«Это неожиданное решение»: кто такой белорусский архиепископ Артемий, которого отправили на покой, и что говорят священнослужители


Гродненский Покровский собор. Фотография с сайта piligrim.by

Гродненская и Волковысская епархия
Белорусского экзархата Русской Православной Церкви

  • Епархиальное управление: Белоруссия, 230023, г. Гродно, ул. Ожешко, 23
  • Тел.: +375; факс: +375
  • Официальный сайт: [1]
  • Каноническая территория: Берестовицкий, Волковысский, Вороновский, Гродненский, Зельвенский, Мостовский, Свислочский, Щучинский районы Гродненской области.
  • Кафедральные соборы: Покровский в г. Гродно, Петропавловский в г. Волковыске
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Учреждена 23 января 1900 года будучи выделена из Виленской епархии.
В 1924-1939 годах Гродненская епархия существовала в составе автокефальной Польской Православной Церкви.

В 1942 году в Белоруссии была под давлением оккупационных властей организована «Белорусская Православная Автокефальная Церковь», которая все же сумела избежать формального объявления автокефалии и канонического разрыва с кириархальной властью. Ставленником Белорусского Синода на Гродненскую кафдеру стал Венедикт (Бобковский), пребывавший на кафдере до 1943 года.

По окончании Второй мировой войны в Гродненская епархия продолжала существовать в составе Русской Православной Церкви но после 1960 года пресеклась.

Гродненская кафедра была восстановлена 18 февраля 1992 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви.

Ныне Гродненская епархия объединяет приходы западной части Гродненской области. Кафедральный город — Гродно.

Исторические наименования

  • Гродненская и Брестская (? — 21 апреля 1923)
  • Гродненская и Новогрудская (21 апреля 1923 — 1940)
  • Гродненская и Виленская (июль 1940 — 1940/1941)
  • Гродненская и Барановичская (1940/1941 — 1942)
  • Гродненская и Белостокская (1942 — 1943)
  • Гродненская и Барановичская (1945 — 18 ноября 1948)
  • Гродненская и Брестская (18 ноября 1948 — 28 февраля 1949)
  • Гродненская и Лидская (28 февраля 1949 — 1950)
  • Гродненская и Брестская (1951 — 1955)
  • Гродненская и Волковысская (с 18 февраля 1992)

Статистика

  • 1912 — Церквей — 612, часовен — 42; Монастырей — 5 (2 женских), 1 монастырское подворье; 1 духовное училище, 866 церковных школ; Библиотек при церквях — 183, при благочинных округах — 26; Богадельня — 1 [2].
  • 1 января 1995 — 72 прихода, 59 священников, 5 диаконов. 9 воскресных школ, одно церковное братство [3].
  • ок. 2004 — 87 приходов; 86 священнослужителей (81 священник, 5 диаконов) [4].
  • март 2012 — 94 приходов, 107 храмов, 111 священнослужителя (103 священника; 8 диаконов) [5]

Архипастыри

  • Иоаким (Левитский) (13 января 1900 — 26 ноября 1903)
  • Никанор (Каменский) (26 ноября 1903 — 9 декабря 1905)
  • Михаил (Ермаков) (9 декабря 1905 – 1921) [6]
  • Владимир (Тихоницкий) (не ранее сентября 1918 — кон. 1922) в/у, еп. Белостокский
  • Алексий (Громадский) (12 октября 1922 — 15 апреля 1934)
  • Антоний (Марценко) (1934 — 1936/1937)
  • Савва (Советов) (1936/1937 — 1939)
  • Пантелеимон (Рожновский) (17 октября 1939 — 1941) до июля 1940 — в/у, архиеп. Пинский
  • Венедикт (Бобковский) (апрель 1942 — 1943)
  • Варсонофий (Гриневич) (30 декабря 1945 — 18 ноября 1948)
  • Паисий (Образцов) (18 ноября 1948 — 13 декабря 1949)
  • Питирим (Свиридов) (13 декабря 1949 — 17 марта 1950, 1 февраля 1951 — 21 апреля 1959) в/у, архиеп., затем митр. Минский [7]
  • Сергий (Ларин) (17 марта 1950 — 1 февраля 1951)
  • Гурий (Егоров) (1959 — 1960) в/у, митр. Минский
  • 1960-1992 — кафедра пресеклась
  • Валентин (Мищук) (18 февраля 1992 — 26 февраля 1994)
  • Филарет (Вахромеев) (1994 — 1996) в/у, митр. Минский
  • Артемий (Кищенко) (4 февраля 1996 — 9 июня 2021)
  • Антоний (Доронин) (с 9 июня 2021)
  • Образование православной епархии

    Помимо католической епархии, в городе Гродно существует и православная. Она была образована в 1900 году 23 января. Гродненская православная епархия была выделена из Виленской и Литовской. Именно под их началом она находилась до 1900 года.

    Если говорить об истории возникновения в этом месте православия, то хроники повествуют, что уже в двенадцатом веке тут появились каменные храмы. Самые древние, которые сохранились до сегодняшних дней, – это Верхняя и Нижняя церкви.

    Изначально это место относилось к Киевской митрополии, а в четырнадцатом веке перешло под правление Литовско-Новогрудской митрополии. Ее центр был в Новогрудке. Брестская уния перекроила некоторые православные наделы, и после ее принятия эта кафедра митрополии стала униатской. Так продолжалось до восемнадцатого века, когда Речь Посполитая пережила несколько разделов. Православие стало постепенно возвращаться в эти места.

    Первыми звоночками стала просьба православных о восстановлении костела и переосвящении его в Софийский собор. Это произошло в 1804 году. Затем, в 1843 году в Гродно был построен женский монастырь. В этот период епархия имела в своем правлении церкви, монастыри, церковные школы.

    Уже в 1923 году некоторая часть этой епархии отошла к Польской православной церкви. Это было начало потери подконтрольных церквей. Некоторые их них были отданы католикам, а некоторые просто закрыли. Этот период ознаменован ополячиванием православия: служба читалась на польском языке.

    История епархии до 1992 года довольно сумбурна. Она еще несколько раз переходила из одного подчинения к другому, лишь только в начале девяностых годов прошлого века она стала восстанавливаться.

    География благочиний

    • Гродненское:
    • г. Гродно
  • Берестовицкое:
    • г.п. Большая Берестовица, д. Гольни, д. Горбачи, д. Клепачи, д. Малая Берестовица, д. Массоляны, д. Олекшицы, г.п. Пограничный
  • Волковыскское:
    • г. Волковыск , д. Верейки, д. Волпа, д. Дятловичи, д. Изобелин, д. Колонтаи, г.п. Красносельский, д. Подороск, г.п. Рось, д. Сидельники
  • Вороновское: [8]
    • г.п. Вороново, д. Заболоть, г.п. Радунь,
  • Зельвенское:
    • п. Зельва , д. Голынка, д. Деречин , д. Добросельцы, д. Мижеричи, д. Острово, д. Словатичи, д. Сынковичи
  • Мостовское:
    • г. Мосты, д. Белавичи, д. Гудевичи, д. Дубно, д. Лунно, д. Пески, д. Самуиловичи, д. Черлены
  • Свислочское:
    • г. Свислочь, д. Горностаевичи, д. Добраволя, д. Новый Двор, д. Полонка, г.п. Порозово, д. Свентица, д. Хорошевичи, д. Ятвеск
  • Скидельское (Гродненский район):
    • г. Скидель, д. Вертелишки, д. Головачи, д. Гущицы, д. Жидомля, д. Индура, д. Комотово, д. Коптевка, д. Лаша, д. Мильковщина, д. Озеры, д. Поречье, д. Свислочь, г.п. Сопоцкино
  • Щучинское:
    • г. Щучин, д. Бершты, д. Василишки, д. Голубы, д. Демброво, г.п. Желудок, д. Мурованка, д. Нароши, д. Орля, г.п. Острино, д. Первомайская, д. Раковичи, д. Рожанка, д. Турейск, д. Шнипки, д. Щенец

    Церковно-общественные организации

    • диаконическая станция Гродненской епархии, Гродно
    • Свято-Владимирское братство, Гродно (с 1993)
    • Борисоглебское братство, Гродно (с 1997)
    • Софийское молодежное братство при Покровском кафедральном соборе, Гродно
    • братство во имя св. мч. Гавриила Белостоцкого при Казанской Церкви, дер. Поречье
    • сестричество св. прав. Иулиании Ольшанской при Покровском кафедральном соборе, Гродно
    • сестричество во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии при приходе в честь Собора Белорусских святых, Гродно
    • сестричество во имя св. мч. Трифона при Ильинской церкви, г. Мосты

    ГРОДНЕНСКАЯ И ВОЛКОВЫССКАЯ ЕПАРХИЯ


    Майоликовый декор на фасаде Борисоглебской (Коложской) ц. Фотография. 2006 г.

    Майоликовый декор на фасаде Борисоглебской (Коложской) ц. Фотография. 2006 г. На территории Городно, являвшегося в XII — 1-й пол. XIII в. центром удельного княжества, сохраняются древнейшие памятники этого региона. Археологические раскопки на Замковой горе (1932-1933, 1937-1939 — польск. ученые Ю. Йодковский, Я. Войцеховский, З. Дурчевский; 1949 — Н. Н. Воронин) выявили существование здесь в кон. XI в. деревянной крепости.

    Во 2-й пол. XII в. на правом высоком берегу р. Неман, напротив Замковой горы, была сооружена Борисоглебская (Коложская) ц. (80-е гг. XII в.; сохр. не полностью: глава утрачена до XVIII в.; юж. и часть зап. стены, юж. апсида — во 2-й пол. XIX в.) (см. ст. Гродненский Коложский во имя мучеников Бориса и Глеба мужской монастырь).

    В кон. XII в. на Замковой горе была построена каменная, т. н. Нижняя церковь (сохр. части стен высотой до 3,5 м и столбов, фрагменты конструкций и декора). Церковь представляла собой прямоугольную в плане постройку (16,8´ 11,6 м), со скошенными углами, ориентированную по оси «восток-запад», с 6 столбами, 4 из к-рых со срезанными углами поддерживали купол, смещенный к западу, а 2, вероятно, являлись продолжением внутренних стен, разделявших апсиды и имевших арочные проемы. Из 3 апсид храма конструктивно была выделена лишь центральная, боковые имели ниши в вост. стенах. Предполагается, что у храма было позакомарное покрытие. Входы располагались с зап., сев. и юж. сторон; входные проемы и окна имели арочные завершения. В юго-зап. углу сохранился фрагмент витой лестницы, ведшей на хоры. Стены были сложены из плинфы сплошной порядовой кладкой с включением валунов и кувшинов-голосников. Фасады, а также внутренние стены были разделены лопатками, отвечавшими расстановке столбов в интерьере; по углам лопатки отсутствовали. Храм был декорирован майоликовыми вставками в форме креста и розеток коричневого и зеленого цветов. Сохранившийся пол выложен диагональными рядами майоликовых плиток зеленого, желтого и коричневого цвета; в подкупольном пространстве рисунок пола представляет собой 5 орнаментированных кругов, вписанных в равноконечный крест.

    В этот же период была сооружена 6-столпная Пречистенская ц. на Подоле в Городно (с 1635 храм базилианского мон-ря, с 1843 правосл. (см. ст. Гродненский в честь Рождества Пресвятой Богородицы женский монастырь); сохр. фундамент); строительство 6-столпного храма в Волковыске предположительно остановилось на уровне фундамента.

    «Подол» в Гродно. Гравюра М. Зандта. Сер. XVI в. (РНБ)

    «Подол» в Гродно. Гравюра М. Зандта. Сер. XVI в. (РНБ) Отличительной особенностью местной архитектурной школы стало «украшение фасадов зданий разноцветными камнями-вставками и майоликовыми плитками (Нижняя и Коложская церкви)» (Белорус. археология. С. 102). Городенская школа зодчих была синтезом волынской (строительные традиции) и полоцкой (архитектурные формы и производство кирпича) школ (Раппопорт П, А. Зодчество XII в. на территории Белоруссии // Древнерус. гос-во и славяне: Мат-лы симп. Минск, 1983. С. 116-118; ср.: Чернявский И. М. Пречистенская церковь XII в. // Там же. С. 119-121).

    В сер. XIII в. Городно вошел в состав Великого княжества Литовского. О строительстве каменных храмов в этот период сведений не обнаружено. В кон. XIV в. вел. кн. Литовский Витовт заменил деревянную крепость города каменной и построил в готическом стиле новый княжеский дворец (Старый, или Верхний, замок), а невдалеке от ворот крепости — т. н. Нижний замок, также обнесенный каменными стенами. В зап. части Старого замка, на месте Нижней церкви, в кон. XIII — нач. XIV в. была сооружена небольшая т. н. Верхняя церковь (Воскресенская) (открыта археологами в 1933, перенесена в отдельный павильон Гродненского историко-архитектурного музея; сохр. вост. половина фундамента, часть юж. стены с юго-зап. углом, основания 2 столбов и часть их кладки). Техника кладки Верхней церкви близка к технике кладки Нижней и Борисоглебской (Коложской) церквей, что свидетельствует о ее принадлежности гродненской школе зодчества. План аналогичен древнерус. одноапсидным храмам: квадратная в плане постройка (8,9´ 8,9 м) со срезанными углами, ориентированная по оси Нижней церкви, с полукруглой апсидой, равной по ширине основному объему, с входом с зап. стороны, возможно, со сводчатым перекрытием; в проеме апсиды располагались 2 крестообразных в плане столба со срезанными углами.

    Источники XVI в. сообщают о существовании в городе неск. правосл. храмов, большинство из к-рых были деревянными (Воскресенский, Троицкий, Николаевский, Симеоновский, Крестовоздвиженский). На месте совр. мон-ря Рождества Пресв. Богородицы находилась каменная Пречистенская ц. (по археологическим данным, построена в XII в., первое упоминание в документальных источниках в 1506, уничтожена пожарами в 1647 и 1654, сохр. фундамент). Общий вид города и схематичное изображение его храмов показано на гравюре 1568-1572 гг. (Braun G. Civitates orbis terrarum colonial. Köln, 1576).

    Церковь в честь Рождества Пресв. Богородицы в дер. Мурованке (Маломожейково). 1-я пол. XVI в. Фотография. Нач. ХХ в.

    Церковь в честь Рождества Пресв. Богородицы в дер. Мурованке (Маломожейково). 1-я пол. XVI в. Фотография. Нач. ХХ в. С кон. XV до сер. XVII в. на землях Великого княжества Литовского возводили каменные храмы оборонного типа. Прототипом подобных сооружений стал собор Св. Софии в Полоцке, перестроенный в кон. XV — нач. XVI в. в храм-крепость, на территории Гродненщины это правосл. храмы в честь Рождества Пресв. Богородицы в дер. Мурованке (Маломожейково) и во имя арх. Михаила в дер. Сынковичи. в архитектуре этих храмов прослеживается влияние древнерус. и зап. строительных традиций, а также достижений европ. Возрождения. Ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы в Мурованке (1524; значительно пострадала в 1656, во время русско-польск. войны, и в 1706, в годы Северной войны, от обстрела войск Карла XII; в 1871-1872 подверглась капитальному ремонту) — прямоугольная в плане (15´ 13,5 м) 4-столпная постройка с полукруглой апсидой, почти равной по ширине храму, 4 башнями по углам основного объема, перекрыта 2-скатной кровлей с высоким щипцом на зап. фасаде. Внешнее оформление храма имеет ярусное построение: 1-й ярус полностью лишен декора; во 2-м ярусе юж. и сев. стены имеют по 3 окна (увеличены во время ремонта в XIX в.), углубленных в перспективные ниши, между окнами — по 2 высоких узких ниши, на башнях — ряд сдвоенных ниш, служащих декоративным оформлением бойниц; 3-й ярус боковых фасадов украшен сдвоенными нишами в стиле ренессанса. Главный фасад декорирован 3 равновеликими нишами с лучковым завершением, в центральной — круглое окно. Выше по всему периметру стен и башен помещен ряд бойниц под завершающим фасады профилированным карнизом. Фигурный щипец разделен на 3 яруса ренессансной аркатурой и завершен, как и все башни, крестом на «яблоке». Апсида украшена 3 окнами, как на фасаде. Полуциркульные ниши украшают вост. стену храма выше апсиды. В интерьере 8-гранные столбы с профилированными базами и капителями делят пространство на плановые ячейки, перекрытые звездчатыми сводами с нервюрами; апсида отделена от основного объема широкой стрельчатой аркой; в зап. части размещены хоры, опирающиеся на 2 столба. Храм был расписан, фрески не сохр. В XIX в. облик церкви был изменен в результате ремонтов (1817, 1871-1872): к главному фасаду пристроен низкий притвор с декоративными башенками впереди, зап. башни надстроены на один ярус, где были размещены колокола, в вост. башнях разобраны винтовые лестницы, понижены кровли, заново выложены карнизы стен, увеличены оконные проемы, заложена часть бойниц. До нач. XIX в. вход в храм имел подъемные двери-герсы.

    План ц. во имя арх. Михаила в дер. Сынковичи. 1-я пол. XVI в.

    План ц. во имя арх. Михаила в дер. Сынковичи. 1-я пол. XVI в. Церковь во имя арх. Михаила в Сынковичах (1-я пол. XVI в., апсиды и вост. башни, возможно, перестраивались позднее) близка по архитектуре к церкви в Маломожейкове: это прямоугольная в плане, 4-столпная постройка, перекрытая высокой 2-скатной кровлей, с 4 оборонными башнями по углам (зап. башни — граненые, вост.- круглые в плане). 3 апсиды объединены под одной кровлей благодаря системе ступенчатых переходов между верхними частями полукружий апсид. Фасады храма и апсиды имеют окна стрельчатых очертаний, углубленные в ниши (по 2 — на сев. и юж. стенах, по 1 — на каждой апсиде и зап. фасаде). Зап., сев., юж. стены завершены карнизом, переходящим на башни и разделяющим их на 2 яруса; в карнизе устроены бойницы и машикули. Фронтон главного фасада оформлен 5 рядами одиночных, сдвоенных и строенных ниш, фронтон вост. фасада — сдвоенными нишами; первоначально ниши были выбелены. Апсиду украшает аркатурный поясок, переходящий на стены вост. башен. В интерьере 4 столба поддерживают крестовые своды с нервюрами; центральная и сев. апсиды перекрыты крестовыми сводами, юж. апсида — звездчатым. Квадратные в основании столбы выше имеют форму 8-гранных с 4 вогнутыми гранями. Внутренние стены церкви расчленены лопатками, к-рые объединяются со столбами подпружными арками. Витые лестницы, расположенные в башнях, соединяют пространство храма с помещением над сводами, где размещен оборонный ярус. В 1880-1881 гг. с зап. стороны был пристроен притвор, сооружена главка над апсидой, перед храмом построена 2-ярусная квадратная в плане звонница, завершенная шатром.

    В 1494 г. вел. кн. Литовский Александр основал в Городно 1-й католич. (бернардинский) муж. мон-рь. В XVI-XVII вв. здесь появились мон-ри мн. орденов католич. Церкви (доминиканский, 1551 или 1553; бернардинский жен., 1620; францисканский, 1635; бригитский, 1643; кармелитский, ок. 1650), иезуитская миссия (1622, с 1625 резиденция, с 1664 коллегия) и костел (1647-1663, освящен 1667, фрески сер. XVIII в.), униат. базилианский мон-рь (1626). Большинство зданий этого периода построено в стиле барокко.

    Свод боковой апсиды ц. во имя арх. Михаила в дер. Сынковичи. Фотография. 2006 г.

    Свод боковой апсиды ц. во имя арх. Михаила в дер. Сынковичи. Фотография. 2006 г. Заключение Брестской унии (1596) прервало строительство правосл. храмов на гродненских землях. До кон. XVIII в. Гродно оставался католич. и униат. городом. В 1700 г. здесь завершилось строительство иезуитского костела, в 1701 г. был построен доминиканский, в сер. XVIII в. перестроены кармелитский и францисканский костелы. В 1728 г. возник бонифратерский мон-рь. В 1726-1751 гг. по проекту итал. архит. И. Фонтаны был сооружен каменный собор униат. базилианского мон-ря в честь Рождества Пресв. Богородицы в Гродно (освящен в 1756; в 1843 преобразован в правосл.; см. ст. Гродненский в честь Рождества Пресвятой Богородицы женский монастырь).

    Строительство правосл. храмов в этой местности было возобновлено лишь после разделов Польши и присоединения этой территории к России (1795) (ц. арх. Михаила в Изабелине, кон. XVIII в., 1863, 1924). В 1807 г. как правосл. кафедральный в честь Св. Софии собор был освящен фарный костел в Гродно (кон. XVI в.; перестроен в 1753, 1782; в 1804 передан православным, в 1929 — католикам; взорван в 1961). Первоначальная постройка с использованием готического и ренессансного стилей и элементов оборонного зодчества представляла собой 3-нефную однобашенную базилику с 5-гранной апсидой, боковыми сакристиями и часовней; 4-ярусная прямоугольная в плане башня-звонница была фланкирована цилиндрическими оборонными башнями; между стрельчатыми окнами боковых фасадов помещались контрфорсы, объединенные вверху аркатурой. В 70-х гг. XIX в. собор был перестроен архит. С. П. Гурьевым в ретроспективно-рус. стиле; после пожара 1892 г. вновь перестраивался по проекту варшавского епархиального архит. Н. М. Чагина в русско-визант. стиле; ремонты, произведенные после пожаров 1923 и 1935 гг. архитекторами В. Ганебергом и А. Сосновским, придали храму неоготические черты.

    В кон. XVIII — 1-й пол. XIX в. среди построек на Гродненщине преобладал тип храма, ведущий происхождение от деревянных церковных построек Белоруссии: это прямоугольные в плане зальные церкви с 2-скатной или вальмовой кровлей, иногда с главкой на ней, с 1 полукруглой или прямоугольной, не выделенной снаружи апсидой, с башней-звонницей, врубленной над входом или пристроенной к храму с зап. стороны. Сходные архитектурные композиции были характерны как для каменного, так и для деревянного зодчества (каменная ц. св. Георгия в Словатичах, кон. XVIII — нач. XIX в.; деревянные: ц. в честь Преображения Господня в Комотове, 1844-1846; ц. апостолов Петра и Павла в Волпе, 1859). С кон. XVIII в. каменное строительство в Белоруссии, в т. ч. на гродненских землях, развивалось в связи с архитектурой России и классическим стилем, черты к-рого проявлялись в типологически традиц. постройках. Так, ц. свт. Николая в Н. Самуйловичах (1-я пол. XIX в.) имеет классический рустованный зап. фасад с высоким аттиком и треугольным фронтоном; деревянная ц. Рождества Пресв. Богородицы в Пацевичах (1867) украшена звонницей над входом в виде классической беседки-ротонды. В архитектуре ц. св. Анны в Задворянах (1-я пол. XIX в.) наиболее ярко прослеживаются традиции местного зодчества в сочетании с классическим стилем: это прямоугольная в плане постройка с 2-скатной кровлей, над зап. частью к-рой помещена маленькая главка с крестом; полукруглая апсида одинаковой высоты с храмом, к апсиде с 2 сторон примыкают прямоугольные пристройки с 2-скатными кровлями. Зап. фасад выдержан в стиле классицизма: 3-ярусная 4-угольная в плане колокольня, с украшенным колоннами и 3-угольным фронтоном средним ярусом, встроена в стену зап. фасада, к-рая шире и выше основного объема храма.

    Церковь во имя свт. Николая Чудотворца в дер. Дубно. 1844, 1864 гг. Фотография. 2006 г.

    Церковь во имя свт. Николая Чудотворца в дер. Дубно. 1844, 1864 гг. Фотография. 2006 г. С использованием нек-рых черт стиля ампир были сооружены традиц. прямоугольные в плане церкви с 2-скатными кровлями: апостолов Петра и Павла в Горностаевичах, с 6-колонным портиком перед входом (1-я пол. XIX в.); в честь Покрова Пресв. Богородицы в Белавичах (1822), декорированная пилястрами.

    К постройкам этого стиля относится монументальная ц. свт. Николая в Дубно (1844, реконструирована в 1864 губ. архит. В. Михаэлисом) с планом типа вписанного креста, 5 луковичными главами (на высоком круглом барабане над средокрестием и 4 — на башнях над угловыми ячейками), прямоугольной в плане центральной апсидой с примыкающими округлыми апсидами приделов. Все фасады разделены карнизом на 2 яруса, завершаются аттиками, оформлены рядами полуциркульных и полукруглых над дверями окон, выдержанных в едином масштабе. В интерьере 4 столба сложной трапециевидной формы поддерживают купол на световом барабане, где сохранились росписи (Деисус в куполе и изображения святителей в барабане).

    С 60-х гг. XIX в. церкви на Гродненщине строили преимущественно в ретроспективно-рус. стиле; наиболее распространенным стал тип небольшого приходского храма с осевой композицией (колокольня — трапезная — храм — алтарь), кубическим квадратным в плане основным объемом, перекрытым 4-скатной кровлей с главкой на ней, округлой или прямоугольной, иногда со скошенными углами, апсидой, ярусной колокольней, увенчанной шатром (аналогичные сооружения известны в Минской и Брестской областях). Одной из первых подобных построек стала ц. арх. Михаила в г. Щучине (1863), сев. и юж. фасады к-рой разделены пилястрами на 3 прясла с высокими окнами со стрельчатыми архивольтами, завершенные карнизами с поребриком и крупными кокошниками (килевидными по углам, треугольными в центре), напоминающими позакомарное покрытие. Граненая кровля увенчана луковичной главкой на глухой шее. 2-ярусная колокольня завершена шатром; ее нижний 4-угольный в плане объем декорирован, как и храм, пилястрами по углам и карнизом с поребриком; верхний 8-гранный ярус звона имеет 4 арочных проема, оформленные колонками и стрельчатыми архивольтами.

    Церковь в честь Успения Пресв. Богородицы в дер. Коптевке. 1864–1868 гг. Фотография. 2006 г.

    Церковь в честь Успения Пресв. Богородицы в дер. Коптевке. 1864–1868 гг. Фотография. 2006 г. В апр. 1864 г. в Гродненской губ. был создан т. н. Временный комитет по сооружению правосл. церквей, в 1865 г. переименованный в Гродненский губернский, в 1868 г.- в Гродненское губ. церковно-строительное присутствие, возглавляемое губернатором города. В компетенцию присутствия входили: надзор за состоянием правосл. церквей и перестройкой католич. храмов в православные, составление проектов и смет построек. За 22 года работы присутствия было построено ок. 100 храмов, многие из к-рых сооружали по типовым проектам с использованием местного бутового камня, часто без отделки штукатуркой снаружи. Так, схожи по архитектуре церкви Покрова Пресв. Богородицы в дер. Орля, Св. Духа в дер. Озёры (обе — 1866) и Покрова в дер. Первомайской (2-я пол. XIX в.), основные кубовидные объемы к-рых с 4-скатными кровлями и главками декорированы широким рустом по углам, аркатурным пояском под карнизом; на сев. и юж. фасадах, боковых гранях прямоугольных апсид помещены окна-бифориумы, обведенные стрельчатыми архивольтами. Таким же образом оформлены 3-ярусные с шатрами колокольни, имеющие незначительные отличия в отделке.

    По единому проекту построены церкви: Успенская в дер. Коптевке (1864-1868), св. Димитрия в дер. М. Берестовица (1866), Успения Пресв. Богородицы в дер. Ятвеск (1873-1876), свт. Николая в дер. Рымки (1876). Все постройки выполнены из бутового камня, неоштукатурены, углы объемов декорированы пилястрами, фасады завершены аркатурными фризами; полуциркульные окна (сдвоенные на фасадах храмов и трапезных, одинарные на стенах нижнего яруса трапезной) имеют обрамление в виде лучей. 3-ярусные колокольни (2 нижних яруса — квадратные в плане, ярус звона — 8-угольный) декорированы стилизованными аркатурными поясами, кокошниками над арками звона, увенчаны шатрами. Подобные храмы продолжали строить в этой местности и в нач. ХХ в. (ц. Рождества Пресв. Богородицы в дер. Раковичи, 10-е гг. XX в.). Церковь в честь Успения Пресв. Богородицы в дер. Гольни (1903) в целом повторяет композицию и декор памятников этого типа, но имеет с вост., сев. и юж. сторон основного объема 3 полукруглые апсиды, придающие храму форму триконха.

    Церковь в честь Преображения Господня в дер. Деречин. 1865 г. Фотография. 2006 г.

    Церковь в честь Преображения Господня в дер. Деречин. 1865 г. Фотография. 2006 г. Церковь Покрова Пресв. Богородицы в дер. Олекшицы (1865-1871, проект архит. Михаэлиса), сохраняя типичную для указанного периода композицию относится к др. ряду построек. Храм имеет кубовидный объем с невысокой 4-скатной кровлей, увенчан достаточно крупной луковичной главой на 8-гранном барабане; апсида прямоугольная в плане, со скошенными углами; с запада пристроена трапезная и 2-ярусная колокольня, увенчанная шатром с луковичной главкой. Храм оштукатурен, украшен по углам объемов пилястрами с декоративными нишами, стрельчатыми окнами (2 — на сев. и юж. фасадах, по 1 — на боковых гранях апсид, стенах трапезной и колокольни) и арками звона. К архитектуре этого храма близок типовой проект губ. архит. И. Каленкевича, использованный при постройке церквей Крестовоздвиженской в дер. Головачи и св. кн. Александра Невского в дер. Индуре (обе 1881, проект 1877). В отличие от церкви в Олекшицах эти постройки имеют большие 5-гранные апсиды, иное оформление: более развитые карнизы с филенчатым фризом, килевидное обрамление окон и арочных проемов звона.

    Типологически отличаются от перечисленных построек церкви с планом в виде креста. Так, ц. Преображения Господня в пос. Острына (1875) имеет центральный кубовидный объем со скошенными углами, к к-рому примыкают равные вост. (апсида), сев. и юж. (приделы) и удлиненный зап. (трапезная) рукава креста. Над средокрестием помещен 8-гранный с заломом шатер с луковичной главкой. С запада пристроена 3-ярусная колокольня, увенчанная шатром. Храм сложен из бутового камня, декорирован белеными деталями: пилястрами по углам объемов, городчатыми фризами, обрамлениями арочных оконных проемов. Аналогичная композиция характерна для ц. св. Иоанна Предтечи в дер. Лунна (1886): шатер на высоком световом барабане, полукруглая апсида, примыкающая к вост. рукаву планового креста, звонница, помещенная над трапезной; особенностью являются округлые пристройки в углах рукавов планового креста.

    Среди построек 2-й пол. XIX в. выделяется монументальный каменный 5-главый храм Преображения Господня в дер. Деречин (1863; обновлен в 1868); центральный кубовидный объем имеет план типа вписанного креста, к нему с востока примыкает прямоугольная в плане апсида, с запада — симметричный апсиде притвор, сообщающие постройке крестообразную композицию. Сев. и юж. фасады расчленены лопатками на 3 прясла, разделены карнизом на 2 яруса, в верхнем из к-рых помещены полуциркульные окна, обведенные килевидными архивольтами; в нижнем ярусе, в центральных пряслах и на главном фасаде — такой же формы двери, обведенные вместе с окнами 2-го яруса едиными архивольтами. Углы объемов отмечены пилястрами; фасады завершают карниз с сухариками и аттик. 5 глав храма, выполненные из дерева, имеют аналоги в др. постройках в Белоруссии этого периода (напр., одноглавые ц. Св. Троицы в дер. Ст. Крупец, 2-я пол. XIX в., и ц. Рождества Богородицы в дер. Красный Партизан, нач. ХХ в., обе — в Гомельской обл.) и представляют собой 8-угольные световые барабаны, увенчанные шатрами с луковичными главками, центральный из к-рых, помещенный над средокрестием, крупнее расположенных над угловыми ячейками. На гранях барабанов — полуциркульные окна (8 — на центральной, по 4 — на боковых главах); ребра граней оформлены пилястрами; над каждой гранью помещены килевидные кокошники, под окнами боковых глав — декоративные балюстрады. В интерьере храма сохранились росписи.

    Церковь в честь Покрова Пресв. Богородицы в дер. Мильковщина. 1908 г. Фотография. 2006 г.

    Церковь в честь Покрова Пресв. Богородицы в дер. Мильковщина. 1908 г. Фотография. 2006 г. Типологически был близок церкви в Деречине несохранившийся храм во имя св. кн. Александра Невского в Гродно (1866-1871, освящ. 4 апр. 1870; разобран в 1938; архитекторы Гурьев и Джаневский), построенный в честь спасения имп. Александра II от покушения в 1866 г.

    В нач. ХХ в. на территории Белоруссии строили храмы в рус. стиле, воспроизводящие узорочье XVII в. Совр. кафедральный собор Покрова Пресв. Богородицы (1904-1905, по проекту архит. М. Прозорова, строительство под рук. инженера Савельева; построен для войск Гродненского гарнизона в память офицеров и низших чинов 26-й артиллерийской бригады, погибших в русско-япон. войну) имеет план 3-нефной базилики с 5-гранной апсидой. Над алтарной частью возведен невысокий четверик с пятиглавием, над зап. частью храма — 8-гранная шатровая колокольня; углы боковых нефов отмечены небольшими шатрами с главками. Боковые фасады храма ритмично расчленены прямоугольными оконными проемами, простенки между ними украшены лопатками с ширинками. Храм имеет насыщенный декор: кокошники, витые колонки, карнизы, килеобразные завершения наличников, перспективные порталы, рельефные кресты на фасадах, аркатурные пояса на барабанах и т. д. В интерьере 12 столбов с перекинутыми между ними арками делят пространство на 3 нефа, каждый из к-рых перекрыт плоским плафоном с орнаментальной росписью.

    Храм во имя св. Анны в дер. Межиречи (1903) построен с использованием элементов рус. и романского стилей. Это прямоугольная в плане постройка с возвышающимся четвериком, увенчанным луковичной главой на барабане. С востока примыкает 3-гранная апсида, с запада — притвор с расположенной над ним звонницей (восьмерик на четверике), завершенной шатром. Главный вход украшен порталом с вимпергом; фасады расчленены полуциркульными оконными проемами, сдвоенными на стенах ризалитов благодаря спаренным колонкам; углы объемов оформлены колонками, врезанными в угловые ниши. Фасады украшены аркатурными и зубчатыми фризами, рельефными крестами, поясом кокошников у основания шатра звонницы.

    Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в дер. Мильковщина (1908) имеет план в форме лат. креста, над средокрестием поставлен четверик, увенчанный пятиглавием, над зап. частью трапезной — шатровая колокольня. С востока примыкает 3-гранная апсида, в вост. углах планового креста находятся пониженные пристройки диаконника и жертвенника. Храм декорирован кокошниками, тягами, ширинками, гирьками, карнизными поясами с нишками, зубчиками, поребриком и т. д.

    Интерьер кафедрального собора в честь Покрова Пресв. Богородицы. Фотография. 2006 г.

    Интерьер кафедрального собора в честь Покрова Пресв. Богородицы. Фотография. 2006 г. Во 2-й пол. XIX — нач. ХХ в. в гродненских землях строились каменные храмы, заменявшие прежние деревянные. К 1914 г. количество храмов достигло 600.

    Совр. этап вновь образованной Г. и В. е. характеризуется открытием новых приходов, возвращением верующим храмов, их восстановлением и строительством новых (деревянная ц. ап. Иоанна Богослова в дер. Демброво, 1993; каменные церкви: равпоап. кнг. Ольги в Гродно, 1995; в честь Собора Белорусских святых в дер. Верейки, 1995; иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в г. Мосты, 1997).

    Лит.: Кудряшев В. И. Гродно. М., 1960; Чантурия В. А. История архитектуры Белоруссии. Минск, 19772; он же. Архитектурные памятники Гродно. Минск, 1983; Гродно. Минск, 1987; Трацевский В. В. Церкви-крепости в Сынковичах и Малом Можейкове: Ист.-архит. очерк. Минск, 1989; Кушнеревич А. Н. Культовое зодчество Белоруссии XIV-ХVI вв.: Ист. и архит.-археол. исслед.: АКД. Л., 1990; Слюнченко В. Г. Борисоглебская (Коложская) церковь в Гродно: Ист.-архит. очерк. Минск, 1992; Гордеев Ю. Ю. Гродно в XVIII в. (специфика ист.-архит. развития) // Наш радаводер. Гродно, 2001. С. 403-407; Кулагiн А. М. Праваслауныя храмы на Беларусi: Энцыкл. даведнiк. Мiнск, 2001; Слюнькова И. Н. Мон-ри вост. и зап. традиций: Наследие архитектуры Беларуси. М., 2002.

    . Е. Э. Спрингис

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]
    Для любых предложений по сайту: [email protected]