Адрес: ул.Б.Красная, 5
Одним из самых известных православных мест Казани, которое стремятся посетить и верующие паломники и любознательные туристы, является комплекс Казанского Богородицкого мужского монастыря, который находится совсем недалеко от Казанского Кремля.
- Казанский собор
Архитектурные строения этой широко известной обители привлекают, прежде всего, своей историей, связанной с обретением одной из самых почитаемых российских православных икон – Иконы Казанской Богоматери
.
Одним из самых известных монастырей Казани является Богородицкий монастырь
Казанский Богородицкий монастырь
Памятной датой явления иконы, а также основания обители является 1579 год. В это время восточная часть Казани пострадала от большого пожара и на поприще одного из дворов и был найден образ. Согласно легенде, о месте нахождения святыни сообщила людям сама Матерь Божья, трижды явившись во сне девочке 12 лет Матроне, дочке дворянина из Новгорода, в тот час проживавшего в Казани. С благословения Казанского архиерея Иеремии начались поиски иконы, которая была найдена девочкой именно там, где и сообщила во мне Богоматерь. Вскоре царем Иваном IV был издан указ об основании в Казани Богородицкого монастыря. По преданию, первой монахиней обители стала именно Матрона, принявшая постриг с именем Мавра.
В 1590 году осуществилась постройка каменного собора, в который и перенесли икону. Спустя два столетия, в 1798-1802 гг. на месте временного сооружения был построен новый собор в честь иконы Богоматери. Проект архитектурной конструкции, выполненной в классицистическом стиле, создал известный архитектор И. Старов. Высота сооружения составляла 44 метра.
К числу монастырских сооружений относились также Никольский храм, возведенный в 1810-1816 гг. и Крестовоздвиженский храм (годы постройки — 1882-1884), которые располагались к северу и к югу от собора. Замыкали ансамбль расположившиеся полукругом Никольский и Настоятельский соборы.
Настоятельницы и настоятели
- Петронилла (1582 — 1584)
- Мария (1588 — 1593)
- Мавра (?)
- Феодосия (1631)
- Анфиса (Левашева) (1643 — 1646)
- Ольга (1652)
- Марфа (Киреевская) (1654 — 1656)
- Иулия (1680 — 1681)
- Марфа (Воронова) (1699 — 1704)
- Марфа (Соловцова) (1735 — 1742)
- Евдокия (1764 — 1778)
- Александра (1778 — 1787)
- Павла (1788 — 1795)
- София (кн. Болховская) (1795 — 1807)
- Назарета (Шванвичева) (1807 — 1822)
- Евфрасия (1822 — 1826)
- Аркадия (1826)
1931 — 1993 — закрытие и осквернение
- Питирим (Рыбанин) (с 27 декабря 2007 — упом. нач. 2008) игум.
Казанский Богородицкий мужской монастырь в наше время
Во время гонений 1920-1930-х годов условия жизни в монастыре значительно ухудшились, но даже в это время верующие люди не покинули прославленное место. После приказа о разрушении главного собора (1931 год) прихожане нашли приют в Петропавловском храме.
В середине ХХ века территория Казанского Богородицкого монастыря стала меньше: новые пятиэтажные дома расположились в западной части разрушенной обители, а Крестовоздвиженский храм надолго стал помещением института.
Конец 90-х – начало 2000-х ознаменованы восстановлением обители. В это время во владение монастыря вернулась Софийская церковь, было проведено восстановление и передача монастырю Крестовоздвиженского храма. В 2021 году было начато восстановление собора Казанской иконы Богородицы. Пока храм является мужской обителью с небольшим количеством братии.
Время, разбрасывающее камни
Но грянула революция, и уже осенью 1918 года по приказу властей закрылся Казанский Кремль со всеми его храмами. Величайшие святыни православия — мощи святых Гурия и Варсонофия Казанских — передали в близлежащий Богородицкий монастырь.
Таким образом, в нём были собраны все главные святыни города. Но позже упразднили и его.
Чтобы хоть как-то сохранить здание, в нём официально зарегистрировалась православная община. Немного позже и её переселили в Петропавловский собор. Теперь уже никто и ничто не могло помешать разорению и разграблению храмов.
В жилых помещениях разместилось студенческое общежитие, что, конечно, способствовало ухудшению их состояний: некоторые двери и также окна были полностью выломлены, как будто их и не было вовсе. Множественные лестничные ступени вместе с перилами были истоплены на дрова, многие памятники и скульптуры во дворе были варварски разбиты.
В одном из храмов находился склад зерна, его насыпали прямо перед древним иконостасом. С колокольни сняли колокола, а главный собор, по решению властей, решено было взорвать. Это произошло в 1931 году.
Одно время во дворе монастыря строили киностудию, но дело до конца не довели. И в пустующих зданиях была оборудована табачная фабрика. А там, где совсем недавно находилось монастырское кладбище, появились новые жилые дома.
В годы войны с гитлеровцами Храм Крестовоздвижения был переоборудован, и там жили люди, что, в конце-концов, привело к его окончательному разорению.
Казанская икона Божией матери
Во время польской оккупации страны в 1612 году ополчение под началом Минина и Пожарского взяло в освободительный поход на Москву Богородичный образ. После успеха в этом деле он приобрел значение великой общерусской святыни.
В 1904 году православные были потрясены вестью о жестоком ограблении монастыря, в ходе которого пропала икона Богородицы. Трагическое событие произошло в ночь на 29 июня. Похитители утверждали, что предали икону сожжению, желая получить только драгоценную ризу. Но ни эта, ни вторая версия — о продаже святыни старообрядцам — не были подтверждены следствием.
Но даже после похищения иконы к месту ее явления не перестают приезжать паломники со всего мира. Православные люди чтут Богородичный образ и жаждут увидеть памятное место его явления — Казанский Богородицкий мужской монастырь.
В наши дни копии (или иначе списки) Чудотворного образа Богоматери распространены по всему миру. В Казани находится ватиканский список, официально признанный католической церковью чудотворным. Данное изображение можно увидеть в каждом православном храме, и мало в каком православном доме не найдется хоть маленького ее изображения. В надежде о помощи и спасении к Матери Божьей обращаются при семейных разногласиях, проблемах со здоровьем, для защиты детей, а также на благословение крепких супружеских уз. Чаще всего венчающихся молодых людей благословляют именно Казанской иконой Богоматери.
Реконструкция
До нашего времени сохранилась лишь часть зданий всего архитектурного комплекса, самым древним из которых стала Софийская святыня. Несколько корпусов ни разу не ремонтировались, полностью обветшал теплый храм Николы Тульского и своеобразные башни ограды.
Софийская церковь, © Disciple
Единственным относительно сохранившимся строением является Крестовоздвиженская церковь, куда в 2005 году перенесли Ватиканский список Казанской иконы Божьей Матери.
Несколько последних лет на территории бывшего монастыря в части зданий идут восстановительные работы. За это время вернули к жизни надвратную церковь святой Софии, которую повторно освящали в 1994 году. Она не может похвастаться богатым внутренним убранством, здесь есть лишь несколько икон, которые пожертвовали другие церкви, и иконостас современного типа. В будущем будут воссозданы красивые фрески на стенах, которые в свое время были уничтожены. У прихожан церкви и ее членов есть надежда на то, что будет найдено то, что осталось от пещерного храма, а сам Казанский собор будет восстановлен. Также в результате реставрационных работ планируют восстановить Богородицкий собор.
После восстановления Крестовоздвиженского корпуса в 2005 году он вновь начал свою работу. Богослужения здесь проходят каждый день, место открыто и в другие часы для всех верующих и туристов. Зимой 2007 года святой обители присвоили статус мужского монастыря, сейчас его главой является иеромонах Питирим.
Интересные факты
- Описание событий по обретению иконы принадлежит Гермогену – Всероссийскому патриарху и великомученику, который был канонизирован Русской Православной Церковью в 1913 году. Во времена явления образа — в 1579 году — будущий патриарх был приходским батюшкой в Николо-Гостинодворской церкви в Казани.
- Согласно легенде, когда найденный образ Божией Матери переносили из сгоревшего дома в ее временное пристанище, к нему прикоснулись двое слепых и в тот же час прозрели.
- Список (копия) Казанской иконы Богоматери официально признан чудотворным Ватиканом.
Общеправославное празднование иконы Божией матери проводится 21 июля (по новому стилю) в день празднования явления иконы и 4 ноября (по новому стилю) в память о помощи Богородицы в освобождении Москвы от оккупации поляками в 1612 году.
Святыни[править]
Казанская икона Божией Матери
Казанская икона Божией Матери
В Нижнеломовском Казанском монастыре находится святыня Русской Православной Церкви — чудотворная Казанская икона Божией Матери, явившаяся в 1643 году на источнике. Икона сия древнего письма живописью подобна чудотворному образу, явленному во граде Казани, но на четверть аршина меньше онаго: высота — 20 сантиметров, ширина — 16,7 сантиметров.
Вскоре после явления иконы в 1643 году последовало следующее чудо:
«Прииде от града Ломова пономарь Софоний и ста на источнице, где стояла чудот¬ворная икона и нача от возжженных свеч падающия капли воска собирати воедино, хотя нести сии в дом свой и получити себе корысть, и абие нападе на него ужас велий и невидимая сила десную руку, еюже собираше воск, обрати вспять, от чего он (пономарь) стал кричати вельми, дондеже опамятовался стал молиться Пресвятой Богородице со слезами и каятися о сем пред всеми и абие бысть помощию Божиею и милостию Пресвятой Богородицы управление руки якоже и первее».
Всего в Летописи за период с 1643 по 1717 год числится 109 чудес, именно: «исце¬лено больных руками — 10, глазами — 60, ногами — 9, страдавших тяжкою болезнию — 19, жестоким ревматизмом — 2, внут-реннею болезнию — 2, глухотою — 1, рас¬слаблением всего тела — 4, не владевшего рукою — 1, икотою и одышкою — 1».
Икона Св. Иоанна Предтечи
По преданию, в то время, когда явилась икона святого Иоанна Предтечи, села Серый Ключ еще не существовало, а было только несколько изб, в которых жили казаки. Увидев явленную икону на ключе, казаки дали знать о сем гражданам города Нижний Ломов. Жители, прибыв на место явления, взявши сию икону, перенесли ее в город и поставили в церковь, но икона чудесным образом скрылась и опять была обретена на месте прежнего своего явления. Это повторялось несколько раз. Наконец, иноки Казанской обители пожелали взять сию икону в храм Пресвятой Богородицы, с тем чтобы в честь свято- го Иоанна Предтечи соорудить особый храм.
Поскольку икона святого Иоанна Предтечи часто и на долгое время вместе с Казанскою иконою Божией Матери вы¬носилась в города и селения Пензенской губернии, то вместо нее в обители оставался список иконы. Риза и венец на списке были серебряными в позолоте, украшенными 18-ю драгоценными камнями. На ризе, на свитке в руке святого Предтечи текст: «Се Агнец Божий вземляй грехи…» (Ин. 1, 29) Икона была помещена в медном посеребренном киоте с полукруглым верхом. Риза и киот были устроены усердием братии монастыря в 1881 году.
Иверская икона Божией Матери
В списках святынь Нижне-Ломовского Казанско-Богородицкого монастыря в летописи упоминается «замечательная по древности» Иверская икона Божия Матери. Придание гласит, что икона сия в копии списана с Московской Иверской иконы Божия Матери архимандритом Варлаамом, когда тот был в Московском Чудовом монастыре наместником, и привезена им в Нижне-Ломовский монастырь, когда он вторично был назначен настоятелем сего монастыря. Вот как о сей иконе говорится в летописи:
«Икона сия пользуется великим уважением от жителей Н-Ломова и приходящих поклонников. Последние выносят сию икону на молебствия на родник в день Казанской иконы Божия Матери вместе с чудотворною Казанскою; а первые, в годины общественных бедствий, берут ее из монастыря в крестные ходы, и при молебствии о бездождии, по вере своей, часто видели и видят благодать и покровительство Царицы Небесной».
В храме в честь Казанской иконы Божия Матери есть аналой с частичками мощей святых угодников всего 39 мощевиков
:
- святитель Дмитрий Растовский,
- святитель Феодосий Черниговский,
- святитель Феофан Затворник,
- преподобный Максим Грек,
- преподобный Засима Соловецкий,
- преподобный Савватий Соловецкий,
- преподобный Герман Соловецкий,
- преподобный Гавриил Седмиезерский,
- преподобный Гавриил Мелекесский исп.,
- преподобный Антоний Радонежский,
- Преподобных старцев Оптинских,
- преподобных матерей Девеевских,
- преподобномученницы Елисаветы,
- преподобной Софии Суздальской,
- священномученика Климента папы Римского,
- блаженнаго Василия Московского,
- преподобных старцев Глинских,
- преподобных отцов Гортинских.
В Казанском храме Святой обители находятся следующие иконы святых угодников с частичками их мощей
:
- Преподобный Сергий Радонежский;
- Преподобный Серафим Саровский;
- Пензенские Святые: свящ. исповедник Иоанн Оленевский, святитель Иннокентий Пензенский;
- Дивеевские блаженные: Пелагея, Параскева, Мария;
- Санаксарсские святые: прп. Александр, прп. Фёдор Санаксарский, св. праведный воин Фёдор (Ушаков);
- Икона св. блаженной старицы Матроны Московской с частичкой гроба.
Адрес, как добраться, экскурсии
Богородицкий монастырь расположен в центре Казани, по адресу: Большая Красная, 5. Доехать можно как на личном транспорте, так и на автобусными маршрутами №22, 52, 89, 28 до остановки «Батурина».
Увидеть Богородицкий монастырь можно во время обзорной экскурсии по Казани, а также посетить монастырь самостоятельно в доступные для посетителей часы — с понедельника по субботу с 8 до 19 часов и в воскресенье с 7.30 до 19.00.
Никольский кафедральный собор[править]
Никольский кафедральный собор представляет собой целый архитектурно-административный комплекс, состоящий из сообщающихся Николо-Низской и Покровской церквей, отдельно стоящей колокольни и ряда церковно-административных зданий.
Адрес
: Республика Татарстан, г.Казань, ул.Баумана, 5
Телефон
: (843) 292-57-51, (843) 292-36-36
Интернет-сайт
: nks-km.ru
Проезд
: По пешеходной улице Баумана в сторону Кремля. Незадолго до конца улицы справа будет собор. На автомобиле — по улице Профсоюзная с односторонним движением, собор будет слева через 200 метров после перекрестка с улицей Чернышевского. На метро — до станции «Кремлевская».
Петропавловский собор[править]
Петропавловский собор, безусловно, является ценнейшим архитектурным памятником, и одним из духовных символов Казани. Построенный на возвышенном месте, красивый и величественный, собор отличается уникальным убранством. Композиция храма и колокольни выполнена в стиле так называемого Русского или «Нарышкинского» барокко, распространенного в России в конце 17,- первой половине 18 века. Неповторимый облик собору придает, в первую очередь, декор, обилие сохранившихся до наших дней фасадных деталей и их яркая раскраска. Возможно, храм строили малороссы, но Петропавловский собор не является простой механической копией какого-то стиля, многое в его облике уникально, и является плодом внестилевых пристрастий.
Адрес
: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Мусы Джалиля, д. 21.
тел
:(843)292-13-58.
Богоявленский собор[править]
Первый деревянный Богоявленский храм на этом месте существовал уже в конце XVI века. Уже в XVIII веке сложился своеобразный архитектурный комплекс, включавший кроме главного храма зимнюю церковь во имя Андрея Первозванного (снесен в советское время), стоявшую с северной стороны от Богоявленской, невысокую двухъярусную колокольню с шатровым завершением, стоявшую со стороны нынешней улицы Островского (снесена в 1909 году), дом причта, построенный в конце XVIII века, расположенный с западной стороны, и еще один дом, принадлежавший церкви, фасадом на улицу Проломную (Баумана) (стоял на месте нынешнего памятника Шаляпину).
Адрес
: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Баумана, д. 78, корп. 1.
Телефон
.
Тихвинский храм[править]
Каменный однопрестольный храм был построен между 1646 и 1685 гг. По одним данным, в конце XVIII века храм был реставрирован и перестроен, по другим – храм XVII века снессн и вместо него построен новый. Реконструкция проведена в 1870-е годы. Наконец, в 1898 – 1900-х гг. храм был капитально перестроен и расширен, построены два придела в честь Сретенья Господня и в честь Сошествия Святого Духа на Апостолов.
Адрес
: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Худякова, д. 4
Телефон
Проезд
: По улице Московской со стороны ЦУМа и Дворца спорта до здания Казаньгоргаза (между перекрестками с улицами Галиаскара Камала и Парижской Коммуны), за этим зданием направо, во двор. Проехать перпендикулярно Московской 150 метров – церковь будет справа. Если ехать по Московской со стороны улицы Татарстан и Театра Камала, то надо повернуть налево перед зданием Казаньгоргаза.