Архимандрит Леонтий (Стасевич). |
Леонтий (Стасевич)
(1884 — 1972), архимандрит, преподобноисповедник Память 28 января, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской, новомучеников и исповедников земли Владимирской, Холмских и Подляшских мучеников и Ивановских святых
В миру Лев Фомич Стасевич, родился 20 марта 1884 года в польском городе Тарногруде, к югу от Люблина, и был единственным ребенком в крестьянской семье. В 15 лет он стал работать секретарем в тарногрудском суде, а после смерти отца получил от матери благословение идти учиться в Холмскую семинарию.
Окончив курс в 1910 году, он поступил послушником в Яблочинский Онуфриевский монастырь.
В 1912 году пострижен в мантию, в том же году рукоположен в сан иеродиакона.
В 1913 году был рукоположен во иеромонаха и назначен монастырским казначеем.
В августе 1915 г. монастырь был эвакуирован из-за наступления немецкой армии, о. Леонтий переселился в Москву, в Богоявленский монастырь рядом с Кремлем, и поступил в Московской духовной академии, но не успел окончить ее, в 1919 году Академия была закрыта.
Возведен в сан игумена.
В 1922 году назначен настоятелем в Спасо-Евфимиевский монастырь в Суздале.
В 1923 году власти закрыли монастырь, приспособив его помещения под тюрьму. Отец Леонтий был переведен в храм Смоленской иконы Божией Матери, а затем в храм святителя Иоанна Златоуста в Суздале. В приходском храме отец Леонтий восстановил ежедневное уставное богослужение и ежедневную проповедь, чем привлек сердца многих верующих, которые стали приезжать сюда из самых отдаленных мест Владимирской епархии.
В 1924 году он был возведен в сан архимандрита.
В 1930 году в ОГПУ был получен донос:
«Архимандрит Стасевич раньше был бело-тихоновской группировки, теперь же какой-то особой; бывает у него массовое стечение в церкви народа, в особенности монашек, – и вообще суздальской интеллигенции; своими выступлениями в церкви он подрывает авторитет советской власти. Вообще все духовенство, за исключением священника Знаменской церкви (он… принадлежит к обновленческой группировке), принадлежит к бело-тихоновской группировке. Указанную группу часто приходится видеть всех вместе. Необходимо разоблачение таковой»
3 февраля 1930 года был арестован и заключен в тюрьму в городе Владимире. «Звон тогда был запрещен,
– рассказывал впоследствии отец Леонтий. –
А мне… так захотелось Господа прославить звоном. Залез на колокольню и давай звонить. Долго звонил. Спускаюсь с колокольни, а меня уже встречают с наручниками».
13 февраля следователь допросил священника. Отвечая на вопросы, архимандрит Леонтий сказал:
«В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю и поясняю, что ни в какие антисоветские группировки не входил и о существовании таких группировок не слыхал. Перечисленных мне в постановлении моих сопроцессников знал, но близкого знакомства с ними не вел. Я сторонюсь от всяких знакомств и живу замкнуто. Ориентации в церковных вопросах я придерживаюсь сергиевской»
15 февраля следствие было завершено. В обвинительном заключении написали:
«В городе Суздале на протяжении ряда лет существовала антисоветская церковная группировка, в которой объединились попы, монашество, бывшие люди и торговцы, для большинства которых Церковь являлась не целью, а крепостью, откуда можно обстреливать советский строй и компартию. На основании этих данных было арестовано и привлечено к ответственности 32 человека служителей религиозного культа и церковников из бывших людей города Суздаля»
2 марта 1930 года тройка ОГПУ приговорила архимандрита Леонтия к трем годам заключения в концлагерь. Заключение он был отправлен отбывать в Коми область. В лагере работал фельдшером.
По освобождении в 1933 году был направлен на приход в Бородино Гаврилово-Посадского района Ивановской области.
5 ноября 1935 года снова был арестован и заключен в тюрьму в городе Иванове. Ему предъявили обвинение в том, что он
«Входил в состав группы активных церковников… Поддерживал связи с юродствующим элементом… и выдавал последних за “прозорливцев” и “святых”; втягивал в религиозную деятельность детей школьного и дошкольного возраста путем раздачи последним разного рода подарков; распространял провокационные слухи о кончине мира, пришествии антихриста и падении советской власти».
Виновным себя не признал. 15 февраля 1936 года Особое Совещание при НКВД СССР приговорило его к трем годам заключения в исправительно-трудовой лагерь, 22 февраля он был отправлен в Карлаг.
В лагере работал фельдшером и на общих работах. Все тюремные скорби отец Леонтий переносил со смирением и кротостью и о том времени впоследствии говорил: «Я в раю был, а не в тюрьме». Когда отцу Леонтию жаловались на скорби, он говорил: «Это еще не страдание. А вот то, как мы, бывало, в тюрьме откушаем, а нас выведут, поставят в ряд и говорят: “Сейчас будем расстреливать!” Прицелятся, попугают, а потом опять в барак гонят».
В 1938 году закончился срок заключения, и отец Леонтий вернулся в Суздаль. Жил он то в Суздале, то в селах и небольших городках у своих духовных детей, совершая в их домах богослужения. К этому времени большинство храмов было закрыто, служить стало негде, почти все духовенство было арестовано.
В июне 1947 года назначен настоятелем храма Живоначальной Троицы в селе Воронцово Пучежского района, а спустя некоторое время — благочинным всех храмов района, которых было тогда на весь район всего четыре.
2 мая 1950 года по окончании литургии снова был арестован и приговорен к десяти годам заключения, отправлен в исправительно-трудовой лагерь в город Братск Иркутской области.
В 1955 году, после смерти Сталина, он был досрочно освобожден.
20 июля 1955 года назначен настоятелем храма Михаила Архангела в село Михайловское Середского района.
Икона присп. Леонтия (Стасевича) |
Как и многие старцы, отец Леонтий любил шутку и иносказание. Раз такая шутка помогла ему избавиться от чиновников из райисполкома, приехавших проверить деятельность общины, а заодно и посмотреть на священника, о котором шла слава, как о необыкновенном старце. За неделю до их приезда у него были наготовлены щи, которые гости не съели, и из-за сильной жары щи прокисли. Их хотели вылить, но старец строго-настрого запретил выливать, и щи стояли на жаре в коридоре и забродили. Увидев приближающихся к дому чиновников, отец Леонтий взял кастрюлю с прокисшими щами и поставил ее на огонь. По всему дому распространился такой запах, что члены комиссии, едва войдя в дверь, тут же поспешили уйти и, не заходя в храм, сразу же уехали.
Летом 1962 года два священника, служившие с отцом Леонтием, в корыстных целях оклеветали его, обвинив в небрежном отношении к святыне. Архиепископ Ивановский и Кинешемский Иларион (Прохоров), бывший родственником одному из этих священников, не разобравшись в существе дела, запретил архимандрита Леонтия на месяц в священнослужении. Для отца Леонтия, служившего в течение многих лет ежедневно, это стало большой скорбью. «Плачу и рыдаю, – говорил он. – Шило в мешке не утаится, все выйдет наружу, все улетят».
По истечении месяца, когда пришло время приступать к совершению богослужения, архиепископ назначил отца Леонтия в один из дальних и глухих в то время приходов – в Введенский храм в село Елховку Тейковского района. В Елховке он прослужил год.
Паства в Михайловском просила вернуть батюшку, но архиепископ Иларион не внял просьбам верующих, а в 1963 году сам был переведен на другую кафедру. На его место был назначен епископ Леонид (Лобачев). Ознакомившись с положением дела, он тут же вернул архимандрита Леонтия в село Михайловское.
Вернулся отец Леонтий в Михайловское, когда ему было около восьмидесяти лет. Несмотря на физическую немощь, он всех принимал, исповедовал, беседовал, молился за приходящих. Людей, ехавших к отцу Леонтию, было так много, что иногда из поезда, делавшего остановку на станции Белино, в километре от Михайловского, выходила едва ли не половина всех пассажиров. Чтобы воспрепятствовать людям приезжать к священнику, власти отменили остановку поезда на этой станции.
«Исповедь у него была удивительно плодотворной, очень духовной и очень смиренной, – свидетельствовал архиепископ Ивановский и Кинешемский Амвросий (Щуров), – он никогда не обличал человека в его недостатках, а старался говорить так, чтобы человек не обиделся».
7 февраля 1972 года отец Леонтий отслужил свою последнюю литургию. На следующий день он сильно ослабел и, воздевая руки вверх, радостно стал говорить: «К Богу идем, к Богу идем!».
Скончался 9 февраля 1972 года. Мощи его ныне находятся в храме Михаила Архангела в селе Михайловском.
Канонизован в 1999 году как местночтимый святой Ивановской епархии Русской Православной Церкви. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
Повели, как животное
Всю жизнь отец Леонтий (Стасевич, 1884-1972) вспоминал, как его отец, простой крестьянин, каждый раз, когда приезжал с базара, привозил с собой странника и оставлял на ночлег. Нежданные гости благодарили хозяев песнями и рассказами о подвигах святых.
В 25 лет, похоронив отца и обеспечив мать, Лев Фомич (так звали святого до пострига) уходит в монастырь, а в 1920-х годах патриарх Тихон назначает о. Леонтия наместником в Суздальскую Спасо-Евфимьевскую обитель. Его насельники поддержали обновленческий раскол. Они стали смеяться над своим игуменом, над его «политической отсталостью и непониманием момента», грубить и угрожать ему, а некоторые даже избивали – ночью, закрыв лица, под видом разбойников. Хотели, чтобы их настоятель, не выдержав такой жизни, сам ушел. Но отец Леонтий терпел, прощал и молился за обидчиков.
А народ полюбил преподобного: люди шли к нему толпами, желая утешений в странное и страшное время, которое наступало. О. Леонтий утешал, и за народную любовь и «приток людей в храмы» на него ополчилась власть.
Иеромонах Леонтий (Стасевич) с двоюродными братьями, сестрами, тетей и племянниками, 8 июня 1916г. Фото с сайта .pstbi.ccas.ru
Еще в Москве один блаженный говорил о. Леонтию, что придет время, когда его будут вести по улице и погонять прикладами. Это предсказание исполнилось в 1935 году, когда его арестовали.
Немногие вещи священника положили в телегу, а самому связали руки и за шею привязали к телеге подобно домашнему животному. По дороге в районный отдел НКВД многие люди выкрикивали язвительные слова в его адрес, смеялись над ним и били.
Отцу Леонтию дали срок 3 года в исправительно-трудовых лагерях. Он был отправлен в Караганду и проработал печником при санчасти.
Новомученики и исповедники Православной Церкви XX века каждый день
Будучи молитвенником, стяжавшим дар постоянной молитвы, отец Леонтий хорошо видел духовный настрой приходящих. Полный храм народа, а отец Леонтий огорченно, бывало, скажет: «В храме-то всего полтора человека». А иногда в храме было всего лишь несколько человек певчих, а он радостно говорил: «Сегодня у нас полный храм людей». По своему смирению старец ничего о себе не рассказывал, и можно только догадываться о его духовной жизни. Он молился за всех. Каждый день он наизусть прочитывал Псалтирь. Никто не видел, когда он спал. Когда бы ни прийти к нему, он всегда одет и готов ехать на требу. О тех, кто жил рядом с ним и трудился, он знал все и ревностно соблюдал единство своей маленькой общины, не допуская в их «семью» любого. Обедал отец Леонтий всегда вместе с народом. Дадут ему поесть одному, а он не станет, идет к людям, и станут они есть из одного блюда попросту. Еще и угощать станет других, говоря: «У нас духовная коммуна». Жил отец Леонтий в крайней бедности. В его келье стояли лишь старая железная кровать, старый стол и несколько табуреток. Денег старец не любил и старался, если они попадали в руки, побыстрее от них избавиться. Зарплату за него получала женщина, которая вела хозяйство, а что попадало к нему в руки, он опускал в церковную кружку, радостно при этом говоря: «Опять я свободен». На Пасху 1969 года Патриарх Алексий наградил архимандрита Леонтия вторым наперсным крестом с украшениями. Некоторые стали поговаривать о том, что пора бы отправить отца Леонтия за штат. Находились люди, которые издевались над немощью старца, ставили ему подножки во время каждения храма, роняли на него тяжелые хоругви во время крестного хода. Иные, подходя при отпусте ко кресту, говорили ему: «Когда ты отсюда уйдешь?» Отец Леонтий иногда говорил в проповеди народу: «Люди, что вы меня гоните? Вы же всю ночь спите, а я не сплю, молюсь за вас, чтобы и вы все пошли, куда я пойду». Близким он говорил: «Мне давно рай открыт, но я живу ради вас, чтобы все вы спаслись». Прихожане обратились к архиепископу Ивановскому и Кинешемскому Феодосию (Погорскому) с просьбой оставить отца Леонтия до его смерти в Михайловском. «Хотя он слаб и немощен, — писали они, — но велика его молитва перед Богом». Владыка Феодосий оставил отца Леонтия при храме, но благословил, чтобы службу он совершал со вторым священником. К этому времени по телесной немощи старец уже не мог служить ежедневно, но в храме на молитве бывал каждый день. Когда он шел от дома до храма, то его поддерживали за руки, а сзади несли стульчик, чтобы отец Леонтий, пройдя десяток-другой шагов, мог присесть отдохнуть. Во время богослужения он таким же образом шел на вход с кадилом или Евангелием. Доходил до царских врат, присаживался напротив них отдохнуть, благословлял вход, а затем шел в алтарь ко престолу. Отец Леонтий до последнего дня был в храме. Он говорил: «Какие часы мы служим, то те наши, а какие не служим, эти не наши». Когда люди начинали жалеть его и говорить: «Батюшка, ты устал, отдохни». Он отвечал: «Вы меня не жалеете, а губите». А когда говорили: «Батюшка, ты совсем больной», он на это отвечал: «У Бога болезней нет, это грехи наши болеют». Еще при жизни старец сподобился от Господа даров прозорливости и исцеления. Неподалеку от села Михайловского в селе Толпыгино служил в то время архимандрит Амвросий (впоследствии архиепископ Ивановский и Кинешемский). В те годы он часто бывал у отца Леонтия. «Сидели мы однажды за столом, — вспоминал владыка Амвросий. — Все было очень просто. Отец Леонтий кушал и что-то говорил. А у меня тогда была нездорова печень. И я не придавал значения нашему разговору. Но вдруг отец Леонтий без всякого с моей стороны вопроса сказал: “Многие сейчас жалуются на печень, а проживут долго”. Я эти слова запомнил, а вскоре все болезненные симптомы прошли». В Михайловском вместе с архимандритом Леонтием служил вторым священником отец Иоанн. Он был груб и вел себя дерзко по отношению к старцу. Люди это видели и просили, чтобы отец Леонтий добился снятия или перевода отца Иоанна. На это отец Леонтий ответил: «Его никто не снимет. Его снимет только отец Амвросий». — «Мне было удивительно это слышать, — вспоминал владыка. — Почему я должен был снять его? Но когда в 1977 году, уже после смерти старца, я волею судеб Божиих стал епископом, мне действительно пришлось снять отца Иоанна с должности. Так отец Леонтий духовным зрением прозревал мой жизненный путь». Не раз бывало, что отец Леонтий посылал приезжавших к нему священников благословиться у отца Амвросия. Это вызывало недоумение, так как тот был тогда всего лишь молодым архимандритом. Но позже, когда отец Амвросий был возведен в сан епископа, стал понятен смысл этих действий. Однажды отец Леонтий отправлял знакомого, приезжавшего его навестить священника в город, на станцию. В это время гонения еще не окончились и над священником могли надсмеяться, а то и побить. Отец Леонтий поручил одной женщине проводить священника, чем тот был недоволен и сказал: «На кой мне баба? Сам дойду». Но все же согласился. На станции им встретилась ватага парней. Увидев священника, они подскочили к нему, сбили с ног, хотели избить, но сопровождавшая его женщина закричала на них: «Не смейте! Это отец мой!» Парни устыдились и отступили. Храм святого архистратига Божия Михаила украшен белой шатровой колокольней. Один из местных дебоширов долгое время грозился свалить ее тросом с помощью трактора. Отец Леонтий не раз предупреждал его, что это намерение может для него плохо кончиться. Но тракторист лишь зло смеялся в ответ. Получив негласно одобрение властей на это кощунство, тракторист запасся железным тросом и поехал крушить колокольню, крепко выпив перед тем для уверенности. По дороге нужно было переезжать речку Шачу, протекавшую в сотне метров от храма. Когда он проезжал по льду, лед не выдержал и трактор провалился в воду, вместе с трактором он рухнул в реку и скончался от разрыва сердца. Отец Леонтий усердно и долго молился за погибшего, так что некоторые стали даже упрекать его за это: «Батюшка, что вы о нем все молитесь, он свое получил». А отец Леонтий на это ответил: «Как же мне о нем не молиться, если он ко мне каждый день ходит, молитв просит». Рано утром 16 апреля 1970 года прихожане, придя в храм, услышали, что отец Леонтий совершает панихиду о новопреставленном Патриархе Алексии. Все были потрясены и стояли молча. После панихиды отца Леонтия спросили, почему он служит панихиду по живом Патриархе. Отец Леонтий на это ответил: «Святейший Патриарх Алексий умер, но этой ночью мы с ним виделись и вместе молились, чтобы Патриархом был избран митрополит Пимен». Прихожане некоторое время были в смущении, пока не услышали официальное сообщение о кончине Патриарха Алексия. Отец Леонтий, сидя однажды за столом, сказал: «Вот умру, из меня много воды потечет». Отец Иоанн, бывший тут и весьма грубо обращавшийся с батюшкой, оборвал его: «Хватит ерунду говорить!» После смерти старца отец Иоанн пошел однажды на кладбище служить панихиду и увидел под горою родник, спустился к нему и заплакал: «Отец Леонтий, прости меня, что не верил я тебе». Однажды отец Иоанн захотел сделать в церковном доме ремонт, на что нужно было в то время официальное разрешение властей. Отец Леонтий как настоятель запретил ему добиваться такого разрешения, сказав: «Нельзя делать ремонт — хуже будет». Это было в 1962 году, отца Леонтия вскоре отправили в запрет, а затем перевели на год на другой приход. Отец Иоанн, оставшись один, тут же подал заявление в райисполком — разрешить ему ремонт дома. Из райисполкома пришел решительный ответ: «Дом снести до 20-го числа ближайшего месяца». Пришлось подчиниться распоряжению и снести дом, после чего негде стало жить священникам. Внутренний мир плотяного человека ХХ века стал мелочным и хаотичным. Распри по любому поводу стали обычными почти для каждой семьи. И сами семьи стали непрочными, ибо в одной семье теперь жили и верующие, и неверующие. Людям, запутавшимся в житейских ссорах и распрях, отец Леонтий говорил: «Не принимайте всего близко к сердцу, смотрите сквозь пальцы». Он был большим молитвенником и много плакал о людских грехах, но слезы эти были скрыты от людских глаз, о них знал только Господь. Одна духовная дочь старца рассказывала: «Не помню, в каком году приходила я к нему, в этот год у нас закрывали церковь на время, так как был ящур у скотины. Батюшка лежал на кровати и плакал, и я стала спрашивать его: “Батюшка, что вы плачете?” А он мне говорит: “Не я один плачу, и книги плачут”». Незадолго до смерти отец Леонтий сам стал выбирать место для своего погребения. Он хотел быть похороненным у стены второго алтаря, но затем сказал, что все это место будет закатано под асфальт и потому его там хоронить не следует. Действительно, все это место после кончины старца было закрыто асфальтом. При храме было еще маленькое кладбище, но и о нем отец Леонтий сказал, что не хочет быть погребенным здесь, так как не хочет, чтобы по нему катались. Впоследствии кладбище и в самом деле было перепахано и заезжено. Отец Леонтий попросил похоронить его на общем сельском кладбище. 26 декабря 1971 года во время водосвятного молебна отцу Леонтию было какое-то видение, но он не стал о нем говорить подробно, а только сказал после молебна, что в этот день совершилось большое чудо и если бы народ узнал, кто он такой, то очередь стояла бы от Михайловского до Москвы и не было бы ему покоя ни днем, ни ночью. Он приказал воду от молебна, бывшего в тот день, беречь и использовать только по капельке. 7 февраля 1972 года отец Леонтий отслужил свою последнюю литургию. На следующий день он сильно ослабел и, воздевая руки вверх, радостно стал говорить: «К Богу идем, к Богу идем!» 9 февраля, когда в храме читали часы, отец Леонтий причастился Святых Христовых Таин дома. После литургии певчие пришли к нему и стали петь церковные песнопения. В половине четвертого дня старцу стало хуже и он потерял сознание, а в четыре часа по полудни его душа отошла ко Господу. Незадолго до кончины отца Леонтия его посетил архимандрит Амвросий. Во время чаепития отец Леонтий как бы сам для себя произнес: «Когда я умру, то облачат меня в ризу, потом разоблачат и оденут в монашеское, возложат на меня один крест, потом его снимут и наденут другой». Когда отец Леонтий скончался, архиепископ Феодосий благословил архимандрита Амвросия отпеть почившего старца. Прибыв в Михайловское, отец Амвросий увидел, что тело отца Леонтия одето не в монашеское одеяние — мантию и клобук, а в иерейские одежды. До начала отпевания уже оставалось немного времени, и отец Амвросий тут же начал переоблачать тело старца. Взглянув на крест, он обратил внимание, что крест был очень богато украшен, и отец Амвросий попросил заменить его на более простой и здесь вспомнил слова отца Леонтия, которые ему были сказаны незадолго до смерти. 8 год смерти отца Леонтия повсюду в России была большая за суха: пожухли травы, обмелели реки, горели леса. И вот в эту жару в нескольких десятках метров от могилы старца забил источник, вода из которого оказалась целебной, и многие люди, пьющие эту воду, по молитвам преподобноисповедника Леонтия стали получать благодатную помощь от Господа. Мощи преподобноисповедника Леонтия ныне находятся в храме Михаила Архангела в селе Михайловском.
Игумен Дамаскин (Орловский)
«Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Январь». Тверь. 2005. С. 405–436
«Христос Воскресе, ребята!»
Преп. Леонтий в житии. Икона. Изображение с сайта alchevskpravoslavniy.ru
В ссылке, в ночь на Пасху охранники в очередной раз спросили у батюшки, отрекается ли он от Бога. Услышав отрицательный ответ, они за веревку окунули его с головой в уборную яму, повторив вопрос. В ответ услышали приветствие: «Христос Воскресе, ребята!» Карательная гимнастика повторялась множество раз, ответ священника не менялся.
«Сейчас будем расстреливать»
Когда к о. Леонтию уже потом, после всех его ссылок, приходили люди со своими бедами, он нередко (не всем и не всегда), рассказывал «случаи» из жизни в лагере:
— Больной, уставший после работ, только собирался я лечь, как слышу крик: «Подъем, на улицу строиться!» Выходим во двор, слышим команду: «Лечь!» Все падаем лицом в грязь. Снова крик: «Встать!» Все встаем на ноги, но тут снова: «лечь». И так много раз.
А потом объявляют отбой, но, когда только начинаешь согреваться, снова раздается команда выходить на улицу. Так могли мучить целыми ночами, а утром осужденные должны были выходить на работу.
Еще отец Леонтий вспоминал: «Бывало, в тюрьме после ужина, на ночь глядя вдруг нас выведут, поставят в ряд и скажут: «Сейчас будем расстреливать». Прицелятся уже, попугают, а потом опять в казарму гонят».
Донос от своих, помощь от чужих
Архим.Леонтий (Стасевич). Фото с сайта .pstbi.ccas.ru
К 1939 году отец Леонтий освободился и вернулся в Суздаль. Служил тайно, по домам. Уже в 50-х годах один из священников, сотрудничавших с властями, на него донес. За три дня до ареста, старец, предчувствуя свою участь, стал готовиться к отъезду. Он раздал свое имущество и деньги духовным чадам и нуждающимся людям. О. Леонтию дали 10 лет и отправили в ссылку в Коми.
Тюремное начальство определило о. Леонтия в камеру к вору-рецидивисту. Батюшка, как только зашел туда, совершил земной поклон. Охранники ждали, что матерый уголовник станет мучить «попа». А когда через пару часов заглянули в камеру, обнаружили: рецидивист, стоя на коленях перед священником, рыдает как ребенок, а батюшка его гладит по голове.
Заключенные лагеря так уважали отца Леонтия, что не давали начальству его обижать, угрожая бунтом.
«Когда ты уйдешь отсюда?»
Храм Архистратига Михаила села Михайловское (Владимирская обл.), где арх.Леонтий был настоятелем. Фото с сайта koap46.blogspot.ru
Амнистировали о. Леонтия только в 1955 году, после смерти Сталина. Когда батюшке было 85 лет, Патриарх Алексий I наградил его вторым наперстным крестом. Болезни и возраст давали о себе знать, но о. Леонтий очень любил службу и людей. И служил.
Когда батюшку на какое-то время перевели из села Михайловское, прихожане обратились к епископу: «С просьбой умилительной к Вам православные люди села Михайловское. Просим Вас, да не поможет ли Вам Господь прислать драгоценного любимого светильника нашего Леонтия». И батюшку в конце концов вернули.
Но и этот период его жизни находились недоброжелатели, которые строили козни старому, отсидевшему в лагерях, доброму и верному Церкви священнику. Несколько раз, когда батюшка кадил во время богослужения, ему ставили подножки, и он падал на пол. Как будто случайно на него роняли тяжелые хоругви. А были люди, которые прямо в глаза со злостью спрашивали батюшку: «Когда ты отсюда уйдешь?!»
Старец в проповедях часто говорил, и как всегда, кротко: «Люди, что вы меня гоните? Вы же всю ночь спите, а я не сплю — молюсь за вас!»
Действительно, духовные дети не видели отца Леонтия спящим. Они вспоминают, что старец жил в крайней бедности. Из мебели у него были железная кровать, старый стол и несколько табуреток, за перегородкой крошечная кухня с русской печкой.
А гонения… Христос в Евангелии говорил своим ученикам: «Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше». О. Леонтий страдал, молился, но не удивлялся, хорошо понимая эти слова.
После смерти батюшки в доме зазвенели все часы
Проповедовал старец просто и жизненно. Часто повторял: «Что посеешь, то и пожнешь». Советовал «не принимать всё близко к сердцу, смотреть на искушения сквозь пальцы». Когда его жалели, говоря, что он устал, Леонтий отвечал: «Вы меня не жалеете, а губите». А про болезни говорил: «У Бога болезней нет, это грехи наши болеют».
На 40-й день после смерти батюшки в его доме в 15.30 и 16.00 зазвонили все часы. В годину прозвенел утром электрический звонок, хотя никто не приходил.
В этот день одной из его духовных дочерей приснился сон: будто идет она по какому-то огороду, где растет много овощей, а потом входит в чудесный сад, в котором сидит старец Леонтий в ослепительно-белом одеянии. Хотела она подойти к нему, но какой-то голос сказал: «Тебе сюда нельзя».
Жительница Фурманова Надежда Рылеева вспоминает: «Я была совсем маленькая, когда увидела его первый раз. Жили тогда на Девьей горе (центр Фурманова. – М. К.), сидели с подружками на улице, играли, видим – идет старичок, поздоровался с нами вежливо, а я рта не могу открыть, так он меня заворожил. Шло от него какое-то свечение, какаято благодать исходила. Хотелось просто смотреть на него, любоваться».
Старец ходил пешком из Михайловского в Фурманов (это 8 километров) совершать требы. Видимо, в один из таких походов девочка его и увидела. «Зацепил» он ее на всю жизнь.
«Ох, как я чудил»
Многие замечали прозорливость о. Леонтия и действие его молитвы. Его духовные дети вспоминают, что батюшка иногда мог пошутить и так избавить человека от какого-либо несчастья. Однажды летом он целую неделю не разрешал женщинам выбросить прокисшие щи, а когда в его село приехала проверка из райисполкома, он поставил эту кастрюлю на огонь, и нежданные гости мигом удалились восвояси от несносного запаха. Каждый раз, когда старец вспоминал этот случай, он весело смеялся и говорил: «Ох, как я чудил, как я чудил!»
Молитва за патриарха
Храм Архистратига Михаила, в котором служил батюшка, был украшен красивой колокольней в шатровом стиле. Один местный тракторист все грозился ее свалить тросом с помощью трактора. Отец Леонтий не раз предупреждал его, что это может плохо для него кончится. Тракторист зло смеялся в ответ.
Получив одобрение властей, тракторист взял железный трос и поехал к храму. По дороге надо было проезжать через речку. Дело было весной, лед не выдержал и трактор вместе с водителем провалился под лед.
Отец Леонтий долго молился за погибшего, так что некоторые стали даже упрекать его: «он же свое получил». А о. Леонтий ответил: «Как я могу не молиться за него, когда он сам каждый день ходит и молитв просит?»
А однажды утром, 16 апреля 1970 года прихожане во время службы услышали, как о. Леонтий совершает панихиду о новопреставленном патриархии Алексии. Люди растерялись: может, батюшка это от старости, перепутал?
После панихиды о. Леонтия спросили: почему он служил панихиду по живому патриарху? О. Леонтий ответил: «Патриарх Алексий умер, но этой ночью мы с ним виделись и вместе молились, чтобы патриархом был избран Пимен».
А через некоторое время сообщили о кончине патриарха Алексия I (Симанского).
Проповедовал о. Леонтий просто. В проповедях нередко звучали и практические советы. Как-то одним летом он все говорил: «Бога надо благодарить, что грибов много дал». И призывал народ усердней собирать грибы.
Некоторые смеялись над ним и даже жаловались в епархию, что он о таких низких бытовых вещах говорит в храме;
однако, действительно, тот год оказался неурожайным, и грибные запасы помогли людям прокормиться зимой.
Люди часто шли к о. Леонтию со своими житейскими проблемами. Запутавшимся в житейских ссорах и распрях он часто говорил: «Не принимайте всего близко к сердцу, смотрите сквозь пальцы».
Святой родник забил в засуху
Источник был открыт в 1972 году, после смерти отца Леонтия, прослужившего в Михаило-Архангельском храме десятки лет. Вернее, забил на этом месте родник, и многие вспомнили пророчество старца, который сказал перед смертью: «Вот умру я, и много воды из меня потечет». Предрек он и засуху, которая действительно приключилась в 1972-м не только в наших местах. Горели леса и торфяники, жара стояла невыносимая.
И тут – родник… Вода в нем оказалась целебной, сразу же в народе пошла слава о ее чудесных свойствах. Больше 20 лет люди ездили на источник, просто набирая воду в канистры и бидончики, пока в 1996 году здесь не появились часовня и купальня. Слава святого места удвоилась и полетела по городам и весям страны.
Случаев исцеления от болезней великое множество. Бесплодные рожают детей, незрячие восстанавливают зрение, потерявшие надежду ее обретают. Но – по вере каждому…
Отец Леонтий славился своими пророчествами. Сохранилось много свидетельств о том, как старец после одной из литургий в 1966 году вышел из храма и сказал, что в Ташкенте погибли тысячи людей: «от грехов человеческих уже сотрясается земля». Люди, слышавшие это, засомневались: ни по радио, ни по телевизору об этом еще не сообщали. Каково же было их удивление, когда через некоторое время они услышали о трагедии в Узбекистане.
Предрекал Леонтий открытие в Иванове Красной церкви. А ведь в советские времена о возвращении храма не могло быть и речи. При этом старец уверял, что «когда Красная церковь откроется, вся земля содрогнется». Голодовка православных активисток, о которой писали все СМИ мира, тому подтверждение.
Как-то отец Леонтий с одним из прихожан разговорился о кино. Сказал, что после его смерти «в Михайловском будет сниматься кино». Летом 1985 года Николай Губенко действительно снимал здесь фильм о последствиях смерча, обрушившегося на область.
Часто батюшка давал людям практические советы. К примеру: «Бога надо благодарить, что много грибов дал». Совет оказался ценным, ведь год, когда это говорилось, был неурожайным: запасы грибов помогли пережить зиму.
Старец Леонтий был добр к людям. Однажды мимо его дома шел мальчишка и вид имел самый поникший. «Что случилось?» – спросил старец. Оказалось, мальчик опоздал к поезду, куда спешил, чтобы продать собранные им ягоды. «А на что тебе деньги?» – поинтересовался батюшка. Деньги были нужны на рубашку. Тогда Леонтий купил у него все ягоды, и денег старца хватило на новую рубашку.
Как-то по весне батюшка подобрал упавшего с дерева грачонка со сломанной лапкой. Взял его домой, назвал Монахом. Шутил: «Ну, мне пора, Монаха кормить надо».
Священник всегда чувствовал настрой прихожан. Иной раз, когда на службе было много людей, но пришедших не по вере, вздыхал: «В храме полтора человека». А бывало, когда на службе присутствовали почти одни певчие, радовался: «Сегодня у нас полный храм».
«К Богу идем!»
Рака с мощами святого Леонтия в храме Архистратига Михаила села Михайловское. Фото с сайта koap46.blogspot.ru
Отец Леонтий мечтал умереть во время богослужения. Так и произошло 9 февраля 1972 года. Перед смертью он воскликнул: «К Богу идем!».
Еще при жизни как то батюшка сказал: «Вот умру, из мня много воды потечет». А в год смерти старца лето было очень жарким и засушливым, но в селе Михайловском недалеко от могилы о. Леонтия забил источник с целебной водой.
Сейчас преподобноисповедника Леонтия (Стасевича) широко почитает народ. Храм в селе Михайловском Ивановской области, где находятся его святые мощи, почти всегда открыт. Паломнические группы приезжают одна за другой. К старцу обращаются как к живому, рассказывают ему о своих бедах, молятся те, кто страдает, и особенно от гонений, клеветы, несправедливых и грубых обвинений, — и чувствуют помощь.
По материалам книги игумена Дамаскина (Орловского) «Жития новомучеников и исповедников Российских XX века»
Преподобный Леонтий (Стасевич), исповедник
Память 28 января / 10 февраля
(MP3 файл. Продолжительность 4:13 мин. Размер 3.1 Mb) Читает иеромонах Игнатий (Шестаков)
Преподобный Леонтий (Стасевич), исповедник |
Преподобный Леонтий[1] родился 20 марта 1884 года в польском городе Тарногруде, к югу от Люблина, и был единственным ребенком в крестьянской семье. В 15 лет он стал работать секретарем в тарногрудском суде, а после смерти отца получил от матери благословение идти учиться в Холмскую семинарию.
Окончив курс в 1910 году, он принял монашество в Свято-Онуфриевском монастыре в Яблечне. Через три года его рукоположили в пресвитера и дали послушание монастырского казначея. Во время Первой мировой войны (в августе 1915 г.) монастырь был эвакуирован из-за наступления немецкой армии. Тогда преподобный Леонтий переселился в Москву, в Богоявленский монастырь рядом с Кремлем, и стал изучать богословие в Духовной академии Троице-Сергиевой лавры. Когда академия была закрыта большевиками в 1919 году, Леонтий не оставил своих занятий. Три года спустя он получил назначение настоятеля в древний Спасо-Евфимиевский монастырь в Суздале и подвизался там до его закрытия. Затем он стал настоятелем двух суздальских храмов и прилагал все старания, чтобы спасти веру.
В 1924 году он был назначен архимандритом, а в 1930-м отправлен в концентрационный лагерь, где пробыл три года. Освобожденный в 1933 году, святой Леонтий вновь принялся за исполнение пастырских обязанностей на приходе в Бородине. В 1935 году его снова арестовали и в феврале 1936 года приговорили к трем годам тюрьмы. После освобождения он вернулся в Суздаль, но продолжал пастырское служение уже тайно, не появляясь открыто в храмах. И лишь в 1947 году он стал служить в приходской церкви Воронцова в Поволжье.
В мае 1950 года он был арестован в третий раз. Предвидя арест, Леонтий за три дня до него раздал все свое имущество и иконы многочисленным духовным чадам. Хотя ему было тогда 66 лет, его приговорили к десяти годам заключения, а некоторых из его духовных чад к восьми годам. В 1955 году, после смерти Сталина, он был досрочно освобожден и стал служить приходским священником в храме села Михайловское. Там он вел строгую аскетическую жизнь, ежедневно совершал весь суточный круг богослужений и Божественную литургию.
Духовное сияние святого Леонтия привлекало к нему множество людей, что вызвало не только преследования со стороны властей, но и ревность некоторых священников. Они добились своей цели: преподобного Леонтия отстранили от служения в 1962 году. Хотя это постановление было отменено через месяц, святого Леонтия назначили в отдаленный и труднодоступный храм в Желшовке, несмотря на его 78-летний возраст. Это, однако, не мешало духовным чадам приезжать к нему для исповеди и утешений.
В 1964 году по просьбе верующих преподобный Леонтий смог вернуться в Михайловское, где и продолжил спасительное служение вплоть до блаженной кончины, наступившей 27 января (9 февраля) 1972 года. Он предсказал день своей смерти и появление на его могиле источника целебных вод. С тех пор многие чудеса не прекращают совершаться по молитвам святого Леонтия.
[1] Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских в августе 2000 г. С 2003 г. Польская Православная Церковь почитает память прп. Леонтия в Соборе новомучеников Холмских и Подляшских в первое воскресенье после 1 июня.