17 сентября — обретение мощей свт. Иоасафа Белгородского


Детство. Юность. Духовное взросление

В Крещении — Иоаким, принадлежал к прославленному роду Горленко, известному во всей Малороссии.

Иоаким происходил из Полтавской губернии (местечко Прилуки), родился 8 сентября 1705 года.

Его отец, Андрей Димитриевич, был военным, дослужился до чина полковника. Как сам он, так и его супруга, Мария Даниловна, были набожными и богобоязненными людьми. Планируя будущее своего сына, супруги желали, чтобы он унаследовал дворянские имения и пошёл по стопам отца. Но Божественный Промысл начертал для него иной путь.

Когда Иоаким пребывал в детском возрасте, Господь открыл Свою волю об отроке через отца. Как-то раз, сидя на крыльце, тот увидел в лучах солнечного заката Богородицу. Пречистая Дева стояла на воздухе, Её сопровождал ангел, а возле Её ног пребывал Иоаким. Он стоял перед Ней на коленях и сердечно молился. Затем Богородица сообщила, что его молитва услышана. В сей же миг ангел Небесный слетел и облек Иоакима в мантию архиерея. Ошеломленный таким поворотом событий, отец, вдруг, спросил у Владычицы, а что Она оставляет им, родителям? Ответа он не услышал.

Иоаким воспитывался в страхе Божьем и христианской любви. Пришло время, и родители, несмотря на печаль от предстоящей разлуки, отправили его для обучения в Киевскую академию. Здесь, при содействии Божьем, он возгорелся стремлением к монашеской жизни.

Ко времени завершения образования, на 16-м году жизни, Иоаким уже расположил своё сердце к принятию пострига. Однако, вернувшись к родителям и боясь опечалить их этим замыслом, до поры скрывал свой сердечный настрой.

Иконы

При жизни святого было много сделано его портретов, поэтому внешность хорошо известна. Он имел сухощавое лицо, темные глаза, волосы немного курчавые. Иконы Иоасафа Белгородского встречаются двух видов:

  • в праздничном облачении архиерея;
  • в мантии епископа.

На обеих образах в левой руке праведника имеется жезл — символ архиерейской власти, ведь в Священном Писании духовенство часто сравнивается с пастухами, которые призваны оберегать свой народ, хранить его от духовных опасностей. Правая рука может быть сложена в благословении, либо в ней святой держит крест.

Стать курьером сервиса Яндекс.Еды прямо сейчас (до 3400 рублей за смену) оставить заявку →

Есть в одном из музеев редкая икона, где портрет окружен самыми известными сценами из жития святого. До официального утверждения по рукам ходили многочисленные портреты-иконы. Большинство из них не имеет нимба, или грешит другими отступлениями от правил. После канонизации был разработан специальный церковный образ, утвержденные комиссией. Икона имеет портретное сходство со святым, но написана по православным канонам.

Святитель также изображается среди тех святых, которые были прославлены в то же время — в конце 19 — начале 20 вв.

Путь послушника

Некоторое время спустя Иоаким, сославшись на необходимость завершения образовательного курса, отбыл в Киев. Затем он отправился в пустынную Спасо-Преображенскую Киево-Межигорскую обитель.

Поступив в монастырь, предался смиренному послушанию и молитве. Иногда, когда позволяли обстоятельства, он уединялся в пещере для богомыслия и молитвы.

Опасаясь, как бы через родительское вмешательство не прервалось его пребывание в обители, Иоаким оставил в Киеве слугу, и тот, получая из дома послания, доставлял их в монастырь. По мере того как Иоаким составлял ответные письма, слуга отправлял их домой от его имени.

В 1725 году Иоаким, пройдя положенные послушнику испытания, принял рясофор с наречением имени Иларион. После этого он открылся родителям, горячо прося у них прощения за обман и за то, что решился на столь важный шаг без их благословения.

Чудотворный образ

Работа курьером в Яндекс.Еда (до 3400 рублей за смену) оставить заявку →

Святитель часто объезжал свою епархию, проверяя, как происходит служение. Однажды во сне явилась ему Божия Матерь и сетовала на то, что ее святой образ не находит должного почитания. Во время очередного осмотра святитель действительно нашел старую икону, которую в одном из храмов использовали вместо перегородки. Сегодня этот чудотворный образ известен как Песчанская икона Божией Матери.

Монашеская жизнь

Два года спустя, в 1727 году, рясофорного Илариона вызвали в Братскую Киевскую обитель. Здесь он был пострижен в мантию и получил новое имя — Иоасаф (в память и честь индийского царевича Иоасафа).

В январе 1728 года Иоасаф был рукоположен во иеродиакона и определён в Киевскую академию преподавателем низшего класса.

В должности учителя он проработал три года, после чего духовное начальство отправило его для сбора пожертвований (на ремонт академических корпусов) по территории Малороссии.

В 1734 году иеродиакон Иоасаф был назначен на должность экзаменатора при Киевской кафедре.

Вскоре он был посвящен в иеромонаха.

В 1737 году архиепископ Рафаил Заборовский поставил отца Иоасафа игуменом Лубенско-Мгарского Преображенского монастыря. Он смиренно исполнил волю архиерея, хотя в силу того же смирения — неохотно: не считал себя, грешного, достойным такого высокого звания.

Под начало игумена перешла и другая обитель, Красногорская, а также несколько местных церквей.

Несмотря на трудности, связанные с руководством братией и монастырским хозяйством, а также на нездоровье, отец Иоасаф не ослаблял строгости аскетических подвигов.

В сентябре 1744 года, при содействии императрицы Елизаветы, он удостоился звания архимандрита. Вскоре его вызвали в Москву. Здесь, в январе 1745 года, отец Иоасаф получил назначение на должность наместника Свято-Троицкой Сергиевой обители. Это послушание длилось до июня 1748 года.

Краткая биография

Святитель родился 9 сентября 1705 года — в рождество Богоматери. Его назвали Иоакимом в честь отца Девы Марии. Богородица будто приняла мальчика под свое покровительство. Позже Она явилась его отцу в видении, чтобы сообщить о священном предназначении Иоакима — служении Богу и людям.

Происхождение

Семья Горленко, в которой родился будущий епископ Белгородский — малороссийский древний род. Его предки жили в Запорожской Сечи. Родственники, проживавшие на польской территории, вдоль реки Днепр, активно поддерживали православие, строили храмы. В 17-м веке род Горленко причислили к русским дворянам.

Семья

Отец Иоакима — Андрей Димитриевич Горленко, знаменосец гетмана Данилы Апостола. Мать — Мария, дочь гетмана. Оба религиозные люди, держали посты, жили по заповедям, занимались благотворительностью. Дед по отцовской линии – Димитрий – построил два храма — в честь Николая Чудотворца и апостолов Петра и Павла.

Обучение

Родители хотели передать своему сыну управление имениями и титулы. Они не рассчитывали, что он захочет уйти от мирской жизни. В 8 лет родители отправили Иоакима учиться в Киевскую академию, где мальчик изучал словесность.

Выбор жизненного пути и постриг

Воспитанный в христианских традициях юноша проникся благочестивым и духовным образом жизни. Тому способствовала учеба в Киеве. Академия поддерживала православие и выступала против римско-католической церкви. Иоаким проводил много времени с монахами Киево-Печерского монастыря. Он решил принять постриг, но не мог сказать об этом родителям.

Уезжая будто на учебу, он 2 года тайно провел в Киево-Межигорском Спасо-Преображенском монастыре. Юный послушник уединялся в пещере, соблюдал строгий пост и молился. Обман удавалось скрывать благодаря верному слуге. В 21 год Иоаким принял монашество под именем Иларион. Весть о постриге и просьбы о прощении он также передал родителям через помощника. В 22 года инок Иларион за строгое подвижничество принял постриг в мантию в Киево-братском монастыре под именем индийского царевича Иоасафа.

Обретение сана и назначение в игумены

Киевский архиепископ посвятил инока Иоасафа в иеродиаконы. Получив послушание учителя, будущий святитель три года преподавал науки студентам Киевской академии. Новый архиепископ, аскет Рафаил Зборовский, заметил духовную одаренность молодого иеродиакона и взял его под свое покровительство. Архиепископ поручил Иоасафу сбор пожертвований на ремонт зданий Академии, и тот объехал всю Малороссию. Приняв по благословению покровителя сан иеромонаха, Иоасаф служил пастырем при Киево-братском и Киево-Софийском соборе, а также состоял в Киевской духовной консистории.

Смирение и трудолюбие иеромонаха и пастыря снова оценил архиепископ Зборовский и назначил Иоасафа игуменом в Лубенско-Мгарский Преображенский монастырь. 30-летний подвижник не хотел принимать трудную должность, так как ему предстояло управлять Лубенской, Красногорской обителью и несколькими храмами. Крайнее смирение заставило его согласиться и выполнять широкий круг обязанностей игумена. Но его трудолюбие, заботливость и милосердие вошли в летописи большого монастыря. Много сил потратил игумен на восстановление разрушенных строений, хотя здоровье его было уже подорвано.

Белгородская епархия

Неутомимого служителя Иоасафа избрали на замену усопшему Белгородскому митрополиту из списка претендентов. Служение архипастырем он начал с Божественной Литургии, которую отслужил сразу по приезду в Белгород. Для больного и уставшего с дороги Иоасафа это был подвиг. Преодолением немощи тела, смирением пред Божьей Волей, любовью к прихожанам и усердием отмечена его работа в Белгородской епархии.

Новый митрополит занялся образованием бедных крестьян и сирот, духовным воспитанием паствы и подчиненных пастырей. Святитель Иоасаф сам объезжал вверенные ему владения.

Архипастырь был милосерден к нищим. На праздники он тайно дарил бедствующим семьям деньги и одежду, посылая слугу. Тот оставлял подарки у дверей жилищ и уходил незамеченным.

Подробности жития святителя

Интересные факты из жизни святителя Иоасафа:

  • во время работы в Лубенской обители ему два раза явился патриарх Афанасий Константинопольский и выразил одобрение;
  • собирая подати на обустройство храмов, игумен Иоасаф добрался до Петербурга, где получил благосклонность Императрицы Елизаветы Петровны и пожертвование от нее в 2000 рублей.
  • по ее же повелению он стал архимандритом и настоятелем Свято-Троицкой Сергиевой Лавры;
  • святитель Иоасаф вел скромный образ жизни, скудно питался, избегал увеселений. В доме у родителей во время застолий сидел отдельно от гостей и ел хлебные корки. Объезжая белгородские владения, он останавливался в домах простых крестьян, отказывался от удобных и богатых апартаментов;
  • епископ Белгородский взращивал в подчиненных священнослужителях благоговение перед святынями и церковными службами. Он следил за их духовной чистотой и составлял специальные правила. Одно из них — запрет проводить службу, если батюшка и дьякон в ссоре;
  • аскеза и подвижничество способствовали высокому развитию духа и взора святителя Иоасафа. С помощью Божьих откровений он много раз выявлял нарушения дисциплины служителями и их небрежное обращение со Священными Дарами, иконами;
  • митрополит Белгородский защищал своих пастырей от несправедливого и своевольного отношения помещиков, не боясь их гнева или мести. Так, он вернул должность дьяку, которого управляющий княжеским имением самоуправно выгнал из сельской церкви. Иначе святитель грозился оставить село без храма. Святой Иоасаф никогда не лицемерил перед титулами и знатью;
  • благодаря сильно развитому духовному восприятию, частым видениям и предчувствиям святитель Иоасаф прославился, как чудотворец. По откровению Божьей Матери, архипастырь отыскал в Вознесенском храме города Изюм Ее икону. Она служила ширмой для угля в притворе. Ныне образ известен, как чудотворная Песчанская икона Богородицы.

В жизни святитель Иоасаф был прост в общении и с теплотой относился к людям. Внешняя строгость отражала нравственную чистоту. Епископ Белгородский не боялся мнения света, не стремился заработать его расположение. Бог, долг и правда были для него на первом месте.

Болезнь и кончина

Перед смертью святитель Иоасаф поехал повидаться с родителями в Прилуки. Покидая Белгород, он простился с паствой, всех благословил и сказал, что уже не вернется. Встреча с отцом прошла почтительно и благоговейно. На обратном пути архипастырь занемог. Два месяца он провел в селе Гайворон, прикованный к постели. Святой Иоасаф почил 10 декабря 1754 года в возрасте 49 лет.

Нетленные мощи

Тело святителя отправили в Белгород. Больше двух месяцев оно находилось в Свято-Троицком соборе в открытом гробу без признаков разложения. Позже тело святого Иоасафа поместили в склеп. Даже через два года его мощи остались нетленными.

Почитание и прославление

По многочисленным просьбам мирян и священнослужителей Священный Синод, с согласия Николая II, канонизировал святого Иоасафа в 1910 году. В комиссию Синода входил князь Жевахов, который составил монографию в трех томах о жизни святителя и позже принял монашеский постриг в его честь.

Епископское служение

В 1748 году архимандрит Иоасаф был хиротонисан во епископа Белгородского и Обоянского.

В августе того же года он прибыл на кафедру, в Белгород. В день приезда, несмотря на усталость от длительного путешествия и физическое недомогание, он отслужил в кафедральном соборе Божественную литургию.

Вверенная святителю епархия отличалась удручающей бедностью жителей. Многие дети священнослужителей, а особенно сироты, не имели достаточных средств для оплаты содержания в духовных училищах. Это сказывалось на их образовательном уровне. Реагируя на ситуацию, святитель, как мог, оказывал нуждавшимся материальное содействие.

С целью обустройства епархии и улучшения положения дел он лично объезжал территорию, не исключая отдаленных регионов. В целях повышения нравственного уровня населения посещал жилища своих подопечных, как богатых, так и бедняков, преподавал им уроки христианской нравственности.

Много стараний прикладывал он для поднятия духовно-нравственного уровня среди духовенства, зорко следя не только за тем, как совершается богослужение, но и за тем, с каким внутренним расположением священнодействуют пастыри. Одно из его требований, например, обязывало священников, пребывающих в ссоре с другими священниками, не приступать к богослужению до тех пор, пока они не придут к примирению.

За нарушение церковного устава и личных распоряжений святитель мог подвергнуть ослушника строгому наказанию.

Так, однажды, обозревая епархию, он остановился в доме у иерея. Ночью святитель мучился от бессонницы и необъяснимого страха. Вдруг, всмотревшись, он обнаружил, что на полке, рядом с кухонной утварью, в одной из бумажных обёрток, находятся Святые Дары. От увиденного епископ пришёл в ужас. Бережно положив святыню на стол, он молился всю ночь, прося Бога, чтобы Он отвратил от священника грозную кару. Наутро святой Иоасаф объяснил пастырю, в чём состояла его неправота, а затем лишил его сана.

В другой раз, войдя по внушению свыше в один из храмов, он обнаружил нетрезвого причетника и тоже лишил его звания.

В силу особой ревности и высочайшей праведности отец Иоасаф стяжал такую близость к Создателю, что был наделён от Него даром прозорливости.

Однажды он призвал к себе для беседы священников. Один из них выделялся необычайно редким возрастом: ему было 130 лет. После беседы, благословив приглашённых, епископ распустил их по своим делам и обратился к старцу с вопросом, что за грех его связывает, и отчего он не может так долго умереть? Старец же, словно не знавший за собой чрезмерного греха, и считавшей своё долголетие результатом Божественной милости, изумился, но под пристальным взором архиерея всё же понял, о каком грехе идёт речь. Когда-то давно, когда он был ещё в молодых летах, с ним произошёл такой случай. Он отслужил Литургию и уже собирался уходить. Но в этот момент его остановил помещичий посланник, потребовавший отслужить Литургию вторично, ради его господина. Пастырь пытался было объяснить, что это в принципе невозможно, так как противоречит канонам, но его объяснения не имели успеха. Тогда, боясь гнева помещика, он предпочел подчиниться. Когда приступил к совершению службы (на одном и том же престоле), услышал таинственный голос, потребовавший остановиться. Священник дрогнул, но страх перед барином оказался сильнее страха Господня, и он продолжил вершить беззаконие. Голос вновь повторил иерею, чтобы тот не дерзал творить зло, дабы не подпасть под проклятие. Иерей же в безумии огрызнулся: Сам будь проклят!, и продолжил литургисать.

Услышав эту историю, святитель оторопел и указал престарелому пастырю, что тот проклял Небесного вестника, хранителя места. Затем распорядился воздвигнуть походную церковь и отслужить на месте того святотатства Божественную Литургию. После этого он разрешил старца от его грехов. Очистившись покаянием, примирившись с Владыкой и ангелом, старец почил. Его тело было погребено там же, и святитель лично участвовал в его отпевании.

Прославление в лике святых

В 1911 году епископ Белгородский был прославлен. А в 1912 году в поселке Парголово появился храм во имя святителя. Построил его на свои средства, на своей земле крестьянин Константин Тимофеевич Рыжов. Это говорит о том, что Иоасафа Белгородского в народе почитали задолго до его официального прославления.

После кончины святителя, в том месте, где при его жизни находился архиерейский дом и церковь в честь Преображения Господня, была воздвигнута часовня. Впоследствии, при советской власти она была разрушена. Уже в наше время ее восстановили. 16 сентября 1997 года освящен закладной камень, а 20 декабря 1998 года состоялось освящение вновь построенной часовни.

На заметку! Рядом с храмом часовни построен духовно-просветительский центр во имя святого епископа Белгородского.

Последние дни земной жизни

Незадолго до смерти святой Иоасаф пожелал свидеться со своими родителями. Испросив разрешения у Синода, он по-христиански простился со своей паствой и отбыл в Прилуки.

Выйдя навстречу к любимому сыну, отец испытал замешательство. Как христианин он должен был поклониться архиерею, но как отец сам мог рассчитывать на поклон. Когда сын выходил из кареты отец, как бы случайно, уронил свою трость. Едва он нагнулся, чтобы её поднять и одновременно сделать поклон, сын уразумел его замысел, поклонился родителю и подал ему упавшую трость. Затем они обнялись.

Погостив в отеческом доме, святитель Иоасаф направился в Белгород. Шёл сентябрь 1754 года. По пути, в селе Грайворон, он занемог, а через два месяца умер. Перед самой кончиной он исповедал грехи, причастился Тела и Крови Христовых. Смерть наступила 10 декабря 1754 года.

Молитва 1

О святителю Христов Иоасафе, чудотворче Белоградский! Веруем грешнии и недостойнии, яко очи Господни на праведных и уши Его на молитву их, и Того ради к молитвам твоим прибегаем и ходатайства твоего за нас просим, по глаголу апостольскому уповающе, яко любы твоя николиже отпадает. Во гресех и болезнех наших льну курящемуся и трости сокрушенней уподобихомся, и, аще живем, милостию Бога живем и за молитвы праведник Его. Приклони убо и ты, отче праведне, сердце твое к молению нашему, и предстательством твоим даждь роду христианскому от Господа мир и благословение. Православие укрепи, нападения же лукавнующих и беззаконных на Церковь Божию отжени. Умоли Отца Небеснаго избавитися нам от нашествия вражескаго, от междоусобий и смятений народных, от губительных поветрий и смертоносныя язвы, от глада, огня, потопа и иных бед и обстояний. Испроси у Христа Бога душам нашим крепость и телесем нашим потребное здравие, болезнем же исцеление: хромым хождение, слепым прозрение, разслабленным утверждение, печальным утешение и от всех скорбей избавление. Отпадшия же лозы Христовы ветви паки с тобою соедини, еяже и сам причастник быти сподобился еси, да тако прославится тобою пречестное и великолепное Имя Бога Нашего, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва 2, пред честными мощами святителя глаголемая

О великий угодниче Божий и преславный чудотворче, святителю Иоасафе! От дальних и ближних градов и весей сошедшеся, во еже на месте подвигов твоих помолитися и многоцелебныя мощи твоя облобызати, из глубины сердца взываем к тебе: жезлом благости, якоже пастырь добрый, упаси заблудшия овцы стада Христова, во дворы Господни сия всели, огради нас от соблазна, ересей и расколов, научи во странствиях сущих горняя мудрствовати: рассеянный ум наш просвети и на путь истины направи, охладевшее сердце согрей любовию ко ближнему и ревностию ко исполнению велений Божиих, грехом и нерадением ослабленную волю нашу оживотвори благодатию Духа Всесвятаго: и да твоему пастырскому гласу последующе, сохраним в чистоте и правде души наша, и тако, Богу помогающу, Небеснаго Царствия достигнем, идеже купно с тобою воспрославим Пречестное и Великолепое Имя Отца и Сына и Духа Святаго во веки веков. Аминь.

Храмы во имя святителя

Главный храм Иоасафа Белгородского находится на месте его служения, это кафедральный собор г. Белгорода. Там покоятся останки святителя. Ежегодно с мощами совершается крестный ход по улицам города. Преображенский храм был возведен в начале 19 в. Это двухэтажное здание с высокой колокольней, в котором было 5 престолов. В 60-х годах в здании находился музей. Когда в 90-е были возвращены мощи святителя, собор вернули Церкви.

  • Апостол Иаков
  • Святой Александр Свирский — смотрите здесь
  • Агапит Печерский —
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]