Православный ответ на 6 аргументов сторонников лжеучения «Бог никого не наказывает»

(Статья Сергей Амаланова).

Почему Бог не наказывает плохих людей? Если мы подробнее разберёмся в том как это происходит, то мы получим также ответы на вопросы: “Почему Бог наказывает хороших людей” и “Почему меня наказывает Бог”.

Мы часто можем видеть, что человек с плохими качествами, который унижает других, или просто ворует, или совершает другие аморальные, или просто отвратительные поступки, живёт лучше многих из нас. Неужели всё то плохое, что он делает никак не влияет на его жизнь. Почему Бог не наказывает плохих людей? Этот вопрос часто возникает в голове.

Мы разберёмся в этом вопросе с двух точек зрения.

1. С ПОЗИЦИИ ДУХОВНЫХ ЗНАНИЙ

2. С ПОЗИЦИИ ИССЛЕДОВАНИЙ НЕРВНО – ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.

«Чело­век сам себя нака­зы­вает»

Ответ: Без­условно, бывает, что чело­век сам себя нака­зы­вает. Напри­мер, если не послу­шав роди­те­лей, ребё­нок засу­нул пальцы в розетку. Но если ребё­нок хули­га­нил, а отец его за это побил ремнём, то, это уже роди­тель­ское нака­за­ние. Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст осуж­дает лже­уче­ние о том, что Бог якобы не нака­зы­вает: «Ска­жите же мне вы, выстав­ля­ю­щие Бога обман­щи­ком, кто во дни Ноя излил волны на всю все­лен­ную, про­из­вел то ужас­ное кораб­ле­кру­ше­ние и устроил гибель всего нашего рода? Кто нис­по­слал те молнии и громы на землю Содом­скую?» «Как, скажи мне, ты не стра­шишься, про­из­нося такую дер­зость и утвер­ждая, что “Бог чело­ве­ко­лю­бив и не нака­зы­вает?” (20). Дей­стви­тельно, огнен­ный дождь, пре­вра­тив­ший в пепел Содом и Гоморру, не явля­ется само­на­ка­за­нием. Цунами, бед­ствия и ката­клизмы – дей­ствия руки Божией. Защит­ники модер­нист­ского учения утвер­ждают, что подоб­ное было лишь в Ветхом Завете, но кто скажет, что сти­хий­ные бед­ствия и ката­строфы про­ис­хо­дят сами по себе? Неужели пери­о­ди­че­ские ура­ганы, цунами и «Фуку­симы» в стра­нах, где цар­ствует идо­ло­по­клон­ство – это лишь слу­чай­но­сти? Ново­за­вет­ный святой, пре­по­доб­ный Фео­до­сий Печер­ский утвер­ждает: «Если какая-либо страна согре­шает, Бог нака­зы­вает ее смер­тью, или голо­дом, или наше­ствием ино­пле­мен­ни­ков, или без­до­ж­дием и дру­гими раз­лич­ными каз­нями» (2). Свя­тей­ший Пат­ри­арх Мос­ков­ский и Всея Руси Кирилл в одной из про­по­ве­дей указал при­чины тра­ге­дии Руси в начале ХХ века: «Вся наша исто­ри­че­ская тра­ге­дия не может быть отлу­чена от Про­мысла Божия. То было Божие нака­за­ние народу нашему – и взо­рван­ные храмы, и сокру­шен­ные кресты были види­мым знаком этого нака­за­ния» (8).

«В Боге нет стра­сти, поэтому Он не может гне­ваться»

Ответ: Без­условно, стра­сти в Боге нет. Пра­во­слав­ное учение нико­гда не пони­мало гнев и ярость Бога антро­по­морфно. Для иска­жа­ю­щих Боже­ствен­ное Откро­ве­ние святой Зла­то­уст уточ­няет: «Гне­ва­ется Бог не стра­стью, но воз­мез­дием и нака­за­нием» (3); «…чтобы ты, услы­шав о гневе, не при­знал его дей­ствием стра­сти, апо­стол при­ба­вил: «пра­вед­ного Суда Божия» (4). Бог Все­пра­ве­ден. Отри­ца­ю­щие пра­вед­ность Бога попа­дают под ана­фе­ман­ство­ва­ние Церкви (см. второй ана­фе­ма­тизм чина, чита­е­мого в Неделю Тор­же­ства Пра­во­сла­вия). Бог нака­зы­вает и гне­ва­ется бес­страстно, пра­вед­ным гневом оттор­гая зло. По слову свя­того Авгу­стина Бла­жен­ного, «гнев Божий не есть вол­не­ние Духа Божия, но Суд, кото­рым нала­га­ется нака­за­ние за грех» (1). Св. Иоанн Кас­сиан Рим­ля­нин пишет о необ­хо­ди­мо­сти раз­ли­че­ния в срав­не­нии гнева чело­ве­че­ского от Божи­его: «Так, когда читаем о гневе или ярости Божией, то должны пони­мать не чело­ве­ко­об­разно, т.е. по подо­бию чело­ве­че­ского воз­му­ще­ния, а достойно Бога, кото­рый чужд вся­кого воз­му­ще­ния» (5).

«Бог есть любовь, поэтому он не может нака­зы­вать»

Ответ: Любовь не отме­няет спра­вед­ли­во­сти. Кто дал право пре­вратно тол­ко­вать прямые слова Гос­пода: «Кого Я люблю, тех обли­чаю и нака­зы­ваю» (Откр.3:19)? Да, пра­вед­ни­ков Бог нака­зы­вает по любви: «Бла­го­че­сти­вым Бог посы­лает нака­за­ние от любви, а не от гнева… …И здесь правда Божия пока­зы­ва­ется, кото­рая малых грехов не остав­ляет без нака­за­ния, хотя с мило­стью и чело­ве­ко­лю­бием соеди­нена» (18). Но вот с без­за­кон­ни­ками Гос­подь посту­пает иначе. Тот же святой про­дол­жает: «На нече­сти­вых изли­вает гнев ярости Своей, и истре­бит память их на земле, и, лишая вре­мен­ной жизни, лишает и вечной. Такое нака­за­ние постигло содом­лян, при Ное живших, фара­она и прочих». Очень акту­аль­ным ока­зы­ва­ется и поуче­ние свя­того Иринея Лион­ского, жив­шего в III веке. Вели­кий пра­во­слав­ный апо­ло­гет отве­чает лже­учи­те­лям, про­по­ве­ду­ю­щим, что Бог — только Любовь: «…чтобы устра­нить от Отца власть карать и судить, почи­тая ее недо­стой­ною Бога, и думая, что они при­ду­мали Бога без гнева и бла­гого, (ере­тики) гово­рили, что один судит, а другой спа­сает, нера­зумно отни­мая у того и дру­гого разум и пра­во­су­дие. Ибо если судя­щий (Бог) вместе с сим не благ для того, чтобы ока­зы­вать милость тем, кому должно, а осуж­дать тех, кого сле­дует, то он ока­жется неспра­вед­ли­вым и немуд­рым судиею» (6).

Слово Божие настав­ляет роди­те­лей нака­зы­вать своих чад для их вра­зум­ле­ния: «Не остав­ляй юноши без нака­за­ния: если ты нака­жешь его розгою, он не умрёт; ты нака­жешь его розгою и спа­сёшь душу его от пре­ис­под­ней» (Притч.23:13). Здесь мы видим, что нака­за­ние явля­ется науче­нием, след­ствием любви и нерав­но­ду­шия. Поэтому любовь и нака­за­ние сов­ме­стимы друг с другом. «Про­све­ща­е­мые зако­ном Божиим, мы научимся, что Бог, при неогра­ни­чен­ной мило­сти, и пра­во­су­ден совер­шенно, что Он непре­менно воз­даст за гре­хов­ную жизнь соот­вет­ству­ю­щим нака­за­нием» (19).

Если сле­до­вать абсурд­ной логике гума­ни­стов, то, если мы увидим, как изби­вают без­за­щит­ного мла­денца, то нам не стоит наде­яться на вме­ша­тель­ство Бога, ведь «Он только Любовь», и нака­зы­вать злодея не будет. А поскольку, мы должны Гос­поду под­ра­жать, то тогда должны просто пройти мимо, не обра­щая вни­ма­ния на зло… Именно такой рав­но­душ­ной псев­до­любви учат модер­ни­сты. Но Бог нена­ви­дит зло. «Никто из вас да не мыслит в сердце своем зла против ближ­него своего, и ложной клятвы не любите, ибо все это Я нена­вижу, гово­рит Гос­подь» (Зах.8:17). Бог не какое-то далё­кое рав­но­душ­ное суще­ство, а Лич­ность, Любя­щий нас Отец, защи­ща­ю­щий слабых и бес­страстно мстя­щий тем, кто оби­жает без­за­щит­ных. «Не мстите за себя, воз­люб­лен­ные, но дайте место гневу [Божию]. Ибо напи­сано: Мне отмще­ние, Я воздам, гово­рит Гос­подь» (Рим.12:18).

Ограждение христиан от греха злорадства

Иоанн Кронштадский высказывал мнение, что Бог не наказывает отступников, чтобы оградить остальных христиан от возможности позлорадствовать. Ведь созерцание чужого горя и получение удовольствия от вида чьих-то страданий, само по себе является грехом.

Кроме того, немедленное наказание за плохие поступки в земной жизни требовало бы соответственного поощрения за хорошие дела. Таким образом, люди думали бы, что после смерти нет ни возмездия, ни награды. А как никакие материальные блага не сравнятся с благами небесными, так же земные страдания ничто по сравнению с вечными муками грешной души.

Земная жизнь — лишь временное пребывание души, главное, что она получит в дальнейшем: вечное блаженство или вечную гибель.

«Бог любит всех оди­на­ково»

Ответ: Библия пока­зы­вает обрат­ное: «Очи Гос­подни [обра­щены] на пра­вед­ни­ков, и уши Его — к воплю их. Но лице Гос­подне против дела­ю­щих зло, чтобы истре­бить с земли память о них» (Пс.33:16–17). Да и слова пятого псалма гово­рят о неоди­на­ко­вом отно­ше­нии Бога к разным людям: «Ты нена­ви­дишь всех, дела­ю­щих без­за­ко­ние» (ст.6). Конечно, Бог помо­гает и мусуль­ма­нам и языч­ни­кам, чтобы те в День Суда не упрек­нули бы Творца в том, что, Солнце све­тило лишь хри­сти­а­нам. Преп. Амвро­сий Оптин­ский: «Всем здраво рас­суж­да­ю­щим известно, что дух хри­сти­ан­ский и вместе дух Хри­стов заклю­ча­ется в соблю­де­нии запо­ве­дей Хри­сто­вых. А брат ваш измыс­лил какой-то иной дух хри­сти­ан­ский. Да как же это может быть дух хри­сти­ан­ский без Христа, и без соблю­де­ния учения Хри­стова? Это какой-то дух само­из­мыш­лен­ный и, так ска­зать, само­дель­ный, и никак не достоин назы­ваться хри­сти­ан­ским именем, потому что думает любить всех без­раз­лично, как хри­стиан, так равно и турок и языч­ни­ков. Хри­стос же Гос­подь в учении Своем поло­жил в этом раз­ли­чие, говоря во Еван­ге­лии: аще кто пре­слу­шает Цер­ковь, буди тебе якоже языч­ник и мытарь (см.: Мф. 18:17). Да и Сам Все­б­ла­гий Гос­подь пра­вед­ных любит, а греш­ных только милует. И истин­ные хри­сти­ане, под­ра­жая Гос­поду, так же посту­пают: ока­зы­вая милость и снис­хож­де­ние всем без­раз­лично, являют полную любовь только пра­во­ве­ру­ю­щим» (16).

Для всех Бог творит мило­сти, но бла­го­сло­ве­ние Божие пре­бы­вает на Его народе (кото­рым явля­ется Цер­ковь Пра­во­слав­ная): «Гос­подне есть спа­се­ние, и на людех Твоих бла­го­сло­ве­ние Твое» (Пс.3:9). На тех, кто вне Церкви пре­бы­вает нака­за­ние Божие. Причём, не за то, что они некре­ще­ные, а за их злые дела. Об этом подробно повест­ву­ется в первой главе Пав­лова посла­ния к Рим­ля­нам. О неод­но­тон­но­сти Божией любви гово­рят и сле­ду­ю­щие строки: «Как и напи­сано: Иакова Я воз­лю­бил, а Исава воз­не­на­ви­дел (Мал.1:2–3). Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак». (Рим.9:13).

Если даже среди уче­ни­ков у Христа был осо­бенно воз­люб­лен­ный (Ин.13:23;19:26;20:2;21:7,20), то что и гово­рить о тех, кото­рые уко­ре­ни­лись во зле? Неужели они пре­тен­дуют на ту же любовь, что Иисус ока­зы­вал Своей Матери и Иоанну Бого­слову? Тогда и уточ­не­ния об апо­столе Иоанне — «кото­рого любил Иисус», ста­но­вятся бес­смыс­лен­ными встав­ками в Еван­ге­лие, но Бог учит, что «все Писа­ние бого­дух­но­венно и полезно для науче­ния, для обли­че­ния, для исправ­ле­ния, для настав­ле­ния в пра­вед­но­сти» (2Тим.3:16). Если бы Бог любил всех оди­на­ково, то, и нака­за­ние было равное. Но, мы уже при­во­дили слова свя­ти­теля Тихона о том, что суще­ствует два разных вида нака­за­ния – для пра­вед­ни­ков и для нече­стив­цев. Под­чёр­ки­вает это и свя­ти­тель Лука (Войно-Ясе­нец­кий): «Ска­жите, разве все нака­за­ния, кото­рые терпят люди от людей, оди­на­ковы? Нет, не оди­на­ковы .Когда отец с любо­вью нака­зы­вает своего сына, то это делает он для того, чтобы испра­вить его, для того, чтобы был он чистым, добрым и святым. А когда власть имущие нака­зы­вают тяжких пре­ступ­ни­ков, осуж­ден­ных на тюрем­ное заклю­че­ние и даже на смерт­ную казнь, то это совсем другое: здесь уже не пре­сле­ду­ются цели исправ­ле­ния, а только нака­за­ния, потому что заслу­жив­шие эти страш­ные кары при­знаны неис­пра­ви­мыми» (10).

Почему Бог часто наказывает тело за грехи души?

Почему Бог часто наказывает тело за грехи души?

Был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.

Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний. Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи. Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи? Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте. Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус (Ин., 14 зач., 5, 1—15).

Тяжкое зло – грех, зло и пагуба для души; а слишком усиливаясь, это зло часто касается и тела. Мы остаемся бесчувственными, когда в нас сильно страждет душа, а когда тело получает хотя малое повреждение, то употребляем все усилия, чтобы излечить его от недуга, потому что чувствуем боль. Поэтому-то Бог часто наказывает тело за грехи души, чтобы от наказания низшей части и высшая получила какое-нибудь врачевание.

Так у коринфян Павел исправил блудника, удержав болезнь души казнью тела; он прекратил зло, поразив тело, – подобно тому, как хороший врач, если водяная болезнь или боль в печени не уступает внутренним лекарствам, делает прижигания снаружи. Так и Христос поступил с расслабленным. Вот как Он сам выражает это, когда говорит: се, здрав еси; ктому не согрешай, да не горше ти что будет.

Чему же мы отсюда научаемся?

Во-первых, что болезнь произошла у него от грехов; во-вторых, что учение о геенне справедливо; и в-третьих, что наказание в ней будет продолжительно, бесконечно. Где же те, которые говорят: я в один час совершил убийство, я краткое время любодействовал, и неужели буду наказываться вечно? Вот и расслабленный не столько лет грешил, сколько терпел наказание, и почти целую жизнь человеческую провел в непрерывном мучении.

Грехи судятся не по времени, а по самому существу преступлений. При этом надобно принять во внимание и то, что, хотя бы мы претерпевали тяжкое наказание за прежние свои грехи, но, если снова впадем в те же пороки, то подвергнемся снова и еще тягчайшему наказанию; и это совершенно справедливо. Кто даже от наказания не делается лучшим, тот, как бесчувственный и презритель, предается еще большей казни. И одно наказание само по себе достаточно должно быть для удержания и вразумления падшего однажды; но если он, не вразумившись от понесенного наказания, снова дерзает на то же самое, то по справедливости снова подвергается наказанию, которое сам на себя навлекает. Если же мы, и здесь, после наказания за грехи, впадая снова в те же грехи, подвергаемся уже тягчайшему наказанию, то не должны ли мы тем более страшиться и трепетать в ожидании будущих нестерпимых мук, когда, и согрешая, мы здесь не терпим никакого наказания?

Почему же, ты скажешь, не все таким образом наказываются? Ведь мы видим многих порочных людей, которые хорошее имеют здоровье и в крепости сил наслаждаются благоденствием. Но мы не должны полагаться на это, а поэтому-то больше и надобно оплакивать таких людей. Что они здесь ничего не терпят, это и есть залог тягчайшего там наказания. Изъясняя это, Павел говорит: судими же ныне, от Господа наказуемся, да не с миром осудимся

(1 Кор. 11:32). Здесь – только вразумление, там – наказание.

Что же, скажешь ты, неужели все болезни от грехов? Не все, но большая часть. Некоторые бывают и от беспечности. Чревоугодие, пьянство и бездействие также производят болезни. Одно только надобно всегда соблюдать, чтобы всякий удар переносить с благодарностью. Бывают болезни и за грехи; так видим в книгах Царств, что некто страдал болезнью ног именно по этой причине. Случаются болезни и для испытания нашего в добре, как Бог говорит Иову: мниши ли Мя инако тебе сотворша, разве да явишися правдив

(Иов. 40:3)?

Но почему этим расслабленным Христос выставляет на вид их грехи? И тому, о котором упоминает Матфей, Он говорит: дерзай, чадо, отпущаются ти греси твои

(Мф. 9:2), и этому: се, здрав еси; ктому не согрешай.

Знаю, что некоторые говорят в осуждение этого расслабленного, будто он был после в числе обвинителей Иисуса Христа, и потому-то услышал от Него такие слова, но что сказать о том, который, по свидетельству Матфея, услышал почти те же самые слова? И ему сказано: отпущаются ти греси твои; но услышал он это не по той же причине, как можно яснее видеть из последующего. Евангелист говорит, что после исцеления Иисус обрете его в церкви (см.: Ин. 5:14), – а это знак великого благочестия: он не ходил на торжище и гульбища, не предавался объедению и беспечности, а проводил время в храме; хотя должен был терпеть там насилие и гонение от всех, но это нисколько не побудило его удалиться от храма. Итак, Христос, встретив его после разговора с иудеями, не сделал никакого намека на что-либо подобное; если бы Он хотел обличить его, то сказал бы ему: ты опять принимаешься за прежнее, и после исцеления не сделался лучшим? Но ничего такого Он не сказал, а только предостерегает его на будущее время.

Почему же, исцеляя хромых и увечных, Он не напоминал им об этом? Мне кажется, что болезни у расслабленных происходили от грехов, а у прочих – от естественной немощи. Если же это не так, то через них и то, что сказано им, сказано было и другим. Так как эта болезнь тяжелее всех других, то через большую врачуются и меньшие. Как, исцелив некоего другого, Христос повелел ему воздать славу Богу, внушая это не ему одному, а через него и всем другим, так и здесь через расслабленных увещевает и всех прочих, и внушает то же, что им сказал. К этому надобно и то сказать, что Он видел в душе расслабленного великое терпение, и потому дает ему наставление, как человеку, могущему принять увещание, ограждая его здоровье и благодеянием и страхом будущих зол.

И посмотри, как Христос был чужд тщеславия. Он не сказал: вот, Я сделал тебя здоровым. А сказал: вот, ты теперь здоров; впредь не греши. Не говорит также: не греши, чтобы Я не наказал тебя; а только: да не горше ти что будет. То и другое выражает безлично; и притом показывает, что здоровье возвращено ему более по благодати, нежели по заслугам. Не подает вида, что он освобожден от наказания по достоинству, а выражает, что он спасен по человеколюбию. В противном случае сказал бы: вот, ты понес уже достаточное наказание за свои грехи: будь же вперед осторожен. Но Он не так сказал, а как? Се, здрав еси; ктому не согрешай.

Это должны мы повторять чаще и самим себе, и когда будем наказаны и освободимся от наказания, то каждый пусть говорит самому себе: се, здрав еси; ктому не согрешай. А если, и продолжая грешить, мы не подвергаемся наказанию, то станем повторять следующее апостольское изречение: яко благость Божия на покаяние нас ведет: по жестокости же и непокаянному сердцу нашему собираем себе гнев

(Рим. 2:4,5). Но Христос не только укреплением тела, а еще и другим способом явил расслабленному важное доказательство Своего божества. Словами: ктому не согрешай, Он показал, что знает все прежде бывшие согрешения его, а потому следует веровать Ему и относительно будущего.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]