Храм Стефана Пермского в Южном Бутово, Москва. Расписание богослужений, история, фото, адрес, как добраться


Свт. Стефан Пермский

Стефан Пермский
(ок. 1340 — 1396), епископ Великопермский, святитель, просветитель Перми, апостол зырян Память 26 апреля, в Соборах Архангельских, Коми, Московских и Радонежских святых

Родился около 1340 года в городе Устюг в семье причетника Симеона. Когда будущей матери святого, Марии, было еще три года, устюжанин святой Прокопий юродивый предсказал ей рождение святого сына [1]. Под влиянием своей благочестивой матери, обладая большими способностями, Стефан с юных лет проявлял необыкновенное усердие к служению Церкви: в один год выучился читать и помогал отцу в церкви при богослужении, исполняя должность канонарха и чтеца.

В молодости святой принял иночество в монастыре в честь святителя Григория Богослова в Ростове. Монастырь славился богатым книжным собранием. Святой Стефан хотел читать святых отцов в подлиннике и для этого изучал греческий язык. В юности, помогая отцу в церкви, он часто беседовал с зырянами. Теперь, овладев богатой церковной культурой, святой Стефан горел желанием обратить зырян ко Христу.

Для просвещения зырян будущий святитель составил азбуку их языка и перевел на него несколько церковных книг. Для составления зырянской азбуки он воспользовался денежными значками зырян, которые они вырезывали на тонких четырехугольных палочках (пасы). Ростовский епископ Арсений (1374-1380) посвятил его в сан иеродиакона. Приготовив себя к миссионерской деятельности, святитель Стефан явился в Москву в 1379 году к Коломенскому епископу Герасиму, который управлял тогда делами митрополии, и просил его: «Благослови меня, Владыко, идти в страну языческую — Пермь. Хочу учить святой вере неверных людей. Я решился или привести их ко Христу, или сложить у них за Христа голову». Епископ с радостью благословил его и посвятил в сан иеромонаха. Он снабдил его антиминсами, святым миром и богослужебными книгами, а великий князь Димитрий Иоаннович дал ему охранные грамоты.

Из Устюга святой Стефан спустился по Северной Двине до впадения в нее Вычегды, откуда начинались поселения зырян. Его встретили крайне враждебно: наметали костер дров, его самого окутали соломой, чтобы сжечь; но никто не посмел подойти к нему с зажженной лучиной. Его кроткий вид и бесстрашие обезоружили зырян, и они сами стали просить его проповедовать им. Много трудов, борьбы, лишений и скорбей вытерпел проповедник веры Христовой, живя среди язычников, поклонявшихся идолам, «огню, воде, деревьям, камню и золотой бабе, и кудесником, и волхвом, и древью».

Особо благоговели зыряне перед так называемой «прокудливой березой». Громадная по толщине и вышине береза [2] росла на возвышенном месте. Зыряне собирались к ней и приносили в жертву добытых зверей. Святой Стефан поставил свою келлию невдалеке от березы и использовал собрания суеверных язычников у дерева, чтобы учить их святой истине. Затем святой Стефан срубил и сжег березу для искоренения суеверия. Зыряне собирались убить его. Святой обратился к ним с проповедью:
«Судите сами, сильны ли боги ваши, когда они не могут защитить себя от огня? Боги ли они, когда так немощны, да и не имеют не только смысла, но и слуха и зрения? И от меня, слабого, не сумело защитить себя ваше божество. Не таковы же ли и все другие боги ваши? Не таков Бог Христианский. Он видит все, все знает и Всемогущ, ибо создал весь мир и о всем промышляет. И как Он благ, особенно к знающим Его! Я желаю вам добра, проповедуя вам Истинного Бога. Он будет любить вас, будет благотворить вам, когда станете чтить Его искренне».
На месте «прокудливой березы» святой Стефан построил храм в честь Архангела Михаила, низложителя духов тьмы.

Крестившиеся зыряне сами стали истреблять то, чему раньше поклонялись: рубили священные деревья, сокрушали идолов; богатые дары, предназначенные для языческих жертвенников, они приносили святому Стефану. Он велел служившему при нем зырянину Матфею все предавать огню и лишь дозволял употреблять полотно на обвертывание ног.

Но окончательный перелом в зырянах произошел после того, как святой Стефан посрамил их главного жреца Пама [3], который восстал против распространения святой веры. Жрец вступил в спор со святым Стефаном. «У вас, христиан, — говорил Пам, — один Бог, а у нас много помощников и на суше, и на воде, подающих нам счастливую ловлю в лесах и ее избытками снабжающих Москву, орду и дальние страны; они сообщают нам в волхвовании тайны, недоступные вам». Святой Стефан отвечал, что Истинный Бог — один; Всемогущество — одно, а бессилие богов-идолов очевидно по опыту. После долгих споров жрец Пам в оправдание своей веры вызвался пройти сквозь огонь и воду и того же потребовал от святого Стефана. «Я не повелеваю стихиями, — смиренно отвечал святой Стефан, — но Христианский Бог велик: иду с тобой». Пам затрепетал и молил избавить его от верной смерти. «Вы свидетели, — сказал святой Стефан собравшемуся народу, — сам он потребовал решить спор о вере огнем и водой и однако не хочет креститься. За кого считать теперь Пама? Что с ним делать?» «Обманщика предать смерти, — ответил народ, — если отпустить Пама, он наделает тебе пакостей». «Нет, — ответил святой, — Христос меня послал не предавать кого-либо смерти, а учить. Пам не хочет принять спасительной веры, пусть его упорство накажет его, но не я». Пам был выгнан. В благодарность Господу за победу над главой язычников, святой Стефан построил на Вишере храм в честь святителя Николая. После этого проповедь святого о Христе стала идти все успешнее.

В 1383 году святой Стефан был поставлен митрополитом Пименом во епископа Пермского. Как любвеобильный отец он неустанно заботился о своей пастве. Для утверждения в вере новообращенных святитель Стефан при храмах открывал училища, где священные книги изучались на пермском языке. Святитель присматривался к учащимся, учитывал их способности с тем, чтобы из них ставить священников и диаконов. Некоторых учеников святитель Стефан научил писать по-пермски. Святитель строил церкви, в которых ставил священников из зырян, ввел богослужение на зырянском языке. Святитель Стефан перевел на зырянский язык Часослов, Псалтирь, избранные чтения из Евангелия и Апостола, Паремийник, Стихирарь, Октоих, несколько праздничных служб и Божественную литургию.

Во время неурожая Святитель снабжал зырян хлебом, много раз избавлял их от насилия и взяток тиунов, облегчал им подати, защищал от нападений других племен, ходатайствуя за них в Москве. Плодом его подвигов и добродетелей стало обращение всей обширной Пермской земли к Христианству — сам он крестил население Малой Перми (позже — Коми край, т.е. бассейн реки Вычегда) [4], а далее Веру распространили его ученики и последователи. Это великое дело было совершено силой веры и христианской любви. Жизнь святителя — это победа веры над неверием, любви и кротости — над злобой и нечестием.

Умилительно «заочное свидание» святителя Стефана Пермского с преподобным Сергием Радонежским, бывшее в 1390 году во время путешествия святителя в Москву по церковным делам. Святитель Стефан горячо любил Радонежского подвижника и очень желал повидаться с ним на пути из Пермской земли, но не мог исполнить этого из-за недостатка времени. Находясь в 10 верстах от монастыря преподобного Сергия, святитель Стефан, помолившись, обратился в сторону обители и с поклоном произнес: «Мир тебе, духовный брате!». Преподобный Сергий, который сидел вместе с братией за трапезой, встал, помолился и, поклонившись в ту сторону, где проезжал святитель, ответил: «Радуйся и ты, пастырю стада Христова, и мир Божий да пребывает с тобой!». О глубокой духовной связи святителя Стефана Пермского и Преподобного Сергия Радонежского свидетельствует и ныне особая повседневная молитва к ним на братской трапезе.

Кроме устройства церквей, святитель Стефан основал для зырян и несколько монастырей: Спасскую Ульяновскую пустынь в 165 верстах от Усть-Сысольска, Стефановскую — в 60 верстах от Усть-Сысольска, Усть-Вымскую Архангельскую, Яренскую Арханхельскую.

Святителю Стефану приписывают также написание нескольких икон. Самая известная из них — «Зырянская Троица» с обширной надписью стефановской азбукой на коми языке [5].

В 1395 году святитель Стефан снова отправился в Москву по делам паствы и здесь скончался 26 апреля 1396 года.

Храм Стефана Пермского сегодня

Храм Стефана Пермского находится в очень живописном месте Южного Бутова. В 750 м к югу от храма находится ст.м. «Бунинская аллея», а прямо за ней протекает небольшая река Корюшка.

Храм назван в честь епископа русской церкви Стефана Пермского. Этот праведный человек жил в начале XIV в. и всю свою жизнь служил в Пермской епархии. Его авторству принадлежит труд по переводу древнепермской письменности на русский язык.

Также руке Стефана Пермского принадлежит икона «Святая Троица», написанной после 1379 г. Искусствоведы считают эту икону изводом «Троицы» Андрея Рублева. В округе существует всего лишь только 3 православных храма, что делает Храм Стефана Пермского важным элементом в сохранении и укреплении христианства на юге Москвы. Все они относятся к юго-западному викарианству Московской епархии.

Собеседник Сергия Радонежского

В Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры помещена интересная икона «Святых учеников Сергия». Сонм старцев делится на две части: слева изображено шестнадцать фигур, а справа – пятнадцать. Во главе святителей и преподобных стоит Сергий Радонежский и его преемник Никон. Среди святых есть также игумен Андроник, святитель Феодор Симоновский, преподобный Михей, архимандрит Дионисий, Дмитрий Прилуцкий, Максим Грек, святитель Серапион Новгородский и другие. На иконе старцы изображены вместе, но на самом деле многие из них жили в разные столетия.

Святитель Стефан Пермский также есть на иконе «Учеников Сергия» в Успенском соборе Лавры. Его лик помещен во втором ряду прямо над головой преподобного Сергия. В 1981 году в Русской Церкви установили новый праздник «Собора Радонежских святых». В число этих святых попали не только ученики преподобного Сергия, но и все праведники, как-либо связанные с Троицкой обителью. К Радонежским святым относят и особый ряд «собеседников» преподобного Сергия. Они были не учениками, а современниками и единомышленниками преподобного. К числу таких «собеседников» относится святитель Стефан Пермский.

Встреча и беседа двух святых XIV века произошла на расстоянии примерно десяти километров: Сергий находился в своем Троицком монастыре, а Стефан у деревни Рязанцы. В 1390 году Стефан проходил недалеко от Троицкой обители по пути в Москву из Пермской земли. Он решил не заходить в сам монастырь, а остановился, произнес молитву и поклонился в сторону обители со словами: «Мир тебе, духовный брат!». Преподобный Сергий в это время сидел за трапезой с другими иноками. Он почувствовал приветствие Стефана, встал из-за стола и произнес: «Радуйся и ты, пастух Христова стада, и мир Божий пусть будет с тобой!». Сидевшие за столом удивились, что наставник поприветствовал кого-то невидимого. Сергий объяснил монахам: «Встал я, когда епископ Стефан шел по дороге к городу Москве и напротив монастыря нашего поклонился Святой Троице и нас, смиренных, благословил».

На месте, где остановился и поклонился Сергию святитель Стефан, установили памятный крест, а потом и часовню. До революции 1917 года в память об этом чуде в Троице-Сергиевой лавре соблюдался особый обряд. В праздничные дни за трапезой во время третьего блюда монахи при звоне колокольчика вставали, молились и говорили «аминь».

История основания, строительства

Храм Стефана Пермского в Южном Бутово был построен в рамках городской программы возведения 200 храмов на территории столицы и ее прилегающих районов. Закладка первого камня состоялась 28 сентября 2011 г.

Некоторые статистические данные:

  • Площадь занимаемого участка — 0,99 га.
  • Общая площадь основного здания — 826,5 км.в.
  • Дом притча с хозяйственным блоком – 1389,8 кв.м.
  • Общий строительный объем – 11890,6 кв.м.
  • Площадь застройки — 1371,9 кв.м.

На торжественном открытии патриархом Кириллом при присутствии видных духовных и мирских лиц из числа городской управы была совершена божественная литургия и храм стал открыт для прихожан.

Московская церковь святителя Стефана Пермского при 1-й мужской гимназии на Волхонке

Святитель Стефан Пермский

Во имя св. Стефана Пермского, просветителя зырян, в старой Москве был освящен домовый храм при знаменитой 1-й мужской гимназии на Волхонке, от которой ныне уцелело лишь здание. Освящение этого гимназического храма имело глубокий символический смысл.

Св. Стефан Пермский, «просветитель Перми и апостол зырян», был одним из самых прославленных в древности русских святых. Он родился около 1340 года в Устюге, в благочестивой семье причетника местной церкви и очень рано проявил желание к знаниям. Всего за год способный мальчик выучился читать Священные книги и стал помогать отцу чтецом на Богослужениях. Там, в церкви, он и познакомился впервые с зырянами, – местным, тогда еще языческим населением далекой пермской области.

Уже в молодости св. Стефан принял иноческий постриг в ростовском монастыре св. Григория Богослова, где он провел долгих тринадцать лет. Там он полностью посвятил себя учению, и, желая читать творения Святых отцов в подлиннике, изучал греческий язык – благо монастырь славился своей богатейшей библиотекой. Мечтой св. Стефана стало обратить зырян, запомнившихся с детства, в христианство, и он окончательно избрал для себя путь миссионерства. За благословением св. Стефан в 1379 году пришел в Москву. «Я решился или привести их ко Христу, или сложить у них за Христа голову», – молвил он епископу Коломенскому Григорию, управлявшего тогда делами митрополии. Епископ с радостью благословил его на проповеднический подвиг и дал ему в путь святое миро, Богослужебные книги и антиминсы, а великий князь св. Дмитрий Донской пожаловал святителю охранные грамоты.

К зырянам св. Стефан спустился из Устюга по Северной Двине и поставил свою келью близ самого почитаемого у них идола – «прокудливой березы», которой они приносили жертвы. Здесь собиралось великое множество народу, и было легче всего проповедовать истинную веру. И однажды св. Стефан просто срубил эту священную березу и сжег ее на глазах язычников: «Судите сами, сильны ли боги ваши, когда они не могут защитить себя от огня?» Зыряне не тронули проповедника, многие даже крестились у него в православие, а на том месте, где росла их «прокудливая береза», святитель построил христианский храм во имя Святого Архангела Михаила, Низложителя духов тьмы. Все это вызвало ожесточение у оставшихся в язычестве соплеменников, и особенно у главного жреца по имени Пама. Он вышел на спор со св. Стефаном, доказывая превосходство многобожия: «У вас, христиан, один Бог, а у нас много помощников и на суше, и на воде». И предложил святителю вместе с ним пройти языческое испытание сквозь огонь и воду. «Христианский Бог велик: иду с тобой», – ответил св. Стефан, и жрец, вдруг страшно испугавшись, стал просить избавить его от неминуемой смерти в огне. Потрясенные зыряне изгнали Паму, и в благодарность Богу за победу и спасение св. Стефан устроил там, на Вишере, еще один православный храм во имя св. Николая Чудотворца.

Бог спас своего верного святителя – его жизнь прошла и кончилась мирно. Зыряне любили его, почитали и слушали. В 1383 году св. Стефан был поставлен епископом Малой Перми. Он создал зырянам письменность, азбуку, переводил на местный язык Евангелия, Апостол, псалтирь, часослов, Божественную Литургию, устраивал местные монастыри и храмы с училищами, где обучал читать и писать, защищал от чиновнических поборов, и часто ездил в Москву ходатайствовать о своей пастве.

Во время одной такой поездки святителя в Москву в 1390 году, он оказался в десяти верстах от обители преподобного Сергия Радонежского. Св. Стефан очень чтил русского святого, но не имел возможности повидаться с ним лично. И тогда он поклонился в сторону Лавры со словами: «Мир тебе, духовный брате!». В это время преподобный Сергий трапезничал с братией: он встал и тоже поклонился в ту сторону, где проезжал св. Стефан, отвечая ему: «Радуйся и ты, пастырю стада Христова, и мир Божий да пребывает с тобой!»

А в 1395 году святитель, вновь приехав в Москву, тихо и мирно отдал в ней душу Богу. Его святые мощи упокоили в кремлевском соборе Спаса на Бору, как ни просили зыряне отдать им тело своего проповедника. В XV веке св. Стефан был причислен к лику святых. И до самой Октябрьской революции посетители Кремля могли поклоняться мощам святого и видеть его посох у гробницы. Горельеф святителя Стефана был помещен на восточном фасаде храма Христа Спасителя, где он изображен со свитком (хартией) созданного им пермского письма. Ныне этот горельеф восстановлен.

Посвящение домового гимназического храма святому просветителю Стефану Пермскому в середине XIX века было связано с историей этой гимназии и с исторической традицией русского образования. Директор гимназии И. Шпеер считал, что вверенное ему учебное заведение произошло непосредственно от академической гимназии Московского университета, открытой и освященной вместе с ним 26 апреля 1755 года, в праздник св. Стефана Пермского. И хотя это мнение было неверным, посвящение храма чудесным образом не оказалось ошибкой.


Вид здания 1-й мужской гимназии с Волхонки. 1979 г. www.temples.ru

Действительно, самая первая отечественная гимназия открылась при Московском университете в апреле 1755 года и просуществовала до 1830 года. 1-я мужская гимназия, возникшая самостоятельно от нее в начале XIX века, тоже считалась лучшей в Москве по уровню образования и престижности. Так что посвящение домового храма при главной московской гимназии продолжало славную традицию русской высшей и средней школы. Кроме того, целью 1-й гимназии было подготовить своих воспитанников в Московский университет, который, в свою очередь, возвращал ей прекрасных педагогов, но история возникновения этой гимназии имела к нему лишь косвенное отношение.

Считается, что самой первой предшественницей московской классической гимназии была знаменитая гимназия пастора Эрнста Глюка, плененного под Мариенбургом вместе со своей кухаркой, Мартой Скавронской, (будущей супругой Петра I, ставшей русской императрицей Екатериной I). Небольшая гимназия разместилась в палатах боярина В.Нарышкина на Покровке, где юношей фактически готовили к петровской службе, обучая их философии, риторики, иностранным языкам, этикету и конной езде. Она распалась через десять лет после смерти своего основателя, в 1715 году. Академическая гимназия Московского университета с дворянским и разночинским отделениями просуществовала до 1812 года, а в 1830 г. была преобразована в Дворянскую гимназию. В 1770-х годах открылся университетский пансион, и многие историки считали, что именно на его базе было создано московское Главное народное училище, потом преобразованное в 1-ю мужскую гимназию. На самом же деле это училище появилось не из университетской гимназии или пансиона, а на основе Высочайшего указа 1786 года. В духе просветительской политики государыни Екатерины II и пресловутой идеи создания «третьего сословия» свободных трудящихся граждан Российской Империи, указ предписывал открыть по всей России народные училища в целях массового образования населения.

Говорят, что царицу навел на эту мысль успех австрийской реформы просвещения, о которой ей рассказал сам император Иосиф II. Однако утвержденный проект, разработанный неуемным И.Бецким, (создателем Смольного института в Петербурге и Воспитательного дома в Москве), не имел ничего общего с австрийским опытом. В России были приняты малые, средние и Главные народные училища в каждой губернии, с разными сроками обучения и количеством дисциплин, где «неимущие могли учиться без платежа, а имущие за умеренную плату». Интересно, что в Главных народных училищах по замыслу учредителей следовало преподавать кроме латинского, «соседственные» иностранные языки, то есть языки стран, граничащих с окрестными областями России: на востоке – арабский и китайский, на юге – греческий, однако эта идея не осуществилась. Трудностью оказалось набрать как учителей, так и учеников. Первые поставлялись в основном из семинаристов, а всесословность учебного заведения вызвала у дворянства неприятие. Купечество же находилось в стадии становления, и многим еще было не до учения.

22 сентября 1786 г., в празднование коронации Императрицы, были открыты Главные народные училища в 25 губерниях, в том числе и в Москве. Тогда для него предоставили владение князя Волконского у Пречистенских ворот на Волхонке (от фамилии этого рода, как известно, произошло название улицы). В 1802 году Главное народное училище преобразовали в Московскую губернскую гимназию, и потом – в 1-ю мужскую гимназию, для которой в начале XIX века и был куплен старинный дом на Волхонке, 16, тоже волею судьбы связанный с императрицей Екатериной Великой.

Ранее этот участок принадлежал княгине А.Г. Волконской, которая продала его другому домовладельцу, П. Ладыженскому, и впоследствии дом перешел к роду Долгоруковых. Когда в 1775 году Екатерина II приехала в Москву на празднование Кучук-Кайнарджийского мира с Турцией и остановилась в Пречистенском дворце, выстроенном для нее из усадьбы Голицыных на Волхонке, 14 (см. 21 сентября), то все близлежащие владения были выкуплены казной для размещения в них императорского двора, приехавшего за государыней из Петербурга. И соседний дом, где потом открылась гимназия, был предоставлен для наследника цесаревича Павла. А покидая Москву, императрица подарила его генерал-фельдмаршалу П.А. Румянцеву-Задунайскому. Дом еще не раз менял своих владельцев, предназначаясь то под казармы, то для дипломатического приема «азиатских посланников», пока не был куплен для 1-й мужской гимназии, и тогда его перестраивал лично Матвей Казаков. Однако вскоре дом сгорел и принял в свои стены гимназию только в мае 1819 года.

1-я мужская гимназия Москвы считалась одной из лучших по качеству образования: гимназистов напрямую готовили как в Московский университет, так и для поступления на государственную службу. До 1828 года четырехлетний учебный курс включал латинский, иностранные языки, историю, начала философии и искусствоведения («изящные науки»), грамматику, и даже политэкономию. Затем срок увеличили до 8 лет и включили закон Божий, логику, словесность и законоведение. Фундаментальная библиотека гимназии насчитывала около 12 тысяч томов. Обучение было платным, и довольно дорогим, но разночинцы платили менее «благородных», и получали от гимназии казенное платье. К тому же половина собранных средств назначалась к премиям лучшим учителям, а из второй платили пособия бедным ученикам. Кстати, гимназистов держали в строгой дисциплине. Им воспрещалось прогуливаться на Кузнецком Мосту и Тверскому бульвару, появляться в трактирах и кофейнях, носить летние «вольной формы» фуражки и цветные или полосатые воротнички рубашек…

Первым директором гимназии стал историк П.М. Дружинин, учительствовал здесь и знаменитый литературный критик Аполлон Григорьев. Но в основном гимназия прославилась именами своих питомцев: историки П. Погодин, С.М. Соловьёв, П.Н. Милюков, писатели А.Н. Островский, Илья Эренбург, поэт Вячеслав Иванов, филолог А.ИСоболевский, философ Владимир Соловьев и князь-анархист П.А. Кропоткин, которому, кстати, не понравилось здесь учиться, Н.И. Бухарин, математик Н.Я. Бугаев, отец Андрея Белого – почти все они отправились отсюда в Московский университет.

В 1831 году для разраставшейся гимназии купили соседний дом на Волхонке, 18, принадлежавший князьям Волконским и перешедший к Ермоловым. (Одно время его снимал отец Александра Герцена, И.А. Яковлев.) В нем разместилась часть гимназических классов, канцелярия и квартира директора. Так гимназия оказалась связана и с именем Пушкина, когда ее директором был Окулов, женатый на сестре ближайшего друга поэта, Павла Нащокина. В свой последний приезд в Москву Пушкин нанес визиты обоим, и посетил Окулова на его казенной квартире 7 мая 1836 года. С 1852 года часть этого дома занимало управление Московского учебного округа.

А уже в октябре 1854 года святитель Филарет, митрополит Московский, освятил домовую церковь гимназии. Интересно, что указ св. Синода об устроении гимназического храма был подписан с Высочайшего соизволения. До 1887 года здесь служили заштатные священники, а в 1889 году учредили собственные штатные должности духовенства. В начале ХХ века староста храма Иван Григорьев благоукрасил его серебряными, с позолотой и эмалью, ризами на образа иконостаса, соорудил красивые Царские Врата, дорогую бронзовую решетку солеи, серебряный позолоченный крест в дубовой оправе и даже провел в храм и в актовый зал гимназии электрический свет. Именно здесь, в актовом зале 1-й гимназии была выставлена картина А. Иванова «Явление Христа народу».

Разумеется, эта гимназия была не единственной в Москве: в середине XIX столетия уже существовали и 2-я гимназия в Елохове, в усадьбе Мусина-Пушкина, и 3-я на Малой Лубянке, и 4-я в доме Пашкова, а потом переехавшая в знаменитую усадьбу Апраксиных на Покровке. В пореформенную эпоху появились и частные мужские гимназии, как Поливанова на Пречистенке и Крейсмана на Петровке. Однако громкая слава все равно оставалась за 1-й на Волхонке, так, что в 1864 году ее, переполненную, пришлось разделить на две и сформировать из ее параллельных классов новую, 5-ю мужскую гимназию с тем же адресом. И тогда ученик Владимир Соловьев, принятый сразу в третий класс 1-ой мужской гимназии, оказался учеником 5-ой гимназии, которую и закончил с золотой медалью, получив безупречный аттестат с правом поступления без экзаменов в любое высшее учебное заведение России, в том числе в Московский университет.

Еще один вклад исторического дома на Волхонке в русское просвещение состоялся в ноябре 1872 года, когда в здании гимназии торжественно открылись Московские Высшие женские курсы проф. Герье – первое в Москве высшее учебное заведение для женщин. (В советское время преобразованы в Педагогический институт им. Ленина, ныне – Московский Государственный педагогический университет.)

Тема женского образования, больная для дореволюционной России, в пореформенную эпоху требовала немедленного разрешения. Государственные женские гимназии создавались с 1862 года Ведомством учреждений императрицы Марии, но с сильными отличиями от мужских. Женщин полагалось учить лишь педагогическим дисциплинам, греческий язык не преподавался. Только одна московская гимназия Фишер работала по программам мужских классических гимназий, с преподаванием древних языков и математики. Поступать же в высшие учебные заведения и главное, в университет женщинам по-прежнему запрещалось даже пореформенным уставом 1863 года. Правительству все же пришлось пойти на уступки в связи с волнениями студентов и нестабильной политической обстановкой. В 1869 году министр народного просвещения граф Д.А. Толстой разрешил открыть в Петербурге и в Москве женские учебные курсы, – в основном педагогические и врачебные. Однако они все не являлись высшими учебными заведениями, давая слушательницам лишь знания в размере мужских гимназий и готовя учительниц начальных классов. Требовался умелый, влиятельный организатор, которым и стал профессор В.И. Герье.

Власти дали согласие на создание в Москве высшего учебного заведения для женщин, но только как частного, а не государственного учебного заведения. И 1 ноября 1872 года на Волхонке состоялось торжественное открытие Московских Высших Женских Курсов, с которых и началось высшее женское образование в России. На открытии выступал с речью сам ректор Московского университета, историк С.М. Соловьев, зачисленный в штат преподавателей наряду с В.И. Ключевским, А.Н. Веселовским и другими университетскими профессорами. Поступить на курсы могла любая женщина, имевшая аттестат о среднем образовании или же выдержавшая вступительные экзамены по истории и литературе. Однако по тем временам блестящее образование мало значило для дальнейшей деятельности выпускниц, так как в университет они не принимались, и не имели диплома, а получали лишь свидетельство о «прослушании» лекций, без специализации.

Тем не менее, авторитет курсов был признан по всей России, программа их впоследствии приблизилась к университетской. Летом революционного 1905 года Герье уволили с должности директора курсов и пригласили В.И. Вернадского, который отказался в связи с избранием его помощником ректора Московского университета. И новым директором курсов стал известный ученый С.А. Чаплыгин, чье имя до сих пор носит скромная улочка на Покровке, ведущая к Большому Харитоньевскому переулку. А спустя два года для курсов стали возводить собственное здание на Малой Царицынской, ныне М. Пироговской улице, где педагогический университет работает и ныне.

24 февраля 1918 года вышел ленинский декрет об отделении Церкви от государства и школы от Церкви. Все домовые храмы в учебных заведениях подлежали ликвидации. В том же скорбном году были закрыты все московские гимназии, и в историческом здании на Волхонке разместился «Китайский университет» (Университет трудящихся Востока). По устным воспоминаниям местного старожила, студенты оного врывались на богослужения в храм Христа Спасителя и заталкивали в подсвечники скатанные бумажные шарики, чтобы верующие не могли поставить свечку. Затем здание сменило еще несколько важных «постояльцев»: в их числе были и Московский лесной институт, и Министерство лесной и деревообрабатывающей промышленности, и редакция научного издания «Литературное наследство», и Академический институт русского языка». Дом не состоял на государственной охране вплоть до недавнего времени, когда был предложен для нее правительством Москвы к празднованию пушкинского юбилея.

Архитектор, внешняя отделка, архитектурный ансамбль

Храм Стефана Пермского в Южном Бутово построен в лучших традициях современной мысли с сохранением традиций, уходящих во времена еще Киевской Руси. Здание имеет в основании квадрат. Его белоснежные стены поднимаются ввысь, перекрываясь арками, на которых зиждется главный луковичный купол в центре и 4 малых купола по углам.

Вертикально вытянутые окна несут в себе ромейский след, ведь христианство на Руси распространилось именно благодаря им. Лишь изредка на крыше встречается светло-зелный цвет, покрывающий арки и контрастирующий с ослепляющей от солнечного света стеной. Строительством храма руководили два архитектора — А.В. Надысев и В.В. Бойко.

Архитектурный ансамбль храмового комплекса включает в себя не только главное здание, но еще и дом притча, церковную лавку, различные хозяйственные здания и даже автомобильную парковку. В шаговой доступности от храма находится небольшой парк.

Краткая история

Первое упоминание о соборе Святого Стефана в Вене в документальных источниках датируется 1137 годом: в них он фигурирует в качестве романской церкви. В середине 12 столетия в Вене насчитывалось всего четыре храма, и только один из них принимал прихожан. Столице срочно требовалась новая обитель, поэтому власти решили возвести собор за городскими стенами. Освящение церкви состоялось уже в 1147 году, но считается, что к тому времени здание не было полностью отстроено. В начале 13 века началось масштабное расширение собора: часть западной стены, выполненной в тот период в романском стиле, уцелела до наших дней. В 1258 году в церкви случился пожар, судя по всему незначительный, так как уже к 1263 году ее восстановили и вновь освятили.

Предположительно, в 1304 году за счет пожертвований герцога Альберта II удалось инициировать строительство восточной части собора. Торжественное открытие знаменитых Альбертовых хоров состоялось в 1340 году. Примерно через столетие была возведена Южная башня храма, которая долгое время считалась самой высокой в Европе. А вот Северную башню, по задумке созданную для симметрии с Южной, так и не закончили. В 1511 году ее строительство заморозили в связи с приближающейся османской угрозой, ввиду чего все силы были брошены на фортификацию городских стен. В 1711 году в Северной башне установили самый тяжелый в Австрии соборный колокол Пуммерин, весом более 21 тонны.

В период Второй мировой войны собору удалось выстоять, не получив серьезных повреждений, но во время наступления советских войск в 1945 году вандалы устроили поджог магазинов, находившихся рядом с храмом. Пламя перенеслось на церковь, в результате чего полностью выгорела ее крыша, были уничтожены многие ценные артефакты и произведения искусства, а также упал колокол с Северной башни. При активной финансовой поддержке федеральных земель сооружение удалось восстановить за 7 лет, и в 1952 году состоялось его торжественное открытие, ознаменованное триумфальным возвращением заново отлитого колокола.

Восстановление этого собора в Австрии продолжается и по сей день. Ущерб, нанесенный храму при пожаре, сегодня четко прослеживается в его обгоревших внешних стенах. Однако реконструкция здания идет полным ходом: уже в этом году в собор должен вернуться отремонтированный орган, пострадавший от огня. Также в ближайшие годы планируется отреставрировать его Северную башню.

Святыни и мощи

Информацию о святынях храма размещена в таблице:


Храм Стефана Пермского, Москва. Икона св.Стефана, епископа великопермского.

Название иконыКоличество молитвДни памяти
св.Стефана, епископа великопермского29 мая
св. Николая, Арх.мир Ликийских, чудотворцу422 мая и 19 декабря
Матроны Московской28 марта, 2 мая, 3 сентября, 5 октября, 22 ноября
Сергия Радонежского318 июля и 8 октября
Равноапостольного Великого князя Владимира128 июля
преп.Стилиана Пафлагонского (Чадозаступника)19 декабря
св.Спиридона Тримифунтского225 декабря

Духовенство, наставники

Протоиерей Владимир Витальевич Ковтуненко. Родился в 1963 г. Учился в физико-техническом институте, служил в ВДВ. Состоит в браке, отец троих детей. С 1994 г. сменил мирскую жизнь на духовную. С 2011 г. по благословению патриарха Кирилла назначен настоятелем храма Стефана Пермского.

Штатным священником храма является иерей Димитрий Олегович Самсонов. Он родился в 1985 г., окончил институт электроники и математики, а в 2013 г. — духовную семинарию. В хиротонии с 2014 г.

При храме также трудятся его казначей Ольга Анатольевна Сигалаева, Воскресной школой руководит директор Наталья Алексеевна Кутикова, а за проведение катехизаторского служения отвечает Ирина Вячеславовна Кухтинская.

Социальная работа, повседневная жизнь

Приход храма ведет тесное сотрудничество с Хатунским Домом-интернатом для пожилых людей и инвалидов. Большинство людей, проживающих там, — одинокие люди, потерявшие связи с родственниками. Духовенство храма оказывает социальную, психологическую и иную посильную помощь этим людям.

Протоиерей храма ведет работу по созданию отряда волонтеров для помощи малоимущим семьям, участия в благотворительных акциях и просто добрых дел. Для вступления в отряд можно заполнить анкету в интернете и связаться с ним напрямую. В храм могут обратиться за помощью бездомные люди, нуждающиеся в лечении или санобработке, а также те, кто по тем или иным причинам оказался без документов.

На территории храма существует и молодежное служение. Духовенство храма пытается сплотить вокруг себя молодежь в виде церковной общины, которая стала бы второй семьей.

Она осуществляет следующую деятельность:

  1. просветительская работа;
  2. миссионерское служение;
  3. социальное служение;
  4. посильная помощь при богослужении;
  5. занятия с учащимися воскресной школы;
  6. хозяйственные послушания в приходе.

Среди молодежи прослеживаются две возрастных группы: 19-21 год и 29-31 год. Работая при храме, молодые люди впитывают в себя познание истинных мирских и духовных ценностей, видят необходимые ориентиры и получают поддержку от духовенства, позволяющую раскрыть внутренний потенциал каждого человека.

Святыни[править]

Икона святителя Стефана Сурожского
Благодаря помощи многих верующих людей и трудам настоятеля храма, протоиерея Стефана, совсем недавно в храме появилось более 150 частиц мощей. Святыни пришли в храм через Иерусалимскую Патриархию, на них есть все соответствующие Грамоты. Это мощи не только многих святых угодников, но даже частица хитона (туники) Спасителя из г. Трир, крест с частичкой древа Животворящего Креста Господня, частица плата Пресвятой Богородицы (в котором была Божия Матерь во время рождения Иисуса Христа) из г. Шартр, а также частицы мощей покровителей детей — прав. Симеона Богоприимца, прп. Стилиана Пафлагонского и свт. Иулиана Кеноманийского…

Часть из мощей уже находятся в одноименных иконах, часть в ковчегах.

Воскресная школа

При храме со дня его основания существует расположенная в доме притча воскресная школа. Основные занятия проводятся по субботам в период с 10 до 16 часов. Светлые, хорошо оборудованные кабинеты, просторный актовый зал, столовая и библиотека — здесь все создано для того, чтобы дети могли каждый день получать новые знания.

Школа рассчитана на 100 учеников, здесь работают 17 педагогов, которые кроме предметов ведут еще творческие кружки.

Основным предметом является Закон Божий, школьники получают углубленные знания по церковной литературе и старославянскому языку. Также ведутся занятия по музыке, работает развивающая программа «Синтез» и урок творчества. В перерывах между занятиями учащиеся трапезничают.

На кружках и секциях ученики школы могут получить дополнительное образование по фортепиано, флейте или шестиструнной гитаре, обучиться вокалу или художественному искусству, развить ораторское искусство, получить навыки вязания крючком, спицами или заняться кройкой и шитьем. Работает театральная студия «Синяя птица».

Кроме занятий в школе проводятся:

  • Чтения докладов и презентаций.
  • Викторины.
  • Музыкально-литературные вечера.
  • Научно-познавательные конференции.
  • Паломнические поездки и экскурсии.
  • Ярмарки творческих работ.

Интересные факты

Примечательно, что при освящении храма непосредственное участие принимал Патриарх Русской Православной Церкви Кирилл. 1 октября 2013 г. епископом Дмитровским Феофилактом был совершен чин малого освящения храма.

В храме действует кружок «Азы православия», где люди, проявляющие интерес к христианской вере, могут познакомиться с церковными Таинствами, пообщаться на библейские темы, узнать о Догматах Богословия и Литургике, а также познакомиться с подвигами веры российских новомученников.

В храме осуществляется прием людей, которые в силу каких-либо обстоятельств отреклись от православной веры, но с течением времени изменили свое решение и желают вернуться в лоно Православной Церкви.

У храма есть свой персональный сайт: svt-stefan_ru. Информация на нем постоянно пополняется, позволяя следить за жизнью и деятельностью храма. Духовенство ведет группу ВКонтакте, где знакомит владельцев страничек этой социальной сети с новостями в жизни храма.

Где находится, что в окрестностях, как добраться

Чтобы добраться до храма на автомобиле, нужно съехать со МКАДа на 35 км и оказаться на ул.Поляны. Следуя по дороге в прямом направлении, необходимо будет свернуть на перекрестке с ул.Академика Семенова, где в здании №3 и находится храм. Недалеко от храма находится ост.«Бартеневская улица».

От ст.м.Ясенево до нее действует автобусный маршрут №165, от ст.м. «Бульвар Дмитрия Донского» автобус №94. Также от ж/д станции Бутово ходит автобус №629 до ст. «Бартеневская улица, дом 57». Если двигаться на метро, то от ст. «Бунинская аллея» до здания можно добраться в течении 10 мин., ведь оно находится в пешей доступности — идти по прямой чуть меньше 1 км.

Отыскать место просто: оно находится возле перекрестка Бунинской ал. и ул. Академика Семенова. Рядом стоят высотные жилые дома, поликлиника и небольшой парк.

Архитектура и внутреннее убранство

Собор Стефана в Вене в Австрии уникален по своей архитектуре, демонстрирует гармоничные комбинации стилей, чему во многом поспособствовало его многовековое строительство и расширение. Храм, возведенный из известняка, занимает площадь более 4200 м². Снаружи его украшают две башни – Южная (Штеффи) и Северная (Орлиная). Штеффи выстроена в готическом стиле, ее высота составляет 136, 4 м – это наивысшая часть всего сооружения. Ее шпиль венчает сфера с двуглавым орлом.

Изначально средневековые архитекторы планировали построить Северную башню по аналогии с Южной. Но ввиду османского нашествия ее так и не достроили. Последний камень был заложен в Орлиную башню в 1511 году, а после, решив не доводить дело до конца, ее попросту увенчали куполом. Сегодня высота этой постройки составляет чуть боле 68 м, а ее главным украшением является гигантский колокол.

Особый интерес вызывает необычная крыша храма, выстроенная под крутым углом (в некоторых частях наклон достигает 80°). Кровля тянется на 111 м, а ее высота составляет 38 м. Уникальность крыши заключается в ее ярких геометрических узорах, для создания которых архитекторы использовали более 230 тысяч разноцветных эмалированных плиток. С южной стороны кровли черепицами вымощена фигура двуглавого орла – символа Габсбургской империи.

Парадный вход в церковь Святого Стефана в Вене, именуемый Порталом Гигантов, декорирован бюстами святых, геометрическим рельефом и фигурами животных. Его название связано с огромной костью, найденной при закладке фундамента Северной башни и якобы принадлежавшей дракону. На самом деле это была мамонтовая кость, что, прочем, не помешало ей долгие годы висеть над главными дверьми обители. Сверху над входом возвышаются две романские башни высотой по 65 м, которые вместе с Порталом Гигантов считаются старейшими частями собора.

Внутри храм Святого Стефана не менее величественен, чем снаружи. Устремленные ввысь арки делят здание на три части, где установлены алтари (в общей сложности 18) и скамьи для прихожан. Главный алтарь, располагающийся в хорах, выполнен из черного мрамора и украшен библейскими картинами. Одной из главных особенностей собора является обилие скульптур и художественных полотен в интерьере. Ценнейшим памятником позднего готического стиля стала ажурная кафедра, созданная в 1515 году и изображающая лики прославленных церковных учителей.

Также Кафедральный собор Святого Стефана в Австрии знаменит своими искусными витражами, переливающимися игривыми бликами в лучах солнца. Большинство представленных стеклянных панно является лишь копией, а подлинные изделия хранятся в городском музее. Тем не менее в соборе оставили пять оригинальных витражей 15 века, изображающих сюжеты из Библии. Говоря об убранстве храма, нельзя не упомянуть и о трех органах, появившихся в церкви в разные периоды. Крупнейший из них насчитывает с десяток тысяч труб и является самым большим органом во всей Австрии.


Выбирайте жилье и узнавайте Цены с помощью этой формы Booking.com

Катакомбы

До середины 18 столетия собор Святого Стефана в Австрии окружали многочисленные кладбища, которые перешли австрийцам еще от римлян. Быть похороненным вблизи святыни всегда считалось большой честью, однако на местных погостах погребали не только аристократов, но и простых горожан. В 1735 году в Вене разразилась бубонная чума, в результате чего прилегающие к собору кладбища закрыли, а останки из захоронений переместили в катакомбы, что находились под храмом. Вплоть до выхода в Вене закона (1783 год), запрещающего погребать людей на территории города, все захоронения организовывались в подземелье собора. Сегодня в них сохранилось более 11 тысяч останков.

Главный храм Австрии является и местом последнего упокоения многих епископов, герцогов и императоров. Именно здесь располагается склеп Габсбургов, где в резных гробницах хранятся останки 72 членов династии. Также в церкви находится усыпальница Фридриха III, на строительство которой ушло почти 45 лет: гроб выполнен из красного мрамора, на котором вырезано 240 фигур. Кроме того, в соборе Св. Стефана установлена гробница Евгения Савойского – величайшего европейского военачальника, спасшего Габсбургов от завоевателей из Франции и Османской империи. В настоящее время любой желающий может посетить катакомбы в составе экскурсии за дополнительную плату.

  • Время работы: Пн. – Сб. — с 10:00 до 11:30 и с 13:30 до 16:30. Вс. — с 13:30 до 16:30.
  • Стоимость посещения: 6 €, детский билет — 2,5 €.
  • Продолжительность: 30 минут

Смотровые площадки

Сегодня у каждого гостя Австрии есть возможность насладиться захватывающими видами на Вену с Северной или Южной башни собора Святого Стефана. С обеих платформ открываются уникальные панорамы на определенные области города. На обзорную площадку в южной части нужно подняться пешком, преодолев 343 ступеньки.

  • Время работы: ежедневно с 09:00 до 17:30
  • Стоимость посещения: взрослый билет — 5 €, детский – 2 €.

Для тех, кто боится высоты, в качестве альтернативной смотровой площадки может выступить Северная башня, где располагается знаменитый колокол. До нее вы сможете добраться на лифте, который поднимет вас на 50 м ввысь.

  • Время работы: ежедневно с 09:00 до 17:30
  • Стоимость посещения: взрослые – 6 €, дети – 2,5 €.

Практическая информация

  • Адрес и как добраться: Stephansplatz 3, 1010 Вена, Австрия. Доехать до собора удобнее всего на метро. В нескольких шагах от церкви Святого Стефана располагается станция Stephansplatz, добраться до которой можно по ветке U1 и U3.
  • Время работы: Пн. – Сб. — с 09:00 до 11:30 и с 13:00 до 16:30. Вс. — с 13:30 до 16:30.
  • Стоимость посещения: бесплатно. Экскурсия с аудиогидом или гидом оплачивается по желанию. Цена – 6 €, для детей – 2,5 €. Аудиогид предоставляется на 23 языках, в том числе на русском.

Также есть возможность приобрести билет «Все включено», в который входит посещение обеих смотровых площадок, катакомб и самого собора с гидом. Цена такого пропуска для взрослых равна 14,90 €, для детей – 3,90 €. При наличии карты Vienna Pass стоимость составит 9,90 €.

Интересные факты

  1. Великий композитор Австрии, Вольфганг Моцарт, венчался в соборе Св. Стефана в Вене в 1782 году, но уже спустя 9 лет здесь же прошли его похороны.
  2. Так как церковь Святого Стефана является символом Вены и Австрии, ее изображение было избрано для австрийских монет номиналом в 10 центов.
  3. Примечательно, что в склепе Габсбургов в храме Святого Стефана хранятся вовсе не тела членов династии. Способ погребения у императорского рода был весьма эксцентричный: ведь они хоронили себя по частям. Из тел покойных изымались внутренние органы, помещавшиеся в специальные урны, которые затем отправлялись в склеп собора Св. Стефана. Сердца же Габсбургов (54 урны) покоятся в церкви Августина в «Крипте сердец». Сами тела без органов хоронили на территории Капуцинеркирхе.
  4. Всего в соборе Святого Стефана в Вене в Австрии насчитывается 23 колокола. Каждый из них осуществляет свою функцию. Новый Пуммерин, отлитый в послевоенный период, занимает второе место по величине в Европе, уступая первенство лишь колоколу Кельнского собора.

Полезные советы

  1. Чтобы максимально проникнуться атмосферой готического собора Вены в Австрии, рекомендуем посетить концерт органной музыки.
  2. Делать фото в соборе Святого Стефана в Вене не воспрещается, однако исключением являются катакомбы, где фотографировать строго запрещено.
  3. Несмотря на то, что Южная башня выше, многие туристы уверяют, что лучшие виды открываются с северной площадки. Подъем к южной платформе осуществляется по узкой винтовой лестнице, где необходимо пройти более 300 ступенек, что может стать для многих настоящим испытанием. Кроме того, обзор с южной платформы возможен только из окон, к которым выстраиваются целые очереди. Северная площадка обустроена на открытом пространстве и виды с нее просматриваются гораздо лучше.
  4. Советуем посмотреть на церковь не только в дневное, но и в вечернее время, когда включается яркая подсветка.
  5. Собор Святого Стефана является одним из главных объектов в Вене, поэтому в нем всегда много туристов. Если вы бы хотели избежать очередей и толкотни, то лучше всего приезжайте в храм к открытию.

Автор: Екатерина Унал

Информация для паломников

В шаговой доступности от храма находятся 3 гостиницы — «Джулия», «Часы Бунинская Аллея» и «Вояж». Суточная стоимость проживания в номерах этих гостиниц варьируется от 1800 до 2000 руб. В храме на ночлег оставаться нельзя, хотя подобные вопросы могут решаться в индивидуальном порядке. Посетить храм для паломников можно в часы его работы.

В церковной лавке при храме можно приобрести освященные свечи, иконы и предметы церковной утвари. Храм Стефана Пермского всегда рад принять прихожан. Наставники рады всем — и тем, кто проживает в Южном Бутово и православным христианам из других уголков мира.

Автор: Михаил Пушкарев

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]