Исповедник Леонтий Стасевич: «Что вы меня гоните!»


Архимандрит Леонтий (Стасевич).

Леонтий (Стасевич)
(1884 — 1972), архимандрит, преподобноисповедник Память 28 января, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской, новомучеников и исповедников земли Владимирской, Холмских и Подляшских мучеников и Ивановских святых

В миру Лев Фомич Стасевич, родился 20 марта 1884 года в польском городе Тарногруде, к югу от Люблина, и был единственным ребенком в крестьянской семье. В 15 лет он стал работать секретарем в тарногрудском суде, а после смерти отца получил от матери благословение идти учиться в Холмскую семинарию.

Окончив курс в 1910 году, он поступил послушником в Яблочинский Онуфриевский монастырь.

В 1912 году пострижен в мантию, в том же году рукоположен в сан иеродиакона.

В 1913 году был рукоположен во иеромонаха и назначен монастырским казначеем.

В августе 1915 г. монастырь был эвакуирован из-за наступления немецкой армии, о. Леонтий переселился в Москву, в Богоявленский монастырь рядом с Кремлем, и поступил в Московской духовной академии, но не успел окончить ее, в 1919 году Академия была закрыта.

Возведен в сан игумена.

В 1922 году назначен настоятелем в Спасо-Евфимиевский монастырь в Суздале.

В 1923 году власти закрыли монастырь, приспособив его помещения под тюрьму. Отец Леонтий был переведен в храм Смоленской иконы Божией Матери, а затем в храм святителя Иоанна Златоуста в Суздале. В приходском храме отец Леонтий восстановил ежедневное уставное богослужение и ежедневную проповедь, чем привлек сердца многих верующих, которые стали приезжать сюда из самых отдаленных мест Владимирской епархии.

В 1924 году он был возведен в сан архимандрита.

В 1930 году в ОГПУ был получен донос:
«Архимандрит Стасевич раньше был бело-тихоновской группировки, теперь же какой-то особой; бывает у него массовое стечение в церкви народа, в особенности монашек, – и вообще суздальской интеллигенции; своими выступлениями в церкви он подрывает авторитет советской власти. Вообще все духовенство, за исключением священника Знаменской церкви (он… принадлежит к обновленческой группировке), принадлежит к бело-тихоновской группировке. Указанную группу часто приходится видеть всех вместе. Необходимо разоблачение таковой»
3 февраля 1930 года был арестован и заключен в тюрьму в городе Владимире. «Звон тогда был запрещен,

– рассказывал впоследствии отец Леонтий. –
А мне… так захотелось Господа прославить звоном. Залез на колокольню и давай звонить. Долго звонил. Спускаюсь с колокольни, а меня уже встречают с наручниками».
13 февраля следователь допросил священника. Отвечая на вопросы, архимандрит Леонтий сказал:

«В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю и поясняю, что ни в какие антисоветские группировки не входил и о существовании таких группировок не слыхал. Перечисленных мне в постановлении моих сопроцессников знал, но близкого знакомства с ними не вел. Я сторонюсь от всяких знакомств и живу замкнуто. Ориентации в церковных вопросах я придерживаюсь сергиевской»

15 февраля следствие было завершено. В обвинительном заключении написали:

«В городе Суздале на протяжении ряда лет существовала антисоветская церковная группировка, в которой объединились попы, монашество, бывшие люди и торговцы, для большинства которых Церковь являлась не целью, а крепостью, откуда можно обстреливать советский строй и компартию. На основании этих данных было арестовано и привлечено к ответственности 32 человека служителей религиозного культа и церковников из бывших людей города Суздаля»

2 марта 1930 года тройка ОГПУ приговорила архимандрита Леонтия к трем годам заключения в концлагерь. Заключение он был отправлен отбывать в Коми область. В лагере работал фельдшером.

По освобождении в 1933 году был направлен на приход в Бородино Гаврилово-Посадского района Ивановской области.

5 ноября 1935 года снова был арестован и заключен в тюрьму в городе Иванове. Ему предъявили обвинение в том, что он

«Входил в состав группы активных церковников… Поддерживал связи с юродствующим элементом… и выдавал последних за “прозорливцев” и “святых”; втягивал в религиозную деятельность детей школьного и дошкольного возраста путем раздачи последним разного рода подарков; распространял провокационные слухи о кончине мира, пришествии антихриста и падении советской власти».

Виновным себя не признал. 15 февраля 1936 года Особое Совещание при НКВД СССР приговорило его к трем годам заключения в исправительно-трудовой лагерь, 22 февраля он был отправлен в Карлаг.

В лагере работал фельдшером и на общих работах. Все тюремные скорби отец Леонтий переносил со смирением и кротостью и о том времени впоследствии говорил: «Я в раю был, а не в тюрьме». Когда отцу Леонтию жаловались на скорби, он говорил: «Это еще не страдание. А вот то, как мы, бывало, в тюрьме откушаем, а нас выведут, поставят в ряд и говорят: “Сейчас будем расстреливать!” Прицелятся, попугают, а потом опять в барак гонят».

В 1938 году закончился срок заключения, и отец Леонтий вернулся в Суздаль. Жил он то в Суздале, то в селах и небольших городках у своих духовных детей, совершая в их домах богослужения. К этому времени большинство храмов было закрыто, служить стало негде, почти все духовенство было арестовано.

В июне 1947 года назначен настоятелем храма Живоначальной Троицы в селе Воронцово Пучежского района, а спустя некоторое время — благочинным всех храмов района, которых было тогда на весь район всего четыре.

2 мая 1950 года по окончании литургии снова был арестован и приговорен к десяти годам заключения, отправлен в исправительно-трудовой лагерь в город Братск Иркутской области.

В 1955 году, после смерти Сталина, он был досрочно освобожден.

20 июля 1955 года назначен настоятелем храма Михаила Архангела в село Михайловское Середского района.

Икона присп. Леонтия (Стасевича)

Как и многие старцы, отец Леонтий любил шутку и иносказание. Раз такая шутка помогла ему избавиться от чиновников из райисполкома, приехавших проверить деятельность общины, а заодно и посмотреть на священника, о котором шла слава, как о необыкновенном старце. За неделю до их приезда у него были наготовлены щи, которые гости не съели, и из-за сильной жары щи прокисли. Их хотели вылить, но старец строго-настрого запретил выливать, и щи стояли на жаре в коридоре и забродили. Увидев приближающихся к дому чиновников, отец Леонтий взял кастрюлю с прокисшими щами и поставил ее на огонь. По всему дому распространился такой запах, что члены комиссии, едва войдя в дверь, тут же поспешили уйти и, не заходя в храм, сразу же уехали.
Летом 1962 года два священника, служившие с отцом Леонтием, в корыстных целях оклеветали его, обвинив в небрежном отношении к святыне. Архиепископ Ивановский и Кинешемский Иларион (Прохоров), бывший родственником одному из этих священников, не разобравшись в существе дела, запретил архимандрита Леонтия на месяц в священнослужении. Для отца Леонтия, служившего в течение многих лет ежедневно, это стало большой скорбью. «Плачу и рыдаю, – говорил он. – Шило в мешке не утаится, все выйдет наружу, все улетят».

По истечении месяца, когда пришло время приступать к совершению богослужения, архиепископ назначил отца Леонтия в один из дальних и глухих в то время приходов – в Введенский храм в село Елховку Тейковского района. В Елховке он прослужил год.

Паства в Михайловском просила вернуть батюшку, но архиепископ Иларион не внял просьбам верующих, а в 1963 году сам был переведен на другую кафедру. На его место был назначен епископ Леонид (Лобачев). Ознакомившись с положением дела, он тут же вернул архимандрита Леонтия в село Михайловское.

Вернулся отец Леонтий в Михайловское, когда ему было около восьмидесяти лет. Несмотря на физическую немощь, он всех принимал, исповедовал, беседовал, молился за приходящих. Людей, ехавших к отцу Леонтию, было так много, что иногда из поезда, делавшего остановку на станции Белино, в километре от Михайловского, выходила едва ли не половина всех пассажиров. Чтобы воспрепятствовать людям приезжать к священнику, власти отменили остановку поезда на этой станции.

«Исповедь у него была удивительно плодотворной, очень духовной и очень смиренной, – свидетельствовал архиепископ Ивановский и Кинешемский Амвросий (Щуров), – он никогда не обличал человека в его недостатках, а старался говорить так, чтобы человек не обиделся».

7 февраля 1972 года отец Леонтий отслужил свою последнюю литургию. На следующий день он сильно ослабел и, воздевая руки вверх, радостно стал говорить: «К Богу идем, к Богу идем!».

Скончался 9 февраля 1972 года. Мощи его ныне находятся в храме Михаила Архангела в селе Михайловском.

Канонизован в 1999 году как местночтимый святой Ивановской епархии Русской Православной Церкви. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Повели, как животное

Всю жизнь отец Леонтий (Стасевич, 1884-1972) вспоминал, как его отец, простой крестьянин, каждый раз, когда приезжал с базара, привозил с собой странника и оставлял на ночлег. Нежданные гости благодарили хозяев песнями и рассказами о подвигах святых.

В 25 лет, похоронив отца и обеспечив мать, Лев Фомич (так звали святого до пострига) уходит в монастырь, а в 1920-х годах патриарх Тихон назначает о. Леонтия наместником в Суздальскую Спасо-Евфимьевскую обитель. Его насельники поддержали обновленческий раскол. Они стали смеяться над своим игуменом, над его «политической отсталостью и непониманием момента», грубить и угрожать ему, а некоторые даже избивали – ночью, закрыв лица, под видом разбойников. Хотели, чтобы их настоятель, не выдержав такой жизни, сам ушел. Но отец Леонтий терпел, прощал и молился за обидчиков.

А народ полюбил преподобного: люди шли к нему толпами, желая утешений в странное и страшное время, которое наступало. О. Леонтий утешал, и за народную любовь и «приток людей в храмы» на него ополчилась власть.


Иеромонах Леонтий (Стасевич) с двоюродными братьями, сестрами, тетей и племянниками, 8 июня 1916г. Фото с сайта .pstbi.ccas.ru

Еще в Москве один блаженный говорил о. Леонтию, что придет время, когда его будут вести по улице и погонять прикладами. Это предсказание исполнилось в 1935 году, когда его арестовали.

Немногие вещи священника положили в телегу, а самому связали руки и за шею привязали к телеге подобно домашнему животному. По дороге в районный отдел НКВД многие люди выкрикивали язвительные слова в его адрес, смеялись над ним и били.

Отцу Леонтию дали срок 3 года в исправительно-трудовых лагерях. Он был отправлен в Караганду и проработал печником при санчасти.

Новомученики и исповедники Православной Церкви XX века каждый день

Бу­дучи мо­лит­вен­ни­ком, стя­жав­шим дар по­сто­ян­ной мо­лит­вы, отец Леон­тий хо­ро­шо ви­дел ду­хов­ный на­строй при­хо­дя­щих. Пол­ный храм на­ро­да, а отец Леон­тий огор­чен­но, бы­ва­ло, ска­жет: «В хра­ме-то все­го пол­то­ра че­ло­ве­ка». А ино­гда в хра­ме бы­ло все­го лишь несколь­ко че­ло­век пев­чих, а он ра­дост­но го­во­рил: «Се­го­дня у нас пол­ный храм лю­дей». По сво­е­му сми­ре­нию ста­рец ни­че­го о се­бе не рас­ска­зы­вал, и мож­но толь­ко до­га­ды­вать­ся о его ду­хов­ной жиз­ни. Он мо­лил­ся за всех. Каж­дый день он на­изусть про­чи­ты­вал Псал­тирь. Ни­кто не ви­дел, ко­гда он спал. Ко­гда бы ни прий­ти к нему, он все­гда одет и го­тов ехать на тре­бу. О тех, кто жил ря­дом с ним и тру­дил­ся, он знал все и рев­ност­но со­блю­дал един­ство сво­ей ма­лень­кой об­щи­ны, не до­пус­кая в их «се­мью» лю­бо­го. Обе­дал отец Леон­тий все­гда вме­сте с на­ро­дом. Да­дут ему по­есть од­но­му, а он не станет, идет к лю­дям, и ста­нут они есть из од­но­го блю­да по­про­сту. Еще и уго­щать станет дру­гих, го­во­ря: «У нас ду­хов­ная ком­му­на». Жил отец Леон­тий в край­ней бед­но­сти. В его ке­лье сто­я­ли лишь ста­рая же­лез­ная кро­вать, ста­рый стол и несколь­ко та­бу­ре­ток. Де­нег ста­рец не лю­бил и ста­рал­ся, ес­ли они по­па­да­ли в ру­ки, по­быст­рее от них из­ба­вить­ся. Зар­пла­ту за него по­лу­ча­ла жен­щи­на, ко­то­рая ве­ла хо­зяй­ство, а что по­па­да­ло к нему в ру­ки, он опус­кал в цер­ков­ную круж­ку, ра­дост­но при этом го­во­ря: «Опять я сво­бо­ден». На Пас­ху 1969 го­да Пат­ри­арх Алек­сий на­гра­дил ар­хи­манд­ри­та Леон­тия вто­рым на­перс­ным кре­стом с укра­ше­ни­я­ми. Неко­то­рые ста­ли по­го­ва­ри­вать о том, что по­ра бы от­пра­вить от­ца Леон­тия за штат. На­хо­ди­лись лю­ди, ко­то­рые из­де­ва­лись над немо­щью стар­ца, ста­ви­ли ему под­нож­ки во вре­мя каж­де­ния хра­ма, ро­ня­ли на него тя­же­лые хо­руг­ви во вре­мя крест­но­го хо­да. Иные, под­хо­дя при от­пу­сте ко кре­сту, го­во­ри­ли ему: «Ко­гда ты от­сю­да уй­дешь?» Отец Леон­тий ино­гда го­во­рил в про­по­ве­ди на­ро­ду: «Лю­ди, что вы ме­ня го­ни­те? Вы же всю ночь спи­те, а я не сплю, мо­люсь за вас, чтобы и вы все по­шли, ку­да я пой­ду». Близ­ким он го­во­рил: «Мне дав­но рай от­крыт, но я жи­ву ра­ди вас, чтобы все вы спас­лись». При­хо­жане об­ра­ти­лись к ар­хи­епи­ско­пу Ива­нов­ско­му и Ки­не­шем­ско­му Фе­о­до­сию (По­гор­ско­му) с прось­бой оста­вить от­ца Леон­тия до его смер­ти в Ми­хай­лов­ском. «Хо­тя он слаб и немо­щен, — пи­са­ли они, — но ве­ли­ка его мо­лит­ва пе­ред Бо­гом». Вла­ды­ка Фе­о­до­сий оста­вил от­ца Леон­тия при хра­ме, но бла­го­сло­вил, чтобы служ­бу он со­вер­шал со вто­рым свя­щен­ни­ком. К это­му вре­ме­ни по те­лес­ной немо­щи ста­рец уже не мог слу­жить еже­днев­но, но в хра­ме на мо­лит­ве бы­вал каж­дый день. Ко­гда он шел от до­ма до хра­ма, то его под­дер­жи­ва­ли за ру­ки, а сза­ди нес­ли стуль­чик, чтобы отец Леон­тий, прой­дя де­ся­ток-дру­гой ша­гов, мог при­сесть от­дох­нуть. Во вре­мя бо­го­слу­же­ния он та­ким же об­ра­зом шел на вход с ка­ди­лом или Еван­ге­ли­ем. До­хо­дил до цар­ских врат, при­са­жи­вал­ся на­про­тив них от­дох­нуть, бла­го­слов­лял вход, а за­тем шел в ал­тарь ко пре­сто­лу. Отец Леон­тий до по­след­не­го дня был в хра­ме. Он го­во­рил: «Ка­кие ча­сы мы слу­жим, то те на­ши, а ка­кие не слу­жим, эти не на­ши». Ко­гда лю­ди на­чи­на­ли жа­леть его и го­во­рить: «Ба­тюш­ка, ты устал, от­дох­ни». Он от­ве­чал: «Вы ме­ня не жа­ле­е­те, а гу­би­те». А ко­гда го­во­ри­ли: «Ба­тюш­ка, ты со­всем боль­ной», он на это от­ве­чал: «У Бо­га бо­лез­ней нет, это гре­хи на­ши бо­ле­ют». Еще при жиз­ни ста­рец спо­до­бил­ся от Гос­по­да да­ров про­зор­ли­во­сти и ис­це­ле­ния. Непо­да­ле­ку от се­ла Ми­хай­лов­ско­го в се­ле Тол­пы­ги­но слу­жил в то вре­мя ар­хи­манд­рит Ам­вро­сий (впо­след­ствии ар­хи­епи­скоп Ива­нов­ский и Ки­не­шем­ский). В те го­ды он ча­сто бы­вал у от­ца Леон­тия. «Си­де­ли мы од­на­жды за сто­лом, — вспо­ми­нал вла­ды­ка Ам­вро­сий. — Все бы­ло очень про­сто. Отец Леон­тий ку­шал и что-то го­во­рил. А у ме­ня то­гда бы­ла нездо­ро­ва пе­чень. И я не при­да­вал зна­че­ния на­ше­му раз­го­во­ру. Но вдруг отец Леон­тий без вся­ко­го с мо­ей сто­ро­ны во­про­са ска­зал: “Мно­гие сей­час жа­лу­ют­ся на пе­чень, а про­жи­вут дол­го”. Я эти сло­ва за­пом­нил, а вско­ре все бо­лез­нен­ные симп­то­мы про­шли». В Ми­хай­лов­ском вме­сте с ар­хи­манд­ри­том Леон­ти­ем слу­жил вто­рым свя­щен­ни­ком отец Иоанн. Он был груб и вел се­бя дерз­ко по от­но­ше­нию к стар­цу. Лю­ди это ви­де­ли и про­си­ли, чтобы отец Леон­тий до­бил­ся сня­тия или пе­ре­во­да от­ца Иоан­на. На это отец Леон­тий от­ве­тил: «Его ни­кто не сни­мет. Его сни­мет толь­ко отец Ам­вро­сий». — «Мне бы­ло уди­ви­тель­но это слы­шать, — вспо­ми­нал вла­ды­ка. — По­че­му я дол­жен был снять его? Но ко­гда в 1977 го­ду, уже по­сле смер­ти стар­ца, я во­лею су­деб Бо­жи­их стал епи­ско­пом, мне дей­стви­тель­но при­шлось снять от­ца Иоан­на с долж­но­сти. Так отец Леон­тий ду­хов­ным зре­ни­ем про­зре­вал мой жиз­нен­ный путь». Не раз бы­ва­ло, что отец Леон­тий по­сы­лал при­ез­жав­ших к нему свя­щен­ни­ков бла­го­сло­вить­ся у от­ца Ам­вро­сия. Это вы­зы­ва­ло недо­уме­ние, так как тот был то­гда все­го лишь мо­ло­дым ар­хи­манд­ри­том. Но поз­же, ко­гда отец Ам­вро­сий был воз­ве­ден в сан епи­ско­па, стал по­ня­тен смысл этих дей­ствий. Од­на­жды отец Леон­тий от­прав­лял зна­ко­мо­го, при­ез­жав­ше­го его на­ве­стить свя­щен­ни­ка в го­род, на стан­цию. В это вре­мя го­не­ния еще не окон­чи­лись и над свя­щен­ни­ком мог­ли над­сме­ять­ся, а то и по­бить. Отец Леон­тий по­ру­чил од­ной жен­щине про­во­дить свя­щен­ни­ка, чем тот был недо­во­лен и ска­зал: «На кой мне ба­ба? Сам дой­ду». Но все же со­гла­сил­ся. На стан­ции им встре­ти­лась ва­та­га пар­ней. Уви­дев свя­щен­ни­ка, они под­ско­чи­ли к нему, сби­ли с ног, хо­те­ли из­бить, но со­про­вож­дав­шая его жен­щи­на за­кри­ча­ла на них: «Не смей­те! Это отец мой!» Пар­ни усты­ди­лись и от­сту­пи­ли. Храм свя­то­го ар­хи­стра­ти­га Бо­жия Ми­ха­и­ла укра­шен бе­лой ша­тро­вой ко­ло­коль­ней. Один из мест­ных де­бо­ши­ров дол­гое вре­мя гро­зил­ся сва­лить ее тро­сом с по­мо­щью трак­то­ра. Отец Леон­тий не раз пре­ду­пре­ждал его, что это на­ме­ре­ние мо­жет для него пло­хо кон­чить­ся. Но трак­то­рист лишь зло сме­ял­ся в от­вет. По­лу­чив неглас­но одоб­ре­ние вла­стей на это ко­щун­ство, трак­то­рист за­пас­ся же­лез­ным тро­сом и по­ехал кру­шить ко­ло­коль­ню, креп­ко вы­пив пе­ред тем для уве­рен­но­сти. По до­ро­ге нуж­но бы­ло пе­ре­ез­жать реч­ку Ша­чу, про­те­кав­шую в сотне мет­ров от хра­ма. Ко­гда он про­ез­жал по льду, лед не вы­дер­жал и трак­тор про­ва­лил­ся в во­ду, вме­сте с трак­то­ром он рух­нул в ре­ку и скон­чал­ся от раз­ры­ва серд­ца. Отец Леон­тий усерд­но и дол­го мо­лил­ся за по­гиб­ше­го, так что неко­то­рые ста­ли да­же упре­кать его за это: «Ба­тюш­ка, что вы о нем все мо­ли­тесь, он свое по­лу­чил». А отец Леон­тий на это от­ве­тил: «Как же мне о нем не мо­лить­ся, ес­ли он ко мне каж­дый день хо­дит, мо­литв про­сит». Ра­но утром 16 ап­ре­ля 1970 го­да при­хо­жане, при­дя в храм, услы­ша­ли, что отец Леон­тий со­вер­ша­ет па­ни­хи­ду о но­во­пре­став­лен­ном Пат­ри­ар­хе Алек­сии. Все бы­ли по­тря­се­ны и сто­я­ли мол­ча. По­сле па­ни­хи­ды от­ца Леон­тия спро­си­ли, по­че­му он слу­жит па­ни­хи­ду по жи­вом Пат­ри­ар­хе. Отец Леон­тий на это от­ве­тил: «Свя­тей­ший Пат­ри­арх Алек­сий умер, но этой но­чью мы с ним ви­де­лись и вме­сте мо­ли­лись, чтобы Пат­ри­ар­хом был из­бран мит­ро­по­лит Пи­мен». При­хо­жане неко­то­рое вре­мя бы­ли в сму­ще­нии, по­ка не услы­ша­ли офи­ци­аль­ное со­об­ще­ние о кон­чине Пат­ри­ар­ха Алек­сия. Отец Леон­тий, си­дя од­на­жды за сто­лом, ска­зал: «Вот умру, из ме­ня мно­го во­ды по­те­чет». Отец Иоанн, быв­ший тут и весь­ма гру­бо об­ра­щав­ший­ся с ба­тюш­кой, обо­рвал его: «Хва­тит ерун­ду го­во­рить!» По­сле смер­ти стар­ца отец Иоанн по­шел од­на­жды на клад­би­ще слу­жить па­ни­хи­ду и уви­дел под го­рою род­ник, спу­стил­ся к нему и за­пла­кал: «Отец Леон­тий, про­сти ме­ня, что не ве­рил я те­бе». Од­на­жды отец Иоанн за­хо­тел сде­лать в цер­ков­ном до­ме ре­монт, на что нуж­но бы­ло в то вре­мя офи­ци­аль­ное раз­ре­ше­ние вла­стей. Отец Леон­тий как на­сто­я­тель за­пре­тил ему до­би­вать­ся та­ко­го раз­ре­ше­ния, ска­зав: «Нель­зя де­лать ре­монт — ху­же бу­дет». Это бы­ло в 1962 го­ду, от­ца Леон­тия вско­ре от­пра­ви­ли в за­прет, а за­тем пе­ре­ве­ли на год на дру­гой при­ход. Отец Иоанн, остав­шись один, тут же по­дал за­яв­ле­ние в рай­ис­пол­ком — раз­ре­шить ему ре­монт до­ма. Из рай­ис­пол­ко­ма при­шел ре­ши­тель­ный от­вет: «Дом сне­сти до 20-го чис­ла бли­жай­ше­го ме­ся­ца». При­шлось под­чи­нить­ся рас­по­ря­же­нию и сне­сти дом, по­сле че­го негде ста­ло жить свя­щен­ни­кам. Внут­рен­ний мир пло­тя­но­го че­ло­ве­ка ХХ ве­ка стал ме­лоч­ным и ха­о­тич­ным. Рас­при по лю­бо­му по­во­ду ста­ли обыч­ны­ми по­чти для каж­дой се­мьи. И са­ми се­мьи ста­ли непроч­ны­ми, ибо в од­ной се­мье те­перь жи­ли и ве­ру­ю­щие, и неве­ру­ю­щие. Лю­дям, за­пу­тав­шим­ся в жи­тей­ских ссо­рах и рас­прях, отец Леон­тий го­во­рил: «Не при­ни­май­те все­го близ­ко к серд­цу, смот­ри­те сквозь паль­цы». Он был боль­шим мо­лит­вен­ни­ком и мно­го пла­кал о люд­ских гре­хах, но сле­зы эти бы­ли скры­ты от люд­ских глаз, о них знал толь­ко Гос­подь. Од­на ду­хов­ная дочь стар­ца рас­ска­зы­ва­ла: «Не пом­ню, в ка­ком го­ду при­хо­ди­ла я к нему, в этот год у нас за­кры­ва­ли цер­ковь на вре­мя, так как был ящур у ско­ти­ны. Ба­тюш­ка ле­жал на кро­ва­ти и пла­кал, и я ста­ла спра­ши­вать его: “Ба­тюш­ка, что вы пла­че­те?” А он мне го­во­рит: “Не я один пла­чу, и кни­ги пла­чут”». Неза­дол­го до смер­ти отец Леон­тий сам стал вы­би­рать ме­сто для сво­е­го по­гре­бе­ния. Он хо­тел быть по­хо­ро­нен­ным у сте­ны вто­ро­го ал­та­ря, но за­тем ска­зал, что все это ме­сто бу­дет за­ка­та­но под ас­фальт и по­то­му его там хо­ро­нить не сле­ду­ет. Дей­стви­тель­но, все это ме­сто по­сле кон­чи­ны стар­ца бы­ло за­кры­то ас­фаль­том. При хра­ме бы­ло еще ма­лень­кое клад­би­ще, но и о нем отец Леон­тий ска­зал, что не хо­чет быть по­гре­бен­ным здесь, так как не хо­чет, чтобы по нему ка­та­лись. Впо­след­ствии клад­би­ще и в са­мом де­ле бы­ло пе­ре­па­ха­но и за­ез­же­но. Отец Леон­тий по­про­сил по­хо­ро­нить его на об­щем сель­ском клад­би­ще. 26 де­каб­ря 1971 го­да во вре­мя во­до­свят­но­го мо­леб­на от­цу Леон­тию бы­ло ка­кое-то ви­де­ние, но он не стал о нем го­во­рить по­дроб­но, а толь­ко ска­зал по­сле мо­леб­на, что в этот день со­вер­ши­лось боль­шое чу­до и ес­ли бы на­род узнал, кто он та­кой, то оче­редь сто­я­ла бы от Ми­хай­лов­ско­го до Моск­вы и не бы­ло бы ему по­коя ни днем, ни но­чью. Он при­ка­зал во­ду от мо­леб­на, быв­ше­го в тот день, бе­речь и ис­поль­зо­вать толь­ко по ка­пель­ке. 7 фев­ра­ля 1972 го­да отец Леон­тий от­слу­жил свою по­след­нюю ли­тур­гию. На сле­ду­ю­щий день он силь­но осла­бел и, воз­де­вая ру­ки вверх, ра­дост­но стал го­во­рить: «К Бо­гу идем, к Бо­гу идем!» 9 фев­ра­ля, ко­гда в хра­ме чи­та­ли ча­сы, отец Леон­тий при­ча­стил­ся Свя­тых Хри­сто­вых Та­ин до­ма. По­сле ли­тур­гии пев­чие при­шли к нему и ста­ли петь цер­ков­ные пес­но­пе­ния. В по­ло­вине чет­вер­то­го дня стар­цу ста­ло ху­же и он по­те­рял со­зна­ние, а в че­ты­ре ча­са по по­лу­дни его ду­ша ото­шла ко Гос­по­ду. Неза­дол­го до кон­чи­ны от­ца Леон­тия его по­се­тил ар­хи­манд­рит Ам­вро­сий. Во вре­мя чае­пи­тия отец Леон­тий как бы сам для се­бя про­из­нес: «Ко­гда я умру, то об­ла­чат ме­ня в ри­зу, по­том раз­об­ла­чат и оде­нут в мо­на­ше­ское, воз­ло­жат на ме­ня один крест, по­том его сни­мут и на­де­нут дру­гой». Ко­гда отец Леон­тий скон­чал­ся, ар­хи­епи­скоп Фе­о­до­сий бла­го­сло­вил ар­хи­манд­ри­та Ам­вро­сия от­петь по­чив­ше­го стар­ца. При­быв в Ми­хай­лов­ское, отец Ам­вро­сий уви­дел, что те­ло от­ца Леон­тия оде­то не в мо­на­ше­ское оде­я­ние — ман­тию и кло­бук, а в иерей­ские одеж­ды. До на­ча­ла от­пе­ва­ния уже оста­ва­лось немно­го вре­ме­ни, и отец Ам­вро­сий тут же на­чал пе­ре­об­ла­чать те­ло стар­ца. Взгля­нув на крест, он об­ра­тил вни­ма­ние, что крест был очень бо­га­то укра­шен, и отец Ам­вро­сий по­про­сил за­ме­нить его на бо­лее про­стой и здесь вспом­нил сло­ва от­ца Леон­тия, ко­то­рые ему бы­ли ска­за­ны неза­дол­го до смер­ти. 8 год смер­ти от­ца Леон­тия по­всю­ду в Рос­сии бы­ла боль­шая за су­ха: по­жух­ли тра­вы, об­ме­ле­ли ре­ки, го­ре­ли ле­са. И вот в эту жа­ру в несколь­ких де­сят­ках мет­ров от мо­ги­лы стар­ца за­бил ис­точ­ник, во­да из ко­то­ро­го ока­за­лась це­леб­ной, и мно­гие лю­ди, пью­щие эту во­ду, по мо­лит­вам пре­по­доб­но­ис­по­вед­ни­ка Леон­тия ста­ли по­лу­чать бла­го­дат­ную по­мощь от Гос­по­да. Мо­щи пре­по­доб­но­ис­по­вед­ни­ка Леон­тия ныне на­хо­дят­ся в хра­ме Ми­ха­и­ла Ар­хан­ге­ла в се­ле Ми­хай­лов­ском.

Игу­мен Да­мас­кин (Ор­лов­ский)

«Жи­тия но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских ХХ ве­ка. Ян­варь». Тверь. 2005. С. 405–436

При­ме­ча­ния: Ис­тин­но Пра­во­слав­ная Цер­ковь — на­зва­ние, дан­ное ап­па­ра­том ОГПУ для удоб­ства оформ­ле­ния до­ку­мен­тов на арест пра­во­слав­ных с по­сле­ду­ю­щим за­ве­де­ни­ем на них «дел». Ныне Фур­ма­нов­ско­го рай­о­на. [1] УФСБ Рос­сии по Вла­ди­мир­ской обл. Д. П-8248. Т. 1, л. 2-3. [2] Там же. Л. 156. [3] Там же. Л. 212. [4] УФСБ Рос­сии по Ива­нов­ской обл. Д. 8433-П, л. 7. [5] Там же. Л. 12. [6] Там же. Л. 19-20. [7] Там же. Д. 8597-П, л. 166. [8] Там же. Л. 35. [9] Там же. Л. 322. [10] Там же. Л. 325.
Ис­точ­ник: www.fond.ru/

«Христос Воскресе, ребята!»


Преп. Леонтий в житии. Икона. Изображение с сайта alchevskpravoslavniy.ru

В ссылке, в ночь на Пасху охранники в очередной раз спросили у батюшки, отрекается ли он от Бога. Услышав отрицательный ответ, они за веревку окунули его с головой в уборную яму, повторив вопрос. В ответ услышали приветствие: «Христос Воскресе, ребята!» Карательная гимнастика повторялась множество раз, ответ священника не менялся.

«Сейчас будем расстреливать»

Когда к о. Леонтию уже потом, после всех его ссылок, приходили люди со своими бедами, он нередко (не всем и не всегда), рассказывал «случаи» из жизни в лагере:

— Больной, уставший после работ, только собирался я лечь, как слышу крик: «Подъем, на улицу строиться!» Выходим во двор, слышим команду: «Лечь!» Все падаем лицом в грязь. Снова крик: «Встать!» Все встаем на ноги, но тут снова: «лечь». И так много раз.

А потом объявляют отбой, но, когда только начинаешь согреваться, снова раздается команда выходить на улицу. Так могли мучить целыми ночами, а утром осужденные должны были выходить на работу.

Еще отец Леонтий вспоминал: «Бывало, в тюрьме после ужина, на ночь глядя вдруг нас выведут, поставят в ряд и скажут: «Сейчас будем расстреливать». Прицелятся уже, попугают, а потом опять в казарму гонят».

Донос от своих, помощь от чужих


Архим.Леонтий (Стасевич). Фото с сайта .pstbi.ccas.ru

К 1939 году отец Леонтий освободился и вернулся в Суздаль. Служил тайно, по домам. Уже в 50-х годах один из священников, сотрудничавших с властями, на него донес. За три дня до ареста, старец, предчувствуя свою участь, стал готовиться к отъезду. Он раздал свое имущество и деньги духовным чадам и нуждающимся людям. О. Леонтию дали 10 лет и отправили в ссылку в Коми.

Тюремное начальство определило о. Леонтия в камеру к вору-рецидивисту. Батюшка, как только зашел туда, совершил земной поклон. Охранники ждали, что матерый уголовник станет мучить «попа». А когда через пару часов заглянули в камеру, обнаружили: рецидивист, стоя на коленях перед священником, рыдает как ребенок, а батюшка его гладит по голове.

Заключенные лагеря так уважали отца Леонтия, что не давали начальству его обижать, угрожая бунтом.

«Когда ты уйдешь отсюда?»


Храм Архистратига Михаила села Михайловское (Владимирская обл.), где арх.Леонтий был настоятелем. Фото с сайта koap46.blogspot.ru

Амнистировали о. Леонтия только в 1955 году, после смерти Сталина. Когда батюшке было 85 лет, Патриарх Алексий I наградил его вторым наперстным крестом. Болезни и возраст давали о себе знать, но о. Леонтий очень любил службу и людей. И служил.

Когда батюшку на какое-то время перевели из села Михайловское, прихожане обратились к епископу: «С просьбой умилительной к Вам православные люди села Михайловское. Просим Вас, да не поможет ли Вам Господь прислать драгоценного любимого светильника нашего Леонтия». И батюшку в конце концов вернули.

Но и этот период его жизни находились недоброжелатели, которые строили козни старому, отсидевшему в лагерях, доброму и верному Церкви священнику. Несколько раз, когда батюшка кадил во время богослужения, ему ставили подножки, и он падал на пол. Как будто случайно на него роняли тяжелые хоругви. А были люди, которые прямо в глаза со злостью спрашивали батюшку: «Когда ты отсюда уйдешь?!»

Старец в проповедях часто говорил, и как всегда, кротко: «Люди, что вы меня гоните? Вы же всю ночь спите, а я не сплю — молюсь за вас!»

Действительно, духовные дети не видели отца Леонтия спящим. Они вспоминают, что старец жил в крайней бедности. Из мебели у него были железная кровать, старый стол и несколько табуреток, за перегородкой крошечная кухня с русской печкой.

А гонения… Христос в Евангелии говорил своим ученикам: «Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше». О. Леонтий страдал, молился, но не удивлялся, хорошо понимая эти слова.

После смерти батюшки в доме зазвенели все часы

Проповедовал старец просто и жизненно. Часто повторял: «Что посеешь, то и пожнешь». Советовал «не принимать всё близко к сердцу, смотреть на искушения сквозь пальцы». Когда его жалели, говоря, что он устал, Леонтий отвечал: «Вы меня не жалеете, а губите». А про болезни говорил: «У Бога болезней нет, это грехи наши болеют».

На 40-й день после смерти батюшки в его доме в 15.30 и 16.00 зазвонили все часы. В годину прозвенел утром электрический звонок, хотя никто не приходил.

В этот день одной из его духовных дочерей приснился сон: будто идет она по какому-то огороду, где растет много овощей, а потом входит в чудесный сад, в котором сидит старец Леонтий в ослепительно-белом одеянии. Хотела она подойти к нему, но какой-то голос сказал: «Тебе сюда нельзя».

Жительница Фурманова Надежда Рылеева вспоминает: «Я была совсем маленькая, когда увидела его первый раз. Жили тогда на Девьей горе (центр Фурманова. – М. К.), сидели с подружками на улице, играли, видим – идет старичок, поздоровался с нами вежливо, а я рта не могу открыть, так он меня заворожил. Шло от него какое-то свечение, какаято благодать исходила. Хотелось просто смотреть на него, любоваться».

Старец ходил пешком из Михайловского в Фурманов (это 8 километров) совершать требы. Видимо, в один из таких походов девочка его и увидела. «Зацепил» он ее на всю жизнь.

«Ох, как я чудил»

Многие замечали прозорливость о. Леонтия и действие его молитвы. Его духовные дети вспоминают, что батюшка иногда мог пошутить и так избавить человека от какого-либо несчастья. Однажды летом он целую неделю не разрешал женщинам выбросить прокисшие щи, а когда в его село приехала проверка из райисполкома, он поставил эту кастрюлю на огонь, и нежданные гости мигом удалились восвояси от несносного запаха. Каждый раз, когда старец вспоминал этот случай, он весело смеялся и говорил: «Ох, как я чудил, как я чудил!»

Молитва за патриарха

Храм Архистратига Михаила, в котором служил батюшка, был украшен красивой колокольней в шатровом стиле. Один местный тракторист все грозился ее свалить тросом с помощью трактора. Отец Леонтий не раз предупреждал его, что это может плохо для него кончится. Тракторист зло смеялся в ответ.

Получив одобрение властей, тракторист взял железный трос и поехал к храму. По дороге надо было проезжать через речку. Дело было весной, лед не выдержал и трактор вместе с водителем провалился под лед.

Отец Леонтий долго молился за погибшего, так что некоторые стали даже упрекать его: «он же свое получил». А о. Леонтий ответил: «Как я могу не молиться за него, когда он сам каждый день ходит и молитв просит?»

А однажды утром, 16 апреля 1970 года прихожане во время службы услышали, как о. Леонтий совершает панихиду о новопреставленном патриархии Алексии. Люди растерялись: может, батюшка это от старости, перепутал?

После панихиды о. Леонтия спросили: почему он служил панихиду по живому патриарху? О. Леонтий ответил: «Патриарх Алексий умер, но этой ночью мы с ним виделись и вместе молились, чтобы патриархом был избран Пимен».

А через некоторое время сообщили о кончине патриарха Алексия I (Симанского).

Проповедовал о. Леонтий просто. В проповедях нередко звучали и практические советы. Как-то одним летом он все говорил: «Бога надо благодарить, что грибов много дал». И призывал народ усердней собирать грибы.

Некоторые смеялись над ним и даже жаловались в епархию, что он о таких низких бытовых вещах говорит в храме;

однако, действительно, тот год оказался неурожайным, и грибные запасы помогли людям прокормиться зимой.

Люди часто шли к о. Леонтию со своими житейскими проблемами. Запутавшимся в житейских ссорах и распрях он часто говорил: «Не принимайте всего близко к сердцу, смотрите сквозь пальцы».

Святой родник забил в засуху

Источник был открыт в 1972 году, после смерти отца Леонтия, прослужившего в Михаило-Архангельском храме десятки лет. Вернее, забил на этом месте родник, и многие вспомнили пророчество старца, который сказал перед смертью: «Вот умру я, и много воды из меня потечет». Предрек он и засуху, которая действительно приключилась в 1972-м не только в наших местах. Горели леса и торфяники, жара стояла невыносимая.

И тут – родник… Вода в нем оказалась целебной, сразу же в народе пошла слава о ее чудесных свойствах. Больше 20 лет люди ездили на источник, просто набирая воду в канистры и бидончики, пока в 1996 году здесь не появились часовня и купальня. Слава святого места удвоилась и полетела по городам и весям страны.

Случаев исцеления от болезней великое множество. Бесплодные рожают детей, незрячие восстанавливают зрение, потерявшие надежду ее обретают. Но – по вере каждому…

Отец Леонтий славился своими пророчествами. Сохранилось много свидетельств о том, как старец после одной из литургий в 1966 году вышел из храма и сказал, что в Ташкенте погибли тысячи людей: «от грехов человеческих уже сотрясается земля». Люди, слышавшие это, засомневались: ни по радио, ни по телевизору об этом еще не сообщали. Каково же было их удивление, когда через некоторое время они услышали о трагедии в Узбекистане.

Предрекал Леонтий открытие в Иванове Красной церкви. А ведь в советские времена о возвращении храма не могло быть и речи. При этом старец уверял, что «когда Красная церковь откроется, вся земля содрогнется». Голодовка православных активисток, о которой писали все СМИ мира, тому подтверждение.

Как-то отец Леонтий с одним из прихожан разговорился о кино. Сказал, что после его смерти «в Михайловском будет сниматься кино». Летом 1985 года Николай Губенко действительно снимал здесь фильм о последствиях смерча, обрушившегося на область.

Часто батюшка давал людям практические советы. К примеру: «Бога надо благодарить, что много грибов дал». Совет оказался ценным, ведь год, когда это говорилось, был неурожайным: запасы грибов помогли пережить зиму.

Старец Леонтий был добр к людям. Однажды мимо его дома шел мальчишка и вид имел самый поникший. «Что случилось?» – спросил старец. Оказалось, мальчик опоздал к поезду, куда спешил, чтобы продать собранные им ягоды. «А на что тебе деньги?» – поинтересовался батюшка. Деньги были нужны на рубашку. Тогда Леонтий купил у него все ягоды, и денег старца хватило на новую рубашку.

Как-то по весне батюшка подобрал упавшего с дерева грачонка со сломанной лапкой. Взял его домой, назвал Монахом. Шутил: «Ну, мне пора, Монаха кормить надо».

Священник всегда чувствовал настрой прихожан. Иной раз, когда на службе было много людей, но пришедших не по вере, вздыхал: «В храме полтора человека». А бывало, когда на службе присутствовали почти одни певчие, радовался: «Сегодня у нас полный храм».

«К Богу идем!»


Рака с мощами святого Леонтия в храме Архистратига Михаила села Михайловское. Фото с сайта koap46.blogspot.ru

Отец Леонтий мечтал умереть во время богослужения. Так и произошло 9 февраля 1972 года. Перед смертью он воскликнул: «К Богу идем!».

Еще при жизни как то батюшка сказал: «Вот умру, из мня много воды потечет». А в год смерти старца лето было очень жарким и засушливым, но в селе Михайловском недалеко от могилы о. Леонтия забил источник с целебной водой.

Сейчас преподобноисповедника Леонтия (Стасевича) широко почитает народ. Храм в селе Михайловском Ивановской области, где находятся его святые мощи, почти всегда открыт. Паломнические группы приезжают одна за другой. К старцу обращаются как к живому, рассказывают ему о своих бедах, молятся те, кто страдает, и особенно от гонений, клеветы, несправедливых и грубых обвинений, — и чувствуют помощь.

По материалам книги игумена Дамаскина (Орловского) «Жития новомучеников и исповедников Российских XX века»

Преподобный Леонтий (Стасевич), исповедник

Память 28 января / 10 февраля

(MP3 файл. Продолжительность 4:13 мин. Размер 3.1 Mb) Читает иеромонах Игнатий (Шестаков)

Преподобный Леонтий (Стасевич), исповедник

Преподобный Леонтий[1] родился 20 марта 1884 года в польском городе Тарногруде, к югу от Люблина, и был единственным ребенком в крестьянской семье. В 15 лет он стал работать секретарем в тарногрудском суде, а после смерти отца получил от матери благословение идти учиться в Холмскую семинарию.
Окончив курс в 1910 году, он принял монашество в Свято-Онуфриевском монастыре в Яблечне. Через три года его рукоположили в пресвитера и дали послушание монастырского казначея. Во время Первой мировой войны (в августе 1915 г.) монастырь был эвакуирован из-за наступления немецкой армии. Тогда преподобный Леонтий переселился в Москву, в Богоявленский монастырь рядом с Кремлем, и стал изучать богословие в Духовной академии Троице-Сергиевой лавры. Когда академия была закрыта большевиками в 1919 году, Леонтий не оставил своих занятий. Три года спустя он получил назначение настоятеля в древний Спасо-Евфимиевский монастырь в Суздале и подвизался там до его закрытия. Затем он стал настоятелем двух суздальских храмов и прилагал все старания, чтобы спасти веру.

В 1924 году он был назначен архимандритом, а в 1930-м отправлен в концентрационный лагерь, где пробыл три года. Освобожденный в 1933 году, святой Леонтий вновь принялся за исполнение пастырских обязанностей на приходе в Бородине. В 1935 году его снова арестовали и в феврале 1936 года приговорили к трем годам тюрьмы. После освобождения он вернулся в Суздаль, но продолжал пастырское служение уже тайно, не появляясь открыто в храмах. И лишь в 1947 году он стал служить в приходской церкви Воронцова в Поволжье.

В мае 1950 года он был арестован в третий раз. Предвидя арест, Леонтий за три дня до него раздал все свое имущество и иконы многочисленным духовным чадам. Хотя ему было тогда 66 лет, его приговорили к десяти годам заключения, а некоторых из его духовных чад к восьми годам. В 1955 году, после смерти Сталина, он был досрочно освобожден и стал служить приходским священником в храме села Михайловское. Там он вел строгую аскетическую жизнь, ежедневно совершал весь суточный круг богослужений и Божественную литургию.

Духовное сияние святого Леонтия привлекало к нему множество людей, что вызвало не только преследования со стороны властей, но и ревность некоторых священников. Они добились своей цели: преподобного Леонтия отстранили от служения в 1962 году. Хотя это постановление было отменено через месяц, святого Леонтия назначили в отдаленный и труднодоступный храм в Желшовке, несмотря на его 78-летний возраст. Это, однако, не мешало духовным чадам приезжать к нему для исповеди и утешений.

В 1964 году по просьбе верующих преподобный Леонтий смог вернуться в Михайловское, где и продолжил спасительное служение вплоть до блаженной кончины, наступившей 27 января (9 февраля) 1972 года. Он предсказал день своей смерти и появление на его могиле источника целебных вод. С тех пор многие чудеса не прекращают совершаться по молитвам святого Леонтия.

[1] Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских в августе 2000 г. С 2003 г. Польская Православная Церковь почитает память прп. Леонтия в Соборе новомучеников Холмских и Подляшских в первое воскресенье после 1 июня.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]