Богоматерь Оранта Стена Нерушимая. Мозаика Софийского собора в Киеве . 1040-е гг.
Богоматерь Оранта Стена Нерушимая. Мозаика Софийского собора в Киеве . 1040-е гг. Известковый грунт, смальта, кирпич, цветной камень. Место создания Киев, Украина. Эпоха, стиль, направление Киевская Русь
Библиография: Лазарев В.Н. Фрески Софии Киевской. – М., 1960; Лазарев В.Н. История византийской живописи. – М., 1986; Лазарев В.Н. Древнерусские мозаики и фрески XI–XV вв. – М.: Искусство, 1973; Лихачева В. Искусство Византии IV-XV веков. – Л., 1986; Логвин Г.Н. Софія Київська. – Київ, 1971; Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. Т.2. – СПб.1915.; Бухарев И., протоиерей. Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы. (История их и изображения). – М., 1901.
Изображение Богоматери с воздетыми в молении руками и без Младенца называется «Оранта» (от лат. orans —молящаяся). Такие изображения в полный рост по древней традиции часто помещались в верхней части алтаря, в конхе. Если на ранних этапах формирования церковных установлений Иисус изображался символически, то образ Богоматери всегда был в большей мере реалистичен и соотносился с евангельской историей жизни Девы Марии. Черты внешнего облика Пресвятой Девы в словесных описаниях сохранились только у авторов позднего времени. Церковный историк Никифор Ксанфопул (Каллист) в начале XIV столетия наиболее полно и скрупулезно собрал их воедино: «Она была роста среднего или, как иные говорят, несколько выше среднего; цвет лица Ее был как цвет зерна пшеничного; волосы у Нее были светло-русые и несколько златовидные; глаза ясные, взгляд проницательный, со зрачками как бы цвета маслины; брови немного наклоненные и умеренно черные: нос продолговатый; губы цветущие, исполненные сладких речей; лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое: руки и пальцы длинные». Этим представлениям об историческом облике Божией Матери полностью соответствует «Оранта» киевского собора. «Богоматерь Стена Нерушимая» занимает в системе мозаик Софии Киевской исключительное место. «Оранта» высотой 5,45 метра останавливает взор каждого входящего в собор и воспринимается как главное, доминирующее изображение во всем храме. Взывающая Богоматерь подняла руки в молитве к Спасу Вседержителю, изображение которого расположено в зеркале центрального купола. Возвышающаяся над главным алтарем Софийского собора «Оранта» на протяжении почти десяти веков оставалась неповрежденной, несмотря на то что и город, и сам собор неоднократно подвергались разрушениям. Русский народ верил, что Приснодева была чудотворной защитницей и Руси, и стольного Киева, и всего православного люда. По преданию, наше Отечество не погибнет, пока простирает над ним руки Божия Матерь Оранта «Нерушимая Стена». На червленом поясе висит лентион (полотенце), которым, по народному верованию, Сострадательница Божия отирает неисчислимые слезы простого люда. Богородица стоит на украшенном драгоценными камнями пульпите — императорском помосте, кроме того, на ней красные сапожки, ибо Она представлена как Царица Небесная. Голова Милостивой Матери покрыта платом (омофором), перекинутым через левое плечо. Позднее этот плат получит на Руси оригинальное осмысление как «Покров Божией Матери», которым Она духовно сокрыла Русскую Землю от злых напастей, бед и неприятелей. Оттенки Ее синего одеяния с темными складками отчетливо выделяются на общем золотом фоне смальты. Отдельные кусочки мозаики положены под разными углами таким образом, что вокруг фигуры Богородицы всегда видно неяркое сияние. Цветовая палитра мозаики весьма богата: синяя смальта насчитывает двадцать один оттенок, а зеленая — тридцать пять. Примечательная черта киевской «Оранты» — ее пропорции. Перед мозаичистом стояли большие трудности в построении изображения на вогнутой поверхности апсиды. Чтобы не допустить искажений в восприятии фигуры Богородицы, мастер должен был найти особые пропорциональные соотношения. В. Н. Лазарев замечает по этому поводу: «Нельзя закрывать глаза и на то, что по своим пропорциям фигура „Оранты“ плохо приспособлена для отведенного ей места. Она слишком коротка и приземиста. Голова (0,90 м) составляет лишь одну шестую часть фигуры. Нижняя часть последней (2,80 м) непропорционально коротка по отношению к размерам головы (1:3). Если бы мастер учел перспективное сокращение, то он должен был удлинить именно нижнюю часть фигуры, чего он как раз не сделал. Поэтому фигура и кажется такой короткой и большеголовой, что придает ей несколько архаический характер» (Лазарев В.Н. Мозаики Софии Киевской. — М., 1960. С. 100.). Традиционный жест Оранты восходит к ветхозаветной истории Древнего Израиля: поднятые руки — исконная молитвенная поза иудеев. Согласно повествованию Книги Исхода, во время долгой и изнурительной битвы израильтян с амаликитянами у горы Хорив Моисей возвел руки в молитве к Богу Яхве за свой народ. «И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик» (Исх 17:11). Молитвенное участие Моисея в битве предопределило победу иудеев. Эпизод из Ветхого Завета был переосмыслен в Средние века как духовное воинствование за правую веру и христианский народ, как напряжение теургической силы, от которого должны расточиться враги города и народа. Целую вечность не опускающая своих воздетых рук Оранта есть поистине „Воевода“ для киевского христианского люда, самоотверженно принимающая на себя воинский труд заступничества за них, как Моисей принимал на себя бремя своего народа. Канон «Оранты», очевидно, наиболее ранний в истории становления иконографии Богоматери. В римских катакомбах II—IV веков насчитывается несколько десятков изображений женщин с воздетыми руками. Одни из них, всего вероятнее, представляют собой условные портреты погребенных здесь женщин-христианок, а другие — с надписью «Maria» или «Mara» — могут быть отнесены к Богородице. Катакомбные фрески Пречистой Девы еще весьма далеки от канонически устойчивого образа Оранты, но они уже несут в себе в символической форме некоторые богословские представления. Начиная со второй половины IX века, после утверждения в Византии иконопочитания, когда закончилось формирование системы росписей храма, изображение «Богоматери Оранты» помещалось обычно в верхней части алтаря. В восточном христианстве образу «Оранты» придавалась градозащитная функция, истоки которой лежат в церковном песнопении, где Богоматерь уподобляется «царствию нерушимой стены», стене «необоримой», «нерушимой», «недвижимой». Так, например, в «Акафисте Божьей Матери» в 12 икосе поется: «Радуйся царствия нерушимая стено». В Византии Богородица почиталась как заступница и покровительница города и его крепостных стен. Известна прославленная константинопольская «Оранта» во Влахернском монастыре, считавшаяся защитницей всей Византии. С принятием христианства эти представления были заимствованы и Киевской Русью. В богословской программе храмовой росписи идея заступничества «Оранты» приобретала расширенное значение. Молитва Пречистой Девы соединяла Царствие Божие, представленное в верху храма с земным, «дольним миром», где стояли прихожане во время службы. ЧерезБогоматерь таким образом нисходит благодать Господа Бога и освящение человеческой плоти. Отсюда берет начало олицетворение «Богоматери Оранты» с христианским храмом и вообще со всей новозаветной Церковью. Это нашло свое отражение, в частности, в композиции «Вознесения». Мастером мозаики, создавшим софийскую «Оранту», выполнен также «Пантократор» и, очевидно, «Архангел» в главном куполе собора. Об этом говорит общность мозаичной фактуры, укороченные и укрупненные пропорции фигур и схожая трактовка прямолинейных складок.
В начало раздела «Иконопись»>>>
Православная Жизнь
Комплекс мозаик Софии Киевской – в своем роде уникальное произведение, поскольку это единственный, сохранившийся к нашему времени в столь значительной степени, мозаичный ансамбль Киевский Руси (мозаики соборного храма Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве сохранились частично – сам храм был разрушен в 30-х годах XX века, мозаики же Десятинной церкви не сохранились вовсе – до нас дошли только отдельные кусочки смальты).
Софийский собор в Киеве
Построенный в первой половине XI века, собор св. Софии задумывался как место митрополичьей кафедры (кстати, уместно вспомнить, что летописное прозвание Киева – «матерь городов русских» – это дословная калька с греческого языка: «мать городов» – митрополия) и, соответственно, как самый большой и роскошный храм Руси.
Софийский собор. Интерьер
Огромный пятинефный тринадцатикупольный собор создан византийскими мастерами, но, что интересно, собственно в византийской архитектуре того периода прямых аналогов Софии Киевской мы не находим.
Внутреннее убранство также отличается, прежде всего смешением техник – мозаики и фресковой росписи (в Византии, как правило, храмы расписывались либо красками, либо мозаикой). Но Русь XI века была культурной периферией Византийского мира, к тому же мозаика стоила очень дорого (не считая затрат на транспортировку самих материалов). Потому было принято компромиссное решение: ключевые части храма (алтарь, купол, предалтарные столбы и подкупольные арки) были украшены мозаикой, а остальное пространство храма расписано красками.
Мозаики Софии Киевской относятся к позднему Македонскому стилю. Македонским стилем (Македонским ренессансом) обобщенно называют византийское искусство периода правления Македонской императорской династии (867–1056 гг.). Это был период глобального возрождения церковного искусства после иконоборческого гонения. В начале Македонского периода были сильны классические античные формы живописи, но к XI веку тенденции изменились. В этот период происходит перелом в сторону большей строгости, аскетизма. Формы застывают, фигуры святых приобретают суровость, неподвижность, симметричность. Предполагается, что такие трансформации Македонского стиля связаны с влиянием монашеской внутренней «интериорной» эстетики, которая в начале XI века стала если и не доминирующей, то весьма влиятельной. И именно на этот период приходится деятельность такого великого представителя эстетики аскетизма, как прп. Симеон Новый Богослов (+1022). Вот этот строгий, ориентированный на аскетику, напряженно духовный стиль в полной мере проявлен в мозаиках киевской Софии.
Когда мы входим в Софийский собор, первое, что открывается нашим глазам, – величественный образ Богородицы высотой 5,45 метра в алтарной апсиде. Вогнутая поверхность самой апсиды отражает свет таким образом, что создается иллюзия сияния золотого фона вокруг фигуры Богоматери. Это дополнительно подчеркивается кубиками смальты, которые вставлены в штукатурку фона под разными углами.
Фрагметны смальты мозаик Софии Киевской
Цветовая палитра киево-софийских мозаик довольно богата, например, синий цвет имеет 21 оттенок, зеленый – 34 и т. д. Даже золотые фоны неоднородны, золотой цвет имеет 25 оттенков. Всего же мозаики Софийского собора насчитывают 177 оттенков различных цветов.
Богородица изображена молящейся с воздетыми вверх руками, этот древнейший жест молитвы запечатлен еще в росписях первохристианских катакомб. По этому жесту богородичный образ Софийского собора часто именуют Орантой, т. е. молящейся. Также этот образ величают «Нерушимой стеной». Это словосочетание, изначально заимствованное из 12-го икоса акафиста Пресвятой Богородице «Радуйся, царствия нерушимая стено», со временем в народе приобрело буквальное толкование. Ведь за все столетия существования собора, несмотря на многие разорения, стена с этим образом никогда не разрушалась. Потому и возникло поверье, что православный Киев будет стоять до тех пор, пока в Софийском соборе находится с воздетыми руками молящаяся Владычица…
По периметру дуги апсиды проходит греческая надпись, которая еще раз подчеркивает предстательство Богоматери: «ὁ Θεὸς ἐν μέσῳ αὐτῆς καὶ οὐ σαλευθήσεται·βοηθήσει αὐτῇ ὁ Θεὸς τὸ πρὸς πρωΐ πρωΐ – Бог посреди ея и не подвижется: поможет ей Бог утро заутра» (Пс. 45:6).
Широко раскрытые глаза Богоматери, ее спокойный отрешенный взгляд, крупные черты лица – все это признаки нового аскетического стиля. Ее руки воздеты вверх – туда, где в куполе изображен Вседержитель Христос.
Образ Христа Пантократора – Вседержителя исполнен в той же строгой манере, тем же лаконичным языком, свойственным позднему Македонскому стилю.
Круглый щит диаметром 4,1 м с образом Спасителя в куполе окружают четыре архангела в богатых византийских церемониальных одеяниях. Как земные придворные окружают земного императора, ангелы окружают Царя Небесного. Каждый из них держит символы верховной власти: державу и длинный жезл – лабарум, который увенчан полотнищем с греческой надписью: «άγιος, άγιος, άγιος – Свят, Свят, Свят». Это напоминает нам Священное Писание, где говорится о серафимах, окружающих небесный Престол: «И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис. 6:3), и эти же слова – часть литургической Херувимской песни.
Цезуры между фигурами ангелов, заполненные золотым фоном, образуют в куполе золотой крест (нужно сказать, что тема сочетания креста и круга повторяется во внутреннем убранстве Софии Киевской неоднократно).
В отличие от «нерушимой» апсидной стены, купол Софии Киевской серьезно пострадал. Из четырех архангелов сохранился лишь один – в синем одеянии. Остальные трое написаны в 1884 году масляными красками выдающимся художником М. А. Врубелем, который при помощи мазков постарался сымитировать мозаичную поверхность и довольно точно воспроизвел сам стиль изображений.
Точно так же, как и купол, значительно пострадал барабан, где в простенках двенадцати окон были расположены образы двенадцати апостолов. Сохранился (и то частично – по пояс сверху) лишь один образ – апостола Павла.
Под куполом в парусах находились изображения четырех евангелистов. Удивительно, но, как и в случае с апостолами и архангелами, до наших дней уцелел лишь один из этих образов – апостол Марк. Здесь можно отметить, что фотографии, сделанные из самого купола передают многие изображения в «искаженном» виде, ведь эти образы изначально расчитаны на зрителя, который расположен внизу, для чего византийские мастера использовали особые перспективные искажения.
Частично (ноги и руки) сохранилась фигура Иоанна Богослова.
Совсем небольшой фрагмент (письменный стол) остался от изображения апостола Матфея…
Если провести мысленную линию от молящейся Богородицы к Пантократору в куполе, можно увидеть, что Христос на этой оси изображен трижды: Вседержитель в самом куполе, Христос-священник на уровне евангелистов и ниже – в арке, непосредственно над Орантой в сцене Деисиса.
Христос-священник представляет нам довольно редкий иконографический тип, примеров которого сохранилось очень мало. Здесь Спаситель изображен в Своем традиционном, а не в священническом одеянии. А на Его священство указывает лишь прическа, принятая у клириков того периода – выстриженная макушка, т. н. гуменцо (в русской церкви этот тип прически сохранился до середины XVII века, а в Римо-Католической церкви имел место буквально до недавнего времени («тонзура») вплоть до отмены папой Павлом VI в 1973 году).
Деисис (по-гречески – моление). Еще раз напоминает нам о заступничестве Богородицы и святых перед Спасителем за христиан.
В центре композиции изображен Христос в традиционном образе. А по сторонам от него «честнейшая херувимов» и «славнейшая серафимов» Богородица и «больший из рожденных женами» Иоанн Предтеча – главные молитвенники за род христианский.
В Алтаре ниже Богородицы Оранты в двухуровневых регистрах расположены образы Причастия апостолов и ниже – святительский чин.
В сцене Причастия в центре изображен Престол с литургическими принадлежностями на нем и сенью над ним. Вокруг Престола стоят ангелы в виде диаконов в стихарях с рипидами.
По сторонам Престола мы видим изображенного дважды Спасителя, который из Своих рук причащает апостолов (по шесть с каждой стороны), с одной стороны – Тела, с другой – Крови.
Расположение этой композиции именно в центре Алтаря не свойственно собственно византийской традиции. Есть мнение, что таким образом на Руси, принявшей христианство от Византии, подчеркивалась именно восточная традиция причастия двух видов, в отличие от имевшей место к тому времени на Западе, еще до отпадения Рима, традиции причащать мирян только Тела.
Ниже апостольской Евхаристии расположен «святительский чин» – изображение группы святителей – святых архиереев, среди которых мы видим чудотворцев, мучеников и учителей Церкви. Но среди святых епископов есть и два святых диакона: Стефан и Лаврентий.
Нижняя часть этих изображений тоже значительно пострадала и позднее была дописана красками.
Святительский чин. Иоанн Златоуст
Григорий Чудотворец
Климент, папа Римский
Архидиакон Лаврентий
Общий вид главного купола святой Софии с подпружными арками
Четыре подпружных арки, поддерживающие купол, украшены медальонами с образами сорока мучеников Севастийских (на сей день сохранилось 15 таких медальонов: 10 на южной арке и 5 – на северной). Мученические образы, расположенные в арках, несущих на себе свод, вероятно, должны были напоминать, что Церковь зиждется на крови мучеников.
Каждый из мучеников в одной руке держит крест, как символ своих страданий, а в другой – венец, как символ небесной награды.
Совмещенное изображение сцены Благовещения на предалтарных столпах
На столпах, расположенных вокруг алтарной апсиды, помещен образ Благовещения Пресвятой Богородицы – начало новозаветной истории. На одном столпе – архангел Гавриил, образ которого сопровождается написанным по-гречески приветствием: «Радуйся, Благодатная…», на другом – сама Богородица. Рядом – греческая надпись: «Се раба Господня…»
От других мозаик, напоминающих о Ветхом Завете, сохранился лишь образ первосвященника Аарона, расположенный на внутренней предалтарной арке.
Мозаичные орнаменты Софии Киевской. Оформление спинки трона Киевских Митрополитов
Также сохранилось множество орнаментов, которые, где нужно, оттеняют или подчеркивают основные изображения.
Мозаики Софии Киевской воплотили в себе итоги развития Македонского стиля византийского искусства. Их строгая сдержанная, направленная внутрь, красота возводила мысли древнерусских христиан к Божественным истинам, образом которых и призваны быть христианские иконы. Эта красота и ныне, спустя почти девять столетий, продолжает являть эти истины нашим современникам.
Дмитрий Марченко
Литература: Лазарев В. Н. Древнерусские мозаики и фрески XI–XV вв. М.: Искусство, 1973. Національний заповідник «Софія Київська». К.: Балтія-Друк, 2011. Бычков В. В. Малая история византийской эстетики. К.: Путь к истине, 1991. Колпакова Г. С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. СПб.: Азбука-классика, 2010. История иконописи VI–XX века. М.: Арт-БМБ, 2002. Сарабьянов В. Д., Смирнова Э. С. История древнерусской живописи. М.: ПСТГУ, 2007.
Смотрите также: Граффити Софии Киевской. Память о Древней Руси