Мать Владимира, великого князя Киевского, не является широко известной исторической личностью. Тем не менее, невозможно ее отнести к незначимым историческим персонажам.
В ее жизни много загадок. Например, ее происхождение. Что известно наверняка о Малуше? Ее брат – дружинник Добрыня стал бессменным наставником будущего князя Киевского, один из самых могущественных людей, а ее сын — князь Владимир остался в истории как человек, крестивший Русь.
Родители
Отец
Князь Святослав Худ. И. Варавин. (около 940 — 972 весна)
Сын киевского князя Игоря Рюриковича и Ольги Мудрой, князь Святослав Храбрый очень рано принял участие в первом походе — вместе с матерью они разбили убивших Игоря древлян и осаждали их столицу Искоростень. Возможно это было причиной жажды Святослава к битвам и походам впоследствии. Об отношениях между Святославом и сыновьями практически ничего не известно. Владимир первые годы рос под наблюдением своей бабки, княгини Ольги — она приказала отлучить его от матери практически сразу после рождения, а отец больше времени проводил в военных походах, чем в Киеве.
В 969 году, перед вторым походом в Болгарию, отец направил Владимира княжить в Новгород, а в качестве наставника при князе находился его дядя Добрыня.
Биография Святослава
Раздел о Святославе
Мать
«Малуша прощается с Владимиром» Худ. С. Ефрошкин
Малуша была рабыней-ключницей у княгини Ольги, а сама происходила из Любеча (поэтому иногда именуется Малушей Любечанкой). Когда Ольга узнала о связи Малуши и Святослава, она в гневе сослала Малушу в село Будятино, где и родился Владимир. Практически сразу после рождения юного княжича увезли в бабке в Киев, а о судьбе Малуши больше информации в летописях не приводится. Её имя фигурирует в описании причины конфликта полоцкого князя Рогволда и Владимира, когда дочь Рогволда Рогнеда во время отказа владимировым сватам презрительно назвала Владимира «рабичичем», т.е. сыном рабыни. Наставник и дядя князя Добрыня, приходившийся Малуше братом, после этого жестоко отомстил Рогнеде.
Какой была мать крестителя Руси
Посмотрим на обстоятельства жизни Малуши.
Если провести параллель с сегодняшним днем, то ее должность была бы под стать какой-нибудь мелкой служащей при огромном предприятии. Что могло произойти, чтобы на нее обратил внимание великий князь? Только ли красота могла его пленить?
Возможно, еще и ум девушки. Ведь ключница ведала хозяйскими припасами, а это дело хлопотное. Всегда должно держать в уме сколько запасов и где, и что пропадет вот-вот, а чего не хватает. В хозяйственных заботах проходит весь день. Не скрыться от людских глаз, приходится быть коммуникабельной (да, слово из современности, но качество ведь не сейчас возникло). Вот возможно как-то и приглянулась хозяйственная девушка великому князю киевскому.
Жены
Полоцкая княжна Рогнеда Рогволдовна
Рогнеда Рогволдовна
Рогнеда была полоцкой княжной, дочерью князя Рогволода. После поражения отца и взятия Полоцка войсками князя Владимира Святославича была была по совету его воеводы Добрыни обесчещена на глазах родителей, после чего насильно взята им в жены. В браке Рогнеды и Владимира родилось 6 детей, в том числе Изяслав — родоначальник династии Изяславичей Полоцких, и Ярослав Мудрый, победивший в противостоянии за киевский престол с другими потомками великого князя Владимира.
Подробнее
Византийская царевна Анна
Византийская царевна Анна Подробнее
Родная сестра византийского императора Василия II, Анна была отправлена в жёны князю Владимиру, чтобы выполнить условия заключения мира и соглашения о русской военной помощи Византии.
Согласно «Повести временных лет», Владимир, захватив Корсунь, потребовал у византийских императоров сестру в жёны, угрожая пойти на Константинополь. Te согласились при условии его крещения. Когда Владимир принял это условие, императоры уговорили Анну отправиться к «тавроскифам», как называли византийцы русских. С плачем царевна попрощалась с близкими, говоря: «Иду, как в полон, лучше бы мне здесь умереть.»
Прочие жёны
Владимир был до крещения известен как «великий распутник» — у него было более 800 наложниц в разных городах. Помимо этого, ещё до перехода в христианство, Владимир состоял в языческих браках. Кроме вышеописанной Рогнеды в летописях упоминается его связи с «чехиней» и «болгарыней». Кроме того, Владимир сделал наложницей беременную вдову своего брата Ярополка, греческую монахиню, похищенную Святославом во время одного из походов. Вскоре она родила сына Святополка.
После крещения Владимир состоял предположительно в двух последовательных христианских браках — с византийской царевной Анной и, после её смерти в 1011 году, с неизвестной «мачехой Ярослава», попавшей в плен к Святополку в 1018 году.
Из язычества в христианство
В Ипатьевской летописи под 1182 годом свояченица Всеволода Большое Гнездо, следовательно, сестра Марии, называется ясыней. Поэтому можно предполагать, что великая княгиня была нерусского происхождения, а принадлежала к племени ясов. Племя это, подобно половецкому, кочевало в южных пределах нынешней России.
Степенная книга называет великую княгиню Шварновной, или Сварновной. Скорее всего, ясский князь Шварн, родитель Марии, был взят в плен Романом Мстиславичем в 1161 году, принял христианскую веру, вступил в русскую дружину и сделался русским боярином. Такое предположение может быть вероятным потому, что князь Изяслав Давидович, в числе бояр которого упоминается Шварн, был тестем старшего брата Всеволода Георгиевича, при котором в юности жил будущий великий князь в Южной Руси.
Мария Ясская — княгиня Русская. Рисунок Ирины Кокаевой Фото: gorets-media.ru
Первое упоминание о Марии Шварновне встречается в летописях под 1175 годом. Повенчались они со Всеволодом Георгиевичем в 1174-м. Через год владимирский князь Михаил Георгиевич скончался, и Всеволод немедленно был призван для занятия великокняжеского престола. Владимирцы торжественно его встретили и клялись быть верными ему и его детям. Но Всеволоду Георгиевичу первые лет семь своего княжения пришлось с оружием в руках защищать свои права. Зато потом он стал могущественнейшим властителем русской земли, усмирявшим пагубные распри властолюбивых князей и во многом осуществившим великую мысль своего брата Андрея Боголюбского о соединении всей русской земли под самодержавной властью одного великого князя. Много Всеволод занимался и мирным благоустройством своих областей, строил храмы и монастыри, возводил укрепления.
Но и самой Марии летописи приписывают многие из добродетелей, которые восхваляются в ее супруге. Она была воспитана «от детскаго возраста в страхе Божием, любила правду, воздавая честь епископам, игуменам и чернецам и пресвитерам, и любила черноризцев и подавала им потребное, ибо была нищелюбива и страннолюбива; печальных и нуждающихся и больных, всех таковых утешала и подавала им потребное».
Дети
Повесть временных лет так передаёт образ жизни Владимира до крещения:
«Был же Владимир побеждён похотью, и были у него жёны […], а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц».
Таким образом, выяснить доподлинно, сколько всего детей мог иметь Владимир I Святославич — не представляется возможным.
Князь Владимир
Жизнь князя Владимира делится на два периода — до и после крещения. Первый период был очень коротким (до 25-летнего возраста). Это время Владимир жил, как язычник. Но он быстро духовно зрел. Во второй период (до самой старости) он, как отец, заботится о духовном и материальном благе своего отечества.
Владимир — внук святой равноапостольной Ольги — родился около 962 года. Отцом его был князь Святослав Игоревич — внук Рюрика (но он был внебрачным сыном Святослава). Матерью была Малуша Малковна, дочь Малка Любечанина, которого историки отождествляют с Малом, князем Древлянским. Приводя к покорности восставших древлян и овладев их городами, княгиня Ольга повелела казнить князя Мала, за которого пытались ее сватать после убийства Игоря, а детей его, Добрыню и Малушу, взяла с собой. Добрыня вырос храбрым умелым воином, обладал государственным умом, был впоследствии хорошим помощником своему племяннику Владимиру в делах военного и государственного управления.
Добрыня Никитич и Малуша — наложница Святослава Игоревича, мать будущего князя Владимира (Крестителя Руси)
Малуша — христианка, сохранившая однако в себе таинственный сумрак языческих древлянских лесов, — полюбилась суровому воину Святославу. Она стала ключницей княгини Ольги, т.е. хранительницей мехов, серебра, монет и прочих драгоценностей. Летописи рассказывают, что, разгневавшись на свою рабыню, Ольга сослала ту в отдаленное селение Будутину весь. Там и родился мальчик, названный русским языческим именем Владимир — владеющий миром, владеющий особым даром мира. Вскоре Владимира отобрали у матери.
Сергей Ефошкин. Мать с сыном. Малуша прощается с Владимиром
Воспитывался он в Киеве, при дворе своей бабки, княгини Ольги. Но еще долго презрительное прозвище «робичич», то есть «сын рабыни», будет преследовать его.
В 970 году Святослав, отправляясь в поход, из которого ему не суждено уже было вернуться, поделил Русскую землю между тремя сыновьями. В Киеве княжил Ярополк, в Овруче, центре Древлянской земли, — Олег, в Новгороде — Владимир.
По смерти Святослава между детьми его началось междоусобие. Шестнадцатилетний Ярополк в 975 г. двинулся походом на своего брата Олега и в сражении у города Овруча Олег погиб. Тогда Ярополк двинулся на Новгород. Совершенно ясно, что он хотел княжить единолично, без конкурентов. Владимиру в это время исполнилось всего 12 лет, и Добрыня увез его «за море» (в теперешнюю Швецию). Через три года он возвратился в Новгород с чужеземной ратью.
Так началась война между Владимиром и его братом Ярополком. Он возглавил поход, в котором ему сочувствует вся языческая Русь, против Ярополка-христианина, или, во всяком случае, по свидетельству летописи, «давшего великую волю христианам». Кроме того, вражда между братьями обострилась еще из-за того, что дочь князя полоцкого Рогнеда, руки которой просил Владимир, отказала ему такими словами: «Не хочу разуть (разуть жениха — обряд свадебный; разуть вместо — выйти замуж) сына рабы», попрекнув его низостью происхождения по матери, и собиралась выходить за Ярополка. Оскорбленный Владимир захватил Полоцк, обесчестил Рогнеду на глазах ее отца и матери, а затем убил обоих родителей. Вслед за этим, летом 978 года он осадил Киев. Ярополк запирается в городке Родня. После почти двухлетней осады голод заставил Ярополка сдаться на милость брата. Но когда Ярополк вступил в покои Владимира, двое варягов, стоявших в дверях, подняли его на мечах «под пазуху».
Сергей Ефошкин. Князь Владимир и князь Ярополк
С этого злодейского убийства и начинается единовластное княжение Владимира на Руси, которое продолжалось долгих 37 лет.
Летописцы намеренно не жалеют черных красок, изображая Владимира до принятия им христианства, с тем чтобы ярче указать на чудотворное действие благодати крещения, представив того же князя в самом светлом виде. Он был жесток, злопамятен и вообще наделен самыми разными пороками, среди которых, прежде всего, называют непомерное сластолюбие. У Владимира той поры было пять жен. Одна из них – упомянутая ужеполоцкая княжна Рогнеда (мать Ярослава Мудрого).
Владимир и Рогнеда с сыном. РОГНЕДА Полоцкая (ок. 960 – ок. 1000) – дочь князя Рогволода из города Полоцка. Была очень красива. Собиралась выйти замуж за Ярополка Святославовича. Отказала князю Владимиру Святославовичу и оскорбила его, назвав сыном рабыни. В 979 году Владимир захватил Полоцк, убил ее родственников, и сделал своей женой. В 981 году родила сына Изяслава. Около 987 года совершила покушение на мужа. За это Владимир приказал ей нарядно одеться и ждать в комнате. Она поняла, что ей грозит, позвала сына и спрятала его. Когда князь вошел с мечом в руке, маленький Изяслав заступился за мать. Владимир не стал убивать Рогнеду. Он отправил ее с сыном в город Свислочь (Изяславль). Сейчас это город Заславль недалеко от Минска. Всего она родила Владимиру 4 сыновей (среди них Ярослав Мудрый) и 3 дочерей. В 1000 году незадолго до смерти приняла монашество под именем Анастасии.
Другой женой Владимира стала вдова убитого им Ярополка, некая гречанка, бывшая прежде монашенкой и привезенная в Киев князем Святославом, пораженным ее красотою. От нее, между прочим, родился потом Святополк Окаянный — убийца святых братьев Бориса и Глеба. Помимо законных жен, князь имел сотни наложниц. «Ненасытен был в блуде, приводя к себе замужних жен и девиц растлевая», так с осуждением писал о Владимире летописец. Как говорится «жил на всю катушку».
Капище у озера
Кроме того, Владимир поначалу был убежденным язычником и ярым противником христианства. Вскоре после вступления в Киев он устроил на холме возле своего дворца настоящий языческий пантеон — поставил изваяния языческих богов: Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симрагла и Мокоши.
«И поклонялись люди им, нарицая их богами, и приводили сынов своих и дочерей, и приносили жертвы бесам… И осквернилась кровьми земля Русская и холм тот», рассказывает летопись.
Борис Ольшанский. Клятва Сварожича
Изваяния Перуна, ставшего по воле Владимира главным божеством древней Руси, устанавливались и в других древнерусских городах. В 983 году, после одного из походов Владимира, на «Перуновом холме» было решено устроить и человеческие жертвоприношения. Жребий пал на двор некоего варяга-христианина, и киевские язычники потребовали принести в жертву его сына. Варяг не подчинился им и не дал своего сына на заклание бесам. В отместку киевляне разметали весь его двор и подрубили сени, на которых он стоял с сыном, и так убили их. Эти варяги-христиане (поздняя церковная традиция называет их имена: Феодор и сын его Иоанн) стали первыми в Русской земле мучениками за веру.
Сергей Ефошкин. Первые русские мученики Федор и Иоанн перед гибелью
Введение единого для всей страны государственного культа Перуна должно было олицетворять единство Древнерусского государства, главенство Киева и киевского князя.
Языческий храм. Проводится обряд в храме. В центре храма 4-х главый Световит
При всем том Владимир в эти годы проявляет всяческую заботу об укреплении государства. Он совершает несколько успешных походов на запад и восток (против поляков, ятвягов, волжских болгар, хазар), подчиняет власти Киева ряд восточнославянских племен (радимичей, вятичей), присоединяет к Руси т.н. Червенские города (Волынь). Различные области Русского государства скрепляются более прочными узами, чем прежде. Он «пас свою землю правдою, мужеством и разумом», как добрый и рачительный хозяин, при необходимости расширял и оборонял ее пределы силой оружия, а возвращаясь из похода, устраивал для дружины и для всего Киева щедрые и веселые пиры.
Васнецов. Владимир-язычник
Однако языческая реформа, изменившая лишь внешнее обличье старых богов, не могла удовлетворить Владимира. Личные поиски веры совпали с требованиями времени. Русь окончательно теряла черты прежней военной федерации отдельных племен, превращалась в единое государство, игравшее все большую роль в европейской и мировой политике. Все это требовало изменений в сфере идеологии.
Филатов. Выбор Веры князем Владимиром
Далеко не сразу Владимир пришел к своей вере. Летопись рассказывает о том, что сперва князь принял послов от волжских болгар (мусульман), латинян и хазарских евреев, предлагавших ему принять их закон. Князь Владимир внимательно выслушивал всех, задавал вопросы.
В мусульманстве Владимиру, как будто нравилась возможность многоженства и в этой жизни, и в будущей. Магометане не случайно упирали именно на этот пункт своего вероучения: они явно пытались приспособиться к нравам Владимира-язычника. Но они не знали, что от язычества Владимир в глубине души уже отвратился. К тому же «предаваться всякому блуду» он мог и не переходя в иную веру… Но Владимир после беседы с «греческим философом» остановился на православии.
Выбор веры
По летописи, князь Владимир, призванный Промыслом Божиим быть крестителем Руси, был уже готов принять православную веру от греков, но, будучи мудрым руководителем, подготавливал народ к крещению путем частых бесед о вере на княжеском дворе, путем испытания вер и посылки посольства в другие страны. И было решено послать послов и испытать каждую веру на месте, и избрали для этого десять мужей, «добрых и смышленых». Отправляя посольство, он знакомил руссов с верою, состоянием торговли, армии, бытия, жизни народов.
И вот эти послы наблюдали в Болгарии, как мусульмане молятся в мечети:«Став там без пояса, сделав поклон, (человек) сядет и глядит туда и сюда, как безумный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их». У немцев «видали в храмах различную службу, но красоты не видели никакой». В Византии же в Константинопольском храме во имя Софии Премудрости Божией они созерцали праздничное патриаршее богослужение при полном свете паникадил, с пением соборных хоров.
Послы киевского князя были ошеломлены увиденным
«Не знали, на небе или на земле мы, — рассказывали послы по возвращении в Киев, — ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как рассказать об этом, знаем только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького, так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве». Выслушав их, бояре сказали князю Владимиру: «Если бы был худ закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а она была мудрейшей из всех людей».
В 987 году на совете бояр Владимир принял решение о крещении «по закону греческому».
По преданию, в обмен на это решение, ему даже обещали руку сестры правящего византийского императора Василия II Анны, которой к этому времени было уже 26 лет. Но обещание не выполнялось, и поэтому Владимиру I пришлось добиваться руки Анны военной силой.
Согласно летописи, в следующем 988 году князь Владимир 6-тысячным войском захватил Корсунь (Херсонес в Крыму, принадлежавший тогда Византии) и потребовал в жёны византийскую принцессу Анну, угрожая в противном случае пойти на Константинополь. Император Василий II вынужден был согласится, потребовав в свою очередь крещения князя, чтобы сестра вышла за единоверца. Получив согласие Владимира принять святое крещение, византийцы прислали в Корсунь Анну со священниками. Но добившись своего, Владимир забыл своё обещание. И тут с ним случилось то, что перевернуло всю его жизнь. Он внезапно ослеп!!! Несколько дней ходил и стонал Владимир. Ужасны были крики князя, когда он понял, что может остаться инвалидом навсегда. Принцесса Анна тогда напомнила о его обещании и посоветовала ему поскорее принять святое крещение. В страхе перед христианским Богом, Владимир вместе со своей дружиной прошел обряд крещения. В крещении Владимир принял имя Василий, в честь правящего византийского императора Василия II, согласно практике политических крещений того времени. Чудо возврата зрения свершилось после крещения. Мир для него преобразился.
Сергей Ефошкин. Князь Владимир. Крещение
У князя Владимира явилась разительная перемена его собственной жизни, его духовно-нравственного состояния. Из страстного, гордого язычника он переродился в целомудренного, кроткого, необычайно милосердного и доброго человека. Он даже всерьёз вознамерился ввести неслыханное до тех пор в человеческой истории новшество — отменить смертную казнь для разбойников, боясь греха.
До принятия христианства на Руси было распространено многоженство. У киевского князя Владимира было 5 законных жен. Православные источники утверждают, что после крещения князь освободил от супружеских обязанностей всех бывших языческих жён. Рогнеде он предложил выбрать мужа, но она отказалась и приняла монашеский постриг.
Сам Владимир, после крещения сочетался браком по христианскому обряду свизантийской принцессой Анной (+1011). Этим браком Владимир достиг того, что Русь перестала считаться в Византии варварским народом. Возрос я династический престиж киевских князей. В дальнейшем, Анна активно участвовала в распространении православия на Руси, «построив многие церкви». Её гробница находилась в церкви Пресвятой Богородицы в Киеве рядом с гробницей св. Владимира Крестителя.
Крещение в Корсуни (Херсонес) князя Владимира с боярами и дружиной было началом крещения всей Русской земли! В сопровождении дружины, бояр, духовенства князь Владимир двинулся к Киеву. Впереди несли кресты, иконы, святые мощи.
По возвращении в Киев князь Владимир собрал 12 своих сыновей и, подготовив их к принятию святой веры Христовой, крестил в источнике, навсегда получившим название Крещатик. Вместе с ними крестился и весь дом его, и некоторые бояре, вероятно, из тех, кто не был в Херсонесе.
Перов В.Г. Крещение Руси. (вторая половина 1870-х — начало 1880-х)
Потом Владимир приказал приступить к массовому крещению. Крещение киевлян происходило в водах Днепра корсунскими священниками. В Киеве крещение народа прошло сравнительно мирно, в то время как в Новгороде, где крещением руководил Добрыня, оно сопровождалось восстаниями народа и подавлением их силой. В Ростовско-Суздальской земле, где местные славянские и финно-угорские племена сохраняли в силу отдалённости определённую автономию, христиане оставались меньшинством и после Владимира (вплоть до XIII века язычество господствовало у вятичей).
Князь Владимир повелел везде сокрушать языческих идолов: одни были сожжены, другие изрублены. А главного же идола Перуна с серебряной головой и золотыми усами было приказано, привязав к хвосту лошади, стащить в Днепр, молотя палками для публичного поругания, а затем провожать до порогов, чтобы никто не мог вытащить и взять его. Там идолу привязали камень на шею и утопили. Кануло в воду русское язычество…
Его милостыни бедным не знали меры. «Красным солнышком» прозвал Владимира русский народ. Средством христианской проповеди были и знаменитые пиры святого Владимира; по воскресеньям и большим церковным праздником после литургии выставлялись для киевлян обильные праздничные столы, звонили колокола, славословили хоры, даже, по преданию, приказал развозить на телегах еду и питьё для немощных и больных.
Князь Владимир
При этом князь продолжал оставаться победоносным полководцем, мужественным воином, мудрым главой и строителем государства. При святом князе Владимире Киевская Русь достигла расцвета и ее влияние распространилось далеко за ее пределы.
При Владимире начинается масштабное каменное строительство на Руси. Заложены города Владимир (990г.), Белгород (991г.), Переяславль (992г.) и многие другие.
Владимир стал возводить Божьи храмы. С первых веков христианства ведет начало обычай воздвигать храмы на развалинах языческих святилищ или на крови святых мучеников. Следуя этому правилу, святой Владимир построил храм святого Василия Великого на холме, где находился жертвенник Перуна, и заложил каменный храм Успения Пресвятой Богородицы (Десятинная церковь) на месте мученической кончины святых варягов-мучеников.
Сергей Ефошкин. У Десятинной церкви
Строили церковь мастера из Византии. Десятинная церковь строилась, скорее всего, по образцу Фаросской церкви при Большом императорском дворце в Константинополе, куда любила ходить на молебны Анна. И хотя ни Фаросская, ни Десятинная церкви не сохранились, археологам удалось воссоздать их внешний вид. Церковь длиной 27 метров и шириной 18 была увенчана пятью большими куполами. Ее украшали фрески и мозаики из разноцветного стекла, а также яшмы. Из-за обилия мрамора на полу и возносящихся ввысь колонн с резными капителями современники именовали Десятинную церковь «мраморяной». Мрамором же были отделаны парапеты у хор, алтарная преграда и карнизы у главных окон. Пол алтаря, помимо разноцветных мраморных плиток, выложен был из муравленого кафеля. Само здание было сложено из плоских тонких кирпичей, замазанных белой штукатуркой.
В 1007 году святой Владимир перенес в Десятинную церковь мощи святой равноапостольной Ольги. А четыре года спустя, в 1011 году, там же была погребена его супруга, сподвижница многих его начинаний, блаженная царица Анна.
Времена Владимира ознаменованы началом распространения грамотности на Руси — что связано с Крещением. Как и многие другие прогрессивные реформы в земле Русской, проводилась она насильственно. Первыми учителями на Руси были как византийцы, так и болгары, в том числе учившиеся на Афоне.
Последние годы жизни Владимира Святославича были омрачены враждой со старшими сыновьями. В 1013 г. был раскрыт заговор Святополка Окаянного против Владимира, приемного отца. Святополк с женой и их соучастник, польский епископ, были арестованы и заключены под стражу. В 1014 г. поднял мятеж другой сын Владимира — Ярослав Новгородский, отказавшись платить дань Киеву. Тогда князь Владимир объявил о походе на Новгород, но тяжело заболел и умер 15 июля 1015 года. Он правил Русским государством 37 лет (978—1015), из них 28 лет прожил во святом крещении.
Святые мощи Владимира были положены в мраморной раке, поставленной в Климентовском приделе Десятинного Успенского храма рядом с такой же мраморной ракой царицы Анны.
Во время монголо-татарского нашествия честные останки святого князя Владимира были погребены под развалинами Десятинного храма. В 1635 году они были обретены, честная глава святого князя Владимира покоилась в Успенском соборе Киево-Печерской лавры, малые частицы святых мощей — в разных местах. Во второй половине XIX века в Киеве был построен храм во имя святого равноапостольного князя Владимира, являющийся в настоящее время кафедральным собором. А в 1853 году был поставлен памятник.
Имя и дело святого равноапостольного князя Владимира связано со всей последующей историей Русской Церкви. «Им мы обожились и Христа, Истинную Жизнь, познали», — засвидетельствовал святитель Иларион. Подвиг его продолжили его сыновья, внуки, правнуки, владевшие Русской землей в течение почти шести столетий: от Ярослава Мудрого, сделавшего первый шаг к независимому существованию Русской Церкви, до последнего Рюриковича, царя Феодора Иоанновича, при котором в 1589 году Русская Православная Церковь стала пятым самостоятельным Патриархатом.
Празднование святому равноапостольному Владимиру было установлено святым Александром Невским после того, как 15 мая 1240 года помощью и заступлением святого Владимира им была одержана знаменитая Невская победа над шведскими крестоносцами.
Поскольку князь Владимир жил до раскола христианской церкви (схизмы 1054), он почитается и католиками.
Материал подготовил Сергей Шуляк
Дети Владимира и Рогнеды
Изяслав I Владимирович
Изяслав I Владимирович (980/981 — 1001)
Подробнее
Старший сын Владимира Крестителя и Рогнеды стал родоначальником династии князей Полоцка, где Изяслав княжил в 989-1001 годах. Остались лишь отрывочные сведения о князе. Спустя 100 лет после его смерти летописец, желая объяснить причину вражды между потомками Владимира, занимавшими Киев, и теми, которые занимали Полоцкое княжество, приводит предание о покушении Рогнеды на жизнь Владимира и о спасении её от смерти сыном Изяславом. Тем не менее, по совету с боярами Владимир дал Изяславу с Рогнедой область отца последней (Рогволода), то есть Полоцкую, в которой отстроил для них город Изяславль (ныне Заславль). Изяслав восстановил разрушенный Полоцк, перенеся его на более высокое и неприступное место в устье реки Полота, на её левый берег. Вероятно, что на первых порах регентшей при нём была его мать Рогнеда.
Ярослав Владимирович Мудрый
Ярослав Мудрый. Портрет из Царского титулярника, 1672г. (978 — 1054)
Биография Ярослава
Раздел по Ярославу
Второй сын Владимира Крестителя и Рогнеды. Согласно легенде, был свидетелем попытки отца казнить мать за покушение на убийство. Ещё в детстве был направлен отцом сначала в Ростов, а затем в Новгород. С 1014 года отношения между отцом и сыном испортились. Ярослав отказался выплачивать положенную дань с Новгорода и начал собирать войска для предстоящей войны, однако вскоре Владимир разболелся и умер.
После смерти Владимира Ярослав вступил в кровопролитную междоусобную войну со своим братом Святополком Окаянным в которой в результате четырёх лет противостояния смог одержать верх. Затем Ярославу предстояло столкнуться с претензиями на часть отцовского наследства от другого брата — Мстислава Тмутараканского.
Несмотря на внутренне- и внешнеполитические проблемы, Ярослав Мудрый не только смог удержать власть в государстве, но и расширил его границы, укрепил защиту от набегов кочевников, а также смог поднять авторитет государства среди других стран Европы. Период правления Ярослава считается расцветом Киевской Руси.
Всеволод Владимирович
(983/984 — до 1013)
В 988 году киевский князь Владимир Святославич покорил город под названием Лодомер (Lodomer) на землях волынян и бужан на правом берегу реки Луги. Князь назвал город своим именем и передал в управление одному из своих сыновей — Всеволоду. Так третий по старшинству сын Рогнеды от Владимира получил в удел Волынь с центром во Владимире.
Существует несколько версий относительно судьбы князя: Д. Лихачёв поддержал гипотезу Брауна о тождественности Всеволода с Виссавальдом, которого Сигрид Гордая сожгла в бане; Браун считал, что варяжское окружение подбило мальчика на разрыв с отцом и вывезло в Швецию (к тому времени Всеволоду могло быть 11-12 лет); Войтович считает версию Брауна маловероятной.
Предслава Владимировна
(ок. 983 — после 1018)
Подробнее
Одна из старших дочерей великого князя Владимира Крестителя. В междоусобной борьбе братьев-Владимировичей в 1015—1019 годах выступала на стороне брата Ярослава Мудрого. Предслава была образованной девушкой — впоследствии она будет известна благодаря своим письмам. Жила и росла Предслава вместе со своей матерью, а затем сёстрами в сельце Предславином, получившем название по её имени.
В 1015 году умер великий князь Владимир Святославич, что ознаменовало начало борьбы за власть между его сыновьями. В более поздних и ряде иностранных источников упоминается, что Болеслав I Храбрый, призванный на помощь Святополком для захвата Киева в 1018 году, сделал Предславу своей наложницей и силой увез в Польшу. После этого в летописях её имя не упоминается.
Премислава Владимировна
(неизвестно — 1015)
Информации практически не сохранилось. Существуют косвенные свидетельства, согласно которым эта дочь Владимира и Рогнеды в 1000 году вышла замуж за Ласло Лысого — герцога Венгрии, владеющего землями между реками Марош и Гран.
Мстислава Владимировна
(978/987 — неизвестно)
Упоминается Мстислава в числе трёх дочерей Владимира, взятых в наложницы королём Польши Болеславом I Храбрым в 1018 году. Согласно предположению польского историка Лябуды, в Польше захваченные дочери Владимира Святого (вместе с Предславой было захвачено несколько её сестёр) жили во дворце на Ледницком острове, и их не принуждали принимать католичество.
Примерно в 1025 году, когда Болеслав умер, пленницы освободились. После этого Мстислава нигде не упоминается. Семьи не имела.
Тяжкая болезнь и основание монастыря
На долю супруги великого князя, кроме благочестивого воспитания подрастающих чад своих, приходились дела благотворительности. И Мария выполняла их с истинно христианской любовью и ревностью. В «Истории Российской с древнейших времен» В.Н. Татищева говорится, что после пожара 1185 года, когда, по выражению летописца, «погоре бо мало не весь город и церквий числом 30 и 2 и соборныя церкви Святыя Богородицы золотоверхая, юже бе украсил благоверный князь Андрей, тогда и великокняжеский дворец послужил жертвой пламени; Великий князь немедленно озаботился возобновлением святых церквей и раздачей неимущим погорельцам на построение жилищ из собственнаго имения, княгиня же преимущественно убогим раздавала, хотя уборы ея богатые едва не все погорели».
Все скорби и бедствия служили только приготовительным испытанием для благочестивой княгини.
После рождения последнего сына Мария заболела тяжким недугом и страдала им до самой своей кончины 7-8 лет. Никоновская летопись и Степенная книга называют эту болезнь «великою»: «и лежала в немощи семь лет, и никакого слова хульнаго не произнесла, но благодарно терпя, часто молясь, и поминала праведного Иова, сказавшаго: если мы могли благое принять от руки Господни, то неужели не стерпим злаго».
В болезни всей душой обращалась великая княгиня к Богу и в 1200 году совершила то великое дело благочестия, которое остается нерушимым и благим и доныне. Она основала во Владимире на горе над маленькой речкой Лыбедью женский монастырь. В Степенной книге Марии приписывается собственно покупка земли для устроения монастыря, а о постройке церкви позаботился ее супруг. Но великая княгиня, вероятно, употребила немало своих средств на устроение всего монастыря в дополнение к средствам, затраченным на то ее супругом. Она хотела в этой обители приготовить самой себе тихое пристанище для последних дней своей жизни и место упокоения для своего тела по смерти.
Успенский собор Княгинина монастыря, где находится гробница Марии Владимирской. Фото «Призыва»
Построив монастырь, многострадальная княгиня однако медлила поселиться в нем, вероятно, потому, что желала не отделяться до времени от своих детей и продолжать их воспитание. Историк Татищев свидетельствует, что часто созывала своих детей болящая княгиня и что «много поучала их, как им жить в мире и любви, людей право судить».
Почувствовав приближение своей кончины, она созвала к себе сыновей своих и высказала им свои последние наставления. Эту прощальную беседу умирающей княгини передают Степенная книга, Никоновская летопись и Житие св. Георгия.
«Сыновья мои любезные, вот я хочу отойти от света сего: имейте между собою любовь: Бога бойтеся всею душой своей; епископам, иереем и диаконом и всякому чину священническому не стыдитесь подклонять главы, потому что они пастыри словесных овец и предстоятели тайной Его (Божией) трапезе. И в монастырях поусердствуйте взыскать домы святых и принимайте от них (святых) молитвы и благословения. Особенно же всякого монаха не минуйте без поклона. Больных посещайте, алчущих и жаждущих накормите и напоите, нагих одевайте, имейте чистоту в себе; пост и молитву любите, начеже милостыню, ибо она поставит вас пред Богом. И наклоняйте голову пред всяким старейшим среди васу и не давайте сильным обижать меньшиху совершайте суд (на защиту) сироте, оправдайте вдову, трезвость имейте, гордость возненавидьте, ибо она и ангелов свела с неба».
От греческой монахини, вдовы Ярополка
Святополк Окаянный
Святополк Владимирович «Окаянный» (ок.979—1019)
Подробнее
Согласно «Повести временных лет» был рождён вдовой Ярополка Святославича, греческой монахиней захваченной в плен еще Святославом и после убийства Ярополка взятой князем Владимиром в наложницы. Сам Владимир признавал Святополка своим сыном, но косвенные свидетельства (происхождение имени и дальнейшее противостояние Святополка с братьями) оставляет возможность для теории об отцовстве Ярополка. Святополк состоял в браке с дочерью польского князя Болеслава Храброго. В последние годы жизни князя Владимира, узнав, что он желает завещать власть любимому сыну Борису, Святополк попытался организовать заговор, но был раскрыт и вместе с женой заключен в темницу. После смерти Владимира в 1015 году, Святополк был освобождён своими сторонниками и занял киевский престол. С этого момента начинается кровопролитная междоусобица, в течении которой были (согласно официальной истории — по приказу Святополка) убиты три единокровных брата Святополка — Борис, муромский князь Глеб и древлянский Святослав.
Дети от болгарской княжны Милолики
Борис Владимирович
Борис Владимирович — фрагмент иконы (ок. 986 — 1015)
Подробнее
По начальной Киевской летописи, он рождён от болгарыни и при втором разделе земель получил в удел Ростов. В 1015 году князь Владимир заболел, и Борис был призван в Киев. Вскоре по его прибытии стало известно о вторжении печенегов, и отец послал его с дружиною для отражения набега. Борис нигде не встретил печенегов и, возвращаясь обратно, остановился на реке Альте. Здесь он узнал о смерти отца и о занятии великокняжеского стола сводным братом Святополком. Дружина предложила идти на Киев и овладеть престолом, но Борис отверг это предложение, вследствие чего дружинники отца покинули его и он остался с ближайшими людьми. Согласно официальной истории, Святополк отправил Путшу и вышегородских бояр для убийства брата. Тело Бориса тайно было привезено в Вышгород и там погребено в церкви св. Василия. Борису было около 25 лет. Позже он вместе с братом Глебом был канонизирован.
Глеб Владимирович
Глеб Владимирович — фрагмент иконы (ок.987 — 1015)
Подробнее
В крещении Давид, князь Муромский (около 1013—1015). Согласно официальной исторической теории, после убийства Бориса Святополк опасаясь мщения решил убить и Глеба. Летописи сообщают, что Глеб, услышав о кончине отца, поспешил в Киев. Вниз от Смоленска он плыл по Днепру на ладье. При нем была небольшая дружина. У Смядыни его догнал посол от Ярослава Мудрого из Новгорода и передал послание: «Не плыви далее. Брат твой Борис убит Святополком».
Услышав это, Глеб стал плакать и молиться, а тем временем подоспели посланные Святополком убийцы, которых тот отправил перехватить Глеба по дороге. Незаметно подкравшись к кораблю князя, убийцы захватили его и обезоружили всех его слуг. Один из убийц по имени Горясер принудил повара Глеба по имени Торчин и тот зарезал князя.
В 1019 году, когда Ярослав занял Киев, по его приказу тело Глеба было отыскано, привезено в Вышгород и погребено вместе с телом Бориса у церкви Святого Василия.
От Адельи
Мстислав Владимирович
Мстислав Владимирович Храбрый (ок.983—1036)
Подробнее
Около 990/1010 года Мстислав был назначен Владимиром в Тмутараканское княжество. В 1023 году, в то время, как Ярослав усмирял мятеж в Суздале, Мстислав подошёл к Киеву, однако, осаждать столицу не стал и занял Чернигов. В 1024 году возле Листвена в Черниговской области произошла битва Мстислава с Ярославом, в которой Ярослав был побежден и бежал в Новгород. В 1026 году братья заключили мир в Городце, согласно которому Ярославу отходил Киев и правая сторона Днепра, Мстиславу оставалась левая сторона с Черниговом и Переяславлем.
В дальнейшем братья совершили совместный поход против Польши в 1031 году, вернув под власть Киева Червенские города, утраченные в период междоусобной войны 1015-1019 годов.
Вплоть до смерти Мстислава на охоте в 1036 году, Ярослав предпочитал править из Новгорода.
Станислав Владимирович
(984/987 — до 1015)
Сын Владимира Святославича и, предположительно, Адельи. Согласно сообщению поздней Никоновской летописи, около 988 года Станислав получил в качестве удела Смоленск. Станислав мало вмешивался в жизнь города, бороться с варягами не мог или не хотел, лишь два раза в год ездил к кривичам за данью и пересылал её в Киев.
Очевидно, Станислав умер раньше отца, не оставив потомства. Стоит отметить, что Станислав — единственный известный носитель этого имени среди Рюриковичей в домонгольский период.
Судислав Владимирович
(984 — 1063)
Подробнее
Сын Владимира Святославича и, предположительно, Адельи. Нестор упоминает его впервые под 988 г. По данным Никоновской летописи, когда началась борьба Ярослава с отцом, Владимир выделил из Новгородского княжества Псков и отдал его Судиславу. Об участии Судислава в усобице Владимировичей 1015—1019 годов нет информации. В 1036 году по смерти Мстислава, Ярослав, очевидно, решил обезопасить себя от дальнейших притязаний на киевский престол и захватил Судислава, посадив брата в темницу и ликвидировав Псковское княжество.
Просидел в заточении около 23 лет и был освобожден уже после смерти Ярослава — в 1059 году «Ярославичи-триумвираты» взяли с дяди присягу и выпустили Судислава. После освобождения постригся в монахи в Киевском монастыре св. Георгия, где и умер в 1063 году.
Прочие дети князя Владимира
Сын Владимира и «чехини» Вышеслав Владимирович
(ок. 977 — после 1010)
Князь новгородский, старший из сыновей Владимира, от «чехини» (по «Саге об Олаве сыне Трюггви» — Аллогии, по Татищеву — варяжки Оловы, «норвежской княжны Олавы»). В 988 (989) г. он получил от отца новгородское княжение, на котором и скончался, по Татищеву — в 1010, а по Миллеру — в 1012 г. На его место в Новгород переведен был из Ростова его брат, Ярослав.
Святослав Владимирович князь Древлянский
(ок. 982—1015)
Подробнее
Около 990 г. Святослав получил Древлянское княжество. В 1015 г., узнав о гибели Бориса и Глеба, Святослав покинул свою столицу и попытался бежать в Карпаты. Святополк с дружиной догнал князя на берегу Опир и отдал приказ: «Сколоть их всех». С этим эпизодом легенда связывает название города Сколе. Князь Святослав погиб в этой битве, а его дружинники отказались перейти на службу к Святополку. Дочь (по другой версии — жена) Святослава, Парасковия (Парашка) укрылась на вершине горы и, настигнутая дружинниками Святополка, бросилась со скалы. Сейчас гора названа в её честь Парашкой.
Позвизд Владимирович
(до 988 — неизвестно)
Сын Владимира Святославича, упоминаемый только в летописном списке. Информации о нём не сохранилось. Некоторые исследователи считали его не сыном, а племянником Владимира. Неизвестно, кем точно была его мать, а также владел ли он каким-нибудь уделом на Руси. По Густинской летописи имел владение на Волыни. Время смерти неизвестно.
Немеркнущая память
Вскоре последовали печальные проводы великой княгини в устроенный ею монастырь. «Везли ее на санях, — повествует историк Татищев, — за нею шел великий князь и все дети их, бывшие тогда во Владимире, и множество народа. Все неутешно плакали, каждый как по матери, ради ее мудрости и великой всем милости и щедрот». Через 18 дней после пострига в монашки Мария преставилась. Погребена она была в нише на северной паперти Успенского собора основанного ею монастыря. Но в более позднее время, при строительстве северного придела Успенского храма, гробница оказалась в Благовещенском приделе храма.
Великая княгиня Мария была прославлена в Соборе Владимирских святых. В Успенском Княгинином монастыре, основанным ею, 19 марта отмечают день памяти святой Марии Владимирской. Многие верующие почитают святую княгиню, молятся ей и получают от нее помощь.
Фото: lubovbezusl.ru
А место на северной окраине Владимира, где, по преданиям, стоял загородный дворец Марии Шварновны, до сих пор называется Марьинкой. Сейчас это район частной застройки во Владимире, а когда-то это была деревня с помещичьей усадьбой. Пожалуй, это самый большой памятник великой княгине.