Святитель иннокентий кульчицкий, первый епископ иркутский


Иннокентий (Кульчицкий)

Иннокентий (Иван Кульчицкий; 1680 или 1682, Черниговская губерния — 27 ноября 1731, Иркутск) — епископ Русской Православной церкви; с 15 января 1727 епископ Иркутский и Нерчинский, первый правящий православный епископ Восточной Сибири (бывшие до него Иркутские епископы имели статус викариев Тобольской митрополии). Прославлен Российской церковью в лике святых 1 декабря 1804 (третья по времени — после прославления Димитрия Ростовского и Феодосия Тотемского; память 26 ноября по юлианскому календарю и в третью неделю по Пятидесятнице (Собор Галицких святых) и Санкт-Петербургских святых.

Биография Иннокентия (Кульчицкого)

Уроженец Украины, происходит из дворянского рода Кульчицких. Родился в именитой семье, члены которой играли заметную роль в истории Галиции, Литвы, Волыни, Заднепровской Украины. Детство провел в Черниговской губернии, учился в Киевском духовном училище, которое во время пребывания в нем Иннокентия Кульчицкого было преобразовано в академию (сентябрь 1700).

В нем Иннокентий Кульчицкий провел годы с 1695 по 1706. Есть предположение, что родители Кульчицкого скончались еще до окончания им учения и что это обстоятельство, а также склонность к иноческому житию побудили его принять монашество (1706). В Киево-Печерской лавре Иннокентий Кульчицкий пробыл до 1710.

С 1714 по 1718 преподавал в московской Славяно-греко-латинской академии, префект академии.

Обратите внимание

В 1719 переведен в Санкт-Петербург и определен соборным иеромонахом в Александро-Невскую лавру. Назначен на должность корабельного иеромонаха на корабль «Самсон», стоявший в Ревеле, затем — обер-иеромонахом флота, стоявшего в г. Або.

5 марта 1721, по повелению Петра I, был рукоположён во епископа Переяславского и назначен руководителем русской духовной миссии в Пекине. В начале марта 1722 прибыл в Иркутск, затем в Селенгинск, но встретил сопротивление китайской стороны.

Ее представители заявили, что Иннокентий Кульчицкий назван в официальных бумагах «великим господином», а у них так называют кутухту (правителя), поэтому «Богдыхану не угодна» такая фигура.

Три года тянулись переговоры, три года жил Иннокентий Кульчицкий в Селенгинске, в Троице-Селенгинском монастыре, где написал несколько икон для Селенгинского монастыря. Открыл духовную школу в Селенгинске. После чего вернулся в Иркутск, жил в Вознесенском монастыре.

15 января 1727 Святейший Правительствующий Синод определил ему быть епископом Иркутским и Нерчинским. Дата считается днём основания самостоятельной Иркутской епархии.

В 1728 весной в Прибайкалье началась засуха. Епархии грозил голод от недорода хлеба, начавшегося еще в 1727.

По благословению святителя, с мая в церквах Иркутска и Иркутской десятины к каждой литургии стали присоединять молебен о прекращении засухи, по субботам пели акафист Божией Матери, а в воскресные дни служили соборный молебен.

«Моления, – говорил святитель, – должны окончиться в Ильин день». 20 июля в Иркутске разразилась буря с таким сильным дождем, что по улицам города стояла вода по колено, – засуха прекратилась.

Управлял Иркутской и Нерчинской епархией в течение 4 лет и 3 месяцев до своей смерти в 1731, проживая постоянно в Вознесенском монастыре близ Иркутска. Оказывал содействие 1-й камчатской экспедиции В. Беринга.

Важно

Умер в результате тяжелой болезни. Преставился в Вознесенском монастыре в субботу 27 ноября 1731 в седьмом часу утра.

Будучи человеком глубоко верующим, высокообразованным, деятельным, Иннокентий Кульчицкий много сделал для укрепления православия в Восточной Сибири, для религиозно-нравственного просвещения паствы.

В день его вступления в должность на огромном пространстве было всего 43 церкви и 4 монастыря.

За короткий срок возникли храмы в Нерчинском Заводе, Балаганском остроге, Селенгинске, Иркутске (Владимирская), Чите, Троицкосавске, многие церкви возобновлены и отремонтированы. Автор опубликованных проповедей.

Прославление и почитание

Народное почитание останков святителя началось в конце XVIII века вследствие обнаружения их нетленности.

В последних числах сентября 1800 епископу Иркутскому Вениамину (Багрянскому) пришло письмо за подписью 389 человек с изложением просьбы об открытии честных мощей святителя для всенародного чествования.

Преосвященный передал бывшим тогда в Иркутске сенаторам письмо для Государя и приложил к нему выписку о случаях чудотворений от мощей святителя, числом более ста. Государь потребовал от Святейшего Синода рассмотрения дела.

По распоряжению Синода в Иркутск прибыл Казанский викарный архиерей Иустин, который лично освидетельствовал мощи святителя, расспросил под присягой некоторых свидетелей чудотворений и вместе с епископом Вениамином 5 марта 1801 докладывал Синоду. 1 декабря 1804 Святейший Синод с Высочайшего соизволения объявил:

«Тело первого епископа Иркутского Иннокентия огласить за совершенно святые мощи и с подобающим благоговением Иркутскому епископу Вениамину с прочим духовенством поставить в церкви Иркутского Вознесенского монастыря наверху, либо в другом достойном месте, с установлением празднования ему 26 ноября, на день памяти преставления сего святителя».

Мощи святителя были открыты 19 января 1805; 16 февраля того же перенесены в соборную церковь Вознесенской обители и открыто почивали там в серебряной раке. Мощи были вскрыты в 1921 и позднее вывезены из храма. Повторно мощи были обретены в 1990 в одном из подсобных помещений ярославской церкви Николы Надеина и с того времени находятся в Знаменском монастыре Иркутска.

Память святителя и чудотворца Иннокентия, епископа Иркутского, совершается несколько раз в год:

  1. 10/23 октября — в день памяти Собора Волынских святых;
  2. 26 ноября/9 декабря — преставление;
  3. 9/22 февраля — обретение мощей;
  4. 10/23 июня — в день памяти Собора Сибирских святых;
  5. Третья неделя по Пятидесятнице — Собор Галицких и Санкт-Петербургских святых.

Читайте в Иркипедии:

Епископы Русской Православной церкви:

Ссылки

Литература

  1. Житие Св. Иннокентия, 1-го епископа Иркутского. — Томск, 1876.
  2. Наумова О. Е. Иркутская епархия XVIII – 1-й пол. XIX в. – Иркутск, 1996.
  3. Иннокентий (Иоанн Кульчицкий) // Иркутск. Историко-краеведческий словарь. — Иркутск, 2011.
  4. Чупалов Н. С. Чудеса св. Иннокентия. — Иркутск, 1805.
  5. Иероним, иеромонах: Сказание о житии иже во святых отца нашего Иннокентия первого епископа Иркутского чудотворца. — Иркутск, 1807.
  6. Стрельбицкий Модест. О проповедничестве св. Иннокентия 1-го епископа Иркутского чудотворца. — Иркутск, 1873.
  7. Громов П. Протоиерей Иркутский. — Иркутск, 1868.
  8. Он же. Сказание о святом Иннокентии. — Иркутск, 1800.
  9. Иоанн Дроздов. Святитель Иннокентий епископ Иркутский. — Иркутск, 1903.
  10. Калинина И., Медведев С. Духовный вертоград Сибири // Земля Иркутская. — 2000. — № 14. — С. 8–10.

Источник: https://irkipedia.ru/content/innokentiy_kulchickiy

Литература

  • Иркутские епархиальные ведомости, 1863, Прибавление, №№ 3-12:
  • Кузьмичев И., Житие святого Иннокентия, первого епископа Иркутского и чудотворца / Сост. Иоанном Кузьмичевым. — Москва : тип. Вильде, 1894:
  • Филарет (Гумилевский), архиепископ. Русские святые, чтимые всею церковию или местно : Опыт описания жизни их / Соч. Филарета, архиеп. Черниг. — 2-е изд., с доп. [Отд-ние 1]. — Чернигов : тип. Ильин. монастыря, 1865:
  • Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь : издание под ред. проф. А. П. Лопухина : с иллюстрациями и картами. — Петроград : Т-во А. П. Лопухина, Т. 5: Донская епархия — Ифика. — 1904. — VIII с., стб. 942-944, 1027-128:
  • Жития сибирских святых: Сибирский патерик / Под общ. ред. преосв. Сергия, епископа Новосибирск. и Бердск., Новосибирск, 1999 г.

Святитель Иннокентий (Кульчицкий), первый епископ Иркутский (+АУДИО)

Руководитель миссионерского отдела Благовещенской епархии Виктор Селивановский о жизни и подвиге первого архиерея Иркутской епархии. Слово произнесено за Божественной литургией в Благовещенском кафедральном соборе 22 февраля 2015 года.

Дорогие братья и сёстры, несколько слов перед причастием. Сегодня Церковь отмечает память – двести десять лет со дня прославления мощей – святителя Иннокентия Кульчицского, епископа Иркутского.

Он был прославлен в 1805 году. Его жизнь была полна несбывшихся ожиданий, в частности, он был направлен на служение в Китай, куда так и не добрался, долго ожидая переправления через границу.

Это история постоянных переездов и очень короткого управления своей Иркутской епархией, всего четыре года.

Совет

И, тем не менее, он – великий святой, покровитель Сибири, Дальнего Востока и, особым образом, Китайской Православной Церкви.

Происходит из польского рода кульчийских дворян, которые перебрались в Малороссию, в Черниговскую область, откуда он родом. Родился в 1680 году, закончил в Киеве духовную академию, там был пострижен в Печерском монастыре в монашеский сан.

С детства он хотел быть проповедником, поэтому уделял внимание тем предметам, где изучалась словесность, риторика.

Как учёный монах, академист, он был переведён сначала в Москву, где преподавал нравственное богословие и философию в Славяно-греко-латинской академии, затем через короткое время был переведён в Санкт-Петербург, в Александро-Невскую лавру, назначен флотским обер-иеромонахом на корабль «Самсон», который базировался в Ревеле (это нынешний Таллин), а позже возглавлял всех иеромонахов Финляндской эскадры на Балтийском море. Но тоже очень короткое время.

После этого был возведён в сан епископа, с титулом Переяславльский, и в составе посольства, духовной миссии, куда помимо него ещё входили два иеромонаха, два иеродьякона и пять певчих, направлен в Пекин.

Целый год они добирались до Иркутска, затем до Селемджинска и там в течение длительного времени ожидали отправки в Китай.

Молитвословия

Тропарь, глас 3

Светильниче Церкве пресветлый,/ озаривый лучами доброт твоих страну сию,/ и исцеленьми многими притекающих к тебе с верою/ Бога прославивый,/ молим тя, святителю отче Иннокентие,/ ограждай молитвами твоими град сей/ от всех бед и печали.

Кондак, глас 4

Непорочности соименнаго пастыря, проповедника веры в языцех Монгольских, славу и украшение Иркутския паствы, любовию восхвалим, вси вернии: той бо есть хранитель Страны Сибирския и молитвенник о душах наших.

Святитель Иннокентий (Кульчитский), Епископ Иркутский

22 февраля Церковь чтит память Святителя Иннокентия, первого епископа Иркутского, прославленного во святых, дивного в чудесах.

Святитель Иннокентий, епископ Иркутский, в миру Иоанн, происходил из дворянского рода Кульчицких. Точная дата рождения его неизвестна, это 1680 или 1682 год. Начальное образование дома Иоанн получил дома, затем продолжил обучение в Киевской духовной академии. Учился Иоанн с большим успехом. Ко времени окончания академии был пострижен в монахи с именем Иннокентий.

По окончании академии, примерно в 1706-1708 годах, благочестивый инок был вызван в Москву на должность учителя и префекта в Славяно-греко-латинскую академию, а отсюда взят в Санкт-Петербург, где в то время только основывался Невский монастырь, будущая Лавра, чтобы послужить здесь примером доброго иноческого жития.

Образованного монаха заметил император Петр I, желавший образовать в Пекине Русскую православную духовную миссию, которую, по плану императора, должен был возглавить епископ.

14 февраля 1721 года иеромонах Иннокентий был посвящен в сан епископа и назначен в Пекинскую духовную миссию в Китай.

Сразу по Пасхе владыка Иннокентий в сопровождении нескольких служителей выехал из Санкт-Петербурга. Год без малого добирались они до Иркутска, оттуда двинулись дальше, за Байкал, и остановились в пограничном с Китаем Селенгинске. Здесь миссии предстояло дожидаться решения пекинских чиновников о праве на въезд.

Но китайское правительство отказало в визе “духовной особе, великому господину”, как его неосторожно охарактеризовала сенатская комиссия по иностранным делам. У китайцев обращение «великий» было принято только к императору, и потому двум великим особам быть одновременно в Китае невозможно.

Совет

Три года вынужден был провести святитель в Селенгинске у китайской границы, перенося много лишений из-за неопределенности своего положения. Чтобы не умереть с голоду Миссия занималась рыболовством, нанималась на работу к местным жителям. Утешение находил епископ в молитвах и Богослужениях.

Не без Промысла Божия отказали китайцы во въезде владыке. Вынужденное его нахождение в Селенгинске оказалось очень важным для проповеди Слова Божия среди местных монгольских племен.

Используя свое архиерейское право рукополагать в священный сан, святитель тем самым восполнял недостаток духовенства за Байкалом и избавлял ставленников от далекой поездки для принятия сана в столицу Сибири — Тобольск.

Дипломатические промахи русского посла в Китае графа Рагузинского и интриги Иркутского архимандрита Антония Платковского привели к тому, что в Китай был назначен архимандрит Антоний, а святитель Иннокентий указом Святейшего Синода в 1727 году был наименован епископом Иркутским и Нерчинским и приступил к управлению новообразованной епархией.

Близость китайской границы, обширность и малонаселенность епархии, большое количество различных народностей (бурят, монголов и др.), не просвещенных Христовой верой, бездорожье и бедность – все это делало пастырский труд святителя Иннокентия тяжелым и жизнь его полной лишений.

По странному недосмотру Сената он не получал жалования до самой смерти и терпел крайний недостаток в средствах. В этих трудных условиях на скудные средства иркутского Вознесенского монастыря еще содержались две открытые при нем школы – монгольская и русская.

Неустанные заботы святителя были обращены на их устройство – подбор достойных учителей, обеспечение учеников нужными книгами, одеждой, продовольствием.

Святитель неутомимо трудился над устройством епархии, укреплением ее духовной жизни, о чем свидетельствуют его многочисленные проповеди, пастырские послания и предписания. В трудах и лишениях святитель Иннокентий обретал духовную твердость, смирение, прозорливость.

Немногим более четырех лет окормлял он иркутскую паству, но и это короткое время употребил он с великой пользой для спасения.

Владыка Иннокентий не отличался крепостью здоровья, особенно страдал головными болями, но подвигов своих, ни молитвенного, ни смирения плоти, не оставлял.

Обратите внимание

Молиться святитель любил в пещере за монастырской оградой, которую выкопал основатель Вознесенской обители старец Герасим. Еще был у святителя обычай обходить по ночам Вознесенский храм и молиться на него с четырех сторон.

Физические немощи не могли остановить его неиссякаемой любви к Богу, которой он спешил поделиться со всеми. Следование за Христом было для него не просто призывом, но смыслом жизни. Этим принципом руководствовался он в каждом деле.

Очень любил святитель Иннокентий служить Божественную литургию. До последних дней своей жизни старался он не упускать возможности здесь, на земле, соединиться со Христом.

В 1728 году весной в Прибайкалье началась засуха. Епархии грозил голод от недорода хлеба, начавшегося еще в 1727 году.

По благословению святителя, с мая в церквах Иркутска и Иркутской десятины к каждой Литургии стали присоединять молебен о прекращении засухи, по субботам пели акафист Божией Матери, а в воскресные дни служили соборный молебен.

“Моления, – говорил святитель, – должны окончиться в Ильин день”. 20 июля в Иркутске разразилась буря с таким сильным дождем, что по улицам города стояла вода по колено, – засуха прекратилась.

Трудами святителя Иннокентия было начато строительство в Вознесенской обители каменного храма взамен деревянного, расширены границы епархии, включившей не только Селенгинский, но еще Якутский и Илимский округи.

Святитель, не отличавшийся крепким здоровьем, под влиянием сурового климата и невзгод рано отошел ко Господу. Он преставился утром 27 ноября 1731 года.

Святитель Иннокентий Кульчицкий первый епископ Иркутский Святитель

Святитель Иннокентий (Кульчицкий), первый епископ Иркутский

Святитель Иннокентий, епископ Иркутский (Иркутск, нач. 19 века. Оклад 1808 года) Иннокентий, первый епископ Иркутский, родился в конце XVII в.

(1680) в Малороссии, в Черниговской губернии в семье священника Кольчицкого (Кульчицкого), потомка древнего польского рода. Фамилию вместе с дворянством предки будущего святителя получили от польского короля Болеслава Храброго.

При крещении мальчика нарекли Иоанном и воспитывали его в духе благочестия. Польский король Болеслав Храбрый

Киевская духовная академия Антониевы пещеры Получив начальное образование дома, с 1690 по 1706 гг. , он продолжил обучение в Киевской духовной академии, где прошел весь курс наук. Ко времени окончания академии Иван был пострижен в монахи с именем Иннокентий в Антониевой пещере под Киевом.

Совет

В 1710 г. был отправлен в Москву, а затем переведен в Петербург, в Александро. Невскую лавру, и назначен обер-иеромонахом во флот при городе Або в Финляндии. Александро-Невская лавра Славяно-греко-латинская академия После преподавал словесность в Московской славяногреческой академии, где он занимал должность учителя до 1719 г.

Свято-Троицкий Селенгинский мужской монастырь Петр I заметил иеромонаха, и посвященный в сан епископа, Иннокентий отправился с духовной миссией в Китай. Проехать сразу в Китай возможности не было, т. к. в это время происходили переговоры по поводу разногласий между Россией и Китаем.

Переговоры длились около 5 лет, все это время св. Иннокентий проживал без средств к существованию в Троицо. Селенгинском монастыре в Бурятии , живя на подаяние. За время ожиданий скончался Петр I, и Екатерина I своим указом назначила Иннокентия Кульчицкого епископом Иркутским и Нерчинским.

Петр I Екатерина I

Иннокентий Кульчицкий обосновался в Вознесенском монастыре (Жилкинское предместье Иркутска) и сразу приступил к просвещению жителей своей епархии. Соборный храм Вознесенского монастыря. 1895 год.

«Мунгальская школа» Он открыл монгольскую школу, выучил бурятский язык и переводил тексты христианских молитв на бурятский с целью обратить иноверцев в христианство.

При нем были построены 2 каменные церкви и 6 деревянных, открыты школы для детей всех сословий, расширены границы епархии, включившей не только Селенгинский, но еще Якутский и Илимский округа.

Тихвинская церковь Главный придел Тихвинской церкви первое место установки раки с останками Св. Иннокентия. Фото. Сер. ХIХ в. Умер Иннокентий Кульчицкий 27 ноября 1731 г. , 4 года спустя после приезда в Иркутск на 50 -м году жизни. Погребение Святителя было совершено 5 декабря.

Гроб из соснового дерева, обитый черным бархатом, водворили в каменный склеп под алтарем Тихвинской деревянной церкви. Но именно после смерти и пришла к нему настоящая известность. Вскоре после кончины.

Святителя жители Иркутска стали свидетелями многочисленных чудес и исцелений, происходивших от его мощей.

Обратите внимание

Тихвинская церковь Одно из чудес описано в летописи Иркутска свидетелями пожара: «В неделю Всех Святых (11 июня) 1783 года, пополудни часу в четвертом, монастырь Вознесенский сгорел, а именно кельи все, три церкви – две каменные снаружи и внутри без остатку; при том два колокола разбились, а другие испортились. Велик страх был! К тому была превеликая погода. А святые образа и что было в церквах: книги, ризы и прочее, ограда вся и два кедра архиерейские сгорели без остатку. Осталась одна деревянная церковь Тихвинской Богородицы, где архиерей погребен» .

Через 33 года после смерти Святителя в Тихвинской церкви затеяли ремонт, во время которого было обнаружено, что труп Иннокентия не сгнил, а лишь немного усох.

Одеяние и даже бархат на гробе не тронуло тление, хотя само место погребения было сырым и затхлым. Монастырские служители объявили, что «тело угодника Божьего нетленно и целебоносно» .

К мощам началось паломничество со всей России в Иркутск.

Кульчицкого произвели в ранг святых, и Александр I прислал в дар Вознесенскому монастырю парчовое покрывало с золотой бахромой для возложения на мощи святителя. Указ об открытии мощей прибыл в Иркутск 19 января 1805 г. , 9 февраля мощи были перенесены из Тихвинской церкви в Вознесенский храм. Рака с мощами Св. Иннокентия в соборном храме Вознесения Христова. Фото. 1910 -е.

Рождество Богородицы Вознесение Господне В 1921 году в телеграмме за подписью Калинина было распоряжение изъять из монастыря все вещи, имеющие художественное и историческое значение.

Среди них были две иконы — Вознесения и Рождества Богородицы, каждую украшали по 1750 бриллиантов. В окладах икон содержалось 45 фунтов червонного золота.

Еще была серебряная рака святителя Иннокентия, пять пудов весом, и серебряная лампада, подаренная цесаревичем Николаем, весом 6 пудов — 96 кг.

Этапы вскрытия святыни. Фото. 24 января 1921. Красноармейцы обнаружили в раке нечто. 24 января 1921 года по постановлению Иркутского губернского съезда советов рабоче-кретьянских и красноармейских депутатов мощи святителя Иннокентия были вскрыты. Нетленные мощи хранились в Ярославле под названием “Сибирская мумия”.

Важно

Мощи Святителя Иннокентия Главный иконостас Знаменского соборного храма Рака с мощами Иннокентия Кульчицкого 30 августа 1990 года мощи из Ярославля были перевезены в Иркутск. Раку установили в Знаменском соборе. Каждое воскресенье на вечернем акафисте окно раки открывается, и прихожане получают возможность приложиться к мощам в облачении.

Рака с мощами Иннокентия Кульчицкого в Вознесенском храме Рака с мощами Иннокентия Кульчицкого в Знаменском монастыре

Часовня во имя Иннокентия Кульчицкого Полуразрушенная Успенская церковь (1783) восстанавливается. В конце 90 -х на территории разрушенного Вознесенского монастыря начал возрождаться храм Успения Божией Матери. Настоятель храма отец Дионисий говорит, что это чудо могло произойти только благодаря святителю Иннокентию. Близ храма также построена часовня во имя Иннокентия Кульчицкого.

Святитель Иннокентий Кульчицкий продолжает творить чудеса …

7 «Б» : 1. В каком году и где родился первый епископ Иркутский, как его звали? 2. Что прислал Александр I в дар Вознесенскому монастырю? 3. На каком году жизни Иннокентий Кульчицкий скончался и где был похоронен? 4. Кем нарекли при крещении Иннокентия Кульчицкого и где он воспитывался? 5.

Потомком какого древнего рода был первый епископ Иркутский? 6. Какое первое образование получил Иннокентий Кульчицкий? 7. Что было сделано Иннокентием Кульчицким при жизни? 8. Какое событие произошло после смерти епископа 9 февраля 1805 года? 9. Кем при жизни назначали Иннокентия Кульчицкого? 10.

В каком году были вскрыты мощи святителя Иннокентия Кульчицкого, и что увидели люди, вскрывшие мощи?

7 «В» : 1. На какой язык Иннокентий Кульчицкий переводил христианские молитвы и зачем? 2. Как стал Иннокентий Кульчицкий епископом? 3. На каком году жизни Иннокентий Кульчицкий скончался и где был похоронен? 4. Что сделал Иннокентий Кульчицкий, чтобы обратить иноверцев в христианство? 5.

Ссылки[ | ]

  • Иннокентий (Кульчицкий), св. На сайте Русское Православие
  • Святитель Иннокентий (Кульчицкий), первый епископ Иркутский // Православие.Ru
  • Святитель Иннокентий (Кульчицкий), епископ На сайте православного портала Азбука веры
  • Акафист святителю Иннокентию, епископу Иркутскому, чудотворцу На сайте православных канонов и акафистов Акафист.ru
  • Молитвы святителю Иннокентию, чудотворцу Иркутскому На сайте общественного православного портала Звонница
  • СВЯТИТЕЛЬ ИННОКЕНТИЙ. (Сайт ученицы женской православной гимназии Паравийчук Ирины) На сайте Иркутской Епархии
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]