Что такое пандемия — наказание или испытание?
— Трудный, необычный выдался нам прошедший 2021 год. Что это было? Наказание, испытание — что нам послано?
— Пандемия в переводе с греческого — это «весь народ». Действительно, весь народ, весь род человеческий подвергся этой опасности. В прошлом уже бывали разного рода эпидемии, часто очень грозные. Взять, допустим эпидемию чумы в Западной Европе — она унесла жизнь половину жителей Европы, это было страшное испытание, потому и назвали эту страшную эпидемию чумы пандемией. Ну, и сегодня это слово применяется по назначению, потому что нет такого места, где можно было бы по-настоящему укрыться от этой болезни. Другими словами, из ряда вон выходящий феномен, связанный с распространением опаснейшего вируса, и потому не должно быть несерьезного и поверхностного отношения к тому, что происходит.
К сожалению, до сих пор в быту иногда распространяется такое мнение, будто это где-то там, а я никогда не заболею. Заболевают сегодня все — и высокопоставленные люди, и работающие, и неработающие, и пенсионеры, и молодые, поэтому требуется особое отношение каждого человека к этой болезни. А опыт учит нас, в том числе исторический опыт: когда общество способно принимать соответствующие консолидированные противоэпидемические меры и употреблять необходимые средства, эпидемии останавливаются. Так было даже в старину. Если взять эпидемию XVII века — началась чума в Москве, которая привела к страшным последствиям. Большое количество священников просто умерли, некому было совершать богослужения, храмы закрылись; более того, невозможно было хоронить людей — на церковных кладбищах было запрещено хоронить тех, кто умер от чумы. Можно себе представить страшную картину, этот ужас, кошмар, через который прошла Москва. Но прошла, сделав соответствующие выводы, и эти выводы не только запечатлелись в памяти москвичей, но, видимо, вошли и в государственную политику. Когда в 1837 году в Одессе вспыхнула чума, губернатор граф М.С. Воронцов и владыка Гавриил, архиепископ Херсонский и Таврический, совместно приняли решения, которые мы сейчас пытаемся повторить. Представляю себе, каково было владыке Гавриилу — в то время, когда храмы играли центральную роль в жизни людей! — издать распоряжение о том, что храмы закрываются. На два месяца храмы были закрыты, затем доступ в храмы был ограничен: у каждого храма стоял наряд полиции и не допускал такого количества людей, чтобы между ними не было достаточной дистанции. Ну и, кроме того, было запрещено прикладываться к кресту, к образам. Всё это запечатлено на страницах истории, и мы знаем, что всё это было санкционировано церковными властями и поддержано властями государственными.
Поэтому то, что сегодня мы принимаем противоэпидемические меры, которые иногда вызывают смущение, в том числе среди благочестивых людей, — это не какая-то новация. Мы следуем в русле наших благочестивых предков. И как введенные ими действия ни у кого не вызывали подозрения в том, что Священноначалие действует, стремясь достичь каких-то недекларируемых и опасных целей, так, надеюсь, и сегодня народ с доверием относится ко всем тем указаниям, которые, в том числе, и мне пришлось сделать и которые направлены на то, чтобы ограничить саму возможность заболевания, в том числе через участие в богослужениях.
Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на IX Парламентских встречах в Государственной Думе РФ
18 мая 2021 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с докладом на открытии IX Парламентских встреч, организованных в Государственной Думе ФС РФ в рамках XXIX Международных образовательных чтений «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа».
Уважаемый Вячеслав Викторович! Уважаемые депутаты, участники и гости Рождественских чтений! Дорогие братья и сестры!
Я хотел бы всех вас сердечно приветствовать и выразить глубокое удовлетворение тем фактом, что устанавливается добрая традиция, в контексте проведения Рождественских чтений, предоставлять возможность для Патриарха, и не только для Патриарха, иметь общение с депутатами, вступать в деловой атмосфере в живой контакт с избранниками народа, задавать друг другу вопросы и слышать голоса друг друга. Чисто организационно это, пожалуй, единственная такая возможность для Церкви, поэтому мы ценим проведение Рождественских чтений в том числе в пространстве нашего парламента, как верхней, так и нижней палат.
Все мы проходим непростое испытание тяжелой инфекцией, которая называется пандемией, потому что охватила весь мир. Хорошо известны разного рода эпидемии и в средние века, и в иные эпохи — достаточно вспомнить вспышку чумы в Европе в XIV веке, другие эпидемии, опасные для жителей того или иного региона. Но, конечно, никогда ничего подобного не было — весь мир охвачен инфекцией, и это в момент, когда человеческая цивилизация осознавала себя находящейся на вершине прогресса! Всё можем, летаем Бог знает куда, расщепили атом, работаем на уровне молекул и атомов, делаем и одно, и второе, и третье, что представлялось бы нашим предшественникам абсолютной фантазией — вершина человеческого господства и силы! И вдруг болезнь, которая изменяет психологию людей, ставит не только медицинские, санитарные, но, думаю, и философские вопросы.
Мы проходим непростым путем, преодолевая вызовы, связанные с пандемией. В тяжелое время борьбы с ранее неизвестной инфекцией особое значение приобрела способность людей объединяться перед лицом опасности и, что вызывает у многих положительную реакцию, бескорыстно помогать друг другу. Страдания больных побудили многих к совершению дел милосердия. Активное развитие получило в этом контексте волонтерское движение, направленное на оказание реальной поддержки и помощи болящим людям.
Тысячи наших братьев и сестер не остались в стороне, став добровольцами. Среди них было и более семи тысяч православных добровольцев, которые приобретали и раздавали продукты, оказывали другую помощь как в России, так и за рубежом. В Церкви было открыто более ста горячих телефонных линий для людей, нуждающихся в духовной поддержке, желающих поговорить со священником; открылись новые церковные центры помощи людям, оказавшимся в кризисных ситуациях или живущим за чертой бедности, и с июня прошлого года более 50 тыс. человек получили через наши гуманитарные центры конкретную помощь.
Государство, в том числе в лице представителей Федерального Собрания Российской Федерации, смогло увидеть потенциал добровольческой и социально значимой деятельности в условиях пандемии и поддержать ее, за что выражаю большую благодарность. Внесенные изменения в закон и нормативно-правовые акты позволили многим общественным организациям получить существенную государственную поддержку для воплощения и развития своих инициатив. Это помогло в кратчайшие сроки организовать по всей стране эффективную работу сотен светских и религиозных социальных проектов, найти новые формы заботы о тех, кому в эти дни особенно непросто.
Убежден, что добровольчество не должно оставаться лишь пожарной машиной для экстренных случаев, а призвано превратиться в норму общественной жизни. Добровольцы — это, на мой взгляд, авангард гражданского общества, люди, способные реальным делом показать приверженность нравственным идеалам. Они не столько декларируют свои политические предпочтения, сколько реально занимаются делом, столь необходимым для слабых, больных, нуждающихся. Думаю, наши добровольцы являют лучшие примеры общественной активности. Развивающиеся волонтерские движения вселяют надежду, и считаю это важным индикатором нравственного состояния общества. В последнее время все мы говорили о некоем нравственном кризисе, и, может быть, неслучайно, потому что симптомы этого явления налицо, но испытания, через которые мы сейчас проходим, дают нам новую, более позитивную информацию о нравственном состоянии людей и общества.
Врачи и сотрудники медицинских учреждений, ежедневно подвергаясь риску заражения, испытывая физические и психологические нагрузки, самоотверженно исполняли свой долг. Честь и хвала им за это подвижническое служение, спасшее тысячи жизней! Их пример достоин подражания и признания.
Хочу подчеркнуть, что именно служение ближнему разрушает страх перед болезнью, не позволяет впасть в уныние и апатию. А ведь так всегда и бывает. Например, во время военных действий, когда один защищает другого, отступает страх, и уж тем более нет никакой апатии. Эти опасные душевные состояния — уныние, апатия — способны привести человека к утрате личной свободы и самостоятельности, потере способности к совершению добрых дел. Человек по своей природе социален, и государство и общество должны создавать все условия для реализации этого потенциала. В противном случае возрастает фрагментация, а как ее следствие — недоверие между людьми, возникновение разного рода страхов и ослабление социальных связей.
Что бы ни вызывало чувство тревоги — пандемия, терроризм, международные конфликты, другие потрясения и испытания, — мы должны искать поддержку в деятельной солидарности друг с другом, которая может стать эффективным средством и против страха, и против уныния. Через такого рода действия мы обретаем опору в ближних и сами благодаря этой опоре становимся более сильными и свободными. Церковь призывает человека спокойно и трезво оценивать сегодняшние события в контексте всей истории человечества (в которой бывали события и пострашнее нынешней пандемии) и без боязни, без лишней спешки и суеты принимать взвешенные и обоснованные решения. Когда человек испытывает страх, Церковь вслед за Христом говорит ему: «Не бойся!» — и укрепляет словами апостола: ничто не может отлучить нас от любви Божией (Рим. 8:39). Переводя на секулярный язык: ничто, никакие силы не смогут отлучить нас от самых высоких идеалов, если мы сами не захотим этого отлучения, сами не отдадимся в плен искушениям и соблазнам, которые отлучают нас от высших ценностей.
Хотел бы сказать несколько слов об Александре Невском, который остается, на мой взгляд, актуальным примером добродетели. Символично, что на год, когда мы продолжаем преодолевать последствия пандемии, пришлось празднование 800-летия со дня рождения святого Александра. Александр Невский жил, как вы все знаете, в очень непростые времена. Но святой не боялся, а с верой делал все, что было в его силах, защищая родную землю от иноплеменных нашествий и разорения. Призыв благоверного князя всегда действовать по совести обращен и к нам, его потомкам. Вспоминая святого Александра, мы говорим о высоком призвании человека, о героизме, служении людям, крепкой вере и живой связи с Богом. Возможно ли такое сочетание нравственных идеалов сегодня? Есть ли у нас возможность преобразовать окружающий нас мир на основании этих идеалов, в том числе действуя посредством права?
Несколько лет в нашей стране шла активная дискуссия о возможности внесения поправок в Конституцию. Если помните, в 2017 году в начале работы нынешнего VII созыва Государственной Думы, выступая с этой же трибуны, я обращался к теме культурных и духовных оснований нашего общества, тех идейных принципов, которые заложены в законодательстве страны. И сегодня я с особым чувством отмечаю, что принятые в прошлом году поправки к Конституции Российской Федерации создают условия для дальнейшего совершенствования законодательства страны с учетом базисных традиционных ценностей. В новую Конституцию внесено духовное измерение, и сам этот факт имеет, я бы сказал, историческое значение.
Так, одна из важнейших поправок закрепляет упоминание Бога в Основном законе, при этом не нарушая принципов светскости государства. В Конституции провозглашается также, что Российская Федерация — социальное государство, и эта норма Основного закона (ст. 7) предполагает особое внимание законодательной и исполнительной власти к теме социальной справедливости, вне зависимости от партийной принадлежности ее носителей.
Отрадно, что в Основном законе закреплены ценности традиционной семьи, любви к Отечеству, уважения к старшим, образования и воспитания детей и молодежи.
На многих высоких трибунах, в том числе на площадке Организации Объединенных Наций, неоднократно отмечалось, что пандемия особым образом усугубляет проблему социального неравенства и усиливающегося расслоения общества. Эксперты сходятся во мнении, что сегодня мир стоит на пороге изменений, которые могут перевернуть привычные представления о жизни.
Государственная власть призвана использовать имеющиеся у нее ресурсы для борьбы с нищетой. Считаю, что хорошим шагом в этом направлении служит введение в России прогрессивной шкалы налогообложения, которая начала действовать с 1 января текущего года и позволит обратить часть сверхдоходов в пользу детей, страдающих редкими и тяжелыми заболеваниями.
Хотел бы отметить необходимость выработки и новых мер, способных уменьшить разрыв между доходами малоимущих и состоятельных граждан нашей страны. Выражаю надежду на то, что законотворческая работа в этом направлении будет продолжаться и послужит созданию более справедливой экономической системы, дабы колебания в мировой экономике в меньшей степени сказывались на материальном положении небогатых российских семей. Нужно помнить, что экономическая нестабильность наносит удар по самой материально уязвимой части населения, и нужно заботиться об удовлетворении их базовых потребностей, уменьшая разрыв между богатыми и бедными, который вносит пагубные разделения в общество и подрывает доверие людей к власти и друг к другу.
Несколько слов о цифровизации. Сегодня в нашей стране проводится большая работа по освоению новых технологий и цифровой трансформации ряда сфер общественной жизни. Любая технология, столь радикально меняющая жизнь людей, требует, несомненно, общественного обсуждения, в том числе тотальная цифровизация.
Хочу напомнить, что Церковь рассматривает государственное управление как сферу отношений между людьми, в которых технология не может подменять человека, облеченного властью. Цифровизация государственного управления не может превращать власть в бездушный технический алгоритм. Окончательное решение по любому делу, начиная с простой технической государственной услуги, должно всегда оставаться за живым человеком, а не за высокотехнологической машиной.
В законах, утверждающих новые технологические принципы, нужно учесть интересы и права тех наших сограждан, которые отказываются пользоваться любыми электронными системами. Таких людей в нашей стране достаточно много. Случаи утечки в Интернет персональных данных только усиливают обеспокоенность общественности, поскольку свидетельствуют о нашей большой уязвимости. Мы видим готовность государства учитывать мнение тех, кто не готов принять как общеобязательные новые технологии, в том числе реализующие услуги для широких слоев общества.
Важно не допустить дискриминации, возникающей по принципу «не хочешь пользоваться новой технологией — жизненно важная государственная услуга не будет оказана». Такой подход неминуемо приведет к отключению человека от возможности вести профессиональную деятельность или получать материальные блага, если он не согласится в полной мере с условиями их предоставления. Для тех, кто дорожит правом на конфиденциальность, тайну частной жизни и не желает делать личные сведения предметом коммерческого анализа и торга, это существенный вопрос. Прошу законодателей отнестись со вниманием к высказываемым опасениям. Хотел бы особо подчеркнуть, что наша обеспокоенность не является специфически религиозно мотивированной, но лежит в области соблюдения прав человека.
То, что я сейчас сказал, уже не воспринимается столь критически, как год или два назад. Потому что мы уже начинаем убеждаться в том, что тотальное включение цифровых технологий в жизнь человека может действительно иметь опасную оборотную сторону. Это не значит, что нужно сказать машинам «стоп» и идти громить новые технологии в прямом или переносном смысле слова. Но это означает, что государство, в первую очередь законодательная власть, не должно упускать из-под своего контроля все те последствия, которые, несомненно, будут иметь место в жизни общества в условиях тотальной цифровизации.
Теперь несколько слов о защите жизни нерожденных детей. Как известно, тема спорная, горячая, проблемная, и Церковь подвергается критике за свою позицию. Но, тем не менее, я осмелился бы еще раз обратить на нее внимание законодателей.
Большое количество смертельных случаев в результате коронавирусной инфекции в очередной раз заставило нас задуматься о ценности человеческой жизни и о пределах нынешних возможностей по спасению людей в условиях пандемии. Должен сказать о некоторой нравственной ущербности подхода, когда мы скорбим о жертвах болезни, но индифферентно относимся к абортам, которые вовсе не прекратились в пандемию. Хотел бы обратить ваше внимание на данные Всемирной организации здравоохранения: в мире ежегодно совершается 40-50 миллионов абортов, но эта статистика говорит только о проведенных легально операциях по прерыванию беременности. Налицо и значительная убыль населения России: в прошлом году оно сократилось более чем на полмиллиона человек; и доступные аборты внесли в эту ситуацию свою страшную лепту. Аборт, к сожалению, до сих пор в статусе «бесплатной медицинской помощи» — беру эти слова в кавычки. Мы с этим никогда не согласимся. Не менее безнравственным, конечно, является и создание обстановки безразличия к беременным женщинам, которых нередко принуждают к совершению аборта.
Церковь ценит диалог с государством по данному вопросу и совместные усилия по повышению просвещенности молодежи о психологических и физических последствиях прерывания беременности. Мы понимаем, что одномоментно решить эту проблему, разрубив гордиев узел, довольно непросто, но важно хотя бы наметить четкую стратегию, целью которой был бы полный отказ от государственного финансирования абортов не по медицинским показаниям.
Хотел бы остановиться на критике, которая обрушилась на меня, после того как я сделал подобное заявление, посещая в прошлый раз Государственную Думу. Стали возражать: «Что значит вывести из страховки? Так пойдут к бабкам делать аборт, и чем это обернется?!» Слушайте, а бабки бесплатно делают аборты, принимая на себя все риски? Конечно, берут деньги, да еще неизвестно, больше или меньше того, что берет государство. Поэтому опасения, что выведение этой «услуги» из обязательного страхования приведет к росту количества нелегальных абортов, абсолютно нелогичны. Мы призываем называть вещи своими именами и не потворствовать злу в рамках медицинских гарантий и государственных страховых программ, существующих на средства налогоплательщиков. Беременность — это не страховой случай и не ошибка природы. Человеку дается Творцом не сравнимая ни с чем возможность быть соучастником чуда зарождения жизни.
Таким образом, важно дальнейшее развитие системы поддержки беременных женщин, каждая из которых должна быть уверена, что она совершает великое дело, даруя новую жизнь.
Хотелось бы поговорить о семейных ценностях. Внесение в Конституцию определения семьи и брака как союза мужчины и женщины утверждает незыблемость этих общественных институтов. Считаю эту поправку одной из важнейших, поскольку до сего дня в своде законов нашей страны отсутствовало даже определение семьи. В нынешнем виде Конституция содержит мощный потенциал для реформы всего корпуса семейного законодательства и утверждения принципов народосбережения. Попытки усовершенствования законодательной базы с учетом этих принципов мы видим уже сейчас, но их необходимо продолжать.
Убежден, что задаче сбережения народа не соответствует доступность так называемых услуг российских суррогатных матерей для иностранцев. При том, что само суррогатное материнство не благословляется Церковью, тем более безнравственно использование материнства «на экспорт». Безнравственно продавать за рубеж родительский потенциал женщин, когда мы видим сокращение численности населения нашей страны. Призываю Государственную Думу положить предел использования «услуги» суррогатного материнства для иностранцев, а также задуматься об ограничении этого явления в России. Ведь и в нашей стране оно разрушает семейное единство, становится формой эксплуатации нуждающихся женщин.
Хотел бы отметить, что в вопросах изменения норм семейного законодательства необходим общественный консенсус, опирающийся, прежде всего, на мнение семей с детьми. Глубоко убежден, что какое-либо вмешательство в жизнь семьи, попытки регулировать законом отношения между супругами, родителями и детьми крайне опасны. Обусловленные благими намерениями неосторожные и поспешные действия третьих лиц в семейных конфликтах могут привести к распаду семей, усугублению проблемы социального сиротства, формированию в обществе нездорового отношения к браку как заведомо временному союзу двух самовлюбленных эгоистов.
В прошлый раз я говорил о необходимости закона о статусе многодетной семьи. Трудно понять, почему эта тема всегда получает поддержку, а закона до сих пор нет. Сегодня государство оказывает таким семьям значительную материальную поддержку, однако из-за отсутствия единого подхода их положение в разных регионах отличается, в связи с чем родительская общественность уже много лет добивается разработки и принятия отдельного закона. Надеюсь, что эта тема будет находиться в фокусе внимания законодателей и получит в ближайшее время свое решение.
Призываю российские власти, законодателей и все благонамеренные общественные силы к совместной работе над обозначенными сегодня проблемами, а, может, и другими актуальными темами, которые нередко возникают совершенно неожиданно, представляя вызов и личности, и обществу. Мы живем в эпоху, когда от нас зависит, будет ли человек соучастником Божественного творчества, найдет ли разумные пределы потребления или же станет рабом своих страстей и объектом использования технологий, и это во многом зависит от инициативности и решимости власть имущих. Свидетельствую, что Церковь неизменно рассчитывает на диалог и сотрудничество с вами и теми, кто вступит на путь законотворчества по итогам очередного электорального цикла.
Желаю всем вам крепкого здравия, мудрости, рассудительности и щедрой помощи Божией в дальнейших трудах на благо нашего возлюбленного Отечества. Благодарю за внимание, и Божие благословение да пребывает со всеми вами. Спасибо.
О ковид-диссидентах и христианском отношении к ковидному вызову
— Коронавирус, конечно, совершил титанические сдвиги в нашем привычном жизненном укладе. И общество поделилось: кто-то потерял ориентиры, стал паниковать, вообще избегать людей, боясь заразиться и умереть; и появился такой термин, как ковид-диссиденты — эти люди напрочь игнорируют все санитарные нормы. Ваше Святейшество, а каким должно быть христианское отношение к коронавирусному вызову, если можно так сказать?
— Сейчас наступают Рождественские дни, и в праздник Рождества мы будем слушать в храме такие слова: «Страха же вашего не убоимся, ниже смутимся». Не должно быть страха. Страх — это вообще очень негативное чувство. Страх сковывает человека и нередко может полностью его поработить, лишить свободы действий. Поэтому страх — совершенно негативное понятие, за исключением такого очень важного понятия, как страх Божий. Но страх Божий — это не эмоциональный страх, а осознание нравственной ответственности за свои поступки перед лицом Божиим.
Поэтому призывать к тому, чтобы люди боялись, чтобы возникала паника в связи с распространением этого заболевания, — это совершенно неправильный путь. А что следует делать? Конечно, надо воспитывать людей, прививать такой образ мысли и такой образ действий, которые минимизировали бы возможность заразиться. Но и в данном случае, обращаясь к людям верующим, хотел бы сказать: не надо искушать Господа Бога своего, как сказано в заповедях. Некоторые считают: я же верующий человек, я причастился Святых Христовых Таин, я пришел в храм с добрыми намерениями, ничего меня не должно смущать, никакая инфекция ко мне не прикоснется. Но ведь точно так же Господь ответил на искушение диавола, когда тот предложил Ему броситься вниз с крыши Иерусалимского храма, чтобы, не разбившись, доказать Свое Божество, Свою Божественную силу. Что Господь ответил? «Не искушай Господа Бога своего» . Поэтому никогда и никто из искренне верующих людей не может искушать Господа, утверждая: поскольку я верующий, поскольку я пошел в храм, поскольку я приложился к святыне, я точно не заболею.
Пусть этот евангельский пример поможет понять, что искушение Господа — это стремление грешного человека к тому, чтобы Господь следовал нашей, простите, дурной логике. Невозможно привлечь Вседержителя мира к участию в наших мелких, часто очень неправильных, а иногда и просто дурных поступках.
О том, что жизнь и здоровье это дар Божий
— Ваше Святейшество, помните, как еще во время первой волны пандемии с Вашего благословения службы в церквях проходили при минимальном количестве людей, там были только клирики, хор, служащие. На Ваш взгляд, не оставил ли этот опыт какой-то травмы как для священнослужителей, так и для паствы? Ведь храмы Русской Православной Церкви на самом деле всегда были открыты для всех — и вдруг такое?
— Скажу о чем-то сугубо личном. Для меня сопровождалась реальной травмой и очень тяжелым переживанием необходимость призвать людей — публично, через телевидение — не посещать Божии храмы. Вся моя жизнь, я уже об этом говорил, посвящена тому, чтобы, наоборот, приглашать людей в храмы, приводить людей в храмы, приводить людей к Богу. Другой цели в моей жизни нет…
…И вот вынужден Патриарх сказать: не ходите в храмы. Тяжело было даже, знаете, не просто морально, духовно — физически тяжело было произнести эти слова. Но мне помог пример преподобной Марии Египетской, великой подвижницы V века, которая ушла в пустыню и всю свою жизнь, десятки лет, прожила в пустыне, не посещая храма, и стала великой святой, угодницей Божией. То есть в каких-то экстремальных условиях непосещение храма возможно, но что не должно происходить? Непосещение храма не должно ослаблять нашу веру, понижать уровень нашего воцерковления, а тем более подрывать нравственные основы христианской жизни. Вот если вместе с непосещением храма мы перестаем быть хорошими христианами или даже просто перестаем быть христианами, — это великий грех. Ну, а перетерпеть, переждать тот период времени, когда посещение храма может сопровождаться весьма опасными последствиями для здоровья, — это тоже долг христианина. Он должен сохранить себя и для дальнейших добрых дел, и для помощи ближним, и вообще сохранить свою жизнь, потому что забота о жизни есть непременная обязанность каждого человека. Вот почему самоубийство является непрощаемым грехом. Жизнь и здоровье — это дар Божий, и ответственность за этот дар несет сам человек. Поэтому всякое действие, которое может разрушить человеческую жизнь, подорвать здоровье, — если это действие является производным нашей доброй или, в данном случае, злой воли, — это, несомненно, грех.
Ахилла
Просмотры: 3 278
Патриарх Кирилл сегодня выступил в Москве с докладом на Всемирном русском народном соборе, председателем которого он является.
В своем выступлении патриарх призвал русский народ сплотиться вокруг РПЦ в связи с угрозами от «всех центров мирового влияния»:
«К нам обращаются с просьбой устоять, не дрогнуть, продолжить эту независимую линию сохранения единства вселенского православия, а самое главное — сохранения духовной независимости Русской православной церкви от всех центров мирового влияния. Поверьте, это очень непростая задача. У Церкви нет ни армии, у Церкви нет даже достаточного количества материальных средств, чтобы (…) создавать духовную оборону. Именно поэтому мы призываем весь народ быть с нашей Церковью».
Сильные мира сего, уверен патриарх, ополчились на Русскую Церковь и стараются оторвать от нее православный греческий мир, потому что призванием РПЦ всегда было быть оплотом веры, традиций и культуры православия в «их неповрежденной форме»:
«Мы обладаем определенной достоверной информацией, что все то, что происходит сегодня в мировом православии, это не случайность, это не просто какая-то прихоть одного или другого религиозного деятеля, который просто умом помрачился, можно сказать. Это реализация совершенно конкретного плана, который преследует две цели: во-первых, оторвать Россию от греческого мира, а греческий мир — от России, потому что в сознании злоумышленников, а иначе я не могу назвать этих стратегов, Русская церковь представляется им некой мягкой силой, посредством которой Россия влияет на окружающий мир», — отметил патриарх Кирилл.
Против духовных даров России, которыми она желает делиться с остальным миром, выступают те, кто стремится ослабить, а то и уничтожить ту роль, которую играет Россия. И история с украинским расколом «есть нечто, что не декларируется, но что является главной целью тех закулисных сил, которые развязали эти раскольнические тенденции», подчеркнул патриарх.
«Русская церковь не должна ни исчезнуть, ни ослабнуть, ни разделиться — она не имеет на это права. Она должна сохранять свое единство, свою духовную силу, и она должна быть вместе со своим народом, но для этого и народ должен быть с Церковью», — сказал патриарх и призвал СМИ освящать эту тему в «прайм-тайм» как одну из важнейших.
Иллюстрация: картина Васи Ложкина «Россияне слушают выступление патриарха Кирилла и готовятся сплотиться вокруг»
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)
Или с помощью этой формы, вписав любую сумму:
О героях времен пандемии
— Мне кажется, мы должны быть благодарны пандемии за то, что она явила миру совершенно новых героев. Очень скромных, ранее незаметных людей, на которых никогда не фокусировалось наше внимание. Это, естественно, медики, волонтеры, священнослужители. Те люди, которые, наверное, и сейчас, когда мы с Вами разговариваем, работают где-то в «красной» зоне. Что бы Вы сказали этим людям, которые, не щадя свои жизни, находятся на передовой в борьбе с инфекцией?
— Я испытываю чувство искренней благодарности и радости за то, что замечательная традиция жертвенного служения во имя блага и здоровья жизни ближних сохраняется в жизни современных людей, в том числе молодежи. Ведь если вспомнить эпидемии прошлого, такие имена, как доктор Гааз, доктор Пирогов, — это же действительно удивительные примеры того, как во времена, когда не было таких мощных лекарств, как сейчас, врачи шли к больным. Пирогов 16 раз посещал смертельно больных людей, — а это была чума, — и не заразился, Господь хранил его. И то, что сегодня наши добровольцы и особенно наши врачи, медперсонал, рискуя своей жизнью, своим здоровьем, осуществляют свой долг с таким энтузиазмом, дерзновением, без всякого хныканья, без всяких требований «нет, вы нам дайте то-то и то-то, потому что мы делаем такие важные дела», — всё это встречает глубокую благодарность со стороны народа. А в моем сердце — и благодарность, и радость, потому что в тяжелый момент нашей жизни оказалось множество людей, способных на подвиг и на жертвенность. И покуда это будет в нашем народе, мы действительно будем непобедимыми, потому что победа всегда связана с жертвой.
LiveInternetLiveInternet
AIF.RU
Опубликована: 02 февраля 2009 11:16:35
1 февраля владыка Кирилл обратился к православному миру со своим первым словом в качестве Предстоятеля РПЦ
Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла после интронизации 1 февраля 2009 года в соборном Храме Христа Спасителя
Ваши Блаженства, Предстоятели и представители Святых Божиих Церквей! Глубокоуважаемый Дмитрий Анатольевич Медведев, Президент Российской Федерации! Глубокоуважаемый Владимир Владимирович Путин, Председатель Правительства Российской Федерации! Глубокоуважаемые главы и представители государств, православные народы которых пребывают в лоне Московского Патриархата, представители иных стран! Преосвященные собратья архипастыри! Всечестные отцы, матушки игумении, дорогие во Христе братья и сестры!
Изволением Святого Духа и членов Поместного Собора Церкви нашей ныне был я недостойный возведен собратьями моими на престол Патриархов Московских и всея Руси и из их рук получил знаки патриаршего достоинства. Ваши молитвы, ваши добрые лица напутствуют меня сегодня перед началом Патриаршего поприща, которое не может быть ни легким, ни беспрепятственным. Господь и Церковь возлагают на меня тяжкий крест, несение которого требует полной самоотдачи и полного посвящения себя тому служению, к которому ныне я был призван через троекратное посаждение на Патриарший престол. Неслучайно на плечи Патриарха возлагается великий параман — символ отречения от всего, что не есть патриаршее служение, символ готовности быть верным Богу до конца, через предание себя в послушание Его воле по образу Того, Кто «смирил себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:8).
Нет и не может быть в жизни Патриарха ничего личного, частного: он сам и вся его жизнь без остатка принадлежат Богу и Церкви, его сердце болит о народе Божием, особенно же о тех, кто отпал от церковного единства и кто еще не обрел веру. Патриаршее служение является особым духовным подвигом. Этот подвиг невозможно нести в одиночку или при поддержке ограниченного круга единомышленников. В этот подвиг через молитвенное общение и соборное делание вовлекается весь епископат, вся полнота Церкви со всем многообразием дарований, присущих ее членам.
Посему, сознавая свое недостоинство, с большим внутренним трепетом восхожу я ныне на горнее патриаршее место, смиренно поручая себя молитвенному предстательству пред престолом Божиим моим святым предшественникам святителям Киевским и Московским. Мой мысленный взор обращается также к Святейшим Предстоятелям Церкви нашей, особенно же к тем, кто нес это служение в новейшее время, начиная со святителя и исповедника Тихона и кончая приснопамятным Святейшим Патриархом Алексием Вторым.
Патриарх — хранитель внутреннего единства Церкви и вместе с собратьями по епископату блюститель чистоты веры. Воспринимаю как особый знак Божий то, что Патриаршая интронизация совершается сегодня, в день памяти святителя Марка Ефесского — дерзновенного защитника и поборника православной веры. Задача Патриарха — не допускать перерастания разномыслий, которым по слову апостола «надлежит быть» (1 Кор. 11:19), в расколы, нестроения и лжеучения. Патриарх должен заботиться о том, чтобы каждая личность во всей ее неповторимости находила свое место в церковном организме и, в то же время, чтобы разномыслия не нарушали духа любви и не ослабляли общих усилий по созиданию дома Божия. «В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всем — любовь», — эти слова святого Викентия Леринского должны оставаться руководящим принципом церковной жизни.
Патриарх — защитник внешних канонических рубежей Церкви
. Это служение приобретает особое значение в той ситуации, которая возникла после образования независимых государств на пространстве «исторической Руси». Уважая их суверенитет и радея о благе каждого из этих государств, Патриарх в то же время призван заботиться о сохранении и укреплении духовных связей между населяющими их народами во имя сбережения той системы ценностей, которую являет миру единая православная цивилизация Святой Руси.
Особой заботой Патриарха станет церковная проповедь духовно-нравственных идеалов применительно к реалиям современной жизни. Свидетельство об истине и красоте Православия может быть принято и усвоено только тогда, когда люди ясно поймут значение этого свидетельства для своей личной, семейной и общественной жизни и научиться сопрягать вечные Божественные слова с реальностями повседневной жизни, с ее заботами, радостями и скорбями.
Соединить православную веру и евангельскую мораль с повседневными мыслями, чаяниями и надеждами людей означает помочь им ответить на сложнейшие мировоззренческие и этические вопросы современности. Вера станет понятной и реально востребованной, несмотря на всю множественность и противоречивость существующих в обществе взглядов и убеждений тогда, когда человек осознает и глубоко прочувствует несомненную правоту и силу того послания, которое Сам Бог передает людям через Свое Откровение. Не может человеческая мысль и человеческое слово быть сильнее слова Божия. И если эта очевидная истина не становится очевидной для многих людей, то означает сие только то, что красота и убедительность Божественного Слова помрачается тем, что сегодня мы называем «человеческим фактором».
Свидетельство Церкви миру предполагает не только проповедь с церковной кафедры, но открытый, доброжелательный и заинтересованный диалог, в котором обе стороны и говорят, и слушают. Через такой диалог истины веры становятся по меньшей мере понятными, ибо входят в творческое и живое соприкосновение с мыслями и убеждениями людей. Церковь же обогащает себя через такой диалог знанием того, что представляет из себя современный человек с его образом мыслей и вопрошаниями к Церкви.
Такой диалог способствует также большему взаимопониманию между людьми разных взглядов и убеждений, включая убеждения и религиозные, и содействует упрочению гражданского мира и согласия в наших обществах и государствах. В рамках доброжелательного диалога и сотрудничества на конституционной основе должны развиваться и церковно-государственные отношения, служа благу Церкви и государства, служа благу народа.
Предстоятель каждой Поместной Церкви призван вместе с собратьями из других Церквей заботиться о единстве Вселенского Православия. Благодаря за совместную молитву находящихся здесь Первоиерархов и представителей Святых Православных Церквей, свидетельствую, что всегда буду открыт к диалогу с Церквями-Сестрами и к совместным усилиям, которые помогли бы нам укрепить и усовершенствовать всеправославное сотрудничество, добиться большей координации пастырских и миссионерских усилий.
Предметом нашей особой заботы станет молодежь, которая сегодня особенно остро нуждается в духовном руководстве. В эпоху нравственного релятивизма, когда пропаганда насилия и разврата похищает души молодых людей, мы не можем спокойно ждать, когда молодежь обратится ко Христу: мы должны идти навстречу молодым людям — как бы это ни было трудно для нас, людей среднего и старшего поколения, — помогая им обрести веру в Бога и смысл жизни, а вместе с этим и осознание того, что есть подлинное человеческое счастье.
Сильная личность, сплоченная и многодетная семья, солидарное общество — все это следствие того образа мыслей и того образа жизни, которые проистекают из искренней и глубокой веры.
Наш христианский долг — заботиться о страждущих, о сиротах, о бедных, об инвалидах, о престарелых, о заключенных, о бездомных: обо всех, кому мы можем помочь обрести надежду. Голос Церкви должен стать в том числе и голосом слабых и лишенных власти, взыскующих справедливости.
Нам предстоит многие и нелегкие труды совершить. И сейчас я вспоминаю священные заветы первого и пятнадцатого Патриархов. «Доброе дело — украшать и воздвигать церкви, — писал святитель Патриарх Иов, — но если в то же время мы будем осквернять себя страстями, то Бог не пощадит ни нас, ни наших церквей». «Восстанет, как уже не раз бывало, из пепла и из бездны греховной новая Русь — Русь, давшая миру многих подвижников веры и благочестия, Русь, созидающая храмы в городах, весях и сердцах, Русь, сияющая всему миру правдой и любовью, Русь святая». Дай Бог, чтобы эти вдохновенные слова Святейшего Патриарха Алексия II стали пророческими.
Я сердечно благодарю всех собравшихся здесь на молитву. Надеюсь, что ваша молитвенная поддержка, как и ходатайство обо мне перед Богом всей Церкви, никогда не иссякнут. Ко всем архипастырям, пастырям и чадам Церкви нашей обращаю святые слова апостола Павла: «Братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, — и Бог любви и мира будет с вами» (2 Кор. 13:11). Аминь.
Риски всеобщей цифровизации: почему Церковь против тотального контроля над человеком
— Ваше Святейшество, очень часто Вы говорите о том, что есть много потенциальных рисков от всеобщей цифровизации в нашей жизни; вот и сейчас Священный Синод в своем послании отметил обеспокоенность христиан, да и не только христиан, тем, что дистанционное образование может и после пандемии остаться с нами навсегда. Как Вы считаете, какие области, сферы цифровизации требуют отдельного осмысления?
— Я не буду говорить о цифровизации в принципе, а хотел бы сказать об отдельных применениях цифровых технологий. Цифровые технологии способны создать инструменты, обеспечивающие тотальный контроль за человеком. Ничего подобного в прошлом не могло быть. Человеческая мысль, техническая цивилизация сегодня достигли такого уровня, когда, внедряя цифровые технологии, можно обеспечить тотальный контроль над человеческой личностью. Не просто наблюдение за человеком, но управление человеческим поведением. В книге Апокалипсис сказано, что пришествие антихриста будет сопровождаться тотальным контролем над человеком. Там не используются эти слова, но из содержания совершенно ясно, что речь идет о способности тотально контролировать человеческое поведение. Там говорится, что на чело человека будет наложена печать антихриста, и без этой печати нельзя будет ни купить, ни продать, ни участвовать ни в каких общественных отношениях, — человек будет обречен на гибель.
— А если этот человек сам рад быть таким «всемирно наблюдаемым»? Как сейчас со смартфоном — смотрите, какие возможности, от геопозиции до всех фотографий…Причем люди идут на это сами.
— В том-то и дело. Диавол же является не в виде злодея, кощея бессмертного, а в виде ангела света; и пришествие в мир антихриста будет сопровождаться появлением удивительного человека, который по своей интеллектуальной мощи, по силе воздействия на людей способен будет вывести человечество из тех кризисов, в которые оно попало. Этот человек и предложит: чтобы всякая преступность ушла из нашей жизни, давайте руководствоваться тем, чтобы каждый человек имел некий ключ ко всему, что ему потребно. Например, это может быть карточка — прикладываете и получаете доступ к продуктам питания, доступ к образованию, а если этой карточки нет, то все теряется. Мы с Вами сейчас рассуждаем о том, что развитие цифровых технологий вооружает человечество способностью осуществлять тотальный контроль над личностью. Я привел в пример Апокалипсис и антихриста, с тем чтобы убедить тех людей, которые, может быть, об этом пока не задумывались, что максимальное развитие тотального контроля над человеком означает рабство, и все будет зависеть от того, кто будет господином над этими рабами. Вот почему Церковь категорически против использования цифровых технологий в обеспечении тотального контроля над человеческой личностью.
О дистанционном образовании
— Будем надеяться, что хоть дистанционное образование отменится и очное образование вернется в нашу жизнь…
— Ну, дистанционное образование — это не самое страшное, что есть. Конечно, сейчас есть необходимость в том, чтобы не допускать заражения опасной инфекцией большого количества учащихся. Но дистанционное образование имеет другие негативные последствия — не те апокалиптические, о которых я говорил, а более приближенные. Например, когда люди обучаются вне общения с другими, — это, я думаю, тоже очень опасно. Потому что ребенок формируется в семье, студент формируется в коллективе, в общении с профессорами, преподавателями, своими товарищами, друзьями. Поэтому помещение человека в искусственную изоляцию может, несомненно, негативно отразиться на его формировании.
Веселье — это внешние эмоции. А радость — состояние души. Господь посылает эту радость. И я желаю эту радость сохранять в сердце как можно дольше
Конфликт в Карабахе: важность религиозного диалога без зубовного скрежета
— Ваше Святейшество, всем известно, что долгое время Вы принимаете участие в мирном процессе между Баку и Ереваном, причем делаете это вместе с религиозными лидерами как Азербайджана, так и Армении. Вот сейчас случился конфликт, новое обострение конфликта в Карабахе; слава Богу, теперь там наши миротворцы. Перспективы какие, будет ли мир, как Вы считаете?
— У меня есть надежда на то, что мир будет, и я отталкиваюсь от позиции церковных и религиозных властей как Армении, Карабаха, так и Азербайджана. Вы знаете, что Русская Церковь инициировала обсуждение карабахской проблемы с участием Католикоса всех армян и с участием Верховного муфтия, верховного мусульманского лидера Азербайджана Паша-заде. Мы провели несколько туров таких переговоров и о многом договорились. И я думаю, главный итог этих переговоров заключается в том, что два религиозных лидера, за которыми стоит большинство народа, говорили друг с другом, и этот разговор был очень спокойным в том смысле, что не было никаких обвинений, никакого напряжения. Хотя у каждого были свои аргументы и эти аргументы честно высказывались, но они не сопровождались тем, что называется скрежетом зубовным, когда эмоции захлестывают и когда диалог превращается практически в словесное сражение. Ничего подобного никогда не было, и происходило это потому, что именно религиозные лидеры несут в полной мере ответственность за духовное состояние своего народа. А что такое духовное состояние? Какая сила возьмет верх — сила мира, любви, спокойствия или сила зла — от этого и будет зависеть поведение людей.
Поэтому роль религиозных лидеров важна — мы ее не преувеличиваем, но и не преуменьшаем. И ведь во время этих переговоров достигались совершенно конкретные результаты — обмен пленными, неиспользование религиозных символов, религиозной фразеологии, религиозной мотивации для того, чтобы вдохновить противоборствующие стороны. Выведя религиозный фактор из этого противостояния, мы, конечно, значительно понизили возможный градус этого конфликта со всеми вытекающими последствиями. Поэтому, не преувеличивая роль религиозных лидеров, ни в коем случае не следует и игнорировать эту роль.
Церковь Русская готова также участвовать в этом процессе, чтобы вносить свой миротворческий вклад в решение очень непростой проблемы, которая, к сожалению, в настоящий момент могла быть приостановлена только присутствием российских миротворцев. Дай Бог, чтобы миротворческий потенциал религий заменил присутствие людей с оружием, которые разделили противоборствующие стороны.
Русская Православная Церковь
18 мая 2021 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с докладом на открытии IX Парламентских встреч, организованных в Государственной Думе ФС РФ в рамках XXIX Международных образовательных чтений «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа».
Уважаемый Вячеслав Викторович! Уважаемые депутаты, участники и гости Рождественских чтений! Дорогие братья и сестры!
Я хотел бы всех вас сердечно приветствовать и выразить глубокое удовлетворение тем фактом, что устанавливается добрая традиция, в контексте проведения Рождественских чтений, предоставлять возможность для Патриарха, и не только для Патриарха, иметь общение с депутатами, вступать в деловой атмосфере в живой контакт с избранниками народа, задавать друг другу вопросы и слышать голоса друг друга. Чисто организационно это, пожалуй, единственная такая возможность для Церкви, поэтому мы ценим проведение Рождественских чтений в том числе в пространстве нашего парламента, как верхней, так и нижней палат.
Все мы проходим непростое испытание тяжелой инфекцией, которая называется пандемией, потому что охватила весь мир. Хорошо известны разного рода эпидемии и в средние века, и в иные эпохи — достаточно вспомнить вспышку чумы в Европе в XIV веке, другие эпидемии, опасные для жителей того или иного региона. Но, конечно, никогда ничего подобного не было — весь мир охвачен инфекцией, и это в момент, когда человеческая цивилизация осознавала себя находящейся на вершине прогресса! Всё можем, летаем Бог знает куда, расщепили атом, работаем на уровне молекул и атомов, делаем и одно, и второе, и третье, что представлялось бы нашим предшественникам абсолютной фантазией — вершина человеческого господства и силы! И вдруг болезнь, которая изменяет психологию людей, ставит не только медицинские, санитарные, но, думаю, и философские вопросы.
Мы проходим непростым путем, преодолевая вызовы, связанные с пандемией. В тяжелое время борьбы с ранее неизвестной инфекцией особое значение приобрела способность людей объединяться перед лицом опасности и, что вызывает у многих положительную реакцию, бескорыстно помогать друг другу. Страдания больных побудили многих к совершению дел милосердия. Активное развитие получило в этом контексте волонтерское движение, направленное на оказание реальной поддержки и помощи болящим людям.
Тысячи наших братьев и сестер не остались в стороне, став добровольцами. Среди них было и более семи тысяч православных добровольцев, которые приобретали и раздавали продукты, оказывали другую помощь как в России, так и за рубежом. В Церкви было открыто более ста горячих телефонных линий для людей, нуждающихся в духовной поддержке, желающих поговорить со священником; открылись новые церковные центры помощи людям, оказавшимся в кризисных ситуациях или живущим за чертой бедности, и с июня прошлого года более 50 тыс. человек получили через наши гуманитарные центры конкретную помощь.
Государство, в том числе в лице представителей Федерального Собрания Российской Федерации, смогло увидеть потенциал добровольческой и социально значимой деятельности в условиях пандемии и поддержать ее, за что выражаю большую благодарность. Внесенные изменения в закон и нормативно-правовые акты позволили многим общественным организациям получить существенную государственную поддержку для воплощения и развития своих инициатив. Это помогло в кратчайшие сроки организовать по всей стране эффективную работу сотен светских и религиозных социальных проектов, найти новые формы заботы о тех, кому в эти дни особенно непросто.
Убежден, что добровольчество не должно оставаться лишь пожарной машиной для экстренных случаев, а призвано превратиться в норму общественной жизни. Добровольцы — это, на мой взгляд, авангард гражданского общества, люди, способные реальным делом показать приверженность нравственным идеалам. Они не столько декларируют свои политические предпочтения, сколько реально занимаются делом, столь необходимым для слабых, больных, нуждающихся. Думаю, наши добровольцы являют лучшие примеры общественной активности. Развивающиеся волонтерские движения вселяют надежду, и считаю это важным индикатором нравственного состояния общества. В последнее время все мы говорили о некоем нравственном кризисе, и, может быть, неслучайно, потому что симптомы этого явления налицо, но испытания, через которые мы сейчас проходим, дают нам новую, более позитивную информацию о нравственном состоянии людей и общества.
Врачи и сотрудники медицинских учреждений, ежедневно подвергаясь риску заражения, испытывая физические и психологические нагрузки, самоотверженно исполняли свой долг. Честь и хвала им за это подвижническое служение, спасшее тысячи жизней! Их пример достоин подражания и признания.
Хочу подчеркнуть, что именно служение ближнему разрушает страх перед болезнью, не позволяет впасть в уныние и апатию. А ведь так всегда и бывает. Например, во время военных действий, когда один защищает другого, отступает страх, и уж тем более нет никакой апатии. Эти опасные душевные состояния — уныние, апатия — способны привести человека к утрате личной свободы и самостоятельности, потере способности к совершению добрых дел. Человек по своей природе социален, и государство и общество должны создавать все условия для реализации этого потенциала. В противном случае возрастает фрагментация, а как ее следствие — недоверие между людьми, возникновение разного рода страхов и ослабление социальных связей.
Что бы ни вызывало чувство тревоги — пандемия, терроризм, международные конфликты, другие потрясения и испытания, — мы должны искать поддержку в деятельной солидарности друг с другом, которая может стать эффективным средством и против страха, и против уныния. Через такого рода действия мы обретаем опору в ближних и сами благодаря этой опоре становимся более сильными и свободными. Церковь призывает человека спокойно и трезво оценивать сегодняшние события в контексте всей истории человечества (в которой бывали события и пострашнее нынешней пандемии) и без боязни, без лишней спешки и суеты принимать взвешенные и обоснованные решения. Когда человек испытывает страх, Церковь вслед за Христом говорит ему: «Не бойся!» — и укрепляет словами апостола: ничто не может отлучить нас от любви Божией (Рим. 8:39). Переводя на секулярный язык: ничто, никакие силы не смогут отлучить нас от самых высоких идеалов, если мы сами не захотим этого отлучения, сами не отдадимся в плен искушениям и соблазнам, которые отлучают нас от высших ценностей.
Хотел бы сказать несколько слов об Александре Невском, который остается, на мой взгляд, актуальным примером добродетели. Символично, что на год, когда мы продолжаем преодолевать последствия пандемии, пришлось празднование 800-летия со дня рождения святого Александра. Александр Невский жил, как вы все знаете, в очень непростые времена. Но святой не боялся, а с верой делал все, что было в его силах, защищая родную землю от иноплеменных нашествий и разорения. Призыв благоверного князя всегда действовать по совести обращен и к нам, его потомкам. Вспоминая святого Александра, мы говорим о высоком призвании человека, о героизме, служении людям, крепкой вере и живой связи с Богом. Возможно ли такое сочетание нравственных идеалов сегодня? Есть ли у нас возможность преобразовать окружающий нас мир на основании этих идеалов, в том числе действуя посредством права?
Несколько лет в нашей стране шла активная дискуссия о возможности внесения поправок в Конституцию. Если помните, в 2017 году в начале работы нынешнего VII созыва Государственной Думы, выступая с этой же трибуны, я обращался к теме культурных и духовных оснований нашего общества, тех идейных принципов, которые заложены в законодательстве страны. И сегодня я с особым чувством отмечаю, что принятые в прошлом году поправки к Конституции Российской Федерации создают условия для дальнейшего совершенствования законодательства страны с учетом базисных традиционных ценностей. В новую Конституцию внесено духовное измерение, и сам этот факт имеет, я бы сказал, историческое значение.
Так, одна из важнейших поправок закрепляет упоминание Бога в Основном законе, при этом не нарушая принципов светскости государства. В Конституции провозглашается также, что Российская Федерация — социальное государство, и эта норма Основного закона (ст. 7) предполагает особое внимание законодательной и исполнительной власти к теме социальной справедливости, вне зависимости от партийной принадлежности ее носителей.
Отрадно, что в Основном законе закреплены ценности традиционной семьи, любви к Отечеству, уважения к старшим, образования и воспитания детей и молодежи.
На многих высоких трибунах, в том числе на площадке Организации Объединенных Наций, неоднократно отмечалось, что пандемия особым образом усугубляет проблему социального неравенства и усиливающегося расслоения общества. Эксперты сходятся во мнении, что сегодня мир стоит на пороге изменений, которые могут перевернуть привычные представления о жизни.
Государственная власть призвана использовать имеющиеся у нее ресурсы для борьбы с нищетой. Считаю, что хорошим шагом в этом направлении служит введение в России прогрессивной шкалы налогообложения, которая начала действовать с 1 января текущего года и позволит обратить часть сверхдоходов в пользу детей, страдающих редкими и тяжелыми заболеваниями.
Хотел бы отметить необходимость выработки и новых мер, способных уменьшить разрыв между доходами малоимущих и состоятельных граждан нашей страны. Выражаю надежду на то, что законотворческая работа в этом направлении будет продолжаться и послужит созданию более справедливой экономической системы, дабы колебания в мировой экономике в меньшей степени сказывались на материальном положении небогатых российских семей. Нужно помнить, что экономическая нестабильность наносит удар по самой материально уязвимой части населения, и нужно заботиться об удовлетворении их базовых потребностей, уменьшая разрыв между богатыми и бедными, который вносит пагубные разделения в общество и подрывает доверие людей к власти и друг к другу.
Несколько слов о цифровизации. Сегодня в нашей стране проводится большая работа по освоению новых технологий и цифровой трансформации ряда сфер общественной жизни. Любая технология, столь радикально меняющая жизнь людей, требует, несомненно, общественного обсуждения, в том числе тотальная цифровизация.
Хочу напомнить, что Церковь рассматривает государственное управление как сферу отношений между людьми, в которых технология не может подменять человека, облеченного властью. Цифровизация государственного управления не может превращать власть в бездушный технический алгоритм. Окончательное решение по любому делу, начиная с простой технической государственной услуги, должно всегда оставаться за живым человеком, а не за высокотехнологической машиной.
В законах, утверждающих новые технологические принципы, нужно учесть интересы и права тех наших сограждан, которые отказываются пользоваться любыми электронными системами. Таких людей в нашей стране достаточно много. Случаи утечки в Интернет персональных данных только усиливают обеспокоенность общественности, поскольку свидетельствуют о нашей большой уязвимости. Мы видим готовность государства учитывать мнение тех, кто не готов принять как общеобязательные новые технологии, в том числе реализующие услуги для широких слоев общества.
Важно не допустить дискриминации, возникающей по принципу «не хочешь пользоваться новой технологией — жизненно важная государственная услуга не будет оказана». Такой подход неминуемо приведет к отключению человека от возможности вести профессиональную деятельность или получать материальные блага, если он не согласится в полной мере с условиями их предоставления. Для тех, кто дорожит правом на конфиденциальность, тайну частной жизни и не желает делать личные сведения предметом коммерческого анализа и торга, это существенный вопрос. Прошу законодателей отнестись со вниманием к высказываемым опасениям. Хотел бы особо подчеркнуть, что наша обеспокоенность не является специфически религиозно мотивированной, но лежит в области соблюдения прав человека.
То, что я сейчас сказал, уже не воспринимается столь критически, как год или два назад. Потому что мы уже начинаем убеждаться в том, что тотальное включение цифровых технологий в жизнь человека может действительно иметь опасную оборотную сторону. Это не значит, что нужно сказать машинам «стоп» и идти громить новые технологии в прямом или переносном смысле слова. Но это означает, что государство, в первую очередь законодательная власть, не должно упускать из-под своего контроля все те последствия, которые, несомненно, будут иметь место в жизни общества в условиях тотальной цифровизации.
Теперь несколько слов о защите жизни нерожденных детей. Как известно, тема спорная, горячая, проблемная, и Церковь подвергается критике за свою позицию. Но, тем не менее, я осмелился бы еще раз обратить на нее внимание законодателей.
Большое количество смертельных случаев в результате коронавирусной инфекции в очередной раз заставило нас задуматься о ценности человеческой жизни и о пределах нынешних возможностей по спасению людей в условиях пандемии. Должен сказать о некоторой нравственной ущербности подхода, когда мы скорбим о жертвах болезни, но индифферентно относимся к абортам, которые вовсе не прекратились в пандемию. Хотел бы обратить ваше внимание на данные Всемирной организации здравоохранения: в мире ежегодно совершается 40-50 миллионов абортов, но эта статистика говорит только о проведенных легально операциях по прерыванию беременности. Налицо и значительная убыль населения России: в прошлом году оно сократилось более чем на полмиллиона человек; и доступные аборты внесли в эту ситуацию свою страшную лепту. Аборт, к сожалению, до сих пор в статусе «бесплатной медицинской помощи» — беру эти слова в кавычки. Мы с этим никогда не согласимся. Не менее безнравственным, конечно, является и создание обстановки безразличия к беременным женщинам, которых нередко принуждают к совершению аборта.
Церковь ценит диалог с государством по данному вопросу и совместные усилия по повышению просвещенности молодежи о психологических и физических последствиях прерывания беременности. Мы понимаем, что одномоментно решить эту проблему, разрубив гордиев узел, довольно непросто, но важно хотя бы наметить четкую стратегию, целью которой был бы полный отказ от государственного финансирования абортов не по медицинским показаниям.
Хотел бы остановиться на критике, которая обрушилась на меня, после того как я сделал подобное заявление, посещая в прошлый раз Государственную Думу. Стали возражать: «Что значит вывести из страховки? Так пойдут к бабкам делать аборт, и чем это обернется?!» Слушайте, а бабки бесплатно делают аборты, принимая на себя все риски? Конечно, берут деньги, да еще неизвестно, больше или меньше того, что берет государство. Поэтому опасения, что выведение этой «услуги» из обязательного страхования приведет к росту количества нелегальных абортов, абсолютно нелогичны. Мы призываем называть вещи своими именами и не потворствовать злу в рамках медицинских гарантий и государственных страховых программ, существующих на средства налогоплательщиков. Беременность — это не страховой случай и не ошибка природы. Человеку дается Творцом не сравнимая ни с чем возможность быть соучастником чуда зарождения жизни.
Таким образом, важно дальнейшее развитие системы поддержки беременных женщин, каждая из которых должна быть уверена, что она совершает великое дело, даруя новую жизнь.
Хотелось бы поговорить о семейных ценностях. Внесение в Конституцию определения семьи и брака как союза мужчины и женщины утверждает незыблемость этих общественных институтов. Считаю эту поправку одной из важнейших, поскольку до сего дня в своде законов нашей страны отсутствовало даже определение семьи. В нынешнем виде Конституция содержит мощный потенциал для реформы всего корпуса семейного законодательства и утверждения принципов народосбережения. Попытки усовершенствования законодательной базы с учетом этих принципов мы видим уже сейчас, но их необходимо продолжать.
Убежден, что задаче сбережения народа не соответствует доступность так называемых услуг российских суррогатных матерей для иностранцев. При том, что само суррогатное материнство не благословляется Церковью, тем более безнравственно использование материнства «на экспорт». Безнравственно продавать за рубеж родительский потенциал женщин, когда мы видим сокращение численности населения нашей страны. Призываю Государственную Думу положить предел использования «услуги» суррогатного материнства для иностранцев, а также задуматься об ограничении этого явления в России. Ведь и в нашей стране оно разрушает семейное единство, становится формой эксплуатации нуждающихся женщин.
Хотел бы отметить, что в вопросах изменения норм семейного законодательства необходим общественный консенсус, опирающийся, прежде всего, на мнение семей с детьми. Глубоко убежден, что какое-либо вмешательство в жизнь семьи, попытки регулировать законом отношения между супругами, родителями и детьми крайне опасны. Обусловленные благими намерениями неосторожные и поспешные действия третьих лиц в семейных конфликтах могут привести к распаду семей, усугублению проблемы социального сиротства, формированию в обществе нездорового отношения к браку как заведомо временному союзу двух самовлюбленных эгоистов.
В прошлый раз я говорил о необходимости закона о статусе многодетной семьи. Трудно понять, почему эта тема всегда получает поддержку, а закона до сих пор нет. Сегодня государство оказывает таким семьям значительную материальную поддержку, однако из-за отсутствия единого подхода их положение в разных регионах отличается, в связи с чем родительская общественность уже много лет добивается разработки и принятия отдельного закона. Надеюсь, что эта тема будет находиться в фокусе внимания законодателей и получит в ближайшее время свое решение.
Призываю российские власти, законодателей и все благонамеренные общественные силы к совместной работе над обозначенными сегодня проблемами, а, может, и другими актуальными темами, которые нередко возникают совершенно неожиданно, представляя вызов и личности, и обществу. Мы живем в эпоху, когда от нас зависит, будет ли человек соучастником Божественного творчества, найдет ли разумные пределы потребления или же станет рабом своих страстей и объектом использования технологий, и это во многом зависит от инициативности и решимости власть имущих. Свидетельствую, что Церковь неизменно рассчитывает на диалог и сотрудничество с вами и теми, кто вступит на путь законотворчества по итогам очередного электорального цикла.
Желаю всем вам крепкого здравия, мудрости, рассудительности и щедрой помощи Божией в дальнейших трудах на благо нашего возлюбленного Отечества. Благодарю за внимание, и Божие благословение да пребывает со всеми вами. Спасибо.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
О Фанаре: Фанар допустил не ошибку, а преступление под политическим давлением «одной из свердержав»
— Вы уже упомянули майдан, после которого наступил глубокий общественный раскол внутри самой Украины. Но потом последовал церковный раскол — вовремя, конечно же, Фанар в Стамбуле подсуетился, да и пошло… Теперь мы видим, насколько глубок раскол в Церкви. Вообще, как Вы считаете, Ваше Святейшество, можно ли и каким образом достичь православного единства?
— Фанар не допустил ошибку, а совершил преступление, я говорю это с горечью. С чужих мыслей и с чужих слов Константинопольский Патриарх совершил то, что совершил. Я неслучайно подчеркиваю: с чужих, потому что обладаю информацией о том, что Патриарх Варфоломей находился под давлением могущественной политической силы, связанной с одной из сверхдержав. Его положение в Турции, мы знаем, очень сложное, непростое. Всегда молимся за Патриарха Константинопольского, понимая, что непросто ему осуществлять свое патриаршее служение. Но, тем не менее, в какой-то момент — я ничему не хочу учить своего собрата, но в какой-то момент, может быть, нужно набраться силы, чтобы и самым могущественным силам сказать «нет». Думаю, этого Патриарх Варфоломей не сказал и включился в конфликт. А какова была логика тех, кто стоял за Патриархом Варфоломеем, кто, собственно говоря, инспирировал этот конфликт? А логика заключалась в том, чтобы оторвать Россию, православную Россию от православных братьев и сестер в Средиземноморье, на Ближнем Востоке. Потому что, по мнению этих стратегов, уж слишком большую роль играло и играет Православие в формировании духовной, культурной общности и, не разорвав православные связи, невозможно было какими-то внешними факторами разрушить эту духовную общность. Поэтому замысел прост: оторвать Русскую Церковь от православных Греции, арабского мира, Ближнего Востока, с тем чтобы послабее стало Православие.
— То есть попытки еще будут?
— Попытки будут и дальше. Опять-таки, не хочу произносить никакой критики в адрес своего константинопольского собрата, но, несомненно, все то, что произошло потом в Константинополе, в Стамбуле, свидетельствовало о наказании Божием. Патриарх Варфоломей ввел раскольников в киевскую святыню, в киевскую Софию, и потерял Софию константинопольскую — она стала мечетью. Вот мне хотелось бы, чтобы люди задумались, что же произошло. Ты отобрал Святую Софию в Киеве у православных людей, у Православной Церкви, ты вошел туда и привел туда раскольников, и ты потерял свою собственную Софию… Думаю, более очевидные последствия, исходящие от Божиего повеления, представить себе сложно, и последствия наступили незамедлительно, потому что грех был слишком велик. Ну, а выходить из этого мы должны все вместе. Нужно молиться друг за друга, по крайней мере в личных молитвах, если это сейчас затруднительно в богослужении, поскольку мы не поминаем Константинопольского Патриарха в диптихах. Но молиться нужно друг за друга и делать все для того, чтоб этот кризис в Православии, навязанный извне, как можно быстрее прошел. Русская Церковь готова пройти свою часть пути для того, чтобы достичь этой цели.
Патриарх Кирилл озвучил перед Госдумой пять важных церковно-общественных тем
Приблизительное время чтения: 5 мин.
18 мая 2021 года, выступая в Госдуме России на открытии IX Парламентских встреч, организованных в рамках XXIX Международных образовательных чтений, Святейший Патриарх Кирилл озвучил перед депутатами пять наиболее важных тем, которые сегодня волнуют Церковь и в целом российское общество.
Развитие системы добровольчества
Первосвятитель отметил, что на фоне пандемии коронавируса еще сильнее и ярче чем прежде проявило себя добровольческое движение, как церковное, так и общегосударственное.
– Тысячи наших братьев и сестер не остались в стороне, став добровольцами. Среди них было и более семи тысяч православных добровольцев, которые приобретали и раздавали продукты, оказывали другую помощь, как в России, так и за рубежом, – сказал Святейший.
При этом он сообщил, что Церковь открыла более 100 горячих линий для нуждающихся людей, новые церковные центры помощи, а с июня 2020 года через церковные гуманитарные центры конкретную помощь получили более 50 тысяч человек.
В этой связи Первоиерарх выразил убеждение, что «добровольчество не должно оставаться лишь пожарной машиной для экстренных случаев, а призвано превратиться в норму общественной жизни».
– Добровольцы – это, на мой взгляд, авангард гражданского общества, люди, способные реальным делом показать приверженность нравственным идеалам. Они не столько декларируют свои политические предпочтения, сколько реально занимаются делом, столь необходимым для слабых, больных, нуждающихся, – резюмировал Предстоятель Русской Церкви.
Фото: Сергей Власов/foto.patriarchia.ru
Борьба с нищетой и поддержка малоимущих
Одной из важнейших сегодня задач для государства, по мнению патриарха Кирилла, является борьба с нищетой и поддержка малоимущих.
– Считаю, что хорошим шагом в этом направлении служит введение в России прогрессивной шкалы налогообложения, которая начала действовать с 1 января текущего года и позволит обратить часть сверхдоходов в пользу детей, страдающих редкими и тяжелыми заболеваниями, – отметил Святейший.
В тоже время, патриарх Кирилл считает необходимым «выработки и новых мер, способных уменьшить разрыв между доходами малоимущих и состоятельных граждан».
Призвав продолжить законотворчество в данной области, Первоиерарх напомнил, что «разрыв между богатыми и бедными … вносит пагубные разделения в общество и подрывает доверие людей к власти и друг к другу».
Фото: священник Игорь Палкин/foto.patriarchia.ru
Вопросы цифровизации
Вопрос развития технологий контроля личности и в частности цифровизация, как считает Святейший Патриарх, также является очень важным.
Первосвятитель подчеркнул, что «любая технология, … радикально меняющая жизнь людей, требует, несомненно, общественного обсуждения, в том числе тотальная цифровизация».
– Цифровизация государственного управления не может превращать власть в бездушный технический алгоритм. Окончательное решение по любому делу, начиная с простой технической государственной услуги, должно всегда оставаться за живым человеком, а не за высокотехнологической машиной, – отметил в этой связи Предстоятель Церкви.
Указав на тот факт, что технологии развиваются все быстрее и все больше людей начинают ими пользоваться, Святейший подчеркнул, что «нужно учесть интересы и права тех наших сограждан, которые отказываются пользоваться любыми электронными системами».
– Важно не допустить дискриминации, возникающей по принципу «не хочешь пользоваться новой технологией – жизненно важная государственная услуга не будет оказана». Такой подход неминуемо приведет к отключению человека от возможности вести профессиональную деятельность или получать материальные блага, если он не согласится в полной мере с условиями их предоставления, – сказал глава Русской Церкви.
В связи с этим, он попросил законодателей «отнестись со вниманием к высказываемым опасениям», особо подчеркнув, что обеспокоенность Церкви здесь «не является специфически религиозно мотивированной, но лежит в области соблюдения прав человека».
Фото: священник Игорь Палкин/foto.patriarchia.ru
И снова об абортах
В очередной раз Святейший Патриарх особо остановился на теме абортов и защите жизней нерожденных детей.
Первосвятитель привел статистику Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), согласно которой в мире ежегодно совершается 40-50 млн. только легальных абортов, без учета нелегальных. В России же, добавил Святейший, только в 2021 году население сократилось более чем на полмиллиона человек – «и доступные аборты внесли в эту ситуацию свою страшную лепту».
– Аборт, к сожалению, до сих пор в статусе «бесплатной медицинской помощи» – беру эти слова в кавычки. Мы с этим никогда не согласимся. Не менее безнравственным, конечно, является и создание обстановки безразличия к беременным женщинам, которых нередко принуждают к совершению аборта, – сказал патриарх.
Как отметил Первосвятитель, в Церкви понимают, что одномоментно проблему абортов не решить, однако «важно хотя бы наметить четкую стратегию, целью которой был бы полный отказ от государственного финансирования абортов не по медицинским показаниям».
Кроме того, подчеркнул глава Русской Церкви, важно и дальнейшее развитие системы поддержки беременных женщин, «каждая из которых должна быть уверена, что она совершает великое дело, даруя новую жизнь».
Фото: Сергей Власов/foto.patriarchia.ru
Подлинная защита семьи
Последней важной темой патриарх Кирилл обозначил защиту семьи, в частности вопросы суррогатного материнства, норм семейного законодательства, статуса многодетной семьи.
Напомнив, что «само суррогатное материнство не благословляется Церковью», Первосвятитель добавил, что «тем более безнравственно использование материнства “на экспорт”».
– Безнравственно продавать за рубеж родительский потенциал женщин, когда мы видим сокращение численности населения нашей страны, – заявил Святейший.
В этой связи Предстоятель Русской Церкви призвал Госдуму «положить предел использования «услуги» суррогатного материнства для иностранцев, а также задуматься об ограничении этого явления в России», отметив, что и внутри страны это явление «разрушает семейное единство, становится формой эксплуатации нуждающихся женщин».
Касательно попыток вмешательства государства в жизнь семьи Святейший заметил, что «попытки регулировать законом отношения между супругами, родителями и детьми крайне опасны».
– Обусловленные благими намерениями неосторожные и поспешные действия третьих лиц в семейных конфликтах могут привести к распаду семей, усугублению проблемы социального сиротства, формированию в обществе нездорового отношения к браку как заведомо временному союзу двух самовлюбленных эгоистов, – считает патриарх Кирилл.
Что же касается статуса многодетной семьи, то здесь Первосвятитель констатировал, что «эта тема всегда получает поддержку, а закона до сих пор нет».
При этом Первоиерарх сообщил, что родительская общественность «уже много лет добивается разработки и принятия отдельного закона» о едином подходе к материальной поддержке многодетных. В связи с этим, патриарх Кирилл выразил надежду, что «эта тема будет находиться в фокусе внимания законодателей и получит в ближайшее время свое решение».
О веселье и радости: почему состояние души важнее внешних эмоций
— Ваше Святейшество, очень хочется все-таки закончить это интервью на праздничной Рождественской ноте, хотя, конечно, в этом году и Новый год, и Рождество у нас без массовых гуляний по понятным причинам, ради эпидемиологической безопасности все мы будем лишены больших и шумных праздников. А вот как эту радость, которая традиционно выходит за пределы божественных богослужений, не растерять в своем собственном сердце? Как быть праздничным?
— Вообще праздник сопровождается проявлением двух эмоций — веселья и радости. Казалось бы, одно и то же, однако это совсем не так.
— А чем отличаются?
— Веселье — это внешние эмоции. Вот рассказал человек что-то смешное, и люди засмеялись, им весело. А радость — это состояние души. Вот когда мы причащаемся Святых Христовых Таин, нас никто не веселит, а мы выходим из храма с радостью в сердце. Когда мы делаем добрые дела, когда добровольцы, жертвуя своим временем и рискуя здоровьем, делают добрые дела, у них в сердце радость, но не веселье. Веселье формируется в ответ на веселые передачи по телевидению, в ответ на разные смешные истории, — ну и дай Бог, пускай люди посмеются, повеселятся, но давайте помнить о том, что веселье пройдет очень быстро. Выключили телевизор, потушили свет, закончилось застолье, — и веселье закончилось. А вот радость важно сохранить в сердце, ведь радость — это дар Божий. Радость, о которой я говорю, невозможно сформировать никакими внешними факторами — ни культурными, ни научными, ни деловыми; это состояние формируется силой благодати Божией, которая изливается не только на людей православных и даже не только на людей верующих. В ответ на все то доброе, что люди делают, даже в ответ на их добрые мысли, в ответ на готовность отказаться от того, что омрачало их сердце и доставляло скорбь другим, Господь посылает эту радость. Я желаю именно эту Рождественскую, Божественную радость сохранять в сердце как можно дольше.
— Спасибо Вам большое, Ваше Святейшество.