Бутовский полигон является крупнейшим местом массовых расстрелов и захоронений жертв сталинских репрессий в Московском регионе. Урочище находится около поселка Дрожжино, в котором согласно исследованиям, в период с 1930 по 1950 гг., было расстреляно более 20 тыс. человек.
Патриарх всея Руси Алексей II назвал полигон местом тяжких испытания и мучений, а именно «Русской Голгофой». Среди пострадавших здесь около 1000 человек — это представители духовенства: как Русской церкви, так и других конфессий. Более 300 из них прославлены в лике святых.
С лета 2001 г. Бутовский полигон согласно Постановлению Правительства Московской области стал считаться памятником истории и культуры.
Монумент памяти пострадавших, © jY-m-htp
Храм сегодня
Храм новомучеников и исповедников российских в Бутово располагается в зоне старого секретного объекта НКВД. В этом месте во время сталинских репрессий проводились массовые казни и захоронения.
Всего за год Большого террора на этом месте было расстреляно свыше 20 тыс. чел., из которых около тысячи служители и прихожане РЦП, принявшие кончину за веру и Христа. Многие из убиенных здесь причислены к лику святых.
Подвижников, пострадавших за Господа, свидетельствующих о нем и о его воскресении, принято называть словом «свидетель» или «мученик». Поэтому неудивительно, что храм получил освящение не только во имя новых мучеников и исповедников, но и в честь Воскресения Иисуса Христа и начал называться храмом Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников российских.
Полигон в свою очередь получил определение «Русская Голгофа», ибо во всех канонических подразделениях РПЦ более нет мест, равных по числу почивающих святых мощей. Ныне это место известно всему миру. Сюда наведываются паломники, как из России, так и из других стран.
Бутово — Русская Голгофа
Мой собеседник — Дмитрий Гришин. Родом он из Самарской губернии, из Сызрани. Он окончил Свято-Тихоновский богословский институт в Москве. А когда поступил в него, переехал жить на южную окраину Москвы в поселок Бутово — по благословению настоятеля храма во имя святых Новомучеников и Исповедников Российских священника Кирилла Каледы. Дмитрий работает в этом храме на Бутовском полигоне, преподает в воскресной школе. С ним я познакомилась на выставке «Православная Русь» в Москве в конце января этого года. Там был отдельный стенд «Бутово — Русская Голгофа». Я и раньше слышала о Бутовском полигоне, где были расстреляны тысячи людей, много Православных священников, и мне давно хотелось больше узнать о нем. Внимание привлек в экспозиции большой панорамный снимок: в ясный весенний день на Бутовском полигоне — множество священства в окружении мирян служат торжественную службу. От снимка исходила какая-то необыкновенная тишина. Я попросила Дмитрия рассказать о Бутовском полигоне. Мы с ним сидели на каких-то коробках и тихо разговаривали среди этой шумной выставки, а я не в силах была оторвать взгляда от этого снимка. Словно оказавшись прямо там, на полигоне, медленно, шаг за шагом по ходу его рассказа погружаясь в эту неотмирную звенящую тишину.
Расстрельные книги
— На фотографии — закладка Патриархом Московским и всея Руси Алексием II нового каменного храма в мае прошлого года в честь святых Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове, — пояснял Дмитрий. — У нас выстроен деревянный храм, а это будет каменный. На закладке храма присутствовала делегация Русской Зарубежной Церкви во главе с Митрополитом Лавром. Сейчас стены храма уже возведены, уже начинается постройка шатров. Такая была сильная за это молитва. — О Бутовском полигоне ведь стало известно не так давно?
— То, что на южной окраине Москвы был стрелковый полигон НКВД, где в 30-40 годы прошлого столетия производились массовые расстрелы и захоронения жертв политических репрессий, стало известно только в начале 90-х годов. В 1993-94 годах комиссия, которая работала в архивах КГБ, обратила внимание на то, что в нескольких расстрельных книгах (всего их восемнадцать) было очень много имен священнослужителей. Но где эти расстрелы проводились, было еще неясно. И только в частной беседе с работниками госбезопасности стало известно, что это Бутово. Туда с 94-95 годов начали приезжать и там молиться верующие люди, чьи деды и отцы были репрессированы во время гонений, числились без вести пропавшими, или они получали документ, что «умер от болезни», — тогда не писали, что человек был расстрелян. Эта комиссия стала изучать расстрельные книги, и было выявлено около тысячи имен священнослужителей и мирян Русской Православной Церкви, кто пострадал в Бутово именно за Православную веру. На сегодня 294 из них причислены к лику святых. Во главе этого списка — Священномученик Митрополит Петроградский Серафим (Чичагов) и еще шесть Архиереев. Владыка Серафим был первым канонизирован из всего сонма бутовских Новомучеников. По этим восемнадцати расстрельным книгам, всего в Бутово было убито двадцать тысяч семьсот шестьдесят пять человек. Расстрелы в Подмосковье начались 8 августа 1937 года после кровавых приказов наркома НКВД Ежова в августе и сентябре 1937 года. Осужденных на смерть привозили сюда из московских тюрем. Казненные — в основном жители Москвы и Московской области, но есть и жители других областей, и иностранцы. Расстрелянные на Бутовском полигоне относились к «шпионско-диверсионно-террористической низовке», то есть это были в основном простые рабочие и крестьяне. Но были среди них и известные государственные и общественные деятели, военные, интеллигенты, священнослужители. В 1997 году на полигоне делался раскоп в одном из расстрельных рвов, и ученые сказали, что если такая же плотность останков и в других рвах, то там лежит и сто тысяч человек. Но научно-исследовательские работы требуют очень больших материальных вложений.
Бутовский полигон
— Что такое — Бутовский полигон?
— Это бывшая усадьба Дрожжино, последними ее владельцами были купцы-промышленники Зимины. После революционного переворота 1917 года там были совхозы и объекты, подведомственные ОГПУ-НКВД: трудовая колония НКВД, огороды, с которых снабжались сотрудники НКВД, их дачи. Это была тогда сельская местность. Но сейчас там все больше разворачивается городское строительство, хотя сам полигон находится в зеленой зоне.
— Почему это место называется Бутовский полигон?
— На этих хозяйственных территориях НКВД было выделено место для обстрела нового оружия, которое делалось на Подольском оружейном заводе. Это был полигон, на котором обстреливали оружие. Местные жители были приучены к выстрелам еще за несколько лет до того, как там начались массовые расстрелы. Следуя указу Ежова, любого человека можно было обвинить в чем угодно.
— Известно, какова была процедура расстрелов?
— Они проходили ночью, скрытно, потому что в соседних деревнях жили люди. Приговоренных к расстрелу привозили в Бутово в крытых фургонах, не говоря, куда и зачем их везут. Заводили в барак, якобы для «санобработки». Здесь объявляли о расстреле, сверяли данные и наличие фотографии. На расстрел выводили по одному. Это только устное свидетельство, потому что все следы были заметены. Есть лишь следственные документы, протоколы допросов, а также документы тех, кто приводил в исполнение приговор. Когда открыли архивы, давали читать все, а сейчас показания свидетелей, то есть по сути доносы, не показывают. Не видели мы и инструкции расстрельных команд.
— Все захоронения подняли?
— Нет, конечно. Это сейчас просто невозможно.
— Как выглядят захоронения?
— Это погребальные рвы, лучше всего они были видны зимой: когда землю покрывал снег, места рвов были несколько просевшие. Были проведены исследовательские работы, и ученые определили места захоронений уже точно. У КГБ была схема расстрельных рвов, но она оказалась не совсем точна. Сейчас границы рвов точно определены, отмечены оградкой и посадкой цветов. А до этого их толком не было видно. Попавший туда случайно человек ни за что бы не догадался, что там производились расстрелы. Недавно Правительство Москвы разработало проект благоустройства Бутовского полигона и создания на этом месте мемориального комплекса.
Самые массовые расстрелы проходили с августа 37-го по июль 38-го года. Есть неподтвержденные данные, что туда привозили хоронить расстрелянных в московских тюрьмах до 50-х годов, но это только устные свидетельства. Эта территория по-прежнему оставалась за КГБ, там был высажен фруктовый сад, были даже какие-то дачи начальников НКВД, что-то строили за эти годы. Территория была засекреченной, там постоянно была военная часть. Сейчас на этом месте небольшой парк. — А были обретены останки конкретных людей?
— Нет. Для этого нужно, видимо, проводить какие-то очень сложные исследования. Судя по тому раскопу, который делался в 1997 году, там нет цельных останков, скажем, скелета человека. Там все перемешано. Потому что там только вначале хоронили людей в небольших ямах-могильниках. Казни скоро приняли такие масштабы, что мощным экскаватором были вырыты рвы глубиной в три метра и длиной в 150 и более метров. После очередного расстрела с помощью бульдозера тонким слоем присыпали тела, поверх этих тел ложились новые жертвы. Все это носило совершенно безчеловечный характер. Заваливали рвы чем угодно, мусором.
— И останки расстрелянных людей теперь невозможно найти и опознать? А ведь сколько здесь святых мощей мучеников…
— Современными средствами науки, видимо, это возможно, но даже трудно представить, сколько это потребует денег. Мы в храме молимся за всех — за все эти двадцать тысяч, которые там расстреляны. Служим панихиды. Несколько раз в году совершались особые заупокойные Богослужения, панихиды, на которые приезжало множество людей, не только Православных. На полигоне были расстреляны люди разных вероисповеданий, более шестидесяти национальностей. Когда панихида совершается, может быть, не все называются поименно, но подразумеваются все, кто был там расстрелян. Мы считаем, что долг любого верующего человека — молиться о всех убиенных. Первым был прославлен Владыка Серафим в 1997 году. А теперь, когда Русской Православной Церковью прославлено уже 294 человека, пострадавших на Бутовском полигоне — священнослужителей, монашествующих, активных мирян — в четвертую субботу по Пасхе под открытым небом на Бутовском полигоне проходит очень торжественная служба в честь Новомучеников, в Бутове пострадавших, которую возглавляет Святейший Патриарх Алексий II. На нее собирается очень много людей, духовенства — несколько тысяч человек.
Храм-на-Крови
— Расскажите о храме на Бутовском полигоне.
— Когда эта территория — шесть гектаров — была передана в 1995 году Русской Православной Церкви, там был просто бурьян в человеческий рост. И сразу был сделан проект постройки Храма-на-Крови, на мощах Новомучеников. Интересно, что даты, связанные с постройкой храма, совпадали по воле Божией с датами жизни священномученика Серафима (Чичагова). Так, малое освящение храма выпало на 11 декабря — день памяти Владыки Серафима. Его расстреляли 11 декабря 1937 года уже восьмидесятидвухлетним. Он уже даже не ходил. Он жил под Москвой в Ухтомском, и, чтобы увезти его на место мученической кончины, вызвали «скорую помощь», потому что он не передвигался самостоятельно. Деревянный храм был построен в 1996 году, алтарь его вплотную подходит к одному из расстрельных рвов. Однокупольный храм, по образцу северных русских храмов, создан по проекту сына расстрелянного на Бутовском полигоне иерея Михаила Шика — известного художника, архитектора Дмитрия Михайловича Шаховского-Шика. Он входил в инициативную группу и сам лично участвовал в строительстве храма. В самом храме есть крест с мощами некоторых новомучеников, но не бутовских. В основном приход храма сейчас состоит из местных жителей. Первое время приезжало очень много людей из Москвы, родственников погибших. Настоятель священник Кирилл Каледа, еще будучи мирянином, возглавлял инициативную группу, которая ратовала за то, чтобы это место было передано Церкви. У него самого на полигоне был расстрелян дедушка — священномученик Владимир Амбарцумов. Потом отец Кирилл был главой приходской общины, а когда храм был заложен, его рукоположили в священники, он стал настоятелем. Он старается о том, чтобы отдать долг памяти людям, отдавшим свою жизнь за веру и Церковь Русскую. Господь сподобил Русскую Церковь иметь множество таких удивительных святых, которые так близко от нас по времени, живы их дети, люди, которые их знали, по их рассказам мы можем прикоснуться к святости их жизни.
Фотографии из следственных дел
— Здесь у вас на стенде их иконы?
— Да, это ряд икон святых Новомучеников, пострадавших за Христа на Бутовском полигоне. Это сам Владыка Серафим (Чичагов), в центре экспозиции — копия иконы «Спаситель в белом хитоне», написанной самим Владыкой. Оригинал этой иконы находится в храме святого Илии Обыденного в Москве. Вот таблица динамики расстрелов. Пик расстрелов был в феврале 1938 года. Только за один день 28 февраля было расстреляно 562 человека! В дни советских праздников расстрелов нет, сотрудники НКВД в эти дни, как и все советские граждане, отдыхали. После февраля расстрелы идут на спад и вскоре прекращаются. Фотографии из следственных дел просто потрясающи. Моя мечта, чтобы они были изданы отдельным фотоальбомом. По этим ликам невозможно сказать, что это обычные фотографии. Это иконы. Эти глаза, смотрящие на вас, просто пронзают душу. В основном, конечно, поражают фотографии людей, пострадали за то, что они Христиане. Ни в одном следственном деле по церковному вопросу нет наговоров ни на себя, ни на других, никто не признает вины в том, что ему вменяют какую-то контрреволюционную пропаганду. А священномученик Владимир Амбарцумов прямо на допросе открыто сказал, что власть эта не от Бога, она временна, и она вскоре пройдет. Напротив, следственные дела людей неверующих, нецерковных своей тяжестью и безысходностью даже заражают. Об этом рассказывали люди, работавшие с этими документами. Следственные дела даже таких сильных людей, как альпинисты (на Бутовском полигоне была расстреляна целая группа альпинистов), полны обвинениями в адрес друг друга, пропитаны страхом, предательством. Человек, у которого не было стержня веры, не было упования на Бога, в тех обстоятельствах терял все свое человеческое достоинство, несмотря на то, что в обычной жизни он мог быть героем. Он с молитвой не обращался к Богу за помощью, а верующих в этой ситуации укреплял Господь.
Кровавая карта Москвы
— Дмитрий, как вы думаете, почему Господь привел вас именно в этот храм?
— Я сам себе задаю этот вопрос. У меня есть объяснение для самого себя. Когда я только пришел в церковь, у меня была некоторая скорбь, что в день моего рождения нет какого-то известного святого. Однажды, я тогда еще жил в Хотькове, вечером я слушал радио «Радонеж», и священник Сергий Правдолюбов рассказывал о Бутовском полигоне. И я сразу подумал, вот бы хорошо в этом месте побывать. А потом заговорили о Владыке Серафиме Чичагове и сказали, что он был расстрелян 11 декабря — а это день моего рождения! Когда я поступал в Свято-Тихоновский институт, я познакомился с отцом Кириллом, а там при храме была возможность обрести кров. Отец Кирилл приютил всю мою семью. Это произошло, может быть, чтобы я поработал именно на прославление подвига Новомучеников. Бутово — это основание нашего современного церковного возрождения. Здесь в земле лежат люди, которые шли путем Христа, отдали свою жизнь за други своя. Если бы не их подвиг, трудно представить, что было бы сейчас с Россией. Это единственное в России место, где столько прославленных Церковью святых. Если до этого по численности святых первое место занимала Киево-Печерская Лавра, то, конечно, теперь — это Бутовский полигон, место, где сонм Новомучеников. Юг Москвы представляет собой кровавую карту. В самой Москве таких мест тоже много, но не те масштабы. Юг Москвы — это Бутово, чуть западнее «Коммунарка» и чуть восточнее — Суханово. Это три места под Москвой, где проходили массовые расстрелы и захоронения. В «Коммунарке» казнили «заговорщическую верхушку», здесь погибло очень много известных людей — Рыков, Бухарин, Бубнов и другие. Там власти расстреливали сами себя, там гибли в основном чины НКВД, крупные военачальники, там почти нет Православных. В Сухановской тюрьме, которая располагалась в Свято-Екатерининском монастыре, узники подвергались жестоким пыткам и претерпели перед смертью нечеловеческие страдания. Но только в Бутово было расстреляно так много священников.
Бутовские яблоки
— Вы ощущаете святость этого места?
— Это место какой-то великой тишины. Причем даже люди нецерковные, когда приезжают в Бутово, тоже об этом говорят. Сам Бутовский полигон находится в лесопарке, и если идти от Варшавского шоссе, то, пройдя современный микрорайон, входишь в лес. И возникает ощущение, что переступаешь какую-то границу. Сзади остается суета, а ты входишь в мир тишины и покоя. Хотя какие-то звуки слышны, сердце успокаивается. Ты вступаешь в мир, который приближает к вечности. Это место внутренней тишины. Когда человек попадает на Бутовский полигон, вся суета, вся толща помыслов, которые у него крутятся, вдруг исчезают. И человек непосредственно воспринимает близость Бога. И тот, кто приехал туда один раз, все время стремится попасть туда еще. Массовое прославление Новомучеников произошло на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года. На нем было прославлено в лике святых свыше тысячи новомучеников. Среди них было 128 священнослужителей, убитых на Бутовском полигоне. Прославление произошло в августе, как раз перед праздником Преображения, который в народе называется «Яблочный Спас». Дальняя часть Бутовского полигона, куда люди обычно не доходят, представляет собой сплошной яблоневый сад. Но яблок на деревьях мы из года в год не видели, потому что деревья, видимо, больные. А в августе 2000 года на Яблоневый Спас эти деревья просто ломились от яблок, в прямом смысле — ветки ломались от обилия яблок. После этого опять ни разу на этих яблонях не было урожая.
Русской Голгофой называют Ганину Яму, где в июле 1918 года были сожжены тела Царственных Мучеников. Вся земля там пропитана их плотью и кровью, и вся Ганина Яма представляет, по словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, Антиминс земли Русской. Русской Голгофой назвал Святейший Патриарх и Бутово. Плоть и кровь Новомучеников пропитали собой и эту землю и освятили ее. И на Ганиной Яме, и в Алапаевске на Меженной яме, где была сброшена в шахту Великая княгиня Елисавета Феодоровна, попадаешь в другое измерение. За оградой монастыря — тишина, неземная красота, деревья, цветы, трава, небо как будто в мгновение ока преображаются и становятся другими. Они принадлежат уже не земле, а вечности. Каждый русский человек должен побывать на Ганиной Яме и в Алапаевске, помолиться, встать на колени, оросить своими горячими покаянными слезами эту пропитанную кровью святую и дорогую землю. То же самое — и здесь. Нужно ехать в Бутово. От московской станции метро «Бульвар Дмитрия Донского» ходит автобус № 18 до конечной остановки: «Бутовский полигон».
На снимках: в 1994 году на многострадальной земле Бутова водрузили большой Поклонный крест; Святейший Патриарх Алексий II и Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви Митрополит Лавр совершают закладку нового каменного храма на Бутовском полигоне 15 мая 2004 года; Дмитрий Гришин на выставке «Русь Православная» у иконы «Спаситель в белом хитоне», написанной Митрополитом Серафимом (Чичаговым).
Людмила Белкина 11.02.2005
Архитектор, внешняя отделка, архитектурный ансамбль
Первый храм был сооружен в стиле древних русских церквей из дерева и носил временный характер. Его архитектором стал Дмитрий Шаховский, сын убитого на полигоне иерея М. Шика. Новый храм выполнен в стиле шатрового зодчества. Автором его проекта стал Михаил Юрьевич Кеслер.
Оригинальность архитектурных решений заключается в редкости пятишатровых храмов, как таковых. Кроме того, строение покоится на фундаменте особой конструкции, благодаря которой храм выглядит воздвигнутым на холме. Снаружи обитель представлена в бело-золотистом цвете с фигурными столбцами, аркатурными фризами, вытянутыми тонкими окнами и арочными проемами.
К нижней церкви (крипте) ведет изящная лестница. На колоколах представлены образы святых. Также во владениях храма, но в другом помещении, располагается Музей в память о пострадавших, который носит наименование .
Роспись собора была сделана группой художников в области монументальной живописи под управлением К. В. Охотина. Главный сюжет настенной живописи в нижней церкви – Несение креста (путь страданий Иисуса), в верхней – Воскресение Христа.
Списки расстрелянных
Расстреливали в первую очередь националистов и священнослужителей. Здесь было убито и похоронено 374 «церковника»: митрополит Серафим, десяток диаконов, пономарей и чтецы.
Основная часть пострадавших — это жители Москвы или Подмосковья, однако были и такие, которые приезжали в Союз из других государств или континентов, наивно веря в то, что у них получится построить коммунизм. Большое количество репрессированных составляют иностранцы. Среди них имеются уроженцы США и Аргентины, индусы, афганцы, немцы, латыши, поляки, и многие другие.
Самым младшим из убитых был Миша-беспризорник. Его наказали за то, что он украл две буханки хлеба. Расстреливать можно было только с 15, но на момент репрессий мальчику было только 13 лет. Дату рождения исправили, а беспризорника лишили жизни.
© Чръный человек
Убивали и за меньшее, например, за татуировку Иосифа Виссарионовича на ноге. Иногда расстреливали целыми семьями, сразу по 6–9 человек. Случалось, что и деревнями, к примеру, из села Петрово Рязанской области в Бутове сразу расстреляли 18 человек.
Виртуальный путеводитель (тур по Русской Голгофе)
Захоронения происходили без церковной или гражданской панихиды, а также не оповещая родственников. Имена всех убитых на полигоне неизвестны до сих пор. Родные расстрелянных начали получать свидетельства о смерти только в 1989 г.
Точные сведения имеются о людях, пострадавших в период с августа 1937 по октябрь 1938 гг. По именам установлено только более 3 тыс. человек. Из расстрелянных за указанный период, на октябрь 2003 г. было реабилитировано 15166 чел. А 5595 чел., которые подверглись казни по смешанным и уголовным статьям не реабилитировано и по сей день.
Расстрельный ров, © Alexander R.Karanik
История строительства
В начале 90-х годов группа энтузиастов, состоящая в основном из родственников погибших в Бутово, под руководством М. Б. Миндлина и с помощью различных государственных служб решила увековечить память пострадавших при ежовщине. Деятельность группа начала с архивно-следственных дел казненных на Бутовском полигоне, собирая информацию для намеченной «Книги памяти».
Со следующего года полигон начали посещать родственники погибших. В этот период на его территории устанавливается мемориальная плита.
Далее в 1994 г. в середине урочища, у могильников, установили и освятили 1-й Поклонный крест, сделанный из дерева специально по плану зодчего Д. М. Шаховского. Им же был разработан проект, по которому в 1996 г. (уже после передачи зоны захоронений Московской Патриархии РПЦ) был возведен и освящен небольшой однопрестольный храм из дерева.
После его создания был заложен каменный храм по архитектурному плану М. Ю. Кеслера. Работы были окончены в начале 2007 г. Тогда же Святейшим патриархом Алексием II, совместно с Первоиерархом РПЦЗ Лавром был проведен обряд освящения новой церкви.
История
В первый раз село Дрожжино упоминается в середине ХVІ в., тогда здесь находилось имение боярина Ф. М. Дрожжина. Известно, что в конце XIX в. владелец усадьбы — Н. М. Соловьёв основал на территории конный завод, а у леса построил ипподром. После Октябрьской революции И. И. Зимин (был хозяином усадьбы в то время) не дожидаясь конфискации, передал все хозяйство правительству, а сам уехал за границу.
В 1920 г. в Бутово появилась сельскохозяйственная колония ОГПУ. В 1934 г. здесь был создан Бутовский полигон, который использовался в качестве стрельбища НКВД (территория занимала 2 кв. км). Стрелковый полигон был окружен глухим забором, находился под круглосуточной вооруженной охраной и отлично подходил для казни.
Осужденных в сторону барского имения Дрожжино по вечерам направляли на хлебовозках. На полигоне их помещали в длинном бараке, где проходила перекличка и сверка людей.
Непосредственно перед расстрелом лицо жертвы сверяли с фотографией на документах, после чего был объявлен приговор. Действие продолжалось до рассвета.
© jY-m-htp
Столичные кладбища не вмещали такого количества расстрелянных, поэтому людей хоронили как слоеный пирог — убивали стоящих возле рва, присыпали их землей, а сверху хоронили следующих пострадавших. Таких ям на полигоне 13 штук. Ширина каждой составляла 4–5 м, а глубина достигала 4 м.
Летом 1937 расстрелы дошли таких масштабов, что для захоронения тел уже не хватало ям-могильников. Тогда, с помощью экскаватора, начали копать траншеи длиной по 3–5 м и глубиной 3,5 м.
После прекращения массовых расстрелов, в 1938 г. урочище стали использовать для захоронения тех, кто был расстрелян в московских тюрьмах.
Во время Второй мировой войны в районе «Русской голгофы» был создан лагерь для немецких военнопленных. Их силы были задействованы на постройку Варшавского шоссе. Тех, кто отказывался принимать участие в строительстве — расстреливали и сбрасывали в ров.
Списки расстрелянных на панораме Гугл-карт
Внутреннее убранство
Храм Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников российских в Бутово поделен на два этажа.
Нижний
Посвящен страданиям тех, кто умер здесь мученической смертью. В нижней церкви располагается реликварий с остатками предметов (одежды, обуви и прочего), найденных при раскопках погребений. В ее притворе также висят предсмертные фотографии погибших в Бутове.
Преобладающая сюжетная линия росписей в нижней части храмового комплекса представлена на потолке. Это путь страданий Иисуса. На стенах представлена Бутовская Минея из 51 образа новомучеников. Здесь показаны Бутовские святые согласно дням их гибели и памяти. Размещаются эти иконы в четком порядке по часовой стрелке вокруг храма.
Приделы нижнего храма
Всего создано 3 придела, каждый из которых имеет свое значение:
- Центральный посвящен Богородице Державной.
- Правый освящен в честь митр. Серафима (наиболее старого убиенного святого).
- Левый создан во имя святого Иоанна Шанхайского.
Верхний
Посвящен он восхвалению подвига Бутовских пострадавших.
Основной сюжет всей росписи здесь посвящен Воскресению Христову. Значительная доля сюжетов одной из частей церкви (левого придела) посвящена жизни святого Тихона. В другой преобладают изображения мучеников, как древних, так и новых. Имеются здесь картины убийства царской семьи, убиение владык Владимира и Вениамина.
В божьем доме присутствуют и изображения Бутовских святых. Представлены они 51 фреской в рост (1 святой от 1 дня казни). На арках располагаются архиереи страны из разных мест служения. Так, например, если служение проходило на юге государства, то размещаются они в южной части обители.
Это говорит о том, что в каждом уголке страны были свидетельствовавшие о воскрешении Спасителя ценой своей жизни. Перед алтарем в главном пределе размещаются 2 иконы: новомучеников и исповедников Церкви Русской, а вторая – тех, что погибли за веру в Бутове.
Приделы верхнего храма
Они несут основную смысловую нагрузку, заложенную во внутреннее содержание храма:
- центральный представляет Воскресение Господне;
- правый создан в память о св. новомучениках и исповедниках Российских;
- левый носит имя святого Тихона.
В России гонителями были вчерашние христиане
С первых дней своего бытия Церковь Христова стала Церковью мучеников. Активные гонения древней Церкви продолжались с первых дней ее основания до эдикта императора Константина, но и в последующее время в тех или иных странах происходили гонения на христиан. В прошлом ХХ веке преследования христианства вновь прокатились по многим странам.
В Испании во время гражданской войны 1936-1939 гг. было убито около семи тысяч католических священнослужителей и монашествующих. В оккупированной нацистами Польше с 1939 по 1941 гг. было убито 700 католических священников и около трех тысяч священнослужителей было сослано в концлагеря. В Хорватии почти 700 человек пострадало за христианскую веру во времена нацистского режима и впоследствии при И. Тито. В Мексике с 1926 по 1929 годы, в период так называемой Войны Кристерос, было уничтожено около 500 католических священников, монашествующих и семинаристов. В наши дни мы являемся свидетелями гонений на христиан на Ближнем Востоке.
В ХХ веке гонения на Церковь Христову своего апогея достигли в России, где они практически беспрерывно продолжались 70 лет.
По последним оценкам, в этот период пострадало около 100 000 священнослужителей, монашествующих и мирян Русской Православной Церкви.
Сравнивая положение христианства в Римской империи с эпохой гонений на христиан в ХХ веке в России, можно заметить и сходства, и некоторые отличия.
Говоря о гонениях в первохристианское время, историки отмечают, что в Древнем Риме языческая религия тесно переплелась с идеей государственности. Сама государственность была предметом религиозного почитания. Восставая против этой религии, христиане становились виновными в государственном преступлении.
Гонения на христиан в древности отличались длительными периодами мира между ними и краткостью времени самих гонений, неодновременностью их по территории империи, так что тот или иной епископ мог удалиться со всей своей паствой в пустынное место и оставаться там до окончания гонений. Это было совершенно невозможно во время гонений в Советской России, где гонения были повсеместными, непрекращающимися, и в стране не было такого места, где христианин мог бы скрыться.
В основу коммунистической идеологии как аксиома был заложен воинствующий атеизм, исключающий веру в бытие Бога и бессмертие души, что делало невозможным какой-либо идеологический компромисс между христианским и коммунистическим мировоззрением. Это было осознано Церковью и изложено в знаменитом послании Соловецких епископов весной 1927 г.
Положение христиан в России было гораздо хуже положения первых христиан, так как язычники не стремились вторгаться во внутреннюю жизнь самой Церкви. В России же гонителями были вчерашние христиане, и они предприняли не просто шаги к физическому уничтожению Церкви, но и организовали массу церковных расколов, чтобы развалить здание Церкви изнутри.
В эпоху гонений в империи были те, кто отрекся от Христа. Отречение требовалось гонителям как возможность оправдания человека, и гонители стремились создать такие условия, чтобы христианин вслух даже не отрекался от Христа и не приносил жертву богам, а только бы на ухо шепнул, что признает императора и богов, а вслух было бы объявлено, что обвинение в принадлежности к христианству не подтвердилось. Отречение сохраняло жизнь и имущество.
Отпавшие были и во время гонений в России. Однако теперь от них нередко требовали отречься публично с хулением Церкви. Парадоксально, что это отречение или попытка пойти на компромисс с гонителями в большинстве случаев не спасали человека от осуждения на муки, а нередко и на смерть.
Фото: РИА Новости
Святыни и мощи храма
Храм новомучеников и исповедников хранит множество особо почитаемых в России уникальных священных реликвий, мощей и икон. Главной его святыней является сама территория Бутовского захоронения.
Среди святынь выделяют:
- поклонный крест, установленный в зоне захоронений;
- большой Бутовский крест, изготовленный в Соловецком монастыре (самый высокий в стране), установленный возле храма Воскресения Христова;
- малый крест (соловецкий), находящийся в алтаре верхней церкви;
- крест-мощевик из дерева, находящийся в нижней церкви;
- фрагмент гроба, в котором был похоронен архиепископ Верейский Иларион (В. А. Троицкий) и фрагмент облачения, отданный ему в последний путь митр. Серафимом (Л. М. Чичагов);
- вещи погибших праведников РЦП (письма, документы, предметы быта), хранящиеся в реликварии.
Останки святых (мощи) в любом храме являются источником благодати и дают верующим ощущение присутствия почивших праведников, к коим они обращаются в молитве.
В храмовых иконах Бутовского собора новых мучеников и исповедников РПЦ имеются частички мощей:
- святых Иоанна и Тихона;
- преподобных Серафима Саровского и Сергия Радонежского;
- Лукиана Киево-Печерского;
- Олега Брянского.
Частицы мощей св. новомучеников и исповедников российских располагаются в специальном раке, установленном в правом приделе верхнего храма.
Среди них мощи:
- Иоанна Рижского и Петра Воронежского;
- Афанасия Ковровского и Петра Великодворского;
- Георгия Даниловского и Севастиана Карагандинского;
- Агафангела Ярославского и Илариона Верейского;
- Константина Богородского и Георгия Тутаевского;
- Великой княгини Елисаветы и Инокини Варвары.
В храме имеются уникальные иконы.
К наиболее чтимым относят образы:
- новомучеников и исповедников российских;
- Бутовских новомучеников;
- «Бутовские» образы Николая Угодника и Серафима (Чичагова);
- царственных страстотерпцев семьи Романовых;
- Сергия Кедрова;
- некоторых Тверских святых;
- Пресвятой Богородицы (Казанский образ).
Расстреливали и подростков, и стариков
В связи с тем, что предполагалось уничтожить большое число осужденных, инструкции по проведению этой операции предусматривали необходимость подготовки специальных мест для приведения в исполнение смертных приговоров и захоронений убиенных. В основном эти места создавались за пределами городов, и практически у каждого областного города такие места были созданы. В Москве основным местом, где в 1937-38 годах производились расстрелы, стал Бутовский полигон.
Он расположен к югу от Москвы около Варшавского шоссе. В настоящее время граница города проходит прямо по границе бывшей спецзоны, но в середине ХХ века граница Москвы находилась примерно в 10 километрах. В начале прошлого столетия здесь располагалась большая усадьба с конным заводом. После революции конный завод перешел в ведение Красной Армии и быстро был разорен. В середине 30-х годов его сотрудники и жители бывшей усадьбы были в срочном порядке выселены, и было объявлено, что здесь создается стрелковый полигон для испытания оружия. Территория площадью около 2 квадратных километров была огорожена колючей проволокой. По ночам сюда стали приезжать автозаки, были слышны выстрелы и крики.
Бутовский полигон стал крупнейшим в Московском регионе местом массовых расстрелов и захоронений жертв террора середины ХХ столетия. По официальным данным расстрелы на полигоне происходили с конца 1935 г., и по свидетельским показаниям вплоть до конца 40-х – начала 50-х гг. здесь производились захоронения умерших и расстрелянных в московских тюрьмах. Общее количество захороненных неизвестно, но только в период с 8 августа 1937 г. по 19 октября 1938 г., т.е. в период «Большого террора», по имеющимся документам здесь было расстреляно и захоронено 20 762 человека.
В отдельные дни расстреливали по 100, 200, 300 человек. 28 февраля 1938 года было расстреляно 562 человека.
Основную часть расстрелянных составляют жители Москвы и Московской области, но вместе с ними пострадали жители других областей и бывших республик Советского Союза, а также граждане и выходцы из Германии, Польши, Франции, США, Австрии, Венгрии, Италии, Греции и других стран. Вслед за русскими, которые составляют большинство убиенных, следуют латыши, поляки, евреи, украинцы, немцы, белорусы. Всего же среди жертв полигона представители более семидесяти национальностей.
Среди расстрелянных преобладают простые крестьяне и рабочие, которых арестовывали иногда целыми семьями. Расстреливали и подростков 13-15 лет, и 80-летних стариков. Подавляющее число пострадавших – беспартийные, имевшие низшее образование или вовсе неграмотные. Но наряду с ними немало ученых, деятелей искусства и культуры, бывших государственных и общественных деятелей, военных.
Около тысячи убиенных были осуждены на смерть за принадлежность к Русской Православной Церкви. Это 7 архиереев, 500 священнослужителей, монахи и монахини, церковные старосты и активные миряне. 332 из них прославлены в лике святых.
Фото: patriarchia.ru
Возглавляет сонм Бутовских новомучеников священномученик Серафим (Чичагов), митрополит Петроградский. Следует отметить, что владыка Серафим не только старший по сану среди убиенных в Бутове священнослужителей, но и самый старший по возрасту из всех расстрелянных на этом месте. В 1937 году ему было более 82 лет. Он уже не мог ходить, и при аресте, чтобы его доставить в тюрьму, была вызвана карета скорой медицинской помощи. Из дома его выносили на носилках. Владыка происходил из древнего аристократического рода, и среди его предков были известные в российской истории адмиралы и генералы. Сам он начал свою деятельность также военным, но после участия в Русско-турецкой войне 1876-78 годов вышел в отставку и принял священство. После смерти супруги был пострижен в монашество, и затем стал архиереем.
Митрополит Серафим (Чичагов)
Владыка был очень одаренным человеком. Был живописцем и иконописцем, талантливым музыкантом и даже композитором, занимался медициной. В историю Православной Церкви он вошел благодаря тому, что в значительной степени именно его трудами был прославлен в лике святых великий русский святой, преподобный Серафим Саровский. В годы советской власти митрополит Серафим неоднократно подвергался арестам и гонениям. Во время церковных нестроений он был стойким борцом за сохранение единства Церкви. Оценивая постигшие Русскую Церковь гонения, сщмч. Серафим говорил: «Это золото очищается в горниле испытаний».
Большинство же пострадавших в Бутове священнослужителей были простыми приходскими священниками, которые честно исполняли свой священнический долг и были верны Христу даже до смерти. Подавляющее число из них пережили гонения, аресты, тюрьмы и лагеря. Некоторые из них, как например сщмч. Аркадий (Остальский), епископ Бежецкий, побывали и на Соловках. Благодаря вере в Бога они ясно понимали причины происходящих катастрофических событий. На вопрос следователей об их отношении к советской власти, а именно ответ на этот вопрос был главным, краеугольным во всем следственном процессе, многие из них отвечали, что советская власть послана русскому народу за грехи, в первую очередь за вероотступничество, но, как всякая земная власть, она является временной, и придет время, когда на Руси вновь будут открываться храмы.
Приход и хор храма
Приход храма является община. Прихожанами называют людей, приходящих в храм на богослужение. Церковные службы проводятся священнослужителями, а вот верующие принимают в них участие молитвой и пением.
В Божественной литургии принимает участие церковный хор. Руководителем мужского хора является псаломщик храма Андрей Марков.
Прихожане любят посещать службы с пением этого хора, называя его спокойным, внятным и благоговейным.
Воскресная школа
Главным направлением деятельности РПЦ является обучение основам православия. Для духовного и нравственного воспитания, а также для религиозного обучения в Бутовском храме действует 117 воскресная школа, аттестованная по этому разряду в 2015 г. В качестве духовного наставника школы выступает настоятель храма Кирилл Каледа.
Педагогический состав школы состоит из 12 преподавателей и 4 руководителей кружков. Директором является Артамонов Вячеслав Борисович. Обучение бесплатное. Кружки, обед и учебные пособия оплачиваются.
В школе 5 классов:
- дошкольный (для детей в возрасте до 7 лет);
- для учащихся начальных классов (7-8 лет);
- для средних классов (от 9 до 11 лет);
- класс старшеклассников (12-16);
- взрослая группа (с 17 лет).
Все обучаются в одно время, у каждой возрастной группы имеется свой класс (комната). Основные уроки проводятся по воскресениям, после Божественной Литургии и трапезы. Между занятиями проводится чаепитие.
Расписание занятий:
Группы | Уроки | Время | Преподаватели |
Подготовительная | Православные традиции в русской культуре | 12.05-12.40 | Ольга Дмитриевна (куратор группы), Нина Сергеевна |
2Пение | 12.45-13.10 | Светлана Олеговна | |
Танцы | 13.10-13.45 | Нина Сергеевна | |
Начальная школа | Ветхий Завет | 12.00-12.30 | Надежда Андреевна (куратор) |
Рисование | 12.30-13.00 | Анна Юрьевна | |
Пение | 13.15-13.45 | Светлана Олеговна | |
Средние классы | Евангельская История | 12.00-12.45 | Дмитрий Николаевич (куратор) |
Рукоделие | 13.00-13.45 | Александра Юрьевна | |
Старшие классы | Беседы о христианской жизни | 12.00-12.45 | Вячеслав Борисович (куратор группы) |
Духовные смыслы русской поэзии | 13.00-13.45 | Александр Иванович | |
Взрослые | Изучение Священного Писания | 12.00-13.00 | Священник Артемий Диакон Дмитрий |
Воскресные беседы | с 13.15 | Священник Иоанн |
Учебные занятия ведутся с 1 сентября по конец мая согласно установленному расписанию.
Каждую субботу работают кружки:
- ИЗО;
- танцы;
- шахматы;
- футбол.
Помимо основных уроков, проводятся занятия для будущих мам и дошкольников.
Престольные праздники
Поскольку в храме насчитывается 8 престолов, то и престольных праздников больше, чем в иных приходах:
- Собор Св. Новомучеников – 7 февраля.
- Собор Бутовских новомучеников – в четвертую субботу после Светлого Христова Воскресения.
- Собор всех святых – 2-е воскресенье после Пятидесятницы.
- Воскресения Христова – понедельник Пасхальной недели.
- Чудотворной иконы Богородицы (Державной)» – 15 марта.
- Память свт. Иоанна Шанхайского совершается 19 июня; 29 сентября отмечается день обретения его мощей.
- Свт. Тихона – 7 апреля представление, 9 октября прославление.
- 12. ежегодно память митр. Серафима (Чичагова).
- Дни памяти Бутовских мучеников.
Интересные факты про храм, что в окрестностях
Порядок застройки и использования земель в районе храма и захоронений взят на контроль лично Президентом России В.В. Путиным.
Кроме этого, есть много интересных фактов о храмовой истории и его окрестностях:
- На месте Бутовского полигона ранее стояло село Дрожжино.
- Полигонная земля представляет собой огромный погост, где похоронены люди разных национальностей и конфессий. Среди расстреляных к настоящему времени к святым причислено свыше 300 чел.
- Каменный храм построен на средства одного из местных жителей депутата Госдумы О. А. Скорлукова.
- Постройка храма проводилась под руководством А. Н. Оболенского. Главным архитектором и проектировщиком выступал М. Ю. Кеслер. Эскиз предоставил А. С. Тутунов.
- На территории храма имеется музей в память о пострадавших в Бутово.
- В 2021 г. на территории полигона открылся мемориальный монумент. Длина памятника 300 м, высота 2 м. Представляет собой символический «расстрельный ров», с установленными вдоль него гранитными плитами. На поверхности плит высечено 20762 имени убитых здесь.
- Каждую зиму в окрестностях храма устанавливаются ледяные иконы и скульптуры.
- Кирилл Каледа приходится внуком протоиерея В. Амбарцумова, расстрелянного на Бутовском полигоне.
Мемориал
С конца 1997 г. в здании администрации деревни Дрожжино, около входа на полигон, стали проходить заупокойные службы.
На территории полигона расположены стенды с поименным перечислением 935 убитых служителей и прочих членов Русской православной церкви. Мемориальный комплекс открыт для посещений по выходным дням.
Вход на ухоженную территорию свободный. Каждый год сюда приезжает более 10 тыс. человек. Люди посещают достопримечательность, как в составе паломнических групп, так и небольшими партиями. Группы паломников принимаются каждый день с 10:00 до 15:00 часов, по предварительной записи.
Экскурсия по мемориальному комплексу занимает 1,5 — 2 часа. Она включает в себя посещение территории захоронений и приходских храмов, повествует об истории Бутовского полигона, периоде массовых репрессий и гонений на Русскую Православную Церковь в XX столетии.
Уточнить интересующую информацию о дате проведения экскурсии или времени ее выполнения, можно позвонив по телефону.
Информация для паломников
Для многочисленных паломников организованы плановые экскурсии.
В них входит:
- Обход братских могил и осмотр храмов с экскурсоводом.
- Историческая справка о Бутовском захоронении и периоде сталинских репрессий.
Программа разработана для всех категорий экскурсантов (паломнических групп, школьников и прочих) и занимает около 2-х часов. Экскурсии возможны только по предварительному согласованию (не позднее, чем за неделю до предполагаемой даты).
Где находится, что в окрестностях, как добраться
Храм новомучеников и исповедников российских в Бутово располагается по адресу: РФ, Московская обл., Ленинский округ, поселок Бутово, ул. Юбилейная, дом 2.
Добраться сюда из Москвы можно:
- Электричкой до ст. «Бутово». Затем пешком 1,5 км.
- Автобусом:
- От станции метрополитена «Бульвар Дмитрия Донского» до остановки «Новоникольское» (№18 и №108) и до остановки «2-я Мелитопольская» (№94). От остановок требуется пройти пешком чуть меньше километра.
- От станций метро «Пражская», «Южная», «Аннино» и «Улица академика Янгеля» до ост. «Новоникольское» (№249). Затем пешим ходом.
Даже спустя более 80 лет после трагедии на Бутовском полигоне не прекращаются работы по сохранению в истории имен жертв геноцида. Общиной храма ведется работа по привлечению волонтеров в деятельность по прославлению подвига новомучеников и исповедников российских. Всю необходимую информацию можно найти на официальном сайте.
Результаты переписи 1937 года признали вредительскими
Наиболее жестокими стали гонения, которые произошли в 1937-1938 гг., когда руководство Советского Союза провело так называемую операцию по борьбе с «врагами народа», вошедшую в историю как «Большой террор». Несомненно, что события 37-38 годов были результатом продолжающейся борьбы за власть между Сталиным и различными группировками партийной верхушки, а также борьбой разных кланов, сформировавшихся к этому времени внутри аппарата НКВД. Вместе с тем нельзя оставить без внимания мнение некоторых историков (Зубов А.Б., игумен Дамаскин (Орловский), Чумакова Т.В.), которые считают, что репрессии 1937-1938 гг. были ответом на результаты переписи населения начала 1937 г.
В 1937 году руководство страны готовилось отметить двадцатилетие большевистской революции. В январе юбилейного года была проведена перепись населения, целью которой было показать прогрессивное развитие социалистического общества. Перепись проводилась в Рождественский сочельник, 6 января. Одним из вопросов, который был включен в анкету, был вопрос об отношении к религии. Ожидалось, что верующими себя признают небольшое число граждан, и это будет свидетельствовать об идеологической победе большевизма.
Но к удивлению Сталина и его соратников, 44% населения заявило, что они христиане, 13% признали себя сторонниками других религий, преимущественно мусульманами. Неверующими себя назвало меньшинство – 43,3%.
Массовость положительного ответа на вопрос об отношении к религии ясно свидетельствует о том, что вера у большинства людей в момент переписи была столь сильной, что они предпочли лучше попасть в лапы палачей, нежели прогневать Бога отступничеством от веры. Такое открытое признание веры после многих лет кровавых гонений на религию стало уникальным в мировой истории одновременным массовым исповедничеством десятков миллионов людей разных вер и национальностей, ведь опрос не был анонимным, ответы заносились в личный переписной лист, с именем и адресом каждого.
Российский историк профессор А.Б. Зубов в связи с этим пишет:
«Перепись января 1937 года дает уникальный в мировой истории факт одновременного массового исповедничества десятков миллионов людей разных вер и национальностей, … после бесконечных репрессий, чинимых большевиками. Тоталитарная диктатура раздробила российское общество, уничтожила в нем любые содружества и организации, но она еще не смогла подавить дух людей, и те в одиночку или на семейном совете делали судьбоносный выбор между отречением от Бога и, следовательно, в религиозной системе координат, вечной гибелью и исповедничеством своей веры и, как результат, почти неизбежными страданиями и даже смертью от рук безбожников-большевиков. И 55 миллионов граждан России не испугались застенков и плахи».
Результаты переписи были признаны вредительскими, и ее организаторы репрессированы. На февральском пленуме партии большевиков принимается решение о проведении массовых репрессий. В июле наркомом внутренних дел Ежовым издается оперативный приказ № 00447 о проведении операции по репрессированию бывших кулаков, церковников, дворян и других «антисоветских элементов». Беспрецедентность этого приказа заключалась в том, что в нем была дана разнарядка по регионам, какое количество людей необходимо арестовать и какое число из арестованных должно быть расстреляно. Операция продолжалась с августа 1937 по октябрь 1938 г. В результате в 1937 и 1938 годах было арестовано 1 500 000 человек, из них почти 700 000 расстреляно. Вынесение смертных приговоров в большинстве случаев производилось несудебными органами, тройкой или вообще «особым совещанием», состоявшим из двух человек. Приговоры выносились заочно, т.е. без вызова обвиняемого, а также без участия защиты и обвинения, обжалованию приговоры не подлежали. Специально указывалось, что приговоры к расстрелу должны приводиться в исполнение «с обязательным полным сохранением в тайне времени и места приведения».