Храм святителя Николая на Трех Горах: история и интересные факты

Эта многострадальная церковь каким-то удивительным образом расположилась между трех переулков: Нововоганьковским и двумя Трехгорными. Храм святителя Николая на Трех Горах за свою многовековую историю не раз менял свое название и неоднократно перестраивался. В летописях 1628 года упоминается его прародительница — церковь Николы во Псарях. Такое название она получила по причине перевода сюда Царского Псарного двора в середине XVII века. Эта приходская церковная община переселялась по городу неоднократно, и, что удивительно, всегда переносила с собой церковь, вероятно поэтому некоторое время она носила название «храм Николы на курьей ножке».

История постройки

С Храмом Святителя Николая связана довольно занятная история, о которой стало известно не так давно. Дело в том, что в годы советской власти в храме служил в чине регента Александр Александров, прославившийся впоследствии как автор гимна Советского Союза.


Храм Святителя Николая на Трех Горах, Москва

Стоит заметить, что таких удивительных фактов о жизни храма довольно много. Сегодня Храм Николая на Трех Горах является архитектурной достопримечательностью 19 века. Построен был в 18 веке в урочище «Три Горы» в том месте, где в Новом Ваганьково когда-то уже был храм.

Постепенно храм расстраивался и приобретал вид, отличный от изначального, более того, к концу 19 века храм и прихрамовая территория была увеличены в несколько раз. Каменный храм имел уже три престола, и к началу 20 века к нему была пристроена большая трапезная и новая колокольня.

Интересно! По той причине, что появившиеся новые строения изрядно отличались от архитектуры церкви, в начале 20 века решено было в очередной раз перестроить ее полностью. Проект нового храма был разработан Георгием Кайзером, и в 1902 церковь была полностью отстроена и освящена.

Однако участь вновь воздвигнутого храма была предрешена — в 20-е годы церковь была разграблена, а самое ее здание перестроено таким образом, чтобы его можно было использовать для нужд общества. Была полностью разрушена колокольня и купола храма, на долгие годы в этом намоленном месте стал размещаться клуб, а затем Дом культуры для детей имени Павлика Морозова.

Церковь Николая Чудотворца

От пагубных разрушений церковь спасли те же рабочие Трехгорной мануфактуры. В самые неспокойные и опасные 1905 и 1917 годы они организовали охрану собора, который находился прямо в эпицентре всех революционных событий, происходивших на Пресне. Благодаря этому храм не был разграблен и разрушен.

Однако в начале 20-х годов церковь сохранить не удалось, сначала она была разорена, а потом и вовсе закрыта. В 1929 году ее перестроили, были разрушены купол и колокольня. Новая власть разместила там клуб, а немного позднее дом пионеров им. Павлика Морозова. Переулок, имевший название Никольский, тоже стал носить имя героя-пионера.

Описание

Относительно архитектурного стиля, к которому принадлежит храм, существуют некоторые разногласия. В целом, можно сказать, что Храм Святителя Николая на Трех Холмах сочетает в себе как черты классицизма, главными из которых выступают скромность и строгость деталей, так и некоторые черты так называемого «московского» барокко.


Интерьер церкви Святителя Николая

Долгожданная оттепель

И вот уже в наше время после развала СССР правительство Москвы подписало распоряжение о возращении здания с прилегающей к нему территорией во владение РПЦ.

Храм святителя Николая на Трех Горах был незамедлительно подвергнут капитальной реставрации и восстановлен в первоначальной красоте. Сегодня он работает, открыты даже библейский колледж, воскресная школа, клуб реконструкции средневековых народных культур.

Посетить этот храм можно по адресу: г. Москва, Нововаганьковский переулок, дом 9, корп. 1. Настоятелем сейчас является протоиерей Дмитрий Рощин, назначенный 11 февраля 2021 года.

Деятельность прихода

На сегодняшний день при храме действует воскресная школа. Также при храме открыт клуб реконструкции средневековой культуры.

Важно! Настоятель храма — Дмитрий Рощин имеет активную социальную позицию и возглавляет работу с общественными организациями, входящими в Синодальный отдел Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества.

Расписание богослужений

По средам, пятницам и субботам в храме проходят утренние богослужения в 8 утра и вечерние — в 17.00. В праздничные дни и по воскресеньям утренняя литургия начинается в 9.00, вечерняя — в 18.00. Еженедельно по средам в 18.00 читается акафист Николаю Чудотворцу.

Святыни

Среди наиболее почитаемых святынь храма сегодня наиболее известны следующие:

  • частица святых мощей Николая Мирликийского;
  • икона Николая Чудотворца и частица его святых мощей, находящиеся в Никольском приделе храма;
  • икона Святой мученицы Татьяны и ее святые мощи;
  • икона великомученика Пантелеимона, написанная в 1909 году на Афоне.


Храмовая икона святого Николая

Престольные праздники

Кроме общецерковных православных праздников, таких как Рождество Христово и Светлая Пасха, храмом отмечается ежегодно 22 мая важный престольный праздник — перенесение мощей Николая Чудотворца.

Существуют и еще несколько дат, связанных с жизнью и смертью святого Николая — 11 сентября и 19 декабря соответственно.

Свято-Никольский храм

Храм в XVII веке

История храма святителя Николая на Трёх Горах начинается с деревянной церкви Св. Николы во Псарях, упоминаемой в летописях с 1628 г. Её название связано с Государевым Псарным двором, отвечавшим за охоту и царские зверинцы, который в 1637 г. перевели от западной стены Кремля на Три горы.

Метрика храма свт. Николая на Трех горах, что в Новом ВаганьковеРознятся мнения и о возникновении названия «Ваганьково». По преданию царские псари-малороссы использовали ваганы – большие, выдолбленные в дереве корыта – для приготовления еды, за что их самих прозваливаганами, а место их проживания – Ваганьково. Поселение на Пресне в XVII в. получило название Новое Ваганьково, а слобода за Кутафьей башней осталась Старым Ваганьковым.

Правда, есть другая версия происхождения топонима. Эта часть Москвы находилась на пересечении двух больших дорог – Знаменки, ведущей в Новгород, и Арбата, уходящего к западным землям. В XV в. здесь возникло село, в котором был организован Государев потешный двор. К нему стекались бродячие артисты и музыканты, которых тогда именовали вагантами, как и бродячих поэтов-бардов в средневековой Европе.

Есть сведения, что в 1695 г. храм начинает перестраивать живущий рядом думный дьяк Гавриил Феодорович Деревнин, построивший также знаменитую каменную церковь Св.Ильи Обыденного на Остоженке.

XVIII – начало ХХ века

В первой половине XVIII в. Три Горы становятся дачным местом для состоятельных москвичей. Со временем богатые «дачники» превращаются в постоянных жителей Нового Ваганькова и приписываются к Свято-Никольскому приходу.

Именно к этому времени относится получение разрешения на строительство каменного храма на месте деревянного: по одним данным оно датируется маем 1763 г., по другим – 1762 г. В любом случае, новый храм был небольшим. Зато в последующие годы его неоднократно расширяли, добавляя приделы — сначала святителя Димитрия, митрополита Ростовского, а затем, в 1785 году, — во имя иконы Божией Матери «Живоносный Источник».

В 1799 г. рядом с Никольским храмом на берегу Москвы-реки купец Василий Прохоров и мастер красильного дела Фёдор Резанов основывают ситценабивную фабрику, ставшую со временем знаменитой Трёхгорной мануфактурой.

Василий Иванович Прохоров (1755-1815), купец 3-й гильдии, основатель династии московских промышленников, родился в семье крестьянина, приписанного к Троице-Сергиевой Лавре. До 1771 г. он работал приказчиком по пивоваренному делу. Однако оставил это занятие, «несовместимое с христианским благочестием», и занялся ситценабивным делом. Со временем В.И. Прохоров стал единоличным владельцем мануфактуры, выкупив долю Фёдора Резанова.

Проект перестройки храма, архитектор Кайзер Г.А., 1900 г.Почти сто лет, вплоть до 1896 г., Прохоровы были ктиторами и попечителями Свято-Никольского храма. Их деятельность оставила заметный след в церковной жизни Москвы. Промышленники занимались также благотворительностью, учреждали больницы и приюты для сирот и бездомных.

После эпидемии холеры 1848 г., в благодарность за избавление от неё, Свято-Никольский храм было решено перестроить. К концу 1860 г. у храма появилась большая трапезная и высокая колокольня, его площадь увеличилась в два с половиной раза. Строительство осуществлялось на деньги прихожан.

Во второй половине XIX в. неустанными пастырскими трудами настоятелей протоиерея Руфа Ржаницына и сменившего его иерея Евгения Успенского Свято-Никольский приход стал самым многочисленным в Москве. Вечерние и утренние богослужения совершались в храме ежедневно, а в воскресные и праздничные дни служили по три литургии. Приходом велась активная попечительская и социальная деятельность. В 1861 г. при храме был создан Попечительский совет, который собирал сведения о неимущих прихожанах и оказывал им помощь. Отец Руф основал также первую в Москве женскую двухклассную приходскую школу, к началу ХХ в. в ней занималось почти 90 воспитанниц.

Проект северного фасада, архитектор Кайзер Г.А., 1900 г.Постоянный рост числа прихожан потребовал ещё одной капитальной перестройки храма. Она началась в 1900 г. на основе проекта известного архитектора Георгия Александровича Кайзера (1860-1931), утверждённого лично Императором Николаем II.

Средства на работы выделила семья Копейкиных-Серебряковых, владельцев крупной фирмы розничной торговли. Перестроенная церковь была заново освящена 1 декабря 1902 г., однако реконструкция полностью завершилась только в 1908 г. Проект храма Г.А.Кайзера также лёг в основу восстановительных работ в 1991-2000 гг.

События 1905 года, центром которых стала Пресня, а также Октябрьская революция 1917 г. чудесным образом не отразились на жизни Свято-Никольского прихода. Численность его оставалась стабильной, а порядок вокруг храма поддерживали сами же рабочие Трёхгорки – прихожане храма.

ХХ-ХХI век

Весной 1922 г. Никольский храм, как и все московские церкви и монастыри, пережил кампанию по изъятию церковных ценностей, утратив более 12 пудов золотых и серебряных предметов. В это время одним из регентов храма был Александр Васильевич Александров, в дальнейшем автор гимна СССР и основатель Ансамбля песни и пляски Советской Армии.

В 1928 г. Храм святителя Николая на Трёх Горах, несмотря на многочисленные просьбы верующих, был закрыт. К концу 1930 г. с церкви сняли главы, в стенах прорубили проёмы, разобрали верхние ярусы колокольни. Здание приспособили сначала под Дом культуры, а затем под Дом пионеров имени Павлика Морозова.


7 июля 1992 г. было принято постановление Правительства Москвы №472 о предоставлении в постоянное пользование участка во вл. № 9 по переулку Павлика Морозова (теперь – Нововаганьковскому) приходу храма святителя Николая на Трёх Горах Московской епархии Русской Православной Церкви. Регулярные богослужения возобновились в 2001 г. При храме была создана воскресная школа.

К особо чтимым святыням храма относится реликварий с частицей мощей Святого Николая Мирликийского, выносимый из алтаря по воскресным и праздничным дням, икона Чудотворца с частицей его мощей, находящаяся в Никольском приделе, а также образ Святой мученицы Татианы с частицей мощей в центральной части храма и икона Святого великомученика и целителя Пантелеймона в приделе Святого Димитрия Ростовского, написанная в 1909 г. в Андреевском скиту на Афоне.

С февраля 2021 г. настоятелем Храма является протоиерей Димитрий Рощин, одновременно возглавляющий направление по работе с общественными организациями при Синодальном отделе Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества.

Материалы

  1. Старое Ваганьково и дом бывший Пашкова (историко-топографические справки) Н. А. Янчука
  2. Историко-археологическое описание церкви св. Николая чудотворца, что на Знаменке в Москве [Текст] / сост. И. Токмаков. — Москва: Губернская тип., 1893
  3. Пятидесятилетие Румянцевского музея в Москве. 1862—1912 : Ист. очерк. — Москва : т-во скоропеч. А.А. Левенсон, 1913
  4. Пятидесятилетие Московской 4-й гимназии (1849—1899 гг.) : Крат. ист. очерк / Сост. дир. Гимназии Д. Соколов. — Москва : тип. «Рус. т-ва печ. и изд. дела», 1899
  5. Пятидесятилетие Румянцевского музея в Москве. 1862—1912 : Ист. очерк. — Москва : т-во скоропеч. А.А. Левенсон, 1913
  6. Планы нижнего и среднего этажей Пашкова дома и прилегающих строений [текст] / Московский Публичный и Румянцевский музеи. — [Б. м.] : кон. XIX – нач. XX в. — 2 лл.
  7. Храм Румянцовского музея : [Ист. очерк]. — Москва : Попечительство Совета при храме Румянцов. музея, 1906

Современное состояние[ | ]

В 1992 году было подписано распоряжение правительства Москвы о возврате здания с прилегающей территорией Русской православной церкви[1]. В ходе почти десятилетней реставрации здание было восстановлено в прежнем виде. В настоящее время храм действующий, в расположенном на территории здании проводит занятия воскресная школа.

В 2021 году начата новая масштабная реставрация [4]. Храм планируют привести в соответствие с чертежами XIX века, причем воссоздавать будет не только внешние элементы, но и интерьеры, в том числе роспись стен и иконостас.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]