Доказательства существования Иисуса Христа: личность, история христианства, косвенные и исторические доказательства, теории и предположения

Христианство является мировой религией, стоящей на первом месте по числу своих последователей. Возникло оно в Палестине в I в. н. э. Это период, когда государство было завоевано Римской империей.

Создателем христианства является Господь Иисус Христос, человек, родиной которого считается город Назарет. Верующие убеждены в том, что эта личность – Сын Божий, о котором в Ветхом Завете говорится как о Спасителе мира.

Для большинства христиан вопрос о существовании Иисуса Христа имеет довольно важное значение. Ведь эта личность для них является основой Веры. И только после люди рассматривают Его учения, дела и религиозные доктрины. Вера в Иисуса Христа объединяет людей. Даже тех, которые принадлежат к различным христианским деноминациям, церквям и направлениям.

Наличие доказательств существования Иисуса Христа имеет большое значение для верующих. Им важно знать о том, что такой человек жил на земле, умер за грехи людские и воскрес, вознесшись на Небеса. Это придает уверенность в том, что Иисус Христос обязательно придет и будет судить как живых, так и мертвых.

Современные исследователи не могут ни опровергнуть, ни подтвердить Божественность Иисуса. Однако на сегодняшний день можно говорить о том, что в распоряжении науки есть достоверные данные о существовании этой личности. Большинство знаний о конкретных событиях, произошедших в жизни Иисуса, находятся в христианских источниках. Много сведений дают нам и Евангелия – книги, написанные первыми последователями этой веры. В них содержится история жизни Иисуса Христа, биографические сведения о нем, а также данные о смерти этого человека. Такие повествования включены в текст Нового Завета. Это вторая часть Библии, которая является для христиан Священным Писанием. На сегодняшний день к этим сочинениям проявляют доверие даже неверующие ученые.

Для подтверждения существования Иисуса Христа необходимо найти доказательства существования этой личности в следующих сферах:

  • археологии;
  • ранних нехристианских писаниях;
  • ранних христианских писаниях;
  • ранних рукописях Нового Завета;
  • историческом влиянии этого религиозного направления.

Рукописные находки

Есть ли доказательства существования Иисуса Христа? В пользу историчности этой личности и в подтверждение целого ряда сведений, которые содержатся в Евангелии, свидетельствуют некоторые источники, находящиеся в распоряжении современной науки.

Например, археологами были получены данные, подтвердившие факт появления Евангелия не во втором, а в первом веке. На это указали папирусные списки книг, входящих в Новый Завет. Они были обнаружены в Египте в начале 20-го столетия, в период проведения археологических раскопок.

Самые древние из обнаруженных рукописей относятся к первой половине 2-го и 3-го веков. Разумеется, для возникновения христианства на берегах Нила было необходимо определенное время. Именно поэтому создание непосредственно новозаветных рукописей необходимо относить ко 2-й половине I в. Этот период вполне соответствует их содержанию и церковной датировке.

Самым ранним из найденных отрывков Нового Завета, подлинность которого ни у кого не вызывает никаких сомнений, является небольшой папирусный фрагмент. На нем размещено всего несколько стихов из Евангелия от Иоанна. Специалисты полагают, что этот текст был создан в 125-130 гг. в Египте, но для того чтобы он дошел вместе с христианством до маленького провинциального городка, где и был обнаружен, потребовалось достаточно много времени.

Эти находки стали весомым основанием для верующих воспринимать новозаветные современные тексты из Евангелия в качестве труда апостолов – спутников и учеников Господа.

Но это еще не все полученные археологами доказательства существования Иисуса Христа. Огромное значение для всей истории религии приобрела находка, обнаруженная вблизи Кумрана, находящегося на берегу Мертвого моря, в 1947 г. Здесь ученые обнаружили древние свитки, которые содержали в себе библейские ветхозаветные и прочие тексты. В большом количестве были обнаружены и иные косвенные исторические доказательства существования Иисуса Христа. Ими явились рукописи книг, содержащих Ветхий Завет. Некоторые из них переписывались десятки раз. Древние тексты оказались близки к современному переводу 1-й части Библии. Во время раскопок в Кумране обнаружились и другие находки. Ими стали тексты, благодаря которым исследователями были получены дополнительные сведения о ведении еврейским обществом религиозной жизни в период с середины II века до н. э. и вплоть до 60-х годов I века н. э. Такие данные полностью подтвердили многие из фактов, отраженных в Новом Завете.

Ученые предполагают, что свои свитки кумраниты спрятали в пещеры. Этим они хотели уберечь рукописи от уничтожения их римлянами во время подавления иудейского восстания.

Ученые установили тот факт, что поселения, находящиеся на побережье Мертвого моря, подверглись разрушению в 68 году н. э. Именно поэтому библейские рукописи Кумрана опровергают версию о том, что Новый Завет был создан в более позднее время. При этом более убедительным стало выглядеть предположение о том, что Евангелие было написано до 70-го года н. э., а книги второй части Библии — до 85 года н. э. (кроме «Откровения», увидевшего свет в конце I века н. э.).

Новое в блогах

Глава5. Небиблейские источники

Мы видели, что евангелические повествования совершенно ненадежны как история и не могут служить доказательством, что Иисус Христос когда-либо существовал. Теперь давайте посмотрим, имеются ли какие-либо небиблейские свидетельства историков, живших во времена предполагаемых удивительных событий, а именно: рождения девственницей «Божьего сына», который был невероятно знаменит как великий учитель и чудотворец, чудесно врачующий и питающий множество народу, ходящий по воде и воскрешающий мертвых; преобразованный на горе в яркое солнце; чье распятие на кресте сопровождалось большим землетрясением, затменением солнца и восстанием из могил множества «святых», и кто сам был воскрешен из мертвых. Об этих предполагаемых событиях, Евсевий говорит:

«По причине Его способности творить чудеса, божественность нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа стала на всей земле предметом взволнованных разговоров, и привлекла огромное количество людей из других государств, весьма отдаленных от Иудеи…».109

Конечно, такие необыкновенные события, известные далеко и широко, были описаны одним или больше компетентными историками того времени?

Как уже было сказано, столетия, последовавшие с начала христианской эры, времена Тиберия и Августа, были, фактически, лучше всего задокументированы в истории, что признается даже христианскими апологетами.110

Например, римский историк при Августе, Ливий (59 до н.э.-17 н.э.), один составил 142 тома, более ста из которых были впоследствии уничтожены христианскими фальсификаторами, пытавшимися замести следы.

Однако несмотря на этот факт, нет в основном никаких небиблейских ссылок на исторического Иисуса ни у одного известного историка того времени в течение и после предполагаемого появления Иисуса

.

Уокер пишет: «Ни один литературный деятель того времени не упоминает его в своих трудах».

Выдающийся еврейский эллинистический историк и философ Филон (20 до н.э.-50 н.э.), живший в предполагаемое время Иисуса, был тих на предмет великого еврейского чудотворца и возбудителя черни, который умиротворил гнев Рима и Иудеи. И при этом, Иисус и его последователи не упомянуты ни одним из примерно 40 других историков, которые писали в течение
IиIIстолетий н.э., включая Плутарха, римского биографа, который жил в то же самое время (46-120 н.э.) и в том же самом месте,( где, согласно утверждениям, было множество христиан), который не оставил упоминаний ни о них, ни об их основателе, ни об их религии.
В «Циклопедии Теологической Литературы» МакКлинтока и Стронга говорится:

«После этих авторов осталось достаточное количество произведений, из которых можно составить целую библиотеку. И все же, в этой массе иудейской и языческой литературы, кроме двух поддельнных пассажей в работах еврейского автора и двух спорных пассажей в работах римских писателей, отсутствуют упоминания об Иисусе Христе».111

Еврейский историк Иосиф Флавий (37 – 95 н.э.)

Иосиф Флавий — самый известный еврейский историк, особенно потому что он писал в течение I века. Его отец, Маттиас, был уважаемым и ученым членом семьи священников и жил в Иерусалиме в одно время с Пилатом.

Конечно, он рассказал бы своему сыну-историку о причудливых и необычайных событиях, изображенных в евангелиях, случись они даже годами раньше. Иосиф был назначен в Галилею в период иудейских войн и был в Риме в то же самое время, когда, по предположениям, гневу властей подвергся сам Павел и его сообщество христиан. Однако во всех работах Иосифа, которые составляют многотомное собрание, в которых описаны в подробностях великие события за много веков истории, НЕТ никакого упоминания о Павле или христианах, и имеются лишь два кратких параграфа, которые (предположительно) относятся к Иисусу. Хотя многое было сделано из этих ссылок, они были отвергнуты учеными, равно как и апологетами христианства как подделки, точно так же, как и ссылки на Иоанна Крестителя и Иакова, «брата Иисуса».

Не меньший авторитет в этой области — Епископ Варбертон из Глочестера (1698-1779) обозвал вставку в Иосифа относительно Иисуса «заурядной и очень глупой подделкой».112

Об Иосифе и этой глупой подделке Уилесс говорит:

«Факт в том, что за исключением этого несоответствующего подделанного пассажа в разделе 3, Иосиф не делает ни малейшего упоминания о своем соотечественнике, чудотворце Иисусе Христе, хотя имеются рассказы о других людях по имени Иегошуа или Иисус, отмеченные им, и при этом он не упоминает ни одного из его потрясающих чудес…. Первое упоминание этого пассажа и его текст находятся в «Истории церкви» Евсевия, «весьма нечестного автора» IV столетия н.э…[Энциклопедия Католика]… Вышеупомянутый процитированный пассаж был неизвестен Оригену и более ранним писателям-патриотам».113

Адвокат Уилесс и Министр Тейлор соглашаются со многими другими, включая таких апологетов христианства, как Д-р Ларднер, что именно Евсевий подделал пассаж в Иосифе Флавии. В любом случае, эти пассажы в Иосифе фальсифицированы, оставляя другие его значительные труды без истории Иисуса Христа.

Уэйт задает вопрос:

«… Почему Иосиф не сделал упоминания об Иисусе, названном Христом?… Верно, что Иосиф не был современником Иисуса, если тот был распят в обычно предполагаемый период. Но во время управления Иосифом Галилеи, страна должна была быть полна традиций распятого галилеянина. Не одно поколение сменилось, и возможно ли, чтобы Слава Иисуса, теперь широко распространенная в других землях, была не столь значительна в Галилее? Павел был современником Иосифа, и в своих путешествиях (если можно вообще опираться на Деяния Апостолов) он должен был не раз пересечь путь еврейского священника и чудотворца».114

Но Иосиф хранит молчание о Христе и христианстве.

Плиний Младший (62 -113 н.э.)

Одной из ничтожно малого количества ссылок, взятых христианами как доказательство существования Иисуса — является письмо к Трайяну, возможно написанное римским историком Плинием Младшим. Однако, в этом письме есть всего лишь одно слово, которое применимо – «христиане», и именно это доказывает, что оно поддельно, как и документ в целом. Это предположение было сделано на основе сообщения Плиния об эссенах, и если письмо является подлинным, то первоначальное слово было «эссены», позже измененное на «христиан» при одном из многих «пересмотров» работ древних авторов христианскими фальсификаторами.

Тацит (55-120 н.э.)

Как и Плиний, историк Тацит не был современником Иисуса. Он родился через 20 лет после предполагаемой смерти «Спасителя», таким образом, если и был какой-либо пассаж в его работе, обращенный к Христу или его ближайшим последователям, они были бы вторичны и появились много времени спустя после предполагаемых событий. Этот факт, однако, не играет роли, потому что подразумеваемый пассаж у Тацита относительно преследуемых христиан при Нероне — также вставка и подделка, как уже было отмечено. Ни рьяный защитник веры Евсевий, ни кто-либо другой никогда не упоминают пассаж Тацита аж до XV столетия н.э..

Тэйлор пишет:

«Этот пассаж, который удовлетворил бы целям христианской цитаты лучше любой другой из всех писем Тацита или любого языческого автора вообще, не указан никем из Отцов церкви…. Он не указан Тертуллианом, хотя он читал и цитировал многие работы Тацита…. Нет никакого намека или следа существования Иисуса в мире до XV столетия».115

Светоний (69-140)

Христианские защитники держат за доказательство историчности своего посланника Божьего крохотный и, скорее всего, вставленный пассаж у римского историка Светония, обращенный к кому-то по имени Кhrestus или Кhrestos в Риме. Совершенно очевидно, что евангельский Христос не мог быть в Риме, таким образом, этот пассаж не применим к нему.

Кроме того, даже если, по мнению некоторых, был римлянин с таким именем, титул Кhrestus или Кhrestos со значением «хороший» и «полезный» чаще всего использовался, среди прочих, к отпущенным рабам и к различным богам.

Относительно этих «исторических ссылок» Тэйлор говорит:

«Но даже если они и подлинны и были получены из более ранних источников, они не приведут нас к периоду, более раннему, чем тот, в который оформилась легенда евангелия и свидетельствуют только о легенде об Иисусе, а не его историчности».

В любом случае, недостаточные и короткие ссылки на человека, который перевернул мир, могут едва ли служить доказательством его существования, и абсурдно, что историчность христианской религии основана на них.

В период предполагаемой жизни Христа было действительно множество относительно надежных историков, которые вообще не украшали свои труды большим количеством мифов, не давали им культурный уклон и не впадали в религиозный экстаз. Где их доказательства удивительных событий, зарегистрированых в евангелиях? Мэд пишет по этому поводу:

«Этот факт постоянно вызывал удивление со стороны историков — исследователей истоков христианства, что нет ни одного слова, вышедшего из-под пера хотя бы одного языческого автора, жившего в первое столетие нашей эры, которое могло бы так или иначе быть отнесено к изумительной истории, рассказаной автором Евангелия. Самое существование Иисуса оказывается неизвестным».116

Тишина этих историков, фактически, есть мощнейшее доказательство против историзаторов.

Ссылки на Талмуд и другие иудейские источники

Кто-то может подумать, что будет хоть какая-то ссылка на «исторического» Иисуса в иудейских текстах евреев, известных своим ведением записей. Однако и у них этого не обнаруживается, несмотря на все безумные ссылки на «Иисуса бен Пандира», который, по предположению, жил в течение I столетия до н.э., или на других Иисусов, упомянутых в иудейской литературе.

К сожалению, эти характеры не соответствуют либо истории, либо периоду времени жизни евангелического Иисуса, независимо от того, какие выдумываются факты и даты.

История Иисуса бен Пандира, например, рассказывает, что за столетие до нашей эра, фокусник по имени Иисус вышел из Египта и был казнен побиванием камнями или повешеньем. Однако ритуальное или судебное исполнение этой казни было обычным, как и имя Иисус и поток фокусников, вышедших из Египта. Ко всему прочему, нет в этой истории никакого упоминания о римлянах среди других оплошностей. Даже если бен Пандира был реальным лицом, история НЗ — опредленно к нему не имеет никакого отношения.

Мэсси так объясняет трудность с теорией бен Пандира:

«Вообще допускалось, что Иегошуа сын Пандиры …, признанный Талмудом, доказывает существование личности Иисуса Христа как исторической фигуры в евангелиях. Но более детальная экспертиза данных доказывает, что вся эта теория — полностью ненадежна… Иегошуа бен Пандира родился значительно ранее 102 до н.э…. Иудейские авторы в целом отрицают идентичность талмудического Иегошуа и евангелического Иисуса…. Евреи ничего не знают о евангелическом Иисусе Христе…».117

Относительно истории Пандира/Пантера Ларсон заявляет:

«На протяжении средних веков, легенда о Пандире и Иисусе рассматривалась большинством ученых как иудейская выдумка, которая продолжает сохраняться».118

Эта иудейская выдумка была, скорее всего, ответом христианским властям на преследование неверующих. Таким образом, эта вы думка в Талмуде появилась уже после того, как уже была сочинена легенда о Христе.

Уэллс пишет:

«Полнейший обзор Клоснера (Klausner) соответствующего материала в Талмуде, привел его к заключению, что самые ранние ссылки на Иисуса в раввинистической литературе относятся к периоду, не ранее начала второго столетия… Если бы был исторический Иисус, у которого жизненный путь был бы сколько-нибудь похожим на то, что ему приписывают в евангелиях, отсутствие более ранних ссылок было бы очень трудно объяснить. Когда раввины начинают упоминать его, они настолько неопределенны в своей хронологии, что расходятся на целых 200 лет в датах, которые они ему назначают…. Ясно из этого, что они никогда не думали о тестировании на предмет его существования, а считали само собой разумеющимся, что это имя обозначало реальноего человека… Но давайте посмотрим, что такие современные еврейские ученые, как Сандмель (Sandmel) и Голдстейн (Goldstein), говорят об историчности Иисуса. Сандмель констатирует, что «все знание о нем мы имеем только из НЗ, так как о нем ничего не известно из сохранившейся еврейской и языческой литературы его времени», а пассажи о нем в древней раввинистическаой литературе отражают материал НЗ и не дают информации вне христианской традиции. То, что Талмуд бесполезен как источник достоверной информации об Иисусе, поддерживается большинством христианских ученых».119

Другие талмудические ссылки на Иисуса, скрытого под названием «Валаам», являются уничижительным осуждением, написанным спустя столетия после подразумеваемых событий, таким образом, служа комментарием относительно традиции, а не доказательством какой-либо истории.

Уэллс далее говорит:

«Теперь, когда так много в НЗ попало под подозрение, есть естественное стремление к преувеличению важности нехристианского материала, который, на первый взгляд, подтверждает НЗ даже при том, что христианские ученые прошлого и настоящего признали, что по вопросу историчности Иисуса, нет никакой ценности в языческих или иудейских свидетельствах …».120

Повторяем: «Подделанные книги НЗ и глупые письма Отцов Церкви, являются единственными «доказательствами», которое мы имеем для предполагаемых фактов и доктрин нашей «святейшей веры», что, как добавляет Уилесс, признается самой Энциклопедией Католика».121

Как говорится, «чрезвычайные утверждения требуют чрезвычайных доказательств», хотя, никакого доказательства историчности Иисуса не существовало в прошлом и не предвидится в будущем. (Продолжение следует)

Подтверждение точности описания событий

Есть и другие научные доказательства существования Иисуса Христа. Археологам удалось опровергнуть утверждения мифологической школы о том, что Евангелие написано людьми, не знавшими географии Палестины, ее обычаев и культурных особенностей. Например, немецким ученым Э. Зеллиным было подтверждено близкое расположение Сихаря и колодца Иакова. Именно на это и было указано в Евангелии.

Помимо этого, в 1968 г. севернее Иерусалима было обнаружено захоронение Иоанна, который также был распят как Христос и умер приблизительно в то же время. Все выявленные археологами данные детально соответствуют тем описаниям, которые содержатся в Евангелии и повествуют о похоронных обрядах иудеев и их гробницах.

В 1990-х годах в Иерусалиме был обнаружен оссуарий. На этом сосуде для останков умерших есть надпись, датированная I веком н. э. На арамейском языке она указывает на то, что в оссуарии находится Иосиф, который был сыном Канафы. Вполне возможно, что похороненный человек являлся отпрыском иерусалимского первосвященника. По Евангелию, Канафа осудил Иисуса, а после преследовал первых сторонников христианства.

Те надписи, которые были найдены археологами, полностью подтвердили тот факт, что имена людей, упоминаемых в Новом Завете, были обычными в ту эпоху. Также исследователи опровергли мнение о том, что Понтий Пилат не является реальным лицом. Они обнаружили его имя на камне, который нашли в 1961 г. в Кесарии, в пределах римского театра. В этой записи Пилата называют «префектом Иудеи». Стоит отметить, что после 54 г. сторонники Понтия называли его прокуратором. Но именно как префект Пилат упоминается в Евангелии и в Деяниях Апостолов. Это стало убедительным доказательством того, что люди, написавшие Новый Завет, хорошо знали и были осведомлены о деталях запечатленной ими на бумаге истории.

ХРИСТИАНСТВО И ХРИСТОС

Христианство — мировая религия, которая сегодня находится на первом месте по числу последователей. Оно возникло в I в. н. э. в Палестине, завоеванной к этому времени Римской империей. В основе религии лежит личность ее создателя — Иисуса из Назарета. Христиане верят, что Он является Сыном Божиим, обещанным в Ветхом Завете (первой части Библии) Мессией (Христом), Спасителем мира.

Для большой части христиан основой веры является именно Иисус, а уже потом Его учение, религиозные доктрины и дела. Личность Христа, вера в Него объединяют людей, принадлежащих к различным христианским направлениям, церквям, деноминациям и сектам.

Для христиан вопрос об историчности основателя их религии имеет большое значение. Верующим важно не просто знать, что Иисус жил на земле, но им необходимо верить, что Он — Сын Божий, умерший за грехи всего человечества, воскресший, восшедший на небеса и Который обязательно придет в славе судить живых и мертвых. Доктрины о Троице, творении, спасении, Небесном Царстве, воскресении мертвых и другие без веры в Христа теряют свое значение и смысл. То есть без Христа не может быть и христианства.

Современная наука не может ни подтвердить, ни опровергнуть Божественность Иисуса, но сегодня можно с большой долей уверенности сказать, что она располагает достоверными данными о Его существовании. Однако практически все знания о конкретных событиях жизни Иисуса проистекают из христианских источников. Биографические сведения об Иисусе Христе, о Его жизни, смерти и Воскресении содержатся в Евангелиях — книгах, написанных первыми христианами. Эти повествования входят в состав Нового Завета — второй части Библии, являющейся Священным Писанием христиан. Слово «евангелие» (греч. «благая весть») первоначально означало не книгу, а проповедь об Иисусе — Спасителе и Мессии (греч. Христе). В настоящее время даже неверующие ученые проявляют к раннехристианским сочинениям намного больше доверия, чем ранее.

Был ли город, в котором родился Спаситель?

Вплоть до 2009 г. у ученых не было никаких веских доказательств тому, что Назарет, который являлся родиной Господа Иисуса Христа, существовал в те времена, которые описываются в Библии. Для многих скептиков отсутствие доказательств существования этого поселения являлось самым главным доказательством того, что христиане веруют в вымышленную личность.

Однако ученые 21.12.2009 г. объявили о том, что ими были обнаружены глиняные черепки из Назарета. Этим они подтвердили существование во времена, описываемые в Библии, этого крошечного поселения.

Разумеется, подобные находки археологов невозможно считать прямыми доказательствами существования Иисуса Христа. Тем не менее они подкрепили повествования Евангелия о жизни Господа.

Доказано ли существование Иисуса Христа всеми имеющимися археологическими фактами? Все находки ученых не противоречат этому факту. Они подтверждают то, что история жизни Иисуса Христа основана на реальных событиях.

Прямые доказательства

Несмотря на то что археологами было обнаружено множество косвенных доказательств земного бытия Иисуса Христа, у некоторых скептиков этот факт продолжал вызывать сомнение. Однако сравнительно недавно ученые сделали сенсационную находку. Она способна стать весомым дополнением ко всем имеющимся историческим фактам о существовании Иисуса Христа.

Этой находкой стал древний оссуарий, сосуд размером 50 х 30 х 20 см, изготовленный из светлого песчаника. Он был обнаружен одним из иерусалимских коллекционеров на полках лавочки, в которой торговали антиквариатом. На урне была сделана надпись, которая в переводе с арамейского означала «Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса».

В те времена на погребальные сосуды наносились имена покойного и иногда его отца. Упоминание же об иной родственной связи говорит об особой значимости этой надписи. Именно поэтому данный факт ученые посчитали весомым аргументом в пользу того, что в сосуде находятся останки брата Иисуса Христа. Имена этих людей и их родственные связи полностью подтверждены текстами, входящими в Новый Завет.

Если утверждение ученых верно, то эту археологическую находку можно считать прямым и самым весомым из всех доказательств существования Иисуса Христа.

А ЖИЛ ЛИ НА ЗЕМЛЕ ИИСУС ХРИСТОС?

Первоначально вопрос об основателе христианства рассматривался лишь с теологической (богословской) точки зрения. Но в эпоху Просвещения в XVIII в., когда вера в Бога стала подменяться верой в человеческий разум, возникли иные взгляды на личность Иисуса. Ученые деистической, либеральной и атеистической направленностей положили начало двум основным школам — мифологической и исторической. Эти школы существуют по сей день. Первоначально они враждебно относились к традиционной христианской точке зрения, но в наши дни былое противостояние, особенно исторической школы, заметно ослабло.

Согласно мифологической школе, Иисус никогда не существовал, а все сведения о Нем, содержащиеся в Новом Завете, являются позднейшим вымыслом и даже результатом сознательного обмана. С точки зрения сторонников этой школы образ Иисуса — результат стихийного и сознательного мифотворчества. Исследователи объясняли происхождение новозаветных сказаний о Христе в зависимости от того, как они понимали сущность мифологии, какой концепции мифа они придерживались. В целом процесс формирования образа Иисуса Христа, согласно этой точке зрения, эволюционировал от представлений о Нем как Боге к наделению Его чертами реально-исторической личности, т. е. развивался от Бога к человеку. В качестве доказательства своей правоты сторонники мифологической школы приводили ряд фактов и предположений, которые в свете открытий исторической науки ХХ в. либо опровергнуты, либо выглядят малоубедительными.

В настоящее время подавляющее число ученых придерживаются точки зрения исторической школы, согласно которой Иисус Христос — это реальный исторический персонаж, оставивший неизгладимое впечатление в памяти своих почитателей и основавший новую религию.

Реликвии

Есть ли вещественные доказательства существования Иисуса Христа? Верующие считают таковыми реликвии, которые относятся к библейским событиям и связаны с последними минутами жизни Господа. Эти предметы разбросаны по всему миру. Подлинность некоторых из таких вещей оспаривается, ведь среди них есть экземпляры, представленные несколькими вариациями.

Считается, что имеющимися на сегодняшний день реликвиями первой заинтересовалась Елена, мать императора Византии Константина. Она организовала поездку в Иерусалим, где и обнаружила крест и прочие реликвии. На протяжении длительного периода многие из предметов, описанных в Евангелии, находились или в Константинополе, или в Иерусалиме. Однако несколько позже часть из них была утеряна в связи с началом крестовых походов и исламского завоевания. Оставшиеся в целости реликвии вывезли в Европу. Среди них следующие:

  1. Крест, на котором и был распят Христос. Будучи деревянным, он многократно расщеплялся. Маленькие кусочки этого креста хранятся в церквях и монастырях по всему миру. Самые крупные фрагменты находятся в Вене и Париже, в Иерусалиме и в Риме, в Брюгге и Цетинье, а также в австрийском городе Хайлигенкройце.
  2. Гвозди, которыми Иисуса прибивали к кресту. Их три штуки, и все они хранятся в Италии.
  3. Терновый вернет, который был надет на голову Христу римскими легионерами. Этот предмет находится в Соборе Парижской Богоматери и сохранился довольно хорошо. Время от времени вернет выносят на публику. Шипы же с него находятся во многих церквях мира.
  4. Копье Лонгина. Этим предметом легионер проверял смерть Христа. Копье представлено в нескольких вариациях, которые находятся в Риме и в Армении, а также в Венском музее. В этой реликвии находится гвоздь, который считается еще одним извлеченным из тела Иисуса.
  5. Кровь Христа. В бельгийском городе Брюгге находится хрустальный сосуд с куском ткани. Считается, что она пропитана кровью Христа. Хранится этот сосуд в Храме Святой Крови. Существует предание. Согласно ему, кровь Христа собрал римский центурион, который и пронзил копьем тело Иисуса.
  6. Саван Христа. Одной из вариаций данной реликвии является Туринская плащаница. Саван – это полотно, в которое было обернуто тело Христа. Далеко не все признают подлинность этой вещи, но и существенных доказательств против не имеется.

Тайны Древнего мира

Цивилизации Ближнего Востока

Найдено доказательство реальности существования Иисуса Христа

Хотя личность великого основателя христианской религии Иисуса из Назарета известна человечеству две тысячи лет, до последнего времени Не существовало убедительных доказательств Его земного бытия, кроме письменных свидетельств. И вот в конце октября минувшего года журнал «Библейский археологический вестник» сообщил о сенсационной находке, не оставляющей сомнений в реальном существовании этой крупнейшей в истории фигуры! Для атеистов сей факт означает подтверждение историчности Христа, а верующим он дарует огромную радость от обретения еще одной величайшей христианской святыни.

Как сообщил редактор «Библейского археологического вестника» Гершель Шанкс, лет пятнадцать назад некий иерусалимский коллекционер, не пожелавший назвать своего имени, набрел на лавочку торговца антиквариатом в южной части священного города у Оливковой горы.

Разбирая археологические находки на полках маприна, коллекционер обратил внимание на одну погребальную урну из желтоватого известняка размером с полметра; казалось бы, ничем не отличающуюся дт многих других, раскопанных археологами на территории Иерусалима. Такие урны, насколько знал коллекционер, делались в I в. н.э. и предназначались для хранения костей покойного. На них наносились надписи — имя усопшего, а иногда и имя его отца. На данной урне тоже были какие-то надписи, но любитель старины особо не присматривался к ним, а, польстившись приемлемой ценой — всего 700 долларов, приобрел эту странную реликвию. Если бы он знал, что заполучил вещь, не имеющую цены!

Через некоторое время анонимный коллекционер совершенно случайно познакомился на одной из светских вечеринок в Иерусалиме с известным специалистом по библейской археологии, лингвистом, профессором Сорбонны Андрэ Лемэром и предложил ему ознакомиться с его покупкой и надписью на ней. Вскоре ученый посетил коллекционера и осмотрел урну. Когда он увидел надпись на арамейском языке (арамейцы — древнейшие ближневосточные племена) и разобрал ее, то… потерял дар речи. На урне значилось: «Иаков» сын Иосифа, брат Иисуса»!

Как говорилось выше, обычно на погребальных урнах наносилось имя покойного ив крайнем случае имя его отца. Упоминание в данном случае родственной (братской) связи покойного с Иисусом придает, по мнению ученых, особую важность надписи и служит весомым аргументом в пользу идентичности упомянутого брата Иакова, с одной стороны, и Иисуса Христа — с другой! Кстати, их имена и их родственные связи подтверждаются текстами Нового Завета, в которых Иисус назван сыном Иосифа, а Иаков — одним из братьев Иисуса. Согласно Священному Писанию, Иаков официально признал Иисуса своим братом во время переписи населения. С тех пор апостола Иакова, первого епископа Иерусалимского, именуют как «брат Господень во плоти».

Правда, относительно того, были ли родственники Христа последователями Его учения при земной жизни Спасителя, высказываются разные мнения. В Евангелии от Иоанна прямо говорится: «Его братья не верили ему». Святой Марк подтверждает: «Родственники (кроме матери, конечно. — Прим.ред.) думали, что он выжил из ума». По словам преподобного Джерома Мэрфи О’Коннора из Института Библии и археологии в Иерусалиме, согласно этим свидетельствам, «Иисус позорил свою семью». Но библеист Пэйнтер в своей недавно вышедшей книге «Справедливый Иаков» утверждает, что если бы Иаков не был значительной фигурой среди последователей Иисуса (а он уверовал в Христа после того, как увидел своего брата воскресшим!), «он не мог бы так быстро возглавить христианскую церковь в Иерусалиме». Более того, апостол Иаков принял мученическую смерть от противников христианства в 62 г.: по наущению еврейского первосвященника Анануса он был побит камнями и сброшен с крыши храма. Провести датировку урны радиоуглеродным методом не удалось из-за отсутствия в ней костей усопшего. Правда, армянские христиане говорят, что кости апостола хранятся у них в Кафедральном соборе Старого Иерусалима.

Определенная группа исследователей, проявляя известную осторожность, не .спешит с утверждением, что найдено убедительное материальное свидетельство реального существования Христа. Прежде чем высказывать какие-либо соображения по этому поводу, считают они, необходимо тщательно исследовать место находки.

Более строгое требование выдвигает профессор колледжа Барда в Нью-Йорке Брюс Чилтон. По его мнению, для установления истины следует обязательно выяснить, где именно пребывала найденная погребальная урна на протяжении более двух тысяч лет. Ясно, что подобное выяснение пока выглядит весьма проблематичным.

Другим поводом для научных споров служит сама надпись на урне. Историки отмечают то обстоятельство, что в Галилее и Иудее I в. был в ходу сравнительно небольшой круг имен и наибольшее распространение имели имена— Иосиф, Иаков и Иисус. Имя Иаков, например, только в Новом Завете встречается 42 раза. Тем не менее, уже известный нам библеист профессор Сорбонны Андрэ Лемэр считает, что вероятность случайного, без особого смысла, появления в такой ситуации сразу трех имен в одной надписи составляет не более одного процента! Это свидетельствует об особой важности надписи. Чрезвычайно редким профессор полагает также двойное, так сказать, определение личности Иакова в надписи — как сына Иосифа и как брата Христа. Однако оппонент Лемэра австралийский эксперт профессор Джон Пэйнтер уверен, что надпись первого века новой эры, упоминающая Иисуса как родственника (брата), обязательно имела бы добавление (как это сделано в Новом Завете) — «Господа нашего Иисуса».

Евангелие от Марка сообщает, что Иаков был одним из четырех братьев Иисуса (у него были еще две сестры). Вместе с ними Иаков остался в Назарете, тогда как Иисус отправился проповедовать и творить чудеса в сельскую местность. Но относительно его братьев и сестер высказываются различные мнения.

Ранняя традиция, восходящая ко II в. утверждает, что братья и сестры Христа не были рождены Марией, а являлись детьми Иосифа от предыдущего брака. Такая точка зрения преобладает и в восточной Ортодоксальной теологии. Традиция IV в., развивавшаяся выдающимся библеистом своего времени Святым Джеромом, трактует братьев и сестер Иисуса как его двоюродных родственников, рожденных братом Иосифа Клопасом и его женой Марией. Как видно, обе названные традиции сохраняют веру в пожизненную девственность Девы Марии, почитаемую сегодня большинством римских католиков. После того как реформаторы церкви подвергли сомнению девственность Марии, протестанты стали утверждать, что вслед за появлением на свет Иисуса она родила от Иосифа других детей. Таким образом, как считают современные теологи, все три высказанные версии относительно братьев и сестер Иисуса Христа имеют равное право На существование, и согласие по этой проблеме вряд ли будет достигнуто без новых археологических находок.

Итак, как бы там ни было, апостол Иаков оказался единственным родственником Иисуса, оставившим свой след в,ранней истории христианской церкви. Вместе с апостолом Петром он, вопреки апостолу Павлу, утверждал, что христиане должны поддерживать Тору (пятикнижие — первые пять книг Библии). По-видимому, именно он был автором «Послания Иакова», которое, как говорит библеист Патрик Хартин из университета Гонзага в городе Спокейн, штат Вашингтон (США), провозглашает Самым убедительным свидетельством веры в Иисуса Хриещ «бесконечное трудолюбие». После мученической смерти Иакова его место в качестве лидера иерусалимской церковной общины занял двоюродный брат Симеон..

Таким образом, найденная погребальная урна с уникальной исторической надписью содержит не только самое раннее упоминание об Иисусе, но и возвращает памяти верующих трагическую фигуру его брата апостола Иакова.

Нехристианские писания

Факты о существовании Иисуса Христа можно обнаружить во «внешних» источниках. Упоминания о Господе звучат в двух отрывках «Иудейских древностей». Они замечательно отражают личность Спасителя, повествуя о нем как о мудром человеке, ведущем похвальный образ жизни и славившимся своей добродетелью. Причем, по утверждению автора, многие иудеи и представители других народов пошли за ним, став его учениками. Еще одно упоминание об Иисусе в «Древностях» приведено в связи с осуждением казни Иакова.

Упоминание о христианах и о Христе можно найти и в сочинениях римлян, датируемых II веком. Рассказ об Иисусе есть и в Талмуде. Это своеобразный комментарий к первой части Библии, которая для иудеев является авторитетным источником мудрости. В Талмуде говорится о том, что Иисус из Назарета был повешен в канун Пасхи.

Доказательства существования Иисуса Христа

В этой статье я хочу представить лишь небиблейские источники, где вы можете найти доказательства существования и служения Иисуса Христа.

Корнелий Тацит (56-118 год н.э.), римский историк упоминал об Иисусе Христе и христианах

Но ни средствами человеческими, ни щедротами принцепса, ни обращением за содействием к божествам невозможно было пресечь бесчестящую его молву, что пожар был устроен по его приказанию. И вот Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виноватых и предал изощреннейшим казням тех, кто своими мерзостями навлек на себя всеобщую ненависть и кого толпа называла христианами. Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат; подавленное на время это зловредное суеверие стало вновь прорываться наружу, и не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и в Риме, куда отовсюду стекается все наиболее гнусное и постыдное и где оно находит приверженцев. (Анналы 15:44)

Обратите внимание, что Тацит немного ошибся. Пилат был префектом, а не прокуратором. Об этом свидетельствует табличка, найденная в Кесарии Палестинской. Имейте в виду, что Анналы упускают 29-32 годы, которые, скорее всего, тоже упоминают Иисуса Христа. По всей видимости этот отрывок ссылается на раннее упоминание об Иисусе.

Иосиф Флавий (38-100 год н.э.) говорил о существовании Иисуса Христа

Иосиф Флавий — фарисей, еврейский историк. Он был отступником, перешел с еврейской повстанческой стороны на сторону Рима, чтобы служить при Нероне и Веспасиане. Иосиф Флавий относительно надежный историк.

Около этого времени жил Иисус, человек мудрый, если Его вообще можно назвать человеком. Он совершил изумительные деяния и стал наставником тех людей, которые охотно воспринимали истину. Он привлек к себе многих иудеев и эллинов. То был Христос. По настоянию наших влиятельных лиц Пилат приговорил Его к кресту. Но те, кто раньше любили Его, не прекращали этого и теперь. На третий день он вновь явился им живой, как возвестили о Нем и о многих других Его чудесах боговдохновенные пророки. Поныне еще существуют так называемые христиане, именующие себя таким образом по Его имени. (Иудейские древности, 18:3:3)

Но есть небольшая проблема с этим отрывком из Иудейских древностей, т.к. существуют доказательства, что некоторые части в этом отрывке содержат интерполяцию (позже добавленные материалы, не содержащиеся в оригинале) из христианских источников. Вот как, скорее всего, выглядел текст изначально у Иосифа Флавия:

«Около этого времени жил Иисус, человек мудрый. Он совершил изумительные деяния и стал наставником тех людей, которые охотно воспринимали истину. Он привлек к себе многих иудеев и эллинов. По настоянию наших влиятельных лиц Пилат приговорил его к кресту. Но те, кто раньше любил его, не прекращали этого и теперь. Поныне еще существуют так называемые христиане, именующие себя, таким образом, по его имени».

Иосиф Флавий упоминает Иисуса Христа еще в одном месте, когда говорит о казни Иакова:

Поэтому он собрал синедрион и представил ему Иакова, брата Иисуса, именуемого Христом, равно как нескольких других лиц, обвинил их в нарушении законов и приговорил к побитию камнями. (Иудейские древности, 20:9:1)

Вавилонский талмуд (1-2 век н.э.) упоминает Иисуса Христа

«Накануне Пасхи Иешуа был повешен. За сорок дней до казни глашатай объявил, что “он будет побит камнями за колдовство и за то, что склонял Израиль к отступничеству. Любой, кто может сказать слово в его защиту, пусть выйдет и замолвит словечко за него”. Но поскольку в его защиту никто не выступил, его повесили накануне Пасхи!» (Вавилонский Талмуд, Санхедрин 43а).

В этом Талмуде также написано, что Иисус обвиняется в колдовстве, что является очевидной параллелью с отрывком из Евангелия от Матфея 12:22-24:

«Иисус Назарянин занимался магией и вводил Израиль в заблуждение». (Вавилонский Талмуд, Санхедрин 107б)

В tHul 2:22-23 сообщается, что исцеления также были совершены именем Иисуса Христа. (tHul — ссылка на одно из иудейских писаний первых веков нашей эры. Это Писание технически не является частью Талмуда, но скорее частью основной талмудической литературы иудеев, относящейся к двум первым векам после жизни Христа.)

Так что у нас есть доказательства распятия Иисуса и косвенное подтверждение того, что Иисус публично творил чудеса, правда его обвиняли в том, что Он творил эти чудеса силой бесовской.

Светоний (примерно 120 год н.э.), очень надежный римский историк упоминает Христа

Иудеев, постоянно волнуемых Хрестом, он изгнал из Рима. (Жизнь двенадцати цезарей. Клавдий, 5 книга, 25 стих)

Светоний употребляет форму не Христос, а Хрестос (лат. Chrestus), что представляет собой латинскую транскрипцию слова Χριστός в классическом аттическом произношении.

Лукиан, древнегреческий писатель и критик христианства говорит об Иисусе Христе

Христиане почитали его как бога, прибегали к помощи его как законодателя и избрали своим покровителем вслед за тем человеком, которого они еще и сейчас почитают, который был распят в Палестине за то, что ввел в жизнь эти новые таинства»… Ведь эти несчастные уверили себя, что они станут бессмертными и будут всегда жить; вследствие этого христиане презирают смерть, а многие даже ищут ее сами. Кроме того, первый их законодатель вселил в них убеждение, что они братья друг другу, после того как отрекутся от эллинских богов и станут поклоняться своему распятому мудрецу и жить по его законам. (Лукиан. О смерти Перегрина, 11, 13)

Христианские писания

Среди косвенных доказательств существования Иисуса Христа можно выделить следующие моменты:

  1. Авторы Нового Завета описывают, как правило, одинаковые события, приводя одни и те же высказывания Спасителя и Его апостолов. Разницу в тексте можно заметить только в некоторых несущественных деталях. Все это становится подтверждением отсутствия сговора между ними.
  2. В том случае, если бы Новый Завет являлся художественной выдумкой, то его авторы никогда бы не упоминали о теневых сторонах характера проповедников, их поведения и деятельности. Но Евангелие содержит сообщения, порочащие даже апостола Петра. Это его маловерие, отречение и попытка отговорить Спасителя от пути страданий.
  3. Большая часть учеников Христа, в том числе и тех, которые являлись авторами Нового Завета, окончили свою жизнь мученически. Они засвидетельствовали правдивость собственного благовестия кровью, что может быть признано наиболее убедительным и высшим доказательством реальности происходящих событий.
  4. Весьма самобытной является личность Христа. Она настолько величественна и светла, что выдумать ее просто невозможно. По мнению одного из западных богословов, выдумать Христа мог только человек, который сам являлся Христом.

Факты из истории христианства

Доказательства существования Иисуса Христа можно найти и в Евангелии.

  1. Апостолы терпели лишения, смело идя на смерть. В том случае, если подобное явление было фанатизмом, то оно не могло распространиться одновременно на всех учеников. Если бы рассказы апостолов о том, что они видели воскресшего Иисуса, были выдумкой, то вряд ли бы они стали жертвовать своей жизнью.
  2. Иисус не воспользовался своим влиянием на народ. И это несмотря на то, что толпа у входа в Иерусалим встречала его пальмовыми ветвями и ликованием. Простой человек, будучи на месте Иисуса, повел бы себя по-другому. Он непременно соблазнился бы славой и деньгами, подняв восстание против римлян.
  3. В истории христианства нет примеров, когда Спаситель передавал бы свой дар сразу всем ученикам. Апостолы исцеляли больных только по поручению Христа.
  4. Если бы Иисус был мифологической личностью, то он вряд ли бы был из небольшого Назарета. Сложно также представить себе и то, что выдуманного лидера подвергли распятию. Ведь такая казнь считалась позорной.
  5. На земле нет ни одного родоначальника религии, который бы называл себя Богом. Сделал это только Иисус.

Предсказания Ветхого Завета

В первой части Библии существует много моментов, которые описывают жизнь и смерть Иисуса Христа. Например, в ней предсказано Его рождение от Девы, а также годы служения людям и Его смерть.

Все это написано за столетие до того времени, которое после было отражено в Евангелии. Искусственные пророчества в текст Ветхого Завета вряд ли могли быть внесены позже. Все это является явным доказательством Божественности Иисуса Христа.

LiveInternetLiveInternet

Сегодня на нашей планете проживает более 2 млрд христиан, и они верят, что Иисус из Назарета был не просто одной из самых важных фигур в мировой истории, он был Мессией. В то же самое время, многие другие отвергают саму идею, что он вообще когда-либо существовал. Например, опрос 2015 года, проведённый Англиканской церковью, показал, что 22 процента взрослых людей в Англии не верят, что Иисус был реальным человеком. Библия же говорит, что Иисус – это реальная личность. Какие ещё существуют доказательства?

Среди независимых исследователей Нового Завета христианской Библии нет особых разногласий в этом вопросе. Ни один из них не отвергает существования человека по имени Иисус. Лоуренс Микитюк, доцент кафедры библиотечного дела в Университете Пердью и автор статьи Biblical Archeology Review 2015 года о внебиблейских свидетельствах об Иисусе, отмечает, что в древние времена по этому поводу вообще не было никаких споров. «Еврейские раввины очень не любили Христа и его последователей. Они обвиняли Иисуса в том, что он волшебник и сбивает людей с пути истинного, но они никогда не говорили, что его не существует», — пишет профессор.

Иисус Христос — пастырь.

Археологических свидетельств существования Иисуса из Назарета не существует. «Нет ничего убедительного, и я бы этого не стал ожидать», — говорит Микитюк. «Крестьяне обычно не оставляют археологических следов». Профессор религиеведения Университета Северной Каролины, Барт Д. Эрман, автор книги «Существовал ли Иисус? Исторический аргумент в пользу Иисуса из Назарета», говорит: «Реальность такова, что у нас нет никаких практических археологических свидетельств о тех, кто жил во времена Иисуса и в том месте где он родился. Отсутствие доказательств не означает, что человека в то время не существовало. Это означает лишь то, что она или он, как и 99,99% остального мира в тот период, не оказали никакого влияния на археологические данные».

Иисус Христос умывает ноги своим ученикам.

Некоторые, основываясь на этом, имеют смелость утверждать, что значит Иисуса и не было на самом деле, это миф, выдумка. Но в течение нескольких десятилетий своей жизни Христос был упомянут различными очень уважаемыми еврейскими и римскими историками, которые совсем не были его последователями. Всевозможные споры и вопросы о подлинности продолжают окружать церковные реликвии, связанные с Иисусом, такие как терновый венец, плащаница и крест. Терновый венец, который был на голове Иисуса Христа, как считают некоторые, находится на хранении в соборе Парижской Богоматери в Париже. Также четырёхметровая льняная погребальная ткань, предположительно хранящая отпечаток лица и тела Иисуса, находится в соборе Святого Иоанна Крестителя в Турине. Все эти артефакты весьма спорные, но это никоим образом не опровергает факта существования Христа. Подробнее об истории Туринской плащаницы, прочтите в нашей статье 7 спорных фактов о погребальном саване Иисуса Христа.

Нагорная проповедь Христа.

Археологам удалось подтвердить многие аспекты новозаветной истории об Иисусе. В то время как некоторые оспаривали существование древнего Назарета, библейского родного города детства Иисуса, археологи обнаружили его остатки. Был найден высеченный в скале дом, во внутреннем дворе которого были гробницы и цистерна. Также историки нашли вещественные доказательства римских казней через распятие, описанные в Новом Завете.

Распятие Иисуса Христа.

Конечно, документальных свидетельств за пределами Священного Писания довольно мало. Наиболее подробное описание жизни и смерти Иисуса Христа содержится в четырёх Евангелиях и других книгах Нового Завета. «Все христиане по понятным причинам предвзято относятся к тому, во что они верят. Заявления эти должны быть действительно очень критически оценены. Нам же важно установить любую исторически достоверную информацию», — говорит Эрман. «Но самое главное то, что утверждения об Иисусе как об исторической фигуре абсолютно соответствуют истине. На самом деле этот человек был — еврей с верными последователями, казнённый по приказу римского прокуратора Иудеи Понтия Пилата во время правления императора Тиберия. Это подтверждается различными источниками». В течение нескольких десятилетий своей жизни Иисус упоминался еврейскими и римскими историками в отрывках, полностью подтверждающих отрывки из Нового Завета, описывающие жизнь и смерть Христа.

Библия наиболее подробно описывает жизнь и смерть Иисуса Христа.

Самые ранние небиблейские рассказы об Иисусе мы находим у историка Иосифа Флавия. Этот еврейский летописец первого века, по словам Эрмана, «безусловно является нашим лучшим источником информации о Палестине того периода». Он дважды упоминает Иисуса в « Еврейских древностях», своей огромной 20-томной истории еврейского народа, которая была написана около 93 года нашей эры.

Многие исторические документы подтверждают достоверность истории, описанной в Новом Завете.

Иосиф Флавий родился через несколько лет после распятия Мессии. По свидетельствам исследователей, около 37 года нашей эры. Он был аристократом с хорошими связями, успел побывать военачальником в Палестине, в Галилее, во время первого восстания евреев против Рима. Было это между 66 и 70 годами. Флавий не был последователем Иисуса. Историк был живым свидетелем зарождения ранней христианской церкви. Кроме этого, он лично знал людей, которые видели и слышали Христа.

Историк Иосиф Флавий.

В одном отрывке из «Иудейских древностей», где рассказывается о казни апостола Иакова, Иосиф Флавий называет жертву «братом Иисуса, которого называют Мессией». По словам профессора Микитюка, очень немногие учёные сомневаются в подлинности этого отрывка. У Флавия есть другой отрывок, более длинный, который вызывает гораздо больше споров. Там Иосиф Флавий пишет об Иисусе, как о человеке «совершившем удивительные деяния» и приговорённом к распятию Пилатом.

Иисус Христос изгоняет легион бесов из одержимого.

Римский историк Тацит также описывает казнь Иисуса Христа Понтием Пилатом. Этот рассказ появляется в Анналах Имперского Рима, истории Римской империи первого века, написанной около 116 года нашей эры римским сенатором и историком Тацитом. В хронике летописец упоминает, что император Нерон ложно обвинял «людей, которых обычно называли христианами в чудовищных преступлениях» и жестоко расправлялся с ними. Христос же, основатель этой веры, был казнён Понтием Пилатом, прокуратором Иудеи во время правления Тиберия. Подробнее о римском прокураторе Иудеи прочтите в нашей статье каким на самом деле был прокуратор Понтий Пилат, который мог спасти Христа.

Древнеримский историк Пу́блий Корне́лий Та́цит.

Как римский историк, Тацит не имел никаких христианских предубеждений в своем обсуждении преследований христиан со стороны Нерона, говорит Эрман. «Практически всё, что он пишет, совпадает с историями Нового Завета. Описывает он это с совершенно другой точки зрения, как римский писатель, презирающий христиан и считающий их веру суевериями. Рассказывает Тацит и о том, как Иисус был казнён правителем Иудеи Понтием Пилатом за преступления против государства, а вслед за этим возникло мощное религиозное движение его последователей. Когда историк писал свои труды, он чётко указывал читателям места, где он не считает информацию достоверной. В отрывке же повествующем о Христе, нет никаких пометок или указаний на потенциальную ошибку.

Иисус Христос успокаивает бурю на море и идёт по воде.

Об Иисусе говорится также во многих других римских текстах. Незадолго до того, как об этом написал Тацит, римский правитель Плиний Младший писал императору Траяну, что первые христиане «будут петь гимны Христу, как Богу». Некоторые учёные также считают, что римский историк Светоний ссылается именно на Иисуса, отмечая, что император Клавдий изгнал евреев из Рима, потому что они «устраивали постоянные беспорядки по наущению Христа». Конечно, учёные соглашаются, что вся эта коллекция отрывков из нехристианских источников, возможно, не даёт так уж много информации о жизни Иисуса. Зато она безусловно полезна в аспекте понимания и осознания того факта, что Иисус Христос точно был известен историкам. Они могли не соглашаться с тем, что он Бог, они могли не верить в него, но никто из них не думал, что он миф. Источник: https://kulturologia.ru/blogs/291020/47990/

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]