Леонид (Поляков), митр. Святитель Леонтий, епископ Ростовский


Святитель Лео́нтий, епископ Ростовский

Свя­ти­тель Леон­тий, епи­скоп Ро­стов­ский – один из вы­да­ю­щих­ся ар­хи­пас­ты­рей XI ве­ка зем­ли Рус­ской. По сло­вам свя­ти­те­ля Си­мо­на, епи­ско­па Вла­ди­мир­ско­го, ко­то­рые мож­но счи­тать до­ста­точ­но до­сто­вер­ны­ми, свя­той Леон­тий был по­стри­же­ни­ком Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря и по про­ис­хож­де­нию рус­ский, а не грек, хо­тя ро­дил­ся в Кон­стан­ти­но­по­ле. Про­мыс­лом Бо­жи­им бу­ду­щий про­све­ти­тель и апо­стол Ро­стов­ской зем­ли про­хо­дил по­слу­ша­ние под ду­хов­ным ру­ко­водст­вом ос­но­ва­те­лей рус­ско­го мо­на­ше­ства пре­по­доб­ных Ан­то­ния († 1073; па­мять 28 сен­тяб­ря/11 ок­тяб­ря и 10/23 июля) и Фе­о­до­сия († 1074; па­мять 3/16 мая, 14/27 и 28 ав­гу­ста/10 сен­тяб­ря) Пе­чер­ских. Он был пер­вым епи­ско­пом, вы­шед­шим из мо­на­сты­ря в Ки­ев­ских пе­ще­рах, вос­пи­тав­ше­го мно­го­чис­лен­ных свя­ти­те­лей Рус­ской зем­ли. «От то­го Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря Пре­чи­стыя Бо­го­ро­ди­цы, – пи­шет свя­той Си­мон, – мно­зи епи­ско­пы по­став­ле­ны бы­ша и яко све­ти­ла свет­лая осве­тив­ша всю Рус­скую зем­лю Свя­тым Кре­ще­ни­ем; пер­вый Леон­тий, епи­скоп Ро­стов­ский, свя­щен­но­му­че­ник, его­же Бог про­сла­ви нетле­ни­ем и бысть пер­во­пре­столь­ник, его­же невер­нии, мно­го му­чив­ше, уби­ша».

Свой рав­ноап­о­столь­ный по­двиг свя­щен­но­му­че­ник Леон­тий на­чал по воз­ве­де­нии его в сан епи­ско­па в со­ро­ко­вых го­дах XI ве­ка и на­зна­че­нии на Ро­стов­скую ка­фед­ру.

В Ро­стов­ской зем­ле, на­се­лен­ной в то вре­мя чуд­ски­ми пле­ме­на­ми, свя­ти­тель встре­тил же­сто­кое со­про­тив­ле­ние языч­ни­ков, из­гнав­ших двух его пред­ше­ствен­ни­ков – епи­ско­пов Фе­о­до­ра и Ила­ри­о­на. За­ко­ре­не­лые языч­ни­ки и слу­шать его не хо­те­ли, но свя­той Леон­тий, как доб­рый пас­тырь, ре­шил­ся по­ло­жить и ду­шу свою за спа­се­ние вру­чен­ной ему Бо­гом паст­вы. Невзи­рая на по­сто­ян­ную опас­ность, свя­ти­тель Леон­тий рев­ност­но об­ра­щал ко Хри­сту мест­ное на­се­ле­ние, твер­до сле­дуя апо­столь­ским за­по­ве­дям. Од­на­жды он был из­бит языч­ни­ка­ми и из­гнан из го­ро­да, од­на­ко не оста­вил вве­рен­ной ему ду­хов­ной паст­вы и по­се­лил­ся неда­ле­ко от Ро­сто­ва, у ру­чья Бру­тов­щи­ны, где по­стро­ил неболь­шой храм в честь Ар­хи­стра­ти­га Ми­ха­и­ла. Свя­ти­тель все пре­тер­пел и рев­ност­но про­дол­жал про­по­ве­до­вать ве­ру, под­твер­ждая ис­тин­ность ее чу­де­са­ми. К свя­ти­те­лю ста­ли при­хо­дить де­ти мест­ных жи­те­лей, при­вле­чен­ные его ду­хов­ной доб­ро­той. Угод­ник Бо­жий обу­чал де­тей на­ча­лам Хри­сто­вой ве­ры и по­том кре­стил. Вско­ре и взрос­лое на­се­ле­ние по­тя­ну­лось к бла­го­дат­но­му ар­хи­пас­ты­рю и так­же при­ни­ма­ло Свя­тое Кре­ще­ние.

За­ко­ре­не­лые языч­ни­ки взвол­но­ва­лись, их непри­язнь к про­све­ти­те­лю рос­ла, и, на­ко­нец, со­брав­шись огром­ной тол­пой, од­ни с ду­бин­ка­ми, дру­гие с ору­жи­ем в ру­ках, от­пра­ви­лись они к со­бо­ру, чтобы убить или вы­гнать Леон­тия. При­чт со­бор­ный ис­пу­гал­ся, но свя­ти­тель был по­ко­ен и укреп­лял быв­ших с ним, го­во­ря: «Не бой­тесь, де­ти, без Бо­жи­ей во­ли ни­че­го они не сде­ла­ют нам». Свя­той епи­скоп Леон­тий об­ла­чил­ся в свя­ти­тель­ские одеж­ды и при­ка­зал то же сде­лать кли­ри­кам хра­ма. С кре­стом в ру­ках он вы­шел на­встре­чу языч­ни­кам. Апо­столь­ская твер­дость и спо­кой­ствие свя­ти­те­ля Леон­тия пе­ред гро­зив­шей смер­тью оста­но­ви­ли воз­буж­ден­ную тол­пу, а ис­пол­нен­ное бла­го­да­ти его сло­во про­из­ве­ло на лю­дей еще боль­шее воз­дей­ствие, и мно­гие из них при­ня­ли Свя­тое Кре­ще­ние. С то­го мо­мен­та свя­ти­тель Леон­тий стал бо­лее успеш­но утвер­ждать свет Хри­сто­вой ве­ры в зем­ле Ро­стов­ской. «То­гда на­чал от­хо­дить от нас мрак идоль­ский и вос­си­ял свет бла­го­ве­рия», – го­во­рит древ­нее ро­стов­ское сло­во в па­мять Леон­тия. С про­по­ве­дью о Хри­сте Спа­си­те­ле он об­хо­дил окрест­ную зем­лю, и путь его от­ме­чал­ся утвер­жде­ни­ем пра­вос­ла­вия в ме­стах преж­не­го идо­ло­слу­же­ния.

Апо­столь­ский по­двиг свя­ти­те­ля Леон­тия увен­чал­ся му­че­ни­че­ской кон­чи­ной. В 1073 го­ду он был убит за­ко­ре­не­лы­ми языч­ни­ка­ми по ука­за­нию волх­вов.

Те­ло свя­ти­те­ля бы­ло по­гре­бе­но в Ро­сто­ве Ве­ли­ком в церк­ви Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Во вре­мя по­жа­ра в 1160 го­ду этот храм сго­рел, и по по­ве­ле­нию бла­го­вер­но­го кня­зя Ан­дрея Бо­го­люб­ско­го († 1174; па­мять 4/17 июля) в 1162 го­ду на ме­сте преж­не­го был за­ло­жен ка­мен­ный со­бор. «23 мая 1164 го­да при ко­па­нии рвов на­шли гроб, – ска­за­но в его жи­тии Ни­ко­ном ле­то­пис­цем, – по­кры­тый дву­мя дос­ка­ми, в недо­уме­нии от­кры­ли и уви­де­ли ли­це (Леон­тия), све­тя­ще­го­ся сла­вою: ри­зы на нем бы­ли как бы вче­ра на­де­тые, сколь­ко лет ми­ну­ло, и не из­ме­ни­лось свя­щен­ное те­ло его». В ру­ках у него ле­жал сви­ток с име­на­ми про­све­щен­ных им иере­ев и диа­ко­нов. Об­ре­тен­ные мо­щи пе­ре­ло­жи­ли в ка­мен­ный гроб и по­ме­сти­ли в церк­ви во имя свя­то­го апо­сто­ла и еван­ге­ли­ста Иоан­на Бо­го­сло­ва на ар­хи­ерей­ском дво­ре.

В 1170 го­ду, ко­гда бы­ло за­кон­че­но стро­и­тель­ство ка­мен­ной церк­ви в честь Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, гроб свя­ти­те­ля Леон­тия пе­ре­нес­ли в этот храм и по­ста­ви­ли в ни­ше юж­ной сте­ны.

Свя­той Леон­тий, по­чти неиз­вест­ный при жиз­ни, по­сле смер­ти сде­лал­ся та­ким слав­ным и по­пуляр­ным, что ка­фед­ра Ро­стов­ская на­зы­ва­лась «ка­фед­рою Леон­тия чу­до­твор­ца»; при из­бра­нии но­вых епи­ско­пов Ро­сто­ву ле­то­пис­цы за­ме­ча­ют, что «по­став­лен мо­лит­ва­ми св. чу­до­твор­ца Леон­тия» та­кой-то епи­скоп. С мо­лит­вой ро­стов­цы при­бе­га­ли к св. Леон­тию. У гро­ба про­све­ти­те­ля Ро­стов­ской зем­ли со­вер­ша­лись мно­го­чис­лен­ные бла­го­дат­ные чу­до­тво­ре­ния. Сви­де­тель­ства о свя­то­сти жиз­ни епи­ско­па Леон­тия, чу­дес­ных ис­це­ле­ни­ях и зна­ме­ни­ях по его мо­лит­вам бы­ли со­бра­ны епи­ско­пом Ро­стов­ским Иоан­ном (1190–1214). По бла­го­сло­ве­нию мит­ро­по­ли­та Фе­одо­ра бы­ло уста­нов­ле­но со­вер­шать празд­но­ва­ние па­мя­ти свя­ти­те­ля Леон­тия 23 мая/ 5 июня, в день об­ре­те­ния мо­щей. Епи­скоп Иоанн на­пи­сал и ка­нон свя­ти­те­лю Леон­тию. До 1609 го­да мо­щи свя­ти­те­ля Леон­тия от­кры­то на­хо­ди­лись в Успен­ском со­бо­ре, но по­сле то­го, как в смут­ное вре­мя по­ля­ки по­хи­ти­ли гроб­ни­цу свя­ти­те­ля, они бы­ли по­ло­же­ны под спу­дом в том же хра­ме у юж­ной сте­ны при­де­ла во имя свя­ти­те­ля Леон­тия, где на­хо­дят­ся до на­сто­я­ще­го вре­ме­ни.

Свя­той Леон­тий – один из са­мых ве­ли­ких свя­ти­те­лей зем­ли Ро­стов­ской. Он ве­лик по дей­стви­ям зем­ной жиз­ни, как рав­ноап­о­столь­ный про­све­ти­тель Ро­стов­ско­го края; он ве­лик и на небе, как силь­ный мо­лит­вен­ник за зем­лю Рус­скую. Свя­ти­тель Леон­тий сто­ит в ря­ду пер­вых пре­ем­ни­ков апо­столь­ско­го слу­же­ния Рус­ской Церк­ви вслед за свя­той рав­ноап­о­столь­ной кня­ги­ней Оль­гой († 969; па­мять 11/24 июля) и ве­ли­ким рав­ноап­о­столь­ным кня­зем Вла­ди­ми­ром († 1015; па­мять 15/28 июля).

Сочинения

В дошедшем до нас в двух рукописях поучении святителя Леонтия [6] говорится о важности священства, о покаянии, об епитимии, о крещении, воскресении мертвых и о единобожии.

  • «Поучение к попам о всем и наказание епископа Ростовского Леонтия к попам о всем, како подобает дете своя духовныя учити и правилом святых отец,» Памятники древнерусского канонического права
    [Под ред. А. С. Павлова] СПб., 1908, ч. 1 (Памятники XI-XV вв.).
  • Изд. также: «Московские Епарх. Ведомости,» 1878, №№ 24, 25; «Ярославские Епарх. Ведомости» 1878, № 12; «Русская историческая библиотека, издаваемая Археографическою комиссиею: в 39 т.», СПб.-Л., 1872-1927; 1908, т. 6, стб. 111-116.

Литература[ | ]

  • Иконография ростовских святых. Каталог выставки / сост. А. Г. Мельник. — Ростов, 1998. — 80 с.
  • Мельник А. Г.
    Икона Леонтия Ростовского из Воскресенского Горицкого монастыря // Кириллов: Краеведческий альманах. — Вологда: Легия, 2001. — Вып. 4. — С. 212—218. — ISBN 5-89791-022-7.
  • Мельник А. Г.
    Становление культа св. Леонтия Ростовского в домонгольскую эпоху // Сообщения Ростовского музея. Сб. ст. в честь чл.-кор. РАН С. М. Каштанова. — Ростов, 2003. — Вып. 13. — С. 144—152.
  • Мельник А. Г.
    Святой Леонтий Ростовский: равноапостольный или мученик? // Сообщ. Ростовского музея. — Ростов, 2003. — Вып. 14. — С. 86—90.
  • Мельник А. Г.
    Почитание святого Леонтия Ростовского в домонгольскую эпоху // Уваровские чтения — V. — Муром, 2003. — С. 100—103. — ISBN 5-94951-005-4. Архивировано 20 декабря 2021 года.
  • Мельник А. Г.
    Житийная икона Леонтия Ростовского из собрания Угличского музея // Проблемы источниковедения. — М.: Наука, 2006. — Вып. 1(12). — С. 392—399. — ISBN 5-02-034003-0.
  • Мельник А. Г.
    Социальные функции ростовских святых в XII—XVII веках // Ист. записки. — М.: Наука, 2008. — Вып. 11(129). — С. 75—93. — ISBN 978-5-02-036736-4.
  • Мельник А. Г.
    Об отражении жития Леонтия Ростовского в иконе этого святого из собрания Ярославского художественного музея // Книжная культура Ярославского края: Мат-лы науч. конф. (8—9 октября 2008 г.). — Ярославль, 2009. — С. 99—105. — ISBN 978-5-91637-004-1.
  • Мельник А. Г.
    Малоизвестная житийная икона Леонтия Ростовского XVI в // Макариевские чтения. Русь исконная — Русь крещеная. — Можайск, 2012. — Вып. 19. — С. 305—314. — ISBN 978-5-9902186-5-9.
  • Мельник А. Г.
    История распространения культа св. Леонтия Ростовского на Руси в XV—XVI веках // История и культура Ростовской земли. 2015. — Ростов, 2021. — С. 18—33. — ISBN 978-5-9908342-4-8.
  • Мельник А. Г.
    Житийные иконы Леонтия Ростовского XVI-XVIII вв. // Книжная культура Ярославского края — 2021. — Ярославль, 2021. — С. 18—36. — ISBN 978-5-906275-41-7.
  • Мельник А. Г.
    Житие Леонтия Ростовского в миниатюрах Лицевого летописного свода // История и культура Ростовской земли. 2021. — Ростов, 2021. — С. 125—135. — ISBN 978-5-9908342-9-3.
  • Мельник А. Г.
    Иконы Леонтия и Исаии Ростовских из иконостаса церкви Всех Святых Ростовского архиерейского дома, созданные по заказу епископа Досифея (1711—1718) // История и культура Ростовской земли. 2021. — Ростов, 2021. — С. 249—263. — ISBN 978-5-9908342-0-0.
  • Мельник А. Г.
    Житие Леонтия Ростовского как источник по истории почитания этого святого в конце XIV–XV веке // Книжная культура Ярославского края — 2021. — Ярославль, 2021. — С. 5—15. — ISBN 978-5-9500778-5-2.
  • Никольский А.
    Леонтий (епископ Ростовский) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
  • Трубачева М. С.
    Житийный образ Леонтия Ростовского из собрания Муромского музея и его литературный источник // Уваровские чтения — III. Русский православный монастырь как явление культуры: история и современность : Мат-лы науч. конф., посв. 900-летию Муромского Спасо-Преображенского монастыря. — Муром, 2001. — С. 82—86.
  • Филипповский Г. Ю.
    Житие Леонтия Ростовского // Словарь книжников и книжности Древней Руси. XI — первая половина XIV в. — Л., 1987. — С. 159—161.
  • Филипповский Г. Ю.
    О происхождении ранней краткой редакции Жития св. Леонтия Ростовского // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — 2007. — № 3 (29). — С. 115—116.

Литература

  • Ключевский, В. О., Древнерусские жития святых, как исторический источник
    , М., 1871, 3-22.
  • Макарий (Булгаков), митр., История Русской Церкви: в 12 т.
    , СПб., 1864-1886, т. 2, 23-24, 315-317.
  • Титов, А. А., Житие святителя Леонтия, епископа Ростовского
    , М., 1893.
  • Шемякин, В. И., Москва, ее святыни и памятники
    , М., 1896, 141.
  • Срезневский, И. И., Древние памятники русского письма и языка (X-XIV вв.): Общее повременное обозрение и дополнения с палеографическими указаниями, выписками и указателями
    , 2-е изд., СПб., 1882, 120, 142.
  • Никольский, Н. К., Материалы для повременного списка русских писателей и их сочинений (X- XI вв)
    , СПб., 1906, 210—211.
  • Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых
    [Сост. Д. А. Эристов, М. Л. Яковлев_], 1-е изд., СПб., 1836, 167—168.
  • Барсуков, Н. П., Источники русской агиографии
    , СПб., 1882, 323-329.
  • Голубинский, Е. Е., История Русской Церкви: в 2 т.
    , М., 1900-1911, т. 1, первая половина, 201, 202, 757-758; вторая половина, 433.
  • Каманин, И. М., Зверинецкие пещеры в Киеве, их древность и святость
    , Киев, 1914, 40-42, 133, 137, 139.
  • Архангельский, Н. В., Новооткрытые Зверинецкие пещеры в Киеве
    , Киев, 1915, 15.
  • Димитрий (Самбикин), архиеп., Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых: в 14 вып.
    , Каменец-Подольск, Тверь, 1892—1902, вып. 9, ч. 2, май, 123-129.
  • Едлинский, М. Е., свящ., Подвижники и страдальцы за веру православную и землю свято-русскую от начала христианства на Руси до позднейших времен
    , 1-е изд., СПб., 1895, 143-145; 4-е изд., СПб., 1901-1903, т. 1, 148—151.
  • Толстой, М. В., Древние святыни Ростова Великого
    , 2-е изд., М., 1860, 25, 33, 34, 35, прим. 13.
  • Толстой, М. В., Рассказы из истории Русской Церкви
    , М., 1873, 47-49.
  • Архимандрит Пимен, настоятель Николо-Угрешского монастыря (1810—1880): Биографический очерк
    , М., 1881, 335 (прим.).
  • Булгаков, С. В., Настольная книга для священно-церковнослужителей
    , Киев, 1913, 1417.
  • Строев, П. М., Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви
    , СПб., 1877, 329.
  • Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения
    , СПб., 1899, 391.
  • Леонид (Кавелин), архим., Святая Русь
    , СПб., 1891, № 615.
  • Ярославские епархиальные ведомости
    , 1892, № 33; 1888, № 41, 641-656; № 42, 657-660; № 43, 673-686; № 45, 715; 1889, № 29.
  • Душеполезное чтение
    , М., 1885, май, 44-66.
  • Православный собеседник
    , Казань, 1858, март, 420-431; февраль, 297, 318; 1898, октябрь, 484; 1901, май, 302—303.
  • Исторический вестник
    , СПб., 1886, т. 23, 76.
  • Известия по Казанской епархии
    , 1885, № 7, 144.
  • Русский паломник
    , 1911, № 22, 347.
  • Каманин, И. М., Зверинецкия пещеры в Киеве (их древность и святость)
    , Киев, Киево-Печерская Лавра, 1914, 39-42.

  • Леонид (Поляков), архиеп., «Святитель Леонтий, епископ Ростовский,» Журнал Московской Патриархии
    , М., 1964, № 6, 66-68.
  • Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т.
    [Изд. П. П. Сойкина], СПб., б. г., т. 2, 1519.
  • Русский биографический словарь: в 25 т.
    , СПб.; М., 1896-1913, т. 10, 221-223.
  • Н. Д[урново]., Девятисотлетие русской иерархии 988-1888. Епархии и архиереи
    , М., 1888, 22.
  • Минея май
    , М., 1987, ч. 3, с. 20-21:
  • Творогов, О. В., «Леонтий,» Словарь книжников и книжности Древней Руси
    , Л., 1987, вып. 1, 229-230.
  • Макарий (Булгаков), митр., История Русской Церкви: в 9 т.
    , М., 1994-1997, т. 2, с. 137-138.
  • Андроник (Трубачёв), игум., Святая Русь. Хронологический список канонизированых святых, почитаемых подвижников благочестия и мучеников Русской Православной Церкви (ІХ — сер ХІІІ в.) дополнение к книге Митрополита Макария (Булгакова) История Русской Церкви
    , М., 1995, т. 2, 650.
  • Мельник А.Г., «Святой Леонтий Ростовский: равноапостольный или мученик?» // Сообщения Ростовского музея / — Ростов, 2003. — Вып. 14. — с. 86-90:

Примечания[ | ]

  1. 123456789Никольский А.
    Леонтий (епископ Ростовский) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
  2. Головщиков К. Д.
    Леонтий, епископ ростовский // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  3. История канонизации святых в русской церкви.
  4. Слово 14. Послание смиренного епископа Симона Владимирского и Суздальского к Поликарпу, черноризцу Печерскому.
  5. На мощи святителя Леонтия установили раку (неопр.)
    . Ярославская митрополия (23 декабря 2019). Дата обращения: 23 декабря 2021.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]