Легенда
Церковь Ризоположения (Московский Кремль) была освящена по указу первого митрополита русской православной церкви Ионы в 1451 году в память о произошедшем чуде. В этот год татарские орды Мазовши стояли под Москвой, предместья уже уничтожались огнем, а стены Кремля осаждали войска неприятеля. Жители заняли оборону, бились в рукопашном бою, падая под стрелами неприятеля. Пока шла битва, митрополит Иона совершал крестный ход вокруг стен города, истово молясь о спасении Москвы от захватчиков.
По преданию, во время молитвы Иона встретил подвижника Чудова монастыря Антония и просил его молиться о граде и жителях, на что старец ответил, что чудом спасется Москва и будет в этой битве только один убитый – сам Антоний. Сказав это, старец тут же пал пронзенный стрелой. К вечеру захватчики отступили от стен, а жители и митрополит молились всю ночь, готовясь к решающему сражению. Когда рассвело, оказалось, что татарские полчища в спешке покинули поле битвы, бросив при этом все награбленное.
Что послужило причиной бегства – неизвестно, ученые считают, что Мазовша получил какие-то сведения, по которым он решил, что сражаться бесполезно, а может, обуял безотчетный страх все войско, и, побросав добычу, они снялись с места боев. Такой факт уже случался под стенами Кремля с войском хана Батыя. Митрополит Иона посчитал, что чудо Божье спасло город и страну от разорения и убийств.
Мечта о каменном храме
Согласно некоторым документам, митрополичий двор на Соборной площади Кремля строился долго. В год нашествия Мазовши церковь уже была построена, но не освящена. После чудесного спасения Иона принял решение освятить храм в честь того праздника, в который произошло спасение. Так появилась церковь Ризоположения (Московский Кремль). Первая постройка была деревянной и стояла на высоком подклете, где, по старинным обычаям, хранилась казна митрополита и другие ценности.
Храм простоял до 1479 года и погиб в большом пожаре. Возрождать святыню решили уже в каменном воплощении, для чего пригласили мастеров из Пскова, где сохранились и процветали традиции каменного строительства. Артель возглавляли Иван Кривцов и Мышкин. Традиции строительства каменных домов на тот момент на Руси пришли в упадок после столетий засилья татаро-монголов — только в Пскове нашлись мастера.
Им было поручено возвести не только храм Ризоположения на Соборной площади Московского Кремля, но и построить несколько соборов гораздо большего масштаба. Один из них, Успенский, они поставили, но у него обрушилась кровля. В летописях рассказывается, что «трус был великий», что привело к разрушению, сегодня не ясно. Вызванные эксперты сообщили, что виной тому был некачественный раствор, примененный для строительства, насколько оценка была верной, история умалчивает.
История[править]
Деревянный храм сооружен в 1690 г. на месте торжественной встречи московским духовенством в 1625 г. посольства персидского шаха Аббаса, передавшего в дар царю Михаилу Федоровичу и Патриарху Филарету одну из наиболее почитаемых святынь христианского мира — Ризу Господню, частицу одежды, в которой Христа вели на Голгофу.
Риза была возложена на особый престол под сенью в Успенском соборе Кремля, на месте встречи сооружен деревянный храм, позже — обелиск, сохранившийся поныне. С тех пор в российском церковном календаре появилась новая запись: «Положение честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве (1625)». Праздник этот отмечается лишь одной православной церковью — Русской.
Каменная церковь построена на месте деревянной в 1701-16 гг. в стиле московского барокко. Среди московских храмов XVII—XVIII вв. она выделяется стройными пропорциями четверика. завершенного аттиком и выразительным пятиглавием. В 1886-89 гг. был сооружен придел ап. Иакова Алфеева, а около 1894 г. перестроен верх колокольни. Интерьер церкви сохранил барочное лепное убранство сер. XVIII в., к этому же времени относится замечательный барочный иконостас.
В XX веке храм не закрывался. В 1930-х годах его настоятелем был священномученик Александр Хотовицкий. В 1944—1960 годах в храме находилась кафедра архиепископа Можайского Макария (Даева); в 1949—1963 годах в клире храма состоял протоиерей Николай Голубцов. С 2011 года почётный настоятель храма — митрополит Иов (Тывонюк).
Псковский след
Так и сложилось, что Успенский собор построил вызванный царем Иваном III итальянский архитектор Аристотель Фиораванти, а дальнейшее обустройство архитектурного ансамбля все же рискнули поручить Мышкину и Кривцову.
Их трудами выросли Благовещенский собор и церковь Ризоположения (Московский Кремль), ставшая домовым храмом русских патриархов. Считается, что псковские мастера, по закону своего времени, стали учениками итальянского архитектора и переняли у того все знания, дополнив ими собственный багаж. Как происходило на самом деле — неизвестно, есть только предположения, почему мастеровых оставили без наказания и доверили дальнейшее строительство, но так сложилась история.
Храм Ризположения в Московском Кремле освятили в августе 1486 года. Церковь была домовым местом молитв патриархов вплоть до занятия церковного престола патриархом Никоном. В те времена ее называли «домовой Владычной», внутренними переходами ее соединили с патриаршим двором, получив «поставление», владыки церкви выходили к народу через сени кремлевской Ризоположенской церкви.
Храм-музей сегодня хранит бесценную коллекцию резных икон
В 1990 году Ризоположенская церковь как часть архитектурного ансамбля Кремля включена ЮНЕСКО в списки Всемирного культурного наследия. Здание церкви, которое выполнено в изысканных пропорциях, а так же его внутренние каменные украшения представляют собой настоящую музейную ценность.
Кроме иконостаса в четыре яруса, в XVII веке известный мастер Д. Сверчков изготовил паникадило. А немного позднее были сделаны 4 деревянных подсвечника. Они расписаны красками и покрыты воском.
Над уступами лестницы храма сегодня можно видеть отреставрированные росписи XIX века.
Кроме этого, в северной части церкви находятся экспозиция резной скульптуры из дерева. Это работы московских, псковских, ростовских и новгородских мастеров XV-XIX вв. Коллекция музея насчитывает более 80 редчайших экспонатов. Она дает возможность проследить за развитием данного вида церковного искусства.
Резная деревянная икона «Голгофа» работы мастеров Оружейной палаты конца XVII века находится в постоянно действующей экспозиции Ртзоположенской церкви
Церковь Ризоположения Московского Кремля является памятником архитектуры второй половины XV века и охраняется государством. Посетить его можно ежедневно, кроме четверга, с 10.00 до 17.00.
Храмов в память Ризоположения построено в России достаточно много, но церковь в Московском Кремле самая известная из них. Она продолжает быть образцом изящного решения древних зодчих при постройке зданий православных церквей.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение
Роспись храма
На фоне остальных сооружений Соборной площади Кремля сегодня храм выглядит миниатюрным и легким, но в начале православия на Руси он был едва ли не главной церковью всей страны. Внутреннее оформление посвящено торжеству и прославлению Божией Матери.
На фресках верхнего уровня изображена жизнь Богородицы, два нижних яруса посвящены акафисту Богородицы. Роспись выполняли царские изографы – Осипов и Борисов, а главный храмовый образ «Положение ризы Божией Матери» принадлежит кисти известного иконописца Назария Истомина (XVII век).
К церкви Ризоположения (Московский Кремль) в XVII веке с южной стороны примыкала часовня, посвященная Печерской иконе Божией Матери, где хранился список чудотворной иконы, сделанный в Киево-Печерской Лавре. Икона считалась защитницей русской митрополии и сопровождала патриархов церкви из Киева, сначала во Владимир, а позднее в Москву.
Царская домовая церковь
В смутное время патриарший двор сгорел, как и многое во время пожара. Пришедший Никон развернул масштабное строительство на дворе Бориса Годунова, подаренного ему царем Алексеем Михайловичем, где обустроил новый домовой храм. Так церковь Ризоположения в Кремле перешла к царской семье. С палатами государя ее соединяла галерея, а список Печерской иконы Божией Матери после строительства Теремного дворца оказался напротив окон палат царицы. Список был утерян после революции вместе с часовней, когда проводились масштабные реставрационные работы.
История церкви Ризоположения в Московском Кремле наполнена многими событиями, она пережила не один пожар, самый страшный из них случился в 1737 году, когда повредился даже Царь-колокол. В 1917 году Кремль был обстрелян из артиллерии, и церковь сильно пострадала. Реставрировали и восстанавливали ее столько же раз, сколько и разрушали, но больше акцентировалось внимание на внешнем облике, внутренние росписи неоднократно закрашивались и наносились новые.
Храм Ризоположения — память о заступничестве Божией Матери
В воспоминание об этом чудесном событии — заступничестве и покровительстве Божией Матери против нашествия татарского войска, в Кремле при поддержке митрополита Ионы и был возведен храм Ризоположения. Сначала построили деревянную церковь. Она сгорела во время большого пожара в Москве в 1473 году. Впоследствии, когда на московской кафедре был митрополит Геронтий, началось грандиозное переустройство Московского кремля. Для этого были наняты мастера из Пскова. За два года они построили каменную церковь, завершив работы к 1486 году.
Длительное время храм Ризоположения служил домовой церковью для московских митрополитов, а впоследствии и для московских патриархов. В середине XVII в., во времена патриаршества Никона, была построена другая домовая церковь в память Двенадцати Апостолов, а храм Ризоположения стала использовать царская семья для приватной домашней молитвы.
В это же время церковь перестроили, покрыли четырехскатной кровлей, а над папертями возвели своды. По этой галерее царская семья могла переходить из Теремного Дворца к Успенскому собору.
В дальнейшем храм еще дважды подвергался сильному разрушению. Во время пожара в 1737 году и после артиллерийских обстрелов кремлевских построек в 1918 году. И в одном и другом случае церковь была восстановлена. Но в советское время храм хоть и отреставрировали, но службы в нем проводить запретили. В 1965 году в помещении церкви открывают музей.
Архитектура
Сегодня храм Ризоположения расположен на Соборной площади Московского Кремля в не очень выгодном для него месте, соседствуя с Грановитой палатой, Теремным дворцом и Успенским собором. На фоне этих сооружений церковь почти незаметна, а между тем ее возраст гораздо больше, чем у остальных грандиозных построек.
Церковь относится к традиционным крестовокупольным строениям. Она сложена из кирпича, которым в XV веке стали заменять бывший в большом ходу белый камень. Все четыре стороны храма имеют деление на три части, раньше такое деление называлось прясло. Особенностью является, то, что центральное прясло церкви гораздо больше двух боковых. Над каждым пряслом стены в качестве завершения высится традиционная для русской архитектуры килевидная закомара (свод). Алтарные выступы на внешней стороне также разделены на три полукруглых части.
Церковь Ризоположения в Московском Кремле – это одноглавый храм с шлемовидным куполом, над которым возвышается световой барабан главки. Подкупольная часть барабана украшена особым авторским орнаментом фриза, отсылающим к псковской северной школе русского зодчества. Из кирпичиков выложены украшения — поребрик, бегунец.
Украшения и детали
Восточная часть храма доступна к осмотру с Соборной площади. Центральная апсида алтарной стены более заметна, чем две боковые, более узкие, что обусловлено архитектурным строением крестовокупольных храмов. По всему периметру храма в верхней части расположен декоративный фриз, что служит приметой русского церковного зодчества раннего периода.
Фасады в нижней части украшены полуколоннами, которые, соединяясь по верхнему уровню, повторяют рисунок килевидных закомар. На трех стенах церкви заметны неглубокие ниши, в которых ранее были выставлены иконы. Сейчас сохранилась только одна фреска XVII века на северном фасаде, ее открыли при реставрационных работах в 1996 году, она изображает престольный праздник храма – Положение ризы Пресвятой Богородицы.
Входы в церковь Ризоположения (Московский Кремль) расположены со всех сторон. С восточной и южной можно попасть сразу во внутреннее помещение. Южный вход украшен килевидным порталом и высокой лестницей, а восточный — ведет в галереи теремного дворца. Входы, расположенные на западной и северной сторонах храма, выводят посетителя в крытые галереи.
Вокруг церкви Ризоположения
Церковь Ризоположения. После того, как мы внимательно рассмотрели внешние архитектурные особенности Успенского и Архангельского соборов Московского Кремля, следует не менее подробно познакомиться и с внешним убранством небольшой церкви Ризоположения. Она выглядит более чем скромной по сравнению с Успенским собором. Да и стоит храм в весьма невыгодном месте – в тесном углу между Грановитой палатой, Успенским собором и Теремным дворцом. Но архитектура Ризоположенской церкви очень интересна и, несомненно, достойна отдельного рассказа.
В конце XV века в Московском Кремле шли грандиозные работы по перестройке его архитектурного ансамбля. Государь пригласил в Москву самых лучших мастеров, каких только могли сыскать его приближённые. Главную роль в создании нового облика великокняжеской резиденции сыграли, несомненно, итальянские зодчие. Но в Кремле трудились и псковские мастера. Именно им в 1484 году доверили возведение домовой церкви русских митрополитов.
Далее привожу цитату из книги И.М.Соколовой “Церковь Ризоположения” издания ГИКМЗ “Московский Кремль”: “Очевидно, псковским мастерам было предложено использовать в качестве образца московские храмы XV века, чем и объясняется преобладание в архитектуре церкви Ризоположения московских черт.” Здесь возникает дилетантский вопрос о московских каменных храмах XV века. О каких храмах идёт речь? О Спасо-Преображенском соборе Спасо-Андроникова монастыря? О Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры? Или вообще о церкви села Каменского? Оставим вопрос о московских каменных храмах XV века без ответа и вернёмся к церкви Ризоположения.
Храм является традиционным, крестовокупольным. Строили его из кирпича, в конце XV века в Москве этот строительный материал повсеместно заменил белый камень. Стены храма со всех сторон имеют трёхчастное деление. Помните, как отдельный участок стены называется? Правильно, прясло. Южная стена храма, как и другие стены, разделена на три прясла – широкое центральное и два узких боковых.
Каждое прясло завершается килевидными закомарами. Закомара – важный элемент древней русской архитектуры. Происходит “закомара” от слова “комара”, что в древнерусском языке означало “свод”. ( За комара – за сводом). Закомара – это завершение прясла внешней стены. Закомара своими очертаниями воспроизводит внутренний свод. Закомары могут быть полукруглыми, как на Успенском соборе.
Прясло южной стены Успенского собора. Прясло завершается полукруглой закомарой.
Или килевидными, как в Благовещенском соборе и церкви Ризоположения.
Церковь Ризоположения. Южная стена. Закомары храма имеют килевидную форму.
Апсиды, то есть алтарные выступы с восточной стороны также состоят из трёх частей.
Стоит храм на высоком цокольном этаже – подклете.
Церковь Ризоположения – одноглавая. Завершается она шлемовидным куполом. Купол венчает высокий барабан.
Церковь Ризоположения. На снимке – шлемовидный купол, он стоит на высоком барабане. Левее – многочисленные главки Верхоспасского собора.
Заметим в скобках, что шлемовидные купола по форме напоминают древнерусский шелом. Шлемовидный купол – символ воинства, духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы.
Барабан Ризоположенской церкви поставлен на гранёный постамент. На нижнем снимке хорошо видны и постамент, и узкие арочные окна барабана. Форма окон подчёркнута валиком такой же, как и окно формы.
На снимке видно, что цилиндр барабана “вырастает” из гранёного постамента.
Обратим внимание на украшение верхней подкупольной части барабана. По всей его окружности проложен фриз. Фриз состоит из нескольких рядов кирпичных украшений.
Фрагмент барабана центрального купола церкви Ризоположения
На самом верху проложен валик, ниже идёт ряд арочек, ещё ниже – поребрик, далее – бегунец и снова поребрик. Поребриком – в архитектуре называется особенная декоративная кирпичная кладка. Ряд кирпичей укладывается под углом к поверхности стены. Ряд поребрика выглядит, как рифлёный пояс.
Бегунец также представляет собой особенную кирпичную кладку. Кирпичи выкладываются наклонно и образуют треугольники. Треугольники бегунца поочерёдно смотрят вершинами вверх и вниз. Бегунец выкладывался поясом. Проще говоря – ряд кирпичных украшений в виде треугольников называется бегунцом. Украшение стен бегунцом и поребриком было принято в северном зодчестве, характерном для Пскова и Новгорода. Псковские мастера оставили своеобразный автограф на московских храмах .
Оглавление
Церковь Ризоположения. Восточная стена
Рассмотрим восточную часть храма. Лучше всего она видна с Соборной площади. Обратим внимание на то, что центральный алтарный выступ (апсида) заметно шире боковых. Это архитектурная особенность крестово-купольных храмов. Апсиды украшены декоративным кирпичным фризом. Такая деталь характерна для ранних московских церквей. Апсиды восточной стены украшены поясом полуколонок. Через полуколонки перекинуты стреловидные арки. Они гармонично сочетаются с килевидными закомарами.
Каждая арка опирается на капители полуколонок. Капители по форме напоминают перевязанные снопы.
Над килевидными арками проходит интересный пояс-фриз со сложным растительным орнаментом.
Завершается фриз рядом ступенчатых треугольных ниш, разделённых низкими колонками с бусинами.
Южная стена церкви Ризоположения
Войти в Ризоположенскую церковь можно с южной или восточной стороны. У южного входа устроено высокое крыльцо, к нему ведут ступени.
Портал южного входа украшен килевидным завершением.
По всей ширине южной стены проходит декоративный фриз. Его мотив почти повторяет фриз восточной стены. Но с востока ряд ниш имеет треугольную форму. С южной стороны – ромбовидную.
Для сравнения привожу два снимка.
Фриз южной стены Фриз восточной стены
В верхней части под центральной закомарой южной стены расположена тройная ниша. По форме она напоминает тройную икону-складень. По всей видимости, в нише было живописное изображение. Но ни следов, ни документов о сюжете росписи не сохранилось.
Обратите внимание, что центральная часть складня отделена от боковых полуколонками с капителями в виде перевязанных снопов. В центре полуколонки украшены бусинами.
Северная стена церкви Ризоположения
С северной и западной стороны к храму примыкает поздняя галерея, её добавили в середине XVII века.
Вид на Ризоположенскую церковь с северной стороны. На снимке видно, что основной четверик храма закрыт поздней галереей.
Наверху в середине северной стены находится ниша. В ней хорошо просматриваются остатки росписи XVII века. (Фреска раскрыта в 1996 году).
На фреске изображён храмовый праздник “Положения ризы Пресвятой Богородицы”.
Западная стена Ризоположенской церкви
На западную стену Ризоположенской церкви обратит внимание лишь очень дотошный посетитель. Причислим себя к таковым и заглянем в самый дальний угол. Обратим внимание на то, что пристроенная в XVII веке галерея (мы видели её с севера) с западной стороны соединена с Теремным дворцом. Таким образом, из дворца через крытую галерею можно было попасть не выходя на улицу прямо в Ризоположенскую церковь.
На западной стене над галереей видна ещё одна ниша. Установлено, что в ней находилась фреска “Печерская Божия Матерь”.
Этот образ был очень почитаем в Москве. Одно время Ризоположенскую церковь называли храмом Печерской Богоматери, к церкви даже пристроили Печерскую часовню. В 1930-х-40-х годах ХХ века храм очистили от поздних пристроек, сломав в том числе Печерскую часовню. Тогда же оказался навсегда утрачен образ Печерской Богоматери.
Не станем перегружать статью подробностями о строительстве и многочисленных перестройках храма. Задачей настоящей статьи было рассказать о современном архитектурном убранстве церкви Ризоположения Московского Кремля. О храмовом празднике Ризоположения будет отдельный рассказ.
Кратко напомню историю посвящения храма празднику Ризоположения. Предыдущий современному храм 1451(?)года (сгорел в пожаре 1473 года) построили по повелению первого независимого московского митрополита Ионы (похоронен в Успенском соборе) в честь чудесного избавления Москвы от “скорой татарщины”. В 1451 году к Москве подошли войска татарского царевича Мазовши. Великого князя Василия II Тёмного в городе не было. (С.К.Романюк пишет, что он попросту сбежал, бросив Москву на произвол судьбы). Москвичи своими силами отразили первую атаку татар. Митрополит Иона со священниками молился о заступничестве Пресвятой Богородицы, обходил с молитвой стены белокаменного Кремля. Это было 2 июля 1451 года. На следующий день жители ожидали нового приступа, люди готовились к сражению. Но утром обнаружилось, что татарское войско покинуло стан. Историки свидетельствуют, что Мазовша решил вернуться в Орду в связи со сложной внутриполитической ситуацией. В Москве это событие расценили как чудо, заступничество Пресвятой Богородицы. 2 июля по старому стилю (юлианскому календарю), 17 июля – по современному летоисчислению православная церковь отмечает праздник Положения Святой Ризы Пресвятой Богородицы – Ризоположение.
Источники: И.М.Соколова “Церковь Ризоположения”. ГИКМЗ “Московский Кремль”, 2002 год. С.К.Романюк “Кремль. Красная площадь”. М, АНО ИЦ “Московедение”, ОАО “Московские учебники”, 2004 г.
Статья о Ризоположенской церкви – третья из цикла репортажей о внешнем архитектурном убранстве храмов Московского Кремля. Начало в статье “Архитектурный анализ Архангельского собора”. Продолжение: “Внешнее убранство Успенского собора” Изображение государей в Кремлёвских соборах.
Приглашаем на авторские экскурсии по Москве: Экскурсовод в Москве Экскурсии по Москве и Подмосковью Пешеходные экскурсии по Москве Частный гид-переводчик в Москве Moscow tour-guide Экскурсия в Новодевичий монастырь
Интерьер
Внутреннее убранство храма образует единое пространство, по своему объему камерное и рассчитанное на небольшое количество прихожан, как и положено домовой церкви. Свод опирается на четыре колонны. Пространство стен и опор покрыто росписью религиозного содержания.
Основная часть сюжетов посвящена Богоматери, стиль живописи близок к росписи фресок Успенского собора. Совпадение неслучайно: работы в 1644 году выполняли известные мастера Поспеев Сидор и Абрамов Семен. На столбах изображены русские князья и митрополиты.
Как выглядит живопись XVII века, стало понятно в 1956 году, когда под более поздними наслоениями были открыты и очищены исторические сюжеты. В этот же период была проведена полная реставрация старинного иконостаса, который не покидал церковь Ризоположения Московского Кремля. Описание общей композиции росписи и иконостаса свидетельствует о том, что он являлся основой цветового решения живописи.
Иконостас
Иконостас выполнен из серебра, богато и искусно украшен орнаментами. Вставленные иконы написаны радостными, яркими красками, где преобладают голубые, вишневые, белые цвета. Иконостас был первым, созданным после Смутного времени и разорения, постигшего страну. Заказчиком выступил отец первого царя из рода Романовых – патриарх Филарет.
Три верхних ряда икон написаны работниками в мастерской иконописца Назария Истомина Савина в 1627 году. Нижний ряд писал сам мастер, его кисти принадлежат две , «Богоматерь Одигитрия».
Реставрационные работы середины 50-х годов подтверждают, что фрески на стенах поддерживали цветовые сочетания. В живописном оформлении заметно влияние более ранних периодов христианства, когда Русь была метрополией Византии.
Величественные фигуры в верхних ярусах и на столбах, изображающие апостолов и великих князей, соседствуют с образами, в которых мастер, придерживаясь строгих канонов, выражает свое почтительное отношение к героям фресок и наделяет атмосферу вокруг них радостью и светом.
Современность
В начале 90-х годов церковь Ризоположения была открыта для посетителей, а также в дни престольного храмового праздника здесь проводятся богослужения и литургии. Из утвари сохранилось всего несколько предметов. Большие старинные подсвечники установлены перед иконостасом, в старину их называли «тощие свечи» — полые внутри. Подсвечники были отданы в храм в качестве дара патриархом Иосифом в 1649 году. Они украшены резьбой, посеребренными поддонами и опираются на стилизованные фигурки львов. Вторым уникальным предметом 1624 года является серебряное паникадило, покрытое позолотой авторства котельных дел мастера Д. Сверчкова.
В храм стоит прийти, чтобы увидеть фрески XVI века и посетить выставку деревянной древнерусской скульптуры, расположенную в крытой галерее. Один из самых древних горельефов с изображением святого Георгия XIV века встречает посетителя прямо на входе в экспозицию. В старину подобные произведения вставлялись в иконостас и служили иконами. Большой интерес представляют новгородская икона «Снятие с креста» и «Богоматерь Знамение» (Ростов).
В Ризоположенской церкви, на выставке, хранится и деревянная скульптура первого митрополита Руси – Ионы, заложившего церковь в далекой древности. Выставлены в экспозиции деревянные иконы Соловецкого монастыря, изображение Николая Можайского с мечом, в том образе, в котором он явился на защиту города Можайска от захватчиков. Не менее интересны и другие раритеты – распятие из Чудова монастыря, складни, иконы периода XV-XIX веков.
Немного истории
Собор освятили в честь установленного в 5 веке (в Византии) великого праздника Ризоположения. Важный для христиан памятный день связан с обретением Ризы Девы Марии (одежды Божьей Матери). Изначально он хранился в Константинопольском храме, размещенном на побережье Влахернского залива. Предания гласят, что эта святыня неоднократно спасала местных от вражеских войск.
Сохранившаяся до наших дней Московская церковь Ризоположения возведена на месте более старой одноименной, заложенной в далеком XV веке после победы храбрых воинов над татарами. Простояла она ровно 34 года, после чего ее снесли, решив начать строительство нового храма, каменного. Именно эта версия собора доступна для посещения современным православным, туристам из разных уголков России, из других государств.
ИНТЕРЕСНО: Молитвы Ангелу-Хранителю.
Возвели каменную церковь Ризоположения по инициативе митрополита Ионы, который запланировал открыть в Митрополичьем дворе домовой храммосковских митрополитов (со временем — патриархов). Собор благополучно функционировал до прихода советов, после чего его закрыли, перестали использовать для организации богослужений. Со средины 60-х церковь работала в качестве музея.
Так было до 1993 г, когда после развала Советского Союза РПЦ восстановила свое право проводить литургии, создавать приходы, т. д. После открытия храма в нем снова начали совершать богослужения, в том числе и патриаршие (событие редкое, выпадающее ежегодно на 15 июля, праздник Ризоположения).