Священник Михаил Желтов. «Слово святителя Григория о Святой Литургии»

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Желтов.

Михаил Сергеевич Желтов
Дата рождения13 февраля 1976(1976-02-13) (45 лет)
Место рождения
  • Кильмезь, Кировская область, РСФСР, СССР
Страна
  • СССР
  • Россия
Научная сфералитургика
Место работыМДА
Альма-матерФизический факультет МГУ, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет
Учёная степенькандидат богословия
Известен каклитургист, автор трудов по истории богослужения и церковного устава
Награды и премии

Михаи́л Серге́евич Желто́в

(род. 13 февраля 1976 года) — российский литургист, автор трудов по истории богослужения и церковного устава, священник РПЦ. Автор научных публикаций, кандидат богословия. Опубликовал научные и богословские статьи в «Большой Российской энциклопедии», в «Православной энциклопедии», в «Богословских трудах», «Журнале Московской Патриархии», других церковных и светских академических изданиях. Секретарь комиссии Межсоборного присутствия по богослужению и церковному искусству[1].

Биография[ | ]

Родился 13 февраля 1976 года в посёлке Кильмезь Кировской области (по паспорту город Долгопрудный Московской области)[2]. В 1983—1993 годах учился в специальной общеобразовательной школе № 1287 Москвы с углублённым изучением английского языка.

1 января 1993 года принял крещение в храме Митрофана Воронежского в Москве. Имя получил в честь преподобного Михаила Клопского. С 1993 года нёс послушания звонаря, певчего, уставщика при храмах Митрофана Воронежского и Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке, а также при других храмах Москвы.

В 1993 году поступил на физический факультет МГУ.

В 1994 году поступил на богословско-пастырский факультет Православного Свято-Тихоновского богословского института (ПСТБИ).

С 1996 году и до рукоположения в диаконы нёс послушание алтарника в московском храме великомученика Георгия Победоносца в Старых Лучниках.

С 1997 года — ассистент, с 1998 года — преподаватель на кафедре литургики ПСТБИ.

В 1999 году окончил оба вуза (физфак МГУ — по кафедре компьютерных методов физики; богословский факультет ПСТБИ — по кафедре литургики).

С 1998 года — старший преподаватель кафедры литургики ПСТБИ, с 2000 года — заместитель заведующего кафедрой.

С 2000 года — заведующий редакцией богослужения и литургики Церковно-научного в должности ведущего редактора.

В 2002—2003 годах читал курс литургики студентам философско-богословского факультета Российского православного университета святого апостола Иоанна Богослова.

С 2004 года — заведующий кафедрой литургического богословия ПСТГУ.

В 2004—2005 годах читал спецкурс «Византийская литургия и искусство» студентам исторического факультета Московского государственного университета.

18 февраля 2005 года рукоположён во диаконы, по благословению патриарха Алексия II, епископом Люберецким Вениамином в Патриаршем кафедральном соборе Богоявления в Елохове. По окончании богослужебной практики указом Патриарха назначен сверхштатным диаконом храма великомученика Георгия Победоносца в Старых Лучниках.

В 2006 году читал курс литургики студентам 2-го курса Московской духовной академии (МДА). Неоднократно принимал участие в научных конференциях как российских и украинских, так и западноевропейских, а также участвовал в организации нескольких конференций.

В 2006—2007 годах по благословению патриарха Алексия II и по поручению митрополита Минского и Слуцкого Филарета включён в оргкомитет V Международной богословской конференции «Православное учение о церковных таинствах».

В 2006 году получил степень кандидата богословия. В 2006 году после присвоения степени кандидата богословия удостоен звания доцента.

С 2007 года — доцент кафедры церковно-практических дисциплин МДА. Преподает литургику, спецкурсы «Литургическое предание Ветхозаветного Израиля» и «Гимнографическое наследие отцов Церкви».

14 октября 2008 года рукоположён во иерея, после чего служил в храме великомученика Георгия Победоносца в Старых Лучниках.

С 2009 года — заведующий кафедрой церковно-практических наук общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

В 2009 году включён в состав Синодальной библейско-богословской комиссии и Межсоборного присутствия Русской православной церкви.

В 2014 году включён в состав Синодальной богослужебной комиссии Русской православной церкви.

8 марта 2015 года переведён в штат храма Владимирской иконы Божией Матери в Куркине города Москвы[3].

14 июня 2021 года освобожден от послушания клирика Владимирского храма в Куркине и назначен исполняющим обязанности настоятеля храма Рождества Христова в Митине г. Москвы[4]

Священник Михаил Желтов. «Слово святителя Григория о Святой Литургии»

Средневековое откровение-толкование на Божественную Литургию

Среди различных средневековых комментариев на Божественную литургию своей яркой образностью выделяется «Слово свт. Григория о св. литургии». Этот комментарий был написан в XII веке с использованием более ранних историй из патериков[1]. Его перевод широко представлен в древнерусских рукописях и, в частности, вошел в состав Златоуста, одной из книг уставных богослужебных чтений[2]. Как доказал еще Н. Ф. Красносельцев, великий русский ученый конца XIX века, «Слово свт. Григория» лежит в основе «Толковой службы» – самого популярного дониконовского комментария на литургию[3], который и вовсе обладал полуканоническим статусом, поскольку включался в состав Кормчих книг.

Образы из «Слова свт. Григория» вошли в состав иконографических программ некоторых русских храмов[4]. В греческих рукописях текст комментария встречается нечасто, поскольку он все-таки явно апокрифичен. По одной из них (Paris, Coisl. 296), несколько лет назад он был издан нами полностью впервые[5], хотя фрагменты греческого текста комментария, послужившие подписями к серии книжных миниатюр в рукописи Vatican. gr. 2137, были изданы А. Маи еще в середине XIX века[6].

Божественная литургия в комментарии раскрывается как мистическое тайнодействие, совершаемое в храме ангелами параллельно с видимым чинопоследованием. Из элементов чина литургии упоминаются: проскомидия, мирная ектения, три антифона, малый вход, прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие, ектения об оглашенных, великий вход, евхаристическая молитва (анафора), «Отче наш», возглас священника «Святая святым» (который составитель комментария, следуя более древним патериковым историям, наделяет совершенно особым значением), причащение и окончание литургии.

Ниже приводится наш перевод комментария на современный русский язык по рукописи Paris, Coisl. 296, с привлечением текста еще одной греческой рукописи, из собрания Эскориала[7]. Перевод сопровождается миниатюрами из Vatican. gr. 2137[8].

Раскрытие[9] Святой литургии

1. [Однажды] преподобные отцы, собравшись у святого Григория Богослова, сказали ему: «Отче преподобный, научи нас [тому], что [относится] к Церкви, и каким образом Божественная и умосозерцаемая и бескровная Жертва приносится на небесах».


Святитель Григорий Богослов с вопрошающими. Фрагмент рукописи Vatican. gr. 2137

2. И Григорий Богослов, отвечая, сказал: «Слушайте, братья мои.

3. [Когда] иерей, совершая проскомидию[10] Святых Даров, произнес: «Господу помолимся», тогда я услышал с небес голос, взывающий и говорящий: «Кто [из вас] совершили церковные приношения по расположению сердца?»[11] И слетел вниз ангел с небес, и встал у внешних врат церковного притвора.

4. И когда произносит диакон: «Прóсти![12] Миром Господу помолимся», – поставьте ваши сердца [прямо], на страх Божий, на литургию.


Начало Божественной литургии

5. И когда поется [1-й антифон]: «Благо есть исповедатися Господеви», я услышал, как ангел сказал: «Возрадуйтесь[13] все и сосредоточьтесь на страхе Божием и на литургии».

6. И когда поется [2-й антифон]: «Господь воцарися», ангел сказал: «И царствует теперь! Христианский род, радуйся и веселись, ибо Христос царствует на бесконечные века. Диавол уже не способен воевать против человека, ибо он полностью сломлен».

7. И когда поется [3-й антифон]: «Приидите, возрадуемся Господеви», тогда я увидел ангела у царских и святых врат церкви.

8. И тогда иерей вошел в алтарь и взял Евангелие, а диакон – кадило, и [пономари] зажгли свечи и, пройдя, вышли к амвону.

9. И когда сказали [на малом входе]: «Приидите поклонимся и припадем», я увидел, как ангел простер свои крылья и обхватил [ими] иерея, и взял его, и ввел его внутрь алтаря.


Малый вход

10. И когда [иерей] положил Святое Евангелие на святой престол, ангел опустил свои крылья и встал рядом с тем, и сказал: «Смотри, как ты стоишь на Страшном суде».

11. И когда [иерей] перешел на кафедру [на горнем месте], сказал Михаил: «Премудрость», и Гавриил: «Вонмем», и Владыка: «Мир всем», и все в мире раскрылось. Вот что [происходит, когда] иерей преподает мир (то есть: «Мир всем») в церкви, [так что] стойте все в мире, и никто пусть не вертит своей головой, чтобы встретиться [взглядом] с [другим] человеком.


Возгласы перед чтением Апостола

13. И когда читается Апостол, учит [сам апостол] Павел. И слышится: «Да будет [вам все] это известно».

14. И когда пришло [время] святого [пения] «Аллилуия», восклицает Давид и глаголет: «Бог яве приидет, Бог наш – и не премолчит[14]; Огнь пред Ним предъидет, и попалит окрест враги Его[15] и Осветиша молния евангелистов Его вселенную[16]». И я услышал ангела, говорящего: «Грядет Сын Божий, раздробляемый и верным раздаваемый».

15. И когда пришло [время чтения] Святого Евангелия, тогда я увидел, что крыша церкви раскрылась, и [сквозь нее] показалось небо, и каждое слово Евангелия было словно огонь и достигало до неба.


Чтение Евангелия

16. И когда диакон произнес: «Елицы оглашеннии», я увидел человека, стоящего в святых вратах церкви, с острыми, как стрелы, зубами и налитыми [кровью] глазами, и он скрипел зубами своими на стоящих в церкви, как бы ему выкинуть из церкви каждого из них.

17. И когда диакон произнес: «Да никто от оглашенных», я увидел, как ангел распростер свои крылья и вытолкнул того [человека с острыми зубами] в огонь внешний, сказав ему: «Чего ты стоишь тут, не имея брачной одежды?» – и [добавив]: «Ты не имеешь здесь власти».

18. И когда иерей пошел переносить Святые [Дары], я услышал, как ангел сказал: «Отче святый, посли тайноводцев Твоих, ангелов, чтобы священнодействовать Божественные тайны».


Великий вход

19. И когда диакон произнес: «Станем добре», – станем же со страхом! – ибо страшно происходящее.

20. И когда иерей произнес: «Победную песнь поюще», тогда я увидел, что крыша церкви раскрылась, и [сквозь нее] показалось небо, и сошла вниз вспышка пламени, и вслед за вспышкой сошло множество ангелов; а после ангелов увидел я два прекрасных лика, красоту которых невозможно описать словами, ибо сияние их было как вспышка пламени. И распростерли ангелы крылья свои вокруг алтаря, а шестокрылые лики – вокруг святого престола. И посреди тех [я увидел] Младенца, [сияющего] словно вспышка пламени, и [это] пламя сошло на иерея, и [сам] иерей сделался вспышкой пламени, с головы до ногтей.


Евхаристическая молитва

21. И когда пришло [время] «Отче наш», я услышал, как ангел сказал: «Отцы благие и верные, если кто из вас был в [мимошедшую] субботу с женой, будь то наяву или во сне, тот недостоин пречистого Тела и почитаемой Крови Господа нашего Иисуса Христа».

22. И когда иерей произнес: «Святая святым», тогда я увидел, что упомянутые лики сделались словно бы жертвенником, и увидел ангелов с ножами в руках, и они заклали Младенца, и слили Его Кровь во святой потир, а тело, разрубив на куски, [положили] сверху хлеба. И стал хлеб Телом, а [вино с водой] в потире – Кровью Господа нашего Иисуса Христа.

23. И народ, подойдя, причащался, и те, кто не говорили: «Аминь», суть недостойные Сына Божия.


Причащение

24. И когда диакон произнес: «С миром изыдем»[17], тогда я увидел, как Божественные тайны поднимались на небеса, а церковные приношения возносились».

25. И, выслушав это и испытав большое потрясение, [преподобные отцы] были укреплены [в вере] на бесконечные века. Аминь.


Окончание Божественной литургии

Священник Михаил Желтов Православие.ru 2 декабря 2020

[1] Подробнее см.: Zheltov M. The Disclosure of the Divine Liturgy by Presudo-Gregory of Nazianzus: Edition of the Text and Commentary // Bollettino della Badia Greca di Grottaferrata. Roma, 2015 [фактически 2016]. Vol. 14. P. 215–235.

[2] См.: Афанасьева Т. И. Апокрифическое «Слово св. Григория о литургии» в славянской рукописной традиции // Вестник СПбГУ. Сер. 9. 2011. Вып. 4. С. 95–106; Желтов М., свящ. «Откровение святого Григория Богослова о литургии»: исследования, текст и его славянские переводы // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. М., 2018. Вып. 54. С. 9–26.

[3] Красносельцевъ Н. Ѳ. «Толковая служба» и другiя сочиненiя, относящiяся къ объясненiю богослуженiя въ древней Руси до XVIII вҍка (Библiографическiй обзоръ) // Православный собесҍдникъ. 1878. Ч. 2. Т. 5. С. 3–43.

[4] Покровскiй Н. [В.] Стҍнныя росписи въ древнихъ храмахъ греческихъ и русскихъ. М., 1890. С. 132–136, 150–151, 160–161.

[5] Zheltov. The Disclosure…

[6] Maius A. Novae Patrum Bibliothecae. Roma, 1853. T. 6. 585–592; текст перепечатан в PG 99. Col. 1689–1692, not. 11.

[7] В настоящее время готовится наше издание текста и этой рукописи, содержащей интересные разночтения относительно Paris, Coisl. 296.

[8] Изображения опубликованы на сайте Ватиканской библиотеки: https://digi.vatlib.it/view/MSS_Vat.gr.2137 .

[9] Греч.: Διάλυσις, буквально «разгадка».

[10] Греч. πρόθεσις – Предложение.

[11] Здесь игра слов: греческое выражение πρόθεσις καρδίας из Септуагинты (Притч. 16. 1) перекликается с названием чина проскомидии (πρόθεσις).

[12] Здесь это означает: «верные!»

[13] Здесь снова игра слов – призыв: «Возрадуйтесь…» (Ἀγαθυνθεῖτε…) обыгрывает первое слово антифона (Ἀγαθὸν…).

[14] Пс. 49:3.

[15] Пс. 96:4.

[16] Парафраз Пс. 76:18.

[17] Сейчас этот возглас произносит священник, но в Византии и на Руси до Патриарха Никона это были слова диакона.

Публикации[ | ]

Статьи в журналах и сборниках

  • Паремии Рождества Христова // Ежегодная Богословская конференция ПСТБИ: Материалы 1999 г. М., 1999. — С. 71-92.
  • Чин освящения храма и положения святых мощей в византийских Евхологиях XI века // Реликвии в искусстве и культуре восточно-христианского мира. М., 2000. — С. 111—126.
  • Рукописи РНБ. Соф. 1056 и 526 как источники по истории формирования русского Чиновника архиерейского священнослужения // История Церкви в научных традициях XX века: Материалы научно-церковной конференции, посвященной 100-летию со дня кончины В. В. Болотова. СПб., 2000. — С. 70-71.
  • Особенности анафор египетских литургий // Древний Египет и Христианство: Материалы научной конференции. М., 2000. — С. 46.
  • У истоков Иерусалимского устава. Часть 1: Завещание прп. Саввы // Богословский сборник. М., 2001. № 7. — С. 184—192.
  • Богослужение египетского монашества // История египетских монахов. М., 2001. — С. 107—116.
  • Русский архиерейский формуляр литургии и его соотношение с иерейским // Ежегодная богословская конференция ПСТБИ: Материалы 2000 г. М., 2001. — С. 117—122.
  • Православное чинопоследование освящения храма в истории // Ежегодная богословская конференция ПСТБИ: Материалы 2001 г. М., 2001. — С. 88-97.
  • Обзор истории православного чинопоследования освящения храма // Московские епархиальные ведомости. М., 2001. — № 11-12. — С. 70-76.
  • Греческая литургия IV века в папирусе Barcelon. Papyr. 154b-157b // Богословский сборник. М., 2002. — № 9. — С. 240—256.
  • Древние анафоры Александрийской Церкви // Культурное наследие Египта и христианский Восток: Материалы международных научных конференций. М., 2002. — С. 123—128.
  • Архиерейский чин Божественной литургии: история, особенности, соотношение с ординарным («иерейским») чином // Богословский сборник. М., 2003. — № 11. — С. 207—240.
  • Древние александрийские анафоры // Богословские труды. М., 2003. Сб. 38. — С. 269—320.
  • Литургические данные, содержащиеся в «Деянии о подати» (Praxis de tributo) святителя Николая Чудотворца (к вопросу о возможной датировке) // «Правило веры и образ кротости…»: Образ свт. Николая, архиепископа Мирликийского, в византийской и славянской агиографии, гимнографии и иконографии. М., 2004. — С. 111—124.
  • Римский Папа — автор византийской литургии? К вопросу об авторстве литургии Преждеосвященных Даров // Византия и Запад (950-летие схизмы христианской Церкви, 800-летие захвата Константинополя крестоносцами): Тезисы докладов XVII Всероссийской научной сессии византинистов. М., 2004. — С. 61-63.
  • Введение к книге: Успенский Н. Д. Труды по литургике. Том 1: Православная вечерня. Чин всенощного бдения. М., 2004. — С. XXIII-XLVI.
  • Брак и Евхаристия: История православного чина венчания // Журнал Московской Патриархии. М., 2004. Вып. 11. — С. 44-53.
  • Пещерные храмы Таврики: К проблеме типологии и хронологии // Российская Археология. М., 2005. № 1. — С. 72-80. (в соавторстве с А. Ю. Виноградовым, Н. Е. Гайдуковым)
  • Малоазийское богослужение начала VII в. по данным Жития прп. Феодора Сикеота// Житие преподобного Отца нашего Феодора, архимандрита Сикеонского, написанное Георгием, учеником его и игуменом той же обители/ Перевод с греч., предисл. и комм. Д. Е. Афиногенова. М., 2005. — С. 173—183.
  • Две византийские молитвы на перенесение св. мощей // Богословские труды. М., 2005. — Сб. 40. — С. 122—127.
  • Бернацкий М. М., Желтов Михаил, диак. Вопросоответы митрополита Илии Критского: Свидетельство об особенностях совершения Божественной литургии в нач. XII в.// Вестник ПСТГУ I: Богословие и философия [Труды кафедры Литургического богословия]. М., 2005. — Вып. 14. C. 23-53.
  • Чины рукоположений по древнейшему славянскому списку: Рукопись РНБ. Соф. 1056, XIV в.// Вестник ПСТГУ I: Богословие и философия [Труды кафедры Литургического богословия]. М., 2005. — Вып. 14. — С. 147—157.
  • Чин венчания и таинство Евхаристии: Взаимоотношение последований// Ежегодная богословская конференция ПСТБИ: Материалы 2004 г. М., 2005. — С. 156—165.
  • Церковное благословение повторных браков // Журнал Московской Патриархии. М., 2005. — Вып. 8. — С. 72-79.
  • Две византийские молитвы на перенесение святых мощей // Богословские труды. М., 2005. — № 40. — C. 122—127.
  • Анафора ап. Фомы из Евхология Белого монастыря // ΚΑΝΙΣΚΙΟΝ: Юбилейный сборник в честь 60-летия проф. И. С. Чичурова. М., 2006. — С. 304—317.
  • Новый источник по истории русского богослужения: Кавычный экземпляр «Чиновника архиерейского служения» 1677 г.// Вестник церковной истории. М., 2006. — № 2. — С. 235—239.
  • Престолы пещерных храмов Юго-Западного Крыма // Причерноморье, Крым, Русь в истории и культуре: Материалы III Судакской международной научной конференции. Киев; Судак, 2006. Т. 2. — С. 76-85. (в соавторстве с Н. Е. Гайдуковым)
  • Реликвии в византийских чинопоследованиях // Реликвии в Византии и Древней Руси: Письменные источники / Ред.-сост. А. М. Лидов. М., 2006. — С. 67-108.
  • Чин Тайной вечери в представлениях современных литургистов // Ежегодная богословская конференция ПСТГУ: Материалы 2005 г. М., 2006. — Т. 1. — С. 66-74.
  • Byzantine Ecclesiastical Marriage: A history of the rite // Proceedings of the 21st International Congress of Byzantine Studies / Ed. by F. K. Haarer and E. Jeffreys. Aldershot, 2006. Vol. 3: Abstracts of communications. — P. 238—240.
  • Предисловие к книге: Успенский Н. Д. Труды по литургике. Том 2: Византийская литургия. Анафора. М., 2006. — С. V-L.
  • Комментарии к книге: Освящение храма. Сборник / Издательство Московской Патриархии. М., 2006. — С. 343—413.
  • Каноны Божией Матери в ежедневном молитвенном правиле православного христианина // Богородичник: Каноны Божией Матери на каждый день. М., 2006. — С. 501—510.
  • Донесение юрьевского воеводы князя И. А. Хилкова об устройстве православного собора в честь Покрова Пресвятой Богородицы в Юрьеве (Дерпте) // Вестник церковной истории. М., 2007. — № 1 (5). — С. 249—255. (в соавторстве с Б. Н. Флорей)
  • Чин Божественной литургии в древнейших (XI—XIV вв.) славянских Служебниках// Богословские труды. М., 2007. — Сб. 41. — С. 272—359.
  • Описания Небесной литургии в евхаристических молитвах древней Церкви// Эсхатологическое учение Церкви: Материалы. М., 2007. — С. 388—403.
  • Вступление в брак: библейское осмысление и церковное чинопоследование// Таинства Церкви: Материалы подготовительных семинаров Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Православное учение о церковных Таинствах». М., 2007. — С. 198—206.
  • The Anaphora and Thanksgiving Prayer from the Barcelona Papyrus: An Underestimated Testimony to the History of the Anaphora in the Fourth Century// Vigiliae Christianae. Leiden, 2008. Vol. 62. — P. 467—504.
  • Молитвы во время причащения священнослужителей в древнерусских Служебниках XIII—XIV в.// Древняя Русь: вопросы медиевистики. М., 2009. — № 35. — P. 75-92.
  • Unity of Nature of Mankind: Theological Aspects and Scientific Insights // Faith and Philosophy. Charlottesville [VA], 2009. Vol. 26: 5 [= Science and Human Nature — Russian and Western Perspectives.]. P. 571—575.
  • Историко-литургические аспекты сакраментологии // Православное учение о церковных Таинствах: Материалы V Международной богословской конференции РПЦ (Москва, 13-16 ноября 2007 г.) / Свящ. М. Желтов, ред. М., 2009. — Т. 1. — С. 124—133.
  • Обзор истории чинов благословения брака в православной традиции// Православное учение о церковных таинствах: Материалы V Международной богословской конференции РПЦ (Москва, 13-16 ноября 2007 г.) / Свящ. М. Желтов, ред. М., 2009. — Т. 3. — С. 109—126.
  • Состав чинов обручения и венчания в древнейших славянских рукописях // Древняя Русь: вопросы медиевистики. М., 2009. — № 37. — С. 41-42.
  • The Sanctus and the First Epiclesis in the Anaphoras of the Egyptian Type // Studia Patristica. Leiden, 2010. Vol. XLV. P. 105—113.
  • A Slavonic Translation of the Eucharistic Diataxis of Philotheos Kokkinos from a Lost Manuscript (Athos Agiou Pavlou 149) // TOXOTHC: Studi per Stefano Parenti / D. Galadza, N. Glibetić, G. Radle, eds. Grottaferrata, 2010. (Analekta Kryptoferres; 9). — P. 345—359.
  • Святитель Николай Мирликийский в византийской гимнографии// Добрый кормчий. Почитание святителя Николая в христианском мире/ А. В. Бугаевский, сост. и общ. ред. М., 2010. — С. 208—221.
  • Чины обручения и венчания в древнейших славянских рукописях // Palaeobulgarica. София, 2010. — № 1. — С. 25-43.
  • The Moment of Eucharistic Consecration in Byzantine Thought // Issues in Eucharistic Praying / Maxwell E. Johnson, ed. Collegeville (MN), 2010. — P. 263—306.
  • Последование заупокойной панихиды в древнерусских Служебниках XIV в.// Смъртта и погребението в юдео-християнската литература. София, 2011. (= Studia mediaevalia Slavica et Byzantina. Т. 1). — С. 220—231.
  • The Rite of the Eucharistic Liturgy in the Oldest Russian Leitourgika (13-14 cc.) // Journal of Eastern Christian Studies. Leuven, 2012. — Vol. 12. — P. 293—309.
  • Чины вечерни и утрени в древнерусских Служебниках студийской эпохи // Богословские труды. М., 2012. — Вып. 43-44. — С. 443—470.
  • Предисловие // Борнер Р. Византийские толкования VII—XV веков на Божественную литургию / Пер. А. Гояль под ред. свящ. М. Желтова. М., 2013.
  • Греческие рукописи Божественной Литургии апостола Марка // Сретенский сборник. Научные труды преподавателей СДС. — М., 2013. — Вып. 4. — С. 123—150.
  • The Byzantine Manuscripts of the Liturgy of Mark in the Sinai New Finds // ΣΥΝΑΞΙΣ ΚΑΘΟΛΙΚΗ: Beiträge… für Heinzgerd Brakmann zum 70. Geburtstag. Wien, 2014. — S. 801—808.
  • Литургическая традиция запада Византии в древнейших русских Служебниках // Кирилометодиевската традиција и македонско-руските духовни и културни врски»: Зборник на трудови од Меѓународниот научен собир / И. Велев и др., ред. Скопье, 2014. — С. 249—254.
  • Сирийский (или палестинский?) чин Крещения в греческой рукописи Sinait. NE МГ 93 // Вестник церковной истории. М., 2014. — Вып. 1-2 (33-34). — С. 116—126.
  • «Завещание» митрополита Константина I Киевского и канон «на исход души» // Словҍне — Slověne: International Journal of Slavic Studies. М., 2014. — № 3:1. — С. 43-71. (в соавторстве с А. Ю. Виноградовым)
  • Неизданные каноны праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, I: канон авторства гимнографа Германа // Сретенский сборник. М., 2014. Вып. 5. — С. 3-41.
  • Каноны Благовещения Пресвятой Богородицы, часть I: неизданный канон авторства гимнографа Германа // Сретенский сборник. Научные труды преподавателей СДС. 2014. — № 5. — С. 101—139.
  • Чин архиерейской литургии в Русской Церкви в середине XVI века: свидетельство великих миней-четьих свт. Макария, митрополита Московского // Сретенский сборник. Научные труды преподавателей СДС. 2015. — № 6. — С. 141—178.
  • «Апокрифическая» надпись с Мангупа и обряды «изобличения вора»: магия и право между Античностью и Средневековьем // Slověne. 2015. Т. 4. — № 1. — С. 52-93. (в соавторстве с А. Ю. Виноградовым)
  • Православное богослужение великого четверга: происхождение и особенности // Церковь и время. 2021. — № 3 (76). — С. 169—192.
  • Каноны Благовещения Пресвятой Богородицы, часть II: неизданный канон из рукописи paris, gr. 341 // Сретенский сборник. Научные труды преподавателей СДС. 2021. — № 7-8. — С. 315—328.
  • Конфликт аскетических практик на Руси в середине XII в // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2021. — № 3 (69). — С. 26-27. (в соавторе с А. Ю. Виноградовым)
  • Историко-канонические основания единства Русской Церкви // Церковь и время. 2021. — № 3 (84). — С. 29-95.
  • «Откровение святого Григория Богослова о литургии»: исследования, текст и его славянские переводы // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 3: Филология. 2021. — № 54. — С. 9-26.
  • Стихиры воскресного октоиха в древнем Тропологии // Христианское чтение. 2021. — № 3. — С. 94-111. (в соавторстве с Булаев Д. В.)
  • Малоизвестный византийский комментарий XI (?) в. на Божественную литургию // Византийский временник. 2021. — № 102. — С. 352—360.
  • «Первая ересь на Руси»: русские споры 1160-х годов об отмене поста в праздничные дни // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2018. — № 3 (73). — С. 118—139. (в соавторе с А. Ю. Виноградовым)
  • Церковная политика Константинопольской патриархии при Мануиле I Комнине и кризис русской митрополии в 1156—1169 гг // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2021. — № 9 (83). (в соавторе с А. Ю. Виноградовым)
  • Жизнь и смерть Феодорца Владимирского: право или расправа? // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2021. Т. 10. — № 10 (84). (в соавторе с А. Ю. Виноградовым)

Статьи в «Православной энциклопедии»

  • Богослужение Русской Церкви X—XX вв.;
  • Аароново благословение;
  • Агапа;
  • Агиасма;
  • Агнец, в православном богослужении;
  • Адам;
  • Аквилейский обряд;
  • Акила и Прискилла;
  • Аксиос;
  • Accessus ad altare;
  • Алавастр;
  • Александрийское богослужение;
  • Аллилуиарий; Аллилуия;
  • Алмазов А. И.;
  • Алфавитные стихиры;
  • Альба;
  • Альфа и Омега;
  • Амвон;
  • Амикт;
  • Аминь;
  • Анамнесис;
  • Анафора;
  • Анна, дочь Фануила;
  • Антиминс;
  • Антиохийское богослужение;
  • Антифон;
  • Апостол (книга);
  • Апостолы;
  • «Апостольские постановления»;
  • Армянский обряд;
  • Артос;
  • Архидиакон;
  • Архиерейское богослужение;
  • Архимандрит;
  • Афон;
  • Балдахин;
  • Барберини Евхологий;
  • Барселонский папирус;
  • Белого монастыря Евхологий;
  • Библейские песни;
  • Благовещение Пресвятой Богородицы;
  • Благодарственные молитвы после Причащения;
  • Брак;
  • Варлаама Хутынского Служебник;
  • Velatio;
  • Великая пятница;
  • Великая суббота;
  • Великие понедельник, вторник, среда;
  • Великий пост;
  • Великий четверг;
  • Великое славословие;
  • Венчание брака;
  • Вечерня;
  • Вечеря;
  • Вима;
  • Водоосвящение;
  • Воздвижение Креста Господня;
  • Воздýх;
  • Воскомастих;
  • Воскресенье;
  • Вседневные антифоны;
  • Всенощное бдение;
  • Встреча архиерея;
  • Второбрачие;
  • Вход;
  • Вход Господень в Иерусалим;
  • Входные молитвы;
  • Входный стих;
  • Георгия Мтацминдели Типикон;
  • Гимнография;
  • Главопреклонная молитва;
  • Григорий, еп. Акрагантийский;
  • Григорий Двоеслов;
  • Григорий Богослов;
  • Григорий Декаполит: Гимнография;
  • Григорий Палама;
  • прп. Григорий Синаит;
  • «Да исполнятся уста наша»;
  • Дейр-Балайзы папирус;
  • Диакон;
  • Диаконикон;
  • Диаконисса;
  • Диалоги литургические;
  • Дикирий; Догматик;
  • Духов день;
  • Евергетидский Типикон;
  • Евхаристия;
  • Евхологий;
  • Ектения;
  • Епископ;
  • Жертва;
  • Залог;
  • Иеромнимон;
  • Интронизация;
  • Institutio;
  • Канон;
  • Карабинов И. А.;
  • Катавасия;
  • Кирилл Иерусалимский.

Статьи в Большой Российской энциклопедии

  • Агиасма;
  • Агнец;
  • Акафист;
  • Аллилуиарий;
  • Аллилуия;
  • Богослужение;
  • Великий пост;
  • Вечерня;
  • Воздвижение Креста Господня;
  • Вознесение Господне;
  • Всенощное бдение;
  • Вход;
  • Евхаристия;
  • Ектения;
  • Пасха.

Статьи в интернет-изданиях

  • Праздник Положения Пояса Пресвятой Богородицы // Патриархия.ru, 12.09.2005.
  • Неделя первая Великого поста, Торжества Православия: История праздника // Патриархия.ru, 11.03.2006.
  • Устав соединения служб Благовещения Пресвятой Богородицы и Великой субботы: Историческая справка // Патриархия.ru, 06.04.2007.
  • Чин интронизации Патриарха Московского и всея Руси: история и современность. Часть 1. Интронизация епископов и Патриархов в древней Церкви и в Византии // Богослов.ru, 25.01.2009.
  • Чин интронизации Патриарха Московского и всея Руси: история и современность. Часть 2. Интронизация митрополитов и Патриархов всея Руси // Богослов.ru, 29.01.2009.
  • Общая композиция служб Страстной седмицы // Богослов.ru, 15.04.2009.
  • Божественная литургия Великого четвертка и особые чинопоследования этого дня: освящение мира, омовение св. престола, общее маслоосвящение, умовение ног // Богослов.ru, 15.04.2009.
  • Состав службы 12 Евангелий (утрени Великой пятницы) // Богослов.ru, 16.04.2009.
  • Каноны Великой субботы // Богослов.ru, 17.04.2009.
  • Пасхальное бдение: Содержание чинов вечерни и литургии Великой субботы и Светлой заутрени // Богослов.ru, 23.04.2009.
  • Пятидесятница — ключевое событие в истории человечества // Татьянин день, 22.05.2010.
  • Обзор истории православной литургической науки до конца XX века // Богослов.ru, 17.08.2011.
  • Греческие песнопения праздника Рождества Христова // Богослов.ru, 07.01.2012.
  • Происхождение Последования ко Святому Причащению // Православие.ru, 15.09.2013.
  • Происхождение и содержание чина великого освящения воды на праздник Богоявления // Православие.ru, 18.01.2015.
  • О празднике Обновления храма // Православие.ru, 25 сентября 2020

Рецензии

  • Виноградов А. Ю., Желтов М. С.
    Рецензия на книгу:
    Roca-Puig R.
    Anаfora de Barcelona i altres pregаries: Missa del segle IV. Barcelona, 1994 // Христианский Восток. — СПб., 2002 [М., 2006]. — Т. 4. — С. 565—586.
  • Желтов М. С. Рецензия на книгу: Taft R. F. (A History of the Liturgy of St. John Chrysostom. Vol. 5:) The Precommunion Rites. R., 2000. (серия Orientalia Christiana Analecta; 261) // Византийский временник. М., 2002. С. 218—223.
  • Желтов Михаил, диак. Рецензия на книгу: Дмитриевский А. А. Исправление книг при патриархе Никоне и последующих патриархах/ подг. текста и публ. А. Г. Кравецкого. М., 2004 // Вест. ПСТГУ I: Богословие и философия [Тр. каф. литургич. богословия]. М., 2005. Вып. 14. С. 191—195.
  • Желтов Михаил, диак. Рецензия на книгу: Daley B. E. Gregory of Nazianzus. L.; N. Y.: Routledge, 2006. (The EarlyChurch Fathers; s. n.) // Вестник ПСТГУ I: Богословие и философия [Труды кафедры Литургического богословия]. М., 2007. Вып. 18. С. 162—165.

Сочинения

Статьи в научных журналах и сборниках

  • Чин освящения храма и положения святых мощей в византийских Евхологиях XI века // Реликвии в искусстве и культуре восточнохристианского мира. М., 2000. С. 111–126.
  • У истоков Иерусалимского устава. Часть 1: Завещание прп. Саввы // Богословский сборник. М., 2001.№7. С. 184–192.
  • Богослужение египетского монашества // История египетских монахов. М., 2001. С. 107–116.
  • Греческая литургия IV века в папирусе Barcelon. Papyr. 154b–157b // Богословский сборник. М., 2002.№ 9. С. 240–256.
  • Архиерейский чин Божественной литургии: история, особенности, соотношение с ординарным («иерейским») чином // Богословский сборник. М., 2003.№ 11. С. 207–240.
  • Древние александрийские анафоры // Богословские труды. М., 2003. Сб. 38. С. 269–320.
  • Литургические данные, содержащиеся в «Деянии о подати» (Praxis de tributo) святителя Николая Чудотворца (к вопросу о возможной датировке) // «Правило веры и образ кротости…»: Образ свт. Николая, архиепископа Мирликийского, в византийской и славянской агиографии, гимнографии и иконографии. М., 2004. С. 111–124.
  • Виноградов А. Ю., Гайдуков Н. Е., Желтов М. С. Пещерные храмы Таврики: К проблеме типологии и хронологии // Российская Археология. М., 2005.№ 1. С. 72–80.
  • Малоазийское богослужение начала VII в. по данным Жития прп. Феодора Сикеота // Житие преподобного Отца нашего Феодора, архимандрита Сикеонского, написанное Георгием, учеником его и игуменом той же обители / Перевод с греч., предисл. и комм. Д. Е. Афиногенова. М., 2005. С. 173–183.
  • Две византийские молитвы на перенесение св. мощей // Богословские труды. М., 2005. Сб. 40. С. 122–127.
  • Бернацкий М. М., Желтов Михаил, диак. Вопросоответы митрополита Илии Критского: Свидетельство об особенностях совершения Божественной литургии в нач. XII в. // Вестник ПСТГУ I: Богословие и философия [Труды кафедры Литургического богословия]. М., 2005. Вып. 14. C. 23–53.
  • Чины рукоположений по древнейшему славянскому списку: Рукопись РНБ. Соф. 1056, XIV в. // Вестник ПСТГУ I: Богословие и философия [Труды кафедры Литургического богословия]. М., 2005. Вып. 14. С. 147–157.
  • Анафора ап. Фомы из Евхология Белого монастыря // ΚΑΝΙΣΚΙΟΝ: Юбилейный сборник в честь 60-летия проф. И. С. Чичурова. М., 2006. С. 304–317.
  • Новый источник по истории русского богослужения: Кавычный экземпляр «Чиновника архиерейского служения» 1677 г. // Вестник церковной истории. М., 2006.№ 2. С. 235–239.
  • Гайдуков Н. Е., Желтов Михаил, диак. Престолы пещерных храмов Юго-Западного Крыма // Причерноморье, Крым, Русь в истории и культуре: Материалы III Судакской международной научной конференции. Киев; Судак, 2006. Т. 2. С. 76–85.
  • Реликвии в византийских чинопоследованиях // Реликвии в Византии и Древней Руси: Письменные источники / Ред.-сост. А. М. Лидов. М., 2006. С. 67–108.
  • Флоря Б. Н., Желтов Михаил, диак. Донесение юрьевского воеводы князя И. А. Хилкова об устройстве православного собора в честь Покрова Пресвятой Богородицы в Юрьеве (Дерпте) // Вестник церковной истории. М., 2007.№ 1 (5). С. 249–255.
  • Чин Божественной литургии в древнейших (XI–XIV вв.) славянских Служебниках // Богословские труды. М., 2007. Сб. 41. С. 272–359.
  • The Anaphora and Thanksgiving Prayer from the Barcelona Papyrus: An Underestimated Testimony to the History of the Anaphora in the Fourth Century // Vigiliae Christianae. Leiden, 2008. Vol. 62. P. 467–504.
  • Молитвы во время причащения священнослужителей в древнерусских Служебниках XIII–XIV в. // Древняя Русь: вопросы медиевистики. М., 2009. № 35. P. 75–92.
  • Unity of Nature of Mankind: Theological Aspects and Scientific Insights // Faith and Philosophy. Charlottesville [VA], 2009. Vol. 26: 5 [= Science and Human Nature — Russian and Western Perspectives.]. P. 571–575.
  • The Sanctus and the First Epiclesis in the Anaphoras of the Egyptian Type // Studia Patristica. Leiden, 2010. Vol. XLV. P. 105–113.
  • A Slavonic Translation of the Eucharistic Diataxis of Philotheos Kokkinos from a Lost Manuscript (Athos Agiou Pavlou 149) // TOXOTHC: Studi per Stefano Parenti / D. Galadza, N. Glibetić, G. Radle, eds. Grottaferrata, 2010. (Analekta Kryptoferres; 9). P. 345–359.
  • Святитель Николай Мирликийский в византийской гимнографии // Добрый кормчий. Почитание святителя Николая в христианском мире / А. В. Бугаевский, сост. и общ. ред. М., 2010. С. 208–221.
  • Чины обручения и венчания в древнейших славянских рукописях // Palaeobulgarica. София, 2010. № 1. С. 25–43.
  • The Moment of Eucharistic Consecration in Byzantine Thought // Issues in Eucharistic Praying / Maxwell E. Johnson, ed. Collegeville (MN), 2010. P. 263–306.
  • Последование заупокойной панихиды в древнерусских Служебниках XIV в. // Смъртта и погребението в юдео-християнската литература. София, 2011. (= Studia mediaevalia Slavica et Byzantina. Т. 1). С. 220–231.
  • The Rite of the Eucharistic Liturgy in the Oldest Russian Leitourgika (13–14 cc.) // Journal of Eastern Christian Studies. Leuven, 2012. Vol. 12. P. 293–309.
  • Чины вечерни и утрени в древнерусских Служебниках студийской эпохи // Богословские труды. М., 2012. Вып. 43–44. С. 443–470.
  • Греческие рукописи Божественной Литургии апостола Марка // Сретенский сборник. М., 2013. Вып. 4. С. 123–150.
  • The Byzantine Manuscripts of the Liturgy of Mark in the Sinai New Finds // ΣΥΝΑΞΙΣ ΚΑΘΟΛΙΚΗ: Beiträge… für Heinzgerd Brakmann zum 70. Geburtstag. Wien, 2014. S. 801–808.
  • Литургическая традиция запада Византии в древнейших русских Служебниках // Кирилометодиевската традициjа и македонско-руските духовни и културни врски»: Зборник на трудови од Меѓународниот научен собир / И. Велев и др., ред. Скопье, 2014. С. 249–254.
  • Сирийский (или палестинский?) чин Крещения в греческой рукописи Sinait. NE МГ 93 // Вестник церковной истории. М., 2014. Вып. 33–34. С. 116–126.
  • Виноградов А. Ю., Желтов М. С. «Завещание» митрополита Константина I Киевского и канон «на исход души» // Словҍне — Slověne: International Journal of Slavic Studies. М., 2014. No 3:1. 43–71.
  • Неизданные каноны праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, I: канон авторства гимнографа Германа // Сретенский сборник. М., 2014. Вып. 5. С. 3–41.

Публикации в сборниках материалов научных конференций

  • Паремии Рождества Христова // Ежегодная Богословская конференция ПСТБИ: Материалы 1999 г. М., 1999. С. 71–92.
  • Рукописи РНБ. Соф. 1056 и 526 как источники по истории формирования русского Чиновника архиерейского священнослужения // История Церкви в научных традициях XX века: Материалы научно-церковной конференции, посвященной 100-летию со дня кончины В. В. Болотова. СПб., 2000. С. 70–71.
  • Особенности анафор египетских литургий // Древний Египет и Христианство: Материалы научной конференции. М., 2000. С. 46.
  • Русский архиерейский формуляр литургии и его соотношение с иерейским // Ежегодная Богословская конференция ПСТБИ: Материалы 2000 г. М., 2001. С. 117–122.
  • Православное чинопоследование освящения храма в истории // Ежегодная Богословская конференция ПСТБИ: Материалы 2001 г. М., 2001. С. 88–97.
  • Древние анафоры Александрийской Церкви // Культурное наследие Египта и христианский Восток: Материалы международных научных конференций. М., 2002. С. 123–128.
  • Римский папа — автор византийской литургии? К вопросу об авторстве литургии Преждеосвященных Даров // Византия и Запад (950-летие схизмы христианской Церкви, 800-летие захвата Константинополя крестоносцами): Тезисы докладов XVII Всероссийской научной сессии византинистов. М., 2004. С. 61–63.
  • Чин венчания и таинство Евхаристии — взаимоотношение последований // Ежегодная Богословская конференция ПСТБИ: Материалы 2004 г. М., 2005. С. 156–165.
  • Чин Тайной вечери в представлениях современных литургистов // Ежегодная Богословская конференция ПСТГУ: Материалы 2005 г. М., 2006. Т. 1. С. 66–74.
  • Взгляды на образ преложения Святых Даров в творениях русских богословов XX века: Доклад на XVI Ежегодной Богословской конференции ПСТГУ «Евхаристия Востока и Запада» (Москва, 9–11 октября 2005 г.).
  • Byzantine Ecclesiastical Marriage: A history of the rite // Proceedings of the 21st International Congress of Byzantine Studies / Ed. by F. K. Haarer and E. Jeffreys. Aldershot, 2006. Vol. 3: Abstracts of communications. P. 238–240.
  • Описания Небесной литургии в евхаристических молитвах древней Церкви // Эсхатологическое учение Церкви: Материалы. М., 2007. С. 388–403
  • Вступление в брак: библейское осмысление и церковное чинопоследование // Таинства Церкви: Материалы подготовительных семинаров Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Православное учение о церковных Таинствах». М., 2007. С. 198–206.
  • Историко-литургические аспекты сакраментологии // Православное учение о церковных таинствах: Материалы V Международной богословской конференции РПЦ (Москва, 13–16 ноября 2007 г.) / Свящ. М. Желтов, ред. М., 2009. Т. 1. С. 124–133.
  • Обзор истории чинов благословения брака в православной традиции // Православное учение о церковных таинствах: Материалы V Международной богословской конференции РПЦ (Москва, 13–16 ноября 2007 г.) / Свящ. М. Желтов, ред. М., 2009. Т. 3. С. 109–126.
  • Состав чинов обручения и венчания в древнейших славянских рукописях // Древняя Русь: вопросы медиевистики. М., 2009. N 37. С. 41–42.

Рецензии

  • Рецензия на книгу: Roca-Puig R. Anаfora de Barcelona i altres pregаries: Missa del segle IV. Barcelona, 1994 // Христианский Восток. СПб., 2002 [М., 2006]. Т. 4. С. 565–586 (совместно с А. Ю. Виноградовым).
  • Рецензия на книгу: Taft R. F. The Precommunion Rites. [A History of the Liturgy of St. John Chrysostom. Vol. 5]. Roma, 2000. (серия Orientalia Christiana Analecta; 261) // Византийский Временник. Т. 62. М., 2002. С. 218–223.
  • Рецензия на книгу: Дмитриевский А. А. Исправление книг при патриархе Никоне и последующих патриархах / Подготовка текста и публикация А. Г. Кравецкого. М., 2004 // Вестник ПСТГУ I: Богословие и философия [Труды кафедры Литургического богословия]. М., 2005. Вып. 14. С. 191–195.
  • Рецензия на книгу: Daley B. E. Gregory of Nazianzus. London; New York: Routledge, 2006. (The Early Church Fathers; s. n.) // Вестник ПСТГУ I: Богословие и философия [Труды кафедры Литургического богословия]. М., 2007. Вып. 18. С. 162–165.

Статьи в энциклопедиях(в том числе, в соавторстве)

  • «Большая Российская энциклопедия»:
  • Агиасма
  • Агнец
  • Акафист
  • Аллилуиарий
  • Аллилуия
  • Богослужение
  • Великий пост
  • Вечерня
  • Воздвижение Креста Господня
  • Вознесение Господне
  • Всенощное бдение
  • Вход
  • Евхаристия
  • Ектения
  • Пасха
  • «Православная энциклопедия»:
  • Богослужение Русской Церкви X–XX вв.
  • Аароново благословение
  • Агапа
  • Агиасма
  • Агнец
  • Адам: гимнография
  • Аквилейский обряд
  • Акила и Прискилла: гимнография
  • Аксиос
  • Accessus ad altare
  • Алавастр
  • Александрийское богослужение
  • Аллилуиарий
  • Аллилуия
  • Алмазов А. И.
  • Алфавитные стихиры
  • Альба
  • Альфа и Омега
  • Амвон
  • Амикт
  • Аминь
  • Анамнесис
  • Анафора
  • Анна, дочь Фануила
  • Антиминс
  • Антиохийское богослужение
  • Антифон
  • Апостол (книга)
  • Апостолы: гимнография
  • «Апостольские постановления»
  • Армянский обряд
  • Артос
  • Архидиакон
  • Архиерейское богослужение
  • Архимандрит
  • Афон
  • Балдахин
  • Барберини Евхологий
  • Барселонский папирус
  • Белого монастыря Евхологий
  • Библейские песни
  • Благовещение Пресвятой Богородицы
  • Благодарственные молитвы после Причащения
  • Богослужение
  • Брак
  • Варлаама Хутынского Служебник
  • Velatio
  • Великая пятница
  • Великая суббота
  • Великие понедельник, вторник, среда
  • Великий пост
  • Великий четверг
  • Великое славословие
  • Венчание брака
  • Вечерня
  • Вечеря
  • Вима
  • Водоосвящение
  • Воздвижение Креста Господня
  • Воздýх
  • Воскомастих
  • Воскресенье
  • Вседневные антифоны
  • Всенощное бдение
  • Встреча архиерея
  • Второбрачие
  • Вход
  • Вход Господень в Иерусалим
  • Входные молитвы
  • Входный стих
  • Георгия Мтацминдели Типикон
  • Гимнография
  • Главопреклонная молитва
  • свт. Григорий, еп. Акрагантийский: гимнография
  • свт. Григорий I Великий
  • свт. Григорий Богослов
  • прп. Григорий Декаполит: гимнография
  • свт. Григорий Палама: гимнография
  • прп. Григорий Синаит
  • «Да исполнятся уста наша»
  • Дейр-Балайзы папирус
  • Диакон
  • Диаконикон
  • Диаконисса
  • Диалоги литургические
  • Дикирий
  • Догматик
  • Духов день
  • Евергетидский Типикон
  • Евхаристия
  • Евхологий
  • Ектения
  • Епископ
  • Жертва
  • Залог
  • Иеромнимон
  • Интронизация
  • Institutio
  • Канон
  • Карабинов И. А.
  • Катавасия
  • Кирилл Иерусалимский

Популярные статьи

  • Обзор истории православного чинопоследования освящения храма // Московские епархиальные ведомости. М., 2001.№ 11–12. С. 70–76.
  • Брак и Евхаристия: История православного чина венчания // Журнал Московской Патриархии. М., 2004. Вып. 11. С. 44–53.
  • Церковное благословение повторных браков // Журнал Московской Патриархии. М., 2005. Вып. 8. С. 72–79.
  • Праздник Положения Пояса Пресвятой Богородицы // Патриархия.ru. 12.09.2005. [электронный ресурс].
  • Неделя первая Великого поста, Торжества Православия: История праздника // Патриархия.ru. 11.03.2006. [электронный ресурс].
  • Каноны Божией Матери в ежедневном молитвенном правиле православного христианина // Богородичник: Каноны Божией Матери на каждый день. М., 2006. С. 501–510.
  • Устав соединения служб Благовещения Пресвятой Богородицы и Великой субботы: Историческая справка // Патриархия.ru. 06.04.2007. [электронный ресурс].
  • Общая композиция служб Страстной седмицы // Богослов.ru. 15.04.2009. [электронный ресурс].
  • Божественная литургия Великого четвертка и особые чинопоследования этого дня: освящение мира, омовение св. престола, общее маслоосвящение, умовение ног // Богослов.ru. 15.04.2009. [электронный ресурс].
  • Каноны Великой субботы // Богослов.ru. 17.04.2009. [электронный ресурс].
  • Пасхальное бдение: Содержание чинов вечерни и литургии Великой субботы и Светлой заутрени// Богослов.ru. 23.04.2009. [электронный ресурс].
  • Пятидесятница — ключевое событие в истории человечества// Татьянин день. 22.05.2010. [электронный ресурс].
  • Обзор истории православной литургической науки до конца XX века // Богослов.ru. 17.08.2011. [электронный ресурс].
  • Греческие песнопения праздника Рождества Христова // Богослов.ru. 07.01.2012. [электронный ресурс].
  • Происхождение Последования ко Святому Причащению // Православие.ru. 15.09.2013. [электронный ресурс].
  • Происхождение и содержание чина великого освящения воды на праздник Богоявления // Православие.ru. 18.01.2015. [электронный ресурс].

Предисловия и комментарии

  • Послесловие к книге: Крещальная литургия / Издательство ПСТГУ. М., 2002.
  • Введение к книге: Успенский Н. Д. Труды по литургике. Том 1: Православная вечерня. Чин всенощного бдения. М., 2004. С. XXIII–XLVI.
  • Предисловие к книге: Успенский Н. Д. Труды по литургике. Том 2: Византийская литургия. Анафора. М., 2006. С. V–L.
  • Комментарии к книге: Освящение храма. Сборник / Издательство Московской Патриархии. М., 2006. С. 343–413.
  • Предисловие к книге: Борнер Р. Византийские толкования VII–XV веков на Божественную литургию / Пер. А. Гояль под ред. свящ. М. Желтова. М., 2015.

Редактура

  • Арранц М. Евхаристия Востока и Запада / Издательство ПСТГУ. М., 1999.
  • Арранц М. «Око церковное»: переработка опыта ЛДА 1978 г. «История Типикона» / Издательство ПСТГУ. М., 1999.
  • Православная энциклопедия. Т. 1–19. М., 2000–2009.
  • Материалы кафедры Литургического богословия. (= «Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия I: Богословие». Вып. I: 14. М., 2005).
  • Таинства Церкви: Материалы подготовительных семинаров Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Православное учение о церковных Таинствах». М., 2007.
  • Православное учение о церковных таинствах: Материалы V Международной богословской конференции РПЦ (Москва, 13–16 ноября 2007 г.) / Свящ. М. Желтов, ред. М., 2009. Т. 1–3.
  • Борнер Р. Византийские толкования VII–XV веков на Божественную литургию / Пер. А. Гояль под ред. свящ. М. Желтова. М., 2011.
  • Крещальная литургия / Издательство ПСТГУ. М., 2011.

Примечания[ | ]

  1. Журналы заседания Священного Синода от 20 ноября 2021 года. Журнал № 86 (неопр.)
    .
    Официальный сайт Московского патриархата
    (20.11.2020). Дата обращения: 20 ноября 2021.
  2. Священник Михаил Желтов | Вятская Переправа
  3. «Указ №У-02/29 от 8 марта 2015 года», официальный сайт Московской (городской) епархии, 11 марта 2015
  4. «Указ №У-02/117 от 14 июня 2021 года» // официальный сайт Московской (городской) епархии, 14 июня 2018

биография

1 января 1993 года принял крещение в храме Митрофана Воронежского в Москве.

С 1993 года нес послушания звонаря, певчего, уставщика при храмах Митрофана Воронежского и Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке, а также при других храмах Москвы.

В 1993 году поступил на Физический факультет МГУ.

В 1994 году поступил на Богословско-пастырский факультет Православного Свято-Тихоновского Богословского института. В 1995-1996 годах прослушал курс лекций, прочитанных Мигелем Арранцем в Москве.

С 1996 году и до рукоположения в диаконы — нес послушание алтарника в московском храме великомученика Георгия Победоносца в Старых Лучниках.

С 1997 года — ассистент на кафедре литургики ПСТБИ.

С 1998 года — преподаватель на кафедре литургики ПСТБИ.

В 1999 году — закончил оба ВУЗа (Физфак МГУ — по Кафедре компьютерных методов физики; Богословский факультет ПСТБИ — по Кафедре литургики).

С 1998 года — старший преподаватель кафедры литургики ПСТБИ.

С 2000 года — заместитель заведующего кафедрой литургики ПСТБИ.

С 2000 года — заведующий редакцией Богослужения и Литургики Церковно-Научный в должности ведущего редактора.

В 2002–2003 годах — читал курс литургики студентам Философско-Богословского факультета Российского православного университета святого апостола Иоанна Богослова.

С 2004 года — заведующий кафедрой литургического богословия ПСТГУ.

В 2004–2005 годах — читал спецкурс «Византийская литургия и искусство» студентам Исторического факультета Московского государственного университета.

18 февраля 2005 года — рукоположен во диаконы. По окончании богослужебной практики указом патриарха назначен сверхштатным диаконом храма великомученика Георгия Победоносца в Старых Лучниках.

В 2006 году — читал курс литургики студентам 2 курса Московской духовной академии. Неоднократно принимал участие в научных конференциях как российских и украинских, так и западноевропейских, а также участвовал в организации нескольких конференций.

В 2006–2007 годах — по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II и по поручению митрополита Минского и Слуцкого Филарета включен в оргкомитет V Международной богословской конференции «Православное учение о церковных таинствах».

В 2006 года — получил степень кандидата богословия.

В 2006 года — после присвоения степени кандидата богословия удостоен звания доцента.

С 2007 года — доцент кафедры церковно-практических дисциплин Московской духовной академии. Преподает литургику, литургическое предание Ветхозаветного Израиля (спецкурс), гимнографическое наследие отцов Церкви (спецкурс).

14 октября 2008 года — рукоположен в иерея, после чего служил в храме великомученика Георгия Победоносца в Старых Лучниках.

С 2009 года — заведующий кафедрой Церковно-практических наук Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени свв. равноапостольных Кирилла и Мефодия.

В 2009 году — включен в состав Синодальной библейско-богословской комиссии и Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.

В 2014 году включен в состав Синодальной богослужебной комиссии Русской Православной Церкви.

8 марта 2015 года — переведен в штат храма Владимирской иконы Божией Матери в Куркине города Москвы.

Автор научных публикаций, кандидат богословия. За 2000–2007 годы как самостоятельно, так и в соавторстве, опубликовал около 120 научных и богословских статей в «Большой Российской энциклопедии», в «Православной энциклопедии», в «Богословских трудах», «Журнале Московской Патриархии», других церковных и светских академических изданиях.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]