История создания, структура и содержание «Поучения» Владимира Мономаха

«Поуче́ние Влади́мира Монома́ха

» (в некоторых источниках — «Поучение Владимира Всеволодовича», «Завещание Владимира Мономаха детям», «Поучение детям»[1]) — литературный памятник XII века, написанный великим князем киевским Владимиром Мономахом. Это произведение называют первой светской проповедью.[2]

До нас дошли три произведения Владимира Мономаха. Первое — «Поучение», второе — рассказ о «путях и ловах» (автобиография), третье — письмо к двоюродному брату Олегу Святославовичу.

В Поучениях цитируется 36 и 55 псалом. Также Мономах упоминает следующие города: Берестье, Владимир, Курск, Новгород, Переяславль, Полоцк, Ростов, Смоленск, Стародуб, Сутейск, Туров, Чернигов и центр вятичей Корьдно (Кордно).

Содержание

Основу нравственности («начало добра») Мономах видит в «страхе Божьем». Далее цитирует Псалтырь и Василия Великого, кои призывают к терпению и воздержанности. Затем он поучает своих детей о необходимости «малых дел». Он призывает молиться молитвой «Господи помилуй», помогать нищим, не губить христианских душ, быть верными клятвам, гостеприимным, почитать старших и священников, не лениться, не пьянствовать, не блудить, не лгать. Далее поучение прерывается воспоминанием о походах Мономаха против вятичей, поляков и половцев. Всего Мономах помнит 83 похода и 19 соглашений, которые он заключил с половцами. Также Мономах упоминает об охотах на диких куниц, туров, оленей, лосей, вепрей, медведей и «лютых зверей».

Причины создания Устава

Единым сводом законов Руси до Владимира Мономаха была Русская Правда в Пространной редакции. Она была установлена в начале 11 века князем Ярославом Мудрым. Сто лет спустя многие нормы этого сборника уже не могли чётко регламентировать изменившиеся отношения в обществе.

Устав Владимира Всеволодовича был принят под давлением обострившихся социальных противоречий. Рост налогов привёл к обеднению населения. Киевляне были вынуждены брать в долг у ростовщиков под проценты. Возмущение населения в 1113 году переросло в восстание. Владимир Всеволодович, принявший киевский престол после смерти своего двоюродного брата Святополка, начал правление с разработки новых законов.

История

«Поучение» дошло до нас в составе «Лаврентьевского летописного свода» (1377).[1] Оно хранилось в собрании рукописей коллекционера памятников русской старины графа А. И. Мусина-Пушкина и по чистой случайности не сгорело при московском пожаре 1812 года — как раз в это время она была взята оттуда Карамзиным.[3] Академик Лихачёв называет «Поучение» «своеобразным собранием сочинений» Мономаха и добавляет:

Громадная политическая тема — подкрепить моральной дисциплиной новый политический строй — была разрешена в «Поучении» с удивительным художественным тактом.[3]

С «Поучения» в русской литературе начинается традиция обсуждения этических вопросов.[4]

В Викицитатнике есть страница по теме Поучение Владимира Мономаха

Устав Владимира Всеволодовича

«Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, то не губите никакой души». Владимир Мономаха

Устав Владимира Всеволодовича — один из разделов древнерусского свода законов, Русской Правды. Он был составлен в начале правления киевского князя Владимира Мономаха (1113-1125 годы) с целью изменения части экономических, уголовных и социальных норм. Статьи Устава регулировали разрешение имущественных конфликтов, улучшали положение низших сословий, ограничивали влияние феодалов и ростовщиков.

Примечания

  1. 12Александр Ужанков.
    [www.pravoslavie.ru/archiv/letopis.htm Русское летописание и страшный суд]. Православие.ru. Проверено 10 января 2013. [www.webcitation.org/66Mt389Gm Архивировано из первоисточника 23 марта 2012].
  2. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П.
    История русской культуры. — М.: Владос, 2002. — Т. 1. — С. 64. — 400 с. — (Учебник для вузов). — ISBN 5-691-00712-2.
  3. 12Лихачев Д. С.
    Великое наследие // Лихачев Д. С. Избранные работы в трех томах. — Л.: Худож. лит., 1987. — Т. 2. — С. 133-154.
  4. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П.
    История русской культуры. — М.: Владос, 2002. — Т. 1. — С. 65. — 400 с. — (Учебник для вузов). — ISBN 5-691-00712-2.

Структура документа

Самый ранний источник, содержащий новые законы Мономаха — Троицкий список Пространной Правды, датированный 14 веком. Текст оригинала не разбит на статьи, поэтому началом раздела принято считать красный заголовок «Устав Владимира Всеволодовича». Свод содержит следующие документы:

  • Устав о резах (долговых процентах);
  • Закон о долгах и банкротстве купцов;
  • Устав о закупах (разорившихся крестьянах, отрабатывавших долг феодалу).

Многие историки предполагают, что непосредственно к Уставу Мономаха относятся 53-66 статьи. Ряд исследователей утверждает, что вся вторая часть Пространной Правды, до 121 статьи составлена в правление Владимира Всеволодовича.

Ссылки

  • XII век Повесть временных лет · Поучение Владимира Мономаха · Слово о полку Игореве · Моление Даниила Заточника · Хождение Богородицы по мукам · Девгениево деяние · Житие преподобной Евфросинии Полоцкой
    XIII век Слово о погибели Русской земли · Повесть о разорении Рязани Батыем · Легенда о граде Китеже · Повесть о житии Александра Невского · Александрия · Повесть о взятии Царьграда крестоносцами · Киево-Печерский патерик · Сказание об Индийском царстве · Наставление Тверского Епископа Семена
    Летописные племена славянские: белые хорваты · болоховцы · древляне · дреговичи · дулебы (волыняне) · вятичи · кривичи · поляне · радимичи · северяне · словене ильменские · тиверцы · уличи; финно-угорские: весь · меря · мурома · чудь заволочская · черемисы, мордва, пермь, печера, емь, нарова, ливы; балтские: голядь · литва · летьгола · зимигола · корсь · ятвяги;
    Киевские правители до распада Древнерусского государства (1132) Аскольд и Дир · Олег Вещий · Игорь Рюрикович · Ольга · Святослав Игоревич · Ярополк Святославич · Владимир Великий · Святополк Окаянный · Ярослав Мудрый · Изяслав Ярославич · Всеслав Брячиславич · Святослав Ярославич · Всеволод Ярославич · Святополк Изяславич · Владимир Мономах · Мстислав Великий
    Значимые войны и битвы Походы Руси против Византии · Каспийские походы русов · Восточный поход Святослава · Русско-печенежские войны · Русско-половецкие войны · Междоусобные войны на Руси · Битва на реке Калке · Битва на реке Сити
    Основные княжества в XII—XIII веках Владимиро-Суздальское · Галицко-Волынское · Киевское · Муромское · Новгородская земля · Новгород-Северское · Переяславское · Полоцкое · Рязанское · Смоленское · Туровское · Черниговское
    Общество Язычество славян · Двоеверие · Христианство на Руси · Вече · Дружина
    Ремёсла и экономика Деньги в Древней Руси · Ремёсла в Древней Руси · Торговля в Древней Руси · Древнерусское лицевое шитьё
    Культура Древнерусский фольклор · Святая Русь · Русская иконопись
    Литература Русские летописи · Русская Правда · Слово о законе и благодати · Повесть временных лет · Поучение Владимира Мономаха · Слово о полку Игореве · Моление Даниила Заточника · Слово о погибели Русской земли
    Зодчество Список древнерусских архитектурных сооружений домонгольского периода · Крестово-купольные храмы Древней Руси · Крепостные сооружения в Древней Руси

Внутренняя и внешняя политика Мономаха

Не ограничивалось правление Владимира Мономаха укреплением границ государства. Жестоко карал князь всех, кто пытался угрожать государству его. В 1119 году единственный князь, который не признавал законности власти Мономаха – Глеб, князь минский, захватил город Слуцк. Правление Владимира Мономаха было жестоким, но справедливым. Не мог князь потерпеть своевольности Глеба, собрал войско и двинулся на Слуцк. В состоявшемся сражении Монома одержал победу. Глеб был плене и доставлен в Киев, где и скончался в 1119 году.

Правление Владимира Мономаха продолжилось и дальше усиление государства российского. Граждане Киева надеялись, что Владимир переделает систему наследования власти, чтобы избежать в дальнейшем войн брата с братом. Но Мономах, который страстно любил свою страну, этого не сделал. Причины сего весьма прозрачны. Было абсолютно очевидно, что изменение системы наследования престола вызвало бы новую междоусобную войну со стороны абсолютно всех князей Руси, которые не пожелали бы терять свое право на киевский престол.

Славно было правление Владимира Мономаха, которое смело можно характеризовать периодом перемирия внутри страны. Долго ждали граждане мира и вот с приходом к власти Владимира они его получили. Сам Мономах прожил 73 года. 19 мая 1125 года Владимир отправился на берег реки Альт, в церковь, которую по его приказу там построили. У входа в церковь, в том самом месте, где некогда был убит князь Борис, и умер Владимир Мономах.

Отрывок, характеризующий Поучение Владимира Мономаха

Человек, опустошивший Францию, один, без заговора, без солдат, приходит во Францию. Каждый сторож может взять его; но, по странной случайности, никто не только не берет, но все с восторгом встречают того человека, которого проклинали день тому назад и будут проклинать через месяц. Человек этот нужен еще для оправдания последнего совокупного действия. Действие совершено. Последняя роль сыграна. Актеру велено раздеться и смыть сурьму и румяны: он больше не понадобится. И проходят несколько лет в том, что этот человек, в одиночестве на своем острове, играет сам перед собой жалкую комедию, мелочно интригует и лжет, оправдывая свои деяния, когда оправдание это уже не нужно, и показывает всему миру, что такое было то, что люди принимали за силу, когда невидимая рука водила им. Распорядитель, окончив драму и раздев актера, показал его нам. – Смотрите, чему вы верили! Вот он! Видите ли вы теперь, что не он, а Я двигал вас? Но, ослепленные силой движения, люди долго не понимали этого. Еще большую последовательность и необходимость представляет жизнь Александра I, того лица, которое стояло во главе противодвижения с востока на запад. Что нужно для того человека, который бы, заслоняя других, стоял во главе этого движения с востока на запад? Нужно чувство справедливости, участие к делам Европы, но отдаленное, не затемненное мелочными интересами; нужно преобладание высоты нравственной над сотоварищами – государями того времени; нужна кроткая и привлекательная личность; нужно личное оскорбление против Наполеона. И все это есть в Александре I; все это подготовлено бесчисленными так называемыми случайностями всей его прошедшей жизни: и воспитанием, и либеральными начинаниями, и окружающими советниками, и Аустерлицем, и Тильзитом, и Эрфуртом. Во время народной войны лицо это бездействует, так как оно не нужно. Но как скоро является необходимость общей европейской войны, лицо это в данный момент является на свое место и, соединяя европейские народы, ведет их к цели. Цель достигнута. После последней войны 1815 года Александр находится на вершине возможной человеческой власти. Как же он употребляет ее? Александр I, умиротворитель Европы, человек, с молодых лет стремившийся только к благу своих народов, первый зачинщик либеральных нововведений в своем отечестве, теперь, когда, кажется, он владеет наибольшей властью и потому возможностью сделать благо своих народов, в то время как Наполеон в изгнании делает детские и лживые планы о том, как бы он осчастливил человечество, если бы имел власть, Александр I, исполнив свое призвание и почуяв на себе руку божию, вдруг признает ничтожность этой мнимой власти, отворачивается от нее, передает ее в руки презираемых им и презренных людей и говорит только: – «Не нам, не нам, а имени твоему!» Я человек тоже, как и вы; оставьте меня жить, как человека, и думать о своей душе и о боге. Как солнце и каждый атом эфира есть шар, законченный в самом себе и вместе с тем только атом недоступного человеку по огромности целого, – так и каждая личность носит в самой себе свои цели и между тем носит их для того, чтобы служить недоступным человеку целям общим. Пчела, сидевшая на цветке, ужалила ребенка. И ребенок боится пчел и говорит, что цель пчелы состоит в том, чтобы жалить людей. Поэт любуется пчелой, впивающейся в чашечку цветка, и говорит, цель пчелы состоит во впивании в себя аромата цветов. Пчеловод, замечая, что пчела собирает цветочную пыль к приносит ее в улей, говорит, что цель пчелы состоит в собирании меда. Другой пчеловод, ближе изучив жизнь роя, говорит, что пчела собирает пыль для выкармливанья молодых пчел и выведения матки, что цель ее состоит в продолжении рода. Ботаник замечает, что, перелетая с пылью двудомного цветка на пестик, пчела оплодотворяет его, и ботаник в этом видит цель пчелы. Другой, наблюдая переселение растений, видит, что пчела содействует этому переселению, и этот новый наблюдатель может сказать, что в этом состоит цель пчелы. Но конечная цель пчелы не исчерпывается ни тою, ни другой, ни третьей целью, которые в состоянии открыть ум человеческий. Чем выше поднимается ум человеческий в открытии этих целей, тем очевиднее для него недоступность конечной цели.

Правление Мономаха

Весной 1113 после смерти князя Святополка должно было начаться правление Владимира Мономаха. Киевляне искренне желали видеть на престоле именно его. Как и двадцать лет назад киевляне предложили Владимиру возглавить Киев. Князь отказался, поскольку никогда не чувствам сильной тяги к управлению всей страной. В этом случае по традиции наследования престола Киевом должен был править Давид, старший сын Игоря, брата Святополка. Но Киевляне, требуя, чтобы началось правление Владимира Мономаха, устроили беспорядки в городе. В конечном итоге Владимир Мономах сдался. И в том же 1113 году въехал в Киев.

Правление Владимира Мономаха, безусловно, можно назвать одним из самых успешных за всю историю Киевской Руси. Причиной этому служил ум князя, а также его решимость. Без капли сомнения он наказывал всех врагов страны, как внешних, так и внутренних. Сам, а также с помощью своих сыновей Мономах одержал немало славных побед. Старший сын Мономаха Мстислав ходил в походы на Ливонию, и всякий раз возвращался с победой. Младший сын Мономаха Георгий ходил в походы в Булгарию. Эти походы так же были успешны. Средний сын Мономаха Ярополк воевал на полоцком направлении. За время этих войн он сумел захватить три половецких города. Слава о победах Мономаха разнеслась по всей Европе. Греческий император очень опасался росшего могущества Киевской Руси. И не зря. Мономах отправил Мстислава, своего старшего сына, в Адрианаполь. Опасаясь войны с русскими, греческий император отправил в Киев богатые дары, дабы примериться с Владимиром. Одними из составляющих этих даров стали держава и скипетре, шапка Мономаха и древние бармы. Именно эти предметы впоследствии стали неотъемлемой частью российской государственности. Дары эти доставил лично епископ Византийский, превратил правление Владимира Мономаха из княжеского в царское. Епископ объявил Мономаха царем Руси.

289

Поучение Владимира Мономаха

Поучение Владимира Мономаха разделило, до известной степени, участь Слова о полку Игореве: тоже сохранившись в единственном списке — внутри Лаврентьевской летописи под 1096 г., — оно, как и Слово, изобилует неподдающимися точной проверке искажениями и невосстановимыми пропусками. Неясен, кроме того, даже состав памятника — неуловимы границы отдельных его частей. Собственно Поучение как-то неожиданно переходит в эпистолярный отрывок — письмо Мономаха к Олегу Черниговскому, которое, в свою очередь, без видимой связи сменяется рядом заключительных молитвословий. Взаимоотношение этих трех основных разделов осмысляется до сих пор различно. Некоторые исследователи, в поисках подлинно Мономаховой редакции Поучения, отбрасывали не только письмо к Олегу, но и следующее далее послесловие; другие дробят даже основное содержание Поучения на собственно поучение и автобиографию. Так обеднять памятник едва ли, однако, можно и следует. Единственно, что бесспорно — это вторичный, дополнительный характер письма к Олегу. Нельзя, действительно, допустить, чтобы сам автор Поучения внес в него ничем с ним прямо не связанное свое собственное письмо. Сделать это мог только позднейший редактор. За вычетом же письма все остальное вернее и проще рассматривать как единое и цельное произведение самого Владимира Мономаха.

Не меньше разногласий и в вопросе о времени, когда Поучение написано. Решение вопроса зависит от того, как понять дважды встречающееся в начале памятника выражение: «седя на санех», к которому один раз добавлено еще: «на далечи пути». Если эти слова «на далечи пути да на санех седя» понять не в переносном, а в прямом смысле, выйдет, что «грамотица» — так называет сам Мономах свое Поучение — была сложена как раз во время тут же затем описанной поездки Мономаха на далекий для него север, к Ростову, когда повстречавшиеся где-то около Углича «слы» от других старших князей передали ему приглашение участвовать в затеянном этими князьями походе против младших князей — изгоев Володаря и Василька Ростиславичей. Бесчестный этот поход, согласно летописи, был задуман в 1099 г., который и принят поэтому некоторыми исследователями за дату Мономахова Поучения. Такой вывод сразу же наталкивается, однако, на ряд непреодолимых трудностей. Из разных мест Поучения видно, во-первых, что писал его человек преклонного уже возраста, а в 1099 г. Мономаху не было еще и пятидесяти лет. Во-вторых, точно датируемые события простираются в Поучении много дальше 1099 г., и упоминание о них пришлось бы, значит, приписать, вместо автора Поучения, какому-то его продолжателю, что само по себе сомнительно. Наконец, в-третьих, прямой смысл

290

в словах «на далечи пути, да на санех седя» маловероятен. Словом «путь» Мономах называл, кроме обычных походов и путешествий, также отхождение в вечность умирающего: в письме, например, к Олегу, оплакивая преждевременную кончину сына, он утешает себя мыслью, что «тем бо путем шли деди и отци наши», т. е., подобно Изяславу, умерли. Эту же метафору в слове «путь», знакомую до сих пор народным плачам и причитаниям, имеем, очевидно, и в приведенном месте из Поучения, тем более, что и рядом упоминаемые сани — тоже издавна прочно укоренившийся на Руси народно-бытовой погребальный символ. Старинный обычай хоронить на санях засвидетельствован, начиная с XI в. и включительно по XVII, летописными известиями, миниатюрами лицевых рукописей, документальными данными «о чине» погребения московских царей и цариц, народными, наконец, лубками. В устах Мономаха выражение «на санех седя» означало поэтому то же, что и «на далечи пути» и что уже в первом издании правильно переведено словами: «будучи при дверях гроба». Но раз так следует понимать вводные фразы Поучения, его автор должен быть признан более старым, чем каков был Мономах в 1099 г. Имея же в виду, что последний из перечисляемых в Поучении походов — против минского князя Глеба — летописью отнесен к 1117 г., когда Мономах, в самом деле, не далек уже был от гроба, имея отроду 64 г., и мог не преувеличивая назвать прожитую им жизнь долгой — «селико лет», говорит он, «бог мя соблюд от час смертных», — имея это в виду, Поучение и следут, очевидно, датировать 1117 г.

Преклонный возраст автора и подлинно стариковские интонации в его, обильно рассеянной по памятнику, прямой речи как нельзя лучше согласуются и с жанром произведения.

*

Родительские поучения детям — один из весьма распространенных жанров средневековой литературы вообще. И в Византии, и на Западе, и у нас к нему охотно прибегали при изложении тогдашней несложной морали, как к простейшему средству придать ей требовавшуюся внушительность. Родительский авторитет, с точки зрения средневекового миросозерцания, был ведь всесилен. Недаром поэтому уже один из первых продолжателей Древнейшего свода влагает в уста умирающему Ярославу (под 1054 г.) ряд наставлений, предусматривающих желанную во второй половине XI в. упорядоченность междукняжеских отношений: «Се аз отхожю света сего, сынове мои; имейте в собе любовь, понеже вы есте братия единого отца и матере» и т. д. Обычно образцами при этом служили наставления сыну в Соломоновых притчах, столь же общеизвестная в те века книга Иисуса сына Сирахова или послания апостола Павла к Тимофею. Перелицовкой этих канонических образцов было и приписываемое патриарху Фотию поучение сыну византийского императора Василия, и труд другого византийского императора, Константина Багрянородного «Об управлении империей», написанный тоже в форме отцовского поучения сыну, и «Наставления» французского короля Людовика святого (в хронике Жуанвилля), и апокрифическое поучение сыну англо-саксонского короля Альфреда, и, наконец, самый старший из средневековых памятников этой группы — англо-саксонские «Faeder Larcwidas» (Отцовские поучения) начала VIII в., сохранившиеся в библиотеке одного из видных современников последнего англо-саксонского короля Гаральда. Женатый на дочери этого короля Гите Гаральдовне, Владимир Мономах, в числе заносных отголосков англо-саксонской культуры, мог узнать от жены и «Faeder Larcwidas». Впрочем, подражал он,

291

конечно, другим, более близким к нему образцам того же жанра — слову Василия Великого, обращенному к юношам, «како подобает человеку быти», поучению «некоего отца к сыну», «поучению Ксенофонта к сынома своима», наставлению Исихия — памятникам, вошедшим в Изборник Святослава 1076 г. Текстуальная зависимость от них Мономахова Поучения бесспорна. Следуя им в традиционном содержании отдельных своих наставлений о страхе божием и милостыне, о ночной молитве и воздержании, о том, как надо «не обило смеятися, срамлятися старейших, к женам нелепым не беседовати» и т. д., Мономах попутно делает и ряд дополнительных заимствований из других памятников: из поэтического Шестоднева Василия Великого, из Пролога, из Постной триоди и Псалтыри. Заимствования из двух последних источников любопытны тем, что взяты преимущественно из богослужения первой недели великого поста и, следовательно, могли явиться простым отголоском соответствующего оглашения в церкви — черта, не безразличная в памятнике, являющемся не только поучением, но и автобиографией вместе.

*

Автобиографический элемент в Поучении Мономаха, собственно, и делает этот памятник почти столь же из ряду вон выходящим, как и Слово о полку Игореве. Жанру родительских поучений с их отвлеченным дидактизмом этот элемент чужд почти вовсе. И его наличие в Поучении Мономаха с точки зрения жанра настолько оригинально и неожиданно, что вселяет некоторым исследователям даже недоверие к себе: начинает казаться, уж не по произволу ли переписчика поучение и автобиография оказались слитыми вместе. Ничто, однако, не оправдывает такого недоверия к литературной самостоятельности Мономаха. Напротив, одно с другим — традиционная дидактика с личной исповедью, автобиография с поучением — сплетено в его «грамотице» от начала и до конца с чисто авторской нерасчленимостью. В этом, как сказано, и заключается главная историко-литературная ценность Мономахова Поучения.

Автобиография, как литературный жанр, в нашей средневековой литературе представлена весьма скудно: такому позднему сравнительно памятнику, как «Житие» Аввакума, почти нельзя указать другого предшественника, кроме как все то же Поучение Мономаха. На отделяющем же их друг от друга расстоянии в пять с половиной столетий, что, в самом деле, в нашей литературе хоть отчасти напоминает автобиографию? Поучение Благовещенского попа Сильвестра своему сыну (64-я глава Домостроя), несколько тирад из переписки Грозного с Курбским да по отрывку из повести Нестора-Искандера и из Истории о Казанском царстве — всего только.

Редкостность этого жанра, — не ограничивающаяся, кстати, областью только древней русской литературы, — отнюдь, разумеется, не случайна. Тут читательский спрос и авторская заинтересованность невозможны, должно быть, без каких-то особых, трудно уловимых, но одинаково действенных общекультурных условий; не случайно ведь и эпоха Грозного и эпоха Аввакума — как, с другой стороны, эпоха Руссо и эпоха Л. Толстого — кое в чем друг на друга похожи. Из не менее своеобразных особенностей и запросов эпохи Мономаха объясняется возникновение также и его исповеди, тем более, что зачатки литературной исповеди есть и в одновременно возникшей повести Василия об ослеплении Василька в том ее месте, где Василько перечисляет Василию задуманные

292

им походы, — точь-в-точь как свои «пути» перечисляет в Поучении Мономах.

Итак, чем же мог быть ценен в глазах современников Мономаха его литературный автопортрет?

Он рельефно начинает проступать, черта за чертой, в первых уже строках Поучения, все время заслоненный, однако, его традиционной дидактикой. В таком прикровенном показе себя самого много литературного мастерства и такта, а в слагающемся исподволь человеческом образе — неподдельного обаяния и, на взгляд современников, притягательной новизны.

Новизна заключалась уже в том более высоком, чем у прежних князей, уровне общественной и профессиональной морали, на который поднят Мономахом его собственный образ. Этот уровень дан сразу же в самом первом из автобиографических экскурсов Поучения.

Междукняжеские усобицы, тогдашний источник народных бедствий, издавна умерялись предполагаемой нерушимостью договоров, скреплявшихся сперва языческой «ротой», позже крестоцеловальною клятвой и грамотами. И тем не менее грубо корыстные нарушения подобных клятв долго были делом обычным. Отец и дядья Мономаха нарушили свой такой договор с Всеславом Полоцким; двоюродные братья Мономаха, Святополк и Давид, так же бесчестно обманули и искалечили доверившегося им Василька. Сословная дружинно-княжеская мораль X—XI вв. с этим, должно быть, как-то мирилась. Но Мономах уж не мирится. «Усретоша бо мя слы от братья моея на Волзе. Реша: Потъснися к нам, да выженем Ростиславича и волость их отъимем: оже-ли не поидеши с нами, то мы собе будем, а ты собе». Обычность употребленных тут выражений (их не раз употребляет и летопись, говоря о соглашениях князей) дает право предполагать, что и предложенное Мономаху соглашение было столь же обычно. Но вот ответ Мономаха: «И рех: „Аще вы ся и гневаете, не могу вы я ити, ни креста переступити“. И отрядив я, взем псалтырю в печали, разгнух я, и то ми ся выня: Вскую печалуеши, душе? Вскую смущаеши мя? и прочая». По псалтыри во времена Мономаха гадали. Загадывает по ней и Мономах, но загадывает, озабоченный большим по тому времени социальным вопросом, который им и разрешается тут же, на деле и в принципе, совсем уж не так, как допускал стародавний обычай. И замечательно, с каким чисто литераторским мастерством этой сценкой гаданья подготовлен нужный Мономаху основной признак слагающейся автобиографии: вынувшийся при гадании стих псалма: «Вскую печалуеши, душе?» — будучи обращен к гадающему, сам как бы собой присваивал его душевному строю названье «печалования»; а слово это на языке той эпохи значило много больше, чем значит теперь. Не менее красноречив и другой, столь же акцентированный автобиографический эпизод Поучения.

На Мономаха, сидевшего князем в Чернигове, «приде Олег с Половечьскою землею», «и бишася дружина моя с нимь 8 дний о малу греблю (т. е. из-за рва) и не вдадуче [внити] им в острог». Удача, казалось, могла еще быть на стороне осажденных. Тем не менее, вот на что решается Мономах: «съжаливъси хрестьяных душ и сел горящих и манастырь, и рех: „Не хвалитися поганым“, и вдах брату (Олегу) отца его место (Чернигов), а сам идох на отца своего место Переяславлю». Тоже и тут все ново и необычно, с точки зрения дружинно-княжеских нравов XI в., как и в эпизоде с отказом «преступить» крест. Пользоваться теми или иными находниками извне, при сведении князьями вотчинных счетов друг с другом, было на Руси в обычае издавна. Не говоря

293

уже об «умных» дедах Мономахова поколения — Ярославе, Мстиславе и отце их Владимире, так же поступали и «добрые» отцы Мономаховых братьев — Ярославичи Изяслав и Святослав с сыновьями; они тоже не гнушались вмешивать в свои усобицы чужеземцев: Изяслав вел на Киев поляков; Святославичи, лишившись черниговской вотчины, не раз звали на Русь половецких ханов. Но Мономах и этому княжескому обычаю противополагает нечто совсем другое: неприкосновенность родной земли для кого бы то ни было, при любых обстоятельствах, какой угодно ценой, хотя бы ценой своего собственного удела, лишь бы «не хвалитися» было поганым. Мысль о наибольшей важности для князя не собственных дружинно-княжеских интересов, а интересов общенародных, с заботой в первую очередь не о себе, а о «хрестьяных душах и селах горящих», о «худом смерде и убогой вдовице», была тогда мыслью новой: это видно, например, из летописного рассказа о Бояновом любимце, Мономаховом деде Мстиславе, высказавшем после Лиственской битвы, столетием раньше Мономаха, удивительно непосредственно и убежденно, взгляд прямо противоположный: «Кто сему не рад?», сказал он, осматривая поле выигранной им битвы; «Се лежит северянин, а се варяг, а дружина своя цела»; северянина смерда, сражавшегося бок о бок с его дружиной, Мстиславу было жалко не больше, чем общего их врага варяга. Мономах, напротив, княжескую заботу о смерде, как своего рода политическую программу, не только подсказал выдубецкому летописцу Сильвестру, но достаточно ясно провозгласил, как видим, и сам, в Поучении. Ввиду наличия такой программы, вероятно, и адресовано Поучение не к одним только детям, как следовало бы в согласии с жанром, а и к читателю вообще. «Дети мои или ин кто прочтет» — вот дважды повторенная Мономахом формула авторского обращения… В умении же придать своему собственному изображению трогательный отпечаток постоянного «печалования», т. е. заботы о родине, виден, повторяем, большой художник. Подобно гаданью над раскрытой псалтырью, патетичен и выезд из оставленного добровольно Чернигова: «и изидохом на святого Бориса день ис Чернигова, и ехахом сквозе полны Половьчские не в 100 дружине, и с детми и с женами, и облизахутся на нас (половцы), акы волци стояще и от перевоза и з гор, бог и святый Борис не да им мене в користь». Словами псалтыри там, покровительством братолюбца Бориса здесь определяется все один и тот же оттенок.

Если оба рассмотренные эпизода Мономаховой исповеди высоко подымают его образ над средним уровнем современников, то в других ее эпизодах, более уже кратких, он ближе к земле, к породившей его среде и эпохе. Уже одно подразделение любовно перечисляемых им трудов своих на «пути» и «ловы», т. е. на подвиги военные и охотничьи, выдает в нем не только государственного деятеля, но и сына и внука своих предков, с их несложным кругозором и просто достижимыми целями. Но какая при этом прямо клокочущая, не знающая удержу и препятствий активность! «А из Чернигова до Кыева нестижьды (около ста раз) ездих ко отцю, днем есмь переездил до вечерни; а всех путий 80 и 3 великих, а прока не испомню менших. И миров есмь створил с половечьскыми князи без единого 20… А се тружахся ловы дея… конь диких своима рукама связал есмь в пущах 10 и 20… Тура мя 2 метала на розех и с конем, олень мя один бол, а 2 лоси — один ногами топтал, а другый рогома бол; вепрь ми на бедре меч оттял… лютый зверь скочил ко мне на бедры и конь со мною поверже…» И опять нельзя не вспомнить близкую по стилю к породившей ее среде

294

Повесть об ослеплении Василька: охотничьи термины есть и там, впрочем лишь как метафоры и сравнения; Давид следует за пленным Васильком «яко зверь уловил»; охотничий термин «вабить» (манить собак или сокола на добычу) применен точно так же к князьям: Ярослав отправился в Угры, «вабя угры на Володаря»; на княжеский съезд «привабиша Давида Игоревича»; образами соколиной охоты передан, наконец, как в Слове о полку Игореве, целый воинский эпизод: союзник русских князей, Боняк, напав на угров с трех сторон, «сбиша угры акы в мяч, яко се сокол галице сбиваеть». Исповедь Мономаха и показывает наглядно, какой социальной среде, какому бытовому укладу обязаны своим проникновением в литературу подобные охотничьи образы.

Мономах не гнушается никаким делом, он последовательный враг всякой лени. «Еже было творити отроку моему, то сам есмь створил дела — на войне и на ловех, ночь и день, на зною и на зиме, не дая собе упокоя». Заподозривать правдивость этих признаний нет оснований. Есть, напротив, документальное им подтверждение в уцелевшем Послании современника Мономаха, митрополита Никифора, которое характеризует его теми же чертами, что Поучение: этот князь, говорит Никифор, «больше на сырой земле спит, дома избегает, и платье светлое отвергает, по лесам ходя, сиротинскую носит одежду, и, только входя в город, одевается как властелин» (перевод акад. А. С. Орлова).

Не менее деятелен он и как администратор. «На посадники не зря, ни на биричи, сам творил, что было надобе: весь наряд и в дому своемь, то я творил есмь, и в ловчих ловчий наряд сам есмь держал, и в конюсех и о соколех и о ястрябех»; тут Мономах, впрочем, домовитый скорей хозяин, везде поспевающий сам с тою пристальной, скопидомной мелочностью, которую потом провозгласит житейской мудростью Домострой.

Литературный автопортрет Мономаха многообразен и емок: это и «о земле великий печальник», гуманный деятель во всенародном масштабе, первообраз всех позднейших русских «печальников» о земле — Александра Невского, Димитрия Донского, Михаила Скопина-Шуйского; но это же и просто типический представитель дружинно-княжеского слоя в Киевском государстве на рубеже XI и XII вв. — воин, ловчий, вотчинный домовладыка, но с расширившимся уже культурным и нравственным кругозором; блестящий писатель, начитанный книжник, но начитанный в литературе своего как раз времени, да и писатель, откликающийся прежде всего на запросы своей тоже эпохи: списанный им с себя самого образ князя, — не полудикого уже «невегласа», но и не отрешенного от всего земного монаха (каким стал, например, под влиянием печерян двоюродный его племянник, Николай-Святоша), образ государя «на вся дела человеческая потребна», с псалтырью, правда, в руках, — образ этот несомненно отвечал глубоко уже назревшей тогда потребности киевского общества в чем-то как раз подобном. Порукой этому — блестящее завершение начатой Мономахом и выдублянами литературной эпохи в Слове о полку Игореве: эпически и лирически выраженный там идеал княжеского «печалования» о Русской земле в точности соответствует тому, что несколькими десятилетиями раньше, иными литературными средствами, выразила как раз автобиография Мономаха.

*

Когда и кем включено было Поучение Мономаха в летопись? Выше мы исходили из допущения, что это сделано было анонимным составителем третьей редакции Повести временных лет, работавшим,

295

как доказано, в духе выдубецкого летописания, около 1118 г. Теперь допущение это можно проверить. Уже тот факт, что труд Мономаха закончен был в 1117 г., т. е. как раз накануне составления названного летописного свода, говорит в пользу выставленной (Шахматовым) гипотезы. Но еще убедительней говорит за нее одна разительная подробность в том известии 3-й редакции Повести, которое соответствует последнему из внесенных в Поучение походов Мономаха. О походе Мономаха под Минск в 1117 г. Ипатьевская летопись сообщает, по сути дела, то же, что Поучение, но с лишними подробностями, одна из которых может прямо указывать на знакомство летописца с Поучением в целом: когда Глеб Минский стал молить Владимира о перемирии, «Володимер», читаем в летописи, «сжалиси темь, оже проливашеться кровь в дьни постные великого поста, и въдасть ему мир». Выше отмечалась уже бесспорная зависимость Поучения от великопостных церковных служб, зависимость, едва ли возможная иначе, как под свежим от них впечатлением, т. е. свидетельствующая, значит, об окончании Мономахом своего труда во время или вскоре после великого поста 1117 г. С другой стороны, и приведенное известие летописи, совпадающее с последним событием в Поучении, не только с точностью разъясняет, где проводил этот пост в 1117 г. Мономах — под Минском, — но и ставит, подобно Поучению, миролюбие Мономаха в прямую связь с покаянной великопостной дисциплиной. Летописное известие под 1117 г. предполагает, значит, у его составителя исчерпывающее знакомство не только с содержанием Поучения, но, кажется, и с обстоятельствами, нам теперь неизвестными, при которых Поучение было написано. А это ведет к заключению о внесении Поучения в летопись тем же лицом, которому принадлежит летописная статья под 1117 г., т. е. анонимным редактором 1118 г. Нельзя при этом еще раз не обратить внимание на теснейшие, как видно, литературные взаимоотношения этого летописца, продолжившего труд Сильвестра, и Мономаха.

Но и труд Сильвестра, с другой стороны, продолжателем имел не только редактора 1118 г., а одновременно, надо думать, и Мономаха. По крайней мере иначе как знакомством Мономаха со сводом Сильвестра нельзя объяснить одной особенности Поучения: полного умолчания, в погодном перечне «путей» Мономаха, о том из его биографии, что с достаточной полнотой изображено уже было в летописном своде Сильвестра: ни о смерти Мономахова брата Ростислава в волнах разлившейся Стугны, ни о трех княжеских съездах, созванных Мономахом, сам он в Поучении не вспоминает — не потому ли, что работал над Поучением с Сильвестровскою летописью в руках? Если так, вот еще один лишний намек на существование теснейшей связи между Мономахом и Выдубецкой летописной школой.

*

В Поучение, как сказано, вставлено письмо Мономаха к Олегу Черниговскому, — тому самому, которого Слово о полку Игореве, за «сеявшиеся» им усобицы, вместо Святославича величает с горькой иронией «Гориславичем». Письмо к нему начинается внутри Поучения, вероятно, со слов: «О, многострастный и печальный аз!» и написано значительно раньше, чем само Поучение, а именно в том самом 1096 г., на который падают породившие это письмо события. Борьба из-за вотчины Олега, Чернигова, в свое время отданного несправедливо Владимиру, но уступленного им обратно Олегу, как рассказано в Поучении, в 1094 г., возобновилась, лишь только Мономаху со Святополком

296

удалось одержать верх над помогавшими Олегу половцами. Выгнанный из Чернигова, Олег затворился в Стародубе и, после осады, вынужден был принять условия победителей. Но усобица, как пожар, успела уже перекинуться и на более отдаленные области. В муромо-рязанские владения Олега вторгся сидевший перед тем в Курске младший Мономахович Изяслав, овладел было Муромом, но в битве с подоспевший туда Олегом, 6 сентября 1096, был убит. Это-то событие и послужило поводом к переписке Мономаха с Олегом. Впрочем, к ней причастен еще старший Мономахович, сидевший в Новгороде Мстислав, двинувшийся оттуда оборонять ростовские владения своего рода, лишь только их захватил, вслед за победой над Изяславом, Олег. Принудив Олега уйти из Ростова и Суздаля, Мстислав, говорит летопись: «приде Суждалю и, седя ту, посылаше к Ольгови, мира прося, глаголя: Аз есмь мнии тебе, слися к отцю моему». То же писал он ему и раньше, перед выступлением из Новгорода: «Аз пошлю молиться с дружиною своею к отцю своему и смирю тя со отцем моим: аще и брата моего убил еси, то есть не дивьно, в ратех бо и цари и мужи погыбають». Вот такое письмо к отцу, посланное Мстиславом, очевидно, уже из Суздаля, и понудило Мономаха написать, со своей стороны, Олегу. В письме к нему он прямо ссылается на почин в этой переписке своего старшего сына: «Да се ти написах, зане принуди мя сын мой… прислал ко мне муж свой и грамоту, река: „Ладимся и смиримся, а братцю моему суд пришел; а ве ему не будеве местника, но возложиве на бога, а станут си пред богом; а русьскы земли не погубим“». Вняв совету своего старшего сына, Мономах и шлет Олегу слова примирения: «Послушах сына своего, написах ти грамоту». Перед нами, таким образом, отрывок довольно оживленной переписки трех лиц, непосредственных участников породившего эту переписку события. Для Мономаха оно было прежде всего семейным горем. Вот почему образ Мономаха здесь еще более, пожалуй, интимен, чем в Поучении. Он оплакивает преждевременную кончину сына со всей непосредственностью соответствующего полуязыческого ритуала: в его стонах и сетованиях не трудно уловить отголоски народных «плачей»: Изяслава он представляет себе «телу увянувшу яко цвету нову процветшу»; он просит отпустить ему захваченную Олегом сноху, молодую вдову Изяслава, «да с нею кончав слезы, посажаю на месте, и сядеть акы горлица на сусе (на сухом) древе желеючи»; образ, доживший в народных плачах до наших дней:

Коковать буду, горюша, под околенкой Как несчастная кокоша в сыром бору, На подсушной сижу да деревиночке, Я на горькой сижу да на осиночке.

На обрядовую песню, впрочем свадебного уже цикла, Мономах даже ссылается прямо сам: он желает скорей увидеть сноху «да бых обуим (обняв) оплакал мужа ее и оны свадьбы ею, в песний место: не видех бо ею первыя радости», т. е. обрядового брачного пира, называемого «радостью» (или «весельем») в других древнерусских памятниках.

Мономах и как семьянин был, следовательно, весьма близок к современным ему бытовым формам народной жизни.

Что касается того, когда и где письмо к Олегу включено в Поучение, то случиться это могло скорее всего в одной из северо-восточных летописных сводов конца XII в. или начала XIII в. В Письме идет речь

297

о вотчинных правах Мономаховичей на Ростовскую землю; больше того, Мономаховичей — младших в роде: старший Мстислав сидит там, по определению Письма, «с малым братом своимь хлеб едучи дедень»; «хлеб едучи дедень» — общеупотребительная в ту эпоху формула вотчинных прав, знакомая и летописи и княжеским договорам. «Малый» же брат Мстислава — как раз родоначальник ростовско-суздальской ветви Мономаховичей — Юрий Долгорукий. Письмо к Олегу могло, таким образом, служить юридическим документом в пользу тех самых прав на Ростовщину младших князей в роде Мономаха, которым принадлежала не последняя роль в истории этой земли в XII—XIII вв. Письмом и могло воспользоваться для своих целей княжое летописание той области и той эпохи.

Будучи включено в третью редакцию Повести временных лет выдубецким летописцем, Поучение Владимира Мономаха органически примкнуло к историческим повестям, созданным в окружении Мономаха и отражавшим его деятельность.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]