Эдвард Чесноков: Как сотни тысяч православных в Африке могут оказаться России ближе, чем соседи


Православная Африка: христиане из племени масаи

В настоящую африканскую экспедицию отправился корреспондент «НС», чтобы встретиться с христианами из племени масаи и помолиться в православном храме на границе Кении и Танзании, у подножия горы Килиманджаро:

Православные Масаи

(FLV файл. Продолжительность 2 мин. Размер 10.2 Mb)

Масаи — африканское племя проживающее в саванах на юге Кении. Несмотря на развитие современной цивилизации, они практически полностью сохранили свой традиционный уклад жизни, за последнее столетие, под воздействием греческих миссионеров, многие масаи приняли православие, в то время как католицизм и протестантизм так и остались религией «белых» жителей страны. Человек в черном — кенийский священник окормляющий один из масайских приходов.

Богослужение в православном масайском храме

(FLV файл. Продолжительность 4 мин. Размер 20.7 Mb)

Масайское богослужение выглядит очень непривычно, в том числе и благодаря языку суахили, звучащему равно как и масайский весьма экзотично. Вместо привычного запричастного стиха масаи поют под барабаны собственный гимн религиозного содержания.

На территории Кении расположены 59 национальных парков. Какие-то гениальные люди придумали и внедрили систему природоохранных зон еще в колониальные времена и это позволило сохранить уникальную флору и фауну страны в ее первозданном виде

Зебры, слоны, жирафы, антилопы, носороги, львы — спокойно разгуливают по паркам, ничего не опасаясь, так как люди приезжают сюда только для фотоохоты, на сафари

Сафари — это туристическая поездка на джипе по саванне в поиске диких животных. Выходить из джипа строго запрещено — за это даже полагается серьезный штраф. Каждую машину сопровождают рейнджеры с ружьями, чтобы защитить туристов от диких зверей

Как правило, выезды в саванну происходят рано утром и поздно вечером, в то время, когда животные выходят из своих укрытий и в поисках еды переходят с места на место

Большой удачей считается встретить за время сафари всю большую африканскую пятерку: слона, носорога, буйвола, льва и леопарда. Раньше про охотника добывшего хотя бы по одному представителю всей пятерки говорили, что он собрал «большой шлем» африканских трофеев. Но сегодня охота практически полностью запрещена и белые туристы довольствуются шампанским в окружении дикой природы, наслаждаясь колониальным бытом и африканским гостеприимством

На территории национальных парков есть комфортабельные лоджи для европейцев, они окружены забором с электрическим напряжением — то ли от диких зверей, то ли от местных жителей — масаев

Масаи — это полукочевой африканский народ, живущий в саванне. Несмотря на развитие современной цивилизации, они практически полностью сохранили свой традиционный уклад жизни, хотя это и становится все труднее с каждым годом. Они живут общинами-деревнями на территории национальных парков. Когда в Кении развернулся туризм, масаи не смогли воспользоваться выгодой своего контроля над саваннами. Находящиеся у власти племена охотно признали за масаями традиционное «владение» всеми животными и передали им также функцию охраны заповедников, в то время как ограниченная группа менеджеров из «цивилизованного» мира взяла в свои руки индустрию туристских сафари. В итоге, туризм практически не улучшил благосостояние масаев — они не участвуют в разделе высоких доходов от «белого сафари» и живут в большой нищете практически в резервациях

Вместе с православным священником отцом Марком Мванги (настоятелем храма свв.Константина и Елены в городе Илласит) мне удалось съездить в такую деревню

И к моему большому удивлению оказалось, что большинство масаев — христиане. Среди них есть даже и православные. Как рассказал мне отец Марк, он знает как минимум четырех православных священников из племени масаев. На фото: масайская женщина дарит отцу Марку нагрудный крест, который они сплели из бисера к его приезду

.

Внешне масаи очень отличаются от других африканцев — они худые, высокие, с тонкими чертами лица. Одеваются в традиционные одежды — накидки красного и синего цвета, украшают себя плетеными из бисера браслетами и ожерельями. На ногах масаи носят сандалии из автомобильных покрышек

Группа женщин, которые собрались на беседу с отцом Марком расселась под деревом и батюшка сказал им проповедь. «Масаи — по большей части уже христиане, — рассказал мне позже отец Марк, — и их очень легко привести в православие. Дело в том, что мы с масаями очень похожи. И они и мы — православные — крепко держимся традиции. Они понимают почему это важно. Они видят, что я пришел к ним в подряснике, что для меня важна даже эта, казалось бы, мелочь и очень ценят это. Масаи очень простые, добрые, искренние люди, не испорченные цивилизацией»

Старейшина провел нас по деревне, показал как они живут. Несмотря на репутацию масаев как свирепых воинов, в центре их культуры находится скот. Одна из их легенд говорит, что весь скот принадлежит народу масаи, и поэтому все, кто также владеет скотом, должны были когда-то украсть его у масаи. Это не раз приводило к серьёзным конфликтам с другими племенами, когда масаи пытались вернуть «свою собственность»

Хижины масаи построены из высушенного навоза

Обстановка крайне скудна. Пол в хижинах земляной. Окон нет. Еду готовят на открытом огне непосредственно на полу. Электричества никакого нет, конечно. Но обратите внимание, что старейшина подсвечивает себе путь мобильным телефоном — его заряжают в специальных киосках в городе

В отличие от многих других племён, у масаи женщины занимают важное место в культуре и жизни племени. Их легко отличить по выбритой голове, ярким одеждам и бусам. На фото: девушки дезинфицируют дымом сосуды из тыквы для молока. После такой обработки молоко в них хранится два-три дня при температуре на улице 27-30 градусов

Масаи пьют не только молоко, но и кровь коров и коз

Кроме того, для обоих полов практикуется удаление одного из нижних зубов и обрезание. Обрезание выполняется старшими того же пола, при этом мальчики обязаны перенести процедуру без единого звука, а для девочек таких требований нет. Попытки кенийского правительства уничтожить эту практику не увенчались успехом. «Мы с матушкой, — рассказывает отец Марк, — ездим в племя, проводим с масаями разговоры о здорвье, уговариваем отказаться от обрезания или хотя бы дезинфицировать нож, иначе массовые обрезания приводят к распостранению ВИЧ/СПИДа среди молодежи»

Традиции масаев чётко регламентируют их жизнь. Дети воспитываются по возрастным категориям, между которыми установлены традиционные отношения. Юноши и девушки проходят церемонии инициации. Жениться в юном возрасте категорически запрещается, прежде мужчины должны проявить себя в войне и охоте. До недавних пор, чтобы получить право стать воином (мораном) молодой масай должен был убить льва. Официально эта практика больше не применяется, хотя, по некоторым сведениям, она продолжает существовать

Красивые одежды и бусы — это не маскарад ради нашего с отцом Марком приезда. Масаи действительно постоянно ходят, ездят на велосипеде в магазин и пасут стадо именно в такой одежде. Кроме того, мужчины обычно носят при себе нож и палку

Храм свв.Константина и Елены на границе Кении и Танзании, где отец Марк настоятель — местный церковный социальный отдел. При храме отец Марк организует массовый бесплатный медицинский прием (медицина в Кении платная, поэтому далеко не у всех есть возможность встретится с доктором), окормляет 60 сирот, устраивает встречи групп взаимопомощи для больных СПИДом, миссионерствует среди масаев, которые с радостью по его приглашению приходят на воскресную службу

.

Храм отца Марка построен из гофрированного железа, пол земляной, электричества нет

Русское золотое облачение мы привезли батюшке из Москвы — оно было куплено в том числе на пожертвования читателей журнала «Нескучный сад». Отец Марк очень благодарил, сказал, что будет молиться за всех жертвователей! И даже признался, что никогда в жизни такой красоты не видел: «Как у Патриарха!» В Кении очень трудно купить православное облачение — нет подходящих материалов, мало кто умеет шить фелони. Обычно священник десятилетиями служит в одном и том же облачении, пока оно не износится до дыр

Отец Марк читает Евангелие на местных языках — на суахили, масаи и кикуйю

Прихожане сами поют службу. Хора нет. Все знают слова наизусть

На доске написаны отрывки из Евангелия, которые будут прочитаны на литургии

Масаи в храме

Одна из наиболее важных частей православного богослужения в Африке — проповедь

Литургия и Священное Писание пока что переведены только на суахили, поэтому отцу Марку приходится переводить и растолковывать смысл прочитанных отрывков для масаев — на их язык, для кикуйю — на их

Масаи выглядят несколько экстравагантно в православном храме, но слушают проповедь с большим интересом, кивают священнику, соглашаются с ним

В православных храмах в Африке есть стулья и скамейки на которых можно сидеть во время проповеди и чтения Апостола

Отца Марка поразило известие о том, что в России в храмах нет скамеек. Он просил нас рассказывать об этом на всех встречах, дополняя эту мысль тем, что вот, дескать, в России верующие люди, стоят в храме, перед Богом! Вот это вера, вот это православие! Не то, что мы здесь расслабленные совершенно… На фото: земляной пол в алтаре храма

Жертвенник

Великий вход по греческой традиции совершается по периметру всего храма

Подростки и дети в храме ведут себя очень спокойно, не бегают, не шумят, даже не плачут. А молодежь следит за службой по книгам

.

.

После окончания службы мы раздали всем прихожанам иконочки и крестики, которые были куплены на собранные в Москве пожертвования

Оказалось, что практически ни у кого из православных прихожан нет нательных крестиков — их просто негде взять и не на что купить. Мы все-таки очень недооцениваем имеющееся у нас Софрино…

Тем временем, приходские активистки приготовили для всех угощение

После трапезы старейшина масаев поблагодарил батюшку за приглашение в храм

.

Гора Килиманджаро — самая высокая гора в Африке. Ее прекрасно видно в Кении, хотя гора расположена в соседней стране — в Танзании. Ученые не верили путешественникам, что ее вершина покрыта снегом до тех пор, пока не были сделаны первые фотографии. Невиданное дело — снег на экваторе!

Современное положение[ | ]

Основа миссии — финансовая и духовная поддержка со стороны братских Церквей и обучение студентов из Африки в православных учебных заведениях США и Греции.

С основанием в 1982 году в Найроби (Кения) Православной Патриаршей семинарии (Александрийский Патриархат) имени Архиепископа Кипрского Макария III последняя стала главным источником православного просвещения.

Характерный для стран Африки низкий уровень жизни обусловливает необходимость наряду с миссионерской деятельностью и катехизацией организовывать и медицинские центры, и школы, и технические училища, и аграрные училища, что требует серьёзных дополнительных усилий и затрат.

Крупнейшая православная община Африки существует в Кении, где в начале 2000-х годов насчитывалось около 300 приходов и 67 групп; в их ведении 10 детских садов, 5 начальных школ, одна средняя школа и 3 клиники. Паства насчитывала по данным Всемирного совета церквей — 620 000 человек[6].

В 2021 году Православная Церковь получила официальный статус в Габоне[7].

Ссылки

  • C. Хейз.


    Европа

    Австрия · Азербайджан · Албания · Андорра · Белоруссия · Бельгия · Болгария · Босния и Герцеговина · Великобритания · Венгрия · Германия · Греция · Грузия · Дания · Ирландия · Исландия · Испания · Италия · Казахстан · Латвия · Литва · Лихтенштейн · Люксембург · Македония · Мальта · Молдавия · Нидерланды · Норвегия · Польша · Португалия · Россия · Румыния · Сербия · Словакия · Словения · Турция · Украина · Финляндия · Франция · Хорватия · Черногория · Чехия · Швейцария · Швеция · Эстония


    Азия

    Азербайджан · Армения · Афганистан · Бангладеш · Бахрейн · Вьетнам · Грузия · Египет · Израиль · Индия · Индонезия · Иордания · Ирак · Иран · Йемен · Казахстан · Камбоджа · Катар · Кипр · Киргизия · КНР · КНДР · Кувейт · Республика Корея · Лаос · Ливан · Монголия · ОАЭ · Оман · Пакистан · Россия · Сингапур · Сирия · Таджикистан · Таиланд · Туркмения · Турция · Узбекистан · Филиппины · Япония


    Африка

    Алжир · Ангола · Бенин · Ботсвана · Бурунди · Габон · Гамбия · Гана · Демократическая Республика Конго · Египет · Замбия · Зимбабве · Камерун · Кения · Кот-д’Ивуар · Маврикий · Мадагаскар · Малави · Марокко · Мозамбик · Нигерия · Республика Конго · Судан · Сьерра-Леоне · Танзания · Тунис · Уганда · ЦАР · ЮАР · Эфиопия


    Океания

    Австралия · Новая Зеландия


    Антарктида

    Церковь Святой Троицы · Часовня святого Иоанна Рыльского · Часовня равноапостольного князя Владимира

Возникновение и развитие

Православие в Африке к югу от Сахары появилось разными путями.

Один из путей

— это греческая экономическая иммиграция: диаспоры, которые возникали на протяжении всего XX века, во всё большем числе и по всему континенту. Понятно, что там, где появлялись греки, они обязательно ставили храм — как часть своей религии и культуры. Эти греки, в основном, не занимались миссией, хотя не могли не привлекать интереса африканцев к православию.

Другой путь

— это активная миссионерская деятельность, которую проводят до сего дня Александрийские Патриархи, начиная с Мелетия II (1926—1935). Немалую роль играет братская помощь Элладской, Кипрской, Русской и Финской Церквей, а также Греческой Православной Архиепископии в Америке.

И третий путь

— автохтонный. «Как утверждает Вальберт Бюльманн, её (Церкви Африки) происхождение не является результатом деятельности греческих православных миссий. Скорее можно говорить о консолидации трёх разрозненных групп под харизматическим началом. Объединившись, эти группы обратились к Патриарху Александрийскому и всей Африки с просьбой об официальном признании. Хотя это было сделано в 1945 году, никаких действий по учреждению епископата не предпринималось вплоть до 1958 года, когда Патриарх Александрийский назначил туда митрополита. И даже митрополит пребывал там не постоянно, его резиденцией оставался Египет»[3].

Первым (в 1920-е) обратившимся к православию местным духовным лидером был священник Эфиопской Церкви Даниел Александер (Daniel William Alexander

), который вступил в сношения с «Африканской Православной Церковью», незадолго до того образованной в США, и был рукоположён в епископа данной юрисдикции. В начале 1930-х епископ Александер поехал в Уганду по приглашению двух бывших англикан, которые в результате духовного поиска вознамерились стать членами православной церкви. Возвратившись из Танганьики в ноябре 1935 года в восточную Африку, он основал семинарию, где подготовил 8 студентов и впоследствии рукоположил 2-х священников и 2-х диаконов. «Африканская Православная Церковь» была принята в состав Александрийского Патриархата в 1946 году.

Примечания[ | ]

  1. Митрополит Иларион (Алфеев), протоиерей Олег Корытко, протоиерей Валентин Васечко.
    История религий. — 2021. — С. 244.
  2. ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА КОНГО
    — статья из энциклопедии «Кругосвет»
  3. https://ruvera.ru/news/hristiane_ugandy_stanut_staroobryadcami Христиане Уганды станут старообрядцами
  4. Александрийская Церковь // ЖМП № 7, 1977. С. 50.
  5. Стамулис И. Православное богословие миссии сегодня. М., 2003. С. 144.
  6. Kenya Архивировано 11 марта 2008 года. (англ.)
  7. Габон: Православная Церковь получила официальный статус / Православие. Ru
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]