Шрифт
Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За всё благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе 1Фес. 5:16-18
Последования и молитвы по уставу Православной Церкви
Приветствуем Вас на страницах сайта православный-молитвослов.рф. Здесь Вы найдете тексты молитв, канонов, акафистов Господу, Божией Матери, святым угодникам Божиим, Священное Писание и тексты богослужений. Мы собрали последования и молитвословия, входящие в состав богослужебных циклов Православной Церкви, многие из которых адаптированы для домашнего чтения мирянами. Отдельно следует отметить Псалтирь, Евангелие и Апостол, их так же можно читать на нашем сайте.
В 2021 году был создан новый специальный раздел сайта «Церковные службы для домашнего совершения». В нем собраны основные богослужения праздников, воскресных дней и Великого поста, адаптированные по образцу разработанному Священным Синодом для домашнего употребления мирянами из-за эпидемиологических ограничений.
Основная масса текстов представлена «гражданским» шрифтом с ударениями, для удобства чтения. Некоторые тексты на сайте отображены церковно-славянскими шрифтами.
Библиотека текстов на сайте православный-молитвослов.рф постоянно пополняется и обновляется. На данный момент в основных разделах сайта содержится около 600 акафистов и более 1200 канонов Господу, Богородице и святым.
О последних обновлениях, изменениях, новостях и в целом о сайте можно узнать в нашей группе в социальной сети ВКонтакте.. Там же можно задать нам интересующие Вас вопросы.
Адрес нашей электронной почты
Для дальнейшего развития проект «Православный молитвослов» нуждается в финансовой помощи и поддержке. Как помочь сайту можно найти здесь.
Молитвы на каждый день
«Отче наш»
Одним из самых древнейших молитвенных текстов является «Отче наш». Главная христианская молитва, данная еще Иисусом Христом своим ученикам, считается универсальной. Она помогает при множестве проблем.
Согласно этому молитвенному тексту истинный христианин:
- верит в вечную жизнь на Небесах;
- готов подчиниться Божьей воле;
- обращается к Господу с просьбой о даровании всего необходимого для жизни;
- заверяет Всевышнего в том, что прощает виноватых перед ним и просит Бога о прощении своих грехов.
Любому православному верующему нужно знать эти священные слова наизусть и читать молитву ежедневно.
Текст главной молитвы христиан:
«Отче наш, иже еси на небесах! Да святится имя Твое, да придет Царствие Твое; да будет воля Твоя яко на земли, так и на небеси; хлеб наш насущный дай нам днесь; и оставь нам долги наша, яко же и мы оставляем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избави нас от лукавого; ибо Твое есть Царствие и Сила и Слава во веки веков. Аминь».
История понятия
По формальным признакам самым первым молитвословом является Псалтирь – сборник молитв (просительных, покаянных, благодарственных, хвалебных) к Богу.
Первые христианские сборники молитв имели общественное богослужебное применение. Молитвы в разных сборниках объединялись по разнообразным критериям: последование молитвословий суточного круга (Часослов), молитвы святым в дни их памяти (Минеи), богослужебные последования церковного года (Октоих), молитвенные песнопения (Ирмологий), псалмы (Следованная Псалтирь) и пр. В некоторых случаях одни и те же молитвы могли входить в разные сборники.
Постепенно, тексты, изначально применявшиеся, главным образом, в публичном богослужении, начали шире использоваться и в индивидуальном употреблении (в келейной молитве). В первую очередь, это относится к текстам суточного круга богослужения, содержащимся в Часослове или его частичных аналогах (Следованная Псалтирь, Канонник). В частности, уже в XIV веке на Руси чин мефимона (повечерия) содержался в виде келейного последования и использовался в качестве привычного нам правила «Молитвы на сон грядущим» из современного молитвослова. Свидетельства этому мы находим также и в Домострое, где келейное правило сводилось к исполнению богослужебных молитвословий суточного и недельного круга:
«По все дни, в вечере, мужу с женою, и с детми, и с домочадцы и кто умеет грамоте отпети вечерня, и повечерница, и полунощница с молчанием и с кротостию с стоянием, и с молитвою, и с поклоны; — пети внятно и единогласно. А после правила, отнюдь, ни пити, ни ясти, ни молвы творити всегда, а всему тому наук; а ложася спати, всякому христианину по три поклона в землю пред Богом положити; а в полунощи всегда тайно востав помолитися о своем согрешении, елико вместимо; а во утре, воставая, також творити и комуждо противу силы и по желанию, а не праздным женам кланятися до пояса».
Благодаря книгопечатанию в период раннего Нового времени стали распространяться молитвенные сборники, отличающиеся от привычных богослужебных книг, используемых келейно. Одной из первых таких книг была «Малая подорожная книга» (1522 г.), издававшаяся книгопечатней Франциска Скорины. Строго говоря, «Малая подорожная книга» была Следованной Псалтирью, снабженной некоторым количеством дополнительных текстов: Псалтирь, Часослов, акафисты святым и Пресвятой Богородице, каноны, тропари, кондаки, Шестоднев, и два акафиста, сочиненные самим Скориной с именными акростихами. Для XVI века характерна и обратная тенденция – добавление в Часослов (иногда от руки, после приобретения напечатанного текста) популярных или важных для человека молитв, то есть «обогащение» напечатанного текста иными молитвословиями в индивидуальном порядке (в рамках собственного келейного правила или желания книгопечатника).
Именно «Малая подорожная книга» становится прототипом печатных «Акафистников» XVII–XVIII веков, тексты которых в свою очередь оказали решающее влияние на формирование современного молитвенного правила.
Постепенно в молитвословы добавлялись иные молитвы, характерные для той или иной местности, или просто широко распространенные в народе. Чтение богослужебных последований в качестве утренних и вечерних молитв известно по крайней мере до середины XVI века. Переломным для истории молитвослова становится XVII век, когда сначала в южно-русских типографиях Киева, а затем и в московских типографиях начинают печататься сборники молитв с близким к современному последованию утренних и вечерних молитв. После реформ патр. Никона эти молитвы становятся общеупотребительными и начинает складываться современный нам молитвослов для келейного чтения.
Исследователь из МДА иеромонах Далмат (Юдин) в своей статье «Молитвы утренние и вечерние в составе печатных сборников частного молитвенного обихода: возникновение и путь в московскую книжность» выделял три этапа формирования первых печатных собраний утренних и вечерних молитв, которые стали опорными столбами всех будущих православных молитвословов:
- Начальный этап с 1596 по 1622 годы;
- Второй этап (традиции келейного правила Киево-Печерского монастыря) с 1625 по 1643 годы;
- Третий этап (когда утренние и вечерние молитвы попадают в московские печатные издания) с 1658 по 1701 годы.
На первом этапе силами Виленского православного братства (Свято-Духово братство), которое имело свою книгопечатню, в условиях гонений на православных христиан в Великом княжестве Литовском, удалось издать первый келейный молитвослов – «Молитвы повседневные» (за основу были взят келейный устав Свято-Духова братства). Отличительной чертой этого сборника был определенного рода разрыв с предшествующей традицией собрания молитв, которые опирались на Часослов и богослужения суточного круга. Параллельно с трудами виленских братьев при типографии князя Константина Острожского в 1598 году под руководством редактора Василия Суражского издается «Псалтирь с восследованием», которая также применялась в качестве келейного молитвослова. Однако, данная «Псалтирь» не повторяла в полной мере молитвенных сборников предшествующих эпох, в ней размещался т. н. «Молебник», который содержал молитвы «на нощь» (вечерние) и «от сна вставши» (утренние). Редактор Василий Суражский взял за основу молитвенное правило виленской общины, преобразовал их в два последования по тринадцать молитв в каждом. Строго говоря, вся дальнейшая традиция утренних и вечерних молитв в молитвословах — это принятие и корректирование стандарта, заданного Василием Суражским. Название «на сон грядуще» в отношении вечерних молитв было воспринято из виленского сборника «Молитвы повседневные» в редакциях 1596, 1601, 1609 и 1615 годов. Сборник «Молитвы повседневные» был также переработан, дополнен и издан в 1611 году в новом варианте получившим название Анфологион (от греч. ̓Ανθολόγιον < ἀνθολογία — антология, букв. — собрание цветов, цветник). На протяжении XVII–XVIII веков данное название использовалось синонимично, наравне с понятием молитвослов.
В 1625 году в Киево-Печерской лавре издается Молебник, названный Акафистом. Название данного сборника происходит из-за его стрежневой структуры – трех акафистов (Благовещению Пресвятой Богородицы, Успению Пресвятой Богородицы и «Иисусу Сладчайшему» — последний акафист в конечном итоге попадет и во все современные молитвословы, а сам набор акафистов изменится). В этом же сборнике впервые появляется выражение «на сон грядущим» в отношении вечерних молитв (а не «на сон грядущ» как в молитвословах Василия Суражского и виленской братии, хотя сборники этих двух традиций становятся основой, которую дорабатывают редакторы Киево-Печерской лавры).
Смутное время стало для московской книжной традиции периодом длительного застоя. Лишь в 1625 году благодаря усилиям монаха Арсения Глухого издается московский вариант «Псалтири с восследованием». Состав этого сборника был сделан с опорой на келейное правило Троице-Сергиевой лавры. Вечерние молитвы обозначены в нем как «молитвы спальные». Иеромон. Далмат приходит к выводу, что изначальные печатные московские сборники не наследовали особенностей виленских или киевских, однако, брали их как пример в организации текста.
Именно никоновская справа богослужебных и келейных сборников, которая закончилась при патр. Иоакиме, и которой де-факто руководил монах Чудова монастыря Евфимий, ученик иером. Епифания (Славинецкого) объединила московскую и киевскую традицию молитвословов, с приоритетом киевских образцов (т. н. «литовских книг»). В частности, именно в Каннонике 1679 года вместо чина «внегда востати от сна» помещены молитвы утренние, а вместо «спальных» молитв московской традиции указаны «молитвы на сон грядущим». В своем письме монаху Иову старец Евфимий в конце XVII века также указывает на те произведения, которые он заимствует из киевской традиции и которые доныне используются в современных молитвословах (акафист Иисусу Сладчайшему, канон Ангелу Хранителю и пр.).
Статус и образ молитвенника в XIX веке дается в статье «Молитвослов» в энциклопедии Брокгауза и Ефрона за 1896 год, там же выделяются частное и публичное богослужение. В рамках частного богослужения основной книгой является Молитвослов (за которым по степени важности следуют Правильник – сборник, содержащий правила ко Святому Причастию и прочие молитвословия для приготовления к Таинствам или благодарения за них, Акафистник – сборник акафистов, Канонник – сборник богослужебных канонов и Святцы – сборник, построенный в хронологическом порядке с упоминанием дат памяти святых и молитв, как правило кондака и тропаря, им). Молитвослов, согласно данной статье, объединяет наиболее важные части всех этих четырех книг, а также часть богослужебных текстов Часослова.
Окончательно практика утреннего и вечернего правила, а также сам образ современного православного молитвослова (структура текста и содержания, набор молитв, сопроводительные тексты) складывается в советское время, когда в ограниченном количестве издательство Московской Патриархии начинает выпускать типовые молитвословы для мирян.
«Псалом 90»
Этот священный текст, написанный Давидом, имеет второе название – «Живой в помощи». Суть «Псалма 90» состоит в том, что искренне верующему человеку Господь придает силы преодолеть любые трудности.
При чтении священных строк душа человека очищается и соединяется с Богом. «Псалом 90» помогает:
- исцелиться от тяжелых заболеваний;
- избавиться от греховных мыслей;
- преодолеть любую беду;
- приобрести душевный покой;
- уберечься от вражеских козней.
Молитвенные слова читают каждый день по три раза. Перед молитвой нужно как следует настроиться, чтобы сосредоточиться на каждом слове. Так как текст довольно сложный, не всегда получается быстро выучить его наизусть. Поэтому первое время псалом можно читать с листа.
Звучит «Живой в помощи» следующим образом:
«Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме переходящия, от сряща, и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится: обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему: яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да некогда преткнеши о камень ногу твою: на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое».
С чем обращаться к Николаю Чудотворцу в молитве
Очень часто обращаются с самыми различными просьбами к Николаю Чудотворцу. К этому Святому обращаются часто, когда в жизни наступает черная полоса. Молитвенное обращение искренне верующего человека обязательно будет услышано и исполнено, так как Святой Николай считается самым приближенным Святым Угодником к Господу.
Можно в молитвах выражать конкретную просьбу, но существует универсальная молитва на исполнение желания.
Звучит она следующим образом:
«О Пресвятой Чудотворец Николай, помоги мне, Рабу (-е) Божьему (-ей) (собственное имя) в желаниях моих бренных. Помоги исполниться моему заветному желанию, и не разгневайся на просьбу мою дерзкую. Не оставь меня один на один с делами суетными. Мое желание только во благо не и не во вред другим, исполни своей милостью. А если я лихое что-то задумал по твоему разумению, то отврати напасть. Коли лихое захочу, отврати напасти. Сделай так, чтоб все мои желания праведные исполнились, а жизнь счастьем наполнилась. Да будет воля твоя. Аминь».
«Символ веры»
Основные догматы православия кратко изложены в тексте одной из основных молитв – «Символе веры». Главное отличие этой молитвы от других – отсутствие прямого обращения к Господу, Богородице либо святым. Читая этот священный текст, верующий человек подтверждает свою веру в единого Бога-Отца и его Сына – Иисуса Христа.
«Символ веры» читается крестными во время крещения младенца. Поэтому перед таинством Крещения будущим крестным родителям нужно обязательно выучить молитвенный текст наизусть.
Священные слова «Символа веры»:
«Верую в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, одного существа с Отцом, Им же все сотворено. Ради нас людей и ради нашего спасения сошедшего с небес и принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком. Распятого же за нас при Понтийском Пилате, и страдавшего, и погребенного. И воскресшего в третий день, согласно Писанию. И восшедшего на небеса, и сидящего по правую сторону Отца. И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, Его же Царству не будет конца. И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном сопоклоняемого и прославляемого, говорившего через пророков. В единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Признаю одно крещение для прощения грехов. Ожидаю воскресения мертвых. И жизни будущего века. Аминь».
Молитвы утренние и вечерние
Утром, вставши от сна, еще на постели, перекрестись с молитвою:
Господи, Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй мя грешнаго.
Вставши с постели и умыв лице свое, а вечером, отходя ко сну, встань с благоговением пред святыми иконами и, взирая на них, мысль свою устремляя к невидимому Богу и его святым, истово, не спеша, ограждая себя крестным знамением и кланяясь, произноси с умилением молитву мытаря:
Боже, милостив буди мне грешному (поклон)
. Создавыи мя, Господи, и помилуй мя
(поклон)
. Без числа согреших, Господи, помилуй и прости мя, грешнаго
(поклон)
.
Достойно есть, яко воистину блажити Тя Богородице, присно блаженную и пренепорочную, и Матерь Бога нашего. Честнейшую херувим и славнейшую воистину серафим, без истления Бога Слова рождьшую, сущую Богородицу, Тя величаем (поклон всегда земной)
.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу (поклон)
. И ныне и присно и во веки веком, аминь
(поклон)
.
Господи помилуй, Господи помилуй, Господи благослови (поклон)
.
Господи, Исусе Христе, Сыне Божии, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста, и святаго Ангела моего хранителя, и всех ради святых, помилуй и спаси мя грешнаго, яко Благ и Человеколюбец. Аминь. (поклон земной, без крестнаго знамения)
.
Эти молитвы называются «началом» или «приходными и исходными поклонами» потому, что они совершаются в начале и после всякого молитвенного правила.
После этого повтори молитву мытаря с поклонами:
Боже, милостив буди мне грешному (поклон)
. Создавыи мя, Господи, и помилуй мя
(поклон)
. Без числа согреших, Господи, помилуй и прости мя грешнаго
(поклон)
.
И с благоговением начинай утренние молитвы.
За молитв святых отец наших, Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй нас. Аминь (поклон всегда поясной). Перекрестись и говори трижды:
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе всяческих ради.
Далее:
Боже, очисти мя грешнаго, яко николиже благо сотворих пред Тобою
(поклон)
, но избави мя от лукаваго, и да будет во мне воля Твоя
(поклон)
, да неосужденно отверзу уста моя недостойная и восхвалю имя Твое святое: Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веком. Аминь
(поклон)
.
Обведенные чертой молитвы вечером не читаются.
Далее перекрестись и читай:
Царю небесныи, Утешителю, Душе истинныи, Иже везде сыи и вся исполняя, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, душа наша.
Святыи Боже, Святыи Крепкии, Святыи Безсмертныи, помилуй нас (трижды с поклонами)
. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веком. Аминь. Пресвятая Троице, помилуй нас. Господи, очисти грехи наша. Владыко, прости беззакония наша. Святыи, посети и исцели немощи наша, Имене Твоего ради. Господи помилуй
(трижды)
. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веком. Аминь. Отче наш, Иже еси на небесех, да святится имя Твое, да приидет царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущныи даждь нам днесь. И остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим. И не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй нас. Аминь. Господи помилуй
(12 раз)
.
Если утро — читается:
От сна востав, благодарю Тя, Всесвятая Троице, яко многия ради благости и долготерпения не прогневася на мя грешнаго и лениваго раба Твоего, и не погубил еси мене со беззаконии моими, но человеколюбствова. И в нечаянии лежаща, воздвиже мя утреневати и славословити державу Твою непобедимую. И ныне, Владыко, Боже Пресвятыи, просвети очи сердца моего и отверзи ми устне поучатися словесем Твоим, и разумети заповеди Твоя, и творити волю Твою, и пети Тя во исповедании сердечнем. Воспевати же и славити пречестное и великолепое имя Твое: Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веком. Аминь.
Если вечер:
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. И ныне, и присно, и во веки веком. Аминь.
Далее, как утром, так и вечером, читай:
Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу (поклон)
. Приидите, поклонимся Христу, Цареви и Богу нашему
(поклон)
. Приидите, поклонимся и припадем к самому Господу Исусу Христу, Цареви и Богу нашему
(поклон)
.
ПСАЛОМ 50 (покаянный)/>
Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей. И по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омыи мя от беззакония моего и от греха моего очисти мя. Яко беззаконие мое аз знаю и грех мой предо мною есть выну. Тебе единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих. Яко да оправдишися в словесех Своих и победиши внегда судити. Се бо в беззакониих зачат есмь и во гресех роди мя мати моя. Се бо истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом и очищуся. Омыеши мя и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие: возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отверзи мене от Лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и духом владычным утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровий, Боже, Боже спасения моего; возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел жертвы, дал бых убо; всесожжения не благоволиши. Жертва Богу — дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона; и да созиждутся стены Иеросалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожигаемая. Тогда возложат на олтарь Твой тельца.
Ограждая себя благоговейно крестным знамением, произносим СИМВОЛ ВЕРЫ — слова святых отец Первого и Второго Вселенского собора (крестное знамение без поклона):
Верую во единаго Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа, Исуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век. Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рождена, а не сотворена, единосущна Отцу, Им же вся быша. Нас ради человек, и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы вочеловечшася. Распятаго за ны при Понтийстем Пилате, страдавша и погребенна. И воскресшаго в третии день по писаниих. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же царствию несть конца. И в Духа Святаго, Господа истиннаго и Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшаго пророки. И во едину святую соборную и апостольскую Церковь. Исповедую едино Крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвым. И жизни будущаго века. Аминь.
Далее:
Богородице Дево, радуися, обрадованная Марие, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко родила еси Христа Спаса, Избавителя душам нашим (с поклонами трижды)
.
О! Всепетая Мати, рождьшая всех святых святейшее Слово, нынешнее приношение приемши, от всякия напасти избави всех, и грядущия изми муки, вопиющия Ти: Аллилуия (трижды, с поклонами земными)
.
Непобедимая и божественная сила честнаго и животворящаго Креста Господня, не остави мя грешнаго, уповающаго на Тя (поклон)
. Пресвятая Владычице моя Богородице, помилуй мя, и спаси мя, и помози ми ныне, в жизни сей, и во исход души моея, и в будущем веце
(поклон)
. Вся небесныя силы, святии ангели и архангели, херувими и серафими, помилуйте мя, и помолитеся о мне грешнем ко Господу Богу, и помозите ми ныне, в жизни сей, и во исход души моея, и в будущем веце
(поклон)
. Ангеле Христов, хранителю мой святыи, помилуй мя и помолися о мне грешнем ко Господу Богу, и помози ми ныне, в жизни сей, и во исход души моея, и в будущем веце
(поклон)
. Святыи великии Иоанне, пророче и Предотече Господень, помилуй мя, и помолися о мне грешнем ко Господу Богу, и помози ми ныне, в жизни сей, и во исход души моея, и в будущем веце
(поклон)
. Святии славнии апостоли, пророцы и мученицы, святителие, преподобнии и праведнии и вси святии, помилуйте мя, и помолитеся о мне грешнем ко Господу Богу, и помозите ми ныне, в жизни сей, и во исход души моея, и в будущем веце
(поклон)
.
После сего молись по три раза с поклонами следующие молитвы.
Пресвятая Троице Боже наш, слава Тебе. Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй мя грешнаго. Слава, Господи, Кресту Твоему Честному. Пресвятая Госпоже Богородице, спаси мя грешнаго раба Твоего. Ангеле Христов, хранителю мой святыи, спаси мя грешнаго раба Твоего. Святии архангели и ангели, молите Бога о мне грешнем. Святыи великии Иоанне, пророче и Предотече, Крестителю Господень, моли Бога о мне грешнем. Святыи славныи пророче Илие, моли Бога о мне грешнем. Святии праотцы, молите Бога о мне грешнем. Святии пророцы, молите Бога о мне грешнем. Святии апостоли, молите Бога о мне грешнем. Святии славнии апостоли и евангелисти: Матфее, Марко, Луко и Иоанне Богослове, молите Бога о мне грешнем. Святии славнии верховнии апостоли Петре и Павле, молите Бога о мне грешнем. Святии велиции трие святителие: Василие Великии, Григорие Богослове и Иоанне Златоусте, молите Бога о мне грешнем. Святителю Христов Николае, моли Бога о мне грешнем. Преподобныи отче Сергие, моли Бога о мне грешнем. Преподобнии и богоноснии отцы наши, пастырие и учителие вселенней, молите Бога о мне грешнем. Святии вси, молите Бога о мне грешнем.
После этого помолись святому, имя которого носишь, и святому, празднуемому этого числа, также и другим святым, кому хочешь. Не забудь помолиться и епитимию, какие поклоны имеешь от духовного отца.
Потом молись о здравии правящего епископа, духовного отца, родителей, родственников и близких, по три раза произнося с поклонами о здравии и о спасении:
Милостиве Господи, спаси и помилуй раб Своих (поклон) (называй имена, за кого молишься)
. Избави их от всякия скорби, гнева и нужды
(поклон)
. От всякия болезни душевныя и телесныя
(поклон)
. И прости им всякое согрешение, вольное и невольное
(поклон)
. И душам нашим полезная сотвори
(поклон)
.
Потом помолись за упокой духовных отцов, родителей и близких, и за кого имеешь усердие, по три раза произнося с поклонами:
Покой, Господи, душа усопших раб Твоих (поклон) (называй имена, за кого молишься)
. И елика в житии сем яко человецы согрешиша, Ты же, яко Человеколюбец Бог, прости их и помилуй
(поклон)
. Вечныя муки избави
(поклон)
. Небесному царствию причастники учини
(поклон)
. И душам нашим полезная сотвори
(поклон)
.
Заканчивая молитвы, говори:
Господи, или словом, или делом, или помышлением согреших во всей жизни моей, помилуй мя и прости мя, милости Твоея ради (поклон земной)
. Все упование мое к Тебе возлагаю, Мати Божия, сохрани мя во Своем си крове
(поклон земной)
. Упование ми Бог, и прибежище мое Христос, и покровитель ми есть Дух Святыи
(поклон земной)
.
Достойно есть, яко воистину блажити Тя Богородице, присно блаженную и пренепорочную, и Матерь Бога нашего. Честнейшую херувим и славнейшую воистину серафим, без истления Бога Слова рождьшую, сущую Богородицу, Тя величаем (поклон всегда земной)
.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу (поклон)
. И ныне и присно и во веки веком, аминь
(поклон)
. Господи помилуй, Господи помилуй, Господи благослови
(поклон)
.
И отпуст:/>
Господи, Исусе Христе, Сыне Божии, молитв ради Пречистыя Твоея Матере и преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилуй и спаси мя грешнаго, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.
И, наклонившись до земли, без осенения себя крестным знамением, читай прощение:
Ослаби, остави, отпусти, Боже, согрешения моя, вольная и невольная, яже в слове и в деле, и яже в ведении и не в ведении, яже во уме и в помышлении, яже во дни и в нощи, вся ми прости, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.
Вставши, читай молитву сию с поклонами:
Ненавидящих и обидящих нас прости, Господи Человеколюбче. Благотворящим благо сотвори, братиям и всем сродником нашим, иже и уединившимся, даруй им вся, яже ко спасению прошения и живот вечныи (поклон)
. В болезнех сущия посети и исцели, в темницах сущих свободи, по водам плавающим Правитель буди и иже в путех шествующим, исправи и поспеши
(поклон)
. Помяни, Господи, и плененныя братию нашу, единоверных православныя веры, и избави их всякаго злаго обстояния
(поклон)
. Помилуй, Господи, давших нам милостыню и заповедавших нам, недостойным, молитися о них, прости их и помилуй
(поклон)
. Помилуй, Господи, труждающихся и служащих нам, милующих и питающих нас, и даруй им вся, яже ко спасению, прошения и живот вечныи
(поклон)
. Помяни, Господи, прежде отшедшия отцы и братию нашу и всели их, идеже присещает свет лица Твоего
(поклон)
. Помяни, Господи, и нашу худость и убожество, и просвети наш ум светом разума святаго Евангелия Твоего, и настави нас на стезю заповедей Твоих, молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих, аминь
(поклон)
.
Оканчиваются сии молитвы обычным семипоклонным началом (смотри «приходные и исходные поклоны» в начале).
По окончании молитв, как утром, так и вечером, ограждаясь своим нательным крестом, говори:
Господи, Исусе Христе, Сыне Божии, благослови и освяти, и сохрани мя силою Живоноснаго Креста Твоего.
После этого целуй крест.
И читай молитву Кресту, перекрестясь:
Да воскреснет Бог, и разыдутся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его, яко исчезает дым, да исчезнут. Яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога, и знаменающихся крестным знамением, и да возвеселимся рекуще: радуися, Кресте Господень, прогоняя бесы силою на Тебе пропятаго Господа нашего Исуса Христа, во ад сшедшаго, и поправшаго силу диаволю, и давшаго нам Крест Свой Честныи на прогнание всякаго супостата.
О! Пречестныи и Животворящии Кресте Господень, помогай ми, с Пресвятою Госпожею Богородицею, и со всеми святыми небесными силами, всегда и ныне и присно и во веки веком. Аминь.
Молитва к Пресвятой Богородице
Во время чтения утренних молитв обращаются не только к Господу Богу, но и к пресвятой Деве Марии.
К пресвятой Богородице принято обращаться с молитвой, прославляющей Царицу Небесную и ее Сына. Священнослужители рекомендуют читать эти молитвенные слова несколько раз на протяжении дня, поэтому их нужно обязательно заучить.
Хвалебную песнь Богородице читают:
- в благодарность за помощь;
- отправляясь в дорогу;
- приступая к трапезе;
- во время скорбей и печалей.
Краткий молитвенный текст «Богородица, радуйся»:
«Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с тобою; благословена Ты в женах, и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших».
История происхождения
История требника начинается во времена апостольские, когда для проведения богослужения создавали некие записи молитв, которые читались по особым случаям. Первые книги подобного характера не дошли до современности и были утеряны или утрачены до времен становления христианской Церкви.
Самым ранним примером является сборник молитв, которые записал епископ Тмуитский Евхологион. Его записи являются частью сборника «Апостольские постановления» и находятся в восьмом томе. Историки предполагают, что этот документ был составлен в IV веке в Египте, где проживал епископ.
По мере становления Церкви и расширения ее богослужений и таинств, росло количество совершаемых по особым случаям молитв вплоть до IX века. Для удобства их записывали и получались своеобразные сборники с молитвословиями, которые зачитывались в определенных ситуациях.
Все чинопоследования, описанные в требнике, появились в апостольские времена
В Греции одновременно с требником составляли и записывали и Молитвослов или Евхологион. До нашего времени дошли рукописи VIII–IX веков, которые были составлены и записаны в Барберини и в Синайском монастыре.
На территории СНГ требник появился в IX веке после того, как был переведен Кириллом и Мефодием на старославянский язык. Этот вариант составленных молитвословий сохранялся и использовался во время богослужений вплоть до царствования Иоанна Калиты.
Уже при этом великом князе митрополит Киевский Феогност дал повеление составить новый перевод, который митрополит лично привез в 1328 году в Киевскую Русь. Впоследствии именно этот вариант книги использовался повсеместно на территории России, Украины и прочих славянских государств в православных храмах.
На протяжении последующих веков, особенно с развитием книгопечатания, требники переписывались, дополнялись и исправлялись. Каждый новый патриарх вносил в сборник свои корректировки:
- Филарет (1619 −1633 гг.).
- Иоасаф (1634 −1640 гг.). При этом патриархе сборник стал включать и приложение Соборных постановлений.
- Иосиф (1642 — 1652 гг.). После всех корректировок и дополнений, вышедший экземпляр стал называться Большим.
- Никон (1652 — 1666 гг.).
- Иоасаф II (1667 — 1672 гг.). Этот муж выпустил сокращение, которое впоследствии стало именоваться Малым.
- Иоаким (1674 — 1690 гг.) включил в собрание Номоканон.
Последнее исправление было совершено в 1863 году при митрополите Арсении и с его благословения, оно было выпущено в печатном виде и получило название Требник Дополнительный. Дополнения и корректировки первых изданий привели к тому, что сегодня в богослужении используется наиболее полный и качественный сборник всех молитв.
«Иисусова молитва»
Обращение к Иисусу Христу постоянно звучит из уст верующих. Достаточно произнести несколько коротких слов, и восстанавливается душевное спокойствие, уходит тоска, облегчается боль. Особенно важна вторая часть молитвы, где человек признает себя грешным. «Иисусову молитву» произносят перед тем, как собираются помолиться, попросить чего-либо у Господа.
Эта короткая священная фраза, состоящая всего из нескольких слов, обладает большой силой. Звучит она так:
«Господи Иисус Христос, Сын Божий, молитвами Пречистой Твоей Матери, преподобных и богоносных отцов наших и всех святых, помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец. Аминь».
«Трисвятое»
Любой христианин, хоть раз побывавший на церковной службе, слышал текст Трисвятой молитвы. Это мощный оберег, защищающий человека от разных бед.
Ее принято читать ежедневно, вместе с другими молитвами. С этими молитвенными словами верующие обращаются к Пресвятой Троице, поэтому молитва считается чудотворной. Читать ее желательно перед иконой Святой Троицы, предварительно выбросив из головы все мысли о мирских заботах. После произнесения каждый строфы следует накладывать на себя крестное знамение и кланяться.
Молитва короткая, запомнить ее не сложно:
«Святой Бо́же, Святой Кре́пкий, Святой Безсме́ртный, поми́луй нас. (Читают три раза, с крестным знамением и поясным поклоном). Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь».
Святому духу
Святой Дух является третьей ипостасью Святой Троицы. Он был послан Господом дабы исполнить Его волю. Святой Дух есть Божество, живущее внутри каждого христианина и помогающее побороть дьявольское искушение. Святой Дух способствовал появлению Вселенной, написанию Библии. Благодаря Божеству люди смогли постигнуть суть христианства.
Молитвенные слова, обращенные к Святому Духу, помогают:
- исцелиться от различных заболеваний;
- справиться с трудностями;
- укрепить веру;
- очиститься от греха.
Божий Дух призывают перед чтением основных молитв, чтобы духовно подготовиться.
Текст обращения к Святому Духу:
«Царю Небесный, Утешитель, Душе истины, Ты же везде есть и все исполняешь, Сокровище благих и жизни Податель, приди и вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Блаже, души наша».
Пресвятой Троице
Одной из самых сильных молитв считается обращение к Святой Троице. В ней сначала звучит обращение одновременно ко всем трем Ипостасям, а затем к каждому Божественному Лику по отдельности. Святая Троица способствует наставлению человека на истинный путь и очищению от грехов. Она помогает молящимся во время жизненных трудностей, вселяя надежду на преодоление сложных испытаний. К Святой Троице обращаются, преклонив колени перед образом либо иконостасом.
Слова молитвенного текста:
«Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твое́го ра́ди. Го́споди, поми́луй. (Трижды). Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь».
Что есть молитва для верующего человека
Неотъемлемой частью любой религии является молитва. Любая молитва — это общение человека с Богом. С помощью особых слов, которые исходят из глубины души мы восхваляем Всевышнего, благодарим Бога, просим у Господа для себя и своих близких помощи и благ в земной жизни.
Доказано, что молитвенные слова способны очень сильно влиять на сознание человека. Священнослужители утверждают, что молитва может изменить жизнь верующего человека и его судьбу в целом. Но не обязательно использовать сложные молитвенные обращения. Можно молиться и простыми словами. Часто в таком случае удается вложить большую энергетику в молитвенное обращение, от чего оно становится более мощным, а значит, обязательно будет услышано Небесными силами.
Замечено, что после молитвы у верующего человека успокаивается душа. Он начинает по-другому воспринимать возникшие проблемы и быстро находит путь для их решения. Истинная вера, которая вкладывается в молитву, дает надежду на помощь свыше.
Искренняя молитва способна заполнить душевную пустоту и утолить духовную жажду. Молитвенное обращение к Высшим Силам становится незаменимым помощником в трудных жизненных ситуациях, когда никто не может помочь. Верующий человек не только получает облегчение, но и стремиться изменить ситуацию в лучшую сторону. То есть, можно сказать, что молитва пробуждает внутренние силы для противостояния сложившимся обстоятельствам.
Ангелу-хранителю
Каждый человек, приняв таинство Крещения, получает ангела-хранителя, оберегающего его до самой смерти. Ангела-хранителя просят:
- защитить от бед и врагов;
- ходатайствовать перед Господом о прощении грехов;
- помочь принять правильное решение;
- улучшить состояние здоровья.
При обращении к незримому Божественному существу желательно уединиться, полностью сосредоточившись на молитвенных словах, звучащих следующим образом:
«Ангел Христов, хранитель мой святой и покровитель души и тела моего, все мне прости, если согрешил в этот день, и от всякого лукавствия противного меня врага избавь меня, да ни в каком либо грехе прогневаю Бога моего; но моли за меня грешного и недостойного раба, как да достойна меня покажешь благости и милости Всесвятой Троицы и Матери Господа моего Иисуса Христа и всех святых. Аминь».
Виды и содержание
Требник был множество раз переписан и дополнен, поэтому сегодня существует несколько вариантов этого сборника. Каждый из них используется по усмотрению священнослужителей.
Большой требник — он состоит из 2 частей, которые в целом заключают все существующие в РПЦ требы. Первая часть содержит молитвословия главных церковных Таинств (крещение, помазание миром, венчание, елеосвящение и покаяние), которые должны происходить в жизни человека.
Большой требник содержит последование всех церковных Таинств
Это наиболее важные таинства, которые имеют огромное духовное значение в жизни христианина. Вторая часть охватывает все прочие молитвенные нужды, которые не оказывают глубокого влияния на душу человека, но также важны для него. В этой части можно найти молитвословия:
- на освящение земли, квартиры и прочего имущества;
- на освящение еды и урожая;
- при начале работы;
- благословение пасхальных угощений;
- об изгнании злых духов и пр.
Кроме этих текстов, в Большом Требнике можно найти последования к общественным богослужениям (обряд омовения ног в Великий Четверг, обряд принятия в Лоно Церкви, освящение храма и пр.). После этих частей в сборнике изложено собрание канонических правил (Номоканон) и месяцеслов с указателем святых.
Малый Требник — это сокращенный вариант Большого, поэтому в нем прописаны только несколько укороченные Таинства, последования к священнодействиям и месяцеслов.
Важно! Эти молитвы чаще всего читаются приходскими священниками. Номоканон же также входит в сборник, но в его самом сокращенном варианте, содержащим только главные правила.
Дополнительный Требник — в этом собрании можно найти только чины освящения. Они читаются при благословении храмового креста, сосудов для служения, риз священника, икон и прочей церковной атрибутики. Кроме этих, тут прописаны молитвословия на освящение бытовых предметов, которые христиане используют дома.
Требник митрополита Петра Могилы — был издан в 1646 году. Целью издания этого сборника была необходимость дать украинскому народу руководство к традиционным православным церковным обрядам. Митрополит считал, что католичество оказало существенное влияние на церковь, поэтому создал, как он считал, очищенную от погрешностей и заблуждений книгу молитвословий.
Требник митрополита Петра Могилы
Существует также и множество различных изданий требников, которые выпускались с небольшими изменениями и корректировками действующих патриархов. Но все они крайне похожи и содержат молитвы к главным и второстепенным обрядам церкви.
«Псалом 50»
Любой человек грешен, но спасение и исцеление души невозможно без покаяния. На такие случаи существует «Псалом 50», написанный царем Давидом.
Покаянная молитва читается:
- когда на душе лежит тяжесть из-за совершенного греха;
- перед принятием причастия;
- для прошения Господа о помиловании.
Священный текст читают дважды в день: утром и вечером. На церковных богослужениях молитвенный текст читается на церковнославянском языке. Но дома хвалебную песнь можно произносить на русском языке.
Старославянский вариант молитвы:
«Поми́луй мя, Бо́же, по вели́цей ми́лости Твое́й, и по мно́жеству щедро́т Твои́х очи́сти беззако́ние мое́. Наипа́че омы́й мя от беззако́ния моего́, и от греха́ моего́ очи́сти мя; я́ко беззако́ние мое́ аз зна́ю, и грех мой пре́до мно́ю есть вы́ну. Тебе́ еди́ному согреши́х и лука́вое пред Тобо́ю сотвори́х; яко да оправди́шися во словесе́х Твои́х, и победи́ши внегда́ суди́ти Ти. Се бо, в беззако́ниих зача́т есмь, и во гресе́х роди́ мя ма́ти моя́. Се бо, и́стину возлюби́л еси́; безве́стная и та́йная прему́дрости Твоея́ яви́л ми еси́. Окропи́ши мя иссо́пом, и очи́щуся; омы́еши мя, и па́че сне́га убелю́ся. Слу́ху моему́ да́си ра́дость и весе́лие; возра́дуются ко́сти смире́нныя. Отврати́ лице́ Твое́ от грех мои́х и вся беззако́ния моя́ очи́сти. Се́рдце чи́сто сози́жди во мне, Бо́же, и дух прав обнови́ во утро́бе мое́й. Не отве́ржи мене́ от лица Твоего́ и Ду́ха Твоего́ Свята́го не отыми́ от мене́. Возда́ждь ми ра́дость спасе́ния Твоего́ и Ду́хом Влады́чним утверди́ мя. Научу́ беззако́нныя путе́м Твоим, и нечести́вии к Тебе́ обратя́тся. Изба́ви мя от крове́й, Бо́же, Бо́же спасе́ния моего́; возра́дуется язы́к мой пра́вде Твое́й. Го́споди, устне́ мои́ отве́рзеши, и уста́ моя́ возвестя́т хвалу́ Твою́. Я́ко а́ще бы восхоте́л еси́ же́ртвы, дал бых у́бо: всесожже́ния не благоволи́ши. Же́ртва Бо́гу дух сокруше́н; се́рдце сокруше́нно и смире́нно Бог не уничижи́т. Ублажи́, Го́споди, благоволе́нием Твои́м Сио́на, и да сози́ждутся сте́ны Иерусали́мския. Тогда́ благоволи́ши же́ртву пра́вды, возноше́ние и всесожега́емая; тогда́ возложа́т на олта́рь Твой тельцы́».
Текст «Псалма 50» на русском языке:
«Помилуй меня. Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои.
Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мной.
Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем.
Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя.
Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость (Твою).
Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега.
Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости. Тобою сокрушенные.
Отврати лицо Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои.
Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня.
Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня.
Возврати мне радость спасения Твоего и Духом Владычественным утверди меня.
Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся.
Избавь меня от кровей. Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою.
Господь, отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою:
ибо жертвы Ты не желаешь, — я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь.
Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже.
Облагодетельствуй, Господь, по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима:
тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов».
Когда читается молитва святому Киприану
Светлая молитва Святому Киприану — эффективный способ, чтобы отвести всякие беды от верующего человека. Ее рекомендуется использовать в случаях, когда есть подозрение на порчу. Допускается заговорить данной молитвой воду, после чего ее выпить.
Молитвенный текст звучит следующим образом:
«О святой угодник Божий, священномученик Киприан, ты являешься помощником всех тех, кто к тебе за помощью обращается. Прими от нас грешных восхваление тебе за все твои дела земные и небесные. Вымоли для нас у Господа в немощах наших укрепление, в болезнях тяжелых исцеление, в печалях горьких утешение и попроси даровать нам другие благости земные.
Вознеси Святой Киприан, чтимый всеми верующими благомощную твою молитву к Господу. Пусть Всемогущий оградит меня от всяких искушений и грехопадений, научит меня истинному покаянию, да избавит меня от бесовского влияния воздействий недобрых людей.
Будь мне настоящим поборником для всех врагов моих, видимых и невидимых, дай мне терпение, а в час кончины моей стань моим заступником перед Господом Богом. А я буду воспевать имя твое Святое и молится Всевышнему Богу нашему. Аминь».
Благодарственная
Многие люди привыкли обращаться к Господу только, когда попадают в сложную ситуацию. И очень часто забывают поблагодарить Всевышнего либо благодарят, лишь получив помощь.
Но благодарственный молебен Иисусу Христу следует возносить ежедневно. Ведь Господь находится рядом постоянно, даруя жизнь, природные сокровища, семью, здоровье, детей, друзей, родных.
Благодарить Бога нужно за все, что имеет человек на данный момент. Научившись ценить каждую мелочь, человек начинает понимать, что все происходящее в мире подвластно Воле Всевышнего.
Текст благодарственного молебна:
«Благодарим Тя, Господи Боже наш, о всех благодеяниях Твоих яже от перваго возраста до настоящего, в нас, недостойных рабех Твоих (имена), бывших, ихже вемы и не вемы, о явленных и неявленных, яже делом бывших и словом: возлюбивый нас якоже и Единороднаго Твоего Сына о нас дати изволивый, сподоби и нас достойны быти Твоея любве. Даждь словом Твоим мудрость и страхом Твоим вдохни крепость от Твоея силы, и аще что хотяще или нехотяще согрешихом, прости и не вмени, и сохрани душу нашу святу, и представи ю Твоему Престолу, совесть имущу чисту, и конец достоин человеколюбия Твоего; и помяни, Господи, всех призывающих имя Твое во истине, помяни всех, блага или сопротивная нам хотящих: вси бо человецы есмы, и всуе всяк человек; темже молимся Тебе, Господи, подаждь нам Твоего благоутробия велию милость».