Духовное завещание Серафима Вырицкого — «Все от меня это было»

Жизнь святых угодников Божиих часто проходит незаметно от взора их современников, но спустя годы многие тайны становятся известны. Пришло время узнать о жизни великого у Бога старца – Серафима Вырицкого. Прославился святой не только подвигами и молитвой. Всемирно известное произведение «Все от меня это было» Серафим Вырицкий написал в трудные годы гонения на церковь. Духовная глубина и сила этих строк меняет сердечное устроение людей самых разных вероисповеданий.

Серафим Вырицкий как автор молитвы

О святых, просиявших в далеком прошлом, мало что известно. Скудные сведения, дошедшие сквозь века, не дают возможности составить полную картину их жизни. Совсем другое дело — подвижники 20 века. Множество свидетельств очевидцев и сохранившихся документов дают возможность прикоснуться к их личности, раскрыть тайну жизненного подвига.

Биография

Серафим Вырицкий (в миру Василий Николаевич Муравьев, 1866 года рождения) был одним из самых обеспеченных людей своего времени, а впоследствии стал одним из самых загадочных святых. Когда ему исполнилось 12 лет, вынужден был работать, чтобы прокормить большую семью, с которой проживал в деревне Вахромеево Ярославской губернии. Его отец умер, дожив всего лишь до 40 лет.

Василий устроился подрабатывать в Гостиный двор, на то время крупнейший торговый центр Санкт-Петербурга. Очень скоро поднялся по карьерной лестнице благодаря сообразительности, трудолюбию и тем христианским качествам, которые получил в семье от богобоязненных родителей. Со временем открыл свое дело и стал крупнейшим торговцем мехами и пушными изделиями.

После событий 17-го года В.Н. Муравьев утратил бизнес, но зато получил возможность реализовать свою давнюю детскую мечту. Он раздал имущество монастырям и удалился послушником в Александро-Невскую лавру. Одновременно ушла в женскую Воскресенскую Новодевичью обитель и супруга, Ольга Ивановна, с которой к тому времени он прожил не один десяток лет (в 1890 г. был заключен брак).

Так сбылось благословение Варнавы Гефсиманского, духовника Сергиево-Троицкой лавры, данное Василию в отрочестве. С благодатным старцем преуспевающий петербургский купец все эти долгие годы поддерживал крепкую духовную связь.

Религиозная деятельность

Монашеский постриг оба супруга приняли одновременно, в один и тот же день (16 октября 1920 г.). Василия нарекли в честь апостола Варнавы и в память о духовном отце. Ольга стала в монашестве Христиной. Инок Варнава был посвящен в иеродиаконы, через год в иеромонахи. Вокруг него стали собираться люди, ищущие путь к Богу.

Через несколько лет Варнаву назначили духовником лавры. Перед тем как принять новое послушание, он решил облечься в схиму. На сей раз его нарекли в честь преп. Серафима Саровского, которому он старался подражать всю свою жизнь. На этом послушании пробыл около 3-х лет, растеряв окончательно силы и здоровье.

Врачи диагностировали у него:

  • закупорку вен на ногах;
  • ревматизм;
  • легочные застои;
  • сердечную недостаточность.

По благословению митр. Серафима Чичагова старец переехал в поселок Вырицу, курортный поселок под Петербургом. В 1930 году навсегда покинул северную столицу.

Двадцать лет тяжелобольной отец Серафим, лежа на постели, принимал всех страждущих, ехавших к нему с разных уголков страны, никому не отказывая в совете, наставлении и утешении. Поток людей был нескончаемым. Не прекратился он и после блаженной кончины старца в 1949 году к его могиле. Рядом с блаженным праведником все это время находилась схимонахиня Серафима, бывшая жена (умерла 1945 г.), и внучка Маргарита, послушница Воскресенского Новодевичьего монастыря.

Дар пророчества

Отец Серафим обладал великим пророческим даром. Об этом красноречиво говорят многие живые свидетельства общавшихся с ним людей. Некоторые из его пророчеств уже исполнились, другие исполняются на наших глазах, третьим еще предстоит осуществиться. Но все они имеют особую духовную ценность для наших современников. Ибо главные из этих пророчеств посвящены искреннему покаянному возвращению народа к Богу и православной вере.

Например, Серафим Вырицкий предсказывал, что в скором времени верующие будут отвращаться от церкви не гонениями, как это было ранее. От Бога людей отвлекут богатство и прелести земной жизни. И это искушение будет намного сильнее. Действительно, у нас сейчас нет гонений на церковь, но есть много соблазнов, которые заставляют людей отступать от веры в Бога, выполнения Его заповедей.

От меня это было

Очень часто современный человек, прекрасно разбирающийся в компьютерах, спорте или моде, не знает простых обычных вещей. Например, что делать, если тебя не понимают или как не впасть в отчаяние от неудач?

Серафим Вырицкий ушел из земной жизни, но у нас осталось духовное завещание преподобного, написанное в стихотворной форме «От меня это было». Прочитав небольшое, но уникальное по своей силе и содержанию произведение, можно получить духовную помощь во всех жизненных ситуациях.

История написания

Время появления текста «От меня это было» относят к 1937 году. Для православных верующих, и особенно священников, это был очень трудный период в жизни.

Особенности того времени:

  • массовые аресты;
  • расстрелы;
  • изгнания в ссылку.

Чтобы пережить все и не сломиться духом, требовались невероятные человеческие усилия. Обращение Бога к верующей душе, облеченное в поэтическую форму, послужило духовным наставлением епископу Мануилу Лемешевскому от старца Серафима Вырицкого. В то время священнослужители постоянно находились под неусыпным вниманием НКВД. Арест мог произойти в любую минуту.

Мануил Лемешевский пережил уже не одно заключение, последнее из которых проходило в Мариинских лагерях. Можно только предположить, что это подорвало духовные и телесные силы священника. Страх нового ареста преследовал его. Старец Серафим, зная о таком мучительном состоянии души подвижника, его немощах, написал духовное послание «От меня это было», которое и по сей день вызывает у всех верующих чувство близости и любви к Богу, дает опору во всех трудных обстоятельствах жизни.

Происхождение названия

Духовное письмо преп. Серафима вначале ходило в рукописных списках, передаваемых из рук в руки. Когда появилась возможность издавать текст типографским способом, он начал печататься в виде христианско-поэтического произведения. Его название «От меня это было» во всей полноте отражает суть духовного послания.

Источником всего, что с нами происходит является Бог:

  • скорби;
  • искушения;
  • потери;
  • радость;
  • счастье;
  • обретение смысла жизни.

Споры об авторстве

Многие исследователи и церковные историки приписывают авторство произведения «От меня это было» Мануилу Лемешевскому. Объясняют свою позицию тем, что в его дневниках обнаружены записи, которые очень похожи по форме и содержанию на духовное послание старца Серафима. Но если внимательно в них вчитаться, то хорошо видно, что они представляют собой скорее послесловие или подражание великому произведению. Епископ как будто размышляет над содержимым письма, пытаясь как можно полнее раскрыть для себя его смысл.

В этом видео рассказывается о Серафиме Вырицком.

Идея и суть

Великое значение боговдохновенного произведения заключается в том, что каждый верующий начинает понимать и всем естеством ощущать то, что Господь невероятно близок к нам. Любую нашу боль или радость Он принимает как Свою собственную. Мы очень важны для Него. И в сердце начинает воспламеняться ответное чувство к любящему Отцу.

В душе каждого верующего появляется:

  • внутренняя опора (бесстрашие), не дающие сломиться под гнетом внешних обстоятельств;
  • доверие Небесному Отцу;
  • покаяние, разочарование в своей предшествующей жизни;
  • горячее желание исправиться.

Произведение оставляет на душе неизгладимый след, заставляет слушать (читать) его снова и снова. Никакие другие слова не передают с такой ясностью и полнотой смысл Божественного Промысла, действующего в нашей жизни.

Жанр произведения

Разговор Бога с душой Серафима Вырицкого облечен в форму небольшой поэмы, написанной белым стихом. Такой способ изложения предполагает более широкое использование выразительных средств, что позволяет максимально передать глубину и эмоциональность послания. Кроме того, при помощи белого стиха можно легко придать произведению философскую интонацию, раскрыть внутренний мир человека.

Избранные места из дневника (беседа с Богом)

Ни один твой вопль, ни одно твое стенание, ни один твой тяжкий вздох, ни одна капля слез – ничто, что в тебе страдало и трепетно билось в усталом сердце твоем, Я не оставил втуне.

Мои милости окружали тебя именно в такие минуты жизни твоей, когда ты этого не ожидал и поэтому не замечал, по грехам своим. Они порой и явно свидетельствовали о заботе Моей о тебе.

Когда скорби и уныние начнут терзать душу твою, вспомни, сколько радостей давал Я тебе в дни детства и отрочества.

Сейчас Я не взираю на мерзкие дела твои, но слышу вопли и слезные стенания покаяния твоего – и они Мне дороги, потому что они теперь искренни и своевременны.

Ты дорог Мне, и дороги все страдания твои, как искренно тобою пережитые.

Ты дорог Мне, и потому Я так часто помогал тебе, отвращал тебя от смерти, пагубы и разных потрясений жизненных.

Ты дорог Мне, потому что образ искреннего покаяния не оставляет тебя и желание исправиться крепнет в сознании и сердце твоем.

Малодушный! Как ты не замечал в мрачные минуты, что рука Моя, водящая тебя, всегда укрепляла тебя; помощь Моя, хотя и в последнюю минуту (когда как будто неоткуда было ожидать ее), приходила к тебе. Ибо все это от Меня было. Ибо на мгновение гнев Мой, но на всю жизнь благоволение Мое. Ибо «вечером водворится плач, а на утро радость» (Пс. 29, 6).

Помни, что все эти переживания и настроения не должны быть тебе присущи, ибо ты идешь путем самоограничения и беспощадности к себе. Ты не должен допускать их до себя, вспоминая в такие тоскливые минуты о тех радостях, которыми Я вел тебя к новой жизни в годы твоего богоискательства.

Ободрись, усталый путник!

Положись на Мою заботливую руку о тебе!

Ты видишь, что разными путями веду Я каждую душу христианскую ко спасению. И тебя тоже, даже в одиннадцатый час жизни твоей, веду Я особым путем.

Следуй за Мною.

Я хотел видеть тебя надежным человеком для Меня, каким ты был когда-то. Так не колеблясь следуй за Мною. Ты должен поэтому быть свят во всем, во всех своих поступках, во всех своих помыслах, чтобы не оскорблять Мою святыню.

Победи, – говорит в тебе внутренний голос. Победи все нехорошее в себе, – повторяет он. Так победи и докажи, что ты бесповоротно отошел от греха.

Будь человеком, не стыдящимся оказывать внимание маленьким, бедным, незаметным людям, в большинстве своем беззащитным, оказывая снисхождение к их немощам.

Будь человеком, у которого всегда можно найти поддержку, поэтому в обращении с людьми не позволяй себе проявлять черствость и нечуткость, чем ты столькраты согрешал в прежние годы.

Ты одинок, но не забывай и помни всегда, что Я с тобою. Нелегко переживать чувство острой тоски и одиночества, но это неизбежный путь всех людей с обостренной интуицией и чувствительных к чужому горю.

Я хочу, чтобы ты уже сейчас начал оправдывать доверие, которое Я вложил в сердце твое.

Я имею право требовать от тебя всего этого, ибо Я слишком много дал тебе.

Сколько предупреждений делал Я тебе об исправлении и покаянии!

Я жду от тебя ответа искреннего, согретого порывом души твоей.

Что тебе сейчас остается?

Стремиться к глубинной тишине, какая бывает на дне озер или в колодцах и глубоких хранилищах, и почаще замыкаться в пустыне сердца своего, не впадая в дремотную тишину.

Я хочу, чтобы ты был хозяином своих мыслей. Заметь, какие они бывают… Когда работа идет точно, легко – мысли бывают свежи и свободны, они приходят короткие, прозрачные, текучие. Тебе надо только организовать их, ясно и точно обобщить. И надо много, много думать над ними, отбрасывая ненужные и чуждые из них.

Я хочу, чтобы, работая над ними, ты соделал в сердце своем сокровищницу для творения непрестанной Иисусовой молитвы.

Ты дорог Мне и потому, что ты возлюбил со всею ревностию Пречистую Матерь Мою и в простоте сердца своего обращаешься к Ней, как к Родимой Матушке.

Ты дорог Мне, и потому недреманное око Мое везде сопутствует тебе. Разве не замечал ты в жизни своей и среди окружающих тебя, искренне или лицемерно и лицеприятно заботящихся об облегчении твоей горькой участи и страданиях твоих, – разве не замечал ты заботы Моей о тебе?

Я хочу, чтобы ты был человеком с добрым характером, чтобы тебя никогда не покидало чувство справедливости, чтобы ты всегда поступал как надо, т.е. как повелевает тебе совесть твоя, чтобы от тебя люди учились благородству, обдуманности, рассудительности, великодушию и зрелости каждого поступка и слова.

Я хочу, чтобы все знающие и окружающие тебя могли бы всегда сказать о тебе: вот человек, на которого во всем и везде можно положиться и которому можно довериться.

Я хочу, чтобы ты был чутким к окружающим, к горю и несчастию ближних своих.

Я хочу, чтобы ты всегда и больше давал, но не просил для себя.

Я хочу, чтобы ты укрепил в себе точность в работе, целеустремленность – как главный стимул modus vivendi.

Я хочу, чтобы у тебя мысли и дела не расходились.

К этому стремись, ибо Я хочу, чтобы ты был человеком с сильным характером, чтобы тебя никогда не покидала сила духа, исполнительность и способность отдавать всего себя тому делу, к которому ты призван и которое ты делаешь. Такой человек никогда не останавливается на половине, и это – основная черта его характера.

Помни, что все случающееся с тобою промыслительно, и поэтому всякие мысли и попытки с твоей стороны ускорить движение дел твоих недостойны тебя и преступны. Верь, что все совершается по воле Моей, и раньше своего срока ничего на свете, и тем более с тобой, не случается. Поэтому тем мужественнее переживай все страдания, связанные с испытанием временем, неведением и ожиданием, зная, что все это от Меня было.

Преподобный Симеон Новый Богослов

Другие произведения преподобного Серафима

Духовный опыт и наставления к праведной жизни старец передал в знаменитой молитве «От меня это было».

Преподобного Серафима считают автором еще нескольких стихотворений:

  1. Четверостишие на надгробном кресте монахини Серафимы (1945 г.).
  2. «И в радости, и в горе…» (1942 г.).
  3. «Пройдет гроза над Русскою землей…» (1939 г.).
  4. «Слава великому Господу Богу!..» (1930-е гг.)

Других книг подвижник Вырицкий не писал. Он был молитвенником, наставником приезжавших к нему паломников, ищущих утешения, спасения и укрепления в скорбях, которыми так изобиловало то сложное время. Огромные потоки людей шли к нему в послевоенные годы. Большинство из них ничего не знали о судьбе своих близких. Война разлучила семьи, лишила крова, оборвала родственные связи. Преподобный Серафим стал яркой путеводной звездой на пути к Богу многих людей.

Московская Сретенская Духовная Академия

Преподобный Серафим Вырицкий 21.06.201615518

Произведение, известное как духовное завещание преподобного Серафима Вырицкого – это отражение всей его подвижнической жизни, тесно переплетенной с жизнью многострадального русского народа. В самые трудные годы – годы Великой Отечественной войны – этот удивительный монах был с народом, говоря: «Пока рука моя поднимается для благословения, я буду принимать людей!»



С юности возлюбивший монашество, он, по послушанию духовному отцу, жил в миру, был успешным предпринимателем и щедрым благотворителем, знал семейное счастье, но знал и горе – смерть любимой дочери, и сам изведал, что такое тяжелая болезнь и немощь. По обоюдному согласию, прожив в счастливом браке 30 лет, они с женой разошлись по монастырям, приняв постриг.

Зрелые годы отца Серафима пришлись на гонения, а старость – на Великую Отечественную войну. В это время он усугубил принятый на себя подвиг: подобно Серафиму Саровскому преподобный молился на камне, каждый день. И по его молитвам в Вырице, где жил святой, от обстрелов не пострадало ни одно здания, ни один человек не погиб.

Я – Бог твой, располагающий обстоятельствами. Ты не случайно оказался на твоем месте…

Преподобный Серафим, строгий аскет, принявший великую схиму еще в 1920-е годы, привлекал к себе сотни людей каждый день. Он уверено говорил, что русские победят в войне. И еще в 30-е годы провидел, что придет время, и народ победит в войне духовной – снова засияют купола, зазвучит молитва.
Каждый приходил к прозорливому старцу со своим горем, и тот знал, что говорит, когда уверенно и непоколебимо писал, осмеливаясь изобразить, как любит нас Господь: «Всё, что касается тебя, касается зеницы ока Моего»…

«От Меня это было» (духовное завещание)

Думал ли ты когда-либо, что всё, касающееся тебя, касается и Меня? Ибо касающееся тебя касается зеницы ока Моего.

Ты дорог в очах Моих, многоценен, и Я возлюбил тебя, и поэтому для Меня составляет особую отраду воспитывать тебя. Когда искушения восстанут на тебя, и враг придет, как река, Я хочу, чтобы ты знал, что От Меня это было.

Что твоя немощь нуждается в Моей силе и что безопасность твоя заключается в том, чтобы дать Мне возможность бороться за тебя.

Находишься ли ты в трудных обстоятельствах, среди людей, которые тебя не понимают, которые не считаются с тем, что тебе приятно, которые тебя отстраняют, – От Меня это было.

Я – Бог твой, располагающий обстоятельствами.

Ты не случайно оказался на твоем месте, это то самое место, которое Я тебе назначил.

Не просил ли ты, чтобы Я научил тебя смирению, – так вот смотри, Я поставил тебя как раз в ту среду, в ту школу, где этот урок изучается. Твоя среда и живущие с тобою только выполняют Мою волю.

Находишься ли ты в денежном затруднении, тебе трудно сводить концы с концами, знай, что От Меня это было.

Ибо Я располагаю твоими материальными средствами. Я хочу, чтобы Ты прибегал ко Мне и был бы в зависимости от меня. Мои запасы неистощимы. Я хочу, чтобы ты убеждался в верности Моей и Моих обетований. Да не будет того, чтобы тебе могли сказать о нужде твоей: «Вы не верили Господу Богу вашему» (Втор. 8: 12–13).

Переживаешь ли ты ночь скорбей, ты разлучен с близкими и дорогими сердцу твоему, – От Меня это было.

Я – муж скорбей, изведавший болезни, Я допустил это, чтобы ты обратился ко Мне и во Мне мог найти утешение вечное. Обманулся ли ты в друге твоем, в ком-нибудь, кому открыл сердце свое, – От Меня это было. Я допустил этому разочарованию коснуться тебя, чтобы ты познал, что лучший друг твой есть Господь. Я хочу, чтобы ты все приносил ко Мне и говорил Мне. Наклеветал ли кто на тебя, предоставь это Мне и прильни ближе ко Мне, убежищу твоему, душою твоею, чтобы укрыться от «пререкания языков». Я изведу, как свет, правду твою и судьбу твою, яко полудне (см.: Пс. 36: 6).

Разрушились ли планы твои, поник ли ты душою и устал – От Меня это было. Ты создавал себе свои планы и принес их Мне, чтобы я благословил их. Но я хочу, чтобы ты предоставил Мне распоряжаться обстоятельствами твоей жизни, и тогда ответственность за все будет на Мне, ибо слишком тяжело для тебя это, и ты один не можешь справиться с ними, так как ты только орудие, а не действующее лицо.

Посетили ли тебя неожиданные неудачи житейские и уныние охватило сердце твое, знай – От Меня это было.

Ибо Я хочу, чтобы сердце твое и душа твоя были всегда пламенеющими пред очами Моими и побеждали бы именем Моим всякое малодушие.

Не получаешь ты долго известий от близких и дорогих тебе людей и по малодушию твоему впадаешь в отчаяние и ропот, знай – От Меня это было. Ибо этим томлением твоего духа Я испытываю крепость веры твоей в непреложность обетования, силу дерзновенной твоей молитвы о сих близких тебе. Ибо не ты ли вручил их Покрову Матери Моея Пречистыя, не ты ли некогда возлагал заботу о них Моей промыслительной любви.

Помни, что всякая помеха есть Божие наставление

Посетила ли тебя тяжкая болезнь, временная или неисцельная, и ты оказался прикованным к одру своему – От Меня это было. Ибо Я хочу, чтобы ты познал Меня еще глубже в немощах своих телесных и не роптал бы за сие ниспосланное тебе испытание, не старался проникнуть в Мои планы спасения душ человеческих различными путями, но безропотно и покорно преклонил бы выю твою под благость Мoю к тебе. Мечтал ли ты сотворить какое-либо особенное дело для Меня и вместо того слег на одр болезни и немощи – От Меня это было.

Ибо тогда ты был бы погружен в дела свои, и Я не мог бы привлечь мысли твои к Себе, а Я хочу научить тебя самым глубоким мыслям, что ты на службе у Меня. Я хочу научить тебя сознавать, что ты – ничто. Некоторые из лучших соработников Моих суть те, которые отрезаны от живой деятельности, чтобы им научиться владеть оружием непрестанной молитвы.

Призван ли ты неожиданно занять трудное и ответственное положение, иди, полагаясь на Меня. Я вверяю тебе эти трудности, ибо за это благословит тебя Господь Бог твой во всех делах твоих, на всех путях твоих, всем, что будет делаться твоими руками. В сей день даю в руку твою этот сосуд священного елея. Пользуйся им свободно, дитя Мое. Каждое возникающее затруднение, каждое оскорбляющее тебя слово, каждая помеха в твоей работе, которая могла бы вызвать чувство досады и разочарования, каждое откровение твоей немощи и неспособности пусть будут помазаны этим елеем – От Меня это было. Помни, что всякая помеха есть Божие наставление, и потому положи в сердце свое слово, которое Я объявил тебе в сей день, – От Меня это было.

Открыты будут вновь обители святые, и вера в Бога всех соединит

Храни их, знай и помни – всегда, что всякое жало притупится, когда ты научишься во всем видеть Меня. Все послано Мною для совершенствования души твоей, – От Меня это было.

Пройдет гроза над русскою землею

Пройдет гроза над Русскою землею, Народу русскому Господь грехи простит И крест святой Божественной красою На храмах Божиих вновь ярко заблестит.

И звон колоколов всю нашу Русь Святую От сна греховного к спасенью пробудит, Открыты будут вновь обители святые, И вера в Бога всех соединит.
(около 1939 г.)

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]