31 мая. Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек


Альбигойские войны

Альбигойский крестовый поход
Основной конфликт: Крестовые походы
Дата1209—1229
МестоЛангедок, Франция
ИтогПоражение альбигойцев: Парижский договор
Противники
  • Католическая церковь
  • Королевство Франция
  • Крестоносцы
  • Графство Тулуза
  • Королевство Арагон
  • Транкавели
  • Графство Фуа
  • Графство Комменж
  • Виконтство Беарн
  • Альбигойцы
Командующие
  • Иннокентий III
  • Гонорий III
  • Григорий IX
  • Арнольд Амальрик
  • Филипп II Август
  • Людовик VIII
  • Бланка Кастильская
  • Симон де Монфор
  • Амори VI де Монфор
  • Раймунд VI
  • Раймунд VII
  • Пере II
  • Раймунд Роже Транкавель
  • Раймунд Роже де Фуа
Аудио, фото, видео на Викискладе

Альбигойский крестовый поход или Катарский крестовый поход (1209—1229 годы) — серия военных кампаний, инициированных Римской католической церковью, по искоренению ереси катаров в области Лангедок.
Когда дипломатические попытки папы римского Иннокентия III повлиять на распространение катарского движения не нашли особой поддержки среди священнослужителей и крупной феодальной знати, он решил прибегнуть к силе оружия. Во время этого крестового похода, длившегося 20 лет, был уничтожен по меньшей мере миллион человек. Альбигойский крестовый поход сыграл решающую роль в учреждении Ордена доминиканцев, а также инквизиции как мощного средства борьбы католической церкви с инакомыслием.

Происхождение

Римская католическая церковь постоянно имела дело с различного рода религиозными движениями. Однако в XII веке эти группы объединились в небольшие общины вокруг нелояльных по отношению к римскому папе проповедников или в маленькие секты. Катары области Лангедок представляли собой довольно сплочённое религиозное движение такого рода, какой церковь осуждала уже девятьсот лет, со времен арианства.

В XII веке большая часть того, что сегодня называют Южной Францией, прониклась духом катаризма, распространившегося и на другие области. Наряду с катарами в городах и селениях, контролируемых городами, возникали общины вальденсов. Хотя корнями движение катаров уходило не в Лангедок, но именно там их религиозные учения нашли самый восторженный отклик.

Эта работа Педро Берругете XV в. иллюстрирует легенду о святом Доминике и альбигойцах, в которой сочинения Доминика и катаров по очереди бросали в огонь. Пламя пощадило только тексты Доминика.

Особенно много катаров оказалось на юго-западном побережье Франции, к тому времени находившемся под властью королевства Арагон. Себя они называли альбигойцами по названию французского городка Альби. Большинство исследователей связывают это с тем, что в Альби и округе концентрация катаров была наивысшей. По другой версии, это название восходит к церковному собору в Альби, впервые объявившему доктрины катаров еретическими. Политическая власть в Лангедоке принадлежала крупным землевладельцам и богатым горожанам.

Став папой в 1198 году, Иннокентий III попробовал вернуть катаров в лоно католической церкви. Но многочисленных проповедников встречали довольно прохладно. Даже святому Доминику, отличавшемуся убедительностью и красноречием, не удалось добиться ничего существенного Катарским вождям активно помогали богатые дворяне, а также некоторые епископы, недовольные церковными порядками. В 1204 году папа римский снял этих епископов с их должностей, а вместо них назначил папского легата. Тот в 1206 году попытался найти поддержку у аристократии Лангедока, настраивая её против катаров. Дворян, которые по-прежнему оказывали содействие катарам, отлучали от церкви. В мае 1207 года под отлучение попал могущественный и влиятельный граф Раймунд VI Тулузский. Папа призвал французского монарха Филиппа II к решительным действиям против катаров, но тот отказался. Граф Раймунд встретился с папским легатом Пьером де Кастельно в январе 1208 года, после чего наместника папы нашли зарезанным в собственной постели.

Разгневанный папа отреагировал на убийство буллой, в которой обещал одарить землями еретиков Лангедока всех, кто примет участие в крестовом походе. Это ещё более осложнило и без того непростые отношения между дворянами Севера и Юга Франции.

«Убивайте всех, Господь своих узнает»

«Ибо смерть за Христа не есть грех, убиваешь ли ты или погибаешь сам, но добродетель великая и славная. Если он убивает злодея, то не человекоубийство совершает, а, если можно так сказать, злоубийство».

«Если блаженны те, кто умирает во Господе, то насколько более велики те, кто умирает за Него?»

Бернар Клервоский, «Похвала новому рыцарству»

«Поднимайтесь и помните деяния ваших предков, доблесть и славу короля Карла Великого, и сына его Людовика, и других государей ваших, которые разрушили царства язычников и раздвинули там пределы святой церкви. Особенно же пусть побуждает вас святой Гроб Господень, Спасителя нашего Гроб, которым ныне владеют нечестивые, и святые места которые ими подло оскверняются и постыдно нечестием их мараются. О могущественнейшие рыцари! Припомните отвагу своих праотцев. Не посрамите их!

<�…>

Эта земля, которую вы населяете, сдавлена отовсюду морем и горными хребтами, она стеснена вашей многочисленностью. Она не очень богата и едва прокармливает тех, кто ее обрабатывает. Из-за этого вы друг друга кусаете и пожираете, ведете войны и наносите другу множество смертельных ран. Пусть же прекратится меж вами ненависть, пусть смолкнет вражда, утихнут войны и уснут всяческие распри и раздоры. Начните путь к Святому Гробу, исторгните землю эту у нечестивого народа, землю, которая была дана Господом нашим детям Израилевым и которая, как гласит Писание, течет млеком и медом.


Миниатюра XII века, изображающая отбытие крестоносцев в Святую землю. Источник: wikipedia.org

Иерусалим — это пуп земли, край, самый плодоносный по сравнению с другими, земля эта словно второй рай. Ее прославил искупитель рода человеческого своим приходом, украсил ее деяниями, освятил страданием, искупил смертью, увековечил погребением. И этот царственный град, расположенный посредине земли, ныне находится в полоне у его врагов и используется народами, не ведающими Господа, для языческих обрядов. Он стремится к освобождению и жаждет освобождения, он беспрестанно молит о том, чтобы вы пришли ему на выручку. Он ждет помощи от вас, ибо, как мы уже сказали, пред прочими сущими народами вы удостоены Богом замечательной силой оружия. Вступайте же на эту стезю во искупление своих грехов, будучи преисполнены уверенностью в незапятнанной славе Царствия Небесного».

Из речи папы Урбана II в Клермоне

«Обретите же, сыны, дух мужества; возьмите щит веры и шлем спасения и, укреплённые не столько числом и силой, а скорее духом Господа нашего, которому нетрудно спасать нас и в большом и в малом, помогите по мере сил ваших тому, кто дал вам жизнь и пропитание. Ведь Он растратил себя ради вас и, приняв облик раба и уподобившись человеку по виду и обычаю, нёс послушание до самой смерти, смерти на кресте! А вы, преуспевшие от Его бедности, во время изгнания Его бездействуете и не идёте на помощь бедному и гонимому!


Папа Урбан II. Источник: wikipedia.org

Но тот, кто при такой необходимости откажет в послушании Иисусу Христу, что сможет сказать он в своё оправдание, когда будет стоять перед судом Его? Если Господь претерпел смерть для человека, будет ли человек медлить с принятием смерти за Господа, когда несоизмеримы блага бренные с будущей уготованной нам славой? Разве откажет слуга господину в богатствах временных, если господин даёт слуге богатства вечные, которые не видит око, и не слышит ухо, и которые не приходят на сердце человеческое? Ибо собирает человек сокровища на небе, где их не выкопают и не похитят воры, и где их не покроет тлен и не попортит червь!

Пусть же все и каждый в отдельности приступят к делу. Пусть к следующему марту каждый город самостоятельно, равно как и графы с баронами в меру своих возможностей направят для защиты земли, в которой родился Господь, соответствующее средствам число воинов с мораторием хотя бы на два года».

Из послания папы Иннокентия III

Военные кампании

Окситания накануне Альбигойского крестового похода (1209 год)Соотношение сил и главные сражения

Военные кампании Альбигойского крестового похода можно разделить на несколько периодов. Первый — с 1209 по 1215 год — сопровождался успехами в Лангедоке. Захваченные земли, однако, были вскоре потеряны (1215—1225 годы) из-за восстаний.

Ситуация изменилась после того, как в 1226 году в войну вмешался король Франции Людовик VIII. После его смерти в ноябре того же года начатое дело продолжил его преемник Людовик IX. Область к 1229 году была повторно завоевана, а местное дворянство согласилось на временное перемирие.

После 1233 года инквизиция ликвидировала остальных катаров. Сопротивление и стихийные восстания продолжались, однако без особого успеха. Военные действия прекратились только в 1255 году. В ходе Альбигойских войн погибло около миллиона человек (считая жертвы с обеих сторон).

Успешное начало: 1209—1215 годы

Основные статьи: Взятие Безье, Осада Каркассона, Битва при Мюре

В середине 1209 года около 10 000 вооружённых крестоносцев собрались в Лионе. В июне Раймунд VI Тулузский, заподозрив неладное, обещал католическому духовенству начать военные действия против катаров. Спустя некоторое время после этого обещания его отлучение от церкви было снято. Тем временем крестоносцы подошли к Монпелье. Земли Раймунда-Рожера Транкавеля вокруг Альби и Каркассона, на которых жили общины катаров, оказались под угрозой разорения. Как и Раймунд Тулузский, Раймунд-Рожер попытался договориться с вождями крестоносцев, но ему отказали во встрече, и он поспешил назад к Каркассону, чтобы подготовить город к обороне. В июле крестоносцы захватили маленькую деревушку Севье и подступили к Безье Они потребовали, чтобы все катары вышли из города. Те отказались, и после взятия Безье всё его население было вырезано, хотя катар в городе было не более трехсот человек. Современные источники оценивают число погибших в диапазоне между семью и двадцатью тысячами. Последнее число, вероятно сильно завышенное, появляется в отчёте папского легата Арнольда Амальрика. Новости о бедствии в Безье быстро распространились, и впоследствии множество укреплений катаров сдались без всякого сопротивления. Именно при взятии крепости Безье была якобы сказана известная фраза «Убивайте всех, Господь распознает своих!», которую приписывают папскому легату Арнольду Амальрику.

Катаров выводят из Каркассона.

Следующей мишенью стал Каркассон, к которому крестоносцы подошли 1 августа 1209 года. Город был неприступной крепостью. Осада оказалась недолгой. 7 августа город отрезали от водоснабжения, а 15 августа Раймунд-Рожер поехал во вражеский стан искать перемирия, но был схвачен. В тот же день Каркассон сдался без боя. Население не вырезали, но, согласно Петру из Во-де-Сернея, выпустили из города практически нагими, «…в одних сорочках и портках». После взятия Каркассона войска крестоносцев возглавил Симон де Монфор. Вскоре практически без сопротивления были захвачены Альби, Кастр, Фанже, Лиму, Ломбер и Монреаль. Однако некоторые города, которые ранее сдались без боя, впоследствии оказали ожесточённое сопротивление.

Следующая битва состоялась возле Ластура, неподалёку от замка Кабаре. В декабре 1209 года Пьер Рожер де Кабаре отстоял свою крепость. Военные действия временно прекратились лишь с первыми заморозками. В марте 1210 года пал Бран. В июне осадили Минерв. Город подвергся массированному обстрелу из камнемётов, и его удалось захватить лишь после полного разрушения оборонительных укреплений. Катарам дали возможность принять католицизм. Большинство так и поступило, но 140 убеждённых катаров были сожжены на костре. В августе крестоносцы подступили к Терму. Несмотря на значительные усилия Пьера-Рожера де Кабаре, город подвергся осаде и в декабре пал. В 1211 году пал Лавор и были зверски убиты около 500 человек, включая его хозяйку даму Героду де Лавор и её брата Аймери де Монреаля, который нарушил присягу Монфору, поспешив на помощь сестре. В 1213 году войска Педро II Арагонского подошли на помощь Тулузе. Они осадили крепость Мюре, но в сентябре король Педро II погиб в сражении с крестоносцами. Его разбитая армия бежала. Это был серьёзный удар по катарскому сопротивлению. В конце 1213 г. ситуация ухудшилась: Раймунд был вынужден бежать в Англию. В ноябре Симон де Монфор вступил в Перигор и без труда захватил замки Домм и Монфор, а также осадил Кастельно и разрушил укрепления Бейнака. В 1215 году крестоносцы ворвались в Тулузу. Тулуза была передана Монфору. В 1224 году его сын Амори уступил земли, унаследованные им после гибели отца в 1216 году, королю Франции. Тем не менее о полном покорении Лангедока речи не шло. Множество недовольных дворян, изгнанных со своих земель, либо потерявших родственников пополнили ряды файдитов и начали партизанскую войну как против католической церкви так и против Монфора, и в некоторые периоды добивались ощутимых успехов.

Кающиеся катары носили жёлтый крест

Восстание и реванш южан в 1216—1225 годах

В апреле 1216 года Раймунд VI вместе с сыном, будущим Раймундом VII, вернулись из эмиграции в свои земли и вскоре собрали в недовольных городах значительную армию сопротивления. В мае был осажден Бокер, павший через три месяца. Французский гарнизон укрылся в цитадели; в июне на помощь городу пришёл Симон де Монфор, но отбить его не смог и в августе снял осаду. Потом он жестоко подавил восстание в Тулузе. Но в сентябре 1217 года Раймунд VI, собрав военные силы, подошёл к Тулузе, немедленно снова восставшей против французов и с радостью открывшей ему ворота. Симон, находившийся в области Фуа, срочно вернулся и осадил город, но 25 июня 1218 года во время осады был убит прямым попаданием в голову камня из катапульты. Его сын Амори был вынужден снять осаду.

Вмешательство французского королевского дома

В ноябре 1225 года Раймунда-младшего, как и его отца, отлучили от церкви. В июне 1226 года Людовик VIII возглавил новый поход. Укреплённые города и замки сдавались без сопротивления. Лишь Авиньон ожесточённо сопротивлялся в течение более трёх месяцев, чтобы наконец в сентябре окончательно капитулировать. Людовик VIII неожиданно скончался в ноябре, и на троне оказался малолетний Людовик IX. Бланка Кастильская, королева-регентша, назначила командиром крестоносцев Юмбера де Боже. В 1227 году пал Ла-Бесед, а в 1228 году Юмбер осадил Тулузу, но не смог её взять и лишь разорил окрестности. Силы окситанцев уже иссякли, и в 1229 году Раймунд VII был вынужден подписать с французской короной унизительный договор в Мо.

«Господь отличит своих…»

Есть фразы, которые многие слышали, но не всегда помнят — кем, где и при каких обстоятельствах это было сказано. Одна из таких фраз: «Убивайте всех, Господь отличит своих». Ее сказал папский легат Арнольд Амальрик, отдавая приказ о полном уничтожении населения французского городка Безье. Это произошло во время Альбигойских войн в XIII веке.

История борьбы католической церкви с альбигойской ересью, охватившей несколько регионов Европы в XI-ХIII веках, полна драматичных событий. Католики считали альбигойцев (или катаров, как их еще называли) злейшими еретиками и врагами христианства. Те же, в свою очередь, отрицали право церкви толковать Библию и распоряжаться жизнью людей. Современные историки признают, что альбигойцы были вполне реальными конкурентами католицизму, и, сложись события чуть иначе, они вполне могли бы создать свою независимую церковь. Но для этого им была нужна серьезная политическая поддержка. Им нужны были рыцари, готовые защищать свою веру с оружием в руках. Потому что ни папа римский, ни католические государи никаких соперников терпеть в Европе не желали. И готовы были сжечь очаг ереси. Причем сжечь в самом прямом смысле слова. Одним из наиболее непримиримых борцов с еретиками стал папский легат Арнольд Амальрик.

«Неправильная» церковь

Альбигойский вариант христианства довольно сильно отличался от католического или православного, к которым мы привыкли. Например, они допускали существование добра и зла как двух равноправных начал. Добрый Бог-Отец, считали они, пребывает в своем невидимом блаженном царстве. А мир, в котором живут люди — злой, несправедливый и обреченный на разрушение, — был сотворен дьяволом, падшим ангелом. Естественно, что католические богословы за такие трактовки обвиняли катаров в дьяволопоклонстве. А те, в свою очередь, яростно ругали римских священников за приверженность к роскоши и строгой иерархии. Католическую церковь они называли «синагогой сатаны» и считали, что она извратила все, что написано в Библии. Интересно, кстати, что катары не создавали для своего учения новых книг. Все свои выводы они делали из текстов Ветхого Завета и Евангелий, настаивая на том, что именно их учение является подлинно христианским.

Одним из регионов, где учение катаров расцвело самым пышным цветом, был юг современной Франции — провинция Лангедок, тогда находившаяся под властью Арагонского королевства. Больше всего катаров поддерживал могущественный граф Тулузы Раймунд VI. За это папа Иннокентий III в 1207 году отлучил его от церкви, а затем отправил на юг нескольких легатов (посланников), чтобы те не позволили лангедокским католикам впасть в ересь. Одним из этих легатов был Арнольд Амальрик — известный клирик, сделавший блестящую духовную карьеру в цистерцианском ордене и фактически возглавивший его в 1200 году.

Переговоры в Тулузе сразу не заладились. Папские посланники не желали идти ни на какие уступки и требовали от графа Раймунда, чтобы он немедленно искоренил ересь в своих землях и вообще выполнял все распоряжения легатов. Граф же, во-первых, сам не отличался легким нравом, а во-вторых, понимал, что если он начнет выполнять чужие приказы, то утратит часть власти над своими землями. Дело очень быстро дошло до конфликта, и в результате после очередной встречи с графом Раймундом одного из легатов, которого звали Пьер де Кастельно, нашли зарезанным в собственной постели. Был к этому причастен Раймунд Тулузский или нет — достоверно не известно. Но Арнольд Амальрик тут же объявил его виновным в преступлении и призвал папу объявить Крестовый поход против еретиков. Долго упрашивать папу не пришлось. Так Арнольд Амальрик стал вдохновителем и одним из фактических предводителей первого Крестового похода, снаряженного христианами против христиан.

Роковые слова

Арнольд действовал чрезвычайно энергично и быстро. Он обратился ко всем феодалам Северной Франции с требованием примкнуть к походу. На тех, кто, не имея уважительной причины, уклонялся от участия в войне, он наложил строгую епитимью. Им было нельзя «пить вино, есть за столом по утрам и вечерам, одеваться в ткани пеньковые и льняные».

На призыв папского легата, впрочем, откликнулись многие. Одни шли, подчиняясь авторитету церкви, другие цинично рассчитывали поживиться трофеями, третьих вели более серьезные причины. Например, поход на Лангедок был крайне выгоден французскому королю Филиппу II, который давно уже размышлял над тем, как бы присоединить Лангедок к своим владениям. Так что Альбигойские войны имели не только религиозную, но и обычную политическую подоплеку.

Уже в середине 1209 года войско численностью около 10 тысяч человек собралось в Лионе, готовое обрушиться на земли Лангедока. Раймунд Тулузский, испуганный такой силой, поспешил пойти на попятную. Кое-как ему удалось убедить предводителей Крестового похода в своей лояльности, пройдя через унизительную процедуру покаяния. Но это не спасло Лангедок от нашествия завоевателей.

В июле 1209 года армия крестоносцев подошла к небольшому городку Безье неподалеку от побережья Средиземного моря. Город взяли в осаду и предложили всем католикам покинуть его. Однако те отказались, понимая, что речь идет не столько о вере, сколько о сохранении независимости от Франции. Разгневанный этим отказом Арнольд Амальрик потребовал немедленно начать штурм. «Как же нам разобраться при штурме, кто католик, а кто — проклятый еретик?» — спросили его озадаченные рыцари. «Убивайте всех, Господь отличит своих», — хладнокровно ответил папский легат.

Штурм Безье отличался крайней жестокостью. Город был вырезан практически полностью. Погибло, по разным сведениям, от 7 до 20 тысяч человек. А жители Лангедока окончательно поняли, что пощады от «воинов Христовых» ждать не стоит.

Священник с мечом

Поход между тем продолжался. В 1210 году Арнольд Амальрик принимал участие в осаде замка Минерв. Умело проведя переговоры, он добился сдачи замка. При этом было захвачено 150 катаров. Хладнокровно глядя на пленников, Амальрик предложил им переити в католичество. Но на это согласились лишь три женщины. Всех остальных по приказу папского легата немедленно заживо сожгли на кострах.

Жестокость крестоносцев привела к тому, что Раймунд Тулузский сильно пожалел о том, что связался с ними. Видимо, его сомнения почувствовал и Арнольд Амальрик, потому что он потребовал от графа подтвердить свою верность церкви. Условия при этом были выдвинуты совершенно неприемлемые. Раймунду предлагали распустить армию, срыть часть укреплений, выплатить огромную дань, а самому вступить в орден госпитальеров. После того как граф отказался, его снова отлучили от церкви, а армия крестоносцев во главе с Арнольдом Амальриком двинулась на Тулузу.

Удержать Тулузу Раймунд не смог и вместе с сыном вынужден был долгое время скрываться за границей. Однако спустя несколько лет вернулся и продолжил открытую войну против захватчиков. Увы, отвоевать Тулузу ему удалось лишь ненадолго. В конце концов уже его сын был вынужден подписать позорный мир. А в дальнейшем Лангедок стал принадлежать французским королям. По некоторым подсчетам, за долгие годы войны на юге Франции, начатой Арнольдом Амальриком, погибло более миллиона человек. К середине XIII века альбигойская церковь была полностью разгромлена. А в 1321 году в Европе сожгли на костре последнего катара.

Что же до самого Арнольда Амальрика, то он в дальнейшем продемонстрировал, что вовсе не был таким уж борцом за идею и идеалы католицизма, каким пытался казаться. Став в 1212 году архиепископом города Нарбонны, он потребовал от горожан принести ему присягу как своему герцогу. Хотя законным господином этих земель был рыцарь Симон де Монфор, тоже являвшийся предводителем Крестового похода против альбигойцев. Конфликт двух «боевых товарищей» дошел до того, что Амальрик отлучил Симона де Монфора от церкви, а тот был вынужден захватывать собственный город силой оружия. В конце концов Амальрик признал себя проигравшим и отказался от претензий на светскую власть.

Арнольд Амальрик, монах и папский легат, развязавший одну из самых жестоких войн в средневековой Европе, мирно скончался в 1225 году и был похоронен в аббатстве Сито, «сердце» цистерцианского ордена.

Виктор БАНЕВ

Примечания

  1. VC Introduction: The historical background
  2. Massacre of the Pure, Time, 28 апреля, 1961
  3. European Wars, Tyrants, Rebellions and Massacres (800—1700 CE)
  4. VC § 5
  5. Mosheim, Johann Lorenz. Mosheim’s Institutes of Ecclesiastical History, Ancient and Modern 385 (W. Tegg 1867)
  6. См. также Третий Латеранский собор
  7. VC § 6
  8. PL §VIII
  9. VC § 8-9
  10. PL §VI
  11. PL §VII
  12. PL §IX
  13. VC § 55-58
  14. VC § 59-60, PL §IX
  15. VC § 84
  16. PL §XIII
  17. VC § 88
  18. VC § 89
  19. По сообщению одного писателя, когда один из предводителей войска Христа спросил у папского легата Арнольда Амальрика о том, как отличить католиков от еретиков, тот ответил: «Caedite eos! Novit enim Dominus qui sunt eius» — «Убивайте всех! Господь узнает своих!». В письме папе, датируемом августом 1209, легат сообщал:
    «…в то время как бароны совещались о том, к каким уловкам прибегнуть, чтобы вывести из города католиков, слуги и другие люди низкого звания, а некоторые даже без оружия, напали на город, не ожидая приказов вождей. К нашему изумлению, крича „к оружию, к оружию!“, за два или три часа они пересекли ров, перелезли через стены, и Безье был взят. Они не пощадили никого, всех предали мечу, почти 20 000 человек, вне зависимости от ранга, пола или возраста. После этой большой резни целый город был разграблен и сожжен. Так чудным образом осуществилась божья месть…»
  20. VC § 92-93
  21. VC § 94-96, PL §XIV
  22. VC § 98
  23. VC § 101
  24. VC § 108—113
  25. VC § 114
  26. VC § 115—140
  27. VC § 142
  28. VC § 151
  29. VC § 154
  30. VC § 156
  31. VC § 168
  32. VC § 169—189
  33. VC § 367—446
  34. VC § 447—484, PL §XX
  35. VC § 463, PL §XXI
  36. PL §XXV
  37. VC § 528—534
  38. VC § 529
  39. VC § 530
  40. VC § 533—534
  41. VC § 569
  42. VC § 554—559, 573
  • Гильем Тудельский. Песнь об Альбигойском крестовом походе / Пер. с прованс. С. Д. Лихачевой, В. В. Виноградовой. — М.: Квадрига, 2010. — 320 с. — ISBN 5-91791-036-9.
  • Песнь о крестовом походе против альбигойцев / Пер. с прованс. И. О. Белавина, Е. В. Морозовой. — М.: Ладомир; Наука, 2011. — 440 с. — (Литературные памятники). — ISBN 978-5-86218-489-1.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]