Как белорусский игумен Серафим исцеляет молитвой язвы, пьянство и наркоманию

Это мирская особенность – чтить юбилейные даты человеческой жизни, среди которых 50-летие – одна из самых важных. У верующих православных, тем паче монашествующих, думается, своя «табель о рангах»: День ангела, время вступления в сан. Но поскольку игумен Спасо-Преображенского мужского монастыря, что в Жабинковском районе, отец Серафим (Петручик) пользуется у мирян огромным авторитетом, любовью и известностью, то знающие его земляки попросили газету публично поздравить с 50-летним юбилеем. Он пришелся на 1 ноября нынешнего года.

Немного истории

В монашескую братию уроженец Жабинковской земли Василий Петручик, воспитанный в глубокой вере и страхе Божием, пришел в 21 год. Как рассказывается в одной из многочисленных публикаций, после прочтения в юности жития преподобного Серафима Саровского, который стал идеалом юноши. Думается, не случайно при пострижении в монахи ему было дано новое имя – Серафим.

Пройдя в монашестве путь до иерея, о.Серафим (Петручик) в качестве наместника Спасо-Преображенской мужской пустыни начал возведение ее вокруг одноименной древней церкви в д.Хмелево Жабинковского района.

Далее он стал игуменом Спасо-Преображенского монастыря, в который была преобразована пустынь. В этот монастырь едут паломники со всей Беларуси, а также из России, Украины, Польши, Франции, Канады, Америки.

Отец Серафим с немногочисленной братией выстроили и непосредственно монастырские постройки, а главное – храм в честь чудотворной иконы Ченстоховской Божией Матери, чей древний список хранится в монастыре, как и образ святителя Николая и другие.

В Хмелево, отдаленной от столиц и городов деревне, Спасо-Преображенский монастырь за небольшое время стал настоящим православным духовным центром.

Некогда, еще в начале возведения обители, газета «БК» была инициатором выдвижения отца Серафима на звание «Человек года» на Брестчине — и он им стал, не отказал мирянам в их простосердечном желании уважить его труды и служение для общей благодати.

И сейчас, в 50-летний юбилей игумена, общество видит зрелые плоды еще больших трудов ревнителя веры, теплого молитвенника, пламенного воина Христова.

Многие и благие лета Вам, отче Серафиме, радости, помощи Божией на пути служения!

Редакция «БК»

Как белорусский игумен Серафим исцеляет молитвой язвы, пьянство и наркоманию

Служба подходила к концу. На монастырском дворе было немноголюдно. Молодой мужчина на скамейке грустно смотрел куда-то вдаль. Я присела рядом.

— У вас тоже что-то случилось? — первым вступил в разговор мужчина.

— Нет, я журналистка, двенадцать лет назад приезжала к отцу Серафиму, делала с ним интервью. Тогда еще не было этого монастыря. Была Хмелевская пустынь. А сейчас приехала посмотреть на монастырь, поговорить, если получится.

— Без веры сюда не едут, — заметил мой собеседник.

Я задумалась: мне было радостно и спокойно. Но разве радость и спокойствие на душе — признак неверия? Другое дело, что к отцу Серафиму люди действительно едут чаще не радостью поделиться, а бедой. В Спасо-Преображенский монастырь в Хмелево, деревня в 5 километрах от Жабинки, в 20-ти — от Бреста, народ стекается отовсюду, по номерам машин на стоянке легко определить — вот это паломники из России, эти — из Украины, а вот несколько машин с европейскими номерами. Едут из Москвы, Симферополя, Вологды, Мордовии, Забайкалья, Польши, Украины, Франции, Канады и Америки. Слава об игумене Серафиме (Петручике) столь же велика, как сила его молитвы, исцеляющей от страшных недугов — от беснования, раковых болезней, пьянства, наркомании. Ничего удивительного, что в день, когда игумен проводит молебен о недужных — чин изгнания бесов (люди называют это просто — отчитка), в монастырском дворе яблоку негде упасть, сюда стекаются по четыреста — пятьсот человек. Прежде отчитки проходили каждую субботу, сейчас — раз в месяц.

— Тяжело это очень, нет уже того здоровья, что было прежде, — объясняет отец Серафим.

Старинный деревянный храм, куда многие едут за исцелением

«В церковь ходить — не значит верить»

Поговорить с настоятелем подробно в эту встречу не удалось.

— А что ж вы, барышня, без крестика? — с улыбкой посмотрел на меня старец. — Крестик надо носить. А интервью не буду давать. Смотрите, слушайте, пишите, что видите…

Вообще-то, он со всеми строг и краток. Желающих получить «рецепт» исцеления от отца Серафима много, и большинство стремится улучить минутку, чтобы лично подойти к старцу.

— Батюшка, у меня такое горе, — вытирает слезу женщина. — Дочка не хочет работать врачом.

— И не заставляйте. Она будет плохим врачом. Пусть учится на того, на кого сама хочет.

— Так она уже отучилась. Такое горе… Уехала в Лондон. Там работает, но не нравится ей.

— Все хорошо с вашей дочкой, нет у вас никакого горя, — определяет старец. — Найдет она свой путь.

— Не складывается у нее там. Она и в церковь ходит, молится, и все равно не складывается.

— В церковь ходить — не значит верить. Без веры молитва не поможет, — заключает отец Серафим и дает понять: разговор окончен.

Молодая пара что-то шепчет старцу на ухо. Он пристально всматривается в лица парня и девушки и успокаивает:

— Все у вас будет хорошо.

Молодые девчонки подхватываются со скамейки:

— Батюшка, благословите на учебу в институте.

Отец Серафим, кажется, на глазах молодеет. С улыбкой благословляет.

— Батюшка, я к вам за советом. С мамой плохо совсем, в больнице она, — скороговоркой выдает женщина. — Может, к вам ее привезти?

Отец Серафим не расспрашивает подробно, что за болезнь, но пристально всматривается в женщину. «Я слышала, он может, даже не видя человека, определить, поможет он ему или нет», — шепчет мне на ухо кто-то.

— Не надо привозить, пусть все принимает, что врачи приписывают. А вы закажите молебен за здравие, я буду за нее молиться.

«Я только молюсь, а исцеляет Господь»

Рассказы о том, как и кому помог старец, в Хмелево передают из уст в уста.

— У нас в больнице в Жабинке одна медсестра никак не могла от язв на ногах избавиться. Чем только не лечила! Посоветовали ей сюда, в Хмелево, съездить. Она не особо верила, но поехала. Всего один раз съездила на отчитку — на следующий день все язвы позаживали. Ей-богу, сама видела! — крестится для пущей убедительности женщина.

— А я видела, как девочку в припадке мама на руках принесла, а отец Серафим положил ей руку на голову, и девочка успокоилась, — охотно поддерживают разговор прихожане.

— Люди тут и костыли оставляют. Алкоголики пить бросают. Даже от рака, бывали случаи, исцелялись.

— А бесплодные после молитвы отца беременеют…

— А как из людей бесы выходят — так это страшно смотреть. Люди и корчатся, и воют, как волки. Отец Серафим после отчитки сам сильно болеет. Исцеляя других, «сжигает» себя.

В том, что исцеления при посещении монастыря бывают, сомневаться не приходится. Но настоятель монастыря не устает напоминать, что это не чудеса, сотворенные его руками, а Божья благодать. «Я только молюсь, а исцеляет Господь», — не устает напоминать он. И терпеливо после каждого молебна о недужных объясняет: причина наших бед — грехи, а скорби и телесные болезни — это уже следствие. Так что есть универсальный «рецепт» для всех: не надеяться на чудо и на заказанный молебен за здравие, а трудиться над своей душой. Раз в месяц исповедываться и причащаться, читать каждый день хотя бы по одной главе Евангелия, делать добрые дела.

Людей отец Серафим видит, кажется, насквозь.

— Бывает, что пара подходит, просит благословить, а он уже видит, что им не судьба жить вместе. И не благословляет, — рассказывают прихожане.

Сидеть на скамеечке у церкви и слушать все эти истории, кажется, можно бесконечно, но женщин ждут обычные мирские дела, и мы прощаемся. А я замечаю, что к отцу Серафиму дождался своей очереди мой самый первый собеседник, грустный молодой мужчина. Явно смущаясь, он что-то шепчет батюшке на ухо.

— А ты брось пить, найди работу, докажи ей, что ты можешь быть хорошим мужем. И тогда она к тебе вернется, — громогласно вразумляет старец.

Такой простой рецепт счастья… Уверена — мужчина сто раз слышал эти же слова от своих друзей и родных, но УСЛЫШАЛ он только отца Серафима. Чудеса, да и только…

КСТАТИ

От болезней исцеляет чудотворная икона

Хмелевская Спасо-Преображенская церковь, построенная в 1725 году, за триста лет ни разу не осквернялась, не закрывалась и не горела, хоть и деревянная. Пробуешь вбить в стену гвоздь — он нагревается, но не идет, словно это не дерево, а камень. Внутри намоленных деревянных стен — множество святынь: очень редкая икона Николая Чудотворца, на которой он изображен в белой ризе, Покровская икона Божией Матери, обновившаяся в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, частичка Животворящего Креста Господнего из Иерусалима. Но главная святыня — Ченстоховская икона Божьей Матери, точнее, очень древний список с той иконы, оригинал которой написан евангелистом Лукой и хранится в польском городе Ченстохове.

Именно с этой иконой связана легенда. Когда-то святой лик хранился в часовне у местного помещика. Однажды часовня сгорела, а икона осталось целой и невредимой, только сильно потемнела. А помещику было откровение: построить для иконы новый храм. Он построил Спасо-Преображенскую церковь, которая стоит и сегодня.

В ХХ веке икону неоднократно пытались украсть, но всякий раз она снова возвращалась на место. А в конце 90-х с иконой случилось еще одно чудо. К отцу Серафиму привезли 10-летнюю девочку, которая не могла ни стоять, ни сидеть. Через неделю после молебна она сама вошла в церковь. В тот самый день Ченстоховская икона Божьей Матери обновилась, на ней проявились лики и венцы. После этого люди свято уверовали в ее чудотворную силу и стали получать у святого лика исцеления от болезней.

Дорогие читатели!

В случае беды мы все ищем помощи не только у врачей. Мы готовы верить в чудеса, и они действительно происходят. Если это случилось с вами или с вашими родными и знакомыми, напишите нам. Возможно, кому-то из наших читателей именно сейчас нужна помощь, и ваш рассказ о чудесном исцелении станет спасительной соломинкой.

Пишите на адрес: 2200005 Минск, а/я 192, или по электронной почте на ящик с пометкой «Чудесные исцеления».

Хмелево | Церковь Преображения Господня — Сообщения

2021-01-22 Реуцкий Семён

Здравствуйте, скажите пожалуйста когда проводит службы отец Серафим? И ка попасть к нему на беседу? ответить

2020-06-20 татиана мануйлова

Родненький батюшка помолитесь пожайлуста за константина в больших долгах сами не выберемся пожайлуста помогите ответить

2020-01-25 Хмелевский Геннадий

Здравствуйте! Можно ли заказать молитву Неусыпаемая псалтырь? ответить

2020-01-25 Хмелевский Геннадий

Здравствуйте! Можно ли заказать молитву Неусыпаемая псалтырь? ответить

2018-12-18 Alina Oniszczuk

Слава Иисусу Христу!! Отче Серафиме…у меня нет паспорта,я не могу приехать к вам. У меня доч Ирина, 4 года страдает от эпилепсии,меня мучат бесы. Я молюсь… но тяжело…что делать? Они хотят забрать её. Помоги…как молиться, как обрести силу..? Отче,меня зовут Алла. Я живу в Польше. В деревне Грушки, возле Наревки. Но вы знаете многие душевные проблемы,молитва это добро на всякие недуги. Помоги…я открываю целу мою душу…помоги Отче Серафиме. С Богом! ответить

2018-06-14 Гарелик Ирина

Здравствуйте, скажите пожалуйста когда проводит службы отец Серафим? И ка попасть к нему на беседу? ответить

2018-06-07 Надежда Юркевич

Сообщите, когда будет проводиться служба по отчитке? ответить

2018-05-08 татьяна

Когда проводит службы отец Серафим? Можно ли попасть к нему на беседу и каким образом? ответить

2017-07-05 Геннадий Черавко

Здравствуйте. Батюшка католиков принимает? ответить

2016-08-08 Андрей Шиловец

Как можно позвонить отцу Серафиму? ответить

2015-12-10 афонин олег

Как можно попасть к отцу Серафиму на приём,может ли он исповедать лично мою девушку,проблема души…( проблема очень большая )…спасибо. ответить

2015-09-19 Катя Зинович

Хотела бы попросить совета у отца Серафима ответить

2015-08-28 Настя Валентукевич

Здравствуйте! Как попасть на беседу к отцу Серафиму? ответить

2015-07-29 Захарова Анна

Как попасть к отцу Серафиму на консультацию? Заранее благодарю. ответить

2015-04-19 Цыбуля Татьяна

Здравствуйте. Будет ли отец Серафим в Бресте. Если да, то когда? Заранее СПАСИБО. ответить

2015-01-14 Локшина Наталья

Здравствуйте !!! Можно ли отцу серафиму по электронной почте? ответить

2014-10-11 Татьяна Ивановская

Возникло очень много вопросов и без церковного вмешательства не обойтись .Пожалуйста ,скажите когда проводит службу отец Серафим ? ответить

2014-07-13 Надежда

Добрый день. Скажите, пожалуйста, у батюшки Серафима есть электронная почта или форум, чтобы задать ему вопрос? Спасибо. ответить

2014-06-29 Руслан Хитриков

Извините, можно ли создать паломнические поездки к отцу Серафиму привозить людей, ибо у нас в Могилеве к вам не возят, а если возят то редко, а у многих болезни, и свои вопросы? ответить

2014-05-14 Татьяна

Как можно попасть на беседу к отцу Серафиму? Когда проводит службы отец Серафим ?Спасибо. ответить

2013-12-29 Рудникова Татьяна

Добрый день. Скажите, пожалуйста, у батюшки Серафима есть электронная почта или форум, чтобы задать ему вопрос? Спасибо. ответить

2013-07-13 Оксана

Здравствуйте! Скажите пожалуйста, как попасть на беседу к отцу Серафиму? ответить

2013-05-16 Radzima.org

Шаноўныя наведнікі! Radzima.org не мае магчымасці адказаць як і калі прымае айцец Серафім. Калі ласка, тэлефануйце ў царкву па тэл. 8 (01641) 32-2-23, адрас — 225127 д. Хмелево, Жабинковский р-н, Брестская обл.
ответить

2013-05-14 Сидорова Елена

Интересуюсь как и когда можно привезти болящего ребенка к отцу Серафиму? Ребёнок болеет шестой год! ответить

2012-08-13 Светлана

Когда проводит службы отец Серафим? Можно ли попасть к нему на беседу и каким образом? ответить

2012-02-07

здравствуйте, также хотела бы узнать как можно попасть на беседу с отцом Серафимом или написать ему? ольга

2011-06-19

Людмила Много слышала об отце Сирафиме, как можно попасть к нему на беседу и что для этого нужно?

2009-10-05

Хочу попасть на беседу к отцу Серафиму.Что для этого надо сделать? Так как опыта подобного в моей жизни не было, хочу попросить помощи в этом вопросе.?

2009-09-12

Присоединяюсь к вопросам Наталки и Татьяны. Как можно попасть на беседу к отцу Серафиму?
Заранее спасибо.

2009-05-18

Как можно попасть на беседу к отцу Серафиму?

2009-02-04

Когда проводит службы отец Серафим? Можно ли попасть к нему на беседу и каким образом?

2008-11-11

Когда проводит службы в церкви отец серафим?

Добавить сообщение

Свято-Покровский кафедральный собор города Гродно

23 сентября 2021 года паломническая служба Свято-Покровского кафедрального собора города Гродно организовала поездку в Хмелево и православный Брест. Паломническая группа была небольшой, но мобильной и дружной, так как всех духовно объединяла цель поездки. Ведь тем, кто едет в святые места, важно «не только просить, но искать и действовать, стараясь, как сказал Апостол, быть готовыми на всякое благое дело» (2 Тим. 2, 21).

Паломники высказали добрые слова обэтой замечательной поездке.

Людмила Кивлюк:

Выдалось замечательное ранее воскресное утро. От встающего солнышка в монастыре Хмелево золотились не только купола храма, а и осенние листья, ветви деревьев…

Внутри намоленных деревянных стен старинной Спасо-Преображенской церкви мы перед службой благоговейно приложились к почитаемым святыням, среди которых список чудотворной иконы Ченстоховской Божией Матери, очень редкая икона Николая Чудотворца, на которой он изображен в белой ризе, и Покровская икона Божией Матери, обновившаяся в праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Частичку Животворящего Креста Господнего из Иерусалима, недавно подаренного храму, выносят из алтаря по особым праздничным дням.

Узнала у местных жителей, что наместник хмелевского монастыря игумен Серафим – уроженец Жабинки. Его очень любят все прихожане, тепло рассказывают нам, приезжим, о том, как он стал священником и монахом, как тянутся к нему и дети и взрослые, подчеркивают, что жизнь сельчан нельзя рассматривать отдельно от жизни монастыря.

Потом был Брест, подаривший нам красивый осенний денек без дождя. Православный гид, сопровождавшаянас по Бресту, с большой любовью рассказала о духовной жизни древнего города.

Удивил необычной архитектурой храм Тихвинской иконы Божией Матери, расположенный в городском микрорайоне «Ковалево». Коллектив архитекторов и проектировщиков простой ангарвсего за несколько лет превратил то ли в подобие взлетающей благородной птицы, то ли в сказочный корабль, в котором можно скрыться от жизненных бурь…

Часть нашей паломнической поездки была посвящена местночтимому святому Афанасию Брестскому.

Афанасий (Филиппович),игуменСвято-Симеоновского монастыря, прославлен Церковью в лике преподобномучеников. Мы посетили Свято-Афанасиевский Брестский мужской монастырь, открытыйна месте мученической кончины Афанасия Брестского в посёлке Аркадия Брестского района. Интересны росписи, сделанные в маленькой и очень уютной церкви Святого Афанасия, построенной в конце XIX – начале XX века, рассказывающие о житии святого. Только в этой церкви мы впервые увидели еще одну святыню – икону Купятичской Божей Матери, изображенную в виде креста.

В красивейшем Брестском Кафедральном соборе во имя Св. преподобного Симеона Столпника– единственном храме города, где богослужения проводились при всех властях – уже шла вечерняя служба, когда мы приложились кчастице мощей преподобномученика Афанасия, игумена Брестского, положеннойв специальную раку.Рядом со Свято-Симеоновским собором установлен бронзовый памятник Афанасию Брестскому.Рада, что выполнила просьбу о. Вячеслава Гапличника, поклониться мощам святого. Настоятель храма в честь преподобномученика Афанасия Брестского г. Гродно, дал мне такое благословение после вечернего богослужения по случаю престольного праздника прихода в микрорайоне «Зарица».

Валентина Лагонда:

В Спасо-Преображенском мужском монастыре с. Хмелево Брестской Епархии, который находится в Жабинковском районе, подарком нам всем стала степенная, духовно наполненная служба, которую возглавлял сам игумен Серафим (Петручик), наместник хмелевского монастыря. Проповедь, с которой обратился пастырь к верующим, была такой, что почти каждый из стоящих в храме был уверен: это слово сказано лично для него. Отец Серафим, конечно, видит, что сюда редко приезжают в радости, он сострадает нам в наших болезнях и скорбях, но больше акцентирует внимание на любви. Любите Бога, любите своих близких, постоянно напоминает он, любите даже врагов, без этого не может быть истинной любви Христовой.

В любой поездке всегда радуюсь возможности выполнить послушание для других паломников. В этот раз помогала в трапезной. После трапезы нам предложили экскурсию. Как рассказал нам молодой послушник Роман, на месте монастыря раньше стояла лишь древняя церквушка, которая никогда не закрывалась и не осквернялась (в наше время ее украшает табличка, что это памятник архитектуры XVIII века –1725 год – и он охраняется государством).

Обитель здесь возникла в конце девяностых, и удивительно, как за такой короткий срок она стала одним из ведущих духовных центров Беларуси. Хотя в братии всего 10 человек, они смогли возвести второй храм – Ченстоховский, корпуса для проживания и трапезную, гаражи, хозпостройки. Каждый год заготавливают огромное количество дров, т.к. во всех зданиях печное отопление, обрабатывают 22 гектара земли, занимаются полеводством, садоводством, пчеловодством, ухаживают за коровой. Да, верно говорят, что образ жизни монаха – труд и молитва.

Анна Рыкова:

Впечатлила, в первую очередь, доброжелательность тех, кто встречал нас на брестской земле, трепетное отношение к святыням.

Запомнился обновленный к своему 1000-летию Брест, архитектурные решения и оформление новых микрорайонов, величественных брестских храмов. Какой огромный творческий труд вкладывают прихожане и монахини в ландшафтный дизайн монастырских и прихрамовых территорий! Восхитили топиарии и монастырский огород женского монастыря в честь Рождества Пресвятой Богородицы, который обосновался в одной из бывших военных казарм на Госпитальном острове.

По-новому взглянула на расположенную на территории Брестской крепости гарнизонную Свято-Николаевскую церковь.Это купольное здание, церковную базилику в византийском стиле, возвели в 1851 – 1876 годах Главный храм Западнорусского края начала ХХ века, был одним из самых красивых, построенных в центре Европы. Он и сегодня впечатляет внешней отделкой после реконструкции,семиярусным паникадилом (особая люстра с 12 иконами и 104 свечами), сводами нижнего храма в честь святого мученика Иоанна Воина.

Поразил Свято-Воскресенский собор, высота которого до основания креста – 41 метр. Это самая величественная церковь Брестской епархии. Храм и рядом стоящая колокольня – как вечные, неугасимые свечи,возжженные благодарными потомками в память о воинах, погибших в 1941-1945 годах за Победу. Как форпост Православия, стоит он на героической Брестской земле.

Обязательно расскажу о поездке своим знакомым.

Людмила Петровна:

Мне очень нравятся поездки с паломнической службой кафедрального собора. В прошлое воскресенье мы отлично съездили в Кракотку. А сегодня с большим интересом посетили Брест. Всегда только хорошие впечатления, радостные события. Я часто молюсь Св. Николаю Чудотворцу, и в лотерею, предложенную Ириной в дороге, выиграла большой календарь на 2021 год с иконой святого. Хочется еще и в следующем году поехать от собора в другие святые места Беларуси.

Отзывы записала участница паломнической группы Людмила КИВЛЮК

14 октября приглашаем в Минск: Великий чин освящения Храма-памятника Всех Святых. Службу возглавит Патриарх Кирилл

Паломническая служба Покровского собора, контактные телефоны: +375 29 584 80 81; +375 29 184 80 31 (Ирина)

Паломничество в Жировичский монастырь и Спасо-Преображенский монастырь (Хмелево)

Приглашаем Вас на встречу с прекрасными белорусскими святынями и со старцем, которого в Беларуси называют «Серафим ‒ чудотворец». Во время поездки Вы посетите монастыри, сможете помолиться перед чудотворными иконами и святыми мощами угодников Божьих, послушаете удивительные проповеди отца Серафима, который служит в небольшом белорусском селе!

График поездок:
10.07.2021 07.08.2021 12.09.2021
Программа поездки:
Отправление из Минска (06.00).
Прибытие в Жировичи.
Поздняя Литургия (09.00) . Участие в Божественной Литургии (исповедь, причастие).
Жировичский Свято-Успенский мужской монастырь.

Свято-Успенский Жировичский монастырь является оплотом православия на белорусских землях. Всё началось с явления маленькой чудотворной иконы Божией Матери, которая сегодня входит в сотню самых почитаемых святынь православного мира и является одной из самых почитаемых белорусских святынь монастыря.

Во время экскурсии по Жировичскому монастырю Вы получите возможность пройтись по территории и получите информацию о праведной жизни монахов. В храмах монастырского комплекса Вы сможете поставить свечу за здравие своих близких и поклониться Святыням, в том числе и чудотворной иконе Божией Матери.

Трапеза самостоятельно.
Посещение и окунание в святом источнике с купелью в честь иконы Божьей Матери «Жировичская».

Святыни монастыря:

  • Икона главы Иоанна Крестителя с частицей его мощей и выступившей из иконы и засохшей капелькой крови
  • Мироточивая Казанская икона Божией Матери
  • Икона с частицей мощей Николая Чудотворца
  • Икона с частицей мощей преподобной Евфросинии Полоцкой
Переезд в Спасо-Преображенский мужской монастырь (Хмелево).
Экскурсия.
Вечерняя литургия (16.00).

По окончании вечерней литургии Вы можете подойти к игумену Серафиму. В силу своего опыта и связи с небесами он может понять духовное состояние человека и выписать точный духовный “рецепт”, а также помолиться за Вас.

В Спасо-Преображенском мужском монастыре хранится множество уникальных икон, среди которых особое место занимают хмелевский спис чудотворной иконы Божией Матери Ченстоховской и старинная икона Николая Чудотворца.

Ченстоховская икона помогает людям в тяжелых ситуациях, дает исцеление от болезней и помогает в житейских нуждах. Нередко женщины и мужчины избавлялись от бесплодия, а также других серьезных заболеваний. А Николай Чудотворец считается третьим по важности и значимости, почитаемым святым после самого Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. К нему обращаются со своими проблемами абсолютно все.

Игумен Серафим объясняет: есть универсальный «рецепт» для всех не надеяться на чудо и на заказанный молебен за здравие, а трудиться над своей душой. Раз в месяц исповедоваться и причащаться, читать в день хотя бы по одной главе Евангелия, делать добрые дела. Тогда Всевышний услышит наши молитвы.

Игумен Серафим — наместник Хмелевского монастыря, который по воскресеньям читает акафист Ченстоховской иконе, а каждую вторую субботу проводит молебен о недужных. Его проповеди не оставляют безучастным никого.

Святыни:

  • чудотворная «Хмелевская-Ченстоховская» икона Божией Матери;
  • древняя икона св. Николая Чудотворца.
Выезд в Минск.

Стоимость поездки: 70 бел. руб.

В стоимость входит:

  • проезд;
  • услуги сопровождающего;
  • экскурсия.

В стоимость не входит:

  • личные расходы;
  • трапеза.

Иметь при себе:

  • рубашку для окунания;
  • емкости для святой воды;
  • сухой паек в дорогу;
  • молитвослов;
  • 4-5 руб. на трапезу;
  • пожертвования для монастырей;
  • записки (можно написать заранее).

В программе возможны изменения.

Другие паломнические поездки можно посмотреть в разделе «Паломничество».

Войти на сайт

Как белорусский игумен Серафим исцеляет молитвой язвы, пьянство и наркоманиюКомментарии: 26Корреспондент «Комсомолки» побывала в Спасо-Преображенском монастыре под Брестом, куда паломники из разных стран едут за спасением от страшных недугов

Служба подходила к концу. На монастырском дворе было немноголюдно. Молодой мужчина на скамейке грустно смотрел куда-то вдаль. Я присела рядом.

— У вас тоже что-то случилось? — первым вступил в разговор мужчина.

— Нет, я журналистка, двенадцать лет назад приезжала к отцу Серафиму, делала с ним интервью. Тогда еще не было этого монастыря. Была Хмелевская пустынь. А сейчас приехала посмотреть на монастырь, поговорить, если получится.

— Без веры сюда не едут, — заметил мой собеседник.

Я задумалась: мне было радостно и спокойно. Но разве радость и спокойствие на душе — признак неверия? Другое дело, что к отцу Серафиму люди действительно едут чаще не радостью поделиться, а бедой. В Спасо-Преображенский монастырь в Хмелево, деревня в 5 километрах от Жабинки, в 20-ти — от Бреста, народ стекается отовсюду, по номерам машин на стоянке легко определить — вот это паломники из России, эти — из Украины, а вот несколько машин с европейскими номерами. Едут из Москвы, Симферополя, Вологды, Мордовии, Забайкалья, Польши, Украины, Франции, Канады и Америки. Слава об игумене Серафиме (Петручике) столь же велика, как сила его молитвы, исцеляющей от страшных недугов — от беснования, раковых болезней, пьянства, наркомании. Ничего удивительного, что в день, когда игумен проводит молебен о недужных — чин изгнания бесов (люди называют это просто — отчитка), в монастырском дворе яблоку негде упасть, сюда стекаются по четыреста — пятьсот человек. Прежде отчитки проходили каждую субботу, сейчас — раз в месяц.

— Тяжело это очень, нет уже того здоровья, что было прежде, — объясняет отец Серафим.

«В церковь ходить — не значит верить»

Поговорить с настоятелем подробно в эту встречу не удалось.

— А что ж вы, барышня, без крестика? — с улыбкой посмотрел на меня старец. — Крестик надо носить. А интервью не буду давать. Смотрите, слушайте, пишите, что видите…

Вообще-то, он со всеми строг и краток. Желающих получить «рецепт» исцеления от отца Серафима много, и большинство стремится улучить минутку, чтобы лично подойти к старцу.

— Батюшка, у меня такое горе, — вытирает слезу женщина. — Дочка не хочет работать врачом.

— И не заставляйте. Она будет плохим врачом. Пусть учится на того, на кого сама хочет.

— Так она уже отучилась. Такое горе… Уехала в Лондон. Там работает, но не нравится ей.

— Все хорошо с вашей дочкой, нет у вас никакого горя, — определяет старец. — Найдет она свой путь.

— Не складывается у нее там. Она и в церковь ходит, молится, и все равно не складывается.

— В церковь ходить — не значит верить. Без веры молитва не поможет, — заключает отец Серафим и дает понять: разговор окончен.

Молодая пара что-то шепчет старцу на ухо. Он пристально всматривается в лица парня и девушки и успокаивает:

— Все у вас будет хорошо.

Молодые девчонки подхватываются со скамейки:

— Батюшка, благословите на учебу в институте.

Отец Серафим, кажется, на глазах молодеет. С улыбкой благословляет.

— Батюшка, я к вам за советом. С мамой плохо совсем, в больнице она, — скороговоркой выдает женщина. — Может, к вам ее привезти?

Отец Серафим не расспрашивает подробно, что за болезнь, но пристально всматривается в женщину. «Я слышала, он может, даже не видя человека, определить, поможет он ему или нет», — шепчет мне на ухо кто-то.

— Не надо привозить, пусть все принимает, что врачи приписывают. А вы закажите молебен за здравие, я буду за нее молиться.

«Я только молюсь, а исцеляет Господь»

Рассказы о том, как и кому помог старец, в Хмелево передают из уст в уста.

— У нас в больнице в Жабинке одна медсестра никак не могла от язв на ногах избавиться. Чем только не лечила! Посоветовали ей сюда, в Хмелево, съездить. Она не особо верила, но поехала. Всего один раз съездила на отчитку — на следующий день все язвы позаживали. Ей-богу, сама видела! — крестится для пущей убедительности женщина.

— А я видела, как девочку в припадке мама на руках принесла, а отец Серафим положил ей руку на голову, и девочка успокоилась, — охотно поддерживают разговор прихожане.

— Люди тут и костыли оставляют. Алкоголики пить бросают. Даже от рака, бывали случаи, исцелялись.

— А бесплодные после молитвы отца беременеют…

— А как из людей бесы выходят — так это страшно смотреть. Люди и корчатся, и воют, как волки. Отец Серафим после отчитки сам сильно болеет. Исцеляя других, «сжигает» себя.

В том, что исцеления при посещении монастыря бывают, сомневаться не приходится. Но настоятель монастыря не устает напоминать, что это не чудеса, сотворенные его руками, а Божья благодать. «Я только молюсь, а исцеляет Господь», — не устает напоминать он. И терпеливо после каждого молебна о недужных объясняет: причина наших бед — грехи, а скорби и телесные болезни — это уже следствие. Так что есть универсальный «рецепт» для всех: не надеяться на чудо и на заказанный молебен за здравие, а трудиться над своей душой. Раз в месяц исповедываться и причащаться, читать каждый день хотя бы по одной главе Евангелия, делать добрые дела.

Людей отец Серафим видит, кажется, насквозь.

— Бывает, что пара подходит, просит благословить, а он уже видит, что им не судьба жить вместе. И не благословляет, — рассказывают прихожане.

Сидеть на скамеечке у церкви и слушать все эти истории, кажется, можно бесконечно, но женщин ждут обычные мирские дела, и мы прощаемся. А я замечаю, что к отцу Серафиму дождался своей очереди мой самый первый собеседник, грустный молодой мужчина. Явно смущаясь, он что-то шепчет батюшке на ухо.

— А ты брось пить, найди работу, докажи ей, что ты можешь быть хорошим мужем. И тогда она к тебе вернется, — громогласно вразумляет старец.

Такой простой рецепт счастья… Уверена — мужчина сто раз слышал эти же слова от своих друзей и родных, но УСЛЫШАЛ он только отца Серафима. Чудеса, да и только…

КСТАТИ

От болезней исцеляет чудотворная икона

Хмелевская Спасо-Преображенская церковь, построенная в 1725 году, за триста лет ни разу не осквернялась, не закрывалась и не горела, хоть и деревянная. Пробуешь вбить в стену гвоздь — он нагревается, но не идет, словно это не дерево, а камень. Внутри намоленных деревянных стен — множество святынь: очень редкая икона Николая Чудотворца, на которой он изображен в белой ризе, Покровская икона Божией Матери, обновившаяся в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, частичка Животворящего Креста Господнего из Иерусалима. Но главная святыня — Ченстоховская икона Божьей Матери, точнее, очень древний список с той иконы, оригинал которой написан евангелистом Лукой и хранится в польском городе Ченстохове.

Именно с этой иконой связана легенда. Когда-то святой лик хранился в часовне у местного помещика. Однажды часовня сгорела, а икона осталось целой и невредимой, только сильно потемнела. А помещику было откровение: построить для иконы новый храм. Он построил Спасо-Преображенскую церковь, которая стоит и сегодня.

В ХХ веке икону неоднократно пытались украсть, но всякий раз она снова возвращалась на место. А в конце 90-х с иконой случилось еще одно чудо. К отцу Серафиму привезли 10-летнюю девочку, которая не могла ни стоять, ни сидеть. Через неделю после молебна она сама вошла в церковь. В тот самый день Ченстоховская икона Божьей Матери обновилась, на ней проявились лики и венцы. После этого люди свято уверовали в ее чудотворную силу и стали получать у святого лика исцеления от болезней.

Дорогие читатели!

В случае беды мы все ищем помощи не только у врачей. Мы готовы верить в чудеса, и они действительно происходят. Если это случилось с вами или с вашими родными и знакомыми, напишите нам. Возможно, кому-то из наших читателей именно сейчас нужна помощь, и ваш рассказ о чудесном исцелении станет спасительной соломинкой.

Пишите на адрес: 2200005 Минск, а/я 192, или по электронной почте на ящик:[email protected] с пометкой «Чудесные исцеления».

​Сейте разумное, доброе, вечное…

Архимандриту Серафиму (Барякину) исполняется 65 лет.

Неожиданное решение

Геннадию Матвеевичу Барякину прочили блестящее будущее. По окончании Куйбышевского авиационного института (теперь это Самарский национальный исследовательский университет имени С.П. Королева) его оставили работать старшим инженером на кафедре конструкции и проектирования летательных аппаратов.

При открытии этой кафедры был создан вычислительный центр, и Геннадий Барякин сотоварищи устанавливал в нем вычислительную технику. Они и запускали эти машины, совсем не похожие на современные компьютеры — большущие шкафы, а то и целые комнаты, — и обслуживали, и обучали студентов работать на этих ЭВМ. И вот уже машины стали помогать в конструировании летательных аппаратов, и производительность повышалась во много раз.

Всё шло просто замечательно. Только однажды Барякин огорошил всех, подав заявление на увольнение. «Поступаю в Московскую Духовную семинарию…» — скромно объяснил он.

Но ведь надо было решиться на такой шаг, радикально менявший всё в жизни молодого успешного инженера…

— Да, этот шаг кардинально изменил мою жизнь, — соглашается архимандрит Серафим (Барякин). — И для сотрудников кафедры это было неожиданное решение. Время было еще советское, и на Церковь смотрели, мягко сказать, не совсем правильно. Но Валерий Андреевич Комаров, который возглавлял кафедру, — профессор, доктор технических наук — сказал: «Если вы вернетесь, мы вас примем обратно». Но я ответил: нет, не вернусь. Решение было твердое. И я окончил семинарию, поступил в Московскую Духовную Академию. А потом нес послушание в Отделе внешних церковных связей, и этот Отдел меня направил на Святую Землю.

В Даниловом монастыре я принял монашеский постриг с именем Серафим. Постригал Митрополит Климент, ныне Калужский и Боровский. Там же я Владыкой Климентом был рукоположен во иеродиакона, и в этом сане в составе делегации из более чем семидесяти человек во главе со Святейшим Патриархом Алексием II приехал на Святую Землю. В той же делегации была и игумения Георгия (Щукина), назначенная настоятельницей в женский Горненский монастырь. Потом делегация вернулась в Россию, а мы двое остались в Иерусалиме. Я как член Русской Духовной Миссии, а матушка как игуменья Горненского женского монастыря.

На Святой Земле

Русская Духовная Миссия была учреждена еще в 1847 году архимандритом Порфирием (Успенским). Очень много земельных участков на Святой Земле было приобретено благодаря активной деятельности архимандрита Антонина (Капустина), его талантам, его способности договариваться. Он был очень ученым человеком и весьма умелым политиком, который мог в то непростое время решать сложнейшие вопросы и приобретать земельные участки. Сейчас идет подготовка празднования его юбилея — 200-летия со дня рождения этого выдающегося деятеля нашей Русской Православной Церкви.

После революции деятельность Миссии, конечно, несколько затихла. Она ведь была создана для приема паломников из России. Строились гостиницы, больницы, храмы. Делалось всё для того, чтобы как можно больше желающих — а их до революции было много в России! — могли побывать на Святой Земле, помолиться в тех местах, что особенно дороги христианской душе.

— Ведь и пешком многие шли в Иерусалим…

— Да — и пешком ходили, и на кораблях добирались по морю. Воздушного сообщения, как сейчас, не было. И на Святой Земле сотрудники Миссии принимали паломников, размещали их, сопровождали, оказывали всякую помощь. Ну а после революции все это стало затихать, и присутствие Московского Патриархата на Святой Земле было сведено почти к нулю.

Когда я прибыл в Иерусалим, часть храмов и монастырей управлялась Русской Православной Церковью, а часть — Зарубежной. У зарубежников были два женских монастыря — в Гефсимании и на Елеоне, а также участок у Мамврийского дуба. Мы постоянно общались, встречались с ними. Начальник Зарубежной Русской Духовной Миссии архимандрит Алексий приходил к нам, мы тепло общались. Радует то, что сближение с зарубежниками ныне стало более тесным. Теперь есть между нами молитвенное общение, и наши паломники могут безпрепятственно посещать все святые места, принадлежащие Русской Православной Церкви и Зарубежной.

На Святую Землю я прибыл как иеродиакон. Но через несколько месяцев был рукоположен в сан священника — иеромонаха — на Гробе Господнем. Рукоположил меня по договоренности с нашим Патриархом Митрополит Иерусалимской Православной Церкви Тимофей. Он был секретарем у Патриарха Диодора (

2000 г.), который тогда был предстоятелем Иерусалимской Православной Церкви. Литургия в Храме Гроба Господня служится ночью, и я был рукоположен глубокой ночью. Это был вторник Пасхальной седмицы, праздник Иверской иконы Божией Матери. В 1991 году была Кириопасха.

— Кириос — это же значит: Господь! Но ведь у Православных всякая Пасха — Господня? В Каноне поется: «Воскресения день, просветимся, людие: Пасха, Господня Пасха!..»

— Кириопасха — особая, когда Пасха совпадает с Благовещением. Такое бывает очень редко. 7 апреля 1991 года день Светлого Воскресения Христова совпал с Благовещением. А 9 апреля я был рукоположен на Литургии и стал иеромонахом.

Священников не хватало. В русских храмах на Святой Земле служить было некому. И вот стали приезжать новые члены Миссии. Служили уже во всех наших храмах, в том числе и в Горненском монастыре, в нем и духовник появился, и несколько священников. А в то время, когда я приехал, нас было всего два-три человека, которые, как могли, старались везде успевать. В Яффе, например, службы в нашем храме совершались только по большим праздникам. Хотя прихожане там были, они хотели молиться на Литургии, просили об этом. Сейчас там служба идет каждый день. И конечно, число паломников и прихожан увеличивается. То же самое произошло и в Хайфе, где на горе Кармель стоит храм Пророка Божия Илии. Весной 1991 года был рукоположен на Гробе Господнем приехавший из России отец Мирослав Витив и стал служить в Хайфе. Протоиерей Мирослав и сейчас служит в этом храме. Там много прихожан не только русских, но и Православных арабов. Арабы очень чтут Пророка Илию, и особенно в его праздник в этом храме огромный наплыв верующих.

До начала 1990-х годов из Советского Союза за год приезжали по две-три группы паломников во главе с Архиереями. А мы стали трудиться для того, чтобы паломничество стало массовым. Договаривались с компаниями, которые предоставляют транспорт, автобусы, гостиницы, с Аэрофлотом и Трансаэро. Занимались и оформлением виз, разрешением на посещение определенных мест. Где разместить паломников, как организовать их питание — вся эта масса вопросов стояла перед нами. И сейчас, слава Богу, эта работа принесла хорошие плоды, и мы видим, как много россиян приезжает на Святую Землю поклониться величайшим святыням.

— Долго вы служили на Святой Земле?

— До 1994 года. В августе 1994-го я приехал в Москву, продолжил послушание в Отделе внешних церковных связей.

Пример для потомков

В 1996 году я вернулся в Самару, свой родной город, и был направлен Архиереем на служение в храм Иоанна Предтечи. Также Владыка Сергий поставил меня инспектором в Самарскую Духовную семинарию, проректором по воспитательной работе. Несколько лет я нес это послушание. Служил в Петропавловском храме и одновременно преподавал в семинарии Новый Завет. Служил и в Кирилло-Мефодиевском соборе.

— В то время, батюшка, и мне с другими прихожанами собора довелось молиться вместе с вами на Богослужениях, исповедоваться вам…

— Я это помню. А когда здание бывшей домовой церкви и богадельни Шихобалова было возвращено нашей Церкви, я пришел это все восстанавливать, а потом и служить. Мы застали все в самом неприглядном, очень печальном состоянии.

— Почему-то Церкви возвращали ее здания нередко в таком виде, как будто нарочно старались побольше напакостить…

— А может быть, это делалось иногда специально. Потому что власть в советскую пору была богоборческой…

В первую очередь мы, конечно, восстановили наш храм, который был открыт в 1903 году, в год прославления Преподобного Серафима Саровского. Здание было построено братьями-купцами Шихобаловыми, которые очень много сделали для Самары. Они построили много храмов, больницы, богадельни. Шихобаловы были людьми глубоко верующими, истинными христианами, и не жалели своих средств на благоустройство города, на строительство храмов и помощь людям. Это пример для потомков, для наших современников — как может и как должен человек «богатеть в Бога» и помогать ближним.

И вот в январе 2010 года мы начали здесь Богослужение. А вскоре у некоторых наших прихожан появилось желание открыть здесь Православную классическую гимназию. Они обратились ко мне…

— То есть это было не только ваше желание, оно шло изнутри прихода?

— Это было общее наше желание. Я обратился к Митрополиту Сергию, и Владыка дал нам благословение, мы начали готовить помещение для гимназии. Сейчас у нас занимаются ученики с первого по шестой класс. И это хорошо, что есть такая школа, где могут учиться дети из Православных семей.

Перенимая лучшее

Конечно, мы выполняем всю программу, обязательную для общеобразовательных школ, дети проходят те же самые предметы, у нас прекрасные педагоги. Но кроме того мы стараемся приобщать детей к вере, знакомим их с историей Ветхого и Нового Завета, рассказываем о святых, о праздниках. Заботимся, чтобы они учились соблюдать посты, знали молитвы и принимали участие в Богослужении как певчие и чтецы — что у нас сейчас и происходит.

Слава Богу, уже можно сказать, что наша гимназия приобретает свой лик, укореняется и расширяется. И я думаю, что это дело, которое мы начали, полезно для Церкви, общества и государства, для самих детей. И такие школы — они должны быть. Хотя в наше время это вроде бы и новое начинание, но мы взялись за него не на пустом месте. Мы стремимся перенимать пример дореволюционных школ. Изучаем и архивы, и статьи — и всё лучшее, что было в тех школах, стараемся переносить в свою. Хотелось бы, конечно, чтобы мы приблизились к тому очень высокому уровню, что был в прежние времена. Я очень хорошо сознаю, что мы еще весьма далеки от того уровня. Может быть, наши ученики обладают и большим количественным объемом знаний, но что касается языка, литературы, культуры — мы еще далеки до той высокой планки. Особенно, конечно, знание языков. В старой гимназии дети изучали латынь, греческий, французский язык, уже в четвертом классе писали сочинения на латыни и греческом. В наше время трудно такое представить.

— Но ведь сейчас и преподавателей таких, пожалуй, не найти. Чтобы и знали языки, и были глубоко верующими.

— Они есть, но их мало. По всей стране единицы. В классической гимназии при Греко-Латинском Кабинете Шичалина в Москве… Но мы надеемся, что появятся преподаватели такого уровня и у нас, в провинции. Ну откуда сейчас им появиться-то? Они должны выйти из наших школ.

— Увы, образование в нашей стране переживает не лучшие времена.

— Да, в те годы, когда мы с вами учились, уровень образования был гораздо выше — и в школах, и в высших учебных заведениях. Ведь было время, когда наш авиационный институт был очень престижным, в нем был очень большой конкурс. И выпускали высококлассных специалистов, которые конструировали и производили высочайшего образца технику. Были замечательные инженеры и конструкторы в области космического и самолетостроения, в других областях. Мы знали наизусть и цитировали Пушкина и Некрасова, других писателей и поэтов, читали произведения классиков, что, к сожалению, было предано забвению в ходе обрушившихся на школу реформ.

Сейчас, надо сказать, положение исправляется. И уже мы слышим с высоких трибун о том, что язык необходимо изучать, необходимо беречь и сохранять, мы должны передать все его богатство и великолепие будущим поколениям. Как ни жаль, сейчас пока знание языка, мягко говоря, не на должном уровне. Даже на центральных телеканалах речь многих ведущих далека от идеала. А ведь она должна быть эталоном для зрителей и слушателей. Эти постоянные «м-мм… а-а…» — ненужные междометия, притом нечеткая дикция, засоренный лексикон. Нарушается чистота и красота нашего русского языка. Когда мы смотрим старые фильмы с участием артистов старой школы — Михаила Яншина, Алексея Грибова, Ольги Андровской, — их же слушать приятно! Их учили говорить — и не только в театральных училищах. Задолго до этого они учились говорить в гимназиях, в семьях, где родители были людьми высокой культуры. Они были погружены в атмосферу великого русского языка. А благодаря прекрасному владению другими языками они могли ценить и понимать красоту своего родного языка. И это передавалось всем нам — берите, черпайте, впитывайте эту красоту. Печально, что сейчас это утрачено.

— Но, может быть, со временем это пройдет?

— Конечно, пройдет. Всякая болезнь когда-то проходит. Но это не значит, что мы должны сидеть сложа руки и ждать, когда наступят лучшие времена.

Приход как дружная семья

Лучшие времена наступят тогда, когда мы начнем делать все для того, чтобы что-то в этой жизни переменилось к лучшему.

— И вы со своим педагогическим коллективом как раз в числе тех, кто старается сделать для этого все, что возможно.

— Ну я-то как раз один ничего бы сделать не мог. Это стало возможным благодаря моим помощникам. Вот семья Корытцевых — сначала они были просто прихожанами. Потом Владимир Константинович стал у нас в храме чтецом, затем алтарником, и два года назад Владыка рукоположил его в священники. Доктор медицинских наук, преподает в медицинском университете, заведует кафедрой госпитальной медицины и находит силы служить в нашем храме. Семья у него, пятеро детей, двое из них учатся у нас. И его матушка тоже помогает в храме. Эта семья — одни из учредителей нашей гимназии. У истоков нашей гимназии стояла также семья Барановских. Они своими силами, своими материальными средствами помогали нам организовывать гимназию. И не только эти две семьи, конечно, пришли на помощь. Некоторые наши благотворители, к сожалению, уже отошли в мир иной. Но появляются новые люди, которые становятся нашими прихожанами и тоже помогают нам в поддержании и благоукрашении нашего храма, помогают и гимназии.

Мой взгляд на приход как на такую общину, если не сказать больше — как на семью, которая живет жизнью христиан первых веков, когда все у них было общее, все друг друга знали, все помогали и поддерживали друг друга, сострадали в тяжелых испытаниях. В отличие от больших храмов, где не все даже в лицо знают других прихожан, у нас небольшой приход. Конечно, приходят и новые люди, но в основном это постоянные прихожане, которых я всех прекрасно знаю, их имена, их семейное положение, их проблемы и болезни. И они хорошо знают меня, знают и друг друга. И когда у того или иного прихожанина случается беда или болезнь, они стараются помогать. Один — адвокат, другой врач, третий строитель, четвертый сельским хозяйством занимается. Есть у нас и родители-священники, чьи дети тоже учатся в гимназии.

Учеников у нас пока немного, и меньше нагрузка на преподавателей, больше возможности уделить внимание каждому ученику. Я думаю, со временем учеников будет больше, но мы будем к этому готовы. Сразу охватить большой объем невозможно, да и ни к чему. Для нас главное, чтобы дети были не только высокообразованными, но в первую очередь верующими людьми. И я говорю всем родителям и преподавателям, когда они к нам в гимназию приходят, что мы должны понимать: вера и воспитание должны быть на первом месте. Человек воспитанный понимает ценность добра и несет это добро другим людям, старается его приумножить. И сам живет в этом добре. Это нужно с детства вкладывать в души детей. Мы не можем знать, конечно, насколько это останется и укоренится в душах, даст ли всходы и плоды тех семян, которые мы там посеем. Но мы должны сеять. Разумное, доброе, вечное…

Путь в Царствие Небесное пролегает через время, в которое мы живем, проходит по нашим жизням. И если мы правильно выбираем направление, если не уклонимся, то сможем прийти к желанной цели.

Митрополит Самарский и Тольяттинский Сергий очень хорошо понимает необходимость работы с детьми, и в Самарской епархии много детских епархиальных центров, которые всерьез занимаются детьми.

В то же время необходимы и такие школы, как у нас. Надеюсь, что их будет больше. Я не боюсь какой-то конкуренции. Одна из моих задач — показать, что и сейчас, в наши дни это можно и нужно. Конечно, многому нам еще нужно учиться, многое еще надо сделать. Но самое главное, первые шаги мы делаем. Если за что-то нас можно похвалить, то только за наше начинание.

— Батюшка, вы ощущаете помощь своего Небесного покровителя и покровителя вашего храма?

— То, что нам удалось и удается сделать, — это благодаря молитвам Преподобного Серафима Саровского. Мы верим, что он нам помогает, молится за нас. Наша молитва, к сожалению, слабая. Но молитва Батюшки Серафима — она Богом слышима, и Пресвятая Богородица слышит Своего верного служителя. Благодаря его молитвенному заступничеству мы имеем возможность преодолевать трудности, которые обязательно появляются в таком непростом делании. И это внушает нам уверенность в возможности сделать то, за что мы взялись. Как же не верить в это, имея такого помощника и молитвенника, как Преподобный Серафим Саровский. Всё получится!

— Наверное, вы бываете с учениками в Дивеево?

— Да, мы ездим в паломнические поездки. Были и в Дивеево. Этой зимой были в Троице-Сергиевой Лавре. И дети всегда вдохновляются впечатлениями, которые получают в этих поездках, и духовно обогащаются. Вера без дел мертва, и паломничество — одно из таких дел. Как можно изучать историю государства Российского без знания святых мест, которых великое множество в нашей стране.

Мы должны видеть в истории Промысл Божий. И когда молодой человек видит одно из самых лучших явлений нашей истории — это возвышает его дух. У нас всё больше любят говорить о каких-то трагедиях, но это же не вся история, были в ней и благоприятные времена, когда строилось и развивалось наше общество. И вот одно из таких проявлений — строительство замечательных соборов, монастырей. Всё это лучшие страницы истории. Но мы должны понимать, что всё это свершалось не без помощи Божией. И когда мы за все это Бога благодарим, тогда мы и имеем веру и надежду, что Господь нас не оставит и мы и дальше будем жить под Его благим покровом. А настроения упаднические бывают или от нашего невежества, или от лености, от нежелания что-то делать. Когда человек говорит, что это невозможно и я этого делать не буду, это вызывает неприятие. А ты попробуй, хотя бы малое сделай во благо нашего общества. У многих на первом месте желание все ругать, критиковать, всех обвинять. Да, есть много плохого, что нужно исправлять. Но каждый человек на своем месте должен трудиться, иметь чувство долга и желание что-то сделать во благо ближнего. Это же заповедь Божия — любовь к Богу и любовь к ближнему. Если ты любишь Бога, то должен любить и ближнего. А эта любовь должна материализоваться в служении ближнему. Всё это начинается и реализуется на приходе.

Наш народ сейчас несколько разобщен. Это на руку только разрушителям. А мы должны служить объединению народа. Церковь всегда призывала к единению в вере, в добрых делах. А вот эти вот веяния, которые учат: каждый сам для себя, — гибельны и для каждого человека, и для общества. С этим надо бороться. Этому надо противостоять.

Добро — в единении с Богом

— Нас все-таки учили на уворованной из Закона Божия нравственности, так называемом «моральном кодексе строителя коммунизма».

— Да, но это понимание добра было ущербным. Потому что добро не может быть без Бога, без высокой цели. И самое большое добро — это единение с Богом. Вот оно, это добро, — настоящее. Не надо опускать планку. А мы говорим о той цели, которая очень высока, но в то же время спасительна: любовь к Богу. К Богу, Который любит нас — и ради этой Своей любви пострадал на Кресте за каждого из нас. И мы отвечаем на эту Любовь. Это начало нашего общения с Богом. Человеку, который истинно полюбил Христа, бояться нечего. Истинную любовь нельзя ничем ни заглушить, ни обмануть, ни запачкать. Как мы можем противостоять тому, что лжеучителя уводят народ от Христа? Именно своей любовью ко Христу. Если она у нас глубокая и истинная, то ничто нас обмануть и испортить уже не сможет. Но к этому надо дойти. Вот так человек и будет всю жизнь к этому стремиться и идти. И Господь его никогда не оставит.

— А вас в семье воспитывали в вере в Бога?

— Нет, к сожалению. Мои покойные родители были людьми другого поколения, когда опасно было открыто исповедовать веру в Христа. Отец мой родился в 1917 году. Как рассказывали родители, они росли в верующих семьях и сами верили в Бога, и отец мой пел в церковном хоре. Но потом наступило время, когда многие перестали в церковь ходить. Страшно было и небезопасно. Но вера-то у них сохранялась.

Дедушка Федор Спиридонович до своей старости и до самой смерти в церковь ходить не переставал. Я помню, еще маленький был, мы жили в Муроме. Там было очень много храмов, но все они были закрыты, и только один храм действовал в бывшем мужском монастыре. И Федор Спиридонович каждое воскресенье, как только звонили в колокол, собирался, надевал сапоги и шел в храм. Он оставался человеком церковным. И когда я сейчас его вспоминаю, думаю, что, наверное, что-то и мне от него немножечко передалось.

Уже в наше время я приезжал в Муром и заходил в этот очень древний храм. Сейчас уже всё восстановлено, и мужской монастырь уже действует, и женский рядом с ним, и многие храмы в старинном Муроме. Да, говорят, время было такое. Но если у человека есть желание что-то познать, если он хочет сам во всем разобраться, он может найти правду-то.

Это просто глупость, это абсурд — выдавить из человека образ Божий! Ну как это можно? Даже если человек очень грешный и живет жизнью непотребной, все равно у него внутри, может быть в самой глубине души, остается невидимое другим людям то, что Богом заложено. В этом и ценность-то человека. В том, что он является носителем образа и подобия Божия. А потом все остальное: и разум, и понимание красоты, — это всё следствия. А причина — то, что в нем это все заложено. И когда молодой человек приходит учиться, мы должны стараться создать все условия для того, чтобы заложенное в нем изначально Богом возрастало и вело его к спасению, а все сорняки стараться выпалывать и искоренять.

Красота ума

Иногда смотрят на воспитание и образование так, словно мы что-то новое изобретаем. Ничего мы не изобретаем! Мы же не изобретаем, когда сажаем пшеницу, — а она растет по тем законам, которые определены Богом. И мы никогда не сможем понять, как происходит это чудо рождения из зернышка новых всходов… Мы можем лишь помогать росту человека, с самых малых лет и до глубокой старости. А как это происходит — это уже не нашего ума дело. Это уже Божие.

Не было, помните, духовных книг. У меня был атеистический словарь, и я читал его, чтобы что-то узнать о религии. И находил полезное для себя. Конечно, все это было смешано с грязью, но и в этой грязи можно было что-то найти. Главное, было бы желание найти. Когда нет желания, трудно человека чему-нибудь научить. Ну не хочет он учиться играть на пианино — и что хотите с ним делайте, а он никогда великим пианистом не станет. Привить человеку любовь к занятию сложными науками — это тоже высокое искусство учителя. Он должен сам это дело любить и уметь передать. А все остальное в человеке совершается неведомыми нам путями. Но вот мы любовь прививаем — как садовод к дикому деревцу прививает культурный саженец, и потом вырастает прекрасное растение.

Любовь — она все покрывает, всему сопутствует, всему благому содействует. Без любви не может человек быть счастлив. Человек, живущий без любви, пытается как-то заполнить пустоту — и ищет везде, где может. К сожалению, часто не там, где надо. Он сам может не понимать, но чувствует, как плохо, как холодно жить без любви. А человек, который обрел любовь, он на своем месте, он видит свою цель и знает, как ее достичь, отличает правильное от неправильного. В общем, любовь всему научит.

И если говорить об образовании, конечно, должна быть любовь связана с разумом. Как в Каноне Андрея Критского сказано: «погубил ума красоту», к сожалению, многие — и мы по себе замечаем: ум без любви, без красоты — он несчастен. Вы можете много знать, многое изучить. Но вот понять ума красоту… — а некоторые даже не представляют, что за «ума красоту» он погубил, что вообще это такое. Откуда она и где ее взять. И была ли она вообще. А красота ума — и есть любовь.

Святые отцы хорошо знали, что такое красота ума, и старались нам передать. А мы должны слушать — и стараться понять это и вернуть утраченную, погубленную красоту ума. И тогда человек обретает истинную любовь. И начинает ее ценить и хранить ее и стараться передать другим. Это деятельность, которая не имеет конца. В этом вечность и заключается. Поэтому в наших школах надо постараться вернуться к тому доброму, что прежде было в нашем обществе. Взять это доброе и постараться перенести сюда, отринув то, что было плохого. И не брать без испытания нечто откуда-то извне пришедшее и объявлять ценностью — общечеловеческой или еще какой-то. Это все словесная мишура, за ней ничего не стоит, кроме гордыни, обмана. А мы должны верить тем, кто действительно желает нам добра. Тем, кто знает, что такое добро, и сами прошли какой-то путь жизненный. У нашего народа очень большой опыт. Русский народ очень терпелив, потому что много страдал, много перенес. Многие правители злоупотребляли этим великим терпением — и сейчас это тоже есть. Надо беречь наш народ, сохранять. А это невозможно без любви к народу. И к каждому человеку в отдельности.

Это все вопросы непростые. Но я сторонник того, чтобы не бояться непростых вопросов. Начните делать с помощью Божией. И вот это делание — единственный путь к достижению цели.

Вот если вернуться к тому, о чем мы говорили, к знанию языков. Слово «философия» чаще всего переводят как любовь к мудрости. А есть ведь и другое понимание. Что это делание. Для любви есть в греческом языке разные слова: не только филос, но и агапэ. А слово «друг» в греческом языке тоже имеет этот корень — филос. Так вот философию можно понимать и как любовь к дружеству, любовь к другу.

— А дружба всегда деятельная.

— Да, это общение, это стремление понимать друг друга. Это крепкая связь между людьми. Вот как интересно: зная языки, можно совершенно по-иному взглянуть на те предметы, которые нам кажутся давно понятными и ясными.

И наша гимназия — это опыт, это начало, это делание, которое мы считаем нужным, полезным для Церкви и нашего общества. И для детей, которые в ней учатся.

28 мая настоятелю самарского храма в честь Преподобного Серафима Саровского и руководителю Православной классической гимназии архимандриту Серафиму (Барякину) исполняется 65 лет. Многая и благая лета, дорогой батюшка!

Записала Ольга Ларькина.

Фото Евгения Ситникова.

Архимандрит Серафим (Климков)

Самым молодым духовником в Даниловом монастыре в 1920-е гг. был иеромонах Серафим (Климков). Он родился в 1893 г. в Галиции, принадлежавшей в то время Австрии (ныне Львовская область, Украина). Хотя в крае было сильно влияние католичества, семья Климковых исповедовала православие. С 1915 по 1919 гг. учился в Московской духовной академии, был учеником владыки Феодора, оказавшим решающее влияние на всю его жизнь. В 1921 г. принял монашество и поступил в Данилов монастырь, где ему назначили послушание: принимать исповедь прихожан. Батюшка был очень строгим духовником, но число окормляющихся у него с каждым днем все больше увеличивалось. Великим постом он мог исповедовать до трех часов ночи, часто доходил до полного изнеможения, а уходя, уносил с собой пачку тетрадей и листков — это были подробные исповеди, откровение помыслов и вопросы духовных чад. И каждому он потом письменно отвечал на все вопросы и недоумения. Отец Серафим требовал от своих пасомых полного откровения и послушания, и на себя брал ответственность за них перед Богом. Такой способ общения с чадами сохранился у отца Серафима на всю жизнь. Когда он скрывался от преследований и чада не могли приезжать к нему, он вел с ними переписку. Кто-нибудь из доверенных чад привозил ему письма, и батюшка обязательно отвечал каждому. К отцу Серафиму ходило очень много молодежи. Бывало, что, попав к нему на исповедь случайно, люди становились его духовными чадами на всю жизнь, как, например, Прасковья Емельяновна Мачкина (в схиме Даниила, †1999), даниловская прихожанка того времени, одна из немногих доживших до возобновления монастыря. Матушка рассказывала, как она стала духовной дочерью отца Серафима. Ее семья жила недалеко от Данилова, однажды юная Паня с мамой пришла на исповедь и попала именно к отцу Серафиму. Батюшка сразу велел ей неделю говеть и в следующий раз написать полную исповедь. Девушка решила сначала, что всё это слишком тяжело для нее, но очень скоро стала одной из самых усердных и преданных чад. Это изменило всю ее жизнь — она стала активной прихожанкой, помогала даниловской братии в тяжкие годы гонений. В доме Мачкиных под Каширой несколько месяцев жил, скрываясь от новых арестов, архиепископ Феодор, хотя это было опасно и для самой Пани, и для ее семьи. В 1927 г. архимандрит Серафим был впервые арестован и сослан на пять лет на Север, в город Обдорск (ныне Салехард). После освобождения он жил под Москвой, в 1936 г. поселился вместе с другими даниловцами в городе Киржач под Владимиром. В 1937 г. чудом избежал ареста и расстрела вместе с остальной даниловской братией. Скрываясь от «органов», он нелегально жил у своих духовных чад под Москвой, переходя от одного к другому. В первые месяцы войны оказался на оккупированной территории, пешком добрался до своих родных мест на Львовщине и там всю войну служил в храме. В 1945 г. у отца Серафима была возможность уехать к родственникам за границу, но, несмотря на грозящую ему опасность, он не смог оставить своих духовных чад. Вскоре он был арестован и осужден на 10 лет лагерей. После освобождения в 1956 г. жил в Москве, по-прежнему окормляя своих многочисленных духовных чад. Как и все даниловские насельники, отец Серафим пострадал за веру, но ни аресты и допросы, ни годы ссылок и лагерей, ни десятилетия гонений и скитаний не сломили его. Начав свой пастырский подвиг в Даниловом монастыре в 1920-е гг., он самоотверженно продолжал его на протяжении полувека. Скончался отец Серафим 14 февраля 1970 г., похоронен на Котляковском кладбище в Москве.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]