Основные церковные октябрьские праздники
Среди праздничных дней в календаре есть важные религиозные даты, к которым верующие относятся с особым благоговением. 8 числа – день преставления Преподобного Сергия Радонежского. Он является основателем Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 9 числа – день преставления апостола Иоанна Богослова, любимого ученика Христа, одного из составителей Евангелия.
Самый значительный праздник месяца – Покров Пресвятой Богородицы. Его отмечают 14 октября. В этот день православная церковь вспоминает событие, произошедшее в X веке во Влахернском храме города Константинополя.
Во время церковной службы Андрей Юродивый удостоился великой милости Божией.
Он увидел, как в храме появилась Дева Мария, которая стала молиться вместе со всеми. Матерь Божия распростерла над верующими свой омофор, который стал символом защиты для всех христиан.
Октябрь месяц
Мученик Арева был правителем г. Неграна, в Аравии, жил в VI веке. Этот город находился под властью Омиритского царя Дунаана. Дунаан исповедовал еврейскую веру. Он ненавидел христиан и хотел уничтожить христианство, а ввести иудейскую веру в своем царстве и издал об этом указ. Город Негран был уже христианским, и поэтому царский указ оставался здесь без действия. Узнав об этом, Дунаан осадил Негран. Долго не пришлось бы ему взять хорошо укрепленный город, если бы он не обманул граждан. Дунаан с клятвой уверял, что не будет принуждать граждан к переходу в жидовство, а пришел он за обычной данью. Жители Неграна поверили и впустили царя в город. Но он нарушил свою клятву: многих из граждан заключил в темницу, а священников, клириков, монахов, монахинь и дев, посвятивших себя на служение Богу, в числе 427 человек, сжег на костре. Затем разослал своих проповедников по городу, чтобы обращать всех в жидовство, сам же призвал граждан из темницы и начал беседовать с ними, особенно же с Арефой. «Что за безумие веровать в Распятого, как Бога? – говорил Арефе Дунаан. – Может ли быть биен не имеющий тела, и умирать бессмертный?» – «Мы верим, – отвечал Арефа, – что во Христе пострадало человечество, и пострадало за наши человеческие грехи». Дунаан приказал привести жен и детей святых мучеников, бывших в темнице с Арефой, и начал ласками склонять их в жидовство. Но и они все твердо держались веры во Христа. Тогда Дунаан предал всех их смертной казни и затем снова обратился к Арефе, склоняя его к отречению от Христа; но Арефа, укорив царя в нарушении клятвы и предсказав ему низвержение с престола, отвечал: «Я считаю себя блаженным, что Господь посылает мне, 95-летнему старцу, венец мученический». Затем обратился к народу со словами: «Вам, мои братия, предстоит выбирать одно из двух: или повиноваться царю и получить от него жизнь, или воспротивиться ему и потерпеть смерть». Народ отвечал: «Мы все желаем умереть за Христа». Разгневанный царь осудил всех с Арефой на усечение мечом. Это происходило в 523 году.
Мученица Синклитикия с двумя своими дочерьми пострадала в VI веке от царя Омиритского в Аравии, Дунаана. Этот царь был ревнителем еврейской веры, он склонял и подданных своих к этой вере. Св. Синклитикия происходила из знатной фамилии. Овдовев в молодых летах, она посвятила себя Христу, несмотря на то, что многие искали ее руки, так как она была очень богата и красива. Царь Дунаан, узнав о Синклитикии, потребовал ее к себе с дочерьми, убеждал оставить, как он выражался, безумие – называть Богом Того, Кто был распят на кресте, и обещал взять ее во дворец к царице. «И ты, царь, не боишься злословить Того, Кто дал тебе царскую корону да и самую жизнь?» – отвечала Синклитикия. – «Ты хочешь соблазнить меня почестями, но они для меня ничто. Я буду безумной, если соглашусь жить вместе с врагами Христа». Царь приказал с бесчестием водить по городу Синклитикию и ее дочерей. Женщины, видя бесчестие св. мученицы, плакали; но она говорила им, что для нее это поношение дороже всякой почести земной. «Если хочешь остаться живой, отрекись от Христа», – говорил Дунаан Синклитикии, когда снова привели ее к нему. – «Если я отрекусь, тогда, кто же избавить меня от вечной смерти?» – отвечала святая. Дунаан разгневался и велел сначала умертвить дочерей Синклитикий и кровью их напоить ее, а затем отсечь голову и самой матери.
Св. Афанасий, патриарх цареградский, жил в конце XIII и в начале XIV столетия; происходил он из Андрианополя, от благородных и благочестивых родителей. В детских летах не любил предаваться играм, а предавался молитве и чтению. Придя в возрасте, дружился только с такими товарищами, от которых мог научиться доброму. Вняв словам евангелия: кто любит отца или мать больше чем Меня, недостоин Меня, он тайно удалился из дома. Обошел афонские обители, поучаясь подвижнической жизни. Затем подвизался в разных обителях и везде приобретал любовь и уважение братии. В монастыре св. Лазаря св. Афанасий принял схиму и возведен был в сан священника. здесь однажды он слышал голос от лика Спасителя: «За то, что ты любишь Меня, Афанасий, будешь пасти народ Мой». Слух о святой жизни Афанасия дошел до благочестивого царя Иоанна Кантакузена, и он пожелал возвести святого на кафедру патриарха. Долго отрекался св. Афанасий, считая себя недостойным такого великого сана; но когда сказали ему: «Церковь зовет тебя на помощь против врагов ее, и если ты не послушаешь ее, то дашь ответе Богу в день суда», согласился. Сделавшись архипастырем, св. Афанасий ревностно проходил свой службу. Он сильно обличал всех уклоняющихся от правого пути, не щадя ни вельмож, ни богатых, ни даже самого царя; ослушников наказывал епитимиями, и чрез это скоро нажил себе много врагов. Стали просить у царя другого патриарха, более снисходительного. Сначала император оставил без внимания желание противников Афанасия; но наконец, чтобы не нарушить мира, сказал патриарху, что он увольняет его. «Государь, – отвечал Афанасий, – я не сам собой и не для того принял высокое достоинство, чтобы потворствовать человеческим страстям, но – чтобы обличать и исправлять. Страшному осуждению подлежит всякий пастырь, который не обличает согрешающих». Место св. Афанасия заступил добродетельный Иоанн. Но он по своей кротости и простоте не в силах был бороться с врагами Церкви, и потому, не стерпя упреков совести за слабость правления, сам сложил с себя сан, и тогда насильно взяли св. Афанасия из монастыря и с великой честью вручили ему патриарший жезл. Но враги св. Афанасия не переставали и теперь коварствовать против него. Тогда св. Афанасий уже сам оставил патриаршескую кафедру и посвятил себя уединенной жизни. «Для чего ты оставил овец без пастыря?» – сказал ему однажды Господь во время его молитвы. Я Сам с любовью распялся для спасения мира, а ты, как боязливый воин, оставил Церковь Мою!» Св. Афанасий с плачем просил у Господа прощения в своем малодушии и еще строже начал вести свой жизнь, Он удостоен был дара чудотворения еще при жизни. Скончался, имея отроду 100 лет.
Преподобный Арефа подвизался в Киево-Печерской обители. Сначала он был одержим грехом скупости, Имея у себя большие деньги, он не только не подавал милостыни, но даже отказывал и самому себе в крайних нуждах. Однажды воры украли деньги у Арефн, и он чуть не лишил себя жизни. Но Сам Господь, во время болезни, вразумил его видением. Св. Арефа так рассказывал об этом видении. «Когда я лежал больной, вот приходят ко мне в келлию ангелы и за ними бесы. Бесы говорят, что я не прославил, а похулил Бога за пропажу денег, и потому должен принадлежать им. Тогда ангелы обратились во мне и сказали: «Если бы ты благодарил Бога за похищенное у тебя имение, то это вменилось бы тебе в милостыню, как некогда Иову, потому что терпеливое перенесение потери равносильно добровольной раздаче милостыни». Когда ангелы сказали мне так, то я раскаялся, сказав: «Господи, помилуй! Твое было то, чего я лишился, и я не жалею о нем». После того Арефа совершенно изменился, так что все удивлялись его перемене, и сделался затворником. В затворе и скончался около 1200 г. Нетленные мощи его почивают в Киево-Печерской пещере.
Блаженный Елезвой был царем эфипским. Когда Омиритский царь Дунаан преследовал и губил христиан, то он не мог равнодушно переносить этого и пошел на него войной, чтобы отомстить ему за христиан. Сначала поход Елезвоя был неудачен. По указанию свыше, он обратился к одному затворнику, и тот обличил святого в том, что он принял на себя мщение, вместо Бога, который говорит: Мне отмщение, Я воздам, и, чтобы избежать большего наказания и иметь успех в войне с Дунааном, советовал ему дать обет посвятить последние дни своей жизни Богу. Елезвой дал обет и, отправившись на врага Христова, победил его и даже, взяв в плен, казнил. После победы св..Елезвой, оставив престол и затворившись в келлии близлежащего монастыря, 15 лет провел в строгом воздержанию и подвигах. Скончался около 550 г.
Празднование иконе Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих радость» установлено в 1688 г. по следующему случаю. Сестра патриарха Иоакима очень страдала от раны в боку. Молясь Пресвятой Богородице об исцелении, она услышала голос: «Евфимия! Почему же ты не прибегнешь к общей для всех Целительнице?» – «Где же мне найти такую целительницу?» – спрашивала Евфимия. Голос отвечал: «Есть в храм Преображения Сына Моего образ Мой «Всех скорбящих радость». Призови тамошнего священника, и когда он отслужит молебен с водоосвящением, – болезнь твоя пройдет». Евфимия сделала так, и получила исцеление. Икона находится в Москве, на Ордынке. В 1888 г. 23 июля прославилась другая Скорбященекая икона в С.-Петербурге в часовне у стеклянного завода. Во время страшной грозы молния ударила в часовню, обожгла внутренность в ней, но не коснулась иконы, и она, как бы обновленная, спустилась на пол, и 12 монет из совершенно разбитой кружки прилепились к ней в различных направлениях. В 1890 г. при сей иконе получили исцеление неизлечимо больные мальчик и женщина.
Дни ангела и именины в октябре
Именины – давняя христианская традиция. Их отмечают в день памяти святого, имя которого человек получает во время крещения. Небесный покровитель становится защитником до конца жизни. В день ангела каждый верующий молится своему святому о ходатайстве перед Господом.
В этом месяце именины отмечают:
- 1 – София, Ариадна, Ирина, Кастор, Евмений;
- 2 – Феодор, Трофим, Константин, Алексий, Игорь, Савватий, Давид;
- 3 – Олег, Михаил, Феодор;
- 4 – Даниил, Иосиф, Димитрий, Ипатий, Андрей;
- 5 – Фока, Ион, Параскева, Петр, Макарий;
- 6 – Иоанн, Иннокентий, Андрей, Петр, Ираида;
- 7 – Никандр, Фекла, Галактион, Владислав;
- 8 – Сергий, Евфросиния, Досифея, Герман, Пафнутий;
- 9 – Иоанн, Трифон, Ефрем;
- 10 – Петр, Аристарх, Марк, Каллистрат, Савватий, Игнатий;
- 11 – Харитон, Александр, Вячеслав, Зосима, Кирилл, Мария;
- 12 – Феофан, Кириак;
- 13 – Михаил, Григорий;
- 14 – Роман, Савва, Ананий;
- 15 – Анна, Иустина, Давид, Киприан, Андрей, Феодор, Константин, Феоктист;
- 16 – Иоанн, Дионисий;
- 17 – Владимир, Петр, Стефан, Гурий, Домнина, Павел, Виринея, Евсевий;
- 18 – Макарий, Иннокентий, Тихон, Петр, Иона, Фотий, Филарет, Филипп, Матфей, Дионисий, Харитина;
- 19 – Ап. Фома;
- 20 – Сергий, Иулиан, Вакх, Пелагия, Иона;
- 21 – Трифон, Таисия, Досифей, Пелагия;
- 22 – Максим, Афанасий, Иаков, Андроник, Авраам;
- 23 – Андрей, Евлампий, Амвросий, Феофил, Вассиан, Евлампия;
- 24 – Лев, Зинаида, Филипп, Филинила, Феофан;
- 25 – Мартин, Доминика, Андроник, Косма, Николай;
- 26 – Карп, Вениамин, Никита, Злата;
- 27 – Параскева, Никола, Назарий;
- 28 – Иоанн, Лукиан, Ефимий;
- 29 – Лонгин;
- 30 – Андрей, Антоний, Домиан, Лазарь, Косма, Леонтий;
- 31– Лука, Иосиф, Марина, Иулиана, Злата.
Три части Рождественского поста
Монастырская традиция делит зимний пост на три части.
1 часть поста. 28 ноября — 19 декабря. Самая мягкая часть поста. По монастырской традиции сухоядение практикуется в среду и пятницу, в понедельник — горячая пища без масла, а рыба разрешена во вторник, четверг, субботу и воскресенье. Мирянам обычно сухоядение заменяется горячей пищей без масла в эти дни.
2 часть поста. 20 декабря — 1 января. Средняя часть поста — строже первой. Рыба уже только в выходные, а во вторник и четверг — горячая пища с маслом. Это в монастырской традиции, в мирской же чаще всего все так же, как и в первой половине поста.
3 часть поста. 2-6 января. Самая строгая часть поста. Рыбу уже нельзя совсем, есть один голодный день. Для мирской традиции — появляются дни сухоядения (среда и пятница).
Что такое православный календарь
Церковный календарь – это не простое воспоминание в течение года исторических событий из земной жизни Иисуса Христа, Богородицы и святых. Календарный год – это период жизни христианина, в течение которого он призывается Церковью взойти на новую ступень духовной лестницы, возводящей нас на небо к Самому Богу, через Его Сына, призывающего каждого из нас к божественному совершенству:
«Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5: 48). «Сего бо ради Бог на землю сниде (сошел), да нас на небеса возведет», – говорится в церковном песнопении. «Для того Бог вочеловечился, – писали древние святые, – чтобы человек обожился», то есть стал «богом по благодати».
Каждый год Церковь наставляет своих чад на путь духовного совершенства выверенной веками системой праздников, постов, всем строем своего богослужения – суточного, седмичного (еженедельного) и годового его кругов. Эти три круга богослужения составляют суть церковных праздников и православного календаря.
В Православии каждое время суток и каждый день недели посвящены молитвенному воспоминанию особенного Божественного промышления о спасении человечества (например, в среду воспоминается, как Иуда сговорился с первосвященниками предать им Христа, в пятницу – распятие Господа, в воскресенье – Его восстание из мертвых). В течение года каждый день в храмах творится молитвенная память кого-то из угодников Божиих: пророков, апостолов, мучеников, святителей, праведников, блаженных – тех, кто своей жизнью показал нам пример служения Богу и ближним, пример достижения заповеданного нам Господом совершенства. Кроме того, есть еще ежегодные праздники в честь Господа Иисуса Христа и Его Пречистой Матери. Потому в Церкви каждый день года праздник – малый, средний или великий.
Сочельник
6 января, день перед Рождеством, называется Сочельником. В него нужно отказываться от пищи вплоть до вечера, до появления первых звезд. Хорошо, что темнеет в январе очень рано. Разговляться нужно специальной кашей, сочивом, так называют варенные в меду зерна пшеницы или других злаков. Наиболее простой вариант сочива — рис с сухофруктами.
Рисовое сочиво
1 стакан риса 50 г изюма 50 г чернослива 50 г кураги 50 г миндаля 3 ст. л. меда
Шаг 1. Рис промыть, залить холодной водой и довести до кипения. Шаг 2. Откинуть на дуршлаг и снова промыть холодной водой. После чего залить 1,5 стаканами холодной воды и варить до готовности, не снимая крышки. Шаг 3. Распарить в горячей воде сухофрукты (15-20 минут). Нарезать чернослив и курагу. Растолочь миндаль. Шаг 4. Если вся вода не выкипела, ее следует слить, рис охладить. Шаг 5. Добавить в рис сухофрукты, мед и орехи.