Как Вы думаете, когда были первые века христианства? Скорее всего, ответ будет: «I–II века», но ряд специалистов по религии с этим поспорят.
Первые христиане не сразу стали таковыми, а долгие годы были просто сектой внутри иудаизма, так что их не рассматривали как отдельную религиозную традицию.
И всё же все мы понимаем, что прямо сейчас в эту статью нас завёл вовсе интерес не к той религии, которая официально сменила в Римской империи язычество, а желание узнать нечто новое про первые христианские общины, организованные в I веке.
Суть христианства в ранние времена — это весть об исполнении иудейского пророчества
История христианской церкви тесно связана с иудаизмом. Судите сами: родина христианства — Палестина, его древние тексты — Ветхий Завет.
Со времён Моисея пророки глядели в будущее и сообщали, что грядёт Искупитель, Мессия, некий Царь человечества, который всех спасёт.
Иисус Христос не был основателем христианства, он вёл образ жизни благочестивого иудея
Поэтому иудеи и ждали именно царя — обычного, земного. Немало в ту эпоху явилось самозванцев, пытавшихся привлечь к себе внимание. Но их взгляды и проповеди трогали сердца немногих. Главенствовали по-прежнему основные учения, точнее разные взгляды на единое ядро иудейской традиции:
- Фарисеи — традиционалисты, элита общества;
- Саддукеи — реформаторы, представители нижних слоёв;
- Ессеи — монахи, отстранившиеся от мирского.
В числе влиятельных пророков первых лет нашей эры можно назвать Иоанна Предтечу. Скорее всего, если исходить из его взглядов и биографии, этот человек происходил из ессеев. Это ещё не основатель христианства, но тот, кто введёт общинный уклад и обеспечит первую аудиторию для Иисуса Христа.
ближайший предшественник Иисуса Христа, предсказавший пришествие Мессии
Более того, по эпизоду изгнания торговцев из храма мы видим, что Иисус Христос защищает иудейскую традицию, явно дорожит ею. Так что по вероисповеданию и Иисус Христос, и Иоанн Предтеча были иудаистами, а не христианами.
Что за свитки?
Это самые древние из сохранившихся до наших дней фрагментов Библии – вернее, тех книг, которые впоследствии были объединены в свод Священного Писания Ветхого Завета.
Фрагменты манускриптов были впервые обнаружены в 1947 году в Кумране – пустынном местечке на северо-западном побережье Мертвого моря в Израиле. К настоящему времени найдено около 900 таких свитков, самые древние датируются серединой III века до Р.Х., а самые «свежие» – серединой I века по Р. Х. Примерно треть рукописей содержат тексты книг Ветхого Завета.
Свитки Мертвого моря, найденные в 1947 году
Основные учения и идеи первых христиан почти не дошли до нас
Мы мало знаем про основные учения первых христиан из-за отсутствия источников. Вероятно, они были очень близки к тогдашнему иудаизму, особенно, к взглядам ессеев.
Чуть в более поздние века обозначились два основных направления:
- Привычное для нас христианство. С долей поправок именно это учение в конце концов дало базу для основных течений сегодняшнего христианства. Нельзя сказать, что это была единая религия. Напротив, было много школ (антиохийская, римская и т.д.).
- Гностическое христианство. Это мистический взгляд на христианство. В нём упор сделан на эзотерику, что роднит эти течения с каббалой. Рассвет этой традиции пришёлся на II–IV век, но и сегодня есть группы верующих, которые в той или иной степени наследуют эти взгляды.
И всё же мы можем сказать, что основные идеи в традициях перекликались:
- главным Писанием оставались ветхозаветные (не всегда) и новозаветные тексты, но вот состав этих канонов различался в традициях. Было много апокрифов;
- Христа всегда считали центральной фигурой религии, хотя Его роль оценивали по-разному.
Выделить другие общие черты невозможно. Кто-то признавал ветхозаветного Бога, кто-то отвергал. Для одних Иисус — это Мессия, для других — просто человек и т.д. Ритуальная часть не только различалась, но и отвергалась некоторыми традициями.
В общем, христианство довольно быстро стало разнообразной традицией, что имеет отголоски и поныне.
Христианская церковь возникла после казни Иисуса Христа, в день Сошествия Святого Духа
После смерти и воскрешения Христа возникли первые христианские общины. Разумеется, ученики Спасителя могли собираться и раньше, при Его жизни, но, повторимся — это не были собрания именно людей, чья религия — христианство.
Христианство приобретало облик постепенно.
30-е годы
I века — время возникновения христианства
30-е годы можно назвать датой образования христианской Церкви. Обычно с нею связывают такое событие, как сошествие Святого Духа на апостолов. Это было чудесное явление, после которого ученики Иисуса Христа приобрели удивительные силы:
- Исцеляли больных;
- Говорили на разных языках;
- Проявляли красноречие;
- Изгоняли бесов.
Начались проповеди, которые будут приобретать всё большие масштабы в первые века христианства. И постепенно не только до иудейских, но и до римских властей доходит понимание, что они столкнулись с огромной силой.
Ккрест становится христианским символом (до этого была рыба), формируется учение о жертве Спасителя, пишутся первые Евангелия (возможно, на основе конспектов слушателей проповедей Христа).
Так что же в итоге?
Не существует ровным счетом никаких серьезных оснований говорить о зависимости христианских идей, а тем более образа Самого Христа Спасителя, от ессейского предания. Содержание христианского благовестия несравненно шире и глубже тех аскетических упражнений и морализаторства, которые были свойственны этой иудейской секте.
Ну, а самое главное – христианство никак не могло бы устоять (не говоря уже о том, чтобы радикально расшириться и за считанные века распространиться по всему миру!), если бы оно просто «шло в фарватере» верований ессейских общин – кстати, безвозвратно исчезнувших под сапогами римлян в 70 году.
Редакция «Фомы» благодарит за помощь в подготовке материала протоиерея Димитрия Юревича, зав. кафедрой библеистики Санкт-Петербургской православной духовной академии
Первый христианский храм был обычным зданием, а строить церкви начали в IV веке
Мы вряд ли узнаем, когда и где появился первый христианский храм в мире. Дело в том, что проповеди происходили подпольно. Разумеется, никто не возводил постройки с православными куполами.
Базилика святого Лаврентия похожа изнутри на то, как выглядели первые христианские храмы в IV веке
Первые христиане — обычные люди, у них имелось некоторое жильё. Вот так люди и собирались на «квартирники» — тайно, чтобы не узнали представители римской или иудейской власти.
А вот именно строительство началось при императоре Константине. Это уже довольно позднее время — IV век.
Константин понимал, что римский народ не примет с радостью навязываемые ему перемены, поэтому старался возводить первые христианские постройки подальше от центров городов. Но это всё равно не спасало их от поджогов.
Константин не хотел, чтобы его строения как-то ассоциировалось с языческими храмами, а потому избрал «незапятнанную» чужими верованиями архитектурную форму базилики. Слово «базилика» созвучно с именем «Веселеила — того, что построил Скинию Собрания, прототип иудейского и христианского храма.
Доктор исторических наук Олег Сергеевич Воскобойников пишет об этих строениях:
Олег Воскобойников
доктор исторических наук
«Если мы войдем в Латеранскую базилику, то само пространство, которое перед нами открывается, близко к тому, что должны были видеть в IV веке вышедшие из подполья христиане. А если мы войдем в базилики Святого Павла и Лаврентия, то там будет примерно та же ситуация. Это длинный неф, то есть корабль (или ковчег на языке того времени), перекрытый деревянным потолком (подчеркиваю — потолком, а не сводом), и ряд колонн, красивых античных колонн. Они много горели, их многие реставрировали, ставили новые колонны. Но, так или иначе, это три или пять нефов, которые с запада ведут нас на восток к круглой апсиде. Апсида — полукруглое алтарное пространство, завершающееся сверху конхой (раковиной), в которой обычно помещалось мозаичное изображение небесного Государя.
Что представляла собой римская базилика времен Константина, мы можем узнать отчасти по этим стоящим на земле храмам, отчасти — по старым изображениям. Ватиканская базилика полностью перестроена на месте старой. Но Латеранская базилика, базилика мученика Лаврентия и Святого Павла, по размеру представляет собой примерно то, что и было тогда. Снаружи храм фактически не украшался. Во всяком случае, не было никаких изображений, разве что над входом в храм могли поместить небольшое полукруглое изображение или какую-то надпись или двери могли украшаться деревянной резьбой».
Разумеется, скудность внешнего оформления не случайна. Внутри храмы старались оформить наиболее выразительнее, чтобы показать, что именно здесь, в храме, находится место, куда спускается Бог.
Первые христиане имели священническую иерархию, и мы приблизительно знаем, как молились эти люди
В первые годы христианства не существовало единого образца богослужений. В каждой общине действовали свои устои. Есть лишь отдельные сообщения о том, как всё было устроено в некоторых из них.
Но надо учесть, что и первые христианские историки на несколько веков отстоят от первых христиан. Так что то, как молились и выполняли богослужения первые христиане, может сильно отличаться от той картины, что дошла до нас.
Поэтому дальнейшую информацию стоит воспринять с некоторой долей скептицизма.
О молитвах ранних христиан нельзя говорить наверняка, есть лишь поздние сведения.
Н. И. Фешин «Выход из катакомб после моления» (1903). Первая трудность, которая возникла перед христианами практически в самом начале и затем постоянно присутствовала в их жизни вплоть до IV века, исходила извне – от гонителей и врагов Церкви
После крещения люди вступали в христианскую церковь. Мы мало знаем о её устройстве в первые века. Но уже из книги Деяний святых апостолов ясно, что эти люди именовали себя христианами и имели священническую иерархию.
Сегодня от неё нам остались только названия. Все функции различных санов и должностей значительно перемешались в процессе истории.
Мы знаем о том, что первые христиане практиковали молитву — вечернюю и утреннюю. Образец этого они, конечно, взяли из иудейской традиции. Существовали также молитвы, привязанные к часам.
Никуда не девались и языческие влияния, которые прошли со времён древних людей через все религии:
- молились на Восток;
- на службы собирались в день солнца — по воскресениям.
Хотя, конечно же, у христиан имелись свои мотивы именно для такого порядка обрядовой жизни.
Ранние христианские авторы сообщают о Таинствах. Крещение и евхаристия довольно рано стали сопровождать христианство.
А при чем здесь упомянутые ессеи?
Сохранились также свитки с фрагментами трактатов и комментариев на библейские книги, принадлежащие авторству ессеев, иудейского религиозного движения, одна из общин которых обитала как раз на северо-западном побережье Мертвого моря. Долгое время считалось, что именно Кумран был местом поселения ессеев. Лишь в начале 2000-х годов благодаря раскопкам, проведенным израильскими археологами Йицхаком Магеном и Ювалем Пелегом, выяснилось, что никакого религиозного поселения в Кумране не было: на рубеже двух эпох – дохристианской и христианской – там находилась фабрика по производству керамики. А ессейская община, очевидно, располагалась в несколько ином месте – в районе Эйн-Геди.
Первые письменные источники христианства до нас не дошли
Христианская вера приобрела свои догматы и писания довольно поздно. Первые собрания Нового Завета датированы IV веком. Канон устоялся ещё позже.
Первые письменные источники христианства, вероятно, лишь кратко описывали жизнь Иисуса Христа и Его вероучение.
IV век
появились первые собрания Нового Завета
Мы знаем о канонических книгах Нового Завета, гипотетических их предшественниках (например, источник Q), утерянных и апокрифических рукописях.
Расцвет этой литературы пришёлся на II и последующие века. Что же касается времени жизни самого Иисуса, то с Его эпохи до нас не дошло ничего, если вообще что-то было.
Вероятно, самый ранний текст — Евангелие от Марка.
Апостолы Павел и Пётр — основатели христианства
Среди апостолов есть два самых верховных — это Пётр и Павел. Первый был иудейским рыбаком и входил в число двенадцати учеников Иисуса Христа. Он — одна из самых авторитетных фигур, к тому же его принято считать первым папой Римским. Хотя есть противники версии о том, что он вообще когда-либо посещал Рим.
Труды Апостола Павла заложили фундамент для христианства.
Апостол Павел — один из основателей христианства
Апостол Павел — уроженец исторического города Тарс. Лично не знал Иисуса Христа и был долгое время гонителем его последователей. Но глас Господа переубедил его. После чего Павел стал одним из самых активных проповедников слова Божьего. Часто говорят, что Павел — это тот, кто основал христианство.
И действительно: письменный вклад Павла — это важный фундамент, на котором выстроена христианская вера.
А еще какие-то аргументы имелись у сторонников этой гипотезы?
Были исследователи, находившие сходство между ессеями с их строгими взглядами, жизнью в пустыне и практикой ритуальных омовений – и Иоанном Предтечей, который жил в пустыне, проповедовал покаяние и погружал кающихся в воды Иордана.
Еще некоторые из популяризаторов увлекались изучением параллелей между дуалистическими взглядами ессеев (те рассматривали мир как арену борьбы «сынов света» с «сынами тьмы») и особенностями стиля Иоанна Богослова и апостола Павла – и тот, и другой тоже любили парные противопоставления…
Словом, по мнению сторонников гипотезы, христианство если и не целиком, то в значительной мере обязано своими идеями иудейским сектантам, обитавшим на берегах Мертвого моря. Именно такие заголовки и полетели по страницам популярных газет и журналов.
Сказать, кто первый принял православие, невозможно
История православия тоже не однозначна. С точки зрения православного человека, только он — преданный последователь изначальной традиции. Соответственно, православные люди — это первые христиане, а католики и протестанты — это те, кто от них отошли.
М. Нестеров. «Святая Ольга», 1892
Это слово встречается в христианских трудах со II века. Зато можно сказать точно, кто первый принял православие на Руси. По некоторым, не самым достоверным источникам, первыми христианами в нашей стране могли быть князья Аскольд и Дир с ещё некоторым количеством народа в 860–867 гг. Но сама история русского православия получила старт лишь через век, когда произошло крещение Руси.
Первый русский правитель, принявший православие, — княгиня Ольга (957 г).
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение