Фреска Микеланджело «Сотворение Адама». Описание и история создания

Cодержание статьи:

  • Картина Микеланджело «Сотворение Адама»
  • Как Микеланджело выполнял заказ папы Юлия II?
  • Где находится картина?
  • Что означает «Сотворение Адама»?
  • Сикстинская капелла как символ власти
  • Видео: что еще может означать творение Микеланджело?

В книге Бытия Пятикнижия Моисея излагается «теория» создания Богом на Земле первого человека по Его образу и подобию. В работе знаменитого итальянского художника средневековья Микеланджело «Сотворение Адама» был использован именно этот библейский сюжет.

Предыстория

Микеланджело – прославленный живописец и скульптор эпохи Возрождения. Он прожил долгую и плодотворную жизнь. Родившись в 1475 году, уже в конце 80-х годов XV века он начал учиться скульптуре и изобразительному искусству, а в начале 90-х создал свои первые самостоятельные произведения. Даже в этих юношеских работах (автору 15-17 лет) заметны задатки будущего гения. К началу XVI века Микеланджело был уже довольно известным скульптором.

В 1505 года папа Римский пригласил его для создания собственной гробницы, работа над которой продолжалась почти 40 лет. А вот роспись сводов Сикстинской капеллы, сделать которую поручил тот же Юлий II, Микеланджело закончил в рекордно короткие сроки. Всего 4 года понадобилось ему, чтобы создать десятки фресок общей площадью 600 м², на которых изображены более 300 фигур. Фреска «Сотворение Адама» — одна из центральных во всей композиции.

Искусствоведы отмечают, что за роспись сводов Микеланджело взялся с большой неохотой. Он предлагал поручить это дело Рафаэлю, но Юлий II был непреклонен. Постепенно работа увлекла художника, так был создан шедевр монументального искусства.

Сикстинская капелла

Здание капеллы было построено в конце XV века по заказу папы Сикста IV. В настоящее время это одно из самых важных мест католического мира. Именно в этом здании собирается конклав архиепископов и кардиналов для выбора нового папы.

По задумке Сикста IV капелла должна была внешним видом напоминать крепость, символизируя непреступный центр, сердце католической церкви, а внутренним убранством демонстрировать могущество Папы Римского.

Построил здание архитектор из Флоренции Джоржде де Дольчи, а росписью и украшением внутренних помещений занимались Боттичелли, Россели, Перуджино, Микеланджело и другие известные художники того времени. Красотой и величием библейских персонажей с первого взгляда покоряет Сикстинская капелла. «Сотворение Адама» – фреска, занимающая одно из центральных мест в росписи, она же одна из самых выразительных.

Своды Сикстинской капеллы

На потолке капеллы Микеланджело создал грандиозный ансамбль, в центре которого помещены 9 сюжетов из Ветхого Завета. Первый сюжет – «Отделение света от тьмы», последний – «Опьянение Ноя». Центральное место в композиции занимают фрески «Сотворение Адама», «Сотворение Евы» и «Грехопадение».

По периметру фресок центрального поля изображены фигуры юношей и девушек, пророков и сивилл, а боковины свода расписаны сюжетами из Ветхого Завета и представляют предшественников Иисуса Христа.

Когда Микеланджело взялся за роспись, у него не было ни знаний, ни опыта по изготовлению фресок. На помощь ему были приглашены специалисты из Флоренции. Но очень скоро скульптор превзошел их в технике. Прогнав помощников, он в одиночку завершил роспись огромного потолка.

Торжественное открытие плафона Сикстинской капеллы было приурочено ко дню Всех Святых в октябре 1512 года. Первых зрителей поразила красота и титанизм образов, колоссальный размер росписи, отличающейся единством сюжета. Впрочем, и пять столетий спустя эта работа продолжает зачаровывать и восхищать.

Как Микеланджело выполнял заказ папы Юлия II?

Процесс работы был для художника совсем непростым во всех смыслах делом.

Будучи в основном более приверженным искусству скульптуры, Микеланджело отнюдь не рвался рисовать фрески на потолке храма. Он не имел такого опыта, да и получил этот специфический для себя заказ папы в результате интриг своих недоброжелателей.

Первоначально Буанаротти попросил знакомых художников помочь ему в освоении нового для него стиля живописи, но быстро всё понял и отказался от их услуг, предпочитая работать один. С ним, правда, трудились два помощника, один из которых смешивал краски, а другой покрывал поверхность известью, по которой мастер впоследствии и наносил свои гениальные штрихи.

Кстати, делать это было совсем непросто психологически и даже чисто технически, так как специфика данного вида искусства не допускала исправлений и поправок. Работать приходилось сразу «начисто». Здесь художнику и помог талант скульптора и «объемное видение» будущего изображения, он даже почувствовал вкус к новому делу.

Правда, после его завершения долго приходил в себя после постоянного видения картин снизу вверх, так как работать приходилось лежа. Даже книги он некоторое время читал только в таком положении.

«Сотворение Адама» (Микеланджело). Описание

Сюжет был взят из Ветхого Завета. В Библии сказано, что Бог создал человека по своему образу и подобию. Изображение можно условно разделить на 2 части. Вверху и справа помещен Господь. Он предстает в образе седовласого, но полного физических сил старца. Его окружает сонм ангелов. Завершают образ красные драпировки. Они усиливают впечатление, передавая ощущение энергии и силы.

Внизу и слева изображена фигура Адама. Это прекрасный юноша. Его силы еще не разбужены, он тянется к Богу слабой рукой. Десница Господа вот-вот должна коснуться ее и передать человеку жизненную энергию. Когда две руки соприкоснутся, акт творения завершится.

Примечания[ | ]

  1. 12Meshberger, Frank Lynn.
    An Interpretation of Michelangelo’s Creation of Adam Based on Neuroanatomy (англ.) // JAMA : journal. — 1990. — 10 October (vol. 264, no. 14). — P. 1837—1841. — doi:10.1001/jama.1990.03450140059034. — PMID 2205727. Pdf. Excerpt on Mental Health & Illness.com. Retrieved 21 September 2010.
  2. 12Rachel Becker.
    Does the Michelangelo painting in the Westworld finale really show a brain — or is it a uterus? (англ.). The Verge (6 December 2016). Дата обращения: 15 декабря 2021.
  3. Fields, R. Douglas
    Michelangelo’s secret message in the Sistine Chapel: A juxtaposition of God and the human brain
    (неопр.)
    .
    Scientific American
    (27 мая 2010). Дата обращения: 9 июня 2021.

Особенности росписи

Фреска «Сотворение Адама» выделяется среди прочих, созданных Микеланджело. Вероятно, этот сюжет особенно сильно взволновал его. Примечательно, что на ней изображено не физическое сотворение человека, а передача ему жизненной энергии – души, искры божьей. Художнику удалось показать динамику и драматизм сцены.

Искусствоведы отмечают, что Адам Микеланджело тянется рукой не только к Богу, но и к Еве. Она еще не родилась, Всевышний прикрывает ее своею левой рукой.

До недавнего времени Микеланджело считали плохим колористом, замечая, что образы, созданные им, больше напоминают раскрашенные статуи. Однако реставрационные работы позволили восстановить первоначальный цвет фресок. Для сцены «Сотворение Адама» были использованы насыщенные тона разнообразных оттенков. По живописной технике эту работу можно поставить в один ряд с теми, которые создавали предшественники Микеланджело, Джотто и Мазаччо.

Так сотворил Бог человека или создал?

Игорь Бекшаев, 5 марта 2021, 09:46 — REGNUM Довольно непросто в рамках одной статьи изложить тему создания Богом человека. Но попробуем коротко отметить самое очевидное. По общему мнению, и исключений тут нет или они столь редки, что о них успешно забыли, считается, что во второй главе Книги Бытия идет «более подробный» рассказ о сотворении человека с предварительным повторением сказанного ранее. Вот как это читается в Синодальном переводе:

Микеланджело. Сотворение Адама. Около 1511

«Так совершены небо и земля и все воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал. Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо, и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли, но пар поднимался с земли и орошал все лице земли. И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал».

Конечно, это совершенно другой рассказ, и о сотворении человека тут вообще ничего нет. Здесь сказано о «создании» человека, и глагол употреблен соответствующий. Даже Синодальный перевод передает эту разницу, что для него вообще не обязательно. Интересно, что одни буквоеды («модернисты») из-за употребимого тут глагола «создал», делают вывод, что писатель сменился. Или, как они сообщают, якобы писатель «ягвист» сменил за столом писателя «элогиста». Больше ничего на ум не приходит, такая у них главенствующая теория. А другие буквоеды («духовные») сразу забывают, что они буквоеды, и предпочитают таких мелочей вовсе не замечать, «буквы» сразу покрываются пеленой тумана.

Ян Брейгель Младший. Адам и Ева в раю. 1618

Да, во второй главе Книги Бытия все по-другому. И глаголы совсем другие, и Бог уже не Элохим, а Яхве (если применить корявую традиционную транскрипцию). Рассказ совсем не похож на предыдущий. Однако вовсе не «писатель» тут «сменился», а рассказ его принял другой характер, не став при этом «более духовным», и не приобрел «духовный плюс», как изловчаются догадаться некоторые из буквоедов. Писатель не накачался более высоким градусом «духовности», конечно же. Тема стала сложней, и излагать ее требовалось куда более точно, стараясь употреблять метафоры, которые смогут распознать даже дальние потомки, если не будут мух считать на потолке вместо того, чтобы постараться понять.

Доказательную базу тут почти всю опустим, ибо об этом говорилось уже прежде, да и потребует сильной нагрузки текста сверкой перевода с оригиналом, но повторим очевидное. Что человек здесь, во-первых, не творится, а создается, жена из человека не изымается, а к нему приводится, будучи также не «сотворенной», а образованной. Внимательное чтение древнееврейского текста позволяет понять, что речь идет о новом качестве прежде сотворенного человека, о пробуждении у него той степени разума, который позволяет ему совсем по-новому определять себя в мире.

Человек вводится в рай, как сказано, а прежде наступает «день седьмой» в божественной занятости, где творение заканчивается и начинается путь к совершенству в собственной свободе сотворенного человека. Новый мир человека выглядит так: «И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал (буквально: творил с целью свершения)… Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки. Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото; и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс. Имя второй реки Гихон: она обтекает всю землю Куш. Имя третьей реки Хиддекель: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат. И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его».

Лукас Кранах. Адам и Ева в саду Эдема. 1530

Отношение всего, отсюда начинающегося, как к происходящему в «день седьмой», о чем, собственно, в тексте буквально, помогает и правильно читать все дальнейшее. Итак, Эдем, земля обитания человека или просто — ойкумена, орошалась рекой. О «райских реках» высказано за сотни лет множество версий, они неудовлетворительны, ибо все эти «исследования» слишком неразборчиво понимают «разделение», полагая, что это слово описывает деление реки на рукава. Но в оригинале нет «разделения на четыре реки», буквально сказано — «по четырем главным». И если оставить в покое буквоедство и настроиться на понимание, то, прочтя текст чуть дальше, становится понятно, почему разделяется не река, конечно, а Эдем (и то, и другое на иврите мужского рода), то есть ойкумена: «У Евера родились два сына; имя одному: Фалек, потому что во дни его земля разделена; имя брата его: Иоктан».

Разделение земли описано в десятой главе Книги Бытия. Делившие землю семьи и племена расселялись вдоль крупных рек. Это Нил, Иордан, Тигр и Евфрат — они и перечислены здесь. Во второй же главе описывается географическое положение Эдема-ойкумены с привязкой к последующим по времени событиям. Так, на примере даже этого небольшого фрагмента можно видеть, что понимание такого сложного текста, как первые главы Книги Бытия, требует внимательного и — в каком-то смысле — «буквального» следования за мыслью. Однако «буквы» использовать надо не ради их самого существования в отрыве от мысли, а с пользой — ради понимания написанного.

Итак, во второй главе Книги Бытия сказано о пробуждении в человеке разума, настроенного на различение добра и зла. Немногие внимательные богословы о человек по образу, а «созидается» («изводится», если точнее) — по подобию. Изъятому из животного состояния человеку Бог приводит жену, образованную, как написано и буквально принято считать, из «ребра». Тут даже метафоры нет или она поверхностная. Жена Адаму приведена из другой «половины», части сотворенного человечества. Никаких операций с пересадкой костей тут не совершается. Переведенное и понимаемое обычно как «ребро» слово имеет и другое значение — «часть, половина», так что сказки про фокусы-покусы с операцией на ребре мы оставим «немощным» с их представлением о Боге как о настолько «мощном» волшебнике, что умеет из ребра изготовить женщину.

Сотворение Евы. Мозаика

Мы видим краткий и емкий рассказ о том, как в людях стал просыпаться разум и осознание своего отличия от животного мира. Адам стал именовать все вокруг себя, то есть обрел речь, мир перестал лишь пассивно-созерцательно протекать мимо него, он стал познаваться. В конце этой райской и в начале следующей за ней трагичной истории человечество впадет в «грехопадение», сломавшее ему всю перспективу ровного развития. Вопрос этот — один из самых непростых, сложности ему добавляют наши болтливые проповедники, излагающие все в виде сказки про белого бычка, не пытаясь даже сокрытый в метафорах смысл перевести на должный уровень понимания.

Богослужебные чтения объединяют несколько разных историй — начиная с приведения Адаму жены, далее — грехопадения и, наконец, наречения Адамом жены своей Евою — в одно большое чтение, видимо, исходя из соображения, что про женщину надо все сразу, не мешкая. Мы их разделим, выделив завтра лишь тему «грехопадения».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]