Семья великого князя Владимира I Святославича(Святой | Креститель | Красное Солнышко)


Мать Владимира, великого князя Киевского, не является широко известной исторической личностью. Тем не менее, невозможно ее отнести к незначимым историческим персонажам.


В ее жизни много загадок. Например, ее происхождение. Что известно наверняка о Малуше? Ее брат – дружинник Добрыня стал бессменным наставником будущего князя Киевского, один из самых могущественных людей, а ее сын — князь Владимир остался в истории как человек, крестивший Русь.

Родители

Отец


Князь Святослав Худ. И. Варавин. (около 940 — 972 весна)
Сын киевского князя Игоря Рюриковича и Ольги Мудрой, князь Святослав Храбрый очень рано принял участие в первом походе — вместе с матерью они разбили убивших Игоря древлян и осаждали их столицу Искоростень. Возможно это было причиной жажды Святослава к битвам и походам впоследствии. Об отношениях между Святославом и сыновьями практически ничего не известно. Владимир первые годы рос под наблюдением своей бабки, княгини Ольги — она приказала отлучить его от матери практически сразу после рождения, а отец больше времени проводил в военных походах, чем в Киеве.

В 969 году, перед вторым походом в Болгарию, отец направил Владимира княжить в Новгород, а в качестве наставника при князе находился его дядя Добрыня.

Биография Святослава

Раздел о Святославе

Мать


«Малуша прощается с Владимиром» Худ. С. Ефрошкин

Малуша была рабыней-ключницей у княгини Ольги, а сама происходила из Любеча (поэтому иногда именуется Малушей Любечанкой). Когда Ольга узнала о связи Малуши и Святослава, она в гневе сослала Малушу в село Будятино, где и родился Владимир. Практически сразу после рождения юного княжича увезли в бабке в Киев, а о судьбе Малуши больше информации в летописях не приводится. Её имя фигурирует в описании причины конфликта полоцкого князя Рогволда и Владимира, когда дочь Рогволда Рогнеда во время отказа владимировым сватам презрительно назвала Владимира «рабичичем», т.е. сыном рабыни. Наставник и дядя князя Добрыня, приходившийся Малуше братом, после этого жестоко отомстил Рогнеде.

Какой была мать крестителя Руси

Посмотрим на обстоятельства жизни Малуши.

Если провести параллель с сегодняшним днем, то ее должность была бы под стать какой-нибудь мелкой служащей при огромном предприятии. Что могло произойти, чтобы на нее обратил внимание великий князь? Только ли красота могла его пленить?

Возможно, еще и ум девушки. Ведь ключница ведала хозяйскими припасами, а это дело хлопотное. Всегда должно держать в уме сколько запасов и где, и что пропадет вот-вот, а чего не хватает. В хозяйственных заботах проходит весь день. Не скрыться от людских глаз, приходится быть коммуникабельной (да, слово из современности, но качество ведь не сейчас возникло). Вот возможно как-то и приглянулась хозяйственная девушка великому князю киевскому.

Жены

Полоцкая княжна Рогнеда Рогволдовна


Рогнеда Рогволдовна

Рогнеда была полоцкой княжной, дочерью князя Рогволода. После поражения отца и взятия Полоцка войсками князя Владимира Святославича была была по совету его воеводы Добрыни обесчещена на глазах родителей, после чего насильно взята им в жены. В браке Рогнеды и Владимира родилось 6 детей, в том числе Изяслав — родоначальник династии Изяславичей Полоцких, и Ярослав Мудрый, победивший в противостоянии за киевский престол с другими потомками великого князя Владимира.

Подробнее

Византийская царевна Анна


Византийская царевна Анна Подробнее

Родная сестра византийского императора Василия II, Анна была отправлена в жёны князю Владимиру, чтобы выполнить условия заключения мира и соглашения о русской военной помощи Византии.

Согласно «Повести временных лет», Владимир, захватив Корсунь, потребовал у византийских императоров сестру в жёны, угрожая пойти на Константинополь. Te согласились при условии его крещения. Когда Владимир принял это условие, императоры уговорили Анну отправиться к «тавроскифам», как называли византийцы русских. С плачем царевна попрощалась с близкими, говоря: «Иду, как в полон, лучше бы мне здесь умереть.»

Прочие жёны

Владимир был до крещения известен как «великий распутник» — у него было более 800 наложниц в разных городах. Помимо этого, ещё до перехода в христианство, Владимир состоял в языческих браках. Кроме вышеописанной Рогнеды в летописях упоминается его связи с «чехиней» и «болгарыней». Кроме того, Владимир сделал наложницей беременную вдову своего брата Ярополка, греческую монахиню, похищенную Святославом во время одного из походов. Вскоре она родила сына Святополка.

После крещения Владимир состоял предположительно в двух последовательных христианских браках — с византийской царевной Анной и, после её смерти в 1011 году, с неизвестной «мачехой Ярослава», попавшей в плен к Святополку в 1018 году.

Из язычества в христианство

В Ипатьевской летописи под 1182 годом свояченица Всеволода Большое Гнездо, следовательно, сестра Марии, называется ясыней. Поэтому можно предполагать, что великая княгиня была нерусского происхождения, а принадлежала к племени ясов. Племя это, подобно половецкому, кочевало в южных пределах нынешней России.

Степенная книга называет великую княгиню Шварновной, или Сварновной. Скорее всего, ясский князь Шварн, родитель Марии, был взят в плен Романом Мстиславичем в 1161 году, принял христианскую веру, вступил в русскую дружину и сделался русским боярином. Такое предположение может быть вероятным потому, что князь Изяслав Давидович, в числе бояр которого упоминается Шварн, был тестем старшего брата Всеволода Георгиевича, при котором в юности жил будущий великий князь в Южной Руси.

Мария Ясская — княгиня Русская. Рисунок Ирины Кокаевой Фото: gorets-media.ru

Первое упоминание о Марии Шварновне встречается в летописях под 1175 годом. Повенчались они со Всеволодом Георгиевичем в 1174-м. Через год владимирский князь Михаил Георгиевич скончался, и Всеволод немедленно был призван для занятия великокняжеского престола. Владимирцы торжественно его встретили и клялись быть верными ему и его детям. Но Всеволоду Георгиевичу первые лет семь своего княжения пришлось с оружием в руках защищать свои права. Зато потом он стал могущественнейшим властителем русской земли, усмирявшим пагубные распри властолюбивых князей и во многом осуществившим великую мысль своего брата Андрея Боголюбского о соединении всей русской земли под самодержавной властью одного великого князя. Много Всеволод занимался и мирным благоустройством своих областей, строил храмы и монастыри, возводил укрепления.

Но и самой Марии летописи приписывают многие из добродетелей, которые восхваляются в ее супруге. Она была воспитана «от детскаго возраста в страхе Божием, любила правду, воздавая честь епископам, игуменам и чернецам и пресвитерам, и любила черноризцев и подавала им потребное, ибо была нищелюбива и страннолюбива; печальных и нуждающихся и больных, всех таковых утешала и подавала им потребное».

Дети

Повесть временных лет так передаёт образ жизни Владимира до крещения:

«Был же Владимир побеждён похотью, и были у него жёны […], а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц».

Таким образом, выяснить доподлинно, сколько всего детей мог иметь Владимир I Святославич — не представляется возможным.

Князь Владимир

Жизнь князя Владимира делится на два периода — до и после крещения. Первый период был очень коротким (до 25-летнего возраста). Это время Владимир жил, как язычник. Но он быстро духовно зрел. Во второй период (до самой старости) он, как отец, заботится о духовном и материальном благе своего отечества.

Владимир — внук святой равноапостольной Ольги — родился около 962 года. Отцом его был князь Святослав Игоревич — внук Рюрика (но он был внебрачным сыном Святослава). Матерью была Малуша Малковна, дочь Малка Любечанина, которого историки отождествляют с Малом, князем Древлянским. Приводя к покорности восставших древлян и овладев их городами, княгиня Ольга повелела казнить князя Мала, за которого пытались ее сватать после убийства Игоря, а детей его, Добрыню и Малушу, взяла с собой. Добрыня вырос храбрым умелым воином, обладал государственным умом, был впоследствии хорошим помощником своему племяннику Владимиру в делах военного и государственного управления.

Добрыня Никитич и Малуша — наложница Святослава Игоревича, мать будущего князя Владимира (Крестителя Руси)

Малуша — христианка, сохранившая однако в себе таинственный сумрак языческих древлянских лесов, — полюбилась суровому воину Святославу. Она стала ключницей княгини Ольги, т.е. хранительницей мехов, серебра, монет и прочих драгоценностей. Летописи рассказывают, что, разгневавшись на свою рабыню, Ольга сослала ту в отдаленное селение Будутину весь. Там и родился мальчик, названный русским языческим именем Владимир — владеющий миром, владеющий особым даром мира. Вскоре Владимира отобрали у матери.

Сергей Ефошкин. Мать с сыном. Малуша прощается с Владимиром

Воспитывался он в Киеве, при дворе своей бабки, княгини Ольги. Но еще долго презрительное прозвище «робичич», то есть «сын рабыни», будет преследовать его.

В 970 году Святослав, отправляясь в поход, из которого ему не суждено уже было вернуться, поделил Русскую землю между тремя сыновьями. В Киеве княжил Ярополк, в Овруче, центре Древлянской земли, — Олег, в Новгороде — Владимир.

По смерти Святослава между детьми его началось междоусобие. Шестнадцатилетний Ярополк в 975 г. двинулся походом на своего брата Олега и в сражении у города Овруча Олег погиб. Тогда Ярополк двинулся на Новгород. Совершенно ясно, что он хотел княжить единолично, без конкурентов. Владимиру в это время исполнилось всего 12 лет, и Добрыня увез его «за море» (в теперешнюю Швецию). Через три года он возвратился в Новгород с чужеземной ратью.


Так началась война между Владимиром и его братом Ярополком. Он возглавил поход, в котором ему сочувствует вся языческая Русь, против Ярополка-христианина, или, во всяком случае, по свидетельству летописи, «давшего великую волю христианам». Кроме того, вражда между братьями обострилась еще из-за того, что дочь князя полоцкого Рогнеда, руки которой просил Владимир, отказала ему такими словами: «Не хочу разуть (разуть жениха — обряд свадебный; разуть вместо — выйти замуж) сына рабы», попрекнув его низостью происхождения по матери, и собиралась выходить за Ярополка. Оскорбленный Владимир захватил Полоцк, обесчестил Рогнеду на глазах ее отца и матери, а затем убил обоих родителей. Вслед за этим, летом 978 года он осадил Киев. Ярополк запирается в городке Родня. После почти двухлетней осады голод заставил Ярополка сдаться на милость брата. Но когда Ярополк вступил в покои Владимира, двое варягов, стоявших в дверях, подняли его на мечах «под пазуху».

Сергей Ефошкин. Князь Владимир и князь Ярополк

С этого злодейского убийства и начинается единовластное княжение Владимира на Руси, которое продолжалось долгих 37 лет.

Летописцы намеренно не жалеют черных красок, изображая Владимира до принятия им христианства, с тем чтобы ярче указать на чудотворное действие благодати крещения, представив того же князя в самом светлом виде. Он был жесток, злопамятен и вообще наделен самыми разными пороками, среди которых, прежде всего, называют непомерное сластолюбие. У Владимира той поры было пять жен. Одна из них – упомянутая ужеполоцкая княжна Рогнеда (мать Ярослава Мудрого).

Владимир и Рогнеда с сыном. РОГНЕДА Полоцкая (ок. 960 – ок. 1000) – дочь князя Рогволода из города Полоцка. Была очень красива. Собиралась выйти замуж за Ярополка Святославовича. Отказала князю Владимиру Святославовичу и оскорбила его, назвав сыном рабыни. В 979 году Владимир захватил Полоцк, убил ее родственников, и сделал своей женой. В 981 году родила сына Изяслава. Около 987 года совершила покушение на мужа. За это Владимир приказал ей нарядно одеться и ждать в комнате. Она поняла, что ей грозит, позвала сына и спрятала его. Когда князь вошел с мечом в руке, маленький Изяслав заступился за мать. Владимир не стал убивать Рогнеду. Он отправил ее с сыном в город Свислочь (Изяславль). Сейчас это город Заславль недалеко от Минска. Всего она родила Владимиру 4 сыновей (среди них Ярослав Мудрый) и 3 дочерей. В 1000 году незадолго до смерти приняла монашество под именем Анастасии.

Другой женой Владимира стала вдова убитого им Ярополка, некая гречанка, бывшая прежде монашенкой и привезенная в Киев князем Святославом, пораженным ее красотою. От нее, между прочим, родился потом Святополк Окаянный — убийца святых братьев Бориса и Глеба. Помимо законных жен, князь имел сотни наложниц. «Ненасытен был в блуде, приводя к себе замужних жен и девиц растлевая», так с осуждением писал о Владимире летописец. Как говорится «жил на всю катушку».

Капище у озера

Кроме того, Владимир поначалу был убежденным язычником и ярым противником христианства. Вскоре после вступления в Киев он устроил на холме возле своего дворца настоящий языческий пантеон — поставил изваяния языческих богов: Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симрагла и Мокоши.

«И поклонялись люди им, нарицая их богами, и приводили сынов своих и дочерей, и приносили жертвы бесам… И осквернилась кровьми земля Русская и холм тот», рассказывает летопись.

Борис Ольшанский. Клятва Сварожича

Изваяния Перуна, ставшего по воле Владимира главным божеством древней Руси, устанавливались и в других древнерусских городах. В 983 году, после одного из походов Владимира, на «Перуновом холме» было решено устроить и человеческие жертвоприношения. Жребий пал на двор некоего варяга-христианина, и киевские язычники потребовали принести в жертву его сына. Варяг не подчинился им и не дал своего сына на заклание бесам. В отместку киевляне разметали весь его двор и подрубили сени, на которых он стоял с сыном, и так убили их. Эти варяги-христиане (поздняя церковная традиция называет их имена: Феодор и сын его Иоанн) стали первыми в Русской земле мучениками за веру.

Сергей Ефошкин. Первые русские мученики Федор и Иоанн перед гибелью

Введение единого для всей страны государственного культа Перуна должно было олицетворять единство Древнерусского государства, главенство Киева и киевского князя.

Языческий храм. Проводится обряд в храме. В центре храма 4-х главый Световит

При всем том Владимир в эти годы проявляет всяческую заботу об укреплении государства. Он совершает несколько успешных походов на запад и восток (против поляков, ятвягов, волжских болгар, хазар), подчиняет власти Киева ряд восточнославянских племен (радимичей, вятичей), присоединяет к Руси т.н. Червенские города (Волынь). Различные области Русского государства скрепляются более прочными узами, чем прежде. Он «пас свою землю правдою, мужеством и разумом», как добрый и рачительный хозяин, при необходимости расширял и оборонял ее пределы силой оружия, а возвращаясь из похода, устраивал для дружины и для всего Киева щедрые и веселые пиры.

Васнецов. Владимир-язычник

Однако языческая реформа, изменившая лишь внешнее обличье старых богов, не могла удовлетворить Владимира. Личные поиски веры совпали с требованиями времени. Русь окончательно теряла черты прежней военной федерации отдельных племен, превращалась в единое государство, игравшее все большую роль в европейской и мировой политике. Все это требовало изменений в сфере идеологии.

Филатов. Выбор Веры князем Владимиром

Далеко не сразу Владимир пришел к своей вере. Летопись рассказывает о том, что сперва князь принял послов от волжских болгар (мусульман), латинян и хазарских евреев, предлагавших ему принять их закон. Князь Владимир внимательно выслушивал всех, задавал вопросы.

В мусульманстве Владимиру, как будто нравилась воз­мож­ность многоженства и в этой жизни, и в будущей. Магометане не случайно упирали именно на этот пункт своего вероучения: они явно пытались приспосо­биться к нравам Владимира-язычника. Но они не знали, что от язычества Вла­димир в глубине души уже отвратился. К тому же «предаваться всякому блуду» он мог и не переходя в иную веру… Но Владимир после беседы с «греческим философом» остановился на православии.

Выбор веры

По летописи, князь Владимир, призванный Промыслом Божиим быть крестителем Руси, был уже готов принять православную веру от греков, но, будучи мудрым руко­водите­лем, подготавливал народ к крещению путем частых бесед о вере на княжеском дворе, путем испытания вер и посылки посольства в другие страны. И было решено послать послов и испытать каждую веру на месте, и избрали для этого десять мужей, «добрых и смышленых». Отправляя посольство, он знакомил руссов с верою, состоянием торговли, армии, бытия, жизни народов.

И вот эти послы наблюдали в Болгарии, как мусульмане молятся в мечети:«Став там без пояса, сделав поклон, (человек) сядет и глядит туда и сюда, как безумный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их». У немцев «видали в храмах различную службу, но красоты не видели никакой». В Византии же в Константинопольском храме во имя Софии Премуд­рости Божией они созер­цали праздничное патриаршее богослужение при полном свете паникадил, с пением соборных хоров.

Послы киевского князя были ошеломлены увиденным

«Не знали, на небе или на земле мы, — рас­сказывали послы по возвращении в Киев, — ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как рассказать об этом, знаем только, что пре­бывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького, так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве». Выслушав их, бояре сказали князю Владимиру: «Если бы был худ закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а она была мудрейшей из всех людей».

В 987 году на совете бояр Владимир принял решение о крещении «по закону греческому».

По преданию, в обмен на это решение, ему даже обещали руку сестры правящего византийского императора Василия II Анны, которой к этому времени было уже 26 лет. Но обещание не выполнялось, и поэтому Владимиру I пришлось добиваться руки Анны военной силой.

Согласно летописи, в следующем 988 году князь Владимир 6-тысячным войском захватил Корсунь (Херсонес в Крыму, принадлежавший тогда Византии) и потребовал в жёны византийскую принцессу Анну, угрожая в противном случае пойти на Константинополь. Император Василий II вынужден был согласится, потребовав в свою очередь крещения князя, чтобы сестра вышла за единоверца. Получив согласие Владимира принять святое крещение, византийцы прислали в Корсунь Анну со священниками. Но добившись своего, Владимир забыл своё обещание. И тут с ним случилось то, что перевернуло всю его жизнь. Он внезапно ослеп!!! Несколько дней ходил и стонал Владимир. Ужасны были крики князя, когда он понял, что может остаться инвалидом навсегда. Принцесса Анна тогда напомнила о его обещании и посоветовала ему поскорее принять святое крещение. В страхе перед христианским Богом, Владимир вместе со своей дружиной прошел обряд крещения. В крещении Владимир принял имя Василий, в честь правящего византийского императора Василия II, согласно практике политических крещений того времени. Чудо возврата зрения свершилось после крещения. Мир для него преобразился.

Сергей Ефошкин. Князь Владимир. Крещение

У князя Владимира явилась разитель­ная перемена его собственной жизни, его духовно-нравственного сос­тояния. Из страстного, гордого язычника он переродился в целомудренного, кроткого, необычайно милосердного и доброго человека. Он даже всерьёз вознамерился ввести неслыханное до тех пор в человеческой истории новшество — отменить смертную казнь для разбойников, боясь греха.

До принятия христианства на Руси было распространено многоженство. У киевского князя Владимира было 5 законных жен. Православные источники утверждают, что после крещения князь освободил от супружеских обязанностей всех бывших языческих жён. Рогнеде он предложил выбрать мужа, но она отказалась и приняла монашеский постриг.

Сам Владимир, после крещения сочетался браком по христианскому обряду свизантийской принцессой Анной (+1011). Этим браком Владимир достиг того, что Русь перестала считаться в Византии варварским народом. Возрос я династический престиж киевских князей. В дальнейшем, Анна активно участвовала в распространении православия на Руси, «построив многие церкви». Её гробница находилась в церкви Пресвятой Богородицы в Киеве рядом с гробницей св. Владимира Крестителя.

Крещение в Корсуни (Херсонес) князя Владимира с боярами и дружиной было началом крещения всей Русской земли! В сопро­вождении дружины, бояр, духовенства князь Владимир двинулся к Киеву. Впереди несли кресты, иконы, святые мощи.

По возвращении в Киев князь Владимир собрал 12 своих сыновей и, подготовив их к принятию святой веры Христовой, крестил в источнике, навсегда получившим название Крещатик. Вместе с ними крестился и весь дом его, и некоторые бояре, вероятно, из тех, кто не был в Херсонесе.

Перов В.Г. Крещение Руси. (вторая половина 1870-х — начало 1880-х)

Потом Владимир приказал приступить к массовому крещению. Крещение киевлян происходило в водах Днепра корсунскими священниками. В Киеве крещение народа прошло сравнительно мирно, в то время как в Новгороде, где крещением руководил Добрыня, оно сопровождалось восстаниями народа и подавлением их силой. В Ростовско-Суздальской земле, где местные славянские и финно-угорские племена сохраняли в силу отдалённости определённую автономию, христиане оставались меньшинством и после Владимира (вплоть до XIII века язычество господствовало у вятичей).

Князь Владимир повелел везде сокрушать языческих идолов: одни были сожжены, другие изрублены. А главного же идола Перуна с серебряной головой и золотыми усами было приказано, привязав к хвосту лошади, стащить в Днепр, молотя палками для публичного поругания, а затем провожать до порогов, чтобы никто не мог вытащить и взять его. Там идолу привязали камень на шею и утопили. Кануло в воду русское язычество…

Его милостыни бедным не знали меры. «Красным солнышком» прозвал Владимира русский народ. Средством христианской проповеди были и знаменитые пиры святого Владимира; по воскресеньям и большим церковным праздником после литургии выставлялись для киевлян обильные праздничные столы, звонили колокола, сла­вословили хоры, даже, по преданию, приказал развозить на телегах еду и питьё для немощных и больных.

Князь Владимир

При этом князь продолжал оставаться победоносным полководцем, мужественным воином, муд­рым главой и строителем государства. При святом князе Владимире Киевская Русь достигла расцвета и ее влияние рас­пространилось далеко за ее пределы.

При Владимире начинается масштабное каменное строительство на Руси. Заложены города Владимир (990г.), Белгород (991г.), Переяславль (992г.) и многие другие.

Владимир стал возводить Божьи храмы. С первых веков христианства ведет начало обычай воздвигать храмы на раз­валинах языческих святилищ или на крови святых мучеников. Следуя этому правилу, святой Владимир построил храм святого Василия Великого на холме, где находился жер­твенник Перуна, и заложил каменный храм Успения Пресвятой Богородицы (Де­сятинная церковь) на месте мученической кончины святых варягов-муче­ников.

Сергей Ефошкин. У Десятинной церкви

Строили церковь мастера из Византии. Десятинная церковь строилась, скорее всего, по образцу Фаросской церкви при Большом императорском дворце в Константинополе, куда любила ходить на молебны Анна. И хотя ни Фаросская, ни Десятинная церкви не сохранились, археологам удалось воссоздать их внешний вид. Церковь длиной 27 метров и шириной 18 была увенчана пятью большими куполами. Ее украшали фрески и мозаики из разноцветного стекла, а также яшмы. Из-за обилия мрамора на полу и возносящихся ввысь колонн с резными капителями современники именовали Десятинную церковь «мраморяной». Мрамором же были отделаны парапеты у хор, алтарная преграда и карнизы у главных окон. Пол алтаря, помимо разноцветных мраморных плиток, выложен был из муравленого кафеля. Само здание было сложено из плоских тонких кирпичей, замазанных белой штукатуркой.

В 1007 году святой Владимир перенес в Десятинную церковь мощи святой рав­но­апостольной Ольги. А четыре года спустя, в 1011 году, там же была погребе­на его супруга, сподвижница многих его начинаний, блаженная царица Анна.

Времена Владимира ознаменованы началом распространения грамотности на Руси — что связано с Крещением. Как и многие другие прогрессивные реформы в земле Русской, проводилась она насильственно. Первыми учителями на Руси были как византийцы, так и болгары, в том числе учившиеся на Афоне.

Последние годы жизни Владимира Святославича были омрачены враждой со старшими сыновьями. В 1013 г. был раскрыт заговор Святополка Окаянного против Владимира, приемного отца. Святополк с женой и их соучастник, польский епископ, были арестованы и заключены под стражу. В 1014 г. поднял мятеж другой сын Владимира — Ярослав Новгородский, отказавшись платить дань Киеву. Тогда князь Владимир объявил о походе на Новгород, но тяжело заболел и умер 15 июля 1015 года. Он правил Русским государством 37 лет (978—1015), из них 28 лет прожил во святом крещении.

Святые мощи Владимира были по­ложены в мраморной раке, постав­ленной в Климентовском приделе Десятинного Успенского храма рядом с такой же мраморной ракой царицы Анны.

Во время монголо-татарского нашествия честные останки святого князя Владимира были погребены под развалинами Десятинного храма. В 1635 году они были обре­тены, честная глава святого князя Владимира покоилась в Успенском соборе Киево-Печерской лавры, малые частицы святых мощей — в разных местах. Во второй половине XIX века в Киеве был построен храм во имя святого равноапостольного князя Владимира, являющийся в настоящее время кафед­раль­ным собором. А в 1853 году был поставлен памятник.

Имя и дело святого равноапостольного князя Владимира связано со всей после­ду­ю­щей историей Русской Церкви. «Им мы обожились и Христа, Истинную Жизнь, познали», — засвидетельствовал святитель Иларион. Подвиг его продол­жили его сыновья, внуки, правнуки, владевшие Русской землей в течение почти шести столетий: от Ярослава Мудрого, сделавшего первый шаг к независимому су­ществованию Русской Церкви, до последнего Рюриковича, царя Феодора Иоан­новича, при котором в 1589 году Русская Православная Церковь стала пятым са­мостоя­тельным Патриархатом.

Празднование святому равноапостольному Владимиру было установлено святым Александром Невским после того, как 15 мая 1240 года помощью и заступлением святого Владимира им была одержана знаменитая Невская победа над шведскими крестоносцами.

Поскольку князь Владимир жил до раскола христианской церкви (схизмы 1054), он почитается и католиками.

Материал подготовил Сергей Шуляк

Дети Владимира и Рогнеды

Изяслав I Владимирович

Изяслав I Владимирович (980/981 — 1001)

Подробнее

Старший сын Владимира Крестителя и Рогнеды стал родоначальником династии князей Полоцка, где Изяслав княжил в 989-1001 годах. Остались лишь отрывочные сведения о князе. Спустя 100 лет после его смерти летописец, желая объяснить причину вражды между потомками Владимира, занимавшими Киев, и теми, которые занимали Полоцкое княжество, приводит предание о покушении Рогнеды на жизнь Владимира и о спасении её от смерти сыном Изяславом. Тем не менее, по совету с боярами Владимир дал Изяславу с Рогнедой область отца последней (Рогволода), то есть Полоцкую, в которой отстроил для них город Изяславль (ныне Заславль). Изяслав восстановил разрушенный Полоцк, перенеся его на более высокое и неприступное место в устье реки Полота, на её левый берег. Вероятно, что на первых порах регентшей при нём была его мать Рогнеда.

Ярослав Владимирович Мудрый


Ярослав Мудрый. Портрет из Царского титулярника, 1672г. (978 — 1054)

Биография Ярослава

Раздел по Ярославу

Второй сын Владимира Крестителя и Рогнеды. Согласно легенде, был свидетелем попытки отца казнить мать за покушение на убийство. Ещё в детстве был направлен отцом сначала в Ростов, а затем в Новгород. С 1014 года отношения между отцом и сыном испортились. Ярослав отказался выплачивать положенную дань с Новгорода и начал собирать войска для предстоящей войны, однако вскоре Владимир разболелся и умер.

После смерти Владимира Ярослав вступил в кровопролитную междоусобную войну со своим братом Святополком Окаянным в которой в результате четырёх лет противостояния смог одержать верх. Затем Ярославу предстояло столкнуться с претензиями на часть отцовского наследства от другого брата — Мстислава Тмутараканского.

Несмотря на внутренне- и внешнеполитические проблемы, Ярослав Мудрый не только смог удержать власть в государстве, но и расширил его границы, укрепил защиту от набегов кочевников, а также смог поднять авторитет государства среди других стран Европы. Период правления Ярослава считается расцветом Киевской Руси.

Всеволод Владимирович

(983/984 — до 1013)
В 988 году киевский князь Владимир Святославич покорил город под названием Лодомер (Lodomer) на землях волынян и бужан на правом берегу реки Луги. Князь назвал город своим именем и передал в управление одному из своих сыновей — Всеволоду. Так третий по старшинству сын Рогнеды от Владимира получил в удел Волынь с центром во Владимире.

Существует несколько версий относительно судьбы князя: Д. Лихачёв поддержал гипотезу Брауна о тождественности Всеволода с Виссавальдом, которого Сигрид Гордая сожгла в бане; Браун считал, что варяжское окружение подбило мальчика на разрыв с отцом и вывезло в Швецию (к тому времени Всеволоду могло быть 11-12 лет); Войтович считает версию Брауна маловероятной.

Предслава Владимировна

(ок. 983 — после 1018)
Подробнее

Одна из старших дочерей великого князя Владимира Крестителя. В междоусобной борьбе братьев-Владимировичей в 1015—1019 годах выступала на стороне брата Ярослава Мудрого. Предслава была образованной девушкой — впоследствии она будет известна благодаря своим письмам. Жила и росла Предслава вместе со своей матерью, а затем сёстрами в сельце Предславином, получившем название по её имени.

В 1015 году умер великий князь Владимир Святославич, что ознаменовало начало борьбы за власть между его сыновьями. В более поздних и ряде иностранных источников упоминается, что Болеслав I Храбрый, призванный на помощь Святополком для захвата Киева в 1018 году, сделал Предславу своей наложницей и силой увез в Польшу. После этого в летописях её имя не упоминается.

Премислава Владимировна

(неизвестно — 1015)
Информации практически не сохранилось. Существуют косвенные свидетельства, согласно которым эта дочь Владимира и Рогнеды в 1000 году вышла замуж за Ласло Лысого — герцога Венгрии, владеющего землями между реками Марош и Гран.

Мстислава Владимировна

(978/987 — неизвестно)
Упоминается Мстислава в числе трёх дочерей Владимира, взятых в наложницы королём Польши Болеславом I Храбрым в 1018 году. Согласно предположению польского историка Лябуды, в Польше захваченные дочери Владимира Святого (вместе с Предславой было захвачено несколько её сестёр) жили во дворце на Ледницком острове, и их не принуждали принимать католичество.

Примерно в 1025 году, когда Болеслав умер, пленницы освободились. После этого Мстислава нигде не упоминается. Семьи не имела.

Тяжкая болезнь и основание монастыря

На долю супруги великого князя, кроме благочестивого воспитания подрастающих чад своих, приходились дела благотворительности. И Мария выполняла их с истинно христианской любовью и ревностью. В «Истории Российской с древнейших времен» В.Н. Татищева говорится, что после пожара 1185 года, когда, по выражению летописца, «погоре бо мало не весь город и церквий числом 30 и 2 и соборныя церкви Святыя Богородицы золотоверхая, юже бе украсил благоверный князь Андрей, тогда и великокняжеский дворец послужил жертвой пламени; Великий князь немедленно озаботился возобновлением святых церквей и раздачей неимущим погорельцам на построение жилищ из собственнаго имения, княгиня же преимущественно убогим раздавала, хотя уборы ея богатые едва не все погорели».

Все скорби и бедствия служили только приготовительным испытанием для благочестивой княгини.

После рождения последнего сына Мария заболела тяжким недугом и страдала им до самой своей кончины 7-8 лет. Никоновская летопись и Степенная книга называют эту болезнь «великою»: «и лежала в немощи семь лет, и никакого слова хульнаго не произнесла, но благодарно терпя, часто молясь, и поминала праведного Иова, сказавшаго: если мы могли благое принять от руки Господни, то неужели не стерпим злаго».

В болезни всей душой обращалась великая княгиня к Богу и в 1200 году совершила то великое дело благочестия, которое остается нерушимым и благим и доныне. Она основала во Владимире на горе над маленькой речкой Лыбедью женский монастырь. В Степенной книге Марии приписывается собственно покупка земли для устроения монастыря, а о постройке церкви позаботился ее супруг. Но великая княгиня, вероятно, употребила немало своих средств на устроение всего монастыря в дополнение к средствам, затраченным на то ее супругом. Она хотела в этой обители приготовить самой себе тихое пристанище для последних дней своей жизни и место упокоения для своего тела по смерти.

Успенский собор Княгинина монастыря, где находится гробница Марии Владимирской. Фото «Призыва»

Построив монастырь, многострадальная княгиня однако медлила поселиться в нем, вероятно, потому, что желала не отделяться до времени от своих детей и продолжать их воспитание. Историк Татищев свидетельствует, что часто созывала своих детей болящая княгиня и что «много поучала их, как им жить в мире и любви, людей право судить».

Почувствовав приближение своей кончины, она созвала к себе сыновей своих и высказала им свои последние наставления. Эту прощальную беседу умирающей княгини передают Степенная книга, Никоновская летопись и Житие св. Георгия.

«Сыновья мои любезные, вот я хочу отойти от света сего: имейте между собою любовь: Бога бойтеся всею душой своей; епископам, иереем и диаконом и всякому чину священническому не стыдитесь подклонять главы, потому что они пастыри словесных овец и предстоятели тайной Его (Божией) трапезе. И в монастырях поусердствуйте взыскать домы святых и принимайте от них (святых) молитвы и благословения. Особенно же всякого монаха не минуйте без поклона. Больных посещайте, алчущих и жаждущих накормите и напоите, нагих одевайте, имейте чистоту в себе; пост и молитву любите, начеже милостыню, ибо она поставит вас пред Богом. И наклоняйте голову пред всяким старейшим среди васу и не давайте сильным обижать меньшиху совершайте суд (на защиту) сироте, оправдайте вдову, трезвость имейте, гордость возненавидьте, ибо она и ангелов свела с неба».

От греческой монахини, вдовы Ярополка

Святополк Окаянный


Святополк Владимирович «Окаянный» (ок.979—1019)

Подробнее

Согласно «Повести временных лет» был рождён вдовой Ярополка Святославича, греческой монахиней захваченной в плен еще Святославом и после убийства Ярополка взятой князем Владимиром в наложницы. Сам Владимир признавал Святополка своим сыном, но косвенные свидетельства (происхождение имени и дальнейшее противостояние Святополка с братьями) оставляет возможность для теории об отцовстве Ярополка. Святополк состоял в браке с дочерью польского князя Болеслава Храброго. В последние годы жизни князя Владимира, узнав, что он желает завещать власть любимому сыну Борису, Святополк попытался организовать заговор, но был раскрыт и вместе с женой заключен в темницу. После смерти Владимира в 1015 году, Святополк был освобождён своими сторонниками и занял киевский престол. С этого момента начинается кровопролитная междоусобица, в течении которой были (согласно официальной истории — по приказу Святополка) убиты три единокровных брата Святополка — Борис, муромский князь Глеб и древлянский Святослав.

Дети от болгарской княжны Милолики

Борис Владимирович

Борис Владимирович — фрагмент иконы (ок. 986 — 1015)

Подробнее

По начальной Киевской летописи, он рождён от болгарыни и при втором разделе земель получил в удел Ростов. В 1015 году князь Владимир заболел, и Борис был призван в Киев. Вскоре по его прибытии стало известно о вторжении печенегов, и отец послал его с дружиною для отражения набега. Борис нигде не встретил печенегов и, возвращаясь обратно, остановился на реке Альте. Здесь он узнал о смерти отца и о занятии великокняжеского стола сводным братом Святополком. Дружина предложила идти на Киев и овладеть престолом, но Борис отверг это предложение, вследствие чего дружинники отца покинули его и он остался с ближайшими людьми. Согласно официальной истории, Святополк отправил Путшу и вышегородских бояр для убийства брата. Тело Бориса тайно было привезено в Вышгород и там погребено в церкви св. Василия. Борису было около 25 лет. Позже он вместе с братом Глебом был канонизирован.

Глеб Владимирович

Глеб Владимирович — фрагмент иконы (ок.987 — 1015)

Подробнее

В крещении Давид, князь Муромский (около 1013—1015). Согласно официальной исторической теории, после убийства Бориса Святополк опасаясь мщения решил убить и Глеба. Летописи сообщают, что Глеб, услышав о кончине отца, поспешил в Киев. Вниз от Смоленска он плыл по Днепру на ладье. При нем была небольшая дружина. У Смядыни его догнал посол от Ярослава Мудрого из Новгорода и передал послание: «Не плыви далее. Брат твой Борис убит Святополком».

Услышав это, Глеб стал плакать и молиться, а тем временем подоспели посланные Святополком убийцы, которых тот отправил перехватить Глеба по дороге. Незаметно подкравшись к кораблю князя, убийцы захватили его и обезоружили всех его слуг. Один из убийц по имени Горясер принудил повара Глеба по имени Торчин и тот зарезал князя.

В 1019 году, когда Ярослав занял Киев, по его приказу тело Глеба было отыскано, привезено в Вышгород и погребено вместе с телом Бориса у церкви Святого Василия.

От Адельи

Мстислав Владимирович


Мстислав Владимирович Храбрый (ок.983—1036)

Подробнее

Около 990/1010 года Мстислав был назначен Владимиром в Тмутараканское княжество. В 1023 году, в то время, как Ярослав усмирял мятеж в Суздале, Мстислав подошёл к Киеву, однако, осаждать столицу не стал и занял Чернигов. В 1024 году возле Листвена в Черниговской области произошла битва Мстислава с Ярославом, в которой Ярослав был побежден и бежал в Новгород. В 1026 году братья заключили мир в Городце, согласно которому Ярославу отходил Киев и правая сторона Днепра, Мстиславу оставалась левая сторона с Черниговом и Переяславлем.

В дальнейшем братья совершили совместный поход против Польши в 1031 году, вернув под власть Киева Червенские города, утраченные в период междоусобной войны 1015-1019 годов.

Вплоть до смерти Мстислава на охоте в 1036 году, Ярослав предпочитал править из Новгорода.

Станислав Владимирович

(984/987 — до 1015)
Сын Владимира Святославича и, предположительно, Адельи. Согласно сообщению поздней Никоновской летописи, около 988 года Станислав получил в качестве удела Смоленск. Станислав мало вмешивался в жизнь города, бороться с варягами не мог или не хотел, лишь два раза в год ездил к кривичам за данью и пересылал её в Киев.

Очевидно, Станислав умер раньше отца, не оставив потомства. Стоит отметить, что Станислав — единственный известный носитель этого имени среди Рюриковичей в домонгольский период.

Судислав Владимирович

(984 — 1063)
Подробнее

Сын Владимира Святославича и, предположительно, Адельи. Нестор упоминает его впервые под 988 г. По данным Никоновской летописи, когда началась борьба Ярослава с отцом, Владимир выделил из Новгородского княжества Псков и отдал его Судиславу. Об участии Судислава в усобице Владимировичей 1015—1019 годов нет информации. В 1036 году по смерти Мстислава, Ярослав, очевидно, решил обезопасить себя от дальнейших притязаний на киевский престол и захватил Судислава, посадив брата в темницу и ликвидировав Псковское княжество.

Просидел в заточении около 23 лет и был освобожден уже после смерти Ярослава — в 1059 году «Ярославичи-триумвираты» взяли с дяди присягу и выпустили Судислава. После освобождения постригся в монахи в Киевском монастыре св. Георгия, где и умер в 1063 году.

Прочие дети князя Владимира

Сын Владимира и «чехини» Вышеслав Владимирович

(ок. 977 — после 1010)
Князь новгородский, старший из сыновей Владимира, от «чехини» (по «Саге об Олаве сыне Трюггви» — Аллогии, по Татищеву — варяжки Оловы, «норвежской княжны Олавы»). В 988 (989) г. он получил от отца новгородское княжение, на котором и скончался, по Татищеву — в 1010, а по Миллеру — в 1012 г. На его место в Новгород переведен был из Ростова его брат, Ярослав.

Святослав Владимирович князь Древлянский

(ок. 982—1015)
Подробнее

Около 990 г. Святослав получил Древлянское княжество. В 1015 г., узнав о гибели Бориса и Глеба, Святослав покинул свою столицу и попытался бежать в Карпаты. Святополк с дружиной догнал князя на берегу Опир и отдал приказ: «Сколоть их всех». С этим эпизодом легенда связывает название города Сколе. Князь Святослав погиб в этой битве, а его дружинники отказались перейти на службу к Святополку. Дочь (по другой версии — жена) Святослава, Парасковия (Парашка) укрылась на вершине горы и, настигнутая дружинниками Святополка, бросилась со скалы. Сейчас гора названа в её честь Парашкой.

Позвизд Владимирович

(до 988 — неизвестно)
Сын Владимира Святославича, упоминаемый только в летописном списке. Информации о нём не сохранилось. Некоторые исследователи считали его не сыном, а племянником Владимира. Неизвестно, кем точно была его мать, а также владел ли он каким-нибудь уделом на Руси. По Густинской летописи имел владение на Волыни. Время смерти неизвестно.

Немеркнущая память

Вскоре последовали печальные проводы великой княгини в устроенный ею монастырь. «Везли ее на санях, — повествует историк Татищев, — за нею шел великий князь и все дети их, бывшие тогда во Владимире, и множество народа. Все неутешно плакали, каждый как по матери, ради ее мудрости и великой всем милости и щедрот». Через 18 дней после пострига в монашки Мария преставилась. Погребена она была в нише на северной паперти Успенского собора основанного ею монастыря. Но в более позднее время, при строительстве северного придела Успенского храма, гробница оказалась в Благовещенском приделе храма.

Великая княгиня Мария была прославлена в Соборе Владимирских святых. В Успенском Княгинином монастыре, основанным ею, 19 марта отмечают день памяти святой Марии Владимирской. Многие верующие почитают святую княгиню, молятся ей и получают от нее помощь.

Фото: lubovbezusl.ru

А место на северной окраине Владимира, где, по преданиям, стоял загородный дворец Марии Шварновны, до сих пор называется Марьинкой. Сейчас это район частной застройки во Владимире, а когда-то это была деревня с помещичьей усадьбой. Пожалуй, это самый большой памятник великой княгине.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]