так яростно скандировала толпа, отчего Пилат осмелился отпустить столь популярного в вечно бунтующей Иудее человека. Так много вопросов — и так мало данных. Однако у исследователей есть ряд зацепок.

Два Иисуса

Имя Варавва в оригинале звучит как «Барабба». Значение этого слова вызвало многочисленных споры.

«Это скорее даже не имя, а кличка. На семитских языках «Бар» означает «сын», — говорит священник.

А перевод второго части имени «абба» более сложен. Это может значит как Отца, так и имя.. В 1970 году при раскопах на востоке Иерусалима ученые обнаружили еврейское кладбище, датированное 1 веком до н.э.. И там на некоторых надгробиях было высечено имя Абба. То есть, по одной из версий, Варавва переводится как «сын Аббы» либо «сын отца».

Распятие Иисуса

И если внимательно вчитаться в историю последних моментов жизни Иисуса, то Варавву римский правитель предложил толпе не просто так.

«Христа обвинили в том, что он называет себя сыном Отца Небесного. Получается — противопоставление Его сыну конкретного понятного земного отца, Варавве, которого в конечном счете отпускают», — говорит священник.

Также интересным является то, что в эпоху раннего христианства в Писании настоящее имя «Сына Аббы» звучало как «Иисус».

Однако, не все ученые подтверждают эту теорию. К примеру, не учитывается то, что первые тексты Евангелия были написаны по-арамийски, что ставит теорию в неудобное положение.

Напомним, Существовал ли Иисус Христос и к чему здесь король Артур с рыцарями

Как ранее сообщал «Знай.ua», Кем Иуда Искариот был на самом деле

Также «Знай.ua» писал о том, что Загадочная история Марии Магдалины

Правда или вымысел?

Считается, что древнееврейский деятель Иосиф Флавий, живший в I веке н.э., оставил самые первые упоминания об Иисусе. В своих рукописях, он поведал довольно лестный рассказ о событиях, произошедших с Христом.

По мнению большинства ученых, рукопись Флавия была дописана в IV веке христианскими монахами и достоверной, быть не может. Однако, факт того, что Иисус в оригинальной рукописи все-таки был упомянут, не вызывает сомнений.

К тому же, вскользь о мессии писали и другие историки. Например, римский историк Тацит, Гай Светоний, Плиний Младший.

В подтверждение историчности также выступают некоторые неприглядные черты характера Иисуса. Например, неуважение к своим родителям, вспыльчивость. К слову, семья, кроме брата Иакова, последователями мессии не стали.

Польский исследователь Зенон Косидовский также отмечает, что распятие в Римской империи рассматривалось, как очень позорный вид казни. Если бы жизнь человека оказалась полностью вымышлена, то его гибель была бы более возвышенной и красивой.

Как выглядел Иисус Христос на самом деле? Исследователи воссоздали «фоторобот» Спасителя

Волосы и голова

Дискуссии о том, была ли у Иисуса длинная борода, продолжаются до сих пор. Возможно, как у любого странствующего человека, которому было просто не до цирюльника, борода у него все-таки была. Это природная, естественная черта любого античного философа и мудреца.

Стрижка у Сына Божьего была скорее короткой, как полагалось в те времена. На самом деле, длинные волосы и борода считались уделом Богов, которым Иисус Христос впоследствии стал.

Черты лица

Наверное, самым сложным заданием было воссоздать «фоторобот» Иисуса. Какими были черты его лица на самом деле? Точно известно, что мессия был евреем или иудеем. На момент его деяний ему исполнилось тридцать лет.

В документальном фильме «Сын Божий» показан образ, созданный в 2001-м году антропологом Ричардом Нивом. Это типичный житель Галилеи, образ которого исследователь «проработал» по найденному в том регионе черепу.

Это обычный человек, без исключений во внешности. Именно так и выглядел настоящий Иисус Христос, утверждает ученый.

Также Ричард Нив провел параллель с образом Моисея. Последний носил некрашеные одежды из шерсти, накидку-талит. Был человеком с обычной внешностью, коротко стрижен и небрит.

Одежда

Следующий нюанс в образе Христа Спасителя — это длинная туника, аж до пят. Здесь исследователи сделали однозначный вывод: мессия был одет не так. Ведь сам он говорил своим ученикам: «… остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и принимать приветствия в народных собраниях».

Ученые сделали вывод, что Христос не носил длинных одежд, а был одет в тунику длиной максимум до колен. Единственно возможно, что Спаситель надевал длинную накидку, к которой потом прикасались верующие.

Кроме того, у Иисуса одежда была совсем не белого цвета, как он везде изображен. В Евангелии от Марка говорится, что одеяние Спасителя было самым обычным, сделанным из неокрашенной шерсти.

Обувь

С обувью дела обстоят намного проще — в те времена все без исключения носили сандалии, в том числе и Христос. Это была простая обувь, с подошвой, сделанной из нескольких кусков кожи. Верхние полосы — это также кожа.

Комментарии

Обычно, особа, задающая такой вопрос, определяет его как «не относящийся к Библии». Мы не поддерживаем точки зрения, что Библия не может рассматриваться как источник доказательств существования Иисуса. Новый Завет содержит сотни упоминаний об нем. Некоторые исследователи датируют написание Евангелий вторым столетием н.э., то есть за сто с лишним лет после смерти Иисуса. Даже если бы это было так (хотя мы сильно сомневаемся в этом), в исследовании древности письменные документы, созданные менее чем 200 лет после описанных событий, считаются очень надежными доказательствами. Более того, подавляющее большинство ученых (как христиан, так и нехристиан) согласится, что послания апостола Павла (или, по крайне мере, часть из них) были на самом деле написаны Павлом в средине первого столетия н.э., менее чем через 40 лет после смерти Иисуса. Говоря о древних рукописных материалах, это чрезвычайно мощное доказательство существования в Израиле человека по имени Иисус в начале первого столетия н.э.

Также нам важно помнить, что в 70 году н.э. римляне захватили и уничтожили Иерусалим, а также большую часть Израиля, зверски убивая его жителей. Целые города были буквально сравнены с землей! Поэтому не следует удивляться, что много доказательств существования Иисуса было утеряно. Много очевидцев Иисуса было убито. Эти факты, возможно, ограничили число уцелевших свидетельств очевидцев Иисуса.

Принимая во внимание то, что служение Иисуса было, в основном, ограничено территорией сравнительно незначительного морского залива в отдаленном уголке Римской империи, из светских исторических источников может быть получено поражающее количество информации об Иисусе. Ниже приведены некоторые из важнейших исторических свидетельств о Христе:

Римлянин Тацит, живший в первом столетии и считающийся одним из наиболее точных историков древнего мира, упоминал о суеверных «христианах» (производное от имени Иисуса Христа), которые пострадали при Понтии Пилате во время правления императора Тиберия. Светоний, главный секретарь императорской охраны, писал, что в первом столетии существовал человек по имени Крестус (или Христос) (Анналы 15.44).

Иосиф Флавий является наиболее известным иудейским историком. В своих «Древностях» он упоминает об Иакове, «брате Иисуса, называемого Христом». В этом произведении есть спорный текст (18:3), звучащий следующим образом: «В то время был Иисус, мудрый человек, если будет правильно называть его человеком. Ибо он совершал удивительные поступки… Он был Христом… он опять объявился им живым на третий день, как божественные пророки и предсказали это и десятки тысяч других чудесных вещей о нем». Один из переводов этого текста звучит так: «В это время был мудрый человек по имени Иисус. Его поведение было достойным, и он был известен своей добродетелью. И многие люди из иудеев и других народов стали его последователями. Пилат приговорил его к распятию и смерти. Но ставшие его последователями не оставили его учения. Они сообщили, что он объявился им через три дня после распятия, будучи живым; соответственно, он, возможно, был Мессией, о котором пророки предсказывали удивительные вещи».

Юлий Африканский цитирует историка Талла, обсуждая тьму, последовавшую за распятием Христа (Сохранившиеся письмена, 18).

Плиний Младший в Письмах (10:96) упоминает о раннехристианской вере, включая тот факт, что христиане поклонялись Иисусу как Богу и были чрезвычайно моральны. Также он упоминает о Господней вечере.

Вавилонский талмуд (Синедрион 43а) подтверждает распятие Иисуса в канун Пасхи и его обвинения в колдовстве и поощрении отступничества людей от иудейской веры.

Луциан Самосатский, греческий писатель второго столетия, признавал, что христиане поклонялись Иисусу, который принес новое учение и был распят за это. Он упоминает, что учение Иисуса включало братские отношения между верующими, важность раскаяния и отказа от других богов. По его словам, христиане жили согласно законам Иисуса, считали себя бессмертными и характеризировались презрением к смерти, самопожертвованием и отречением от материальных благ.

Мара Бар-Серапион подтверждает, что Иисуса считали мудрым и добродетельным человеком, многими он почитался царем Израиля, был предан иудеями смерти и продолжал жить в учениях своих последователей.

Далее мы имеем все гностические писания (Евангелие Правды, Апокрифы Иоанна, Евангелие от Фомы, Трактат о воскресении и т.д.), в которых также упоминается Иисус.

Фактически, мы можем почти восстановить жизнеописание Иисуса Христа на основании ранних нехристианских источников: Иисус назывался Христом (Флавий), творил чудеса, принес в Израиль новое учение и был распят на Пасху (Вавилонский талмуд) в Иудее (Тацит), но говорил о Себе, что является Богом и вернется (Елиезер), во что верили Его последователи, поклоняясь Ему как Богу (Плиний Младший).

Таким образом, в светской и библейской истории существует огромное количество доказательств существования Иисуса Христа. Возможно, величайшим подтверждением того, что Иисус действительно существовал, является тот факт, что буквально тысячи христиан в первом веке н.э., включая 12 апостолов, были готовы умереть мученической смертью за Иисуса Христа. Люди готовы умереть за то, что они считают правдой, но никто не умрет за то, что, как заведомо известно, является ложью.

Критика

Ряд исследователей недоумевают, почему столь амбициозный человек, который вел за собой тысячи людей, не оставил за время жизни ни единого письма, рукописной работы, где бы раскрывалась суть его учения. Никто не удосужился сделать бюст, портрет или хотя бы зарисовку Иисуса. На этом основании, всё, что известно о мессии приравнивают к вымыслу.

Так, немецкий филолог и религиовед Бруно Бауэр, выразил мнение, что образ мессии – это собирательный образ, взятый с разных людей, религиозных и мифологических традиций.

Действительно ли Иисус Сын Божий?

В христианстве есть одно из основополагающих утверждений, что Иисус является не просто человеком. Он имеет божественное происхождение. Христиане свято верят, что Иисус Христос представляет собой Бога, но он же и Сын Божий. Это утверждение сбивает с толку, особенно атеистов. В данной статье мы постараемся углубиться в этот вопрос и разберёмся, что на самом деле означает фраза «Сын Божий».

По поводу этого высказывания возникает много вопросов. Их часто задают в церкви. Почти все атеисты не отрицают само существование Иисуса, так как достаточно исторических записей о том, что когда-то на земле жил человек, которого звали Иисус из Назарета. Но они уверены, что он был богом не больше и не меньше, чем любой индивидуум на Земле, утверждающий, что он и есть сам Бог.

Скептики считают, что Иисус из Назарета был простым проповедником и влиятельным религиозным лидером, но никак не Богом. Другие критикуют христианство в целом, однако исповедуют другую веру. В исламе считают Иисуса Пророком, посланником Божьим. Мусульмане уверены, что Иисус не сын Божий и, тем более, не Сам Бог.

В Евангелии от Луки есть фраза «Сын Божий». Её произносит ангел, когда возникает перед Девой Марией, Матерью Иисуса, и приносит ей известие о том, что у неё будет чудесное непорочное зачатие и рождение сына, которого будут называть «Сыном Божьим». В Новом Завете данное словосочетание повторяется несколько раз. В Евангелии от Матфея Пётр, ученик Иисуса, называет его Мессией, Сыном Бога живого. Так же и Иисус называет Самого Себя.

В Евангелии голос с Неба провозглашает относительно Иисуса, что «Это Мой Сын, которого я люблю…» Вся Библия пестрит идеей об Иисусе, как о Божьем Сыне. Она повторяется снова и снова.

В христианстве время, которое провёл на Земле Иисус, считается проявлением окончательных взаимоотношений Отца и Сына. В то же время, Иисус является полностью Самим Богом и не меньше Бога, потому что Он – Сын.

Это довольно сложная задача для современного человеческого ума. Но все составляющие триединого Бога равны и важны. Иисус единственный из Святой Троицы явился на землю живым человеком. Он сказал всем живущим на земле людям, что и они являются детьми Бога. В Библии говорится, что те, кто уверуют в Иисуса, как в Сына Божьего, сами являются сыновьями и дочерьми Бога-Отца.

Но историкам интересно узнать, как и когда последователи Иисуса стали говорить о нём, как о Боге и что они имели в виду? Почему еврейский проповедник из Иудеи Иисус стал Богом? При жизни Иисус никогда не провозглашал себя как Бога. Об этом не знали и его ученики. Но в последнем Евангелии от Иоанна Иисус заявляет, что он «был до Авраама», и «Я и Отец – одно», и «Если вы видели меня, то видели и Отца».

Всё это написано только в Евангелии от Иоанна. В более ранних Евангелиях от Павла ничего подобного не утверждается. Также не упоминали о том, что Иисус называл себя Богом Матфей, Марк и Лука. Этот важный момент указывает нам на противоречия в Священных Писаниях. Учёные не видят в этом ничего необычного, так как это является богословским пониманием Иисуса, не считаясь точным историческим фактом.

На заре христианства христиане стали назвать Иисуса Богом точно так же, как и римляне называли свих императоров богами. Они это делали не в вакууме, а вкладывали в данное утверждение определённый контекст. Конечно, это не было случайностью, потому что именно в Риме Иисуса назвали «Богом». И это было в какой-то мере соревнованием с существующим римским Богом, императором и Иисусом. Когда император Константин принял христианство, это перевернуло всё.

Император перестал быть богом! Император стал сам поклоняться Богу, Иисусу. Это довольно сильно изменило сознание людей. Оно навсегда поменяло понимание религии и политики. История не является прошлым, в котором есть много вещей, которые невозможно показать исторически. Например, нельзя показать, ел 22 марта 1924 года мой дед. У историков нет доступа к этому, так как это осталось в прошлом. Однако это не является частью истории. История – это то, что человек может показать происходившее в прошлом.

Поэтому историки не могут сказать наверняка, был ли Иисус Богом, Сыном Божьим, и был ли Он воскрешён. У историков нет возможности показать, что в прошлом происходило что-то чудесное. Поэтому, чтобы поверить в чудо, надо верить, что всё это сделал Бог. Человек должен поверить в существование Бога. Богословские верования не годятся для историков.

Конечно, чудеса могли случаться в прошлом, но они не являются частью истории. То же самое касается и Иисуса, Бога-Сына. Историки действуют, как историки, верующие они или неверующие. Они не могут с достоверностью заявить, был ли на самом деле Иисус Сыном Бога, был ли Он воскрешён из мёртвых. Но они могут смотреть на эти события с другой стороны, как на традиции, выдержанные тысячелетиями.

Если бы Иисуса не объявили Богом его ученики, то последователи христианства могли бы так и остаться маленькой еврейской сектой внутри иудаизма. Они не смогли бы привлечь в новую религию большое количество людей, не являющихся евреями, и язычники быстрым образом не приняли бы христианство в течение первых трёх веков. Христианство так бы и осталось значительным меньшинством в Римской империи, не превратилось бы в государственную религию Рима. И всё это зависело от утверждений ранних христиан, что Иисус был Богом, Сыном Божьим.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]