Коневская икона Божией Матери: описание, интересные факты и отзывы


Коневская икона Божией Матери. Не позднее XIV в. Ново-Валаамский монастырь

Коневская икона Божией Матери
Празднование 10 июля

Эта икона была принесена со Святого Афона преподобным Арсением Коневским в 1393 году. Преподобный Арсений провел три года на Афоне, достойно подвизаясь в подвигах поста и молитвы. По истечении этого срока он решил возвратиться в родной Новгород, чтобы возродить там древние традиции афонского иночества. Игумен одного из афонских монастырей преподобный Иоанн Зидон, напутствуя своего любимого ученика, благословил преподобного Арсения в дорогу чудотворной иконой Божией Матери (на Афоне икона называлась Акафистной) и предсказал ему, что он будет игуменом новоявленной обители.

Возвратившись на Русь, преподобный Арсений пришел в Новгород Великий к архиепископу Новгородскому и Псковскому Иоанну и просил у него разрешения на устроение монастыря. Жизнеописатель преподобного Арсения свидетельствует об этом событии: «Благословение от него (архиепископа Иоанна) прият, отыде на Новоозеро (Ладожское) в Коневский остров, и вселился ту со святою иконою, юже прият во святой горе. И созда церковь во имя Рождества Пресвятыя Богородицы и обитель».

С самого начала своих иноческих подвигов на Коневском острове преподобный Арсений постоянно чувствовал благодатную помощь, исходившую от святой иконы. Свидетельством этому является следующее событие. Языческое население этого острова суеверно поклонялось огромному каменному идолу — «конь-камню». Преподобный Арсений с чудотворным образом Богоматери совершил крестный ход вокруг этого камня и, сотворив усердную молитву, изгнал целое скопище бесов, которые, приняв вид воронов, улетели на Выборгский берег. С тех пор «конь-камень» стал символом победы христианства над язычеством в этих местах, а икона получила название Коневской

.

После блаженной кончины преподобного Арсения 12 июня 1447 года Матерь Божия продолжала благоволить к Своей обители, являя многие знамения Своей помощи. Так, например, в 1573 году Коневская обитель невидимым предстательством Божией Матери была спасена от нашествия шведов. Опустошая Карелию, шведы хотели разграбить Коневский монастырь, но неожиданно разразилась сильная буря, которая взломала лед вокруг Коневского острова, так что шведы не могли пройти по нему, и обитель осталась невредимой.

В 1577 году началась длительная война России со Швецией. Неподготовленность России к войне вскоре привела к потере всех ее северо-западных земель. Опасаясь нападения шведов, братия Коневского монастыря вместе со святой иконой в 1581 году переселилась на жительство в Новгородский Деревяницкий монастырь. В 1595 году, когда опасность миновала, иноки вернулись в обитель. В 1610 году в результате активизации военных действий со стороны шведов иноки Коневской обители вновь вынуждены были укрываться в Деревяницком монастыре, а затем — в Тихвинской обители. Только в 1766 году, после окончательной победы над Швецией, Коневский монастырь был восстановлен. Но чудотворная икона Божией Матери оставалась в Новгороде до 1799 года. Новгородцы установили Ей ежегодное празднование 10 июля. 3 сентября 1799 года, по благословению митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Гавриила, при игумене Коневской обители Варфоломее афонская святыня была возвращена в Коневскую обитель и поставлена в храме во имя святителя Никона.

Начало XIX века — время процветания Коневской обители. В 1802 году над могилой преподобного Арсения был построен храм в честь Введения Пресвятой Богородицы во храм. Туда перенесли и Коневскую святыню. Несколько позже над этим храмом построили новый — в честь Рождества Божией Матери. В алтаре нового храма поместили список с Коневской иконы. С древней греческой иконы были сделаны и другие списки; один из них находился в Благовещенском храме Московского Кремля, а другой — в Воскресенском храме города Торжка. От этих списков, как и от самой иконы, совершались чудесные исцеления всех, с верою притекающих к покрову и заступлению Божией Матери.

В начале XIX века игуменом Иларионом была написана служба Коневской иконе Божией Матери. Указом Святейшего Синода праздники в честь преподобного Арсения и Коневской иконы Божией Матери, 12 июня и 10 июля, были внесены в церковный календарь 1819 года. В 1893 году для чудотворной Коневской иконы был изготовлен киот и чеканная серебряная риза.

После первой мировой войны территория, на которой находился Коневский монастырь, отошла к Финляндии, а в 1918 году Финская Православная Церковь стала автономной. Эти события оказали огромное влияние на жизнь монастыря. Коневская святыня находилась в Введенском храме [1] обители до 1940 года, когда в связи с военными событиями монастырь эвакуировался, братия Коневского монастыря поселилась на ферме Хиекка в местечке Кейтеле. Сюда же привезли и икону Божией Матери. На поклонение иконе приходили сотни православных финнов. В 1956 году несколько оставшихся в живых монахов Коневского монастыря переехали в Хейнявеси, в монастырь Новый Валаам. В 1963 году Коневский монастырь был расформирован, Коневскую святыню отправили в Хельсинки, а в 1969 году — в Москву на реставрацию. Через год икона вернулась в Новый Валаам, где находится и ныне.

У истоков истории

Сие достопочтенное событие (прибытие великой иконы на Русскую землю) состоялось в конце 14 века. Молодой монах Арсений отправился на Афон, чтобы провести несколько лет в строгом посте и молитве Богу.

По истечении трех лет он решил возвратиться в Новгород, чтобы воскресить древнейшие традиции и возродить подвиг иночества на родной земле. Игумен одного из Афонских монастырей по имени Иоанн Зидон, у которого монах попросил благословения на благое дело, не только разрешил ему с Божьей помощью осуществлять свои планы, но и дал чудотворную икону Божьей Матери. В наставление послушнику он произнес пророческие слова, указав, что вскоре тот станет игуменом.

По прибытии на российскую землю монах сразу же направился к архиепископу Новгородскому и Псковскому Иоанну с целью просить разрешение и благословение на основание монастыря. С легкого слова архиепископа Арсений отправился на Коневский остров Ладожского озера. Коневская икона Божией Матери отправилась вместе с ним. Там спустя время был воздвигнут монастырь Рождества Пресвятой Богородицы вместе с обителью.

История появления божественного образа

Появление иконы на русской земле уходит истоками в древние времена. Согласно историческим записям, этим образом благословил святого Арсения игумен Афонской обители, преподобный Иоанн. В 1393 году игумен в разговоре со своим учеником сообщил, что тот станет настоятелем новой обители. К слову, Арсений несколько лет провёл в Афонской обители, усердно молясь, придерживаясь поста и проводя время в труде.

Икона Пресвятой Богородицы «Коневская»

Вернувшись на Русь в Новгород Великий, Арсений сразу отправился к архиепископу за разрешением на возведение монашеской обители. По словам из жизнеописания святого, он всегда ощущал благодать и поддержку от полученной им в дар иконы с ликом Пречистой Девы Марии. В источниках описывается явление изгнания бесов из идола, которому поклонялись на Коневском острове местные язычники. Святой Арсений обошёл Конь-Камень, которому поклонялись жители острова, с иконой, читая молитву.

В тот же час стая чёрных птиц, возникшая из ниоткуда, унеслась на Выборгское побережье. Камень стал символом победы христианской веры над идолопоклонством. А образ Богородицы назвали Коневским.

Даже после смерти преподобного Арсения, обитель, построенная под его предводительством, продолжала охраняться незримой благодатью Божией Матери. В 1573 году в разгар войны со шведским королевством, стены монастыря остались невредимыми. Лёд вокруг острова раскололся, и шведы не смогли подобраться к нему. Когда война между Россией и Швецией возобновилась повторно, в 1577 году монахи вынуждены были переселиться в Новгородский Деревяницкий монастырь, забрав с собой святыню. Тогда много северных земель Россия потеряла. Ещё несколько раз иноки укрывались в других обителях, спасаясь от разрушителей. Лишь в 1766 году монастырь на Коневском острове был полностью восстановлен и монахи вернулись в родные стены. Но икона Богородицы пробыла в Новгороде до 1799 года.

Затем с благословения митрополита образ вернули в Коневский монастырь и поместили в храме святителя Никона. В 1802 году над местом погребения Святого Арсения построили храм в честь Введения Пречистой Богородицы во храм. Сюда же переправили и Коневскую святыню. А после возведения нового храма в честь Рождества Божией Матери, копию иконы поместили в алтаре храма. В конце XIX века для образа сделали киот и чеканную серебряную ризу.

После событий Первой мировой войны, территории с Коневским монастырём отошли к Финляндии. Там до 1940 года икона находилась во Введенском храме. Во время эвакуации монахи неоднократно перевозили образ с собой. А в 1956 году икона попала в монастырь Новый Валаам.

Изгнание бесов и торжество Божией Матери

Арсений знал о чудотворной силе иконы еще с тех времен, когда он жил на Афоне. И здесь в монастыре на русской земле не только он один ощущал неведомую благодать и спокойствие, исходившее от иконы.

До торжественного прибытия иконы на земли России почти все люди, проживавшие на острове, исповедовали языческую религию и поклонялись силам природы, а в центре острова находился главный объект поклонения — священный каменный идол. Арсений, вооружившись словом Божиим и взяв в руки икону Коневской Божией Матери, прошел с крестным ходом по всему острову и остановился у языческого идола-камня. Арсений стоял на этом месте и от всего сердца, от всей души совершал молитву Господу-Богу.

Велика сила святыни: в один момент камень перестал нести в себе языческую силу, а бесы, вырвавшиеся из него, стали черными воронами и разлетелись во все стороны. С тех пор ранее главный языческий идол стал главным символом возрождения православия на Коневской земле.

Использованные материалы

  • Страница официального сайта Саратовской епархии:
  • Сообщение пользователя Felix Khmelkovsky.
  • Страница календаря сайта Православие.Ru
    :

Так по https://www.eparhia-saratov.ru/txts/holidays/05np/07/0723_2.html . По данным пользователя Феликса Хмельковского — в Сретенском храме.

Эта древняя икона когда-то была привезена великим православным подвижником, преподобным Арсением, на землю русскую и с тех пор явила много божественных знамений, напоминая людям о бесконечной любви Бога к своему творению — человеку!

Покров и защита Коневской земли

Не перед кем из жителей острова не стоял вопрос, Коневская икона Божией матери в чем помогает человеку? Да во всем, и об этом знали все дети и взрослые в округе.

Не один раз она спасала эти земли от различных бед и напастей, потому и стала почитаться как защитница и покровительница Коневского острова и окружных земель. И даже когда шведы нападали на Карелию, Матерь Божия не отвернулась от людей, а помиловала, спасла и защитила. Во время этого же нападения было совершено покушение на саму икону Божией Матери. Враги, не стыдясь ни Бога, ни Царя, хотели разграбить монастырь и разгромить его. Невероятно, но в один момент с неба, на котором не было ни туч, ни облаков, раздался сильный грохот и сверкнула молния — начиналась буря. Лед вокруг Коневского острова в одночасье потрескался и разломился, так что шведы просто не смогли добраться до острова и осуществить задуманное.

Это событие стало еще одним неоспоримым фактом заступничества Пресвятой Богородицы.

Описание и значение

Коневский образ относится к типу Одигитрия. На руках Девы Марии сидит Иисус, но в его руках вместо традиционного свитка два маленьких птенца. На обороте иконы — изображение Спаса Нерукотворного.

Икона Пресвятой Богородицы «Коневская» известна чудесами мироточения. С этим загадочным явлением связано и множество случаев исцеления. Отмечается, что особенно сильна помощь образа при глазных болезнях, в частности — слепоте.

Был зафиксирован интересный случай. На Карельском перешейке, в селе Сапёрное возвели небольшую деревянную церковь. В 1996 году там начала мироточить копия иконы Коневской Богоматери. На одной из служб парень по имени Ярослав, больной вирусным увеитом, был помазан этим священным миром. По словам прихожанина, в момент помазания он почувствовал в глазу ощущение сдавленности. К удивлению лечащего врача, глаз молодого человека почти полностью восстановился, зрение стало нормальным, что в случае болезни Ярослава является большой редкостью.

К Коневской Богоматери приходят с просьбами о помощи в избавлении от пагубных привычек и одержимости.

На заметку! Икона почитается, как чудотворная, в Русской православной церкви и в Финляндской Православной Церкви.

Коневская икона Божией Матери

История Коневской иконы Божией Матери началась далеко за пределами земли российской — на Афоне, а только после прибыла в Россию.

«Хроники смутного времени…»

Через некоторое время Швеция объявила России жестокую войну, как раз когда российская армия была совершенно не готова и не имела достойного вооружения. К сожалению, неподготовленность русских солдат не прошла даром — армия терпела громадные потери. Всем послушникам, монахам, игуменам и священникам Коневского монастыря пришлось в срочном порядке эвакуироваться в более безопасные места. На некоторое время пристанищем братства и самой Коневской иконы стал Новгородский Деревяницкий монастырь.

Спустя 18 лет они смогли вернуться на родные земли, но натянутые отношения между вооруженными странами не заставили долго ждать очередного военного противостояния. Инокам вновь пришлось возвратиться в Деревяницкий монастырь, а потом в Тихвинскую обитель.

Торжественное возвращение Коневской Иконы Божией Матери домой состоялось в конце 19 века с благословения митрополита Гавриила. Несколько позже на месте, где нашел свое вечное пристанище игумен Арсений, была воздвигнута церковь в честь Введения Пресвятой Богородицы в храм. Но вот уже на протяжении пятидесяти лет чудотворная икона хранится в монастыре Новый Валаам в Хейнявеси.

Где находится икона

Сегодня икона Пресвятой Богородицы Коневская пребывает всё в том же монастыре Новый Валаам в Финляндии. Её списки хранятся во многих Православных Церквях как в России, так и за её границей. Самые известные из них можно увидеть в Благовещенской церкви в Москве и в Воскресенском храме города Торжок.


Коневская (Голубицкая) икона Божией Матери

К святыне продолжают приходить с молитвами православные христиане, и Богородица всегда отвечает на их просьбы помощью, если вера искренняя и настоящая.

Храм Коневской иконы в поселке Саперном

Храм Коневской иконы Божией Матери в Саперном (Ленинградская область, Приозерский район) был построен не так давно и ныне открыт для посещения прихожан и паломников со всей страны и ближнего зарубежья.

Возведение и освящение храма состоялось в конце ХХ века, но преображать и улучшать внешний вид строители и зодчие не прекращали еще несколько лет после освящения. Так продолжалось до тех пор, пока здание не приняло современный вид. Этот храм на самом деле не такой простой и многим отличается от других. Он состоит из двух частей: подземной и наземной.

При закладывании фундамента до глубочайших мелочей было продумано, как обустроить придел Преподобного Сергия Радонежского, который был выкопан и обустроен вручную. Специально для подземной части был изготовлен мраморный иконостас, а мастера трудились над настенной росписью. Торжественное освящение подземного храма было проведено в 2003 году. Многие считают за честь окрестить своих детей, а также и взрослых в нижней церкви, где в земле сооружена специальная чаша размером с человеческий рост для полного погружения.

Храм и больница при нем

Храм был построен по проекту талантливого архитектора Н. С. Веселова, который разработал дизайн в стиле северного деревянного зодчества. Первоначальная задумка касалась постройки храма и дальнейшей постройки монастыря вокруг деревянного строения, но сейчас церковь считается частью местного реабилитационного , предназначенного для лечения наркозависимых с последующей реабилитацией на монастырских просторах.

Весь персонал лечебного центра исповедует устав схожий с монашеским, а также сам принцип избавления людей от тяжелой наркологической зависимости построен на православной идее. Пациентами лечебницы являются только мужчины, период реабилитации составляет примерно от шести до девяти месяцев. Небольшими группами мужчины могут приходить в храм и гулять в округе на живописной территории, получая исцеление не только с помощью докторов и медицинских препаратов, но и от природы. Здесь же хранится Коневская Икона Божией Матери. В Саперном около храма расположен небольшой парк с фонтаном — это место весьма полюбилось прихожанам и паломникам.

Просьбы об исцелении пред чудотворной иконой

Акафист Коневской иконе Божией Матери читают в самых различных случаях. Матерь Божия не оставляет без помощи всех искренне просящих её помощи, особенно к ней обращаются, чтобы исцелиться от бесов, распространенных болезнях глаз, слепоты, наркозависимости и паралича. Когда нет возможности читать акафист или же не умеете, вы можете обратиться к Божией Матери с искренней молитвой от всего сердца своими словами.

В таких случаях важно помнить, что в молитве перед Богом важны не слова и правильность произношения, а чистота помыслов, покаяние, чистосердечность прошения. Все верующие должны понимать, что не понять наших слов могут люди, но только не Бог. Бог — все и всегда понимает, но понимаем ли мы его? Когда возникает потребность, обязательно нужно молиться так, как умеешь. Молитва к Божией Матери имеет огромную силу и способна творить чудеса.

И прихожанам, и пастырям известно, что Коневская икона Божией Матери способна творить чудеса, и это действительно так!

Молитвословия

Тропарь, глас 1

Возсия нам, яко солнце светозарное от востока в велелепии,/ Твоя, Владычице, икона,/ озаряющи чудес сиянием преславно/ всех, выну приходящих к ней с верою и любовию/ и молящихся усердно Твоему, еже о Сыне Твоем и Бозе, величию./ Слава Богу, Арсением сию давшему нам,/ слава возвратившему от Новаграда,/ слава Действующему тою всем исцеления.

Кондак, глас 8

Препрославленная Вышняго Мати созывает к песнопению нас/ Своего образа пришествием от Новаграда/ и возбуждает зрением того на подвиг,/ побеждати сопротивных силу,/ и к Ней, яко нашея радости виновней, пети:/ радуйся, Невесто Неневестная.

Молитва

О, Всемилостивая Госпоже, Дево Богородице! Вонми смиренному молению моему, и сокрушенно ныне предстоящаго образу Твоему услыши глас. Вем бо, о, Содетеля моего Мати, яко Ты предстательство христиан непостыдное и ходатайство ко Творцу непреложное. Вем и сие, яко Беззакония моя превзыдоша главу мою, и яко бремя тяжкое отяготеша на мне, и уже несмь достоин видети высоту небесную, ниже воззрети ко Престолу славы Сына Твоего и Бога нашего, но достоин мук и вечнаго осуждения. Сего ради к Тебе (со предстоящими купно) припадаю, Тя прошу умиленно, к Тебе со слезами взываю: сотвори к Нему матернее Твое моление, да не отвержет нас, грешных, от лица Своего: но яко Милостив, да простит нам согрешения наша вольная и невольная, на путь спасения наставляя нас, и свыше силою укрепляя к творению заповедей Своих святых. Да сохранит нас от соблазнов мира, от вожделений греховных, от козней диавольских, и от нападения видимых врагов. Да благословит дела рук наших, подавая обители сей и всякому граду и стране обилие благ земных: Да сотворит нам дни благи и безмятежны: да оградит миром Церковь Свою святую, и разстоящая да соединит той, яко благ Господь, Долготерпелив и Многомилостив, от всея твари со Отцем и Святым Духом славимый во веки веков. Аминь.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]