Святополк Владимирович «Окаянный»князь Киевскийсын Владимира Великого


Святополк Владимирович «Окаянный» (Худ. В.Шереметьев. 1867)

Святополк Владимирович (по прозвищу «Окаянный») сын или пасынок князя Владимира Святославича от неизвестной «гречанки», бывшей женою у князя Ярополка, и взятой в наложницы Владимиром после убийства брата. Родившись около 979 года, Святополк никогда не считал себя родным сыном Владимира, и после его смерти захватил власть в Киеве, положив начало междоусобной войне 1015-1019 годов (правил Киевом в 1015—1016 и 1018—1019). Согласно общепринятой версии истории именно Святополк послал убийц к своим братьям-князьям Борису, Глебу и Святославу, за что получил прозвище «Окаянный».

Боролся со своим братом Ярославом за власть с помощью польского князя Болеслава, на дочери которого был женат. После поражения в 1019 году бежал на Запад, и умер где-то между Чехией и Польшей.[1]wikipedia

Восточнославянские племена VIII-IX вв.

«Повесть временных лет» повествует, что накануне объединения большинства восточнославянских племен под властью единого центра – Киева существовало по меньшей мере 14 крупных племенных союзов:

  1. поляне (жители полей), ареал обитания – среднее Поднепровье, центр – Киев
  2. новгородские словене, ареал обитания – на севере от полян, самое северное племя, центры – Новгород, Ладога
  3. древляне (жители лесов), ареал обитания – северо-западнее полян, центр – Искоростень
  4. дреговичи (жители болот), ареал обитания – севернее древлян (территория современной Беларуси), крупные центры отсутствуют
  5. северяне, ареал обитания — к востоку от полян (по рекам Десна, Сейм, Сула), центр — Чернигов
  6. вятичи, ареал обитания – на северо-востоке от северян (междуречья Оки, Клязьмы и Волги), центры – Ростов, Суздаль
  7. кривичи, ареал обитания — между вятичами и полянами (в верховьях Волги, Днепра и Западной Двины), центр – Смоленск
  8. полочане, ареал обитания – юго-западнее кривичей (бассейн Западной Двины), центр — Полоцк
  9. радимичи, ареал обитания – южнее кривичей, севернее полян (по рекам Сож и Сейм), крупные центры отсутствуют
  10. волыняне, бужане, белые хорваты, ареал обитания – юго-западнее полян (бассейн реки Буг), самые западные племена
  11. уличи, тиверцы, ареал обитания – южнее полян, самые южные племена

Во всех древних описаниях расселения восточнославянских племен говорится о том, что жили они не изолированно от своих иноязычных соседей. Так, например, в районе ареала обитания новгородских словен и по соседству с вятичами и кривичами жили угро-финские племена:

  • меря
  • весь
  • корела
  • чудь
  • мурома
  • мордва

Собирая дань с окрестных племен, некоторые славяне сами находились в состоянии даннической зависимости от более сильных иноплеменных соседей.

Хазары собирали дань с:

  • полян
  • северян
  • радимичей

Варяги собирали дань с:

  • новогородских словен
  • кривичей
  • чуди
  • мери

Общественный строй славян

Поговорим о том, как жили восточные славяне и как было устроено их общество. Надо признать, что количество свидетельств, способных пролить свет на особенности общественного строя славян, ограничено. Поэтому позволим себе остановиться лишь на некоторых более общих, но достоверно известных тезисах о славянском обществе.

VI — VIII вв. – время разложения родоплеменного строя у наших предков. На смену племенам постепенно приходят военно-политические образования, возглавляемые князьями, в то же время растет роль как самого князя, так и возглавляемых им дружинников. Ключевая функция князя на начальном этапе – исключительно военная: защита подвластных территорий от внешних врагов. За свою «работу» князь и дружинники должны получать плату, ведь формально они могли бы в это время возделывать землю и выращивать хлеб, поскольку они этого не делают по уважительной причине – населению следует обеспечить князя и дружину всем необходимым для жизни (пища, одежда, жилье). Поэтому князь начинает регулярно объезжать территории с подвластным населением и собирает с них дань (полюдье).

На данном этапе внутри славянского общества формируется переходная к государству форма управления — военная демократия.

Признаки военной демократии:

  1. все члены племени или племенного союза, разумеется, речь о мужчинах, участвуют в решении насущных задач племени
  2. народное собрание, состоящие из мужчин, выступает высшим органом власти
  3. пожалуй, важнейший признак — всеобщее вооружение населения

Таким образом, к VIII в. славяне находились уже в нескольких шагах от создания государства, то есть все предпосылки к этому имелись. Открытым оставался лишь вопрос о том, какой племенной союз примет на себя бремя объединителя и в какой конкретный момент это произойдет.

Процесс создания государства был ускорен благодаря:

  • борьбе с военно-торговой экспансией варягов
  • агрессии Хазарского каганата, в зависимости от которого находилось большинство восточнославянских племен

Хозяйство славян

Что собой представляла жизнь восточнославянских племенных союзов накануне появления у них государства? Давайте сперва посмотрим на список занятий восточных славян, а точнее двух племенных союзов: полян и новгородских словен. Поляне, напомним, проживали в среднем Поднепровье, то есть фактически располагались очень удачно – в самом центре восточнославянских земель. Новгородские словене занимали большие пространства на самом севере. Занятия полян: пашенное земледелие, скотоводство, коневодство, огородничество, железоделательное и гончарное производство. Занятия новгородских словен:мореходство, торговля, ремесла, рыбная ловля.

Различные природные условия и особенности географического положения диктовали свои условия и определяли способы и технологии ведения хозяйства различных племен.

Но когда мы ведем речь об основных чертах хозяйства восточнославянских племенных союзов, то имеем в виду, прежде всего, уровень развития Среднего Поднепровья, то есть ориентируемся на наиболее развитый племенной союз – полян.

Наиболее широкое развитие у полян получило земледелие. Виды сельскохозяйственной техники восточных славян: рало (примитивный плуг), плуг (с IX-X вв.), железные серпы.

Восточные славяне занимались не только земледелием. Рядом с их селениями находились также луга, где производился выпас крупного рогатого скота и овец; жители разводили свиней и кур. В качестве тягловой силы в хозяйстве использовали волов и лошадей. Охотились на лосей, оленей, серн, птиц, добывали пушного зверя.

Ценный мех обменивали и продавали, в том числе в Византию. Мех стал единицей обложения данью славянских, балтских и угро-финских племен, стал, по сути, эквивалентом металлических денег. Один из видов металлической монеты на Руси так и называли — кунами, буквально — куницами.

Восточные славяне активно занимались бортничеством, собирая мед и воск и широко используя их в хозяйстве.

Шло время, и наступил момент, когда у отдельной семьи отпала необходимость прибегать постоянно к поддержке рода. Родовое хозяйство начало постепенно распадаться. Родовая община становилась соседской, где каждая семья имела право на свою долю общинной собственности.

В таких условиях происходит очередной виток стремительного роста авторитета и власти князей и дружинников, а также тех, кто обслуживает духовные потребности этого уже почти родившегося государства – шаманов и колдунов, жрецов и волхвов разных мастей. Это было время зарождения — имущественного неравенства.

В VIII—IX вв. зародился знаменитый путь «из варяг в греки» (смотри карту!), который стал связующим звеном для всех земель восточных славян и на несколько веков главной торговой артерией. На этом пути как грибы после дождя возникали крупные славянские городские центры — Киев, Смоленск, Любеч, Новгород.

Помимо «пути из варяг в греки» существовал восточный торговый путь, который проходил по Дону и Волге.

Восточные славяне по темпам своего развития находились на среднем уровне. И если от стран Запада они просто отставали, то Византийская империя и Арабский халифат, казалось, находятся на какой-то недосягаемой высоте.

Борьба за власть после смерти Владимира Святого. Ярослав Мудрый во главе Древней Руси.

В 1015 г., незадолго до смерти Владимира, новгородцы вместе с князем Ярославом прекратили платеж дани Киеву. Киевское правительство оценило поведение новгородцев как первый шаг к отделению от Киева.

Владимир, твердо держась старых позиций, решил собрать войско и военной рукой заставить Новгород подчиниться своим требованиям. Новгородцы также стали готовиться к войне. Для усиления обороноспособности они не только мобилизовали свои внутренние силы, но и обратились за помощью к варягам. Варяжская наемная дружина прибыла в Новгород, но новгородцы-де, воспользовавшись отсутствием Ярослава, бывшего в то время в своем подгородном имении (село Ракома), восстали против варягов и перебили их.

Вернувшись в город, Ярослав отомстил новгородцам и перебил тех, кто участвовал в истреблении варягов. В разгаре этих кровавых событий Ярослав получил тайное известие от сестры из Киева, что отец умер и похода на Новгород не будет.

В Киеве в это время положение было очень серьезно. Вместо отца на Киевский стол сел брат Ярослава Святополк, начавший угрожать своим братьям. Это тот самый Святополк, который вместе со своей женой, дочерью польского короля Болеслава, и ее духовником, епископом Райнберном, участвовал в заговоре против своего отца Владимира. Как мы уже знаем, он был лишен свободы, но затем освобожден. Перед смертью отца он находился на свободе, но и без дела, так как отец, по-видимому, не рисковал давать ему поручения.

По получении известий из Киева Ярослав тотчас же экстренно послал предупредить Глеба Муромского об опасности.

Святополк, прозванный «Окаянным», успел убить Бориса, Глеба Муромского, Святослава Древлянского и, очевидно, готовился то же сделать и с Ярославом. Летопись так о Святополке и говорит, объясняя его намерения: «…избью братию мою и приму власть русскую един».

Ярослав созвал в Новгороде вече и изложил новгородцам положение дела. Ярослав просил у веча прощенья за избиение новгородцев, участвовавших в резне варягов, и предлагал совместно подумать над создавшимся положением. Он заставил их серьезно задуматься над вопросом, что делать дальше: идти ли за Святополком и, следовательно, сохранить старые отношения с Киевом, т. е. платить ему дань, или же поддержать его, Ярослава, с именем которого у них связывались надежды на политическую автономию?

Новгородцы выразили свое согласие. После этого Ярослав отправился на юг с 4-тысячной дружиной (цифра по Новгородской лето-лиси) вместе с привлеченными им печенегами. Святополк был разбит у Любеча и бежал в Польшу к своему тестю — польскому князю Болеславу. Последний всегда охотно вмешивался в киевские дела, желая поживиться за счет соседней Руси, и, в частности, вернуть завоеванные Владимиром земли.

Ярослав заключил союз с германским императором Генрихом II и вместе с ним пошел на Польшу. Болеслав успел, однако, заключить с Генрихом мир и пошел вместе со Святополком на Киев против Ярослава (1018 г.). В его войске участвовали наемные немцы и венгры, кроме того, Святополк привлек к себе печенегов. Ярослав вышел навстречу врагам и встретился с ними у Западного Буга. Ярослав потерпел поражение и бежал с четырьмя дружинниками в Новгород. Однако и польское войско недолго оставалось в Киеве. Поляки вызвали среди населения Киевщины возмущение; русский народ стал избивать поляков «отай», т. е. тайно от властей, которые, по вполне понятным причинам, при создавшемся положении не могли стать на сторону восставших. Болеслав вынужден был поспешно возвратиться к себе домой, захватив, однако, Червенские города, недавно отвоеванные у Польши Владимиром Святославичем.

Согласно новгородскому преданию Ярослав хотел ехать за море собирать снова варяжскую дружину, как это делал его отец и еще так недавно он сам, но новгородцы порубили его ладьи, не пустили его за море, обещали сами ему помочь и действительно помогли. Интересный факт активного участия новгородских городских масс в крупных политических событиях. Хотя новгородское известие и не согласуется с данными Титмара, однако оно вполне вероятно.

Торжество Святополка длилось недолго. Ярослав с новгородцами разбил его и занял Киев. Святополк бежал к печенегам и вместе с ними снова пошел на Ярослава. На р. Альте Ярослав нанес ему решительное поражение. Святополк бежал неизвестно куда. После этих крупных событий Ярослав стал владеть Киевом. Теперь Ярослав стал опасен для тех, кто стремился к отпадению от Киева, и в том числе для недавних своих единомышленников.

Против Ярослава выступил полоцкий князь Брячислав, племянник Ярослава. В 1021 г. он напал на Новгород и с добычей возвращался к себе. Ярослав догнал его, отобрал добычу, но скоро помирился с Брячиславом и даже отдал ему Усвят и Витебск. Хотя с полоцким князем и установились с этого времени мирные отношения, но Полоцкое княжество стало жить автономной жизнью, ведя длительную борьбу с Киевом.

Против Ярослава поднялся еще один его брат — Тмутороканекий князь Мстислав, который оказался противником очень грозным и серьезным. Победителем в борьбе между киевским и тмутороканским. князем оказался последний. Это произошло в 1023 г. (битва при Лиетвице около Чернигова).

В этом столкновении нам важно подчеркнуть следующее: Мстислав одолел Ярослава и мог бы завладеть Киевом, и всем киевским. государством, но этого не случилось, во-первых, потому, что Мстислава «не прияша кияне», а, во-вторых, потому, что Мстислав был равнодушен к Киеву и не хотел бороться с «киянами», несмотря на явное превосходство своих сил. Мстислав ограничился лишь, расширением своих владений до Днепра и стал независимым от Киева владетелем.

Отсюда мы имеем право сделать выводы. 1. Горожане (кияне) начинают говорить более громко, политическое значение горожан растет; с этой силой уже приходится считаться и князьям. 2. Мстислав, отрываясь от Киева, ведет себя как представитель нового политического порядка (феодальная раздробленность), 3. Начался распад Киевского государства.

Ярослав в благодарность за помощь действительно выполнил свои обещания новгородцам. Тут дело, конечно, не в его личной честности. Он держался, как мы указывали, мнения, что Новгороду нужно предоставить самостоятельность для выполнения стоявших перед ним задач.

Нам известно, что Ярослав дал новгородцам особые грамоты, которые, к сожалению, до нас.не дошли. Ими новгородцы дорожили в течение всей своей самостоятельной истории. При заключении договоров с князьями новгородцы-республиканцы требовали присяги от князей «на всех грамотах Ярославлих». Новгородцы считали их основой своей конституции.

После смерти Мстислава Тмутороканского (1036 г.) Ярославу удалось завладеть его землей, и Киевское государство сделалось опять необъятным по размерам и «единым».

Верования славян

Верования славян были связаны первоначально, главным образом, с сельским хозяйством. Смысл языческих верований и сопутствующих им обрядов – воздействовать на силы природы в надежде получить хороший урожай. Сам человек от природы не отделялся, считаясь ее частью.

В славянском языческом мире существовало множество существ, которые отождествлялись с силами природы, чаще их старались «умилостивить», упросить о чем-то, реже – напугать, но с той же целью – добиться для себя лучшей доли.

Тех, кто якобы мог управлять силами природы, называли волхвами. Именно к ним спешили за помощью в случае голода, болезней, неурожаев. Язычество являлось политеистической религией: у славян было множество богов.

Бог небес и огня именовался Бог или Сварог и представлялся в образе молодого кузнеца.

К земным божествам, которые могли направлять судьбы людей, относились: Ладо(бог мира, весны, любви); Даждьбог (Ярило, Хорос) ― бог солнца; Стрибог (бог ветра); Велес (бог торговли, покровитель скота); Симаргл (бог семян и растений); Мокошь (богиня воды, плодородия и материнства); Перун (бог грома и молнии) и др.

Наряду с крупными, так сказать, важными божествами, существовали и мелкие или малозначительные, зона ответственности которых была намного уже, а сил и способностей – меньше, как правило, они привязывались территориально к какому-то конкретному месту ― демоны, нимфы, дриады, лешие, водяные.

Поскольку в те далекие времена еще не существовало мест общественного отправления культа (храмов или подобных им сооружений), то обычно изображения богов в виде каменных или деревянных фигур (идолов) ставились на определенных открытых местах ― капищах, а жертвоприношения, которые приносились богам, назывались ― требы.

Со временем одним из самых почитаемых богов становится Перун — бог войны, грома и молнии, покровитель князя и дружины, что само по себе является показателем того, что скоро здесь появится государство.

Таким образом, в основе славянского язычества лежит два культа: это культ природы и культ предков. Культ природы помогал оформить и закрепить связь человека с природой, а культ предков способствовал формированию у славян семейных ценностей.

Клятва Сварожича. Б. Ольшанский.

Правление Рюрика, Олега, Игоря, Ольги

Князь Рюрик (годы правления 862-879 гг.)

Рюрик был призван на Русь, согласно «Повести временных лет», в 862 году. Пришел он не один, а с братьями Синеусом и Трувором. Придя на Русь, Рюрик сел княжить в Новгороде, Синеус – в Белоозере, Трувор – в Изборске. Именно Рюрик стал основателем династии Рюриковичей, которая будет править на Руси, а затем – в России до 1598 года.

Часть современных исследователей склонна считать, что история с Рюриком и братьями – есть не что иное, как более поздняя вставка в летопись, обусловленная причинами исключительно политическими. Другая часть дает право на существование Рюрику, но считает, что Синеус и Трувор – фигуры уж точно вымышленные.

В рамках нашего исторического повествования мы позволим себе считать Рюрика реальной исторической личностью, про которую нам известно несколько фактов, касающихся присоединения к новорожденному государству первых племен: в 883 год – древлян, в 884 год – северян, в 885 год – радимичей.

Примерно в это же время в 862 году Аскольд и Дир, являвшиеся вероятно дружинниками Рюрика, следовавшие в Константинополь с амбициозными планами – ни много ни мало, а установить контроль над путем «из варяг в греки», буквально натыкаются на Киев и как бы между прочим устанавливают там свою власть.

Далее о Рюрике нам известно, что в 879 году он умирает в Новгороде, оставляя малолетнего сына Игоря на попечении у регента Олега, который был то ли родственником, то ли дружинником, то ли просто близким другом Рюрика.

Восстание в Новгороде

В скором времени ситуация в Новгороде стала накаляться. Огромная масса наёмников простаивала в одном из богатейших городов Севера без дела — понятно, что сам собой возник соблазн изъять у местного населения компенсацию за своё пребывание. Летописцы говорили о случаях изнасилований замужних женщин и неоднократных актах разбоя. Некоторое время новгородцы это терпели. Войска ведь были нужны для войны против Киева. Однако и их терпению вскоре пришёл конец.


Викинги Источник: norse.ru

В одну из ночей наиболее смелые новгородцы пробрались в район проживания иностранных наёмников — Поромонов двор — и устроили настоящую резню. Погибли сотни гостей из-за моря. Новгород фактически оказался в состоянии гражданской войны. Дальнейшие события зависели только от политической воли Ярослава — и он показал её во всей красе.

Новгородский князь призвал в свою загородную резиденцию, Ракому, наиболее влиятельных мужей из «тысячи» — гражданского ополчения, которое, по всей видимости, являлось движущей силой в антиваряжском восстании. Новгородцы прибыли к своему князю, полностью уверенные в своей правоте и с надеждой на то, что Ярослав займёт их сторону.

Князь заверил делегатов, что отказывается от мести за павших наёмников: «Уже мне сих не кресити», то есть, не воскресить. Но Ярослав поступал в лучших традициях «Игры престолов» — вопреки произнесённым уверениям в окончании конфликта убил пришедших новгородцев, оставив, таким образом, горожан без активной верхушки. Князь выбрал самый простой и, в то же время, радикальный способ решить проблему.


Ярослав Мудрый в окружении подданных Источник: deduhova.ru

***

Летописи сообщают, что важные известия из Киева Ярослав получил в тот же день, когда совершил расправу над «предателями» — скончался его отец, Владимир Святой. Киевский стол занял освобождённый горожанами из тюрьмы Святополк. Гражданская война переходила в новый этап — у Ярослава не было пути назад. Разрыв с Киевом и расправа над верхушкой новгородских активистов оставляли князю лишь один вариант — продолжать борьбу. Но теперь на кону стояла не независимость Новгорода, а куш более притягательный — великое княжение.

Олег (годы правления 879-912 гг.)

Именно Олега часто рассматривают как истинного основателя Древнерусского государства. В 879 году он, согласно летописи, стал во главе государства и должен был находиться на этом месте до того момента, пока Игорь Рюрикович не будет готов взять власть в свои руки.

В 882, как свидетельствует та же летопись, Олег отправляется в поход на Киев и успешно захватывает будущую столицу Киевской Руси. Началом образования Древнерусского государства является момент захвата Киева и переноса туда столицы нового государства. Кроме того, им Олег облагает данью племена радимичей, северян, древлян, кривичей.

Князь Олег

Еще один важный политический шаг Олега ― поход на Константинополь (в русских летописях – Царьград, современное название – Стамбул). Согласно летописным источником, в 907 году Олег отправился в поход на Царьград.

Византийский император Лев VI Философ отдал приказ закрыть ворота города и загородить цепями гавань, предоставив, таким образом, варягам возможность грабить и разорять пригороды Константинополя. Однако Олег пошёл на необычный штурм: «И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу». Испуганные греки предложили Олегу мир и дань. Князь согласился.

Главным результатом похода и первой внешнеполитической победой Руси стал торговый договор о беспошлинной торговле русских купцов в Византии.

Олег прибивает щит свой к вратам Царьграда. Гравюра Ф. А. Бруни, 1839.

В 911 году между Русью и Византией был заключен первый письменный договор, подтвердивший все ранее полученные привилегии русских купцов. Договор также устанавливал дружественные отношения между государствами, определял порядок выкупа пленных, наказания за уголовные преступления, совершённые греческими и русскими купцами в Византии, правила ведения судебного процесса и наследования, создавал благоприятные условия торговли для русских и греков (отменялась торговая пошлина, обеспечивалась починка судов, ночлег).

Смерть Святополка Окаянного

Согласно летописям, после поражения на реке Альте Святополк бежал через Берестье и Польшу в Чехию. В пути, страдая от болезни, умер.

Не можаше терпети на единомь месте, и пробежа Лядьскую землю, гонимъ Божьимъ гневомъ, прибежа в пустыню межю Ляхы и Чехы, испроверже зле животь свои — летописи

Примечательно, что именем такого «отрицательного персонажа», как Святополк, продолжали называть детей княжеского рода, например, Святополк Изяславич (1050—1113), сын Изяслава Ярославича, в 1093—1113 гг. — великий князь киевский.


Бегство Святополка на картине Бориса Чорикова

Семья Владимира I

Дети Владимира I

Раздел «Владимир I»

Игорь Рюрикович (годы правления 912-945 гг.)

После смерти Олега в 912 году Игорь стал правителем Киевской Руси.

В правление князя Игоря территория Руси впервые подверглась нападению печенегов. В 915 году князю Игорю удалось заключить с ними союз, выторговав для Руси 5 спокойных лет. В 941 году князь Игорь предпринял поход на Константинополь, который закончился бесславным поражением русского войска.

Желая взять реванш после поражения первого похода на Константинополь, князь Игорь предпринял второй поход. В 944 году огромное войско, куда вошли не только славяне, но и приглашенные (вероятно нанятые) варяги и даже печенеги, приблизилось к Константинополю. Византийцы предложили Игорю мир и выгодные условия торговли, конфликт был исчерпан.

После этого похода князь Игорь больше не участвовал в военных походах и даже на сбор дани отправлял дружину своего боярина Свенельда, что стало сказываться на уровне благосостояния дружины самого Игоря. Дружина Игоря стала возмущаться.

После долгих уговоров князь Игорь отправился со своей дружиной в древлянскую землю за данью. Посчитав дань недостаточной, князь Игорь решил собрать дань с древлян еще раз. Возмущенные таким произволом, древляне перебили маленький отряд Игоря, убив также и его самого. Это произошло в 945 году. Князь Игорь был женат на Ольге и имел сына Святослава.

Ранние годы и княжение в Турове

О детстве Святополка ничего не известно. Около 988-990 годов он был посажен отцом на княжение в Турове. После смерти князей Всеволода и Позвизда Владимировичей, прививших на Волыни, территории земли Святополка стали граничить с Польшей. Возможно именно поэтому он был избран в качестве кандидата на брак с дочерью польского князя Болеслава I Храброго.

Брак с дочерью Болеслава I Храброго

По разным версиям, дочь Болеслава I от его третьего брака с Эмгильдой была выдана за Святополка в 1008 (миссия цистерцианца Бруно) или 1013-1014 года (в знак мира с Польшей после неудачного похода Болеслава). На заключение брака в Туров польскую принцессу сопровождал католический епископ Рейнберн. Впоследствии, за организацию заговора по отвращению Руси от «византийского обряда» Святополк был отстранен от наследования киевского престола и заключен в тюрьму вместе с женой и её духовником Рейнберном, которые, по предположению историков, обещали Святополку поддержку Польши в случае успеха заговора. Кроме того, одной из возможных причин заговора называется план Владимира передать правление сыну Борису, которому он ранее поручил возглавить киевскую княжескую дружину.


Ян Матейко Свадьба Святополка и дочери Болеслава Храброго


Болеслав I Храбрый (худ. Я. Б. Якоби, 1828)

Епископ Рейберн

Княгиня Ольга (годы правления 945-962 гг.)

О происхождении княгини Ольги ученые спорят до сих пор, однако по свидетельству летописца: будущая правительница Руси была не знатного рода и происходила из-под Пскова.

Святая великая княгиня Ольга. Н. А. Бруни.

После убийства князя Игоря в 945 г. Древляне решили отправить к княгине посольство с предложением стать женой их древлянского князя Мала. Посольство встретили по приказу Ольги с честью, принеся в ладьях к терему княгини. После чего, однако, послы были сброшены в вырытую яму и закопаны заживо. На этом месть Ольги за гибель мужа не закончилась.

Княгиня отправила послов к древлянскому князю, требуя прислать достойнейших мужей. Желание княгини было исполнено, не сообразившие что к чему послы прибыли к княжескому двору. В этот раз гостеприимная Ольга приказала истопить для дорогих гостей баню, где все послы были благополучно сожжены. Но и это был еще не конец истории про месть княгини за гибель любимого мужа.

Послы Ольги, отправленные в древлянскую землю, сообщили, что княгиня желает справить тризну по мужу на его могиле. После чего – она станет женой древлянского князя. Древляне согласились. Ольга прибыла в древлянские земли с малой дружиной, не сильно сообразительные древляне во время тризны захмелели и были перебиты малочисленным отрядом дружинников княгини. Через год Ольга еще раз разбила древлян, а их столицу Искоростень безжалостно сожгла.

Следующим важным решением, после усмирения древлян, стало проведение Ольгой налоговой реформы: введение взамен полюдья уроков (фиксированного размера дани) и погостов (обозначенных мест для сбора дани). Налоговая реформа Ольги помогла упорядочить систему сбора податей и укрепить авторитет Киева.

Ольга продолжала активно участвовать в управлении государством и после того, как Святослав повзрослел. Молодой князь больше интересовался военными походами, а решение рутинных государственных задач он полностью передал матери.

Заслуживает внимания и внешняя политика княгини Ольги, особенно ее дипломатические способности. Княгине удалось установить прочные отношения с Византийской империей, вряд ли это стало бы возможным без принятия княгиней христианства. В 957 г. Ольга прибыла в Константинополь. По одной из существующих версий, поездка Ольги в Царьград имела целью – найти невесту для сына Святослава. Однако, находясь там, княгиня приняла крещение от Императора Константина и патриарха Феофилакта, получив при крещении имя – Елена.

Святослав же до конца своих дней оставался язычником, хотя и, надо думать, благоразумная княгиня неоднократно пыталась объяснить сыну преимущества и выгоды принятия христианства. Княгиня Ольга умерла в 969 г.

Правление Святослава (962-972)

Князь Святослав Игоревич прославился, прежде всего, как полководец. Формально Святослав стал князем, когда ему было 3 года, после того, как был убит древлянами его отец Игорь. Однако самостоятельно править князь начал только в 962 году.

Летописец дает такой словесный портрет Святослава. Это был прирожденный воин, «рыцарь без страха и упрека», необычайно выносливый в походах, неприхотливый в быту, он мог спать под открытым небом, подложив под голову седло, был невзыскателен в пище, быстр и решителен в движениях. Святослав никогда не нападал на врага, не отправив ему гонца с посланием: «ИДУ на ВЫ».

Первой внутригосударственной военной кампанией Святослава стало подчинение племенного союза вятичей (964), которые все еще продолжали платить дань хазарам. С 964 года князь совершает походы на Оку, в Поволжье, на Северный Кавказ и Балканы, освобождая славянские племена от власти хазар и присоединяя к своим территориям новые земли.

А вот первым серьезным военно-политическим шагом Святослава стало уничтожение Хазарского Каганата. В 965 году Святослав совершил поход на Каганат, штурмом взяв главные города хазар: Саркел, Семендер и столицу Итиль. На месте Саркела была основана Белая Вежа, на Таманском полуострове ― Тмутаракань.

Походы Святослава

Также Святослав совершил два успешных похода в Болгарию. Святослав одержал безоговорочную победу над болгарским войском: в результате этого похода были захвачены в 968 году — Переяславец (Преславец) и Доростол (Дристор).

Желая укрепить княжескую власть, еще при жизни Святослав поделил государство между своими сыновьями: Ярополку достался Киев, Олегу – древлянские земли, а Владимиру — Новгород.

Тем временем власть в Византии захватил Иоанн Цимисхий, которого не устраивал такой воинственный сосед, как Святослав. Цимисхий объединился с имевшими на Святослава зуб болгарами и объявил войну Святославу. В сражении около Переяславца Святослав победил объединенную византийско-болгарскую армию. Иоанн Цимисхий отправил к Святославу делегацию, которая от имени императора предлагала Святославу взять богатые дары, но в обмен на этот – уйти из Болгарии навсегда. Святослав был глубоко оскорблен подобным предложением, потому что уже считал землю, о которой шла речь, своей. Киевский князь отверг предложение византийского императора, чем спровоцировал начало новой войны с Византией и Болгарией (970-971 годы).

Встреча Святослава с Иоанном Цимисхием. К. Лебедев, 1916.

23 апреля 971 года Цимисхий подошел к Доростолу, где располагались основные силы Святослава. Произошло сражение, в результате которого русской армии пришлось отойти в крепость, после этого началась трехмесячная осада. Обе стороны несли серьезные потери. Через три месяца случилось очередное крупное сражение, которое не окончилось победой какой-либо одной стороны, однако после него Святослав вступил в мирные переговоры.

Иоанн Цимисхий принял условия Святослава. Русская армия должна была оставить Болгарию, а Византия выплачивала Руси установленную контрибуцию и подтверждала торговые отношения. Территория восточной Болгарии присоединялась к Византии, независимость сохранили только западные области.

После заключения мира с Византийской империей, Святослав принял решение вернуться домой – в Киев. Весной 972 года Святослав, подойдя к днепровским порогам, подвергся нападению печенегов. В этом бою князь был убит, а печенежский хан Куря, как свидетельствует летопись, сделал из черепа прославленного победами Святослава кубок и пил из него на пирах, желая таким способом заполучить силу, смелость и славу русского князя.

Ярослав Мудрый: разрыв с отцом

Известия, приходившие из Киева, не могли не повлиять на Ярослава. Новгородского князя не устраивало резкое возвышение своего младшего брата, несмотря на то, что расправа над одним из претендентов на киевское княжение была ему на руку.

Новгород не зря в русском общественном сознании связывается с сепаратистскими тенденциями — это подтверждают исторические примеры. Ярослав обладал ресурсами, как материальными, так и людскими, вполне сопоставимыми с киевскими. В условиях внутриполитического кризиса будущий великий князь предпринял весьма радикальный шаг — порвать с центром, отказавшись уплачивать «десятину» — ежегодный налог, собираемый с зависимых княжеств в пользу Киева.


Средневековый Новгород. (adm.nov.ru)

Самостоятельно новгородский князь пойти на такие действия, безусловно, не мог — необходимо было заручиться поддержкой городской знати. Поэтому многие исследователи сходятся во мнении, что влиятельные семьи Великого Новгорода также тяготились зависимостью от Киева и ждали удобного случая, чтобы раз и навсегда отделаться от «южной обузы».

Однако дорога, по которой шёл Ярослав, поразительно походила на то, как действовал его отец, Владимир. Так же, как и 37 лет назад, новгородский князь, за недостатком профессиональных воинов, призвал из-за моря наёмников-варягов. Новгород превратился в большой военный лагерь — викинги ожидали выступления на юг, но, почему-то оно задерживалось. Хотя момент для начала боевых действий был подходящим — печенеги, подстрекаемые польским королём Болеславом, показались на рубежах Киевской земли. Армия, которую Владимир собрал для похода на север против мятежного сына, отправилась на защиту от кочевников. Возглавил её фаворит киевского князя, Борис.


Ростовский князь Борис Источник: информа. рус

Первая междоусобица на Руси

После гибели Святослава в Киеве власть получил Ярополк. Олег, который был на год младше, был посажен править в древлянскую землю, Владимир, сын Святослава от наложницы Малуши, отправился править Новгородом.

Однако через несколько лет отношения между братьями безнадежно испортились, причиной тому было следующее: по приказу княжившего в древлянской земле Олега, которому было всего 13 лет, в древлянских лесах был убит во время охоты сын Свенельда, любимого воеводы старшего брата Ярополка, того самого Свенельда, который еще во времена Игоря собирал там дань. Следствием этого конфликта явился через два года поход киевской рати во главе с Ярополком против древлян. Во время этого поход Олег случайно погиб во время давки на мосту.

Владимир, получив весть о гибели брата, был крайне обеспокоен происходящим, стал опасаться за свою жизнь и бежал к варягам. Ярополк не растерялся и прислал в Новгород на место бежавшего брата – своего наместника. Владимир, однако ж, не мог смириться со своим положением – изгоя. Он решается на рискованный шаг: нанимает отряд варягов, с которым подходит к Новгороду и изгоняет оттуда наместника Ярополка.

Опьяненный победой и не желающий останавливаться на достигнутом Владимир направляется в поход на Киев. По пути князь овладел Полоцком, убив княжившего там варяга Рогволда и его сыновей, а дочь Рогнеду насильно взял себе в жёны.

Положение Ярополка в Киеве была далеко не прочным, население относилось с недоверием к князю, который мало того, что при невыясненных обстоятельствах погубил своего меньшого брата Олега, так еще и покровительствует христианам. Кроме того, приближающийся к Киеву Владимир сумел заручиться поддержкой видных киевских дружинников и бояр, которые начали готовить заговор против Ярополка.

Ярополку так и не удалось собрать войска для сражения с братом, и ему ничего не оставалось, как укрыться за городскими стенами. Однако, предчувствуя, что в Киеве назревает против него заговор, Ярополк бежал из города, а через некоторое время по совету своих бояр сам пришел к Владимиру на переговоры. Однако, Владимир, видимо, не планировал вести диалог с братом, поэтому, как только Ярополк вошел в шатёр Владимира, тут же был заколот мечами.

Междоусобная война 1015-1019

Еще до смерти князя Владимира в Киевской Руси видны признаки грядущей междоусобицы — князь Ярослав Мудрый, правивший в Новгороде, в 1014 году отказался выплачивать ежегодную дань Киеву. В ответ на это, Владимир приказал своему любимому сыну Борису готовиться к походу против Ярослава, а новгородский князь стал нанимать варягов для будущего противостояния. Святополк был прощен и выпущен из тюрьмы, но понимая опасность оставлять молодого князя без внимания, Владимир посадил его близ Киева — в Вышгороде.


Схема — вторая усобица на Руси Подробнее

В 1015 году князь Владимир умирает в селе Берестово и Киевская Русь погружается в кровопролитное противостояние его детей за право на Киевский престол.

Святополк скрывает смерть князя Владимира

«Умер же (Владимир) на Берестовом, и потаили (смерть) его, потому что был Святополк в Киеве: ночью же, разобрав помост между двумя клетями, обернули его в ковёр и спустили на верёвках на землю; возложили на сани, повезли и поставили в церковь Святой Богородицы, которую он сам создал» — ПВЛ


Скрывают смерть князя Владимира (Фрагмент летописей)
После смерти Владимира Святополк утверждается в Киеве и начинает раздавать местной знати имения и подарки, желая задобрить киевлян в начале своего правления.

Убийства Бориса, Глеба и Святослава

Согласно устоявшейся версии именно Святополк послал убийц к своим братьям-князьям, чтобы предотвратить возможные притязания на Киевский престол. Однако впоследствии, после перевода скандинавских саг пересекающихся с данными событиями, некоторые историки сделали предположения о виновности в смерти Бориса не Святополка, а Ярослава. Ниже будет изложена официальная трактовка.

Смерть Бориса Владимировича князя Ростовского

На момент смерти Владимира, князь Борис Ростовский возвращался из похода на печенегов — противник бежал, не вступив в бой, поэтому сопровождающая Бориса княжеская дружина была в полной боевой готовности. Во время остановке на реке Альте сначала пришло сообщение о смерти Владимира, а затем от Святополка:

“Брат, хочу жить с тобой в любви и к полученному от отца владению добавлю еще” — Святополк Окаянный

Узнав о смерти великого князя дружинники предложили Борису идти на Киев и силой отнять у Святополка отцовский престол, но молодой князь ответил:

«Не могу я поднять руку на брата своего, которого чту как отца». — Борис Муромский

Борис Владимирович — фрагмент иконы Подробнее

«Святополк же пришёл ночью к Вышгороду, тайно, призвал Путшу и вышгородских болярцев и спросил их: “Преданы ли мне всем сердцем?” Отвечали же Путша и вышгородцы: “Можем головы свои положить за тебя”. И сказал он им: “Никому не говоря, идите и убейте брата моего Бориса”. Они же обещали ему вскоре всё исполнить». — Летописи

После того как Бориса покинули дружинники и он остался только с ближайшими слугами. Князь Борис начал молиться, скорбя об умершем отце. Глубокой ночью, отправленные Святополком вышегородские бояре, во главе с Путшей, окружили шатер князя и дождавшись пока он уснёт — напали, перебив слуг и пронзив Бориса копьями. Ещё дышавшего Бориса убийцы завернули в шатёрное полотно и повезли в Киев. Проезжая на повозке мимо леса, Борис вдруг стал поднимать голову. Когда Святополку доложили, что его брат ещё жив, новый киевский князь послал двух варягов прикончить его, что те и сделали, пронзив Бориса мечом в сердце. Тело Бориса тайно было привезено в Вышгород и там погребено в церкви св. Василия.


Убийство Бориса и его слуги Георгия Угрина в шатре. Клеймо иконы из Борисоглебской церкви

Смерть Глеба Владимировича князя Муромского

Узнав об убийстве Бориса, родная сестра Ярослава Мудрого, Предслава, написала брату о совершенном злодеянии и предупредила о грозящей тому опастности: «Отец твой умер, а Святополк сидит в Киеве, убил Бориса и за Глебом послал, берегись его очень». — Предслава

Ярослав, в свою очередь, послал сообщение князю Глебу Муромскому, который на тот момент находился на пути в Киев, куда был вызван Святополком под предлогом «навестить тяжко больного отца». Официальные историки предполагают, что Святополк решил заманить Глеба, так как тот был родным братом убитого ранее Бориса и мог захотеть мести.

«Приезжай сюда поскорее, отец тебя зовет: сильно он болен!» — Святополк Окаянный

Глеб Владимирович (князь муромский) Подробнее

Глеб получил от Ярослава письмо во время одной из остановок, недалеко от Смоленска на реке Смядыни: «Не ходи, брат! Отец твой умер, а брат твой убит Святополком». — Ярослав Мудрый

Как гласит житие, когда юный князь со слезами молился об отце и брате, явились посланные к нему Святополком и проявили явное намерение убить его. Сопровождавшие его отроки, по известиям летописей, приуныли, а по житиям святого князя им запрещено было употреблять в защиту его оружие. Горясер, стоявший во главе посланных Святополком, приказал зарезать князя его же повару.

Тело Глеба убийцы погребли «на пусте месте, на брези межи двемя колодами» (то есть в простом гробу, состоящем из двух выдолбленных брёвен).


Убийство Глеба в ладье. Клеймо иконы из Борисоглебской церкви в Запрудах в Коломне

Смерть Святослава Владимировича князя Древлянского

Узнав о гибели Бориса и Глеба, Святослав Древлянский покинул свою столицу и попытался бежать в Карпаты. Погоня догнала Святослава Древлянского на берегу Опир близ нынешнего города Сколе. Согласно местной легенде, когда киевский князь увидел, что победа близка он решил не оставлять в живых никого из семьи преследуемого брата и отдал приказ:

«Сколоть их всех!»

С этим эпизодом легенда и связывает название города Сколе. В сражении с войсками Святополка погибли семеро сыновей Святослава и сам князь.

Гибель Святослава и борьба за власть между сыновьями Владимира Святославича лишила карпатских хорватов последнего союзника, и долины Боржавы и Латорицы были аннексированы венграми.


Памятник Святославу Владимировичу, г. Сколе, Украина Подробнее

Борьба между Ярославом и Святополком за киевский престол

1016 — битва под Любечем

В 1016 году Ярослав во главе 3-тысячного новгородского войска и наёмных варяжских отрядов двинулся против Святополка, позвавшего на помощь печенегов. Два войска встретились на Днепре вблизи Любеча и на протяжении трёх месяцев, до поздней осени, ни одна из сторон не рисковала перейти реку. Наконец это сделали новгородцы, которым и досталась победа. Печенеги были отрезаны от войск Святополка озером и не смогли прийти к нему на помощь.


Битва под Любечем (1016). Радзивилловская летопись.


Битва под Любечем (1016). Печенеги, отрезанные озером от союзников. Радзивилловская летопись.

1017 — осада Киева

В следующем 1017 (6525) году печенеги по наущению Бурицлейфа (здесь мнения историков расходятся, одни считают Бурицлейфа — Святополком, другие — Болеславом) предприняли поход на Киев. Печенеги пошли на приступ значительными силами, тогда как Ярослав мог опираться только на остатки варяжской дружины под предводительством конунга Эймунда, новгородцев и небольшой киевский отряд. По данным скандинавской саги, Ярослав в этом бою был ранен в ногу. Печенегам удалось ворваться в город, но мощный контрудар отборной дружины после тяжелого кровоприлитного боя обратил печенегов в бегство. Кроме того, для обороны Киева положительную роль сыграли большие «волчьи ямы» у стен Киева, вырытые и замаскированные по приказу Ярослава. Осаждённые предприняли вылазку и в ходе преследования захватили стяг Святополка.

1018 — Сражение на реке Буге Святополк и Болеслав Храбрый захватывают Киев

В 1018 году Святополк, женатый на дочери польского короля Болеслава Храброго, заручился поддержкой тестя и вновь собрал войска для сражения с Ярославом. Войско Болеслава, помимо поляков, включало 300 немцев, 500 венгров и 1000 печенегов. Ярослав же, собрав свою дружину, двинулся навстречу и в результате сражения на Западном Буге войско киевского князя было разбито. Ярослав бежал в Новгород, а дорога на Киев была открыта. 14 августа 1018 года Болеслав и Святополк вступили в Киев. Обстоятельства возвращения Болеслава из похода туманны. В Повести временных лет говорится об изгнании поляков в результате восстания киевлян, однако Титмар Мерзебургский и Галл Аноним пишут следующее:


Болеслав Храбрый и Святополк у Золотых ворот Киева

«Болеслав поставил там в Киеве на свое место одного русского, породнившегося с ним, а сам с оставшимися сокровищами стал собираться в Польшу.»

Болеслав получил в награду за помощь Червенские города (важный торговый узел на пути из Польши в Киев) киевскую казну и множество пленных, а также, согласно Хронике Титмара Мерзебургского, Предславу Владимировну — любимую сестру Ярослава, которую он взял в наложницы.

А Ярослав приготовился бежать «за море». Но новгородцы изрубили его ладьи и убедили князя продолжить борьбу со Святополком. Они собрали деньги, заключили новый договор с варягами конунга Эймунда и сами вооружились.

1019 — битва на реке Альте


Битва на Альте (1019). Радзивилловская летопись.
Весной 1019 года Святополк сразился с Ярославом в решающей битве на реке Альте. Летопись не сохранила точного места и подробностей битвы. Известно только, что битва протекала весь день и носила крайне ожесточённый характер.

«Пришёл Святополк с печенегами в силе тяжкой, и Ярослав собрал множество воинов и вышел против него на Альту. Пошли друг на друга, и покрылось поле альтинское множеством воинов. … и на восходе солнца сошлись обе стороны, и была сеча злая, какой не бывало на Руси. И, за руки хватаясь, рубились и сходились трижды, так что кровь текла по низинам. К вечеру одел Ярослав, и Святополк бежал»

Ярослав Мудрый вновь занял Киев, но положение его было шатким и князю предстояло еще не раз доказать собственное право на владение столицей Киевской Руси.

Русь во времена Владимира Святославича

В 980 году Владимир становится единственным правителем Киевской Руси, и уже с первых лет правления перед ним встала необходимость решать важные внутри- и внешнеполитические государственные задачи.

Владимир Святославич. Портрет из «Царского титулярника» XVII века.

Новгород и Киев были вновь объединены, вольнолюбивые прежде древляне вели себя смирно. Однако обнаружилась новая проблема, радимичи и вятичи «отбились от рук», перестав подчиняться Киеву. Владимиру понадобилось три года, чтобы привести в подчинение непокорные племена. Владимир широко использовал практику, введенную еще его отцом: он посылал в различные земли, бывшие племенные княжения, своих сыновей, которые являлись его наместниками.

Владимир решил продолжить внешнюю политику своего отца Святослава, попробовав снова отвоевать земли по Дунаю. Князь организовал поход против Болгарии, который с военной точки зрения был довольно успешен, однако все же закрепиться на Дунае русским не удалось, пришлось заключить с Болгарией мир.

При Владимире обнаружилось новое направление внешней политики – западное. Сильный сосед в лице Польского государства появился у Руси на западе. Основателем Польского государства стал князь Мешко I, принадлежащий к династии Пястов.

Польша рассматривала Русь в качестве своего главного противника на востоке, поскольку между этими двумя государствами имелось ряд спорных земель. Владимир не стал ждать усиления Польского государства и едва вступив на престол, предприимчивый князь организовал военный поход на юго-запад и подчинил эти земли Руси.

Много неприятностей доставляли Руси печенеги, которые периодически совершали разрушительные набеги на русские земли, уводили в плен жителей, сжигали села, уничтожали урожай. Владимир нанес крупное поражение печенегам в 992 году, в честь победы был основан город Переяславль. Однако печенежские набеги на Русь возобновились через несколько лет.

Одним из важных преобразований в деле эффективной защиты от внешних врагов стало масштабное строительство четырех линий оборонительных крепостей на расстоянии 15-20 км вдоль левого берега Днепра. Кроме того, при Владимире была разработана система светового оповещения о приближающихся врагах. Как это работало?

На высоких холмах или специально насыпанных курганах были сооружены сигнальные башни, с верхушек которых открывался хороший обзор во все стороны на многие километры. Стоит дозорному обнаружить угрозу в виде приближающегося полчища печенегов, он тут же зажигает огонь на башне. Завидев сигнал об опасности, дозорный с соседней башни проделывает ту же операцию. И так до тех пор, пока сигнал не дойдет до Киева. Благодаря этой системе, менее чем через час киевляне были в курсе, что опасность приближается.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]